Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В широком боливаре гулял он на бульваре. Носил ли Евгений Онегин часы Breguet. Оноре де Бальзак, «Евгения Гранде»

На вопрос Помогите! Нужен распорядок (режим) дня Евгения Онегина?! заданный автором It-girl Blond лучший ответ это Пробуждение "за- полдень"
"Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.

Три дома на вечер зовут"
Прогулка.
"Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар"
Обед
"И там гуляет на просторе"
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед. "
Ужин
"Уж тёмно: в санки он садится.

Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым. "
Посещение театра
"Всё хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам"
И, наконец, возвращение домой. .
Сон.
В деревне всё было несколько иначе...)
"Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же,
Хоть нет ни улиц, ни дворцов,
Ни карт, ни балов, ни стихов. "

Ответ от Лада [новичек]
Его распорядок дня - это пример типичного дня молодого светского повесы. Утро, которое у героя наступало после полудня, открывалось тем, что «он еще в постеле: К нему записочки несут». Эти записочки – приглашения на вечер, то, что будет составлять суть дня Онегина.
Куда же его приглашают? Три дома зовут на званый вечер, еще хорошо бы попасть на бал и на детский праздник. Но Онегин не выбирает – «везде поспеть немудрено».


Ответ от Алёна Богомолова [активный]
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар (3),
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
XVI.
Уж тёмно: в санки он садится.
"Пади, пади! " -- раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon (4) помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин... .
....
Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его)... .
....
Всё хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился -- и зевнул,
И молвил: "всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел" (5).
XXII.
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Еще не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Еще снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони:
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
....
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
....
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на снег наводят:
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков.
XXVIII.
Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
....
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
XXXVI.
Но, шумом бала утомленный,
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за-полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Всё равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,3
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:
«Там будет бал, там детский праздник. – «Там» не обязательно относится к одному из трех домов, означенных в предыдущем стихе. Далее добавляется еще два приглашения, итого пять, что и показывает правильное понимание.»

«…бульвар… - состоял из нескольких рядов анемичных рядов лип и тянулся по середине Невского проспекта»

И еще Набоков выстегал французского переводчика «Онегина» за обвинение Пушкина в безвкусии (в Париже де вместо «брегет» говорят просто: «часы») – Набоков указывает «привереде-переводчику» на его собственный ляпсус: во 2 главе у него: «Ленский, с душою прямо ГЕТЕВСКОЙ»
СМЕШНОЕ У БРОДСКОГО:
Вот мы и добрались наконец до знаменитой шляпы «боливар». В предисловии к комментариям Набокова приведено свидетельство очевидца: «...наши счастливые школьные годы, когда Бродский был нарасхват среди школяров, а пример с «боливаром» кочевал из одного школьного сочинения в другое». Что ж, вот первоисточник:

«Либерализм Онегина подчеркнут этой деталью в его наряде: шляпа (с большими полями, кверху расширявшийся цилиндр) в честь деятеля национально-освободительного движения в Южной Америке Симона Боливара (1783-1830) была модной в той среде, которая следила за политическими событиями, которая сочувствовала борьбе за независимость маленького народа».
И еще:
« шляпа a la Bolivar означала не просто головной убор – она указывала на определенные общественные настроения ее владельца, получала в известном смысле тот же характер, какой придавали тогдашние либералисты фригийскому колпаку патриотов французской революции».

(Набоков сравнил эту теорию с представлением, будто американки носят платок «бабушка» из вящей симпатии к СССР)

Прощай же странная шляпа, ставшая, благодаря Бродскому, буденовкой XIX века и матерью всех фиг в кармане… Ты не в чем не виновата – просто вид у тебя был такой дурацкий, что к нему липли дурацкие названия, а к ним – дурацкие толкования. Прощай навсегда!
ЛОТМАН:
«Надев широкий боливар... - Курсив и фамильярно-метонимическая замена шляпы именем прославившего ее политического деятеля указывают на сознательное использование Пушкиным жаргонизма из диалекта франтов.»

«Бывало, он еще в постеле... - Распорядок дня франта сдвинут по отношению к средним нормам светского времяпрепровождения. День Онегина начинается позже обычного («проснется за-полдень»). Ср.: «В высшем обществе день начинался довольно рано: в 10 часов вставали, обед происходил обыкновенно в 4-5 часов»

(То что герой пользовался часами, как какой-нибудь вульгарный деловой человек есть знак того, что) :
«Поведение Онегина во многом не совпадает с нормами дендизма, отклоняясь в сторону традиционного поведения русского щеголя-петиметра.»
И еще, очень важное:
«Военное поприще представлялось настолько естественным для дворянина, что отсутствие этой черты в биографии должно было иметь какое-либо специальное объяснение: болезнь или физический недостаток, скупость родителей … На таком фоне биография Онегина приобретала демонстративный оттенок, ускользающий от внимания современного читателя … Но то, что он вообще никогда нигде не служил, не имел никакого, даже самого низшего чина, решительно делало Онегина белой вороной в кругу современников … И в столице, и на почтовом тракте он должен был пропускать вперед лиц, отмеченных чинами.»

Необычное безделье Онегина его равнодушие к карьере в чиновном Петербурге невольно вызывает в нас теплые чувства, какие в современной России вызвал бы сын какого-нибудь мэра, не ворующий вместе с папой, а просто проживающий наворованное. Романтизм в своем самом крайнем выражении.

ЕЩЕ МНЕНИЯ:
Пишет _zhirafa
Не хочу анализировать построчно, хотя есть что. Традиция приглашений на вечера, "среды", балы и рауты светских молодых людей, "записочки", этикет, с этим связанный - тема отдельных исследований. Что осталось от этих традиций сегодня? Есть ли у нас этикет общения, "гостей" - тоже интересно.
Боливар, бульвар, брегет - все такое "гламурное" иностранное - не случайно, ведь Пушкин старается этого избегать.
Но главное, о чем я думаю в связи с этой строфой: какой скучный образ жизни для молодого человека! Все упорядочено. Никаких стремлений, страстей, дел, увлечений, связей... Подходит для карьериста, Молчалина какого-нибудь. Но ведь О. не стремится к тому, чтобы обзавестись деловыми или романтическими связями. Однако есть в этом, конечно, что-то респектабельное и расслабляющее. Прогулка на бульваре...
Мне бы надоело уже через неделю.

МОИ ИНСИНУАЦИИ:
Как прекрасно в этой строфе переданы архетипические особенности русского «динамизма»! Казалось бы, Онегин – живчик? Но вглядитесь:
Он лежит – ему несут.
Он дремлет – его зовут.
Он гуляет – ему звенит.
И это элита! (Мужик же просто спит беспробудно, о нем и речи нет). Настоящая псевдоморфоза допетровского русского барства - и таковы они все: до Брежнева и Путина – коммунизм на полпути бросили, демократию тоже. Так-то немудрено в пяти местах побывать, во всех -измах, куда не позовут.
И, сравните, - «русский интеллигент» по Розанову:
«Если есть гамак – то он ЛЯЖЕТ.
Если есть книжка –он, ТАК И БЫТЬ, ПОЧИТАЕТ
Обед – он СКУШАЕТ
И если трудолюбивая акушерка наймет квартиру – то он ПОСЕЛИТСЯ.
Ну и прочие функции".

выпустил уникальную модель часов , посвященную великому гению Александру Сергеевичу Пушкину.

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий Breguet

Не прозвонит ему обед.

А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»

Звонкая поэзия

Любовь часового бренда Breguet и великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина всегда была взаимна. Поэт не однократно упоминал название марки в своих произведениях. Например, имя Breguet дважды позвучало в поэме «Евгений Онегин».

Отдавая должное гению Пушкина часовой дом создал превосходную модель хронометра Reine de Naples, циферблат которого украшает портрет Александра Сергеевича. Декор циферблата интересен тем, что выполнен в форме камеи. Камеи были очень модны в пушкинские времена. Также часы инкрустированы десятками мелких белых бриллиантов и белым золотом. В довершении они оснащены браслетом из натуральной крокодиловой кожи белого цвета.

Это изделие выпущено в единственном экземпляре специально для России. Продаваться они будут в монобрендовом бутике Breguet.

В 1775 году часовщик Абрахам-Луи Бреге открыл на набережной Ке де л’Орлож в Париже свою первую мастерскую. Интерес к своему делу Абарахам-Луи унаследовал от отчима - часовщика, у которого работал подмастерьем. В 15 лет он приехал из Швейцарии в Париж, с которым связана большая часть истории марки Breguet


Одним из первых изобретений Бреге стали "вечные"- то есть, автоматические часы, впервые проданные им в 1780 году. Он снабдил карманные часы платиновым ротором, который вращался под воздействием перемещения часов, приводя в движение часовой механизм.Таким образом, часы не требовали больше дополнительного подзавода при помощи ключа.
Автоматические часы Breguet 1/8/82


В конце 18 века карманные часы не могли похвастаться высокой точностью: по влиянием гравитационных сил ход часов то замедлялся, то ускорялся. Первым, кому удалось решить эту пролему, был именно Бреге. В 1801 году часовщик получает патент на самое свое знаменитое изобретение - турбийон.Суть его заключалась в том, что Бреге установил в часах подвижную платформу со спусковым механизмом, который, вращаясь в заданный момент времени, помогал нивелировать погрешность хода. Многие часовые мануфактуры успешно используют турбийон и по сей день.
Акварельная иллюстрация к патенту Турбийон.1801 год.

Очередную революцию в часовом искусстве Бреге совершил в 1812 году, создав первые наручные часы. По заказу королевы Неаполя Каролины Мюрат, младшей сестры Наполеона Бонапарта, Бреге создал сверхтонкие для того времени часы с термометром и посадил их на браслет из золотых нитей. К сожалению, уникальные часы не сохранились, и единственное напоминание о них - записи в архивах дома Breguet.
Каролина Бонапарт с дочерью Мари
Виже-Лёбрен, 1807г

Среди именитых клиентов Абрахама-Луи Бреге были Мария-Антуаннета, Наполеон Бонапарт и османский султан Селим Третий.
Особой популярностью творения известного часовщика пользовались в Российский империи. В 1808 году Breguet открыл свое представительство в России, в Санкт Петербурге -- "Русский Дом", а в 1814 году в парижскую мастерскую Бреге пожаловал сам Император Александр Первый. Император приобрел часы для себя и оставил заказ на восемь" педометров" - метрономов для регулирования времени маршировки.
Император Александр Первый. 1814 г.

Известность часов марки Breguet в России была настолько велика, что долгое время брегетом называли любые карманные часы. В " Евгении Онегине" название брегет встречается трижды, а строку из первой главы романа "Пока недремлющий берегт не прозвонит ему обед" каждый помнит еще со школы.


В родную для Бреге Швейцарию мастерские Breguet переезжают лишь в 1976 году. С этого времени все производство часов марки базируется в долине Валле-де-Жу вблизи Женевы. Изделия Breguet становятся символом швейцарского часового искусства.

В очередной раз дом Breguet заявил о себе в 1998 году. Подобно тому, как в начале 19 века Бреге удалось создать наручные часы, чтобы удивить Каролину Мюрат, в конце 20 века мастера Breguet создали для женщин самый миниатюрный автоматический механизм хронографа в мире.


Изобретений только самого Бреге хватит на целый музей, а марка успешно развивалась и после смерти своего создателя, год за годом получая новые патенты. Поэтому у Breguet сегодня три постоянных музея: в Париже, в Цюрихе и Шанхае.

В часовом искусстве, как и в любом другом старинном занятии, существует немало мифов, которые мы будем постепенно развенчивать

Большинству из нас, конечно же, знакомы строки великого поэта Александра Пушкина, скончавшегося после ранения на дуэли ровно 180 лет тому назад:

Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Почему-то опять же большинство из нас уверены, что у Евгения Онегина были часы Breguet . Но это не факт. В те времена брегетами называли все карманные часы с боем, а великий мастер Авраам-Луи Бреге при всем желании чисто физически не мог обеспечить даже четверть российской знати своими часами.

Вот что пишет по этому поводу “Большой словарь иностранных слов”:

Брегет – существительное мужского рода (происходит от имени французского часового мастера Бреге, 1747–1823). Карманные часы, отличавшиеся большой точностью, отбивавшие часы, доли часов и показывавшие числа месяца

Составитель “Словаря иностранных слов”, вошедших в состав русского языка, А. Н. Чудинов в 1910 году определил слово “брегет” как:

Часы с особого рода вертящимся на зубчатке ключиком; в прежнее время были в большом употреблении.

Ключик он упомянул вполне корректно. Заводные головки, которые мы знаем, появились только во второй половине XIX века, а изобрел их Жан-Адриан Филипп, чье имя составляет вторую часть названия великого дома Patek Philippe

Почему все карманные часы с боем стали называть брегетами?

Думаю, из-за высочайшего качества моделей, выходивших из-под руки великого мастера. Его слава была такова, что часы Breguet стали первыми жертвами многочисленных подделок, и Бреге пришлось изобретать фирменные неповторимые узоры гильоше, которые наносились на циферблат не только с тем, чтобы скрыть неровность поверхности, но и в качестве защиты от незаконного копирования. Вот таким образом и стали называть брегетами любые часы.

Эпонимы — слова, получившие название благодаря своим первоизобретателям. Наиболее известные из них: ксерокс (ротапринтовая копировальная машина), макинтош (плащ), оливье (салат), толстовка (рубашка с длинными полами), берданка (ружье), галифе (брюки), мавзолей, мансарда, мартен и многие другие

Среди часовых эпонимов можно вспомнить “бове”, от компании Bovet . Так на китайском языке до сих пор называются все часы, когда-то бывшие безумно популярными в Поднебесной.

В общем, у Онегина в часовом карманчике сюртука вполне могли находиться карманные часы с боем Vacheron Constantin , Blancpain , Jaquet Droz , Ferdinand Berthoud, Freres, Perrelet , Jean-François Bautte (чья мастерская со временем была переименована в Girard-Perregaux) и модели других мастеров, творивших в первой половине XIX века.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса