Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пианист интерпретатор. Современный пианизм. Великие пианисты прошлого и настоящего Молодой пианист виртуоз

Признать единственного на весь мир лучшего современного пианиста является непосильной задачей. Для каждого критика и слушателя кумирами будут являться различные мастера. И в этом заключается сильная сторона человечества: мир вмещает в себя немалое количество достойных и талантливых музыкантов-пианистов.

Агрерих Марта Архерич

Пианистка родилась в аргентинском городе Буэнос-Айрес в 1941 году. За инструмент села уже в трехлетнем возрасте, а в восемь лет состоялся ее публичный дебют, на котором она исполнила концерт самого Моцарта.

Будущая звезда-виртуоз училась у таких преподавателей, как Фридрих Гульд, Артуро Ашкенази и Штефан Микеланджели - одни из самых выдающихся пианистов XX века, исполняющих классику.

С 1957 года Аргерих стала участвовать в соревновательной деятельности и одержала первые большие победы: 1 место в конкурсе пианистов в Женеве и Международном конкурсе имени Бузони.

Однако настоящий ошеломительный успех к Марте пришел в тот момент, когда она в возрасте 24 лет смогла победить на конкурсе международного уровня имени Шопена в городе Варшаве.

В 2005 году она стала лауреатом высшей премии "Грэмми" за исполнение камерных сочинений композиторов Прокофьева и Равеля, а в 2006 - за исполнение вместе с оркестром произведения Бетховена.

Также в 2005 году пианистка была удостоена Императорской японской премии.

Ее пылкая игра и изумительные технические данные, с помощью которых она виртуозно исполняет произведения русских композиторов Рахманинова и Прокофьева, никого не может оставить равнодушным.

Одним из самых известных современных пианистов России является музыкант Кисин Евгений Игоревич.

Родился он 10 октября 1971 год в Москве, в возрасте шести лет поступил в музыкальную школу имени Гнесиных. Первым и единственным на всю жизнь педагогом для него стала Кантор Анна Павловна.

С 1985 года Кисин начинает демонстрировать свой талант за рубежом. В 1987 дебютирует в Западной Европе.

Через 3 года он покоряет Соединенные Штаты, где исполняет 1-ый и 2-ой концерты Шопена с филармоническим оркестром Нью-Йорка, и уже через неделю выступает в сольном формате.

Еще одним из самых выдающихся современных русских пианистов-виртуозов является знаменитый Денис Мацуев.

Денис родился в городе Иркутске в 1975 году в семье музыкантов. Родители с раннего возраста приучали ребенка к искусству. Первым педагогом мальчика стала его бабушка Вера Раммуль.

В 1993 году Мацуев поступает в государственную консерваторию Москвы, а через 2 года уже становится ведущим солистом Московской государственной филармонии.

Мировую известность приобрел после победы на Международном конкурсе имени Чайковского в 1998 году, когда ему исполнилось всего 23 года.

Он предпочитает совмещать свой новаторский подход к игре с традициями русской школы фортепиано.

С 2004 года проводит серии концертов под названием "Солист Денис Мацуев", приглашая сотрудничать вместе с собой отечественный и зарубежные ведущие оркестры.

Кристиан Циммерман

Кристиан Циммерман (родился в 1956 году) - знаменитый современный пианист польского происхождения. Помимо деятельности инструменталиста, является еще и дирижером.

Начальные занятия музыки преподавал ему отец - пианист-любитель. Затем Кристиан продолжил обучение у педагога Анджея Ясиньского в частном формате, а потом перешел в консерваторию города Катовице.

Первые концерты стал давать в возрасте 6 лет и в 1975 году выиграл конкурс пианистов имени Шопена, тем самым став самым молодым победителем в истории. В течение следующего года он оттачивал фортепианные навыки у знаменитого польского пианиста Артура Рубинштейна.

Кристиан Циммерман считается гениальным исполнителем творчества Шопена. В его дискографии имеются записи всех фортепианных концертов Равеля, Бетховена, Брамса и, конечно же, своего главного кумира - Шопена, а также звукозаписи сочинений Листа, Штрауса и Респихи.

С 1996 года ведет уроки в Базельской Высшей школе музыки. Получил премии Академии Киджи и Леони Соннинг.

В 1999 создал Польский Фестивальный оркестр.

Ван Юйцзя - китайская представительница фортепианного искусства. Известность приобрела благодаря своей виртуозной и неимоверно быстрой игре, за что ее наградили псевдонимом - "Летающие пальцы".

Место рождения китайской современного пианистки - город Пекин, где она провела детство в семье музыкантов. В возрасте 6 лет начала свои пробы на клавишном инструменте, а уже через год поступила в Центральную консерваторию столицы. В 11 лет была зачислена на учебу в Канаду и через 3 года окончательно переехала в чужую страну для дальнейшего обучения.

В 1998 году она получает приз Международного конкурса молодых пианистов в городе Эттлингене, а в 2001 году, помимо выше описанной награды, судейский состав отдает Ван награду, присужденную пианистам до 20 лет, в размере 500 000 йен (в рублях - 300 000).

С успехом играет пианистка и русских композиторов: имеет в записи Второй и Третий концерты Рахманинова, а также Второй концерт Прокофьева.

Фазыл Сай - турецкий современный пианист и композитор, рожденный в 1970 году. Учился в консерватории Анкары, а затем и в городах Германии - Берлине и Дюссельдорфе.

Стоит отметить, помимо фортепианной деятельности, и его композиторские качества: в 1987 году сочинение "Черные гимны" пианиста было исполнено в честь 750-летия города.

В 2006 году в городе Вене состоялась премьера его балета "Патара", написанная на основе также темы Моцарта, но уже фортепианной сонаты.

В исполнительском фортепианном репертуаре Сая важное место занимают два композитора: музыкальные титаны Бах и Моцарт. На концертах он чередует классические сочинения со своими собственными.

В 2000 году совершил необычный эксперимент, рискнув записать балет "Весна Священная" для двух фортепиано, исполняя обе партии собственноручно.

В 2013 году попал под уголовное дело за высказывания в социальной сети, касавшиеся темы ислама. Суд Стамбула пришел к выводу, что слова музыканта были направлены против мусульманского вероисповедания и приговорил Фазыла Сая к 10 годам условного заключения.

В том же году композитор подал ходатайство о повторном рассмотрении дела, приговор которого в сентябре снова был подтвержден.

Другие

В одной статье рассказать обо всех современных пианистах нет просто возможности. Поэтому перечислим еще тех, чьи имена являются сегодня значимыми в мире классической музыки:

  • Даниэль Баренбойм из Израиля;
  • Юнди Ли из Китая;
  • из России;
  • Мюррей Перайя из Соединенных Штатов Америки;
  • Мицуко Учида из Японии;
  • из России и еще множество других мастеров.

Технологии, разработки» www. методкабинет.рф


Пианист - интерпретатор. Современный пианизм.

Иовенко Юлия Евгеньевна, преподаватель фортепиано МАОУК ДОД Детская музыкальная школа г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края

Мой проект касается проблем интерпретации фортепианной музыки.

В нём я немного затрону тему истории фортепианного исполнительского искусства, а так же коснусь вопроса о тенденциях в современном исполнительском пианизме, расскажу о некоторых пианистах нашего времени, которые на мой взгляд являются лучшими интерпретаторами того или иного композитора.

Музыка в ряду искусств занимает особое место по своей специфичности. Объективно существуя в виде нотной записи, музыка нуждается в акте воссоздания исполнителем, его художественной интерпретации. В самой природе музыки заложено диалектическое единство музыкального произведения и исполнения.

Музыкальное исполнение всегда есть современное творчество , творчество данной эпохи, даже когда само произведение отделено от нее большим отрезком времени.

В зависимости от эпохи развития фортепианной музыки у пианистов формировался определённый стиль исполнения, определённая манера игры.

Клавирный период является для фортепианного исполнительства предысторией. В это время складывается тип музыканта- практика, «играющий композитор». В основе исполнительского мастерства лежит творческая импровизация. Виртуозность такого музыканта сводилась не столько к техническому совершенству, сколько к умению «говорить» с аудиторией с помощью инструмента.

Новый важный этап музыкального исполнения наступает к концу 18 века с выдвижением нового сольного инструмента - молоточкового фортепиано. Усложнение музыкального содержания вызвало необходимость в точной нотной записи, а так же фиксации специальных исполнительских указаний.

Фортепианное исполнительство приобретает эмоциональную насыщенность, динамичность.

К концу 18 века появилась новая форма музицирования- публичный, платный концерт. Происходит разделение труда композитора и исполнителя.

В начале 19 века формируется новый тип музыканта - «сочиняющий виртуоз». Новые пространственно - акустические условия (большие концертные залы) потребовали от исполнителей большей силы звучания. С целью усиления психологического воздействия вносятся элементы зрелещности. «Игра» лица и рук становится средством пространственной «лепки» музыкального образа. На публику воздействует виртуозный размах игры, смелый полёт фантазии , красочная гамма эмоциональных оттенков.

И наконец к середине 19 век а формируется музыкант- интерпретатор, истолкователь чужого композиторского творчества. У интерпретатора исключительно субъективный характер исполнения уступает место интерпретации, ставящей перед ним объективные художественные задачи- раскрытие, истолкование и передачу образного строя музыкального произведения и замысла его автора.

Практически всё 19 столетие характеризуется мощным расцветом фортепианного исполнительства. Исполнение становится вторым творением, где интерпретатор оказывается равноправным с композитором. Основной фигурой в исполнительской сфере становится странствующий виртуоз во всех его разновидностях - от «акробатов» фортепиано до исполнителей пропагандистов. В деятельности Шопена, Листа, братьев Рубинштейнов господствует идея единства художественного и технического начал, с другой стороны Калькбреннер и Ложье ставят главной цель воспитать ученика виртуоза. Стиль многих мастеров 19 столетия был наполнен таким исполнительским своеволием, что мы сочли бы его стопроцентно безвкусным и неприемлемым.

XX век смело можно назвать веком великих пианистов: так много в одном промежутке времени , кажется, их ещё не бывало никогда. Падеревский, Гофман, Рахманинов, Шнабель- в начале века, Рихтер, Гилельс, Кемпфф- во второй половине. Список можно дополнять бесконечно…

На рубеже XX- X I веков разнообразие интерпретаций настолько велико, что разобраться в них порой совсем не просто. Наше время - пестрота исполнительских манер.

Современное искусство играть на фортепиано. Что это такое? Что в нем происходит, что отмирает и что рождается?

В целом тенденция фортепианного исполнительского искусства сегодня в отличие скажем от того, что было даже лет 50 назад - это приоритет деталей над общей концепцией. Именно в разном прочтении микро-деталей современные исполнители хотят найти свою индивидуальность.

Так же - это существование негласного правила исполнения: «гомофонии нет. Вся фортепианная фактура и всегда насквозь полифонична, и даже стереофонична. С этим связан фундаментальный принцип: каждый палец - это отдельный и живой и конкретный инструмент, ответственный за продолжительность и качество звучания» (цитата из лекции – урока Михаила Аркадьева).

Ли возможно определить число характерных признаков первоклассной игры на фортепиано. Однако, отбирая десять важнейших черт и тщательно рассматривая каждую из них, учащийся узнает много из того, что в дальнейшем даст ему пищу для размышления. В конечном счёте, никто не в состоянии высказать в печати всё то, что может сообщить учитель в живом общении.

К изучению нового сочинения, чрезвычайно важно понять его общую концепцию, необходимо попытаться проникнуть в основной замысел композитора.

Существуют и чисто технические трудности, которые следует преодолевать постепенно. Но до тех пор, пока студент не сможет воссоздать основную идею сочинения в более крупных пропорциях, его игра будет напоминать своего рода музыкальную мешанину.

Сочинении есть определённый структурный план. Прежде всего необходимо его обнаружить, а затем выстраивать композицию в той художественной манере, которая свойственна её автору.

Спрашиваете меня: «Каким образом ученик может сформировать верное представление о произведении как едином целом?» Несомненно, наилучший путь - прослушать его в исполнении пианиста, чей авторитет как интерпретатора не подлежит сомнению. Однако многие не имеют такой возможности. Довольно часто и сам учитель, преподающий с утра до вечера, не в силах исполнить сочинение абсолютно совершенно во всех деталях. Тем не менее, кое-что можно почерпнуть и у педагога, который в меру своей одарённости в состоянии дать учащемуся общее представление о художественных ценностях произведения. Но и в тех случаях, когда не удаётся послушать ни пианиста-виртуоза, ни педагога, ученику не следует отчаиваться, если он обладает талантом.

Да, это величайшая сила, которая, как ничто другое, проникает во все художественные тайны и вскрывает истину. Талантливый исполнитель как бы интуитивно схватывает мысли, обуревавшие композитора в момент создания сочинения, и, как истинный интерпретатор, передаёт их аудитории в адекватной форме.

Собой разумеется, что техническое мастерство - дело первостепенной важности для того, кто хотел бы стать первоклассным пианистом. Невозможно представить себе хорошее исполнение, которое не отличалось бы чистой, беглой, отчётливой, гибкой техникой. Технические возможности пианиста должны отвечать художественным требованиям исполняемого произведения. Конечно, могут встретиться отдельные пассажи, которые потребуют специальной работы, но, говоря вообще, техника не имеет ценности в том случае, если руки и мозг не натренированы настолько, чтобы преодолеть основные трудности, встречаемые в новых сочинениях.

Школах России технике уделяют огромное внимание. Возможно, в этом - одна из причин столь благосклонного приёма некоторых русских пианистов в последние годы. Работа ведущих русских консерваторий находится почти полностью под наблюдением Императорского музыкального общества. Такая система гибка: хотя все студенты обязаны проходить один и тот же курс обучения, особое внимание уделяется индивидуальным занятиям. Тем не менее, вначале техника является предметом первостепенным. В техническом отношении все учащиеся обязаны достигнуть высокого профессионального уровня. Никто не является исключением. Может быть, читателям журнала «The Etude» будет интересно узнать кое-что об общем плане работы русских императорских школ. Курс обучения длится девять лет. В течение первых пяти лет учащийся приобретает бо льшую часть технических навыков, изучая сборник упражнений Ганона, который весьма широко применяется в консерваториях. Фактически, это единственное используемое собрание строго технических упражнений. Все они выдержаны в тональности C. В сборник входят гаммы, арпеджио и упражнения на другие виды техники. В конце пятого года - экзамен. Он состоит из двух частей. Сначала ученик экзаменуется по технике, а затем он должен продемонстрировать мастерство художественной интерпретации пьес, этюдов и т. д. Однако тот, кто проваливается на первом экзамене, ко второму не допускается. Учащийся настолько хорошо выучивает упражнения Ганона, что знает их по номерам. Экзаменатор может попросить его, к примеру, сыграть упражнение 17 или 28, или 32 и т. д. Ученик тут же садится за рояль и играет. Несмотря на то, что в оригинале все упражнения написаны в до мажоре, экзаменатор имеет право попросить сыграть их в любой другой тональности. Упражнения изучаются так тщательно, что экзаменующиеся обязаны играть их в требуемой тональности. Применяется также и экзамен с использованием метронома. Учащийся знает, что должен играть упражнение в заданном темпе. Экзаменатор определяет скорость, и метроном выключается. Студента, например, просят сыграть гамму ми мажор при метрономе 120, по восемь нот в такте. Если он справляется с заданием, ему ставят соответствующую оценку и допускают к остальным экзаменам.

Я считаю, что требование глубоких технических знаний - проблема насущная. Уметь сыграть несколько пьес - не значит овладеть музыкальным профессионализмом. Это похоже на музыкальную табакерку, в запасе у которой только несколько мелодий. Понимание студентом техники должно быть всеобъемлющим. Позже ученику дают технически более трудные упражнения, к примеру - Таузига. Черни тоже совершенно заслуженно пользуется популярностью. Менее известны этюды Гензельта, несмотря на его долгую работу в России. Вместе с тем они так прекрасны, что их следовало бы поставить рядом с такими пьесами, как этюды Шопена.

Интерпретация невозможна, если учащемуся не известны правила, составляющие основу для очень важной области, фразировки. К сожалению, в этом отношении многие издания несовершенны. Некоторые из знаков фразировки используются неверно. Следовательно, единственно безопасный путь - взяться за специальное изучение этой важной сферы музыкального искусства. В старое время знаками фразировки пользовались мало. Бах расставлял их чрезвычайно скупо. Тогда в этом не было необходимости, так как каждый музыкант, играя, мог сам установить границы фразы. Но знание способов определения фраз ни в коей мере не является единственно необходимым. Столь же важно и мастерство их исполнения. В сознании художника должно родиться подлинное чувство музыки, иначе все знания фразировки, которыми он обладает, окажутся бесполезными.

Исполнение фраз полностью зависит от чувства музыки, или чувствования интерпретатора, то определение темпа требует ничуть не меньшего музыкального дарования. Хотя сейчас во многих случаях темп того или иного сочинения указывается посредством обозначения метронома, необходимо принимать во внимание и трактовку самого исполнителя. Нельзя слепо следовать метрономическим указаниям, хотя порой и небезопасно сильно отклоняться от них. Метрономом не нужно пользоваться слепо. Исполнителю следует поступать по своему разумению. Я не одобряю продолжительных занятий с метрономом. Он предназначен для того, чтобы задавать темп, и, если им не злоупотреблять, метроном будет верным помощником. Но его надо использовать лишь с этой целью. Самоё механическое исполнение, какое только можно себе представить, возникает у тех, кто делает себя рабом этих маленьких музыкальных часов, которые никогда не предназначались на роль деспота, контролирующего каждую минуту занятий.

Многие студенты понимают, что в исполнительстве существует чудесная возможность противопоставления. Каждое произведение - «вещь в себе». Следовательно, оно должно интерпретироваться по-своему. Есть исполнители, игра которых всегда одинакова. Её можно сравнить с блюдами, подаваемыми в некоторых гостиницах. Всё, что бы ни приносилось на стол, имеет один и тот же вкус. Конечно, для успеха исполнителю необходима яркая индивидуальность, и каждая его интерпретация должна быть окрашена ею. Но в то же время, следует постоянно искать разнообразия. Балладу Шопена нужно играть иначе, чем Каприччио Скарлатти. Право же, очень мало общего у бетховенской сонаты с Рапсодией Листа. Следовательно, студенту надо стремиться придать сочинению самобытный, неповторимый облик. Всякое произведение должно стоять особняком. Если же исполнитель не в состоянии внушить своей аудитории этого чувства, он лишь немногим лучше любого механического инструмента.

Гофман обладает этой способностью наделять любое сочинение индивидуальным и характерным очарованием, что меня всегда так восхищает.

Названа душой фортепиано. Я не понимал, что это означает, до тех пор, пока не услышал Антона Рубинштейна. Его игра показалась мне настолько чудесной, что не поддаётся описанию. Его владение педалью было просто феноменальным. В финале Сонаты b-moll Шопена он добивался неописуемо прекрасных педальных эффектов. Для всякого, кто помнит их, они всегда сохранятся в памяти, как величайшие из редкостей, которые дарит музыка.

Педалью учатся в течение всей жизни. Это наиболее трудная область высшего фортепианного образования. Конечно, можно определить основные правила для её использования, и учащемуся необходимо тщательно их изучать. Но в то же время, эти законы можно искусно нарушать во имя достижения необычных чарующих красок.

Это ряд известных принципов, находящихся в пределах восприятия нашего музыкального интеллекта. Их можно сравнить с планетой, на которой мы живём и о которой так много знаем. Однако за пределами этих законов есть великая Вселенная - небесная система. В неё можно проникнуть только телескопическим художественным зрением великого музыканта. Это было сделано Рубинштейном и некоторыми другими пианистами, принёсшими нашему земному видению божественную красоту, которую только они сумели ощутить.

На то, что следует уважать традиции прошлого, хотя они по большей части для нас и непостижимы, так как их можно отыскать только в книгах, мы тем не менее не должны быть в плену условностей. Борьба с традиционными верованиями есть закон художественного прогресса. Все великие композиторы и исполнители возводили новые здания на руинах разрушенных ими условностей. Неизмеримо прекраснее творить, чем подражать. Но прежде, чем мы сможем создать что-либо, хорошо бы ознакомиться с тем лучшим, что нам предшествовало. Это относится не только к сочинению, но также и к фортепианному исполнительству. Великие пианисты Рубинштейн и Лист обладали необычайно широким диапазоном знаний. Они изучили фортепианную литературу во всех возможных её ответвлениях. Им была известна каждая ступень музыкального развития. Вот в чём заключается причина их гигантского музыкантского взлёта. Их величие заключалось не в пустой скорлупе приобретённой техники. Они знали . Побольше бы студентов в наши дни, которые имели бы подлинную жажду настоящих музыкантских знаний, а не просто желание поверхностно показать себя за роялем.

Рассказывали, что некоторые преподаватели особенно настаивают на том, чтобы ученик знал источник вдохновения композитора. Это, конечно, интересно и может помочь стимулировать скудное воображение. Однако я убеждён, что для студента было бы гораздо лучше полагаться на своё собственное понимание музыки. Ошибочно предполагать, что знание факта, будто Шуберт был вдохновлён какой-либо поэмой, или что Шопен черпал вдохновение в какой-либо легенде, сможет когда-нибудь компенсировать недостаточность истинных основ фортепианного исполнительства.

Следует видеть, прежде всего, основные особенности музыкальных связей в сочинении. Он должен понять, что же придаёт этому произведению цельность, органичность, силу и грациозность. Он обязан знать, как выявить эти элементы. Некоторые преподаватели склонны преувеличивать важность вспомогательных упражнений и преуменьшать необходимость приобретения подлинной музыкантской базы. Такой взгляд ошибочен и приводит к плохим результатам.

Обязан руководствоваться более значительными побуждениями, чем играть просто из выгоды. У него есть миссия, и эта миссия - просвещение публики. Бескорыстному студенту ради его же пользы чрезвычайно важно вести эту просветительную работу. Для его же собственного блага лучше направить все силы на пьесы, исполнение которых, как он чувствует, будет иметь музыкальное, воспитательное и образовательное воздействие на публику. При этом необходимо иметь собственное мнение, но не слишком далеко выходить за границы возможностей восприятия данной аудитории. Если же взять, к примеру, пианиста-виртуоза, то тут вопрос выглядит несколько иначе. Виртуоз предполагает и даже требует от своей аудитории определённого музыкального вкуса, определённого уровня музыкального образования. Иначе он будет работать тщетно. Чтобы публика могла наслаждаться величайшим в музыке, ей надо слушать хорошую музыку до тех пор, пока красота сочинения не станет для неё очевидной... Виртуозы обращаются к студентам-музыкантам всего мира с призывом внести свой вклад в дело просвещения огромной музыкальной аудитории. Не тратьте своё время на музыку, которая банальна или неблагородна! Жизнь слишком коротка, чтобы проводить её, блуждая по бессодержательным сахарам музыкального мусора.

всяком хорошем фортепианном исполнении есть очень важная искорка, которая, кажется, превращает каждую интерпретацию шедевра в живое произведение искусства. Она существует только в какой-то момент и не может быть объяснена. Например, два пианиста одинаковых технических возможностей могут играть одно и то же сочинение. У одного - исполнение скучное, безжизненное и вызубренное, у другого - что-то неописуемо восхитительное. Кажется, что это исполнение трепещет от полноты жизни. Оно заинтересовывает и вдохновляет публику. Что же это за такая важная искорка, которая вдыхает жизнь в простые ноты?

Может быть названа напряжённым художественным интересом исполнителя. Это то удивительное явление, которое известно как вдохновение. В процессе создания сочинения композитор, безусловно, вдохновлён, и если исполнитель познаёт такую же радость, какую испытывал автор в момент творчества, что-то новое и необычайное входит в его исполнение. Кажется, что оно совершенно удивительным образом пробуждается и обретает силу. Аудитория немедленно это понимает и даже иногда прощает технические неточности, если само исполнение полно вдохновения. Рубинштейн был чудом в смысле техники, и всё же он признавался, что делал промахи. Возможно, они и были, но при этом он воссоздавал такие идеи и музыкальные картины, которые смогли бы возместить миллион ошибок. Когда Рубинштейн был чересчур точен, его исполнение теряло какую-то долю своего восхитительного обаяния. Я помню, как однажды на одном из концертов он играл «Исламея» Балакирева. Что-то отвлекло его внимание и, очевидно, он совершенно забыл сочинение, но продолжал импровизировать в манере балакиревской пьесы. Минуты через четыре он вспомнил остальную часть и доиграл до конца. Это очень раздосадовало его, и следующий номер программы он играл с предельной точностью, но, как ни странно, его исполнение потеряло чудесное очарование момента, в котором подвела его память. Рубинштейн был воистину несравненен, может быть даже и потому, что был полон человеческих порывов, а его исполнение - далёким от совершенства машины.

Необходимо играть все ноты, и, по возможности, в манере и стиле близких композитору, но стремление студента никоим образом не должно ограничиваться только этим. Каждая отдельная нота в сочинении важна, но есть кое-что, что так же важно, как и ноты, и это - душа. В конечном счёте, необычайно важная живая искра и есть душа. Душа - источник той высшей экспрессии в музыке, которая не может быть выражена динамическими обозначениями. Душа интуитивно чувствует необходимость crescendi и diminuendi. Сама длительность паузы или каждой ноты зависит от её существа. Душа художника диктует ему, как долго выдерживать данную паузу. Если ученик обращается к застывшим правилам и зависит от них полностью, его исполнение будет бездушным.

Исполнение требует также многих глубоких размышлений, а не только совершенного владения клавиатурой. Студенту не следует думать, что цель достигнута, если сыграны все ноты. В действительности это только начало. Необходимо сделать произведение частью самого себя. Каждая нота должна пробуждать в исполнителе своего рода музыкальное осознание истинной художественной миссии.

Каждый любитель классической музыки может назвать своего фаворита.


Альфред Брендель не был вундеркиндом, а его родители не имели никакого отношения к музыке. Его карьера началась без особого шума и развивалась не спеша. Быть может, именно в этом секрет его доголетия? В начале нынешнего года Бренделю исполнилось 77, тем не менее его концертное расписание включает в себя иной раз по 8-10 выступлений в месяц.

На 30 июня объявлено сольное выступление Альфреда Бренделя в концертном зале Мариинского театра. На официальном сайте пианиста этого концерта обнаружить не удалось. Зато есть дата предстоящего московского концерта, который состоится 14 ноября. Впрочем, Гергиев отличается умением решать неразрешимые проблемы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Еще один претендент на первое место в импровизированном рейтинге -Григорий Соколов. По крайней мере, так скажут в Петербурге. Как правило, раз в году Соколов приезжает в родной город и дает концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии (последний был в марте нынешнего года), Москву столь же регулярно игнорирует. Нынешним летом Соколов играет в Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Португалии и Польше. В программе - сонаты Моцарта и прелюдии Шопена. Ближними к России точками маршрута станут Краков и Варшава, куда Соколов доберется в августе.
Стоит назвать Марту Аргерих лучшей пианисткой среди женщин, непременно кто-нибудь возразит: и среди мужчин тоже. Поклонников темпераментной чилийки не смущают ни резкие перепады настроения пианистки, ни частые отмены концертов. Фраза «концерт запланирован, но не гарантирован» - это как раз о ней.

Нынешний июнь Марта Аргерих проведет, как обычно, в швейцарском городе Лугано, где состоится ее собственный музыкальный фестиваль. Меняются программы и участники, неизменным остается одно: каждый вечер в исполнении одного из произведений участвует сама Аргерих. В июле Аргерих также выступает в Европе: на Кипре, в Германии и Швейцарии.


Канадца Марка-Андре Амлена часто именуют наследником Глена Гульда. Сравнение хромает на обе ноги: Гульд был затворником, Амлен активно гастролирует, Гульд знаменит своими математически просчитанными интерпретациями Баха, Амлен знаменует возвращение романтического виртуозного стиля.

В Москве Марк-Андре Амлен выступал не далее как в марте нынешнего года в рамках того же абонемента, что и Маурицио Поллини. В июне Амлен гастролирует в Европе. Его расписание включает в себя сольные концерты в Копенгагене и Бонне и выступление на фестивале в Норвегии.


Если кто-то увидит Михаила Плетнева играющим на фортепиано, срочно сообщите в информационные агентства, и вы станете автором мировой сенсации. Причину, по которой один из лучших пианистов России закончил исполнительскую карьеру, обычным умом не понять - его последние концерты были столь же великолепны, как обычно. Сегодня имя Плетнева можно встретить на афишах только в качестве дирижера. Но мы все-таки будем надеяться.
Не по годам серьезный мальчик в пионерском галстуке - таким Евгений Кисин помнится до сих пор, хотя ни пионеров, ни того мальчика давно нет в помине. Сегодня он один из самых популярных классических музыкантов мира. Именно его Поллини как-то назвал самым ярким из музыкантов нового поколения. Его техника великолепна, но часто холодна - словно вместе с детством музыкант потерял и никак не найдет что-то очень важное.

В июне Евгений Кисин гастролирует по Швейцарии, Австрии и Германии с оркестром «Кремерата Балтика», играя 20-й и 27-й концерты Моцарта. Следующая гастрольная поездка намечена на октябрь: во Франкфурте, Мюнхене, Париже и Лондоне Кисин будет аккомпанировать Дмитрию Хворостовскому.


Аркадий Володось - еще один из тех «рассерженных молодых людей» нынешнего пианизма, который принципиально отвергает конкурсы. Он настоящий гражданин мира: родился в Петербурге, учился в родном городе, затем в Москве, Париже и Мадриде. Сначала в Москву пришли записи молодого пианиста, выпущенные компанией Sony, и лишь затем появился он сам. Кажется, его ежегодные концерты в столице становятся правилом.

Июнь Аркадий Володось начал выступлением в Париже, летом его можно будет услышать в Зальцбурге, Рейнгау, Бад-Киссингене и Осло, а также в небольшом польском городке Душники на традиционном шопеновском фестивале.


Иво Погорелич побеждал на международных конкурсах, однако мировую славу ему принесло поражение: в 1980 году пианиста из Югославии не пропустили на третий тур конкурса имени Шопена в Варшаве. В результате Марта Аргерих вышла из состава жюри, а на молодого пианиста обрушилась слава.

В 1999 году Погорелич прекратил выступления. Говорят, что причиной тому стала обструкция, которой подвергли пианиста в Филадельфии и Лондоне недовольные слушатели. По другой версии, причиной депрессии музыканта стала смерть жены. Недавно Погорелич вернулся на концертную сцену, но выступает мало.

Последнюю позицию в списке заполнить труднее всего. Ведь осталось еще так много превосходных пианистов: уроженец Польши Кристиан Циммерман, амерканец Мюррей Перайя, японка Мицуко Ушида, кореец Кун Ву Пек или китаец Ланг Ланг. Продолжают карьеру Владимир Ашкенази и Даниэль Баренбойм. Любой любитель музыки назовет своего фаворита. Так что пусть одно место в десятке останется вакантным.

Когда Елисей Мысин садится за фортепиано и из-под его пальцев начинает литься музыка, трудно поверить, что ему - пять лет. Он пока не достает ногами до педалей фортепиано, а высоту стула для него приходится увеличивать с помощью подушки. Однако талант и трудолюбие уже помогли ставропольскому вундеркинду завоевать высокую оценку профессионалов и любовь публики из разных уголков страны.

После того как в эфире одного из российских телеканалов Елисей исполнил первую часть концерта фа-минор Иоганна Себастьяна Баха для фортепиано с оркестром, прославленный виртуоз Денис Мацуев сыграл с мальчиком в четыре руки его авторскую пьесу "Торнадо" и пригласил маленького музыканта в летнюю творческую школу фонда "Новые имена" в Суздаль. А проголосовавшие за него зрители обеспечили пианисту путевку в финал всероссийского конкурса юных талантов "Синяя птица".

В холле детской музыкальной школы N 1 Ставрополя, где на подготовительном отделении учится Елисей Мысин, стоит большой баннер с его фотографией. Здесь белокурого мальчика давно прозвали маленьким Моцартом. И неспроста - как и великий австрийский композитор, он начал увлекаться музыкой в три года вслед за своей старшей сестрой.

По словам мамы Елисея Ольги Мысиной, способности сына она заметила еще до его рождения. Когда дочь Лиза, которая в этом году заканчивает музыкальную школу, играла на фортепиано, малыш в животе активно реагировал на этюды и сонаты, причем совершенно по-разному.

А после того, как Елисей стал дотягиваться до клавиш, он начал пробовать играть сам и постоянно спрашивал у сестры: Лиз, ты так делаешь? И, что самое интересное, у него получалось повторять мелодию, - рассказывает Ольга. - Он вообще всегда поглощен музыкой. Вчера мы, к примеру, летели на самолете из Москвы, и он всю дорогу что-то напевал. А в гостинице, увидев стоящий там для антуража старый рояль, тут же сел играть. В итоге собрал вокруг себя чуть ли не всех постояльцев, которые устроили ему настоящую овацию.

В канун Нового года Елисей написал еще одну пьесу и назвал ее весьма символично - "Мандарин"

Мальчику не было и трех лет, когда родители отдали сына в группу эстетического развития музыкальной школы. В 3,5 года с ним начала заниматься заведующая фортепианным отделением Людмила Тихомирова. То, что из него выйдет толк, было заметно сразу, утверждает преподаватель:

У Елисея хорошие руки - гибкие, мягкие и широкие, а также неординарный слух. Играют ученики, к примеру, "В пещере горного короля" Грига, он послушает, подходит и одним пальчиком подбирает. Кроме того, он очень трудолюбив и настойчив, мгновенно схватывает и затем тщательно работает над каждым звуком. А когда что-то не получается, очень расстраивается и злится. Не на меня, как многие, - за то, что я ставлю такие сложные задачи, а на себя.

Именно эти качества помогли маленькому пианисту буквально за три недели с перерывом на поездку на другой конкурс выучить и показать в эфире первую часть концерта Баха, которую учат в старших классах музыкальной школы.

Изначально планировали исполнять Чайковского, но после кастинга нам позвонили и сказали, что нужен другой репертуар. Я до последнего думала, что не успеем, однако Елисей повел себя как настоящий взрослый музыкант - пока у него не получилось сделать все правильно, его нельзя было оттащить от фортепиано, - признается педагог.

Сейчас юный виртуоз раскрывается и как композитор. Вслед за "Торнадо" в канун Нового года он написал еще одну пьесу и назвал ее очень символично - "Мандарин".

Музыка живет у Елисея в душе, - отмечает Людмила Даниловна. - И моя задача как наставника - помочь ему продолжать развиваться. Никаких звездных болезней! Да, мы сильно опережаем программу, но через накопление базы не перепрыгнешь - нужно укреплять руки, нарабатывать и технику, и репертуар.

В жизни маленький пианист - скромный и даже застенчивый. Свалившаяся популярность и постоянные просьбы сделать селфи его очень смущают. Но когда мальчик садится за инструмент и начинает перебирать клавиши, то буквально на глазах преображается, становится уверенным и свободным как настоящий артист. Для него не существует ни зрителей, ни судей, вокруг - только музыка.

На вопрос о любимом композиторе Елисей отвечает не задумываясь:

В планах мальчика - научиться играть на скрипке и органе. А главная мечта - иметь собственный рояль и выступить с оркестром на своем концерте.

Несмотря на то что занятия на фортепиано занимают большую часть жизни ставропольского вундеркинда, он успевает еще играть в футбол и шахматы, кататься во дворе на велосипеде и самокате, собирать конструкторы.

Многие пишут мне и говорят, что у Елисея наверняка нет нормального детства, но это не так, - говорит о наболевшем Ольга Мысина. - Мы просто даем ребенку заниматься тем, что ему нравится. И в Москву на конкурс поехали только для того, чтобы профессионалы заметили его талант и, возможно, помогли бы ему вырасти в хорошего пианиста. Но даже если он в дальнейшем выберет другую профессию, музыка обязательно поможет ему стать культурным, гармоничным и душевным человеком. А это для нас - главное.

Между тем

Всероссийский конкурс детских талантов "Синяя птица", придуманный командой ВГТРК, оказался столь популярен, что канал принял решение продлить его на второй сезон. Наравне с жюри за участников конкурса голосуют телезрители всей России. "Синяя Птица - это атмосфера настоящего фестиваля, атмосфера настоящей семьи. В моем графике, который составляет 245 концертов на будущий сезон, я обязательно приеду сюда, буду участвовать в этом удивительном проекте, потому что я знаю, что поток заявок огромный со всей страны и абсолютно с разных регионов, меня это очень воодушевляет", - говорит Денис Мацуев, российский пианист-виртуоз. В прошлом сезоне он был ведущим, а в этом - стал членом жюри. "Мы очень многие вещи собираемся попробовать, которые вообще не делали раньше на телевидении нигде. Это все расширяет идею конкурса "Синяя птица" - вдохновлять наших зрителей искать таланты в себе, вокруг себя, среди своих друзей, знакомых, среди своих детей", - говорит Дарья Златопольская, ведущая Всероссийского конкурса "Синяя птица".

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса