Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Методическая разработка по логопедии на тему: Коррекционно-развивающая программа развития внимания. Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "стань внимательным"

Развивающая программа

«Развития свойств внимания младших школьников»

Составитель:

Боленова Н.В.

педагог-психолог

МБОУ СОШ №2 г. Родники

г.Родники,2015

Пояснительная записка

Проблема изучения развития внимания на сегодняшний день является достаточно актуальной. Это объясняется высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания. Данные факторы обусловливают необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Внимание является необходимым условием их успешного развития.

На уроках в начальной школе учителя часто призывают «Будьте внимательны!». В разговоре с родителями педагоги в качестве объяснения неудач ученика часто используют фразы: «Ему не хватает внимательности», «Все его ошибки от невнимательности». Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. Ошибки по «невнимательности» в письменных работах, при вычислениях, при чтении – самые обидные как для учителя, так и для ученика. Кроме того, они являются предметом для упреков и недовольства со стороны родителей.

В учебно-познавательной работе школьников основную роль специалисты отводят вниманию. Ученику на всех этапах учебной деятельности необходимы сосредоточенность, направленность сознания на определенные предметы и явления. Допущение учеником ошибок при выполнении каких-либо заданий, непонимание им учебного материала, неумение начинать и последовательно проводить работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков, зачастую можно объяснить совсем не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью.

Развитие внимания - одно из необходимых условий успешного обучения. Школа предъявляет свои требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений. Ребенок должен соблюдать инструкции и контролировать полученный результат. Дети, только пришедшие в школу, не имеют сформированного внимания, поэтому учителю необходимо выполнять работу над его развитием и совершенствованием. Так как развитие внимания это важно также как и формирование умения и навыков по чтению, письму, математике. Внимательным школьником учебный материал усваивается легче, выполнение движения при написании букв и цифр является более аккуратным и точным. А это показатель эффективности учебной деятельности.

Развитию внимания в младшем школьном возрасте нужно уделять больше внимания. Начальная школа должна стать школой внимания. Тем самым можно избежать многих проблем невнимательности, которые влекут за собой низкую успеваемость и нежелание детей учиться в средней школе. От внимания зависит и успешное протекание других психических процессов.

Программа составлена на основе программы занятий по коррекции и развитию внимания обучающихся младшего школьного возраста (2-3 классы) педагога-психолога Махмутовой Елены Равильевны.

Цель: повышение уровня развития свойств внимания (устойчивость, распределение, концентрация) у обучающихся младшего школьного возраста.

Задачи:

    Выработка устойчивого внимания

    Выработка концентрированного внимания

    Усиление способности к распределению внимания.

Ожидаемые результаты:

Высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, овладение процессами переключения и концентрации внимания, высокий объем внимания, высокий уровень мотивации к обучению.

Участники: обучающиеся 2, 3 классов. Группа 25 человек.

Срок реализации: 2 месяца, 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия - 30-35 минут.

Каждое занятие посвящено развитию основных свойств внимания: распределения, устойчивости, концентрации, а также развитию других психических процессов, связанных с вниманием: мышления, памяти (зрительной, слуховой), общения.

Занятия начинаются с ритуала приветствия, в который входят вопросы о том, с каким настроением дети сегодня пришли, что интересного произошло с ними за последнее время и заканчивается ритуалом прощания.

Содержание программы «Развитие внимания младших школьников»

Тематическое планирование программы «Развитие внимания младших школьников»

1)Приветствие

.

3)Упражнение «Восстановить пропущенное слово».

4) Психогимнастическое упражнение.

5) Упражнение«Кто внимательнее?»

6) Прощание

Развитие распределения, переключения, концентрации, объёма внимания;

1) Приветствие

2)

3) Упражнение «Придумай предмет»

4) Психогимнастическое упражнение «Дождик»

5) Упражнение «Примеры и текст»

6)Прощание

Развитие устойчивости, концентрации, внимания;

1)Приветствие

2)Упражнение «Заполни пропуски в словах»

4)Упражнение «Муха»

5)Игра «Стой спокойно»

6)Прощание

Развитие концентрации внимания, пространственной ориентации

1)Приветствие

3)Упражнение «Графический диктант»

5)Игра «Глухой телефон»

6)Прощание

Развитие распределения, концентрации внимания, логического мышления, зрительной памяти.

1)Приветствие

2)Упражнение «Закодированные примеры»

3)Психогимнастическое упражнение

4)Игра «Четыре стихии»

5)Упражнение «6 квадратов»

6)Прощание

Развитие устойчивости, концентрации внимания, логического мышления

1)Приветствие

2)Игра «Бегемот»

3)Упражнение «найди буквы»

4)Психогимнастическое упражнение

5)Упражнение «Закодированные слова»

6)Прощание

Развитие концентрации внимания, пространственной ориентации, зрительной памяти

1)Приветствие

2)Упражнение «Мышки спрятались в норки»

3)Психогимнастическое упражнение

4)Упражнение «Круг в квадрате»

5)Игра «Голова, пол, потолок»

6)Прощание

1)Приветствие

2)Упражнение «Фигурный ряд»

3)Игра «Ищи безостановочно»

4)Психогимнастическое упражнение

5)Игра «Веселые человечки»

6)Прощание

Развитие распределения, концентрации внимания

1)Приветствие

2)Упражнение «Найди слова»

3)Игра «Подхвати карандаш»

4)Психогимнастическое упражнение

5)Упражнение «Найди фигуры»

6)Прощание

Развитие концентрации, переключения внимания

1)Приветствие

2)Игра «Ухо-нос»

3)Упражнение «Мой любимый фрукт»

4)Психогимнастическое упражнение

5)Упражнение «Летает - Не летает»

6)Прощание

Развитие устойчивости внимания, логического мышления

1)Приветствие

2)Упражнение «Запомни рисунок»

3)Психогимнастическое упражнение

4)Упражнение «Внимательные руки»

5)Прощание

Рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала

В кругу происходит обсуждение того, чему научились, что понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.

Приложение 1

Программа развития внимания младших школьников

Занятие 1

1)Приветствие
Психолог приветствует всех детей в связи с началом занятий. Рассказывает, как они будут проходить, вводит элементарные правила поведения в группе, предлагает ритуал приветствия.

2)Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания .
Психолог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Психолог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.

3)Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания, слуховой памяти «Восстановить пропущенное слово».
Психолог читает ряд из 5-7 слов, несвязанных между собой по смыслу:
САХАР – ПУЛЯ – ЯЩИК – РЫБА – ТАНЕЦ – ГРУША
Затем ряд читается не полностью, одно из слов опускается, дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду).

4)Психогимнастическое упражнение
Психолог:
Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.

5) Упражнение «Кто внимательнее?», направленное на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти Психолог говорит, и дети смотрят на фигуры с расположенными в них числами в течение 10 секунд.

По истечении заданного времени психолог убирает рисунок и просит участников написать в своих тетрадях сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре своё число.

6) Прощание

Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.
Занятие 2

1)Приветствие

2) Упражнение «Переструктурирование слова» , направленное на развитие распределения внимания и конвергентное мышление.

Психолог:
Из букв данного слова составьте как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.

Слово: ПЕРЕЛЕСОК.

3)Упражнение «Придумай предмет», направленное на развитие объема и переключения внимания.

Психолог предлагает детям перечислить предметы, например зелёного цвета. Просит быть внимательными, чтобы не повторять названия предметов.

4)Психогимнастическое упражнение

Психолог :
Сделайте глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаются. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустить голову на грудь. Медленный глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз.

5)Упражнение «Примеры и текст», направленное на развитие концентрации, распределения и переключения внимания.

Психолог предлагает участникам в течение 5 минут решит 7 несложных примера. Одновременно он читает вслух неизвестный детям текст. Участники должны в условленный срок правильно решить примеры и ответить на вопросы по содержанию текста

6) Прощание

Занятие 3

1)Приветствие

2)Упражнение «Заполни пропуски в словах», направленное на развитиеустойчивости внимания, гибкости мышления.

3)Психогимнастическое упражнение

Поднимаем руки вверх. Делаем глубокий вдох. Задерживаем дыхание. Тянемся вверх, пытаемся достать яблоко, растущее на дереве. Не получилось. Спокойно опускаем руки вниз. Выдох. Руки встряхнули. Ещё раз попытаемся сорвать яблоко. Поднимаем руки вверх, тянемся. Вдох. Задержка дыхания. Сорвали яблоко. Опускаем руки вниз. Выдох.

Психолог предлагает участникам найти пропущенные буквы в словах (5-6 слов).

4) Упражнение «Муха», направленное на развитие устойчивости внимания и пространственной ориентации.

Психолог раздаёт участникам таблицы и диктует «перелёт мухи» внутри таблицы вправо – влево, вверх – вниз, но не по диагонали. Перелёт «мухи» дети отслеживают визуально.

5)Игра «Стой спокойно», направленная на развитие концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации.

Играющие образуют круг. Водящий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки». Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед справа – левую руку, сосед слева – правую руку. Кто ошибается – выходит из круга.

6) Прощание

Занятие 4

1)Приветствие

Водящий поворачивается спиной к группе участников.
Психолог :
«…, ты сейчас в лесу, мы тебе кричим: «Ау!» Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя – узнай. Участники произносят «Ау!», стараясь изменить свой голос. Водящий должен отгадать участника, зовущего его.

3)Упражнение «Графический диктант»,

4)Психогимнастическое упражнение

5)Игра «Глухой телефон», направленная на развитие концентрации и переключения внимания.

Аналог игры «Испорченный телефон». Участники рисуют пальцем на спине последующего в цепочке игрока сначала буквы, затем короткие слова.

6) Прощание

Занятие 5

1)Приветствие

2)Упражнение «Закодированные примеры», направленное на развитие распределения внимания и логического мышления.

Психолог предлагает участникам, используя ключ к шифру, решить примеры:


ОС – МИ =

ТС + МК =
КО + ВП =

МАА – МО =

Ключ:

3)Психогимнастическое упражнение

Психолог :
Представьте, что фокусник превратил вас в игрушки. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились. А теперь откройте глаза и постарайтесь позой или движением изобразить вашу игрушку. Остальные участники угадывают, что это за игрушки.

4)Игра «Четыре стихии», направленная на развитие устойчивости внимания.

Игроки стоят по кругу. Психолог договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперёд, если слово «воздух» - поднять вверх, слово – «огонь» - произвести вращение руками.

5) Упражнение «6 квадратов», направленной на развитие концентрации, объема внимания, зрительной памяти.

В 6 квадратах изображены точки. Психолог предлагает участникам сделать в тетрадях заготовки – 6 пустых квадратов. Затем предъявляет детям последовательно 6 квадратов и просит запомнить расположение точек. Время запоминания – 1 минута. Затем участники рисуют точки по памяти в нарисованных заготовках. Психолог предъявляет квадраты по мере усложнения расположения и увеличения количества точек.

6) Прощание

Занятие 6

1)Приветствие

2)Игра «Бегемот», направленная на развитие концентрации и устойчивости внимания.

Психолог называет любые слова, участники их повторяют. Например, лампа – лампа, небо – небо и т. д. Но есть одно запретное слово – «бегемот», которое нельзя повторять, а нужно, например, хлопнуть в ладоши. Это слово психолог может произнести в любой момент.

3)Упражнение «Найди буквы», направленное на развитие устойчивости и концентрации внимания.

Психолог раздаёт участникам вырезки из газет и предлагает им найти все буквы «а» и зачеркнуть их чертой, буквы «н» обвести в кружочек, буквы «м» подчеркнуть снизу линией. Время выполнения задания 5 минут.

4)Психогимнастическое упражнение

Психолог:
Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Глубоко вдохните, сделайте выдох через рот. Снова вдохните и представьте, как шарик наполняется воздухом и становится всё больше и больше. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Сделайте паузу и сосчитайте до 5. Снова вдохните, задержите дыхание, считая до 3, представляя внутри себя надутый шарик. Выдохните, почувствуйте, как тёплый воздух проходит через горло, рот.

5)Упражнение «Закодированные слова», направленное на развитие распределения внимания, логического мышления и зрительной памяти.

Психолог предлагает участникам расшифровать 7 закодированных слов. Даёт ключ к шифру. Каждая буква соответствует определённому числу.

Слова :

6740 (лиса)
434675 (суслик)
43125 (сурок)
624Ь (лось)
184Ь (рысь)
9265 (волк)
521290 (корова)

Ключ :

Участники записывают расшифрованные слова в тетради. Психолог предлагает запомнить данные слова. Время запоминания – 10 секунд.
Производится воспроизведение слов. Затем психолог просит обнаружить среди слов лишнее и подчеркнуть его линией. Объяснить, почему оно лишнее.

6)Прощание

Занятие 7

1)Приветствие

2)Упражнение «Мышки спрятались в норки», направленное на развитие концентрации, объема внимания, зрительной памяти.

Психолог предлагает детям внимательно посмотреть на лист с изображёнными на нём квадратами - «норками» и запомнить в каких «норках» сидят мышки. На запоминание даётся 20 секунд. Затем психолог убирает лист, а участники должны, в расчерченных в тетрадях таблицах, зарисовать в ячейках «мышек» в виде точек.

3)Психогимнастическое упражнение

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Пусть ваши мысли улетают вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Вы спокойны и ощущаете покой, тишину и радость.Откройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.

4)Упражнение «Круг в квадрате», направленное на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации.

Психолог предлагает участникам нарисовать в тетрадях квадрат. Вписать в него круг, закрыв глаза. Сделать несколько попыток выполнения задания.

5) Игра «Голова, пол, потолок», направленная на развитие концентрации внимания.

Сейчас мы поиграем в игру. Если я говорю «голова», то смотрим перед собой, если «пол» - смотрим вниз, голова опущена, если «потолок» - смотрим вверх, голова поднята. Будьте внимательны.

6) Прощание

Занятие 8

1)Приветствие

2) Упражнение «Фигурный ряд», направленное на развитие распределения и объема внимания.

Психолог предлагает участникам зарисовать в тетрадях ряд фигур:

Психолог:
1) Поставьте «крестик» во 2-ом треугольнике слева и знак «минус» в любом кружочке.
2) Зачеркните все квадратики и треугольники, стоящие после кружочков.
3) Подчеркните квадратики, стоящие перед треугольниками, но не после кружочков.

3) Игра «Ищи безостановочно», направленная на развитие распределения внимания.

Психолог предлагает участникам в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. Один из участников по сигналу психолога начинает перечислять, другие – его дополняют. Важно, чтобы дети не делали повторений.

4)Психогимнастическое упражнение

Психолог:
Встаньте в круг, не сгибая коленей, дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Я начну считать от одного до десяти. На каждый счёт вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Таким образом, на счёт «10» ваши руки будут подняты вверх. Чем выше будут подниматься ваши руки, тем бодрее будет ваш дух.
Психолог выполняет это упражнение вместе с детьми, считая при этом от одного до десяти.

5)Игра «Веселые человечки», направленная на развитие концентрации, объема внимания, зрительной памяти.

Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть на рису-нок и запомнить 6 поз «весёлых человечков». Время запоминания – 20 секунд. Затем психолог убирает рисунок, и дети показывают позы. Важна последовательность изображения поз.

Позы:

6)Прощание

Занятие 9

1)Приветствие

2)Упражнение «Найди слова», направленное на развитие распределение внимания.

Психолог раздаёт участникам буквенные тексты.
Психолог:
Давайте проверим, насколько вы внимательны. У каждого из вас есть буквенные тексты. Среди этих наборов букв спрятались слова. Вам надо отыскать их и подчеркнуть снизу чертой. Подобные упражнения разные школы дают в разной интерпретации.

3) Игра «Подхвати карандаш», направленная на развитие концентрации внимания и быстроты реакции.

Участники стоят по кругу. Психолог придерживает пальцем карандаш. Внезапно, он называет кого-либо из участников и одновременно отпускает карандаш. Вызванный должен подхватить карандаш, пока он не упал. Поймавший становится ведущим.

4)Психогимнастическое упражнение

Психолог:
Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Он мокрый, замёрзший, взъерошенный. Вытяните руки ладонями вверх. Сложите ладошки, спрячьте в них птенца. Согрейте его. Подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладошки к своей груди. Поделитесь с птенцом добротой своего сердца. А теперь раскройте ладошки и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к нам.

5)Упражнение «Найди фигуры», направленное на развитие концентрации и объема внимания.

Участникам даётся рисунок, рассмотрев который, они должны определить количество треугольников и количество четырёхугольников.

6)Прощание

Занятие 10

1)Приветствие

2)Игра «Ухо-нос», направленная на развитие переключения внимания.

Психолог:
Правой рукой дотроньтесь до левого уха, а левой рукой возьмитесь за нос.
По сигналу психолога участники должны поменять руки: левой рукой дотронуться до правого уха, а правой рукой – до носа. И так несколько раз.

3) Упражнение «Мой любимый фрукт»

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

4)Психогимнастическое упражнение

Психолог:
Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе), Сильно сожмите пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Постепенно раскрывайте пальцы (выдох), песок высыпается из ваших рук. Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками.

5)Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

6)Прощание

Занятие 11

1)Приветствие

2) Упражнение, направленное на развитие концентрации, устойчивости внимания, зрительной памяти «Запомни рисунок»

Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть и запомнить предоставленные рисунки. Время запоминания рисунка – 10 секунд.

Дети зарисовывают рисунки в своих тетрадях по памяти.

3)Психогимнастическое упражнение

Психолог:
Сейчас мы будем поднимать «тяжёлую штангу». Вдох. Поднимаем штангу вверх. Задержка дыхания. Держим штангу на вытянутых руках. Потом бросаем её. Выдох. Отдыхаем.

4)Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания, звукового восприятия «Внимательные руки».
Психолог читает ряд слов, в которых есть звуки «и» и «й». Участники внимательно слушают и, если в слове есть звук «и», поднимают правую руку, а если «й» - левую. Если нет ни того, ни другого звука, то руки остаются опущенными вниз.
Слова: лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш, перо, буйвол, вагон, климат, байдарка, учёный, мечтатель, ладонь, маленький, сосед, первый, солома, гибкий, яйцо, театр, балет, вилы, поле, птица, балкон.

5)Прощание

Занятие 12

Подведение итогов

В кругу происходит обсуждение того, чему научились, что понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.

Адик Левин (Adiк Levin)
доктор медицинских наук с опытом работы более 50 лет. Руководитель отделения новорожденных Таллинской детской больницы (1979-2004). Последние годы работает над индивидуальными программами рациона. Автор многочисленных книг и научных работ, почетный доктор и профессор многих больниц и университетов.

Биологически активные добавки к пище: польза

Анжелика Кузнецова,
специалист и консультант по профессиональному спортивному и диетическому питанию и пищевым добавкам, сертифицирована в Швейцарии. Углубленно изучает спортивную и клиническую нутрициологию и диетологию.

Эксперт по питательным веществам Анжелика Кузнецова, специализирующаяся в сфере профессионального спорта, раскрывает «закулисье» добавок к пище (БАДов). «Высококачественные витамины и минеральные вещества должны быть доступны не только элитарным спортсменам, но и любому, кого заботит собственное здоровье», - говорит она.

Психологическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

1. Психологическое сопровождение дошкольников с нарушениями слуха

Нарушение слуха является особой патологией, существенно затрудняющей или делающей невозможным речевое развитие. Отсутствие коррекции в дошкольном возрасте чревато задержкой развития или даже умственной отсталостью, которые формируются в результате выпадения так называемого высшего компонента психики. Чем более длительным был безречевой период развития ребенка, тем более интенсивными должны быть коррекционные мероприятия.
Последнее время усиливается интерес к кохлеарной имплантации - новому методу слухопротезирования, дающему возможность даже абсолютно неслышащему ребенку воспринимать звуки. Однако даже если имплантация была сделана в сензитивный период развития речи или до него, потребность в психологическом сопровождении не исчезает. Также существует достаточно большая группа детей, которым данный метод противопоказан: дети с соматическими заболеваниями, органическим синдромом и др.
Уровень развития ребенка данной категории и особенности его сопровождения в дошкольной образовательной организации зависят от сохранных речевых ресурсов.

Как разобраться в причинах плохого поведения детей и скорректировать его. Матрица силового анализа

Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область

В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».

Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.

Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму

Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»

В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.

Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.

Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 -3 классы). Введение.

1. Актуальность проблемы

У Николо Паганини было три ученика. Они начали брать уроки у него будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей учащихся каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности. В нашей школе возникла необходимость упорядочить имеющийся материал по данной проблеме, составить программу коррекционно-развивающих занятий, включающих в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения, показавших в ходе апробации максимальный развивающий эффект. Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как Битянова М.Р. отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…»

Корекционно-развивающая программа имеет:

Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.
Задачи:

  1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
  2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
  3. Развить волевую сферу.
  4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
  5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
  6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
  7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

2. Условия проведения

Данная программа объёмом 23 часа (плюс 17 часов индивидуальной работы с детьми) ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 1 час – 1 час 10 минут. Дополнительно с групповыми занятиями раз в неделю в течение 40-50 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

3. Структура занятий

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества

«Крылатый»

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

ЦРТДиЮ «Крылатый»

Протокол № _____________

«___»_____________20____г.

Директор ЦРТДиЮ «Крылатый» ____________Н.А. Саликова

Дополнительная общеразвивающая программа

«Развития памяти, внимания, логического мышления »

студии развития детей «Подготовительный класс»

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 5-7 лет

Биягова Лариса Алексеевна

Воронеж 2015 г.

Пояснительная записка.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре! Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение .

Обоснование программы.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей и потребностей дошкольников. Будущему школьнику очень важно научиться быть внимательным, работать не отвлекаясь, уметь преодолевать усталость и трудности. Помочь этому могут хорошая зрительная память, умение находить и отличать существенное от второстепенного. Произвольное внимание необходимо тренировать и развивать. Сравнивая, выделяя лишнее, выполняя упражнения с заданной закономерностью, отыскивая ошибки, ребёнок станет внимательнее и самостоятельнее. В основу программы положено популярное пособие для педагогов и родителей Л.Ф. Тихомировой: «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения для дошкольников»

Программа включает занятия, развивающие различные виды внимания, памяти, совершенствующие мыслительные операции, координацию тонких движений и пространственную ориентацию.

Для достижения максимального результата упражнения подобраны таким образом, чтобы чередовались различные виды деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность. Использование в работе развивающих, интеллектуальных, дидактических, игр логического содержания способствует: воспитанию познавательного интереса, становлению и развитию интеллектуальных проявлений, творчеству, поиску, самовыражению, самостоятельности, желанию учится. Игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у детей основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, анализ, обобщение. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объем материала, предлагаемого для запоминания, наращивается темп внимания заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки (по мере улучшения координации тонких движений).

Тем самым достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и тонкой моторики, но и упражнения тренировки глазных мышц, так как проблема нарушения зрения является общепризнанной.

Актуальность Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Данная программа представляет собой систему увлекательных и интересных упражнений-игр, направленных на развитие внимания, восприятия, памяти, образного мышления, воображения, фантазии. Программа основана на современных научных представлениях о структуре внимания, памяти, образного мышления, воображения, фантазии, рассчитана на 2 года обучения и представляет собой цикл, последовательно выстроенных усложняющихся занятий.

Цель : всестороннее развитие способности ребёнка путём формирования зрительной и тактильной памяти, образного и логического мышления, слухового и зрительного внимания, а также активизация ресурсов познавательных процессов.

Задачи:

Образовательные - формирование специальных знаний и умений, развитие навыков умений, основанном на интересе, стремлении к достижениям, желаниям лучше познать мир и себя в нем, проявить творческие способности; развитие фонематического слуха;

Развивающие - развитие познавательных интересов, логического мышления, внимания, памяти; развитие интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации; развитие у детей умений выделять главное, существенное; формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать, дифференцировать;

Воспитательные – формирование коммуникативных умений; формирование умений преодолевать трудности в учении, закалять волю; обеспечение ситуации эмоциональных переживаний; развитие способностей ориентироваться в изменяющихся условиях.

Возраст детей : 5-7 лет .

Срок реализации: 2 года, 1 раз в неделю по 1 часу, 32 часа в год.

Режим занятий: Продолжительность занятий – 20 минут, 10 минут перерыв.

Прогнозируемые результаты

В результате обучения по данной программе дети:

  • Развивают зрительную и слуховую память, внимание и мышление – пространственное и логическое
  • Формируют первоначальные математические представления
  • Закрепляют основы логического мышления
  • Учатся сравнивать, обобщать, выделять, размышлять
  • Развивают познавательные интересы
  • Проявляют индивидуализм и способности
  • Приобретают навыки самостоятельности и общения с сверстниками

Диагностика

Изучение достижений ребенка – важное условие педагогики, которое служит его развитию и позволяет наметить путь дальнейшего обучения. Исследованиями установлено, что наличие системы определенных знаний и навыков, формирование внимания, памяти, логического мышления, правильной речи гарантирует успех в обучении.

Диагностика проводится в три этапа:

  • Стартовая (тест)
  • Текущая (открытое занятие)
  • Итоговая (контрольное занятие)

Выполнение диагностических заданий позволяет проверить не только знания и навыки, но и учебные умения:

  • Понимание поставленной учебной задачи
  • Умение выполнять ее самостоятельно.
  • Умение адекватно воспринять оценку, выполненной им работы

Основное назначение диагностики – выяснить уровень подготовки к обучению в школе.

Оценка результатов качества усвоения пройденного материала определяется путем проведения:

  • Контрольных занятий (выполнение самостоятельной работы на усвоение пройденного материала)
  • Диагностических заданий, тестирований (определение знаний и умений, в которых ребенок чувствует затруднения, выявление уровня подготовки, проверка усвоения пройденного материала)

Особое внимание для достижения результатов, поставленных целей и задач уделяется следующим направлениям:

  • Развитие внимания и памяти
  • Развитие познавательной активности
  • Развитие элементарных математических представлений
  • Развитие навыков классификации предметов по видовым и родовым понятиям
  • Развитие речи
  • Развитие мелкой моторики рук

Способы и формы, методы и приемы, применяемые при реализации программы

Формы: 1. Коллективные (групповые занятия)

2. Фронтальные (занятия с четкими правилами)

3. Тематические беседы

Методы: 1 .Теоритические

2. Практические

3. Игровые

При реализации программы необходима:

Учебно-тематический план.

1 год обучения.

Тема

теория

практика

всего

Вводное занятие

Развиваем внимание

Развиваем внимание

Развиваем внимание и память

Развиваем память и внимание

Развиваем воображение

Развиваем логическое мышление

Развиваем внимание

Изучаем времена года

Учимся сравнивать

Учимся говорить

Развиваем внимание и слух

Учимся говорить

Учимся логически мыслить

Учимся сравнивать

Тренировка внимания

Учимся говорить логически

Развиваем воображение

Проверочное занятие

Развиваем память и внимание

Учимся сочинять

Развиваем сообразительность

Развиваем зрительную память

Учимся правильно говорить

Развиваем внимание

Учимся мыслить

Развиваем наблюдательность

Учимся сочинять

Воспитательное мероприятие

Итого:

2 год обучения.

№ п/п

Тема

теория

практика

всего

Комплектование групп

Организационная работа

Вводное занятие

Правила техники безопасности Знакомство с тематикой занятий учебного года

Развиваем внимание

Упражнения «Найди спрятанные фигуры», игра «Не зевай»

Развиваем внимание

Упражнения по теме. «Стрелочный лабиринт», Игра «Соблюдай правила»

Развиваем внимание и память

Упражнения «Незаконченный рисунок», «Найди отличия»

Развиваем память и внимание

Упражнения «Продолжи ряд», «Выполни по образцу»

Развиваем логическое мышление

Упражнения «Имена по стрелкам», «Твое утро», игра «Хорошо, плохо»

Развиваем воображение

Упражнения «Геометрические фигуры», «Дорисуй узор», «Разрезные картинки»

Развиваем логическое мышление

Упражнения, «Продолжи ряд», «Найди закономерность»

Развиваем внимание

Упражнения «Найди выделенные фрагменты», «Найди закономерность»

Изучаем времена года

Осень. Упражнения «Укрась слово», «Дорисуй осенний узор»

Развиваем воображение и внимание

Упражнения «Отгадай что это?», «Дорисуй недостающее»

Учимся сравнивать

Упражнения на сравнение «Сравни два рисунка», «Найди отличия», «Лабиринт»

Учимся говорить

Придумать рассказ о домашнем животном. Упражнение «Исправь ошибку»

Развиваем внимание и слух

Упражнения «Выполни по образцу», игра «Хорошо, плохо»

Учимся говорить

Придумай небылицу. Гимнастика для глаз.

Учимся говорить. Развлекательная программа

«Составь рассказ к словам…», «Канун Нового года»

Учимся логически мыслить

Придумай рассказ на тему «Представь будто ты…»

Учимся сравнивать

Упражнения «Два одинаковых дома», «Что изменилось?», «А что заметил ты?»

Изучаем пространственные отношения

Упражнения по теме «Лево, право; верх, низ», (вертикаль, горизонталь)

Тренировка внимания

Упражнения «Найди предмет, непохожий на другие», «Разрезные картинки»

Учимся говорить логически

Упражнение «Составь фразу по теме…», игра «Это я»

Развиваем воображение

Придумай рассказ о любимом времени года.

Проверочное занятие

Тест на внимание «Найди и обведи», «Слова в квадрате»

Развиваем память и внимание

Упражнения «Лабиринт», «Нелепые ошибки», «Зашифрованные изображения»

Учимся сочинять

Сочини историю на тему «Если бы я встретился с волшебником»

Развиваем сообразительность

Раскрываем понятие «Зеркальное отображение, отражение», «Отражение изображения по клеткам»

Развиваем зрительную память

Упражнения «Спрятанные слова», «Узнай предмет по заданным признакам», гимнастика для глаз.

Учимся правильно говорить

Разучиваем скороговорки. Упражнение «Дополни фразу»

Развиваем внимание

Упражнения «Исправь ошибки», «Точечный диктант», «Сколько раз»

Учимся мыслить

Упражнение «Продолжи предложения», «Точечный диктант»

Развиваем наблюдательность

Упражнения «Дорисуй недостающее», «Сравни картинки»

Учимся сочинять

Сочини историю на тему: «Когда я попал в сказку»

Воспитательное мероприятие

Познавательно- развлекательная программа «Я - будущий ученик»

Итого:

Методическое обеспечение программы.

Общее содержание занятий.

Вводное занятие: знакомство с группой, беседа-инструктаж по ТБ, введение в программу.

Задания, упражнения, тесты, направленные на:

  • Развитие познавательных процессов
  • Развитие восприятия и внимания
  • Развитие логического мышления
  • Сравнение предметов между собой, нахождение обобщающих признаков, сравнении по количеству
  • Закреплении знаний об окружающем мире
  • Развитие зрительной и слуховой памяти
  • Развитие речи и словарного запаса
  • Формирование мыслительных операций (Анализа, синтеза, сравнения)
  • Концентрацию внимания
  • Выявление закономерностей, сходств, отличий
  • Построение простейших умозаключений
  • Нахождение нескольких вариантов ответов
  • Правильную постановку вопросов
  • Развитие воображения и фантазии
  • Развитие нестандартного, не шаблонного мышления

Основные принципы организации и реализации программы:

  • Единство и сотрудничество
  • Сотворчество и совместная деятельность педагогов, родителей и детей
  • Систематичность и последовательность использования различных способов реализации программы
  • Использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребенок с его интересами, потребностями, особенностями
  • Понимание каждого участника процесса

Работа с родителями

Чтобы вырастить полноценного человека – культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребёнка – главная ошибка семейного воспитания. Чтобы исправить эту ошибку на помощь детям приходят педагоги – и в этом главный смысл педагогической деятельности.

Основные направления работы с родителями

Пропаганда и разъяснения родителям прав ребёнка и семьи

Помощь семье в решении проблем, связанных с учёбой, воспитанием и организацией досуга.

Работа в этом направлении осуществляется путём:

Приглашения родителей на родительские конференции;

Индивидуальных и групповых консультаций;

Организаций семейного досуга (проведение совместных праздников, посещение театров, выставок, музеев.)

Учебно – методический комплекс

Учебная литература (серия «Учимся играя», «Развитие внимания и логического мышления» Бортников а Е.Ф.)

Пособия (серия «Развитие моего ребёнка», «Внимание, память, мышление, мелкая моторика – 1, 2 часть»)

Рабочие тетради («Развиваем память», «Развиваем мышление», «Развиваем внимание» Гаврина С.Е., Кутявина Л.Н., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.)

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления – 2 часть Гаврина С.Е., Кутявина Л.Н., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.)

Диагностические тесты

Предлагаемые занятия используются при работе с детьми старшего дошкольного, младшего и даже среднего школьного возраста – в зависимости от индивидуальных способностей.

Список использованной литературы.

  1. Бельская И.Л. Обучающая пропись по формированию логического мышления у дошкольников, серия «Обучение и развитие». - Минск: ООО «ЮниПрессМаркет», 2012.
  2. Бортникова Е.Ф. Развитие внимания и логического мышления, серия «Рабочая тетрадь».- М.:ООО «Литур – К», 2015.
  3. Бортникова Е.Ф. Развитие внимания и логического мышления.- М.: ООО «КнигоМир», 2011.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Развиваем мышление, серия «Школа для дошколят».- М.: ЗАО «РОСМЭН», 2014.
  5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Развиваем память, серия «Школа для дошколят».-М.: ЗАО, «РОСМЭН-Пресс», 2008.
  6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Развиваем логику, серия «Школа для дошколят».-М: ЗАО «РОСМЭН», 2015.
  7. Земцова О.Н. От слова к слову, серия «Развитие речи».- М.: ЗАО «МАКАОН», 2005.
  8. Юрковская И.Л. Я учусь размышлять: тесты и упражнения на развитие мышления для дошкольников.- М.: «Юнипресс», 2006.

На основании проведенной диагностики можно наметить цели и задачи по развитию внимания данных детей. Для этого нами была разработана коррекционная программа по развитию свойств внимания у детей дошкольного возраста с ОНР.

Коррекционная программа для развития внимания старших дошкольников с ОНР

Пояснительная записка

В современном мире дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития, в этой группе всё чаще встречаются дети с общим недоразвитием речи, того или иного уровня.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение навыков конструктивной деятельности, недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания у детей, имеющих речевые нарушения .

Цель коррекционной программы: развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи коррекционной программы:

  • 1. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.
  • 2. Формировать концентрацию внимания.
  • 3. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.

Продолжительность: время проведения - 25 минут, 2 раза в неделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.

Этапы проведения коррекционной работы:

  • 1. Ориентировочный этап - даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.
  • 2. Коррекционный этап - непосредственно коррекционная работа, в данном случае - развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.
  • 3. Итоговый этап - закрепление, подведение итогов проведённой работы.

Данная коррекционная программа основана на следующих принципах:

  • 1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:
    • · Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств. В данном случае работа направлена на формирование концентрации внимания ребёнка, которая, по результатам диагностики, у ребёнка слабо развита.
    • · Развивающие задачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программа направлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания, а также на их успешное применение на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольника.
    • · Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания: объём, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределяемость внимания; а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, что бы после проведения коррекционной программы ребёнок, контролируя своё внимание, смог избежать трудностей.
  • 2. Принцип единства коррекции и диагностики. Прежде чем составить коррекционную программу, была проведена психологическая диагностика детей. На основе диагностики было выявлено недостаточное развитие внимания у дошкольника с ОНР, что учитывалось при составлении программы. Также в работу включены игры с диагностическим характером для определения динамики развития внимания у ребёнка. По окончании работы вновь проводится психологическая диагностика с целью определения эффективности проведённой работы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.
  • 3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребёнка. В данном случае причинами нарушения внимания является речевые нарушения, общее недоразвитие речи. Данная коррекционная программа построена таким образом, чтобы устранить эти причины: использование интересного наглядного материала, чередование дидактических и подвижных игр, проведение физкультминуток и упражнений на релаксацию.
  • 4. Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника - игра. Таким образом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие внимания ребёнка.
  • 5. Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Данная программа учитывает возрастные особенности старшего дошкольного возраста. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка, выявленные в ходе диагностики.
  • 6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной коррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, рисуночная терапия, физкультминутки, упражнения на релаксацию.
  • 7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности коррекционного воздействия необходимо привлекать к работе близких ребёнка, педагогов и т.д. С этой целью в программе представлены домашние задания на развитие внимания, которые ребёнок выполняет дома с родственниками. (После занятий №4, №8, №9).
  • 8. Принцип программированного обучения. Представленная программа состоит из последовательных и взаимосвязанных этапов работы: Ориентировочный этап - даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней (Занятия №1 и №2). Коррекционный этап - непосредственно коррекционная работа, в данном случае - развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения (Занятия №3 - №9). Итоговый этап - закрепление, подведение итогов проведённой работы (Занятие №10).
  • 9. Принцип усложнения. В данной работе предложенные игры и упражнения постепенно усложняются с каждым занятием.
  • 10. Учёт объёма и степени разнообразия материала. В начале программы занятия больше направлены на концентрацию внимания. А затем, когда ребёнок это усвоил, предлагается овладеть остальными свойствами внимания. Материал занятий разнообразный, что создаёт благоприятный фон для работы с детьми.
  • 11. Учёт эмоциональной сложности материала. Для создания положительного эмоционального фона занятий и стимулирования положительных эмоций у детей в программе используются сказочные элементы - путешествия. Также в конце каждого занятия проводится релаксация, что способствует снятию возможного напряжения после занятия .

Программа состоит из 10 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:

  • 1. Вводная часть - знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.
  • 2. Основная часть - проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • 3. Итоговая часть - подведение итогов занятия, прощание с группой.

Анализируя литературные источники, нужно отметить, что многие авторы предлагают в коррекционной программе для развития внимания дошкольников с ОНР использовать блок занятий (ПРИЛОЖЕНИЕ В) .

Выводы по главе 2: на основе анализа полученных результатов исследования, необходимо построить такую совместную деятельность с дошкольниками с ОНР, которая дала бы наиболее эффективные и положительные результаты по итогам ее реализации.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса