Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Плато Наска. Загадочные линии Наска. Геоглифы Наска. Линии Наски в Перу: загадочные геоглифы в пустыне


Рисунки пустыни Наска просто потрясающие! Их линии тянутся от горизонта до горизонта, изредка сходятся, пересекаются; невольно создаётся впечатление, что это взлётная полоса древних летательных аппаратов. Здесь можно явно различить летящих птиц, пауков, обезьян, рыб, ящериц...
--------------------


Наска – пустыня в Перу, окружённая низкими отрогами Анд и голыми и безжизненными холмами плотного тёмного песка. Пустыня эта раскинулась между долинами рек Наска и Инхенио, в 450 километрах к югу от перуанского города Лимы.

"За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный для потомков. По размерам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если там мы смотрим, задирая голову, на монументальные трёхмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь, наоборот, приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными иероглифами, словно выведенными на равнине гигантской рукой". С этих слов начинается книга исследовательницы пустыни Наска Марии Райхе. "Тайна пустыни". Математик и астроном Мария Райхе специально переехала из Германии в Перу для изучения таинственных рисунков. Пожалуй, она является главной исследовательницей и хранительницей плато пустыни, где благодаря её усилиям была создана заповедная зона. Райхе первая составила карты и планы всех линий, площадок и рисунков.

Чрезвычайно впечатляют разбросанные между абстрактными фигурами и спиралями гигантские рисунки, размер которых достигает десятков, а иногда и сотен метров. Из всех животных наибольшее количество – птицы. Фантастические и вполне достоверно нарисованные, всего в пустыне изображено 18 птиц. Но существуют и совершенно загадочные животные, как, например, существо, похожее на собаку, с тонкими ногами и длинным хвостом. Изображения людей тоже встречаются, хотя прорисованы они менее выразительно. Есть среди изображений людей человек-птица с головой совы, размер этого рисунка – более 30 метров. А размер так называемого "большого ящера" – 110 метров!

Площадь пустыни составляет примерно 500 квадратных километров. Поверхность грунта здесь удивительна тем, что покрыта своеобразной гравировкой, напоминающей татуировку. Эта "татуировка" на поверхности пустыни представляет собой не глубокие, но громадные по своим размерам линии и фигуры. Здесь насчитывается 13000 линий, более 100 спиралей, свыше 700 геометрических площадок (трапеций и треугольников) и 788 фигур, изображающих животных и птиц. Эта "гравировка" земли тянется примерно на 100 километров в глубину извилистой лентой, ширина которой от 8 до 15 километров. Эти рисунки были открыты благодаря фотографиям, сделанным с самолёта. С высоты птичьего полёта видно, что фигуры созданы путём удаления со светлой песчаной подпочвы бурых камней, покрытых тонким чёрным слоем так называемого "пустынного загара", что образован окисла марганца и железа.

Фигуры и линии прекрасно сохранились благодаря засушливому климату этой местности. Найдённый в пустыне деревянный разметочный колышек, забитый в землю, был тщательно изучен и подвергнут радиоуглеродному анализу, который показал, что дерево было срублено в 526 году н.э. Официальная наука считает: все эти фигуры были созданы одной из индейских культур доинкского периода, что существовала на юге Перу и расцвет которой приходится на 300-900 гг. н.э. техника исполнения линий этих огромных "чертежей" очень проста. Лишь только стоит снять верхний слой потемневшего от времени тёмного щебня с более светлого нижнего слоя, как появляется конрастная полоса. Древние индейцы сначала делали на земле эскиз будущего рисунка размером 2 на 2 метра. Такие наброски сохранились недалеко от некоторых фигур. На эскизе каждую прямую разбивали на составляющие её отрезки. Затем в увеличенном масштабе отрезки переносили на поверхность с помощью кольев и деревянной верёвки. С кривыми линиями было гораздо сложнее, но древние справлялись и с этим, разбивая каждую кривую на множество коротких дуг. Необходимо сказать, что каждый рисунок очерчен лишь одной непрерывной линией. И, пожалуй, величайшая загадка рисунков Наска заключается в том, что их создатели никогда не видели и не могли увидеть их целиком.

Совершенно закономерен вопрос: для кого древние индейцы проделали столь титаническую работу? По оценкам Поля Косока, исследователя этих рисунков, для создания вручную комплекса фигур Наска потребовалось более 100 000 лет рабочих дней. Даже если бы этот рабочий день продолжался 12 часов. Поль Косок высказал предположение, что эти линии и рисунки – не что иное, как гигантский календарь, который точно показывает смену времён года. Мария Райхе проверила предположение Косока и собрала неопровержимые доказательства того, что рисунки связаны с летним и зимним солнцестоянием. Клюв фантастической птицы, с шеей длиной 100 метроов, находится в точке восхода солнца во время зимнего солнцестояния.

Некоторые учёные выдвигают версию о том, что рисунки имели исключительно культовое значение, однако подобная версия довольно сомнительна, ведь культовое сооружение непременно должно воздействовать на людей, а громадные рисунки на земле совершенно не воспринимаются. Картограф из Венгрии Золтан Зелке полагает, что объекты Наска – это всего лишь карта района озера Титикака в масштабе 1:16. Несколько лет исследуя пустыню, он нашёл множество доказательств полного подтверждения своей гипотезы. В таком случае, кому же предназначалась эта сверхгигантская карта? Загадка рисунков Наска остаётся до конца не разгаданной.



ВЕДИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ ПУСТЫНИ НАСКА

Первые непонятные линии на Наска обнаружил в 1927 году перуанский археолог Мехия Ксесспе, когда случайно бросил взгляд с крутого склона горы на плато. К 1940 году он обнаружил еще несколько невероятных древних знаков и опубликовал первую сенсационную статью. 22 июня 1941 года (день начала Великой Отечественной войны!!!) американский историк Пол Косок поднял в воздух легкий самолет и обнаружил гигантскую стилизованную птицу, размах крыльев которой превышал 200 метров, а рядом с ней нечто, напоминающее посадочную полосу. Затем им был обнаружен гигантский паук, обезьяна со странно свернутым кольцом хвостом, кит и наконец на пологом горном склоне 30-метровая фигура человека, с поднятой в приветствии рукой. Так была обнаружена, пожалуй, самая загадочная «книжка с картинками в истории человечества».
За последующие шестьдесят лет Наска была достаточно неплохо изучена. Количество обнаруженных рисунков давно перевалило за несколько сотен, причем подавляющее большинство из них составляют разнообразные геометрические фигуры. Некоторые линии при этом достигают протяженности до 23 километров.
И сегодня разгадка тайны не стала ближе. Какие только версии и гипотезы не выдвигались за это время! Рисунки пытались представить как некий гигантский древний календарь, но никакого математического обоснования научному миру так и не было предъявлено.
Одна из гипотез определила рисунки, как некие обозначения зон влияния индейских кланов. Но плато никогда не было заселенным, да и кто мог разобраться с этими «гер-
бами кланов», когда видны они только с высоты птичьего полета?
Бытует версия, что изображения Наска - это не что иное, как аэродром инопланетян. Слов нет, ряд полос и в самом деле невероятным образом напоминают современные взлетные и посадочные полосы, но где хоть какие-то доказательства инопланетного вмешательства? Иные утверждают, что Наска - это сигналы инопланетного разума.
Последнее время стали раздаваться голоса, что Наска - это вообще детище чьей-то фальсификации. Но тогда над изготовлением самой гигантской i истории человечества подделки должна была на протяжении десятков лет в поте лица трудиться целая армия фальсификаторов. Как же они могли в этом случае сохранить тайну и ради чего они, в конце-кон-1 цов, так уродовались?
Наиболее консервативная часть ученых настаивает на том, что все многообразие рисунков и фигур было посвящено некому богу воды: «вероятно,! представляли собой своего рода жертвы предкам или богам неба и гор, посылавшим людям воду, столь необходимую для орошения полей». Но почему надо было обращаться к богу воды в столь отдаленном месте, где ни постоянного проживания, ни земледелия, ни возделываемых полей небыло никогда? От пролитого же на Наску дождя особой пользы для древних перуанцев не было никакой.
Есть мнение, что по гигантским древним линиям некогда бегали древние индейские атлеты, то есть на Наска проводились некие древние южноамериканские олимпиады. Допустим, что по прямым линиям атлеты бегать могли, но как они могли бегать по спиралям и по рисунку, к примеру, обезьяны?
Были публикации, о том, что огромные трапецеидальные участки создавались ради неких массовых церемоний, во время которых приносились жертвы богам и осуществлялись массовые гуляния. Но тогда почему перерывшие все окрестности археологи не нашли ни одного подтверждения этого артефакта? К тому же часть гигантских трапеций расположена на горных вершинах, куда и профессиональному альпинисту взобраться не так-то просто.
Есть даже совершенно абсурдная версия, что вся гигантская работа была произведена исключительно с целью своеобразной трудотерапии, чтобы хоть чем-то занять бездельничавших древних перуанцев... Утверждают, что все изображения Наска - это ни что иное, как гигантский ткацкий станок древних перуанцев, которые по линиям раскладывали свои нити, так как в доколум-бову эпоху американцы не знали колеса и не имели прялки... Утверждалось даже, что рисунки Наска -это огромная зашифрованная карта мира. Увы, до сих пор никто так и не взялся ее расшифровывать.
Наиболее осторожная часть историков определяет рисунки и линии Наска, как некие «тропы, имевшие сакральное значение, по которым совершались ритуальные шествия». Но опять же, кто мог видеть с земли эти тропы?
До сих пор ученые так и не пришли к мнению как были созданы рисунки Наска, ибо изготовление изображений столь огромного масштаба представляет огромную техническую сложность даже сегодня. Более-менее точно установлена лишь технология непосредственного создания полос. Она была достаточно проста: с земли удалялся поверхностный слой камней, под которым земля имела более светлый цвет. Однако создатели рисунков должны были прежде создать эскизы будущих гигантских изображений в малом масштабе и лишь затем переносить их на местность. Как при этом им удавалось соблюсти точность и правильность всех линий - загадка! Для этого, как минимум, они должны были иметь под рукой весь арсенал современного геодезического оборудования, не говоря уже о совершеннейших математических знаниях. Кстати, сегодняшние экспере-ментаторы смогли повторить лишь создание прямых линий, а перед идеальными окружностями и спиралями оказались бессильны... Кроме
этого, изображения создавались не только на ровных участках земли. Они наносились на весьма крутых склонах и даже почти на отвесных скалах! Но и это не все! В районе Наска существуют горы Пальпа, часть из которых срезанны, как стол, словно их верхушку обгрызло некое чудище. На этих гигантских иску-ственных срезах так же помещены рисунки, линии и геометрические изображения.
Относительно времени строительства тоже нет никакого единства. Ныне принято разделять все созданное на плато на семь весьма разнесенных по времени условных культур от Наска-1 до Наска-7. Часть археологов склоняется к тому, чтобы отнести создание рисунков Наска к промежутку времени с 500 г.н.э. до 1200 г.н.э. Другие категорически возражают, так как населяющие этот район Перу индейцы-инки не имеют относительно Наска даже отдаленных преданий, что дает основания отнести время создания изображений чуть ли не 100000 лет д.н.э. Пытались было определить возраст полос по остаткам осколков глиняных черепков, найденных неподалеку. Считалось, что из глиняных кувшинов пили древние строители, а затем иногда их разбивали. Однако на одной и той же полосе повсеместно находили черепки всех семи культур и, в конце концов, эта попытка датировки была признана неудачной.
Научному изучению Наска сегодня припятствуют и запреты властей. Из-за того, что после открытия рисунков плато подверглось настоящему нашествию «диких» туристов, которые на автомашинах и мотоциклах колесили по всему плато, портя рисунки, ныне появление непосредственно на плато Наска кому бы то ни было категорически запрещено. Наска объявлена археологическим парком и взято под защиту государства, а штраф за самовольное проникновение на территорию парка составляет астрономическую сумму - 1 миллион долларов США. Все желающие, однако, могут любоваться гигантскими древними изображениями с борта туристических самолетов, которые непрерывно кружат над таинственным плато. Но для настоящих научных исследований этого, согласитесь, всеже недостаточно.
Но на этом тайны Наска не заканчиваются. Если на поверхнсти плато располагаются непостижимые пока человеческому разумению гигантские рисунки, то в глубине пещер - еще более невероятные пукиос - древнейшие подземные водопроводы в гранитных трубах. В долине Наска имеется 29 гигантских пукиос. Нынешние индейцы приписывают их создание богу-творцу Виракоче, однако каналы - дело рук человеческих. При этом один из каналов проведен под местной речушкой Рио де Наска, да так, что его чистейшая вода ни коим образом не смешивалась с грязной водой реки! Из описания очевидца: «Иногда каменные спирали ведут в глубь земли, а водотоки имеют искусственное русло, облицованное плитами и гладко обтесанными глыбами. Иногда входное отверстие представляет собой глубокую шахту, уходящую в толщу земли... Везде и всюду эти подземные каналы представляют собой искусственные сооружения..» Пукиос тоже из области вечных загадок. Кто, когда и для чего создавал под безлюдным плато эти гигантские водные сооружения? Кто ими пользовался?


Древняя глиняная фигурка изображающая операцию динозавру.

В столице провинции Наска, городке Ика живет обладатель самой невероятной коллекции в мире, профессор медицины, Ханвьера Кабрера. У него более двух с половиной тысяч фигурок из необожженой глины, которые профессор достает у местных индейцев. Фигурки изображают древних жителей Перу рядом... с динозаврами и птеродактилями. При этом древние перуанцы делают динозаврам операции, летают верхом на птеродактилях и смотрят в Космос через подзорную трубу. Возраст фигурок оценивается от 50000 до 100000 лет, а может и того больше. Что касается радиоуглеродного метода, то он дал весьма противоречивые результаты. Помимо фигурок в коллекции профессора Кабрера имеются аналогичные рисунки на камнях, в том числе и такие, на которых изображены летательные аппараты в звездном небе. При этом коллекция профессора Кабрера не исключение. В знаменитой мексиканской коллекции Акамбаро тоже присутствуют динозавры, в том числе и летающие. То же самое в эквадорской коллекции патера Креси. Помимо этого существует еще коллекция Рассела Барроуза, нашедшего в пещерах штата Иллинойс изваяния с поразительно сходными сюжетами. То же самое было не столь давно найдено и в Японии. Фальсификация в данном случае невозможна даже теоретически! Ну, и, наконец, самая скандальная находка на реке Пэлукси в американском штате Техас, где археологами были обнаружены в одной и той же породе кости динозавра и окаменевшие следы человека! Значит люди жили уже в эпоху динозавров, или, наоборот, динозавры жили еще в эпоху людей! Но и то, и другое полностью меняют наши представления о начале человеческой эры, а потому можно представить сколько раздражения, непонимания и просто откровенного противодействия вызывают эти находки у элиты ученого мира, сделавших себе имя на тех гипотезах, которые ныне напрочь перечеркиваются находками последних лет!
И как не вспомнить здесь, казалось бы абсурдные, предположения крымского академика А.В.Гоха, который говорит, что необходимый для создания огромного количества ретрансляторов Крымских пирамид белок, был получаем из огромных яиц динозавров. Следует признать, что утверждения крымского академика ныне выглядят не столь уж беспочвенными.
Теперь, думается, пришла пора представить читателям и гипотезу Института Эмиля Багирова относительно гигантских геоглифов в пустыне Наска. Однако, для начала еще два факта.
Первое. Совсем недавно трудами немецкого исследователя Эриха фон Дэникена (известного нам по нашумевшему в свое время публицистическому фильму «Воспоминание о будущем») была обнаружена в Наска гигантская... классическая МАНДАЛА! Да, да! Та самая священная ман-дапа, с помощью которой нынешние тибетцы и индусы обозначают картины, созерцаемые ими во время медитации! Та самая мандала, которая была некогда священным знаком арийцев и одним из главных ведических символов. Случайное совпадение? Ни коим образом!
Второе. Древние тексты Старого света повсеместно повествуют о неких летательных аппаратах, причем аппаратах вполне земного происхождения.
Например, в «Книге величия царей» вполне подробно описаны полеты царя Соломона: «Царь и все, кто повиновался его повелениям, летали на колеснице, не ведая ни болезней, ни печалей, ни голода, ни жажды, ни усталости, и при этом всего за один день проделали путь длиной в три месяца... Он (Соломон) подарил ей всякие диковины и сокровища, какие только можно пожелать и колесницу, которая движется по воздуху и которую он создал согласно премудрости дарованной ему Богом...
И жители страны Египетской рассказали им: в давние времена здесь побывали эфиопляне; они двигались на колеснице, подобной ангелу, и летали при этом быстрее орла в небе.» Не менее показательны цитаты из знаменитой «Махатбхараты»: «l/i тогда царь (Руманват) со своими слугами и гаремом, со своими женами и вельможами вошел в небесную колесницу. Они облетели всю ширь небосвода, следуя направлению ветра. Небесная колесница облетела всю землю, (пролетев) над океанами, и направилась в сторону города Авантис, где как раз проходил праздник. После короткой остановки царь вновь поднялся в воздух на глазах бесчисленных зевак, изумлявшихся при виде небесной колесницы»
Или вот еще: «Арджуна, ужас врагов, пожелал, чтобы Индра прислал за ним свою небесную колесницу. И вот в сиянии света внезапно появилась колесница, озарявшая сумрак воздушный и освещавшая облака вокруг и все окрестности исполнились грохота, похожего на раскаты грома...»
Итак все индийские источники утверждают о наличии у древней арийской цивилизации воздушных кораблей - виманов. Отголоски этих необычных средств передвижения мы находим в легендах народов арийского ареала, например, знаменитые русские сказки о летающем корабле и так далее. Но для взлета и посадки виманов нужны были взлетные и посадочные полосы. Есть ли их следы в Старом свете? Как оказывается есть! На нынешнее время известно как минимум уже три: один в Англии, второй на плато Устюрт вблизи Арала и третий в Саудовской Аравии. При этом везде обнаружены схожие гигантские геоглифы, как и в Наска, хотя и в меньшем количестве. И это при том, что никаких целенаправленных поисков аэропортов древности никогда и нигде не проводилось.
Итак, что можно предположить? После разрушения Вавилонской башни, то есть после распада единой древней ведической веры на несколько концессий, началась энергичная миграция арийских племен, а вместе с ней и экспорт ведической религии и знаний. Разумеется, что основное расселение ариев шло по суше. Оно распространилось по всей Евразии, где ведическое влияние чувствуется повсеместно и по сей день. Однако, скорее всего, некоторая часть ариев использовала и таинственные виманы, которые, как мы уже знаем, обладали большой дальностью полета и могли перелетать океаны. Тогда-то, скорее всего, и последовал героический бросок через Африку и Атлантику в Южную Америку. Но почему высадка была произведена именно на Наска? Можно предположить, что на какое-то время этот район привлек арийцев потому, что район Наска богат месторождениями железной и медной руды, золота и серебра. Обратим внимание и на то, что именно в районе Наска обнаружены очень древние заброшенные шахты по добыче всех этих металлов.
По видимому, какое-то время арийцы с прилетевших виманов обитали в этих местах. Они привели в повиновение местных жителей, организовали добычу металлов, привнесли и распространили среди древних перуанцев культ Великой Богини-Пер-воматери, Пресвет-лого Солнца -Хорса, бессмертия души и возрождения. Тогда-то и были построены взлетно-посадочные полосы и геометрические знаки, позволяющие виманам правильно на них наводиться, подземные водоводы, облегчающие обеспечение водой. Думается, что на виманах активно осуществлялся вывоз добываемых металлов в Египет или какие-то другие страны, бывшие в ареале тогдашнего арийского влияния. Не исключено, что для недалеких перелетов арийцы использовали и прирученных местных птеродактилей, что и было запечатлено в древних глиняных фигурках Перу. Такой опыт тоже, по видимому, был. Достаточно вспомнить ту же «Авесту» и «Ригведу», многочисленную европейско-арий-скую мифологию, где герои весьма часто используют летающих ящеров, как вполне пригодное средство передвижения. Те же русские богатыри, к примеру, при случае охотно использовали для этой цели легендарного Змея Горыныча...
Однако пришло время и обосновавшиеся на Наска арийцы, выполнив свою миссию, навсегда покинули не слишком пригодное для постоянного проживания место, оставив местным жителям ведические культы, знания ремесел и твердую уверенность, что улетевшие люди-боги когда-нибудь обязательно вернутся. Вот тогда-то, по видимому, и началось усиленное создание множества рисунков, чтобы пролетавшие в небесах мимо Наска люди-боги видели, что здесь их по прежнему ждут, как, впрочем, и в других местах Америки, где ныне найдены подобные геоглифы. При этом рисовалось то, что по мнению индейцев, больше всего нравилось улетевшим, что их некогда удивляло и забавляло: необычные обезьяны, птички колибри, киты, игуаны.
Благо секреты технологии создания грандиозных изображений арийцы местным жителям оставили. Именно поэтому среди прочих рисунков индейцы поместили и грандиозную мандалу - священный ведический знак арийцев, вполне логично предполагая, что увидя его, люди-боги обязательно вернутся на эту землю, где их так любят и так преданно ждут. Но, увы, никто из богов так и не вернулся.

Шли века, тысячелетия. Основы ведической веры, заложенные некогда здесь арийскими жрецами, со временем причудливо переплелись с местными культами. Однако и пирамиды, и культ Солнца, и многие жреческие ритуалы и сегодня разительно напоминают свои ведические основы. Все это время индейцы терпеливо ждали, когда же вернутся с запада из-за океана русоволосые бородатые люди-боги, несущие великую веру и великие знания. Пришло время и с запада действительно пришли закованные в железо бородачи, но вместо долгожданных благ они принесли разрушение и смерть. Однако, это уже совсем другая история...

Перу. Загадка пустыни Наска раскрыта?

Известная на весь мир пустыня Наска с ее таинственными рисунками, линиями и геометрическими фигурами находится на юге Перу, в 400 км от Лимы и в 50 км от тихоокеанского побережья. Это одно из наиболее засушливых мест на нашей планете, там выпадает всего около 2,5 см осадков в год - меньше, чем в пустыне Гоби.

Открытие рисунков пустыни Наска

Загадочные линии и рисунки Наски были случайно открыты во время полета перуанским пилотом в 1927 году. Первым пытался раскрыть тайну пустыни Наска американский археолог Пол Козок, который прибыл в Наску в 1939 году. Им было установлено, что гигантские рисунки были выполнены при помощи удаления 20-ти сантиметрового слоя бурых, обожженных солнцем камней и почвы, под которыми был скрыт гораздо более светлый грунт.

Гигантский астрономический календарь?

Все рисунки возможно было разделить на три группы: в одной — геометрические фигуры, в другой — линии, зигзаги и спирали, в третьей - гигантские изображения птиц, насекомых и животных. Пол Козок выдвинул гипотезу о том, что рисунки Наски являлись гигантским астрономическим календарем. Эта идея пришла ему в голову, когда он увидал, что в день летнего солнцестояния солнце опустилось прямо за концом одной из прямых линий, входящих в огромный рисунок птицы.


Исследование Козока продолжила его помощница - немецкий математик Мария Райхе. Можно сказать, что эта неутомимая женщина посвятила всю жизнь пустыне Наска и подтверждению гипотезы своего учителя Пола Козока. Больше 40 лет Райхе составляла каталог линий и рисунков, производила замеры и даже проводила аэрофотосъемку при помощи перуанских ВВС. Скончалась исследовательница в 1992 году, до конца своей жизни она верила, что линии Наски это гигантский астрономический календарь.

1968 год — неожиданный удар по гипотезе Козока и Райхе был нанесен американским астрономом Джеральдом Хокинсом, который проанализировал линии Наски при помощи компьютера и сделал выводы, что 80% геометрических фигур не имеют никакого отношения к движению небесных тел - так как Дж. Хокинс стал широко известным после выхода в 1965 году его книги «Разгадка Стоунхенджа», в которой он доказывал, что знаменитое сооружение древних в Англии являлось своеобразной обсерваторией, его мнение для многих оказалось решающим.

Но, как справедливо считала Мария Райхе, при расчетах в своем исследовании Хокинс абсолютно не брал в расчет рельеф местности, это и привело его к ошибочному заключению. Сегодня многие из исследователей не исключают, что часть линий тем или иным образом связана с астрономическими наблюдениями древних обитателей Наски, хотя скептики говорят, что из почти 1000 прямых линий некоторые наверняка просто случайно могут указывать на небесные светила в те или иные дни.

Гигантская карта распространения подземных вод?

Сравнительно не так давно в зарубежной прессе появилось сообщение, что тайна рисунков Наски наконец раскрыта. Автором новой гипотезы стал Давид Джонсон, бывший преподаватель высшей школы из штата Нью-Йорк. Интересно, что Джонсон абсолютно не интересовался загадочными рисунками Наски, а искал в этой пустыне воду при помощи такого экзотического метода, как лозоискательство. В особенности Джонсона привлекали древние оросительные каналы, в некоторых из них еще текла вода.

Местные жители рассказали ему, что основными источниками воды для каналов были две небольшие речушки, но Джонсон сразу заметил: каналы идут параллельно рекам и брать из них воду не могли. В скором времени он пришел к выводу, что источниками воды были геологические разломы. Вода, стекающая с Анд, аккумулировалась в зонах трещин в коренной породе и по разломам под землей поступала вниз, в долины.

Вначале Джонсон никак не связывал эту свою идею с линиями Наски, но начал подмечать, что, как только он обнаруживает водоносные слои, рядом обязательно имеются следы древних обитателей пустыни и их геометрические рисунки. Однажды в июле 1996 года он взобрался на один из холмов, посмотрел на тянущиеся к горизонту две широкие линии, упирающиеся в темные расщелины ближайших гор, которые он считал образованными геологическими разломами, и тут его осенило. Как рассказывал Джонсон, он сел на вершине холма и сказал сам себе: «Мой Бог, я знаю, что обозначают линии Наски, они прослеживают на поверхности источники подземных вод!» Говоря по другому, линии и геометрические фигуры на поверхности пустыни являются гигантской картой распространения подземных вод.

Хотя некоторые из ученых давно предполагали, что рисунки Наски в той или иной степени связаны с водой, главной драгоценностью этих засушливых мест, многие из них отнеслись к идее Джонсона скептически. Но Хелайн Силверман, археолог из университета в Иллинойсе, в 1999 году на конференции, посвященной Наске, все же попросила своих коллег «держать глаза открытыми», пока идет проверка гипотезы Джонсона.

Гипотезу Джонсона уже несколько лет проверяет Стив Маби, гидрогеолог из университета в Массачусетсе. «Мы делаем карты наших водных потоков, может быть, люди Наски делали то же самое, только „чертили“ их на земной поверхности», - считает Маби. Он уже обнаружил доказательства того, что альтернативные водные источники в разломах, которые нашел Джонсон, в действительности существуют. И во всех случаях Маби установил «маркировку» этих разломов линиями на поверхности.

Линии Наски имеют отношение к священным ритуалам?

Йоханн Рейнхард, антрополог, первым выдвинул версию, что линии Наски связаны со священными ритуалами, которые посвящены вызыванию дождя. Он обнаружил ритуал, способный дать объяснение линиям Наски. Археологические находки у некоторых из широких линий («посадочных полос Дэникена») подтверждают их связь с водой. Были найдены морские раковины (символ воды в Андах) и питьевые керамические сосуды. Рейнхард также видит священные символы и в изображениях животных, так паука и обезьяну в этих местах считали связанными с плодородием, а значит, и с водой.

Еще один из исследователей, Энтош Авени, полагает, что уже открыл скрытую логику в мозаике линий Наски. Он убрал с карты изображения всех животных, спирали и геометрические фигуры и оставил на ней одни прямые линии. Выяснилось, что все линии сходились в солнцеподобные узоры, которые он назвал «лучевыми центрами». Вместе с коллегой он смог выделить 62 лучевых центра и около 800 прямых линий. Фактически каждый из «лучевых центров» приходился на вершину какого-то холма. По мнению Авени и некоторых экспертов, линии могли служить тропинками и вели людей к вершинам холмов («лучевым центрам»), где они проводили ритуалы, связанные с водой.

Загадку пустыни Наска пытаются раскрыть и другие исследователи. Установлено, что древние насканцы обезглавливали своих врагов, мумифицируя их головы, и имели весьма любопытные религиозные представления о природе и окружающем мире. На керамике Наски были обнаружены изображения животных почти идентичные гигантским рисункам в пустыне.

Маркус Райндель решил пойти по непроторенному пути и избрал другую точку отсчета: «Если мы хотим расшифровать геоглифы Наска, нам необходимо найти людей, которые их создали».

Археологические экспедиции

Райндель проводил поверхностное обследование горных склонов в окрестностях городка Пальпа, в 40 км от Наски, и на глубине 30 см нашел там верхнюю часть стены. Раскопки подтвердили, что это - стены древнего города, который был расположен в непосредственной близости от легендарных рисунков.

После первой экспедиции археолог начертил детальный план города и восстановил кое-что из его истории. 1900 лет назад на равнинной части долины, в междуречье рек Рио-Гранде, Рио-Пальпа и Рио-Вискас, существовало странное сооружение - поселенцы возвели стену 400 м в длину и 100 м в ширину. Метровые стены из кирпичных блоков поднимались на высоту 12 м символизируя власть и богатство. Основой богатства «народа Наска» было сельское хозяйство, процветавшее благодаря разветвленной оросительной системе.

Избыток сельскохозяйственных продуктов создал условия для такого социального расслоения общества, при котором некоторые слои населения не принимали участия напрямую в производстве продуктов питания. Райндель полагает, что у них было своего рода дворянство - высший общественный слой. Косвенным подтверждением этого предположения может служить сложная система оросительных каналов, для строительства которой было необходимо грамотное планирование и руководство работами.

И для создания рисунков в пустыне также нужны были приказы, планы и руководство со стороны облеченных властью правителей, как бы они ни назывались - королями, вождями, верховными жрецами или как-то еще. Окрестности Пальпы на планах Райнделя покрыты линиями, треугольниками и спиралями, доходящими почти до самого поселения.

Немецкий археолог ищет исконный смысл загадочных рисунков Наска в долине реки Рио-Гранде. Прежние обитатели этих мест «населили» окрестные скалы тысячами изображений различных животных и человекоподобных существ. Небольшие выбитые на скалах изображения (петроглифы) датируются IV веком до н. э. Поздней их повторяли в увеличенном виде на плоских поверхностях горных склонов. Рисунки величиной от 10 до 20 м было хорошо видно издали.

«Именно отсюда должна была развиться традиция наземных рисунков, - предположил Райндель. - По мере увеличения они становились все более размашистыми и абстрактными и занимали уже не скалистые склоны, а обширные поверхности пустынного плоскогорья».

Рассуждения ученого весьма логичны, но возникает вопрос: почему эти гигантские схематичные рисунки находятся в таких местах, где никто не может их рассмотреть? В добавление к прежним «космическим» толкованиям рисунков Наска можно привести еще одну гипотезу После многолетних наблюдений в бассейнах ближайших рек американец Дэвид Джонсон сделал неожиданный вывод: «Линии Наска - это ясный текст, высеченный на местности, чтобы указать жителям региона, где находятся доступные источники воды».

Маркус Райндель пока не имеет оснований опровергнуть или подтвердить эту и другие гипотезы. Он возлагает все надежды на последующие сезоны раскопок и намеревается добраться до отдельных строений, лежащих вдали от поселения - прямо на продолжениях линий Каска или непосредственно под ними. Археологи пока не обнаружили таких построек. Раскопки внутри огороженной стенами территории также будут продолжены: Райндель хочет найти храм «народа Наска». Следующим этапом будут поиски создателей линий Наска, а конечная цель - разгадка таинственных знаков.

На наш взгляд, следовало бы рассматривать все эти гипотезы в комплексе. Ведь наверняка правыми могут оказаться многие из ученых. Одни линии Наски могут служить астрономическим календарем, отмечающим периоды наибольшей засухи или дождей, другие - служить церемониальными тропами для ритуалов, связанных с вызовом дождя, третьи - проектировать на поверхность подземные водоносные слои. Все вместе линии и создали самую настоящую головоломку для ученых…

Объяснение гигантских изображений животных, птиц и насекомых, на наш взгляд, может быть еще проще. Вы сможете увидеть паука или колибри с высокого холма? Навряд ли. Это понимали и древние обитатели Наски, только интересовали их дождевые тучи, которые проносились над ними на огромной высоте. Для небесных божеств, управляющих дождями, и предназначались эти гигантские изображения, чтобы они увидели их и сжалились над зверюшками, напоив их, а заодно и людей, живительной влагой. Не в этом ли разгадка таинственных знаков Наски?

Геоглифы Наска в Перу, созданные за множество столетий до расцвета империи Инков являютсся самым важным доказательством существования загадочной древней культуры на территории Перу. Эти линии и геоглифы,нарисованы одной непрерывной линией, расположены на плато Наска и достигают десятков метров в длину, поэтому видны только из воздуха.

Немецкий ученый Фон Даникен в своей книге «Ответ Богам” утверждает, что эти линии были созданы как сигналы для посадки космических кораблей пришельцев. А немецкий доктор археологии Мария Райхе назвала эти узоры странным подтверждением существования древнейшей Перуанской культры:

«Линии Наска не что иное, как задокументированная история древней перуанской науки. Древние обитатели Перу создали свой собственный алфавит чтобы описывать самые важные астрономические события. Линии Наска – страницы книги, написанной на этом странном алфавите”

С воздуха можно наблюдать за различными фигурами, такими как большие гигантские пауки, ящерицы, ламы, обезьяны, собаки, колибри, и т.д., не говоря уже о зигзагах и геометрических проектах. Есть много оставшихся без ответа вопросов относительно этих линий. Например как они остаются неповрежденными после сотен лет, или как их удалось создать в таких размерах, точно воссоздав все пропорции

В 1927 году Меджиа Хеспе, ученик знаменитого Хулио Тельо, отца перуанской археологии, сообщил о таинственных непонятных геоглифах на территории перуанского плато. Изначально этому не придали никакой важности, ученые занимались исследованиями других более значимых участков, таких как Мачу-Пикчу

В этом же году в Перу прибыл исследователь из США Пол Косок, которого очень привлекла древнейшая история Перу. В одной из его первых поездок на юг страны он остановился наверху плато и увидел обширные линии с обеих сторон дороги. После тщательного исследования он был поражен обнаружив, что на одной из фигур была отображена идеальная форма полета птицы. Косок потратил на исследование линий Наска почти 20 лет, в 1946 году он вернулся домой, предложив изучать рисунки племен Наска немецкому доктору археологии Марии Райхе. Мария посвятила этой работе всю свою жизнь

Мария Райхе изучала линии Наска в течение 50 лет. Она объяснила, как эти линии использовались древними перуанскими астрономами - они были гигантским солнечным и лунным календарем, укрытым в песке, легендах и мифах местных жителей

Сами линии нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной, при этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы. Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.

Колибри имеет длину 50 метров, паук - 46, кондор распростерся от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. Такие громадные размеры рисунков вызывают восхищение, почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются средней величины холмы. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Среди других животных, запечатленных Наска - кит, собака с длинными ногами и хвостом, две ламы, различные птицы, такие как цапли, пеликан, чайка, колибри и попугай. Из рептилий есть аллигатор, игуана и змея.

На карте расположены все геоглифы, с подробными названиями. Для увеличения кликнуть

Так кто же все-таки создал геоглифы Наска ? Местные жители или пришельцы? Это гигантский солнечный и лунный календарь или ориентиры космического корабля? Узнать ответы на эти вопросы невозможно, так как линии Nazca - одна из самых больших тайн в мире.

Эти гигантские рисунки различимы только с большой высоты: лишь пролетая на самолете над плато Наска – тем, что раскинулось в южной части Перу, можно увидеть на земле эту «картинную галерею», состоящую из изображений птиц и животных, цветов и насекомых. Правильные контуры ящерицы, колибри, обезьяны, кондора и паука пересекают многочисленные прямые линии, спирали, треугольники, трапеции и другие геометрические фигуры.

Откуда взялось это наследие, какой целью руководствовались древние художники, выводящие пустынные шедевры и, наконец, какие технологии позволили им соблюсти идеальные пропорции рисунков, размер самого маленького из которых составляет 46 метров, а самого большого – пеликана – достигает 285 метров? Эти вопросы занимают головы ученых с того самого момента, когда были обнаружены геоглифы Наски – с 1939 года, когда над пустыней пролетел самолет с американским археологом на борту.

Техника выполнения всех рисунков – одна и та же: контур изображения представляет собой единую неразрывную линию, которая тянется на десятки и сотни метров и нередко пересекает холмы, впадины и высохшие речные русла. Скажите на милость – как без помощи специальных приборов и контроля с высоты можно было провести все эти прямые, кривые и ломаные, ни разу при этом не отклонившись от заданного направления ни на полградуса?

Да что сотни метров – линии некоторых геометрических фигур тянутся на 8 километров! Не имея возможности подняться высоко над «холстом», получить представление о характере рисунка и, тем более, о правильности взятого направления более чем затруднительно. И это еще не все. Тщательные исследования рисунков и фигур показали, что все геоглифы подчинены жестким математическим законам.

Как же создавались эти «полотна»? Как и многие другие геоглифы, с помощью рытья траншей: двигаясь по заданному контуру, древние творцы бороздили пустынную землю, выкапывая грунт на протяженности всего рисунка на 120-140 см в ширину и 25-35 см в глубину. Благодаря особенностям полупустынного климата, рисунки плата Наска сохранились до наших дней.

Еще одна загадка, не дающая покоя исследователям: как случилось, что роющие многочисленные траншеи рабочие (вспомним, что некоторые линии имеют протяженность несколько километров) не оставили никаких следов своего пребывания – хотя бы вытоптанных троп? По большому счету, у ученых мужей нет точных ответов ни на один из актуальных вопросов – только гипотезы.

Разве что время создания рисунков и линий удалось определить относительно точно – геоглифы были сформированы до 12 столетия, когда долину заселили инки. А значит, авторство дивных узоров приписывается предшественникам инков – цивилизации наска. О целях создания «галереи» в пустыне можно только догадываться. Исходя из того, что громадные картины различимы только с большой высоты, логично предположить, что населявшие пустыню древние люди таким образом пытались общаться с божествами.

По другим версиям, представители цивилизации наска пытались воспроизвести с помощью узоров и рисунков небесную карту созвездий или передавали кому-то зашифрованное послание. Одно из досужих предположений и вовсе лишено здравого смысла: якобы начертанные на лике земли знаки служили посадочной полосой для инопланетных кораблей. Ясно одно: вопросов в деле геоглифов плато Наска все еще значительно больше, чем ответов – громадные рисунки посреди пустыни и по сей день остаются неразгаданной тайной.

Наска – небольшой древний городок на юге Перу – привлекает многочисленных туристов со всего мира. Здесь нет каких либо выдающихся архитектурных достопримечательностей, но есть кое-что, что не оставляет равнодушным даже самых больших скептиков: гигантские изображения на земной поверхности, которым больше двух тысяч лет. Каким образом эти рисунки появились здесь, для чего их использовали – до сих пор загадка, несмотря на большое количество гипотез. Но благодаря таким объектам, как линии Наска, Перу стало «магнитом» исследователей, мистиков и всех, кто интересуется неразгаданными до сих пор загадками.

История

«Первооткрывателями» удивительных рисунков стали в далеком 1927 году летчики, заметившие на плато вблизи Тихого океана многочисленные линии и изображения. Но ученые заинтересовались этим открытием только спустя десятилетие, когда Поль Косок, американский историк, опубликовал серию фото, сделанных с воздуха.

Впрочем, о странных изображениях было известно намного раньше. Еще в 1553 году испанский священник и ученый Пéдро Сьéса де Леóн, писавший о завоевании Южной Америки, упоминал о «знаках среди песков для угадывания проложенного пути». Самое примечательное, что он не расценивал эти рисунки как что-то странное или необъяснимое. Возможно, в те времена было известно больше о предназначении геоглифов? Этот вопрос также остается открытым.

Среди ученых, которые занимались изучением линий в пустыне Наска, наибольший вклад в разработку и популяризацию темы принадлежит немецкому археологу Марии Райхе. Она работала помощником Пола Кокоса, а когда в 1948 году он прекратил исследования, Райхе продолжила работу. Но ее вклад важен не только с научной точки зрения. Благодаря усилиям исследовательницы, часть линий Наска удалось сберечь от уничтожения.

Исследования удивительного памятника древней цивилизации Райхе описала в книге «Тайна пустыни», а гонорар был потрачен на сохранение первозданного вида местности и строительство смотровой вышки.

Впоследствии неоднократно проводилась аэрофотосъемка заповедника, но подробной карты, включающей все рисунки. Не существует до сих пор.

Описание рисунков

На фото линий Наска в Перу можно увидеть четкие изображения огромного размера. Среди них около 700 правильных геометрических фигур (трапеции, четырехугольники, треугольники и др.) Все эти линии сохраняют геометрию даже на сложном рельефе, а контуры остается четкими в местах наложения друг на друга. Некоторые из фигур четко ориентированы на стороны света. Не меньшее удивление вызывают четкие края у фигур, размер которых превышает несколько километров.

Но еще более удивительными являются смысловые изображения. На плато расположено около трех десятков рисунков животных, птиц, рыб, растений и даже человека. Все они имеют внушительные размеры. Здесь вы сможете увидеть:

  • птицу почти трехсотметровой длины;
  • двухсотметровую ящерицу;
  • стометрового кондора;
  • восьмидесятиметрового паука.

Всего на плато насчитывается приблизительно полторы тысячи изображений и фигур. Самые крупные из них имеют размеры около 270 м. Но, несмотря на тщательное изучение на протяжении многих лет, Наска продолжает радовать открытиями. Так в 2017 году после реставрационных работ ученые обнаружили еще один рисунок – изображение касатки. Они высказали предположение, что это изображение, возможно, одно из самых древних. Большинство геоглифов датируют примерно 200 г. до н.э.

Из-за больших размеров изображений, находясь на земле, их увидеть невозможно – полностью картина открывается только с высоты. Со смотровой башни, куда могут подняться туристы, вид также крайне ограничен – удастся увидеть только два рисунка. Чтобы полюбоваться древними художествами, необходимо

Теории происхождения

С момента обнаружения линий Наска гипотезы выдвигались одна за другой. Существует несколько наиболее популярных теорий.

Религиозная

Согласно этой гипотезе, изображения такого большого размера древнее население Перу строило для того, чтобы боги могли их заметит с космоса. К этой точке зрения склонялся, к примеру, археолог Джохан Райнхакд. В 1985 году он опубликовал данные исследований, указывающие на поклонение древних перуанцев стихиям. В частности, на этих территориях был распространен культ гор и культ воды. Таким образом, было выдвинуто предположение, что рисунки на земле – не что другое, как часть религиозных обрядов.

Астрономическая

Эту теорию выдвинули первые исследователи – Кокос и Рейхе. Они считали, что многие из линий являются указателями мест восхода и захода Солнца и других небесных светил. Но версия была опровергнута британским археоастрономом Джеральдом Хокинсом, который еще в 70-е годы прошлого столетия доказал, что не больше 20% линий Наска могут быть связаны с небесными ориентирами. А с учетом разной направленности линий астрономическая гипотеза выглядит малоубедительно.

Демонстративная

Астроном Робин Эдгар не заметил в рисунках на перуанском плато каких-то научных подоплек. Он также склонялся к причинам метафизическим. Правда считал, что многочисленные борозды были вырыты не с целью поклонения, а в качестве ответа на постоянные солнечные затмения, которые случались в этот период в Перу.

Техническая

Некоторые исследователи считают, что линии связаны с возможностью строительства летательных аппаратов. Как доказательство этой версии были даже попытки соорудить аэроплан из доступных в те времена материалов. Аналогичную версию выдвигает российский исследователь А. Скляров в книге «Наска. Гигантские рисунки на полях». Он считает, что древняя цивилизация на территории Перу была высокоразвитой и обладала не только летательными аппаратами, но даже использовала лазерные технологииJ

Инопланетная

И наконец, есть те, кто верит, что рисунки использовались для инопланетян – как способ коммуникации, как место для посадки летательных объектов и т.д. Как доказательство приводятся даже обнаруженные в этих краях странные останки неизвестных существ. Другие, наоборот уверены, что перуанские мумии, как и линии Наска – подделкаи мошенничество.

Тайна Наска раскрыта?

Археологи уже не одно десятилетие пытаются найти объяснение загадочным Naska lines. В 2009 году был снят документальный фильм «Расшифрованные линии Наска». Всем, кто интересуется темой, безусловно, будет интересно посмотреть. Но ответ на вопрос так и остался открытым, а попытки разгадать тайну продолжаются. К примеру, недавно была выдвинута версия, что линии Наски образуют единое целое с системой акведуков. Пукиос – сложная гидравлическая система – была сооружена с целью добычи подземных вод. Часть ее сохранилась до сих пор. На основе снимков, сделанных из космоса, выдвинуто предположение, что линии – часть этого «водогона». Именно предположение, потому что исследователи так и не смогли объяснить, какую функциональную роль в водопроводной системы выполняли рисунки. Но, возможно, водин прекрасный день, разгадка перуанского чуда все же будет найдена.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса