Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Христос в темнице». Пермская деревянная скульптура. Особенности пермской деревянной скульптуры

"Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.

Нехотя свернул посмотреть в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться - скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал."

Так описал свою первую встречу с коми-пермяцкими деревянными богами Николай Николаевич Серебренников - один из основателей и собирателей уникальной коллекции пермской деревянной скульптуры XVII - начала XX вв, подвижник и просветитель, человек большого таланта и непростой судьбы. Сыну священника, отслужившему по призыву в колчаковской армии, удалось не только уцелеть в эпоху революционного лихолетья, но и найти в себе силы и умение, чтобы заниматься любимым делом, организовывать научные экспедиции, находить и сохранять шедевры русского искусства, русской культуры.

Первая экспедиция, в которую Н.Н. Серебренников отправился вместе со своим учителем А.К. Сыропятовым, состоялась в 1923 г. и маршрут её пролег через деревни Пермского края - Васильевское, Сретенское, Кудымкар, Большую Кочу. Исследователи осматривали и брали на учет памятники архитектуры, искали в церковных подвалах давно заброшенные деревянные скульптуры, которые были убраны из храмов еще в XVIII в. Тогда Серебренников начал вести свои дневники о деревянных богах. Записи эти впоследствии стали основой для книги. К сентябрю 1923 г. экспедиция отправилась в Чердынский и Соликамские уезды, особенно богатые памятниками старины.

21 октября 1923 г. в местной газете "Звезда" появилась заметка о том, что "Пермский музей доставил в Пермь до 100 пудов ценных памятников древнерусского искусства. Президиум Губисполкома ассигновал Губмузею на доставку этих пямятников 15 червонцев". За этими фразами стоял огромный человеческий труд, опасный для жизни и феноменальный результат: 195 найденных и спасенных деревянных скульптур.


Собранное за год было так интересно и необычно, что музей стал готовить выставку, которая открылась в здании кинотеатра "Колибри". С нее и началась история пермской экспозиции деревянной скульптуры, которая быстро получила известность и вызывала огромный интерес у историков и искусствоведов.

Активное участие в судьбе коллекции принимал известный русский художник Игорь Грабарь, нарком просвещения А.В. Луначарский не раз приезжал в Пермь и восторженно отзывался об увиденном в музее: "Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности, так и по непосредственной красоте и внушительности произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII-XVIII веков. Сейчас могу сказать только, что эта пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной".

С помощью Луначарского Серебренников смог издать свою, ставшую теперь библиографической редкостью, книгу "Пермская деревянная скульптура", в которую вошли его дневниковые записи, материалы исторического характера и полный подробный каталог всех экспонатов коллекции. В 1928 г. книга вышла тиражом 1000 экземпляров, став знаменательным событием в научной и культурной жизни Советской России. Луначарский не только написал вступительную статью к этой книге, но и сразу после её выхода в свет наградил премией Народного комиссариата по просвещению РСФСР.


Забегая вперед, скажу, что только что, благодаря усилиям Пермской художественной галереи и издательства "Художник и книга", вышло из печати репринтное издание этой уникальной книги. Отлично изданный альбом-каталог с архивными фотографиями явился первым этапом издательского проекта "Новое прочтение". К сожалению, тираж этого раритета - всего тысяча экземпляров и я страшно рад, что у меня теперь есть эта книга, любезно подаренная мне директором галереи.

Книга Серебренникова могла быть никогда не напечатана, опоздай он с ней всего на полгода. В конце 1929 г. по всей стране развернулась борьба против участников краеведческих обществ и кружков, что было связано с изменением политической обстановки в стране. Был уволен директор Пермского музея А. Лебедев по обвинению в том, что он "превратил музей в приемный дом для «бывших»". Лебедев смог переехать в Свердловск, но в 1937 г. был арестован и расстрелян. Та же участь постигла профессора П.С. Богословского, который сформировал в Перми научно-краеведческую школу и был директором научного музея. Был арестован художник И. Вроченский.

Все эти люди работали вместе с Н.Н. Серебренниковым и его самого с таким "непролетарским" происхождением легко могла постичь та же участь. Тяжелым ударом для Николая Николаевича стало появившееся известие о том, что его книгу собираются издать во Франции - в те годы это могло стать приговором в деле о "политической измене". Ученый был вынужден срочно отправить письмо в газету "Уральский рабочий", сделать заявление о том, что он впервые слышит о переиздании во Франции и "в качестве самокритики" написать о том, что "в своей книге он обнаружил ошибочность в ряде основных положений". Намечавшееся было переиздание книги в московском издательстве "Academia" не состоялось.

Самым трудным стал 1938 г., когда на директора Пермской художественной галереи стали писать кляузы и доносы, что привело к появлению персонального дела, за которым обычно следовал арест. Серебренников решился на отчаянный шаг, письменно призвав Главлит изъять его книгу из публичных библиотек, в связи с обнаруженными в ней "неправильностями". Одним словом, давление на ученого было нешуточным, однако он как-то избегал серьезных неприятностей и продолжал свою научную деятельность.

Последнее "дело Н.Н. Серебренникова по идеологической работе" было заведено на ученого в 1959 г., за несколько лет до его смерти. Удивительно, как много смог сделать этот человек в таких условиях. Собрание и изучение пермской деревянной скульптуры стало делом всей его жизни, настоящим человеческим подвигом.


Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в небольшой зал, сердце сжимается - на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа - совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. "Живой" Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни - сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке - скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения - унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.

Обычно такие скульптуры находились в церкви внутри специально построенных деревянных "темниц" или просто ниш в стенах. Резчики иногда не изображали багряницу, но почти всегда фигура находилась в темнице в одеждах из желто-золотистой парчи. Лица и фигуры у Спасителей - коми-пермяцкие, с характерными чертами, а зачастую и выраженными болезнями, которыми страдали местные жители - рахитом, артрозом.


Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского) - одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом - в другой. Вот этот Никола из д. Зеленяты (XVIII в), что на снимке - самый, пожалуй, знаменитый. Как и все "пермские боги" скульптура эта окутана целым клубком мистических легенд. По преданию она приплыла в деревню по реке Нытве вверх по течению. Этот Никола Можай был строгим и своенравным (посмотрите на лицо) - когда его перенесли из Зеленят в другое село, он сам вернулся на старое место.

Статуя не пожелала принять и новую окраску. Священник из с. Дворец, куда перенесли Николу, сообщил, что "краска на фигуре не принялась". Любил этот Никола и путешествовать - восемь пар обуви сменилась на нем за то время, что он простоял в храме. Изношенные "обутки" непременно становились священными. Со всей округи, за сотни верст приходили к этому Николе Можаю верующие в день святого - 16 июля.

Надо отметить, что отношение к своим святым и Богу у пермяков было вполне свойским - они относились к скульптурам и иконам как к "живым" богам и общались с ними, как с живыми. Пермский крестьянин, обидившсь на Господа за какую-нибудь свою неудачу, мог, например, поставить икону, стоявшую у него в красном углу, вверх ногами - наказать, одним словом. Николу Можая из Зелят провожали в музей всем миром - как будто прощались с уезжающим в дальние края родным человеком.


Этот сидящий в темнице Спаситель из д. Усть-Косьва (XVIII в) одет вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду - синёный шабур. Безымянный резчик тонко передал типично пермяцкие черты лица и одежду, перейдя, по сути, от изображения Бога к человеку, "созданному по своему образу и подобию".

Христос из деревни Пашия, XVIII в.


Эта фигура Спасителя из г. Усолье (XVIII в) вырезана из сосны. В описи коллекции написано, что "резчик сделал Христа похожим на сельского батюшку, возможно старого священника, своей тихой и спокойной жизнью казавшегося для ваятеля идеалом христианского на этом свете жития."


Это распятие XVII века из села Вильгорьт, несмотря на сюжет, не может не вызвать улыбку - Христос на кресте похож на персонажа из детского мультфильма или комикса. Во всяком случае, думаю, появись сейчас такое распятие на современной художественной выставке - его немедленно сочли бы богохульством или чем-нибудь подобным.


"Снятие с креста", с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева - Никодим, удерживающий тело Христа за кусок ткани, части которой не сохранилось. Как не сохранилась и фигура на лестнице справа - от нее осталась только рука. Внизу слева стоит Мария Магдалина со сложенными на животе руками. Рядом с ней богоматерь и одна из жен-мироносиц Мария Клеопова, вставшая на колени. Справа стоит Иоанн Богослов.

Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими - святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, "с пышным игривым узорочьем легкой рельефности" в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву. Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях - по всей видимости, другие были уничтожены.


Изображение Николы Чудотворца отличается от Николы Можайского - у него нет в руках меча и храма.


Фрагменты распятия XVIII в. из г. Соликамск - Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, сотник Лонгин.

Сидящий в темнице Спаситель из Канабековской часовни в Пашийском заводе резко отличается от других своими спокойно скрещенными руками. 1840-гг.

Собор архангелов из с. Губдор (XVIII в) вырезан из целого куска дерева.

Поражает формой своей головы Никола Можай (XVII в) из с. Покча Чердынского района.


Серебренников пишет, что, если наиболее чтимая населением скульптура "Сидящего Спасителя" заменила пермякам-язычникам не менее почитавшуюся прежде "Сидящую Златую Бабу", то изваяния Николы Можая заменили в первоначальных православных храмах идола Войпеля, которому, как известно, жители края продолжали поклоняться несколько десятков лет и после принятия христианства в XV веке.

Особенно выделяется и эта, с таким изяществом выполненная фигура распятого Христа (крест не сохранился) XVII века из часовни при кладбище Жен Мироносиц церкви в г. Соликамск.


По легенде это знаменитое распятие "Христа-татарина" из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви. До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре.


Эти лица производят ошеломляющее впечатление. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и поразиться верой, которой наполнен его взгляд. Пожалуй, за те полтора-два часа, проведенные в этом зале, я получил такое эмоциональное впечатление от увиденного, какое не получал много лет. Трудно выразить эти чувства словами. Чтобы понять меня, их нужно испытать самому, конечно.

Кстати, идея проведения выставки "Русское бедное" пришла к С. Гордееву и М. Гельману, по их словам, именно после посещения экспозиции пермских деревянных скульптур.


Конечно, мои переживания в зале, где находится коллекция, не были бы такими полными, не будь с нами этого человека - бессменного много лет директора Пермской художественной галереи, искусствоведа, заслуженного работника культуры России Надежды Владимировны Беляевой. В её устах строгие Николы Можайские стали "николушками" - так рассказывают не об экспонатах выставки, а о детях - любимых и родных. Спасибо ей за такое проникновенное повествование и за подарок - книгу Н.Н. Серебренникова, которую я уже успел прочитать от корки до корки.

Я записал всю беседу с Н.В. Беляевой в зале экспозиции. Те, кого тронула эта тема, могут посмотреть фрагменты из рассказа директора. Там есть очень интересные детали - всячески рекомендую. История про падающее распятие и отказавшую видеокамеру - из разряда совершенно мистических.

фотографии: drugoi
архивные фотографии и информация: Н.Н. Серебренников "Пермская деревянная скульптура", Москва, 2002

Коллекция Пермской государственной художественной галереи, насчитывающая 350 инвентарных номеров, скомплектована сотрудниками галереи за 60 лет. Наиболее активно сбор памятников шел в довоенный период. Только с 1923 по 1926 год Н.Н. Серебренников и А.К. Сыропятов (первый директор галереи) по труднейшим маршрутам провели шесть экспедиций. Было приобретено 412 отдельных фигур. В последующие годы коллекция пополнилась еще на одну треть.

Заслуги Н.Н. Серебренникова, собирателя и исследователя пермской деревянной скульптуры, неоценимы.

Большинство скульптур было найдено на территории Верхнекамья. С юга Пермской области привезены лишь отдельные образцы. Обстоятельство связано, очевидно, с более ранним освоением севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением здесь русской культуры. Самые древние из сохранившихся произведений датируются концом XVII -- началом XVIII столетия. Это время расцвета прикамской архитектуры, начало интенсивного каменного строительства. В конце XVII века создаются городские ансамбли Чердыни, Соликамска, Кунгура, строятся замечательные по красоте и убранству церковные здания.

Эволюция стилей пермской скульптуры чутко отражает историческое развитие края. Произведения начала XVIII века -- «Параскева Пятница» из села Ныроб, «Никола Можайский» из села Покча, «Распятие» из города Соликамска -- и по форме, и по сюжетам связаны с традициями древнерусской резьбы. Композиции этих скульптур фронтальны и симметричны, объемы предельно обобщены, многослойная роспись обладает иконописной структурой. Технология изготовления скульптуры также напоминает иконную. Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу. Дерево они обрабатывали с помощью топора и ножа. В XVIII веке употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой, нередко дополняясь позолотой (листовым или «твореным» золотом) и серебрением. В XIX веке скульптуры начали расписывать масляной краской.

Грандиозное произведение барочной резьбы -- иконостас первой половины XVIII века из Пыскорского монастыря, самого богатого и старинного в крае. В отличие от древнерусских высоких иконостасов он не разделен на ярусы и представляет собой огромную сплошную поверхность, расчлененную живописными вставками. «Стена» иконостаса украшена двухслойной резьбой (один слой -- в левкасе, другой -- накладной) и листовой позолотой.

XIX век представлен в пермской скульптуре целым рядом разнохарактерных групп, наибольший интерес из которых вызывают работы мастеров из деревни Габова -- Н.Т. Филимонова и его ученика Н.М. Кирьянова, создавших яркий вариант народного примитива. Творчество Филимонова представлено Кирьянов Н.М. Ангел из д. Габова. XIX в.

Одним памятником (голова херувима), творчество Кирьянова - целым ансамблем скульптур, созданным для деревенской часовни.

Пермская деревянная скульптура была показана зрителям уже в двадцатые годы. Первые экспозиции имели комплексный характер. Существующая экспозиция деревянной скульптуры показывает хронологически ряд произведений, составляющих одну четвертую, но лучшую часть всей коллекции. Последовательность экспонатов отражает и развитие стилей. Особое внимание уделено в экспозиции произведениям реалистического характера: центральное местоположение занимают фигуры Христа в темнице, распятия из Усолья, Пашии.

Одноярусное построение, редкая расстановка, индивидуальные фоны и постаменты организуют экспозиционное пространство таким образом, что памятники не мешают друг другу. Но они не выстраиваются и в скучный ритмический ряд, так как зал представляет собой почти квадратное помещение, раскрытое в сторону иконостаса и рассеченное лестничным проемом по центру. Такая архитектурная особенность позволила ряд скульптур, требующих многоаспектного восприятия, расставить в центральном пространстве. Завидная высота помещения устраняет зависимость экспозиции от архитектурных членений и в то же время создает необходимую для скульптуры вольность пространства.

Статуи Николы из с. Дубровское и Параскевы Пятницы из с. Ныроб выполнены именно в древнерусских традициях. Обе они прямы, неподвижны. Главенствует в них не объем, а плоскость. Точка зрения предполагается одна, фронтальная. И это главное, принципиальное отличие их от классических европейских скульптур, которые всегда раскрываются во множестве точек зрения, при круговом обходе.

Но именно эта скованность, обобщенность ранних пермских скульптур делает их особенно выразительными. Здесь действует своеобразный закон сохранения энергии - внешняя неподвижность и прямизна таят в себе огромную духовную мощь. Вот почему особое впечатление производят в такой скульптуре каждый намек на движение, каждый изгиб формы или, в особенности, огромные выразительные глаза, словно проникающие в глубину души. «Ревнители натуралистического понимания формы, вероятно, найдут в предельно обобщенной фигуре Параскевы безжизненность, но она -- сама жизнь, взятая не в отдельном преходящем моменте, а в вечности, -- пишет Г.К. Вагнер. -- Только большие и чуждые мелочности чувства, прошедшие к тому же через горнило самых тяжелых испытаний, могли создать такой величественный и нежный, внутренне напряженный и чистый образ».

Скульптура Николы Можайского из Покчи, подтверждает длительную актуальность древнерусских канонов, выделяется высокой одухотворенностью. Незыблемость фигуры-столпа кажется следствием не физической силы, а огромного духовного превосходства. Меч и «град» в тонких руках святого имеют чисто символическое значение. Образ окрашивается не в «воинственные», а в «учительные» тона, что подчеркивает и особенность темной монашески-сдержанной росписи с преобладанием холодных цветовых оттенков.

Скульптура Параскевы Пятницы - единственная в коллекции. Фигура самой Параскевы выполнялась в начале ХVIII века. Несмотря на небольшие размеры и укороченные пропорции, она производит монументальное впечатление. Небольшие фигуры предстоящих Екатерины и Варвары добавлены через несколько десятилетий. Еще позднее вся композиция была перемонтирована и размещена на другой доске. Так изменялись и другие скульптуры, нередко «поновляемые» двумя-тремя слоями поздней, часто масляной, краски. Многие скульптуры включая и «Параскеву», помещали в киоты с расписными створками. Сейчас почти все киоты утеряны.

Одним из уникальных произведений древнерусской пластики является рельеф «Собор архангелов» из с. Губдор, представляющий собой довольно высокий «вынесенный» рельеф с трехчастной композицией, как бы замкнутой в круг плавными взмахами архангельских крыльев. Удивительна гармония колорита, основанная на сочетании синего и оранжевого цветов. Крупные цветовые пятна точно выделяют узлы композиции и вторят «обтекаемым» формам рельефа. Светло-коричневые оттенки кудрявых волос, легкая подрумянка ликов, тонкие «летучие» пробела дополняют и чуть приглушают основной цветовой контраст, столь характерный для северной иконописи, начиная с устюжского «Собора архангелов» ХIII столетия.

Центральным образом пермской - да и всей русской деревянной скульптуры - может считаться образ Христа, причем Христа страдающего - распятого или истязаемого в темнице. Распятия очень разнообразны по типу, стилю, манере резьбы. Распятие из северного города Соликамска - образец классической древнерусской резьбы, уходящей своими корнями в домонгольское время.

Огромное «Распятие» из г. Усолья сразу поражает размерами и, конечно, необыкновенной реалистичностью исполнения. Если распятия древнерусской традиции всегда ориентированы на плоскость, то усольское распятие может вполне считаться круглой скульптурой. Своей тяжестью и массивностью и, вместе с тем, отличной проработанностью всех деталей и форм это распятие близко европейской возрожденческой пластике. Его пластика означает начальную стадию традиции так называемого «стихийного реализма», распространившегося по всей России во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ века. «Поклонный крест» из с. Вильгорт обладает совершенно иным выразительным строем. Художник представляет распятого Христа маленьким неказистым мужичком с печальным выражением большеносого неправильного лица. Почти вдавленное в крест тело кажется совершенно бесплотным - огромная голова обретает самостоятельное значение и становится своеобразным центром композиции, включающей Саваофа, Св. Духа в виде белого голубя в медальоне, маленьких ангелочков, слетающих к распятию и утирающих слезы платками. Очевидно, это первое изображение в пермской скульптуре, выполненное в духе примитивизма.

Земной страдальческий путь Христа и его ближайших последователей когда-то вдохновили мастеров разных стран, разных школ и разных воззрений на создание скульптур мирового значения. Здесь особенно очевидна эта общность творческого порыва, искренность и человечность художественных исканий.

Таким образом, уральские мастера вложили в пермскую деревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство, свои самые сокровенные мысли и чувства. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью и обаянием, глубинными чертами самобытной культуры Северного Урала.

При словах «фонд» или «хранение» невольно возникают образы либо тёмного подвала, либо заставленного склада. Но в случае коллекции деревянной скульптуры  -  это представление неверно. Она живет над землёй. Как и подобает богам.

Хранение коллекции, где нам удалось побывать, находится в колокольне Спасо-Преображенского кафедрального собора. Крутой и сложный подъём ведёт в тесное помещение, разделённое на две комнаты, сверху донизу уставленные произведениями прикамских резчиков. Там висят, стоят, лежат, сидят воплощённые в дереве образы Христа, апостолов, святых, ангелов и херувимов. Такая плотная концентрация в столь небольшом пространстве впечатляет и завораживает. Особенно в сравнении со всем известной, светлой и полной воздуха экспозицией деревянной скульптуры.

Фото: Роман Зиюков Фото: Роман Зиюков
Фото: Роман Зиюков

Всего в этой коллекции галереи находится более четырёхсот предметов. В самой экспозиции представлено 67 самых знаковых и показательных экспонатов. По прикидкам старшего научного сотрудника отдела хранения Ксении Зубакиной, это примерно 15 % всей коллекции.

Хотя православная храмовая скульптура явление не уникальное и встречается не только в Пермском крае, коллекция Пермской художественной галереи известна как крупнейшее музейное собрание церковной православной скульптуры, происходящей из одного региона.

Сама коллекция более-менее едина в плане времени создания произведений: это период с конца XVII до начала XX века. Точное время, как и имена авторов установить трудно, а порой и невозможно в силу того, что утрачены документы, вроде церковных книг. Зато обширна география  -  весь Пермский край. Деревянные скульптуры были найдены более чем в сотне поселений.


Фото: Роман Зиюков
Фото: Роман Зиюков Фото: Роман Зиюков

«Видишь, там на горе, возвышается крест»

В пермской деревянной скульптуре несколько разных сюжетов, но самым частым является распятие Христа. В коллекции более сотни распятий, и у распространённости именно этого сюжета есть несколько причин, причём одна вытекает из другой.

Фото: Роман Зиюков

Первая заключается в истории и традициях самой церковной деревянной скульптуры в России:

«Вопрос о происхождении типологии этих скульптур остаётся не до конца исследованным,  -  рассказывает заместитель директора ПГХГ по научной работе Ольга Старцева,  -  ведь для православия более характерны плоскостные изображения  -  икона, фреска. Конечно, резная пластика известна в древнерусском искусстве с глубокой древности. Это были резные образки и иконки, кресты, энколпионы, киотные скульптуры большей или меньшей рельефности. Периодом расцвета православной пластики на Руси принято считать XV  -  XVI века. То есть движение по пути развития объёмного изображения было, и в этом нет ничего противоречащего православному канону. Отношение официальной православной церкви к статуям в храме было крайне противоречивым. В русской истории были периоды подъёма православной скульптуры, её популярности и почитания, но периодически появлялись официальные запреты. Постановление церковного Собора 1666-1667 годов запретило объёмную скульптуру в храмах, сделав исключение лишь для композиции „Распятие с предстоящими“. В XVIII-XIX веках во многих районах России резные образы Христа, Саваофа, ангелов и святых не только продолжали оставаться в храмах, но и создавались новые. В первую очередь это касается территорий, удалённых от центра, расположенных на севере, в районе Архангельска, Вологды, Сольвычегодска, и на востоке, в районе Иркутска и Красноярска. Это явление было столь распространенным, что в 1722 и в 1832 годах Святейший Синод снова принимает постановления о недопустимости скульптур в православном храме. Повторяемость запретов говорит, скорее всего, о том, что на местах, особенно в удалённой провинции, указы воспринимались как временная дисциплинарная мера».

Фото: Роман Зиюков

Но такие запреты всё-таки имели свои исключения, к которым и относились распятия:

«Православная скульптура в храмах периодически была под запретом святейшего Синода. Но именно распятия разрешалось помещать в храм,  -  объясняет Ксения Зубакина.  -  Распятие размещалось на вершине иконостаса  -  навершии. Именно с распятий началось насыщение храмов православной скульптурой. Практически в любых подобных коллекциях всегда много распятий. Часто они были с предстоящими  -  это отдельные фигуры библейских героев. Ближе всего к кресту стоят Богоматерь слева и Иоанн Богослов справа. Поэтому скульптур Богоматери и Иоанна Богослова у нас в коллекции тоже много. Иногда само распятие от всего комплекса утрачено, а фигуры Богоматери и Богослова сохранились».


Фото: Роман Зиюков

В экспозиции представлены в основном большемерные экспонаты, а в фонде хранится множество других распятий  -  напрестольные, выносные для крестного хода. Есть даже целая композиция распятия с десятью предстоящими: Богоматерью, Иоанном Богословом, Марией Магдалиной, сотником Лонгином и шестью ангелами. В таких композициях только ангелы держат Орудия Страстей  -  то, чем пытали Христа (розги, клещи, копье), но здесь сохранились только гвоздь и колонна позорного столба.

Но, пожалуй, самое яркое и необычное распятие  -  это одна из работ резчика Никона Кирьянова, которой дали условное название: «Распятие, окружённое тридцатью четырьмя головками херувимов». Описывать словами, как выглядит эта удивительная и поражающая воображение скульптура, бесполезно, это надо видеть. По словам Ксении Зубакиной, у российских и иностранных специалистов узнавали, есть ли аналогичные памятники в других музейных коллекциях, и выяснили, что нет. Так что это распятие можно считать поистине уникальным.

Да и сам факт того, что известно имя и точные годы жизни (1860  -  1906) автора деревянной храмовой скульптуры, тоже по-своему уникален. Никон Кирьянов  -  резчик-самоучка, жил в селе Габово Карагайского района. Он вырезал статуи специально для одной из двух часовен, которые сельчане построили для себя сами. По воспоминаниям старожилов деревни, в этой часовне находилось около пятисот скульптур Кирьянова, а сейчас в коллекции галереи  -  восемнадцать его произведений. Все они очень узнаваемы благодаря яркому стилю автора, который сейчас причисляют к наивному искусству.

Фото: Роман Зиюков

«...И шестикрылый серафим. На перепутье мне явился...»

Ещё в коллекции галереи находится множество скульптур серафимов, херувимов и ангелов. Всего их больше ста, и основная часть расположена в хранении. Изображений Небесных сил так много в музейном собрании потому, что они были одним из типичных и наиболее распространённых элементов декора иконостаса в XVIII  -  XIX веках. Кроме того, в изображении ангелов не было жесткого канона, что давало резчикам определённую свободу творчества и фантазии. В коллекции есть летящие и коленопреклонённые ангелы, держащие свиток или рипиду, а также трубящие ангелы  -  предвестники Апокалипсиса. До недавнего времени один из таких ангелов с трубой был символом Пермской художественной галереи. Отдельно выделяются ангелы с Орудиями Страстей Христовых  -  такие композиции называют Страстной ангельский чин, который отдельным рядом располагался на иконостасе. В экспозиции галереи ангелов с Орудиями Страстей можно увидеть наверху композиции «Христос в темнице» из посёлка Пашия.

Фото: Роман Зиюков

Чин для апостолов

С хранящимися в фонде произведениями для одного из иконостасных чинов связанна загадочная история:

«Целый комплекс скульптур был найден здесь, в подвале Спаса-Преображенского собора, в 1920-е годы. Но непонятно, для какого храма они предназначались,  -  рассказывает её Ксения Зубакина.  -  Эти скульптуры иконостасные. Иконостас в церкви состоит из нескольких рядов  -  чинов. Каждый из них посвящён определённым событиям или праздникам. В иконостасе есть деисусный, или, как его ещё называют, апостольский чин. Мы привыкли, когда чин состоит из ряда икон, но видимо здесь предполагалось, что апостольский чин будет состоять из двенадцати отдельно вырезанных скульптур апостолов, а в центре должен был быть Иисус. В коллекции из двенадцати скульптур всего девять. Неизвестно, затерялись ещё три, или просто не были сделаны. В пользу последнего утверждения говорит тот факт, что часть скульптур не покрашена. Апостолы Пётр и Павел из этой композиции представлены в экспозиции. А семь фигур хранятся здесь, в фонде».

Фото: Роман Зиюков

Се Человек

Немного особняком от всех сюжетов церковной скульптуры находится «Сидящий Спас». Образ сидящего Спасителя, с рукой, поднесённой к лицу  -  наверное, один из самых узнаваемых в пермской деревянной скульптуре. «Сидящий Спас» был не иконостасной скульптурой, в отличие от большей части остальной коллекции. В Прикамских храмах его чаще всего помещали в северной части, в затемнённых в нишах. Обычно эти статуи делали почти в полный рост, и в храмах они располагались невысоко, в поле зрения человека, но в фонде есть и камерные вещи, и даже один совсем маленький Спас, притулившийся на полочке. Иногда фигуры Спасителя помещали в специально изготовленные для этого «темницы». Единственная в коллекции «темница»  -  та самая из села Пашия  -  выставлена в экспозиции галереи, и это уникальный памятник, аналогов которому нет в других музеях России. В самой «темнице» находится скульптура Сидящего Спаса, которая представляет редкий для пермской коллекции вариант позы  -  Христос изображён со скрещенными на коленях руками. На остальных скульптурах Спаситель правой ладонью защищается от заушения  -  пощёчины.

Всего в коллекции галереи находится семнадцать скульптур «Сидящих Спасов», в фонде под них отведено специальное место. Благодаря этому можно увидеть их различия, то, как разные резчики по-разному создавали скульптуры, какой разный уровень мастерства и детализации в изображении анатомии. Но у всех заметно, что лики этих скульптур имеют этнические черты народов Пермского края: татар, башкир, коми-пермяков. И это естественно, потому что художник всегда ориентируется на то, что видит вокруг. Как замечает Ольга Старцева, точно так же когда-то художники эпохи Возрождения писали Мадонн со своих знакомых.

И хотя фигуры Спасителя отличаются по стилистике, деталям, элементам одежды, сюжет у них один. В иконографии «Сидящего Спаса» переплетаются сразу несколько источников из библейского сюжета о Страстях Христовых: осмеяние, коронование терновым венцом, «esse homo»  -  Се Человек, или муж скорбей. В скульптурах это проявляется в изображении ран на теле, терновом венце, положении рук.


Фото: Роман Зиюков

У такого подробного выражения земных страданий Спасителя есть своя особая задача по приобщению ещё недавних язычников к христианству:

«Необходимость перестроить сознание на сложные, абстрактные и высокие понятия, которые несёт в себе христианская идея, требовала духовного роста, внутренней рефлексии человека,  -  объясняет Ольга Старцева.  -  Переживание темы Страстей Христовых в сознании резчика становится очень важным процессом. Потому что можно понять страдание как расплату за что-то, как наказание и последствие. А здесь  -  жертва во искупление чужого греха. Это всё очень абстрактно для вчерашнего язычника, который должен впитать эту новую веру. В произведениях пермской деревянной скульптуры мы видим искреннее стремление к тому, чтобы это понять, прочувствовать, пронести через себя. Поэтому образы „Сидящего Спаса“, при всей отрешённости ликов, очень близки тому, для кого они первоначально предназначались, тем, кто на них смотрит. Даже анатомическими деталями: увеличенными суставами, натруженными руками, теми деталями, что соотносятся с повседневностью и с тем, что человеку близко и понятно. На жалости и сопричастности рождается наивное и одновременно высокое чувство  -  защитить страдающего и униженного бога».

Божественные тайны

Несмотря на множество исследований и статей о коллекции Пермской деревянной скульптуры, в ней ещё остаётся много неизвестного и неизученного. Так, например, остаются лакуны в изучении вопроса о влиянии католичества и способах проникновения черт католической храмовой скульптуры в православную храмовую пластику Прикамья.

Ольга Старцева :

«Это влияние налицо, отрицать его нельзя. Например, в некоторых памятниках мы можем проследить очевидное влияние стилистики барокко. При этом мы пока не имеем никаких документальных подтверждений того, что русские резчики обучались у европейских мастеров. Всегда говорится, что западноевропейское влияние в этих изображениях есть, особенно в Спасах, но какими путями оно шло и как усваивалось мастером-резчиком, доподлинно не известно. Мы знаем, что большая часть священников были выпускниками Киево-Могилянской академии. Это Русский запад, и там как раз в христианской культуре вполне естественно существуют объёмные изображения. Кроме того, на наших землях после Северной войны осело много пленных шведов, поляков, литовцев. Многие из них жили при храмах. Этот факт тоже нельзя сбрасывать со счетов. Возможно, это были разные люди, пёстрые по социальному составу. Мы не знаем, насколько они были грамотны, что у них было при себе  -  какие литературные источники и прочее. Конечно, такие связи существовали, но мы не имеем прямых свидетельств, что кто-то из русских мастеров обучался у них».

Фото: Роман Зиюков

Наверняка в столь обширной и разнообразной коллекции пермской деревянной скульптуры таится ещё немало подобных загадок. Пока пермские боги сохраняют тайны в своей обители. Но наверняка рано или поздно какие-то из них будут обязательно раскрыты, и мы узнаем об этих удивительных произведениях искусства ещё больше.

  • Фоторепортаж Ивана Козлова из запасников Пермской художественной галереи с уникальным кадрами пермских богов  -   на «Звезде».

Фигуры Богоматери, Спасителя, святителя Николая Мирликийского, Иоанна Богослова, Параскевы Пятницы, выполненные из дерева… Первое невнимательное впечатление от экспозиции Пермской художественной галереи - в православной традиции так не бывает, это «не наше». Но если внимательно посмотреть, вглядеться, то окажется, что «наше», только особенное, уникальное. Недаром же пермская деревянная скульптура - отдельная страница в истории изобразительного искусства.
До начала XX века деревянные скульптуры находились в храмах и часовнях Пермской земли. Перед ними молилось не одно поколение верующих.
Мастера создавали скульптуру с этническими чертами местных жителей, коми-пермяков и татар, изображали в традиционной крестьянской одеж­де, тем самым словно приближая православную традицию к своей жизни, вписывая себя, своих близких, соседей в контекст Евангельской истории. Естественно, делая это по внутреннему побуждению, а не по сложным богословским размышлениям.
Некоторые исследователи считают, что церковная пермская деревянная скульптура связана еще с языческой традицией. Но когда смотришь на скульп­туры - так не думается. Перед тобой - стремление мастеров не создать идола вместо изображения Бога, а увидеть - как все происходило, почувствовать, внутренне, глубоко - посочувствовать. Словом, увидеть, как связаны суровые пермские земли с далеким жарким Иерусалимом.

Собор Архангелов. Из села Губдор.

Есть в экспозиции выставки несколько изображений Христа в темнице. Здесь народная традиция выходит за рамки евангельского повествования, показывая Спасителя в узилище, тем самым словно еще больше подчеркивая Его оставленность всеми. Он со смирением ожидает казни, страшась и принимая ее. Художники словно вложили в Его уста молитву: Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42).
Вот что про одну из таких скульптур говорит Евгения Шабурова, заведующая отделением отечественного искусства Пермской государственной художественной галереи:
«Скульптура “Христос в темнице” из села Пашия поступила в галерею из Канабековской часовни в Пашийском заводе Пермского округа в 1924 году. Произведение уникально тем, что представляет собой целый скульптурный комплекс со сложной композиционной структурой. Такие памятники в очень редких случаях сохранились до наших дней.

Весь комплекс состоит из застекленной темницы с резными позолоченными колоннами по углам, с пышной орнаментальной резьбой по нижним панелям, со сложной формой купола в виде шатра, украшенного восемью ангелами с орудиями Страстей в руках. Орудиями Страстей называются предметы, связанные с мучениями Христа, ставшие символическими в изображениях разных сюжетов: мешок с тридцатью сребрениками, розги, петел (петух), колонна бичевания, гвозди, молоток, копье, трость и другие предметы, которые были связаны с этими событиями».
В деревянных скульптурах можно отыскать некоторую связь с романским искусством, но, как писал искусствовед Михаил Алпатов, «какие бы воздействия мы ни находили в русской народной скульптуре, это искусство самосамобытное, коренное, почвенное. Как и народную поэзию, народную архитектуру и народное прикладное искусство, народ создавал скульптуру для себя, для собственных потребностей, сообразуясь прежде всего со своими собственными понятиями добра и красоты. Это искусство отражает несложный, порой даже косный уклад жизни русского крестьянства в далеких уголках страны, особенно на Севере».

Богоматерь г. Пермь. XVIII в.

Наделяя скульптурные изображения реалистическими чертами, собственными национальными особенностями, мастера, однако, нередко привносили в работу черты иконописи, словно показывая: объемное произведение, находящееся здесь, в нашем трехмерном мире, напоминает о другом, Горнем.
Лицо святой Параскевы Пятницы из скульптурной композиции Параскевы Пятницы и предстоящих Варвары и Екатерины (датируется XVII–XIX веками, передано в галерею из Никольской церкви села Ныроб Чердынского района) - все-таки больше лик. Обращенные к зрителям, фигуры святых мучениц на самом деле находятся в неком другом духовном измерении, предстоят Господу.
Всего в коллекции Пермской художественной галереи около 400 скульптур, созданных в XVII–XIX веках. Один из основателей коллекции - Николай Николаевич Серебренников, сын священника, всю свою жизнь посвятивший изучению русского искусства.
С 1923 по 1926 годы он организовал шесть экспедиций, в основном в северные районы Пермской области, результатом которых стали уникальные находки. Те самые, которые могли погибнуть в эпоху борьбы с религией и посмотреть которые приезжают любители искусства со всего мира.

Москвичи смогут увидеть пермскую скульптуру в Государственном историческом музее с в ГИМ с 18 декабря до 9 марта

Экспозиция деревянной скульптуры в Пермской художественной галерее.

Положение во гроб. Из села Нижний Шакшер.

Экспедиция 1925 года под руководством Н. Н. Серебренникова. Пристань Пожвы.

Христос в темнице. Из поселка Пашия.

Фото Валерия Заровняных.

Фото на заставке – ангел летящий из села Сиринское

Урал — родина многих культурных феноменов, не имеющих параллелей с другими частями русскоязычного мира. Можно вспомнить и пермский звериный стиль, и пермский классицизм. Однако темой нашего нынешнего материала станет пермская деревянная скульптура, именуемая иначе «пермскими богами».

Пермская деревянная скульптура имеет узкое территориальное расположение — церкви севера Пермского края (а в XVII-XIX веках — Пермской губернии) возле древних городов, вроде Соликамска и Чердыни. Местные народы зырян (коми), даже «став православными», не начали почитать традиционные плоские изображения на иконах. Они предпочли вырезать из дерева фигуры Иисуса и прочих святых, фактически, продолжая практиковать идолопоклонничество, как и в былые дохристианские времена.

Священники, пришедшие в Пермь Великую еще во времена Ивана Грозного на службу князю Михаилу, пытались бороться с язычеством, выжигая его на корню: так Симеон Верхотурский самолично участвовал в уничтожении деревянных идолов, которым поклонялись народности, жившие здесь столетиями. Что примечательно, коми-пермяки относились к новой вере весьма спокойно, мол, ставьте своих богов рядом с нашими, будем и им поклоняться. Церковь, как известно, не могла такого терпеть. Однако последующие поколения церковников увидели в этом возможность приобщить язычников к христианству посредством soft power. Так и появилась пермская деревянная скульптура.

Несмотря на кажущуюся примитивность, для скульптур характерны яркие образы, временами даже пугающие своей реалистичностью или наоборот, гипертрофированностью. Еще более еретичным в них было то, что и Иисус, и апостолы, и почитаемые святые, и даже сам Саваоф были наделены своими создателями широкими скулами, азиатским разрезом глаз — в общем, имели все характерные черты своих коми-пермяцких почитателей. Более того, ученые находят на них следы болезней — артроза и рахита!

Стоит отметить, что у коми-пермяков было очень «соседское» отношение с божествами: если святой или Иисус чем-то не угождал владельцу иконы, то тот мог повернуть икону к стене, или поставить вверх ногами, дабы «наказать» изображение.

Основной скульптурой на протяжении трех столетий существования феномена являлся образ «Спаса полуночного» — Христос в темнице. Для него делали специальную клеть, внутри которой устанавливался деревянный Иисус (часто создаваемый в натуральную величину). Другой излюбленный христианский «персонаж» — Николай Чудотворец, которого особо почитали не только местные племена, но и русские поселенцы, построившие на Урале порядка 40-ка церквей, посвященных этому святому. Также были популярны Никола Можайский и Богоматерь.

Что примечательно, коми не считали свои творения всего лишь идолами; бывшие язычники верили, по в ночное время скульптуры «просыпались», разговаривали, гуляли по храмам, а то и выходили за их пределы. Поэтому коми заботливо одевали и обували свои творения, приносили им еду. Местные священники на это просто закрывали глаза, а от столичного руководства просто скрывали подобное вопиющее неуважение к правилам.

Феномен «пермских богов» обязан своей жизнью Николаю Серебренникову, который и собрал коллекцию из 195-ти скульптур. Сам термин придумал глава Наркомпроса А. В. Луначарский, оценивший творения пермских зодчих:

«Посетил художественную часть Пермского музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественной и культурно-исторический точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности ».

Как ни странно, но деревянных святых удалось спасти от уничтожения богоборцами именно из-за их уникальности: экспозиция в Пермской художественной галерее стала своего рода протестом против христианских догматов (ко всему прочему, этот музей находился и находится под крышей кафедрального собора). Интересен тот факт, что Серебренникову удалось найти свое место в коммунистическом мире, несмотря на то, что он сражался в колчаковской армии с большевиками и происходил из семьи церковнослужителей. Возможно, что во многом это связано с протекцией Луначарского, однако истинных фактов уже не узнать.

Например, в 1938 году ученый узнал, что его книгу, посвященную «пермским богам», собираются издавать во Франции. На тот время, это было равносильно измене. Чтобы избежать такой судьбы, Николай Николаевич написал во всевозможные инстанции, называя свои открытия «ошибочными в ряде основных положений» и что он абсолютно не в курсе, с чего французские литераторы решили печатать его труды. Как ни странно, ему повезло, и дело спустили на тормозах.

На данный момент в коллекции находится 370 изображений. Культурологи отмечают, что в большей части этих произведений деревянного зодчества прослеживается влияние европейского барокко, которое чудом попало в темные земли Урала, обходя стороной столицы. По мнению первых исследователей феномена, после Серебренникова, «культурные силовые линии с Запада» пришли на Урал через Новгород и Псков, а туда из Германии. Также не исключен был фактор того, что на протяжении трех веков на пермской земле управляли архиереи из Украины, а они, в свою очередь, привыкли к скульптурам в костелах. Прибывавшие в ссылку поляки и шведы также сыграли важную роль в становлении феномена. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что деревянная скульптура «хребта России» — яркий пример взаимопроникновения местной, русской и европейских культур, которые в горниле уральских представлений, создали удивительных и чарующих «пермских богов».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса