Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пивная "Гамбринус" из одноименного рассказа А.И. Куприна

Рассказ «Гамбринус» - одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. Это мощный гимн интернационализму. Куприн всей душой отрицал национальную рознь. В своей жизни писатель общался с людьми самого разного происхождения - и со всеми находил общий язык. Особенно ему был ненавистен антисемитизм, который в дореволюционной России сопровождался волнами страшных еврейских погромов.

Погромы вспыхивали при всех общественных потрясениях. Так гнев и возмущение народа своей тяжелой, беспросветной жизнью царская «охранка» переводила в удобное для правительства русло.

Действие рассказа происходит в большом портовом городе. Хотя он и не назван, но многие сразу узнают в нем Одессу, где и сейчас есть пивная «Гамбринус».

Главный герой - скрипач Сашка, еврей, сирота, не имеющий никакого образования. Этот человек обладает настоящим даром, - прекрасной музыкальной памятью и слухом. Он обладает и композиторскими способностями, сочиняет пьесы, основанные на народных еврейских мелодиях. Реализовать свой талант он может, только играя в пивной.

Музыка трогает самые простые и грубые сердца: рыбаков, матросов, воров. Сашка завоевал любовь всех, кто только заходит в Гамбринус. Это человек, в котором сочетаются вековая грусть еврейского народа, артистизм, остроумие.

Музыкант отличается смелостью: он отчаянно спорит с прислужником царской охранки, защищая свои убеждения и достоинство.

К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. Одни видели в нем гордый “град Петров”, другие - проклятый город, случайно возникший над водной бездной наперекор стихии и разуму. А. С. Пушкин одним из первых показал противоречивый облик Петербурга, “города пышного, города бедного”. В поэме “Медный всадниксеверная столица, ставшая памятником дерзновенным замыс

В чем смысл жизни Жизнь - это бесконечный циклический процесс, принятие было, есть и будет. Но некоторые люди ассоциируют это слово со словом "существование". С одной стороны, это целесообразно, а с другой - нет! Есть даже такой философский выражение: "Надо жить, а не существовать!" Само слово "существование" у большинства людей ассоциируется с чем-то искусственным, неживым. Например, существовать может устройство, здание и т.д. А "жизнь" тяготеет больше к существ, то такое чистое и красивое, многогранное, неповторимое. Мы будем рассматривать смысл человеческой жизни. Кто сказал, что надо про

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был основоположником русской реалистической литературы. Своей поэзией он раскрывает в людях все лучшее, что в них есть и заставляет их забыть о мелочах и заботах жизни. Но постичь весь смысл его мыслей и чувств невозможно. В своих стихотворениях поэт выделяет все самые лучшие черты русского характера. А.С.Пушкина всегда интересовало историческое прошлое родины. В «Песне о вещем Олеге» описывается историческое событие, определенная эпоха. Стихотворение было написано в 1822г., в нем автор описывает смерть великого русского князя, прославившегося св

Сочинение 7 класс.1 вариант.Для чего нужна литература? Какие цели ставят перед собой авторы, создавая свои произведения? Ответ прост и очевиден - писатели стремятся пробудить в душах читателей человеческие чувства, любовь к прекрасному, умение ценить настоящие жизненные ценности. Именно таким целям служит и рассказ Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади», в котором с первых строк ощущается трепетная любовь писателя к родной природе, ко всему безмерному миру «пахучих трав, стрекоз и бабочек».Повествуя о радужном прошлом лошадей, автор заставляет нас проникнуться глубокой искренней

Ю.В.Берёзкина

учитель русского языка и литературы НП ДВОК «Пенаты»

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Цель: проанализировать содержание произведения, выявить авторскую позицию и способы её выражения.

Методический приём: аналитическая беседа с элементами продвинутой лекции.

Оборудование и наглядность: аудиозапись скрипичной музыки (попурри из различных мелодий).

Термины: рассказ, очерк, повесть, рассказ-очерк.

Ход урока.

На доске эпиграф (слова из «Гамбринуса»): «Человека можно искалечить, но искусство всё претерпит, всё победит».

1 .На прошлом уроке мы начали говорить о творчестве Куприна. Сегодня мы продолжим разговор об особенностях его творчества и мироощущения на примере произведения «Гамбринус». По ходу урока мы должны будем использовать план анализа художественного произведения и делать записи в тетрадях по каждому пункту плана (см. приложение).

Дома вы прочитали произведение. Задача первого этапа нашей работы – определить жанр произведения. Для этого вам предстоит поработать с теоретическим материалом в паре. Ответьте на вопрос: к какому жанру вы отнесли бы это произведение? Свой ответ аргументируйте, записав его в тетрадь (текст статьи и образец таблицы можно увидеть в приложении к конспекту урока). Учащимся выдаётся текст о жанрах эпических произведений. На работу отводится 5 -6 минут.

На доске записываются возможные варианты ответа: рассказ, повесть, очерк.

Рассказ «Гамбринус» был написан в 1907 году. Это рассказ-очерк. Здесь очерковая точность описаний соединяется с художественным вымыслом. Писатель стремится придать произведению характер истории, случившейся в действительности.

Существовавший в Одессе кабачок «Гамбринус» привлёк Куприна пёстрым составом своих посетителей: портовых рабочих, рыбаков, моряков, контрабандистов. Кипучей натуре писателя была близка по духу среда людей, чья жизнь резко выходила за рамки мещанского уклада жизни. Автор не указывает точно место действия, но пивная изображена достаточно детально.

Были ли вы правы в своих суждениях о жанре произведения?

2.Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа.

На доске выписываем предположения учащихся.

Легко догадаться по эпиграфу урока, что главная тема произведения – тема искусства. Это тема стала оной из главных тем русской литературы после 1825 года, в эпоху, последовавшую сразу после разгрома декабристского восстания. Быстро созревший романтизм буквально приковал внимание к проблеме искусства. Романтики той эпохи ставили искусство выше политики, науки, философии, морали,а иногда и религии, традиционно занимавшей на ценностной шкале человеческого сознания самую верхнюю ступень. Искусство было признано силой, способной открыть человечеству путь к высшей истине, стать главным источником человеческих идеалов и реально преобразить самого человека и весь окружающий мир.

3. Образ Сашки. Аналитическая беседа.

Сначала каждый учащийся записывает в тетрадь 5 слов, которые, по его мнению, характеризуют главного героя.

Вопросы и задания для беседы.

  1. Найдите описание внешности Сашки.
  2. Какую музыку и на каком инструменте играл Сашка?
  3. Почему мадам Иванова всегда просила сыграть Сашку что-нибудь своё?
  4. За что посетители кабачка любят Сашку?
  5. Как Сашка относится к посетителям кабачка?
  6. Почему Сашка с собой всегда приводил Белочку?
  7. Меняется ли кабачок после ухода Сашки на фронт?
  8. Как воспринимают посетители «Гамбринуса» возвращение Сашки через два года?
  9. Почему котельщик хранил и не пропил скрипку?
  10. Как понять выражение « небоязнь боязни», которое автор выделяет курсивом и которым объясняет поведение Сашки во время погрома?
  11. Почему замахнувшегося на Сашку погромщика останавливают?
  12. Почему каменщик убивает Белочку?
  13. Почему Сашка ведёт себя с сыщиками независимо?
  14. Почему опытные люди беспокоятся о судьбе Сашки меньше, чем в первый раз и забывают его быстрее?
  15. Как воспринимают в кабачке возвращение Сашки с перебитой рукой?

После беседы каждый учащийся составляет в тетради синквейн «Сашка» (2 прилагательных, 3 глагола, фраза, междометие).Слушаем получившиеся синквейны.

4.Определяем проблему и идею произведения. Как они показаны у Куприна?

Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том. Какую роль в жизни человека играет искусство, рисуя взаимоотношения посетителей кабачка и Сашки. Мелодии Сашки позволяют проявить завсегдатаям пивной лучшие качества души. Они любят Сашку за то, что он такой же бедняк, как и они, но является при этом сильной личностью, обладает душой (скрипка-душа), способностью сострадать, чувствовать. Его талант- дар Божий. Искусство бессмертно, как душа народа. Сашка, его музыка воплощают, воспитывают и возрождают светлую сторону народной души. Сашкино искусство бессмертно.

Потеряв единственное близкое ему существо – собачку Белочку, с искалеченной рукой, худой и бледный, с гримасничающим лицом и кроткими глазами. Он сохраняет своё искусство, человеческое достоинство и душу. Он снова в «Гамбринусе», он снова играет для людей. Музыка, как душа народа, бессмертна (звучит скрипичная мелодия).

Здесь можно акцентировать внимание на такой детали, как скрипка. Почему скрипка? Провести параллели со стихотворением Маяковского «Скрипка и немножко нервно». Уделить внимание эпизоду с профессором.

На дом можно предложить написать эссе «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит» или «Игра Сашки: клоунада или искусство?», используя факты истории.

Приложение.

1 Таблица, которую заполняют учащиеся по ходу урока.

Элементы анализа

Мои мысли

Лекция

жанр


В русской литературе затрагиваются многие проблемы. Когда вспоминаешь тему творчества, общественности или взаимоотношения людей, то первым вспоминается рассказ А.И Куприна «Гамбринус» и его главный герой - скрипач Сашка, еврейской национальности. Сашка взошел в этот мир, чтобы радовать людей своим талантом – игрой на скрипке. Он всю жизнь посвятил искусству, любимому делу.

Он знал абсолютно все песни разных народов, не было ни одной, которой бы он не знал наизусть. Тем самым, Саша заставил людей радоваться жизни, забывать обо всех проблемах и плясать под его прекрасные песни. Публика, включавшая в себя людей разных национальностей, очень полюбила Сашку. Даже люди разных стран танцевали под гимны чужих народов. Как мне кажется, А. Куприн призывает всех к интернационализму, пропагандирую равенство всех людей и дружбу наций.

В этом произведении автор противопоставляет Внешние качества с внутренними. "маленький, плешивый, человечек с наружностью облезлой обезьяны неопределенных лет".Но Сашку при этом все уважали из-за его великого мастерства и внутренних, добрых и приятных качеств человека.

Куприн так же и не оставил в тени вечную тему искусства, заявив: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит» - такими словами завершается произведение «Гамбринус»

Обновлено: 2014-10-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение

Рассказ «Гамбринус» - одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. Это мощный гимн интернационализму. Куприн всей душой отрицал национальную рознь. В своей жизни писатель общался с людьми самого разного происхождения - и со всеми находил общий язык. Особенно ему был ненавистен антисемитизм, который в дореволюционной России сопровождался волнами страшных еврейских погромов.

Погромы вспыхивали при всех общественных потрясениях. Так гнев и возмущение народа своей тяжелой, беспросветной жизнью царская «охранка» переводила в удобное для правительства русло.

Действие рассказа происходит в большом портовом городе. Хотя он и не назван, но многие сразу узнают в нем Одессу, где и сейчас есть пивная «Гамбринус».

Главный герой - скрипач Сашка, еврей, сирота, не имеющий никакого образования. Этот человек обладает настоящим даром, - прекрасной музыкальной памятью и слухом. Он обладает и композиторскими способностями, сочиняет пьесы, основанные на народных еврейских мелодиях. Реализовать свой талант он может, только играя в пивной.

Музыка трогает самые простые и грубые сердца: рыбаков, матросов, воров. Сашка завоевал любовь всех, кто только заходит в Гамбринус. Это человек, в котором сочетаются вековая грусть еврейского народа, артистизм, остроумие.

Музыкант отличается смелостью: он отчаянно спорит с прислужником царской охранки, защищая свои убеждения и достоинство.


Обучающиеся работают в группах.

1 группа : роль музыки в рассказе (почему музыка трогает самые простые и грубые сердца рыбаков, матросов, воров) – найти объяснение в тексте, найти ключевые цитаты в тексте, рисунок Сашки.

Ответ: Цель автора - подчеркнуть душевную красоту героя, показать, что внешность не главное в человеке, а главное - его душа. Прототип Сашки - скрипач Александр Певзнер - был известен и любим в Одессе, но после появления рассказа слава его стала достоянием всей читающей России.

Похороны Александра Певзнера потом описал Константин Паустовский во "Времени больших ожиданий", чем поддержал и литературную легенду и реальную память об одесском скрипаче.

Далеко не все музыканты Одессы сподобились такой славы, как, впрочем, и пивные, кабачки, рестораны, кафе.

3 группа : В чём принципиальное отличие Сашки от романтических героев изученных нами произведений, от неоромантических героев М.Горького? С кем из героев «Портрета» Н.В.Гоголя можно сравнить Сашку? Рисунок Сашки.

Ответ: Герои романтических произведений XIX века были обречены на вольное или невольное одиночество. У М.Горького к одиночеству героев ведёт индивидуализм, неистовая жажда воли, свободы любой ценой. В рассказе «Гамбринус» автор переосмысливает романтические традиции. Его герой Сашка находится в гуще людей, радует их своим искусством. Талант Сашки незамысловат, но нужен людям. Он отличается как от возвышенного, слишком далёкого от простого человека, с точки зрения писателя, искусства положительных героев «Портрета», так и от продажно-угодливой живописи Чарткова повести Н. В. Гоголя «Портрет».

4 группа : Какую проблему затрагивает идея сюжета рассказа? Рисунок Сашки. Ответ : Идея сюжета произведения затрагивает вечную пробему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено А. И. Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества. В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии.

5 группа : Можно ли говорить о писателе как о журналисте? Какова его гражданская позиция? Каково его отношение к герою? Образ собаки Белочки. Рисунок Сашки.

Ответ : Чуть ли не с публицистической точностью А. И. Куприн описывает акты вандализма черносотенцев: «Они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой». Уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста.

Гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом эпизоде с контрастной выразительностью неореализма А. И. Куприн показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий. Свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как «Бред» и «Обида».

6 группа : Провести параллель: еврейские погромы в дореволюционной России (исторический контекст и текст данного произведения) – определение связей, рисунок Сашки.

Обучающийся даёт историческую справку, другой читает из текста: «Жи-ид! Бей жида! В кррровь!»

«Каменщик поймал собаку за задние ноги, высоко поднял, ударил головой о плиты тротуара и побежал. На сапоги Сашки брызнул мозг из Белочкиной головы, Сашка отёр пятно платком».

«Какие-то разнузданные люди в маньчжурских папахах, с георгиевскими лентами в петлицах курток, ходили по ресторанам и с настойчивой развязностью требовали народного гимна и следили за тем, чтобы все вставали. Они вламывались в частные квартиры…».
Обучающиеся от каждой группы вешают рисунки с изображением Сашки на доску.

2 группа делает вывод о судьбе Сашки: его забрали в солдаты, на войну. Вернувшись домой, Сашка опять радовал всех своей игрой на скрипке. Но его неожиданно избили без всякой причины, забрали в «Бульварный участок по политическому».

Долгое время Сашку считали похороненным, но через некоторое время увидели «воскресшего музыканта», у которого «левая рука была приворочена локтем к боку, а пальцы торчали навсегда около подбородка». Он стал жертвой еврейских погромов.

На доске – рисунки с изображением Сашки. Каждая группа справилась с поставленной задачей (за выполненный рисунок – 2 балла).

Герой уже не мог играть: его искалечили, но музыка Сашки вечна, так как она ведёт за собою мир, добро и свет.

В память о Сашке звучит музыка как гимн мира, музыка, которую играл сам герой рассказа. Это гимн сплочению людей, единению, духовной силе, несмотря на разные расовые отличия.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса