Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нобелевская премия по литературе. Досье. Объявлен лауреат нобелевской премии по литературе

Топ-15 литературных премий, на лауреатов и номинантов которых стоит обратить свое пристальное читательское внимание. Если вы задумываетесь над тем, что почитать, загляните сюда!

1. Национальная литературная премия «Большая книга»

Премия учреждена в 2005 году и является одной из самых престижных наград, присуждаемых за произведения большой формы, опубликованные на русском языке в отчетном году.
Лауреатами премии в разные годы становились Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Леонид Юзефович, Владимир Маканин, Павел Басинский, Михаил Шишкин, Захар Прилепин.
В жюри премии около 100 человек, что обеспечивает независимость и широту экспертизы премии. Денежный фонд составляет 5.5 млн рублей, из них 3 млн — лауреату первой премии. Стать лауреатом этой премии — это не только привлечение читательского внимания к книге, но и увеличение покупательского спроса.

2. Нобелевская премия по литературе

С одной стороны, премия, учрежденная шведским инженером-химиком, изобретателем динамита и промышленником Альфредом Нобелем, является самой престижной в мире. С другой стороны, она одна из самых спорных, критикуемых и обсуждаемых премий мира. Многие критики считают премию политизированной и необъективной. Однако, как ни крути, писатель, которому она присуждается, утром просыпается знаменитым на весь мир, а продажи его книг резко возрастают.
Русские писатели получали премию пять раз: 1933 год – Бунин, 1958 год – Пастернак (отказавшийся от премии), 1965 год – Шолохов, 1970 год – Солженицын, 1987 год – Бродский.

3. Пулитцеровская премия

Одна из наиболее почётных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра, неизменно привлекающая интерес читателей всего мира.

4. Букеровская премия

По праву считается одной из самых престижных литературных премий, присуждаемых за произведение, написанное на английском языке. Салман Рушди, Ричард Флэнаган, Кадзуо Исигуро, Айрис Мёрдок, Джулиан Барнс, Кутзее, Ондатже и многие другие. Список лауреатов, начиная с 1969 года, впечатляет, некоторые из них затем становились нобелиантами по литературе.

5. Гонкуровская премия по литературе

Главная литературная премия Франции, учрежденная в 1896 году и присуждаемая с 1902 года, вручается автору лучшего романа или сборника новелл года на французском языке, но не обязательно живущему во Франции. Премиальный фонд премии — символический, однако её присуждение приносит автору славу, признание и рост продаж его книг.

Лауреатами премии становились Марсель Пруст (1919), Морис Дрюон (1948), Симона де Бовуар (1954).

6. Премия «Ясная Поляна»

Учреждена в 2003 году музеем-усадьбой Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» при поддержки компании Samsung Electronics.

Присуждается в четырех номинациях: «Современная классика», «XXI век» — лауреатом 2015 года стала «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, «Детство. Отрочество. Юность» и «Иностранная литература».

7. Премия «Просветитель»

Премия «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу на русском языке была учреждена в 2008 году основателем и Почетным президентом компании «Вымпелком» (торговая марка Билайн) Дмитрием Зиминым и Фондом некоммерческих программ «Династия» с целью привлечения внимание читателей к просветительскому жанру, поощрению авторов и созданию предпосылки для расширения рынка просветительской литературы в России.

8. Премия «Писатель года»

Национальная литературная премия «Писатель года» учреждена Российским союзом писателей с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в современную литературу. Лауреаты получают контракты на издания своих произведений, финансируемые Российским союзом писателей. Конкурсный отбор авторов осуществляется на литературном портале Проза.ру.

9. Национальная премия «Русский Букер»

Премия была учреждена в 1992 году по инициативе Британского совета в России в качестве русского аналога Букеровской премии и вручается за лучший роман на русском языке, опубликованный в отчетном году. Её лауреатами были Булат Окуджава, Людмила Улицкая, Василий Аксенов.

10. Премия «Национальный бестселлер»

Учреждена в 2001 году. Девиз премии: “Проснуться знаменитым”. «Цель премии – вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал отличающихся высокой художественностью и/или иными достоинствами прозаических произведений».
Лауреатами премии становились Леонид Юзефович, Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Виктор Пелевин.

11. Премия «НОС»

Учреждена в 2009 году Фондом Михаила Прохорова «для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке». Главная особенность премии — открытость процесса принятия решения, а именно: жюри обязано публично аргументировать выбор финалистов и победителя в рамках ток-шоу в присутствии и при участии журналистов, литераторов и культурной общественности. Кроме лауреата основной премии определяют также победителя читательского голосования.

12. Премия «КНИГУРУ»

Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества, на котором окончательное решение принимает жюри, состоящее из юных читателей в возрасте от 10 до 16 лет.

13. Премия «Дебют»

Независимая литературная премия для авторов, пишущих на русском языке и не старше 35 лет. Учреждена в 2000 году фондом «Поколение» Андрея Скоча. Координатор премии — писатель Ольга Славникова. Важно, что с лауреатом премии в каждой номинации заключается договор на издание его произведения.

14. Премия «Книга года»

Учреждена в 1999 году Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Вручается в ходе работы ММКВЯ в девяти номинациях.

15. Международная детская литературная премия имени Владислава Крапивина

Учреждена в 2006 году Ассоциацией писателей Урала. Премия принимает произведения для детей и подростков. Важно, чтобы произведение было написано на русском языке объемом не менее 1,5 авторских листов (60 тыс. знаков с пробелами).

В некотором смысле самая престижная литературная премия. И дело вовсе не в призовом фонде: здесь как раз все просто - 1 рубль, бутылка водки и яблоко. Премия Андрея Белого существует с 1978 года и является старейшей негосударственной премией в России, у которой уже давно свой особый, самый «интеллигентский» статус.

Глеб Морев, литературовед, член комитета премии Андрея Белого в 2011 году: «Премия Андрея Белого была основана в 1978 году издателями неофициального ленинградского журнала “Часы». Премия всегда имела символическое денежное выражение - 1 рубль, что не помешало ей быстро завоевать высокий авторитет в кругу неофициальной, а потом - некоммерческой литературы, сосредоточенной на поиске нового художественного языка и противостоящей рыночной словесности как одному из видов «энтертеймента”. Среди лауреатов Премии Андрея Белого - Саша Соколов, Борис Гройс, Елена Шварц, Андрей Битов, Михаил Гаспаров, Геннадий Айги, Алексей Парщиков, Лев Рубинштейн, Эдуард Лимонов и другие классики новейшей русской культуры».

Премия «Русский Букер», ежегодно вручаемая за лучший роман на русском языке, была создана в 1991 году англичанином сэром Майклом Кейном, возглавлявшим компанию Booker Group plc - ту самую, что еще в 1969 году учредила Букеровскую премию, основную литературную премию Великобритании.

Компания Booker долгое время не имела отношения к литературе. Она была основана в Ливерпуле в 1835 году братьями Букер, которые торговали колониальными товарами. Уже в XX веке компания занялась книжным бизнесом, в частности, приобрела авторские права на произведения Яна Флеминга, Агаты Кристи и Гарольда Пинтера.

Юрий Буйда, писатель и журналист, финалист премии Русский Букер 1994 и 1998 годах: «Это была первая премия в России, за которой не стояли государственные и даже общественные организации, и в этом смысле она была воплощением духа новейшего времени. Букеровская премия самим фактом высокого денежного содержания заставила писателей и критиков сосредоточить внимание на романе, на жанре, к тому времени, казалось, отданном на поток и разграбление, размытом и даже утратившим прежний смысл. В этом был и минус: многие бросились писать романы, иные из этих сочинений попадали в списки претендентов, хотя никаких оснований для этого не было. Награждались и произведения, вообще не имевшие никакого отношения к роману. Но при этом Букер отражал в целом особенности литературного процесса - со всеми его плюсами и минусами. Букеровская премия породила множество других премий и антипремий, вызвала тьму похвал и скандалов, что полезно для маркировки литературного пространства, для привлечения читательского внимания. Не знаю, какой она станет в окружении новых премий (Большая книга, Нацбест), в условиях убыстряющейся смены вкусов, идей и пристрастий, но в истории русской литературной жизни последнего двадцатилетия Букер - как бы к нему ни относились - одно из немногих настоящих событий».

По размеру призового фонда «Большая книга» - самая крупная премия в России и вторая в мире после Нобелевской премии. Победитель получает 3 миллиона рублей, серебряные и бронзовые призеры - по 1,5 и 1 миллиону соответственно. Премия была создана в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности» и с тех пор ежегодно вручается за произведения всех прозаических жанров. Среди победителей были и художественные романы, например, «Венерин волос» Михаила Шишкина, и нон-фикшн - «Борис Пастернак» Дмитрия Быкова.

Дмитрий Данилов, писатель, финалист «Большой книги» в 2011 году: «Большая книга» - действительно большая премия, во всех смыслах. И в финансовом, и в смысле PR-эффекта, и в смысле некоей общей солидности. Побеждают обычно статусные, консенсусные фигуры, такие как Маканин, Улицкая, Юзефович. Их лауреатство не становится сенсацией и тем более скандалом. В то время как другие наши крупные премии иногда, что называется, выкидывают коленца - вспомнить хотя бы прошлогоднее решение букеровского жюри. «Большая книга» ориентирована в большей степени не на поиск и открытие новых имен, а на признание уже имеющихся литературных заслуг. Это можно рассматривать и как плюс, и как минус - смотря что конкретный человек ждет от литературной премии».

Относительно молодая премия «Дебют» была учреждена в 2000 году гуманитарным фондом «Поколение» Андрея Скоча и присуждается авторам моложе 35 лет в разных номинациях: крупная и малая проза, драматургия, поэзия и эссеистика. Кстати, возрастной порог раньше составлял 25 лет и только в этом году был значительно повышен.

Андрей Аствацатуров, литературовед, писатель, член жюри премии «Дебют»: «Я думаю, премия «Дебют» уникальна, поскольку это одна из очень немногих литературных премий для молодежи. Литературный мир, журнальный и издательский, не очень-то гостеприимен, не очень то расположен к новичкам, к сожалению. И смотрит на них скорее с подозрением. И премия «Дебют» в таком контексте и в такой ситуации - правильное и замечательное исключение. Мне кажется, она помогает молодым авторам, с одной стороны, попробовать свои силы, а с другой, она привлекает к ним внимание редакторов журналов, издательств и соответственно читателей».

Премия «НОС» была основана Фондом Михаила Прохорова совсем недавно - в 2009 году - и приурочена к двухсотлетию Н.В. Гоголя. На премию могут претендовать тексты самых разных художественных жанров: «от традиционных романов до радикально-экспериментальной прозы». Лауреатами премии за два года ее существования стали Лена Элтанг с романом «Каменные клены» и Владимир Сорокин с повестью «Метель».

Кирилл Кобрин, литератор, член жюри премии «НОС»: «Мы, члены жюри, колеблемся между вариантами расшифровки премии: «новой отечественной словесностью», «новой отечественной социальностью» и «новой отечественной субъективностью». Это, как мне кажется, значит следующее: «новую словесность» можно рассматривать как одно из проявлений «новой социальности». Иными словами, изменения общественного сознания, произошедшие в российском обществе за последние два десятилетия, в равной степени приводят к трансформации самого общества и его культурного (в данном случае, литературного) продукта. «НОС» держит дистанцию от мейнстрима, но, в то же время, старается не впасть в эстетический радикализм. Иными словами, премия не изобретает новую традицию, а пытается отловить ее проявления в руде привычного потока отечественной литературы».

Самая значимая поэтическая премия была создана «Обществом поощрения русской поэзии» по инициативе Анатолия Чубайса в 2005 году «как награда за наивысшие достижения в современной русской поэзии» и является своеобразным подведением поэтических итогов, так как награждает уже давно сложившихся и признанных поэтов.

Николай Богомолов, литературовед, член жюри премии «Поэт»: «Национальная премия “Поэт” присуждается не за новую книгу стихов или удачную подборку, тем более не за присланные членам жюри стихи. Ее получает поэт, который на протяжении всей своей достаточно долгой литературной биографии не изменяет традиции русской поэзии и вместе с тем обладает общественным признанием. Поэтому среди членов жюри много литературоведов, отчетливо видящих не только современный литературный процесс, но и перспективу литературного движения: Александр Кушнер, Олеся Николаева, Олег Чухонцев, Тимур Кибиров, Сергей Гандлевский и Виктор Соснора. Они представляют разные поколения, разные творческие манеры, разные города, но всех объединяет то, что на протяжении десятилетий каждый из них говорит своим голосом, слышным не какой-то узкой группе людей, а широким кругам любителей поэзии. Поэтических премий, выделяющих сиюминутный успех, в России довольно, а вот премия, присуждаемая за историческую значимость творчества, - одна».

«Национальный бестселлер», или попросту «Нацбест», - литературная премия, у которой есть даже девиз: «Проснуться знаменитым!». Премия была основана в 2001 году литературным критиком Виктором Топоровым и вручается в Санкт-Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке. Одна из особенностей этой премии -

в открытости и прозрачности: всегда можно узнать, кто кого номинировал и кто за кого проголосовал.

Сергей Шаргунов, писатель, журналист, финалист «Национального бестселлера» в 2011 году: «Нацбест - премия, претендующая на объективность. Объективность - это непредсказуемость. В итоге победителем может стать писатель, нелюбезный организаторам премии, или просто тот, кого боится и сторонится «почтенная публика». По-моему, это хорошо».


Нобелевский комитет долго хранит молчание по поводу своей работы, и только через 50 лет открывает информацию о том, как присуждалась премия. Второго января 2018 года стало известно, что в числе 70 кандидатов на Нобелевскую премию по литературе 1967 года был Константин Паустовский.

Компания подобралась очень достойная: Сэмюэль Беккет, Луи Арагон, Альберто Моравиа, Хорхе Луис Борхес, Пабло Неруда, Ясунари Кавабата, Грэм Грин, Уистен Хью Оден. Премию в том году Академия присудила гватемальскому писателю Мигелю Анхелю Астуриасу «за его живые литературные достижения, глубоко укорененные в национальных чертах и традициях коренных народов Латинской Америки».


Имя Константина Паустовского предложил член Шведской академии Эйвинд Юнсон, однако Нобелевский комитет отклонил его кандидатуру с формулировкой: «Комитет хотел бы подчеркнуть свой интерес к этому предложению по русскому писателю, однако по естественным причинам оно должно быть пока отложено в сторону». Трудно сказать, о каких «естественных причинах» идёт речь. Остаётся только привести известные факты.

В 1965 году Паустовский уже выдвигался на Нобелевскую премию. Это был необычный год, потому что среди номинантов на премию оказалось сразу четыре русских писателя – Анна Ахматова, Михаил Шолохов, Константин Паустовский, Владимир Набоков. Премию в итоге получил Михаил Шолохов, чтобы слишком не раздражать советские власти после предыдущего Нобелевского лауреата Бориса Пастернака, чьё награждение вызвало огромный скандал.

Впервые премия по литературе была вручена в 1901 году. С тех пор её получили шесть авторов, пишущих на русском языке. Некоторых из них нельзя отнести ни к СССР, ни к России в связи с вопросами гражданства. Однако их инструментом был русский язык, и это главное.

Иван Бунин становится первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1933 году, взяв вершину с пятой попытки. Как покажет последующая история, это окажется ещё не самый длинный путь к «Нобелю».


Награда была вручена с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

В 1958 году Нобелевская премия досталась представителю русской литературы во второй раз. Борис Пастернак был отмечен «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».


Самому Пастернаку премия не принесла ничего, кроме проблем и кампании под лозунгом «Не читал, но осуждаю!». Речь шла о романе «Доктор Живаго», который был опубликован за границей, что по тем временам приравнивалось к предательству родины. Положение не спасло даже то, что роман был издан в Италии в коммунистическом издательстве. Писателя вынудили отказаться от премии под угрозой высылки из страны и угроз в адрес его семьи и близких людей. Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и в 1989 году вручила диплом и медаль его сыну. На этот раз обошлось без эксцессов.

В 1965 году Михаил Шолохов стал третьим лауреатом Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».


Это была «правильная» премия с точки зрения СССР, тем более что кандидатуру писателя поддерживало непосредственно государство.

В 1970 году Нобелевская премия по литературе досталась Александру Солженицыну «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».


Нобелевский комитет долго оправдывался, что его решение не было политическим, как утверждали советские власти. Сторонники версии о политическом характере награды отмечают две вещи – от момента первой публикации Солженицына до вручения премии прошло всего восемь лет, что не идёт ни в какое сравнение с другими лауреатами. Причём к моменту присуждения премии не были опубликованы ни «Архипелаг ГУЛАГ», ни «Красное колесо».

Пятым лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1987 году стал поэт-эмигрант Иосиф Бродский, награждённый «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью».


Поэт в 1972 году был насильно отправлен в эмиграцию и имел на момент награждения американское гражданство.

Уже в XXI веке, в 2015 году, то есть спустя 28 лет Нобелевскую премию как представительница Белоруссии получает Светлана Алексиевич. И снова не обошлось без некоторого скандала. У многих литераторов, общественных деятелей и политиков вызвала неприятие идеологическая позиция Алексиевич, другие считали, что её произведения – обычная журналистика и не имеет отношения к художественному творчеству.


В любом случае в истории Нобелевской премии открылась новая страница. Впервые премия присуждена не писателю, а журналисту.

Таким образом, почти все решения Нобелевского комитета, касающиеся писателей из России, имели политическую или идеологическую подоплёку. Это началось еще в 1901 году, когда шведские академики обратились с письмом к Толстому, назвав его «глубокочтимым патриархом современной литературы» и «одним из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего».

Основной посыл письма заключался в стремлении академиков оправдаться в своём решении не присуждать премию Льву Толстому. Академики писали, что великий писатель и сам «никогда не стремился к такого рода награде». Лев Толстой в ответ поблагодарил: «Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена… Это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

Сорок девять шведских писателей во главе с Августом Стриндбергом и Сельмой Лагерлеф написали письмо протеста нобелевским академикам. Всего же великий русский писатель выдвигался на премию пять лет подряд, последний раз это было в 1906 году, за четыре года до его смерти. Именно тогда писатель обратился в комитет с просьбой не присуждать ему премию, чтобы не пришлось потом отказываться.


Сегодня достоянием истории стали мнения тех экспертов, которые отлучили Толстого от премии. Среди них профессор Альфред Йенсен, который считал, что философия позднего Толстого противоречит завещанию Альфреда Нобеля, мечтавшего об «идеалистической направленности» произведений. А «Война и мир» и вовсе «лишена понимания истории». Секретарь Шведской академии Карл Вирсен ещё категоричнее сформулировал свою точку зрения о невозможности присуждения премии Толстому: «Этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры».

Среди тех, кто становился номинантом, но не удостоился чести прочитать Нобелевскую лекцию немало громких имён.
Это Дмитрий Мережковский (1914, 1915, 1930-1937)


Максим Горький (1918, 1923, 1928, 1933)


Константин Бальмонт (1923)


Пётр Краснов (1926)


Иван Шмелёв (1931)


Марк Алданов (1938, 1939)


Николай Бердяев (1944, 1945, 1947)


Как видим, в списке номинантов в основном те русские писатели, которые на момент выдвижения находились в эмиграции. Этот ряд пополнился новыми именами.
Это Борис Зайцев (1962)


Владимир Набоков (1962)


Из советских русский писателей в список попадал только Леонид Леонов (1950).


Анну Ахматову, конечно, советским писателем можно считать только условно, потому что она имела гражданство СССР. Единственный раз она была в Нобелевской номинации в 1965 году.

При желании можно назвать ещё не одного русского писателя, который заслужил своим творчество звания лауреата Нобелевской премии. Например, Иосиф Бродский в нобелевской лекции упомянул трёх русских поэтов, которых были бы достойны оказаться на нобелевской трибуне. Это Осип Мандельштам, Марина Цветаева и Анна Ахматова.

Дальнейшая история Нобелевских номинаций наверняка откроет нам ещё много интересного.

Нужны ли литературные премии

Председатель правления некоммерческого объединения
Kunst im Dialog e.V. (Германия),
консультант ряда немецких издательств по вопросам
русской литературы и книгоиздательского рынка России,
литературный агент

В мире существует несметное количество литературных премий. Многие из них появились довольно давно. Премии в области литературы — это поощрение авторов, как моральное, так и материальное. Акция эта имеет очень большое значение для развития и дальнейшего творчества как самого автора, получившего премию, так и литературного процесса, который, в свою очередь, влияет на идеологию государства. Если продолжить эту цепочку дальше, мы увидим влияние и на положение нации в мировом сообществе и на само мировое сообщество. Как известно, самая крупная и престижная мировая премия в области литературы — Нобелевская, учрежденная Альфредом Бернхардом Нобелем и вручаемая Шведской Королевской Академией.

В данной публикации речь пойдет о литературных премиях Российской Федерации и их влиянии на литературные и социально-общественные процессы в России и мире.

Институт литературных премий в РФ достаточно развит. Премии за лучшие литературные произведения вручали еще в царской России, в середине XIX века, но они были общими и для писателей, и для ученых. Позже, в конце XIX века, Петербургская Академия наук учредила специальную литературную премию, а уже в СССР перед Великой Отечественной войной была учреждена Сталинская премия по литературе. Если брать общее число литературных премий в России, то их можно насчитать несколько сотен. Многие не только крупные, но и небольшие провинциальные города имеют свои литературные премии, что говорит о высоком уровне их культуры. Цель российских литературных премий — это повышение социальной значимости русской литературы, привлечение к ней внимания. У отдельных премий есть и свои специфические цели. Например, «Ясная поляна» поддерживает авторов — последователей морали и идеалов Льва Толстого, идеалов гуманистической прозы и поэзии, в произведениях которых выражаются многовековые традиции русской культуры.

Судя по размещенному в Интернете списку существующих сегодня премий, их может быть по нескольку десятков в том или ином крупном городе, и названы они, как правило, в честь советских и российских писателей — Анны Ахматовой, Федора Абрамова, Юрия Мамлеева и др. Есть также премии, присуждаемые толстыми журналами, такими как «Знамя», «Новый мир», «Юность» и др.

Главные литературные премии России — это «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер». Есть столь же известные, но помельче, например НОС (Новая словесность), которую учредил фонд Михаила Прохорова. Почти в каждой премии есть несколько номинаций, за счет чего можно отметить и поощрить большее количество авторов. Главное отличие премии НОС от других в том, что работа по оценке и аргументации членов жюри по каждому кандидату на премию проходит публично. Кстати, еще одно отличие от большинства премий — здесь проводится и читательское голосование.

Премия «Русский Букер» — это дочка литературной премии Великобритании «Букер» (Booker Prize). Впервые эта премия была вручена в 1969 году, а «Русский Букер» — в 1992-м.

«Большая книга» имеет невероятно большой экспертный совет — больше ста человек. Очень эффектно происходит выбор главных лауреатов этой премии. Прямо во время торжественного вручения, в другом помещении, собирается уже окончательное маленькое жюри, такая последняя инстанция, которая распределяет три премии, входящие в «Большую книгу».

«Ясная поляна», «Премия Белкина» — это уже менее значительные премии, но они имеют свое место в литературном процессе.

«Русская премия» учреждена для поддержки авторов, пишущих на русском языке, но живущих за границей, а также вручается за лучший перевод произведений русской литературы.

Премия «Дебют» — для лучших молодых авторов. Причем в этой премии много номинаций: проза, поэзия, драматургия, рассказ, критика. Можно назвать еще много разных литературных премий, но целью этой статьи является анализ внутренних процессов в литературе, на которые оказывают влияние такие внешние факторы, как присуждение литературных премий.

Литературные премии — это предприятия, где есть дирекция, бухгалтерия, сотрудники, которые занимаются организацией и проведением процесса приема и рассмотрения произведений, формирования жюри, организацией пиар-кампании и завершающей церемонии вручения премий. Очень важный момент — финансирование. Оно может быть как государственным — например Агентство по печати и массовым коммуникациям поддерживает премию «Большая книга», так и частным — фонд Михаила Прохорова финансирует премию НОС, которой руководит его сестра Ирина Прохорова, фонд «Поколение» — премию «Дебют» и т.д.

Особо следует отметить премию «Просветитель» за лучшие книги в области научно-популярной литературы. Учреждена она в 2008 году основателем фонда «Династия» Дмитрием Зиминым. Цель премии — популяризация науки и расширение рынка научно-популярной литературы. В этой премии две номинации — естественные науки и гуманитарные науки. Кроме того, премия имеет и денежный эквивалент.

Существуют литературные премии, которые присуждаются издательствами. Естественно, вручение такой премии автору того самого издательства абсолютно бессмысленно. Кроме того, это не совсем понятно. Ведь цель премии — отметить произведение, которое стало событием литературного процесса. А выбрав произведение именно этого автора для публикации в своем журнале, издательство уже выделило его из общего ряда. Тем не менее при оценке оснований для получения премии в этом случае предпочтения все-таки отдаются авторам этого издательства, а новые, возможно более талантливые, проходят мимо. Здесь вред наносится как автору, которого не отметили, так и литературе в целом.

Часто выбор жюри основан не на действительной уникальности текста, а на предпочтениях членов жюри, состав которого не всегда постоянен. Например, в жюри премии «Русский Букер» его члены и председатель меняются каждый год. Это не способствует объективной оценке произведений, представленных на соискание премии. В результате, победителей определяет жюри, состоящее из случайных людей, имеющих разные вкусовые предпочтения. Не обходится и без чисто человеческих симпатий и антипатий членов жюри к авторам, участвующим в конкурсе. Это не всегда способствует стимулированию литературного процесса, да и с точки зрения морали тоже не совсем корректно. Некоторые специалисты предлагают реформировать или переориентировать цели и задачи литературных премий и, в связи с этим, сущность таких премий. В первую очередь это относится к литературным направлениям. Сейчас в основном побеждают произведения не традиционных направлений, таких как реализм или его разновидности, допускающие некоторую девиацию, а произведения, которые считаются инновационными, то есть нереалистичными. Термин «постмодернизм» является пропуском в сообщество членов шорт-листов и обладателей премий. Предлагаются принципы специализации различных премий по жанру и форме. Раздаются призывы к жюри рассматривать произведения, номинированные на премии, не как развлекательное чтение, а как объект изучения. Специализация литературных премий, по мнению специалистов, усилила бы их способность ориентировать читателя, который будет проинформирован о сути произведения, получившего премию, присужденную за выполнение конкретных задач в литературе.

Валерий Печейкин (фотограф — Ира Полярная)

Как любое дело, некоторые премии умирают, если ими занимаются непрофессионалы или в случае прекращения финансирования, особенно во время экономического кризиса.

Литературные премии интегрированы в книгоиздательскую индустрию. Премии в области литературы — это инструмент продвижения русской литературы к читателю не только российскому, но и зарубежному. Литературные агенты знают, что сразу после объявления шорт-листов, а особенно после присуждения автору премии, на него выходят зарубежные издатели, потому что премия является для издателя навигатором в поиске авторов, которые, в случае издания их книг, могут принести прибыль. Присуждение премии делает имена новых авторов известными, но даже это не гарантирует, что произведения, получившие премию, будут напечатаны. Заинтересованный издатель, если он не видит перспективы продажи книги, например по причине не очень высокого качества текста или даже вследствие политической ориентации не только конкретного текста, но и самого автора, вряд ли примет ее в печать. Премии, конечно, оживляют культурную жизнь, люди обсуждают, спорят, высказывают свое мнение. Можно сказать, что литературные премии — это социокультурный феномен, который привлекает к современной литературе внимание не только специалистов, но и читающего сообщества в целом и отдельного читателя. При этом формируется репутация того или иного литератора. И не обязательно положительная. У автора, удостоенного престижной премии, сразу повышается статус — он становится лауреатом. Но в дальнейшем, если он не получает других премий или его книги не издаются за границей, — его рейтинг может постепенно упасть. И наоборот, талантливый автор, не отмеченный премией, тоже приобретает особый статус — он становится героем, которого незаслуженно, по каким-то, возможно, тайным причинам зажимают литературные эксперты. Но его известность не приносит ему больших тиражей книг и премий. Это такое своеобразное диссидентство. Надо сказать, что путь к премии и даже к длинному, а тем более к короткому списку очень непрост. Попадание в короткий список литературной премии — это уже прямой путь к премии.

Авторы, удостоенные литературной премии, вызывают интерес не только читателей и издателей. Премии делят авторов на группы: первая — те, кто удостоен премии; вторая — те, кто попал в шорт-листы; третьи — все остальные, хотя в этой группе часто находятся более талантливые писатели, чем в первых двух. К таким авторам можно отнести, например, Юрия Нечипоренко и Даниэля Орлова, удостоенных нескольких незначительных литературных премий, в том числе сетевых, но не получивших пока значимой премии в области литературы.

Авторы могут оказаться не в первых рядах по разным нелитературным причинам. Часто — из-за политической позиции автора или самого текста. Эта причина является и помехой для издания произведения автора за границей, где существует жесткая привязка авторов к идеологии, которая отвечает декларируемым «западным ценностям».

Литературные премии, несомненно, полезны, но одновременно и вредны. Можно сказать, что премии — убийцы литературы. Происходит вытеснение критерия художественности. Некоторые авторы пишут под премию, например под «Большую книгу». Уже известные авторы, отмеченные литературными премиями, позволяют себе элементарно «разгонять текст» до формата толстой книги. Хотя бывали случаи присуждения премии «Большая книга» произведению обычного формата. Как уже было сказано, судьба книги и автора зависит от вкусов членов жюри и других субъективных причин.

Отдельно можно отметить положительную роль премии «Дебют», которая дала зеленый свет многим молодым авторам, ставшим уже известными. Это, например, Валерий Печейкин — драматург, успешно сотрудничающий с Гоголь-центром, где ставят его пьесы, которые можно назвать в хорошем смысле инновационными.

Если подводить черту под всем написанным, можно сказать, что несмотря на все их недостатки, премии нужны. Без них уже трудно представить литературный процесс и читательское сообщество, а также книгоиздание и распространение книг. 

Нобелевскую премию по литературе начали вручать в 1901 году. Несколько раз награждения не проводились — в 1914, 1918, 1935, 1940-1943 годах. Выдвигать на премию других писателей могут действующие лауреаты, председатели авторских союзов, профессора-литературоведы и члены научных академий. До 1950 года информация о номинантах была публичной, а потом стали называть только имена лауреатов.


Пять лет подряд, с 1902 по 1906 год на Нобелевскую премию по литературе номинировался Лев Толстой.

В 1906 году Толстой написал письмо финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту, в котором попросил того убедить шведских коллег «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии», ведь «если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться».

В результате премию в 1906 году вручили итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи. Толстой был рад, что его избавили от премии: «Во-первых, это избавило меня от большого затруднения - распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых».

В 1902 году на премию также баллотировался другой россиянин — юрист, судья, оратор и литератор Анатолий Кони. Кстати, Кони дружил с Толстым с 1887 года, состоял с графом в переписке и многократно встречался с ним в Москве. На основе воспоминаний Кони об одном из дел Толстов написан «Воскресение». А сам Кони написал произведение «Лев Николаевич Толстой».

Самого Кони номинировали на премию за биографический очерк о докторе Гаазе, посвятившему жизнь борьбе за улучшение жизни заключенных и ссыльных. Впоследствии некоторые литературоведы говорили о номинации Кони как о «курьезе».

В 1914 году на премию впервые номинировался писатель и поэт Дмитрий Мережковский, муж поэтессы Зинаиды Гиппиус. Всего Мережковский номинировался 10 раз.

В 1914 Мережковского выдвинули на премию после выхода его 24-томного собрания сочинений. Однако в этом году премия не присуждалась из-за начавшейся мировой войны.

Позднее Мережковский номинировался уже как писатель-эмигрант. В 1930 году его вновь выдвигают на Нобелевскую премию. Но тут Мережковский оказывается конкурентом другого выдающегося русского литература-эмигранта — Ивана Бунина.

Согласно одной из легенд, Мережковский предложил Бунину заключить пакт. «Если мне достанется Нобелевская премия, я вам отдам половину, если вам - вы мне. Поделим её пополам. Застрахуемся взаимно». Бунин отказался. Премию Мережковскому так и не дали.

В 1916 году номинантом стал Иван Франко — украинский писатель и поэт. Он умер до рассмотрения вопроса о вручении премии. За редчайшими исключениями, Нобелевские премии посмертно не вручаются.

В 1918 году на премию выдвинут Максим Горький, но награду опять решено не вручать.

«Урожайным» для российских и советских писателей становится 1923 год. На премию номинированы Иван Бунин (впервые), Константин Бальмонт (на фото) и вновь Максим Горький. Спасибо за это писателю Ромену Роллану, который выдвинул всех троих. Но премию вручают ирландцу Уильяму Гейтсу.

В 1926 году номинантом становится русский эмигрант — царский казачий генерал Петр Краснов. После революции он воевал с большевиками, создал государство Всевеликое Войско Донское, но позднее вынужден был присоединиться к армии Деникина, а затем выйти в отставку. В 1920 году он эмигрировал, до 1923 года жил в Германии, потом в Париже.

С 1936 года Краснов жил в гитлеровской Германии. Он не признавал большевиков, помогал антибольшевистским организациям. В годы войны сотрудничал с фашистами, рассматривал их агрессию в отношении СССР, как войну исключительно с коммунистами, а не с народом. В 1945 году захвачен в плен англичанами, передан Советами и в 1947 году повешен в Лефортовской тюрьме.

Помимо прочего, Краснов был плодовитым литератором, издал 41 книгу. Его наиболее популярным романом стала эпопея «От двуглавого орла к красному знамени». На нобелевскую премию Краснова номинировал филолог-славист Владимир Францев. Представляете, если бы в 1926-м он каким-то чудом получил премию? Как бы сейчас спорили по поводу этой личности и этой награды?

В 1931 и 1932 году помимо уже привычных номинантов Мережковского и Бунина, на премию выдвинут Иван Шмелев. В 1931 году вышел его роман «Богомолье».

В 1933 году нобелевскую премию впервые получает русскоязычный писатель — Иван Бунин. Формулировка — «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Бунину формулировка не очень понравилась, он больше хотел, чтобы его наградили за стихи.

На YouTube можно найти очень мутное видео, на котором Иван Бунин зачитывает свое обращение по поводу вручения Нобелевской премии.

После известия о получении премии, Бунин заехал в гости к Мережковскому и Гиппиус. «Поздравляю, — сказала ему поэтесса, — и завидую». Не все были согласны с решением нобелевского комитета. Марина Цветаева, например, писала, что гораздо больше премии был достоин Горький.

Премию, 170331 крону, Бунин фактически промотал. Поэт и литературный критик Зинаида Шаховская вспоминала: «Возвратившись во Францию, Иван Алексеевич… не считая денег, начал устраивать пирушки, раздавать «пособия» эмигрантам, жертвовать средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, он вложил оставшуюся сумму в какое-то «беспроигрышное дело» и остался ни с чем».

В 1949 году на премию номинировались эмигрант Марк Алданов (на фото) и сразу три советских писателя — Борис Пастернак, Михаил Шолохов и Леонид Леонов. Награду дали Уильяму Фолкнеру.

В 1958 году Борис Пастернак получает Нобелевскую премию «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Пастернак получил премию, до этого номинировавшись шесть раз. В последний раз его номинировал Альбер Камю.

В Советском Союзе сразу началась травля писателя. По инициативе Суслова (на фото) президиум ЦК КПСС принимает постановление под грифом «Строго секретно» «О клеветническом романе Б. Пастернака».

«Признать, что присуждение Нобелевской премии роману Пастернака, в котором клеветнически изображается Октябрьская социалистическая революция, советский народ, совершивший эту революцию, и строительство социализма в СССР, является враждебным по отношению к нашей стране актом и орудием международной реакции, направленным на разжигание холодной войны», — говорилось в постановлении.

Из записки Суслова в день присуждения премии: «Организовать и опубликовать коллективное выступление виднейших советских писателей, в котором оценить присуждение премии Пастернаку как стремление разжечь холодную войну».

Началась травля писателя в газетах и на многочисленных собраниях. Из стенограммы общемосковского собрания писателей: «Нет поэта более далекого от народа, чем Б. Пастернак, поэта более эстетствующего, в творчестве которого так звучало бы сохранившееся в первозданной чистоте дореволюционное декадентство. Все поэтическое творчество Б. Пастернака лежало вне настоящих традиций русской поэзии, которая всегда горячо откликалась на все события в жизни своего народа».

Писатель Сергей Смирнов: «Я, наконец, был оскорблен этим романом, как солдат Отечественной войны, как человек, которому приходилось на войне плакать над могилами погибших товарищей, как человек, которому приходится сейчас писать о героях войны, о героях Брестской крепости, о других замечательных героях войны, которые раскрыли героизм нашего народа с удивительной силой».

«Таким образом, товарищи, роман «Доктор Живаго», по моему глубокому убеждению, является апологией предательства».

Критик Корнелий Зелинский: «У меня осталось очень тяжелое чувство от чтения этого романа. Я почувствовал себя буквально оплеванным. Вся моя жизнь казалась мне оплеванной в этом романе. Все, во что я вкладывал силы на протяжении 40 лет, творческая энергия, упования, надежды, — все это было заплевано».

К сожалению, громили Пастернака не только бездарности. Поэт Борис Слуцкий (на фото): «Поэт обязан добиваться признания у своего народа, а не у его врагов. Поэт должен искать славы на родной земле, а не у заморского дяди. Господа шведские академики знают о Советской земле только то, что там произошла ненавистная им Полтавская битва и еще более ненавистная им Октябрьская революция (в зале шум). Что им наша литература?».

По всей стране проходили писательские собрания, на которых клеймили роман Пастернака как клеветнический, вражеский, бездарный и т.п. На заводах проводились митинги против Пастернака и его романа.

Из письма Пастернака в президиум правления Союза писателей СССР: «Я думал, что радость моя по поводу присуждения мне Нобелевской премии не останется одинокой, что она коснется общества, часть которого я составляю. В моих глазах честь, оказанная мне, современному писателю, живущему в России и, следовательно, советскому, оказанная вместе с тем и всей советской литературе. Я огорчен, что был так слеп и заблуждался».

Под огромным давлением Пастернак принял решение отказаться от премии. «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ», — написал он в телеграмме Нобелевскому комитету. До самой смерти в 1960 году Пастернак оставался в опале, хотя не арестовывался и не высылался.

Это сейчас Пастернаку ставят памятники, его талант признан. Тогда затравленный писатель был на грани самоубийства. В стихотворении «Нобелевская премия» Пастернак писал: «Что же сделал я за пакость,/ Я убийца и злодей?/ Я весь мир заставил плакать / Над красой земли моей». После публикации стихотворения за рубежом Генпрокурор СССР Роман Руденко обещал привлечь Пастернака по статье «Измена Родине». Но не привлек.

В 1965 году премию получил советский писатель Михаил Шолохов — «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Советские власти рассматривали Шолохова как «противовес» Пастернаку в борьбе за Нобелевскую премию. В 1950-е годы списки номинантов еще не публиковались, но в СССР знали, что Шолохов рассматривается как возможный претендент. По дипломатическим каналам шведам намекали, что СССР бы крайне позитивно оценил вручение премии этому советскому писателю.

В 1964 году премию вручали Жан-Полю Сартру, но он отказался от нее и выразил сожаление (среди прочего), что премия не присуждена Михаилу Шолохову. Это предопределило решение Нобелевского комитета в следующем году.

Во время вручения Михаил Шолохов не поклонился королю Густаву Адольфу VI, вручавшему премию. Согласно одной из версий, это было сделано намеренно, и Шолохов сказал: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом — пожалуйста, а перед королём не буду и всё…»

1970 год — новый удар по имиджу советского государства. Премия присуждена писателю-диссиденту Александру Солженицыну.

Солженицын — рекордсмен по скорости литературного признания. С момента первой публикации до присуждения премии прошлого всего восемь лет. Такого не удавалось никому.

Как и в случае с Пастернаком, Солженицына сразу начали травить. В журнале «Огонёк» появилось письмо популярного в СССР американского певца Дина Рида, который убеждал Солженицына, что в СССР всё в порядке, а в США — полный швах.

Дин Рид: «Ведь именно Америка, а не Советский Союз, ведет войны и создает напряженную обстановку возможных войн с тем, чтобы давать возможность своей экономике действовать, а нашим диктаторам, военно-промышленному комплексу наживать еще больше богатства и власти на крови вьетнамского народа, наших собственных американских солдат и всех свободолюбивых народов мира! Больное общество у меня на родине, а не у вас, г-н Солженицын!».

Впрочем, Солженицына, прошедшего тюрьмы, лагеря и ссылки, порицание в прессе не слишком пугало. Он продолжал литературное творчество, диссидентскую работу. Власти намекали ему, что лучше уехать из страны, но он отказывался. Лишь в 1974 году, после выхода «Архипелага ГУЛАГ», Солженицына лишили советского гражданства и принудительно выслали из страны.

В 1987 году премию получил Иосиф Бродский, на тот момент — гражданин США. Премия вручалась «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

Нобелевскую речь гражданин США Иосиф Бродский написал на русском языке. Она стала частью его литературного манифеста. Бродский больше говорил о литературе, но нашлось место и историко-политическим замечаниям. Поэт, например, поставил на одну доску режимы Гитлера и Сталина.

Бродский: «Это поколение - поколение, родившееся именно тогда, когда крематории Аушвица работали на полную мощность, когда Сталин пребывал в зените богоподобной, абсолютной, самой природой, казалось, санкционированной власти, явилось в мир, судя по всему, чтобы продолжить то, что теоретически должно было прерваться в этих крематориях и в безымянных общих могилах сталинского архипелага».

С 1987 года Нобелевская премия не вручалась российским писателям. Среди претендентов обычно называют Владимира Сорокина (на фото), Людмилу Улицкую, Михаила Шишкина, а также Захара Прилепина и Виктора Пелевина.

В 2015 году премию сенсационно получает белорусская писательница и журналист Светлана Алексиевич. Она написала такие произведения, как "У войны не женское лицо", "Цинковые мальчики", "Зачарованные смертью", "Чернобыльская молитва", "Время сэконд хэнд" и прочие. Довольно редкое за последние годы событие, когда премию дали человеку, который пишет по-русски.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса