Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Известные гусляры. Мастерские и фабрики. Краткое сообщение о гуслях

– это наиболее распространенный русский народный музыкальный инструмент. Издревле русский люд славился своей игрой на гуслях и нередко покорял ею самые зачерствелые сердца и души. В детстве мы все видели сказку о Садко, вместе с ним путешествовали по разным странам и местам, сопереживали его горю и искренне радовались его победам. Именно играя на гуслях, Садко смог покорить подводного царя и выйти из этой истории победителем.
Гусли тесно связаны с культурой России и с ее традициями. «Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь»- так говорили на Руси, характеризуя отношения в семье. Таким образом, гусли сопровождали людей не только в минуты отдыха, но и в различных бытовых ситуациях, далеко выходя за рамки обыденности.
История возникновения гуслей интересна и насчитывает не одно тысячелетие. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. Кроме того, гусли имеют много древних и современных аналогов. Так, всем известная арфа – это не что иное, как разновидность гуслей. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон, иранский сантур, латышский коклес и литовский канклес. Название этого инструмента, по одной из версий, связано со звучанием тетивы лука. В древности упругая струна лука называлась "гусла". Принцип внешнего сходства породил название инструмента.
Гусли нередко упоминаются в исторических эпосах. Так они и дошли до наших дней. В рукописи "Повесть о белоризце-человеке и монашестве" Кирилла Туровского очерчен инициал в виде буквы "Д", внутри которого, возможно, находится изображение в виде гусляра царя Давида. Это, образ души, славящей Бога. Аналогичное изображение инициала использовано при оформлении храма Покрова на Нерли. Есть документальные подтверждения, что еще в IX веке славяне удивляли игрою на гуслях царей Византии.
Всем известна картина Виктора Васнецова «Гусляры», написанная мастером в 1899 году. На этом изображении три исполнителя держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Это и есть основной принцип игры на гуслях. Именно поэтому гусли – это струнный щипковый музыкальный инструмент.
Различают два основных вида гуслей - крыловидные и шлемовидные. Они различаются, во-первых, количеством струн, а, во-вторых, манерой игры. Крыловидные гусли от 5 до 14 струн, шлемовидные - 10-30.На крыловидных гуслях играют, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, если же запись песен в подарок идет в студии, то струны защипывают обеими руками.
Однако гусли не ограничивались только двумя классическими формами. Так, существуют, псалтиревидные гусли, которые были занесены в Россию греками. Именно они дали рождение клавирообразным гуслям, встречающимся до сих пор среди русского духовенства. Конструкция этого инструмента проста - это прямоугольный резонансовый ящик с крышкой, который стоит на столике. На резонансовой доске находится несколько круглых вырезов, и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска. На одном из них находятся железные колки, на которые намотаны металлические струны. Другой брус служит для прикрепления струн.
Известный русский музыкант Дмитрий Фёдорович Кушенов-Дмитревский основал школу клавирообразных гуслей и внес огромный вклад в распространение гуслей в культуру разных народов.
Гусли были неизменным спутником русских народных гуляний. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Однако не все высказывания о гуслях были лестными. Находились и их противники. Нередко устраивались гонения на гуслистов, что сослужило недобрую службу в судьбе инструмента.
Сейчас этот инструмент редкий, но не забытый. Более того, благодаря технологии обработки дерева и декоративной отделке, гусли превратили в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли, что придает мелодиям неповторимый колорит. Для отдельных любителей приобрести инструмент сложно. В России существуют маленькие мастерские, где на заказ изготовят инструмент, но широкого распространения этот инструмент все равно не получил.

Гусли – уникальный инструмент русского музыкального народного творчества

Гусли – уникальный инструмент русского музыкального народного творчества. Они имеют необычную форму и древнейшее происхождение. Упоминание о гуслях есть в старинных былинах, легендах, эпосах. Каждому из нас знаком этот инструмент из сказок, песен, поговорок.

В «преданьях старины глубокой» говорится, что ни одно событие, будь то свадьба или похороны, княжеские или бедняцкие застолья, семейные или общегородские мероприятия не обходились без сопровождения мелодичного звучания гуслей. Гусли – это символ Руси, национальная гордость и отражение русского характера, сильного и чувствительного, загадочного и открытого. Уникальный инструмент воспевали поэты, запечатлевали художники, даже современная кинематография не нашла ничего более подходящего для музыкального сопровождения, чем чарующие, щемящие звуки гуслей на фоне непередаваемых красот природы России.

Любослав - ""Помолюсь я за Россию""

Гусляры на Руси ценились и почитались, они умели извлекать из самобытного инструмента звуки, которые слушателей завораживали и опьяняли, заставляли пуститься в безудержный пляс или замирать от невыразимой грусти. Переливы нежные и мелодичные, как перезвон колокольчика или журчащий говорок ручейка несут в душу покой и умиротворение.

Музыкальная легенда есть в составе почти каждого современного оркестра. Интерес к старинному инструменту нисколько не угас, наоборот, стал гораздо выше. Гусляры, бережно хранящие традиции древнего песнопения, в общем музыкальном звучании выделяются неповторимой колоритной изюминкой и чудесной, завораживающей трелью.

Современные гусли значительно видоизменились по сравнению со старинным первоначальным строением. Теперь это не только щипковый инструмент, но иногда и клавишный. Разновидностей гуслей тоже стало больше: крылообразные, лировидные, шлемообразные, стационарные.

Александр Суботин - Поглажу ладошкой землю свою

Когда были созданы гусли?

С детства все слышали про гусли. Что такое они собой представляют? Это необычный старинный музыкальный инструмент. В прежние времена звуки его часто были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз гусли упоминаются в 591 году. Но более точной даты создания этого музыкального инструмента нет ни в одном источнике


Немного истории

Гусли – что такое? Это музыкальный старинный щипковый инструмент. Но когда он появился – не известно. Есть множество версий. Одна из них – гусли образованы от старинного музыкального лука. Это был народный инструмент, довольно примитивный и известный почти во всех странах. В подтверждение этой версии можно добавить, что струна такого музыкального лука называлась «гусла».

Но, как и сказано выше, это лишь одна из множества гипотез.гусли что такое В девятом веке игрой на гуслях славяне удивляли византийских царей. В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Названия гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Например, мастера отдавали предпочтение клену Явор. Но когда начали натягиваться струны из металла, гусли (фото их есть в данной статье) стали называться «звончатые»


Непростая и интересная судьба музыкального инструмента

Судьба и история «роста» гуслей тесно связана с эпической и народной традицией. Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями. Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Но через некоторое время гусляры (или гуслисты) начали подвергаться гонениям.

И не последнюю роль сыграли нелестные песни о существовавшей тогда власти. Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием


Описание гуслей

Археологи до сих пор находят старинные русские гусли, которые датируются 11-13 вв. Инструменты были найдены в Польше и России. Все гусли имеют общие детали: струны, колковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Но форма и расположение могут быть разными.

Виды гуслей

Кроме трех видов щипковых инструментов, появились современные клавишные, на которых установлена механика. При нажатии открываются струны, и можно быстро подобрать нужный аккорд. Игра на гуслях стала значительно проще. А все старинные инструменты разделены на несколько видов: Шлемовидные. Название было дано по внешнему виду инструмента.

Таких находок у археологов мало. Большинство из них – Новгородские. Существование шлемовидных гуслей в старину подтверждается и изображениями в храмах. Но история этого инструмента была недолгой. Вскоре он претерпел внешние изменения и получил другое название. Такие гусли стали отдельной разновидностью музыкального инструмента. Иначе шлемовидные гусли назывались «псалтырь». Они были тесно связаны с духовенством, так как часто звучали в храмах.


Гусли без открылка.

Со временем в гуслях исчезло игровое окно. Такой вид инструмента сохранился и до наших дней. Такие гусли – отдельная разновидность. Иначе их называют кантеле.

Крыловидные гусли (фото их есть в данной статье).

Это инструмент с открылком (иначе кокле). Открылок – тонкая частица в корпусе, дополнительная «площадка», отражающая звук. Она выступает за колковый ряд. Такие гусли были распространены с 14-15 вв. и встречаются чаще, чем другие виды инструмента. А название «крыловидные» было дано гуслям из-за внешней формы. Они были популярны в районах, граничащих с Финляндией, Прибалтикой и Карелией.

Столовидные (щипковые).

Эти инструменты намного сложнее звончатых с металлическими струнами. Их на столовидных может быть натянуто от 55 до 66 штук. Сначала звукоряд был диатоническим, затем появились гусли хроматические. У них струны опущены немного ниже, чем на щипковых инструментах. Благодаря этому изменению стали доступны сложнейшие многоголосные произведения.


Гусли в современное время

Гусли – что такое? Это древний легендарный музыкальный инструмент. В современное время он находится почти в каждом оркестре. Голос гуслей придает общему звучанию неповторимый колорит и изюминку. Интерес к этому музыкальному инструменту в последнее время значительно возрос. Появились современные гусляры, стремящиеся возродить древние традиции и песнопения.

Как играли на гуслях?

Гусли звучали громко, но очень мягко. Это обеспечивали жильные струны. На гуслях музыканты играли, сидя на чем-нибудь твердом. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном. Вершина опиралась на грудь музыканта. Часто гусляры играли стоя. Некоторые мастера умудрялись даже приплясывать во время извлечения звуков из инструмента.


Игра на гуслях – настоящее мастерство.

У современных гуслей, имитирующих старинные, струны металлические, от пяти до девяти по количеству. Расположены последние раздельно. Музыканты играют сидя, прижимая гусли к животу. Вправо обращена узкая сторона инструмента, а влево – широкая. В пальцах правой руки находятся щепка, медиатор, перо или косточка. Ими и извлекают звук из струн. Причем затрагиваются все одновременно. А пальцы на левой руке приглушают слишком громкое звучание.

Мастерские и фабрики

Гусли – музыкальный инструмент, для изготовления которого больших фабрик практически нет. Существуют только маленькие мастерские, которые создаются в деревнях истинными любителями старины. Поэтому каждый экземпляр гуслей по старинному типу становится практически уникальным и неповторимым творческим образцом.

========================================

Русские гусли звучат над Балтикой

Гусли – инструмент гармонизации Вселенной

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент, божественный инструмент.

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука ГУ и движения ГУ, созидают третий компонент - видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир.


Гусляры подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых еще называли скоморохами («скомрат» на санскрите - вестник, посланец), говорили: ИДУЩИЕ СО СВЕТОМ ПО СВЕТУ.

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, гусляры остались непобежденными, коль скоро даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерватории в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Т акже с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес. На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Каждый, кто интересуется историей православия на Руси, сталкивается с феноменом крайне негативного отношения церковников к такому, казалось бы, безобидному инструменту, как гусли. Так, ещё проповедник ХII века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие «… не пел ли еси песен бесовских, не играл ли еси в гусли». А игумен Панфил ругал псковичей за то, что во время купальской ночи они «играли в бубны, в сопели и гудением струнным». Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.

Начнем с того, что еще в 1903 году в индийском городе Бомбей вышла в свет книга выдающегося индийского учёного и общественного деятеля Балла Гангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах». Посвятив всю свою жизнь изучению культуры родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далекими предками древних индийцев и иранцев. Суммировав те странные явления, которые были описаны в священных книгах индийцев «Ригведе», «Махабхарате», «Упанишадах» и в иранской «Авесте» Тилак пришёл к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около Полярного круга. Именно здесь находилась прародина индо-иранцев или, как они себя называли, ариев, часть которых 4-5 тысяч лет назад ушла на территорию Индии и Ирана. Книга Тилака, переведённая на все европейские языки, была впервые переведена на русский язык только в 2000 году. В середине 50-х годов ХХ века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяно описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин «индославы». Заметим, что еще в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний – русский и санскрит» .

На санскрите и в русских диалектах «гу» значит «звучать». Не гукнуть – значит, не прозвучать, не издать ни единого звука. Ни гука – ни звука. Но кроме этого в санскрите «гу» имеет еще значение «идти, двигаться». Вспомним, что гусляры зачастую исполняли свои песни не только в положении сидя, но и передвигаясь, для чего подвешивали гусли на тонкие ремешки. Отсюда и русское слово «гулять», а также значение сочетаний «отгулять свадьбу» или «отгулять праздник». В это время мы с вами и двигаемся, и «звучим».

Если глубже разбираться в теме мы увидим, что древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к северорусской народной традиции. Общеизвестно огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающим птицам – гусю, лебедю, утке. Они символизировали небо, свет, огонь, солнце, а также являлись воплощением творца и Вселенной. Так, в санскрите «хамса» - гусь, лебедь, душа, познавшая высшую истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный ритм, музыку Вселенной. В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь и утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла и в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.

Тут мы подходим, пожалуй, к самому главному. В древних ведических текстах, в таких эпосах, как «Махабхарата», «Адипарва» и «Ашвамедхикапарва» говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом: по замыслу и слову, которое является озвученной идеей Творца, появилось огромное яйцо, вечное как семя всех существ. В нём подлинным светом был вечный Брахмо – чудесный, непредставимый, вездесущий, тот, кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального. Именно БрахмО - как соединение мужского и женского начала. У него было только одно свойство - звук. В «Ашамедхикапарве» Брахмо называют сверхсветлым светом, эфиром. Именно этот сверхсветлый свет создал пространство и породил основу личности, которая по своей сути небесна. Брахмо - это сверхсветлый свет, который изображался на наших русских иконах как светлый золотой фон. Золотой фон - так и называется сверхсветлый свет. В древнеарийских текстах Брахмо, называется эфиром. Эфир - высший из элементов, у него есть только одно свойство - звук.

Эфир порождает семь звуков и аккорд. Затем звуки эфира порождают движение или ветер, и у него уже два свойства - звук и касание, т.е. инерция. Причём, инерция является собственным свойством ветра или движения. В результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания, инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который ассоциируется с семью первозвуками. Собственными свойствами света являются звучание, касание и образ. Причём, свойством видимого света является именно образ, т.е. всё, что мы видим в проявленном мире, не что иное, как образ.

Итак, рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному (Прави), и как образ к миру проявленному (Яви). Исполняя священный гимн, гусляр соединял в одно целое все три мира. Таким образом, ткань вселенной ткётся из нитей - слов, создаваемых ритуальным пением на нитях основы – струнах. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому станку.

Древние трёхструнные крыловидные русские гусли, а именно такими они и были, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент - божественный инструмент .

Вдумайтесь в слова гимнов древней Адхарва Веды, повествующие о сохранении гармонии Вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу, и не рвут её, не прерывают. Вот колышки - они основа небу, стали гласы для тканья челноками». Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны - это священные столбы, на них натянуты три струны - нити основы (гуны).

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука «гу» и движения «гу», созидают третий компонент - видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный, видимый нами мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит «вестник», «посланец», говорили «идущие по свету со светом».

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро, даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена во время Санкт-Петербургской экспедиции Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Несколько интересных фактов о гуслях:

Гусли, пожалуй, один из самых интересных русских народных инструментов. И если вы думаете, что их жизнь ушла в прошлое вместе с Новгородским княжеством, то очень сильно заблуждаетесь.

1. Погудим?

Вообще «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли-погуды. Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются при соприкосновении со струнами. «Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Играли на гуслях преимущественно при помощи обеих рук, ставя инструмент вертикально на колени или размещая горизонтально.

2. Широкий модельный ряд

В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей – «яровчатые». Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми». Самое малое количество струн, зафиксированное на гуслях, – пять. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует пятитоновому ладу русской песни. По форме выделяли шлемовидные (или псалтырь), крыловидные (звончатые) и трапециевидные гусли.

3. Новгородские раскопки

Особенную ценность археологических раскопок, которые проводились в Новгороде, составляют подлинные гусли I половины XII века. Их изящный корпус выполнен из деревянного бруска. На левой стороне расположена скульптура в виде головы и части туловища дракона, а на тыльной – рисунки птиц и льва. Подобные орнаменты сообщают нам о языческих культах древнего Новгорода. В Новгороде также были найдены маленькие гусельки (предположительно длиной до 37 см), украшенные резьбой и свастикой, иллюстрирующей образ священной лозы.

4. Словиша

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо просматривается надпись «Словиша» – имя, происходящее от «славии» и означающее «соловей». По всей видимости, оно принадлежит гусляру, который одновременно является и мастером, изготовившим новгородские гусли. Хотя есть и другая версия, по которой «Словиша» – это личное имя инструмента, а не его владельца. Но в любом случае надпись свидетельствует о том, что гусли принадлежали славянину. Сегодня этим именем нарекают многочисленные коллективы, клубы, школы, где обучают игре на гуслях.

5. А что потомки?

Сегодня в каждом уважающем себя оркестре народных инструментов есть щипковые гусли – столовидные или более поздней, усовершенствованной модели – гусли клавишные. Этот инструмент способен наполнить любую мелодию неповторимым колоритом древних гусельных звонов. Воссозданием древней традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители.

Материал составлен на основе лекций Жарниковой С.В.

...Зазвенела тетива,
Вспорхнула стрела...

На протяжении многих столетий символом музыкальной культуры России были "Гусли звончатые" - древнейший музыкальный инструмент россиян. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук.
Однажды наши древние предки обнаружили, что если натянуть, как следует струну, то она станет издавать весьма благозвучный мотив. По этому принципу и были созданы гусли, а также свирель и балалайка, представляющие собой полый деревянный корпус с натянутыми струнами. Можно сказать, что гусли - это горизонтально лежащая арфа.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе - "гусла". Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд - получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание - основной принцип этого щипкового инструмента.
Слово "гусли" свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово "гусли" выражает совокупность струн. "Гусль" (гусли) в смысле "струны" происходит, очевидно, от старославянского "гYctu" ("гудеть"). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.
В наиболее старинных славянских памятниках слово "гусли" иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях, возможно, под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличии от духовых и ударных.

Первые достоверные упоминания об их употреблении встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" (XI - XII в.в.) поэтично воспет образ гусляра-сказителя:

"Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху".

В древнерусской рукописи, "Повести о белоризце человеке и монашестве", миниатюрист изобразил в буквице "Д" фигуру царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые "шлемовидные" гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, - изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивают с лежачей арфой. Подобные по форме инструменты есть у финнов (кантеле), эстонцев (каннель), литовцев (канклес), латышей (коклес, кокле).

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен "Явор" особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей - "Яровчатые"./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться "звончатыми".

Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI - XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.
Судя по старинным преданиям на струнах играли исключительно пальцами. "Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть... свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали" ("Слове о полку Игореве").

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Гусли применялись в качестве сольного, ансамблевого инструмента, для аккомпанемента пению во всех областях культурной жизни русского народа: бытовой, обрядовой, духовной, светской, праздничной, военной музыке. и один княжеский пир не обходился без гусляра. На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годионович и новгородский гость Садко. Мастера - умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.
...О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.

Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или, как их пренебрежительно стали называть гусляров - сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка - все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Следующую стадию развития гуслей представляют гусли - псалтырь, которые тесно связаны с музыкальной культурой русского духовенства. Их изображения в руках царя Давида имеются на миниатюре в славянской псалтыри, относящейся к XIII - XIV вв. Это, так называемые "шлемовидные" гусли.
На протяжении многих веков подобная разновидность гуслей была в обращении не только у духовенства, но и у скоморохов. После гонения на скоморохов в XVII в. гусли - псалтырь из народной среды почти исчезают и сохраняются вплоть до рубежа XIX - XX вв. в виде усовершенствованных столовидных гуслей лишь в среде духовенства и светских музыкантов.
Принципиальных различий в устройстве и способах игры на всех видах гуслей не было. Струны защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае лежит для приглушения струн. Позже звук начали извлекать плектром или медиатором.

В начале XX века древнейшие гусли были значительно усовершенствованы ученым-этнографом Николаем Приваловым. Опытными мастерами под его руководством были созданы ансамблевые разновидности (пикколо, прима, альт и бас) с 13-15 струнами. Для образовавшегося "хора гусляров" был написан репертуар и "Самоучитель игры на гуслях звончаных". В 70-х годах по заказу исполнителя-гусляра Дмитрия Локшина в Москве были изготовлены гусли с расширенным диапазоном и, соответственно, большим количеством струн. Процесс конструктивного и исполнительского развития инструмента продолжается до наших дней. Современные гусли оснащены перестроечным механизмом, позволяющим менять строй инструмента в процессе исполнения

Усовершенствованные столовидные гусли (или прямоугольные, щипковые) оказались гораздо сложнее звончатых. Количество струн у них колеблется от 55 до 66. Первоначально звукоряд таких инструментов был диатоническим, позже стали делать гусли хроматические. У хроматических гуслей струны, соответствующие черным клавишам фортепиано, опущены несколько ниже. Такой разновидности гуслей доступны сложные многоголосные произведения.
В 1914 г. Н. П. Фомин сконструировал так называемые "клавишные" гусли, отличающиеся оригинальной и вместе с тем простой и удобной конструкцией. Они снабжены однооктавной клавиатурой фортепианного образца. При нажатии на клавиш одноименные струны во всех октавах освобождаются от демпферов и становятся готовыми к звучанию. Одной рукой набирают на клавиатуре любой аккорд, а другой проводят по струнам плектром из твердой кожи.

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые - столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры - сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.

К большому сожалению, при желании приобрести инструмнт, приходится говорить о маленьких мастерских в России где отдельными экземплярами очень редко делаются гусли. В целом мире, как мне кажется, нет ни единой фабрики, где выпускался бы этот уникальный инструмент. Деньги идут на что угодно: на буйные развлечения, войны, удовольствия... Отвлечение средств по изготовлению хотя-бы одной боевой ракеты класса "земля - воздух", с лихвой хватило бы на строительство маленькой музыкальной фабрики.... Но... гусли звучат и будут звучать вечно!

Русские гусли. История и мифология Базлов Григорий Николаевич

3.1. Гусли через призму русской истории. Древняя поэтическая символика Руси (преимущественно в гусельной традиции)

«Русские гусли принадлежат истории культуры не только как факт музыкального искусства, фольклорных традиций наших дней, но входят в качестве самостоятельного содержательного элемента, «сюжетного мотива», в систему особо значимых явлений, образов, первоначальных представлений, преданий, относящихся к периодам формирования мифологических воззрений народов ранних исторических эпох. Как образ-символ гусли соотносятся с основополагающими понятиями культуры. Знанием жизни, как путь просветления, соединяющий сферы материального и духовного в сознании человека» 125 .

Процитировав слова выдающегося русского этномузыколога, знатока отечественной традиционной культуры, исследователя гусельной традиции Анатолия Михайловича Мехнецова, обращаем внимание читателя на то, что гусли и гусельная традиция несут на себе отпечаток древнейших представлений славян о мироустройстве и в символическом виде выражают архаический взгляд на мир.

Очевидно, что в древности гусляр был чем-то большим, нежели просто музыкантом. Хотя, безусловно, гусли и гусельная игра использовались и в утилитарном, не сакральном качестве. Ряд черт, сохранившихся в сказочном фольклоре, в эпических произведениях, позволяет нам утверждать, что по выполняемым в старинной славянской культуре функциям гусляра можно сравнить с кельтским бардом или скандинавским эрилем 126 .

«Слово о полку Игореве…» рисует нам образ Вещего Баяна - эпического певца, гусляра, который не просто играет и поет, а отправляется в мысленный полет в прошлое, скачет воображаемой белкой по «мыслену древу», серым волком пересекает огромные пространства и орлом под облака взмывает над историческими событиями. Очевидно, что перед нами не простой музыкант, а человек, владеющий неким изотерическим профессиональным знанием.

В сравнительных поэтических образах, используемых автором «Слова…», просматривается устойчивая семиотическая традиция, те образы и символы, которыми древнерусские эпические поэты мыслили и которыми передавали смысловые соответствия между явлениями материального мира и духовными категориями.

«Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебед?й пущаше, нъ своя в?шиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами князем славу рокотаху».

Сюжет нападения на лебедей характерен для славянской песенной традиции, в особенности для лирических и свадебных песен. В них орел, «разбивающий» «лебедь с лебедятами, со малыми со дитятами», - это символ жениха, а лебедь - невесты. Таким образом, в поэтической картине охоты на лебедей (при гусельной игре) очевиден оттенок описания мистического брака разума гусляра, напустившего сокола (персты) на «стадо струн», с эпическими лебедями (струнами).

Продолжая рассматривать эту аналогию, мы неизбежно обратим внимание, что стая лебедей образует в полете упорядоченный строй, что опять же напоминает струны и музыкальный звукоряд. Что при ударе соколов лебеди должны вскрикивать, подобно струнам создавая мелодическую гармонию.

Академик Б.А. Рыбаков указывал на мифологическую связь гуслей со стихией воды и ее повелителем - царем подводного царства.

Из русской мифологии мы знаем, что у Морского царя есть дочери, которые отождествляются с русалками, видимыми человеку в образе рек, морских волн или лебедей. Иначе говоря, для архаичного мифологического сознания реки и морские волны - это и есть дочери водяного царя.

В русских сказках широко распространен сюжет о царевнах-лебедях, дочках Морского царя, которые прилетают искупаться к реке в виде стаи лебедей:

«Прилетели на Онегу лебедушки, сбросили оперение, обернулись девушками и стали купаться. Парень, оказавшийся поблизости, схватил одну из шкурок и её владелица - русалка стала его женой» 127 .

Среди этих сестер-лебедей есть старшая царевна-Лебедь, которую так ярко описал А.С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане». По свидетельству духовного стиха о Голубиной книге и ряда белорусских преданий, этого лебедя зовут Острафиль - мать всех птиц 128 . Острафиль «держит весь мир под своим крылом». «Когда Страфиль птица встрепенутся, все сине море всколыбается. Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными» 129 .

Что же за стихия, в которой живет этот лебедь? Из Голубиной книги мы узнаем: «Она пьет и ест из синя моря и детей ведет из синя моря».

Море в гусельной символической традиции отождествляется со звуком, с музыкой:

«Стал Бездольный подходить к своему государству и вздумал сыграть шутку: открыл гусли, дернул за одну струну - сине море стало, дернул за другую - корабли под стольный город подступили, дернул за третью - со всех кораблей из пушек пальба началась» 130 .

В приведенном отрывке первый звук игры на гуслях создаёт море. Следующий звук тождествен выплыванию на море кораблей, которые стреляют из всех пушек, то есть тоже издают звук.

Море - это, очевидно, общий фон звучания, характерный для игры на гуслях. Вот как пишет об этом явлении А.М. Мехнецов на стр. 20 в книге «Русские гусли и гусельная игра»:

«К особым способам формирования звуковой среды (своеобразного «звукового поля») относится прием, на основе которого достигается характер и качество «педали» (общее звучание открытых струн полного диапазона инструмента) с одновременным использованием специфического штриха «глиссандо». В качестве педали - «бурдона» - на 7-9-ти струнных инструментах могут также постоянно звучать верхняя и нижняя струны. Такая техника используется повсеместно на территории бытования русских гуслей».

Сказочные корабли, появляющиеся при ударе по струнам гуслей - это, вероятнее всего, руки игрока. А «выстрелы с кораблей» - это кистевые удары правой рукой по струнам, приём гусельной игры - так называемое «выбивание». Руки гусляра скользят над струнами как корабли над морскими волнами, а при столкновении с волнами появляется звук. Интересно, тот «стольный город», под который «подступили» корабли - руки, также в реальности является каким-то приёмом игры, частью инструмента или фрагментом сказочного сюжета, не имеющего прямого отношения к практике гусельной игры?

В былине о Садко, в той ее части, где Морской царь пляшет под гусли и из-за этого танца появляются волны, разбивающие «черные корабли», поэтический параллелизм еще нагляднее. Реальный игрок, громко и долго бьющий по струнам, нередко разбивает себе пальцы, иногда даже в кровь. Каждому человеку, немного знакомому со струнными инструментами, эта аналогия покажется очевидной.

В былине гусляр не может по собственной воле прекратить игру, ведь пляшет-то сам Морской царь! Продолжительность игры Садко на пиру у Морского царя наводит на предположение, что речь в этой части былины может идти и об инициационном испытании героя, которому необходимо продемонстрировать мастерство и терпение, играя непрерывно продолжительное время. Чтобы остановит пляску, приходится, по совету Николы Можайского, рвать струны и ломать колки.

В системе описания гусельной игры из «Слова о полку Игореве…» терминология музыкантов несколько иная: «стреляющие корабли» там - это удары соколов, бьющих лебедей.

Почему так? То сокола, то лебеди? Противоречие… а как же общеславянская гусельная традиция, как же древность этой культуры?

Для славянской мифологии гусельной игры, на мой взгляд, в этом противоречия нет. Наличие в традиции многовариантности, обычно, только подтверждает древность. То, что в одной системе струны названы лебедями, а в другой морскими волнами, - естественно, ведь и те и другие восходят к одной символической системе - это просто разные образы дочерей водяного царя.

Мы уже обратили внимание, что в способе описания гусельной игры из «Слова о полку Игореве…», где струны - это лебеди, а пальцы - сокола, которую можно условно отнести к символической традиции южной Руси 131 , присутствует свадебная символика. В былине о Садко в системе описания «кораблик-море, струны-волны», которую, как новгородскую, можно соотносить с северо-западной славянской традицией, вообще, не иносказательно, а буквально описано бракосочетание гусляра с дочкой Морского царя - речкой Чернавой. В этом устойчивом символе, характерном для юга и севера Руси, прослеживаются отголоски какого-то древнего мистериального славянского обряда, посредством которого гусляр получал инициационное посвящение, вступая в символический брак с дочерью водяного царя и делаясь его родственником - зятем. Вероятно, в мифопоэтической традиции древних славян именно водяной царь был существом, покровительствовавший музыкальную струнную традицию. И не случайно его дочери - русалки-волны - в мифопоэтической традиции соотносились со струнами.

Несколько отвлекаясь от основной темы, по аналогии можно предположить, что прежде исполнительская традиция, связанная с духовыми инструментами, в славянской мифологии также была связана с царем ветров. Ведь в народных суеверных представлениях свист может вызвать ветер, так же как игра на гуслях порождает волны.

Конструкция гуслей как бы воспроизводит, моделирует славянское предание о сотворении мира.

Вкратце его можно пересказать так:

Мир выглядит как бескрайнее море. Посреди воды растут два дуба. Бог посылает в этот мир двух птиц (по некоторым легендам это голуби, но чаще это утки). Усевшись на дубы, птицы советуются о том, как сотворить мир. После совещания они ныряют на дно моря и выносят оттуда в клювах песок. Разбрасывая этот песок в стороны, птицы создают сушу. Причем одна «утица» творит мир ровным, а другая делает на поверхности этого мира овраги и горы. Таким образом, они создают мир.

В наиболее архаичных моделях гуслей не было металлической скобы, на которую надевались струны. Характерное для древности крепление - это две параллельно расположенные фигурные планочки, прикрепленные к гусельной доске дубовыми колышками. Между этими планочками закреплен деревянный стержень - струнодержатель, на который и надеваются струны.

Эти планочки называются «утицы», они «сидят» на дубовых колышках, как упомянутые легендарные птицы. Между гусельной доской и возвышающимися над ней «утицами» натянуты струны - «волны» музыкального моря. Ударяя по струнам, руки гусляра символически воспроизводят воспетое славянскими легендами творение мира.

Вероятно, что известное из средневековых источников гонение на гусляров и уничтожение гуслей было не борьбой с музыкальностью и исполнительской русской традицией, а порождалось религиозными мотивами, столкновением идей, описывающих сотворение вселенной. Через некоторое время гусли вновь становятся священным, даже отчасти религиозным инструментом. Это происходит тогда, когда народное сознание и параллельно с ним христианские богословы начинают воспринимать гусли как инструмент «главного гусляра», освященный авторитетом библейской традиции псалмопевца царя Давида. Правда, гуслями начинают называть несколько отличный инструмент - псалтирь, под который поются духовные стихи и псалмы. Псалтирь получает распространение преимущественно в среде духовенства.

Однако в народе его также именуют гуслями и переносят на него часть древних представлений, связанных с гуслями. Поскольку царь-псалмопевец Давид считается в народе гусляром, то и древние славянские гусли как бы освящаются его духовным авторитетом и перестают восприниматься как пережиток языческой религии.

В это время, вероятно, и происходит, с одной стороны, воцерковление русских гуслей. С другой стороны, тогда же в народной культуре появляются значительно обмирщенные гусли, лишенные прежней мифопоэтической основы; они становятся преимущественно инструментом плясового аккомпанемента и почти в этом качестве (со значительно утраченной и забытой сакральной символикой) доживают до нашего времени. Вывод, конечно, не бесспорный, но наглядно обозначающий некий исторический рубеж в традиции бытования гуслей в качестве мифопоэтического, философского инструмента.

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

6.5. Человек и его свобода в русской философской традиции Интерес к проблемам человека, его свободе, счастью в отечественной культурной и философской традиции всегда был исключительно велик. Но наиболее разноплановые научные концепции человека дала миру русская

Из книги Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) автора Лотман Юрий Михайлович

ИЛЛЮСТРАЦИИ к книге Лотмана Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) Групповой портрет участников русского посольства 1662 г. в Англию Неизвестный английский художник. X., м. 1662.Изображены князь Петр Семенович Прозоровский

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

ГЛАВА III. ГУСЛИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ И МИФОЛОГИИ

Из книги Русская ёлка: История, мифология, литература автора Душечкина Елена Владимировна

3.4. Гусли в русской религиозной традиции При звуках гуслей «рука Господня коснулась Елисея, и он пророчествовал». 4 Цар. 3, 12 В седой древности славянской и, видимо, в протославянской культуре гусли были неразрывно связаны с дохристианской натурфилософией и, что весьма

Из книги Тропинка к Пушкину, или Думы о русском самостоянии автора Бухарин Анатолий

Ёлка в русской народной традиции Являясь, подобно берёзе, одним из самых распространённых деревьев средних и северных широт России, ель издавна широко использовалась в хозяйстве. Её древесина служила топливом, употреблялась в строительстве, хотя и считалась материалом

Из книги Сравнительная культурология. Том 1 автора Борзова Елена Петровна

«Ёлка» Андерсена в русской традиции Сколько вас, милые ёлки, погубится?! П. Кильберг. «Ёлка» Там зимой в мороз крещенский, В ярких блёстках и огнях, Ёлки мёртвые сверкают, Точно звёзды в небесах… К.М. Фофанов. «Сон ёлки» В 1888 году Д.М. Кайгородов писал в газете «Новое

Из книги Традиции русской народной свадьбы автора Соколова Алла Леонидовна

Совесть русской истории История изучения либерализма отечественными исследователями – печальная повесть о том, как под чужой потолок подводят и чужое имя дают. Десятилетиями наводили тень на плетень, пока не пробил звездный час возвращения великих имен: Хомякова, Ивана

Из книги К истокам Руси [Народ и язык] автора Трубачев Олег Николаевич

1.5.Концепция развития культуры человечества как ускоренного движения через призму демографического роста С.П.Каиицы Известный физик и популяризатор науки С.П. Капица предлагает своеобразную концепцию истории мировой культуры, рассматривая развитие человечества как

Из книги Эти странные семидесятые, или Потеря невинности автора Кизевальтер Георгий

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

Из книги Икона и Топор автора Биллингтон Джеймс Х

Из книги Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма автора Морозов Игорь Алексеевич

Из книги Традиция, трансгрессия, компромисc. Миры русской деревенской женщины автора Адоньева Светлана Борисовна

7.1. Формирование русской культуры. Культура допетровской Руси Первый этап в истории русской культуры – это древнерусская культура. «Древняя Русь» – общее название восточно-славянских княжеств IX–XIII веков. Однако часто под древнерусской культурой мыслится совокупность

Из книги автора

4. ИРОНИЯ РУССКОЙ истории Когда ищешь способ уяснить себе запутанные исторические сложности, весьма притягательной видится идея иронии. Ироническое чутье прокладывает путь где-то посредине между абсолютно исчерпывающими объяснениями исторической науки XIX в. и

Из книги автора

Типология конструктивных особенностей куклы в русской традиции Из сказанного выше нетрудно понять, что в нашу задачу не входит подробный анализ технологий изготовления кукол. Однако прежде чем приступить к рассмотрению конкретных аспектов функционирования куклы

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса