Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Капитанская Дочка характеристика образа Пугачев (Пугач, Емелька). Пугачев в произведениях по повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.)

Судьбы героев романа «Капитанская дочка»

В «Капитанской дочке» в центре внимания оказывается личность Пугачева и вообще личности с их судьбами, вовлеченные в историческую круговерть.

Судьбы героев, на мой взгляд, складываются так, как это предписывалось их личностными качествами (положительными или отрицательными), взглядами на жизнь, ценностями и собственно исторической ситуацией того времени. Именно эти важнейшие составляющие личности человека и определяют во многом то, как сложится его жизнь. По сути каждый является творцом своей судьбы, даже если не подозревает об этом.

Пётр Гринёв - дворянин, связанный обетами чести и долга со своим знатным сословием, однако он не смотрит на мир и людей сквозь сословные «очки». Он, прежде всего, честный и искренний человек, готовый прийти на помощь.

Но жизнь не раз ставит его перед выбором между честью и бесчестием, ситуациями нравственного компромисса: после того, как Пугачёв помиловал Гринёва, он должен был поцеловать его руку, тем самым фактически признать в Пугачёве царя. В главе «Незваный гость» Пугачёв просит Петра «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях, полных риска, герой проявляет незыблемую твёрдость и неуступчивость. В Оренбурге, получив письмо от Маши, он должен сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осаждённом городе - долг чести - откликнуться на отчаянный призыв осиротевшей девушки: «Вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». Честь, сострадание и истинная человечность одержали верх над солдатским долгом перед императрицей - он решается покинуть Оренбург и воспользоваться помощью Пугачёва. Изверг, злодей и самозванец, каким он являлся для других людей, выделяет Петра из всех, проявляет к нему снисхождение, милость и даже некое товарищеское отношение. Пугачёв помогает и на этот раз - спасти Машу от Швабрина, державшего её взаперти, больную, измученную и голодную. Поэтому, столкновение с этим человеком, играет в судьбе Гринёва немалую роль.

Пушкин показал в романе темный и светлый лики истории. Она может погубить человека, а может дать его душе «сильное и благое потрясение». Она заставляет проявить свои скрытые волевые качества и даёт шанс спастись, даже в самых сложных испытаниях тем, кто искренен, милосерден, честен. Жёсткая и капризная, историческая реальность не исключает «чудесной» случайности. Кажется, что она сама не только карает и губит, но и возвышает людей, милостива к ним.

Это особенно ярко проявилось в судьбе Маши Мироновой. Главные испытания в жизни Маши, как и в жизни Гринёва, начинаются, когда до Белогорской крепости доходит слух о самозванце. Стремясь уберечь дочь от «пугачёвщины», родители хотят отправить её в безопасное место. Но судьба вновь распоряжается по-своему: Маша вынуждена остаться в осаждённой крепости, среди огня и ужасов «бессмысленного и беспощадного» бунта. В день взятия крепости её постигает несчастье - жестокая смерть её отца и матери. Она остаётся круглой сиротой. Её единственный защитник - Пётр Гринёв, чудом избежав виселицы, отправляется в Оренбург, а она, больная, беспомощная оказывается в руках нового коменданта крепости - предателя Швабрина.

Несчастной Маше пришлось вынести столько унижений, сколько любая другая девушка, оказавшись на её месте, вряд ли смогла бы пережить. Швабрин держал её в чулане, на воде и хлебе, добиваясь, таким образом, её согласия стать его женой. В романе, пожалуй, нет ни одного героя, пострадавшего больше неё. Честная, умная и искренняя, Маша категорически отказывается выйти замуж за злого, низкого, беспощадного, а самое главное - нелюбимого ей человека, к тому же вставшего на сторону убийц её родителей: «мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».

Приехав в Белогорскую крепость, Гринёв и Пугачёв нашли Машу, сидящей на полу, «в крестьянском оборванном платье», «с растрёпанными волосами». Перед бедной девушкой стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. В эту минуту героиня увидела Пугачёва, приехавшего освободить её, но ведь этот же самый человек, ставший её спасителем, лишил её самого дорогого в жизни - её родителей. Она не произнесла ни слова, лишь закрыла лицо руками и, как вспоминает потрясённый Гринёв «упала без чувств». И вновь Швабрин едва не помешал влюблённым: он сообщил Пугачёву о том, кем была Маша на самом деле. Но, проявив великодушие, самозванец простил Гринёва за вынужденный обман и даже вызвался быть посажённым отцом на её свадьбе с Гринёвым.

Казалось бы, с этого момента судьба Маши начала складываться счастливо. Гринёв отправляет её с Савельичем в своё поместье. Теперь Маше нужно было понравиться родителям возлюбленного, и задача эта оказалась не из сложных - вскоре они «искренне привязались» к «милой капитанской дочке» и не желали для своего сына никакой другой невесты, кроме Маши. Не за горами была цель двух любящих людей - свадьба и счастливая семейная жизнь. Вскоре бунт был подавлен, а самозванец пойман.

Однако Маше предстояло наперёд одно из самых сложных испытаний: Гринёва арестовали и обвинили в предательстве. Маше кажется, что именно она стала причиной несчастий любимого, который ради неё вынужден был прибегнуть к помощи самозванца. В жизни девушки наступил поворотный, переломный момент: ведь только от неё теперь зависели будущее её возлюбленного и её собственное, семейное счастье. Она решилась поехать к самой императрице просить за Петра. Непросто далось «трусихе» Маше это решение. Она впервые приняла на себя такую ответственность: это ответственность уже не столько за себя, сколько за будущее, честь Петра Гринёва и всей его семьи.

Только честность и искренность девушки смогли растопить холодное сердце императрицы и получить её прощение. В конце концов, Маша смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, своё счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложнейших обстоятельствах сумела справиться не только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны сокрушить недоверие, несправедливость и предательство, помогают одержать верх в его неравном противоборстве с грозными силами истории. А это поистине подвиг со стороны девушки, достойный внимания и уважения.

Из-под своих таинственных покровов история как бы вывела Емельяна Пугачёва, сделав его символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, почти сказочной. В «Капитанской дочке» образ Пугачёва представляет собой сложный сплав исторических, реально - бытовых, символических и фольклорных элементов, это образ - символ. Он сложен и противоречив. В одном и том же человеке уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и в то же время готовность помочь ему.

Пугачёв говорит о вариантах развития своей судьбы: о походе на Москву («Дай срок, то ли ещё будет, как пойду на Москву»), о возможном триумфе («Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»). Довольный своими военными победами, он предполагает даже потягаться с самим прусским королём Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.

Пугачёв - фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в детском заячьем тулупчике, подаренном Гринёвым («Улица моя тесна; воли мне мало»). Власть его кажется безграничной, но он осознаёт трагизм собственной судьбы - это подчёркнуто и в любимой песне Пугачёва («Не шуми, мати зелёная дубровушка…»), и в рассказанной им калмыцкой сказке. Как и всякий трагический герой, Пугачёв предстаёт в героическом ореоле. Милуя своих противников, он гордо отвергает совет Гринёва - «прибегнуть к милосердию государыни». Им движет не чувство непомерной вины, а уверенность в несокрушимой правоте. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что щедро даёт другим людям. Милосердие для него - унизительная милостыня. Трагическая судьба Пугачёва раскрывается в символике песни и сказки. Борьба за свободу крестьянского народа, ужасный бунт был подавлен, а Пугачёв казнён.

Трагична и судьба родителей Маши - Ивана Игнатьевича и Василисы Егоровны. Они погибают от рук пугачёвцев. Супруги были исключительно верны и очень любили друг друга и свою единственную дочь, которую всеми силами старались спасти от бушующего вокруг бунта. Эти добрые, гостеприимные, открытые люди полюбили и Петра как сына родного. Непоколебимость своих убеждений они унесли вместе с собой, погибнув в борьбе за честь и любовь.

Образ "великого государя" в "Капитанской дочке" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести. Он зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных.
Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами "людей из толпы", даже с образом Екатерины II. Но главное сопоставление - все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.

Пугачев неотделим от стихии. Он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою и, в то же время, подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды. Они заблудились,снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: "Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе".
Но в том-то и дело, что твердая полоса Пугачева - это беспутье. Он - проводник, дорожный бездорожья, он выводит путников по звездам - и его собственная звезда ведет его по историческому пути.

Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественно-смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября. Это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета. Это дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачёва заячий тулупчик - в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачёв неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа. И как же иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову?

Центральная проблема повести - проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного. Иначе то была бы лубочная картинка с великим государем, торжествующим властелином судьбы - как в полулегендарных отзывах пугачевцев о своем вожде. Но и не глазами опытного дворянского историка - тогда получилась бы карикатура на Самозванца, как в официальном извещении о Пугачеве, которое "объявляет" комендант Белогорской крепости. Пугачев показан глазами простого и честного дворянина. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это дает возможность показать Пугачева не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется еще шлейф ярко описанных преступлений.
Как только герои выбираются из бурана, мы видим перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным выражением лица.
Ничего "мистического", "избраннического" в этом облике нет, потому особенно комичным покажется нам более поздний рассказ рядового казака о том, как "государь" по-царски скушал двух поросят и показывал в бане свои царские знаки на грудях.

Вторая встреча с Пугачевым, во взятой им Белгородской крепости дает нам иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собой самозванца, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами, затем - на белом коне, в окружении генералов. Это персонаж исторического маскарада, на котором вместо клюквы проливали человеческую кровь. И даже то, что Пугачев милует Гринева, благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием "царскому жесту".

Лишь во время третьего "свидания" Пугачев раскрывается до конца. Гринев присутствует на казачьем пиру. Он замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы. Герой слышит любимую песню Пугачева ("Не шуми, мати зеленая дубравушка"), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. Разговор наедине подтверждает это: "великий государь" понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: "А разве нет удачи удалому?" И когда на утро он не только принимает "счет", выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп - это не только "царский жест", но и движение души, ведь долг платежом красен.

Собственно, лепка образа завершена. Далее при встрече с Гриневым Пугачев будет лишь поворачиваться то одной ("авантюрной"), то другой ("самозванческой"), то третьей, главной ("человеческой") стороной, еще и еще раз подтверждая то, что читатель о нем и так уже знает. Золотая бумага, которой оклеены стены его избы, притворная важность, хвастливый вопрос, какой он задает Гриневу по пути в Белогорскую крепость - мог бы с ним потягаться король прусский "Федор Федорыч", - напоминают о самозванческой психологии Пугача. Неоднократные упоминания о Гришке Отрепьеве, сказка об орле и вороне напоминают о его авантюрном уме и характере. Веселая готовность поучаствовать в вызволении Гриневской невесты из лап Швабрина, предложение стать посаженным отцом на их свадьбе не дают забыть о естественной человечности, которая живет в душе Пугачева.

Пугачев свободен ровно до того предела, за которым открывается истинная беспредельность власти в пушкинском ее понимании. Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель Пугачев - Екатерина. Как Гринев прибегает к помощи Пугачева, чтобы выручить невесту, так его невеста прибегает к помощи Екатерины, чтобы спасти жениха.
Царица изображена в простодушно-сентиментальных тонах. В ней нет пугачевского величия, необузданной силы. Мы должны помнить, что способ, каким она пришла к власти, был столь же беззаконным, сколь и пугачевская попытка овладеть страной. Но то, насколько свободно милует она Гринева, насколько самостоятельна и независима в своем царственном праве прощать, - выдает в ней истинную государыню. Именно это делает властителей властителями, а не царские знаки и даже не "законность" воцарения сама по себе.
Пугачев такой свободой обладает не вполне, значит, он не вполне и господин своего положения. Вызывая к жизни социальный буран, зная дорогу сквозь него по счастливой звезде, он с этой дороги свернуть не может. Не Пугачев управляет стихией и не стихия им, просто они друг от друга уже неотделимы. Ее угасание, усмирение бунта равнозначно его смерти.
Приписка "издателя" к запискам Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что Пугачев узнал в толпе некогда спасенного им дворянина, "и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, была показана народу".



Каждое произведение должно учить нас хорошему и развивать высоконравственные качества. Такие понятия как добро, честь, совесть, благородство чаще всего ассоциируются с сугубо положительными героями. Рассмотрим эту гипотезу на примере Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Пушки показал нам совершенно другого Пугачева. Он предстал в образе «удивительно симпатичного злодея».

Первое упоминание народного вождя мы видим уже во второй главе. Первое впечатление Петра Гринева совершенно не подходило к описанию убийцы и самозванца: «Наружность его показалась мне замечательна… Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Особое внимание писатель уделил глазам: «увидел два сверкающих глаза», «живые большие глаза так и бегали». Невозможно даже представить, что эти глаза принадлежат человеку, который убьет такое количество невинных людей. Тот же блеск в глазах мы наблюдаем при захвате Белогорской крепости. По внешнему виду Пугачев был типичный русский мужик. Даже его речь, насыщенная пословицами и поговорками, свидетельствует о яркой народности персонажа.

Народ не мог не пойти за ним.

Но не настолько ярка внешность героя, сколько его характер. Народный вождь придерживается нравственных идеалов. Это мы понимаем из момента, когда Пугачев помиловал Гринева. Этот поступок демонстрирует его благородство. Так же нельзя не отметить момент вызволения Маши из крепости. Помощь Пугачева была неоценимой. Мы не можем предположить, что бы было с Машей, если бы Петр не встретил Пугачева. Еще дин важный момент, описывающий характер мятежника, - это притча, рассказанная им Гриневу о том, что лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь питаться мертвечиной. Его идеал – орел, гордая независимая птица. Это говорит о том, что Пугачев живет сегодняшним днем. Он падок на лесть. Это видно в тот момент, когда Гринев рассказывал ему об Оренбурге. Храбрость этого человека не вызывает сомнений, как и сила его характера. Он, будучи уже пойманным, сумел найти в себе силы отыскать взглядом в толпе Гринева и кивнуть ему.

Как предводителю восстания Пугачеву приходилось держать лицо кровожадного злодея, готового убить любого, кто не признает в нем царя. Если бы он вел себя по-другому, то люди бы за ним не пошли. Но все же, он остался человеком и в этом случае. Во многом, причиной восстания была личная выгода. Н очень хотел поцарствовать, «как Гришка Отрепьев», понадеявшись на русский «авось». Но Пугачев любил народ русский и подвиг его был во имя народа. Он понимает, что его окружают «воры», и они в любой момент могут предать своего вождя, как только им предложат приличное вознаграждение.

Нравственные черты, описанные выше, полностью воплотились в этом, казалось бы, отрицательном герое. Несмотря на свою репутацию он честен, добр, благороден. Этот персонаж учит нас оставаться человеком, даже когда это очень сложно или почти невозможно.

Обновлено: 2017-04-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман "Капитанская дочка" – "прощальное" произведение А.С. Пушкина, он вырастал из его трудов по истории России. Работая над историческим романом, писатель опирался на опыт английского романиста Вальтера Скотта и первых русских исторических романистов (М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова). Но широта проблематики, затронутой в "Капитанской дочке" не позволяет этому произведению называться чисто историческим. Пугачевский бунт – это лишь материал для сочинения. Здесь есть и семейная хроника Гриневых, и биография самого Петра Гринева, и нравственный роман (мораль в эпиграфе: "Береги честь смолоду"). А критик Н.Н. Страхов выдвинул оригинальную версию, что ""Капитанская дочка" есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова".

"Капитанская дочка" имеет заметное отклонение от принципов жанра исторического романа. Историческая проза вообще представляет собой сочинения историков (или просто людей, увлекающихся историей), ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение. Этот жанр предполагает рассказ об эпохе или каком-то отдельном эпизоде, здесь может быть освещена жизнь одного исторического деятеля или описано событие и люди, оказавшие на него влияния или принимавшие в нем участие. А если обратиться к античности, то мы увидим, что там существовало деление исторических произведений на большие формы исторического повествования, т.е. историю всех событий за сравнительно большой период времени, и малые формы – монографии, посвященные какому-либо событию или лицу. Понятно, что, согласно этой античной классификации, роман "Капитанская дочка" стоит относить к последнему разряду. Так или иначе, в нем присутствуют только реально существовавшие персонажи. В "Капитанской дочке" же мы видим реальное событие – Пугачевский бунт – глазами выдуманного героя – Петра Гринева.

Роман охватывает гораздо больший период, чем восстание Пугачева. Это становится ясно из разговоров персонажей, в которых мы встречаем множество упоминаний о событиях других времен: от Смутного времени (Гришка Отрепьев) до "кроткого царствования" Александра I.

В романе одинаково важны и тесно переплетены история государства и история жизни человека. Рассказ Петра Гринева о своей жизни как бы подтверждает подлинность и объективность его свидетельств об историческом событии. И его точка зрения господствует в романе, все события даны его глазами. Однако при внимательном прочтении мы обнаруживаем и другие мнения, хотя и не столь явно выраженные. Так, например, центральная историческая фигура – Емельян Пугачев. Его характеристика дается двумя разными группами: бунтовщиками (т.е. народом) и дворянами. В романе мы видим столкновение этих двух лагерей, столкновение их мнений, образов жизни, мировоззрений. И выразителем взглядов бунтовщиков по большей части является именно Пугачев; из его уст мы слышим эту известную сказку про орла и ворона, как нельзя лучше выражающую стиль жизни и самого Пугачева, и его приспешников. Кстати, эта сказка, на наш взгляд, является, помимо композиционного компонента, еще и своеобразной стилизацией Пушкина под классическую историческую прозу. Так, известно, что для подобной литературы эпохи Средневековья была характерна нерасчлененность с фольклором, т.е. в ней присутствовало множество сказаний, преданий, сказок.

Таким образом, возвращаясь к теме, становится очевидным, что Пушкин затронул вопрос, в некоторой степени философский, – о том, на каком принципе должно основываться государство. Так что можно говорить о противопоставлении не дворян и крестьян, а шире – власти и народа. А не это ли является центральной темой произведений на историческую тему со времен зарождения этого жанра в античный период и до современных сочинений?

Народ для Пушкина – это и Пугачев с его сподвижниками, "господами енералами", и изуродованный башкирец, и капитан Миронов, и Маша, и Савельич, и многие другие. Все они разные: кто-то стремится к мирной семейной жизни, а кто-то с кровавым оружием в руках всеми силами добивается своей не очень понятной цели. Различаются они и своим отношением к власти, символами которой в романе являются Екатерина I и Пугачев. Те, кто следовал за Пугачевым, видели в нем "народного царя", воплощающего их мечту о сильной, мудрой и справедливой власти; другие же видели разбойника и душегуба, оставаясь верными Екатерине. Но и те, и другие стремились к одному – к милосердной и гуманной власти. Можно было бы считать за основу закон, но он не может полностью удовлетворить обе стороны (и дворян, и крестьян), кто-то будет обязательно недоволен. Если же найти в своем роде среднее арифметическое в применении закона к противоборствующим сторонам, то недовольными останутся обе.

По Пушкину, история – некая сила, действующая независимо от людей, неподвластная им и даже иногда враждебная им. Для обитателей Белогорской крепости и Гринева она оказалась именно враждебной, она разрушила их мирный быт, подвергла суровым испытаниям, которые для кого-то обернулись гибелью (капитан Миронов, Василиса Егоровна). История, эта стихия, проверяла на прочность волю, мужество, верность долгу и чести. Однако для двух влюбленных, которые уже не верили в возможность совместного счастья, – Маши Мироновой и Петра Гринева – она стала той силой, которая свела их снова вместе. Таким образом, Пушкин показал тесное сплетение индивидуального, частной жизни с общим историческим процессом, что, как мы понимаем, является неотъемлемой частью нашего реального бытия.

То есть Пушкин видел в истории две стороны – темную и светлую, гуманную и бесчеловечно-жестокую. Именно исторические испытания выявляют скрытые качества: героизм и стойкость (Гринев) или подлость (Швабрин). Через историю, как через сито, просеиваются герои, и тот, кто честен и милосерден, – выживает и награждается счастьем, а того, кто низок душой, настигает кара.

Стоит, однако, отметить, что Пушкин немаловажную роль в истории отдавал воле случая. Вспомнить хотя бы случайную встречу в буран Гринева с бородатым мужиком, который совершенно неожиданно в дальнейшем будет иметь непосредственное влияние на судьбу молодого человека.

Так понимал Пушкин историю – как столкновение, борьбу враждующих сторон, без них история не существует. Без ложного пафоса можно с уверенностью утверждать, что писатель в полной мере сумел изобразить это в своем романе. Как утверждают исследователи творчества Пушкина, в период написания произведения он был увлечен утопической мечтой об обществе, построенном на принципах гуманности. Эта идея была тогда, что называется, "в моде" и, следовательно, овладела умами многих, таким образом, Пушкину удалось передать настроение, "дух" как того, пугачевского времени, так и своего.

Которому слава Гришки Отрепьева не давала покоя.

Правда, если быть последовательными, то разговор о русском народе следует начинать с . Это на редкость удивительный и целостный образ. Он с раннего детства воспитывал , а когда тот отправился в армию, Гринев-старший послал Савельича с ним. У стремянного не было собственной семьи и детей, и поэтому Савельич был искренне привязан к молодому Гриневу, и даже, как покажут дальнейшие события, готов был пойти за него на виселицу.

В повести есть еще одна крепостная – девка Палаша, помогавшая жене капитана по хозяйству. Девушка энергичная, расторопная. В суматохе, после гибели Мироновых, она несколько раз могла сбежать, и никто бы ее не хватился. Но она осталась около Маши, заботилась о ней, помогала ей во время болезни и заточения, как могла.

С Пугачевым главный герой повести познакомился в пути, во время вьюги. Он отличался острым умом, уверенностью в себе, везде был, как у себя дома. Острый, цепкий взгляд проводника еще в первую встречу поразил Гринева.

Вторая встреча Гринева с Пугачевым состоялась во время захвата крепости. В этом эпизоде Пугачев проявил жестокость в отношении к тем, кто отказывался присягать ему. Но эта жестокость нужна была ему, чтобы запугать остальных. Слава Гришки Отрепьева не давала ему покоя. Он хотел почувствовать себя царем всея Руси. Пугачев был крайне недоверчив. Понимая, что любой из его подчиненных, за исключением двух-трех человек, готов всадить ему нож в спину, все проверяет самолично. Например, когда застонала за перегородкой, он пошел лично убедиться в том, что там действительно лежит девушка, а не прячутся его преследователи.

Гринева поразило то обстоятельство, что «пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!». Яркими представителями народа в этой повести можно назвать и соратников Пугачева. На Гринева глубокое впечатление произвела простонародная песня, которую они пели после застолья. Гринев понимал, что все эти люди, сидящие за столом, обречены на гибель. И при этом они пели о виселице. Пели выразительно, стройными голосами и с унылым выражением лица.

Ближайшими соратниками Пугачева, его «енералами», были беглый капрал Белобородов, второй – Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. Между ними было явное соперничество. И по замечанию Хлопуши, Белобородов отличался особой жестокостью.

Пугачев явно симпатизировал Гриневу за его великодушие, порядочность и искренность. Гринев тоже испытывал двойственные чувства к предводителю разбойников, виновного в гибели капитана Миронова, его жены и тех, кто отказался присягать. Но с другой стороны он сочувствовал разбойнику, потому что видел перед собой человека неглупого, способного на великодушные поступки, и в то же время честного. «Пугачев был ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня», — признается Гринев.

В повести Пушкин описывает отдельных представителей народа, не имеющих дворянского происхождения и воспитания. Казалось бы, они не должны обладать ни порядочностью, ни образованностью, ни культурой. Но, тем не менее, мы видим, что они способны на благородство и преданность, порой сильнее некоторых представителей дворянства. Недостаток грамотности у них компенсируется острым умом, жизненным опытом и сметливостью.

Простые люди чувствуют прекрасное не хуже представителей дворянства. Достаточно вспомнить пение разбойников. Да и разбойниками они стали не от хорошей жизни.

Но существует другой народ. Это стихийная масса людей, толпа. Она легко управляема. Какой магнетизм лидеров заставляет управлять толпой, изучается даже в наши дни. Пугачев был лидером толпы. Толпа опасна.

«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».

Надо полагать, что Пушкин, изучив архивные документы пугачевского бунта, и побывав в местах, где все это происходило, понял, как заблуждался, призывая к свержению самодержавия. Это тоже бунт в своем роде. Пушкин отказался от большинства своих юношеских идей. В одной из редакций повести «Капитанская дочка» фраза о русском бунте имеет продолжение:

«Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса