Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рэй чарльз биография личная жизнь. Рэй Чарльз – провидец джаза

Рэй Чарльз Робинсон (Ray Charles Robinson, 23 сентября 1930 – 10 июня 2004) – американский эстрадный певец и пианист, прославившийся исполнением композиций во многих музыкальных стилях. Его считают наиболее значимой персоной музыкальной индустрии в послевоенные годы.

Детство

Рэй Чарльз родился 23 сентября в маленьком городке Олбани, находившемся в штате Джорджия, в очень бедной негритянской семье. Как позже говорил сам певец, их даже нельзя было сравнить с просто бедными семьями:

«Я родился в невероятно бедной семье, бедной ровно настолько, насколько это возможно себе представить, самый низ лестницы, ниже – только голая и сырая земля…».

Его отец практически не принимал участия в воспитании детей, поэтому все заботы ложились на плечи матери, тёти Ареты и свекрови Мэри Джей Робинсон. Позже, когда Рэю исполнилось 2 года, отец и вовсе ушел из семьи и пропал. О том, где он был и с кем жил, будущему певцу не было известно.

В пятилетнем возрасте Рэя постигло несчастье. Он стал свидетелем того, как его брат начал тонуть в большой лохани для купания. Поскольку тот был значительно крупнее и здоровее его самого, мальчик не смог самостоятельно спасти его, а звать на помощь было просто некого. Женщины в это время находились в городе на заработках. В результате брат Джордж умер, а Рэй надолго замкнулся в себе. Сильное потрясение и шок от того, что он не смог спасти собственного брата, довели ребенка до серьезной болезни, в результате которой он начал слепнуть. Даже врачи не были в силах чем-то помочь. Через два года Рэй полностью потерял зрение.

Поскольку слепой ребенок не мог посещать обычную среднюю школу, мать отдала его в школу-интернат в Сент-Огустине, где мальчик был вынужден изучать азбуку Брайля и приспосабливаться к необычному состоянию, которое, увы, уже никак нельзя было изменить. В этом же возрасте начал проявляться его музыкальный талант. С помощью хозяина аптеки, которая находилась неподалеку от дома, Рэй стал учиться играть на пианино и петь. В школе же он попросился в кружки, где учили игре на других музыкальных инструментах. В итоге он обучился играть на кларнете, тромбоне, саксофоне и органе всего за один год.

Начало музыкальной карьеры

После окончания школы-интерната Рэй решил не поступать в университет, поскольку прекрасно понимал, что сделать это будет невозможно и по финансовым, и по физиологическим обстоятельствам. Однако его стремление быть музыкантом никуда не исчезло. Наоборот, парень мечтал стать профессиональным певцом и заработать деньги, чтобы быть в состоянии позаботиться о своих близких.

В 1947 году, после нескольких лет накопления денег с помощью подработки на стройках, Рэй, наконец, решает перебраться в Сиэтл, поскольку в его родном городе музыка всегда была на последнем месте у бедных и голодных жителей. Там, в Сиэтле, он встречает начинающего гитариста Госсади Макги, который впоследствии станет одним из лучших друзей Рэя Чарльза, а также основателем группы под названием “MacSon Trio”. А поскольку песни группы в стилях джаза и кантри практически сразу приобретают своих слушателей, группой заинтересовывается звукозаписывающая студия Swingtime Records, которая предлагает двум талантливым парням начинать писать композиции под их лейблом. На свет выходят “Walkin" and Talkin"”, “Guitar Blues” и “Wonderin" and Wonderin"”.

Находясь «под крылом» звукозаписывающей компании, молодые и талантливые музыканты вскоре начали понимать, что написание песен становится для них всё больше механическим, а вовсе не творческим процессом. И если раньше представители компании брались за каждый новый сингл их группы, то затем они начинают диктовать свои права и устанавливать рамки. Такой подход к творчеству больше всего не нравился Рэю, поэтому в 1952 году он расторгает договор и заключает новый. Теперь уже с компанией звукозаписи Atlantic Records. Там он не только выпускает свои лучшие песни, но и с их помощью находит для себя новое, идеальное звучание, которое впоследствии становится его визитной карточкой.

В 1960-х годах Рэя Чарльза и его несравненные, наполненные жизненной энергетикой песни знали уже практически во всем мире. В это же время певец снова меняет студию звукозаписи и начинает сотрудничать с ABC Records, которая продюссировала на тот момент наиболее талантливых, известных и высокооплачиваемых исполнителей. Рэй перебирается в Беверли-Хиллз, где начинает активно писать песни. В это время на свет появляются и с первых минут становятся популярными такие синглы, как “Unchain My Heart”, “Georgia On My Mind”, “Cry”, “Makin" Whoopee”, “Busted”, “I Can’t Stop Loving You” и “You Don’t Know Me”.

Наркотическая зависимость

На протяжении всей своей жизни Рэй Чарльз находился под наркотической зависимостью. Он не скрывал этого факта и сам признавался в том, что впервые попробовал марихуану, еще будучи 16-летним подростком.

В 1961 году в гостиничном номере певца полиция находит несколько пакетиков с марихуаной и кокаином. Возбуждается уголовное дело, однако адвокатам удается добиться для Рэя лишь условного срока, поскольку на тот момент звезда уже проходила лечение от наркотической зависимости в клинике Лос-Анджелесса.

Спустя четыре года у Рэя Чарльза вновь находят наркотики. На этот раз упаковки героина. Однако певца снова оправдывают, после чего тот полностью отказывается от наркотиков и начинает выступать активным приверженцем здоровой жизни.

Личная жизнь

Рэй Чарльз приобрел известность во всём мире не только благодаря отличным вокальным данным, но и любви к женскому полу. У певца было 12 детей, большинство из которых родилось вне брака. Если же говорить о его официальных супругах, то ими стали всего три женщины: Эйлин Уильямс (прожили вместе год, детей не было), Делла Беатрис Говард Робинсон (20 лет совместной жизни и трое детей) и Норма Пинелла (жила с Рэем в гражданском браке до его смерти).

Биография Рэя Чарльза (Ray Charles)

Настоящее имя: Рэй Чарльз Робинсон
Дата рождения: 23 сентября 1930 года в США, Элбани, штат Джорджия,
Инструменты: Пианино, саксофон, вокал, клавишные.
Жанр: Джаз, соул, ритм-энд-блюз.

Вклад Рэя Чарльза в современную музыку невозможно переоценить: не будь Рэя Чарлза, возможно, не появились бы такие исполнители, как Стиви Уандер, Джо Кокер, Манфред Мэнн, Эрик Клэптон и многих других, считающие слепого пианиста своим духовным отцом. В 1994 году на фестивале МИДЕМ в Монако Рэю Чарльзу был вручен специальный приз за вклад в современную музыку.

Рэй — личность из тех ударников музыкального труда, которым всегда было скучно довольствоваться тем, что есть, которым нужны были открытия и постоянное движение вперед . Один из главных основоположников соула, он успешно расширял границы ритм-н-блюза 50-х за счет госпел-вокала, современного джаза, блюза и кантри. Описывать его судьбу хочется в терминах из нашего полузабытого советского прошлого: передовик, стахановец и многостаночник. Его музыкальные достижения иначе и не оценишь: автор более 70 студийных и концертных альбомов, композитор с 50-летним стажем, обаятельный певец, прекрасный пианист, аранжировщик и руководитель ансамбля. И хотя самые интересные страницы его творческой биографии написаны уже давно и с конца 60-х ему редко удавалось поразить воображение публики, он десятилетиями остается в прекрасной исполнительской форме, продолжает ежегодно записываться и много выступать .

Рэй Чарльз Робинсон (Ray Charles Robinson) родился 23 сентября 1930 года в Элбани, штат Джорджия, в крайне бедной семье. Отца он никогда не знал, его с братом мать растила одна. К нищете скоро прибавилась и неизлечимая болезнь: глаукома год за годом отнимала у мальчика зрение, а к семи годам он совсем ослеп. Незадолго до этого маленькому Рэю пришлось пережить страшный шок, когда родной брат утонул у него на глазах. Читать и писать, а потом и записывать ноты, он научился по методу Брайля. Развивать свои несомненные музыкальные способности мальчик смог в школе Святого Августина для слепых и глухих детей. Здесь он изучал искусство композиции и осваивал музыкальные инструменты, его фаворитом, конечно, сразу стало фортепиано. Ему было всего 15 лет, когда умерла мать, и он остался на попечении первой жены своего пропавшего отца. Не закончив школу, несколько лет парень кочевал по Флориде в поисках любой работы. А скопив небольшую сумму, пересек Соединенные Штаты и обосновался в Сиэтле, где ему удалось устроиться аккомпаниатором в местных клубах и кафе.

К концу 40-х годов Рэй Чарльз уже сотрудничал с небольшими рекординговыми компаниями и записывал гладенькие композиции, смесь поп-стиля и ритм-н-блюза, которые больше всего напоминали Нэта «Кинг» Коула (Nat «King» Cole) . Он аккомпанировал себе на пианино и пел, подражая манере Чарльза Брауна (Charles Brown). В 1951 году его песня «Baby, Let Me Hold Your Hand» получила некоторую известность и засветилась в первой десятке R&B-чарта. Впрочем, ранние записи Чарльза мало чем могли привлечь к себе внимание. Неоднократно и вполне справедливо раскритикованные, они звучали холоднее, посредственнее и гораздо менее эмоционально, чем работы его лучшего периода, составившие золотой фонд современной музыки. Хотя сомневаться в мастерстве и исполнительской технике их автора поводов не было.

В начале 50-х звучание его музыки меняется, от подражательных по большей части записей он переходит к самостоятельному оригинальному творчеству. На изменение стиля игры и композиции повлияли гастроли с Лоуэллом Фалсоном (Lowell Fulson), участие в бэк-группе звезды ритм-н-блюза Рут Браун (Ruth Brown), но в первую очередь — студийная работа в Новом Орлеане вместе с Гитар Слимом (Guitar Slim). Рэй играл на пианино и аранжировал его известный ритм-н-блюзовый хит «The Things That I Used to Do». Слим, этот страстный до сумасшествия исполнитель, произвел на Чарльза неизгладимое впечатление.

С 1952 года творческими делами музыканта начинает заниматься лейбл Atlantic Records, и только теперь Чарльз находит свой настоящий голос . Подытоживая опыт прошлых лет и пользуясь лучшими наработками, он создает свой самый популярный и знаковый хит «I Got a Woman». В этой композиции 1955 года Рэй впервые нащупывает свою безошибочную жалобную вокальную манеру, близкую госпелу, которую прекрасно оттеняли упругие, приподнятые аранжировки духовых.

Стиля соул как такового в 50-е годы еще не существовало. Между тем вся работа, проделанная музыкантом в эти годы, как раз и была нацелена на создание более рафинированной разновидности ритм-н-блюза, в которой сохранялось бы все богатство эмоциональных нюансов . Целый ряд наиболее удачных песен Рэя Чарльза, записанных в 50-е, представлял собой именно этот утонченный вариант R&B, который вскоре получит название соула. Самые громкие из его тогдашних хитов — «This Little Girl of Mine», «Greenbacks», «Drown in My Own Tears», «Hallelujah I Love Her So», «Mary Ann», «Lonely Avenue» и «The Right Time». Среди фанов музыканта преобладали чернокожие слушатели, и все перечисленные композиции фигурировали в Тор 10 рейтинга «черных» синглов. Поклонникам поп-музыки понадобился не один год, чтобы оценить оригинальность звучания и мастерство Чарльза. Настоящий прорыв произошел в 1959 году, когда артист представил сингл «What’d I Say (Part I)», в котором скрестились церковная атмосфера, удачно передаваемая трогательным вокалом, и дух рок-н-ролла, донесенный с помощью электрического пианино. Песня «What’d I Say», давно признанная классикой, вошла в репертуар бесконечного количества групп и артистов, поющих на любых площадках, от стадионов до ресторанов. Это был первый в карьере Чарльза сингл, поднявшийся на шестую позицию национального поп-чарта. И один из последних релизов под эгидой Atlantic, с которым артист попрощался в конце 50-х, перейдя на лейбл ABC.

Теперь он был уже не начинающим мальчиком, а знаменитым исполнителем и зрелым автором, который мог диктовать компании АВС свои условия. Одним из них — правом контролировать художественный уровень своих записей — он особенно дорожил. Это моментально сказалось на качестве новых публикаций. Если до начала 60-х в дискографии музыканта не было ни одного по-настоящему популярного альбома, то уже в 1960 году картина резко меняется . Восемь пластинок, изданных в 1960-63 годах, поднимаются в Тор 20 поп-чарта, и это в то время, когда ритм-н-блюзовым альбомам крайне редко удавалось привлечь внимание массовой публики. Отличные лонг-плеи «Genius + Soul = Jazz» и «Ingredients in a Recipe for Soul» делают почти невозможное, покорив 4 и 2 строку национального чарта.

Дела с хитами обстоят так же великолепно. Предоставленный в свое распоряжение, Чарльз знает, как добиваться нужного результата и, лишь слегка отполировав свой ритм-н-блюзовый саунд, в котором достиг совершенства, он выдает на-гора серию хит-синглов, которые приносят ему огромную популярность. Вершинами его карьеры становятся знаменитые хиты «Georgia On My Mind», «Hit the Road Jack», «You Don’t Know Me». Они превратили Чарльза в мировую звезду.

В 1962 году он удивил и своих новообретенных фанов, и старую гвардию, решив углубиться в стиль кантри и вообще музыку американского запада. И углубился настолько успешно, что выпустил еще один хит номер один «I Can’t Stop Loving You», разошедшийся миллионным тиражом, а затем и замечательный альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», который в том же году оказывается на вершине хит-парада. Роскошные аранжировки для этих композиций создавались при участии биг-бэнда, струнного оркестра и хора. Для тех, кто был близко знаком со всей творческой лабораторией музыканта (правда, таких тогда было меньше, чем хотелось бы), в этом «ренегатстве» Рэя Чарльза не было ничего удивительного. Неугомонный в своих поисках и открытый для экспериментов, он всегда был эклектичным артистом , и за время сотрудничества с Atlantic Records, например, неоднократно записывался с известными джазовыми музыкантами Дэвидом Ньюманом (David Newman), Милтом Джексоном (Milt Jackson) и другими.

Если еще раз позволить себе воспользоваться советской терминологией, то Чарльза можно смело назвать шестидесятником. Именно на 60-е пришелся расцвет его композиторского таланта, он проявил себя как исключительно привлекательный вокалист и грамотный аранжировщик. В его активе появились первоклассные хит-синглы «Busted», «You Are My Sunshine», «Take These Chains From My Heart», «Crying Time», «Love Me With All Your Heart», «Together Again». Как и многие его коллеги, он частенько записывал кавер-версии других артистов, среди которых особой популярностью пользовались Beatles. Его каверы песен «Yesterday» и «Eleanor Rigby» имели некоторый успех, добравшись до Тор 30 США.

На начало 60-х приходится и кульминация его взаимоотношений с распорядителями церемонии Grammy: семь раз за четыре года он становится лауреатом премии. Сингл «Georgia оn My Mind» был награжден за лучший поп-вокал и как лучший поп-рок-трек, награды удостоились и вокальные данные Чарльза на альбоме «Genius оf Ray Charles». А в номинации «лучшая R&B-запись» исполнитель побеждал четыре года подряд с песнями «Let the Good Times Roll», «Hit the Road Jack», «I Can’t Stop Loving You» и «Busted».

Стремительное развитие событий несколько замедлилось в 1965 году, когда музыканта арестовали за хранение героина. Это могло произойти гораздо раньше и в любой момент, потому что его героиновый стаж насчитывал без малого 20 лет . Почти год он провел в тюрьме, но вернулся в хорошей на удивление форме и сразу взялся за дело. Во второй половине 60-х музыканта меньше занимали рок и соул, приоритет получили поп-мелодии и джазовая стилистика. Он особенно полюбил струнные аранжировки, перекидывая мостик к лаунжу. Альбомов, равно сочетавших коммерческий и творческий успех, было немного. Среди лучших — диск 1966 года «Crying Time» (Тор 20 США) и финалист первой пятерки джазовых записей «A Portrait оf Ray». Рок-музыканты, как повелось уже давно, внимательно следили за творческими перипетиями Рэя Чарльза и охотно пользовались его находками. Джо Кокер (Joe Cocker) и Стив Уинвуд (Steve Winwood), например, никогда не скрывали, какое мощное влияние оказал артист на формирование их вкусов, стиля игры. Фирменная фразировка музыканта нашла своего продолжателя и модернизатора в лице другого харизматичного персонажа — Вана Моррисона (Van Morrison).

За первые двадцать лет своей профессиональной карьеры Рэй Чарльз достиг таких вершин, которые словно бы застраховали его от любых превратностей судьбы. Критиковать его как-то даже неприлично. Чарльз — легендарное олицетворение американской музыки, да и американской мечты, если уж на то пошло. Его артистизм с годами нисколько не поблек, характерный трогательный вокал сохранил все свои обертоны. Но факт остается фактом: как композитору за последние тридцать лет похвастаться ему было практически нечем. Миллионы его поклонников с восторгом отреагировали бы на его возвращение к соулу образца середины 50-х — 60-х годов. Но почему-то Чарльз больше уже не испытывал к соул-музыке той страсти, которая вдохновила его на создание лучших песен. Победило увлечение джазом, кантри и, конечно, поп-стандартами. Он продолжал записываться почти так же активно, но не вызывал уже былого интереса у пулики. Трек «Living for the City», победитель Grammy 1975 года за лучший мужской вокал в жанре ритм-н-блюза, был сделан как всегда очень качественно, но публику не покорил.

Достаточно успешно певец освоил стилистику кантри, его лонг-плей 1985 года «Friendship» даже лидировал в кантри-чарте. Напоминанием о настоящем масштабе таланта Рэя Чарльза стало участие в альбоме «We Are The World» (1985) в рамках программы «США для Африки». Такие же периодические удачи сопутствовали ему в его джазовых экскурсах, где больше других повезло альбому «Ray Charles» (1988). Музыкант неплохо справился и с дебютом в кино, сыграв небольшую роль в знаменитом фильме «The Blues Brothers». Наконец, его заслуги перед искусством были отмечены введением его имени в Зал славы рок-н-ролла.

В разных уголках мира у Рэя Чарльза находились преданные поклонники, которые заполняли тысячные залы, а в живых шоу он представал во всеоружии. Даже в свои 60 лет он оставался удивительным вокалистом. Чего не могли не признать и организаторы церемонии Grammy, которые в 1990 году наградили музыканта за лучший дуэт (трек «I’ll Be Good to You»), а в 1993-м — за лучший мужской вокал в жанре R&B (трек «Song for You», кавер песни Леона Рассела (Leon Russel)). Выполненная в неподражаемой манере Чарльза, песня «Song for You» была представлена на лонг-плее 1993 года «My World», одном из немногих релизов 90-х, записанных с настоящим вдохновением и азартом.

С наступлением эпохи компакт-дисков собрание сочинений Рэя Чарльза систематически проходило ремастеринг и переиздавалось в разных тематических и хронологических подборках, появлялись компиляции концертных записей, редкие и неизданные материалы — десятки дисков и бокс-сетов. В середине 90-х музыкант напомнил о себе американцам и другим способом, одним из самых действенных: записал вокал для нескольких рекламных роликов диетического «Пепси». Дискография его в эти годы редко пополнялась новыми релизами. В 1998 Рэй Чарльз выпустил неплохую блюзовую запись «Dedicated to You», а в 2000-м вернулся к джазу и подготовил интересный трибьют Стиву Тарру (Stive Turre) «In the Spur of the Moment».

В мае 2002 года Римский Колизей принял своих первых слушателей — после 2000-летнего перерыва (да-да!). Хозяином шоу, проходившего в защиту мира во всем мире, стал не кто иной, как Рэй Чарльз. Он исполнил свой классический хит «Georgia оn My Mind«. В мае 2003 года Чарльз отыграл в Лос-Анджелесе свой 10-тысячный концерт. То есть на протяжении 50 последних лет своей жизни он выходил на сцену в среднем 200 раз в год . Так продолжалось бы и дальше, но подкачало здоровье. После операции на бедре музыкант много месяцев восстанавливал форму. Ему пришлось отменить ряд выступлений, но совсем отказаться от работы было выше его сил . Поэтому музыкант продолжал готовить новый альбом, на этот раз подборку дуэтов с Элтоном Джоном (Elton John), Норой Джонс (Norah Jones), Джонни Мэтисом (Johnny Mathis) и другими вокалистами. Это последний альбом, изданный после смерти Рэя в 2004, просто пришел и взял почти все Грэмми 2005 года в соответствующих категориях.

«Отец соула», прошедший поучительную школу жизни, Рэй Чарльз испытывает искренние отеческие чувства к людям, в чем-то обделенным судьбой. В 1987 году он выделил миллион долларов для создания фонда помощи глухим и открыл специальную клинику для больных с нарушением слуха. Он не просто участвовал в борьбе за гражданские права, но и активно финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга младшего. А в 2003 году спонсировал миллион долларов Университету Нью-Орлеана для разработку специального учебного курса, посвященного культуре, музыке, лингвистике и кулинарии черных американцев, их вкладу в жизнь современной Америки. Будет только логично, если одним из главных героев этого курса станет сам Рэй Чарльз Робинсон.

«Рэй, ты вечно будешь в наших сердцах!»

Дискография Рэя Чарльза:

  • 1956 The Great Ray Charles {Atlantic}
  • 1956 The Genius After Hours {Rhino}
  • 1957 Ray Charles {Atlantic}
  • 1958 Ray Charles at Newport {Atlantic}
  • 1958 Yes, Indeed!! {Atlantic}
  • 1958 Soul Brothers {Atlantic}
  • 1959 What’d I Say {Atlantic}
  • 1959 Ray Charles {Xtra}
  • 1959 The Fabulous Ray Charles {Hollywood}
  • 1959 Ray Charles {Hollywood}
  • 1959 The Genius of Ray Charles {Atlantic}
  • 1960 Ray Charles in Person {Atlantic}
  • 1960 Genius + Soul = Jazz {DCC}
  • 1960 Basin Street Blues {ABC}
  • 1960 Ray Charles Sextet {Atlantic}
  • 1961 Dedicated to You {ABC/Paramount}
  • 1961 Ray Charles & Betty Carter {ABC/Paramount}
  • 1961 The Genius Sings the Blues {Atlantic}
  • 1961 The Do the Twist with Ray Charles! {Atlantic}
  • 1961 Modern Sounds in Country & Western Music {Rhino}
  • 1961 Soul Meeting {Atlantic}
  • 1962 Hit the Road Jack {HMV }
  • 1962 The Original Ray Charles London
  • 1962 Modern Sounds in Country & Western, Vol. 2 {Rhino}
  • 1963 Ingredients in a Recipe for Soul {ABC}
  • 1963 I Can’t Stop Loving You {HMV}
  • 1964 Sweet & Sour Tears {Rhino}
  • 1964 Have a Smile with Me {ABC/Paramount}
  • 1964 Ballad of Ray Charles {HMV }
  • 1965 Live in Concert {ABC}
  • 1965 Country & Western Meets Rhythm & Blues {ABC/Paramount}
  • 1965 Ballad Style of Ray Charles {HMV }
  • 1965 Swinging Style {HMV }
  • 1965 Baby Its Cold Outside {HMV }
  • 1965 Take These Chains {HMV }
  • 1965 Ray Charles Sings {HMV }
  • 1965 Cincinnati Kid {MGM}
  • 1966 Crying Time {ABC/Paramount}
  • 1966 Ray’s Moods {ABC/Paramount}
  • 1966 Busted {HMV }
  • 1967 A Man & His Soul {ABC/Paramount}
  • 1967 Ray Charles Invites You to Listen {ABC}
  • 1968 Memories of a Middle Aged Man {Atlantic}
  • 1969 I’m All Yours-Baby! {ABC/Tangerine}
  • 1969 Doing His Thing {ABC/Tangerine}
  • 196? Le Grand {Atlantic}
  • 1970 My Kind of Jazz {Tangerine}
  • 1970 Love Country Style {ABC/Tangerine}
  • 1970 Ray Charles {Everest}
  • 1971 Volcanic Action of My Soul {ABC/Tangerine}
  • 1972 A Message from the People {ABC/Tangerine}
  • 1972 Through the Eyes of Love {ABC/Tangerine}
  • 1972 Presents the Raelettes {Tangerine}
  • 1972 The Original Ray Charles Boulevard
  • 1973 Ray Charles Live {Atlantic}
  • 1973 Jazz Number II {Tangerine}
  • 1973 Genius in Concert L.A. {Bluesway}
  • 1974 Come Live with Me {Crossover}
  • 1975 Renaissance {Crossover}
  • 1975 My Kind of Jazz, Vol. 3 {Crossover}
  • 1975 World of Ray Charles, Vol. 2 {Decca}
  • 1975 Live in Japan {Crossover}
  • 1975 Ray Charles {Up Front}
  • 1976 Porgy & Bess {RCA Victor}
  • 1977 True to Life {Atlantic}
  • 1978 Love & Peace {Atco}
  • 1978 Blues {Ember}
  • 1978 The Fabulous Ray Charles {Musidisc}
  • 1979 Ain’t It So {Atlantic}
  • 1979 King of the Blues {Ampro}
  • 197? Incomparable {Strand}
  • 1980 Brother Ray Is at It Again {Atlantic}
  • 1980 I Can’t Stop Loving You {Pickwick}
  • 1982 A Life in Music {Atlantic}
  • 1982 I Give You My Love {IMS}
  • 1983 Wish You Were Here Tonight {Columbia}
  • 1984 Do I Ever Cross Your Mind? {Columbia}
  • 1984 Friendship {Columbia}
  • 1984 Jammin’ the Blues {Astan}
  • 1984 C C Rider {Premier}
  • 1984 Ray Charles Blues {Astan}
  • 1985 The Spirit of Christmas {Rhino}
  • 1986 From the Pages of My Mind {Columbia}
  • 1987 The Right Time {Atlantic}
  • 1988 Just Between Us {Columbia}
  • 1988 I Can’t Stop Loving You {Colorado}
  • 1988 The Love Songs {Deja Vu}
  • 1989 18 Golden Hits {SPA}
  • 1989 Blues Is My Middle Name Object
  • 1990 Would You Believe? {Warner}
  • 1993 My World {Warner}
  • 1995 It’s a Blues {Thing Monad}
  • 1996 Strong Love Affair {Warner}
  • 1996 Berlin, 1962 {Pablo}
  • 1996 Berlin 1962 {Fantasy}
  • 1998 In Concert {Rhino}
  • 1998 Dedicated to You {Rhino}
  • 2000 Sittin’ on Top of the World {Pilz}
  • 2000 Les Incontournables
  • 2004 Genius Loves Company
Рэй Чарльз (полное настоящее имя Рэймонд Чарльз Робинсон) – это выдающийся музыкант, ставший настоящей легендой для всех ценителей блюза, джаза и музыки в стиле соул. Его композиции пленят и завораживают, его потрясающий голос невозможно забыть.

Именно поэтому наш сегодняшний герой уже много лет подряд остается эталоном для многих-многих музыкантов нашей планеты, а также звездой номер один для всех ценителей качественной музыки.

Ранние годы, детство и семья Рэя Чарльза

Рэй Чарльз появился на свет 23 сентября 1930 года в городе Олбани, расположенном в центральной части штата Джорджия. Его семья была очень бедна, а потому с самых ранних лет великий музыкант привык к безденежью и постоянным лишениям. Отец Рэя – Бэйли Робинсон – оставил семью, бросив своих двоих сыновей на попечение их матери и бабушки. После этого незадачливый отец практически не принимал участия в жизни своих детей, появляясь в их доме от силы раз в год.

В пять лет в жизни маленького Рэя Чарльза случилось еще одно тяжелое потрясение. Во время купания в лохани утонул его младший брат Джордж. Ребенок умирал прямо на глазах будущего музыканта. Пятилетний Рэй пытался помочь брату, однако вытянуть его из глубокой кадки так и не сумел.

Данное событие настолько потрясло нашего сегодняшнего героя, что уже совсем скоро он начал испытывать проблемы со зрением. К семи годам Рэй Чарльз полностью ослеп. Впоследствии версия о психологическом характере слепоты музыканта была самой популярной среди всех его поклонников.

Однако много лет спустя американские врачи, проводившие обследование музыканта, выдвинули версию о том, что потеря зрения случилась в результате глаукомы.

Возвращаясь к теме детства выдающегося мастера, отметим, что на этом потрясения в жизни музыканта отнюдь не закончились. Уже в 1945-м году певец потерял мать, оставшись, таким образом, на попечении престарелой бабушки.

Возможно, именно череда жизненных ударов заложила основы знаменитого музыкального стиля Рэя Чарльза. Ведь в его музыке всегда было много тоски и совсем мало радости…

Музыкальная карьера певца Рэя Чарльза

Проявлять интерес к музыкальным занятиям наш сегодняшний герой начал еще в раннем возрасте. Во время обучения в специализированной школе в городе Сент-Огустин талантливый парень не только быстро освоил азбуку Брайля, но и научился прекрасно играть на тромбоне, саксофоне, пианино, органе и некоторых других инструментах.

Рэй Чарльз. Одна из самых популярных песен.

Именно с этого момента началось его страстное увлечение музыкой. Ведь ничего другого в его жизни, по сути, и не было.

В семнадцать лет наш сегодняшний герой переехал в большой и оживленный Сиэтл, который в те времена считался американской столицей инструментальной музыки. Здесь такие направления как соул, блюз и джаз были особенно популярны. А потому Рэй Чарльз выбрал для продолжения своей музыкальной карьеры именно штат Вашингтон.

В Сиэтле наш сегодняшний герой основал свой первый музыкальный ансамбль и уже вскоре он стал довольно-таки популярен на севере США. Известный исполнитель Лоуэлл Фулсон предложил ему поработать вместе. Впоследствии с предложениями о долгосрочном сотрудничестве на Рэя Чарльза стали выходить также представители известных звукозаписывающих компаний.

Таким образом, в 1949-м году наш сегодняшний герой записал свой первый полномасштабный хит «Confession Blues», который очень скоро стал звучать даже на федеральных радиостанциях Америки. С этого момента Рэй Чарльз стал часто гастролировать по различным городам США, давая небольшие концерты и записывая выступления для центрального телевидения.

Рэй Чарльз - Confession Blues

В 1953-м году талантливый чернокожий певец записал синглы «It Should Have Been Me» и «Mess around», которые три года спустя легли в основу его первого сольного альбома – «The Great Ray Charles».

На протяжении всей своей карьеры наш сегодняшний герой выпустил более ста (!) альбомов, а также официальных записей концертных выступлений. География его гастрольных туров протянулась от США до Японии и от Германии до России. Многие из его композиций – такие как «Hit The Road Jack», «You Are My Sunshine», «Unchain My Heart» - стали бессмертными хитами. Именно поэтому влияние Рэя Чарльза на мировую музыку очень сложно переоценить. Как отмечают признанные деятели сцены, именно музыка Рэя Чарльза заложила основы таких направлений как современный джаз, блюз и даже рок и R&B.

Среди наград Рэя Чарльза – есть своя собственная звезда на Алее Славы, а также 17 премий Грэмми, Орден искусств и литературы, награда National Medal of Arts и некоторые другие награды. В настоящее время имя великого музыканта значится одновременно в Зале Славы Рок-н-Ролла и в Зале Славы Джаза. Именем Рэя Чарльза названо несколько улиц в США и даже целое почтовое отделение.

Последние годы жизни Рэя Чарльза

В последние годы своей жизни артист сильно болел. В 2002-м году у него начали проявляться симптомы характерные для рака печени. В какой-то момент великий музыкант потерял возможность ходить. Говорить ему удавалось с огромным трудом. Однако, даже несмотря на это, до последних дней своей жизни Рэя Чарльз регулярно работал в студии, записывая новые мелодии и исполняя клавишные партии для свежих композиций.


Десятого июня 2004-го года выдающийся мастер музыки умер в своем доме в городе Беверли-Хиллс. Спустя два месяца после его кончины в США был официально выпущен его последний альбом «Genius Loves Company». На прощальном концерте песни музыканта исполняли Би Би Кинг, Элтон Джон, Ван Моррисон и многие другие выдающиеся музыканты, считавшие себя друзьями и последователями Рэя Чарльза.

Личная жизнь Рэя Чарльза

Несмотря на то, что музыкант был женат всего два раза, в его жизни было множество любовниц. Так, доподлинно известно, что матерями его двенадцати детей (!) являются девять (!) разных женщин. Незадолго до смерти наш сегодняшний герой дал каждому из них по одному миллиону долларов в качестве последнего подарка.

Последние годы своей жизни музыкант провел с женщиной по имени Норма Пинелла

Рей Чарльз, музыкант, исполнявший композиции в стиле джаз, ритм-энд-блюз и соул, стал одним из самых известных американских музыкантов. Результатом его творческой деятельности стал выпуск более семидесяти альбомов, многократное награждение премиями «Грэмми» (13 раз), а также принадлежность к участникам Зала славы отдельных музыкальных жанров (рок-н-ролл, джаз, кантри, блюз).

Соединенных Штатов содержит хиты Рея Чарльза, а знаменитые слова, сказанные Фрэнком Синатрой, нарекают его единственным гением в шоу-бизнесе.

Детство Рея

Урожденный Рэй Чарльз Робинсон увидел мир в Элбани в 1930 году. Городок был небольшим, а финансовое и социальное положение семьи Рэя - неблагоприятным. Через несколько месяцев после его рождения всей семье пришлось сменить место жительства: теперь своим домом они называли небольшое поседение Гринвиль (Южная Флорида).

Роль отца в жизни музыканта была короткой и незначительной, так как тот ушел, когда мальчик и его брат Джордж были совсем маленькими. Воспитанием занималась мать Арета и бабушка Мэри Джейн Робинсон.

Трагический случай

Биография Рэя Чарльза содержит один печально известный факт, связанный со смертью его брата. Это случилось, когда будущему музыканту было всего пять лет, а Джорджу - четыре. Окунувшись с головой в глубокую лохань с водой, которая стояла на улице, Джордж не смог выбраться и стал захлебываться. Увидев тонувшего брата, Рэй попытался его спасти, однако у него не хватило сил, чтобы вытащить ребенка.

Полученное потрясение оказало на Рэя сильнейшее воздействие. Он сам предполагал, что именно по этой причине его зрение стало ухудшаться до тех пор, пока совсем не пропало. Полная слепота наступила, когда ему было семь лет. Позже вероятной причиной слепоты называли глаукому и ее последствия.

Существуют слухи, утверждающие, что музыкант, добившись известности, пытался найти донора для пересадки одного глаза. Однако операция так и не была проведена из-за мнения врачей, которые считали этот шаг бессмысленным и рискованным.

Рей Чарльз: обучение музыке

На формирование будущей карьеры музыканта оказал непосредственное влияние аптекарь, который играл на пианино и жил неподалеку от дома Рэя. Первые проявления музыкального таланта мальчика были заметны уже тогда, когда ему было три года.

Поэтому после полной потери зрения мать позаботилась о том, чтобы Рей поступил в специализированную школу-интернат. Она находилась в городе Сент-Огустин, и здесь Рей Чарльз изучал а также игру на органе, пианино, тромбоне, саксофоне и кларнете. Благодаря своим успехам в музыке мальчик был зачислен в баптистский хор.

1945-й стал для Рэя годом смерти матери, отец умер через два года.

Музыкальная карьера: первые шаги

Дальнейшая биография Рэя Чарльза (период после завершения обучения в интернате) пестрит названиями многочисленных музыкальных проектов, в которых он принимал участие. Зачастую они исполняли кантри или джаз. Наибольшее влияние на формирование стиля и манеры исполнения Рэя оказали такие известные джазмены как Каунт Бэйси, Арт Тэйтум, а также Арти Шоу.

Первой группой, полноценным членом которой стал музыкант, носила название The Florida Playboys.

Поездка в Сиэтл в 1947 году стала очень значимым событием для семнадцатилетнего Рэя. Имея при себе накопленную сумму в 600 долларов и заручившись поддержкой гитариста Госсади Макги, он занимается основанием и развитием группы MacSon Trio. Для записи первых композиций Рэй прибегает к сотрудничеству с группой известного исполнителя Лоуэлла Фулсона. Задачей Рэя был аккомпанемент музыкантам на пианино. Через два года свет увидела первая песня Рэя Чарльза в стиле ритм-энд-блюз. Затем вышли еще несколько композиций, ставшие впоследствии хитами.

Деятельность музыканта в 50-е годы

Новое десятилетие ознаменовалось для Рея Чарльза Робинсона сменой лейбла и сокращением имени. Эта мера была необходима, так как в то время был популярным боксер с похожим именем.

Первый брак Рэя длился всего год. Начавшись в июле 1951 года, совместная жизнь музыканта и Эйлен Вильямс не выдержала испытания временем. В следующий раз Рэй вступил в барк через три года, взяв в жены Деллу Беатрису Робинсон (в девичестве Ховард). Они прожили вместе до 1977 года.

Биография Рэя Чарльза в середине 50-х годов насыщена успешными песнями, написанными самостоятельно или в сотрудничестве с другими музыкантами. Именно в этот период происходит формирование узнаваемого и оригинального уникального звучания.

Песни Рея Чарльза продавались миллионными тиражами, принеся популярность самому музыканту и стилям, в которых он работал. Состав репертуара Рэя включал госпелы на светскую тематику и блюзовые баллады. Популярность госпела и R&B во многом обязана творчеству этого музыканта, деятельность которого привлекла большое количество новых поклонников. Здесь были представители и темнокожей, и белой аудитории. Заслугой Рэя Чальза, как одного из первых исполнителей в стиле ритм-энд-блюз, становится впечатляющее распространение «черной» музыки.

Конец пятидесятых годов принес Рэю всеобщую популярность, участие в Ньюпортском фестивале, запись большого количества хитов, а также первую премию «Грэмми».

Биография Рэя Чарльза: 60-е годы

После получения мирового признания Рэй переехал в огромный особняк в Беверли-Хилз. Будучи одним из нескольких исполнителей, получающих самые высокие гонорары, он стал пользоваться своей творческой свободой для расширения подхода к музыке. В результате его произведения стали ближе к стилю поп и мейнстриму. Несмотря на то что новые композиции разительно отличались от того, что он делал прежде, музыка Рея неизменно пользовалась успехом. Широта и разнообразие репертуара музыканта достигли потрясающих объемов.

Песня «Georgia On My Mind», ставшая гимном родного штата Рея Чарльза, была издана в начале 60-х. Далее последовало знаменательное событие: выход альбома Modern Sounds in Country and Western Music. Входящие в его состав хиты относятся к жанру кантри, что в сочетании с расовой принадлежностью Рэя стало своеобразной революцией.

Антирасистское настроение музыканта

Выходец из нижайшего социального класса Рэй Чарльз на протяжении всей жизни был активным борцом за расовое равенство. Отличным примером его отношения к этому вопросу можно считать отмену концерта в Огасте в 1961 году из-за того, что темнокожих и белых зрителей планировали рассадить отдельно. Кроме того, Рэй содействовал (в том числе и финансово) деятельности Кинга и открыто выражал неодобрение политике Дж. Ф. Кеннеди.

В некоторых источниках упоминается двадцатилетний запрет для Рэя на въезд в Джорджию, но на самом деле он просто не планировал туда ездить.

Рэй Чарльз и его «мартышка на спине»

Так иносказательно музыкант называл свою зависимость от героина. Узнав, что это такое в 16 лет, следующие два десятилетия он находился в состоянии зависимости от наркотика.

В 1961 году при обыске гостиничного номера Рэя были обнаружены запрещенные наркотики, но суда не последовало, так как была нарушена процедура (отсутствовал ордер). В последующие годы музыкант неоднократно был замечен за использованием наркотиков, а в 1965 году в Бостоне его арестовали по обвинению в хранении марихуаны и героина.

Жизнь с чистого листа

Решающим шагом, после которого Рэй Чарльз сказал решительное «нет» наркотикам, стало длительное лечение в клинике в Лос-Анджелесе. Эта мера спасла его от пребывания в тюрьме, суд ограничился назначением довольно мягкого наказания: одного года условно. Пройдя курс реабилитации, Рэй Чарльз не возвращался к употреблению, находя вдохновение и утешение исключительно в музыке и выступлениях.

«Рэй», фильм про Рея Чарльза, весьма детально охватывает тему наркотической зависимости музыканта.

Мейнстрим и поздние годы Рэя

Освободившись от наркотиков, музыкант обретает новый стиль, приближающийся к мейнстриму. Особенностью этого периода становится отсутствие собственных композиций в пользу фантастического исполнения песен других музыкантов.

С наступлением 80-х годов Рэй Чарльз расширяет круг своей деятельности: участие в съемках фильма «Братья Блюз», в популярном телевизионном шоу, а также в рекламе Пепси.

Музыкант принимает приглашения организаторов благотворительных акций, работает вместе с популярными молодыми исполнителями и выступает на инаугурации Насыщенная общественными мероприятиями деятельность Рэя Чарльза закончилась в 2004 году в Лос-Анджелесе, когда состоялось его последнее выступление.

В последние годы жизни музыкант страдал от рака печени и тяжелых последствий операции, произведенной на бедре. Несмотря на это, он ежедневно появлялся на своей студии RPM для выполнения своей работы. В одном из интервью он заметил, что не важно, какую продолжительность имеет жизнь, важно, насколько она красива.

После смерти Рэя Чарльза в 2004 году, его память почтили выходом посмертного альбома. Он получил восемь наград «Грэмми». Позже бы выпущен еще один сборник, включающий совместные композиции Рэя Чарльза и других исполнителей.

В рамках мемориальной церемонии с Рэем простились многие музыканты и тысячи верных поклонников.

Культовый американский композитор и исполнитель, один из самых известных музыкантов XX века. Рэй Чарльз - автор более чем семидесяти студийных альбомов, обладатель 17 премий «Грэмми ». Скончался 10 июля 2004 года.

Биография Рэя Чарльза / ray Charles

Рэй Чарльз родился 23 сентября 1930 года в небольшом городе Олбани, штат Джорджия, в очень бедной семье. Отец будущего музыканта, Бэйли Робинсон , вскоре бросил семью, оставив Рэя и его младшего брата Джорджа на попечение матери Ареты и ее свекрови. В дальнейшем Бэйли не принимал особого участие в жизни своих детей. Мать музыканта умерла в 1945 году, отец - двумя годами позже.

В пять лет Рэй Чарльз стал свидетелем гибели Джорджа: мальчик утонул в лохани. Рэй пытался ему помочь, не смог вытащить. Вскоре после этого Рэй Чарльз начал терять зрение и к семи годам полностью ослеп. Предположительно, пережитое потрясение стало причиной недуга, по другой версии это стало следствием глаукомы.

Творческий путь Рэя Чарльза / ray Charles

Очень рано Рэй Чарльз стал проявлять интерес к музыке. Будучи учеником школы для глухих и слепых в Сент-Огустине , штат Флорида, он не только овладел азбукой Брайля, но и научился играть на пианино, тромбоне, кларнете, органе и саксофоне.

В 17 лет Рэй Чарльз отправился с Сиэтл, где основал свою первую группу. Довольно быстро он начал записываться в студии и сотрудничать с известным R&B исполнителем Лоуэллом Фулсоном . Первой успешной композицией Рэя Чарльза стала песня «Confession Blues », созданная в 1949 году.

Полное имя музыканта - Рэймонд Чарльз Робинсон (raymond Charles Robinson). Он сократил имя, чтобы избежать прямых ассоциаций с известным американским боксером Рэем Робинсоном , чей пик популярности пришелся на начало музыкальной карьеры Рэя Чарльза.

В 1953 году музыкант выпустил успешные синглы «Mess around » и «It Should Have Been Me », а также аккомпанировал известному блюзмену Гитар Слиму в композиции «The Things That I Used To Do », разошедшейся миллионным тиражом.

Сингл «I Got a Woman», записанный в 1955 году, был первым в карьере Рэя Чарльза, достигшим первого места в хит-парадах.

Следующим супер-хитом музыканта стала песня «What’d I Say ». Считается, что Рэй Чарльз сочинил ее непосредственно на концерте, заполняя положенное по контракту время. К концу 50-х годов музыкант уже приобрел немалую популярность, а в 1959 году он получил свою первую «Грэмми» за блюзовую песню «Let the Good Times Roll ».

В следующие годы Рэй Чарльз создал немало хитов, в числе которых «Unchain My Heart », «You Are My Sunshine », «Hit The Road Jack ». Его влияние на музыку сложно переоценить: в своем творчестве музыкант выходил за пределы блюза и госпела, а его «I Got a Woman » считается первой композицией в стиле соул. Знаменитейший альбом Рэя Чарльза «Modern Sounds in Country and Western Music », вышедший в 1962 году, стал хитом в стиле кантри, что было в эти годы совершенно невероятно для чернокожего музыканта. Иногда к записям Рэй Чарльз привлекал целые оркестры.

На протяжении свей своей карьеры музыкант много гастролировал. Дважды он посетил с концертами Россию - в 1994 и 2000 годах. Последнее выступление Рэя Чарльза прошло 30 апреля 2004 года в Лос-Анджелесе.

Долгое время музыкант страдал от болезни. По всей вероятности, это был рак печени, начавший проявляться в 2002 году. Несмотря на то, что в последние месяце он не мог ходить и практически не говорил, он продолжал работать в студии.

10 июня 2004 года Рэй Чарльз умер в своем доме в Беверли-Хиллз, а спустя два месяца был выпущен его последний альбом, «Genius Loves Company ».

Личная жизнь Рэя Чарльза / ray Charles

Музыкант дважды был женат официально. Первый брак с Эйлин Уильямс длился всего год, с 1951 по 1952. От второго брака с Деллой Беатрис Говард Робинсон у Рэя Чарльза трое детей, их союз продолжался с 1955 по 1977 годы. У музыканта было еще девять детей от восьми разных женщин.

Рэй Чарльз начал употреблять наркотики в 16 лет и не раз эта зависимость ставила под угрозу его карьеру и личную жизнь. Несколько раз у него находили наркотики, но ему удавалось избежать тюремного заключения. В 1965 году музыкант был арестован за хранение марихуаны и героина и лишь после этого смог окончательно бросить наркотики.

Вскоре после смерти Рэя Чарльза на экраны вышел биографический фильм «Рэй », рассказывающий о жизни музыканта с 1930 по 1966 годы. Джейми Фокс , исполнитель главной роли в этой картине, удостоился премии Оскар за эту работу.

Дискография Рэя Чарльза / ray Charles

1956 The Great ray Charles {Atlantic}
1956 The Genius After Hours {Rhino}
1957 ray Charles {Atlantic}
1958 ray Charles at Newport {Atlantic}
1958 Yes, Indeed!!! {Atlantic}
1958 Soul Brothers {Atlantic}
1959 What’d I Say {Atlantic}
1959 ray Charles {Xtra}
1959 The Fabulous ray Charles {Hollywood}
1959 ray Charles {Hollywood}
1959 The Genius of ray Charles {Atlantic}
1960 ray Charles in Person {Atlantic}
1960 Genius + Soul = Jazz {DCC}
1960 Basin Street Blues {ABC}
1960 ray Charles Sextet {Atlantic}
1961 Dedicated to You {ABC/Paramount}
1961 ray Charles & Betty Carter {ABC/Paramount}
1961 The Genius Sings the Blues {Atlantic}
1961 The Do the Twist with ray Charles! {Atlantic}
1961 Modern Sounds in Country & Western Music {Rhino}
1961 Soul Meeting {Atlantic}
1962 Hit the Road Jack {HMV }
1962 The Original ray Charles London
1962 Modern Sounds in Country & Western, Vol. 2 {Rhino}
1963 Ingredients in a Recipe for Soul {ABC}
1963 I Can’t Stop Loving You {HMV}
1964 Sweet & Sour Tears {Rhino}
1964 Have a Smile with Me {ABC/Paramount}
1964 Ballad of ray Charles {HMV }
1965 Live in Concert {ABC}
1965 Country & Western Meets Rhythm & Blues {ABC/Paramount}
1965 Ballad Style of ray Charles {HMV }
1965 Swinging Style {HMV }
1965 Baby Its Cold Outside {HMV }
1965 Take These Chains {HMV }
1965 ray Charles Sings {HMV }
1965 Cincinnati Kid {MGM}
1966 Crying Time {ABC/Paramount}
1966 ray’s Moods {ABC/Paramount}
1966 Busted {HMV }
1967 A Man & His Soul {ABC/Paramount}
1967 ray Charles Invites You to Listen {ABC}
1968 Memories of a Middle Aged Man {Atlantic}
1969 I’m All Yours-Baby! {ABC/Tangerine}
1969 Doing His Thing {ABC/Tangerine}
196? Le Grand {Atlantic}
1970 My Kind of Jazz {Tangerine}
1970 Love Country Style {ABC/Tangerine}
1970 ray Charles {Everest}
1971 Volcanic Action of My Soul {ABC/Tangerine}
1972 A Message from the People {ABC/Tangerine}
1972 Through the Eyes of Love {ABC/Tangerine}
1972 Presents the Raelettes {Tangerine}
1972 The Original ray Charles Boulevard
1973 ray Charles Live {Atlantic}
1973 Jazz Number II {Tangerine}
1973 Genius in Concert L.A. {Bluesway}
1974 Come Live with Me {Crossover}
1975 Renaissance {Crossover}
1975 My Kind of Jazz, Vol. 3 {Crossover}
1975 World of ray Charles, Vol. 2 {Decca}
1975 Live in Japan {Crossover}
1975 ray Charles {Up Front}
1976 Porgy & Bess {RCA Victor}
1977 True to Life {Atlantic}
1978 Love & Peace {Atco}
1978 Blues {Ember}
1978 The Fabulous ray Charles {Musidisc}
1979 Ain’t It So {Atlantic}
1979 King of the Blues {Ampro}
197? Incomparable {Strand}
1980 Brother ray Is at It Again {Atlantic}
1980 I Can’t Stop Loving You {Pickwick}
1982 A Life in Music {Atlantic}
1982 I Give You My Love {IMS}
1983 Wish You Were Here Tonight {Columbia}
1984 Do I Ever Cross Your Mind? {Columbia}
1984 Friendship {Columbia}
1984 Jammin" the Blues {Astan}
1984 °C C Rider {Premier}
1984 ray Charles Blues {Astan}
1985 The Spirit of Christmas {Rhino}
1986 From the Pages of My Mind {Columbia}
1987 The Right Time {Atlantic}
1988 Just Between Us {Columbia}
1988 I Can’t Stop Loving You {Colorado}
1988 The Love Songs {Deja Vu}
1989 18 Golden Hits {SPA}
1989 Blues Is My Middle Name Object
1990 Would You Believe? {Warner}
1993 My World {Warner}
1995 It’s a Blues {Thing Monad}
1996 Strong Love Affair {Warner}
1996 Berlin, 1962 {Pablo}
1996 Berlin 1962 {Fantasy}
1998 In Concert {Rhino}
1998 Dedicated to You {Rhino}
2000 Sittin" on Top of the World {Pilz}
2000 Les Incontournables
2002 Thanks for Bringing Love Around Again
2004 ray OST
2004 Genius Loves Company
2005 Genius & Friends
2005 Genius Remixed
2006 ray Sings, Basie Swings
2009 Genius The Ultimate ray Charles
2010 Rare Genius:The Undiscovered Masters
2012 Extraordinary ray Charles

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса