Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Интересные факты биографии рахманинова. "Интересные факты из жизни композиторов С.В. Рахманинов"

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Сергей Рахманинов: краткая биография, интересные факты, видео» — о главных этапах жизни русского композитора пианиста и дирижера.

Сергей Рахманинов: краткая биография и личная жизнь

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в усадьбе Семеново, Новгородской губернии. Свой талант он унаследовал по отцовской линии. Дед Сергея давал фортепианные концерты в Тамбове, Петербурге и Москве.

Детство и юность

С ранних лет Сергей заинтересовался музыкой. Первые уроки музыкальной грамоты в 4 года он получил от своей матери Любови Петровны.

С 9 лет учился в консерватории Санкт-Петербурга. Из-за прогулов был переведен в частный музыкальный пансионат в Москве. В 19 лет окончил Московскую консерваторию как композитор и пианист.

Начало творческого пути

Поначалу Рахманинов давал уроки фортепиано в женских институтах. Еще будучи студентом, он написал «1-ый фортепианный концерт». Дипломной работой стала опера «Алеко» по мотивам произведения А.С.Пушкина «Цыганы». Эта опера была замечена Петром Ильичом Чайковским и поставлена в Большом театре вместе с произведением Чайковского «Иоланта».

Премьера Первой симфонии в 1897 оказалась провальной. Особенно его огорчила критика Римского-Корсакова, после чего композитор долгое время находился в глубочайшей депрессии . После лечения, в 1901 году, Рахманинов снова вернулся к своему творчеству и закончил «Второй фортепианный концерт».

После Великой Октябрьской революции 1917 Сергей Васильевич принял решение эмигрировать из России. Вместе с женой и двумя дочерьми он отправился на гастроли в Швецию и больше не вернулся.

Композитору пришлось оставить все свое имущество. Он покинул Россию практически без средств и вынужден был зарабатывать на жизнь, давая концерты в качестве пианиста.

Представьте, дорогой читатель, что могло произойти после революции с Рахманиновым из дворянского сословия, если бы он не уехал? Мне страшно представить, большевики были способны на все…

Вдали от родины

Сначала Рахманинов жил в Дании, потом, в 1918 году, переехал в США.

В новой стране он также заслужил славу знаменитого композитора и пианиста. В эмиграции композитор отложил «в долгий ящик» свой талант сочинительства. Только в 1927 году выходит в свет Четвертый концерт для фортепиано с оркестром.

За границей было написано всего 6 произведений, но именно они считаются апогеем творчества композитора.

Последнее произведение «Симфонические танцы» (1941) сравнивается с «Мастером и Маргаритой» Булгакова. Ведь и написаны эти шедевры примерно в одно и то же время.

Самыми известными и высоко оцененными по праву считаются опера «Алеко», поэма «Колокола», «Рапсодия на тему Паганини», «Вариации на тему Корелли», «Симфонические танцы», 4-ый фортепианный концерт, 3-я симфония.

В годы Второй Мировой войны Сергей Васильевич направил весь денежный сбор от концертов в фонд Красной армии, чем оказал весьма существенную помощь. Этот поступок повлиял на лояльное отношение советского правительства к памяти и наследию гениального композитора.

Личная жизнь

Рост 1,98 м, знак зодиака - Овен . Главные черты характера:


  • Правдивость;

  • Скромность;

  • Аккуратность;

  • Пунктуальность;

  • Мнительность;

  • Наблюдательность;

  • Сдержанность;

  • Чувство юмора.

Его романтическая натура приводила к частой влюбчивости. И каждой своей возлюбленной он посвящал песни и романсы. Но его истинной любовью была кузина — Наталья Александровна Сатина, которая после венчания стала его женой и родила двух дочерей.

Сергей Васильевич Рахманинов с супругой Натальей Александровной

Даже когда Рахманинов обзавелся счастливой семьей, его любви хватало на многих, поэтому еще ряд произведений композитор посвятил певице Кошиц Нине. Но в эмиграции на всех концертах его сопровождала супруга.

Сергей Васильевич скончался в США, штат Калифорния, Беверли-Хиллз 28 марта 1943 от онкологического заболевания, которое, вероятно, стало последствием постоянного курения. Похоронен в Нью-Йорке на русском кладбище.

Рахманинов – великий русский композитор, представивший русскую природу во всей ее красоте. Его произведения отличаются глубокой философией, не у каждого получится понять их с первого раза. В них заложен гораздо больший смысл, чем иногда кажется вначале. Но обо всем по порядку.

Творческий путь Рахманинова. 3 основных периода

Критики делят творчество композитора на 3 этапа.

1 период. В течение первого периода творчество композитора начиналось под символом позднего романтизма, и не удивительно, в эти годы значительную роль в судьбе молодого пианиста сыграл великий композитор . Но в сочиненном Трио d-moll, посвященном памяти Петра Ильича, уже прослеживаются новаторские идеи, а в Первой симфонии их еще больше, что является одной из причин ее провала.

2 период. Во втором (зрелом) периоде начинает прослеживаться индивидуальный стиль, особенно он виден в Прелюдиях из 23-го опуса, Фортепианном концерте №2 и симфонии №2. А в «Острове мертвых» этот стиль более усложнен.

За эти годы композитором были созданы 3 концерта, 3 оперы, 2 симфонии, 80 романсов, поэмы «Колокола» и «Остров мертвых», кантата «Весна», прелюдии, «Вокализ», «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и многое другое. Композитор считал Литургию и Всенощную своими лучшими сочинениями.

3 период. В третьем (зарубежном) периоде в произведениях композитора можно угадать философию, символику, здесь гармонично смешиваются различные музыкальные элементы и стили.

Детство и юность С.В Рахманинова. Становление композитора

Будущая гордость музыкальной культуры России появился на свет в семье дворян 1 апреля 1873 г. в небольшом селе Семеново Новгородчины. Согласно преданию, передаваемому из поколения в поколение, род происходил от «молдавского государя Стефана Великого» Василя, которого прозвали Рахманиновым. Любовь Петровна — дочь генерала П.И. Бутакова. Дед Аркадий Рахманинов, был довольно известным пианистом и объехал почти всю Россию с концертами.

Сергей провел свое детство в усадьбе среди лесов, пения птиц, бегущих ручьев и великих колокольных звонов. Его интерес к музыке проявился еще в детстве. Уроки сначала давала мать, но вскоре пригласили преподавателя музыки, пианистку А.Д. Орнатскую. В 1882 г. девятилетний мальчик поступает в консерваторию на младший курс. Но учеба не нравилась резвому мальчугану, выросшему на деревенских просторах, он частенько пропускал занятия.

Родители перевели двенадцатилетнего подростка в Москву и определили частный пансион профессора Н.С. Зверева. Здесь была строжайшая дисциплина, учащиеся ежедневно занимались не менее шести часов и часто посещали оперные спектакли. Юноша провел в этом пансионе несколько лет, где познакомился с Петром Ильичом Чайковским в возрасте тринадцати лет.

Сергей Васильевич был привязан к Чайковскому, и когда композитор ушел из жизни, он посвятил ему трио, что стало неким продолжением традиции Петра Ильича, в свое время посвятившего свое фортепианное трио «Памяти великого художника» — Н.Г. Рубинштейна.

Несмотря на жизнь в большом городе, перед его глазами все также стояли картины русской природы. Именно их композитор описывал в своих произведениях. Но потом юноша поссорился с профессором и съехал из пансиона. Он остается в Москве, где находит гостеприимный кров у родственников — Сатиных. Наталья Сатина (из рода князей Рюриковичей) спустя несколько лет станет его женой и самым близким другом. Разделит с мужем его разочарования и мировую известность.


Закончив весь курс консерватории в девятнадцать лет с золотой медалью, юный музыкант быстро добился признания, в качестве композитора и дирижера, но всю яркую полосу событий оборвал провал премьеры Первой симфонии в 1897 г., как говорят, это произошло по вине неопытного дирижера Глазунова. После такой громкой неудачи композитор не мог притронуться к нотной бумаге в течение четырех последующих лет, он находился в глубокой депрессии, из которой его вывел известный психотерапевт и гипнотизер Николай Даль. К слову, первое произведение после пережитого невроза – концерт для фортепиано с оркестром №2 (c-moll) – посвящается именно Далю. Это было ступенью, шагом на новый уровень творчества.

С.Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

Заграничный период. Эмиграция в Соединенные Штаты Америки

В 1906 г. композитор побывал в некоторых городах Италии и около трех лет проживал в Дрездене. А в 1909 г. у него были гастроли в Канаде и Соединенных Штатах Америки.

Одним из болезненных событий в жизни музыканта стала эмиграция из России. Это произошло из-за Октябрьской революции 1917 г. В это время, уже получившему широкую известность во многих странах мира, композитору пришло приглашение из столицы Швеции с просьбой о концертном туре, и, безусловно, Рахманинов согласился, но он даже не предполагал, что больше никогда не ступит на родную землю.

Композитор вместе с семьей переехал в Соединенные Штаты Америки. Первое время они жили в съемной Нью-Йоркской квартире, после переехали в собственный особняк, который располагался на берегу Гудзона. В летний период Рахманиновы проводили время в Калифорнии, а с 1924 года — в Европе.

Нью-Йорк, 505 West End Avenue , Сергей Рахманинов жил в этом жилом доме 17 лет своей жизни.

Зарубежная концертная деятельность началась с 1918 г., которая принесла пианисту ошеломляющий успех.

Сергей Рахманинов смог вывести фортепианную музыку и русские традиции на другой, более высокий уровень, его произведения вошли в постоянный репертуар многих пианистов мира. Он утвердил величие и приоритет русской музыкальной школы. Записи его произведений являются основой обучения многих поколений музыкантов и по сей день.

Но несмотря на зарубежный фурор, из-за эмиграции у музыканта вновь наступил серьезный творческий кризис. Он страдал и очень тосковал по родине, и написал лишь шесть произведений, которые относятся к вершине мировой музыки. Здесь же он почти прекратил выступления в качестве дирижера, лишь изредка вставал за дирижерский пульт.

Он часто давал благотворительные концерты, отправляя деньги на помощь Красной Армии. На его деньги во время войны был построен боевой самолет. К слову, Рахманинов был первым композитором-миллионером.

Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка

Проживая в США, музыкант часто бывает в Швейцарии, где у него была прекрасная вилла «Сенар» с большим садовым участком и великолепным видом на живописнейшее озеро и гору Пилатус.

Он очень много курил и практически не выпускал сигареты из рук, скорее всего, именно из-за этого его и постигло серьезное заболевание (меланома). Сергей Рахманинов скончался 28 марта 1943 г. До его семидесятилетия оставалось три дня.

Композитор подарил миру большое количество музыкальных шедевров. Он внес огромный вклад в церковную музыку, будучи глубоко верующим. Ему удалось объединить традиции Московской и Санкт-петербургской музыкальной школы в одно цельное искусство.

Прелюдия С.В Рахманинова До-диез минор

1. Aу, где я?!

Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в "Карнеги-холл". Скрипач играл без нот и... вдруг память подвела его уже в первой части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы "поймать" партнера.
- Где мы находимся?! Где мы находимся?! - отчаянно зашептал скрипач.
- В "Карнеги-холл", - не переставая играть, шепотом ответил Рахманинов.


2. Вы не возражаете?..

На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова "Алеко" к двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и смущенно спросил:
- Я только что закончил двухактную оперу "Иоланта", которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?
Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.
- Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.
- Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то.
Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.
- Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните...
Рахманинов так и сделал.
- Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, - совсем развеселился Петр Ильич.

Молодой Рахманинов

3. Шутка с миноносцем
Однажды Федор Иванович Шаляпин решил подшутить над газетным репортером и сказал, что намерен приобрести старый миноносец. Пушки же, снятые с корабля, уже привезены и поставлены в саду его московского дома. Репортер шутку воспринял всерьез, и эта сенсационная новость была напечатана в газете.
Вскоре к Шаляпину явился посыльный от Рахманинова с запиской, в которой значилось:
"Возможно ли посетить господина капитана завтра? Пушки еще не заряжены?"

Со своей любимой собакой Левко

4. "Самое главное"
Как-то раз некий въедливый и не слишком грамотный интервьюер задал Сергею Васильевичу "умный" вопрос: что самое главное в искусстве?
Рахманинов пожал плечами и ответил:
- Если бы в искусстве имелось нечто самое главное, все было бы довольно просто. Но в том-то и дело, молодой человек, что самое главное в искусстве - это то, что в нем нет и не может быть чего-то одного самого главного...


5. Увы мне...
Рахманинов был человеком весьма бесстрашным, никогда не боялся сказать правду, даже в ущерб самому себе. Как-то в Швейцарии пианист Иосиф Левин пришел к нему и попросил совета:
- Сергей Васильевич, подскажите, как мне играть Первый концерт Бетховена, я его никогда не играл.
Всемирно знаменитый композитор и выдающийся концертирующий пианист развел руками:
- Какой совет я могу вам дать?... Вы его никогда не играли, а я его никогда слыхом не слыхивал...

6. Или кашлять - или играть
Сергей Васильевич очень не любил, когда в зале кашляли. Играя свои новые Вариации на тему Корелли, Рахманинов следил за тем, сколько в зале кашляли. Если кашель усиливался, он следующую вариацию пропускал, кашля не было - играл по порядку. Композитора спросили:
- Отчего вы так не любите собственные вариации?
- Мои вариации до того не любят, когда их обкашливают, что они сами убегают моих пальцев, предпочитая не звучать...

7. Сувенир на память
Однажды Рахманинов получил письмо от некоего господина, в котором тот писал: "...Когда в "Карнеги-холл" я остановил Вас, чтобы попросить огня, я не представлял, с кем разговаривал, но вскоре узнал Вас и взял вторую спичку в качестве сувенира". Пунктуальный Рахманинов ответил: "Благодарю Вас за письмо. Если бы я узнал раньше, что вы являетесь почитателем моего искусства, то без сомнения и всяческого сожаления я отдал бы Вам не только вторую спичку, но даже и всю коробку".


8. Назидательная история
Известный пианист Иосиф Гофман написал Рахманинову восторженное письмо, где были такие строки: "Мой дорогой Премьер! Под "Премьером" я разумею: первый из пианистов..."
Рахманинов тут же отозвался: "Дорогой Гофман, существует такой рассказ: Некогда в Париже жило много портных. Когда одному из них удалось снять лавку на улице, где не было ни одного портного, он написал на своей вывеске: "Лучший портной в Париже". Другой портной, открывший лавку на той же самой улице, уже вынужден был написать на вывеске: "Лучший портной на всем свете". Но что оставалось делать третьему портному, арендовавшему лавку между двумя первыми? Он написал скромно:"Лучший портной на этой улице". Ваша скромность дает вам полное право на этот титул: "Вы лучший на этой улице"".

9. Дополнение
Рахманинов часто повторял, что в нем восемьдесят пять процентов музыканта...
- А на что приходятся остальные пятнадцать? - спрашивали его.
- Ну, видите ли, я еще немножко и человек...

Рахманинов с внучкой, 1927 г.

10. Сапожник
Периоды творческих сомнений у Рахманинова случались часто не после провалов, а наоборот, после особенно удачных концертов, и переживал он их мучительно.
Однажды, закончив выступление под бурный восторг публики, Рахманинов заперся в гримерке и долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то отворилась, он никому не дал сказать и слова:
- Не говорите, ничего не говорите... Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!..

11. Ходячая пианола
Какой-то французской пианистке очень хотелось, чтобы ее прослушал Рахманинов. Наконец ей это удалось, и, явившись в его парижскую квартиру, она сыграла ему труднейший этюд Шопена без единой ошибки. Рахманинов внимательно выслушал исполнительницу, затем недовольно поднялся из кресла и произнес:
- Ради Бога, хотя бы одну ошибку! Когда пианистка ушла, он пояснил:
- Это нечеловеческое исполнение, это же пианола какая-то, надо бы хотя бы раз ошибиться... было бы о чем поговорить. А так - хорошая пианола, - и, вздохнув, он безнадежно махнул рукой.

12. Самые большие руки
Рахманинов обладал самым большим из всех пианистов охватом клавиш. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! А левой рукой Рахманинов свободно брал аккорд: до ми-бемоль соль до соль! Руки его были действительно большими, но изумительно красивыми, цвета слоновой кости, без вздувшихся вен, как у многих концертирующих пианистов, и без узлов на пальцах.
В конце жизни кнопки на ботинках Рахманинова (а именно ботинки на кнопках он любил носить), застегивала только жена, чтобы перед концертом, не дай бог, не был поврежден ноготь на пальце...

13. Зачем?
Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил:
- Почему маэстро так скромно одевается?
- Меня все равно здесь никто не знает, - ответил Рахманинов.
Со временем композитор ничуть не изменил своих привычек.
И тот же критик через несколько лет снова спрашивает:
- Мэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему но лучше одеваться вы не стали.
- Зачем, ведь меня и так все знают, - пожал плечами Рахманинов.

14. Ох, уж эти папарацци!..
Как-то раз, приехав на концерт в один американский город, чтобы избежать встречи с корреспондентами, Рахманинов вышел последним из опустевшего вагона и окольным путем прошел прямо к ожидавшей его машине.
Рахманинов не любил назойливых папарацци, преследовавших его во время концертных выступлений в Америке, Европе, дома, и сколько возможно старался их избегать. Однако возле гостиницы его уже ожидал фотограф с аппаратом наготове. Рахманинов почти бегом вошел в гостиницу, не дав возможности снять себя. Но когда композитор отправился обедать в ресторан, у его стола опять очутился человек с фотокамерой и принялся его снимать. Заслонив лицо ладонями, Сергей Васильевич сказал не без раздражения:
- Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься...
Вечером, купив газету, он увидел свою фотографию. Лица правда не было видно, одни руки... Надпись под этим снимком гласила: "Руки, которые стоят миллион!"


15. Сенар

Начиная с 1924 по 1939 годы Рахманиновы проводили лето в Европе, возвращаясь осенью в Нью-Йорк. В 1930 году С.В.Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии, недалеко от Люцерна. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо "Сенар" (СЕргей и НАталия Рахманиновы).


Композитор с женой

16. Верю в победу
В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

17.
Мелодия популярной песни «All by myself», появившейся в 1975 году и наиболее известной в исполнении Celine Dion, была полностью заимствована её автором американским музыкантом Эриком Карменом из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Первоначально Кармен полагал, что данное произведение находится в общественном достоянии, и выяснил, что это не так, лишь после официального выпуска своей пластинки. Из-за этого ему пришлось улаживать все юридические вопросы с наследниками Рахманинова и указывать имя Сергея Рахманинова как официального автора музыки к песне.

Он родился 20 марта (1 апреля) в 1983 году в дворянской семье в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).

Интересный факт: Согласно данным, опубликованным в 1895 году И. И. Рахманиновым, род Рахманиновых ведёт, вероятно, своё начало от молдавских господарей Драгош, которые основали Молдавское государство и правили им более двухсот лет (XIV-XVI века). Для укрепления союза Молдавии с Московским государством и Польшей один из господарей, Стефан Великий (1458-1504), выдал одну из своих дочерей замуж за польского короля, а другую, Елену Молдавскую, за наследника Иоанна III — Ивана Младого. После смерти Стефана престол Молдавии перешёл к его старшему сыну — Богдану, а младший сын, Иван, не захотевший быть под началом брата, переехал с семьёй в Москву. Это произошло, по-видимому, около 1490-1491 года. Сестра Ивана, Елена, в это время овдовела, и малолетний сын её и Ивана Младого, Дмитрий был объявлен наследником Московского престола. Вследствие интриг Софии Палеолог и мать и сын (Елена и Дмитрий) попали в опалу и были сосланы в Углич. Туда же был отправлен и приехавший из Молдавии в это время брат Елены — Иван. От сына его, Василия, прозванного Рахманин, и начинается собственно род Рахманиновых.

Родители Рахманинова были музыканты-любители. А сам он начал проявлять интерес к музыке уже в четыре года. Первые уроки игры на фортепиано ему давала мать. Осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демьянского, однако учился он плохо, часто прогуливал занятия, и на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву. Осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву. Затем он продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.

В 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В 20 лет, из-за нехватки денег, он начал преподавать в московском Мариинском женском училище, в 24 года стал дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни - Рахманинов долго не мог сочинять и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр.

В 1917 году, вскоре после революции, Рахманинова пригласили в Швецию, с предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми он покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами. А 1 ноября 1918 года, вместе с семьёй, отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. За все время, что Рахманинов прожил за рубежом (1918—1943 гг.) он создал всего 6 произведений, однако они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Интересный факт: Последний концертный сезон Рахманинова — 1942-1943 годов — начался сольным концертом в Детройте. Весь сбор с концерта 7 ноября в Нью-Йорке, в сумме 4046 долларов, Сергей Васильевич, как делал до этого не раз, опять отдал на нужды войны: часть пошла американскому Красному Кресту, часть была передана через генерального консула — России, стране, которую он никогда не забывал. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение.

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. В его произведениях очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Интересный факт: В 2000 году испанский тенор Хосе Каррерас, выздоровевший от лейкемии, специально приехал в Москву для того, чтобы поблагодарить Россию за Рахманинова. Этот случай не единственный. Еще при жизни Рахманинова был известен ряд случаев, когда его музыка приносила исцеление. Вдова одного врача, исцелившаяся от душевного недуга и мыслей о самоубийстве, тайком приносила на каждый его концерт букет душистой сирени. Священное Писание свидетельствует о целительной силе музыки. И если говорить о музыке Рахманинова, то удивляться ее целительной силе не приходится. Так как он один из немногих поставил своей художественной задачей воссоздать на новом уровне духовную музыкальную культуру древней Руси, и вновь облечь богослужение в ткань знаменных песнопений.

Пожалуй, особую роль в жизни Сергея сыграла бабушка - генеральша Софья Александровна Бутакова, которая иногда увозила любимого внука к себе в Новгород. В доме бабушки он часто слышал старинные песни и былины, которые бабушка знала на память. В этом доме Сережа встретился и с собирателем русских былин, гусляром Трофимом Рябининым. А весной каждое утро мимо бабушкиного дома проходил пастушок, играя на берестяной жалейке. Живя у бабушки, Сережа часто бывал с ней на службах и причащался Святых Таин. Он посещал и новгородские монастыри, где слушал монашеское пение - старинные знаменные распевы, и где, вероятно, впервые услышал о канонах Осмогласия - "ангельского пения", как называли его на Руси. И через много лет этот незабываемый звон Новгородских колоколов вдруг воскреснет в звуках его 2-го фортепианного концерта, как голос Святой Руси. И первое впечатление мощного и стройного колокольного звучания стало и самым сильным, отложившим отпечаток на всю последующую жизнь великого композитора. Чудесная и сказочная Святая Русь его детства сохранилась в незабываемых звуках, которыми была полна его память, и пение церковных колоколов стало символом его творчества.

Интересный факт: В одном из интервью Рахманинов рассказывал:

Особенностью характера Рахманинова была великая скромность, некоторая замкнутость и отрешенность от мира, и, что всегда отражалось в его музыке, особенная умиротворенная возвышенность. Один из его современников, пианист Иосиф Гофман утверждал, что не знал человека «чище и святее, чем Рахманинов». А о милосердности души великого композитора ходили легенды. Получая в Америке миллионные гонорары, Рахманинов продолжал жить скромно и уединенно, отклоняя все приглашения на банкеты и чествования, и посылая бесчисленные посылки всем, кого знал и кого не знал в страждущей России.

Интересный факт : Увлечение Рахманинова автомобилями, первый из которых он приобрел еще в 1914 году, со временем превратилась в настоящую слабость музыканта. Сергей Васильевич «страдал» от нанесенной автомобилю царапины, отменял поездки, если накрапывал дождь, чтобы, не дай бог, как-нибудь не пострадала окраска машины, и ни за что не давал, за очень редкими исключениями, управлять машиной другим лицам. Такое отношение к автомобилям было предметом частых шуток в семье, но Сергей Васильевич оставался непоколебимым. Шоферы, служившие у него, знали, как угодить Сергею Васильевичу. Кажется, ничто не доставляло ему такого удовлетворения, как подача машины в хорошем виде, то есть вымытой и блестящей от начищенных металлических частей.

Еще одной слабостью Рахманинова была любовь к хорошим костюмам. Исключительно скромный в привычках, редко тративший на себя деньги, Сергей Васильевич не жалел средств, когда речь шла о хорошей одежде. Он одевался всегда у лучшего портного Англии. Рахманинов, смеясь, рассказывал со слов своего английского менеджера историю, как после его концерта один из слушателей, встретив этого менеджера, обратился к нему с вопросом не об игре Сергея Васильевича, не об исполнении какого-нибудь произведения, а о том, у какого портного так поразительно хорошо одевается Рахманинов. Посетитель был очень доволен, узнав, что портной английский. Музыка Сергея Васильевича произвела на него меньше впечатления, чем костюм.

Рахманинов синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние, как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти.

«Руки, которые стоят миллион!». Сергей Васильевич Рахманинов — величайший русский композитор. Его произведения пользуются популярностью и сейчас, и во все другие времена. Родился он 1 апреля 1873 года, в Новгородском имении. Будучи совсем юным, в 4 года, он проявил интерес к музыке, и его мама Любовь Петровна, стала обучать его нотной грамоте.

Музыкальный талант юный композитор унаследовал от своего дедушки Аркадия Александровича. В девять лет Сергей Васильевич поступает в Петербургскую консерваторию. Однако учиться не особо получается, мальчику хочется играть во дворе со сверстниками. И по совету своего кузена Александра, его направляют в Московскую консерваторию, к Н.С.Звереву. Этот педагог, талантливых учеников забирал к себе на полное содержание и обучал музыке, дисциплине и организованности, занимаясь с каждым индивидуально.

В 1887 году, юный пианист берется писать свои первые этюды, и преподавателем его становится С.И.Танеев. Сочинив за 17 дней свою первую оперу, Рахманинов получает диплом по двум классам: фортепиано и композиции.

Творчество

Первое появление перед публикой случилось в 1892 году, великий композитор исполнил тогда, известнейшую свою Прелюдию до- диез минор. В 1897 году, премьера Первой симфонии провалилась. Данное обстоятельство сильно повлияло на музыканта, он уничтожил ноты, и запретил где-либо произведение исполнять. После этой неудачи композитор не сочинял музыку долгих три года. И все же в 1900 году композитор вновь начинает писать, и выходит «Второй концерт». Далее пишутся и другие успешные сочинения. Работая преподавателем теории музыки в женском училище, Рахманинов вдруг решает бросить работу и серьезно заняться творчеством.

Рахманинов обладал удивительной памятью, стоило один раз услышать произведение, он был способен его повторить от начала до конца без единой погрешности.

Среди известных ныне пианистов, только Рахманинов имел одну особенность: у него были самые длинные пальцы , которыми он мог охватить все 12 белых клавиш. Своей левой рукой он совершенно спокойно мог взять труднодоступный аккорд «до ми бемоль соль до соль» Ко всему прочему, его руки были необычайно прекрасны: ровные длинные пальцы без узлов и вздувшихся вен.

Великий музыкант не терпел, когда в зале, в момент его выступления, кто- либо начинал кашлять. Он, как только слышал покашливания из зала, сознательно не играл свои новые вариации, «Либо кашлять, либо играть».

Личная жизнь композитора

Отец музыканта Василий Рахманинов, промотав в карточных играх приданое своей жены, оставил свою семью в бедности и сбежал из дому. Поддержку, тепло и домашний уют, молодой Сергей Васильевич обрел в доме своей тетки Варвары Сатиной . Семья его тетки, спасла Рахманинова от нищенской жизни. Двоюродная сестра Наталья, обожала Рахманинова, считая его богом отмеченным человеком, и терпела его шутливые насмешки: «Черная как галка, тощая как палка, мне тебя жалко, девка Наталка». Сергей Васильевич в свои 22 года, женится на Натальи. Она подарила ему двух дочерей: Ирину и Татьяну. Сергей Васильевич был очень любящим и заботливым отцом.

Супруга очень берегла Сергея Васильевича от бытовых забот, даже кнопочки на ботинках великого композитора перед концертом, застегивала именно она. В 1931 году, семья, переехав в Швейцарию, приобретает участок для постройки виллы.

Этот дом на берегу озера стал называться «Сенар»- первые буквы имен Сергей и Наталья Рахманиновы. Чета Рахманиновых казалась безупречной, тем не менее, великий композитор был очень влюбчивым человеком. Наталья Александровна знала, что в гримерке его всегда ждет белый букетик сирени от соперницы.

Эмиграция

В1917 году, с разрешения советского правительства, Сергей Васильевич c семьей отправляется с концертами в Швецию. Через пару месяцев предполагалось возвращение с этих гастролей. Но обстоятельства сложились так, что они покинули Россию навсегда. Из Швеции семья композитора переехала в Америку, здесь его талант встретили с восторгом, он приравнен к мировым музыкантам. Великому композитору приходится много работать, подчас до ноющей боли в руках, сочиняя концертные программы.

Однажды, когда музыкант только приехал в Америку, один музыкальный критик, спросил Рахманинова, почему он так скромно одет, на что получил в ответ: — Меня здесь все равно никто не знает… Прошло время, и этот же критик вновь заметил: — Маэстро, ваше материальное состояние значительно улучшилось, но одеваться лучше вы не стали… В ответ пожимая плечи, Сергей Васильевич спросил: — Зачем?, меня и так все знают.

От родины Рахманинов все-таки не отрекся, предложенного американского гражданства он не принял. А в годы Великой Отечественной Войны, композитор перечислил свой гонорар от одного концерта в 4000 долларов, Красной армии для создания боевого самолета. Сергей Васильевич очень мечтал вернуться в Россию, и даже перед своей кончиной пытался это сделать, однако власти его не впустили в страну.

Известные личности и друзья

Меценат того времени, Савва Мамонтов, предложил Рахманинову, стать вторым дирижером в его частной опере. Сергей Васильевич согласившись, незаметно влился в компанию мецената, там же он очень сдружился с Федором Шаляпиным.

Совсем юный Рахманинов как то оказался вместе с Федором Ивановичем в гостях у Льва Толстого. Известный тенор спел «Судьбу», после чего, сам юный музыкант исполнил несколько собственных сочинений. Все гости были в полном восторге, громко аплодировали, однако знаменитый писатель сидел мрачный и непоколебимый. После он подошел к Рахманинову и сказал: — Я все- таки должен вам сказать, как мне все это не нравится. Бетховен — это вздор! Пушкин, Лермонтов — тоже!, однако через некоторое время, еще раз подойдя к Рахманинову, стал извиняться: — Простите меня, пожалуйста, я старик. Я не хотел обижать вас.

На что великий композитор ответил со вздохом: — Как я могу обижаться за себя, когда не обиделся за Бетховена? После этого ноги его не было в доме у автора.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса