Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проявления застенчивости у детей. Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста

Как правило, застенчивость проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят в гости. Ребёнок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто они оказываются в детском саду и школе, где ребёнку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. В этих ситуациях ребёнок не может найти защиты у мамы, и вынужден сам справляться со своей проблемой.

Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняются на протяжении всего младшего школьного возраста. Но особенно отчетливо проявляется на пятом году жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого .

Жалобы на застенчивость, стеснительность детей дошкольного возраста возникают ещё в связи с подготовкой их к школе, то есть приблизительно в 6 лет. Низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми - и взрослыми, и сверстниками - мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы в детском саду или в школьном классе . Ребёнок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого.

Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребёнку . Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия - общая задача педагога и родителей. Однако в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте к ней приступать может быть поздно. К моменту поступления в школу у застенчивого ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, своеобразное поведение в обществе, он уже отдает отчет в этом своем недостатке. Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, но, наоборот, мешает ребёнку её преодолеть, поскольку характерной особенностью таких детей является ярко выраженная неуверенность в себе и заниженный уровень притязаний. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, так как не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на этих чертах своего характера и поведения, ещё сильнее его сковывает. Помочь застенчивому ребёнку могут только взрослые, причем, чем раньше они начнут это делать, тем лучше .

Критерии застенчивости детей младшего школьного возраста:

Эмоциональный дискомфорт, который ребёнок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и с посторонними взрослыми (низкий голос, неспособность смотреть прямо в глаза, молчание, заикание, бессвязная речь, позирование);

Боязнь ответственных поступков (уклонение от ответственных действий, уход от ситуации);

Избирательность в контакте с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднение в общении с посторонними.

Проявление застенчивости у ребёнка нетрудно заметить. Застенчивость как устойчивая характерологическая особенность выступает в поведении ребёнка достаточно рано. Для ребёнка, не посещающего детский сад или ясли, говорить о застенчивости как о сложившемся качестве еще преждевременно. На этом этапе иногда отмечаются такие её предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими-то изменениями обычного распорядка жизни - переезд на дачу, поездка в гости и т.д. .

Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для ребёнка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых (за исключением близких родственников, к которым он, как правило, бывает очень привязан). В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Он не может задать учителю вопрос, даже самый необходимый т. п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети. Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе .

На уроках его трудно заставить отвечать на вопросы, говорит он тихо и невнятно, обычно кратко. Любая ситуация, где ребенок должен сам что-то сказать или сделать на виду у публики, предполагающая оценку его действий другими людьми или включающая элементы соревновательности (кто лучше нарисует, кто быстрее добежит, кто дальше прыгнет, кто точнее бросит и т. п.), полностью парализует его и так ограниченные возможности. Неуверенность в себе, в собственных силах, в правильности своих действий, боязнь не понравиться зрителям делают такого ребенка совершенно беспомощным.

Положение такого ребенка среди сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая в контакт с ними, он обречен на изоляцию, одиночество. В лучшем случае дети не замечают его, безразлично отстраняют, в худшем обращаются с ним насмешливо и грубо. Слабый, беззащитный, застенчивый ребенок не только не в состоянии дать обидчику сдачи, но не может даже пожаловаться, так как скован стеснительностью и страхом перед местью обидчика .

Беззащитность таких детей -- прямой результат их ранимости, впечатлительности и отсутствия необходимых навыков общения. Их чувство неуверенности в себе и своих действиях связано, кроме того, с повышенной чувствительностью к оценкам любого рода, насмешкам. Недостаточный опыт общения не позволяет ребенку разобраться в причинах того или иного отношения к себе со стороны других людей. Он не знает, почему он нравится или не нравится, а привычно обобщает свой жизненный опыт.

Важной особенностью застенчивых детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях. Такие дети почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь (например, от собаки), а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-либо недозволенное. Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни.

В связи с тем, что дети подобного склада очень ранимы, к ним следует относиться особенно мягко. Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые запреты, порицания и наказания могут привести к появлению у ребенка невротических расстройств .

Несмотря на то, что застенчивость может быть обнаружена буквально «с первого взгляда», родители часто недооценивают ее. Многие из них не понимают, что застенчивость представляет собой определенное нарушение поведения и, более того, личностного развития ребенка. Они считают именно этот вариант нормой, а более активное и непосредственное поведение, которое видят у других детей, относят к проявлению невоспитанности или нескромности. Обычно они довольны своим ребенком, считая его застенчивость положительным качеством. Такие родители не различают скромность и застенчивость, что на самом деле не одно и то же. Если скромность -- действительно положительное качество, то застенчивость, основанная на полной неуверенности в себе, - недостаток, ведущий ко многим неприятным последствиям в развитии личности .

Уязвимой у застенчивого ребёнка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребёнок одновременно испытывает желание вести себя непринуждённо и страх перед спонтанным выражением чувств .

Для застенчивого ребёнка характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным, сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна . У школьников застенчивость сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты .

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам .

Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости - приблизительно так же, как и девочки.

Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребёнка с другими людьми лежат в сфере его отношения к нему других людей.

Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка (оценивание человеком своих собственных, психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков) , что они плохо думают о себе. Однако это не совсем так. Как правило, застенчивый ребёнок считает себя очень хорошим, самым лучшим, то есть отношение у него к себе как личности самое положительное. Его проблема заключатся в другом. Ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивого ребёнка наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Дети продолжают высоко оценивать себя, но с точки зрения взрослых- родителей и воспитателей их оценка становится все ниже.

Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребёнка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего Я. Врожденная чувствительность к социальным воздействиям способствует формированию особого типа личности застенчивого ребёнка. Её особенность заключается в том, что всё, что делает ребёнок, проверяется через отношение других. Тревога о своём Я часто заслоняет для него содержание деятельности. Ребёнок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые: личностные мотивы всегда выступают для него главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые, что затрудняет протекание, как самой деятельности, так и общения .

Несмотря на то, что из застенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать и избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний .

Если не допустить развития застенчивости в младшем возрасте, то для детей эта проблема не станет душевным недугом в юношеском возрасте.

Застенчивость, пожалуй, одна из самых сложных и наиболее распространенных проблем межличностных отношений. Она способствует появлению целого ряда весьма существенных трудностей в отношениях с людьми. Застенчивые люди каждый день сталкиваются с проблемами восприятия и нахождения в социуме. Им сложно знакомиться с новыми людьми, заводить новых друзей, в ходе общения они испытывают отрицательные эмоциональные состояния, что может оттолкнуть собеседника и даже отрицательно настроить, они имеют сложности в выражении своего мнения, излишне сдержанны, не умеют себя подать, скованны в обществе людей и пр.

Эта особенность, как и большинство психологических проблем, своими корнями уходит в детство . Наблюдения, проведенные психологами, показали, что застенчивость появляется у детей уже в трехлетнем возрасте и может сохраняться все дошкольное детство. Практически все детки, которые вели себя застенчиво в возрасте трех лет, сохранили данное качество и до школы. На протяжении дошкольного периода виды и формы застенчивости тоже претерпевают изменения. В младшем дошкольном возрасте застенчивость проявляется слабее всего, в пятилетнем возрасте возрастает и вновь сокращается к семи. На пятом году жизни увеличение признаков застенчивости имеет характер возрастного феномена. Появившись в этот период, это качество может остаться устойчивой чертой личности, омрачая и усложняя жизнь человека. Очень важно распознать эту черту вовремя и постараться остановить ее развитие.

У застенчивых детей в поведении, обычно, отражается борьба противоположных тенденций: с одной стороны ребенок, в силу своей любознательности и контактности, желает подойти к взрослому незнакомому человеку, и начинает движение к нему, однако по мере приближения шаги замедляются и ребенок останавливается, он может обойти человека стороной или вернуться назад. Подобное поведение называют амбивалентным.

Во время общения с посторонними людьми или при встрече с новыми обстоятельствами ребенок испытывает острый эмоциональный дискомфорт. Его признаки проявляются в неуверенности, крайней робости, напряжении, выражении страха или тревоги. В большинстве случаев дети боятся любых публичных выступлений, их может напугать даже необходимость отвечать на вопросы воспитателя или педагога на занятиях.

Эти особенности можно увидеть, наблюдая за поведением ребенка. Детей, у которых они слишком часто проявляются и явно выражены, особенно в безопасных ситуациях относят к группе застенчивых.

Анализ специалистов показывает, что таких детей отличает высокая чувствительность к оценке взрослого (как ожидаемой, так и реальной). У застенчивых ребятишек наблюдается обостренное ожидание оценки и восприятие. В случаях, когда возникают трудности, он нерешительно смотрит в глаза взрослому, стесняясь при этом попросить помощи. Особенно застенчиво ребенок ведет себя в тех ситуациях, в которых ожидает неуспеха. Удача обычно успокаивает и вдохновляет их, однако при малейшем замечании возникает замедление деятельности и новый всплеск смущения и робости. Преодолевая внутреннее напряжение, ребенок робко улыбается, слегка ежится и тихо говорит: «Не получается». С одной стороны ребенок неуверен в положительной оценке взрослого, с другой признает правильность собственных действий. Застенчивость проявляется в желании привлечь к себе внимание с одной стороны и страха оказаться в центре внимания, выделиться среди сверстников, с другой. Эта черта очень ярко проявляется при первой встрече ребенка с взрослым, а также в начале их совместной деятельности.

Все трудности в общении ребенка с другими людьми тесно связаны с восприятием отношений других и его отношением к себе . Когда ребенок ожидает критического отношения со стороны взрослых это и определяет его смущение и робость. Особенно это заметно при общении ребенка с малознакомыми или незнакомыми людьми, чье отношение к нему неизвестно. Неизвестность оценки взрослого практически парализует ребенка, поэтому он старается избежать этой ситуации, или переключить внимание собеседника на что-то другое. Не решаясь открыто получить поддержку, дети прибегают к весьма своеобразному способу усиления своего Я, приносят, например, с собой на занятие любимую игрушку, прижимая ее к себе в случае затруднения.

Но надо отметить, что уровень умственного развития таких детей ни в чем не уступает сверстникам , наоборот, зачастую застенчивые дети справляются с заданиями гораздо лучше их незастенчивых ровесников. Однако в случае негативной оценки или неудачи менее настойчивы в достижении результата. Эти дети чрезвычайно остро переживают оценки взрослого, особенно если они отрицательны, тем самым парализуя и общение, и практическую деятельность ребенка. Незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и пытается привлечь внимание взрослого, застенчивый же дошкольник внешне и внутренне сжимается, испытывая чувство вины за неумелость, и не решается обратиться за помощью.


Повышенная тревога часто заслоняет содержание и общение совместной деятельности. Уважение и признание выступают в качестве главных, заслоняя собой деловые и познавательные интересы, препятствуя реализации способностей и общению. Болезненное переживание своего собственного Я, своей уязвимости, постоянно ограничивает, сковывает ребенка, не давая ему возможности выразить свои переживания, открыто проявить свои превосходные способности. Однако в тех ситуациях, когда ребенок отвлекается и «забывает о себе», он такой же общительный и открытый, как его не слишком стеснительные ровесники.

Подведем итог. Застенчивый ребенок, стремится к общению с другими людьми и доброжелательно относится к ним, в то же время он не решается проявлять свои потребности и себя. Причина подобных нарушений заключается в характере отношения ребенка к себе самому. Ребенок, как известно, имеет достаточно высокую самооценку, считает себя очень хорошим, и в то же время сомневается в доброжелательном отношении других, особенно незнакомых ему людей. Неуверенность застенчивого ребенка блокирует его инициативу, не дает возможности удовлетворять имеющиеся потребности в полноценном общении, раскрытии собственных талантов и в совместной деятельности в полной мере.

Юлия Бондаренко, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".

Застенчивость как устойчивая особенность выступает в поведении ребенка достаточно рано. Проявлениям застенчивости в детском возрасте было посвящено немало исследований (Алексеева А.В., Гаспарова Г.А., Запорожец А.В., Кряжева Н.Л., Лабунская В.А., Шишова Т.Л.). Нередко ее предпосылки отчетливо прослеживаются уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном эти качества уже во многом определяют поведение ребенка.

Застенчивость как психическое явление может быть относительно кратковременным психическим процессом, продолжающимся недлительное время (минуты), подобное состояние может быть присуще любому человеку, даже тому, для которого застенчивость не свойственна. Застенчивость может быть более длительным явлением (измеряющимся днями), но также преходящим психическим состоянием, вызванным неблагоприятными условиями. И наконец, застенчивость может быть стойким качеством личности, даже чертой характера в дошкольном возрасте.

Проведенные исследования позволяют выделить две категории детей, которым свойственно проявление застенчивости [Веденичева А.В., с.118-119].

К первой категории можно отнести детей с ранним проявлением застенчивости. Дети, входящие в эту группу, находились в дошкольных учреждениях с раннего возраста. В поведении и общении детей данной категории в первую очередь обращают на себя внимание робость, молчаливость, стеснительность, что затрудняет вступление ими в контакт с кем-либо. В раннем детстве эти дети трудно привыкали к незнакомым лицам, плакали, если с ними вступал в общение незнакомый человек. Спокойно играли одни, не настаивали, чтобы их взяли на руки. В период 3-4 лет эти дети характеризовались как очень необщительные, стеснительные, не отвечающие на обращение к ним. Родители отмечали, что дома дети этой группы не отличались молчаливостью, с родными разговаривают охотно, но с раннего детства избегают общения с посторонними. Родители и педагоги отмечают трудности во вступлении в контакт с окружающими людьми среди детей данной группы. Причем эти трудности не исчезают с возрастом, на что рассчитывают многие родители; и даже наоборот, в более старшем возрасте дети испытывают большую скованность, неловкость, а поэтому не стремятся вступать в общение.



Во второй категории детей проявление застенчивости наступает в более старшем возрасте. Дети, входящие в эту группу, воспитываются в детских учреждениях с 3-4 лет. До этого они воспитывались дома. Родители не замечали каких-либо проявлений застенчивости, хотя при вступлении в общение с незнакомыми людьми, ребенок иногда чувствовал себя скованно. При поступлении в детские сады отрицательных проявлений также не наблюдалось. Эти дети характеризовались воспитателями как скромные и дисциплинированные. Они лишь немного более нуждались в помощи, внимании, приветливом тоне общения.

Возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни [Шишова Т.Л., с.194]. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутки, ироническое отношение в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрения взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Веденичева А.В. приводит следующую классификацию форм проявления застенчивости [Веденичева А.В., с.122-123].

У одних детей проявления застенчивости заметны только в определенных ситуациях, например, только с незнакомыми людьми или только на занятиях. Другие дети характеризуются признаками застенчивости во всех ситуациях, в которых они оказываются. Но тем и другим присущи постоянные проявления, они стали характерными для их поведения. Такие проявления можно заранее предвидеть у детей, ожидать их в определенных ситуациях. Автор называет их «постоянными проявлениями». Классификация постоянных проявлений застенчивости:

· В разных ситуациях (т.е. могут проявляться): и на занятиях; и в общении; и в играх.

· В определенных ситуациях, т.е. проявляются: или только с незнакомыми людьми; или только на занятиях; или только в коллективных играх.

Характерно то, что признаки застенчивости, проявившись, определенное время характеризуют поведение ребенка, постепенно они замечаются реже и в меньшей степени. Автор (Веденичева А.В.) называет их «окказиональными» проявлениями. К окказиональным проявлениям застенчивости могут быть отнесены дети после длительного отсутствия в детском саду, некоторые новенькие дети, отличающиеся трудным вхождением в коллектив. Опасаться в первое время их необщительности, вероятно, нет оснований. Но проследить внимательно за их вхождением в коллектив необходимо, и в нужные моменты, своевременно простейшими приемами подбадривания, доброжелательного отношения помочь привыкнуть к новой обстановке, сверстникам.

Застенчивость как устойчивое проявление в характере заметить нетрудно. В кругу сверстников застенчивый ребенок находится обычно в одиночестве. Его редко можно увидеть среди детей, играющих в коллективные игры. На занятиях застенчивые дети отвечают на вопросы исключительно трудно. Типичным для них является взгляд, как бы отведенный в сторону или опущенный взгляд. Каждый ребенок, при обращении к нему, принимает определенную, характерную для него позу. Один подтягивает плечо и наклоняет голову, одновременно теребя одежду. Другой, сильно ссутулившись, смотрит в пол, плечи сводит вперед. Третий, наклоняет голову набок, иногда выглядывает исподлобья, при этом руки сцепляет «замочком» и теребит пальцы. Застенчивые дети вместе с тем имеют и схожие внешние проявления: краснеют, отворачиваются, опускают глаза, голову, делают неловкие движения руками и ногами. У детей складывается и своеобразная походка: с опущенной или втянутой в плечи головой, с заметной сутуловатостью, скованными движениями. Если дети оказываются перед публичным выступлением (на занятии, на утреннике и пр.), они пытаются быстро сказать или сделать что-то и торопливо уйти (сесть). Речь детей тихая, часто невнятная, крайне неразвернутая. В разговор малыши сами не вступают. При общении со взрослыми и сверстниками они скованны, контакт устанавливается медленно и с трудом, продолжительность общения кратковременная [Алексеева А.В., с.58].

Особенно ярко все признаки застенчивости у детей проявляются в незнакомой или малознакомой обстановке или в оценочной ситуации. Педагогу очень трудно найти подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Застенчивые дети упорно стремятся уйти от общения, они безинициативны. Застенчивость проявляется также в неуверенности в себе, в своих силах, возможностях, в нерешительности, в постоянной боязни произвести на окружающих неблагоприятное впечатление [Касаткина Ю.В., Клюева Н.В., с.161-162].

Таким образом, застенчивые дети считают себя менее привлекательными, менее умными, слабыми, то есть воспринимают себя как «менее популярных», чем не застенчивые дети. Это говорит о том, что они чувствуют себя не соответствующим неким стандартам. Потому, что их собственные стандарты нереалистично завышены. Они сами выступают для себя злейшими критиками. Важная сторона самоощущения застенчивых детей также выявляется при ответе на вопрос: «Чувствуешь ли ты, что другие дети плохо о тебе подумают, если узнают, о чем думаешь ты?». Застенчивые дети отвечают утвердительно.

Стоит отметить тот факт, что если в раннем возрасте у ребенка наблюдаются лишь предпосылки застенчивости, которым можно было просто не дать развернуться, то к 4-5, а уж тем более к 6 годам застенчивость может стать определяющей чертой характера [Фромм А., с.127].

Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступить в контакт с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников, к которым он уже привык).

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступны ему до окончания детского сада: он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый, стесняется попроситься в туалет и т.п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети. Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется. В результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение и смех детей и недовольство воспитателя. На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко.

Внешние проявления застенчивости настолько типичны, что сразу бросаются в глаза. Застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – сразу отводят взгляд, краснеют, отворачиваются. В группе других детей они стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремление – не привлечь внимание к себе, быть незаметными, остаться в стороне [Гаспарова Г.А., с.74-75].

Важной особенностью таких детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях: они почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь, а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-то недозволенное. Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни. Дети подобного склада особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и потому единственно возможным отношением к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.

Застенчивость в дошкольном возрасте проявляется по-разному. В новой или необычной обстановке, в кругу незнакомых людей она как бы заставляет ребенка на некоторое время отгородиться от тех, общение с которыми для него пока представляет трудность. Но, как правило, постепенно малыш осваивается с обстановкой, разглядывает новых людей, и состояние, которое его недавно стесняло, проходит. Такое состояние всегда носит временный характер. Но ученые считают, что в определенных условиях оно может укрепиться и определить в дальнейшем некоторые особенности характера (возбудимый, застенчивый, молчаливый и пр.) [Алексеева А.В., с.58]

Наблюдая за различными проявлениями застенчивости у разных детей, нельзя не заметить ее разное выражение. У одних она заметна только в общении со взрослыми людьми, чаще незнакомыми, у других смущение проявляется наиболее выражено на занятиях, когда ребенку приходится говорить для всех. Третьи, робея, не могут войти в группу играющих детей. Это позволяет говорить о разных формах проявления застенчивости. Причем в поведении одних детей застенчивость проявляется постоянно, у других она не всегда бывает, заметна [Веденичева А.В., с.120-121].

Застенчивость в дошкольном возрасте характеризуется разной степенью выраженности:

1. Застенчивость проявляется в еле заметной степени и не представляет пока отрицательной черты. Для рассмотренных случаев характерно то, что в общение ребенок первым не вступает, смотрит на играющих «со стороны», сам не подключаясь к ним; на обращение к нему отвечает односложно, руку на занятиях не поднимает. Типично то, что смущение маскирует улыбкой, часто неуместной, а также гримасой, своеобразной для каждого ребенка (морщит нос, кривит рот, втягивает голову в плечи и т.д.). Такую степень застенчивости называют слабо выраженной.

2. Наибольшую трудность представляет сильно выраженная степень застенчивости, которая уже ярко характерна для ребенка. Педагогу или воспитателю приходится несколько раз обратиться к ребенку с одним вопросом или по одному поводу. Самые типичные признаки – это молчание, в лучшем случае тихий, невнятный, односложный ответ, отведенный в сторону или опущенный вниз взгляд. Для каждого ребенка характерна определенная для него поза, которую он принимает сразу, как только к нему обращаются. Педагогу в данном случае очень трудно найти тот подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Если даже найдена интересная деятельность, то ребенок лишь на какое-то время чувствует себя непринужденно, более или менее свободно, а контакт с ребенком так и не установлен. Характерным признаком для детей с сильно выраженной степенью застенчивости является отсутствие элементарных форм инициативы, самостоятельности в играх, в общении с детьми.

Показателем разной степени застенчивости служит способность поддаваться воздействию, а также наличие или отсутствие элементарных форм инициативы в играх, в общении со сверстниками. Это очень существенный и важный момент, который позволяет находить пути и средства воздействия на застенчивых детей.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить следующие проблемы, которые испытывают застенчивые дети дошкольного возраста:

Трудность адаптационного процесса в незнакомой обстановке. Сама мысль о том, что нужно будет общаться с незнакомыми людьми, знакомиться с детьми для них невыносима.

Неуверенность за­стенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складываю­щуюся у него потребностно - мотивационную сферу, не позволяет ему в пол­ной мере удовлетворять имеющиеся ком­муникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро пе­реживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Различий по этому парамет­ру у застенчивых и незастенчивых де­тей не зафиксировано. Нередко застен­чивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ро­весники. Застенчивый ребенок может блестяще выполнить задание и при этом не сказать ни слова, когда его спросят. Он промолчит, когда требуется ответить на вопрос педагога, хоть прекрасно знает ответ. И педагогом, и детьми это молчание будет расценено как незнание. Если так будет продолжаться, педагог может счесть ребенка труднообучаемым.

Тревога о своем «Я» часто заслоняет содержание и совместной деятельнос­ти, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно - мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыва­нию поведения, адекватного разным фор­мам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрос­лых ясен и привычен для ребенка, лич­ностный фактор уходит в тень, а в об­щении с посторонними он четко вы­ступает на первый план, провоцируя за­щитные формы поведения, которые мо­гут проявляться в «уходе в себя», а ино­гда в принятии «маски равнодушия».

Таким образом, застенчивость в дошкольном возрасте имеет разнообразные формы и признаки проявления: у одних детей она носит устойчивый (постоянный) характер проявления во всех видах деятельности ребенка (на занятиях, в играх и общении с другими детьми и взрослыми), у других детей отмечается появление застенчивости только в определенных ситуациях. Исходя из того, что застенчивость является педагогической проблемой и затрудняет развитие коммуникативных навыков у детей, необходима специальная работа педагога и психолога по ее преодолению, начиная со среднего дошкольного возраста. При разработке коррекционной программы для ее более эффективного воздействия на ребенка необходимо принимать во внимание те причины, по которым у ребенка возникла застенчивость.

Все дети обладают своими, уникальными чертами характера, и иногда их застенчивость превосходит все возможные масштабы. Как общаться с застенчивыми детьми, и можно ли преодолеть этот недостаток, сделав ребенка активным и общительным?

Психологические особенности поведения застенчивых детей

Общение с застенчивым ребенком — это настоящая наука, постигнуть которую дано далеко не каждому родителю. Дело в том, что многие дети бывают застенчивыми не всегда, а только в новой для себя среде. Так, поступив в первый класс, всегда активный ребенок внезапно начинает замыкаться в себе, что тут же сказывается на его успеваемости и положении в классе. При этом дома малыш продолжает вести себя смело и активно.

С такими детишками, страдающими от временной застенчивости, работать нужно аккуратно. Так, педагогу стоит почаще вызывать малыша к доске, хвалить его за правильный ответ перед всем классом. Обычно такое поведение преподавателя дает свои результаты, и ребенок осваивается в социальной группе гораздо быстрее.

Однако не стоит забывать и про возможную встречу с от природы застенчивым ребенком. Что делать в ситуации, если малыш скромен от природы и не способен выйти на элементарный контакт с окружающими? Для начала необходимо узнать про психологический климат в его семье. Вполне возможно, что малыш чувствует регулярное давление со стороны родителей, что негативно влияет на его самооценку, активность. Также малыш может страдать из-за собственных потаенных комплексов, о которых никому не рассказывает.

Так, например, многие подростки внезапно становятся застенчивыми из-за мнимых недостатков внешности. Регулярно анализируя свой внешний вид на фотографиях и в зеркале, школьник выискивает недостатки, которых может и не быть на самом деле. На этом фоне он сильно замыкается в себе, начинает проявлять пассивность в учебе и в общении.

Иногда застенчивость возникает, как ответная реакция на психологическое давление в школе. Так, например, если малыш только перешел в новый класс, и его внезапно начали обижать, он обязательно замкнется в себе. Часто новички сразу же пасуют, не пытаясь завоевать доверие сверстников, что сказывается на развитии закомплексованности.

Как родителям и учителям определить, что перед ними замкнутый ребенок? Обычно такие малыши отказываются выступать на публике, нехотя знакомятся с новыми людьми, предпочитая проводить время в своей комнате. У таких детей часто бывает заниженная самооценка, поэтому они легко соглашаются с чужим, зачастую навязанным мнением. У них могут отсутствовать зачатки зарождения самостоятельности, что в будущем приведет к общей пассивности.

Особые сложности такой ребенок испытывает в общении с противоположным полом. Некоторые подростки, достигнув пубертатного периода, не могут даже слова сказать представителю противоположного пола, что опять же влияет на зарождение комплексов и падение самооценки. Если с этой проблемой не справиться сейчас, в зачатке, в будущем она может сильно помешать человеку в построении семейных отношений.

Еще одной важной психологической чертой к портрету ребенка становится его чрезмерная обидчивость. Некоторые застенчивые детки просто не способы ответить на оскорбление, но они сразу же затаивают обиду, и более никогда про нее не забывают. Такие дети вполне способны на месть, особенно, если прилетевшее в их адрес оскорбление действительно задевает школьников.

Многие психологи уверены, что застенчивость отрицательно сказывается на успеваемости ребенка. Такой малыш не может выйти к доске, замыкается, когда к нему обращается преподаватель. Самое интересное, что дети практически всегда оказываются очень умными, но не желая привлекать к себе внимания, предпочитают отмалчиваться на задних партах. В результате, у учителей может сложиться предвзятое мнение о ребенке, и все из-за одного его недостатка, мешающего нормально жить и общаться.

Рекомендации застенчивому ребенку давать сложно, поскольку сам он вряд ли сможет в одиночку справиться с таким недостатком. В данной ситуации очень важно, чтобы родители обращались за взвешенной помощью к психологам.

Первое, что следует сделать родителям — это ввести практику регулярных бесед с ребенком. Застенчивому ребенку также необходимо выплескивать скопившуюся информацию, и для этого ему как раз пригодятся заботливые родители. Малыш будет рассказывать, как прошел его день, что нового произошло, постепенно избавляясь от своей закомплексованности.

В деле борьбы с застенчивостью важна социальная активность родителей и их чад. Обычно у такого малыша бывает масса интересов, которая позволяет ему жить в своем интересном, творческом мире. Стоит выяснить, чем же увлекается ребенок, что его действительно интересует в этой жизни. Далее необходимо подыскать подходящую секцию по интересам, посещать которую школьник будет с радостью. Это может быть литературный кружок, курсы актерского мастерства и так далее. Педагоги на таких курсах могут сразу же определить талантливого ребенка, вовремя выведя его на контакт. Попав в подходящую творческую среду, где все детки такие же, как он, да еще и разделяют его творческие интересы, ребенок практически гарантированно избавится от застенчивости.

В случаях, если природная застенчивость очень сильно мешает ребенку и в учебе, и по жизни, необходимо обратиться к психологу. Профессионалы умеют работать со скромными детьми, пробуждая в них активность при помощи самых креативных упражнений. Так, например, популярностью пользуется упражнение «Крик». Его суть в том, что ребенок встает посреди комнаты и начинает просто кричать, разрывая те путы скромности, что его сковывают. На самом деле, чтобы начать кричать или петь просто так, без повода, необходимо обладать немалой смелостью, и подобные упражнения ее как раз пробуждают. Желательно отправлять ребенка в такие группы для застенчивых малышей пораньше, чтобы до начала обучения в школе, чадо уже справилось со своими внутренними заморочками.

Родителям необходимо не только регулярно общаться со своим чадом, но и подчеркивать его достоинства, все лучшие черты характера. В таком случае, малыш не будет чувствовать психологического гнета из-за собственной скромности и сумеет раскрепоститься. Если же мамам и папам наплевать на психологические сложности, возникшие у их чада, это может привести к депрессивным состояниям и даже суицидальным наклонностям.

Бывают случаи, когда застенчивость становится следствием развития у малыша неких талантов. Многие писатели и художники были людьми исключительно замкнутыми, и единственное, что их интересовали в этой жизни — так это сами творения. Если у малыша обнаруживается какой-то талант, родителям необходимо беспрекословно поддерживать его во всех начинаниях, продвигать и хвалить. В таком случае застенчивость сменится гордостью за свои труды, а ребенок превратится в самого активного школьника.

Конечно, в борьбе с детской замкнутостью важно и правильное поведение педагогов. Для начала классному руководителю стоит обсудить проблему с родителями, подсказать им способы борьбы с излишней скромностью. Если ни один из способов не оказывается эффективным, следует разработать свою систему подачи информации такому ребенку. Сам школьник не должен страдать из-за того, что отличается излишней замкнутостью. Именно поэтому ему необходимо давать преимущественно письменные задания, пореже вызывая к доске.

Зачастую смена педагогического алгоритма приводит к тому, что успеваемость школьника резко повышается, а он сам начинает проявлять интерес к наукам. Как только произойдет улучшение ситуации, педагогу стоит начинать вводить устные методики ответа, раскрепощая ребенка. Такое постепенное внедрение стрессовых ситуаций зачастую оказывается крайне эффективным, улучшая положение подопечного в классе.

Иногда застенчивость становится реакцией ребенка на внедряемый алгоритм воспитания. Если родители всегда строги с младшим членом семьи, редко обнимают его и проявляют заботу, малыш вполне может вырасти очень закомплексованным. Обнаружив однажды, что ребенок пассивен и чрезмерно скромен, родителям следует постепенно изменять свое поведение. Если же они сразу же кинуться в объятия к школьнику, то могут лишь дополнительно напугать его, развив новые комплексы. Иногда застенчивость становится реакций ребенка на чрезмерную ругань, строгость и частое рукоприкладство со стороны взрослых.

Зачастую справиться с детской застенчивостью полностью не удается, и ее признаки то и дело мешают человеку жить полноценной жизнью. У некоторых людей такие признаки скромности проявляются лишь в конкретных ситуациях, например, при общении с противоположным полом. В остальном же, они живут полноценной жизнью, не обремененной ненужными комплексами. Здесь нужно помнить, чем эффективнее родители и педагоги будут вести борьбу с такой замкнутостью, тем больших результатов они в итоге достигнут.

Застенчивость — та самая черта характера, которая встречается у многих современных школьников, и с которой родители зачастую предпочитают не бороться. Однако чрезмерная застенчивость в любой момент может обернуться комплексами и социальной пассивностью, что снизит шансы чада на успешную жизнь и карьеру.

Раскрытие понятия застенчивости

Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений - от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающих жизнь человека. Застенчивость является одной из самых распространённых и сложных проблем и межличностных отношений. Различают застенчивых интровертов и экстравертов.

Хотя приведенные данные свидетельствуют о затруднениях, которые в жизни связаны с застенчивостью, следует так же помнить, что у застенчивости есть и благоприятные стороны. От 10 до 20% застенчивых людей нравиться быть такими. Они предпочитают быть застенчивыми, потому что открыли в этом для себя кое-что положительное. “Сдержанный”, “скромный”, “уравновешенный” - такие положительные оценки обычно дают застенчивым людям. Застенчивость придает человеку вид самостоятельного и самоуглубленного. Еще одно преимущество застенчивости состоит в том, что человек может позволить себе быть более разборчивым в личных контактах. Застенчивость дает возможность отстраниться, понаблюдать, чтобы потом вести себя осмотрительно.

Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Американский психолог Ф. Зимбардо выделил ряд обусловленных застенчивостью трудностей, которые возникают в межличностных отношениях взрослых. Среди них такие, как затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, затрудняющее адекватную оценку застенчивого человека другими людьми, чрезмерная сосредоточенность на себе и др.

Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что среди американских студентов от 18 лет до 21 года 42 % считают себя застенчивыми, а с учетом тех, кто преодолел в себе это качество, число застенчивых людей повышается до 73 %. Полученные данные свидетельствуют о чрезвычайной распространенности этого качества и озабоченности застенчвых людей возникающими у них трудностями взаимоотношений с окружающими. Данная проблема уходит своими корнями в детство. В чем кроются причины застенчивости, какова ее природа?

В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Так, психоанализ видит в ней симптом неудовлетворенного эдипова комплекса, бихевиоризм -- приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в экологии социального Я. Сторонники экзистенциальной психологии также подчеркивают связь застенчивости с чувством личной незащищенности, вызванным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследователи личностных черт рассматривают ее как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается то как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то как выражение чувства стыда или вины (В. Штерн, В. Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.

Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в период дошкольного детства. Эти проблемы и были поставлены в центр экспериментального лонгитюдного исследования, которое проводилось с детьми дошкольного возраста.

Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях.

Критерии отбора испытуемых. Работа с индивидуальными вариантами развития требует прежде всего выделения критериев составления выборок испытуемых. Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мы выделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. В него вошли следующие показатели: 1) локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения -- удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми; 2) эмоциональный дискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и со знакомыми взрослыми; 3) боязнь любых публичных выступлений, в том числе на занятиях; 4) избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.

На основании этих показателей были составлены две анкеты: для родителей и для воспитателей. Анкеты для родителей включали вопросы о характере взаимоотношений в семье, предпочтениях в общении, ситуациях, вызывающих застенчивое поведение ребенка, о симптомах этого поведения и пр. Воспитателям задавались вопросы об успехах детей в разных видах деятельности, особенностях контактов с близкими и посторонними взрослыми, о поведении на занятиях и в ходе публичных выступлений. В анкетировании участвовали родители 45 дошкольников и воспитатели тех групп детского сада, которые посещали дети.

Помимо анкетирования взрослых со всеми детьми проводилась предварительная “проба на застенчивость”. С этой целью организовывалась ситуация “подзывания”, в которой незнакомый ребенку взрослый просил подойти к нему. Проба проводилась во время свободной игры детей в группе детского сада. В этой ситуации фиксировались выделенные выше особенности поведения.

Все эксперименты проводились в тот период, когда дети прошли адаптацию к дошкольному учреждению.

По результатам анкетирования взрослых и предварительной пробы были составлены две выборки, в которые вошли 15 застенчивых и 15 незастенчивых дошкольников.

Все испытуемые участвовали в лонгитюдном исследовании на протяжении четырех лет. В качестве постороннего взрослого выступал экспериментатор.

Первый вопрос, который был поставлен в работе, касался выявления особенностей общения застенчивых детей со взрослым, так как именно в этой сфере закладываются основы межличностных взаимоотношений ребенка с другими людьми.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМ

Поставленная задача решалась в контексте разработанных М.И. Лисиной представлений о генезисе общения детей со взрослыми как о смене его форм -- интегральных, целостных образований, характеризующих уровни развития коммуникативной деятельности. Первым в онтогенезе появляется ситуативно-личностное общение, на его основе в раннем возрасте складывается ситуативно-деловое общение (СДО), а затем, на протяжении дошкольного возраста, складываются более сложные формы общения: внеситуативно-познавательная (ВПО) и внеситуативно-личностная (ВЛО).

Ни одна из этих форм не исчезает, меняется лишь их значимость для ребенка, их место в его жизнедеятельности. В качестве важнейших параметров форм общения выступают содержание потребности ребенка, которая удовлетворяется в той или иной форме общения, ведущие мотивы, побуждающие его к определенному типу общения, и соответствующие им средства коммуникации.

Исходя из положений теории генезиса общения, в качестве центрального объекта изучения были выделены особенности взаимодействия застенчивых дошкольников в указанных формах общения.

Методика эксперимента включала три серии опытов. В первой серии взрослый предлагал ребенку совместную предметную деятельность: сборку конструктора, лето, мозаики (СДО); во второй -- рассматривание и обсуждение книг познавательного содержания (ВПО); в третьей -- беседу на личностные темы (ВЛО). Поведение ребенка в каждой форме общения регистрировалось по двенадцати параметрам, представленным в табл. 1.

Помимо этого проводилось еще несколько проб. Одна из них была направлена на выявление отношения детей к необычному для них виду деятельности, связанному с запретом взрослого, с оценкой, заведомо известной ребенку. Для этого экспериментатор просил его сделать рисунок на листе губной помадой.

Другая ситуация выявляла способность к самовыражению, умению открыто и ярко проявлять свои эмоции в общении. Эта ситуация называлась “Море и корабль”. В ней взрослый организовывал игру-драматизацию, в которой ребенок выступал в роли капитана корабля, который должен был, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма.

Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу. Статистическая обработка проводилась по критерию Уилкоксона или Манна-Уитни.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса