Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ника без головы. История древнегреческой скульптуры ники самофракийской. Все о ней


Греки оказались весьма находчивы в своей идее изобразить Победу в виде крылатой женщины. Сегодня этот образ известен всему миру.

Великолепная Ника Самофракийская, древнегреческая мраморная скульптура богини Победы – один из ценнейших экспонатов Лувра. Она была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию. В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль - из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло - гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.

Скульптура богини победы была воздвигнута на острове Самотраки в память морской победы греков над флотом сирийского царя. Фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем на пьедестале в виде носа боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Уверенный шаг богини и гордый взмах крыльев рождают чувство торжествующей победы.

Она разная, в зависимости от того, откуда на нее смотришь, но всегда – летящая, крылатая Ника. К сожалению голова и руки статуи найдены не были. Но зато как прекрасно то, что, к счастью, нашлось! Мастер дает почувствовать дующий навстречу Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки одежды богини, обрисовывают прекрасные формы ее фигуры и заставляют вихриться край ее плаща. Морская стихия, сильный ветер, огромные просторы нашли воплощение в пластических формах статуи.

Чтобы хорошо и правильно рассмотреть Нику Самофракийскую, приблизиться к ней надо не спеша, и, не отрывая взгляда, обойти справа и слева. Если позволяет время, к ней следует вернуться вечером и вновь полюбоваться ею. Под действием сильных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность.

Ни одно из произведений античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Ника кажется прекрасным символом устремленности человека в будущее. Это впечатление усиливается оттого, что статуя прекрасно экспонирована. Она стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. Размеренно поднимаются к ней широкие, спокойные ступени. Люди около Ники кажутся маленькими. Богиня парит над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе и сама является ее вдохновенным олицетворением.

Как же изобразил древний скульптор богиню победы? Крылатая Ника как будто только что опустилась на нос корабля и еще полна порывистого движения. Особенно ощущается оно при взгляде на статую справа. Легкая ткань приподнимается на высокой груди, чуть ниже почти вплотную облегает тело, подчеркивая его стройность. Вокруг бедер складки хитона начинают круглиться, набегать друг на друга и, наконец, неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья, развевающийся плащ. Еще мгновение, и Ника вновь полетит – такое же чувство испытываешь, когда музыка постепенно начинает нарастать и замирает на очень высокой ноте. Когда стоишь прямо перед Никой, впечатление меняется. В статуе больше покоя, уравновешенности, но динамика не исчезает - свежий ветер отбрасывает назад непокорные складки одежды, колышет их. Ника готова в любую минуту взмахнуть могучими крыльями.

В музеях и галереях мира можно встретить множество копий статуи Ники; одна из самых известных находится перед казино «Цезарь Палас» в Лас-Вегасе. «Дух экстаза» - фигурка на радиаторе «Роллс-Ройсов» - также сделана по образу Ники. В форме Ники был сделан и первый кубок мира, разыгранный Международной футбольной ассоциацией FIFA в 1930 г., проект которого был предложен Абелем Ляфлёром (Abel Lafleur).

Нику Самофракийскую очень любил архитектор Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), который ставил её репродукции на крышах построенных им зданий, в числе которых Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House.

В апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Ника Самофракийская, ок. 190 г. до н. э.

    ✪ Художественная гравировка инстрементом PDR

    ✪ 2000327 01 Аудиокнига. "Путеводитель по Лувру" Как попасть в Лувр

    Субтитры

    Мы с вами в Лувре, на одной из главных лестниц. Перед нами статуя Ники Самофракийской, созданная во втором веке до н. э. Да, в период эллинизма. Скульптура очень большая - 9 футов в высоту. Своё название она получила потому, что была найдена на острове Самофракия, на севере Эгейского моря. Скульптуру обнаружили в святилище в гавани. Её расположение создавало иллюзию того, что ветер, дующий на побережье, развевал складки наряда богини. Получается, она никогда не стояла на носу корабля? Нет. Она стояла на носу каменного корабля на территории храма. Ника - богиня победы. Богиня-вестница, сообщающая о победе. На некоторых реконструкциях статую Ники изображают в виде вестницы с горном. Этот образ оказал огромное влияние на западное искусство. В период эллинизма сдержанный, высокий классический стиль уходит в прошлое. И возникает новый стиль, чувственный, динамичный, наполненный энергией, которая буквально хлещет через край. Эта скульптура будто движется в нескольких направлениях одновременно. Её ноги стоят на земле, но корпус устремлён вперёд. Торс ещё немного повёрнут вокруг своей оси, крылья расправлены. Чувствуется, как ветер дует ей навстречу, развевает её одежды, и они облегают её тело, идут складками. Это напоминает об изображениях на фризе Парфенона, созданных несколькими веками ранее. Верно. Но в отличие от спокойных, расслабленных фигур олимпийцев в этой скульптуре чувствуется энергия. Богиня словно противостоит силам природы. Окружающей среде. Именно. И ветер обдувает её, как и нас, если бы мы стояли там. Посмотрите, как ткань облегает её тело, сминается, и свет играет в складках. А текстура крыльев уже совсем иная. Мрамор позволяет создавать множество разных текстур. Культура эллинизма исследовала человеческое тело, восхищалась им и использовала для создания выразительных произведений искусства. Subtitles by the Amara.org community

Время создания

Описание

Была создана в честь богини победы Ники и победы в морской битве. Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.

В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дарю галереи Денон в Лувре . Код: Ma 2369.

Статуя сделана из парийского мрамора, корабль - из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло - гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют. Во время дальнейших раскопок были обнаружены другие фрагменты статуи: в 1950 году команда археологов во главе с Карлом Леманном нашли её правую руку, оказавшуюся под большим камнем, рядом с местом обнаружения статуи.

Михаил Цхакая , посещавший с Лениным Лувр, вспоминал: «У подножия статуи Ники Самофракийской, греческой скульптуры - символа победы, Ленин шёпотом сказал: „Смотрите, дорогой Миха, на это чудо древней эллинской культуры. Изумительное, нечеловеческое создание!“» К.Г. Паустовский, впервые посетив Лувр, уделил внимание только трём экспонатам, одним из которых стала эта скульптура.

Крылатая Ника Самофракийская представляет собой мраморную эллинистическую скульптуру греческой богини победы, которая была создана около II века до нашей эры. С 1884 года она выставляется в Лувре и является одной из самых знаменитых скульптур в мире.

Эксперты считают статую «величайшим шедевром эллинистической скульптуры», ведь многочисленные исследования доказали, что Ника – это древнегреческий оригинал, а не более поздняя римская копия. Невозможно оспаривать ценность этого великолепного шедевра скульптурного искусства, ведь он позволяет нам оценить уникальный уровень развития скульптуры в Древней Греции.

Триумф и грация в каждой детали

Крылатая статуя, скорее всего, была посвящена битве при Саламине в 306 году до нашей эры в качестве памятника военного триумфа. Тем не менее на протяжении большей части 20-го века преобладала теория, основанная на работах Германна Тьерша и Карла Леманна, которые считали Нику родосским памятником, посвященным победам в Сиде и Мёнессосе в 190 г. до н.э.

Исходя из этой теории создателем скульптуры, скорее всего, стал родосский скульптор Питокрит. Однако в последние годы эта теория все больше подвергается критике, и ученые не могут однозначно утверждать, кто же создал столь выразительную и реалистичную статую.

Статуя высотой 244 см создавалась не только для того, чтобы воздать честь богине Нике, но и в качестве триумфального памятника великой морской битвы. Статуя невероятно точно передает динамику и чувство триумфа, а также изображает тончайшие элементы ткани и драпировки, как будто богиня спускается на берег с носа причалившего корабля.

Современные ученые считают, что Ника занимала нишу над театром, а также предполагают, что она сопровождала алтарь, который располагался в пределах видимости от памятника корабля Димитрия I Полиоркетеса (337-283 до н. э.). Изящная скульптура, выполненная в сером и белом Тасианском и Парианском мраморе. Эта фигура первоначально была частью храмового комплекса Самофракий, посвященного Великим богам Мегалой Тео. Фигура женщины стоит на ростральном пьедестале из серого мрамора, представляющем собой нос корабля, и символизирует богиню, которая спускается с небес на триумфальный флот. Руки статуи так и не были обнаружены в ходе раскопок, но предположительно первоначально одна рука статуи была поднята в триумфальном жесте победы, а вторая закрывала рот, сдерживая радостный крик ликования.

Эта работа отличается убедительным отражением позы, в которой проявляются жестокие движения и внезапная статика. Особенно поражает зрителя то, как скульптору удалось в камне передать драпированные одежды фигуры, отражающие порывы легкого морского бриза. Ника Самофракийская воспринимается как знаковое изображение торжествующего духа и божественного, мгновенно приближающегося к человеку чувства безграничной силы.

Стилистическое изображение крыльев до сих пор остается темой научной дискуссии, поскольку рисунок пера не похож ни на крылья птиц в природе, ни на крылья в греческом искусстве. Как и в случае с оружием, голова фигуры так и не была найдена, но с тех пор были найдены другие фрагменты: в 1950 году команда во главе с Карлом Леманном обнаружила пропавшую правую руку Крылатой Ники. Оказалась, что рука без пальцев ускользнула из поля зрения археологов и находилась все это время под большой скалой, рядом с которой первоначально стояла статуя. Отдельно были найдены два пальца, которые позднее были соединены с рукой. Теперь рука Ники, как и сама статуя, хранится в Лувре и выставляется в отдельном стеклянном павильоне, рядом со скульптурой .

Еще одна интересная особенность статуи – одна сторона фигуры выполнена более качественно и тщательно проработана. Это позволяет предположить, что статую планировали установить вполоборота, таким образом открывая перед зрителями только одну ее сторону. Частично сохранившаяся надпись на основании статуи включает в себя слово «Rhodios». Это указывает на то, что статуя была заказана для празднования морской победы Родоса, тогда самого могущественного морского государства в Эгейском море.


Фото:

История создания и поиска древнего шедевра

Хотя скульптор до сих пор неизвестен, Пол МакКендрик предполагает, что это творение принадлежит Питокриту из Линдоса. Когда были впервые обнаружены фрагменты скульптуры на острове Самофракий и опубликован доклад в 1863 году, было высказано предположение, что Ника была воздвигнута македонским генералом Димитрием Полиоркетесом после его военно-морской победы на Кипре в период между 295 и 289 годами до нашей эры.

Археологический музей Самофракии продолжает придерживаться мнения относительно верности этих дат и обстоятельств. Однако доказательства относительно возраста статуи были поставлены под сомнение родосской комиссией, так как ближайшая художественная параллель с Никой Самофракий — это фигуры, изображенные на македонских монетах. Самофракийский храм был важным святилищем для эллинистических македонских королей. Наиболее вероятным сражением, отмеченным этим памятником, является, возможно, битва за Кос в 255 году до нашей эры, в которой Антигон II Гонтаты Македонии победил над флотом Птолемея II Египта.

В апреле 1863 года Ника была открыта тогдашним французским консулом в Адрианополисе и любительским археологом Чарльзом Шампоазо (1830-1909), который отправил все найденные фрагменты шедевра в Париж в том же году. Статуя была собрана из отдельных фрагментов, найденных в ходе раскопок. Лишь спустя 20 лет, в 1883 году статуя была выставлена в Лувре и расположена там, где она будет визуально доминировать – над центральной лестницей Дару. Гипсовая копия Крылатой Ники установлена в первоначальном месте обнаружения – в Святилище Великих Богов на Самофраке.

Осенью 1939 года Крылатая Ника была снята с пьедестала в ожидании начала Второй мировой войны. Все музеи Парижа были закрыты 25 августа. Произведения искусства были упакованы для вывоза за пределы Парижа, в места, которые считались более безопасными. В годы Великой Отечественной войны статуя защищалась в Шато-де-Валенси вместе с Венерой Милосской и работами Микеланджело.


Фото:

Реставрация 2013 года

В 2013 году были предприняты усилия по восстановлению и реставрации, чтобы улучшить внешний вид скульптуры. Это было первое подробное исследование отдельных частей скульптуры с использованием современного оборудования. Реставрация была направлена на восстановление мрамора до его первоначального оттенка, который существенно изменился со временем. Скульптура была снята со своего пьедестала и перенесена в соседнюю комнату, которая была предварительно переоборудована в реставрационную мастерскую. Основание было демонтировано блок за блоком и также помещено в мастерскую.

Научные исследования проводились на основе современных методов — УФ, инфракрасной, рентгеновской спектроскопии и т. д. Все научные манипуляции проводились перед очисткой поверхности мрамора. Эти усилия были направлены на то, чтобы учесть цели первоначальной реставрации, выполненной в 1883 году. Поверхность основания была очищена, а затем снова собрана, а некоторые промежутки мрамора были отремонтированы. По завершении восстановления статуя была воссоединена с основой и вернулась в прежнее положение — во главу лестницы Дару в Лувре.

Несмотря на значительные повреждения и незавершенность, Ника считается одним из величайших сохранившихся шедевров скульптуры эпохи эллинизма и всего греко-римского периода. Статуя демонстрирует великолепное мастерство скульптора, который реалистично отображает формы и движения, что до сих пор производит сильнейшее впечатление на критиков и художников во всем мире. На сегодняшний день Крылатая Ника считается одним из величайших сокровищ Лувра.

Крылатая Виктория Самофракийская , которая также называется Ника Самофракийская или богиня Победы была обнаружена в 1883 году на острове Сомотраки. Сегодня эта мраморная скульптура известна всему миру. В 1884 году была перевезена во Францию, где была установлена в Лувре и является одной их самых знаменитых скульптур.

По оценкам, Крылатая богиня Победы была создана около 190 года до нашей эры в честь победы греческого флота в морском сражении. Мраморная Ника передает не только торжество победы, но является символом идеальной красоты, которую так ценили греки. Современные раскопки показывают, что мраморная скульптура Ники находилась в нише амфитеатра под открытым небом, а также предполагается, что скульптура была установлена на пьедестале в виде носа корабля.

Изготовлена из белого мрамора, который добывали на острове Парос в Эгейском море. Этот сорт мрамора высоко ценили греки при изготовлении скульптур, и он считался абсолютно безупречным. Из этого же мрамора была изготовлена широко известная скульптура Венера Медичи (Италия, Флоренция, Галерея Уфици). Первоначально скульптура Ники входила в состав комплекса Самофракийского храма, в святилище Великих богов. Она стояла на пьедестале из серого мрамора, который добывали на юго-восточном побережье остова Родос. Мраморный пьедестал изготовлен в форме носа боевого корабля, скорее всего триремы.


Создается впечатление, что крылатая богиня Ника спускается с небес к триумфальному флоту на корабль-победитель. Считается, что утраченная правая рука Ники была поднята вверх и держала венок победы или горн, который извещает о победе.

Неудержимое движение вперед в развивающейся одежде демонстрирует гармонию и совершенство формы. Естественность движений фигуры и облегающей одежды, как от сильного ветра, много лет восхищает знатоков и любителей скульптуры. Упругое и сильное тело, просвечивающее сквозь тонкий хитон, поражает зрителя великолепной пластикой. Гордый взмах крыльев и уверенная поступь богини рождает чувство торжествующей победы.

Сейчас Ника установлена на лестнице Дару галереи Данон в Лувре, где она прекрасна экспонирована. Богиня Победы стоит одна на лестничной площадке, к которой поднимаются широкие ступени. Скульптура как бы парит в пространстве над маленькими людьми и в тоже время устремлена к ним. Ветер и море являются метафорами борьбы, судьбы и божественной помощи. Вполне возможно, что сила скульптуры повышается за счет самого факта, что голова и руки отсутствуют.

Стала иконой для многих художников. Во многих странах установлены копии скульптуры как символ борьбы и грядущей победы. Также Богиня Победы является символом успешного результата и счастливого исхода. Название известной американской компании: «Nike» (Найк) происходит от имени богини Ники.

Ника Самофракийская (II в. до н. э.) - древнегреческая мраморная скульптура богини Ники , найденная на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию .

Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.

В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре . Код: Ma 2369.

Статуя сделана из парийского мрамора, корабль - из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло - гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.

Примечания

Ссылки

  • «Ника Самофракийская» в базе данных Лувра (фр.)

Категории:

  • Скульптуры по алфавиту
  • Скульптуры по сюжетам греческой мифологии
  • Скульптуры Древней Греции
  • Скульптуры II века до н. э.
  • Скульптуры из собраний Лувра

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ника Самофракийская" в других словарях:

    Греческая мраморная статуя летящей богини победы. Стояла на скале на берегу моря (о. Самофракия). Находится в Лувре … Большой Энциклопедический словарь

    НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ, греческая мраморная статуя летящей богини победы, работа неизвестного автора. Крылатая богиня Победы была установлена на высокой отвесной скале на маленьком острове Самофракий в память о победе над флотом сирийского царя.… … Энциклопедический словарь

    Ника Самофракийская - мраморная эллинистическая статуя в Лувре (ок. 190 до н. э.). По вид., трофей морской победы родосцев над сирийским царем Антиохом III (см. на переплете Справочника). Д.М. (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука …

    Ника Ника (Нике, греч. Νίκη) в древнегреческой мифологии богиня победы, дочь титана Палланта и Стикс . По аркадскому преданию, дочь Палланта (сына Ликаона), воспитывал … Википедия

    I Ника (Нике), в Древней Греции персонификация победы; часто эпитет богини Афины, которой посвящён храм Ники на афинском Акрополе. Статуи Ники в виде спускающейся с небес вестницы богов воздвигались в честь победы на войне, в спортивных и… … Энциклопедический словарь

    Ника - Храм Ники. Акрополь. Афины. НИКА (Нике), в греческой мифологии крылатая богиня, персонификация победы, вестница Зевса и Афины. Также эпитет Афины как богини победы (крылатая Ника атрибут Афины, которая изображалась с фигуркой Ники на руках). … … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Ника - 1. Нике, (греч. победа), греч. богиня, олицетворение победы. Согласно Гесиоду, дочь Палланта и Стикс. Изображалась, как правило, с крыльями и победным венком. Начиная с эллинизма часто чеканились монеты с ее изображением. К наиболее… … Словарь античности

    Ника (Нике) - (греч. Nike) в греческой мифологии персонификация победы, часто эпитет богини Афины, которой был посвящен на афинском акрополе храм Ники Бескрылой, построенный по проекту архитектора Калликрата в честь победного завершения Греко персидских… … Античный мир. Словарь-справочник.

    НИКА Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    НИКА - В греческом пантеоне – богиня, олицетворяющая победу. По Гесиоду, Ника – дочь Палланта и Стикс. Ника изображалась с крыльями и венком, который она несет победителю. В античности существовал обычай – украшать фигурой Ники нос корабля. Этот обычай … Список древнегреческих имен

Книги

  • Всесильный случай. Великие моменты в греческой археологии , Савостина Е. А.. Книга посвящена истории археологических открытий в Греции, становлению науки об античности и в целом - древнегреческой культуре, чей духовный, эстетический, творческий опыт стал основой…
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса