Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Надев широкий боливар едет на бульвар. Бывало, он еще в постеле. Оноре де Бальзак, «Евгения Гранде»

Комментарий Владимира Набокова к «Евгению Онегину» занимает пухлый том объемом почти в тысячу страниц и дает разъяснение едва ли не каждому слову великого романа. Большинство читателей, впрочем, ознакомились с текстом еще в школьные годы, не придавая значения филологическим тонкостям, но наверняка каждый вспомнит, какие часы были у главного героя. «Недремлющий брегет», увековеченный Александром Сергеевичем (кстати, трижды - редкая честь!), появлялся и на страницах других произведений мировой литературы - от Бальзака и Дюма до Куприна и Жакоба. «Лента.ру» вспоминает цитаты из текстов классиков, в которых упоминается знаменитая марка, и показывает те часы Breguet, которые могли быть у литературных персонажей.

Главное, что знают о Абрахаме-Луи Бреге люди, хоть сколько-нибудь знакомые с техникой, - то, что он изобрел турбийон. Патент на новый тип регулятора, нивелирующего воздействие земной гравитации на часовой механизм, мастер получил 26 июня 1801 года (или 7 мессидора IX года по календарю республиканской Франции). Уроженец Невшателя, выходец из французской семьи, швейцарский экспат, добившийся славы и успеха на родине предков, Бреге изобрел также часы с автоподзаводом и первые наручные часы (сделанные по заказу Каролины Мюрат, королевы Неаполитанской, сестры Наполеона Бонапарта и жены его бравого маршала Мюрата).

Одним из слагаемых технического и маркетингового успеха Бреге стало введение фирменных деталей, делавших часы узнаваемыми с первого взгляда. Это синие вороненые стрелки Breguet со смещенными наконечниками - «яблоками», появившиеся в 1783 году, рифленое корпусное кольцо, по которому и старинные, и современные «брегеты» можно узнать даже «в профиль», и характерное начертание логотипа. Часы швейцарца были популярны так, как ныне популярны сумки Louis Vuitton, и их безбожно подделывали. Проявив деловую сметку, в 1795 году часовщик придумал едва ли не первый в истории «идентификатор подлинности»: выгравированную на циферблате крошечную секретную подпись, различимую только при ярком свете. Кроме того, у каждых часов есть свой номер - по нему можно проверить провенанс часов наполеоновских времен и «брегетов»-современников Евгения Онегина, а заодно и подлинность современных моделей.

Около 1786 года Бреге начал делать гильошированные циферблаты. Он ввел в моду гравировки «алмазная грань», или «парижские гвозди» (clou de Paris), «парижская мостовая» (pavé de Paris), «солнечные лучи» (rayon de soleil), «ячменное зерно» (grains d’orge), «волны» (vagues), «плетеная корзинка» (vieux panier), «шахматный узор» (damier), «огненный узор» (décor flammé) и еще множество мотивов, которые и по сей день успешно используют и Breguet, и другие бренды.
Breguet - едва ли не единственная марка в мире, имеющая три собственных музея : в Цюрихе - одном из крупнейших городов родной страны Абрахама-Луи Бреге, в Париже - «столице мира», где он добился успеха, и в Шанхае - поскольку в Китае его часы много лет пользуются бешеной популярностью.

Александр Пушкин, «Евгений Онегин»

4730 - четвертьчасовой репетир в золотом корпусе с 22 платиновыми шурупами. Был куплен в 1829 году за 4000 франков княгиней Багратион; с 1836 года принадлежал Натаниэлю де Ротшильду.

«Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар,
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед».

Оноре де Бальзак, «Евгения Гранде»

4821 - маленькие простые часы-медальон. Корпус, составленный из поделочных камней, оправа из золота, циферблат из поделочных камней, смещенные стрелки, спусковой механизм с рубиновым штифтом. Проданы 31 декабря 1842 года князю Демидову за 2500 франков.

«Он вынул очаровательные плоские часы работы Брегета.
- Как? Только еще одиннадцать? Рано я поднялся».
(Перевод: Юрий Верховский)

Александр Куприн, «Брегет»

3519 - часы с двойной секундной стрелкой. Глухой репетир, отбивающий половины четвертей первого класса, дни недели и числовое обозначение месяца, корпус из гильошированного золота со спрятанным портретом молодой женщины, миниатюра на слоновой кости. Проданы 8 марта 1822 генералу Давыдову за 4500 франков.

«Вчера граф Ольховский ездил к помещику играть в дьябелок, иначе ландскнехт. Оказалось, что он выиграл полторы тысячи деньгами, каракового жеребца и золотые часы-брегет. Ольховский нам эти часы сейчас же и показал. Действительно, хорошие часы: с резьбой, с украшениями, и когда сверху надавить пуговку, то они очень мелодично прозвонят, сколько четвертей и который час. Старинные часы».

Проспер Мериме, «Письма из Испании»

3066 - часы с получетвертным репетиром первого класса с индикацией фаз Луны. Корпус из гильошированного золота, циферблат из гильошированного серебра с широкой апертурой индикатора фаз Луны. Часы отправлены герцогу де Фриасу 18 июня 1818 года за 2700 франков.

«Путник начинает раскаиваться, что захватил с собой так много денег. Он смотрит, который час у него на брегете, и думает, что видит свои часы в последний раз. Как приятно было бы знать, что они спокойно висят у него на камине в Париже!»
(Перевод: Надежда Рыкова)

Александр Дюма, «Граф Монте-Кристо»

3825 - военный счетчик для отбивки строевого шага. Корпус из серебра, циферблат из гильошированного серебра, с калибровкой от шестидесяти до ста двадцати ударов в минуту. Часы поставлены 15 мая 1822 года генералу Брозину для императора России Александра I за 1800 франков.

«- Покажите часы, - сказал Альбер.
Пастрини вынул из жилетного кармана великолепный брегет с именем мастера и графской короной.
- Вот они.
- Черт возьми! - сказал Альбер. - Поздравляю вас! У меня почти такие же, - он вынул свои часы из жилетного кармана, - и они стоили мне три тысячи франков».
(Перевод: Владимир Строев, Лидия Олавская)

Уильям Теккерей, «Ярмарка тщеславия»

180 - маленькие часы-перстень из золота оснащены функцией будильника, завода и настройки времени с помощью заводной головки. Проданы 18 октября 1836 года князю Александру Демидову за 5500 франков.

«Как-то раз вечером Ребекка мимоходом упомянула, что часы, которые ей подарил Родон, английского изделия и идут плохо, - и на следующее же утро ей были присланы прелестные часики фирмы Леруа, с цепочкой и крышкой, украшенной бирюзой, и еще одни - с маркой "Брегет", усыпанные жемчугом и размером не больше полукроны».
(Перевод: Михаил Дьяконов)

В часовом искусстве, как и в любом другом старинном занятии, существует немало мифов, которые мы будем постепенно развенчивать

Большинству из нас, конечно же, знакомы строки великого поэта Александра Пушкина, скончавшегося после ранения на дуэли ровно 180 лет тому назад:

Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Почему-то опять же большинство из нас уверены, что у Евгения Онегина были часы Breguet . Но это не факт. В те времена брегетами называли все карманные часы с боем, а великий мастер Авраам-Луи Бреге при всем желании чисто физически не мог обеспечить даже четверть российской знати своими часами.

Вот что пишет по этому поводу “Большой словарь иностранных слов”:

Брегет – существительное мужского рода (происходит от имени французского часового мастера Бреге, 1747–1823). Карманные часы, отличавшиеся большой точностью, отбивавшие часы, доли часов и показывавшие числа месяца

Составитель “Словаря иностранных слов”, вошедших в состав русского языка, А. Н. Чудинов в 1910 году определил слово “брегет” как:

Часы с особого рода вертящимся на зубчатке ключиком; в прежнее время были в большом употреблении.

Ключик он упомянул вполне корректно. Заводные головки, которые мы знаем, появились только во второй половине XIX века, а изобрел их Жан-Адриан Филипп, чье имя составляет вторую часть названия великого дома Patek Philippe

Почему все карманные часы с боем стали называть брегетами?

Думаю, из-за высочайшего качества моделей, выходивших из-под руки великого мастера. Его слава была такова, что часы Breguet стали первыми жертвами многочисленных подделок, и Бреге пришлось изобретать фирменные неповторимые узоры гильоше, которые наносились на циферблат не только с тем, чтобы скрыть неровность поверхности, но и в качестве защиты от незаконного копирования. Вот таким образом и стали называть брегетами любые часы.

Эпонимы — слова, получившие название благодаря своим первоизобретателям. Наиболее известные из них: ксерокс (ротапринтовая копировальная машина), макинтош (плащ), оливье (салат), толстовка (рубашка с длинными полами), берданка (ружье), галифе (брюки), мавзолей, мансарда, мартен и многие другие

Среди часовых эпонимов можно вспомнить “бове”, от компании Bovet . Так на китайском языке до сих пор называются все часы, когда-то бывшие безумно популярными в Поднебесной.

В общем, у Онегина в часовом карманчике сюртука вполне могли находиться карманные часы с боем Vacheron Constantin , Blancpain , Jaquet Droz , Ferdinand Berthoud, Freres, Perrelet , Jean-François Bautte (чья мастерская со временем была переименована в Girard-Perregaux) и модели других мастеров, творивших в первой половине XIX века.

В 1775 году часовщик Абрахам-Луи Бреге открыл на набережной Ке де л’Орлож в Париже свою первую мастерскую. Интерес к своему делу Абарахам-Луи унаследовал от отчима - часовщика, у которого работал подмастерьем. В 15 лет он приехал из Швейцарии в Париж, с которым связана большая часть истории марки Breguet


Одним из первых изобретений Бреге стали "вечные"- то есть, автоматические часы, впервые проданные им в 1780 году. Он снабдил карманные часы платиновым ротором, который вращался под воздействием перемещения часов, приводя в движение часовой механизм.Таким образом, часы не требовали больше дополнительного подзавода при помощи ключа.
Автоматические часы Breguet 1/8/82


В конце 18 века карманные часы не могли похвастаться высокой точностью: по влиянием гравитационных сил ход часов то замедлялся, то ускорялся. Первым, кому удалось решить эту пролему, был именно Бреге. В 1801 году часовщик получает патент на самое свое знаменитое изобретение - турбийон.Суть его заключалась в том, что Бреге установил в часах подвижную платформу со спусковым механизмом, который, вращаясь в заданный момент времени, помогал нивелировать погрешность хода. Многие часовые мануфактуры успешно используют турбийон и по сей день.
Акварельная иллюстрация к патенту Турбийон.1801 год.

Очередную революцию в часовом искусстве Бреге совершил в 1812 году, создав первые наручные часы. По заказу королевы Неаполя Каролины Мюрат, младшей сестры Наполеона Бонапарта, Бреге создал сверхтонкие для того времени часы с термометром и посадил их на браслет из золотых нитей. К сожалению, уникальные часы не сохранились, и единственное напоминание о них - записи в архивах дома Breguet.
Каролина Бонапарт с дочерью Мари
Виже-Лёбрен, 1807г

Среди именитых клиентов Абрахама-Луи Бреге были Мария-Антуаннета, Наполеон Бонапарт и османский султан Селим Третий.
Особой популярностью творения известного часовщика пользовались в Российский империи. В 1808 году Breguet открыл свое представительство в России, в Санкт Петербурге -- "Русский Дом", а в 1814 году в парижскую мастерскую Бреге пожаловал сам Император Александр Первый. Император приобрел часы для себя и оставил заказ на восемь" педометров" - метрономов для регулирования времени маршировки.
Император Александр Первый. 1814 г.

Известность часов марки Breguet в России была настолько велика, что долгое время брегетом называли любые карманные часы. В " Евгении Онегине" название брегет встречается трижды, а строку из первой главы романа "Пока недремлющий берегт не прозвонит ему обед" каждый помнит еще со школы.


В родную для Бреге Швейцарию мастерские Breguet переезжают лишь в 1976 году. С этого времени все производство часов марки базируется в долине Валле-де-Жу вблизи Женевы. Изделия Breguet становятся символом швейцарского часового искусства.

В очередной раз дом Breguet заявил о себе в 1998 году. Подобно тому, как в начале 19 века Бреге удалось создать наручные часы, чтобы удивить Каролину Мюрат, в конце 20 века мастера Breguet создали для женщин самый миниатюрный автоматический механизм хронографа в мире.


Изобретений только самого Бреге хватит на целый музей, а марка успешно развивалась и после смерти своего создателя, год за годом получая новые патенты. Поэтому у Breguet сегодня три постоянных музея: в Париже, в Цюрихе и Шанхае.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой
Блистал послушною слезой!

Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья...
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!

Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!
Но вы, блаженные мужья,
С ним оставались вы друзья:
Его ласкал супруг лукавый,
Фобласа давний ученик,
И недоверчивый старик,
И рогоносец величавый,
Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой.



Ну, собственно говоря, мы с Вами прочитали целый отрывок, который характеризовал лучше всего, чем именно занимался Евгений в своей жизни. Он не служил, не был военным, не заведовал большим хозяйством. Ему попросту было нечем особо заниматься, и поэтому часть своей молодой жизни он решил использовать в амурных приключениях. Мы же помним, что «свет решил, что он умен и очень мил». И эта позиция как никому была понятна Пушкину. У самого, кроме литературы в жизни были 2 большие страсти - карты и женщины.
Донжуанский список Евгения не совсем понятен. Ясно, что в нем присутствуют как замужние матроны, так и молодые, и возможно невинные девушки («И после ей наедине Давать уроки в тишине!» раз уроки, значит было чему учить:-)). Как бы кто чего не говорил, но время было не совсем пуританское, и невинность не ценилась слишком высоко в кругу столичной и московской молодежи.

Если Вас интересует количество, то по нынешним временам, оно не должно впечатлять. Если ориентироваться на автора, то у него есть так называемый Донжуанский список (точнее даже 2). Ну так вот, когда я его изучал, то могу сказать, что там 37 имен, а вот занимался сексом он максимум с 15 из них, да и то - в сомнениях я. И это за всю свою жизнь. Евгению же всего 26, и думаю его любовный список (коли он такой вел бы), едва-ли перевалил за десяток:-)

Встречаемая фамилия Фоблас (Фоблаз) вымышлена. Точнее, именно так звали героя французского романа «Приключения кавалера Фоблаза» Жана Батиста Луве де Кувре, написанного в конце 18 столетия. Фоблаз - это красивый и находчивый, элегантный и развращенный юноша, который находит прелесть в сексуальных приключениях. Отсюда и пошло выражение - фобласовы нравы.

Дальше, интереснее, ибо автор раскрывает можно сказать распорядок дня нашего героя:-)
Посмотрим:

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Сиречь вставал поздно (ибо ложился тоже не рано), часам к 13 ему приносили приглашения на различные мероприятия, дабы он мог выбрать. Обычно все это происходило вечером, и до вечера ему надо было чем-то себя занять. Поэтому он ездил гулять. Кстати, в отличие от Павловских времен, в Петербурге в те годы обедали в 5-6 часов дня. Так что времени погулять у него было немало. Под бульваром в данном случае подразумевается Невский проспект

Боливар - это такой головной убор, крайне и крайне популярный именно в те года. И Евгений, как человек хорошего вкуса никак не мог манкировать его отсутствием в гардеробе:-). Боливар представал собой широкополую шляпу-цилиндр, а названа по имени южноамериканского героя Симон Хосе Антонио де ла Сантисима Тринидад Боливар де ла Консепсьон-и-Понте Паласиос-и-Бланко или просто Симона Боливара, в честь которого, кстати, названа такая страна как Боливия и еще куча всего.

Ну и наконец брегет - это часы изготовленнные фирмой одного из самых великих часовщиков мира, создателя турбийона Абраам-Луи Бреге. Он основал во Франции фирму Breguet, которая процветает и по сей день. Кстати, недавно я предоставил небольшое видео об их новинках. Посмотреть можно вот тут вот: . В 1808 году в Санкт-Петербурге было открыто представительство «Русский дом Breguet», и среди русской знати, а особенно среди модной молодежи, считалось правилом хорошего тона иметь часы этой марки. А то, что ходики «звонили», говорило, что они часовым репетиром, а значит далеко не самая дешевая модель:-)

Но пойдемте дальше.

Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.

В Петербурге зимой рано темнеет, а бобровый воротник всегда пригодится. Тем более, когда гуляешь:-) Ресторан Talon - один из самых популярных и крутых место той эпохи. Дорогой. Существовал до весны 1825 года и находился на Невском проспекте дом 15.
Пробка в потолок - это наверняка настоящее шампанское. После Освободительного похода и квартирования в Париже, отечественные военные привили страсть к «Вдове Клико», так что, думаю, здесь именно этот сорт. Год кометы - 1812, поэтому можно сказать, что игристый напиток был выдержанный, и как следствие - недешевым.

Традиционно шеф-повар выписывался из Франции, но судя по блюдам, он не боялся экспериментировать. Во всяком случае британский ростбиф - жареная говядина с кровью, была последним писком кулинарной моды. В Париже этого не признавали и стояли за чистоту французской кухни, в Петербурге же старались быть в курсе модных тенденций. Трюфели (хоть черные, хоть белые) были дороги всегда, о чем Евгений чуток грустит. Он не бедный человек, но по сравнению с детскими годами, пока отец еще не промотался, должен иногда и ограничивать себя. Трюфели каждый день не есть:-)

Дальше ананас (это понятно), лимбургский сыр и некий нетленный пирог из Страсбурга. Последнее - это паштет. А нетленный он видимо потому, что из консервы. То есть не местного производства, а прибывший из самого Эльзаса. Лимбургский сыр - это бельгийский мягкий сыр с белой плесенью из коровьего молока, отчего его и называли живым. Ближайший собрат всем Вам хорошо известного Камамбера и Бри.

Вы сегодня же, прочитав этот пост, можете соорудить себе обед (ну а лучше ужин) а-ля Евгений в Talon. Можно заменить «Вдову Клико» на что-то более простое и приземлённое (разницы большинство все равно не почувствует - и это не в укор Вам, а простая констатация факта), вместо трюфелей можно использовать шампиньоны - и будет Вам счастие:-) Повторите подобное - сообщите плиз:-)

Ну и последнее на сегодня, это понять, кто такой Каверин. Это представитель известного рода, крутой кутила и повеса, которого знал весь город, а также хороший приятель Пушкина Пётр Павлович Каверин. Герой войны 1812 года, подполковник в отставке Павлоградского гусарского полка и будущий масон не мог найти себя в мирной жизни (потом опять ушел в армию) и отчаянно кутил. Да так, что потом еще и Лермонтов о нем упоминал.

На этом сегодня все.
Продолжение следует…
Приятного времени суток.

На вопрос Помогите! Нужен распорядок (режим) дня Евгения Онегина?! заданный автором It-girl Blond лучший ответ это Пробуждение "за- полдень"
"Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.

Три дома на вечер зовут"
Прогулка.
"Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар"
Обед
"И там гуляет на просторе"
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед. "
Ужин
"Уж тёмно: в санки он садится.

Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым. "
Посещение театра
"Всё хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам"
И, наконец, возвращение домой. .
Сон.
В деревне всё было несколько иначе...)
"Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же,
Хоть нет ни улиц, ни дворцов,
Ни карт, ни балов, ни стихов. "

Ответ от Лада [новичек]
Его распорядок дня - это пример типичного дня молодого светского повесы. Утро, которое у героя наступало после полудня, открывалось тем, что «он еще в постеле: К нему записочки несут». Эти записочки – приглашения на вечер, то, что будет составлять суть дня Онегина.
Куда же его приглашают? Три дома зовут на званый вечер, еще хорошо бы попасть на бал и на детский праздник. Но Онегин не выбирает – «везде поспеть немудрено».


Ответ от Алёна Богомолова [активный]
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар (3),
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
XVI.
Уж тёмно: в санки он садится.
"Пади, пади! " -- раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon (4) помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин... .
....
Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его)... .
....
Всё хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился -- и зевнул,
И молвил: "всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел" (5).
XXII.
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Еще не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Еще снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони:
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
....
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
....
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на снег наводят:
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков.
XXVIII.
Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
....
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
XXXVI.
Но, шумом бала утомленный,
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за-полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса