Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Интересные факты о цивилизации майя. Секреты истории Майя – древней цивилизации Мексики

Цивилизация Майя - одна из самых загадочных цивилизаций на нашей планете. Существовала она в Центральной Америке на территории современных южных штатов Мексики, а также таких государств как Белиз, Гватемала, Гондурас и Сальвадор.

Календарь майя
пяти эпох

Первые упоминания об этом индейском народе уходят корнями в I тысячелетие до н. э. В этот период племена майя стали заселять плато Петен, где преобладал жаркий и влажный климат. Затем стали распространяться на запад вдоль рек Пасьон и Усумасинта. На востоке вышли к берегам Карибского моря. На севере облюбовали Юкатекские равнины, покрытые влажными тропическими лесами. При отсутствии рек, селились по берегам карстовых озёр.

Майя быстро обустроились на новых землях: начали строить каменные города, занимались земледелием. Выращивали маис, тыкву, хлопок, какао, фрукты, бобы. На севере полуострова Юкатан добывали соль.

Имели совершенную письменность в виде иероглифов. Особо нужно отметить глубокие знания в астрономии. Опираясь на них, создали календари, которые до сих пор поражают точностью расчётов.

Племена майя никогда не объединялись в единое административное образование. Жили они в городах-государствах. К 750 году таких было множество: Тикаль, Копан, Паленке, Камакмул, Ушмаль, Вамактуна и многие другие. Население каждого составляло более 10 000 человек, что по тем временам довольно много. Все эти, на первый взгляд, разрозненные островки жизни в комплексе и обозначаются как цивилизация Майя.

Культура, система управления, обычаи были схожи в этих мини государствах и практически ничем не отличались друг от друга. Во главе каждого города стояла своя царская династия. На следующей ступеньке социальной лестницы располагались жречество и знать. Далее шли купцы и воины. В самом низу находились крестьяне, ремесленники и другой простой люд.

В центре каждого города высилась пирамида высотой от 15 до 20 метров. Она служила усыпальницей для знатных людей. Вокруг стояли дома, которые просторными назвать никак было нельзя: они имели узкие коридоры и тесные комнаты. Основным материалом для строительства являлся известняк.

Религия играла важную роль в жизни этого народа. Поклонение богам было культом, его основу составляли жертвоприношения как животных так и людей. Майя считали богов смертными; по их понятиям, человеческая кровь продлевала жизнь небожителям. Заливая жертвенные алтари алой и тёплой кровью несчастных, они полагали, что таким образом сохраняют молодость и силу тем, кто даёт им богатые урожаи, победы над врагами и другие блага этого суетного мира.

В период с 800 по 900 годы часть городов майя была покинута населением. До сих пор истинная причина поспешного ухода людей с насиженных мест неясна. Выдвигаются различные гипотезы, пытающиеся объяснить такое поведение жителей, но соответствуют ли они истине - это определить в наши дни практически невозможно.

Многие исследователи видят основную и главную причину в подсечно-огневом способе ведения земледелия. Майя выжигали участки лесов и кустарников и засеивали эти земли сельскохозяйственными культурами. По прошествию трёх-четырёх лет, когда почва истощалась, они опять жгли леса, всё дальше и дальше удаляясь от городов.

В результате такого нерачительного использования посевных угодий, затраты на производство основных продуктов питания неуклонно росли. В конце концов они становились не по карману не только рядовым гражданам, но и богатым людям. Это вынуждало жителей оставлять город и уходить на новые, благодатные, ещё не тронутые огнём земли.

Есть и другие теории, пытающиеся объяснить странную миграцию майя. В их числе называются: эпидемии, завоевания, изменения климата. Всё это звучит правдоподобно, но серьёзных доказательств таким утверждениям нет.

Также есть версия, что причиной всему была алчность и жестокость знати и жрецов. Доведённый до отчаяния простой народ поднимал восстание, крушил всё и вся, а осквернив храмы, в которых пытались спастись от возмездия представители господствующего класса, бросал жилища и утварь и уходил на новые земли.

Цивилизация Майя постепенно смещается на север и, в конце концов, концентрируется на Юкатане. Это период с 900 года до начала XVI века. Здесь также существует множество городов. Среди них выделяется Чичен Ицу, претендующий на культурный центр всего полуострова. Но в середине XII века жители покидают его. Пальму первенства перехватывает Майяпан. Его судьба тоже незавидна. Он был разрушен в 1441 году в результате восстания.

Весной 1517 года на Юкатане появляются испанские конкистадоры. Возглавляет их Эрнандес де Кордоба. Ведут они себя поначалу вполне дружелюбно, но уже с 1528 года начинается планомерное завоевание полуострова.

Свободолюбивый индейский народ оказывает захватчикам яростное сопротивление. Долгих 170 лет потребовалось испанцам, чтобы полностью подчинить себе эти земли. Только в 1697 году последний независимый город майя Тайясаль признал власть короля Испании.

Майя были покорены, но не ассимилировались. Они сохранили свою самобытность, культуру и язык. В настоящее время на землях Центральной Америки проживает шесть миллионов представителей этого народа. В Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре, Мексике, Белизе они объединены в общины, члены которых неукоснительно соблюдают традиции своих далёких предков.

Конкистадоры не только уничтожили цивилизацию Майя, но и нанесли непоправимый вред всему уникальному историческому наследию этого народа. Испанский монах Диего де Ланда, то ли впав в экстаз от религиозного пыла, то ли по причине дремучего невежества, организовал акт вандализма. По его инициативе были сожжены древние книги майя, написанные иероглифами. Случайно сохранились только три экземпляра.

В последствии, с большим трудом, жрецы майя восстановили часть текста. Уже латинским алфавитом они переписали такие труды, как «Попольвух» и «Книги Чилам-Балаш». Это конечно далеко не полные копии тех бесценных древних источников, которые навсегда погибли в огне.

Основой основ всего многогранного наследия загадочного народа являются астрономические знания , дошедшие до наших дней в виде календарей майя . Эти уникальные шедевры прошлого отражают как мифологию так и совершеннейшие научные изыскания. Именно, благодаря им, возникло такое понятие как предсказания майя . Имеют ли они под собой реальную основу? Несомненно. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с той информацией, которой владел древний народ.

Так солнечный календарь майя имел год длинной в 365,2421 дня. Это более точно соответствует обороту Земли вокруг Солнца, чем в соответствии с Григорианским календарём, длина которого составляет 365,2425 дня.


Обсерватория
Караколь

Наблюдали за небесными светилами майя из каменных обсерваторий. Они представляли из себя высокие круглые башни с квадратными окнами. Винтовая лестница вела на верхнюю площадку, где астрономы древности ежесуточно изучали картину звёздного неба и кропотливо фиксировали любые изменения в просторах Вселенной. Самая большая обсерватория называлась Караколь и находилась близ города Чичен Ицу.

Майя утверждали - Космос существует в рамках великих циклов . Первый цикл (первое Солнце) длилось 4008 лет и было разрушено землетрясением. Второе Солнце продолжалось 4010 лет и превратилось в пыль от ветров и циклонов. Период существование третьего Солнца составил 4081 год, оно сгорело в огне из кратеров вулканов. Четвёртое Солнце давало жизнь всему земному 5026 лет. Страшные наводнения залили его.

Сейчас существует пятое Солнце (Солнце движения). Оно жило очень долго - 5126 лет и потухнет от смещения почвы на Земле. Конец пятого цикла приходится на 23 Декабря 2012 года. В этот день умрёт Тонати Майя - бог солнца нынешней эпохи. Уже 26 Декабря 2012 года начнётся новый, шестой цикл - цикл обновления и возрождения всего живого.

Всего цивилизация Майя имела три Солнечных календаря. Каждый из них выполнял свои, строго определённые функции.

Солнечный календарь майя цолькин (год продолжался 260 суток) содержал в себе чисто ритуальное назначение. Солнечный календарь майя тун отражал хронологию. Здесь год длился 360 суток. Солнечный календарь майя хааб , длина которого составляла 365 суток, предназначался для повседневная жизнь людей.

Месяц у майя назывался виналь, его продолжительность 20 дней. В цолькине было тринадцать виналей, соответственно в туне и хаабе по 18 виналей.

Год хааб правда имел ещё девятнадцатый месяц Вайеб. Он состоял всего из пяти дней и был сплошным праздником одного из богов - покровителя следующего года.

Неделя длилась тринадцать дней. Каждое число недели имело своего бога покровителя - одного из 13 небесных богов.

Была ещё девятидневная неделя. Здесь отсчёт шёл по ночам. Покровителями выступали девять богов подземного царства.

Дневные и ночные недели отражали модель Вселенной. По представлению майя, она имела слоистую иерархию миров. Над землёй сияло тринадцать небес, под твердью земной уходило вниз девять этажей преисподней.

На основе года цолькин цивилизация Майя построила всю систему предсказаний. Здесь название дня и того же числа недели повторялись с периодичностью в 260 дней, то есть через тринадцать двадцатидневных месяцев.

Важными этапами являлись четырёхлетний и пятидесятидвухлетний периоды времени. Майя утверждали - полное обновление любого материального организма происходит ровно через 52 года, по прошествию тринадцати четырёхлетних циклов.

Предания гласят - цивилизация Майя владела техникой предсказания будущего . Базой для этого служили астрономические знания. Только бросив взгляд на положение небесных светил, посвящённые рассказывали человеку, каков будет его дальнейший жизненный путь, как сложится судьба целого народа, что ждёт через несколько столетий человечество. Как же им это удавалось?

Кропотливо наблюдая за звёздами, ежедневно фиксируя все события на протяжении тысячелетий, жрецы майя накопили огромное количество бесценной информации. Если бы они знали теорию вероятности, владели основами мат. анализа и имели компьютерное оборудование, то опираясь на собранные данные, смогли бы без труда рассчитать алгоритм цикличности любого процесса, происходящего как на Земли так и в Космосе.

Но и без этих современных достижений науки, великий древний народ, своими, неизвестными нам методами, определил последовательность хаотичных на первый взгляд природных и социальных явлений, выявил закономерности и увидел грядущее.

Что же касается зловещего предсказания майя о конце света в 2012 году, то почин этому положила находка 1960 года. На юге Мексики был найден фрагмент каменного календаря майя, связанный с Болон Йокте Ку - богом войны и перерождения. Выбитая на нём дата 2012 год знаменует начало нового цикла.

Нельзя такие предсказания понимать буквально. В данном случае здесь говорится о тех трансформациях, которые произойдут в заоблачном мире, если хотите, в другом измерении. В той тонкой и неизвестной материи, которая исподволь управляет нашим сознанием.

В физической же действительности всё останется по-старому. Только по прошествию сотен лет человечество заметит, что изменилось - будем надеяться, в позитивную сторону. Ведь так хочется всегда верить в лучшее.

Статью написал ridar-shakin

Величественная цивилизация майя, образованная еще до нашей эры, оставила после себя много загадок. Она известна развитыми письменностью и архитектурой, математикой, искусством, астрономией. Небезызвестный календарь майя отличался невероятной точностью. И это не все наследство, что оставили после себя индейцы, которые прославились, как одни из самых развитых и самых жестоких народов мира.

Кто такие майя?

Древние майя – индейский народ, живший на рубеже I тыс. до н.э. - II тыс. н.э. Исследователи утверждают, что численность их насчитывала более трех миллионов человек. Они селились в тропических лесах, строили города из камня и известняка, а для сельского хозяйства обрабатывали малопригодные для этого земли, где выращивали маис, тыкву, бобы, какао, хлопок и фрукты. Потомками майя являются индейцы Центральной Америки и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики.

Где жили древние майя?

Многочисленное племя майя селилось на обширной территории нынешней Мексики, Белиза и Гватемалы, запада Гондураса и Сальвадора (Центральная Америка). Центр развития цивилизации находился на Севере. Поскольку почвы быстро истощались, народ был вынужден перемещаться, менять поселения. Занятые земли отличались разнообразными природными ландшафтами:

  • на севере – известняковое плато Петен, где царил жаркий влажный климат, и горы Альта-Верапас;
  • на юге – цепь вулканов и хвойные леса;
  • реки, протекающие через земли майя, несли свои воды в Мексиканский залив и Карибское море;
  • на полуострове Юкатан, где добывалась соль, климат засушливый.

Цивилизация майя - достижения

Культура майя во многом превзошла свое время. Уже в 400-250 гг. до н.э. люди начали строить монументальные сооружения и архитектурные комплексы, достигли своеобразных высот в науках (астрономия, математика), сельском хозяйстве. В так называемый классический период (с 300 до 900 г. н.э.) древняя цивилизация майя достигла своего расцвета. Люди совершенствовали искусство резьбы по нефриту, скульптуру и художественную роспись, наблюдали за небесными светилами, развивали письменность. Достижения майя поражают до сих пор.


Архитектура древних майя

На заре времен, не имея под рукой современной техники, древний народ строил удивительные сооружения. Главным материалом для строительства являлся известняк, из которого делали порошок и приготавливали раствор, напоминающий цемент. С его помощью скрепляли каменные глыбы, и известняковые стены были надежно защищены от влаги и ветра. Важной частью всех построек был так называемый «майяский свод», ложная арка – своеобразное сужение крыши. Архитектура отличалась в зависимости от периода:

  1. Первыми постройками были хижины, положенные на низкие платформы, защищающие от наводнений.
  2. Первые были собраны из нескольких платформ, установленных одна на другую.
  3. В Золотой век развития культуры повсеместно строились акрополи – церемониальные комплексы, состоящие из пирамид, дворцов, даже площадок для игр.
  4. Древние пирамиды майя достигали 60 метров в высоту и по форме напоминали гору. На их вершинах устанавливались храмы – тесные, не имеющие окон квадратные домики.
  5. В некоторых городах располагались обсерватории – круглые башни с комнатой для наблюдения за Луной, Солнцем и звездами.

Календарь цивилизации майя

Космос играл большую роль в жизни древних племен, и главные достижения майя тесно с ним связаны. Основываясь на двух годовых циклах, была создана система летоисчислений. Для длительных наблюдений за временем применялся календарь «Длинного счета». Для коротких периодов цивилизация майя имела несколько Солнечных календарей:

  • религиозный (в котором год длился 260 суток) имел ритуальное значение;
  • практический (365 суток) применялся в повседневной жизни;
  • хронологический (360 суток).

Оружие древних майя

Что касается оружия и доспехов, древняя цивилизация майя не смогла достичь значительных высот. На протяжении долгих веков существования они не сильно изменились, ведь гораздо больше времени и сил майя уделяли совершенствованию военного искусства. В войнах и на охоте использовались следующие виды оружия:

  • копья (длинные, выше роста человека, с каменным наконечником);
  • копьеметалка – палка с упором;
  • дротики;
  • луки и стрелы;
  • духовое ружье;
  • топоры;
  • ножи;
  • палицы;
  • пращи;
  • сети.

Цифры древних майя

Система счисления древних майя базировалась на непривычной современному человеку двадцатеричной системе. Истоки ее – метод счета, при котором использовались все пальцы рук и ног. Индейцы имели структуру из четырех блоков с пятью цифрами в каждом. Ноль был схематически представлен в виде опустошенной устричной раковины. Этим знаком обозналась также бесконечность. Для записи остальных чисел использовались какао-бобы, маленькие камешки, палочки, так как цифры представляли собой смешение точек и черточек. С помощью трех элементов производилась запись любого числа:

  • точка – это единица,
  • черта – то пять;
  • раковина – ноль.

Медицина древних майя

Известно, что древние майя создали высокоразвитую цивилизацию и старались заботиться о каждом соплеменнике. Знания о поддержании гигиены и здоровья, применяемые на практике, возвышал индейцев над другими народами того времени. Вопросами медицины занимались специально обученные люди. Врачи весьма точно определяли многие болезни (включая туберкулез, язву, астму и др.) и боролись с ними с помощью снадобий, ванн, ингаляций. Ингредиентами лекарственных средств становились:

  • травы;
  • мясо, шкура, хвосты, рога животных;
  • перья птиц;
  • подручные средства – грязь, сажа.

Высокого уровня у народа майя достигли стоматология и хирургия. Благодаря проводившимся жертвоприношениям индейцам была известна анатомия человека, и врачи могли проводить операции на лице и теле. Пораженные участки или те, где было подозрение на опухоль, удаляли ножом, раны зашивали иглой с волосом вместо нити, а в качестве анестезии использовали наркотические вещества. Познания в медицине – это своеобразные древние сокровища майя, которыми стоит восхищаться.


Искусство древних майя

Многоликая культура майя сформировалась под влиянием географической среды и других народов: ольмеков и тольтеков. Но она изумительна, не похожа ни на одну другую. В чем уникальность цивилизации майя и его искусства? Все подвиды были направлены на правящую элиту, то есть создавались в угоду царям, чтобы произвести впечатление. В больше мере это касается архитектуры. Еще одна особенность: попытка создать образ Вселенной, уменьшенной ее копии. Так майя заявляли о своей гармонии с миром. Особенности подвидов искусства выражались в следующем:

  1. Музыка тесно связывалась с религией. Существовали даже специальные боги, ответственные за музыку.
  2. Драматическое искусство достигло расцвета, актеры были профессионалами своего дела.
  3. Живопись в основном была настенной. Картины носили религиозный или исторический характер.
  4. Основная тематика скульптуры – божества, жрецы, властелины. Тогда как простой люд изображался подчеркнуто униженно.
  5. В империи майя было развито ткачество. Одежда в зависимости от пола и статуса сильно различалась. Своими лучшими тканями народ торговал с другими племенами.

Куда исчезла цивилизация майя?

Один из главных вопросов, который интересует историков и исследователей: как и по каким причинам пришла к упадку процветающая империя? Разрушение цивилизации майя началось в 9 веке н.э. В южных районах стало стремительно сокращаться население, приходить в негодность системы водоснабжения. Люди покидали насиженные места, а строительство новых городов приостановилось. Это привело к тому, что некогда великая империя превратилась в разрозненные поселения, воюющие между собой. В 1528 году испанцы начали завоевание Юкатана и к 17 веку полностью подчинили себе регион.


Почему исчезла цивилизация майя?

До сих пор исследователи спорят, что стало причиной гибели великой культуры. Выдвигаются две гипотезы:

  1. Экологическая, основанная на балансе человека с природой. Длительная эксплуатация почв привела к их истощению, что стало причиной нехватки продовольствия и питьевой воды.
  2. Неэкологическая. Согласно этой теории империя могла прийти в упадок из-за изменения климата, эпидемии, завоевания или какой-то катастрофы. Например, некоторые исследователи полагают, что индейцы майя могли погибнуть даже из-за незначительного изменения климата (засухи, наводнения).

Цивилизация майя - интересные факты

Не только исчезновение, но и многие другие загадки цивилизации майя до сих пор не дают покоя историкам. Последнее место, где зафиксировали жизнь племени: север Гватемалы. Об истории и культуре сейчас рассказывают только археологические раскопки и согласно им можно собрать интересные факты о древней цивилизации:

  1. Люди из племени майя любили попариться в баньке и погонять в мяч. Игры представляли собой смесь баскетбола и регби, но с более серьезными последствиями – проигравших приносили в жертву.
  2. Майя имели странные понятия о красоте, например, «в моде» были косые глаза, заостренные клыки и головы удлиненной формы. Для этого матери с детства помещали череп ребенка в деревянные тиски и вешали перед глазами предметы, чтобы добиться косоглазия.
  3. Исследования показали, что предки высокоразвитой цивилизации майя живы до сих пор, и их не менее 7 миллионов по всему миру.

Книги о цивилизации майя

О расцвете и упадке империи, нераскрытых загадках рассказывает множество трудов современных авторов из России и из-за рубежа. Чтобы узнать побольше об исчезнувшем народе, можно изучить следующие книги про цивилизацию майя:

  1. «Народ майя». Альберто Рус.
  2. «Загадки погибших цивилизаций». В.И. Гуляев.
  3. «Майя. Быт, религия, культура». Ральф Уитлок.
  4. «Майя. Исчезнувшая цивилизация. Легенды и факты». Майкл Ко.
  5. Энциклопедия «Затерянный мир майя».

Цивилизация майя оставила после себя много культурных достижений и еще больше нераскрытых загадок. Пока вопрос ее возникновения и упадка остался без ответа. Можно выдвигать лишь предположения. В попытке раскрыть множество загадок исследователи натыкаются на еще большее количество тайн. Одна из самых величественных древних цивилизаций остается самой таинственной и притягательной.

Майя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 г. до н. э. — 250 г. н. э.), большинство ее городов достигло пика своего развития в классический период (250—900 гг. н. э.). Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Киригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре — небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.

Территория
Территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть). Найдено около 1000 городищ культуры майя, но не все из них раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 поселков.

История
В древности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В результате исследований, реализованных в отношении языка майя, было сделано заключение, что примерно около 2500-2000 гг. до н. э., в районе современного Уэуэтенанго (Гватемала), существовала группа протомайя, члены которой говорили на одном языке, тоже названном исследователями протомайя. С течением времени этот язык разделился на разные языки майя. Впоследствии, носители этих языков эмигрировали и осели в разных районах, где позднее сформировалась зона майя и возникла высокая культура. Миграции населения привели как к отдалению различных групп, так и к сближению их с представителями других культур. Периодизация культуры майя подобна хронологии всей Мезоамерики, хотя более точна благодаря расшифровке временных иероглифов и их сопоставлению с современным календарем. Историю и культуру народа майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:
- период формирования (1500 г. до н. э. - 250 г. н. э.);
- Древнее царство (250 - 900 гг. н. э.);
- Новое царство (900 г. н. э. - XVI в.).
Цивилизация майя сложилась на Мексиканском полуострове Юкатан и горной Гватемале. В области майя сложились три крупные языковые группы: юкатекская, цельтан и киче. В начале 1000 гг. киче представляли собой наиболее могущественное объединение майянских племен. Племена майя начали свое развитие в культурном плане около 2-го тыс. до н.э. В этот период на Юкатане и прилегающих областях сменили друг друга две культуры - "окос" и "квадрос", в то время появились прекрасные керамические изделия, поверхность глиняных сосудов была покрыта штампованным узором из полос, который создавали при помощи волокон агавы. История майя начинается с 500 г. до н.э. по 300 гг.
н.э. Культура майя начинает свое формирование. Особенно это заметно на человекообразных фигурках из глины, где присутствуют физические характеристики населения той эпохи. Образцом являются и орнаменты, украшающие первые постройки майя. Именно тогда в южных областях Гватемалы начинают появляться крупные культовые центры. Стремительно развиваются Исапа на побережье Тихого океана и горные области Гватемалы. В позднем архаическом периоде появляется Каминальхуйю - древнейший центр майяской культуры, неподалеку от нынешнего Сьюдад де Гватемала. В это время в Гватемале зарождается культура "мирафлорес", и, по всей видимости, Каминальхуйю становится военным противником Исапы. К северу в это же время происходит соприкосновение культур ольмеков и майя. К 1 в. н. э. полностью исчезают все следы культуры ольмеков, закат которой начался тремя веками раньше. В ранний Доклассический период общество майя составляли группы семей, объединенных одним языком, обычаями и территорией. Они объединялись для возделывания почвы и рыболовства, охоты и собирательства с целью добычи продуктов питания для выживания. Позже, с развитием земледелия, были сооружены оросительные системы, и расширился ассортимент выращиваемых культур, часть которых уже шла на продажу. Ускорился рост населения, началось строительство городов и крупных церемониальных центров, вокруг которых оседал народ. В результате разделения труда появились классы. С Доклассического периода майя начали строить отдельные сооружения, в которых угадывается влияние и других культур. Позже архитектура майя стала выражать мистические и религиозные идеи; поэтому в центральной части городов возводились храмы и дворцы, площадки для игры в мяч, а жилые постройки располагались в окрестностях. 250 г. Начало раннеклассического периода. В этот год Теотиуакан с Каминальхуйю формируют торговый альянс с Тикалем. В 400 гг. н.э. Каминальхуйю полностью попадает под власть Теотиуаканских купцов почтека - теотиуаканцы приходят в город и на его месте сооружают миниатюрную копию своей столицы, который становится юго-восточным аванпостом империи. В течение этапа "эсперанса" горная область майя находится под протекторатом теотиуаканских династий и конечно же под влиянием теотиуаканских художественных стилей. Тогда, к северу от Каминальхую начинают возводиться первые циклопические сооружения майя, которые по началу служили мавзолеями теотиуаканских "наместников" - почтека. Отличительным признаком данного этапа является тонкая "оранжевая" керамика. Она покрыта геометрическими узорами, явно теотиуаканского происхождения. Появляются треножные сосуды. Подобные изделия были распространены и в Центральной Мексике. В последствии, когда гегемония Теотиуакана в землях майя завершается, этап "эсперанса" переходит в не менее заметный этап в истории майя - "тсакол". Во время этапа "тсакол" влияние культуры Теотиуакана на Петен и горную область майя всё еще велико.
Классический период:
С 325 по 925 г. н. э. Он подразделяется на Ранний классический (325-625 г. н. э.), когда прекращалось влияние извне и появлялись собственные черты. Период расцвета (625-800 г. н. э.), когда достигли своего максимального блеска математика, астрономия, керамика, скульптура и архитектура, и Период кризиса (800-925 г. н. э.) - время, когда культура пришла в упадок и церемониальные центры были покинуты.
Классическая эпоха - время истинного расцвета майя, как в горной Гватемале, как на Петене, так и на Севере Юкатана. Возникает классическая культура майя, развивается иероглифическая письменность, возводятся циклопические известняковые сооружения. Наблюдается расцвет наук - астрономии, математики, врачевания. В Классический период у майя появляются собственные элементы в архитектуре такие, как, например, ложный свод, надстроенные террасы, лепные украшения, гребни на коньках крыш, которые, смешиваясь, привели к возникновению того, что в архитектуре носит название стиль Петен. Он характеризуется сооружениями на фундаментах ступенчатых террас, толстыми стенами, лестницами вне фасада, высокими гребнями над задней стеной и гипсовыми украшениями в виде гротескных масок. В Гватемале сменяют друг друга могущественные династии исконно майяских правителей - в начале позднего периода классической эпохи происходит возвышение Тикаля. Неподалеку от Копана, на востоке Гватемалы расположен "город" Киригуа. Он не менее примечателен, чем Копан и довольно с ним схож своим архитектурным стилем. Наиболее величественный монумент Киригуа - несомненно стела "Е", достигающая внушительной высоты и покрытая изысканными рельефами, обладающими барочной избыточностью. По всей видимости Киригуа был главным городом региона, и Копан был его протекторатом. Копан - уникальный город. Но истинного величия "города" майя достигли в 8-9 вв. Тикаль одержал победу над Калакмулем, и начинает править всем Петеном. В это же время в бассейне реки Усаманситы процветают Паленке, Бонампак, Йашчилан, Пьедрас-Негрос. В этих местах искусство майя достигло наивысшего расцвета. В Бонампаке создаются великолепные стенные росписи, которые повествуют о победе местного правителя над армией Йашчилана.

Постклассический период:

В постклассический период высокая культура майя сохранялась только на Севере Юкатана, но в синтезе с совершенно иной цивилизацией - тольтекской. Города Петена и горной Гватемалы пришли в запустение, многие были покинуты жителями, другие превратились в крохотные деревушки. Север Юкатана и в классическую эпоху процветал - там сложилось несколько крупных регионов: Ченес, Рио-Бек, Пуук. Центром первого был "город" Чиканна, второго - Калакмуль, Эль-Мирадор, Сэрос, в третьем процветали Ушмаль, Коба, Сайиль, "некрополь" острова Хайна. В классическую эпоху это были богатейшие города Юкатана, поскольку имели возможность торговать с тольтеками. Но к концу классической эпохи эти города были уничтожены вторжением народности майя-чонталь, которые находились на более низкой ступени развития, чем юкатеки и киче. Они были подвержены влиянию тольтекской культуры больше, чем культуры майя. Вскоре после вторжения чонталь был основан культовый центр Чичен-Ица . Город был основан, как полагают, в V-VI веках и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся главным образом в южной части современной Чичен-Ицы. Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики. Приход же вождя тольтеков, очевидно, не был мирным событием: в надписях из Чичена речь идет о вторжении захватчиков, свергших династию майя. Наиболее знаменитые культовые постройки Чичена - огромная площадка для игры в мяч, Колодец Жертв - карстовый пролом и конечно же знаменитый Эль-Кастильо, храм Кукулькана. Период с 1200 по 1540 г. н. э. Эпоха конфликтов, когда разрываются межплеменные союзы и происходит ряд вооруженных столкновений, которые разделили народ и еще больше обеднили культуру. Юкатан вступает в полосу раздробленности и упадка. На его территории образуются гос-ва Ваймиль, Кампече, Чампутун, Чикинчель, Экаб, Мани-Тутук-Шиу, Четумаль и др. Эти государства непрерывно воюют между собой и когда испанцы прибыли в зону майя, крупные церемониальные центры уже были покинуты, и культура находилась в полном упадке.

Искусство
Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года — 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией, либо временем.

Одежда
Основным одеянием мужчин была набедренная повязка, она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обертывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению ее владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду еще длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья, которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами.

Архитектура
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.

Письменность и исчисление времени у майя
Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и исчисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» — системы счета, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространенная в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки. Майя имели сложную и довольно точную для своего времени систему календарей.
Письменность
Первый открытый археологами на территории современного мексиканского штата Оахака монумент майя с высеченными на нем иероглифами относится приблизительно к 700 году н. э. Сразу после испанского завоевания письменность майя пытались расшифровать. Первыми исследователями письменности майя стали испанские монахи, которые пытались обратить майя в христианскую веру. Самым известным из них был Диего де Ланда, третий епископ Юкатана, который в 1566 году написал труд, названный «Сообщения о делах в Юкатане». По мнению де Ланды, иероглифы майя были сродни индоевропейским алфавитам. Он полагал, что каждый иероглиф представляет собой определенную букву. Наибольшего успеха в расшифровке текстов майя добился советский учёный Юрий Кнорозов из ленинградского Института этнографии АН СССР, сделавший свои открытия в 1950-е годы. Кнорозов убедился, что список де Ланды не был алфавитом, но он не отверг его полностью по этой причине. Ученый предположил, что «алфавит» де Ланды в действительности являлся списком слогов. Каждый знак в нем соответствовал определенной комбинации одного согласного с одним гласным. Соединенные вместе знаки были фонетической записью слов.
В результате открытий XX века стало возможным систематизировать знания о письменности майя. Основными элементами системы письма служили знаки, которых известно около 800. Обычно знаки имеют вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могут располагаться вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Многие такие блоки расположены в определенном порядке в прямолинейной решётке, которая определяла пространственные рамки для большинства известных надписей.
Система счета у древних майя
Система счета у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространенной в месоамериканских культурах двадцатиричной. Истоки лежат в методе счета, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырех блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности.

Религия майя
Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 до 900 года н. э. во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоев общества. Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени и астрологию. Например, их расчеты движения Венеры расходились с современными астрономическими данными всего на несколько секунд в год. Они представляли себе Вселенную, разделенную на три уровня — подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами.
По астрологии и календарю майя, «время пятого Солнца» закончится 21—25 декабря 2012 года (зимнее солнцестояние). «Пятое Солнце» известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого многие погибнут.
Боги и жертвы
Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта — сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам — можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причем делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, ладоней), через проделанные отверстия продевали шнурок или веревку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия. Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определенной мере продлить жизнь богам. Человеческие жертвоприношения были распространенным явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди еще бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из других племен, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших слоев общества. Точно установлено, что в жертву в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племен, в том числе члены высших слоев противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки.
Политическая и социальная структура общества
Майя были прежде всего сильно ориентированы внешнеполитически. Это было обусловлено тем фактом, что отдельные города-государства соперничали друг с другом, но в то же время должны были контролировать торговые пути для получения необходимых товаров. Политические структуры различались в зависимости от региона, времени и проживающего в городах народа. Наряду с наследными королями под руководством "аява" (правителя) имели место также олигархические и аристократические формы правления. У племени киче имелись также благородные семьи, выполняющие различные задачи в государстве. Также демократические институты имели место как минимум в нижнем слое общества: существующая и по сей день процедура избрания каждые три года бургомистра, «майя-бургомистра», существует, надо полагать, довольно давно. В социальной структуре общества любой член общества Майя, достигший 25 лет, мог бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся новый вождь. Обычно это происходило в мелких населенных пунктах.

Немногим раньше по времени, по соседству с ацтеками (на территории нынешних Юкатана-Гватемалы-Сальвадора-Гондраса) существовала более обширная цивилизация индейцев майя.

Цивилизация Майя

Майя - группа индейских народов, родственных по языку. Откуда взялись эти народы? Как они появились в джунглях Центральной Америки? Точного ответа на эти и другие вопросы не существует. На сегодняшний день одна из основных точек зрения по этому вопросу состоит в том, что Америка была заселена из Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т.е. приблизительно 30 тысяч лет назад.

Майя – одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. Это «культура-загадка», «культура-феномен» полная противоречий и парадоксов. Она породила огромное количество вопросов, но не на все есть ответы. Майя, живя практически в каменном веке (не знали металлов до X века н.э., колесных повозок, плуга, вьючных и тягловых животных), создали точный солнечный календарь, сложнейшую иероглифическую письменность, использовали понятие нуля раньше арабов и индусов, предсказывали солнечные и лунные затмения, вычислили движения Венеры с ошибкой лишь на 14 секунд в год, достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и производстве керамики. Поклонялись своим богам и в то же время подчинялись царям и жрецам, строили под их руководством храмы и дворцы, совершали ритуальные обряды, приносили себя в жертву, воевали с соседями.

Майя создали необыкновенные сами по себе города, построенные только на мускульной силе. И почему-то, почти все города классического периода несут на себе следы насильственного разрушения. В настоящее время известно более 200 развалин древних городов. Полный список известных городов майя .

Вдревности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В связи с этим, характеристики их культур были сходными, физические черты совпадали, и говорили они на языках, относящихся к одной лингвистической ветви. При изучении цивилизации майя, выделяют несколько периодов. Их названия и хронология таковы:
- ранний доклассический (около 2000 – 900 годы до н.э.)
- средний доклассический (900 – 400 годы до н.э.)
- поздний доклассический (400 год до н.э. – 250 год н.э.)
- ранний классический (250 – 600 годы н.э.)
- поздний классический (600 – 900 года н.э.)
- постклассический (900 – 1521 годы н.э.)

Эта строгая научная информация, ни в коей мере не объясняет, почему города майя начали приходить в упадок, их населения сокращаться, а междоусобица усиливаться. А вот процессы, окончательно погубившие великую цивилизацию, проходившие в колониальный период, длившийся с 1521-го по 1821 год, совершенно очевидны. Великие гуманисты и христиане - мало того, что завезли грипп, оспу и корь, - огнем и мечом образовывали на американском континенте свои колонии. То, что раньше не шло на пользу майя, – разрозненность и отсутствие единого управляющего центра государства, не пошло на пользу и завоевателям. Каждый город являл собой отдельное воинственное государство, и приходилось прилагать все новые и новые усилия, чтобы захватить территорию.

А города майя строили с большим умением и размахом. Стоит упомянуть Ламанай, Кахаль Печ, Эль Мирадор, Калакмуль, Тикаль, Чичен-Ицу, Ушмаль, Копан. Некоторые из этих городов существовали более тысячелетия. Развалины каждого из них - подарок археологам, историкам и туристам.

Большой интерес вызывают представления угасшей цивилизации о времени и космосе. Цикличное время майя, связанное с природными и астрономическими явлениями, отображалось в различных календарях. Согласно одному из предсказаний, очередной (последний) цикл завершится 22 декабря 2012 года. Конец цикла будет ознаменован наводнением, после чего погибнет этот мир, родится новая вселенная и начнется новый цикл… Что ж, у нас есть все шансы убедиться в достоверности предсказаний майя.

В течение I - начале II тысячелетия н.э., народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен, дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.

Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.

В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи, в низменных районах Гватемалы, обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время, появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.), в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор).

Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода, развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время, впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи, майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования, обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь). Начало раннего классического периода, приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н. "долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи, простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории.


Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майянского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26, в Яшчилане, изображена супруга правителя, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи, возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Ритуальная игра в мяч, имела важное значение в религии майя. Практически в каждом крупном поселении майя была одна или более подобная площадка. Она представляет собой, как правило, небольшое прямоугольное поле, по бокам которого расположены пирамидальные платформы, с которых жрецы наблюдали за отправлением ритуала. Между тем существовал культ игры. В "Пополь-Вух", бесценном своде мифов майя, игра в мяч упоминается, как игра богов: в ней состязались божества смерти Болон Тику (или как их называют в тексте Владыки Шибальбы, т.е. преисподней) и два брата полубога Хун - Ахпу и Шбаланке. Таким образом, игроки инициировали на сцене один из эпизодов борьбы между добром и злом, светом и тьмой, мужским и женским началом, змеем и ягуаром. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами.

Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950-1500 годы), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 века. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками около 900 года, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов "чи" ("рот") и "ица" ("стена"), но его архитектура в т.н. стиле Пуук, нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200-1450), Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты - например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период, майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.

В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления - т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием "тун", разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени - 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.

На семьи правителей, возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств, будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.

Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале, в 8 веке. На самом верху социальной лестницы, находились правитель и его ближайшие родственники. Далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом - простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках, находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи.

Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.
До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения на счёт исчезновения цивилизации майя - экологическая и неэкологическая гипотезы.

Экологическая гипотеза основана на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком.

Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки - тольтекам. Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха, высказывает геолог Геральд Хауг (Gerald Haug), занимающийся вопросами изменения климата. Также некоторые учёные связывают крах цивилизации майя с концом Теотиуакана в Центральной Мексике. Некоторые учёные полагают, что после того как Теотиуакан был покинут, образовав вакуум власти, имеющий воздействие и на Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге к упадку цивилизации.

В 1517 году, на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы. Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году, колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году, последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании. Так закончилась одна из самых интересных цивилизаций древней Месоамерики.

Города Майя :

Гватемала : Агуатека - Балберта - Гумарках - Дос Пилас - Ишимче - Ишкун - Йашха - Каминальхуйу - Канкуэн - Киригуа – Ла Корона - Мачакила – Мишко Вьехо - Наачтун - Накбе - Наранхо – Пьедрас Неграс - Сакулеу – Сан Бартоло - Сейбаль - Сиваль - Тайясаль – Такалик Абах - Тикаль - Топоште - Уашактун - Эль Бауль - Эль Мирадор - Эль Перу

Мексика : Аканмуль - Акансех - Баламку - Бекан - Бонампак - Ичпич - Йашчилан - Кабах - Калакмуль - Коба - Комалькалько - Кохунлич - Лабна - Майяпан - Мани - Нокучич - Ошкинток - Паленке – Рио Бек - Сайиль - Сакпетен – Санта Роса Штампак - Танках - Тонина - Тулум - Ушмаль - Хайна - Цибильчальтун - Чакмультун - Чакчобен - Чиканна - Чинкультик - Чичен Ица - Чунчукмиль - Шкипче - Шпухиль – Эк Балам - Эдзна

Белиз : Алтун Ха - Караколь - Кахаль Печ - Куэйо - Ламанай - Лубаантун – Ним Ли Пунит - Шунантунич

Гондурас : Копан – Эль Пуэнте

Сальвадор : Сан Андрес - Тасумаль – Хойя де Серен

Речь идет о цивилизации в дебрях тропического леса. Руины загадочной цивилизации, просуществовавшей более тысячи лет.

Древние майя. Они строили величественные пирамиды, роскошные дворцы и просторные площади. В джунглях они были господами .

Они эффективно использовали источники энергии и создавали удивительные инженерные сооружения и произведения искусства на протяжении полутора тысяч лет.

Но внезапно древняя цивилизация с многовековой историей исчезла : шумные города опустели, и над ними сомкнулись джунгли.

Код майя

Тикаль был одним из немногих городов, набравших силу еще в доклассический период, и благополучно просуществовал до конца классического периода. История этого города не прерывалась.

Но в 6 веке у Тикаля появился соперник: зашла звезда города под названием .

У майя было два города с сильными правителями: Калакмуль и Тикаль. Между ними происходили конфликты . Как правило, их инициатором был Калакмуль: он постоянно заключал союзы с соседями Тикаля против общего врага.

Икин-Чан-Кавиль и Храм Великого Ягуара

Мощным государством Калакмуль стал благодаря решительному и дальновидному правителю. Звали его Икин-Чан-Кавиль .

Он построил одно из самых известных сооружений майя, эта пирамида пережила века: .

Строительство потребовало огромных усилий. Пирамида был не только храмом, но и символом силы и авторитета правителя : предполагалось, что убедившись в могуществе правителя, люди будут переходить на его сторону.

Строить в тропическом лесу и сегодня непросто, а они строили пирамиды орудиями каменного века. Большинство технологий, которые мы применяем при строительстве крупных сооружений, были неизвестны майя: у них не было тяглового скота , не было орудий из металла .

У майя были лишь практически неисчерпаемые запасы известняка и рабочие руки. Каждый подданный государства был обязан ежегодно отработать на правителя определенное время.

Из каменоломен к месту строительства камень приходилось тащить волоком или нести на спине. Для этого у них были корзины с лямкой, или, как ее еще называют – налобной обвязкой . Таким способом можно было нести десятки килограммов камней.

Ступень за ступенью пирамида росла ввысь. По мере необходимости возводили и переставляли деревянные «леса». Блоки обтесывали каменными резцами и деревянными киянками.

Внутреннюю поверхность стен оставляли необработанной, зато снаружи наводили лоск: обмазывали раствором – так называемой «штукатуркой майя» , и красили в красный цвет.

Они знали о колесе, о металле, но на практике не использовали ни того, ни другого. Видимо, они считали, что чем больше затрачено труда, тем больше ценность сооружения.

Фасад Храма Великого Ягуара обращен за запад , в сторону заходящего солнца. Храм на главной площади Тикаля был символом власти правителя, оплатившего богам долг народа.

Икин-Чан-Кавиль построил его в честь победы над главным соперником , Калакмулем, в 736 году. Затем в 743-744 годах он нанес поражение союзникам Калакмуля, угрожавшим Тикалю: на запада и на востоке. Петля, сдавливавшая «горло» Тикаля, была разорвана.

В честь этой победы он перестраивает и расширяет дворец, возводит новые пирамиды. Тикаль в нынешнем виде – это, в основном, плоды той победы.

Скорее всего, именно он начал строительство самого высокого сооружения Тикаля храма IV . Пирамида объемом в 200 тысяч кубометров камня высотой в 65 метров с 22-этажный дом. С ее вершины, возвышавшейся над тропическим лесом, открывался великолепный вид на город.

В других городах майя тоже строили высокие сооружения, но в эпоху правления Икин-Чан-Кавиля Тикаль был самым могущественным городом цивилизации майя. Но не единственным.

Загадочный правитель

В 400 километрах к западу еще одна династия строила свой акрополь. В 7 веке там появился незаурядный правитель. Он превратил один из самых влажных городов в мире в «Мекку» архитектуры Нового света.

Он входит в святилище, оглядывается и видит в полу отверстия с каменными заглушками . Он предполагает, что через эти отверстия продевали канаты, что поднять массивную плиту вроде нынешних опускных дверей. Он сдвигает плиту и идет вниз по лестнице, забитой грязью и каменными обломками.

Таких пирамид майя никто прежде не видел, и он начинает копать. Он идет по мокрым ступеням, добирается до площадки и видит, что лестница поворачивает. Он продолжает копать и находит потайные двери и ложные проходы – явный признак того, что план сооружения был тщательно продуман.

Наконец, спустя долгих 3 года, он добирается до основания 25-метровой лестницы. Перед ним небольшой проход и каменный саркофаг с 6 скелетами – останками тех, кого принесли в жертву, чтобы они охраняли того, кто построил этот храм. Но имени этого человека он пока не знает.

И вот, наконец, он видит перед собой дверь – огромный треугольный камень. Вместе с помощниками он открывает дверь и входит внутрь.

Там находится склеп размерами 9 метров в длину и 7 в высоту. А в нем- массивный саркофаг из единого куска известняка с резной крышкой с изображением правителя.

Ее кромка окрашена киноварью – красной краской и смазана ядом против возможных грабителей. Если бы этим способом пользовались египтяне, возможно, до нас дошло бы больше древних сокровищ.

Здесь мы видим изображение щита , такой же щит изображен и в святилище. На языке древних майя щит звучит как «пакаль». Альберто Рус открыл гробницу выдающегося правителя майя – Пакаля Великого .

Пакаль Великий

Открытие Храма надписей изменило наши представления о пирамидах майя: они не были просто усыпальницами.

Помимо лестницы строители провели к гробнице скважину в виде тонкостенной трубы . Через эту трубу любое слово, сказанное на вершине пирамиды, было слышно в склепе. Таким образом, можно было напрямую общаться с Пакалем, лежащим в усыпальнице.

20-тонный саркофаг должен был пережить вечность. Чтобы положить внутрь тело, нужно было сдвинуть крышку в сторону. После смерти Пакаля крышку поставили на месту, замуровали вход и засыпали лестницу.

Камнерезы изобразили на крышке символическую картину возрождения Пакаля в загробном мире. А также своего рода таблицу, в которой поместили 640 иероглифов с повествованием об истории правления Пакаля .

В большинстве пирамид майя практически нет текстов, с Храмом надписей ситуация противоположная: буквально каждый камень как снаружи, так и внутри напоминает о том, что здесь место упокоения основателя одной из величайших династий майя.

В 683 году на 68 году правления в возрасте 80 лет великий правитель майя Пакаль скончался . Тело покрасили киноварью и усыпали драгоценностями. Лиц укрыли нефритовой маской.

Кан-Балам

Пакаль был великим правителем, но его сын терпеливо ждал своей очереди – почти 50 лет.

Надо было успеть совершить что-то великое. На помощь пришли законы физики и матушка Природа.

684 год. Великий правитель Пакаль превратил Паленке в город, каких еще не знала культура майя. После 68 лет у власти его похоронили в гробнице, не уступающей усыпальницам египетских фараонов. Продолжить дело, начатое отцом, предстояло его сыну. Его звали Кан-Балам .

Пакаль основал династию, но укрепил государство и тем самым создал условия для ее продолжения его сын.

48-летний правитель приступил к строительству трех храмов сразу . Этот комплекс увековечил его имя.

Он построил «Группу Креста» — один из самых сложных и изящных храмовых комплексов в истории майя. Его творение возвышалось над дворцом его отца. Есть мнение, что этот комплекс отражает характер его создателя: он хотел оставить о себе память, как хотел и его отец.



Он повелел построить три сооружения: Храм Креста, Храм Лиственного Креста и Храм Солнца .

Система исчисления майя

В эту эпоху архитектура вышла на качественно новый уровень. Система исчисления майя позволяла производить сложные расчеты, не доступные другим культурам.



Майя опередили остальное человечество, введя символ для обозначения ноля . Набор из трех символов: ракушки, обозначавшей ноль, точки – единицы, и черты – пятерки в различных комбинациях позволял производить операции с огромными числами.

Греки и римляне были выдающимися инженерами, но их математическая система была ограничена, поскольку не имела ноля. Как ни странно, великие строители, философы по сравнению с майя были никудышными математиками.

Не исключено, что архитекторы Кан-Балана умели извлекать из числа квадратный корень и знали о золотом сечении , пропорции, присущие неживой природе, животным и даже человеку - 1 к 1,618.

Соотношение расстояния от макушки до пупка и от пупка до подошв почти точно соответствует .

Ученые находят эту пропорцию в сооружениях, воздвигнутых тысячи лет назад: в египетских пирамидах, в греческом . Ее изучал : есть мнение, что золотая пропорция присутствует в чертах .

Возможно, что с помощью одних палок и веревки инженеры Кан-Балама умели извлекать . В Храме Креста к этой пропорции близки пилоны при входе, сами врата и стены внутреннего помещения. Размеры боковых стен и фасадов при виде сверху соотносятся как 1 к 1,618.

Чередование квадратов и прямоугольников создает на полу Храма Креста удивительную геометрическую картину, полную мифологической и исторической символики.

Водоснабжение Паленке

Но не все здания в Паленке строились с расчетом на загробную жизнь, архитекторы думали и о более практичных вещах.

Между 800 и 1050 годом Чичен-Ица становится крупным и сильным городом. Сюда стекались люди со всех концов страны, и он извлекал их этого выгоду.

Караколь – астрономическая обсерватория

В городе среди прочих зданий выделяется Караколь , астрономическая обсерватория. Время и звезды чрезвычайно интересовали майя, в небе они искали ответы на свои вопросы.

Скорее всего майя пользовались таким приспособлением, как визир . Наблюдая за прохождением звезд через перекрестие визира, они делали определенные выводы.


Несмотря на примитивные инструменты, майя точно вычисляли движения звезд и планет и ход времени.

Караколь не вписывается в общую планировку города, но отклонение в 27,5 градусов на северо-запад соответствует самой северной позиции Венеры на небе.

Здание ориентировано на небесные тела и явления, а именно: движение Венеры и равноденствие .

. Кажется, что узкие щели расположены в беспорядке, но они точно соответствую астрономическим событиям.

Судя по тому, что пропорции и ориентация Караколя не вписываются в общую планировку, мы можем судить о роли Венеры в представлениях майя.

Венера ведет себя не так, как другие небесные тела, она движется по небу то в одном направлении, то в другом. Видимо, Караколь указывал дни, когда Венера меняет направление движения.

Зная закономерности движения небесных тел, майя создали два взаимосвязанных календаря : ритуальный и солнечный Это были самые точные календари Древнего мира .

Солнечный год майя состоял из 365 дней . Кроме того, они с не меньшей точностью определили периоды обращения Венеры и лунных затмений.

Новая эра расцвета майя

Майя потребовалось всего 200 лет, чтобы возродить пришедшую в упадок на юге цивилизацию. Но, как оказалось, на севере их поджидал не менее страшный враг : он уничтожил культуру майя, оставив города нетронутыми.

В 9 веке н.э. города классического периода майя по непонятной причине пустеют, и начинается новая эра расцвета .

При возрождении культуры на севере, майя как никогда прежде сумели на практике использовать свои познания в астрономии. Преклонение майя перед небесной механикой наложило отпечаток на архитектуру Чичен-Ицы.

Главным сооружением Чичен-Ицы стал , или «Замок», построенный в 9-10 веках н.э.

365 ступеней, по количеству дней года гражданского календаря майя. 52 плиты символизируют 52-летний цикл, а 9 ступеней – 18-месячный цикл солнечного календаря.

Храм ориентирован так, что дважды в год тень от Солнца падает определенным образом. При взгляде на балюстраду и северо-западный угол Эль-Кастильо на закате Солнца можно было наблюдать удивительную игру теней . Освещенные треугольники уступов пирамиды заканчивались у подножья каменной головой змеи. С небес на землю спускался «змей», и это означало наступление сезона дождей.

Майя видели в этом проявлению воли бога , «Оперенного змея».

Майя умели определять – дни, когда продолжительность дня и ночи одинакова. Каждый год 21 марта можно было наблюдать нисхождение Кукулькана.

Планировка города вокруг Эль-Кастильо приобрела новое качество – простор : храмы, рынок, площадка для игры в мяч, колоннады.

Скорее всего, бортики с колоннадами служили не только ритуальным целям. Возможно, сюда либо специально приглашали, либо мог прийти каждый, чтобы посмотреть, как в город прибывают процессии послов и купцов из других городов.

Эти колонны похожи на греческие и римские, но для майя это был совершенно новый тип строительной конструкции, они позволяли делать крышу плоской. Отпала необходимость в ступенчатой кладке , которая не давала 100-процентной уверенности в том, что свод не обрушится.

Конструкция колонн проста: цилиндрические барабаны ставили один на другой на прослойку из гравия. Сверху клали квадратную плиту, а кровлю делали деревянной и покрывали известковым раствором.



Теперь происходящее внутри храмов было доступно большему числу людей, нежели в эпоху классических пирамид майя. На те пирамиды поднимались только избранные, храмы ставили на вершине, и снизу не было видно, что в них происходит, а здания с колоннами были более доступны .

Гибель цивилизации майя

Однако, так продолжалось недолго, расцвет Чичен-Ицы длился 200 лет, а затем его постигла судьба южных соседей: она загадочно обезлюдела .

Когда испанцы в 1517 году высадились на Юкатане, все города майя были покинуты и заброшены . Наследники рухнувшей цивилизации жили в разрозненных поселениях, но мужественно сопротивлялись .

Покорить их оказалось трудно: вместо того, чтобы как у взять в плен правителя, им приходилось захватывать деревни по одной. Уходя, они оставляли в тылу потенциальные очаги восстания .

Воины майя убивали конкистадоров тысячами, но их оружие было бессильно против другого врага: болезни . За 100 лет погибло 90% населения Нового Света. Оставшихся в живых ожидали преследования.

Прибыл из Испании, чтобы обратить майя в христианство, и в своем рвении не знал пощады .

Ланда был идеалистом. Он прибыл в Новый Свет, чтобы спасать души, обращать туземцев в истинную веру. Но майя отнюдь не собирались отказываться от своих верований.

12 июля 1562 года Ланда сжег все рукописи майя , полагая их дьявольскими письменами. Были уничтожены знания, накопленные майя за тысячу лет, для истории это была великая трагедия .

По счастливой случайности, четыре кодекса избежали гибели в пламени и не затерялись со временем. В 19 веке часть этих рукописей удалось вызволить из рук монахов, и со временем они стали известны широкой общественности.

Археология майя только начинается

Древние майя пытались найти ответы на вопросы, глядя с земли на небо, а сейчас мы ищем ответы, глядя с неба на землю.

Недавно НАСА и с помощью современных технологий попытались найти новые, неизвестные города майя. Холмы, поросшие лесом, вполне могут оказаться руинами древних городов, заброшенных сотни лет назад. Возможно, разгадка тайн майя лежит у нас под ногами.

Археология майя только начинается : до сих пор не исследовано неимоверное число городов, храмов и прочих сооружений. «Золотой» век археологии майя впереди: к концу века это будет одна из наиболее изученных цивилизаций Древнего мира.

Майя были умны, изобретательны, но отличались склонность к насилию. Чем же так привлекает ученых поколение за поколением это высокоразвитая и вместе с тем загадочная цивилизация? Архитектура величественных дворцов и храмов? Замысловатые иероглифы? Или удивительные познания в астрономии и математике с беспрецедентным для древности понятием ноля? Или же народ, сумевший построить не деревню, не городишко, а великолепные города в одном из самых негостеприимных уголков планеты?

Во влажных тропических лесах между и Юкатаном до сир пор скрыты сотни неизвестных городов майя . Только в одном Паленке до сих пор не раскопано полторы тысячи сооружений. Если представить, какие археологические сокровища ждут ученых в городах, подобных Тикалю и Паленке, становится ясно, что джунгли хранят еще много тайн загадочной цивилизации майя .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса