Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Империя разврата: шокирующие обычаи Древнего Рима. Узнамания

Традиция обедов в Древнем Риме
Трехкратный прием пищи -утром, в середине дня и ближе к его концу- обусловлен биологически и распространен повсеместно у
самых разных народов. Характер этих трапез, однако, подвержен значительным вариациям и колеблется не только от одного народа к другому, но и по социальным слоям. По заведенному порядку весь Рим легко закусывал утром, перехватывал кое-что по завершении дневных дел и во второй половине дня собирался на обед. Утренняя закуска и дневной завтрак не предполагали ни точного времени, ни определенного меню. Они только удовлетворяли голод в то время и в тех условиях, когда он возникал. Крестьяне приступали к приготовлению первого завтрака сразу же после пробуждения от сна и, лишь поев, выходили из дому. Клиенты же богатых и знатных семейств шли утром приветствовать патрона(хозяина) натощак и только здесь получали спортулу - корзиночку с едой. Меню обоих завтраков складывалось случайно и произвольно. Бедные ели все подряд, зажиточные римляне были более разборчивы.

Подчас оба завтрака бывали очень скудными. Следуя своим привычкам, император Август ел на завтрак “грубый хлеб, мелкую рыбешку, влажный сыр”, а Сенека и вовсе “завтракал сухим хлебом, так что после завтрака незачем было мыть руки”. Обычный завтрак располагался между двумя этими крайностями и состоял из хлеба, смоченного в вине или слабом растворе уксуса, сыра, фиников, холодного мяса или ветчины. Главное состояло в том, что эти завтраки человек съедал в одиночку. Однако обед был трапезой в полном смысле этого слова. Если приемы пищи, предшествовавшие обеду, не занимали определенного места в распорядке дня римлян, то обед начинался всегда точно и неизменно- около половины второго зимой и половины третьего летом. Переходить от обеда к ночному сну считалось нормой. Обед всегда предполагал приглашенных гостей и общение сотрапезников; обеды в одиночку упоминаются у римских писателей в виде редчайшего исключения. Главное в обеде - беседа. Независимо от размеров помещения и числа, обедающих центром, вокруг которого организовывалась трапеза, был небольшой стол, с трех сторон окруженный массивными, чаще всего каменными, ложами, на которых, по трое на каждом, и возлежали обедающие. С четвертой стороны стола доступ открывался тем, кто обслуживал трапезу, менял блюда и приборы, разрезал мясо, подливал вино. На ложа набрасывали много тканей и подушек, которыми отделяли место одного сотрапезника от другого. В зале царила ужасная теснота. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками. Не меньшая теснота царила и на столе, очень небольшом по размеру и потому неспособном вместить все блюда с едой. Ее приходилось приносить и либо ставить на стол, разложивши на тарелки, либо подносить каждому отдельно. Поэтому ставились вспомогательные столики-серванты. Вино сначала разливали по большим сосудам - у богатых людей они бывали из стекла или даже хрусталя - и уже оттуда разливали его специальным черпаком по бокалам. Если отвлечься от чудовищных пиров римских богатеев и говорить об обычном хорошем обеде, который устраивал для друзей радушный хозяин, то меню его состояло чаще всего из четырех перемен, включало рыбу, мясо, разнообразные закуски и фрукты. Супы в источниках не упоминаются. Вот, например, как выглядел хороший обед в середине I века нашей эры: поросенок, увенчанный колбасами, сырный пирог, холодный, но политый горячим медом, обложенный фасолью, горохом, орехами и персиками; по куску медвежатины, мягкий сыр, виноградный сок, улитки, печенка, репа, тунец. В заключение обеда вокруг стола пускалось глубокое блюдо с маринованными оливками. Многие часы, которые длился обед, были заполнены не только едой, но и культурной программой. В большинстве случаев цель ее состояла в том, чтобы развеселить сотрапезников. В программе участвовали шуты, комические актеры, танцоры. Если хозяин не хотел тратиться на такие представления, то он сам мог импровизировать развлечения - например, аукцион картин, повернутых изображением к стене, или просто играть с гостями в кости. Нередко были развлечения более высокого уровня - выступления музыкантов, исполнение стихов, чтение вслух. Совместная трапеза была выражением дружеской солидарности, и издавна утвердился обычай посылать друзьям, не сумевшим прийти на обед, кое-какие лакомства от стола, а присутствующим раздавать часть обеда, которую они уносили с собой в специально прихваченной на этот случай салфетке. По мере того как дружеский характер обеда становился все больше условной декорацией, а патроны превращали его в издевательство над друзьями и клиентами, распоясывались и последние. Салфетки крали, сознательно путая принесенные с собой, плохие и старые, с хозяйскими. В салфетку можно было спрятать не только то, что человеку дали, но и то, что он успел схватить с блюда сам. И если еду гостям раздавали, то бутылки и кубки с вином обычно стояли на столах все время, и вот из-за них-то и начиналась подлинная драка. Обед превращался в гастрономический марафон, в бесконечное обжорство и оргию. Все это распутство и распад вызывали сопротивление, исходившее отчасти от консервативных смей, а отчасти от своеобразной римской интеллигенции.
Первым и главным признаком таких антиобедов была скромность. Меню здесь может быть сколь угодно разнообразным, но оно никогда не бывает слишком обильным. В нем обычно большую роль играет свежая зелень, только что сорванные плоды и овощи.Подчас такой обед знал только один вид развлечения- так называемую “сократическую беседу” , то есть беседу на философские, литературные или даже повседневные темы, но обязательно живой и остроумный, в котором собеседники состязались в находчивости. Таким образом, традиция обедов в Риме была чрезвычайно разнообразной и различалась по социальным слоям.

Введение
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего.
Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Цивилизации Древнего Рима позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.
Исследование культуры и быта цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее.
Основная моя задача – описать основные особенности древнеримской культуры.

Основные особенности древнеримской цивилизации и её культуры.
Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. “И у греков, и у римлян было свое историческое
призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело”

Важнейшим центром Средиземноморской империи
был город Рим, население которого выросло до 1-1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I-III вв. н.э. другие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте - центр управления Сирии, Эфес - центр управления провинцией Азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановленный Юлием Цезарем. На северном берегу Африки Цезарь же восстановил Карфаген, на Пиренейском полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный Толедо) , в Галлии - Лугудун (современный Лион) , в Паннонии - Аквинк (современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии - Филиппополь (современный Пловдив) и Сердика (современная София) .
Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания - храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики” , портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления - травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах - “квадригах” . До настоящего времени, кроме грандиозного
римского амфитеатра “Коллосея” (Колизея) , построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т.д.). Они были украшены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями.
Отличительной чертой городов эпохи I-III вв. н.э. были каменные мостовые, водопроводы (“акведуки”) , канализация. В самом Риме во II-V вв. н.э. работали одиннадцать водопроводов, дававших 950000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок, поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много километров в тот или иной
город. В городе трубы уходили под землю и оттуда в разные водоемы, фонтаны на площадях - во дворцы, храмы и дома богатейших лиц. В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Остатки больших римских водопроводов сохранились
подле Рима, в Стамбуле, на юге Франции, в Испании, в различных частях Малой Азии, Африки. Центральные площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или форумом (на западе) , были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвигались триумфальные арки, конные статуи.Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему
форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были “алтарь мира” , воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм “всем богам” - “Пантеон” , построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом. В Риме, а также во многих больших
городах провинций строились роскошные здания “терм” (общественных бань) , в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купанья, гимнастические залы, комнаты отдыха. Особенно роскошны были термы, построенные в Риме Каракаллой. Большими размерами и богатством отличались многие архитектурные сооружения ряда городов провинций:
что колоннады портиков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др.
Во II в. н.э. в Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: “Все дороги ведут в Рим!”. В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения грузов, защитные каменные стены от прибоя морских волн. Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу. Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства
свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных, а в средиземноморских областях - в кое-как построенных каменных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения. В Риме, Эфесе, Александрии строились дома в несколько этажей (в три, четыре и даже шесть), дававшиеся в наем по квартирам и комнатам.
Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль.
Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах, присущих явлениям природы, отвлеченным понятиям и даже отдельным действиям человека.
Длительное сохранение анимистических представлений тормозило развитие антропоморфного взгляда на богов, т.е. представление божества в виде человеческого образа. В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.
О благополучии дома заботились пенаты - божества кладовой и съестных припасов, покровителями же всей семьи и всего хозяйства в целом были лары. Каждый член семьи имел особого духа - покровителя-гения (дух-покровитель женщин назывался Юноной) , который появлялся вместе с рождением и исчезал вместе со смертью данного человека. Гений отца семейства был общесемейным божеством и почитался всеми домашними.
Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями- манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.
Из родовых и семейных культов развился государственный культ богини Весты - хранительницы домашнего очага и священного огня. Веста почиталась как покровительница всего гражданского коллектива и его благополучия, а горевший на ее жертвеннике вечный огонь олицетворял вечность Рима.
Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Древнейший римский бог Марс первоначально представлялся как мечущий копья охранитель стад и всего гражданского коллектива от врагов. Богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством обилия и плодородия природы. Существовал бог посевов-Сатурн, жатвы-бог Коне, бог Робиг, отвращающий ржавчину от посевов. С культом земледельческих богов связаны многие религиозные празднества римлян.
Представления о богах, первоначально как о безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. На формирование римского пантеона оказала большое влияние этрусская религия. От этрусков римляне заимствовали, например, Юнону - этрусскую Уни, Минерву - этрусскую Менрву, возможно бога Вулкана и др., а также некоторые ритуальные действия, систему гаданий по внутренностям животных. Первый римский храм на Капитолии был построен по этрусскому образцу.
Начиная с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии, Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любая и плодородия, Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности, Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник лимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.
Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, зображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу Цереру, Либеру-Прозерпину - богиню растительности и преисподней и Либера - бога вина и веселья.
Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н.э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было
приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. Римляне, как земледельцы и воины, были народом практическим и реалистическим. Ни было мало дела до высоких религиозных рассуждений в богословских тонкостей. Римлянин обычно обращался к божеству с какой-нибудь определенной просьбой: увеличить приплод, дать дождь, приостановить мор, даровать победу. В зависимости от важности такой просьбы божеству приносили большую или меньшую жертву. Жертвенное животное подводилось к специальному алтарю и убивалось. Часть внутренностей и туши здесь же на алтаре сжигалась, причем при сжигании производилось возлияние вина. Большая же часть туши (иногда приносилось в жертву несколько голов скота) шла на угощение жрецов, которое устраивалось после жертвоприношения.
При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной. При большом числе римских богов было нелегко определить, какому именно богу нужно принести необходимую жертву; считалось, что если обратиться не к нужному божеству, то жертва окажется напрасной.
Наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с
нужной просьбой, особые коллегии сведущих людей - жрецы. Одной из древнейших религиозных коллегий была коллегия арвальских братьев, которые обращались с молитвой о исходе посевов, Богу Марсу была посвящена коллегия салиев - скакунов. За культом Марса и Юпитера надзирали особые жрецы - фламины. Коллегия из шести непорочных дев-весталок обслуживала культ Весты. Однако главной жреческой коллегией была коллегия из шести понтификов, которая вначале заведовала постройкой мостов через Тибр, а затем на них была возложена задача составлять государственный календарь, объявлять праздничные дни, наблюдать, чтобы всякое богослужение и судебные разбирательства совершались в надлежащие дни. Иначе говоря, понтифики осуществляли надзор за всем религиозным бытом, общественным и частным богослужением и приобрели очень большое значение в Риме. Глава коллегии понтификов назывался великим понтификом и избирался на народном собрании пожизненно, считался своего рода главой римского жречества.
Поскольку объявление войны, заключение мира и хранение договоров было тесно связано с религиозными обрядами, то всеми этими делами ведала коллегия из 20 фециалов.
Коллегия из шести авгуров давала советы о будущем по полету птиц и по тому, как клюют зерно священные куры.
Коллегия гаруспиков предсказывала будущее по особенностям внутренностей жертвенных животных и истолковывала небесные знамения, главным образом молнии.
Суеверные римляне часто обращались к услугам авгуров и гаруспиков, и ни одна битва, ни одно крупное событие не начиналось, если не была испрошена воля богов. По преданию, еще в Царский период в Риме появились так называемые сивиллины книги, составленные рорицательницей Сивиллой из Кум, содержащие греческие оракулы и прорицания. К сивиллиным книгам обращались в исключительных случаях и по решению сената.
Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип “я даю, чтобы ты дал” . Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н.э. были запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса.

Мифологические двойники
Рим функция Греция Египет
Аврора утренняя заря Эос
Аквилон северный ветер Борей
Амур (Купидон) посланник любви Эрот (Эрос) Осирис
Вакх (Бахус, Либер) растительность и виноделие Дионис Осирис
вакханки спутницы Вакха (Бахуса) менады
Венера любовь и красота Афродита Астарта, Бастет, Нефтида,
Уаджет, Хатхор
Веспер вечерняя звезда Геспер
Веста домашний очаг Гестия
Виктория победа Ника Нефтида
Вулкан огонь Гефест Птах
Геркулес герой Геракл Херишеф, Хонсу, Гор
грации грация, красота хариты
Диана покровительница всего живого, луна Артемида, Селена Бастет
камены покровительницы искусства и науки музы
Латона Мать Аполлона и Дианы Лето
Марс кровавая война Арес Онурис
Меркурий торговля, ловкость Гермес Анубис, Тот
Минерва мудрость и справедливая война Афина Нейт
Нептун моря и землетрясения Посейдон Осирис
парки судьба мойры
Плутон подземный мир Аид Осирис
Прозерпина супруга Аида (Плутона) Персефона Исида
Сатурн время Крон Анубис, Геб
Теллура земля Гея
Фавн леса и рощи Пан Банебджедет, Мин
Фавоний западный ветер Зефир
фаты судьба мойры
Фортуна счастливая судьба и удача Тихе
фурии месть и проклятие эринии
Церера плодородие Деметра Исида
циклопы кузнецы, одноглазые великаны киклопы
Эскулап врачевание Асклепий Имхотеп
Ювента вечная юность Геба
Юнона супруга верховного бога Гера Исида
Юпитер верховный бог-бог неба, громовержец Зевс, Серапис Амон, Ра

БОГИ
Аврора - богиня утренней зари. Образовано от aura ("предрассветный ветерок"). Римское имя богини Эос (греч.)
Аквилон - бог северного ветра. Римское имя бога Борея (греч.)
Амур (Купидон) - бог любви, символ ее неотвратимости и плотской страсти. Сын Венеры и Вулкана. Римское имя бога Эрота (греч.).
Аура - богиня воздуха и легкого ветерка. Иногда изображалась сидящей на лебеде.
Бахус (Либер) - бог-покровитель вина и виноделия. Почитался под именем Либер ("свободный"). Муж Либеры. Либералии, праздники в честь Бахуса и его супруги, проводились 17 марта. Святилище Либера и Либеры находилось в храме Цереры. Римское имя бога Диониса (греч.)
Беллона - богиня войны. Дочь или сестра Марса.
Вакх - одно из имен Бахуса. Римское имя бога Диониса (греч.)
Венера - богиня любви, весны, молодости и красоты. Жена Вулкана, мать Амура и Энея. Римское имя богини Афродиты (греч.)
Вертумн - бог смены времен года и преобразований, происходящих с плодами (цветение, созревание, опадание с ветвей). Муж Помоны. Обладал даром перевоплощения. Храм находился на Авентинском холме. Праздник в честь бога и его супруги проходил 13 августа.
Веспер - вечерняя звезда. Римский вариант имени Геспер (греч.)
Веста - богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, покровительница государства. В храме Весты не было статуи - ее место занимал огонь, считавшийся вечным и являвшийся воплощением богини. Угасший огонь был дурным предзнаменованием для государства и мог быть разожжен только путем трения древесных палочек. От образа Весты идет традиция зажигать вечный огонь в честь защитников Родины. Праздники в честь Весты (весталии) справлялись 9 июня. Жертвоприношения - годовалые телки, плоды, вино, вода и масло. Римское имя богини Гестии (греч.)
Виктория - богиня победы. Римское имя богини Ники (греч.).
Вулкан - бог огня, в том числе и подземного, покровитель ремесленников и ювелиров. Иногда назывался Мульцибером ("плавильщиком"). Муж Венеры (по другим источникам - Майи), отец Амура, царя Сервия Туллия (мать - смертная женщина). Так как Вулкан являлся божеством, связанным с огнем и пожарами, все его храмы находились за городскими стенами, а в Риме, на возвышении над форумом, находился только вулканал (священная площадка), где проводились совещания сената. Почитался в магических трактатах, т.к. якобы мог на 10 лет отсрочивать веления судьбы. Праздники в честь Вулкана проводились 23 августа и отмечались жертвоприношениями и играми в большом цирке. Культ первоначально был связан с человеческими жертвоприношениями. Римское имя бога Гефеста (греч.)
Гений - дух-хранитель человека, божество, сопровождавшее римлянина в течение всей жизни. У каждого был свой гений, который оставался на земле после смерти человека и обитал возле его могилы. В день рождения и при наступлении значительных событий римлянин приносил своему гению жертвы (плоды, цветы, возлияния).
Грации - богини красоты, грации, счастья и радости. Римское имя харит (греч.)
Диана - богиня растительности, покровительница животных, полей и лесов, богиня Луны. Римское имя богини Артемиды (греч.).
Камены - богини-покровительницы искусства и науки. Римское имя муз (греч.)
Капта - прозвище Минервы.
Квирин - бог-двойник Марса. Появился после смерти и обожествления Ромула.
Керера - см. Церера.
Конкордия - богиня Согласия. Первый храм был открыт в память о примирении патрициев и плебеев.
Купидон (Амур) - бог любви, символ ее неотвратимости и плотской страсти. Сын Венеры и Вулкана. Римское имя бога Эрота (греч.).
Латона - римское имя Лето (греч.).
Либер (Бахус) - бог-покровитель вина и виноделия. Муж Либеры.
Либера - покровительница виноградарей и виноделов. Муж - Бахус (Либер).
Либитина - богиня плодородия, совпадающая с Венерой, эпитет Венеры
Луна - богиня ночного света. Имела несколько святилищ, одно из которых разделяла с богом солнца. Культ Луны был вытеснен культом Дианы.
Майя - древнеиталийская богиня земли. Жена Вулкана. Праздник в ее честь отмечали 1 мая.
Марс - бог кровавой войны, бог весны, воплощение мужской мощи. Муж Нериены (силы), брат или отец Беллоны, отец Ромула и Рема (мать - Рея Сильвия). Почитался как отец воинственного римского народа. Священные животные - дятел и волк. Имел два имени - Марс Градивус (Шествующий в бой) и Марс Квиринус (Копьеносный). Священное животное - конь. Имя Марса было дано третьему месяцу года (март). Первого марта в честь бога проходило шествие жрецов (салиев), мужья дарили женам подарки, а женщины - рабыням.. Римское имя бога Ареса (греч.)
Меркурий - бог торговли и барыша. Римское имя бога Гермеса (греч.)
Минерва - богиня войны, искусств, наук и ремесел. Дочь Юпитера. Римское имя Афины (греч.)
Монета - "советчица" - эпитет Юноны.
Нептун - бог морей и землетрясений. Римское имя бога Посейдона (греч.)
Нериена - сила. Жена Марса.
Опс - Богиня богатой жатвы. Жена Сатурна, мать Юпитера.
Павор - ужас. Спутник Марса в бою.
Паллор - бледность. Спутник Марса в бою.
Парки - богини судьбы. Римское имя мойр (греч.)
Пенаты - боги домашнего очага.
Пик - божество полей и лесов. Сын Сатурна, отец Фавна. В одном из вариантов древнейший царь Лациума. Обладал даром прорицания. Жил в роще у Авентинского холма. За то, что отверг любовь Кирки (Цирцеи), был превращен ею в дятла, считавшегося вещей птицей.
Плутон - правитель подземного царства душ умерших. Именуется Плутоном ("богатым"), т.к. является владельцем несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Римское имя бога Аида (греч.)
Помона - юная и трудолюбивая богиня, заботившаяся о плодовых деревьях. Жена Вертумна.
Прозерпина - богиня плодородия и подземного царства. Дочь Цереры, жена Плутона. Имя происходит от слова "прорастать". Является символом смены времен года и растительности, умирающей осенью и возрождающейся весной.
Регина - "царица" - эпитет Юноны
Сатурн - первоначально - бог времени, затем - бог земледелия, посевов, давший людям пищу. Муж Опс, отец Юпитера и Пика. Правил во времена золотого века, когда на Земле царило всеобщее равенство (до Юпитера). Когда Юпитер сместил Сатурна, старый Янус принял его у себя на небесах и разделил с ним власть. Праздники в его честь (сатурналии) устраивались 17 декабря и длились неделю. Праздник был связан с жертвоприношениями, призванными поддержать зимой умершее плодородие земли. Сначала в жертву приносили наиболее достойного - царя, потом его стали заменять переодетым преступником, рабом или чужестранцем. Отсюда пошла европейская традиция карнавальных церемоний, связанных с переодеванием, когда господа и рабы менялись местами. Римское имя Крона (греч.)
Сильван - бог-покровитель леса, демон лесов. Имел постоянного спутника - пса, помогавшего пастухам. К праздненствам в его честь допускались только мужчины.
Соспита - "спасительница" - эпитет Юноны.
Теллура (Теллус) - "светлая богиня" - мать-земля, властительница живых и мертвых, повелительница землетрясений, одна из древнейших италийских богинь. Праздники в ее честь проводились перед жатвой во второй половине мая. Жертвоприношения - вино и благовония, свиньи, телки и овцы. Римское имя Геи (греч.)
Термин - покровитель межи, пограничных камней и границ города и государства. Жертвоприношения - лепешка, вино и мед. В его честь проводились терминалии. Главным воплощением бога был священный камень у Капитолийского холма возле которого находилось святилище Термина.
Тиберин - бог реки Тибр. Муж Реи Сильвии.
Фавн - бог лесов, рощ и полей, покровитель стад. Сын Пика, муж Фавны. Отличался добрым и веселым нравом. Обладал даром пророчества. Пастухами почитался под именем Луперка (защитника от волков). Жертвоприношения - козы и козлы, вино и молоко. Праздники в его честь (луперкалии) проходили в святилище 15 февраля. Второй праздник (фавналий) отмечался земледельцами и пастухами 5 декабря под открытым небом. Святилище (Луперкал) находилось у грота на Палатинском холме. Римское имя бога Пана (греч.)
Фавна - "Бона Деа" ("Добрая богиня") - богиня-покровительница лесов, полей и садов. Жена Фавна. Праздники в ее честь отмечались женщинами два раза в год: 1 мая (в храме на авентинском холме) и в первых числах декабря (в доме одного из высших должностных лиц, из которого мужчины уходили на всю ночь).
Фавоний - бог западного ветра. Римское имя бога Зефира (греч.)
Фаты - боги судьбы. Римское имя мойр (греч.)
Фидес - богиня Веры и Верности. Олицетворяла верность клятве. Изображалась в виде старой женщины с колосьями в руках.
Флора - юная богиня весны и цветов.
Фонс - бог фонтанов и родников. Сын Януса и Ютурны. Праздники в его честь (фонтиналии) устраивались в октябре.
Фортуна - богиня судьбы и удачи. Римское имя богини Тихе (греч.)
Фурии - богини мести и проклятия, преследовавшие убийц, насильников, грабителей и нарушителей семейных уз. Римское имя эриний (греч.)
Церера (Керера) - богиня жатвы, покровительница плодородия и брака. Мать Прозерпины. В некоторых италийских общинах почиталась как Церус. Римское имя Деметры (греч.)
Цирцея - волшебница, римское имя Кирки (греч.)
Эскулап - бог врачевания. Римский вариант имени Асклепия (греч.)
Ювента - богиня вечной юности. Римское имя богини Гебы (греч.)
Юнона - царица неба, богиня плодородия, покровительница брачных союзов и родов, почиталась как дарительница разумных советов. Жена Юпитера. Священные животные - павлин и гусь. Жертвоприношения - цветы. Храм находился на Эсквилинском холме. Праздники в ее честь (матроналии) праздновались замужними женщинами первого марта. На Капитолийском холме находился храм Юноны Монеты, т.е. "убеждающей", а рядом - монетный двор римского государства, получивший название от имени своей покровительницы. Римское имя богини Геры (греч.)
Юпитер - верховный бог пантеона, повелитель неба, грозы и бури. Сын Сатурна и Опс, муж Юноны, отец Минервы. Священное животное - орел. Грандиозный храм находился на Капитолийском холме. Юпитеру были посвящены самые важные дни года (иды) - 13 - 15-е числа каждого месяца. Римское имя бога Зевса (греч.)
Ютурна - нимфа вод, покровительница источников. Жена Януса, мать Фонса.
Янус - первоначально (до Юпитера) был богом неба и солнечного света, затем - бог времени, владыка всех начал и начинаний во времени, покровительствовал всем входам и выходам (двери, ворота), дорогам и путникам. Радужной аркой небосвода охраняет мир от вторжения темных сил. Владеет ключами от небесных врат и всех дверей на свете. Открывает тайны будущего. Муж нимфы вод Ютурны, отец Фонса. Царствовал до Сатурна. Его имя носили первый месяц и первый день года (януарис). Изображался в виде двуликого человека с ключом в руке: два лица были обращены в противоположные стороны (одно - в прошлое, другое - в будущее). На пальцах правой руки указывалось число 300 (ССС), на левой - 65 (LXV). Жертвоприношения - медовые пироги, плоды и вина, жертва жрецов- белый бык.

Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н.э. привело не только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе
и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги - это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривала религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в низших массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывало официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, конфискаций, проскрипций вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страждущим, накажет гонителей.

Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

Античность была и осталась вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни.
В произведениях древних римлян преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы - не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Римский мастер в отличие больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления.
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства.
В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Римские площади либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.

Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме, объему, пространству основано на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике художественного мышления. В этом смысле римское искусство - качественно новый этап эстетического освоения человеком реальности. Тяготение римских художников к классическим эллинским формам, вызывающее ощущение двойственности римских памятников, воспринимается сейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества. Осознанная римлянами утрата цельности художественных форм нередко заставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные, чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов.

Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, - огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, не может быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала. Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную - интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись различные художественные ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, не исключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическая практика. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов до африканского континента племена и народы жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства с местным приводило к появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские - особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские - свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративных украшений одежд, головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя не отметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, в Средиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различных эстетических принципов, в значительной степени определившие культурное развитие раннего средневековья.
Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства - весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI вв. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать.
Периодизация римского искусства - одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета - классикой и кризисные века - эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.
Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собой изменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально-экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.
Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н.э. - I в. до н.э.) - период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно.
В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этрусков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.
Расцвет римского искусства приходится на I-II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период - время Августа, первый период - годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй - время Траяна, поздний период - время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.
Литература, поэзия и театр Как и многих других народов, у римлян собственно литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением ничтожных отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству, народом практичным и сухим. Однако и те ничтожные отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтической форме. Во время работ пели трудовые песни, создававшие ритм трудового процесса, например “песня гребцов” . Молитвы и обращения к богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запоминание. Сохранился, например, гимн “братьев пахарей” , гимн жреческой коллегии скакунов (салиев) . В этих гимнах содержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду, обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов.
При похоронах исполняли специальные похоронные песни, заплачки (они назывались ненниями) , где выражалась скорбь об умершем и перечислялись его заслуги. Существовал обычай ставить надгробия с надписью, где упоминались заслуги покойного.
На пирах распевались пиршественные песни, в которых восхвалялись подвиги героев, особенно легендарных предков.

История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г. - М., Высшая школа, 1971.
Древние
цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. - М., Мысль, 1989.
Дмитриева Н.
А Краткая история искусств - М., Искусство, 1985.
Лурье С. А История Греции. - СПб,
Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993.
Любимов Л. Искусство древнего
мира. - М., Просвещение, 1980.
Моммзен Т. История Рима. ю - СПб, Лениздат, 1993.

Национальные лингвистические традиции - « способы представления знаний о языке, сформировавшиеся в пределах тех или иных цивилизаций <…> Отдельные национальные лингвистические традиции представляют собой первый этап развития науки о языке. На этом этапе еще не существовало единой мировой науки, и изучение языков происходило изолированно в рамках отдельных цивилизаций (что, однако, отнюдь не исключало возможных влияний одних традиций на другие), причем в большинстве случаев такое изучение было непосредственно обусловлено решением тех или иных практических задач и не отделялось от них» .

«Античная языковедческая традиция (греко-латииская традиция, средиземноморская традиция) - традиция описания и исследования языка, сложившаяся и существовавшая в греко-латинском культурном ареале в 7 в. до н. э. - 6 в. н. э. Античная языковая традиция зарождается в средиземиоморском ареале в эпоху становления древне-греческой философии. Античных ученых, с одной стороны, интересовала природа языка (связь между ‘‘именем’‘ и ‘‘вещью’‘, происхождение языка), с другой стороны, они занимались изучением письменных знаков в целях обучения чтению и письму (грамматическое искусство). Эти две области в той или иной степени определяют становление и развитие языкознания во всем древнем мире <…> основоположником А. я. т., сформировавшим ее структуру и основные направления, является Аристотель <…> Вершиной развития А. я. т. можно считать александрийскую школу. Языкознание в Древнем Риме до сер. 2 в. до н. э. ограничивалось постижением основ письменной культуры; позже начинается интенсивное изучение греческого языка, литературы, поэтики и риторики греков. В этот период многие греческие ученые-филологи начинают работать в Риме. Крупнейшие представители древнеримской филологии: Варрон, автор многочисл. трактатов о языке, Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь. Трактат Цезаря ‘‘Об аналогии’‘ (54 до н. э.) представляет собой попытку разработки принципов грамматического описания и нормирования языка, являясь одновременно свидетельством актуальности проблем ‘‘правильности’‘ латинской речи и государственного нормирования языка. В 4 в. создано ‘‘Грамматическое руководство’‘ Элия Доната, более тысячи лет служившее основным учебником латинского языка в Европе. По образцу грамматики Элия Доната были созданы грамматики многих других языков, как канонических, так и ‘‘вульгарных’‘ (‘‘новых’‘ европейских лит. языков на нар. основе). Само имя Элия Доната (Донату-са) на мн. века стало синонимом слова ‘‘грамматика’‘ в европейской традиции. А. я. т. после падения Рима в 476 еще продолжает свое существование и развитие в ряде сохранившихся центров греко-латинской учености, в частности в столице Вост. Римской империи - Константинополе.<…> А. я. т. возникла в процессе рассмотрения одной из основных философских проблем древнегреческого мировоззрения - проблемы соотношения между ‘‘вещью’‘, ‘‘словом’‘ и ‘‘мыслью’‘. В этот период еще нет понятия о языке как о некой сущности, отдельной от мысли. Разум и речь понимаются в единстве как единый logos. Учение о слове - ‘‘логосе’‘ является основой древнегреческого учения о языке в единстве его типологического, логического и собственно грамматического свойств. Грамматика как наука о строении языка началась с изучением письменной речи, а т. к. опорным знаком греческого письма была буква, то это учение строилось как иерархия ‘‘складывания’‘ из букв слогов, из слогов - слов, из слов - предложений. Был развит фонетический анализ звуков-букв (‘‘элемеитов’‘) <…> В отличие от древнеиндийской традиции, объявившей санскрит сакральным языком ‘‘божественного происхождения’‘, греко-латинская традиция искала источники ‘‘правильности’‘ речи в самом языке и в логике познания мира через язык. На базе этих поисков возник античный ‘‘спор об аналогии и аномалии’‘, в котором особенно отчетливо проявились расхождения между ‘‘стоическим’‘ и ‘‘александрийским’‘ направлениями. В итоге сложилась традиция описания языка как системы аналогических форм: выведение одних форм из других по аналогии в виде правил, снабжение их примерами из литературных текстов, разделение примеров на подтверждающие правила и на подтверждающие исключения (‘‘аномалии’‘). В обсуждении проблемы о «происхождении имен’‘ спор шел между сторонниками ‘‘природной’‘ связи между ‘‘именем’‘ и ‘‘вещью’‘ (т. наз. теория physei) и сторонниками связи ‘‘по положению’‘, ‘‘по установлению’‘ (т. наз. теория thesei) <…> Античная грамматическая традиция описания языка по частям речи и грамматическим категориям (‘‘акциденциям’‘) легла в основу не только европейского языкознания, но и ряда традиций средневекового Востока. Античные риторики и поэтики, в частности труды Трасимаха Халкидонского, Горгия и Сократа, трактаты Аристотеля ‘‘Поэтнка’‘ и ‘‘Риторика’‘, а позднее трактаты Дионисия Галикарнасского ‘‘О соединении слов’‘, ‘‘Письмо к Помпею’‘, Деметрия Хлора ‘‘О стиле’‘, Цицерона ‘‘Об ораторе’‘ и ‘‘Оратор’‘, ‘‘Поэтика’‘ Горация, анонимная ‘‘Риторика к Гереинию’‘, сочинения Квинтилиана и Гермогена, внесли значит, вклад в изучение синтаксиса и стилистики; разработанные в них учения о поэзии и прозе, о тропах и фигурах, о качествах речи, о сочетании слов, о типах, или стилях, речи легли в основу европ. теорий стиля. А. я. т. сложилась на материале описания двух языков - греческого и латыни, но ориентация на изучение реализации в языке логических категорий придала ей потенциально универсальный диапазон. Созданный ею концептуальный строй и понятийный аппарат науки о языке оказался в целом пригодным для описания как различных языков, так и наиболее общих свойств языка как особого явления» .

Рассмотрим подробнее римскую лингвистическую традицию.

Следует упомянуть, что латинское письмо появляется в 7 в. до н.э. под влиянием греков, издавна имевших в Италии свои колонии. Собственно латинский алфавит сложился в 4-3 вв. до н.э. Грамотность была широко распространена в римском обществе. Латинское письмо послужило источником письменностей на многих новых европейских языках (преимущественно в странах, где проводником христианской религии была римская церковь).

Рано начались опыты этимологического толкования слов (поэт Гней Невий, историк Фабий Пиктор, юрист Секст Элий).

Грамматика как самостоятельная наука возникает в Риме в середине 2 в. до н.э. в связи с назревшей необходимостью критических изданий и комментирования множества текстов художественного, юридического, исторического, религиозного характера. Значительное влияние на формирование римской грамматики оказали хорошее знакомство с греческой наукой, культурой, литературой, риторикой и философией, знание многими римлянами греческого языка, лекции и беседы теоретика пергамской школы Кратета Малосского. На рубеже 2 и 1 вв. до н.э. грамматика выдвинулась на одно из первых мест по своему общественному престижу, а также по уровню развития. Большой вклад в её развитие внесли выдающиеся грамматики Элий Стилон, Аврелий Опилл, Стаберий Эрот, Антоний Гнифон, Атей Претекстат, особенно Марк Теренций Варрон и Нигидий Фигул.

В Рим были перенесены из эллинистической Греции дискуссии об аномалии и аналогии, о происхождении языка, о "природной" или "условной" связи слов и обозначаемых ими предметов.

Особое место в римском языкознании занимает крупнейший учёный Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.). Ему принадлежат трактаты "О латинском языке", "О латинской речи", "О сходстве слов", "О пользе речи", "О происхождении латинского языка", "О древности букв", грамматический том девятитомного энциклопедического труда "Наука", лингвистические вкрапления в труды по литературе, истории, философии и даже по сельскому хозяйству. В своём главном лингвистическом труде - трактате "О латинском языке" он выражает убеждение в "трёхчастном" строении речи и необходимости её последовательного описания в трёх науках - этимологии, морфологии и синтаксисе. Изложению основ этих наук и посвящён трактат.

Варрон опирается в своих этимологических исканиях на взгляды стоиков ("природная" связь слова с предметом). Он различает четыре класса вещей и четыре класса слов, подлежащих анализу. Отмечаются изменения в составе лексики, в их звуковой оболочке и в их значениях, наличие заимствований и частые ошибки создателей слов как факторы, затрудняющие этимологический анализ. Этим мотивируются предостережения Варрона в адрес любителей этимологических фантазий. В этимологических целях он привлекает и диалектный материал.

Морфологические явления описываются с позиций участника дискуссии между аномалистами и аналогистами. Склонение (declinatio) понимается как единство словоизменения и словообразования. Варрон убеждён в необходимости и "полезности" склонения для любого языка. Он различает склонение естественное (словоизменение), опирающееся на "общее согласие" и на закон аналогии, и произвольное (словообразование), где преобладает воля отдельных людей и царит аномалия.

Впервые выделяются исходная форма имени (именительный падеж) и исходная форма глагола (первое лицо единственного числа настоящего времени в изъявительном наклонении действительного залога). Различаются слова склоняемые (изменяемые) и несклоняемые (неизменяемые). С опорой на морфологические признаки выделяются четыре части речи: имена, глаголы, причастия, наречия. Варрон делает тонкие замечания в адрес аномалистов по поводу соотношения грамматического рода и биологического пола, числа грамматического и числа предметов. Он доказывает наличие в латинском языке отложительного падежа (ablativus) и устанавливает роль его показателя в определении типа склонения существительных и прилагательных. Подчёркивается возможность определить тип спряжения глагола по окончанию второго лица единственного числа настоящего времени. Варрон настаивает на необходимости исправления аномалий в словоизменении при их санкционировании в области словообразования.

Рассказывают произведения литературы, скульптуры, прикладного искусства, о них можно судить на основании сохранившихся деловых и дружеских писем, трудов историков и философов.

Сила Древнего Рима ассоциируется с важными идеалами и принципами, которые воспитывались в каждом свободном гражданине с раннего детства:

  1. Верность государству;
  2. Служение обществу;
  3. Гармония духа и тела;
  4. Идеалы красоты и любви и др.

Один из принципов жизни – верность дружбе , которая выступала как основа взаимоотношений. Общение с друзьями занимало большое количество времени: встречи, беседы, семейные и дружеские торжества, взаимные услуги и помощь в деловой, воинской сфере. Дружба связывалась с понятиями благородства, взаимовыручки, доброты, сердечной привязанности.

Античный мир ассоциируется и с умением развлекаться. Если для низших слоев населения лучшими развлечениями были народные праздники и гуляния, посещение кабачков и трактиров, где можно было выпить, закусить и посплетничать, то высшие интеллектуальные слои населения предпочитали другие развлечения:

  • Модные в эпоху расцвета чтения стихов и трактатов;
  • Философские беседы;
  • Спортивные соревнования (состязания на колесницах, в гребле, беге и др.).

Если говорить о периоде упадка Рима, придется констатировать и всеобщий нравственный упадок.

Упадок

Роскошь и богатство высших слоев в период усиления империи привели к исчезновению скромности и бережливости, появлению разнузданности и высокомерия. Праздность и безделье, осознание власти и силы при отсутствии внешней угрозы создавали иллюзию безграничного могущества и вседозволенности. Принципами жизни стали нажива, богатство, увеличение владений, доходов за счет использования служебного положения.

Строит себе большие богато обставленные виллы, которые ломились от количества золотых вещей, дорогой одежды, женских украшений, диковинных заморских животных и др. Все меньше ценится семья, римляне не хотят иметь детей, думая только о собственных утехах и считая семью ненужной обузой.

У бедных слоев населения семья тоже перестает быть ценностью и опорой. В период упадка империи распространенным явлением становится подкидывание и продажа детей.

Обжорство

Если в прежние времена римляне ели вместе со слугами одну и туже простую пищу, то теперь господа трапезничают отдельно. Для них готовятся изысканные и . Среди слуг растет количество поваров, пекарей, кондитеров.

Пищу принимали лежа, раздевшись до пояса, чтобы «больше влезло», ели руками. Если пища переставала помещаться в желудке, ее извергали обратно и ели снова.

Перед пирующими выступали фокусники, танцовщицы, обжирающимся олигархам прислуживали женщины легкого поведения. На пирах присутствовали жены и дети, на равных с мужчинами участвовавшие в обжорстве, пьянстве и разврате.

Зрелища и кровь

Большое количество средств: и государственных, и личных средств крупных чиновников – тратилась на организацию развлечений для народа, знаменитых зрелищ. Количество выходных дней составило более трети дней в году. Развлечения для большей части толпы были бесплатными, платили только богатые за VIP места.

От развлечений ждали изощренной жестокости. Битвы гладиаторов в ценились тем выше, чем больше крови людей и животных на них приливалось. Если же развлечение не нравилось, жестоко истязали и убивали его организатора.

Вино и женщины

Излюбленными развлечениями богатых людей становятся не книги и философские беседы, а вино и женщины. Вместо семьи заводятся многочисленные эротические связи, которые не требовали проявления ответственности и заботы. Сладострастие удовлетворялось связями с несовершеннолетними, извращенными связями между полами, обычными становятся кровосмесительные связи. Чтобы продлить наслаждения, знатные семьи отказывались иметь потомство, женщины шли на любые меры, чтобы беременность не обезобразила их фигуры, а материнство не лишило свободы и праздности.

Нормальные отношения между мужем и женой становятся редкостью и многими высмеиваются. Результатом стал не только нравственный, но и генетический упадок нации. Венерические болезни и импотенция как следствие беспорядочных связей и излишеств становятся обычными вещами.
Разврат и цинизм проникают в литературу, театр, отражаются в произведениях декоративно-прикладного искусства.

В погоню за удовольствиями бросились не только мужчины, но и женщины из знатных семей. Стало модно иметь публичный дом, заниматься проституцией. Это ремесло не было позорным, существовало совершенно открыто.

Всенародные праздники посвящались богам Приапу, Венере, Изиде, в них принимали участие представители высших и низших классов, жрецы, мужчины, женщины и дети совершенно открыто и на равных.

В городах насчитывалось несколько публичных домов, популярностью пользовались и свободные куртизанки, приглашавшие к себе домой или зазывавшие клиентов на улицах, у храмов, в общественных местах.

Для занятий проституцией женщине низшего или среднего класса требовалась регистрация и уплата налога. Этот бизнес обслуживали зазывалы, акушерки, прислужницы, массажисты, лекари, изготавливавшие специальные составы для поддержания возбуждения. А богатые куртизанки вели себя открыто и нагло, хвастаясь драгоценностями, рабами и знатными поклонниками.

Местом, где процветал всеобщий разврат, были городские бани – . В период упадка Рима они были общими для мужчин, женщин и детей, хорошо освещались, а непристойное действо разворачивалось в больших бассейнах и около них.

Одним из направлений привычного разврата была мужская проституция, почти такая же популярная, как женская.

Размышляя о причинах падения Древнего Рима, можно с уверенностью сказать, что одна из веских причин – это постепенное падение нравов, утрата высоких идеалов, веры в государство, красоту, семью.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Приезжим многие привычки местных жителей могут показаться необычными. Так, галантные и вежливые итальянцы в толпе могут создавать самую настоящую «толкотню». При этом, такое поведение вовсе не считается грубостью. Местные жители привыкли к огромному скоплению людей в общественном транспорте и в торговых центрах, поэтому просто пытаются всеми возможными способами проложить себе путь. Многие местные жители во время разговора активно используют язык жестов, а вот у представителей элиты жестикуляция считается признаком невоспитанности.

Итальянцы не привыкли плотно завтракать, поэтому в большинстве местных кафе и ресторанчиков гостям предложат на завтрак лишь кофе и свежие булочки. Основной трапезой считается обед, который состоит минимум из трех блюд. Привычный для европейцев десерт итальянцы могут заменить сырным ассорти и бокалом вина, который не запрещается выпить даже в разгар рабочего дня. Несмотря на любовь коренных жителей к вину, в целом, отношение к спиртным напиткам более чем сдержанное. Их чаще всего употребляют только во время трапезы. Что касается внешнего вида и одежды, то местные жители предпочитают одеваться очень строго. Никаких вызывающих и откровенных нарядов в повседневной жизни не используется.

Самым интересным национальным праздником считается День основания Рима, который отмечают ежегодно 21 апреля. Иногда торжество растягивается на несколько дней, во время праздника проходит масса интересных культурных мероприятий и обрядов. Так, каждый год выбирают Богиню Рима, которой становится победительница конкурса красоты. Одна из главных ролей во время праздника отводится весталкам – девушкам в образе посланниц римской богини Весты, которые и следят за соблюдением всех старинных обрядов. Во время праздника они должны следить за священным огнем, который, согласно старинной легенде, и есть воплощение богини Весты. Во время торжества путешественники могут понаблюдать за театральными представлениями, которые посвящены важным историческим событиям. Основные мероприятия проходят вблизи храма Геркулеса. Копирайт www.сайт

Посетив же город на Тибре в феврале, можно окунуться в атмосферу празднования Mardi Gras. Традиции, как и в случае с Днём основания Рима, восходят ещё к языческим временам. В честь фестиваля начиная от Piazza del Popolo рядом с Фонтаном Нептуна едут старинные кареты в сопровождении конной гвардии - видящим такое зрелище людям кажется, что на дворе - XVI век, а в карете сидит кто-то из представителей семьи Борджиа. Но то, что сейчас XXI век, можно обнаружить, только посмотрев на наряды зрителей. Сопровождается шествие музыкой, кареты окружены персонажами из Comedia del arte. Заканчивается действие в самом конце via Corso на Piazza Venezia.

Однако самым «римским» фестивалем назван Noantri. Проводится он традиционно в районе Травестере во второй половине июля. Во время празднования Мадонна-дель-Кармине (святая реликвия, найденная в устье Тибра) «обходит» Рим в сопровождении людей в белых рясах. Вместе с тем, народные танцы, песни и игры не дают заскучать на строгой церемонии. Отведать здесь можно и вина, и мясных блюд. А если посетить Рим 10 августа, то в эту ночь при виде падающей звезды нужно попросить исполнения желания. В это время падающие звёзды символизируют слёзы мученика Св. Лоренцо, который попросит на небесах за верующих. Может быть, поэтому у итальянцев всегда всё получается?

Ещё один праздник, который проводится летом - Ferragosto. Он является причудливым сочетанием традиций христианства и язычества - впрочем, в этом можно усмотреть и саму «изюминку» Вечного города, который, по сути, вобрал в себя и те, и другие обычаи. Отмечается он 15 августа. Однако, прибыв в Рим в данное время, можно обнаружить город полупустым, а кафе и рестораны закрытыми - связано это с тем, что итальянцы предпочитают праздновать торжество в горах или на море. Несмотря на это, в день празднования, оставшись в Риме, можно посетить спектакли, выставки, музеи, водные аттракционы.


Древний Рим является одним из первых и вместе с тем самым ярким примером глобализации в истории человечества. Наследие римского государства поистине колоссально. Оно настолько велико и ощутимо в нашем, западном мире, что все мы можем считать себя чуть-чуть римлянами. И сейчас речь пойдет о несколько наиболее значимых вещах, которые даже если не были изобретены в Риме, то вошли в «моду» именно благодаря ему.

1. Латинский алфавит


Где используется латиница.

Самый очевидный предмет наследия Рима. Сегодня на языках, которые основаны на латинице, говорит и пишет полмира. Сам же латинский алфавит, по наиболее популярной (и правдоподобной) теории ученых, появился в результате адаптации этрусского алфавита и добавления в него элементов греческого.

2. Бетон


Только римляне оценили сей материал по достоинству.

Бетон был изобретен людьми задолго до римлян. Тем не менее, именно римляне в полной мере оценили все достоинства этого материала. В центральной и западной части империи, из бетона строилось буквально все от зданий мастерских и жилых домов, до храмов, акведуков, государственных и культурных зданий.
Более того, римляне делали особый бетон, невероятно прочный и долговечный! Его секрет ученые разгадали совсем недавно. Вся соль была в том, что римляне для укрепления материала использовали морскую воду и вулканическую сажу.

3. Мощеные дороги и каменные мосты


Римляне первыми стали широко строить каменные мосты.

Как и в случае с бетоном, дороги и мосты люди строили по всему миру и до римлян. Однако в «западной» части наше планеты, именно они решили, что неплохо бы делать дороги долговечными, а мосты более прочными. В результате строительства этих инфраструктурных объектов стали активно применять камень и бетон. Потребность в хороших дорогах была очевидна, во времена «pax romana» (эпохи римского процветания), Римская Империя занимала почти весь известный мир и была крупнейшим государством на нашей планете. Сохранились римские мощеные дороги, и по сей день.

4. Дорожная паутина


Римские дороги дошли и до наших дней.

Римские дороги сегодня конечно уже не используются там, где они сохранились. Однако, римляне оставили нам другой подарок. Транспортная паутина Европы и Малой Азии все еще определяется местами прохождения римских дорог. Многие современные магистрали и шоссе сегодня совпадают с древнеримскими.

5. Водопровод

Акведуки римляне также популяризировали.

Запатентовать авторство водопровода за римлянами будет трудно. Строить акведуки пробовали еще в древнем Вавилоне. Однако, именно римляне стали использовать акведуки везде, где только могли. В отличие от всех цивилизаций-предшественников, римляне использовали акведуки не только для ирригации, но и для снабжения водой городов, а также промышленных объектов: ремесленных кварталов и мест добычи ресурсов. Один только город Рим снабжался с 11 акведуков! Сегодня более-менее сохранившиеся акведуки можно найти по всей Европе: в Италии, Франции, Германии и в других местах.

6. Канализация


Самые большие города и самые большие клоаки для них, были у римлян.

Именно римляне сделали канализацию не просто «модной», а жизненно необходимой для крупных городов. Использовались римские клоаки, как для отвода нечистот, так и для отвода ливневых вод. Поначалу это были достаточно тривиальные выгребные ямы да канавы, однако позднее римляне стали мостить их камнем и даже делать подземные тоннели! Первой римской канализацией стала «Cloaca Maxima», которая находится в самом Риме. Кстати, сохранилась она и до наших дней. Ее даже используют! Правда, сегодня исключительно для отвода дождевой воды.

7. Регулярная, профессиональная армия


Ополчение хорошо, а армия еще лучше.

До римлян регулярные армии, как таковые отсутствовали. В древней Греции, в Египте и на Востоке, армии, как правило, собирались в виде ополчения, в час нужны, для защиты или напротив, военного похода на соседей. Число «профессиональных» воинов во всех ранних государствах было ничтожно мало и чаще всего заканчивалось на личной охране правителя, да храмовой страже.

История Рима – это история воин, внешних и внутренних. И всю историю этого государства, развивалась и его армия, которая прошла большой путь от описанной выше милиции и ополчения, до регулярной и более того – профессиональной армии. Именно римляне сменили понятие воина на солдата, поняв, что в большом государстве постоянно нужны те, кто будет защищать его интересы с оружием в руках.

Примечательно, что окончательный переход к регулярной армии произошел благодаря экономическому кризису в государстве. В стране страшнейшими темпами рост уровень безработицы из-за разорения крестьянских хозяйств. Решение нашел Гай Марий, который стал брать всех свободных жителей страны (не только граждан), на воинскую службу обещая жалование и земли при выходе на пенсию

8. Меценатство


Римляне сделали модным покровительство искусству и науке.

Само это явление в обществе было названо в честь Гая Цильния Мецената, лучшего друга правителя Рима Октавиана Августа. Выражаясь современным языком, можно было бы назвать Мецената первым министром культуры в истории человечества. На деле, Гай Цильний не занимал никакой официальной должности, однако активно спонсировал деятелей культуры, дабы те прославляли государственные ценности и самого Октавиана Августа.

9. Республика


Республика есть общее дело.

Когда современные люди говорят о демократии, республике и свободе, можно подумать, что все эти три слова – синонимы. На самом деле все это совсем не так. Демократия Афин не имела никакого отношения к Республике Рима, последняя же, как раз и является дедушкой всех республиканских форм правления.

Именно римляне первыми оценили пользу от разделения власти, поняв, что концентрация таковой в руках одного человека может быть опасной для всего общества. По иронии судьбы, именно концентрация власти в одних руках уже в имперский период и станет одним из могильщиков древнего государства.

Тем не менее, долгое время римлянам действительно удавалось успешно разделять власть в обществе, достигать общественного консенсуса между всеми свободными жителями страны. Пускай временами для этого беднейшим представителям общества и приходилось шантажировать богатейших массовой миграцией в другие земли, или даже браться за оружие.

10. Гражданство


Гражданином может быть каждый, кто живет и свободен.

Пожалуй, самое главное наследие Рима, которым сегодня, так или иначе, пользуется человек. Понятие «гражданин» существовало во многих древних государствах. Однако, только римляне со временем пришли к тому, что все свободное люди должны быть гражданами империи, вне зависимости от того, где они родились и в какой части государства проживают.

11. Христианство


Сим победишь.

Долгое время в Римской Империи христиане считались опасной иудейской сектой. Однако все изменилось при Константине Великом, который после битвы за Рим уравнял все религии в правах. Он же перенесет тот самый крест из Иерусалима в новую столицу государства – Константинополь. Уже Феодосий I Великий сделает христианство государственной религией. Так, благодаря Риму христианская вера начнет свое распространение по миру.

12. Социальная мобильность


Римская империя по социальной мобильности едва ли не превосходила современные США.

Напоследок хочется поговорить о еще одном «подарке». Как и все древние государства, Рим был рабовладельческим. Именно в древнем Риме сформировалось понятие «классического рабства», того ужасного явления, которое сегодня кажется абсолютной дикостью. Но при всем при этом, ужасный Рим разительно отличался от любого другого государства в вопросе социальной мобильности.

До Рима, в какой-нибудь древней Греции, Египте, Вавилоне – люди умирали теми, кем рождались. Еще много столетий после Рима, люди умирали теми, кем рождались. И только в Риме, впервые, люди стали активно пользоваться социальной мобильностью. Здесь рабы становились свободными, вольноотпущенники возносились в аристократию, а простые солдаты проходили дорогу до императора.

Post scriptum


Мавзолей простого пекаря.


Сам герой.

Сегодня, в современном Риме, в центре города, недалеко от Колизея и руин форума, можно найти маленький мавзолей. Хозяином этого мавзолея был не император, не сенатор и даже не почтенный гражданин. Его хозяином является простой пекарь – Марк Вергилий Эврисак. Он был рожден рабом в семье греческих мигрантов, смог получить свободу, заключил со столицей страны договор на поставки хлеба и разбогател настолько, что в итоге смог позволить этот самый памятник для себя и своей жены.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса