Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Майя Плисецкая. Где похоронена Майя Плисецкая. Майя Плисецкая: биография и годы жизни, личная жизнь, семья и дети балерины, знаменитая диета

БИОГРАФИЯ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ

Майя Плисецкая родилась в огромной еврейской семье. У нее было 11 дядюшек и тетушек и все они каким-либо образом были связаны с балетом. Например, родной дядя Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом. Мама будущей великой балерины Рахилия Михайловна блистала еще во времена "Великого немого". Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и черт лица ей часто доставились роли узбекских женщин. А вот отец Майи, Михаил Эммануилович с искусством связан не был. Он занимал администраторские должности. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене и всей семье пришлось переехать. Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступленями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращению в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. В 1934 году Плисецкие приехали в Москву, правда, в отпуск. И тут же семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли. Почти сразу арестовали и Маму. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Именно у тетушки Суламифь нашла приют 12-летняя Майя. Добрая родственница удочерила осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее. Непревзойдённая Майя Плисецкая Большой театр Первое значимое выступление в Большом театре у Майи Плицекой прошло накануне рокового для Советского Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на сцене филиала ГАБТа состоялся выпускной концерт хореографического училища. Но после был большой перерыв. Чтобы продожить свое обучение 16-летняя девушка решилась сбежать в Москву, где даже в войну продолжались занятия в хореографическом училище. Она снова была зачислена, но на этот раз - сразу в выпускной класс. В 1943 году обучение было закончено и Майю сразу же приняли в штат Большошо театра. Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениане», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты. С мужем Родионом Щедриным Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. К примеру, в балете «Спящая красавица» она была сначала феей Сирени, затем феей Виолант, а потом Авророй. В «Дон Кихоте» балерина станцевала почти все женские партии и, наконец, открыла роль Китри. В 1948 году Майя станцевала Жизель в одноименном балете. С тех пор в Большом театре она стала прима-балериной Кино В 1952 Майя Плисецкая впервые появилась в кино. Ее можно увидеть в картине «Большой концерт» Веры Строевой. Ну а затем последовали в кинофильмы-балеты: «Лебединое озеро», «Сказка о Коньке-Горбунке» и «Анна Каренина». Приму Большого пригласили в фильм-оперу «Хованщина». Балерина участвовала и в экранизации балетов «Айседора», «Болеро», «Чайка», «Дама с собачкой». В 1974 году ее пригласили вместе с солистом Большого театра Богатыревым для теленомера «Ноктюрн» на музыку Фридриха Шопена из балета «В ночи» хореографа Джерома Роббинса. Майя Плисецкая на видео В 1968 году балерина сыграла Бетси в экранизации романа «Анна Каренина» Зархи. С работой Плисецкая справилась на отлично. Несмотря на различие работы на театральной сцене и на съемочной площадке, Майя отлично справлялась и с этой спецификой. В некоторых фильмах у нее были даже роли с текстом. Например, в балетах Бежара. Также Плисецкая снялась в роли Дезире в ленте «Чайковский» Таланкина. Затем Вайткус позвал танцовщицу на роль музы Чюрлениса в картину «Зодиак». В 1976 году актриса сыграла звезду балета и телефильме «Фантазия» по повести Тургенева «Вешние воды». Роль Полозовой удалась блестяще. Хореографические дуэты поставил балетмейстер Елизарьев. Документальное кино После художественных фильмов стали снимать документальные. Главная роль снова доставалась Плисецкой. Телевизионщиков стала интересовать судьба артистки, становление ее карьеры, разные грани личной и творчесткой жизни. Самые яркие документальные фильмы о Майе Михайловне: «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» и «Майя Плисецкая». Кроме того, ее творчеству посвящены и ленты «Майя» режиссер Сакагуши для японского ТВ и «Майя Плисецкая» режиссер Делюш для французов. В ленте «Майя Плисецкая assoluta» показал балерину в танце и там неизменно были лебединые движения рук, которые прославили Майю на весь мир. Майя Плисецкая о себе и творчестве Впрочем, сама Майя полагает, что танцевать надо всем телом. Должны участвовать ноги, голова, корпус и, естественно, руки. «Важно танцевать музыку, а не под музыку», - говорит балерина. Творческий девиз знаменитости можно описать так: никому не подражай, превращай движения в музыку. Кстати, в танце Майи Плисецкой никогда не было видно набросков, которые сделали ее предшественники. Балерина всегда реагировала на соло музыкальных инструментов и подчеркивала акценты, иногда движением брови или взглядом. Танцевальная карьера Майи Михайловны оказалась удивительно долгой - она оставила сцену лишь в возрасте 65 лет. Личная жизнь Со своим супругом Родионом Щедриным Майя познакомилась в гостях у Лили Брик. Балерина и композитор, казалось, не очень заинтересовались друг другом. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начала встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились. «Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», - рассказывала Плисецкая о муже. Они никогда вместе не скучали. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены. Супруг ее оправдывал, говоря, что балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется. Многие балерины, утверждал он, теряли профессию из-за беременности. 80-90-е годы Стиль танца балерины стал общепринятым каноном. Неожиданный поворот в судьбе примы случился в 1983 году. Ей предложили быть худруком балета Римской оперы. На этом посту Майя была полтора года, периодически приезжала в Рим. Она поставила «Раймонду» для открытой сцены в Термах Каракаллы, представила свою «Айседору» и организовала «Федру». На встрече с поклонниками В январе 1990 года Плисецкая станцевала свой последний спектакль в Большом театре. Им стала «Дама с собачкой». Ушла из Большого балерина из-за разногласий с художественным руководителем. Жизнь на три дома Сегодня дом Майи Михайловны находится в Москве. По крайней мере, она так думает, когда едет в свою квартиру. С мужем балерина живет в Мюнхене, где снимает жилье. Там они вынуждены находиться из-за проблем со здоровьем. Медики, которые помогают Майе Михайловне находиться в форме, нашлись только в Германии. Сама Плисецкая сейчас жалеет о том, что ей редко приходится бывать на родине. Она изредка посещает балетные конкурсы и появляется на собственных юбилеях и юбилеях коллег по цеху. Откровенная в жизни и на сцене, не скрывает личных подробностей Плисецкая и сейчас. Она даже выпустила книгу мемуаров «Я, Майя Плисецкая». Награды У Майи Плисецкой несчетное количество разнообразных наград. Балерина Герой Социалистического труда, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Командор ордена Искусств и литературы (Франция), Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса, имеет Орден Ленина, Орден Почётного легиона (Франция), Ленинскую премию, Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой», Орден Восходящего солнца III степени (Япония), Орден Изабеллы Католички. Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка СССР и РСФСР, лауреат различных премий.

Биография и эпизоды жизни Майи Плисецкой . Когда родилась и умерла Майя Плисецкая, памятные места и даты важных событий ее жизни. Цитаты балерины, фото и видео .

Годы жизни Майи Плисецкой:

родилась 20 ноября 1925, умерла 2 мая 2015

Эпитафия

«Гармония и красота
Её божественных движений
Не повторится никогда.
Она - неповторимый гений!»
Из стихотворения Людмилы Лидер, посвященного памяти Майи Плисецкой

Биография

Непревзойденная примадонна Большого театра - балерина Майя Плисецкая провела на сцене более 60 лет. Оригинальная танцевальная техника и природная грация позволили Майе Михайловне добиться грандиозных успехов на поприще театрального искусства. Главным образом балерина знаменита как исполнительница ролей Анны Каренины, Кармен, Джульетты, однако действительный послужной список Плисецкой куда более широк. Достаточно заметить, что в одном лишь «Лебедином озере» балерина станцевала более 800 раз.

Желание стать балериной преследовало Майю Плисецкую с раннего детства. Впрочем, и трагические развороты судьбы, как ни странно, тому способствовали. Перед началом Второй мировой она фактически лишилась родителей: отец был осужден и расстрелян как политический преступник, мать - сослана в лагерь жен изменников родины в Казахстане. В итоге девочка осталась на попечении своей тети Суламифь Мессерер - солистки Большого театра, которая впоследствии и помогла Майе сделать первые робкие шаги к мечте.


Окончив Московское хореографическое училище, Плисецкая без труда поступила в труппу Большого театра и очень вскоре утвердилась там в качестве солистки. Последующие 50 лет в жизни Майи Плисецкой были неразрывно связаны с самым престижным театром столицы. Впрочем, заграничные гастроли тоже не заставляли себя ждать. Более того, иностранные режиссеры всерьез и настойчиво интересовались творчеством Плисецкой. Ее более не приглашали на роли — под нее ставили целые спектакли.

После распада СССР Майя Плисецкая большую часть времени проводила за рубежом. Она работала художественным руководителем в театрах Рима и Мадрида, выступала в качестве балетмейстера и режиссера-постановщика, проводила мастер-классы, сотрудничала с корифеями театрального искусства в проведении фестивалей и гала-концертов. Творческий образ великой балерины зафиксирован в работах современных художников и кинорежиссеров. Авторству Плисецкой принадлежат три сборника мемуаров. За беспрецедентный вклад в развитие культуры и искусства балерина была удостоена десятков наград, премий, званий и орденов.


Неожиданная смерть Майи Плисецкой наступила 2 мая 2015 г. Артистка скончалась в Германии, в Мюнхене, где проживала вместе с мужем Родионом Щедриным большую часть времени. Причиной смерти Плисецкой стал сердечный приступ. Прощание с Плисецкой состоялось в Германии в кругу родных и близких. Согласно обнародованному завещанию примадонны, после смерти Щедрина их прах будет смешан воедино и развеян над Россией.

Линия жизни

20 ноября 1925 г. Дата рождения Майи Михайловны Плисецкой.
1932 г. Переезд на Шпицберген в связи со сменой рода деятельности отца.
1941 г. Эвакуация в Свердловск вместе с тетей Суламифь Мессерер.
1943 г. Окончание Московского хореографического училища и поступление в труппу Большого театра.
1958 г. Брак с композитором Родионом Щедриным.
1960 г. Утверждение в статусе прима-балерины Большого театра.
1983 г. Назначение на должность художественного руководителя Римской оперы.
1988 г. Назначение на должность художественного руководителя Испанского национального балета.
1990 г. Увольнение из Большого театра.
1994 г. Учреждение ежегодного балетного конкурса «Майя».
2 мая 2015 г. Дата смерти Майи Плисецкой.

Памятные места

1. Московское хореографическое училище, где училась Майя Плисецкая.
2. Большой театр в Москве, где работала Плисецкая.
3. Город Тракай в Литве, где находится дачный дом Плисецкой.
4. Римская опера, где работала балерина.
5. Уличный портрет Майи Плисецкой (на стене дома № 16, к. 2 по ул. Большая Дмитровка), созданный бразильскими художниками Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.
6. Архипелаг Шпицберген в Норвегии, где проживала Плисецкая с семьей в 30-х гг.
7. Город Свердловск (ныне Екатеринбург), где проживала Плисецкая в 40-х гг.
8. Город Мюнхен, где артистка проживала с 90-х гг. и где скончалась.
9. Музей-мастерская Зураба Церетели в Москве, где установлен памятник Плисецкой.

Эпизоды жизни

Майя Плисецкая состояла в браке со знаменитым композитором Родионом Щедриным, однако детей у супругов не было. В начале 2000-х гг. газета Московский комсомолец пыталась было опровергнуть данный факт, напечатав сенсационную статью «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой». Однако Московский городской суд опровергнул недостоверную информацию: по мнению суда у Плисецкой действительно не осталось наследников.

Когда Плисецкая стала ведущей солисткой Большого театра, в труппе случился раскол: балерина постепенно вступила в оппозицию к главному балетмейстеру театра, а артисты в свою очередь рассредоточились на «группы поддержки». Так, под негласной эгидой конфронтации, и проходила работа в коллективе, пока Майя, наконец, не была уволена. Правда вот общественность случай увольнения легендарной балерины отнюдь не одобрила, да и Майе «простаивать» не пришлось: за границей ее ждала масса интересных предложений.

Завет

«Я никогда не любила тренироваться, репетировать. Впрочем, в последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги».

Легендарные выступления Майи Плисецкой

Соболезнования

«Трудно об этом говорить, в голове пока не укладывается. Буквально на днях мы встречались с Майей Михайловной в Москве, обсуждали празднование ее юбилея 20 ноября, задумывали провести грандиозный гала-концерт в ее честь. Майя Михайловна была в полном здравии, и ничто не предвещало беды».
Владимир Урин, генеральный директор Большого театра Москвы

«Майи Плисецкой больше нет с нами. Но остались легендарная Кармен, Одетта-Одиллия, Раймонда. Остался ее Танец. Глубокие соболезнования Родиону Константиновичу Щедрину и всем близким Майи Михайловны».
Дмитрий Медведев, премьер-министр России

Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР - 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) - артистка балета, представительница театральной династии Мессерер - Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948-1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премии (1964) и множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.

Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; написала несколько мемуаров. Была супругой композитора Родиона Щедрина. Считается одной из величайших балерин XX века.

Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Была старшей из троих детей (Александр родился в 1931-м, Азарий - в 1937 году).

С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии - и генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года Михаил Плисецкий был арестован, расстрелян 8 января 1938 года (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать Плисецкой Рахиль была арестована в начале марта 1938 года, вместе с грудным Азарием выслана в Казахстан, в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы девочка не была отдана в детский дом для детей изменников Родины, Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер (её брата Александра забрал к себе дядя, Асаф Мессерер).

Суламифь Мессерер показала своей племяннице Майе балет, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Когда племянница вернулась домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей - балет её заинтересовал. В хореографическое училище её также отвела тетя Суламифь. Майе Плисецкой было 7 лет и 8 месяцев, когда стал проходить очередной набор. По существующим правилам, ребенку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс. Суламифь Мессерер смогла убедить членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду её таланта и природных данных.

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. Суламифь Мессерер старалась сделать номер таким, чтобы Майя Плисецкая показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук. Также тетя Суламифь придумала выход балерины спиной к публике. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.

В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург, также ездила в Литву, где у неё была дача неподалёку от Тракайского замка (Майя Плисецкая имела литовское гражданство - она и Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта).

Умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене, на 90-м году жизни, от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Личная жизнь

В своих мемуарах Майя Михайловна писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923-1953) и Эсфендьяром Кашани. В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу, однако через три месяца они развелись.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было.

В 1999 году Пресненский суд Москвы по иску Плисецкой к газете «Московский комсомолец» по поводу статьи «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой» подтвердил, что дочери у Майи Плисецкой нет, в 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе.

Творчество

Майя Плисецкая - обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием.

Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке».

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. Хотя балерина танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно она встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.

В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина» (режиссёр Александр Зархи) - через несколько лет она выберет «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама выйдет на сцену уже в заглавной роли.

Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры «Прелюдия» (1967, балетмейстер Наталья Касаткина) и «Гибель розы» (1973, балетмейстер Ролан Пети), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж). Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне), «Леда» (1978, партнёр - Хорхе Донн, там же), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр - Патрик Дюпон, Дворец Шайо, Париж) и номер «Ave Maya» (1995); начиная с 1978 года танцевала в его «Болеро». Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (на музыку Альбениса, 1991) и «Мария Стюарт».

Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина, как «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), сама исполняла в них главные женские партии.

По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом она себя не считала, говоря: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».

Майя Плисецкая на площади Киевского вокзала после гастролей,
2000 год.

В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990). В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку классического балета Глазунова (хореография Мариуса Петипа) «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906).

В 1990 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.

Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.

15 мая 2015 года вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале Цауберзее состоялся вечер-посвящение.

20 ноября 2015 года вместо подготовленного юбилейного вечера состоялся концерт-вечер памяти в Большом театре.

Репертуар

Первая исполнительница партии.
- первая исполнительница партии в Большом театре.

Большой театр

  • 21 ноября 1945 - Осень , «Золушка» Ростислава Захарова
  • 29 января 1955 (на сцене филиала) - Сюимбике , «Шурале» Леонида Якобсона (Батыр - Юрий Кондратов)
  • 1960 - Царь-девица , «Конёк-Горбунок» Александра Радунского (Иванушка - Владимир Васильев, Царь - Александр Радунский )
  • 1956 - Лауренсия , «Лауренсия»
  • ? - Вакханка , «Вальпургиева ночь» Леонида Лавровского
  • 1959 - Хозяйка медной горы , «Каменный цветок» Юрия Григоровича (Данила - Николай Фадеечев).
  • 1964 - Жар-птица , «Жар-птица»
  • 30 марта 1965 - Мехменэ Бану , «Легенда о любви» Юрия Григоровича (Ферхад - Марис Лиепа, Визирь - Александр Лавренюк, Ширин - Наталия Бессмертнова)
  • 1967 - «Прелюдия» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Наталия Касаткина
  • 20 апреля 1967 - Кармен , «Кармен-сюита» Альберто Алонсо (Хозе - Николай Фадеечев, Тореро - Сергей Радченко, Рок - Наталия Касаткина)
  • 13 июня 1972 - Анна Каренина , «Анна Каренина», постановка Майи Плисецкой совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, (Вронский - Марис Лиепа, Каренин - Николай Фадеечев)
  • 27 мая 1980 - Чайка, Нина Заречная , «Чайка» (Треплев - Александр Богатырёв)
  • 20 ноября 1985 - Анна Сергеевна , «Дама с собачкой», художник Валерий Левенталь, костюмы для Майи Плисецкой Пьера Кардена (Гуров - Борис Ефимов)

На других сценах

  • 1973 - «Гибель розы», балетмейстер Ролан Пети
  • 28 декабря 1976 - «Айседора», балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
  • 1978 - «Болеро», балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», театр Ла Монне
  • 19 декабря 1978 - «Леда» (партнёр - Хорхе Донн), балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», театр Ла Монне
  • «Пруст, или Перебои сердца», балетмейстер Ролан Пети
  • «Федра» Сержа Лифаря, Балет Нанси
  • 1991 - «Астурия» на музыку Альбениса; «Мария Стюарт», хореография Хосе Гранеро
  • 1992 - «Безумная из Шайо», хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж
  • 1995 - «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер Морис Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр - Патрик Дюпон)

Фильмография

  • 1951 - «Большой концерт»
  • 1953 - «Мастера русского балета», фильм-балет - Зарема , «Бахчисарайский фонтан» (Мария - Галина Уланова, хан Гирей - Пётр Гусев)
  • 1957 - «Лебединое озеро» кинофильм-балет
  • 1959 - «Хованщина», фильм-опера - Персидка
  • 1961 - «Конёк-Горбунок», фильм-балет - Царь-девица
  • 1964 - «Майя Плисецкая», документальный фильм (режиссёр Василий Катанян)
  • 1967 - «Анна Каренина», режиссёр Александр Зархи - Бетси Тверская
  • 1969 - «Чайковский», сценарист и режиссёр Игорь Таланкин - Дезире Арто
  • 1969 - «Новогоднее похищение», фильм-концерт - балерина
  • 1974 - «Анна Каренина», фильм-балет - Анна Каренина
  • 1976 - «Фантазия», режиссёр Анатолий Эфрос - Полозова (Санин - Анатолий Бердышев)
  • 1977 - «Поэзия танца», фильм-балет - «Болеро», «Айседора» Мориса Бежара
  • 1978 - «Кармен-сюита», фильм-балет, режиссёр Феликс Слидовкер - Кармен
  • 1985 - «Leçon de ténèbres», документальный фильм (режиссёр Доминик Делуш)
  • 1987 - «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая», документальный фильм (50 мин, режиссёр Борис Галантер)
  • 2000 - «Maïa», документальный фильм (1 час 30 мин, режиссёр Доминик Делуш)
  • 2005 - «Ave Майя», документальный фильм (52 мин, режиссёр Никита Тихонов)
  • 2005 - «Стихия по имени Майя», документальный фильм (2 части по 39 мин, режиссёр Никита Тихонов)
  • «Прелюдия», хореография Наталии Касаткиной (режиссёр Доминик Делуш)

Мемуары

  • Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. - М.: Новости, 1994. - 496 с. - 50 000 экз.
  • Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. - М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. - 250 с. - 10 000 экз.
  • Плисецкая М. Читая жизнь свою.... - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 752 с. - 5000 экз.

Признание и награды

  • Герой Социалистического Труда (19 ноября 1985) - за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства
  • Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из шести женщин наряду с Ириной Антоновой, Галиной Вишневской, Галиной Волчек, Валентиной Матвиенко и Людмилой Вербицкой)
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) - за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) - за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • Три ордена Ленина (27 октября 1967, 25 мая 1976, 19 ноября 1985)
  • Орден Трудового Красного Знамени (7 августа 1981)
  • Заслуженный артист РСФСР (1951)
  • Народный артист РСФСР (1956)
  • Народный артист СССР (1959)
  • Ленинская премия (1964)
  • Золотая медаль Парижа от мэра города Жака Ширака (1977)
  • Орден Почётного легиона (Франция)
    • кавалерский крест (1986),
    • офицерский крест (2012)
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)
  • ‎Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)
  • Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991)
  • Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
  • Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005)
  • Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)
  • Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)
  • Медаль «Про Финляндия» (1968)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991)
  • Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)
  • Доктор Сорбонны (1985)
  • Почётный профессор Московского государственного университета (1993)
  • 3-е место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000)
  • Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008)
  • Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)
  • Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962)
  • Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)
  • Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)
  • Премия «Триумф» (2000)
  • Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)
  • Премия «Национальная гордость России» (2003)
  • Премия Принца Астурийского (2005, Испания)
  • Международная Императорская премия Японии (2006)
  • Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)
  • Премия журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009)
  • Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
  • Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)
  • Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • Почётный гражданин Испании.

Названы в честь Плисецкой

  • Сорт пионов, выведенный в 1963 году.
  • Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин).
  • В октябре 2013 года бразильские художники Эдуардо Кобра (Eduardo Kobra ) и Агналдо Брито (Agnaldo Brito ) посвятили Майе Плисецкой одну из своих работ. Граффити длиной 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д. 16, к. 1.

Память

20 ноября 2015 года, в день 90-летия со дня рождения балерины, имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нём размещена на правой стене дома 16 к. 1 - там же, где находится граффити Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.

Майя Плисецкая уже давно стала для России настоящей легендой, а за свою долголетнюю деятельность была удостоена множества наград, которые своим кропотливым трудом полностью заслужила. Природную гибкость тела и неиссякаемый талант она полностью смогла реализовать в балете, что дается далеко не каждой одаренной девушке. Ведь без трудолюбия и усердия в работе на одном лишь голом таланте далеко не уйдешь! Биография Майи Плисецкой, личная жизнь, фото - все это представлено вашему вниманию в статье.

Родители Плисецкой

Краткая биография балерины Майи Плисецкой содержит информацию о том, что родилась она в столице СССР 25 ноября 1925 года. Родители будущей великой балерины - Мессерер Рахиль и Михаил Плисецкий - вряд ли могли предположить, что их дочке судьбой заготовлено такое большое будущее на сцене. Тем более, что как мать, которая была актрисой и старалась привить Майе любовь к театру, так и отец, занимавший высокие посты при правительстве, далеки были от данного рода деятельности. Хотя деятельность матери во многом способствовала творческому развитию маленькой Майи.

Постепенно приобщаясь к творчеству и осознавая его большую эстетическую силу, воздействующую на широкие массы зрителей, Майя еще в раннем возрасте почувствовала сильную тягу к балетным танцам. И с собой она ее пронесла в течение всей жизни, оставаясь всегда верной себе!

Переезд в Шпицберген и первые шаги на сцене

В 1932 году семья Плисецких перебирается жить в Шпицберген. Такой крутой поворот в их жизни произошел из-за того, что для отца появилась новая должность - его сперва назначили директором «Артикугля», а несколько позже он уже становится консулом СССР.

В Шпицбергене юная Майя, которой на тот момент было 11 лет, исполняет свою первую роль в опере. Ей надлежало сыграть в спектакле «Русалка», с чем она весьма прекрасно справилась. Этот успех укрепил веру Плисецкой в свой талант и придал ей стимул совершенствовать свои задатки в балетном искусстве!

Майе на сцене все давалось очень легко, возможно, этому способствовала ее стройная фигура и великолепная пластика тела. Она отлично улавливала ритм музыки и скользила по сцене, словно снежинка, стараясь воплотить в себе все то прекрасное, что дает своим почитателем балет.

Жизненные испытания

Настоящие жизненные испытания пришлось пережить юной Майе в 1938 году. Именно в этот период ее отца арестовали и приговорили к расстрелу. А мать девочки в срочном порядке сослали в Казахстан. Такое положение дел привело к тому, что Майю Плисецкую удочерила ее родная тетя - Суламифь Мессерер. В противном случае подрастающая балерина могла оказаться в детском доме. Но вряд ли ее прельщала такая печальная участь, поэтому от этой судьбы ее и спасла тетя.

Но, даже несмотря на такие потрясения, которые могли выбить из колеи кого угодно, в 1943 году Плисецкая успешно оканчивает Московское хореографическое училище. Фактически здесь она получила тот фундамент знаний, который очень пригодился ей в балетном деле.

Откровения Плисецкой

В одном своем интервью Майя Плисецкая, биография и фото которой представлены вашему вниманию в статье, призналась, что на балет ее отдали еще совсем маленькой. Ей тогда было всего 8 лет, но главная причина данного шага заключалась в том, что характер у девочки был несколько хулиганистым. И чтобы устранить негативные его проявления в последующем, Майю решили приобщить к прекрасному уже с раннего детства.

Плисецкая также рассказала и о том, что очень хорошо ощущала ритм музыки, а также интуитивно понимала, какую позу лучше всего подобрать в определенный момент. Данные природные задатки во многом стали определяющими для развития ее таланта в балетной сфере деятельности. Возможно, именно они и стали определяющими при выборе будущей профессии!

Майя Плисецкая в кино

В1952 году биография Плисецкой Майи Михайловны обогатилась еще одним событием - девушка впервые приняла участие в киносъемках. Произошло это при подготовке картины «Большой концерт», которую сняла Вера Строева. И этот дебют во многом способствовал успешным постановкам в других фильмах с ее участием, а их было немало. Можно вспомнить такие произведения, как кинофильмы-балеты «Анна Каренина», «Сказка о Коньке-Горбунке», «Лебединое озеро».

Также Майя Плисецкая была приглашена на экранизированные балеты «Чайка», «Асейдора», «Болеро», «Дама с собачкой».

Роль Бетси Майя мастерски исполнила в экранизации романа «Анна Каренина» 1968 года. А звезда балета в фильме «Фантазия» (снят в 1976 году) настолько великолепно была обыграна Плисецкой, что иногда казалось, будто в данной картине она сыграла саму себя.

Немало было у Майи в фильмах и различных ролей с текстами. На память сразу же приходит балет Бежара. Интересна была и роль Дезирев в картине «Чайковский», с которой отлично справилась Плисецкая.

Военные годы

Начало Великой Отечественной войны заставил Плисецкую вместе со своей семьей в срочном порядке эвакуироваться в Свердловск. Конечно, те тяжелые годы не могли не отобразиться на деятельности великой балерины. Ей приходилось значительно меньше выделять времени любимому делу, так как посещать балетную школы в те годы она просто не могла. Из-за этого фактически вся карьера балерины у Майи повисла на волоске.

Но спасла ситуацию великолепно сыгранная Плисецкой роль в спектакле «Умирающий лебедь». Тогда она выполняла все «трюки» балерины, стоя к зрителям спиной. Это так сильно поразило зал, что он после завершения представления еще долго громко аплодировал юной балерине! Фактически данный успех помог Майе в послевоенные годы возобновить свою деятельность и с новой силой трудиться на любимом поприще, проявляя большой энтузиазм в творчестве.

Можно сказать смело, что война так и не смогла сломить волю Майи Плисецкой и заставить ее навсегда забыть о балете. Наоборот, маленькие локальные творческие успехи, происходившие с ней в данный период на сцене, укрепляли ее веру в собственный творческий потенциал, который следовало реализовать на практике.

Творческое кредо

Главным творческим кредо для Майи Плисецкой являлось донести до широкого зрителя все те прекрасные моменты, которыми отличается балет. Чтобы даже самый искушенный зритель, увидев представление с ее участием, мог насладиться его просмотром и получить от этого истинное удовольствие.

Поэтому в каждом своем выступлении Плисецкая старалась выкладываться на полную. В этом ей помогал ее природный талант, а также кропотливый труд, которого Мая никогда не боялась.

Известные изречения Плисецкой

Чтобы понять мировоззрение Майи Плисецкой, следует изучить ее взгляды на многие жизненные вещи. В этом плане могут достаточно неплохо помочь цитаты из ее высказываний. Здесь они приведены не точно, но основные мысли, которые хотела донести ими Майя, переданы по сути.

В одном из своих изречений Плисецкая сетовала на то, что никогда не любила изнуряющие тренировки и репетиции. С ее слов, благодаря этому ей удалось продлить свою сценическую деятельность, так как ноги у балерины были не измученные.

Никогда не любила Майя и лишние слова, а желала все доказывать конкретными поступками.

Плисецкая полагала, что самым важным в искусстве является тот момент, который будет трогать душу зрителя. Если его нет, то деятельность балерины или актрисы бессмысленна.

В мировоззрении Майи не существовало разделения людей на расы и народы. Она лишь считала, что человечество разделяется на добрых и злых людей, причем хорошие личности - это своеобразный подарок с Неба.

Благодаря своим долголетним наблюдениям, Майя сделала четкий вывод, что бездеятельность губительна для человеческой фигуры. Если люди будут постоянно лежать на диване и ничего не делать, то они станут ленивыми и потеряют хорошую форму тела.

Плисецкая понимала, что от естественного процесса старения и образования морщин на лице никуда не деться. Но рекомендовала людям до последнего бороться со старостью и оттягивать данный процесс как можно дольше.

Краткая биография Майи Плисецкой, личная жизнь, дети, муж - это все всегда интересовало ее поклонников. Пришло время поговорить и об этом.

Майя Плисецкая. Биография, личная жизнь, дети

Первый брак Плисецкой оказался неудачным, ведь в замужестве с Марисом Лиепой она прожила всего три месяца, после чего пара вынуждена была расстаться.

Однако в 1958 году Майя выходит замуж во второй раз. Ее спутником по жизни стал композитор Родин Щедрин. Таким образом был создан своеобразный творческий семейный дуэт. Причем Родин был понимающим и любящим супругом, который никогда в жизни не требовал от Майи бросить балет. Он прекрасно понимал, насколько большое значение в жизни занимает ее любимое занятие.

Как признавалась сама Майя, Щедрин был главным ее вдохновителем на творческие свершения, он придавал ей моральные силы для сложных балетных танцев, всегда поддерживал ее добрым словом.

Детей у Майи Плисецкой и Родиона Щедрина никогда не было, так как балерина отвергла идею о потомстве как таковую. Несмотря на то что изначально Родион был не в восторге от этого решения своей супруги, он вынужден был его принять как должное и смириться. Фактически, он никогда не перечил своей жене и всегда старался быть для нее настоящей мужской опорой по жизни.

Книги о выдающейся балерине

О таких известных людях, как Майя Плисецкая, пишут книги и снимают документальные и художественные фильмы. Не стала исключением и выдающаяся балерина СССР.

Среди наиболее популярных книг, которые пользуются огромной славой среди читателей, выделяют литературные труды «Я, Майя Плисецкая», а также «Тринадцать лет спустя».

В книге «Я, Майя Плисецкая», написанной самой балериной в 1994 году, повествует о ее широком творческом пути и обо всех творческих достижениях. Также в ней приведены подробные разъяснения, почему всемирная слава Большого театра России постепенно идет к упадку.

Во второй своей книге «Тринадцать лет спустя» Плисецкая затрагивает события, которые произошли за период с 1993 по 2006 год. Фактически это книга с воспоминаниями от легенды балета. Излагает все события Майя в своей работе весьма четко и интересно для читателя. Весь свой профессиональный опыт и знания она решила оставить для будущих поколений в виде этих двух книг, с которыми обязательно стоит ознакомиться всем поклонникам артистки.

Роль Плисецкой в мировой истории балета

Роль Майи Плисецкой в истории мирового балет очень велика, ведь она стала одной из главных фигур в данной сфере деятельности в ХХ веке. Реализовав свой огромный творческий потенциал, она показала, насколько талантливые люди проживали в ту эпоху, и что даже все жизненные неурядицы не способны помешать человеку со временем достичь тех вершин, к которым он стремится.

На балерину Майю Плисецкую будет равняться еще не одно поколение современных балерин, которые также мечтают о подобной славе. О ней даже при жизни артистки слагались целые легенды, которые стали еще больше значимые после ее смерти, которая выпала на 2 мая 2015 года. Легенде балета в тот момент шел уже 90-й год. Плисецкая прожила интересную и неординарную жизнь, о которой есть что рассказать и вспомнить.

Великая русская балерина, актриса и хореограф Майя Плисецкая благодаря своему яркому таланту оставила неизгладимый след в истории русского балета. Биография талантливой женщины настолько изобилует интересными фактами, что пройти мимо столь удивительной судьбы невозможно.

Осенью 1925 года, 20 ноября, в семье Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы Рахили Мессерер родилась будущая звезда балета – Майя. Свой талант она унаследовала по материнской линии ибо род Мессерер уже обладал несколькими знаменитостями.

Так, тетя Майи Елизавета, как и её собственная мать, была актрисой, а тетка Суламифь Мессерер пользовалась особым покровительством вождя вместе с дядей Асафом благодаря своим балетным выступлениям. Из звездного окружения несколько выбивался отец, который занимал высокие должности при правительстве в хозяйственной сфере.

В 1932 г. Плисецкие переехали в Шпицберген, где глава семьи сначала был директором «Арктикугля», а затем назначен консулом Советского Союза. Именно там состоялся дебют 11-летней Майи на сцене в опере «Русалка». В 1934 году талантливую девочку определили в Московскую хореографическую школу, однако, мечта о сцене была перечеркнута страшными событиями 1937 г.

1 мая Михаил Эммануилович был арестован по подозрению в государственной измене, и через год без суда и следствия его расстреляли. Во время хрущевской «оттепели» честное имя М. Плисецкого было реабилитировано. Спустя год после ареста отца из зала Большого театра забрали и мать – ей грозила ссылка в Казахстан. Туда Рахиль отправилась вместе с грудным младенцем – братом Майи, и приехала обратно в Москву лишь в 1941 г.

В связи с этими событиями, многочисленной семье Мессерер пришлось взять заботу о детях Плисецких, в противном случае их отправили бы на воспитание в приют. Воспитанием Майи с этого момента занялась тетя Суламифь, которая и вернула девочке желание снова встать к балетному станку.

Учёба и начало карьеры

Осознавая, что без регулярных занятий с профессиональными педагогами в настоящем балетном классе, она растеряет свой артистизм, гибкость и выразительность, в военное время девушка принимает решение сбежать в Москву. Так, в 16 лет Майя возвращается в выпускной класс балетного училища и оканчивает его в 1943.

Первый важный концерт Майи Плисецкой прошел накануне вторжения немецких войск на территорию Союза. Это было выступление выпускников хореографического класса на сцене филиала Государственного Академического Большого театра.

Плисецкая Майя Михайловна получила первое признание публики в балетной постановке «Шопениана», где танцевала мазурку – это был её звездный час! Каждый прыжок юного дарования вызывал бурю аплодисментов. Благодаря превосходному чувству музыки и ритма, уже через несколько лет работы в Большом Плисецкой достаются сольные партии, а официальный статус примы ей присвоен в 1948 году – всего через 7 лет после выпускного концерта.

Кажущийся безоблачным сценический путь, на поверку оказывается не таким простым. Балетное искусство предполагает многочасовые упражнения ежедневно, любовью к которым Плисецкая отнюдь не отличалась. Причем, отрабатывая партию на сцене, балерина вкладывала всю свою страсть, однако монотонная отработка у станка навевала на неё тоску.

Только повзрослев, Плисецкая осознала, что в балете не бывает второстепенных ролей, потому в каждой роли требуется оттачивать каждое движение. Лишь это понимание, впоследствии, сделало из одаренного ребенка настоящую звезду. Зрители раскупали билеты, чтобы полюбоваться на юную приму задолго до очередного концерта.

Независимый характер и неприятие подхалимства наложили свой отпечаток на взаимоотношения с главным балетмейстером Большого театра, Григоровичем. Именно ему Майя Плисецкая обязана тем, что долгое время была «невыездной». К дочери «врага народа», по совместительству великой балерины, и так были обращены взгляды спецслужб. В 1956 году ей даже пришлось несколько раз присутствовать на допросах в КГБ, однако, серьезных нарушений выявить не удалось.

За пределы «железного занавеса» ей удалось вырваться только после реабилитации Михаила Плисецкого при Хрущеве. Тогда весь мир смог, наконец, наслаждаться танцем, а школа русского балета прославилась в лучших театрах Европы. В 1959 г. Майе Плисецкой было присвоено почетное звание народной артистки СССР.

Лучшие роли Майи Плисецкой на сцене

Начиная с 1972 г. вместе с композитором Родионом Щедриным, который был вторым мужем Плисецкой, она начала самостоятельно ставить спектакли с собой в главной роли. Так мир увидел великие постановки: «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Чайка», ставшие классикой. Естественно, что к остальным балеринам предъявлялись высокие требования. Она неоднократно повторяла, что музыку надо чувствовать каждой клеточкой тела, а не просто двигаться под нее. Благодаря серьезному подходу, спектакли завораживали зрителя с первой минуты.

С 1983 года начинается активное сотрудничество с лучшими театрами Европы. Знаменитый «Умирающий лебедь», поставленный под голосовой аккомпанемент Монсерат Кабалье, покорил сердца европейской публики.

Заключительный спектакль «Дама с собачкой» в статусе примы-балерины Большого театра Плисецкая станцевала в 1990 году. Ей было уже 65 лет, но каждое движение было столь же гармоничным и выверенным, как и в юные годы. Впрочем, уход Майи со сцены был вызван больше противоречиями с руководством, нежели преклонным возрастом.

Список телевизионных и кинопроектов, в которых принимала участие актриса Майя Плисецкая, насчитывает порядка 25 работ.

Особенно стоит выделить:

  • «Лебединое озеро» (1957 г.);
  • «Кармен-сюита» (1978 г.);
  • «Сказка о Коньке-Горбунке» (1962 г.).

Всего в качестве актрисы и сценариста-художника, балерина появлялась в фильмах и ТВ-передачах в период 1948-2012 годы.

Первые фильмы и телевизионные шоу с непосредственным участием Плисецкой:

  • «Городской тост» (1948);
  • «Большой концерт» (1951);
  • «Мастера русского балета» (1953).

Последние фильмы и проекты, где задействована великая артистка – это «Лики танца» (1996), «Зодиак» (1986), «Прерывистые сердца» (1981).

Личная жизнь

Биография Майи Плисецкой будет неполной без сведений о личной жизни. Как известно, через призму взаимоотношений с окружающими людьми, проще понять глубину личности. Как известная балерина, Майя всю жизнь была окружена мужчинами. Она писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина дважды была замужем.

С первым мужем, танцовщиком Марисом Лиепой, они поженились в 1956 г., но расторгли брак, не прожив и четырех месяцев. Через некоторое время, в гостях, Майя познакомилась со своим вторым мужем, который был младше на целых 7 лет. Говорить о любви с первого взгляда будет преувеличением, потому что встречаться они начали спустя 3 года с того вечера у Лили Брик, а поженились много позже – в 1958 году.

Родион Щедрин во всем поддерживал супругу и отстаивал её интересы. Именно благодаря нему Майя смогла посещать лучшие театральные подмостки Европы. Счастливое супружество не ознаменовалось рождением детей, что, во многом, обусловлено прихотью Щедрина, утверждавшего, что «балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется».

Очень мало знаменитых персон могут похвастать столь обширным перечнем наград, какой собрала Плисецкая. Среди особо значимых можно выделить:

  • три ордена Ленина и Орден Трудового Красного знамени;
  • звание народной артистки РСФСР, СССР и России;
  • орден «За заслуги перед Отечеством» — неоценимый вклад в развитие мирового и хореографического искусства;
  • звание Героя Социалистического труда (19.11.1985) за заслуги в развитии хореографического искусства;
  • многочисленные международные премии.

Помимо государственных наград от советского правительства и европейских держав, в честь Плисецкой в разные годы назван сорт пионов (1963), астероид (23.12.1984), сквер и памятник на Большой Дмитровке и граффити бразильских художников Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.

Интересные факты о Майе Плисецкой

Творческая натура Плисецкой в полной мере проявилось и в её хобби. Мало кто знает, что балерину интересовали курьёзные фамилии. Так, её «коллекция» в разные времена пополнялась такими перлами паспортистов: Потаскушкин, Негодяев, Дамочкин-Визжачих.

Дружба с политиком Робертом Кеннеди собрала множество кривотолков. Однако не объяснять же всем, что волею судьбы у них был «общий» день рождения, а сам политик отдавал должное искрометному таланту русской артистки.

Вообще балерина отличалась изумительным чувством стиля, что даже в скудные советские годы обеспечивало ей возможность красиво и «дорого» выглядеть. Её изысканные туалеты замечали все вокруг, что, несомненно, давало повод завистникам позлословить. Женщина-легенда всегда выделялась на фоне лучших представителей мировой элиты.

После развала СССР Плисецкая продолжала сотрудничество с ведущими хореографами мира. Шедевральные «Марсельский балет» Ролана Пети и «Балет XX века» Мориса Бежара были счастливы работать с талантливой русской артисткой.

В 1992 году Плисецкая исполняла главную партию на премьере нашумевшего балета «Безумная из Шайо» под музыкальное сопровождение музыку. Даже свой семидесятилетний юбилей она праздновала на сцене, исполнив номер «Аве Майя», постановки Мориса Бежара.

Последние годы жизни, легендарная балерина прожила в Германии, в городке Мюнхен, лишь изредка посещая Россию. Плисецкая Майя Михайловна скончалась в возрасте 89 лет, не дожив до 90-летнего юбилея всего полгода. Причиной смерти стал тяжелый сердечный приступ. Врачи до последнего боролись за жизнь Плисецкой, но, увы, земной путь великой женщины подошел к концу.

Заключение

Майе Плисецкой, очевидно, было уготовано стать отражением своей эпохи – даже в самые тяжелые моменты, она продолжала танцевать. И делала балет не просто грациозным движением под музыкальное сопровождение, а олицетворяла эту музыку каждым взмахом руки. Школа русского балета приобрела мировую известность именно благодаря искрометному таланту хрупкой балерины, одним па приковывавшей взгляды всего мира.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса