Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект урока чтения паустовский последний черт. Конспект урока чтения К.Г. Паустовский "Последний черт"

Тема урока: К.Г.Паустовский «Последний чёрт»

Задачи урока:
1) Образовательные:
выразительность);


пеликане и узкоколейной ж/д.
2) Воспитывающие:



3) Коррекционно-развивающие:

прочитанного рассказа;


упражнений физминутки.

Ход урока:
I Оргмомент
Актуализация опорных знаний
а) « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Определить по силуэту птицу
б) беседа
Что объеденяет эти рисунки?


писатель
журналист
репетитор
санитар
вагоновожатый
Врач
Россия
русские люди
русская природа
инопланетным цивилизациям.


охота
рыбалка
хоккей
футбол

в) Викторина « Рыбалка»



(дед Митяй;
(Рувим.

(20 процентов;
(10 процентов;
(10 долей



За дикой малиной
за ягодой
покупаться
порыбачить
настрелять уток к ужину



(закричал на него;
(клюнул в ногу;
(укусил за руку



ягод нет
не хотим лапти уродовать
чертей развелось много
боимся ходить
озеро высохло
далеко ходить
медведей много появилось

г) Работа с иллюстрациями.


- Вредно ли вообще курить?






д) Работа с пословицами.

- радость
- тревогу
- горе
- любовь
У страха глаза велики.



(о трусости)


е) Работа с текстом
- Как кричал «чёрт»?


а) «На чёрной воде.»
б) «Оперение её »
в) «Птица вытащила »
г) «К голове был »
д) «-Уэк! – предостерегающе »







Чем же закончилась история?





з)Лексическое упражнение



Погодить надо.
Слышь, как зубами кляцает.


Ослобонили народ от страха.
Порты у меня – первый сорт.

2.Домашнее задание.
3. Итог урока.

Умные и верные друзья.

Читайте, читайте и читайте!

Тема урока: К.Г.Паустовский «Последний чёрт»
Цель урока: формировать читательскую компетентность у учащихся с ОВЗ
Задачи урока:
1) Образовательные:
(отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность,
выразительность);
(учить пересказывать и читать по ролям;
(учить ориентироваться в тексте через выборочное чтение;
(расширять кругозор учащихся через сообщение информации о
пеликане и узкоколейной ж/д.
2) Воспитывающие:
(воспитывать любовь и интерес к урокам чтения;
(воспитывать бережное отношение к природе;
(воспитывать умение работать в микрогруппе и парах;
3) Коррекционно-развивающие:
(коррегировать и развивать мыслительные операции (анализ, синтез,
обобщение и классификацию) через выполнение заданий и анализ
прочитанного рассказа;
(развивать связную устную речь учащихся через беседу и пересказ;
(развивать зрительное восприятие через составление разрезных
картинок и слуховое восприятие и внимание через выполнение
упражнений физминутки.

Ход урока:
I Оргмомент
Актуализация опорных знаний
а) « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Определить по силуэту птицу
б) беседа
Что объеденяет эти рисунки?

Выберите лишний факт из биографии Паустовского:
писатель
журналист
репетитор
санитар
вагоновожатый
Врач
– Каковы основные темы творчества писателя?
Россия
русские люди
русская природа
инопланетным цивилизациям.

Любимое увлечение Паустовского
охота
рыбалка
хоккей
футбол

Какое отношение имеет к нашему уроку? (читаем рассказ «Последний черт)

в) Викторина « Рыбалка»

1. Кто главный герой рассказа «Последний чёрт»?
(свинья, напавшая на деда Митяя;
(дед Митяй;
(Рувим.
2. Кличка деда Митяя в деревне:
(20 процентов;
(10 процентов;
(10 долей
3.Почему его так называли? Стр.198
4.А могла бы закрепиться за ним кличка, если бы он был удачен в делах?
- Есть ли клички у ребят вашего класса?
- Красиво ли называть людей по кличкам?
5. Зачем дед ходил на Глухое озеро?
За дикой малиной
за ягодой
покупаться
порыбачить
настрелять уток к ужину

6.Почему он вернулся с перекошенным от страха лицом?
(он кричал по деревне, что на озере завелись черти)

7. Как чёрт напугал деда Митяя?
(закричал на него;
(клюнул в ногу;
(укусил за руку

8.Почему ему никто не верил? стр 198
(у чертей никогда не было клювов, черти на озёрах не водятся; он был чудак и неудачник)
Чёрт злой озорной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

9.Что в доказательство показал дед? (порванные штаны)

10. Что бабы отвечали на вопрос мужиков: "Почему не ходите на Глухое озеро за ягодами?"
ягод нет
не хотим лапти уродовать
чертей развелось много
боимся ходить
озеро высохло
далеко ходить
медведей много появилось

И мы сейчас отправимся вместе с героями на Глухое озеро.

г) Работа с иллюстрациями.

Какой эпизод изображён на иллюстрации? Найдите и зачитайте отрывок из текста.
Стр 200, «Весь день мы шли к солнцу.»

Почему никто не решался закурить? Можно ли это было делать? Почему?
- Вредно ли вообще курить?

Как характеризуют такие поступки людей?
Героям характерны осмотрительность, бережливость, ответственность. Как соотнести данные понятия с их расшифровкой?
Осмотрительность – осторожность в своих поступках.
Бережливость – бережное отношение к имуществу, природе.
Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, быть ответственным за них.
- Нужно ли вам вырабатывать эти качества?

д) Работа с пословицами.
-Какое чувство постоянно звучало в словах деда Митрия при сопровождении Паустовского и Рувима на Глухое озеро? - страх
- радость
- тревогу
- горе
- любовь
- Как называют высказывания, в которых заключена народная мудрость?
У страха глаза велики.
Не так страшен чёрт, как его малюют.
Трусливому зайке и пенёк – волк.
Волков бояться – в лес не ходить.

Какой общей темой можно объединить все четыре пословицы? О чём они?
(о трусости)
- Трусость – это черта характера. Быть трусливым – хорошо или плохо?
- Назовите противоположную черту характера (храбрость, смелость)
- Надеюсь, вы все вырастите храбрыми и смелыми мужчинами и сможете
постоять не только за себя, но и за свою Родину.

е) Работа с текстом
- Кто был тот, кого дед принял за чёрта?
- Как кричал «чёрт»?
- Что это за птица? Кто из вас видел такую её? Где?

Найдите описание птицы в тексте. Оно спрятано в предложениях, которые начинаются так:
а) «На чёрной воде.»
б) «Оперение её »
в) «Птица вытащила »
г) «К голове был »
д) «-Уэк! – предостерегающе »

А вот как описывается пеликан в научной литературе.
Пеликаны обитатели морских мелководий, неглубоких пресных и солёных озёр, устьев крупных
рек. Ходят они неуклюже, но хорошо летают и плавают, могут подолгу парить. С воды поднимаются после разбега. В полёте из-за длинного тяжёлого клюва держат шею буквой S. нырять они не могут, поэтому основной корм, рыбу, добывают непосредственно у поверхности воды. Питаются в основном рыбой, которую вылавливают, опуская голову в воду и подхватывая рыбу. Устраивают коллективные охоты выстроившись полукругом, пеликаны принимаются хлопать по воде крыльями и клювами и вытесняют напуганную рыбу на мелководье.
Живут пеликаны в основном в тропиках и субтропиках (Австралия, Африка, Южная Америка).

Можем ли мы с вами утверждать, что произведения Паустовского содержат научную информацию?
- Стрелять жалко, а осенью он подохнет от голода. Стр. 203- Почему путники сами не стали ловить пеликана? (Весь день бродил вокруг нас, но в руки не давался.) стр204
- Они могли убить пеликана или уйти и никому не сообщать о птице). Почему они так не поступили?
- А как сделали бы вы? Почему?
- Природу надо охранять и беречь и не причинять вреда никому живому,
будь то муравей, букашка или экзотическая птица

Чем же закончилась история?

Как Паустовский относится к своему герою? (с доброй улыбкой и любовью)

Учащиеся собирают разрезные картинки (железная дорога и узкоколейная дорога).
- У вас получились две картинки. На обеих изображена железная дорога. Кто самый внимательный определит, в чем разница между железными дорогами на них? (в ширине рельс)
Узкоколейная железная дорога – это дорога с шириной рельс меньше стандартных.
В СССР была принята стандартная ширина колеи для узкоколейных железных дорог 750 мм.
Ширина между рельсами обычной железной дороги России - 1520 мм.
Узкоколейные железные дороги строились для обслуживания торфоразработок, лесосек, шахт, рудников, отдельных промышленных предприятий.

Почему я решила вам рассказать про узкоколейную ж/д?
- Найдите в тексте и прочитайте предложение, где говорится об узкоколейной ж/д.

з)Лексическое упражнение
- В рассказе в словах деда Митяя встречаются слова и выражения, которые в
настоящее время не употребляются в нашей речи, но их легко понять. Посмотрите
на слайд. Прочитайте и исправьте слова и выражения с точки зрения
литературного языка (по цепочке читают):
Вот она какая, жизня наша, милок!
Погодить надо.
Слышь, как зубами кляцает.
Дернуло меня с вами сюды переться, старого дурака!
И-и-и... милай Пущай живет на воле, рыбку полавливает.
Ослобонили народ от страха.
Порты у меня – первый сорт.
- Как вы думаете, что изменилось бы в рассказе, если бы автор исправил
ошибки в речи старика? (рассказ стал бы не такой самобытный, смешной, не
показывал бы всей картины деревенского говора)

Почему рассказ называется «Последний чёрт»?
(Это был последний страх, последний чёрт для жителей.)

2.Домашнее задание.
3. Итог урока.

Умные и верные друзья.
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.
Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас на всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми.
Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг
Читайте, читайте и читайте!
Учитесь у героев книг любить нашу землю – ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство.
Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги.

Рисунок 1Рисунок 10Рисунок 8Рисунок 6Рисунок 4Рисунок 7Рисунок 8LђЗаголовок 115

Рассказ Последний черт для детей Паустовский читать

Дед ходил за дикой малиной на Глухое озеро и вернулся с перекошенным от страха лицом. Он долго кричал по деревне, что на озере завелись черти. В доказательство дед показывал порванные штаны: черт якобы клюнул деда в ногу, порвал рядно и набил на колене большую ссадину.

Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов, что черти на озерах не водятся и, наконец, что после революции чертей вообще нет и быть не может — большевики извели их до последнего корня.

Но все же бабы перестали ходить к Глухому озеру за ягодами. Им стыдно было признаться, что на двадцатом году революции они боятся чертей, и потому в ответ на упреки бабы отвечали нараспев, пряча глаза:

— И-и-и, милай, ягод нынче нетути даже на Глухом озере. Отродясь такого пустого лета не случалось. Сам посуди: зачем нам зря ходить, лапти уродовать?

Деду не верили еще и потому, что он был чудак и неудачник. Звали деда «Десять процентов». Кличка эта была для нас не понятна.

— За то меня так кличут, милок, — объяснил однажды дед, — что во мне всего десять процентов прежней силы осталось. Свинья меня задрала. Ну и была же свинья — прямо лев! Как выйдет на улицу, хрюкнет — кругом пусто! Бабы хватают ребят, кидают в избу. Мужики выходят на двор не иначе как с вилами, а которые робкие, те и вовсе не выходят. Прямо турецкая война! Крепко дралась та свинья. Ну, слухай, что дальше было. Залезла та свинья ко мне в избу, сопит, зыркает на меня злым глазом. Я ее, конечно, тяпнул костылем. Иди, мол, милая, к лешему, ну тебя! Тут оно и поднялось! Тут она на меня и кинулась! Сшибла меня с ног; я лежу, кричу в голос, а она меня рветь, она меня терзаеть! Васька Жуков кричит: «Давай пожарную машину, будем ее водой отгонять, потому ныне убивать свиней запрещено!» Народ толчется, голосит, а она меня рветь, она меня терзаеть! Насилу мужики меня цепами от нее отбили. В больнице я лежал. Доктор прямо удивился. «От тебя, говорит, Митрий, по медицинской видимости, осталось не более как десять процентов». Теперь так и перебиваюсь на эти проценты. Вот она какая, жизня наша, милок! А свинью ту убили разрывной пулей: иная ее не брала.

Вечером мы позвали деда к себе — расспросить о черте. Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами — с лесных полян пригнали коров. Бабы кричали у калиток, заунывно и ласково скликая телят:

— Тялуш, тялуш, тялуш!..

Дед рассказал, что черта он встретил на протоке у самого озера. Там он кинулся па деда и так долбанул клювом, что дед упал в кусты малины, завизжал не своим голосом, а потом вскочил и бежал до самого Горелого болота.

— Чуть сердце не хряснуло. Вот какая получилась завертка!

— А какой из себя этот черт? Дед заскреб затылок.

— Ну, вроде птица, — сказал он нерешительно. — Голос вредный, сиплый, будто с простуды. Птица — не птица, пес его разберет.

— Не сходить ли нам на Глухое озеро? Все-таки любопытно, — сказал Рувим, когда дед ушел, попив чаю с баранками.

— Тут что-то есть, — ответил я, — хотя этот дед и считается самым пустяковым стариком от Спас-Клепиков до Рязани.

Вышли на следующий же день. Я взял двустволку.

На Глухое озеро мы шли впервые и потому прихватили с собой про пожатым деда. Он сначала отказывался, ссылаясь на свои «десять процентов», потом согласился, но попросил, чтобы ему за это в колхозе выписали два трудовых дня. Председатель колхоза, комсомолец Леня Рыжов, рассмеялся:

— Там видно будет! Ежели ты у баб этой экспедицией дурь из головы выбьешь, тогда выпишу. А пока шагай!

И дед, благословясь, зашагал. В дороге о черте рассказывал неохотно, больше помалкивал.

— А он ест что-нибудь, черт? — спрашивал, посмеиваясь, Рувим.

— Надо полагать, рыбкой помаленьку питается, по земле лазит, ягоды жрет, — говорил, сморкаясь, дед. — Ему тоже промышлять чем-нибудь надо, даром что нечистая сила.

А он черный?

— А поглядишь — увидишь, — отвечал загадочно дед. — Каким прикинется, таким себя и покажет.

Весь день мы шли сосновыми лесами. Шли без дорог, перебирались через сухие болота — мшары, где нога тонула по колено и сухих коричневых мхах.

Жара густо настаивалась в хвое. Кричали медведки. На сухих полянах из-под ног дождем сыпались кузнечики. Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и сухой земляникой. В небе над верхушками сосен неподвижно висели ястребы.

Жара измучила нас. Лес был накален, сух, и казалось, что он тихо тлеет от солнечного зноя. Даже как будто попахивало гарью. Мы не курили. Мы боялись, что от первой же спички лес вспыхнет и затрещит, как сухой можжевельник, и белый дым лениво поползет к солнцу.

Мы отдыхали в густых чащах осин и берез, пробирались через заросли на сырые места и дышали грибным прелым запахом травы и корней.

Мы долго лежали на привалах и "слушали, как шумят океанским прибоем вершины сосен, — высоко над головой дул медленный ветер. Он был, должно быть, очень горяч.

Только к закату мы вышли на берег озера. Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. Едва заметно, будто капли серебряном воды, блестели первые звезды. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег.

Озеро, замкнутое поясом непроходимых зарослей, поблескивало внизу. По черной воде расплывались широкие круги: играла на закате рыба.

Ночь начиналась над лесным краем, долгие сумерки густели в чащах, и только костер трещал и разгорался, нарушая лесную тишину.

Дед сидел у костра и скреб пятерней худую грудь.

— Где же твой черт, Митрий? — спросил я.

— Тама, — дед неопределенно махнул рукой в заросли осинника, — Куда рвешься? Утром искать будем. Нынче дело ночное, темное, погодить надо.

На рассвете я проснулся. С сосен капал теплый туман. Дед сидел у костра и торопливо крестился. Мокрая его борода мелко дрожала.

— Ты чего, дед? — спросил я.

— Доходишься с вами до погибели! — пробормотал дед. — Слышь, кричит анафема! Слышь? Буди всех!

Я прислушался. Спросонок ударила в озере рыба, потом пронесся пронзительный и яростный крик.

— Уэк! — кричал кто-то. — Уэк! Уэк!

В темноте началась возня. Что-то живое тяжело забилось в воде, и снова злой голос прокричал с торжеством:

— Уэк! Уэк!

— Спаси, владычица троеручица! — бормотал, запинаясь, дед. — Слышишь, как зубами кляцает? Дернуло меня с вами сюды переться, старого дурака!

С озера долетали странное щелканье и деревянный стук, будто там дрались палками мальчишки. Я растолкал Рувима.

— Ну, — сказал дед, — действуйте, как желаете, я знать ничего не знаю! Еще за вас отвечать доведется. Ну вас к лешему!

Дед от страха совсем ошалел.

— Иди стреляй, — бормотал он сердито. — Совецкое правительство тоже за это по головке не побалует. Нетто можно в черта стрелять? Ишь чего выдумали!

— Уэк! — отчаянно кричал черт.

Дед натянул на голову армяк и замолк.

Мы поползли к берегу озера. Туман шуршал в траве. Над водой неторопливо подымалось огромное белое солнце.

Я раздвинул кусты волчьей ягоды на берегу, вгляделся в озеро и медленно потянул ружье.

— Что видно? — шепотом спросил Рувим.

— Странно. Что за птица, никак не пойму.

Мы осторожно поднялись. На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Головы не было видно — она вся, по длинную шею, была под водой.

Мы оцепенели. Птица вытащила из воды, маленькую голову, величиною с яйцо, заросшую курчавым пухом. К голове был как будто приклеен громадный клюв с кожаным красным мешком.

— Пеликан! — крикнул Рувим.

— Уэк! — предостерегающе ответил пеликан и посмотрел на нас красным глазом.

Из пеликаньего клюва торчал хвост толстого окуня. Пеликан тряс шеей, чтобы протолкнуть окуня в желудок.

Тогда я вспомнил о газете: в нее была завернута копченая колбаса. Я бросился к костру, вытряхнул из рюкзака колбасу, расправил засаленную газету и прочел объявление, набранное жирным шрифтом:

«Во время перевозки зверинца по узкоколейной железной дороге сбежала африканская птица пеликан. Приметы: перо розовое и желтое, большой клюв с мешком для рыбы, на голове пух. Птица старая, очень злая, не любит и бьет детей. Взрослых трогает редко. О находке сообщить в зверинец, за приличное вознаграждение».

— Ну, — спросил я, — что будем делать? Стрелять жалко, а осенью он подохнет от голода.

— Дед сообщит в зверинец, — ответил Рувим. — И, кстати, заработает.

Мы пошли за дедом. Дед долго не мог понять, в чем дело. Он молчал, моргал глазами и все скреб худую грудь. Потом, когда понял, пошел с опаской на берег смотреть черта.

— Вот он, твой леший, — сказал Рувим. — Гляди!

— И-и-и, милай... — Дед захихикал. — Да разве я что говорю! Ясное дело — не черт. Пущай живет на воле, рыбку полавливает. А вам спасибо. Ослобонили народ от страха. Теперь девки сюда понапрут за ягодами — только держись! Шалая птица, сроду такой не видал.

Днем мы наловили рыбы и снесли ее к костру. Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Он посмотрел на деда прищуренным глазом, как будто что-то стараясь припомнить, Дед задрожал. Но тут пеликан увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой. Со стороны было похоже, будто пеликан качал тяжелый насос.

От костра полетели угли и искры.

— Чего это он? — испугался дед. — Чумовой, что ли?

— Рыбы просит, — объяснил Рувим.

Мы дали пеликану рыбу. Он проглотил ее, потом снова начал накачивать крыльями воздух, приседать и топать ногой: клянчить рыбу.

— Пошел, пошел! — ворчал на него дед. — Бог подаст. Ишь размахался!

Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.

К вечеру мы ушли. Пеликан влез на кочку, бил нам вслед крыльями и сердито кричал: «Уэк, Уэк!» Вероятно, он был недоволен, что мы бросаем его на озере, и требовал, чтобы мы вернулись.

Через два дня дед поехал в город, нашел на базарной площади зверинец и рассказал о пеликане. Из города приехал рябой скучный человек и забрал пеликана.

Дед получил от зверинца сорок рублей и купил на них новые штаны.

— Порты у меня-первый сорт, — говорил он и оттягивал штанину. — Об моих портах разговор идет до самой Рязани. Сказывают, даже в газетах печатали. Весь колхоз наш знаменитость получил через эту дуроломную птицу. Вот она какая, жизня наша, милок!

К. Г. Паустовский «Последний чёрт».

Цели:

1) коррекционно - образовательные:

  • Продолжить работу по рассказу.

2) коррекционно - развивающие:

  • Научиться находить нужную информацию в тексте;
  • Совершенствовать технику правильного, беглого, сознательного чтения;
  • Формировать навык составления описательного текста;
  • Развивать связную речи через ответы на вопросы, пересказ.

3) коррекционно - воспитывающие:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за свои поступки;
  • Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: ноутбук, колонки,учебники, портрет К. Паустовского, книги, иллюстрация «Пеликан», карточки словарных слов, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться!

Потому что наступила весна!

Сегодня светит солнце и погода хорошая!

Скоро весенние каникулы!

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

2. Проверка домашнего задания

а) Беседа по вопросам с элементами выборочного чтения

  • Чей это портрет? (на доске висит портрет Паустовского)
  • Какова основная тема творчества писателя?
  • Какие произведения К. Паустовского вы знаете?
  • Как называется рассказ, который начали читать на прошлом уроке?
  • Кто главный герой рассказа?
  • Где дед Митрий увидел чёрта?
  • Что в доказательство показывал дед? Прочитайте.
  • Как он объяснил свою кличку? Докажите текстом.
  • Почему деду никто не верил?
  • Как вел себя дед Митрий, сопровождая Паустовского и Рувима на Глухое озеро?
  • Прочитайте описание жаркого лета в лесу.

Чтение отрывка на стр. 200

Почему никто не решался закурить?
- Где спутники развели костер? Можно ли это было делать? Почему?
- Курение - польза или вред?

Учитель: Героям характерны осмотрительность, бережливость и чувство ответственности. Как вы понимаете эти понятия?

Осмотрительность - осторожность в своих поступках.
Бережливость - бережное отношение к имуществу, природе.
Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, быть ответственным за них.

3. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня мы продолжим работу по данному рассказу. А чтобы выполнить задание, нам необходимо перечитать отдельные эпизоды рассказа.

4. Чтение второй части рассказа по ролям

5. Физкультминутка

«Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали!

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

Снова на места уселись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

6. Работа по теме урока

- Так кого же дед Митрий принял за черта?

Учитель показывает иллюстрацию, где изображен пеликан и включает на ноутбуке аудиозапись со звуками, издаваемыми пеликаном.

Словарная работа

Армяк - старинная крестьянская верхняя одежда (показать иллюстрацию).
Пеликан (показать иллюстрацию).
Зверинец (подберите слова, близкие по значению).

Речевая разминка : узкоколейная дорога, африканская, прищуренный.

Встретились ли другие непонятные слова?

7. Закрепление материала

Мы прочитали рассказ, а сейчас поработаем над содержанием.

  • Откуда пеликан появился на озере?
  • Чувствовал ли дед Митрий неловкость за то, что испугался птицы, приняв ее за черта? Докажи свое мнение.
  • Что вам показалось комичным в поступках деда. Как К.Г. Паустовский относится к своему герою (с насмешкой, с доброй улыбкой, с любовью)?

Найдите в следующих высказываниях деда ошибки с точки зрения литературного языка. Исправьте их.

Слышь, как зубами кляцкает? Дернуло меня с вами сюда переться, старого дурака.
И-и-и, милай... Пущай живет на воле, рыбку подавливает.
Порты у меня - первый сорт.

  • Как вы думаете, что изменилось бы в рассказе, если бы автор исправил ошибки в речи старика?

Давайте представим концовку этого рассказа.

  • Как могли развиваться события?
  • Чем закончился рассказ?

8. Домашнее задание

Уметь пересказывать текст.

8. Итог урока

Учитель: К.Г. Паустовский любил родную природу, Россию. Мне бы хотелось, чтобы вы прочувствовали связь с природой и с родиной так же, как это ощущал писатель, и сохранили, лелея и оберегая, в себе.

Что интересного узнали на уроке?
- Какие виды работ больше понравились?

Выставление оценок.

Дед ходил за дикой малиной на Глухое озеро и вернулся с перекошенным от страха лицом. Он долго кричал по деревне, что на озере завелись черти. В доказательство дед показывал порванные штаны: чёрт якобы клюнул деда в ногу, порвал рядно и набил на колене большую ссадину.

Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов, что черти в озёрах не водятся и, наконец, что после революции чертей вообще нет и быть не может – их извели до последнего корня.
Но всё же старухи перестали ходить к Глухому озеру за ягодами. Им стыдно было признаться, что на семнадцатом году революции они боятся чертей, и потому в ответ на упрёки старухи отвечали нараспев, пряча глаза:
– И-и-и, милый, ягод нынче нетути даже на Глухом озере. Отродясь такого пустого лета не случалось. Сам посуди: зачем нам зря ходить?
Деду не верили ещё и потому, что он был чудак и неудачник. Звали деда Десять процентов. Кличка эта была для нас непонятна.

– За то меня так кличут, милок, – объяснил однажды дед, – что во мне всего десять процентов прежней силы осталось. Свинья меня задрала. Ну и была ж свинья – прямо лев! Как выйдет на улицу, хрюкнет – кругом пусто! Бабы хватают ребят, кидают в избу. Мужики выходят на двор не иначе как с вилами, а которые робкие, те и вовсе не выходят. Прямо война! Крепко дралась та свинья. Ты слухай, что дальше было. Залезла та свинья ко мне в избу, сопит, зыркает на меня злым глазом. Я её, конечно, тяпнул костылём: иди, мол, милая, к лешему, ну тебя! Тут оно и поднялось! Тут она на меня и кинулась! Сшибла меня с ног; я лежу, кричу в голос, а она меня рвёть, она меня терзаеть! Васька Жуков кричит: «Давай пожарную машину, будем её водой отгонять, потому ныне убивать свиней запрещено!» Народ толчётся, голосит, а она меня рвёть, она меня терзаеть! Насилу мужики меня цепами от неё отбили. В больнице я лежал. Доктор прямо удивился. «От тебя, – говорит, – Митрий, по медицинской видимости, осталось не боле как десять про́центов». Теперь так и перебиваюсь на эти проценты. Вот оно как, милок! А свинью ту убили разрывной пулей: иная её не брала.
Вечером мы позвали деда к себе – расспросить о чёрте. Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами – с лесных полян пригнали коров, женщины кричали у калиток заунывно и ласково, скликая телят:
– Тялуш, тялуш, тялуш!
Дед рассказал, что чёрта он встретил на протоке, у самого озера. Там он кинулся на деда и так долбанул клювом, что дед упал в кусты малины, завизжал не своим голосом, а потом вскочил и бежал до самого Горелого болота.
– Чуть сердце не хрястнуло. Вот какая получилась завёртка!
– А какой из себя этот чёрт?
Дед заскрёб затылок.
– Ну, вроде птица, – сказал он нерешительно. – Голос вредный, сиплый, будто с простуды. Птица не птица – пёс его разберёт.
– Не сходить ли нам на Глухое озеро? Всё-таки любопытно, – сказал Рувим, когда дед ушёл, попив чаю с баранками.
– Тут что-то есть, – ответил я.
Мы вышли на следующий день. Я взял двустволку.
На Глухое озеро мы шли впервые и потому прихватили с собой провожатым деда. Он сначала отказывался, ссылаясь на свои «десять процентов», потом согласился, но попросил, чтобы ему за это в колхозе выписали два трудодня. Председатель колхоза, комсомолец Лёня Рыжов, рассмеялся:
– Там видно будет! Ежели ты у баб этой экспедицией дурь из головы выбьешь, тогда выпишу. А пока шагай!
И дед, благословись, зашагал. В дороге он о чёрте рассказывал неохотно, больше помалкивал.
– А он ест что-нибудь, чёрт? – спрашивал Рувим.
– Надо полагать, рыбкой помаленьку питается, по земле лазит, ягоды жрёт, – говорил дед. – Ему тоже промышлять чем-нибудь надо, даром что нечистая сила.
– А он чёрный?
– Поглядишь – увидишь, – отвечал загадочно дед. – Каким прикинется, таким себя и покажет.
Весь день мы шли сосновыми лесами. Шли без дорог, перебирались через сухие болота – мшары, где нога тонула по колено в сухих коричневых мхах, слушали тонкое посвистывание птиц.
Жара густо настаивалась в хвое. Кричали медведки. На сухих полянах из-под ног дождём сыпались кузнечики. Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и сухой земляникой. В небе над верхушками сосен неподвижно висели ястребы.
Жара измучила нас. Лес был накалён, сух, и казалось, что он тихо тлеет от солнечного зноя. Даже как будто попахивало гарью. Мы не курили – боялись, что от первой же спички лес вспыхнет и затрещит, как сухой можжевельник, и белый дым лениво поползёт к жёлтому солнцу.
Мы отдыхали в густых чащах осин и берёз, пробирались через заросли на сырые места и дышали грибным, прелым запахом травы и корней. Мы долго лежали на привалах и слушали, как шумят океанским прибоем вершины сосен, – высоко над головой дул медленный летний ветер. Он был, должно быть, очень горяч.
Только к закату мы вышли на берег озера. Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звёзды. Утки с тяжёлым свистом летели на ночлег. Озеро, замкнутое поясом непроходимых зарослей, поблёскивало внизу. По чёрной воде расплывались широкие круги – играла на закате рыба. Ночь начиналась над лесным краем, долгие сумерки густели в чащах, и только костёр трещал и разгорался, нарушая лесную тишину.
Дед сидел у костра.
– Ну, где же твой чёрт, Митрий? – спросил я.
– Тама… – Дед неопределённо махнул рукой в заросли осинника. – Куда рвёшься? Утром искать будем. Нынче дело ночное, тёмное, погодить надо.
На рассвете я проснулся. С сосен капал тёплый туман. Дед сидел у костра и торопливо крестился. Мокрая его борода мелко дрожала.
– Ты чего, дед? – спросил я.
– Доходишься с вами до погибели! – пробормотал дед. – Слышь, кричит, анафема! Слышь? Буди всех!
Я прислушался. Спросонок ударила в озере рыба, потом пронёсся пронзительный и яростный крик.
«Уэк! – кричал кто-то. – Уэк! Уэк!»
В темноте началась возня. Что-то живое тяжело забилось в воде, и снова злой голос прокричал с торжеством: «Уэк! Уэк!»
– Спаси, владычица Троеручица! – бормотал, запинаясь, дед. – Слышь, как зубами клацает? Дёрнуло меня с вами сюды переться, старого дурака!
С озера долетали странное щёлканье и деревянный стук, будто там дрались палками мальчишки.
Я растолкал Рувима. Он проснулся и сказал испуганно:
– Надо ловить!
Я взял ружьё.
– Ну, – сказал дед, – действуйте, как желаете. Я знать ничего не знаю! Ещё за вас отвечать доведётся. Ну вас к лешему!
Дед от страха совсем ошалел.
– Иди, стреляй, – бормотал он сердито. – Начальство тоже за это по головке не побалует. Нешто можно в чёрта стрелять? Ишь чего выдумали!
«Уэк!» – отчаянно крикнул чёрт.
Дед натянул на голову армяк и замолк.
Мы поползли к берегу озера. Туман шуршал в траве. Над водой неторопливо подымалось огромное белое солнце.
Я раздвинул кусты волчьей ягоды на берегу, вгляделся в озеро и медленно потянул ружьё:
– Странно… Что за птица, никак не пойму.
Мы осторожно поднялись. На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. Головы не было видно – она вся, по длинную шею, была под водой.
Мы оцепенели. Птица вытащила из воды маленькую головку, величиной с яйцо, заросшую курчавым пухом. К голове был как будто приклеен громадный клюв с кожаным красным мешком.
– Пеликан! – тихо сказал Рувим. – Это кудрявый пеликан. Я таких знаю.
«Уэк!» – предостерегающе крикнул пеликан и посмотрел на нас красным глазом.

Из пеликаньего клюва торчал хвост толстого окуня. Пеликан тряс шеей, чтобы протолкнуть окуня в желудок.
Тогда я вспомнил о газете – в неё была завёрнута копчёная колбаса. Я бросился к костру, вытряхнул из рюкзака колбасу, расправил засаленную газету и прочёл объявление, набранное жирным шрифтом:

ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ ЗВЕРИНЦА ПО УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ СБЕЖАЛА АФРИКАНСКАЯ ПТИЦА ПЕЛИКАН. ПРИМЕТЫ: ПЕРО РОЗОВОЕ И ЖЁЛТОЕ, БОЛЬШОЙ КЛЮВ С МЕШКОМ ДЛЯ РЫБЫ, НА ГОЛОВЕ ПУХ. ПТИЦА СТАРАЯ, ОЧЕНЬ ЗЛАЯ, НЕ ЛЮБИТ И БЬЁТ ДЕТЕЙ, ВЗРОСЛЫХ ТРОГАЕТ РЕДКО. О НАХОДКЕ СООБЩИТЬ В ЗВЕРИНЕЦ ЗА ПРИЛИЧНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ.

– Ну, – сказал Рувим, – что будем делать? Стрелять жалко, а осенью он подохнет от холода.
– Дед сообщит в зверинец, – ответил я. – И, кстати, получит благодарность.
Мы пошли за дедом. Дед долго не мог понять, в чём дело. Он молчал, моргал глазами и всё скрёб худую грудь. Потом, когда понял, пошёл с опаской на берег смотреть чёрта.
– Вот он, твой леший, – сказал Рувим. – Гляди!
– И-и-и, милай!.. – Дед захихикал. – Да разве я что говорю? Ясное дело – не чёрт. Пущай живёт на воле, рыбку полавливает. А вам спасибо. Ослобонили народ от страха. Теперь девки сюда понапрут за ягодами – только держись! Шалая птица, сроду такой не видал.
Днём мы наловили рыбы и снесли её к костру. Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Он посмотрел на деда прищуренным глазом, как будто что-то стараясь припомнить. Дед задрожал. Но тут пеликан увидел рыбу, разинул клюв, щёлкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк!» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой. Со стороны было похоже, будто пеликан качает тяжёлый насос.
От костра полетели угли и искры.
– Чего это он? – испугался дед. – Чумовой, что ли?
– Рыбы просит, – объяснил Рувим.
Мы дали пеликану рыбу. Он проглотил её, но всё же ухитрился мимоходом ущипнуть меня в спину и зашипеть.
Потом он снова начал накачивать крыльями воздух, приседать и топать ногой – клянчить рыбу.
– Пошёл, пошёл! – ворчал на него дед. – Ишь размахался!
Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
К вечеру мы ушли. Пеликан влез на кочку, бил нам вслед крыльями и сердито кричал: «Уэк, уэк!» Вероятно, он был недоволен, что мы бросаем его на озере, и требовал, чтобы мы вернулись.
Через два дня дед поехал в город, нашёл на базарной площади зверинец и рассказал о пеликане. Из города приехал рябой человек и забрал пеликана.
Дед получил от зверинца сорок рублей и купил на них новые штаны.
– Порты у меня – первый сорт! – говорил он и оттягивал штанину. – Об моих портах разговор идёт до самой Рязани. Сказывают, даже в газетах печатали про эту дуроломную птицу. Вот она какая, жизня наша, милок!

К. Г. Паустовский «Последний чёрт».

Цели:

1) коррекционно - образовательные:

    Продолжить работу по рассказу.

2) коррекционно – развивающие:

    Научиться находить нужную информацию в тексте;

    Совершенствовать технику правильного, беглого, сознательного чтения;

    Формировать навык составления описательного текста;

    Развивать связную речи через ответы на вопросы, пересказ.

3) коррекционно – воспитывающие:

    Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за свои поступки;

    Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: ноутбук, колонки,учебники, портрет К. Паустовского, книги, иллюстрация «Пеликан», карточки словарных слов, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться!

– Потому что наступила весна!

– Сегодня светит солнце и погода хорошая!

– Скоро весенние каникулы!

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

2. Проверка домашнего задания

а) Беседа по вопросам с элементами выборочного чтения

    Чей это портрет? (на доске висит портрет Паустовского )

    Какова основная тема творчества писателя?

    Какие произведения К. Паустовского вы знаете?

    Кто главный герой рассказа?

    Где дед Митрий увидел чёрта?

    Что в доказательство показывал дед? Прочитайте.

    Как он объяснил свою кличку? Докажите текстом.

    Почему деду никто не верил?

    Как вел себя дед Митрий, сопровождая Паустовского и Рувима на Глухое озеро?

    Прочитайте описание жаркого лета в лесу.

Чтение отрывка на стр. 200

– Почему никто не решался закурить?
– Где спутники развели костер? Можно ли это было делать? Почему?
– Курение – польза или вред?

Учитель: Героям характерны осмотрительность, бережливость и чувство ответственности. Как вы понимаете эти понятия?

Осмотрительность – осторожность в своих поступках.
Бережливость – бережное отношение к имуществу, природе.
Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, быть ответственным за них.

3. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня мы продолжим работу по данному рассказу. А чтобы выполнить задание, нам необходимо перечитать отдельные эпизоды рассказа.

4. Чтение второй части рассказа по ролям

5. Физкультминутка

«Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали!

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

Снова на места уселись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

6. Работа по теме урока

    Так кого же дед Митрий принял за черта?

Учитель показывает иллюстрацию, где изображен пеликан и включает на ноутбуке аудиозапись со звуками, издаваемыми пеликаном.

Словарная работа

Армяк – старинная крестьянская верхняя одежда (показать иллюстрацию).
Пеликан (показать иллюстрацию).
Зверинец (подберите слова, близкие по значению).

Речевая разминка : узкоколейная дорога, африканская, прищуренный.

– Встретились ли другие непонятные слова?

7. Закрепление материала

Мы прочитали рассказ, а сейчас поработаем над содержанием.

    Откуда пеликан появился на озере?

    Чувствовал ли дед Митрий неловкость за то, что испугался птицы, приняв ее за черта? Докажи свое мнение.

    Что вам показалось комичным в поступках деда. Как К.Г. Паустовский относится к своему герою (с насмешкой, с доброй улыбкой, с любовью)?

Найдите в следующих высказываниях деда ошибки с точки зрения литературного языка. Исправьте их.

Слышь, как зубами кляцкает? Дернуло меня с вами сюда переться, старого дурака.
И-и-и, милай... Пущай живет на воле, рыбку подавливает.
Порты у меня – первый сорт.

    Как вы думаете, что изменилось бы в рассказе, если бы автор исправил ошибки в речи старика?

Давайте представим концовку этого рассказа.

    Как могли развиваться события?

    Чем закончился рассказ?

8. Домашнее задание

Уметь пересказывать текст.

8. Итог урока

Учитель: К.Г. Паустовский любил родную природу, Россию. Мне бы хотелось, чтобы вы прочувствовали связь с природой и с родиной так же, как это ощущал писатель, и сохранили, лелея и оберегая, в себе.

– Что интересного узнали на уроке?
– Какие виды работ больше понравились?

Выставление оценок.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса