Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Где находится цхинвали. Город-герой Цхинвал – столица Республики Южная Осетия

Географическая энциклопедия

- (в 1934 61 Сталинири) город (с 1922), центр Южной Осетии, Грузия, на р. Б. Лиахви. Железнодорожная станция. 42,6 тыс. жителей (1991). Электротехническая, металлообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и др. Педагогический институт. Театр … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 3 город (2765) сталинири (1) столица (274) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

Цхинвали - (в 1934 61 Сталинири), город (с 1922), центр Южной Осетии, на реке Б. Лиахви (приток Куры). 42,9 тыс. жителей. Железнодорожная станция. Электротехническая, металлообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и другие. Педагогический институт.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Цхинвали - Цхинвал, город, ц. Юж. Осетии, Грузия. У груз, географа Ва хушти Багратиони, XVIII в., селение упоминается как Крцхинвали. В основе ойконима др. груз, krcxil граб. С конца XVIII в. закрепляется форма Цхинвали. В 1922 г. преобразовано в город,… … Топонимический словарь

- (в 1934 61 Сталинири), город (с 1922) в Грузии, центр Южной Осетии, на р. Большая Лиахви. Железнодорожная станция. 42,6 тыс. жителей (1991). Электротехническая, металлообрабатывающая, лёгкая, пищевая промышленность и др. Педагогический институт.… … Энциклопедический словарь

- (в 1934 61 Сталинири) город (с 1922), центр Юго Осетинской АО Грузинской ССР. Расположен на р. Большая Лиахви (приток Куры), на высоте 870 м. Соединён ж. д. веткой (33 км) со станцией Гори (на линии Самтредиа Баку). 33 тыс. жителей (1974) … Большая советская энциклопедия

Цхинвали - (Tskhinvali)Tskhinvali, столица Северо Осетинской автономной области в Республике Грузия, Кавказ, к С. З. от Тбилиси … Страны мира. Словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Цхинвали (значения). Цхинвали … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Цхинвали (значения). Координаты: 42°13′43.06″ с. ш. 43°57′40.44″ в. д. / 42.228628° с. ш. 43.961233° в.& … Википедия

Книги

  • Тамара и Давид , А. Воинова. В книгу вошел исторический роман Александры Воиновой "Тамара и Давид"…
  • "Независимая" Грузия. Бандит в тигровой шкуре , Михаил Леонтьев, Дмитрий Жуков. Недавние события в Южной Осетии наглядно продемонстрировали, что под тигровой шкурой может скрываться вовсе не витязь, а бандит с большой дороги. Разрушив Цхинвали, убив наших миротворцев,…

Южная Осетия – это край гор и живых, стремительных рек, край овеянный романтикой сказаний и древних легенд, край, воспетый великими поэтами и прозаиками.
Если вы внимательно всмотритесь в карту республики, то заметите, что только десятая часть ее поверхности занимает предгорье, разумеется, с лесостепным ландшафтом. Остальная же территория - это горы, горы и ещё раз горы.
Южная Осетия – это край природных контрастов, так милых туристскому сердцу.
Прекрасна в своём стремительном беге, в окружении буйной зелени главная река нашей республики – Большая Лиахва, относящаяся к бассейну КурыВся территория Южной Осетии представляет собой уникальный археологический памятник мирового значения. Это обусловлено тем, что Южная Осетия занимает тот участок Центрального Закавказья, который в четвертичное время представлял собой «мост суши», связывавший Большой Кавказ с переднеазиатской областью.
Южная Осетия - это край старинных горных селений, где среди руин ещё тянутся ввысь своими выщербленными временем верхушками когда-то грозные башни, а на окрестных холмах сиротливо ютятся приземистые могильники и дзуары (святилища), и сохранились следы суровой жизни горцев.
Здесь на каждом шагу вас ждет встреча с удивительным миром, где переплетаются сказки и быль. И где бы ни ступала ваша нога, повсюду - на равнинах и крутых горных склонах, вдоль рек и дорог – встречаются сохранившиеся до наших дней памятники материальной культуры: сигнально-сторожевые башни, фамильные крепости, склепы, церковные сооружения – все они безмолвные свидетели истории Южной Осетии.
Памятники архитектуры на территории республики стали ее неотъемлемой частью. Они гармонично вписываются в окружающую природу, ведь трудно представить горный аул без сторожевой башни или крепостного сооружения. В них отражается яркая картина художественного творчества народа, его жизни, культуры и быта.

Все последние годы главным праздником новой Южной Осетии, вне всякого сомнения, является День Республики, который отмечается каждый раз 20 сентября. В этом году мы будем праздновать его уже в 23-й раз. И всегда этот день отмечается с особой торжественностью: военный парад, демонстрация, многочисленные гости, трибуна с первыми лицами государства… Все население на улицах города, концерты, фейерверки, поздравления, награждения. Словом, все как должно, все как положено.Напомним, что 20 сентября 1990 года решением четырнадцатой сессии Юго-Осетинского Совета народных депутатов двенадцатого созыва, Юго-Осетинская автономная область была преобразована в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику. Помимо решения о становлении Республики, в документе содержится еще два важных пункта. Во-первых, ставится вопрос об обращении в Верховный Совет СССР о включении в состав СССР в качестве самостоятельного субъекта федерации Юго-Осетинской Советской Демократической Республики. И, во-вторых, говорится о том, что следует обратиться в республики СССР с просьбой о заключении с ЮОСДР договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Республикæ Хуссар Ирыстоны сæрмæ мæлæтхæссæг тасдзинад кæй сæвзæрд, йæ адæмы æмæ йын йæ культурæ скуынæг кæныны онг чи æркодта, уыцы фыдракæндты, ирæтты геноцид æмæ 1989-1992 азты ССР Цæдисы ныппырхы рæстæджы Республикæ Гуырдзыстон æгъатырдзинад æмæ гадзрахатдзинад кæй æххæст кæны, – нацийы хæдуагæвæрды бартыл бындуриуæггæнгæйæ, кæцы хынцыд цæуы ИНО-йы Статус æмæ æндæр дунеон-барадон документтæй,

1990 азы 9-æм декабры Республикæ Хуссар Ирыстоны Уæлдæр Советы æвзæрстыты хатдзæгтæ хынцгæйæ æмæ адæмы фæдондзинадмæ гæсгæ, кæцы æвдыст æрцыд 1992 азы 19-æм январы референдумы,

Республикæ Хуссар Ирыстоны паддзахадон суверенитеты тыххæй Деклараци æххæст кæнгæйæ, Уæлдæр Совет цытджын æгъдауæй сиды ХУССАР ИРЫСТОНЫ ХÆДБАРДЗИНАД æмæ хæдбар паддзахад Хуссар Ирыстон саразын.

Республикæ Хуссар Ирыстоны территори у æнæдихгæнгæ, æмæ нырæй фæстæмæ Хуссар Ирыстоны территорийыл тых ис æрмæстдæр Республикæ Хуссар Ирыстоны Конституци æмæ закъæттæн.

Ацы акт йæ архайды цæуы йæ райсыны рæстæгæй.

РЕСПУБЛИКÆ ХУССАР ИРЫСТОНЫ

УÆЛДÆР СОВЕТ

Ноябрь 1989 года – начало конкретного, системного претворения в жизнь грузинского плана по уничтожению Осетии. 1989 год – начало грузино-осетинской войны.

События развивались следующим образом. 10 ноября 1989 года XII чрезвычайная сессия Совета народных депутатов Юго-Осетинской области приняла решение о преобразовании области в автономную республику в составе Грузинской ССР. «Преобразовать Юго-Осетинскую автономную область в автономную советскую социалистическую республику. Просить Верховный Совет Грузинской ССР и Верховный Совет СССР рассмотреть вопрос придания Юго-Осетинской автономной области статуса автономной республики», – так было сформулировано решение XII чрезвычайной сессии.

Политическая наивность в Южной Осетии, конечно, удивляет. Было очевидно, что в Грузии никто не собирается в таком контексте рассматривать ситуацию. И факты были более чем очевидные. Тем не менее, в Южной Осетии считали, что, советская система все-таки укрепится, и все эти постперестроечные политические вольности утрясутся. Все получилось с точностью наоборот. Решение сессии еще более усилило радикально-националистическую динамику грузинского общества.

23 ноября 1989 года – роковая дата начала драматических событий для Южной Осетии в новейшее время. Это начало войны, необъявленной, но ведущейся по всем правилам жестокой политики, и имеющей единственную цель – уничтожение южных осетин и аннексия его территорий.

Во время ноябрьского противостояния1989 года, когда 50-тысячная масса людей из различных грузинских неформальных движений вздумала провести митинг в Цхинвале, грузинским «новым демократам» хотелось продемонстрировать свою силу и показать, кто есть кто на территории, которую они планировали отобрать.

Весь Цхинвал собрался на границе, чтобы не пустить в город врага. И враг повернул. Безоружные цхинвальцы силой духа сумели тогда отстоять свою границу и свою столицу. Но было ясно, что это начало войны, к которой надо готовиться. Было очевидно, что Грузию, которая практически вся была охвачена национал-шовинистическим настроем, ничего не остановит.

Для южных осетин в Грузии место не предусматривалось даже на ее собственной территории. Здесь считали, что автономия должна быть упразднена, как не имеющая «никакой историко-политической основы».

Официальный Тбилиси, не считаясь с историческими фактами, считал автономию Южной Осетии лишенной всякой легитимности, считая ее большевистским изобретением. Ее наличие здесь считали неким посягательством на ее территорию.

В своем выступлении на сессии Верховного Совета республики Грузия Звиад Гамсахурдия сказал: «Большевистская аннексия 1921 года уничтожила государственность Грузии и превратила нашу страну в часть коммунистической империи. С первых же дней советизации началось посягательство на территориальную целостность Грузии, треть нашей территории была роздана соседним странам, а на остальной территории образовались незаконные автономии».

Осетинам в этом же выступлении было предложено создавать свою государственность в Северной Осетии.

Выдумывалась некая угнетенность грузинского населения на территории Южной Осетии с большим количеством лживых фактов, подтверждающих якобы плохое положение грузин.

Южным осетинам дали статус «гостя» на его земле. Факт этот естественно не подтверждается историческими источниками. Между тем, грузинские историки на неоднократные приглашения принять участие в открытой исторической дискуссии, предлагаемой осетинскими учеными, всегда отказывали. Ну, а на огромное количество псевдонаучной литературы, которую выпускали в Грузии, осетинская сторона не имела возможности отвечать.

Пророссийский настрой осетин так же определялся в Грузии как отрицательный.

Вся государственная политика Грузии в этот период проводилась в режиме антиосетинской идеологии и практически определила формы дальнейших шагов, отрезав путь к компромиссам и мирному решению. По отношению к Южной Осетии был выбран ультимативный подход. Причем, ультиматумы эти были заранее невыполнимы. Так, предлагалось вместе с Грузией выйти из состава СССР, порвать с Россией. При этом, очевидно, что, даже уступив, осетины потеряли бы свой автономный статус. Односторонность этнических, грузинских интересов была более чем очевидна.

Совершенно естественно и логично, что осетинская реакция на политику Грузии была защитной, вытекающей из национальных интересов сохранения, выживания и дальнейшего развития этноса.

Народ Южной Осетии не хотел выходить из состава СССР. В этой связи встал вопрос о воссоединении с Севером Осетии.

В Меморандуме трудящихся и общественности автономной области Южной Осетии, в адрес ВС СССР, ВС РСФСР, ВС Грузии, президента СССР М. Горбачева, председателя ВС РСФСР Б.Ельцина, ООН, Европейского Парламента, МИД СССР, посольств и представительств зарубежных стран в СССР, Гаагской академии международного права говорилось: «…включение южной части Осетии в состав Тифлиской губернии стало основанием для последовавшей исторической трагедии раздела малочисленного осетинского народа. Россия, спасшая в 1921 г. южных осетин от геноцида, обязана сделать следующий демократический шаг и поддержать воссоединение Северной и Южной Осетии».

В столь сложной и драматической ситуации, угрожающей национальной безопасности необходимо было принять решения отвечающие интересам народа.

Областной комитет партии, в который по привычке какое-то время еще верили, практически был деморализован и не реагировал адекватно на ситуацию. Оставался областной совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области. Облсовет по традиции считался органом формальным. Однако, именно он в столь трудное время оказался наиболее способным принимать, обсуждать важные решения и, фактически, сыграл роль древнего осетинского ныхаса.

Это древняя и уникальная форма общественного управления, отвечавшая лучшим демократическим образцам, которые наш народ умело использовал в периоды внешней агрессии, угрозы ассимиляции, уничтожения этнической общности.

История осетинского народа развивалось так, что выработала в нем качества консолидированного, согласованного подхода к решению проблем в сложных драматических ситуациях. Именно эти качества народа вновь помогли в трудные 90-е годы, когда наш народ оказался на грани физического уничтожения.

Бездействие партийных органов вызвало активные общественные движения. Фактически, в этот период именно они имели доверие народа, который увидел в их идеях то, что отвечало национальным интересам и показывало реальный путь действий. Налицо был паралич существующей системы власти, обстановка же требовала серьезного реагирования. Партийно-коммунистическая идеология никак не находила в своих программных установках ответы на сложные вопросы меняющейся действительности.

Эти ответы были найдены в программах первой общественно-политической организации «Адамон ныхас», образованной в 1988 году. Кризис власти вывел на ведущую роль национальное движение, активизировав движения по поиску новых механизмов политической организации.

У истоков национального движения стояли преподаватели Юго-Осетинского Госпединститута А. Чочиев, З. Битарты, ученые НИИ – З.Цховребов, Н. Джусойты, впрочем, отошедший впоследствии от движения также как и преподаватели ЮОГПИ А. Плиев, Л. Чибиров, Р. Кочиев, в движении принимали участие учителя, инженеры, студенты, рабочие.

«Основными целями «Адамон ныхас» были защита и пропаганда родного языка и литературы, подъем экономики Южной Осетии, культуры, защиты экологии. Однако, уже с первых дней деятельности «Адамон ныхас» был вынужден заниматься политическими вопросами, ибо в отличие от своих коллег-неформалов Грузии, Прибалтики, Украины, пользовавшихся неограниченной поддержкой своих партийных секретарей, народный фронт Южной Осетии встретился с открытой враждебностью Юго-Осетинского Обкома партии», – так пишет о начале деятельности «Адамон ныхас» один из его активистов.

С течением времени, по мере нарастания антиосетинской истерии в Грузии, «Адамон ныхас» все больше превращался в политическую организацию, фактическим идеологическим центром, определившим основные стратегические действия.

Но для выполнения этих действий и решений нужен был легитимный орган власти. Им стал Областной Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области.

Впервые за всю свою историю этот орган стал определяющим для Южной Осетии, рассматривая вопросы, которые ставили не партийные органы, а реальная общественно-политическая ситуация и требования людей.

Обстановка тем временем накалялась. 20 сентября 1989 г. в республиканских газетах Грузии были опубликованы проекты законов «Грузинской ССР». В этих проектах значительно были урезаны права Юго-Осетинской автономной области, в частности изменения границ, лишения права избирательной инициативы, права вето и т.д. В Южной Осетии на это отреагировали крайне отрицательно. 22 сентября была создана комиссия по выработке предложений по законопроектам.

И уже 26 сентября состоялась 11 сессия Юго-Осетинского Областного Совета народных депутатов, которая одобрила «Предложения о внесении изменений и дополнений к проекту Конституции Грузинской ССР и Юго-Осетинской автономной области». Однако Верховный Совет Грузинской ССР проигнорировал предложения сессии народных депутатов Южной Осетии.

В ноябре был опубликован проект Государственной программы развития грузинского языка, предусматривающей ущемление языков народов, проживающих в Грузии, в том числе и в автономиях. Главное здесь было – перевод делопроизводства на грузинский язык. Во все учреждения из Тбилиси выслали машинки с грузинском алфавитом, документы на русском языке возвращались.

Это вызвало протесты в Южной Осетии. Было ясно, что необходимо принять законодательные решения для ограждения себя от «гуманитарной агрессии» Грузии.

В области шел поиск путей решения вопросов, которые требовали нового подхода. Общественное мнение к тому времени формировалось под воздействием национального движения «Адамон ныхас». Именно под воздействием «Адамон ныхас» было принято решение 12 сессии Областного Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области о преобразовании в автономную республику в составе ГССР. Тогда представлялось, что повышение автономного статуса предоставит осетинам более широкие права. Реакция грузинских властей была более чем враждебная. Практически, во всех грузинонаселенных пунктах различными неформальными движениями были проведены митинги с требованием ликвидировать Юго-Осетинскую автономию.

16 ноября 1989 года было принято Постановление Президиума Верховного совета Грузинской ССР «О решениях двенадцатой сессии Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области двенадцатого созыва», которое аннулировало решения двенадцатой сессии Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области двадцатого созыва.

Было совершенно очевидно, что впредь все решения Юго-Осетинских властей, отвечающие национальным интересам, будут блокироваться Грузией. Необходимы были новые меры, новые решения.

В ноябре на сессии Верховного Совета Грузинской ССР была создана комиссия по изучению вопросов, связанных со статусом Юго-Осетинской автономной области. Тогда же был принят Закон Грузинской ССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Грузинской ССР, в которой, как мы уже отмечали, предложения от Южной Осетии учтены не были.

19 ноября в Тбилиси выехала делегация представителей Южной Осетии для предотвращения дальнейшей эскалации ситуации. Однако все оказалось безрезультатным.

В апреле 1990 года вышел Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В нём говорилось: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе».

Однако в Грузии этот Закон был проигнорирован. Между тем 26 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принимает еще один Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», где в ст. 3 сказано: «территория союзной автономной республики, автономного образования не может быть изменена без их согласия».

С нормативной точки зрения союзное руководство в сложившейся ситуации нарастания национально-освободительных движений, демократических процессов фактически уточнила и дополнила законодательную базу.

В Южной Осетии следовали этим Законам, в Грузии же их игнорировали.

Вследствие этого, в июне 1990 года тринадцатая сессия Юго-Осетинского Областного Совета народных депутатов двадцатого созыва принимает решение «О действиях Законов СССР на территории Юго-Осетинской автономной области в случае отмены Верховным Советом ГССР актов Ревкома Грузии от 16 февраля 1921 года, 24 марта 1921 года».

Сессии стали настоящей политической трибуной, где обсуждались не формально представленные уже решенные обкомом партии вопросы, а конкретные проблемы, продиктованные реальностью и отвечающие национальным интересам.

Таким образом, представительный орган советского периода закладывал новые основы, отвечающие национальным интересам, реагируя на правовые документы Грузии, пытающейся незаконными действиями лишить гражданских прав южных осетин. Депутаты отслеживали ситуацию, анализировали и принимали решения в рамках международного права, которое мировым сообществом по отношению к Южной Осетии не соблюдалось.

Так, союзные республики, объявив о своей независимости, почти сразу же были приняты в ООН, ОБСЕ и другие международные организации, в обход решения проблем с автономными образованиями, народы которых также имели те же права.

Более чем, очевидно, что малые народы во всех смыслах оказались в трудном положении. С одной стороны, – объективное, исторически обоснованное стремление к национальной самостоятельности, с другой стороны – сложившиеся субъективные преграды «имперских территорий» и конъюнктурность международного права, ограниченность доступа к информационным мировым ресурсам. Малые народы постсоветского пространства были фактически лишены самостоятельных возможностей вести борьбу за свою независимость дипломатическим путем. И в реальности оказалось, что силовой метод решения оставался единственным и обязательным.

Свое право на национальную, политическую независимость народу Южной Осетии приходилось отстаивать в труднейших условиях противостояния с международно-правой машиной и милитаристской политикой Грузии. Так называемые, мини – империи использовали в своих целях эту конъюнктурность современного международного права.

И как справедливо отмечает В. Кецба, абхазский ученый: «Отсутствие международной правосубъектности, отсутствие международного признания создают существенные, и даже исключительные трудности в развитии интеграционных процессов. Как показывает практика международных отношений, непризнанные государства зачастую становятся картой для разыгрывания сиюминутных конъюнктурных акций, исключающих возможности устойчивого развития».

Углубление в юридические нюансы не наша задача, хотя надо отметить, что объективное представление проблемы самопровозглашенных государств лежит на стыке истории и права.

Депутаты областного совета народных депутатов Югоосетинской автономной области исходили во всех своих начинаниях из современного международного права, в котором факт признания государства не является обязательным признаком суверенной государственности. И признаками ее являются:

    наличие территории;

    наличие постоянного населения;

    наличие организованной власти;

    способность вести международные отношения и исполнять международные обязательства.

Складывающаяся ситуация в 89-90-ых годах аккумулировала власть в представительном органе. И это абсолютный признак осетинских демократических традиций, готовности и умения контролировать и руководить территорией, исторически принадлежавшей осетинскому народу.

Практически первые шаги Юго-Осетинского областного совета народных депутатов по руководству ситуацией были положительно восприняты населением. Так, депутатами Облсовета народных депутатов принимались обращения, призывы.

«Народ возмущается своим бесправным положением, кадровой политикой, но не понимает, что исправить положение без суверенитета нельзя. Посмотрите, сколько пострадавших осетин. Тяжелое положение народа – это следствие колониальной политики. Я вас, уважаемые депутаты и гости, предупреждаю – народ уже никто не успокоит, накопилось столько несправедливости, что взрыв сможет произойти в любой момент. Нельзя этого допустить! Но народы сейчас могут помирить только равноправие, нужен суверенитет» – говорилось в одном из обращений, пусть несколько наивном и эмоциональном, но реально отражающем суть отношения людей к тому, что происходило.

В обществе все понимали, что необходимы конкретные и принципиальные решения по статусу Южной Осетии. Ранее принятое решение о повышении статуса автономной области до автономной республики в составе Грузинской ССР было ошибочным и политически наивным. Но с другой стороны, реакция на него грузинской стороны иллюстративно показала, что осетины никаким образом не вписываются в контекст грузинской националистической политики, и ни о каких правах речи не может быть. Звучал призыв: «Грузия для грузин». У Южной Осетии отняли даже ее название. Все СМИ, политики, общественные деятели были обязаны вместо «Южная Осетия» писать и говорить: «Самачабло». Каким-то образом «Южная Осетия» даже была объявлена сердцем Грузии.

Тем не менее, учитывая сложность ситуации, специфичность осетинского общества, воспринимавшего советскую действительность, как нечто постоянное, Облсовет совместно с национальным движением «Адамон ныхас» сумели достаточно быстро взять ситуацию под контроль.

«Вынести приговор» областному комитету партии и начать проводить адекватную национальную политику, пусть и под влиянием «Адамон ныхас», говорит о здоровом потенциальном ресурсе, который все-таки был у советских депутатов.

Принимались законодательные решения важного исторического и национального значения. И по прошествии времени можно сказать, что это были грамотные, взвешенные решения.

При всей неоднозначности отдельных депутатов, которые привыкли работать в других политических условиях, когда не надо было думать, даже не рекомендовалось, большинство депутатов правильно понимали ситуацию. Именно этот депутатский корпус подготовил историческую, 14-ую сессию Областного Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области, на которой во второй раз был изменен статус области, уже без оглядки на Грузинскую СССР и принята важная Декларация о Суверенитете.

Сессия состоялась 20-го сентября 1990-го года. Решения сессии были очень важны в политическом и национальном смысле. Было принято решение о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую республику, а также решение о дате выборов в Верховный Совет вновь образованной республики.

Это было историческое решение, которое говорило об исключительных демократических традициях. Именно они помогли конструктивной сублимации нашей осетинской представительной власти. При всех недостатках, это решение принял депутатский корпус советского созыва, у которого победило национальное самосознание, национальная необходимость, высокое гражданское чувство и позиция.

Другой важный документ, который принял депутатский корпус – Декларацию о суверенитете Южной Осетии.

«Областной совет народных депутатов Южной Осетии, выражая волю народа Южной Осетии исходя из потребностей всестороннего обеспечения демократических прав и свобод человека в Южной Осетии, заботясь о полноценном политическом, экономическом и социальном развитии, признавая необходимость построения правового государства, признавая неотъемлемое право осетинского народа на свободное самоопределение, провозглашает суверенитет Южной Осетии, как верховенство интересов и самостоятельности ее народа, осуществляемое через высший орган народовластия Южной Осетии в лице законно и демократически избранных представителей народа – депутатов Южной Осетии»

В этом документе – политическая воля народа Южной Осетии, который объявил миру о своей государственности.

Депутаты областного совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области сделали принципиальный, отвечающий национальным интересам выбор, осознавая, что за реализацию своей государственности предстоит дальнейшая борьба.

20-го сентября также было принято решение о нормативном режиме на территории теперь уже Юго-Осетинской советской демократической республики. В связи с тем, что Грузия признала незаконными и недействительными все государственные структуры и все договора, заключенные Грузией после февраля 1921-го года и «поскольку Юго-Осетинская автономная область образована после 1921-го года, и также признана незаконной вследствие вышеупомянутых постановлений Верховного Совета Грузинской ССР, единственной правовой гарантией существования Юго-Осетинской автономной области является Конституция СССР и Законы СССР согласно статье 74 Конституции СССР».

Цхинвал – столица частично признанного государства Южная Осетия. Население составляет 46 тысяч человек, это маленький город.

Цхинвал расположен возле южных склонов Кавказского хребта на реке Большая Лихва.

Грузия не признаёт суверенитет Южной Осетии и считает, что Цхинвал расположен в Горийском районе края Шида-Картли.

История

Территория современного Цхинвала была заселена ещё в далёком бронзовом веке. Здесь найдены остатки древних поселений в результате археологических раскопок. Здесь жили как племена иберийцев, так и племена сарматов.

Вначале Цхинвал был небольшим грузинским селом. Первое упоминание о Цхинвале датируется 1398 годом. В том же документе рассказано, что на месте современного города когда-то стояла древняя крепость, построенная персами. В те годы территория современной Южной Осетии была захвачена Персией.

Цхинвал в те времена был небольшим городом, в котором проживали монахи из числа крепостных.

В 1801 году одно из разрозненных грузинских государств – Картли-Кахетинское царство – присоединяется к России. Цхинвал, бывший в те годы в составе этого государства, включается в состав Российской империи.

С 1805 году Цхинвал – уездный город Грузинской губернии.

В 1840 году было образована Грузино-Имеретинская губерния, Цхинвал становится уездным городом.

В 1846 году образовывается Тифлисская губерния, город включён в её состав.

В 1918 году Грузия провозглашает свою независимость, Цхинвал входит в её состав.

В 1921 году Грузия теряет независимость, в городе установлена Советская власть.

В 1934 году город лишается своего исторического названия и переименовывается в честь Сталина – Сталинир.

Город не был оккупирован немцами во время Великой Отечественной войны – сюда просто не дошла линия фронта.

Историческое название – Цхинвал – городу было возвращено в 1961 году, когда он находился в составе Грузинской ССР. Цхинвал был административным центром Южно-Осетинской автономной области, входившей тогда в состав союзной Грузии.

После провозглашения Грузией независимости в Южной Осетии началось движение южных осетинов за независимость. Разгорелся первый осетино-грузинский конфликт. Грузинские войска в 1992 году нанесли по Цхинвалу мощный удар, в результате чего было много жертв среди осетинского населения. Летом 1992 года боевые действия были прекращены в результате подписанных Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе Сочинских соглашения о прекращении огня.

Однако конфликт по-прежнему был тлеющим, отношения между этническими грузинами, проживающими на территории Южной Осетии и, в частности, в Цхинвале, и осетинами были напряжёнными.

В августе 2008 года конфликт снова повторяется. Снова грузинская армия разрушает Цхинвал. Однако Южная Осетия объявляет о своей независимости и выходе из состава Грузии. Цхинвал становится столицей новой страны.

На сегодняшний день город потихоньку восстанавливается от полученного ущерба. Ни один памятник архитектуры не сохранился в первозданном виде после активных боевых действий с применением реактивной артиллерии и боевой авиации, поэтому, в некоторых случаях уместно в этой статье говорить о бывших памятных местах или об остатках некогда величественного памятника истории. Но всё же…. попробуем описать южно-осетинскую столицу.

Карта

Музеи

В Цхинвале находятся всего лишь два музея.

Краеведческий музей – восстановлен после боевых действий. Музей охватывает всю историю Южной Осетии, включая и периоды двух вооружённых грузино-осетинских конфликтов.

Музей геноцида — создан вскоре после окончания войны 2008 года. Здесь подробно описаны военный действия 2008 года, представлены архивные фотографии, документы.

Достопримечательности

До осетино-грузинских войн в городе было довольно много исторических памятников. Сейчас от многих остались развалины.

Остатки Еврейского квартала Цхинвали – интересная достопримечательность города. Здесь издавна жили грузинские и осетинские евреи и в городе был целый квартал. Квартал опустел в 1991 году, когда большинство грузинских евреев покинуло город вместе с грузинскими беженцами. Здесь были сосредоточены самые старые дома города. Это настоящий средневековый город.

Почтамт Цхинвала – ещё одно красивое здание в центре города. Знаменит тем, что пользовался марками непризнанной Южной Осетии – здесь их наклеивали на конверты. Южно-осетинские марки принимались во всех почтовых отделениях кавказских республик и в российских городах Северного Кавказа.

Згудерский холм – гора, которая находится на востоке Цхинвала. Отсюда можно сделать интересные фотографии города – он хорошо виден весь.

Спортивный центр Алины Кабаевой – новая достопримечательность, построенная на пожертвования Алины Кабаевой. Это современный центр отдыха и для занятий спортом.

Московский микрорайон – самый современный район в городе. Фактически, это заново отстроенный город.

Культовые сооружения

В городе есть несколько исторических церквей и храмов:

— Кавтская церковь;

— церковь Успения Пресвятой Богородицы;

— церковь Святого Николая;

— Квирацховельская церковь;

— Згудерская церковь;

Памятники

В Цхинвале есть несколько скульптурных памятников:

— памятник Коста Хетагурову – осетинскому писателю и художнику;

— памятник скорби;

— памятник герою Великой Отечественной войны А. Коблову;

— памятник труженикам тыла;

— памятник Владимиру Сацаноеву;

Вечный Огонь;

— памятник Герою Советского Союза Чочиеву В.С.;

— памятник Герою Советского Союза Остаеву А.Е.;

— памятник Герою Советского Союза Сабанову Г. Л.;

— памятник Герою Советского Союза Цховребову И.Д.;

— памятник Александру Пушкину, российскому писателю;

— памятник Тарасу Шевченко, украинскому писателю.

Вокзалы

В городе остался железнодорожный вокзал, однако железнодорожного сообщения нет уже 25 лет – с момента развала СССР и разобрана железная дорога. А в былые времена из Цхинвала курсировал пассажирский поезд на Тбилиси и были даже прицепные вагоны до Москвы.

Парки

Парк культуры в Цхинвале – это единственный парк в городе, где можно прогуляться по дорожкам. Здесь есть и скамейки для отдыха. Летом в парке цветут многочисленные цветочные клумбы.

Климат

Климат здесь – умеренный. Есть ярковыраженная смена времён года. Лето здесь тёплое и влажное, с частыми дождями и грозами. Зима – холодная, выпадает снег и держится мороз. Цхинвал считается одним из самых прохладных мест на Кавказе. В реке Большая Лихва купаться можно только в летние месяцы – с июня по август, в остальное время температура воды держится меньше 18 градусов тепла.

У каждого своя правда. Беседуя в Турции с грузином услышал от него, что по грузинским СМИ вдалбливают населению, что это Россия начала ту войну. Там не увидеть разрушенный грузинскими ВС Цхинвал и убитых мирных осетин, зато других фактов навалом. Война есть война. Самое интересное, что я так и не убедил этого грузинского парня в обратном. Он приехал в Турцию горе мыкать на случайных заработках в Турции. Видимо, на Родине не сахар.

Теперь о преступном медленном принятии решения об ответе на агрессию со стороны Саакашвили. Это очень хорошо показано во во втором фильме "Потерянный День".
Чего Вы хотите от Медведева-марионетки? Он был поставлен Путиным попридержать место на 4 года.

Конечно, Медведев лукавит, когда говорит, что сам, как президент, принял решение о начале боевых действий. Без консультации с Хозяином, что был в Пекине.
Ещё как консультировался этот марионеточный президент! Такие серьёзные решения он не в силах принимать. Не для того поставлен на пост. Поставьте себя на его место. Как бы Вы поступили?

Для меня очевидно, что Путин узнал сразу же о агрессии. Почему медлил?
Политика грязное дело, к сожалению.
Нужно было чтобы грузины увязли в Цхинвали и побольше натворили там преступлений.
Собрать побольше фактов о зверствах этих "вояк" против мирных осетин.
Тогда бы российской дипломатии легче бы стало оправдать адекватный ответ. Представьте какой вой поднял бы лживая Американская и европейская пропаганда если бы российские военные поторопились защитить жизни мирных людей. Даже после таких жертв находятся оппоненты Вам, Дмитрий, ничего не желающие видеть и слышать.

Кроме того Путину повезло в очередной раз. К августу 2008 года он не президент, а всего лишь премьер.
Какой с него спрос за медлительность? Формально это не его функция принимать такое серьезное решение.
Да ещё и находится в Пекине. Вину за медлительность очень удобно списать на мальчика - блогера Медведева.
А тот прикрывал Хозяина, когда говорил, что самолично как президент принял решение.
Я это как-то так вижу. В фильме рассказана правда не до конца.

Политика грязное дело. Погибшие осетины в первые дни грузинской агрессии - это необходимые жертвы и разменная монета. Извините за цинизм. Путин, наверное, опять прав когда медлил. Судить трудно.

И, конечно, однозначно он прав когда принял наконец решение о защите осетин, вводе войск в Грузию и принуждению Саакашвили к миру. Зато теперь в Осетии мир и нет провокаций и обстрелов сел и городов Ю. Осетии, как с 1991 по 2008 год.

И ещё страшно подумать что бы случилось, если бы грузинские генштабисты запланировали бы взрыв Рокского тоннеля. Триумф российской армии был бы под вопросом. Всё висело на волоске. К счастью, грузинские военачальники оказались не только трусливы, но и полностью недальновидны и непрофессиональны

Все перечисленные ниже достопримечательности перечислены в произвольном порядке, без всякой систематизации. Посещать их рекомендуется таким же образом - в зависимости от ваших интересов, мобильности и настроения с
утра.) Начнём, пожалуй, с центра...

Почтамт (ул. Сталина, 16; рядом со сквером Коста Хетагурова и Театральной площадью).

1.

Киоск напротив цхинвальского почтамта пережил всё - и распад СССР, и безвременье эпохи непризнания, и обе грузино-осетинские войны. Сентябрь-2008.

Во времена непризнанного существования республики в сейфе цхинвальского почтамта жили красочные марки с надписью «Respublikae Xussar Iryston » («Республика Южная Осетия»). Первые увидели свет в 1994 г. , спустя два года после обретения фактической независимости от Тбилиси. В конце девяностых письма, оплаченные марками формально не
существовавшего государства, иногда доходили до Владикавказа, а бывало - и до других, более удалённых городов России.

2.


Отправленное в августе 1999 года письмо с марками "несуществовавшей" Южной Осетии спокойно дошло из Цхинвала во Владикавказ, а оттуда - в Москву и Подмосковье. Марки погашены советским штемпелем, на котором название
города написано на русском и грузинском языках. (Из коллекции автора.)

3.

Эту открыточку, отправленную в том же 1999 году (во время моего первого посещения ЮО) франкировали уже по-честному - российскими, а не "самостийными" марками. Из местного почтового колорита остался только старый советский штемпель Цхинвали , где название города написано по-русски и по-грузински.

Впрочем, для почтовых нужд «шахматы», «бабочки» и «котята» из экзотической республики использовались крайне редко. Почти в 100% случаев цхинвальские почтовики клеили на конверты марки России, в то время как югоосетинские продавались на московских филателистических тусовках. Там же в немалом количестве встречались почтовые выпуски «собратьев по статусу» - Абхазии , Нагорного Карабаха и Приднестровья .

После признания Южной Осетии её призрачная почтовая самостоятельность сошла на нет - «независимых» марок больше не выпускают, а сам почтамт, отремонтированный и помолодевший, превратился в филиал «Почты России». Сегодня, если повезёт, отсюда можно отправить видовую открытку с российской маркой и позвонить на родину с переговорного пункта в том же здании (если нет сим-карты местного «Мегафона»).

Главная городская церковь (1718), площадь Защитников Отечества, вниз от Театральной площади мимо здания парламента. При основании храм был армянским и носил имя Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы), затем сменил конфессию с монофизитской на православную и стал грузинским Хвтисмшобели. Теперь храм осетинский, причём наверняка с тем же, богородичным, названием.

4.


Вид на осетинский храм с улицы Армянской, что в Еврейском квартале.)) ентябрь-2012.

5.


Интерьер главного цхинвальского рама. Сентябрь-2012.

От него организуют паломнические поездки по святым местам Южной Осетии, прежде всего к храму святого Георгия в селе Джер на границе Цхинвальского и Джавского районов. Поскольк Джерский храм laquo;по совместительству» является главным в республик святилищем осетинской традиционной веры , на дверях цхинвальской церкви вывесили антиязыческие "рекомендации". Паломникам напоминают, что в храм нельзя вводить жертвенных баранов, и
призывают не давать денег за обряды «жуа ры ла гта » - смотрителям святилища, поскольку «Бог не слышит молитвы этих
самозванцев». Говорится и о том, что нельзя оставлять деньги внутри храма, что осетины обычно делают, посещая свои святилища-дзуа ры .

6.

Главный цхинвальский храм. Антиязыческие наставления.

К югу от храма, вдоль реки до Большого базара протянулся самый колоритный район Цхинвала - обширны Еврейский квартал с кривыми улочками, руинами синагоги и нескольких купеческих особняков. Несмотря на полный исход еврейского населения и невероятное запустение после войны-2008 эта часть Старого города даёт представление, как здесь
жили лет 50, а то и 70 лет назад.

7.

8.

9.

10.


Руины купеческого особняка в Еврейском квартале. Сентябрь-2012.

11.


Тот же особняк при ближайшем рассмотрении. Фрагменты надписи на фронтоне как бы подсказывают, что цхинвальские евреи были грузиноязычными. Сентябрь-2012.

В южной части еврейского квартала (бывшая улица Тельмана) отыщите очень древнюю грузинскую церковь, сложенную из речного камня и за многие столетия сильно вросшую в землю. Соседней пятиэтажке от силы лет сорок, храму - одиннадцать веков.

12.

13.

14.


Окна с алтарной части. Сентябрь-2012.

15.

Грузинская ц ерковка на Тельмана. Лицом к выходу.

Военный мемориал у пятой школы (южная часть проспекта Алана Джиоева, или, по старой памяти, Ленина). В 1992 году, во время первой грузинской войны, здесь во дворе между школой и соседними пятиэтажками , обрели последний приют около 500 жителей Южной Осетии - ополченцев, цхинвальских омоновцев, мирных горожан и беженцев. Хоронить погибших на городском кладбище не было возможности - его территорию занимали грузинские формирования. После второй войны на мемориале прибавилось несколько могил с датами 8, 9 и 10 августа 2008 года.

16.

17.

18.


Следы обстрела в 2008-м.

Башня грузинского танка , подбитого министром обороны ЮО генералом Анатолием Баранкевичем
(Московская, 4, в здании Дома профсоюзов РЮО недалеко от Вокзальной площади).

19.

Отражая наступление грузинских войск на Цхинвал в августе 2008 г., Баранкевич выстрелил в танк из гранатомёта сзади и попал в башню. Внутри танка сдетонировали снаряды, и башню отбросило на несколько десятков метров. Вросшую в крыльцо Дома профсоюзов башню не стали убирать - оставили как памятник.

20.

Для панорамных съёмок очень хороши многоэтажные дома в южной части города и Згудерский холм - в восточной. Со Згудери (фото 21-25) оптимально снимать на рассвете. На вершину холма, расположенного на левом берегу реки Большая Лиахва, ведёт металлическая лестница. Не пропусти те миниатюрную церковь на окраине кладбища, ей больше тысячи лет. От Театральной площади в центре Цхинвала до Згудерского холма минут 20-30 пешком.

21.


Цхинвал в районе городского водохранилища, вид со Згудерского холма. Горы на горизонте - иностранное государство Грузия. Сентябрь-2012.

22.


Часть Еврейского квартала. Справа от пятиэтажки - храм, показанный на фото 12-15.

23 .


Снова Еврейский квартал. Справа заметны руины купеческого особняка с фото 10-11 слева внизу (с белой стеной и маковкой) - неопознанная церковь, посередине (с коричневыми крышами) - дома, построенные после 2008 года.

24.


На переднем плане - спортивный центр Алины Кабаевой, дальше и правее - монументальное здание российского посольства.

25.


Белое высокое здание вдалеке - Дом правительства Южной Осетии. На дальнем плане справа - Присские (?) высоты.

Из многоэтажек лучше всего подойдут те, что на ул. Гафеза в южной части города. С верхних этажей оттуда виден весь Цхинвал и горы на севере, а в противоположной стороне - граница с Грузией, до которой оттуда несколько сот метров (об этом чуть позже).

26.


Западная часть Цхинвала с чердака девятиэтажного дома на улице Гафеза. Сентябрь-2012.

27.


На севере - горы и Россия, на юге (и за кадром) - равнина и Грузия. Сентябрь-2012.

Граница с Грузией роходит в районе улицы Гафеза в южной части Цхинвала, где город без предупреждения переходит в село-спутник Гуджаба р (по-грузински Гуджабау ри).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса