Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Детальный (этапный) план подготовки к ЕГЭ по литературе

Программа

элективного курса

«Подготовка к ЕГЭ по литературе»

10- 1 1 класс ы

Составила: Салькова Л.Ю. ,

учитель русского языка и

литературы высшей категории

Самарской области

Пояснительная записка

Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизованной формы (контрольных измерительных материалов). Содержание и структура экзаменационной работы по литературе дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету.

При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности:

    аналитическое осмысление художественного текста, его интерпретация;

    ответы на вопросы по прозаическим, драматическим, лирическим произведениям с опорой на конкретный текст (отрывок);

    поиск оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, воссоздание литературного контекста;

    написание развернутого аргументированного ответа на проблемный вопрос.

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественное произведение в их жанрово- родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса по литературе, содержание которого определено нормативными документами по предмету.

Данные элективный курс предназначен для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе.

Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по литературе, расширяет и углубляет содержание базового курса «Литература». Повторение теории и истории литературы, анализ художественных произведений сопровождается отработкой навыков выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.

В 8 разделов программы включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В программе перечислены основные темы и названия конкретных произведений, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с определенными историко-литературными периодами и номерами тем, предлагаемых для повторения. Объем материала и степень трудности освоения данных текстов - разные. В разделы входят необходимые сведения по теории и истории литературы.

Данная программа предназначена для учащихся 1 0- 11 классов и рассчитана на 68 часов.

Цель курса – обеспечить качественную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.

Задачи:

совершенствование умений:

Воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

Выделять смысловые части художественного текста;

Понимать и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героям;

Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-изобразительных средств в произведении;

Анализировать и оценивать произведение как художественное единство;

Применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения, объяснять связь произведения с творчеством автора, временем написания и нашей современностью;

Соотносить художественное произведение с литературным направлением;

Выражать свое отношение к произведению в форме письменного высказывания на литературную тему;

Давать ответ на проблемный вопрос, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

Сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельно определять основания для сопоставления и аргументации позиций сопоставления.

Методы и формы обучения : эвристическая беседа, проблемные задания, учебная дискуссия, выполнение творческих работ, практикумы, анализ текста, сопоставительный анализ, работа с таблицами и схемами, парная, групповая и индивидуальная работа, исследование, редактирование, стилистический анализ, проект

Содержание программы

Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе (1 час).

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

Раздел 2. Фольклор и древнерусская литература (2 часа).

Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.

«Слово о полку Игореве» . Историческая основа памятника и связь с фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения. Образы русских князей. Жанровое многообразие «Слова...». Авторская позиция в «Слове...». Язык произведения. Приемы сравнения, олицетворения, метафоры, постоянные эпитеты. Параллелизм, антитеза, повтор, инверсия, риторический вопрос.

Раздел 3. Литература XVIII века. Классицизм (2 часа).

Классицизм как художественное направление. Литературные формы классицизма и его черты. Литературные роды и жанры.

Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль». Драма как род литературы. Признаки классицизма и особенности жанра комедии в пьесе Д.И. Фонвизина. Идейно-просветительская направленность произведения.

Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции и новаторство в стихотворении. Лирика как род литературы. Системы стихосложения. Стихотворные размеры.

Раздел 4. Литература первой половины XIX века (13 часов).

В. А. Жуковский . Стихотворение «Море». Понятие ритма, рифмы, строфы. Особенности жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Образ лирического героя. Белый стих.

Особенности жанра баллады в произведении «Светлана». Национальный колорит произведения. Фольклорные мотивы в балладе. Нравственный идеал поэта.

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Стадии развития действия в произведении: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Особенности развития конфликта. Система персонажей. Речевая характеристика героя: диалог, монолог. Художественное время и пространство в пьесе. Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Открытый финал. Новаторство комедии А.С. Грибоедова. Язык произведения А.С. Грибоедова.

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Мотивы и образы пушкинской лирики. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

Реализм как художественное направление. Повесть «Капитанская дочка». Историческая основа произведения. Система персонажей. Авторская характеристика, портрет героя. Проблематика повести и ее нравственный потенциал. Идейно-художественное своеобразие произведения. Роль эпиграфов в повести. Авторская позиция в произведении.

Поэма «Медный всадник». Особенности жанра произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме. Язык поэмы и средства художественной изобразительности.

Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра произведения А.С. Пушкина. Энциклопедизм и историзм романа. Тематика и проблематика. Своеобразие композиции романа. Художественные особенности авторских отступлений и роль эпиграфов. Образ автора. Герои романа и отношение к ним автора. Литературный тип.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Традиции и новаторство в лирике М.Ю. Лермонтова.

«Песня про... купца Калашникова». Художественная стилизация. Историческая основа произведения. Своеобразие конфликта. Нравственные идеалы в произведении М.Ю. Лермонтова.

Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и проблематика произведения. Конфликт. Образ главного героя и способы его создания. Роль пейзажа в поэме.

Роман «Герой нашего времени». Многообразие тематики и проблематики произведения. Особенности композиции романа и хронологическая последовательность. Сюжет и фабула. Приемы психологизма в романе. Система образов и образ главного героя. Портрет поколения и средства его создания. Смысл названия романа.

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Сатира, юмор, ирония. Приемы создания комического. Особенности «миражной» интриги в пьесе. Система персонажей и средства их создания. Финал пьесы.

Повесть «Шинель». Тема «маленького человека». Гуманизм произведения. Художественные детали и их символика в повести.

Поэма « Мертвые души ». Особенности жанра. Авторский замысел и его воплощение в поэме: «смех сквозь невидимые миру слезы». Средства создания героев. Авторские отступления и их тематика. Русь «мертвая» и «живая» в поэме. Образ главного героя и отношение к нему автора. Мотив дороги в произведении Н.В. Гоголя.

Раздел 5. Литература второй половины XIX века (15 часов).

А.Н. Островский . Пьеса «Гроза». Конфликт пьесы. Социально- нравственная направленность драмы А.Н. Островского. Система персонажей и драматургические средства их создания. Символические образы в пьесе. Новаторство драматурга. Критика о «Грозе».

И.С. Тургенев . Роман «Отцы и дети». Эпоха в романе. Мировоззренческая основа романа. Литературный прототип. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Идейное и художественное содержание произведения. Особенности сюжета и композиции. Психологизм И.С. Тургенева. « Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа И.С. Тургенева. Критика о романе.

Ф.И. Тютчев . Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах...», «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), «Природа - сфинкс. И тем она верней...». Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

И.А. Гончаров . Роман «Обломов». Монографичность романа. Внутренний мир главного героя и его внешнее поведение. Истоки характера Обломова и его связь с другими персонажами. «Испытания» Обломова. Художественная деталь и ее роль в повествовании. Критики о романе.

М.Е. Салтыков-Щедрин . Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов. Сарказм.

Н.А. Некрасов . Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...»,«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Гражданский пафос поэзии Н.А. Некрасов. Лирический сюжет. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Особенности композиции произведения. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы.

Ф.М. Достоевский . Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, их внутренний мир, поступки, речевая характеристика (диалоги-диспуты и внутренние монологи), отношение к ним автора. Прием создания психологических двойников. Роль снов в романе. Евангельские мотивы в романе. Полифоническое звучание романа. « Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа и его открытый финал.

А.А. Фет . Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Средства звукописи. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А.А. Фета.

Л.Н. Толстой . Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история создания. Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мирные» и «военные» страницы романа. «Мысль семейная» и «мысль народная». Тематика и проблематика произведения. Система персонажей романа. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). Отношение автора к героям. Роль эпилога в романе и открытость толстовского эпоса.

Учебно-тематическое планирование.

занятия

Тема

Содержание ЕГЭ по литературе

2-3

Фольклор и древнерусская литература. « Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и связь с фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения .

4-5.

Литература XVIII века. Классицизм Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Признаки классицизма и особенности жанра комедии в пьесе Д.И. Фонвизина. Идейно-просветительская направленность произведения.

Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник». Традиции и новаторство в стихотворении.

Сентиментализм и его художественные черты. Литературные формы сентиментализма. Романтизм как художественное направление: основные свойства, черты, эстетика.

В. А. Жуковский. Стихотворение «Море». Особенности жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Образ лирического героя.

Особенности жанра баллады в произведении «Светлана». Национальный колорит произведения. Нравственный идеал поэта.

А.С. Грибоедов . Пьеса «Горе от ума». Особенности развития конфликта. Система персонажей. Речевая характеристика героев. Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Новаторство комедии А.С. Грибоедова.

Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

Реализм как художественное направление. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Проблематика повести и ее нравственный потенциал. Идейно-художественное своеобразие произведения. Авторская позиция в произведении.

10.

Поэма «Медный всадник». Особенности жанра произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме.

11.

Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра произведения А.С. Пушкина. Тематика и проблематика. Своеобразие композиции романа. Образ автора. Герои романа и отношение к ним автора.

12.

Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Традиции и новаторство в лирике М.Ю. Лермонтова.

13.

«Песня про... купца Калашникова». Художественная стилизация. Историческая основа произведения. Своеобразие конфликта. Нравственные идеалы в произведении М.Ю. Лермонтова

14.

Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и проблематика произведения. Образ главного героя и способы его создания.

15.

Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Приемы психологизма в романе. Портрет поколения и средства его создания. Смысл названия романа

16.

Н.В. Гоголь . Пьеса «Ревизор». Приемы создания комического в пьесе. Особенности «миражной» интриги в комедии. Система персонажей и средства их создания. Символика финала пьесы.

17-18.

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Тема «маленького человека». Гуманизм произведения. Художественные детали и их символика в повести.

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности жанра. Авторский замысел и его воплощение в поэме. Русь «мертвая» и «живая» в поэме.

19.

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт и социально- нравственная направленность драмы. Новаторство драматурга.

20-21.

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Мировоззренческая основа романа. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Особенности сюжета и композиции. Психологизм И.С. Тургенева.

22.

Лирика Ф.И. Тютчева. Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях

23-24.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Внутренний мир главного героя и истоки характера Обломова. «Испытания» Обломова.

25.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов.

26.

Лирика Н.А. Некрасова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях

27.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы.

28-29.

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, «двойники» и антиподы. Полифоническое звучание романа.

30.

Лирика А.А. Фета. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А.А. Фета.

31-33.

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мысль семейная» и «мысль народная». Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»).

34.

Практикум по оцениванию заданий С1-С4, С5. Написание собственных творческих работ.

Литература

    Агеносов В.В. Литература. Учебник для 11 класса. В 2 ч., М.: Дрофа, 2012.

    Аристова М.А. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы. М.: Экзамен, 2012.

    Ерохина Е.Л. Литература. Тематические тестовые задания. М.: Экзамен, 2013.

    Зинин С.А., Новикова Л.В. Литература. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2014.

    Лебедев Ю.В. Литература. Учебник для 10 кл. В 2 ч., М.: Просвещение, 2012.

    Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М.: Айрис-пресс, 2004.

    Самойлова Е.А. Литература. Сборник заданий. М.: ЭКСМО, 2014.

    Сахаров В.И. Русская литература XI XIX в.в. Учебное пособие. М.: Русское слово, 2006.

    Скубачевская Л.А., Слаутина Н.В., Надозирная Т.В. Литература. Универсальный справочник. М.: ЭКСМО, 2010.

    Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Готовимся к Единому государственному экзамену: литература. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

11 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативная основа программы

Настоящая программа индивидуально-групповых занятий по литературе для 11 класса создана на основе Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по литературе, спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по литературе, демонстрационного варианта 2017 года.

Цели и задачи обучения по предмету

Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий о литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения – с другой. Данный курс достигает цели, сформулированной в Стандарте образования по предмету «Литература».

Задачи:

Систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;

Формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

Дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

Обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

Содействие в области профессионального самоопределения.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Курс индивидуально-групповых занятий по литературе введен на основе выбора учащихся и родителей, их заявлений.

Метапредметные связи учебного предмета

Содержание рабочей программы предусматривает межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами (русский язык, история). Так, например, связь с дисциплиной «Русский язык» поможет учащемуся избежать орфографических и пунктуационных ошибок, нарушений языковых норм при выполнении заданий. Для реализации межпредметных связей программой предусмотрены интегрированные задания. Их цель: усилить внимание учащихся к содержанию текста, его художественному своеобразию, постановке проблемы, способствовать развитию мотивации к составлению собственных высказываний.

Учет особенностей учащихся

Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности - учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 11 класса является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.

Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокого уровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу. Качественно меняется мышление, достигая теоретического уровня. Подростки теперь всегда пытаются сопоставить различные теории, точки зрения, т.е. «докопаться до истины».

Основной задачей учителя в этот период - предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Информация лучше усваивается. Если она построена по принципу «гипертекстовости», что способствует ее самостоятельной обработке.

В это время формируется индивидуальный стиль деятельности, который опирается на стиль мышления конкретного человека. Важной задачей педагога является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его аналитик-логической, образной, практической, аналитической по содержанию информации. Ученики пытаются избежать излишней опеки.

Переход от подростка к юношеству характеризуется стабилизацией эмоционального фона, повышением самоконтроля, саморегуляции. В задачах можно использовать эмоционально-образный стиль, изображения типичных отношений человека и общества.

Активно идет развитие мотивированной сферы. Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни. Формируются интересы к теоретическим проблемам и исследований, научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности.

Особенности организации учебного процесса по предмету

Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.

Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.

Основной дидактической единицей на занятиях должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.

Виды и формы контроля

Контроль проводится в виде проверки самостоятельных работ, кратких ответов ограниченного объема, тестов, сочинений

Дата,

неде-

ля

Название темы

Планируемые результаты

Основные виды деятельности и контроля

КЭС

КИМ

ЕГЭ

КПУ

КИМ

ЕГЭ

Как успешно сдать ЕГЭ по литературе?

Знакомство с нормативными документами, со структурой КИМов, основными требованиями к экзамену. Жанр сочинения в формате ЕГЭ.

Знать нормативные документы, структуру КИМов, основные требования к экзамену.

Уметь ими пользоваться при подготовке к экзамену

Лекция-беседа, работа с документами и КИМами

1.1 – 1.15

1.1 -1.6

«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы

Тема, идея, жанровое своеобразие произведения. Особенности поэтики «Слова». Образ автора. Система образов поэмы.

Знать содержание, тему, идею, жанровое своеобразие произведения. Особенности поэтики «Слова». Образ автора. Систему образов поэмы.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами.

1.3 1.8

1.16

2.1 – 2.4

Литература русского Просвещения XVIII века. М. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (принципы классической комедии).

Особенности литературы эпохи Просвещения. Воплощение принципов классической комедии в пьесе Фонвизина «Недоросль». Идейное содержание, система образов комедии.

Знать особенности литературы эпохи Просвещения. Воплощение принципов классической комедии в пьесе Фонвизина «Недоросль». Идейное содержание, систему образов комедии.

Уметь анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

1.14

1.16

Литература первой половины XIX века. Творчество В. А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады.

Черты романтизма в творчестве Жуковского. Баллада как жанр эпохи романтизма. Художественные особенности баллады «Светлана». Мистика и реальность в произведении

Знать черты романтизма в творчестве Жуковского. Баллада как жанр эпохи романтизма. Содержание и художественные особенности баллады «Светлана».

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

1.14

1.16

«Горе от ума» А. С. Грибоедова – социально-политическая комедия.

Знать содержание комедии, драматургическое новаторство автора, систему образов, поэтику произведения.

Уметь анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

1.14

1.16

2.5 -

Лирика А.С. Пушкина

Сквозные темы лирики А. С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии.

Знать темы лирики Пушкина, содержание стихотворений.

Уметь анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания

1.14

1.16

2.5 -

Историко-художественная ценность романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Понятие исторического романа. Жанровые особенности романа. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика романа. Проблематика романа.

Знать, что такое исторический роман. Жанровые особенности романа. Идейное содержание. Систему образов и композицию, поэтику романа, проблематику романа.

Уметь анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему

1.14

1.16

2.5 -

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни».

Энциклопедичность романа. Жанровые и художественные особенности романа. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика романа. Проблематика романа. Типизация как художественный приём эпохи реализма.

Знать: почему роман назван «энциклопедией русской жизни», жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа..

Чтение отрывков романа, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

1.14

1.16

2.5 -

Образ «лишнего человека» в творчестве М. Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе XIX века.Роман «Герой нашего времени»

Жанровые и художественные особенности романа. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика романа. Проблематика романа. Типизация как художественный приём эпохи реализма. Понятие о критическом реализме.

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Чтение отрывков романа, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

1.14

1.16

4.11

2.5 -

Лирика М.Ю. Лермонтова

Понятие поэтической преемственности в творчестве М. Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта. Реализм в лирике Лермонтова. Основные темы лирики.

Знать: основные темы лирики Лермонтова, содержание и идейные особенности лирики.

Чтение стихов, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

1.14

1.16

2.5 -

Н.В. Гоголь «Мёртвые души». «Смех сквозь слезы» в сатире Н. В. Гоголя.

Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. лирическое отступление как традиционного средства художественной выразительности в русском романе. Жанровые и художественные особенности романа. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика романа. Проблематика романа. Типизация как художественный приём эпохи реализма.

Знать: жанровые и художественные особенности поэмы, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа..

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Чтение отрывков поэмы, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

1.14

1.16

4.14

2.5 -

Литература 1-й половины 19 века. Жанр сочинений в формате ЕГЭ.

Знать: жанровые и художественные особенности произведений 1 половины 19 века, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики, проблематику.

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Выполнение практических заданий в формате ЕГЭ по литературе 1-й половины 19 века

1.14

1.16

2.5 -

2.10

Литература второй половины XIX века. Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Жанровые и художественные особенности романа. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика романа. Проблематика романа. Типизация как художественный приём эпохи реализма.

Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа..

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Чтение отрывков романа, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами.

1.14

1.16

2.5 -

2.10

Мир и личность в драмах А.Н Островского. Новый тип героя в русской литературе. Драма «Гроза».

Драма как род литературы. Жанровые и художественные особенности драмы. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика драматического произведения. Проблематика пьесы.

Знать: жанровые и художественные особенности пьесы, проблематику, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики пьесы.

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Чтение отрывков пьесы, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

«Герой времени» в романах И. С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный прием «психологической пары». Роман «Отцы и дети»

Жанровые и художественные особенности романа. Идейное содержание. Система образов и композиция. Поэтика романа. Проблематика романа. Актуальность ром ана.

Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа..

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Чтение отрывков романа, анализ, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика.

Основные темы лирики. Традиции и новаторство. Философская лирика. Романтизм в лирике Фета и Тютчева.

Знать: основные темы лирики Фета И Тютчева, содержание и идейные особенности лирики.

Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Творчество Н. А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в лирике Некрасова. Идейно-художественные особенности лирики. Особенности жанра поэмы.

Знать: основные темы лирики Неррасова, содержание и идейные особенности лирики.

Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города». Сказки.

Понятие сатиры как творческого принципа в литературе. Идейно-художественные особенности романа. Своеобразие языка сказок. Образ народа. Основной конфликт в «Сказках»

Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа..

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив

Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа..

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи. Система образов. Духовные искания центральных героев романа

Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику романа..

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Мир человека в рассказах А.П. Чехова..

Идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова. Композиция, система образов. Язык Чехова.

Знать: жанровые и художественные особенности рассказов, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики романа, проблематику рассказов..

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Новое и старое в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности.Система образов, композиция. Язык чеховского театра.

Знать: жанровые и художественные особенности романа, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики пьесы, проблематику пьесы.

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Русская реалистическая проза начала XX века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы И. А. Бунина и А. И. Куприна.

Традиции классиков в прозе Бунина и Куприна. Своеобразие темы любви. Тема гибели цивилизации. Поиски духовной гармонии героями.

Знать: жанровые и художественные особенности произведений Бунина и Куприна, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики, проблематику рассказов.

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

А.М. Горький. «Старуха Изергиль». «На дне».

Проблематика литературы нового времени в произведениях А. М. Горького. Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах А. М. Горького. Особенности конфликта пьесы «На дне»

Знать: жанровые и художественные особенности произведений, идейное содержание, систему образов и композицию, особенности поэтики Горького, проблематику произведений Горького.

Уметь: анализировать текст, составлять письменное и устное высказывание на заданную тему.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Лирика серебряного века. А. А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать».

Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие. Особенности символизма Блока. Реальность и вымысел.

Понятие аллитерации и ассонанса.

Знать: основные темы лирики Блока, художественные особенности лирики.

Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

А. А. Ахматова. Лирика. «Реквием».

Основные темы лирики. Тема любви. Гражданская тема. Поэт и время. Традиции в русской поэзии. Художественные особенности лирики.

Знать: основные темы лирики Ахматовой, художественные особенности лирики.

Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

В. В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Пьеса «Клоп».

Основные темы лирики Маяковского. Традиции сатиры в русской поэзии. Художественные особенности лирики.

Знать: основные темы лирики Маяковского, художественные особенности лирики.

Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Лирика С.А. Есенина.

Основные темы лирики. Традиции народной образности в русской поэзии. Идейно-художественные особенности лирики. Тема любви. Тема Родины.

Знать: основные темы лирики Есенина, художественные особенности лирики.

Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Лирика О.Э. Мандельштама

Основные темы лирики. Идейно-художественные особенности лирики. Образный строй лирики.

Знать: основные темы лирики Мандельштама, художественные особенности лирики.

Уметь: анализировать стихотворные произведения в единстве формы с содержания.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Человек и время в романе. Нравственные проблемы в романе. Система образов. Художественное мастерство автора. Психологизм в романе

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»

Человек и время в романах. Нравственные проблемы в романе. Система образов. Художественное мастерство автора. Психологизм в романе

Знать: содержание романа, нравственные проблемы в романе, художественные особенности романа.

Уметь: анализировать отрывки романа в соответствии с особенностями идейно-художественного содержания.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Б.Л. Пастернак. Лирика. Роман «Доктор Живаго» (отрывки)

Основные темы лирики Пастернака. Художественные особенности лирики. Человек и время в романах. Нравственные проблемы в романе. Система образов. Художественное мастерство автора. Психологизм в романе

Знать: основные темы лирики Пастернака, содержание романа, нравственные проблемы в романе, художественные особенности романа.

Уметь: анализировать стихи и отрывки романа в соответствии с особенностями идейно-художественного содержания.

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Произведения о Великой Отечественной войне (М.А. Шолохов «Судьба человека», В.Некрасов «В окопах Сталинграда», повести В. Быкова, В. Кондратьева, В. Астафьева)

Нравственные проблемы произведений о ВОв. Тема Родины. Человек перед лицом опасности

Знать: Содержание романов, их проблематику.

Уметь: анализировать стихи и отрывки романа в соответствии с особенностями идейно-художественного содержания

Чтение произведения, анализ отрывков, составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами. Обучение сочинению.

2.5 -

2.10

Выполнение практических заданий в формате ЕГЭ по литературе 20 века

Поэзия и проза 20 века.

Знать: содержание произведений, их проблематику.

Уметь: анализировать стихотворные и прозаические произведения в соответствии с особенностями идейно-художественного содержания.

Составление устных и письменных высказываний. Работа с КИМами

2.5 -

2.10


Рабочая программа курса по подготовке к ЕГЭ по литературе

Цель занятий по литературе на подготовительных курсах – обеспечить подготовку

выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений к успешной сдаче государственной аттестации и зачисления в высшие учебные заведения.

Подготовительный курс рассчитан на 96 академических часов.

Структура занятий на подготовительных курсах обусловлена спецификацией экзаменационной работы по литературе, поэтому настоящая программа составлена с учетом:

Рационального использования времени (на части 1,2 – не более двух академических часов, на часть 3 – два часа).

Соответствия темы каждого занятия тематическому плану;

Соответствия тренировочных заданий заданиям в экзаменационной работы: часть 1, задания В1 - В12 – базовый уровень сложности (задания с кратким ответом); часть 2, задания С1 - С4 – повышенный уровень сложности (задания с развернутым ответом ограниченного объёма); часть 3 – высокого уровня сложности (задание С5 – сочинение, т.е. связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему).

Индивидуальных особенностей слушателей.

Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений (задания С1 – С5 экзаменационной работы). Кроме того, важным компонентом содержания литературного образования является теоретико- и историко-литературные знания, а также знания о языке художественных произведений, что является частью экзаменационной работы (задания В1 – В12). Поэтому рабочая программа по литературе на подготовительных курсах призвана обеспечить комплексное повторение слушателями содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету: воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике; выделять смысловые части художественного текста; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении; анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения, объяснять связь произведения со временем написания и нашей современностью; соотносить изучаемое произведение с литературным направлением; выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Контроль за самостоятельной работой проводится в виде проверки самостоятельных (домашних и аудиторных) работ, кратких ответов ограниченного объёма (С1-С4), тестов, сочинений (часть С5).




Количество часов

Тема занятия

1

4

Вводное занятие. Требования к выполнению тестов ЕГЭ: структура теста, типы заданий, формы бланков и т.д. Работа с различными типами заданий. Знакомство с основными типами пособий для подготовки..

Обобщение и повторение: основные понятия теории литературы. Литературный род. Эпос. Лирика. Драма. Жанры литературных произведений. Периодизация литературного процесса. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. Особенности жанра, тематика и проблематика.


2

4

Д Литературное направление «классицизм» в русской литературе 18 века. Идеи классицизма в творчестве Ломоносова, Державина и Фонвизина. Понятие «просветительская литература».

Стихотворение Г.Р. Державина «Памятник» Анализ стихотворения.

Русская драма эпохи классицизма. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Анализ фрагментов текста. Проблемные вопросы


3

4

Романтизм. Лирика В.А. Жуковского. Элегия «Море», баллада «Светлана». Средства художественной выразительности. Образы и образное мышление как основа литературного творчества..А. Жуковский. Стихотворение «Море»

4

4

Литературные направления и методы в русской литературе 1 половины 19 века. Пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»: картина нравов или общественно-политическая комедия. Черты классицизма и романтизма в пьесе. Соотношение композиции и сюжета. Углубление понятия герой, главный герой, система персонажей.

5

4

Романтизм и реализм. Углубление понятия «Лирика». Стихотворения А.С. Пушкина «К морю», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг…» и т.д. Поэма «Медный всадник».Лирика А.С. Пушкина.

Поэма «Медный всадник»

«Капитанская дочка»


6

4

Роман «Евгений Онегин» Повторение понятия «эпические жанры»: повесть, роман, роман в стихах и т.д.

Художественные особенности романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».


7

4

Творчество М.Ю. Лермонтова (лирика, «Песня про купца Калашникова», поэма «Мцыри», роман «Герой и»нашего времени» Поэзия М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Дума», «Парус», «Выхожу один я на дорогу...». Романтическая поэма «Мцыри»

Композиционные особенности романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Система образов в романе. Понятие «психологизм». Роль портрета и пейзажа.


8

4

Творчество Н.В. Гоголя Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» - особенности жанра и композиции. Проблема героя. Эпическое начало и система образов в поэме Гоголя. Комедия «Ревизор».

9

4

Творчество А.Ф. Островского. Русская литература 2 половины 19 века. А.Н.Островский. Драма «Гроза». Жанр «драма», его отличие от жанра трагедии. Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве».Творчество И.А. Гончарова. «Календарный» роман Гончарова И.А. «Обломов».

10

4

Творчество И.А. Тургенева. Жанровые разновидности русского романа: Тургенев И.С. Роман «Отцы и дети» -роман-диспут, роман-полемика.

11

4

Поэзия Н. А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.И. Фет Лирические пейзажи А.А. Фета и философская лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворения Некрасова Н. А. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности художественного текста: авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.а

12

4

Творчество Н.С. Лескова и М.Е. Салтыкова-Щедрина

13

4

Творчество Ф.М. Достоевского Лирические пейзажи А.А. Фета и философская лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворения Некрасова Н. А. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности художественного текста: авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.

14

4

Творчество Л.Н. Толстого. «Война и мир». Роман-эпопея. Авторский замысел, тема и идея, проблематика, композиционное строение, система художественных образов романа. Философско-религиозные идеи Толстого. Авторская позиция.

15

4

Творчество А.П. Чехова

16

4

Поэзия начала ХХ века Серебряный век русской литературы. Русская поэзия конца 19 - начала 20 века: Основные поэтические течения. А.А. Блок, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам. С.А. Есенин, В.В. Маяковский. Б.Л. Пастернак.

17

4

Русская литература рубежа 19-20 веков. И.А. Бунин «Господин из Сан Франциско».. А.П. Чехов «Ионыч». А.М. Горький «Старуха Изергиль».

18

4

Русская драматургия рубежа 19-20 веков. Комедия А.П. Чехова «Вишневый сад» и драма А.М. Горького «На дне».

19

4

Творчество М.А. Шолохова. Роман «Тихий Дон»

20

4

Творчество М.А. Булгакова

21

4

Творчество Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова, А.И. Солженицына

22

4

Поэзия второй половины ХХ в.

23

4

Проза второй половины ХХ в.

24

4

Обзорное повторение.

2. Зинин С.А. ЕГЭ. Сведения о теории и истории литературы. – М., «Астрель», 2011.

3. Коровин В.И. Русская литература 19 века. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 частях. М., «Просвещение», 2006.

4. Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник.Ч. 1, 2. 10 кл. М., «Дрофа», 2005.

5. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 в. 10 кл. В 2 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2006.

6. Литература. Учебник под ред. Г.А. Обернихиной. М., «Академия», 2008.

7. Родин И.О. Сочинения: 10-11 класс, М., 2007.

8. Родин И.О. Сочинения для абитуриентов и школьников. Анализ лирического произведения. М., «Астрель», 2007.

9. Русская литература 19 в. Под ред. Г.Н. Ионина. Ч. 1, 2. 10 кл. М., «Мнемозина», 2011.

10. Русская литература 19 в. Под ред. Ю.И. Лыссого. Учебник-практикум. М., «Мнемозина», 2005.

11. Русская литература 20 века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Журавлёва В.П., 2 части, «Просвещение», 2012.

12. Словарь литературных терминов.

13. Типовые варианты заданий по литературе (ЕГЭ). Федеральный институт педагогических измерений. М., «Астрель», 2010, 2011, 2012.

Здравствуй, уважаемый посетитель нашего сайта. Вы находитесь на странице, на которой представлены ссылки, ведущие на материалы подготовки к ЕГЭ по литературе онлайн . А что делать, если я только что определился с тем, что буду сдавать ЕГЭ по литературе? С чего мне начать? Для этого мы написали Вам основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе, основные этапы - в экстренных случаях, когда до экзамена остается не так много времени, а если у вас его еще хватает, то тогда предлагаем вам детальный план подготовки на протяжении учебного года.

Что мы для Вас предлагаем:

1. Вся необходимая теория литературы (теория изложена самым наглядным способом: таблицами и схемами, так что изучение литературы пройдет гораздо интереснее, а ранее плохо запоминающиеся термины и понятия запомнятся вам быстрее).

2. Словарь литературных терминов (он включает в себя все самые распространенные термины теории литературы).

Все необходимые литературные термины в формате.doc

3. Биографии писателей (биографии писателей для подготовки к ЕГЭ по литературе знать просто обязательно, так как в заданиях части С, где необходим анализ литературного произведения, зачастую нужно использовать и факты биографии того или иного писателя, чтобы как можно глубже раскрыть тему и идею)

4. Тесты ЕГЭ по литературе онлайн (мы также предоставляем Вам уникальную возможность прорешать большое количество онлайн тестов прямо на сайте, всё это бесплатно. По зарегистрированным пользователям ведется детальная статистика, поэтому просим пройти быструю регистрацию. В случае споров и вопросов можно быстро решить любой вопрос.).

5. Сочинения С5 на отлично. Дабы не смущать вас нашими сочинениями по литературе, они, несомненно, хороши, но мы подобрали для вас сочинения С5, написанные непосредственно по критериям. Представленные сочинения оценены максимальным количеством баллов!

6. Анализ сочинений С5 с комментарием экзаменатора, подробный анализ работ, взятых с ЕГЭ по литературе. Описываются действия экзаменатора, в каком порядке проверяется работа и на что уделяется внимание, как выставляются баллы по критериям.

7. Библиотека (которая включает в себя все необходимые произведения с краткими комментариями непосредственно о произведении, героях, затронутых темах и другую полезную информацию)

8. Цитаты из книг (зачем они? Да все просто, времени на то, чтобы заново прочитать какое-либо произведение зачастую не хватает, поэтому, прочитав подборку цитат к произведению, Вы сможете закрыть некоторые свои пробелы по тому или иному произведению. Но мы Вам все-таки рекомендуем прочитывать все произведения полностью.)

9. Задания части С и В, которые разбиты по авторам.

10. Полезные сайты мы всегда рады сотрудничеству. Если вы хотите обменяться ссылками, то пишите сюда [email protected]

11. Книги для подготовки к ЕГЭ по литературе (Купить на OZON.ru )

Все материалы публиковались с одной лишь целью: помочь выпускникам сдать ЕГЭ по литературе как можно лучше, а может и на все 100 баллов. Мы даем Вам эту возможность, и очень надеемся, что этой возможностью вы воспользуетесь сполна. Так что, не теряйте время, а готовьтесь уже сейчас.

Понравился проект? Поддержи нас!

Мы люди, поэтому нам свойственно совершать ошибки, и мы в этом плане не исключение. Просим Вас, дорогие друзья, сообщать нам о замеченных ошибках как можно скорее.

Share

Распечатать

Основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе

Подготовка к ЕГЭ по литературе для одних - занятие более чем простое, для других - настоящая мука. Кто-то занимается литературой в школе должным образом, кому-то достался не совсем требовательный педагог, а кто-то просто лентяй - для всех подготовка к ЕГЭ будет разной. И если не любить литературу, то хорошо к ней подготовиться и сдать практически невозможно. Как сделать процесс подготовки максимально качественным и удобным расскажет эта статья. Кроме того, у многих возникают вопросы: «С чего начать?» или «Смогу ли я подготовиться к литературе за оставшееся время?» Ведь объем материала для изучения довольно велик. Давайте определимся с некоторыми важными моментами в подготовке к экзамену по литературе.

Этапы подготовки к ЕГЭ по литературе :

1. Этап первый (самый важный). Мы смотрим список произведений, который необходимо прочитать, задания составляются из этих произведений, из других на реальном экзамене Вам ничего не попадётся, будьте уверены. Львиная доля текстов должна быть прочитана за последние пять лет, а это значит, что Вам лишь необходимо будет перечитать только то, что было подзабыто. Ах, да, обязательно ознакомьтесь с разделом самые популярные вопросы.

2. Этап второй. Внимательно изучаем требования к экзамену, они даются нам в кодификаторе. Изучаем структуру экзамена, критерии, по которым тебя будут оценивать, нам может показаться, что теории, которую необходимо знать - много, но это не так.

3. Третий этап вытекает из второго. Подходим к теории литературы. На нашем сайте она представлена практически полностью. Там нет ничего сложного, зазубривать сложные формулы, которые есть в математике или физике, нам не нужно. Порой достаточно научиться отличать одно от другого, чтобы решить большую часть заданий из части В.

4. Этап четвертый (основной). Мы подходим к части С. Вновь возвращаемся к критериям (С1-С3, С2-С4, С5). Начинаем «отогревать застывшие чернила нашего пера». Пишем. Пишем. Критерии понятие не условное, а очень нужное, это то, чему нужно подчиняться в ходе всей работы над сочинением и вашим кратким ответом на задания С1-С4. В ходе этого этапа Вы и повторите все прочитанные произведения, теорию литературы (в критериях отдельным пунктом прописано использование теории в работе), научитесь сравнивать произведения, анализировать их.

Часть В должна прорабатываться самостоятельно . С частью С дела обстоят несколько иначе, здесь вмешивается и субъективный фактор, потому что, читая сами себя, мы невольно можем думать, что то, что нами написано есть хорошо. И нам нужен учитель, который бы трезво оценивал всю вашу писанину, давал советы, разбирал ваши ошибки, говорил Вам над чем нужно поработать и т.д. Настоятельно советую почитать методические рекомендации.

И вновь хочется повторить – чем больше пишем, тем лучше должен стать наш результат. Вы должны наладить связь со своим учителем, если нет возможности обратиться к услугам репетитора (ваш автор не рекомендует пользоваться их услугами). Но тут опять всё зависит от того, кто с Вами будет работать. Решать к кому обращаться – это сугубо личное дело каждого из Вас. А если у Вас есть друг или подруга, разбирающиеся в литературе, то почему бы не обратиться к ним за помощью?

Мы выделили 4 этапа подготовки к экзамену по литературе. Вполне возможно, что у вас стратегия иная; кому как удобнее, тот так и поступает. Грамотно распределив время, можно подойти к экзамену во всё оружие. Дело за Вами, друзья.

Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2013 году:

Екатерина Рожкова

Безусловно, могу сказать, что своим высоким результатом я обязана, в первую очередь, своему преподавателю: ни одно написанное сочинение и ни один подробный пересказ не прошли даром. Но какой бы ни был замечательный педагог, нельзя забывать о самоподготовке.

Во-первых, все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте. Анализы я конспектировала строго по тому же списку, начиная со «Слова…» и заканчивая прозой, поэзией и драматургией второй половины ХХ века. Для анализа выбирала такие ключевые моменты, как год написания, история создания (при наличии), сюжет (у достаточно крупных прозаических произведений), композиция, проблематика, жанр и т.д. Та же процедура со стихотворениями. Стихотворения к экзамену тоже не заучивала, надеялась на багаж, приобретённый за годы обучения. К тому же сказывалась нехватка времени, ведь готовиться я начала только за два месяца до ЕГЭ, поэтому всем, кто собирается сдавать литературу, советую не затягивать, а начинать подготовку хотя бы со второго полугодия, ведь объём информации, которую необходимо знать, очень большой, тем более, если вы чувствуете, что пробелы имеются.
Во-вторых, очень важна теория. Все термины и понятия нужно знать и уметь различать. В повторении теории также помог данный сайт. Даже такие тонкости, как разница между рифмой и рифмовкой или системы стихосложения, были разъяснены доступным языком.
И в-третьих, тренировка с тестами и сочинениями. Здесь же можно найти обширный банк тестовых заданий и заданий уровня С. Так же для подготовки рекомендую книгу «100 дней до экзамена. Экспресс-подготовка».
К репетитору я не ездила и в последние дни перед экзаменом ходила на консультации к своему педагогу. Мы разбирали прозу и поэзию второй половины ХХ века, так как в школьном курсе она почти не даётся.

Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по следующим темам «Человек и природа в русской литературе; тема дуэли в русской литературе; образ города в русской литературе; мотив сна в русской литературе; тема отечественной истории в русской литературе.» Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по следующим темам "Тема "отцов и детей" в русской литературе; тема творчества в русской литературе; человек и война в русской литературе; сатирические образы в русской литературе." Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

Целевая аудитория: для 11 класса

Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по теме "Типы проблемных героев в русской литературе". Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Литературные роды. Жанры литературы" будет полезна выпускникам, готовящимся к экзамену по предмету, а также учителям, преподающим в 9-11 классах. В работе содержатся следующие материалы:
- определения литературных родов
- определения жанров
- тренировочные работы по определению жанров литературного произведения.

Целевая аудитория: для 11 класса

Контрольно-диагностическая работа по литературе для учащихся 11 класса состоит из 2 частей. Часть 1 включает в себя 15 вопросов(А1-А15) с выбором ответа, часть 2 состоит из 5 вопросов, на которые необходимо дать краткие ответы. Также в конце работы представлены ключи (правильные ответы). Данный вид работы может проводиться в конце 11 класса как итоговая заключительная контрольная по литературе.

Типовые тестовые задания по литературе содержат 10 вариантов заданий II части (анализ лирического произведения), составленных в соответствии с требованиями Единого государственного экзамена в 2011 году. Предложенные варианты заданий ранее нигде не публиковались. В пособии даны ответы на все варианты тестов.
Пособие предназначено учителям-словесникам для подготовки учащихся к экзамену в формате ЕГЭ, а также старшеклассникам и абитуриентам - для самоподготовки и самопроверки.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса