Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Определение лирический. Что такое Лирика? Определение

Бурное развитие информационных технологий имеет свои негативные стороны. Гуманитарные науки оказываются незаслуженно забытыми, а ведь их название происходит от латинского слова humanus - «человеческий».

Далеко не каждый уверенный пользователь сети Интернет сможет дать внятный ответ на простой хрестоматийный вопрос: «Что такое лирика?».

Слово лирика происходит от названия музыкального инструмента - лиры. Лирика берет свое начало в глубокой древности, когда под звуки лиры сочинялись и исполнялись песни и стихи. Лирическим называют произведение, основанное на личных чувствах и настроениях автора.

Сегодня термин «лирика» широко используется в литературе и музыке. В разговорной речи под этим словом подразумевается эмоциональная сфера, противоположная практическим мыслям и действиям (пример: «оставим лирику, перейдем к делу»).

Словарь Ожегова классифицирует лирику как род литературных произведений, выражающих чувства и переживания. В словаре Ушакова формулировка несколько иная: там лирика описана как вид поэзии, выражающий личные настроения и переживания поэта. Существует множество изящных формулировок, но суть у них одна: лирика основывается на человеческих чувствах и переживаниях.


Лирика подразумевает искренность и откровенность, открытость чувств и эмоциональную утонченность. Основными лирическими жанрами являются стихотворение, романс и элегия. На первый взгляд эти поэтические жанры не пользуются сегодня высокой востребованностью, но на самом деле это не совсем так.

Лирическая поэзия широко используется, например, в текстах песен; многие популярные хиты по своей сути являются именно лирическими произведениями. Если вы припомните свои любимые песни, среди них наверняка найдется несколько образцов песенной лирики. Кстати, в музыкальной терминологии слово «лирика» тоже используется.

К лирике относится род музыкальных произведений, где преобладает эмоциональная составляющая. Лирическими могут быть произведения самых разных музыкальных жанров, важно, чтобы они вызывали у слушателя интенсивное сопереживание на глубинном эмоциональном уровне.

Лирическая составляющая играет важную роль во многих классических музыкальных произведениях, в наши дни музыкальная лирика широко используется в таких жанрах, как джаз, блюз, ритм-н-блюз, шансон, городской романс, авторская песня, а также в электронной и .


Хорошую лирическую музыку можно понять без слов, слушатель воспринимает заложенные в нее чувства независимо от языка, на котором говорит и думает написавший ее композитор.

Древнейшими лирическими произведениями, дошедшими до наших времен, являются библейские тексты - Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Песнь Песней, приписываемая царю Соломону, представляет собой полноценный образец лирико-драматической поэмы. Пропитанные глубоким религиозным чувством Псалмы стали основой христианской лирики и были переведены на все современные европейские языки.

Но настоящий расцвет лирической литературы наступил лишь в XIX веке. Яркий след в развитии лирики оставили такие выдающиеся мастера слова, как Байрон, Перси Шелли, Виктор Гюго, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И.А. Бунин, А. К. Толстой. Всемирную известность получила лирика , которая до сих пор является классическим эталоном лирической русской поэзии.

Приведем конкретные примеры лирических литературных произведений.

А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Деревня», «Я вас любил», «Пророк», «Поэту», «К морю», «Я помню чудное мгновенье».

Н. А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Элегия», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей».

Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное», «Я встретил вас», «Умом Россию не понять», «Осенний вечер», «Тени сизые сместились».


Классикой музыкальной лирики являются «Лунная» соната Бетховена, «Сказки венского леса» Штрауса, «Реквием» Моцарта.

Из современных примеров наиболее известными являются рок-баллады таких групп, как Scorpions и Guns N’ Roses.

В переводе с греческого языка это слово обозначает музыкальный инструмент - лиру. Это связано с тем, что в античном мире поэты свои стихотворения пели под звуки лиры, а не читали. Изображать их тоже было принято с этим инструментом.

Чтобы лучше понять, что такое лирика, нужно сравнить ее с еще двумя драмой и в отличие от нее, повествует о жизни человека, о событиях, происходящих с ним. Драма отражает жизнь в переживаниях и поступках героя, то есть в действии, показанном в произведении. Лирика же изображает мысли, чувства и волнения героя не все, а только те, что вызваны конкретными обстоятельствами жизни. Она раскрывает его внутренний мир и тем самым позволяет читателю представить, какие обстоятельства вызвали переживания, которые описываются автором.

Несмотря на лаконичность, краткость стихотворных произведений, им присущи все черты образного, художественного отображения жизни: элемент вымысла, обобщенность, индивидуализированность, воспитательное значение. Это тоже помогает разобраться более детально в том, что такое лирика. Обобщенность стихотворений проявляется в стремлении передать в переживаниях одного лирического героя переживания, общие для многих, типические. Индивидуализированность проявляется передачей настоящих, живых чувств отдельно взятого человека. Элемент вымысла присутствует в передаче поэтом переживаний, свойственных историческому периоду, в который он живет, его эпохе. Воспитательное значение стихотворных произведений заключается в изображении переживаний, отражающих жизнь в свете царящей идеологии.

Таким образом, в полной мере понять, что такое лирика, оценить ее значение помогает героя в произведении. Как правило, он возникает в представлении читателя после ознакомления не с одним, а с целым рядом стихотворений одного поэта, а еще лучше - со всем его творчеством.

Рассуждая о том, что такое лирика, невозможно не упомянуть о ее характерной особенности - стихотворной форме. Это обязательный признак любого ее вида. Лирические произведения, облаченные в стихотворную форму, прекрасно передают всевозможные оттенки человеческой речи, ее насыщенность чувствами.

Виды лирики выделяются по принципу, лежащему в основе их классификации. Так, по содержанию стихотворного произведения различают лирику пейзажную, любовную, философскую и др.

Кроме того, с древних времен выделяют следующие виды данного литературного рода: народная песня, элегия, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

Например, мадригал. Изначально он представлял собой песенку пастушка идиллического содержания, но постепенно перерос в стихотворение, в котором в шутливом тоне дается преувеличенно положительная характеристика той особы, к которой обращается автор. Поэты конца 18 - начала 19 века еще сочиняли мадригалы, отступая при этом от формы, принятой в старину.

На пастораль или идиллию похож такой вид поэзии, как эклога. Чаще всего стихотворение писалось в виде небольших диалогов. Нередко оно ставилось на сцене в сопровождении подходящей музыки и танцев.

Элегии - это стихотворения, полные грусти. Они встречаются в лирике Западной Европы и России до начала 19 века. Их писали М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский.

Среди различных видов сатирической поэзии выделяется эпиграмма. В небольшом стихотворении содержится злое высмеивание какой-то особы. Хотя изначально этим словом древние греки называли надпись на пьедестале, статуе, посуде и на храме. Написание эпиграмм распространено и у современных поэтов.

Такие же названия эти виды лирики имеют и в литературе Древней Греции.

В последнее время все большее распространение получает наркотик Лирика. Этот препарат можно свободно купить почти в любой аптеке, и представляет он собой средство для устранения нейропатической боли.

Как хорошее обезболивающее, Лирика стала популярна в наркологии, а далее, из сферы врачей вышла и на улицы – к наркоманам.

Так что же такое Лирика? Какой вред и последствия несет употребление этого, так называемого, "аптечного" наркотика? Итак...

Лирика: наркотик, в котором нет ничего лирического.

Наркотическая зависимость - это страшная и разрушительная болезнь, которая постоянно обретает новые формы. И с каждым разом наркоманы находят новые способы одурманивания. Все чаще для получения наркотического "кайфа" используются так называемые "аптечные наркотики". Это лекарственные средства, применение которых изначально предполагалось с совершенно другими целями, нежели для получения наркотического опьянения. Не так давно, широкое применение в наркоманской среде получил препарат под названием "Лирика".

Видео: «Лирическое» настроение доступно всем

Наркотик лирика - это не что иное, как лекарство, применяемое для борьбы с болью и судорогами. Если быть точным, Прегабалин, он же Лирика (Lyrica) - это противоэпилептич еское средство. Является сильным обезболивающим.

Лирика применяется в наркологии для снятия ломок во время абстинентного синдрома и является вспомогательным компонентом в программе лечения. Однако, снимая симптомы ломки, применение Лирики даже в лекарственных дозах ведет к привыканию.

Как и любой наркотик, Лирика вызывает зависимость.

Широкое распространение наркотик Лирика получил благодаря тому, что препарат можно приобрести в многих аптеках без рецепта. И это несмотря на то, что с 1 июня 2012 года был принят закон, и безрецептурный отпуск препарата был запрещен. Однако, недобросовестные продавцы, в погоне за легкими наркоденьгами - закрывают глаза на этот запрет, в ряде случаев торгуя смертью даже "под крышей" правоохранительн ых органов.

Несмотря на то, что Лирика не относится к опиоидам, ее прием вызывает примерно те же ощущения, что и героин . Возникает состояние умиротворенности, спокойствия, расслабленности и благополучия.

В последнее время "лиричные" наркоманы практикуют сочетание Алкоголь+таблетк и Лирика. Этиловый спирт усиливает наркотическое опьянение, при этом нанося здоровью наркомана многократный урон.

Признаки употребления Лирики:

  • Нетвердая, пошатывающаяся походка. Наркоману сложно удержаться на ногах.
  • Повышенное потоотделение.
  • Возбудимость.
  • Агрессия.
  • Необоснованная частая смена настроения.
  • Расширенные зрачки.

Последствия употребления Лирики:

  • Главное и основное последствие употребления Лирики - развитие стойкой наркотической зависимости .
  • Сонливость.
  • Спутанное сознание.
  • Головные боли.
  • Снижение полового влечения/либидо.
  • Тремор.
  • Ухудшение памяти.
  • Нарушение концентрации внимания.
  • Депрессия.
  • Нарушение речи.
  • Ступор.
  • Психомоторное возбуждение.
  • Миоклонические судороги и обморок.
  • Кома.
  • Смерть.

Вследствие малой изученности последствий употребления таблеток Лирика в наркотических целях, можно предположить, что это далеко не полный список последствий и "побочных действий" препарата.

Аналоги Лирики

Такие препараты, как:

  • Прегабалин Рихтер
  • Прегабалин Конан
  • Альгерика

Являются аналогами препарата с торговым названием "Лирика", и, содержащееся в них действующее вещество идентично. Называется оно прегабалин, химическая формула (S)-3-(аминомети л)-5-метилгексан овая кислота или (C8H17NO2).

Бывали случаи, когда наркоман просил у родственников или друзей принести один из перечисленных аналогов лирики, находясь на лечении. Поэтому необходимо помнить, что все это - разные коммерческие названия одного препарата.

Как бросить употреблять Лирику?

Для многих наркозависимых мучительные симптомы отказа от Лирики приводят к рецидивам. Если Вы неоднократно пробовали "слезть" с Лирики, но срывались и скатывались обратно в яму этой пагубной зависимости, если у Вас не получается бросить самостоятельно - не стоит медлить и откладывать! Обязательно обратитесь к врачу! Будь то специализированн ая частная клиника или государственный наркологический диспансер.

Обычно, в клиниках проводится лечение в два этапа:

Первым делом осуществляется детоксикация. Медицинские мероприятия по детоксикации очищают организм от наркотика и эффективно помогают снять симптомы ломки.

Далее следует реабилитационное лечение, направленное на устранение психологической зависимости от данного наркотика и на формирование у пациента принципов здорового образа жизни . Такое лечение помогает навсегда избавиться от желания вернуться к употреблению наркотиков.

Видео: лирика наркотик

Лирика (прегабалин): механизм действия

Кратко:

Лирика (от гр. lyricos - исполняемый в сопровождении лиры) - один из трех родов литературы, изображающий чувства, эмоции, переживания, размышления, навеянные жизненными впечатлениями и обстоятельствами.

Выразительность поэтической речи определяется эмоциональным содержанием лирики. В зависимости от характера переживаний, изображаемых в произведении, среди лирических жанров различают: оду, послание, сатиру, стансы, эклогу (стихотворение на тему сельской жизни), элегию, а из малых форм лирики - эпиграмму, мадригал (шуточное или любовное стихотворение), эпитафию (надпись на надгробии) и проч.

Как и другие литературные роды, лирика появилась еще в античности, приблизительно около VII в. до н. э. А самым древним видом лирики является народная песня.

Многие из перечисленных лирических жанров с течением времени становились неактуальными. Поэтому в современном литературоведении выделяют политическую, гражданскую, философскую, любовную, пейзажную лирику и проч. Например, послание А. Пушкина «В Сибирь» традиционно относят к вольнолюбивой лирике поэта, а стихотворение «Пророк» - к философской.

Лирика не всегда облекается в стихотворную форму, возможны и прозаические лирические тексты. Чаще всего их называют стихотворениями в прозе. Например, «Русский язык», «Деревня», «Черепа», «Порог» - стихотворения в прозе И. Тургенева.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Лирикой называют один из литературных родов наряду с эпосом и драмой. Но уместнее смотреть на нее как на особый тип мировосприятия, выражавшийся в разные века в разных литературных формах (в том числе в эпических и драматических). В основе лирического взгляда на мир — «переживания и страсти сердца и духа» (Гегель), «излияние восторженного сердца» (Державин), «излияние томно-горестного сердца» (Карамзин). Лирическая поэзия — «по преимуществу поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта» (Белинский). Но «в оде поэт не ничтожным событиям собственной жизни радуется... он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, мечет перуны в сопостатов» (Кюхельбекер). А в романтической лирике «лучшие стихи» — «те, которыми выражены чувства простые, общие по существу своему, но личные по впечатлениям, действовавшим на поэта» (Вяземский).

Романтизм в конце XVIIIначале XIX в. вообще принес новое понимание и слова «лирика», и идеи самовыражения. Романтики утвердили главным достоинством лирики субъективное переживание мира. Впрочем, личное переживание для романтиков сверхлично: поэт есть «вселенная в малом преломлении» (Новалис). Лирическая «единственность» вмещает такой смысл, что в подлинно лирическом тексте читатель «узнает» собственное переживание.

Лирическая точка зрения выражается по преимуществу в формах стихотворных, но проникает и в прозу, особенно там, где к этому стремится сам автор (повести Тургенева, притчи Кафки, проза Паустовского. Солоухина). Лирика обнаруживается и в произведениях, обыкновенно считающихся чисто эпическими или драматическими (трагедии Расина, пьесы Чехова). Своеобразные «индикаторы» лирического подхода к миру — любовь и природа. Понятно, не всякий пейзаж и не всякое «я люблю вас» или «я вас любил» — уже лирика, это лишь знаки лирического голоса, сигналы о возможности появления лирического самовыражения.

«Эпическое» для автора может быть «лиричным» для героя, и правомерно говорить о лирическом голосе как автора, так и персонажа (особенно это характерно для романа и романных жанров). Голос этот появляется при введении чужих лирических фрагментов (пение героями песен, чтение стихов — например, цитирование Пушкина, Лермонтова, Шиллера героями Достоевского), с помощью лирических произведений, сочиненных самими героями (стихи и песни в романах Гёте о Вильгельме Мейстере). По законам лирики могут быть оформлены письма героев, их любовные признания, их монологи о своих переживаниях.

Лирическая точка зрения появляется, когда автор (исполнитель, читатель, зритель, слушатель) испытывает особое чувствование мира, воспринимаемого сквозь призму лирически оформляемого текста. И при исполнении песни, и при сочинении стихотворения, и при заучивании чужого лирического фрагмента срабатывает механизм субъективного, данного «только мне» переживания. Потому можно говорить о лирике как о способности человека конденсировать сокровенные переживания не только в искусстве, но и в ежедневной жизни. И стихи поэта, адресованные возлюбленной, в той же мере факт его быта, что и творчества. Конечно, не всякое «моё слово» о «моём переживании» — лирика. Помимо передачи почувствованного и помысленного «только мной» — «только моими» словами необходимо соответствующее эстетическое оформление этих слов — ритмом, лексикой, стихотворным метром, рифмой, смысловыми повторами и паузами, «авторским» синтаксисом и т. д. Лирике свойственна тяга к усилению смысловой значимости каждого микроэлемента лирического сюжета; ей требуются слова, способные как можно более полноценно воссоздать его душевное состояние. Лирические высказывания стремятся стать афоризмами, заучиваются наизусть, цитируются подобно пословицам — применительно «к случаю», к определённому душевному состоянию человека. Впрочем, афористичность лирики — мнимая, потому что, как говорил Мцыри у Лермонтова, «душу можно ль рассказать?». Лирический афоризм лишь словесный знак душевного движения.

Характерны сомнения романтиков в возможностях выразить переживаемое словом: «Невыразимое подвластно ль выраженью? » (Жуковский). Потому лирические произведения, сколь бы ни были внутренне завершены, в авторском и читательском сознании существуют в каком-либо контексте, как бы пересказывая уже сказанное, переназывая названное прежде. «Очередное» лирическое выражение переживаний любви включается в контекст уже существующих лирических выражений любви; оно апеллирует не только к жизненному опыту читателя, но и к его литературной памяти. И прочтение каждого конкретного лирического фрагмента обусловлено богатством лирического «фонда», которым располагает читающий. Роль такого «фонда» велика для аудитории лирика, для него самого, отчего лирические произведения и насыщены сознательными или невольными реминисценциями. Лирика вообще чревата повторением пройденного. Опыт литературных учителей, мотивы прошлых столетий оживают в ней.

Поэтому существуют «вечные» темы, позволяющие литературоведам тематически классифицировать лирику: любовная, гражданская, философская, пейзажная... Тематическое деление заведомо условно и не способно оценить многообразия оттенков лирического подхода к миру, выработанных историей литературы. Каждая культурно-историческая среда создаёт свой вариант лирики.

Где отражается жизнь посредством мыслей, переживаний, впечатлений, которые вызваны некоторыми обстоятельствами. Все чувства и эмоции не описываются, а выражаются. Характерными особенностями лирики являются стихотворная форма, ритмичность. В центре внимания находятся глубокие душевные переживания героя.

Ученые-литературоведы считают, что лирика - это один из трех родов литературы. Существует наряду с драмой и эпосом. Каждый имеет основной признак. Эпос повествует о событиях, драма отображает события в диалогах, а лирика субъективно и эмоционально передает размышления автора.

Произошло это слово в 19 веке от латинского «лира». Позже было заимствовано в греческий, французский, английский, немецкий, итальянский языки. К нам слово «лирика» пришло из французского. Означает оно род художественной литературы или совокупность произведений, относящихся к этому роду. Лирика - это эмоциональные элементы в каком-нибудь произведении или творчестве писателя, это внутренний монолог писателя, который он ведет сам с собой.

Этот род литературы охватывает такие стихотворные жанры: романс, элегия, песня, сонет, стихотворение. Говорят, что лирика - это душа поэзии. В ее центре находится конкретный субъект - поэт, его мысли, эмоции, которые и составляют содержание произведения. Какой бы ни был диапазон тематики писателя, везде прослеживается его индивидуальная оценка в отличие от эпоса, где объективно изображается происходящее. Поэтому лирический поэт имеет риск быть неправильно истолкованным. Личная трактовка своих переживаний является позицией утверждения личности. В этом заключается ее сила и слабость одновременно. Глубина мировоззрения поэта становится решающей в создании лирического произведения. В 19-20 веках этот жанр стал подразделяться на четыре категории: гражданскую, философскую, любовную и пейзажную. В писали Дж. Байрон, Ф. Петрарка, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Блок.

Творчество художника, который создает стихи, придает его поэтическому миру неповторимый и индивидуальный облик. Этим и отличается лирика Лермонтова от лирики Пушкина, произведения Блока от творений Некрасова и т. д. Чтобы почувствовать особенности произведений различных поэтов, нужно обратиться к их биографии, истории того времени.

Лирика Пушкина проходит несколько стадий своего развития. На первые его стихи повлияла борьба литературного и поэтического языков. В лицейские годы из-под пера поэта выходят сатирические строки, пародии. Лирика этих лет посвящена дружеским отношениям, которые связывали крепкими узами юные дарования. Произведения Пушкина пронизаны идеями исторических, художественных и общественных идей. Любовная лирика стала вершиной его творчества и, кроме того, всей русской поэзии.

Эмоциональное богатство поэтического мира А. Пушкина вместило в себя все оттенки любовных чувств: от мимолетного увлечения и до мук раскаяния от вечной разлуки. Вся лирика поэта пронизана нравственными, даже если речь идет об измене и заблуждениях. Стихи автора передают человеческое чувство облагороженным, в котором нет случайных черт, но есть индивидуальность, драматизм и сила.

Воспринимать произведения любого автора нужно с усвоения его жанра, типа, стиля, размерности. Только после этого можно понять непостижимый смысл лирики. Незнание ее особенностей может привести к неправильному толкованию смысла, который вложил поэт в произведение.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса