Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История русской бани

Русские бани долгое время не давали покоя иностранцам. Так что все-таки делают там русские? Моются или развратничают? И чему способствует такая простота нравов: развращению народа или, напротив, его целомудрию? Мнения разделились.

Казанова, всемирно известный покоритель женщин, чье имя стало нарицательным, высказался следующим образом.
«По субботам я ходил с ней (с любовницей – К-К) в русские бани, дабы помыться в обществе еще человек 40, мужчин и женщин, вовсе нагих, кои ни на кого не смотрели и считали, что никто ни них не смотрит. Подобное бесстыдство проистекало из чистоты нравов».
Дж. Казанова «Воспоминания»

Ж. Делабарт Вид Серебренических бань в Москве (или «Серебренические бани на берегу р. Яузы с изображением обряда русской свадьбы») 1796. Русский музей.

Венесуэлец Франциско де Миранда, посетивший Россию в 1786-1787 гг., похоже, был не в большом восторге от увиденного и происходящее его шокировало. Хотя, судя по частому упоминанию в мемуарах походов к дамам легкого поведения, особым целомудрием путешественник не страдал.
"Оттуда поехали в Большие бани, мужские и женские, что на Москве-реке. Зашли сначала в мужские, где увидели великое множество голых людей, которые плескались в воде безо всякого стеснения. Через дверцу в дощатой перегородке проследовали в женскую часть, где совершенно обнаженные женщины прохаживались, шли из раздевальни в парильню или на двор, намыливались и т.д. Мы наблюдали за ними более часа, а они как ни в чем не бывало продолжали свои манипуляции, раздвигали ноги, мыли срамные места и т.д. ...

В конце концов, пройдя сквозь толпу голых женщин, из коих ни одна не подумала прикрыться, я вышел на улицу и дошел до другого входа в ту же баню, откуда все было видно как на ладони, а потом снова зашел внутрь, и банщицы, взимавшие плату у входа, даже не подумали меня остановить. Тела беременных из-за огромного живота напоминали бесформенную массу. Поистине, разглядывая всех этих обнаженных женщин, всех возрастов и с самыми разнообразными формами, я не смог отыскать в них большого сходства с «Венерой» из собрания Медичи... В этой бане бывает более 2 тысяч посетительниц, главным образом по субботам, и с каждой берут всего две копейки; однако меня уверяли, что хозяин получает большой доход. Оттуда мы вышли наружу и проследовали к реке, чтобы посмотреть на женщин, которые после бани идут туда купаться. Их было очень много, и они спускались к воде без малейшего стыда. А те, что были на берегу и еще мылись, кричали нам по-русски: «Глядеть гляди, да не подходи!» Мужчины там купаются с женщинами почти вперемешку, ибо, если не считать шеста, их в реке ничто не разделяет... В деревнях еще сохраняется обычай купаться вместе мужчинам и женщинам, и нынешняя императрица первой позаботилась о том, чтобы соблюдались приличия и купание было раздельным. "

Гравюра Эйхлера по картине Делабарта. 1799.

Внес свои пять копеек и наш соотечественник, А.Н.Радищев.
«Бани бывали и ныне бывают местом любовных торжествований. Путешественник, условясь о пребывании своем с услужливою старушкою или
парнем, становится на двор, где намерен приносить жертву всеобожаемой Ладе. Настала ночь. Баня для него уже готова. Путешественник раздевается, идет в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или ее дочь, или свойственницы ее, или соседки. Отирают его утомленные члены; омывают его грязь. Сие производят, совлекши с себя одежды, возжигают в нем любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время. Бывало, сказывают, что оплошного и отягченного любовными подвигами и вином путешественника сии любострастные чудовища предавали смерти, дабы воспользоваться его имением. Не ведаю, правда ли сие, но то правда, что наглость валдайских девок сократилася. И хотя они не откажутся и ныне удовлетворить желаниям путешественника, но прежней наглости в них не видно.»

Высказал свое мнение по этому поводу и Ш.Массон.
«Хотя русские бани и описывались много раз, но я все же считаю нелишним поговорить о них здесь, так как они сильно влияют на характер и нравы женщин из простонародья. Приехав в Россию, я решил сам лично проверить то представление, которое у меня сложилось на основании рассказов путешественников и которому я не очень доверял... Итак, однажды с одним из друзей я отправился на берег Невки к общественным купальням; идти далеко не пришлось, чтобы убедиться, что русские красавицы привыкли выставлять свои прелести перед прохожими. Толпа женщин всех возрастов, привлеченных июньской жарой, не сочла даже нужным идти в ограду купальни. Раздевшись на берегу, они тут же плавали и резвились...

С тех пор я много раз бывал в банях и видел то же, что и на берегу островов Невы. Но после набросанной выше картины большие подробности были бы слишком непристойны. Правда, целомудренная Екатерина издала указ, предписывающий предпринимателям публичных бань строить их для обоих полов раздельно и в женские пускать только тех мужчин, которые необходимы для их обслуживания, да еще художников и врачей, приходящих туда для изучения своего искусства; чтобы проникнуть туда, охотники попросту присваивают себе одно из этих званий. Итак, в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке. Тут самые целомудренные женщины прикрываются березовым веником, которым они парились в бане. Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков.

Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у недикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях - он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового…»

P.S. В посте отражено положение вещей во времена Екатерины II.

История бани началась ещё в глубокой древности, причём у всех народов баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!».

Бани всегда пользовались особым почётом на территории России. На Руси с баней были связаны все самые важные события: рождение, свадьба, выздоровление после тяжёлой болезни. Так, была такая традиция: обязательно необходимо было посетить баню перед венчанием и на следующий день после свадьбы. Наши предки полагали, что предназначение бани состоит не столько в очищении тела, сколько в очищении души. Считалось даже, что если больному не помогла баня, то ему уже ничто не поможет.

Парную баню на Руси называли мыльней, мовней или влазней. По данным историков (история русской бани), ещё в 5-6 веке на Руси были в ходу такие бани, причём ими пользовались как богатые, знатные люди, так и простой люд. Поэтому несправедливо считать русский народ нецивилизованным, отсталым и не имеющим никакого представления о личной гигиене. Русская баня – одна из самых древних, она появилась почти одновременно с самим возникновением славян. О бане упоминается в устном народном творчестве ещё тогда, когда даже не было письменности. Возможно, славяне придавали такое большое значение бане, поскольку в то время они были язычниками и привлекали в бане благосклонность таких важных стихий, как вода и огонь. Так или иначе, но бани всегда играли огромную роль в жизни русского народа.

Наши предки издревле верили в целебную и очистительную силу бань (возникновение русской бани), связывали здоровье с чистотой. Баня всегда считалась самым лучшим способом преодолеть хворь, сглаз и вообще всё плохое. Со временем предложение искупаться в бане стало признаком гостеприимства. Так, гостя сначала вели в баньку и лишь затем кормили и укладывали спать.

Кстати, было бы неверно связывать парную баню только со славянами. На самом деле такие бани появились впервые у многих народов Поволжья, Урала и Сибири – не только у славянских племён (история бани), но также у финских, угорских и других. Например, в тайге и в наши дни сохранились избушки охотников, построенные по принципу бань. Во времена великого переселения некоторые финские народы перенесли парную баню по-чёрному в Скандинавию и Европу. Есть мнение, что древнеиндийские бани темаскуали, в которых до сих пор парятся вениками из кукурузных стеблей и лечебных трав, принесли в Америку сибирские племена.

Бани были настолько важны для наших предков, что даже в договоре с Византией в 907 году было специально оговорено, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время (возникновение русской бани). Описание бани встречается ещё в «Повести временных лет» и иностранных летописях. Русские бани удивляли большинство иностранцев. Особенно их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь квасом или ледяной водой и, и били друг друга веником. Иностранные путешественники даже считали парение в бани добровольным мучением, пыткой. Они очень боялись парения, однако после посещения русской бани чужеземцы чувствовали себя замечательно. Впечатления от русской бани были настолько сильными, что слух об оздоровительном эффекте русских бань распространился по всему свету.

Между тем, целебный эффект бани был известен ещё древним грекам. Наши монахи, изучив немало трудов древнегреческих греков, решили проверить, какой на самом деле эффект производит баня на больных. Эти наблюдения подтвердили, что банная процедура является отличным лекарством от многих болезней. Повсеместно при банях стали появляться своего рода больницы.

О русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники (история русской бани). Сами иностранцы привыкли мыться в купальнях с тёплой водой, поэтому, увидев, как разгорячённые после бани русские, ныряли в ледяную прорубь или обтирались снегом, чужеземцы приходили в ужас. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями.


В древности русские бани представляли собой небольшой деревянный срубовой домик с единственным окошком, находящимся под потолком. Щели между брёвнами обычно были законопачены древесной смолой и мхом. В углу стояла большая печка-каменка, в которой разжигают огонь, отапливающий саму баню и нагревающий камни, положенные сверху на печь. В бане также стояла бочка или чан с водой. Когда камни раскалятся, огонь тушили, а раскаленные камни поливали водой. При этом двери и окно плотно закрывали и парились, сидя или лёжа на полках. На верхней полке могут париться только выносливые и опытные парильщики, так как температура там может достигать 100 градусов. Как правило, бани ставили недалеко от водоёмов. Зимой после бани люди выбегали нагими на улицу и ныряли в прорубь или обтирались снегом, как мочалкой. Летом же после бани просто обливались холодной водой или прыгали в водоём.

Первые бани строились исключительно из брёвен. Лишь в одной из летописей 1090 года было упомянуто о кирпичной бане, построенной в Переславле.

Баню мог построить любой человек, имеющий достаточно для этого земли. В середине 17 века даже вышел указ, в соответствии с которым бани разрешалось строить только на расстоянии от жилых домов, видимо, во избежание возгорания. Традиционно бани топили по субботам, поэтому субботы назывались банными днями, не работали даже присутственные места. В домашних банях мылись всей семьёй, и мужчины, и женщины парились все вместе, без какого-либо стеснения. Общественные бани отличались лишь тем, что женщины мылись на одной половине, а мужчины – на другой. Лишь с 1743 года стало запрещено в общественных банях мужчинам старше 7 лет заходить в женскую баню, а женщинам входить в мужскую баню.

Стоит отметить, что в древности люди ходили в баню не для того, чтобы просто мыться, а чтобы прогреть тело и пропотеть. Прогревание полезно для успокоения нервной системы, кроме того, парение в и прогревание в бане повышает умственные способности. О целительных свойствах русской бани писал ещё португальский врач императрицы Елизаветы Петровны Санчес (1778г.). Он считал, что русская баня вполне может заменить почти все лекарства. Когда Санчес покинул Россию, он содействовал открытию парных русских бань в крупных городах Европы.

Распространению русских бань в Европе поспособствовал и Петр I, который приказал построить бани для своих солдат в Париже и Амстердаме во время своего пребывания там. А после войны с Наполеоном солдаты русской армии построили бани во всех освобождённых странах и научили «баниться» местное население.

Древний трактат описывал 10 преимуществ бани: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

В начале 19 века в Москве было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня, которую прописывали больным, страдающим ревматизмом, подагрой, водянкой, ожирением и т. д.

В наши дни русские парные бани пользуются огромной популярностью и за пределами нашей страны. Оздоровительный эффект и полезные свойства русской бани сегодня являются общепризнанными.

Источник: http://probany.ru/history/

Почему иностранцы боялись русской бани?

Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.

В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».
Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».
В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».


З.И. Летунов. Русские бани

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.

К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».


Е. Корнеев. Русская баня. Гравюра

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину стоить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».

В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.

Прогресс изменил нашу жизнь в очень многих аспектах. Разве могли люди раньше представить, что они будут совершать водные процедуры, не выходя из дома? Что когда-нибудь настанет день, когда им не придётся добираться до ближайшей бани с тазиками, мочалками, вениками и прочими принадлежностями? Сегодня большинство людей уже отказались от этого, но всё ещё есть те, кто остаётся предан старым добрым баням, пусть и не очень часто, но время от времени посещая заведения в разных уголках города в поисках самого лучшего. А можно ли сходить туда всей семьёй? Есть ли хоть одна совместная где, не таясь, могут мыться и мужчины, и женщины? А если и есть, где их искать и имеются ли какие-то особые правила для тех, кто хочет их посетить? На все эти вопросы поищем ответы вместе.

Исторический экскурс

Традиция делать отдельные бани для представителей разных полов далеко не нова. Уже тогда, когда люди поняли различие между мужчинами и женщинами, они стали заниматься своим туалетом в присутствии представителей только своего пола, дабы избежать конфуза. В банях обычно делали несколько залов, одни отдавались в распоряжение мужчин, другие - женщин. А в могли назначать время, в которое должны были приходить представители только одного пола.

Совместная баня (мужчин и женщин туда впускали одновременно) была скорее необходимостью, чем прихотью: например, не было возможности организовать отдельные «помывочные сеансы» для мужчин и женщин. Сегодня же, когда функция бани несколько изменилась (теперь она является скорее развлечением, чем единственной возможностью содержать себя в чистоте), представители разных полов могут свободно проводить там время вместе, необязательно даже обнажаясь донага.

А как в Европе?

Совместные общественные бани давно уже существуют в европейских странах. Правда, там есть одно очень важное правило: никаких купальников и плавок, потому что при такой температуре, которая стоит в парилке, ткань будет препятствовать испарению лишней жидкости с тела, тем самым провоцируя перегрев. Кто знает, чем это может закончиться? Возможно, именно из-за этого на Западе люди не стесняются своей наготы в такой ситуации, прекрасно понимая, что последствия могут быть далеко не самые приятные.

В России да и в постсоветских странах люди не настолько раскрепощённые, поэтому в совместные ходят в том, в чём купаются в море. Сложно сказать, важнее ли забота о здоровье или же о чувстве прекрасного окружающих, да и всё же общество накладывает определённые рамки, из-за которых мы очень неловко чувствуем себя, когда обнажены сами или окружены обнажёнными людьми, неважно, знакомыми или нет. В любом случае традиции России в этом плане существенно отличаются от западных.

"Варшавские бани"

Итак, перейдём к конкретике. Понятно, что совместная баня в Москве далеко не одна, более того, большое количество комплексов сегодня предлагают снять отдельную сауну, где могут одновременно находиться представители разных полов, это уже зависит от самого заказчика. Одно из заведений, где это доступно, - «Варшавские бани», находящиеся на Варшавском шоссе, 34.

Клиенты отмечают, что там отличная не только сама баня, но и ресторан, находящийся при ней. Для аренды доступны залы разной вместимости, оформленные в разных стилях. Кроме того, комплекс предлагает аренду простыней, так что даже самым стеснительным не придётся краснеть при представителях другого пола.

"Царицынские бани"

Зарекомендовали себя и «Царицынские бани», находящиеся на одноимённой станции метро, по улице Луганской, 10. Этот комплекс, кроме всего прочего, устраивает особые сеансы для натуристов - людей совсем уже без комплексов. В кабинках на 6-8 человек можно проводить три часа (учитывая специфику сеанса, женщины в совместной бане в Москве заплатят всего 800 рублей вместо обычных 1300 для этой бани). Как и во многих других подобных заведениях, доступны ресторан и бар.

А из того, что обычно больше интересует любителей бань, доступны купель, душевые кабинки, кабинки с переворачивающимися бочками холодной воды. Судя по отзывам, «Царицынские бани» - одни из лучших в столице, так что пожалеть об их посещении не придётся.

"Б-69"

«Б-69» - это удивительный островок спокойствия и умиротворения в центре шумной столицы. Правда, это скорее сауна, чем совместная Адрес её - улица Вавилова, 69, станция метро «Профсоюзная». Цены там, конечно, не очень демократичные, но отдельным плюсом является наличие двух совершенно разноплановых залов - греческого, оформленного в духе античности, и африканского, с присущей этому континенту дикарской простотой. Как и в большинстве бань, здесь есть ресторан и бар, но можно приходить и со своей едой. Гости могут воспользоваться услугами массажистов, покурить кальян и насладиться ароматерапией.

"Воронцовские бани"

Легендарные «Воронцовские бани» (Воронцовский переулок, 5/7, стр.1), к сожалению, не дают возможности мужчинам и женщинам мыться вместе, но с радостью предоставляют представителем обоих полов в аренду сауны вместимостью до шести человек. К плюсам здесь можно ещё отнести и то, что комплекс работает круглосуточно, так что и те, кто не ложится до рассвета, и те, кто на этом самом рассвете просыпается и уже хочет отдохнуть в приятной атмосфере, могут насладиться этим местом.

Единственное условие - арендовать комнату на время больше двух часов, за что придётся заплатить от трёх до шести тысяч рублей в зависимости от наличия в конкретной сауне бассейна и вместимости парилки.

"Сандуновские бани"

Завсегдатаи практически поголовно советуют ещё одно поистине легендарное заведение - «Сандуновские бани». Адрес заведения: Неглинная, 14, стр. 3-7. Как и в большинстве других комплексов, здесь имеются отдельные разряды (они же залы) для мужчин и женщин. Возможность отдохнуть вместе представителям обоих полов предоставляется в отдельных номерных банях разной вместимости. Тут номерные бани также работают круглосуточно. Цена их, как уже понятно, зависит от вместимости: за компанию из четверых человек заплатить придётся 4000 рублей за час, а для максимально большой, из десяти человек, - семь или восемь тысяч. Можно смело говорить о том, что это едва ли не самая популярная совместная баня в Москве. Отзывы об этом месте самые положительные, причём как об отдельных, так и об общих разрядах, поэтому «Сандуны», как эту баню называют в народе, - один из комплексов, практически обязательных для посещения.

"Лефортовские бани"

Совместная баня мужчин и женщин в чистом виде в Москве встречается очень редко - обычно это всё же отдельные разряды, доступные для аренды. Такую услугу предлагают и «Лефортовские бани», находящиеся на Лефортовском Валу, 9а. Здесь, правда, есть свои особенности: сдаваемые номерные отделения и сауны вмещают от четырёх до шести человек, а платить за них нужно, исходя из количества гостей: по 600 рублей с человека за час, причём минимальная цена - 1200, то есть как за двух человек. Кроме того, можно также арендовать и двухместный номер за 1200 рублей в час.

И самым большим бонусом является возможность «оккупировать» целую русскую парилку, в которой вместится целых тридцать человек, - это отличный вариант для того, чтобы провести масштабное торжество, корпоратив, например. Согласно отзывам, кроме стандартных веников, простыней и шапок тут предлагаются и мёд, и травы, и различные виды массажей.

Не только в Москве!

Но вы же не думаете, что совместный поход в баню возможен только в Москве? Другие города ничем не хуже! Например, Северная столица предлагает "Банный клуб", работающий, к сожалению, пока только с середины вторника до утра среды, с четырёх до шести. Находится это заведение на улице Лоцманской, 20, добираться придётся от или от "Нарвской". Интересная и система оплаты: до семи вечера дамы проходят бесплатно, потом платят 300 рублей; мужчины же с четырёх до полуночи платят 1000, а если пришли уже в среду, то 300.

Правилами запрещено употребление алкоголя и наркотиков, а за непотребное отношение к дамам и удалить могут. Кроме того, проводятся специальные программы с мастер-классами и тренингами, в которых могут поучаствовать все присутствующие. Правда, в общем отделении придётся ходить в купальном костюме, халате или простыне, но само ощущение нахождения в бане перекрывает эту неприятность для любителей обнажённой натуры.

Общие правила

Не имеет значения, предпочитаете ли вы обычные, раздельные или совместные бани. Мужчины, женщины в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани и во всех городах должны придерживаться определённых правил.

Понятно, что ходить в баню при онкологических заболеваниях и беременности строго запрещается. Но вот о том, что перед походом в парилку рекомендуется принять душ, правда, без гелей и мыла, которые снимут жировую плёнку с тела и затруднят потовыделение, знают немногие. Никакого алкоголя: его влияние под воздействием теплоты только усилится. В самой парилке нужно укрывать голову, особенно если волосы влажные, иначе на сосуды мозга будет оказываться дополнительная нагрузка. А после парилки рекомендуется уже холодный душ или традиционное для России обтирание снегом: контраст температур только усилит целебный эффект бани. Самое же главное правило: ни в коем случае не испытывать себя - при малейших признаках дискомфорта нужно покинуть парилку и отдохнуть от жара.

Моральная сторона вопроса

Ещё хотелось бы отметить, что совместная баня в Москве - явление скорее камерное, чем распространённое. Да и менталитет постсоветских государств, о чём уже говорилось выше, очень сильно отличается от европейского. Очень вероятно, что со временем ситуация изменится и рамки стыда немного расширятся. А с другой стороны, возникает вопрос о чувстве прекрасного: у всех ведь разное отношение к человеческому телу, и вряд ли возможно оказаться в компании, где все всех будут устраивать. Кроме того, к походам в баню могут присоединяться и люди старшего поколения, совместное нахождение рядом с которыми неглиже кажется совершенно неприемлемым. Поэтому вопрос совместных бань ещё долго будет обсуждаться. Можно привести аргументы как за, так и против, но выбор остаётся за каждым посетителем бани.

Разные виды бань

Выше говорилось о том, что самые разные виды приватных отделений может предложить совместная баня в этих разных заведений позволит вам выбрать, где именно хорошо провести время.

Русская баня - самая известная и одна из стариннейших. Её особенность в том, что раскалённые камни поливаются водой, из-за чего возникает влажный пар. В финской же сауне (кстати, в переводе «сауна» и означает «баня») система, в общем-то, такая же, но иное устройство печи, и камни поливаются гораздо реже, именно поэтому пар там не такой влажный. Интересный вариант - японская баня, больше похожая на нашу ванну: человек погружается по грудь в бочку, наполненную водой температурой 45 градусов, отогреваясь там.

Существуют ещё и сухие бани. Попариться можно в опилках, нагретых до 60 градусов, пропитанных специальными маслами. А можно и воспользоваться специальным мешком, наполненным травами или берёзовыми листьями. Ещё древние учёные отмечали пользу песочной бани, которая встречается нам чаще в форме детской игры - то, что дети закапывают взрослых в песок, оказывает положительный эффект на их организм. Авиценна советовал совмещать такую баню с арбузом: ягода окажет мочегонный эффект, но лишняя жидкость будет выводиться из организма с потом, который активно станет впитывать песок.

Именно поэтому не стоит зацикливаться на какой-то одной бане, лучше поэкспериментировать, чтобы выбрать нечто самое-самое лучшее.

В заключение

Итак, совместная баня в Москве - явление пока не очень распространённое, зато аренду небольших кабинетов, где могут собраться представители разных полов, предлагают практически все банные комплексы столицы. Вопрос только в выборе места - здесь уже всё зависит от личных предпочтений и рекомендаций знакомых. Кроме того, вопрос денег также немаловажен, но обычно за поход в номерное отделение бани, обеспечивающее эту приватность, придётся отдать где-то 4000-5000 тысяч руб. в час, которые можно разделить на всех. Так что знайте, что в столице есть возможность попариться в бане даже разнополой компанией. Знайте и пользуйтесь этой отличной возможностью не только отлично провести время, но и оздоровиться.

Недавно прочитал книгу, в одной из глав которой затрагивался вопрос о нравственности. Автор утверждал, что раньше на Руси мужчины и женщины мылись в бане вместе. И это способствовало тому, что больше ценилась друг в друге не красота телесная, материальная, а красота душевная. И так же мужчины и женщины привыкали с малых лет спокойно воспринимать обнаженное тело противоположного пола.

В наше же время процветает культ «секса», и одни ему поклоняются, другие же нещадно эксплуатируют. «Вау, какая у неё грудь… или задница!» Физическая красота тоже важна, но её не надо ставить во главу угла, как это делается сейчас.

Сегодня в интернете попался отрывок из другой книги (см. ниже) в продолжении темы, мне особенно понравилось последнее письмо Шарля Массона: «… В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков. Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у не дикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях - он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового...»


Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".


Совместные общественные (торговые) русские бани для мужчин и женщин испокон веков были одной из немногих отрад в тяжелой и недолгой жизни простых русских людей. Западные путешественники и дипломаты оставили немало письменных свидетельств о совместном мытье мужчин и женщин в общественных русских банях. В самой Европе к XVII -XVIII векам пуританская христианская мораль уже давно одержала верх, благодаря грандиозным пандемиям чумы и эпидемиям сифилиса, которые быстро отучили европейцев от совместного посещения бань мужчинами и женщинами. К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный поддекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чем более серьезном. Совместное посещение бань мужчинами и женщинами характерно и для финнов, которые совместно парились как в общественных банях, так и в домовых финских саунах.
Пока мы поговорим о том, как женщины и мужчины совместно посещали бани в России, и при этом умудрялись сохранять свою невинность. Итак, предоставим слово тем, кто своими глазами видел, как мужчины и женщины совместно моются в общественных банях. Барон Августин Майерберг, посол августейшего римского императора Леопольда к царю и великому князю Алексею Михайловичу, писал в 1661 году:
«В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнёю. Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие» [Майерберг А.,1874]. Будущий революционер и первый президент (диктатор) Венесуэльской республики Франсиско де Миранда также имел честь лицезреть русских женщин в банях во время своего визита в Россию в 1786 – 1787 годах: «…Потом осмотрел мужскую баню, битком набитую голыми, в чем мать родила, людьми, и заглянул на женскую половину, где увидел ту же картину: женщины мылись, расхаживали нагишом и т. д.; две или три из них отличались прекрасными формами…
5 июня. Я пошел в баню, где лицезрел множество обнаженных людей обоего пола, которые находились тут почти вперемешку, и никто из мужчин не удосужился прикрыться в присутствии стольких Ев... Поразительнейшее явление. Видел там также нескольких одетых женщин - притом молодых! - которые подходили к мужчинам и разговаривали с ними о каких-то делах, не испытывая ни малейшего смущения, как ни в чем не бывало» [Де Миранда Ф., 2001].

Церковные и светские власти в России неоднократно пытались наложить запрет на совместное посещение бань мужчинами и женщинами. Но когда властные запреты на Руси кем-либо соблюдались? Запрет на совместное посещение бань мужчинами и женщинами как «в Пскове граде» содержится в «Стоглаве» – сборнике решений из 100 глав Собора 1551 года. Попытки запретить совместное посещение бань мужчинами и женщинами предпринималось не раз (указ 1646 г. «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», указ Правительствующего Сената от 21 декабря 1741 года «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе» ), но никто в России не спешил менять заведенный веками уклад банной жизни. В 1782 году императрица Екатерина II ввела Устав благочиния, в котором совместное посещение бани мужчинами и женщинами в торговых банях было запрещено, а детей другого пола разрешалось брать с собой в бани лишь в возрасте до 7 лет. [Цит. по: Титов Ю.П. (ред.), 1998]. Входить на женскую половину бань дозволялось лишь служителям, врачам, художникам и их ученикам. Последующая попытка разделить мужчин и женщин в общественных банях была предпринята императрицей Екатериной II в 1782 году. Но и эта атака на исконные банные традиции, судя по приведенным ниже иллюстрациям, также не имела особенного успеха. Обычай совместного посещения бань сошел «на нет» лишь во время царствования императора Александра I (1801 – 1825 гг.). Свидетельство французского военного на русской службе Шарля Массона де Бламона о Петербургских общественных банях конца XVIII века показывает, что характер общественных русских бань не изменился и к этому времени, даже в новой российской столице - Санкт Петербурге:
«Хотя русские бани и описывались много раз, но я все же считаю нелишним поговорить о них здесь, так как они сильно влияют на характер и нравы женщин из простонародья. Приехав в Россию, я решил сам лично проверить то представление, которое у меня сложилось на основании рассказов путешественников, и, которому я не очень доверял...
Итак, однажды с одним из друзей я отправился на берег Невки к общественным купальням; идти далеко не пришлось, чтобы убедиться, что русские красавицы привыкли выставлять свои прелести перед прохожими. Толпа женщин всех возрастов, привлеченных июньской жарой, не сочла даже нужным идти в ограду купальни. Раздевшись на берегу, они тут же плавали и резвились. С тех пор я много раз бывал в банях и видел то же, что и на берегу островов Невы. Но после набросанной выше картины большие подробности были бы слишком непристойны. Правда, целомудренная Екатерина издала указ, предписывающий предпринимателям публичных бань строить их для обоих полов раздельно, и в женские пускать только тех мужчин, которые необходимы для их обслуживания, да еще художников и врачей, приходящих туда для изучения своего искусства; чтобы проникнуть туда, охотники попросту присваивают себе одно из этих званий.

Итак, в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом, и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке. Тут самые целомудренные женщины прикрываются березовым веником, которым они парились в бане. Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков. Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у не дикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях - он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового...
И надо сказать правду, насколько непристойно держатся женщины, настолько же девушки сдержанны и скромны. В них от природы заложены задатки глубоких и нежных чувств. Только с трудом развращаются они под влиянием окружающей испорченности. Почти все девушки обладают природным умом и прелестью; их глаза, ноги и руки не оставляют желать лучшего; в них есть та непринужденность, тот вкус к нарядам и приятность в разговорах, которые встречаются только у француженок. Присущая женщинам стыдливость притупляется как благодаря привычке к такому обращению с мужчинами, так и благодаря совместному посещению бань с детства»
[Массон Ш., 1996].

Как мужчины «моются» в бане известно, а как же женщины в бане моются ? Женщины любят баню - это точно. «Как много девушек хороших, как много ласковых имен» посещают это замечательное место с целью оздоровления и омоложения. И они не ошибаются. Сколько эмоций и душевных сил придает парная с душистым веничком. Милые женщины по-особенному относятся к банному мероприятию, ни одна минута не должна пройти даром. Женщины в бане моются по-особенному, тут эмоций гораздо больше, чем можно было бы подумать. (посмотрите видеоролик в конце статьи)

Давайте наконец-то, приступим к описанию этого ритуала, который рассказала мне по секрету одна хорошая знакомая – моя жена: «Собираются в баню не спеша, чтобы не забыть все необходимые банные принадлежности. Большая вместительная и удобная сумка необходима для мягкого полотенца, банного головного убора, не забываем о термосе с теплым чаем с медом, пожестче мочалку, мягкую губку, вакуумную баночку, ароматические масла, крема, скрабы, гели и другие мелочи, ну и наконец-то, самое важное, березовый веник.

Начинаем банную процедуру с парной, завариваем не спеша веник, с любовью, наслаждаясь свежим ароматом листьев, и начинаем потеть. Посидим немного, привыкнем к жару, бережем сердце, чтобы сразу не свалится за дверью парилки. Выходим отдохнуть на пару минут и в парную париться. Вот где истинное наслаждение, разгоряченное тело, приятные горячие шлепки веником делают свое благое дело, кровь разгоняется по всем жилкам, жар крепчает, как тут не приговаривать «ох, хорошо!».

Не увлекаемся для первого захода, бережем силы для следующего раза, обливаемся прохладной водой. Выходим, отдыхаем некоторое время, восстанавливаем силы, можно сделать несколько глотков чая. Второй заход может длиться немного дольше, парим себя всю, не забывая ни одного пальца ни на руках, ни на ногах.

Дышим веником, ингаляции не помешают, особенно простывшим людям. Аромат веника ослабевает, теперь можно разбавить несколько капель любого ароматического масла (каждый по желанию) в ковше с водой и плеснуть на камни, чтобы каждая минута, проведенная в бане, приносила только радость и удовольствие. Парится каждая женщина столько раз сколько ей кажется достаточным для «сегодня».

Переходим в помывочную. Здесь не менее интересно, выгребаем из сумки все необходимые «инструменты». Достаем жесткую, желательно массажную, мочалку, наносим скраб и растираем тело, кажется, что новая кожа так и просится наружу подышать, поэтому помогаем «старой коже» быстрее смыться водой. Некоторые после этой процедуры снова заходят в парную, так сказать, обновить ощущения. После берем вакуумную банку для антицеллюлитного массажа, наносим немного масла или любого геля на тело для легкого ее скольжения. Начинаем массировать ноги, живот».

Отступлю немного от рассказа, хочется отметить, что многие специалисты массажного дела не рекомендуют делать такой массаж на распаренное тело. Прислушиваться к совету или нет – вам решать.

Продолжим описание «банного дня»: «После массажа просто моемся и напеваем любимую песню, очень забавно, особенно когда в бане несколько женщин бывает очень даже весело. После делаем всяческие маски на лицо, шею, голову, руки, а можно и на все тело, мы же приходим омолодиться и набраться хорошего настроения на целую неделю, а то и на месяц.

После все это смываем и наносим самовлюбленно все мыслимые и немыслимые душистые крема. И наконец-то выходим… Не забываем, что в термосе нас ждет вкусный и полезный чай, а лучше всего легкий компот из различных ягод. Наслаждаемся чаепитием, понемногу остываем, чтобы выходя на улицу, ни в коем случае не простудиться. Вот, примерно так проходит посещение бани настоящей женщины».

Розовощекая, довольная, вкуснопахнущая и, может быть, немного временно усталая Настоящая Женщина по-настоящему красива. Истина, женщины любят баню, а мы любим их!

Что бы наши любимые женщины всегда оставались красивыми и здоровыми нужно им дать возможность чаще посещать баню. А это легко сделать с помощью установки в квартире инфракрасной кабины. Ведь еще больше чем у традиционной бани. Статья поможет вам ориентироваться среди джунглей представленных на рынке ик саун.

На десерт обещанный видеоролик- как женщины моются, правда не в бане, но прикольно.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса