Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Психология межэтнических отношений и межнационального общения. Проблемы межнационального общения

Одной из острейших проблем общества и молодежной среды, в частности, являются межнациональные отношения. Проблема имеет ряд уровней и аспектов, вот некоторые из них: государственная национальная политика и социальная работа в области межнациональных отношений, теории и концепции межнационального общения, воспитательная работа образовательных учреждений и молодежных организаций, наконец, бытовое восприятие и поведение граждан.

Из печати известны вопиющие факты, свидетельствующие о национальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что особенно тревожно, подростков и молодежи, школьников и студентов. В России, мягко сказать, есть группы, слои общества, исповедующие шовинизм, расизм в крайних формах, здесь опасно жить людям с «небелым» цветом кожи. Несмотря на официальные запреты, в СМИ нередко ведется пропаганда антисемитизма, шовинизма, национальной ненависти, насилия.

Существует расхождение между официальной идеологией и политикой, законодательством в области национальных отношений, где признаются и принимаются международные нормы и стандарты, и обыденным этническим сознанием и поведением, массовой личностной и групповой психологией, где господствуют предрассудки, стереотипы, национальная нетерпимость и пр. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое отдельными людьми, партиями, средствами печати и обусловленное тяжелой жизнью в стране, оказывает гораздо более сильное влияние на людей, особенно молодежь, чем официальные политические доктрины и педагогическая работа в системе образования.

Анализ и научное решение проблемы ведется на стыке таких наук, как социология, политология, право, психология, этносоциология и этнопсихология, педагогика, философия. Основными понятиями, отражающими реальный феномен, являются этническое (национальное) сознание, межнациональное общение, национальная и культурная толерантность.

Усиление националистических тенденций происходит во всем мире с конца XX в. по разным причинам, одной из них является процесс глобализации, который воспринимается как угроза национальной культуре, как наступление американизма. В России с начала 90-х гг. усилились националистические настроения по ряду причин: распад СССР, экономический и социокультурный, идеологический кризис, обеднение, маргинализация больших слоев населения.

Это особенно отразилось на молодежи. Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, т. е. проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди значительной части молодежи господствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возрастными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму.

В национальном сознании школьников и студентов, молодежных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». Делаются выводы о том, что виноваты во всех бедах «чужаки», которых надо изгнать из России. Содержание национального сознания характеризуется также этатической, державной идеологией: Россия есть и должна быть великой державой, в ней должна быть сильная власть, армия, Россия должна обладать большой территорией. В первую очередь молодые люди называют великие военные победы России и политических деятелей прошлого и настоящего. Только потом и не всегда среди национальных ценностей называют духовно-нравственные начала, культуру, искусство, писателей.

Национальное самосознание такого содержания присуще, конечно, не только молодежи. Такие убеждения сформированы и получают развитие среди некоторых современных ученых, политиков, деятелей культуры и искусства, церкви. Такие и подобные убеждения имеют давнюю историю, культурную традицию (славянофильство, евразийство), и это обстоятельство осложняет задачу общества и педагогического сообщества по формированию культуры межнационального общения. Националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения очень живучи. Страх перед чужими и враждебное к ним отношение сохраняются как атавизм с первобытных времен. Это эмоционально окрашенное, оценочное восприятие представителей другого этноса всегда поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами.

Что может ответить педагогика, теория и методика воспитания на этот остро актуальный вызов общества и молодежной среды, в частности? Во-первых, ответ может быть дан на личностном уровне: каждый педагог, любой работник системы образования должен давать пример положительного (в отличие от негативного, шовинистического) национального самосознания. Педагог должен исповедовать и демонстрировать национальную гордость, патриотизм, знание культуры своей страны и одновременно придерживаться стандартов в межнациональных, межкультурных отношениях, задаваемых ЮНЕСКО, развитым миром.

Во-вторых, педагогические работники могут и должны компетентно, профессионально делать свою работу. Содержание, методы и формы воспитания, в том числе формирования культуры межнационального общения есть в специальной литературе. Здесь мы только передадим содержание некоторых международных и внутренних документов, которые в определенной мере служат ориентиром для проведения воспитательной работы с молодежью по формированию культуры межнациональных отношений.

В нашей стране имеется Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (1996). В ней говорится о том, что в современных условиях усиливается взаимозависимость стран и наций, интернационализация всех сторон человеческой жизнедеятельности. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов усиливают связи людей разных национальностей и конфессий, их работа, учеба, жизнь, как правило, протекают в полиэтнической среде. Это определяет потребность в организации целенаправленной работы по формированию у детей, молодежи, всех граждан культуры межнационального общения, воспитания у них патриотизма, национальной, культурной, религиозной терпимости. В Концепции ставится задача: «Обеспечить разработку программы и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Развивая идеи Концепции, Правительство РФ своим постановлением от 22 февраля 1997 г. № 217 утвердило План первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Среди ведущих мероприятий - внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка специальных программ и курсов по воспитанию культуры межнационального общения.

Воспитание культуры межнационального общения рассматривается как одна из целей образования и воспитания и в ряде других законодательных документов РФ: Закон РФ «Об образовании », «Стандарты-2000», Национальная доктрина образования и др. Закон Российской Федерации «Об образовании» выделяет федеральные и национально-региональные образовательные стандарты (ст. 7). Эти стандарты предусматривают обязательный набор школьных дисциплин, содержание которых должно обеспечивать интеграцию личности в мировую и национальные культуры; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Законе характеризуется содержание образования: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами…» (ст. 14).

Ряд федеральных программ (федеральная целевая программа «Молодежь России », «Федеральная национальная программа» и др.) ставят конкретные задачи и пути их реализации по воспитанию культуры межнационального общения в российском обществе. Они подчеркивают, что культура межнационального общения есть важнейший компонент гражданского воспитания и определяют приоритетными такие элементы содержания:

● формирование у школьников таких ценностей, как Родина, Отечество, Конституция, демократия, свобода, права человека, семья, гражданская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России;

● приобщение учащихся к совокупности ценностей, отражающих общечеловеческое и национальное культурное богатство народов России, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности продолжать и развивать их.

В этих и других нормативно-правовых актах рассматриваются не только предусмотренные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан, связанные с их национальной принадлежностью. В них отражается педагогическая политика государства, в которой определяются цели и содержание воспитания гражданственности, культуры межнационального общения.

Проблема воспитания культуры межнационального общения, воспитания в духе мира, демократии, прав человека, взаимопонимания и согласия является глобальной и находит свое отражение в документах международного сообщества. 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1998 г.) принята Декларация о культуре мира. Культуру мира следует понимать как глобальную школу, в которой все учатся жить вместе в мире и согласии, укоренять в сознании людей идею защиты мира, не применять насилие, утверждать справедливость и демократию. Воспитание таких качеств, как толерантность, ненасилие, навыки бесконфликтной коммуникации, умение слушать и слышать, спорить с оппонентом, не превращая его во врага, должны воспитываться с самого раннего детства. Образовательная и воспитательная работа в школе не должна ограничиваться сообщением определенных знаний. Необходимо в детских коллективах создавать гуманистическую среду, которая будет способствовать формированию навыков бесконфликтности, ненасильственному общению среди детей, вышедших из разных национальных, культурных, конфессиональных и социальных слоев общества. Следует вовлекать подростков в акции солидарности, сопереживания с теми, кто перенес страдания и нуждается в поддержке. Это поможет молодому человеку реально подготовиться к участию в жизни гражданского общества, правовом, демократическом государстве.

ЮНЕСКО в 1995 г. провозгласил Декларацию принципов толерантности. Толерантность - это международный термин, обозначающий не просто терпимость, а уважение, принятие и правильное понимание единства человечества, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех, богатство и разнообразие культур, признание прав и свободы, отказ от культуры войны и утверждение культуры мира. ООН, придавая большое значение утверждению принципов толерантности в жизни международного сообщества, провозгласила день подписания Декларации (1995 г.) Международным днем, посвященным толерантности.

Для многонациональной, такой этнически разнообразной страны, как Россия, проблема воспитания толерантности имеет большое значение. Поэтому в 2001 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе ». Она рассчитана на 2001–2005 гг.

Как задачи формирования культуры межнационального общения можно привести конкретные проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях:

● уважение к человеческому достоинству;

● проявление и закрепление таких качеств, как чуткость, доброжелательность, терпимость, великодушие;

● чувство меры и такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношениях с ними;

уважительное отношение к языку, культуре, традициям, обычаям других народов;

● потребность претворять нравственные знания в действия и поступки;

● умение управлять своим поведением, своими потребностями, сочетая их с интересами окружающих;

● стремление словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности.

В современных условиях широкое развитие получает концепция поликультурного воспитания. Оно предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Реализация ее идей направлена на создание такой атмосферы, живя в которой любой человек чувствовал бы себя не только сыном своей родины, но и гражданином вселенной, понимал и уважал, хранил не только культуру своего народа, но и культуры других народов, а следовательно, уважал право другой личности на свободное культурное развитие. Реализация концепции подводит учащихся к пониманию существования других стилей жизни, которые столь же значимы и имеют право на существование, как и их собственный.

Межэтнические отношения - субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. В социальной психологии и этнопсихологии выделяются два уровня межэтнических отношений - личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни - в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения. Характер межэтнических отношений (дружественный, нейтральный, либо конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности, в семье, учебных заведениях, коллективах, в ходе соседского и дружеского общения. Межэтнические отношения содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Чрезвычайно важную роль в развитии межэтнических отношений играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии. Изучение межэтнических отношений приобретает особую актуальность в условиях многонациональной страны.

Общение людей разных национальностей обусловлено наличие на планете более двух тысяч этнических общностей. В условиях современной глобализации мира происходит усиление межэтнических взаимодействий, что неизбежно приводит к конфликтам на национальной почве. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию.

ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира, дружбы между народами как важнейшую цель воспитания и образования. В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…»


Определение в основных международных правовых документах и правовой системе многонационального государства такой общей цели воспитания имеет огромное значение, поскольку подразумевает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности. При этом на первый план выходит организация межэтнического общения, взаимодействия.

Общение − важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

Межнациональное общение ¾ это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.

Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.

Выделяют 3 характера межэтнических отношений:

Дружественный;

Нейтральный;

Конфликтный.

Межнациональное общение ¾ конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.

Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры межнационального общения. Существует несколько трактовок этого понятия:

Культура межнационального общения ¾ это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. (Крысько); является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни; Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов.

Культура межнационального общения ¾ это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах.

Одним из ключевых понятий, характеризующих сущность культуры межнационального общения, является понятие «толерантности ». В переводе на русский язык оно означает терпение. Однако, данный перевод не достаточно точно отражает сегодняшнее понимание этого понятия. В современном обществе толерантность рассматривается как одно из оснований конструктивного общения между людьми во всех сферах общественной жизни и призвана выступать как норма гражданского общества. При этом толерантность рассматривается как целостное проявление личности, выражающееся в позитивном взаимодействии членов общества, на основе сохранения индивидуальности каждого, взаимного уважения и равноправия сторон. Межэтническая толерантность понимается значительно шире, чем просто терпимое отношение к представителям разных этнических групп. В содержание этого понятия входят принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о культуре своего народа и культурах различных народов, в особенности тех, с которыми осуществляется непосредственный контакт.

Формировать культуру межнационального общения означает решение нескольких задач :

1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.

2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.

3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.

4. Воспитание гражданственности и патриотизма.

5. Воспитание толерантности.

Амеженко Диана, 9-й класс

Россия - многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? В работе изучается этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ». Автор исходит из предположения, что повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Мы» и «они» - проблема межнациональных отношений.

Актуальность : Так случилось, что мы, представители различных национальностей, живём сегодня в России. Это многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей, и будете совершенно правы. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? Сегодня это проблема актуальна и важна. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо воспитание толерантности среди школьников.

Цель исследования: изучить уровень этнической толерантности учащихся в школьном коллективе.

Объект: учащиеся 8-11 классов МОУ «Солнечнинской СОШ».

Предмет : этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ ».

Методы исследования:

  1. метод аналитического чтения;
  2. метод исследования;

Задачи: – изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;

– определить возрастные группы учащихся для проведения исследования;

– составить опросник;

– провести социологический опрос;

– проанализировать полученные результаты;

– определить уровень этнической толерантности среди учащихся МОУ «Солнечнинская СОШ ».

Практическая направленность исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами школьных образовательных учреждений для решения проблем, связанных с вопросами толерантных взаимоотношений на этнической основе.

Гипотеза: Повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям

Я живу в п. Солнечный Республики Саха (Якутия) где живут и работают представителей самых разных народов . В нашей школе учатся дети разных национальностей и языковых общностей. Бок о бок я живу с украинцами, якутами, ингушами, эвенками, молдаванами, татарами, общаюсь с ними каждый день и не задумываясь над тем у кого какая национальность. В общей массе учащихся преобладают русские. Этот факт подтверждают анкетные данные: из 110 учащихся школы - 83 русские. Регион, в котором мы живём, в плане межэтнической конфликтности относительно благополучен. Но наш регион – это место постоянной трудовой миграции населения и в условиях общей напряжённой политической ситуации возможны серьёзные последствия. Если не обращать внимания на локальные стычки сегодня, мы можем получить масштабные конфликты завтра.

Нас, живущих в Якутии, объединяет историческая и духовная общность. Единение народов за всю историю человечества не лишило их уникальных традиций, родного языка, культуры, национального своеобразия. Я точно знаю: нет плохих наций и национальностей, есть мы, невоспитанные люди. Что может быть проще: улыбнись человеку, протяни ему руку для приветствия, ободри, поддержи в трудную минуту – и не будет никаких проблем. Все великое в мире просто, об этом никому не следует забывать.

В нашей школе учатся дети разных национальностей. Но национальные различия никогда не становились причиной для конфликтов. Мы всегда вместе. Вместе на школьных праздниках и соревнованиях, в походах и вечерах. Мы восхищаемся тем, как танцуют вместе эвенк Атласов Коля, татарин Юнусов Саша, ингушка Чапанова Амина, русская Малахова Настя. Как замечательно поют дуэтом ингуш Белокиев Лорс и украинец Кравченко Игорь. Среди наших лучших спортсменов имена якутки Вали Рыбалкиной, русских Вики Саловой, Антона Кулиша, Дениса Конева, украинки Юли Овчаренко, татарки Анжелы Гизатуллиной.

И все же проблема межнациональных отношений стара как мир. В наше не простое время она не просто не утратила своей актуальности, но встала во весь свой исполинский рост: «Какой ты крови?»

Человек вполне естественно пытается осознать себя через голос крови, т.е. через принадлежность к определенной нации. Издавна представители одной этнической группы воспринимали своих сородичей как носителей уникальных природных, психологических и культурных качеств. Это чувство знакомо нам с детства. Об этом сказал Р. Киплинг в своей «Книги джунглей»: «Мы с тобой одной крови, ты и я…».

Люди одной национальности склонны видеть в своих сородичах воплощение лучших этнических качеств. Они умны, храбры, трудолюбивы, проницательны. В то же время инородцы выглядят полной противоположностью. В них много отрицательных качеств. Уже в глубокой древности сформировалась установка «мы» и «они». В результате складывались ложные и упрощенные этнические стереотипы.

Например, американцы на протяжении веков пытались создать искаженное представление о неграх. Сначала о них говорили как о людях патриархального склада, добрых и неиспорченных цивилизацией. (Б. Стоу «Хижина дяди Тома») Потом негры превратились в массовом сознании в носителей лени, социальной апатии и агрессии.

В нацистской Германии Гитлер доказывал, что именно евреи виноваты во всех трудностях и бедах страны. Окончательным решением этой проблемы было уничтожение евреев.

В чем причины вспышек национальной розни? Почему люди одной национальности нередко с неприязнью относятся к людям другой национальности?

Наверное, дело в стереотипах восприятия. Тысячелетия проживая рядом друг с другом, народы накопили немало обоюдных обид, и отсюда закрепилось представление о том, что люди другой национальности хуже. И мы все не раз сталкивались с тем, что если некрасивый поступок совершает человек другой национальности, то в разговоре обязательно кто-либо скажет: «Ну, что с него взять, он же…(русский, татарин, еврей…)».

В настоящее время причиной межнациональных конфликтов все чаще выступает рост национального самосознания малых народов. Все народы за века внесли большой вклад в копилку общечеловеческой культуры. Они принимали участие в развитии экономики и культуры стран, в которых проживают. Но нередко из-за политики правительства, или из-за поведения представителей титульной нации испытывают национальное унижение: ущемляются их национальные чувства, нарушается принцип равноправия, пренебрежительно относятся к их культурным ценностям.

Наша страна является многонациональным государством. Сейчас мы пытаемся решить проблемы, которые существовали во времена царской России, были при советской власти, возникли в последнее время. Можно заниматься поиском виновных, отстаивать свою правоту, ссылаться на историю, обмениваться претензиями и обвинениями. Но жизнь показывает, что решать споры надо, основываясь на поиске согласия, отказываясь от насилия.

Другой проблемой России является сохранение малых народностей, в первую очередь северных. Экономические преобразования 90-х годов лишь ухудшили их положение, приходят в упадок традиционные занятия (оленеводство, рыболовство, резьба по дереву). Во многих случаях, они оказались в положении национального меньшинства и лишились возможности жить в своём этническом пространстве. Выросло уже второе поколение якутов, которые не знают своего языка, отдалились от своей культуры.

Есть и другие проблемы. Появились многочисленные политические организации националистического толка. Сейчас национализм пока не пользуется повсеместной поддержкой в нашей стране, где в течение многих лет народы дружно жили между собой, совместно боролись против фашизма. Но в периоды экономических кризисов, снижения уровня жизни населения резко повышается недовольство и на этом фоне можно успешно пропагандировать ненависть к людям другой национальности. Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в печати. Обычно чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться.

Мне хотелось узнать каков уровень этнической толерантности молодежи и в частности учащихся нашего школьного коллектива. У меня возник вопрос: можно ли встречаться с человеком другой национальности? А семью создавать? Не помешает ли обычаи, семейные традиции, религия? Я решила посмотреть, что по этому поводу пишут молодые люди на Интернет-форумах. Вот что получилось.

kolya12

главное, чтобы в человеке душа была, и изначально взаимопонимание между двумя конкретными людьми.

kolyan_76

Ну, на мусульманке я бы никогда не женился. Большинство из них фанатики и больные на всю голову. Тем более я атеист. Но другие варианты готов рассмотреть:D

Да и тебе не дадут на ней жениться, пока ты их веру не примешь, хотя бывает, попадаются светские мусульмане, но их меньшинство.

lenka

А я бы за китайца никогда замуж не вышла. Да и за мусульманина тоже - опасно это.

igor"

Я как-то больше к европеоидной расе склоняюсь

dmitriy

Красивые женщины есть в любой нации

А что же думают жители нашего поселка?

Я провела социологический опрос среди школьников старших классов, в возрасте от 13 до 18 лет и взрослых, в возрасте от 30 до 50 лет. Вопросы были для всех одинаковые:

1. Возраст

2. Национальная принадлежность

3. Как вы относитесь к представителям другой национальности

а) толерантно

б) ненавижу

4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?

а) толерантно

б) ненавижу

в) в зависимости от национальности

5. Были ли вы свидетелем дискриминации по национальному признаку?

6. Знаете ли вы свой родной язык?

а) хорошо знаю

б) знаю только несколько слов

в) не знаю

7. Согласны ли вы впустить в своё окружение представителя другой национальности?

8. В качестве кого?

9. Есть ли у вас друзья другой национальности?

10. Были ли у вас конфликты с представителями другой национальности?

По данным этого опроса 100% из взрослых относятся к другой национальности и межнациональным бракам толерантно, согласны впустить их в своё общество, мало того, у них уже есть друзья другой национальности. Ни один из опрошенных не написал, что согласен представителя другой национальности иметь в качестве супруга (супруги) или члена семьи. Ответы были у всех одинаковы: друга, подруги, товарища, и иногда соседа.

Все были свидетелями дискриминации по национальному признаку, но конфликтов с представителями другой национальности у них не было. Все опрошенные взрослые по национальности русские и хорошо знают свой родной язык.

У школьников мнения расходятся. Всего было опрошено 23 человека. 11 подростков в возрасте 13-14 лет и 12 подростков в возрасте 15-18 лет.

Из 11 опрошенных подростков в возрасте 13-14 лет, 6 русских, 2 смешанного происхождения (один из родителей русский, другой украинец), и 3 украинца. 7 из 11 человек ответили, что относятся к представителям другой национальности толерантно. Остальные 4 - в зависимости от национальности. 6 из 11 опрошенных подростков ответили, что толерантно относятся к межнациональным бракам, остальные - в зависимости от нации. 2 человека из 11 были свидетелями дискриминации по национальному признаку. Дети от смешанных браков и русские хорошо знают родной им язык, а вот украинцы знают из родного украинского языка только отдельные слова. Согласны впустить в своё общество представителя другой национальности в качестве друга, знакомого, или одноклассника 9 из 11. 1 из 11 опрошенных не согласен впускать представителя другой нации в своё общество, но уже имеет друга другой нации. У него же и ещё двух человек были конфликты на национальной почве.

Из 12 подростков в возрасте 15-18 лет 8 русских, 1 украинка, 1 якут и 1 ингушка. Русские хорошо знают свой родной язык. Ингушка знает только несколько слов на родном языке. Якут родного языка не знает совсем. Из 12 опрошенных подростков 10 толерантно относятся к представителям другой нации. 1 - в зависимости от национальности, а 1 вообще их ненавидит. К межнациональным бракам 9 из 12 человек относятся толерантно, остальные - в зависимости от национальной принадлежности. 10 человек ответили, что согласны впустить в своё общество представителя другой нации в качестве друга, знакомого, собеседника или вообще кого угодно. 2 человека ответили отрицательно, но у них есть друзья другой национальности. У 4-х опрошенных были конфликты с представителями другой национальности. Двое из них были свидетелями дискриминации по национальному признаку.

Как видно, большинство людей относятся к другой нации толерантно, меньшинство подразделяют на нации, которые им симпатичны и несимпатичны, и всего единицы ненавидят представителей другой нации.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1) Часть нынешнего поколения не придает особого значения национальности

2) Почти все опрошенные вне зависимости от национальности, думают на русском языке

3) Национализму больше подвержены те респонденты, которые не являются русскими

Я долго думала, что можно сделать для того, что бы проблемы межнациональных отношений не стали в нашем обществе острее и не привели к беде? Вот мои предложения:

1) Сделать обучение истории родного края обязательным школьным предметом.

2) Включить элементы национальных культур (культур народов Якутии и русской национальной культуры) в школьное и дошкольное образование.

3) Ввести сурдоперевод на канале НВК

4) Увеличить количество телепередач о культуре Якутии на русском языке.

5) Трансляция передач студии «Спектр» должна быть на территории всего района без задержек.

6) Начинать обучение якутскому языку в игровой форме еще в детском саду

7) В межнациональных семьях воспитывать ребенка в традициях обеих культур .

Приложение.

Взрослые.

  • 2.2. Развитие этнической психологии в России вxxвеке
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава третья. Историческое развитие этнопсихологических взглядов за рубежом
  • 3.1. Этнопсихологические представления в древности, средневековье и эпоху просвещения
  • 3.2. Зарубежная этнопсихология вXiXвеке
  • 3.3. Зарубежная этнопсихология вXXвеке
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава четвертая. Психологическая характеристика этнических общностей
  • 4.1. Человечество. Этнос. Нация
  • 4.2. Психологическая основа нации
  • 4.3. Специфика межнациональных отношений людей
  • 4.4. Психологические предпосылки целостности нации
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава пятая. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов
  • 5.1. Содержание психологии нации
  • 5.1.1. Системообразующая сторона психологии нации
  • 5.1.2. Динамическая сторона психологии нации
  • 5.2. Свойства национальной психологии
  • 5.3. Функции национальной психики
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава шестая. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов
  • 6.1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей
  • 6.2. Своеобразие проявления национальных установок
  • 6.3. Психологические особенности этнической стереотипизации
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава седьмая.Национально-психологическиеособенности представителей разныхнародов России
  • 7.1. Русские как представители славянского этноса
  • 7.2. Тюркские и алтайские народы России
  • 7.3. Финноугорские народы России
  • 7.4. Буряты и калмыки
  • 7.5. Представители тунгусоманьчжурской группы народов России
  • 7.6. Представители еврейской национальности
  • 7.7. Народы Северного Кавказа
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава восьмая. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья
  • 8.1. Украинцы и белорусы
  • 8.2. Народы Прибалтики
  • 8.3. Народы Средней Азии и Казахстана
  • 8.4. Народы Закавказья
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава девятая. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья
  • 9.1. Американцы
  • 9.2. Англичане
  • 9.3. Немцы
  • 9.4. Французы
  • 9.5. Испанцы
  • 9.6. Финны
  • 9.7. Греки
  • 9.8. Турки
  • 9.9. Арабы
  • 9.10. Японцы
  • 9.11. Китайцы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава десятая. Психологическая специфика этнических конфликтов
  • 10.1. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов
  • 10.2. Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения
  • Задания для самоконтроля
  • Глава одиннадцатая. Этнопсихология семейных отношений
  • 11.1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений
  • 11.2. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях
  • 11.3. Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава двенадцатая. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе
  • 12.1. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия
  • 12.2. Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе
  • 12.3. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава тринадцатая. Профессионализм в межнациональных отношениях
  • 13.1. Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях
  • 13.2. Сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношений
  • 13.3. Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава четырнадцатая. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
  • 14.1. Логика и принципы этнопсихологических исследований
  • 14.2. Основные методы этнопсихологических исследований
  • 14.3. Дополнительные методы этнопсихологических исследований
  • 14.4. Надежность этнопсихологических исследований
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Библиография
  • Содержание
  • Крысько Владимир Гаврилович Этническая психология Учебное пособие
  • 4.3. Специфика межнациональных отношений людей

    Нации на Земле, как известно, живут не обособленно, а по соседству одна с другой, часто даже вперемежку. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта. Межнациональные контакты могут превращаться из конструктив­ных, положительных, всем выгодных в деструктивные, отрица­тельные, способствующие возникновению недоверия во взаимо­отношениях. На межгосударственном уровне эти контакты регла­ментируются международными соглашениями. Внутри одной страну они определяются законодательством, моральными и нрав­ственными нормами, традиционными формами взаимодействия с представителями других этнических общностей.

    Эффективной может стать та этническая общность и такие условия ее взаимоотношений с другими этносами, при которых, вы­полняя свои официальные и неофициальные роли, каждый человек мо­жет (и это стимулируется другими людьми) проявить свои уникаль­ные свойства и способности.

    Контакты между нациями являются результатом определен­ной конкуренции, т.е. отношений соревнования за обладание ре­сурсами, необходимыми для их жизнедеятельности и развития. Конкуренция обусловлена политическими факторами и ограниченно­стью средств для жизни людей. В процессе этнической истории всегда возникают и формируются новые потребности и интере­сы, для удовлетворения которых национальные общности вынуж­дены искать ресурсы, создавать новые или добиваться их перерас­пределения. Более того, этот процесс тесно связан со стремлени­ем к преимуществам в овладении материальными и духовными ресурсами.

    Если конкуренция возникает между нациями, имеющими свою государственность, то она регламентируется международным за­конодательством, заключенными соглашениями. Внутри отдельных государств конкуренция создает условия соревнования и борь­бы как между отдельными общностями, так и региональной и центральной властью. Признавая друг друга конкурентами, нации прибегают к таким видам противостояния, как конфликт, сопер­ничество, соревнование. Среди них идет постоянное соперниче­ство за развитие торговли, экономики, производства и сбыта про­дукции, обладание и использование природных богатств. Каждая нация стремится защитить свои интересы.

    Соревнование является неизбежной формой взаимоотношений наций в силу того, что в обществе существует ограниченное количе­ство материальных, и других ресурсов.

    В ходе межнациональной конкуренции могут возникать проти­воречия, т. е. разногласия между общностями. И это естественно, поскольку они являются динамичными, развивающимися и из­меняющимися системами, в процессе трансформации которых возникает дискомфорт из-за материальных и духовных различий, возможностей и условий для удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей.

    Межнациональные противоречия могут иметь различное со­держание. Наиболее сложными и неразрешимыми являются тер­риториальные противоречия. Те из них, которые носят полити­ческий характер, например стремление нации к политическим изменениям, включая самые радикальные - создание независи­мого государства, являются деструктивным и дестабилизирующим социальными факторами. Возникающие на основе обострения этих противоречий межнациональные конфликты приобретают затяж­ную форму, имеют тенденцию перерастать в вооруженное проти­востояние.

    Противоречия между национальным большинством и меньшин­ством в границах государства разрешаются конституционным пу­тем, законодательным закреплением прав, гарантий, обязанно­стей граждан. Они в большинстве своем завершаются достижени­ем национального согласия, компромисса, результатом чего яв­ляется создание культурной автономии, появление новой поли­тической, территориально-государственной единицы в государ­стве. Успешность межнациональных отношений зависит от терри­тории, которая может быть общей или своей лишь для одной из наций. Например, в Дагестане проживают сорок народов, и все они считают территорию своей республики общей. С другой сто­роны, есть нации, считающие, что их территория должна при­надлежать только им самим.

    Большое значение имеет также продолжительность взаимодей­ствия и сотрудничества народов, которые могут быть постоянны­ми, долговременными или кратковременными.

    Наконец, эффективность межнациональных отношений зави­сит от частоты и глубины контактов; относительного равенства прав; численного соотношения наций и этнических групп; явных различительных характеристик, к которым относятся язык, пси­хология, религия.

    Межнациональные контакты могут осложняться в силу нали­чия различий культурного характера. Разница как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, наме­рений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловлен­ные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные интересы, ценности, нор­мы, правила, стандарты отношений, свойственные представите­лям конкретных народов.

    Межнациональные отношения могут реализовываться в форме контактов между конкретными представителями разных этничес­ких общностей, т. е. на межличностном уровне. Эти контакты спо­собны оказывать положительное влияние, когда понижается враж­дебность, уменьшается выраженность негативных восприятий пред­ставителей других этнических общностей, уменьшается внутрен­няя напряженность человека. Но эти контакты могут оказывать и отрицательное воздействие, когда усиливаются предубеждения и неприятие «чужих» людей, появляются невротические и психосо­матические расстройства.

    Различают четыревозможныхрезультата контактов с представителями других этнических общностей.

    1. Человек не принимает по каким-то соображениям свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип поведения можно назвать конформным, а его носителя в психологии именуют «перебежчиком». Он встречается обычно тогда, когда человек с детства воспитывается в другой этнической общности, а потом отказывается возвращаться к сво­ему народу.

    2. Человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Этот тип людей называют «националистами». И хотя в последнем отражается определенный негативный смысл, такое поведение является распространенным и закономерным, поскольку совершенно очевидно, что интересы своей нации и ее культура всегда более предпочтительны.

    3. Человек колеблется между двумя культурами. Его принято называть «маргиналом». Такой тип поведения и личности доволь­но часто встречается в местах совместного компактного прожива­ния разных национальных общностей. Иногда к таким людям от­носятся как к несколько ненормальным, «ущербным». На самом деле это просто результат длительного влияния нескольких куль­тур.

    4. Человек как бы синтезирует в себе две культуры. Психологи называют этот тип людей «посредниками», каковыми они и явля­ются на самом деле, поскольку в силу длительного проживания человека в среде двух народов каждый из них стал для него одина­ково родным и знакомым .

    Межнациональные отношения могут осуществляться на меж­групповом уровне, т. е. между этническими общностями в целом, что может приводить к четырем видам последствий:

    геноциду, т.е. уничтожению конкретной нации;

    ассимиляции, когда одна национальная общность постепенно перенимает (или принуждается к их принятию) обычаи, тради­ции и т. д. другой доминирующей группы, вплоть до полного раст­ворения в ней;

    сегрегации, когда группы существуют раздельно;

    интеграции, когда группы сохраняют свою этническую иден­тичность, но объединяются в единое целое на другом значимом для них основании.

    Из сказанного видно, что всегда существуют трудности меж­национальных отношений, т.е. внешние и внутренние (психоло­гические) препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми.

    На межгосударственном уровне (макроуровне) такого рода труд­ности возникают чаще всего в связи с исторически сложившимися противоречиями между народами - экономического, полити­ческого, религиозного, культурного характера. В значительной мере противоречия могут быть также связаны с потерей независимос­ти, территориальной целостности, отсутствием взаимопонимания и доверия между людьми.

    На микроуровне эти трудности чаще всего объясняются подо­зрительностью, языковыми барьерами, искусственно созданны­ми препятствиями на пути контактов и связей, обмена информа­цией, достижениями науки, культуры, игнорированием нацио­нальных традиций, обрядов, обычаев.

    Внутренние барьеры на пути межнационального общения и взаимодействия - это препятствия психологического характе­ра, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебно­сти, подозрительности и т.д., которые часто возникают в ходе делового, семейно-бытового и межличностного взаимодействия людей. Так как трудности межнациональных отношений по сво­ему характеру имеют как экономическую, политическую, куль­турную, так и психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного под­хода.

    В интересах нации, представителей ее отдельных этнических общ­ностей и групп необходимо вовремя прогнозировать, выявлять и уст­ранять возникающие противоречия и трудности в их взаимоотно­шениях, достигать взаимопонимания и согласия мирными средства­ми, не доводя дело до межнациональных конфликтов и войн.

    Межэтническая напряженность, т. е. состояние неприязни, не­доверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Она за­висит от ряда факторов:

      истории развития межнациональных отношений, истори­ческой памяти о характере взаимоотношений народов на разных ее этапах (часто эти отношения принимают вид постоянной меж­этнической напряженности);

      уровня экономического развития сторон, занимаемого пред­ставителями разных народов положения в системе производства и собственности (производственной специализации, преобладания представителей определенной национальности в профессиональ­ных и социальных группах, доминирования различных форм соб­ственности, уровня жизни и т.д.);

      структуры культурного развития нации - преобладания сель­ского или городского населения, уровня образования и профес­сиональной квалификации .

    Особо следует выделить явления и процессы, существенно влия­ющие на формирование и усиление межэтнической напряженно­сти.

    Одним из них является отсутствие в стране последовательной политики осуждения и пресечения проявлений национального насилия. Например, так было до распада СССР, когда события в Сумгаите, Фергане, Новом Узене и в Грузии не получили достаточного осуждения со стороны правящих кругов.

    Нужно принимать во внимание и возможность негативного отношения к представителям народов, ассоциирующихся в глазах тех или иных наций с административно-командным аппаратом. Так, у нас в стране есть такое отношение прежде всего к русским, а на уровне автономных республик - к народам, давшим назва­ние республике, например у эвенков, юкагиров и русских к яку­там, у эскимосов к чукчам.

    Особой проблемой в России является положение народов, под­вергшихся депортации и массовым преследованиям в период ста­линских репрессий, особенно тех, которые не были возвращены на места своего первоначального проживания.

    В условиях усугубления социально-экономических проблем и относительного снижения уровня жизни население многих ре­гионов нашего государства начинает также испытывать и прояв­лять в разных формах чувство национальной вражды по отноше­нию к тем национальностям, которые, с их точки зрения, «жи­вут лучше нас». Эти представления бывают вызваны самыми раз­ными причинами, в том числе отождествлением всего народа с наиболее часто встречаемыми его представителями. Так, «тор­говцы-воротилы» для центра европейской части России - «кав­казцы». Для Сибири подобные предубеждения вызывают «заши­бающие» большие деньги строительные бригады представителей Украины, немцы, корейцы, евреи, традиционная рачительность, трудолюбие, способность к освоению новых специальностей ко­торых позволяют им достигать более высокого среднего уровня жизни.

    Чтобы избежать напряженности и конфликтов, каждая нация в процессе своего развития должна совершенствовать свои отно­шения с другими этническими общностями, вырабатывать такие формы взаимодействия и общения, которые облегчают совмест­ную жизнь людей, их интеграцию и адаптацию в многонацио­нальной среде. Эти отношения в то же время поддаются управле­нию и оптимизации, на основе чего вырабатываются и реализу­ются возможности предвидения и локализации конфликтов, воз­никающих на почве каких-то неожиданно складывающихся про­тиворечий между нациями.

    Адаптация к новым условиям межнациональных отношений требует вместе с тем известного отказа от ряда традиционных пред­ставлений и норм, что является необходимым условием эффек­тивной совместной деятельности представителей различных культур. Трансформация внешнего поведения, приспособление его к нормам и требованиям другой нации не означают полного отказа от традиционных ценностей, представлений, а лишь способствуют эффективности совместного проживания и сотрудничества. Со­вершенно очевидно, что напряженность в межнациональных отношениях - результат различий между народами. Но какими бы они ни были, они не должны выступать причиной межнацио­нальных трений и тем более конфликтов. В межличностных отно­шениях между людьми разных национальностей должны домини­ровать общечеловеческие нормы общения и взаимодействия, хотя и опосредованные специфическими привычками восприятия, принятыми в том или ином народе.

    Основа для определенного дискомфорта во взаимоотношениях между представителями разных наций появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности, т.е. национальную психологию.

    У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам психо­логии народов, которые проявляются в контактах между предста­вителями различных этнических общностей, хотя бы на первый взгляд они и казались отжившими, даже смешными.


    В современном мире обострился вопрос жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, увеличения конфликтов. В эпоху сверхкорыстных интересов человеческими чувствами руководят выгода и эгоистические стремления. Неоправданные смерти, борьба за господство одной нации над другой - всё это проявления человеческой жестокости и самоволия. Так как же сделать так, чтобы все национальности жили в мире и согласии? "Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками" - гласит пословица. Без уважения и терпения к особенностям образа жизни другого народа невозможно достичь равенства. чтобы жить в дружбе и взаимопомощи, нужно уважать и ценить самобытность культуры и традиций другой национальности, потому что ее достижения являются уникальной единицей достояния человечества. Полноценное взаимодействие народов на условиях равноправия, взаимопроникновение ценностей народной жизни - вот это победа человечества на пути обретения гармонии с миром общества.

    Дружба между людьми разных национальностей рассматривается в рассказе Толстого "Кавказский пленник".

    Главный герой Жилин - русский офицер, попавший в плен к татарам, встречает нелёгкие испытания. В плену он находит себе верного преданного друга Дину, дочь хозяина. Труд объединяет людей, наполняет их жизнь общим смыслом. Смастерив для девочки ее первую игрушку, герой подарил ей детство, а Дина помогла ему обрести надежду на свободу. Жилин и Дина - жертвы войны, которые не подчинились общему моральному падению, а встали на сторону справедливости и человечности. И девочка, готовая пойти на риск, пожертвовать собой и своими чувствми, родившимися в дружбе, помогает Жилину убежать. Так возможно ли свободное межнациональное общение в условиях разгорающихся конфликтов? Да, ведь национальная свобода не определяется тем, у кого в руках ружьё.

    Это итог терпимости и дружелюбия не только между странами, но и народами, их населяющими.

    Проблема национальной вражды наиболее ярко проявляется в повести Приставкина "Ночевала тучка золотая". Зверское бесчеловечное убийство Сашки - результат бездушной войны, в которой люди разжигают братоубийственную войну ради жалкой мести. После смерти брата-близнеца родным человеком для Кольки становится чеченский мальчик Алхузур. Новоявленный Сашка и Колька, втянутые в водоворот проблем взрослых, ужас истребления народов, не видят вины друг в друге. Духовное родство Кольки и Алхузура противопоставлено кровной вражде взрослых. Взяв оружие в руки, подавив в себе жалость и человеколюбие, подчинившись животному закону борьбы, мы думаем, что тем самым возвышаем свой народ над другими. Но в действительности народ под именем убийцы теряет своё достоинство и величие. "Не бывает плохих наций, бывают плохие люди", - сказано в повести. Дети способны к милосердию и состраданию, и становится страшно, когда эти "тучки разбиваются о вершину утёса" - о равнодушие и жестокость людей. Юные герои верят в доброжелательность и благополучие мира, в котором каждая жизнь имеет свое значение. "Я думаю, что все люди - братья", -скажет Сашка, -"и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышат о войне, где брат убивает брата".

    Щедрая Вселенная распределила свои богатства между всеми людьми поровну. У всех одинаково устроенное сердце, одинаковые слёзы, пролитые за убитых на войне детей и мужа. И кровь, обагрившая землю по причине национальных конфликтов, у всех одинакового цвета. Так зачем тогда люди ненавидят, убивают и мстят друг другу? Жестокие, огрубевшие от насилия люди и война, созданная этими людьми, - в этом сопоставлении есть целая поэма скорбной трагедии.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса