Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Русские бани. Место омовения или разврата? Как женщины в бане моются

Как мужчины «моются» в бане известно, а как же женщины в бане моются ? Женщины любят баню - это точно. «Как много девушек хороших, как много ласковых имен» посещают это замечательное место с целью оздоровления и омоложения. И они не ошибаются. Сколько эмоций и душевных сил придает парная с душистым веничком. Милые женщины по-особенному относятся к банному мероприятию, ни одна минута не должна пройти даром. Женщины в бане моются по-особенному, тут эмоций гораздо больше, чем можно было бы подумать. (посмотрите видеоролик в конце статьи)

Давайте наконец-то, приступим к описанию этого ритуала, который рассказала мне по секрету одна хорошая знакомая – моя жена: «Собираются в баню не спеша, чтобы не забыть все необходимые банные принадлежности. Большая вместительная и удобная сумка необходима для мягкого полотенца, банного головного убора, не забываем о термосе с теплым чаем с медом, пожестче мочалку, мягкую губку, вакуумную баночку, ароматические масла, крема, скрабы, гели и другие мелочи, ну и наконец-то, самое важное, березовый веник.

Начинаем банную процедуру с парной, завариваем не спеша веник, с любовью, наслаждаясь свежим ароматом листьев, и начинаем потеть. Посидим немного, привыкнем к жару, бережем сердце, чтобы сразу не свалится за дверью парилки. Выходим отдохнуть на пару минут и в парную париться. Вот где истинное наслаждение, разгоряченное тело, приятные горячие шлепки веником делают свое благое дело, кровь разгоняется по всем жилкам, жар крепчает, как тут не приговаривать «ох, хорошо!».

Не увлекаемся для первого захода, бережем силы для следующего раза, обливаемся прохладной водой. Выходим, отдыхаем некоторое время, восстанавливаем силы, можно сделать несколько глотков чая. Второй заход может длиться немного дольше, парим себя всю, не забывая ни одного пальца ни на руках, ни на ногах.

Дышим веником, ингаляции не помешают, особенно простывшим людям. Аромат веника ослабевает, теперь можно разбавить несколько капель любого ароматического масла (каждый по желанию) в ковше с водой и плеснуть на камни, чтобы каждая минута, проведенная в бане, приносила только радость и удовольствие. Парится каждая женщина столько раз сколько ей кажется достаточным для «сегодня».

Переходим в помывочную. Здесь не менее интересно, выгребаем из сумки все необходимые «инструменты». Достаем жесткую, желательно массажную, мочалку, наносим скраб и растираем тело, кажется, что новая кожа так и просится наружу подышать, поэтому помогаем «старой коже» быстрее смыться водой. Некоторые после этой процедуры снова заходят в парную, так сказать, обновить ощущения. После берем вакуумную банку для антицеллюлитного массажа, наносим немного масла или любого геля на тело для легкого ее скольжения. Начинаем массировать ноги, живот».

Отступлю немного от рассказа, хочется отметить, что многие специалисты массажного дела не рекомендуют делать такой массаж на распаренное тело. Прислушиваться к совету или нет – вам решать.

Продолжим описание «банного дня»: «После массажа просто моемся и напеваем любимую песню, очень забавно, особенно когда в бане несколько женщин бывает очень даже весело. После делаем всяческие маски на лицо, шею, голову, руки, а можно и на все тело, мы же приходим омолодиться и набраться хорошего настроения на целую неделю, а то и на месяц.

После все это смываем и наносим самовлюбленно все мыслимые и немыслимые душистые крема. И наконец-то выходим… Не забываем, что в термосе нас ждет вкусный и полезный чай, а лучше всего легкий компот из различных ягод. Наслаждаемся чаепитием, понемногу остываем, чтобы выходя на улицу, ни в коем случае не простудиться. Вот, примерно так проходит посещение бани настоящей женщины».

Розовощекая, довольная, вкуснопахнущая и, может быть, немного временно усталая Настоящая Женщина по-настоящему красива. Истина, женщины любят баню, а мы любим их!

Что бы наши любимые женщины всегда оставались красивыми и здоровыми нужно им дать возможность чаще посещать баню. А это легко сделать с помощью установки в квартире инфракрасной кабины. Ведь еще больше чем у традиционной бани. Статья поможет вам ориентироваться среди джунглей представленных на рынке ик саун.

На десерт обещанный видеоролик- как женщины моются, правда не в бане, но прикольно.

Русская баня – сама по себе уникальное явление. Для иностранцев она – одно из самых колоритных воспоминаний о России. Ведь жителям других стран даже не придет в голову делать такие вещи, которые в бане делают наши соотечественники!

Они наддают жару

Для русского чем жарчей в бане, тем лучше. Конечно, это касается только любителей. Иностранцы же не в состоянии осознать, как можно париться до потери сознания.

Они без устали хлещут себя вениками

Иностранцы не понимают, что за удовольствие в хлестании себя и друг друга банными вениками: это воспринимается ими почти как акт насилия… А для русских баня без веника – это не баня.

Они едят в бане

Отправляясь в баню, особенно в компании, русские нередко устраивают застолье по полной программе: жареная курица, картошка, салаты… Иностранцев это удивляет. Специалисты же советуют употреблять в бане лишь легкие закуски: тяжелая пища слишком перегружает распаренный организм.

Они употребляют в бане спиртные напитки

Русские нередко отправляются в баню, имея при себе внушительный запас пива, а то и водки. Однако врачи пить в бане алкоголь категорически не рекомендуют: это дает серьезную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. К тому же, спиртное не восполнит потерю организмом жидкости в результате обильного потоотделения. Лучше использовать в качестве «банных» напитков травяные чаи, минералку, соки или хотя бы квас.

Они льют на камни любую жидкость, которая есть под рукой

Естественно, на раскаленные камни лучше плескать холодной водой. Но русские часто берут с собой в баню для этих целей различные пахучие травяные настои – хвойные, эвкалиптовые, можжевеловые. Также могут использовать для этого разные холодные напитки – например, квас или даже пиво.

После парилки русские кидаются в снег или водоем

Эта традиция существует на Руси с давних пор: выскочив из парилки в чем мать родила, обтираться снегом. Конечно, если на улице зима. Если лето, бросаются в ближайшее озеро, реку или пруд. В крайнем случае – в кадку с ледяной водой. Фантазии иностранцев хватает максимум на обливание или бассейн с прохладной водой.

Они используют баню в медицинских целях

Испокон веков на Руси лечились с помощью бани: считалось, что из распаренного организма уходят все недуги. Практикуют это и в наши дни, во всяком случае, в сельской местности. Иностранцы не могут понять, что это за диковинный способ лечения.

Баня служит русским для досуга и общения

В России в баню ходят не столько для мытья (помыться можно и дома в ванне), сколько чтобы пообщаться друг с другом, обсудить какие-то дела и, конечно, расслабиться.

Русские вполне способны отметить в бане и Новый год, и день рождения, и даже свадьбу. Очень часто в банях или саунах проходят корпоративные вечеринки российских фирм.

Баня служит русским местом для занятий любовью

Еще в старину в баньках нередко проходили свидания. И далеко не всегда они заканчивались платонически. Жены бегали в баню, чтобы изменять мужьям. Встречался и свальный грех. Только при Екатерине II было запрещено совместное мытье мужчин и женщин в общественных банях.

В наши дни в этом плане мало что изменилось. Баня – место, где раздеваются донага, а там и до секса недалеко… Поэтому, отправляясь париться в баньку, часто имеют в виду еще и кое-что другое…

Мы всё ищем какие-то чудодейственные лекарства и средства от старения. А у наших предков на сто недугов был один ответ: русская парная. Она и женщинам здорово помогала. Застудила, милая, свое женское хозяйство? Пойди-ка посиди на горячей каменке. Муж охладел? Изволь пройти банную процедуру омоложения. Лишний вес появился? Бегом париться! Но у этой оздоровительной процедуры есть правила, которых нужно придерживаться. В этом материале мы расскажем, как правильно париться в бане женщинам.

Своя всегда лучше

К счастью, мы не лишены возможности ощутить на себе ее целебные свойства, хотя в современном жилье со всеми удобствами она и не предусмотрена. Спасибо предприимчивым людям, которые этот «недостаток» цивилизации устранили, организовав частные бани общего пользования.

Очень удобно иметь собственное место, где можно париться в любое удобное время

Однако и у таких заведений, в свою очередь, есть недостатки. Во-первых, там бывает много людей. В будние дни, да еще с утра, конечно, поменьше. Но не каждый(ая) может себе позволить пропускать работу или вовсе туда не ходить. Поэтому все ходят в баню в основном по субботам и воскресеньям, создавая в ней столпотворение. Представать нагишом перед чужими глазами (пусть и женскими, но иногда это еще хуже), пользоваться тазиком, неоднократно бывшим в употреблении, стоять в очереди в душ – не самые приятные моменты посещения общественной бани. Можно, конечно, заказать отдельную кабину, но стоит это дороже, да и всё равно не исключает наличия предшественников.

То ли дело – иметь собственную баньку. Многие, у кого есть загородный дом или, по крайней мере, дача, – так и делают: строят баню на своем наделе, как в старые добрые времена в русских деревнях. Кстати, в этом случае есть возможность максимально приблизиться к оригиналу, построив настоящую печь, а не используя ее электрический аналог. Электропечь, конечно, по-своему хороша – удобна в использовании, не требует особых усилий для разогрева. Но разве может она сравниться с уютно потрескивающими в топке, испускающими головокружительный аромат березовыми поленцами? А подкидывание дров, плескание воды на каменку для получения пара – в общем, двигательную активность – тоже можно считать элементом оздоровительной процедуры и частичным ответом на вопрос «Как правильно париться в бане для здоровья».

Качественный и правильно подобранный веник окажет лечебный эффект

В любом случае – построите ли вы собственную баню или будете посещать общественную, вам нужно будет приобрести персональный банный комплект. В него входят:

  • резиновый коврик (для сидения в самой бане)
  • большое плотное полотенце (для сидения в парилке)
  • фетровая шапочка или полотенце (для защиты волос от высоких температур в парилке)
  • небольшой тазик (для запаривания веника)
  • веник (для оздоровительного массажа)
  • резиновые шлепки или «мыльницы»
  • полотенце (для вытирания)
  • простыня (для закутывания после процедуры).

Кроме того, женщине нужно приготовить всё для наведения красоты: шампунь, бальзам и маску для волос, скраб, пилинг для лица и тела и не забыть бутылочку с водой (но без газа) или термос с травяным настоем.

Русская баня: как правильно париться

Почему именно русская баня – спросите вы. Почему не финская сауна – тоже сейчас очень популярная? Разве эффект от их посещения так уж разнится? Может быть, все дело в патриотизме?

Конечно же, нет. Хотя соответствие местным климатическим условиям играет далеко не последнюю роль: естественная влажность, образующаяся в парилке, более привычна для нашего организма.

Поймите правильно: никто вас не отговаривает от финской сауны. Ее польза также несомненна. Для астматиков так вообще лучше не найти. Но есть важные различия, которые в некоторых случаях делают использование именно русской бани предпочтительнее.

Париться полезно всем

Главное, что есть в русской бане и чего нет в финской сауне, – это пар, причем легкий пар. «Ошпаренная» о нагретую каменку вода распадается на мелкие частицы, благодаря чему в парной легко дышится. Так что пересыхание дыхательных путей, как в сауне, где влажность составляет всего 8-9 процентов против 60 в бане, посетителям не грозит.

Вода в парообразном состоянии, поникая через поры в организм, восстанавливает его водный баланс и омывает кожу, избавляя ее от отмерших клеток эпидермиса. А обратно она вместе с потом «выводит на чистую воду» мерзкие шлаки и токсины, мешающие женщине быть здоровой и красивой. Вот вам и рецепт Конька Горбунка: сходила в баню – и помолодела.

А банька на дровах хороша вдвойне. Воздух в ней не только целебный, но еще и «вкусный» – насыщенный запахом дерева той породы, которым топят печку.

Так как правильно мыться и париться в бане, чтобы ощутить на себе ее максимальный эффект и в то же время в погоне за здоровьем не перестараться, навредив себе?

Готовим тело к повышенной температуре постепенно. Сначала принимаем теплый душ. Потом 5 минут сидим в предбаннике, надеваем фетровую шапочку или обматываем голову полотенцем и только после этого заходим в парилку – на 8 минут. Сразу подниматься на верхний полок не стоит, даже если чувствуете себя комфортно. Действуем не торопясь, не подвергая организм сильному стрессу. После перерыва, проведенного в предбаннике или под прохладным душем, делаем следующий заход. Его можно увеличить уже до 10 минут. На третий раз снова поднимаем планку – до 12 минут. А на четвертый – подключаем массажные процедуры веником. Веник для этого запариваем в тазике (или деревянной кадушке), налив в него горячей воды. Кстати, этот травяной настой потом лучше не выливать – им можно сполоснуть волосы.

В предбаннике можно приятно провести время в компании друзей или родных

Как часто ходить в баню? Каждый день не рекомендуется – слишком большая нагрузка для организма. Но если уж так нравится париться, остановитесь на 3-4 посещениях в неделю. Оптимальное же количество – 1 раз в 7 дней, но для получения устойчивого оздоровительного эффекта делать это нужно регулярно.

Как правильно париться в бане женщине?

Для прекрасного пола банные процедуры имеют даже большее значение, чем для мужчин. Они положительно влияют на разные стороны женской жизни.

Женское здоровье. Начав посещать баню, через некоторое время женщина может с удивлением обнаружить, что кроме общего улучшения самочувствия у нее, например, пропала молочница. Вот никакие назначения врача не помогали, а тут вдруг взяла и прошла. Оказывается, эта болячка развивается на нервной почве. А парная – это своеобразный антидепрессант и миорелаксант. Сам ритуал ее посещения помогает отвлечься от повседневных забот, на время забыть о проблемах, а сочетание воды и тепла позволяет телу расслабиться, снять мышечные блоки. В это время из организма выводится молочная кислота, которая как раз и поддерживала органы в состоянии спазма.

Под действием банных факторов отступает также цистит и другие воспалительные заболевания мочеполовой сферы. А еще баня показана при варикозе, от которого женщины также часто страдают. Она помогает укрепить сосуды. И это речь идет только о специфических женских заболеваниях. А так здесь можно подлечить и сердце, и остеохондроз, и насморк.

Женская красота. Здесь баня действует по трем направлениям:

  • Очищает кожу. Косметологические средства делают это поверхностно, а банный жар раскрывает поры и позволяет всем загрязнениям выйти наружу. В результате угри и прыщи оказываются побежденными. Кроме того, отшелушивается омертвевший слой эпидермиса – кожа становится нежной, как у младенца. Хорошо помогают в этом процессе веники. Они к тому же обеспечивают поступление полезных веществ. Как правильно париться в бане с веником? Главное условие — он должен быть натуральным и «свежим», а также сделан из нужного дерева. Березовый, например, снимает кожные воспаления, а дубовый борется с повышенной жирностью.
  • Улучшает рельеф кожи. Массаж вениками также способствует борьбе с целлюлитом. Здоровый вид кожа приобретает и благодаря насыщению влагой. Неслучайно в народе говорили: «После баньки, словно яблочко наливное, на свету блестит».
  • Сжигает лишний жир. На быстрое похудение рассчитывать не стоит, но в том-то и фишка, что при регулярном посещении бани вес снижается стабильно, не возвращаясь к исходным позициям. Происходит это благодаря ускорению обменных процессов.

Чтоб не было скучно париться одной — возьмите с собой подругу

Жизнь женщины. Банные процедуры подготавливает к выполнению двух главных женских функций: родам и кормлению грудью. Поддерживается эластичность связок, благодаря чему роды проходят легче и практически без разрывов. А расширение под действием высоких температур протоков в молочных железах способствует постоянному пребыванию молока.

После того как детородный период остается позади, баня снова приходит на помощь женщине, облегчая протекание климакса.

Можно ли в баню беременным?

Всем известно, насколько тяжко бывает выносить малыша – редко какая будущая мама не жалуется на самочувствие. Регулярное посещение русской бани (впрочем, как и финской сауны) помогает облегчить состояние: уменьшить отечность, избавиться от головных болей и снять напряжение. Однако оно разрешается только со второго триместра беременности, постоянным посетительницам и без нахождения в жаркой парной. Лучше посидеть в предбаннике, не подвергая себя стрессу и угрозе выкидыша.

Если есть противопоказания, то ощутить положительное воздействие парилки можно и в предбаннике

Врачи не случайно запрещают банные процедуры беременным, находящимся на ранних сроках. От горячего воздуха сердце начинает работать в два раза быстрее (частота сердечного ритма достигает 160 ударов в минуту), резко усиливается кровоток, поднимается давление, расширяются сосуды. Неудивительно будет, если в таких сложных условиях организм захочет отторгнуть обременяющий его плод.

Ну а когда первые три самые «ненадежные» месяца минуют, медики даже рекомендуют возобновить походы в баню. Ведь они являются хорошей профилактикой внутриутробной гипоксии плода и преждевременного старения плаценты. Само собой разумеется, при осложненной беременности (с угрозой прерывания, предлежанием плаценты, повышенным давлением) гинеколог вам такого не посоветует.

В бане женщины в старину и рожали. Это было самое стерильное место в доме. А повышенная температура в этот момент (в отличие первых месяцев беременности) была как нельзя кстати – способствовала расширению родовых путей.

После родов – снова добро пожаловать сюда, для скорейшего восстановления. Через три месяца можно начинать брать с собой и своего грудничка. Деткам очень нравится банная атмосфера. Забавно наблюдать выражение полного восторга у маленького человечка, который вроде бы еще ничего не смыслит. Он с удовольствием «общается» со своими сверстниками, широко улыбается и активно жестикулирует.

Конечно, он очень чутко реагирует на настроение мамы. Если она всем своим видом показывает, как здесь замечательно – тепло, можно плескаться в водичке, плавать, малыш последует ее примеру. В противном случае он начнет беспокоиться, начнет капризничать, плакать. Не стоит нести ребенка в баню, если он приболел, не выспался, голоден или, наоборот, переел.

Хорошо, если рядом есть бассейн. Деткам очень нравятся водные процедуры. Они чувствуют себя там, как в животике у мамы, откуда только недавно вышли. И это помогает им пройти процесс адаптации к окружающему незнакомому миру в более мягкой, щадящей форме.

Собираясь в баню с малышом, нужно обязательно запастись рекомендациями педиатра, а начинать процедуры следует всего с нескольких секунд.

Баня и месячные

Сложилась ситуация: подруги зовут попариться, а у вас вот-вот должна начаться или уже началась менструация. Пропускать такое мероприятие не хочется. Может быть, вставить тампон и пойти? Или это плохо отразится на здоровье?

Для организма это, конечно, двойная нагрузка. Один процесс очищения накладывается на другой, сосуды расширяются, кровопотеря возрастает – и вы можете не справиться. Слабость, головокружение, потеря сознания, обильное кровотечение – вот каким может оказаться итог вашего похода. Может случиться и наоборот: от стресса, вызванного перепадами температур, месячные могут резко прекратиться, что тоже нехорошо.

Однако если соблюдать определенные ограничения, этих неприятностей можно избежать. Главное – не заходить в парилку. Расслабиться и оздоровиться можно и сидя в предбаннике.

Еще одно предостережение – гигиеническое. Гарантировать стерильность в банях, предназначенных для общественного пользования, никто не может. А в критические дни женский организм становится особенно уязвимым для любых инфекций. Приоткрывшаяся шейка матки дает им беспрепятственный доступ к внутренним органам. Поэтому никуда не садитесь, не подстелив личное полотенце или коврик.

А в остальном – препятствий нет.

Впервые упоминания о бане встречаются у Геродота Галикарнасского в V веке до н.э. Древнегреческий историк очень подробно описал первые бани у скифов. Они были кочевниками, поэтому «строили» переносные бани из 3-х воткнутых в землю шестов, обтянутых по периметру войлоком.

Скифы парились с коноплей

Внутри первобытной бани – «мыльни» - стоял раскаленный чан с камнями, которые и создавали жар. Помещение было очень тесным и приземистым. В него нужно было буквально влезать, согнувшись. Отсюда и второе название бани – «влазня».

На горячие камни, как и сейчас, плескали воду. Так она прогревалась для мытья и заодно заполняла влазню мокрым паром. Чтобы жар был еще круче, на мокрые камни сыпали семена конопли. Скифы обильно потели, скребли тела золой или мокрыми кожаными ремнями.

Мытье наших предков было чем-то средним между процессом парения и барахтаньем в золе и собственной грязи. Но в походных условиях эти банные процедуры были незаменимы. Позднее, когда предки славян стали вести более оседлый образ жизни, они начали строить приземистые избушки из дерева.

Баня по-черному, или как помыться в копоти

Деревянные бани сначала строили без дымохода. «Вытяжкой» служили щели в окнах, затянутых бычьим мочевым пузырем. Вся копоть от сожженных углей под чаном с камнями наполняла помывочное помещение. Стены внутри были черными от сажи.

Так выглядела «баня по-черному». Несмотря на экзотическое устройство она неплохо справлялась с требованиями гигиены того времени. Только приблизительно к IX-X векам бани стали оборудовать трубой, вместе с которой уходила и копоть. Так славяне научились мыться в чистом помещении.

Как мылись тогда

Общественные бани начали строиться гораздо позднее и только в крупных городах. Изначально мытье в бане было делом сугубо семейным. Мылись все вместе: мужчины и женщины, взрослые и детвора.

Затапливать баню отдельно для баб и мужиков никому даже в голову не приходило. Славяне не связывали понятие бани со стыдом. Мыться-париться всем вместе было в порядке вещей. Да и практичнее это: не так много дров нужно для растопки бани для всех.

Парилка и помывочный зал тоже были объединены. Мытье, охаживание березовыми вениками и наслаждение горячим паром представляли собой один сплошной, непрерывный процесс. Зимой он обязательно заканчивался нырянием в снег или прорубь (если рядом была река).

Священное действие

Иностранцы считали русскую баню обителью разврата. Сами славяне любили «мыльню» за здоровье и чистоту, которую она давала. С ней было связано и понятие гостеприимства. Порядочный хозяин дома обязательно затапливал баню для дорогого гостя.

В этих же постройках женщины рожали детей. Перед важным событием топили баню только женщины и только пользовавшиеся уважением. Мужчин к священному действу не допускали. Когда помещение было не занято, бабы с удовольствием использовали его и для гаданий.

Иногда это место использовалось и для скрытого убийства. В бане могли запереть врага и сжечь его вместе с самой деревянной постройкой. Именно так сделала княгиня Ольга с древлянскими послами, предложившими ей стать супругой их вождя.

«Нечистое место»

Поскольку баня ассоциировалась с такими таинственными для предков процессами, как зачатие, рождение детей и гадание, ее считали местом «нечистым». Здесь «смывали грехи», очищали тело, следовательно, нечто дурное оставалось в пределах этих стен.

По верованиям славян в бане жил дух – банник. Он считался существом злым, способным уморить человека, который к нему неуважительно относится. Банника полагалось задабривать специальными присказками-уговорами. По значимости он был даже важнее домового.

Есть ли польза от русской бани

На Руси всегда считалось, что баня дарит здоровье и укрепляет дух. Современная медицина предупреждает, что горячий мокрый пар полезен только здоровым людям. Гипертоникам и сердечникам вход в баню закрыт, поскольку она создает повышенную нагрузку на сердце и сосуды.

Не стоит париться и тем, у кого есть варикоз. Банные процедуры могут только усугубить проблему. Крайне не рекомендуется посещать парную и беременным, особенно в первом и третьем триместре беременности. Баня – слишком суровое испытание для организма будущей матери и плода. Даже недолгое пребывание в горячей влажной среде может привести к выкидышу.

Но если у человека нет перечисленных противопоказаний, ему стоит посещать баню раз в месяц-два. Для здорового организма русская баня сравнима с часовой тренировкой на велотренажере или пробежкой. Однако, чаще париться не стоит: организм привыкает к нагрузке и перестает на нее реагировать.

В очень древние времена бани топились «по-чёрному », т. е. дымоход в них отсутствовал. В более поздние времена бани «по-чёрному » заменились на бани с печью-каменкой, на так называемые бани «по-белому ». Если источником тепла в бане «по-чёрному » был очаг, располагавшийся непосредственно в парилке, а пар получали, поливая водой раскалённые камни очага, то в бане «по-белому » источником тепла была печь-каменка, которая загружалась дровами из другого помещения и имела дымоход. В парное отделение выходила только нагревающая поверхность печки, на которую для лучшей теплоотдачи и парообразования наваливали груду камней-булыжников (отсюда и название — печь-каменка). Поливая раскалённые камни водой, получали пар. Дым, копоть, угарный газ, зола не попадали в парильное отделение. Бани «по-чёрному » постепенно вытеснились более усовершенствованными банями с печью-каменкой, хотя в некоторых районах «по-чёрному » парились до конца XIX века. Некоторые зажиточные крестьяне ставили по две бани: одну, топившуюся «по-чёрному », вдали от жилья, другую — «белую » — во дворе .


Без бани никуда

На Руси издревле без бани не обходилось ни одно торжество. Накануне свадьбы, после «утренника », невеста приглашала подруг пойти с ней в «жарку банюшку », которая уже была натоплена. Жених с дружками также парились в бане перед свадьбой. В баню шли молодожёны и на следующий день после свадьбы — такой был обряд. В дальнейшей совместной жизни с целью того, чтобы не было в браке дисгармонии, супруги перед тем, как лечь вместе в постель, были обязаны попариться в бане.

В обычае у русского народа было попотчевать гостей не только обильным угощением, но и хорошей парной «банькой ». Профессор П. И. Страхов отмечает, что русские цари, встречая иноземных послов и гостей, вначале приглашали их в баню.

В докторской диссертации В. В. Годлевского показано, что парная баня является для народа незаменимым гигиеническим средством для поддержания чистоты тела, а при ряде болезней «баней можно достигнуть лучших результатов, чем иными терапевтическими средствами » .

Закаливание путём попеременного применения горячей воды и пара, холодной воды и даже снега, своеобразный массаж с применением веника, лечения ряда заболеваний в бане, в частности, путём усиленного потения — эти и многие другие особенности русской бани характеризуют её как сильнейшее средство физиологического воздействия на человеческий организм. Для усиления потоотделения на Руси издавна использовался следующий приём: в парной тело натирали одним из следующих веществ — солью, пивом, молоком, мёдом, тёртой редькой, дёгтем, скипидаром, перцем и т. п.

Можно сказать, что на Руси бани служили прототипом современной перевязочной и родильной, где соблюдались антисептические мероприятия. В бане проводили своё лечение «чепучинные лекаря », специалисты по подагре и отложениям солей, балии «пользовали » раны, переломы костей, кожные и венерические болезни, лечили разные гинекологические заболевания, в том числе и женское бесплодие путём «вправления пупка », в бане же принимались роды и вели у женщин послеродовой период .


Не любишь баню, значит, не русский

О любви русского народа к парной бане свидетельствуют многие исторические факты, литературные произведения и труды учёных. Известный русский историк, знаток жизни русского народа в XVI-XVII веках Н. И. Костомаров пишет: «Русские вообще ходили в баню очень часто; она была первой потребностью в домашней жизни, как для чистоплотности, так и для какого-то наслаждения » . По его словам, почти в каждом зажиточном доме была своя баня — мыльня, а для простого народа и для приезжих в городах существовали общественные или как их тогда называли, «царские » мыльни, где за вход платили деньги, которые составляли одну из ветвей доходов царского двора. Это были одноэтажные постройки, обычно на берегу реки, отапливались они дровами и имели три помещения: раздевальное, мыльное и парное. В холодное время года мыльни топились один-два раза в неделю. В летнюю жару, во избежание пожаров, бани запрещалось топить. Были исключения лишь «для больных и родильниц по воле воевод… » Однако, отмечает Н. И. Костомаров, — «Баня для русского человека была такой необходимостью, что по поводу запрещения топить их жители грозили правительству разбрестись врозь из своих домов » . Приверженность к бане была, можно сказать, характерной национальной чертой русского человека. Примечательный факт привёл в своих исторических исследованиях знаменитый русский историк и писатель Н. М. Карамзин , автор капитального труда «История государства Российского» : «Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители Московские заключили из того, что он не Русский! »

Некоторое представление о банных обычаях и нравах тех времён можно получить из исторических очерков Н. И. Костомарова : «Обыкновенно ходили в мыльню после обеда, не страшась от этого вредных последствий. Жар был нестерпимый. На скамьях и полках постилалось сено, которое накрывалось полотном. Русский ложился на него и призывал себя бить до усталости, потом выбегал на воздух и бросался летом в озеро или реку, подле которых обыкновенно строились мыльни, а зимой катался по снегу или обливался холодной водою на морозе. Всегда, кто ходил в мыльню, тот и парился: это было всеобщим обычаем. В общественных мыльнях было два отделения, мужское и женское; они отделялись одно от другого перегородками, но вход и в то, и в другое был один; и мужчин, и женщин, входя и выходя в одну дверь, встречались друг с другом нагишом, закрывались вениками и без особенного замешательства разговаривали между собою, а иногда разом выбегали из мыльни и вместе катались по снегу ».

«В более отдалённую старину, — продолжает историк, — было в обычае и мужчинам и женщинам мыться в одной мыльне, и даже чернецы и черницы (монахи и монахини — авт.) мылись и парились вместе » . Необходимо заметить, что в XVIII столетии вышел Устав, где строго запрещалось «мужскому полу старее семи лет входить в торговую баню женского пола и женскому полу — в торговую баню мужского пола, когда в оных другой пол парится ». Владельцы бань поступили просто — печь была перенесена на середину строения бани, а само строение разгородили надвое, сделав два выхода. Можно дополнить картину, написанную Н. И. Костомаровым, следующим малым штрихом, чтобы проникнуться атмосферой того времени: в день, когда топилась баня, банщик ходил по улицам и зазывал народ: «В баню! В баню! »

Собиратель русских обычаев и обрядов М. Забелин пишет: «Обычай мыться, по многим случаям доставлял удовольствие и наслаждение, да иначе и быть не могло по многим предрассудкам, а также и по многим домашним суевериям, тесно связанным с религиозными правилами » .

Чужестранцы, посещавшие Россию, с неизменным удивлением и, как правило, с уважением отмечали русский обычай много и часто мыться и париться в бане, повторяя, что у себя на родине ничего подобного не видели.

Немецкий учёный и путешественник Адам Олеарий (1603-1671), секретарь Шлезвиг-Гольштейнского посольства в России в 30-х годах XVII столетия, в своём труде «Описание Московии» сообщает, что в России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань, общественных или частных. Он пишет, что «…если русский человек чувствует себя больным, он выпивает хорошую чарку вина, всыпав предварительно в неё заряд ружейного пороха или смешивая напиток с толчёным чесноком, и немедленно затем идёт в баню, где в нестерпимой жаре потеет часа два-три ». Учёный делает вывод: «Такая энергичная терапия не лишена была некоторого практического смысла » .

Побывав в одной из бань Астрахани, Адам Олеарий так описал свои впечатления: «Русские могут выносить чрезвычайный жар и в бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть своё тело разгорячёнными берёзовыми вениками, чего я никак не мог выносить, затем, когда от такого жару они сделаются все красные и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из неё голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, а зимой, выскочив из бани, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню ». «Такая перемена противоположных деятелей благоприятствует их здоровью » — делает вывод учёный .


И хлещу я берёзовым веничком…

В записках Айрамана , который пешком прошёл от Кенигсберга до Нарвы, говорится: «О банях московитов или их привычках мытья я тоже хочу вкратце вспомнить, потому, что у нас это неизвестно… Но они не пользуются, как мы, скребком для чистки нечистоты с тела, а у них есть так называемый веник… В общем, ни в одной почти стране не найдешь, чтоб так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее своё удовольствие… »

Один из иностранных путешественников по России в своём дневнике от 13 ноября 1709 года, опубликованном в сборнике «Русский быт по воспоминаниям современников XVIII века», отмечал: «…за городом мне случилось видеть, как русские пользуются своими банями. Несмотря на сильный мороз, они выбегали из бани на двор совершенно голые, красные, как варёные раки, и прыгали в протекавшую поблизости реку. Затем, прохладившись вдоволь, вбегали обратно в баню, но прежде чем одеться, выскакивали ещё и долго, играя, бегали нагишом по морозу и ветру. В баню русские приносят берёзовые веники в листьях и скребут и царапают себе тело, чтобы в него лучше проникала теплота и шире отворялись бы поры ».

Камер-юнкер Берхольц , находившийся некоторое время при дворе Петра I, записал в своём дневнике, что побывал в русской бане: «Нашёл, что она очень полезна и положил себе наперёд почаще прибегать к ней ». Далее Берхольц рассказывает, что русские люди умеют дать воде, которую льют на раскалённые печные камни, ту степень теплоты, какая необходима. Он так описывал свои впечатления: «Вначале спокойно лежишь на полке, устланной соломой, сверху покрытой чистой простынью. Затем начинают парить берёзовыми вениками. Это необыкновенно приятно, потому, что открывает поры и усиливает испарину. После энергично скребут пальцами по всему телу, чтобы отделить от него нечистоту, что также очень приятно. Затем берут мыло и натирают им все тело так, что нигде не остается ни малейшего следа грязи… Окачивают, по желанию, тёплой или холодной водой. Чувствуешь себя как бы вновь рождённым… »

Английский посланник в России граф Карлэйль , вернувшись к себе на родину, так писал о русских банях: «Польза их дознана опытом, можно считать средством и предохранением от болезней » .

Во времена правления Петра I парная баня и само банное дело в государстве Российском получили новый толчок к развитию. Сам большой любитель бани, царь Пётр понимал её лечебно-профилактическое значение, всемерно заботился о строительстве новых «лечительных бань ». Когда в 1703 году был основан Петербург, разрешено было строить бани всем желающим, и не бралось за это никаких пошлин. В одном из Указов, относящихся к 1704 году, речь идёт «о постройке бань в Новгороде и Пскове и об отдаче оных в оброк ».

Было бы неправильным утверждать, что европейцы не были знакомы с русским банным обычаем. Н. И. Костомаров , описывая жизнь Московского государства в XVI-XVII веках, отмечал: «Жившие в Москве немцы заимствовали от русских их мыльни, но придавали им более комфорта » . Но, тем не менее, в результате петровских реформ в области внешней политики, направленных на расширение культурных, научных и экономических связей России со странами Западной Европы, русская парная баня, как один из атрибутов национальной культуры и народных традиций, начала широко распространяться по европейским странам. Особенно усилился этот процесс после разгрома Наполеона I в 1812-1814 годах и вступления русский войск в страны Западной Европы. Бани, подобные русским, стали строить во Франции, Германии, Англии, Швеции, Дании, Голландии и других странах. Даже в Нью-Йорке была построена баня по русскому образу.

В книге «Новый способ лечения» немецкий медик М. Платен писал о том, что в средние века и последующие столетия в Германии свирепствовали болезни из-за несоблюдения простейших гигиенических правил, в то время как в соседней России даже в самой маленькой деревушке всегда имелись парные бани — прекрасное гигиеническое и оздоровительное средство. Далее М. Платен обращает внимание на тот факт, что сначала XIX века русская баня стала распространяться во многих европейских странах, особенно в Германии. «Но мы, немцы, — признаётся медик, — пользуясь русской баней, очень редко вспоминаем, что этим шагом вперёд в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу » .

Возрождению обычая париться в бане в европейских странах в известной мере способствовали русские солдаты. Сопровождая Петра I во время его пребывания в Амстердаме и Париже, они привели в изумление голландцев и французов тем, что после парной бани, несмотря на мороз, купались в реке. Об этом поведал журнал «Сын отечества» за 1819 год, опубликовавший рассказ, записанный со слов современника Петра: «В 1718 году, в бытности Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадёр баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгорячённые банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо де все перемрут. Пётр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабели, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая натура ».


Лечебное назначение бани

Баням на Руси всегда придавали лечебный, оздоровительный смысл. В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение «завести в Москве лечебную баню ». Хозяина этого заведения обязывали «цену брать излишества, дабы на него жалоб не происходило ». Кроме того, «запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток ». Другая архивная запись сообщает об открытии 11 ноября 1763 года в Петербурге на Малой Морской лечебной бани «для потения и лечения флюсов и прочих телесных припадков по докторской рекомендации ».

Распространению русских банных традиций способствовали и сами европейцы. Португалец (1699-1783) двадцать лет прослужил медиком при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Под конец своего жизненного пути Р. Санчес поселился во Франции и там написал несколько трактатов, имеющих отношение к русским баням. Его первая книга вышла в Париже в 1764 году и называлась «О лечении оспы у русских с добавлением также применявшихся старинных методов». В ней высказывалось мнение, что широкое применение бани в русском быту обусловило не очень сильное распространение оспы в России. Здесь же упоминается о лечении посредством бани венерических заболеваний (глава IX), и болезни, «рак именуемой » (глава XII), так называемого «детского крикуна » и т. д. Признавая ошибочным заявление Р. Санчеса о том, что баней можно вылечить оспу, нельзя не отметить его высокую оценку русской парной бани как отличного гигиенического и профилактического средства для предотвращения инфекционных заболеваний и укрепления здоровья.

Но главный труд Р. Санчеса, как он сам подчёркивал, «уважительное сочинение » о русских банях, был издан в 1774 году, а затем переведён на многие западноевропейские языки. На русском языке книга вышла в Москве в 1779 году. Называлась она в стиле того времени: «О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья». В этом весьма обстоятельном трактате Санчес, иностранец, проникшийся большой любовью и уважением к русским традициям и обычаям, не только обстоятельно описал устройство русской парной бани и банные обычаи того времени, но и с удивительной прозорливостью передал основную суть полезного воздействия русской бани как о драгоценнейшем благе, которое может послужить для поддержания «крепости и здравия тела » не только в России, но и за её пределами.

«Искреннее желание моё простирается только до показания превосходства Бань Российских пред бывшими вдревле у Греков и Римлян и пред находящимся ныне во употреблении у Турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней… » — так определяет Санчес цель своих изысканий. Далее он продолжает: «Когда помышляю о множестве лекарств, из аптеки и из химических лабораторий выходящих, приготавливаемых с толикими иждевениями и привозимых со всех стран света с неописанною трудностью, то коликократно желал я видеть, чтобы половина и три четверти оных всюду великими расходами сооружённых зданий превратилися в Бани Российские для пользы общества » .

По мнению доктора Санчеса, превосходство русской парной бани заключается в самой технологии получения пара. В русской бане пар образуется при помощи печи-каменки, на которой находятся раскалённые камни. Влажность, температура, словом, микроклимат парной регулируется просто — стоит только плеснуть ковш воды на раскалённые камни, как эти параметры резко изменяются. «Сие возобновление паров чинится через всякие пять минут, — сообщает Санчес. Остудить баню и уменьшить её влажность, освежить воздух легко можно путем проветривания парной ».

«… В римских, турецких банях пар идёт оттого, что поливают горячий пол, под которым проходят трубы. Но как они не переменяются свежим воздухом, то легко заключить можно, что эти бани имеют недостатки, каковы в Российских совсем отвращены ». «Новый пар, — делает вывод Санчес, — рождает новый воздух ».

Как врач и учёный, Санчес не мог обойти вниманием физическое воздействие русской бани на организм человека. Вот некоторые строки из его трактата. «Сим образом производимый пар не расслабляет твёрдых частей тела, как пар древних римских и нынешних турецких бань: ибо сей пар в российских банях, будучи оставлен стихийными частицами огня и воздуха и возобновляем по произволению, мягчит и не расслабляет его; он расширяет орудия вдыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части в то состояние, в коем оне были прежде болезни ».

…Действие бани состоит во изведении тончайших макрот из нашего тела посредством теплового пара… Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою, действительностью и целительностью для укрепления и оживления тела человеческого… Сей толико действительный, столь проникающий и горячий пар прикоснувшись к телу лежащего нагим человека, вдыхающего столь же тёплый воздух, каковым и самое тело его питается, распускает кожу, умножает беспрепятственно обращение жизненных соков, способствует дыханию и делает свободным течение крови в становых и других жилах… Больной начинает тогда потеть и во всех чувствах своих ощущает приятное успокоение, что неприметно преклоняется ко сладчайшему сну, который продолжается полчаса, а иногда и более…

«Чувствующие усталость, имеющие напухлые и тяжёлые глаза, утрудившиеся от сильных подвигов военных, или от земледелия, или от работ на рудокопных заводах и солевых варницах, фабриках лучшим для себя лекарством найдут баню… » . Петров Б. Д. Очерки истории отечественной медицины. — М.: 1962, с. 143-144.
. Галицкий А. В. Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах. — М.: физкультура и спорт, 1986, 96 с.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса