Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Реализм комедии «Горе от ума. Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

» создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, - противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий - , Софья - , Молчалин - Лиза, Лиза - Петруша), но все они как бы выстраиваются «в одну линию», не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В «Горе от ума» эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов «безродного пригрел и ввел в секретари...» (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое «фамусовское общество» противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

Во-первых, не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно
А главное - поди-тка, послужи...

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. («Не человек - змея» - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В «Горе от ума» количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей - родственника Скалозуба, о котором он говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: «...он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник»). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, «они сломлены силой старой».

Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Горич, «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей»; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), «кривое зеркало» (Чацкий-Репетилов).

Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам «века минувшего», проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Суть комедии - горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема «ума» в грибоедовское время была весьма злободневной и «ум» понимался широко - как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», носителе новых идей. Пылкость таких «умников» сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей «безумием», «горем от ума».
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва «чудаком», «странным человеком», а потом - просто сумасшедшим. «Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?» - уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.

Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе «мучителей», оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.

Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.

Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона «трех единств» единство места и времени соблюдено, то единство действия - нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна - это холодный прием Чацкого Софьей, другая - столкновение между Чацким и Фамусовым и фамусовским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство Грибоедова.

Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В «Горе от ума» создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).

Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае - это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.

Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.
Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова - это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой - целостная панорама русской жизни начала XIX века.

Комедия «Горе от ума»: художественный метод.

1. Художественный метод - особый тип образного видения мира и отражения действительности, особый принцип отбора и оценки писателем явлений действительности. Понятие художественного метода включает в себя:

    принципы художественного отбора;

    способы художественного обобщения;

    принципы эстетической оценки действительности с позиции идеала;

    принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства.

Основные методы – реалистический и нереалистический (например, романтизм, сентиментализм и др.)

2. Реализм в России (литературные формы).

    Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

    Черты:

    • стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

      тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой, внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени, большое внимание уделяется социально-бытовому фону вермени;

      универсальность в изображении человека;

      историческая точка зрения на жизнь.

3. Этапы развития реализма в России:

Просветительский реализм (Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов);

- «синкретический» реализм: сочетание раелистических и романтических мотивов при доминанте реалистического (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов);

Критический реализм – обличительная направленность, решительный празрыв с романтической традицией (Гончаров, Тургенев, Некрасов, Островский и др);

Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира, близок к классицизму по многим принципам изображения действительности.

4. Метод и герой Грибоедова.

Грибоедов одним из первых русских драматургов обращается к реалистическому методу изображения действительности. Противоречия в образе главного героя «горя от ума» - не только противоречия его натуры. Но и особенность проявления нового метода литературы. Это позволяет Грибоедову отразить новый тип личности, в котором выявились важнейшие тенденции русского общества начала Х1Х века. Писатель показал наиболее актуальный конфликт: старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени и, как впоследствии оказалось, всего Х1Х и начала ХХ века.

ПРИЗНАКИ РЕАЛИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

    отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала (неразрешенность и неразрешимость конфликта, то есть «открытый финал»);

    переосмысление системы персонажей, свойственной романтизму (вершинная – с одним главным героем);

    характеры раскрыты глубоко и многосторонне, с учетом противоречий, идивидуализированы с помощью речевых портретов;

    мотивированностьсюжетных коллизий и поступков персонажей;

    переосмысление романтического конфликта «ГЕРОЙ-ОБЩЕСТВО»;

    построение пьесы на основе двух сюжетных линий (любовная и социально-политическая);

    отсутствие крупных переломных событий;

    афористичность речи персонажей, «эпиграммическая соль» реплик героев.

    современный конфликт, современный герой, выражающий самую актуальную тенденцию русского общества.

ПРИЗНАКИ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

    обширные монологи, не способствующие развитию действия;

    традиционное количество актов – 5;

    наличие «трех единств» (времени, места и действия), с нарушением единства действия;

  • наличие «говорящих» фамилий и имен (Молчалин, Скалозуб, Софья и др);

    наличие традиционных амплуа (Лиза – субретка: подруга и служанка главной героини).

ПРИЗНАКИ РОМАНТИЗМА В «ГОРЕ ОТ УМА»:

    герой, вступая в конфликт с обществом, уходит от действительности;

    в центр комедии поставлен соновной конфликт романтизма «ГЕРОЙ-ОДИНОЧКА И ОБЩЕСТВО».

3. КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА»: ПРОБЛЕМА ЖАНРА.

1). КОМЕДИЯ - жанр драматического произведения, в основе которого лежит противоречие (=несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного, вызывающее смех. Различают комедии положений, комедии нравов, лирические комедии, сатирические комедии, комедии характеров, однако возможно и слияние тех или иных разновидностей в едином целом.

ПРИМЕЧАНИЕ: «Горе от ума» - комедия характеров.

2). КОМИЧЕСКОЕ – эстетическая категория, отражающая противоречия, присущие явлениям действительности, в основе которой – смех.

3). ПРИЕМЫ КОМИЧЕСКОГО В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

    прием «разговора глухих» . Собеседники не слышат друг друга и произносят словно два монолога параллельно друг другу, а не участвуют в диалоге (2 действие, 1 явление, Фамусов и Чацкий);

(3 действие, 3 явление, Чацкий и Молчалин);

Фарсовая сцена общения еле слышащей графини бабушки с совершенно глухим князем Тугоуховским (4 действ., 20 явл).

    прием «кривого зеркала». Герои пародийно повторяют друг друга. (Например, Чацкий и Репетилов: само имя Репетилова говорит о его вторичности, о подчиненности его образа фигуре главного персонажа произведения. Репетилов - от франц. слова «повторять». Ни Чацкого, ни Репетилова никто всерьез не принимает и не слушает. «Кривое зеркало» до абсурда доводит черты именно Чацкого, показывает его недостатки и слабости.

    Прием «говорящих имен». Это традиционный прием мировой литературы, когда имя персонажа предполагает и его характер, настраивая читателя на восприятие образа-персонажа. (Тугоуховский – глух, Молчалин – подчеркнуто немногословен, Скалозуб – не к месту хохочет, «скалит зубы», Фамусов - от латинского слова «ФАМА» - молва, Софья – мудрость, Чацкий – звуковая ассоциация со словами «чадить»- пускать дым и фамилией «Чаадаев». Чаадаев – философ-западник, признанный сумасшедшим.)

4. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЧАЦКОГО.

    Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея – гражданское служение. Самое ненавистное для него – рабство во всех проявлениях. Все окружающее, по его мнению, нуждается в тотальной переделке. Столкновение Чацкого с фамусовским миром - не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Чацкий привносит в общество реформаторский пыл. В глазах общества Чацкий – человек опасный («карбонарий»), нарушающий привычную установку существования мира. Для зрителя это революционер, перепутавший светскую гостиную и гражданский диспут.

    Грибоедов первый в русской литературе Х1Х века показал «лишнего человека» (термин А.И.Герцена), механизм его появления в русском обществе. Чацкий – первый в этом ряду. За ним – Онегин, Печорин, Базаров.

Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, - противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий - Софья, Софья - Молчалин, Молчалин - Лиза, Лиза - Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари...” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

… Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное - поди-тка, послужи...

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. (“Не человек - змея” - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В “Горе от ума” количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей - родственника Скалозуба, о котором он говорит: “Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать”; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: “… он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник”). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, “они сломлены силой старой”. Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Го-рич, “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей”; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое зеркало” (Чацкий-Репетилов).

Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Реалистичность созданного писателем произведения выражается в раскрытии содержательного смысла пьесы, заключенного в противоречиях существующей действительности.

Автор достигает реалистичного изображения путем применения определенных принципов описания характерных черт персонажей комедии, при которых, демонстрируя единую сущность представителей фамусовского общества, раскрываются индивидуальные, полные многогранности, облики героев. Например, в образе Фамусова писатель представляет не только традиционного чиновника, погрязшего в чинопреклонении, взяточничестве, лицемерии, но и любящего и заботливого отца семейства.

Кроме того, реалистичность представленных характеров героев произведения выражается в применении писателем колоритного языкового приема, отличающегося напыщенностью, просторечиями и отражающего сословный, профессиональный, культурный, а также психологический облик каждого из персонажей. Высказывания полковника Скалозуба наполнены командирскими, воинскими оттенками, молчалинский язык отличается угодливостью и изворотливостью, а речь княгини Хлестовой отдает барскими мотивами и является полуграмотной.

Главной литературной задачей автора становится преодоление обезличенность языковых барьеров светского общества и очищение их от старинного тяжеловесного архаичного стиля, приблизив повествование в пьесе к реалистичному живому разговорному языку. Комедия написана с использованием стихотворного ямба, при этом писатель применяет не только размер ямба в виде традиционных шести стоп, но сочетает его со всеми имеющимися размерами стихов, включая одностопный и пятистопный ямб.

Речевая индивидуализация героев комедии ярко подчеркивает жизненный реализм описываемых в пьесе событий, наделяя каждого из персонажей неповторимый характером и позволяя автору тонко, правдиво, подлинно и убедительно передать психологические детали существования современного столичного общества.

Реалистичные черты произведения демонстрируют авторское мастерство в художественном изложении естественной, простой и ясной композиции пьесы.

Вариант 2

И так, Грибоедов пишет такие произведения, которые отражают своим художественным приёмом нашу жизнь. Его произведения отличаются резкой сменой сентиментализма на реализм. Реализм в произведениях Грибоедова отражается почти всегда. Так как автор ясно даёт понять, а точнее он отражает наше общество. Есть множество авторов, которые используют такой приём, как реализм в своих произведениях. Это такие авторы как Пушкин, Толстой и другие. Самым популярным произведениям Грибоедова является “Горе от ума”. Это комедия, которая отражает нашу повседневную жизнь. Тем самым она так и называется реализмом, так как ситуации героев в произведении реалистичны, как и сами герои.

Народ который изображён в комедии, отражает представителей того времени. Герои описывают те времена своим поведением и манерами. Произведения и события в нём по-настоящему исторические. Автор произведения Грибоедов, даёт нам понять, что в то время было нелегко слугам, ими пользовались как вещами, которые могли надеть и выкинуть без оглядки. Помещики, именно они командовали своими слугами, и распоряжались ими как только могли. Использовали их везде и вся. В произведении слугой была Лиза. Девушка была поистине весёлой девушкой, всегда жизнерадостной и принципиальной, он не когда не изменяла себе и своим интересам, она всегда могла высказать своё слово, но её слова были бесценны перед Молчалиным, так как Молчалин был помещиком, он владел ей и мог распоряжаться ей, как только мог!

Она же не изменяла себе с выбором любви. Лиза любила буфетчика, и она продолжала ба его любить всё жизнь. Грибоедов ясно нам даёт понять, что Лиза является девушкой культурной и положительной крестьянкой в обществе. Но барин, который так же был влюблён в Лизу, не хотел чтобы она была с буфетчиком. Её самое главное правило было не заставить полюбить себя барину. Она всячески старалась противоречить его интересам, а так же она не хотела попадать под его гнев. Во первых чтобы не привлечь внимание, а во вторых, чтобы попросту не привлекать к себе внимание.

Самым главным правилом Грибоедова, было преподнести героя или героиню произведения так, чтобы читатель даже может быть увидел себя в герое. Так сделано ради того, чтобы выразить реализм комедии. И преподнести всё читателю так, чтобы он понимал, что такое, возможно, происходило в его жизни и, что может быть такое когда-то произойдёт с ним.

Сочинение Черты реализма в произведении Горе от ума

Если определять по содержанию, то комедия под названием «Горе от ума», написанная Грибоедовым, является чисто реалистической. Автор с точностью описывает все черты присущие типичным боярам и то, каким бесправием обладает крепостной человек. Образ Лизы становится ключевым в описании крепостнических порядков, которые царят в Фамусовском обществе.

Автор искренне сочувствует закрепощенному народу, что и становится центром изображения крепостничества. Это описывает Чацкий, создавая фон комедийного повествования. У многих возникает образ старой Столицы, где кипит жизнь. При этом автор точно описывает происходящее, поэтому герой Грибоедова воспринимается, как настоящая личность, кажется, что он жил среди обычных людей. При этом автор точно передает черты его характера, восприятие окружающего мира, внутренние противоречия и другие нюансы, характеризующие человека.

Также Грибоедов точно передает стороны бытовой жизни и действительности, он в точности описывает быть и нравы общества, образованного вокруг Фамусова.

При этом оно раскрывается не с точки зрения мировоззрений, а того, как организована окружающая действительность, как люди привыкли жить. Их точно переданные привычки, многое говорят о том, как было устроено общество.

Грибоедов показывает насколько типичными являются характеры фамусовского общества, как они попадают в типичные ситуации, и стараются выпутаться их них. Еще одним подтверждением реализма является то, что прототипами главных героев являются реально существующие люди.

Автор старается раскрыть персонажей произведения достаточно многосторонне, так мы узнаем, что Фамусов, не только не любит посвящение, но и является любящим отцом большого семейства. Он привык помогать всем родственникам.

А София, несмотря на свою сентиментальность, является еще и достаточно твердо настроенным человеком, способным бороться за собственные цели, она самостоятельна и самодостаточна, особенно на фоне других героев. Она принимает решения основываясь на здравом разуме, а не на собственных чувствах, но при этом проявляет все эмоции.

Грибоедов раскрывает черты характера в полной мере, часто делает это благодаря бытовым особенностям и отношению к типичным бытовым ситуациям. Он точно описывает отношения между людьми, старается передать отношения не только к людям, но и к бытовым вещам.

При этом Грибоедов с точность описывает нюансы отношений между людьми, которые существовали в двадцать первом веке. А сам Чацкий стал символом свободолюбия и благородного отношения к жизни. Он старался преподнести в жизнь новшество.

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в 1820-1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в литературе уже появился реализм и активно раз­вивался романтизм. Поэтому в комедии присут­ ствуют как черты классицизма, так и черты ро­ мантизма, а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим произведением.

В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими принципами классицизма, твор­ чески изменяя их. Так, в основном соблюдается принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова и укладывается в сутки: события начинают развиваться рано утром и за­ канчиваются поздно вечером, когда гости разъез­ жаются после бала. Однако единство действия нарушается: помимо сюжетной линии Софья - Молчалин - Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладыва­ ется в рамки любовного сюжета. Количество дей­ ствующих лиц также не соответствует класси­ цистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати. Кроме того, для типизации введены внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так как нару­шается единство действия.

Грибоедов сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовно­ го треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания, и отец, не догадывающийся об увлечении собст­ венной дочери. Однако есть и отступления от традиции. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Мол- чалин не подходит под амплуа второго любовни­ ка, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным героем и изображен с негативной ав­ торской оценкой. Выходят за рамки традицион­ных характеров и второстепенные персонажи в этой любовной интриге. Лиза не только субретка, но и своеобразный второй резонер. Она дает мет­ кие характеристики действующим лицам: в экс­ позиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*. Также Лиза метко подмечает, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер*. Та­ ким образом, характеры не укладываются в рам­ ки традиционных амплуа, они шире.

В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий » , среди которых можно выделить несколько типов, К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указы­ вают на одну важную черту героя. Например, фа­милия Фамусов, возможно, происходит от латин­ского слова «Гата» - молва. Следовательно, об­ ладатель этого имени - человек, преклоняю­ щийся перед общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на ко­ торое указывает эта фамилия. Ю. Тынянов пред­ положил, что «Фамусов» имеет отношение к анг­ лийскому *^апкшзэ - известный. И действи­ тельно, Павел Афанасьевич достаточно извест­ ный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Ту-гоуховский указывает на физический порок пер­сонажа: князь, действительно, был тугим на ухо, Фамилия Репетилов происходит от французского слова «гере^ега - повторять. И на самом деле этот герой не имеет собственных мыслей, а по­ вторяет то, что говорят другие, часто искажая первоначальный смысл услышанного, Молча- лин же не просто молчаливый, но как человек, зависящий от других, не считает возможным свободно выражать свое мнение.

Второй тип - фамилии оценивающие, К ним можно отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное отношение автора к их носителям.

Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаада­ ева, философа и общественного деятеля. Другой возможный смысл его фамилии- то, что он в чаду.

Однако ни одна фамилия не раскрывает полно­ стью характера героя, так как характер часто не­ однозначен и не исчерпывается одной чертой.

Композиция комедии в основном соответству­ ет классицистическим канонам. В комедии четы­ре действия: в первом- экспозиция и завязка, во втором - развитие сюжетной линии, в тре­ тьем - кульминация, а в четвертом - развязка. Действие комедии начинают второстепенные персонажи: Лиза и Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.

Также в комедии присутствуют и черты ре­ ализма. По словам Гончарова, Грибоедов умело с помощью группы из двадцати лиц отобразил, как случ света в капле воды, всю прежнюю Москву, ее дух, исторический момент и нравы», что указывает на типичность характеров и обсто­ ятельств, показанных в произведении. Кроме то­го, писатель точен в подборе деталей.

Можно еще отметить, что герои этого произве­ дения не только типы, но и индивидуальности. Фамусов, например, не только служащий в ка зенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами и убеждениями, а кроме того - любя­ щий отец и легкомысленный барин, заигрываю­ щий с горничной своей дочери. А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость. Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.

Таким образом, в произведении, помимо геро­ ев, изображенных с преимущественно отрица­ тельной или положительной оценкой, есть герои, пафос изображения которых неоднозначен, В от­личие от классицистических пьес в комедии Гри­боедова порок не наказан, а добродетель не тор­ жествует. Молчалин скрывается в своей комна­ те до того, как Фамусов появляется на сцене, Чацкий же вынужден бежать из Москвы, «ис­ кать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Можно отметить, что характер конфликта в произведении отчасти романтический, так как одинокая сильная личность противостоит целому обществу, Гончаров писал, что в «Горе от ума* присутствуют два лагеря; с одной стороны, ла­ герь Фамусовых и всей партии «отцов и стар­ ших*, с другой - один пылкий и отважный бо­ ец, «враг исканий». Чацкий единственный из сценических персонажей противостоит всему об­ ществу* Также Гончаров называет роль Чацкого «страдательной*, так как герой «сломлен коли­ чеством старой силы* и вынужден бежать из Москвы, В пьесе присутствуют мотив одиночест­ ва и мотив путешествия, характерные для роман­ тизма. Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого, в надежде избавиться от «мильона терзаний *.

Таким образом, можно сказать, что в пьесе присутствуют элементы трех направлений - классицизма, романтизма и реализма. Слож­ ность творческого метода, которым была написа на комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума*», объ­ ясняется эпохой, когда в литературе одновремен­ но существовало несколько направлений.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса