Фет первый ландыш метафоры. Анализ стихотворения А.А. Фета «Первый ландыш
Стихотворные работы Афанасия Фета имеют одну особенность. Они насквозь пронизаны нежностью, изяществом, романтизмом. Поэт необычайно любил природу. Он боготворил все то, что его окружает. И простые природные явления, и мельчайшие изменения, которые происходят вокруг, приносили ему удовольствие.
Дело обстоит ранней весной, когда Фет пребывает в загородной поездке и наблюдает за великолепными пейзажами леса, который только начал просыпаться от зимней спячки. В рифмованных строках ландыш становится символом приходящей весны. Поэт наблюдает и восхищается тем, как в природе все продуманно и безупречно. Он ощущает то тепло, которое исходит от первых солнечных лучей, ведь теперь они действительно способны прогреть землю.
В своих лирических стихотворениях, Афанасий Фет нередко использует метафору. Только появившийся ландыш, хрупкий и тонкий, поэт сравнивает с девой, совершенно юной и неопытной. Однако сила жизни кипит внутри и рвется вперед, на волю.
В этих строках читатель видит одушевление цветка и превращение его в девушку. Думаю, Фет еще раз хотел подчеркнуть взаимосвязь человека и природы, их гармонию.
В последних строках, автор решил сделать слегка печальный, однако, жизненный вывод. Жизнь для всех нас одинакова. Не стоит тратить ее на пустяки, на тягостные раздумья. Следует наслаждаться каждый днем и всем, что он нам приносит.
4 919 0
Афанасий Фет является одним из наиболее утонченных лириков в русской поэзии. Его стихи, посвященные родной природе, обладают не только удивительным изяществом и образностью, но и точностью метафор. Стоит также отметить, что Фет – один из немногих поэтов, который в своем творчестве нередко приписывает неодушевленным предметам качества живых существ. Этот прием автор использует и в стихотворении , которое было написано Фетом весной 1854 года после загородной прогулки, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление. Он был поражен, насколько мудра и щедра природа, а также восхищен красотой весеннего леса, который только начинает пробуждаться от зимней спячки.
Символом весны для поэта является первый ландыш, которым Фет искренне восхищается, отмечая: «Какая девственная нега в душистой чистоте твоей!». При этом поэт замечает мельчайшие подобности удивительно теплого весеннего дня, радуясь первым лучам солнца, которое только-только начинает по-настоящему припекать, даря окружающему миру свои ласковые лучи. Ландыш же, увиденный на поляне, автор воспринимает, как «подарок воспламеняющей весны», ее предвестника и верную спутницу. И если первые подснежники на проталинах для поэта лишь символ уходящей зимы, то ландыши он воспринимает как верный знак того, что весна уже окончательно и бесповоротно вступила в свои права.
Этот хрупкий, нежный и очень изящный цветок сравнивает с юной девой, которая пока еще не может разобраться в собственных чувствах и «в первый раз вздыхает – о чем – неясно ей самой». И этот вздох наполнен «избытком жизни молодой», предчувствием и ожиданием счастья. Подобная метафора раскрывает романтическую натуру поэта, который проводит очень удачную параллель между девушкой и цветком, подчеркивая тем самым, что все одушевленные и неодушевленные существа изначально живут в гармонии с природой. Но момент цветения ландыша так же мимолетен и скоротечен, как и молодость. Поэтому в финальных строчках этого стихотворения сквозит легкое сожаление о том, что время одинаково беспощадно для всех, кто живет на этой земле. Поэтому не стоит его тратить на никчемные поступки и мысли. Гораздо лучше наслаждаться каждым прожитым мгновением и получать радость от общения с природой и от совершенства окружающего мира, который настолько благосклонен к человеку, что позволяет ему увидеть маленькое чудо, именуемое весенним ландышем.
Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.
Стихотворение «Первый ландыш» было написано Фетом в 1854 г., когда он уже был известным и признанным поэтом. Результатом весенней прогулки автора стало это произведение - еще один богатый вклад в копилку творчества великого певца природы.
Жанр произведения - пейзажная лирика с элементами философского размышления.
Основная тема стихотворения
Основная тема стихотворения - весеннее пробуждение природы. Главный символ наступающей весны для поэта - первый ландыш. Он олицетворяет собой очередную перемену, наступление счастливой безмятежной поры. Природа раскрывается навстречу весеннему солнцу. Глашатаем весны выступает первый ландыш, который уже из-под снега рвется ввысь. Первый обжигающий луч солнца встречается с цветком. Происходит торжественное слияние природы в чудесной гармонии.
В стихотворении не указан лирический герой, но о его восторженном состоянии можно догадаться. Фет упоминает о пробуждении новых надежд, приходящих в удивительно ярких и красочных весенних снах. «Воспламеняющая весна» способна зажечь жизненный огонь не только в природе, но и в людях.
В последней строфе автор сравнивает первый ландыш с юной девой. Поэтическое сравнение молодой женщины с благоухающим цветком свойственно многим поэтам. Фет обращает внимание читателя на «робкий вздох» девы, подобный появлению трепетного ростка из земли. Параллели проводятся посредством прилагательных: «первый», «девственная», «робкий», «молодой».
Стоит отметить, что Фет был непревзойденным мастером в наблюдении за природой. Он тонко чувствовал и подмечал мельчайшие детали, которые затем описывал в стихотворениях. Каждый видел первые весенние солнечные лучи, но никому и в голову не приходило наделять один такой луч какими-то особыми качествами, расценивать его как подарок.
Знаменитому «певцу природы» было свойственно придавать растениям и животным человеческие черты. Фет всегда рассматривал окружающий мир в единстве с человеком. От времени года напрямую зависит настроение людей. Весна - время торжества молодости, но даже взрослому человеку она может дать непередаваемое ощущение легкости и радости.
Композиция
Стихотворение состоит из трех строф. В первых двух раскрывается картина наступающей весны с ее неизменным символом - ландышем. Финальная строфа - сравнение ландыша с юной девушкой.
Размер произведения - наиболее любимый Фетом четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
Выразительные средства
Выразительные средства очень широко представлены в стихотворении. Весна и ее приметы описаны яркими эпитетами: «солнечных», «душистой», «пленителен», «воспламеняющей» и т. д. Помимо упоминаемого сопоставления нежного цветка с юной девушкой, автор вводит образную метафору: «первый луч» - «подарок… весны».
Большинство строк оканчивается восклицательными знаками. Благодаря этому все стихотворение читается с большим эмоциональным подъемом. Тем самым читатель как бы разделяет вместе с автором радость по поводу наступления весны.
Основная мысль стихотворения
Основная мысль стихотворения - единство человека и природы. Оно раскрывается через сравнение образов ландыша и девушки. Отсюда можно заключить, что на самом деле для счастья человека требуется немного. Нужно лишь уметь подмечать все, даже самые незначительные проблески радости, как в природе, так и в себе самом. Их сочетание и приведет к неизменному счастью.
План анализ стихотворения Ландыши
- История создания
- Жанр произведения
- Основная тема произведения
- Композиция
- Размер произведения
- Основная мысль стихотворения
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает –
О чем, неясно ей самой, -
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
Важное место в поэзии Фета занимают образы природы. Мир природы в его стихотворениях наполнен красками и звуками: «…распевая, вползает пчела», «кузнечиков неугомонный рой», ласточки, журавли, деревья и цветы. Цветов у Фета особенно много: это и «гвоздики душистой сирени», и «душистые опахала» цветов липы, и, конечно, розы, которым у Фета посвящено много замечательных строк. Однако не менее прекрасен в лирике поэта куда не слишком заметный лесной цветок ландыш, которому посвящено небольшое, очень изящное стихотворение.
В стихотворении «Первый ландыш» три строфы-катрена с перекрестной рифмовкой, которая участвует в движении поэтической мысли, не замыкая четверостиший.
Первые две строфы связаны с образом первого ландыша и представляют собой развернутое поэтическое сравнение цветка весны с юной девой.
Первая строфа начинается риторическим обращением: «О первый ландыш»! Этот весенний цветок Фетом олицетворен и опоэтизирован:
….из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
В создании поэтической картины участвуют эпитеты «девственная нега», «душистая чистота». Важна также и ненавязчивая сквозная аллитерация: звуки слова «ландыш» как бы повторяются в других словах:
Л – «ландыш», «солнечных», «лучей»
Н – «ландыш», «нега», «девственная», «солнечных»
Ш – «ландыш», «просишь», «душистый»
Первая строфа связана со второй риторическими восклицаниями: «Какая!.. Как!.. Какие!.. Как!..», повторяющимися в начале стихов в виде анафоры для передачи чувства восхищения, охватившего поэта при виде «первого ландыша» – вестника весны.
Во второй строфе ведущим становится мотив весны, подготовленный в первой строфе. В первом стихе 2-ой строфы появляется «луч весенний» (вспомним: в 1-ой строфе звучало: «…ты просишь солнечных лучей»). В последнем стихе второй строфы – образ «воспламеняющей весны», образующий смысловое кольцо с первым стихом.
«Первый луч» весны перекликается с началом стихотворения («первый ландыш»). Так готовится мотив первой любви, который прозвучит в последней, заключительной строфе стихотворения.
Первый весенний луч поэт называет «пленительным подарком» «воспламеняющей весны». Характер этой метафоры у Фета передает то особое состояние ожидания любви, счастья, которые в поэзии традиционно связаны с образом весны. Этот мотив пробуждения природы и человеческих чувств звучит и во многих других стихотворениях Фета. «Возрожденья весть живая» видится поэту в возвращающихся на родину журавлях, с весною связано ощущение, «что, как мир, бесконечна любовь».
В третьей строфе появляется образ девы, слышится ее первый «робкий вздох» – предчувствие любви. Слово «первый» встречалось и во 2-ой, и в 1-ой строфах и является в стихотворении ключевым, и это отражено в названии. Метафора «робкий вздох благоухает» связывает образ первого робкого чувства с образом весны и ландыша.
В основе ритмической структуры стихотворения – четырехстопный ямб, особенно четко повторяемый во 2-ых и 4-ых стопах всех двенадцати стихов. Ямб – широко распространенный в русском стихосложении метр, употребляемый в произведениях как на гражданскую, так и интимную тематику.
Спондеи, регулярно употребляемые в начале всех стихов, привносят эффект дополнительного усиления. Пиррихии, симметрично расположенные во всех строфах и связанные с использованием многосложных слов (девственная, воспламеняющей, благоухает), усиливают лиризм, придают стиху возвышенный, эмоционально-приподнятый характер.
Лирическое «я» в стихотворении непосредственно не присутствует. Однако лирическое «я» как бы растворено в образе весенней природы, созданном поэтом. Автор тонко подмечает оттенки человеческих переживаний и связывает их с состоянием природы. Как в этом, так и в других стихотворениях Фет - тонкий знаток и большой мастер изображения психологических нюансов, незаметных на первый взгляд, но очень важных событий в жизни человека и природы.
Задание:
1. Отметьте, как, анализируя стихотворение, автор сочинения подчеркивает единство формы (рифма, размер, звукопись) и содержания произведения.
2. Убедитесь, что мелодическая основа стихотворения – ямб, найдите спондеи и пиррихии.
3. Напишите о вашем восприятии и оценке стихотворения.
А. А. Фет «Одинокий дуб»
Смотри, - синея друг за другом,
Каким широким полукругом
Уходят правнуки твои!
Зачем же тенью благотворной
Все кружишь ты, старик упорный,
По рубежам родной земли?
Когда ж неведомым страданьям,
Когда жестоким испытаньям
Придет медлительный конец?
Иль вечно понапрасну годы
Рукой суровой непогоды
Упрямый щиплют твой венец?
И под изрытою корою
Ты полон силой молодою.
Так старый витязь, сверстник твой,
Не остывал душой с годами
Под иззубренною мечами,
Вокруг тебя незримым ходом
Ползет простор твоих корней,
И, в их кривые промежутки
Гнездясь, с пригорка незабудки
Глядят смелее в даль степей.
Когда же, вод взломов оковы,
Весенний ветр несет в дубровы
Твои поблеклые листы,
С ним вести на простор широкий,
Что жив их пращур одинокий,
Ко внукам посылаешь ты.
Название стихотворения «Одинокий дуб» содержит художественное определение – эпитет «одинокий». Прием олицетворения с самого начала придает образу дуба глубокий смысл: дуб предстает перед нами не только как часть пейзажа, но и как аллегорическое изображение одинокого человека, лишенного близких, друзей, взаимопонимания.
Своеобразие лирического произведения в том, что в нем нет сюжета и персонажей, как, например, в эпическом. Однако чувства, переживания автора передаются в лирике в ярких художественных образах – в картинах, отражающих реальный мир, содержащих конкретность и обобщение. Таков центральный образ стихотворения – «одинокий дуб».
Образ дуба как дерева лишен конкретности, лишь некоторые художественные детали позволяют представить «изрытую кору», «простор… корней», «поблеклые листы». Изобразительно-выразительные средства указывают на старость дуба, его силу. Более важную роль в стихотворении играет та сторона образа дуба, которая связана с обобщением: дуб символизирует человека.
В первой строфе стихотворения важен образ круга, обладающего охранительной силой: «правнуки» уходят «широким полукругом», «старик, упорный» «кружит» по «рубежам родной земли», как бы защищая их.
Во второй строфе развивается тема старости и смерти («мучительный конец»). Заданный в первой строфе риторический вопрос: «Зачем же… кружишь ты?..» – продолжается другими вопросами:
Иль вечно понапрасну годы
Рукой суровой непогоды
Упрямый щиплют твой венец?
Это риторические вопросы, имеющие важный философский смысл, поднимающие тему жизни и смерти, бренного и вечного. Возникает представление о жизни, полной «неведомых страданий», жестоких испытаний.
Композиция стихотворения стройная, логичная, красивая. Первая и пятая, последняя, строфы являются обрамляющими, а центральная, третья, строфа – кульминацией в движении поэтической мысли.
В центральной строфе стихотворения наиболее ярко видна связь между образами дуба и старого витязя. Она подчеркнута как прямым сравнением, так и звукописью. «Под изрытою корою» перекликается с «под иззубренною мечами». Мысль о конце побеждается мыслью о жизненной силе. Старый дуб «полон силы молодою». Авторский голос звучит как поддержка старому дубу-витязю.
Дальше в стихотворении развивается мысль о том, что «старик упорный» – защитник всего молодого, нежного. «Простор… корней» – очень важная метафора, усиливающая ощущение мощи «старого витязя». Незабудки – образ, олицетворяющий юность, незащищенность, чистоту, с одной стороны, и память – с другой стороны. Незабудки уютно гнездятся в кривых промежутках корней старого дуба. Это очень зримая и яркая картина. Как будто видишь корявые, выпирающие из-под земли корни дерева и между ними – веселые, нежно-голубые цветочки. В тени дуба, под его защитой они чувствуют себя уверенней, «глядят смелее в даль степей».
Финал стихотворения оптимистичен. Звучит тема весны, которая несет миру обновление. Тема одиночества звучит уже не так трагично. Связь «пращура» с потомками не разорвана:
… вести на простор широкий…
Ко внукам посылаешь ты.
Природа в стихах А.А. Фета очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
Задание:
1. Найдите в литературоведческом словаре истолкование понятий «образ», «символ», «аллегория». Дайте оценку умения автора сочинения использовать эти термины.
2. Напишите вступление и заключение, соответствующие теме «Стихотворение… Восприятие, истолкование, оценка».
Ф.И. Тютчев “Святая ночь на небосклон взошла…”
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он –
Упразднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое.
Творчество Тютчева как единое целое представляет собой романтическое толкование человеком девятнадцатого века проблем своего поколения. В лирике поэта в глубоко своеобразной поэтической форме отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. Главный пафос творчества Тютчева - в проблеме истоков, корней бытия: что такое Вселенная и Земля, каковы тайны первородных стихий, какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба. Как бы возвращаясь к исходным темам познания людьми мира, поэт создает поэтические философские созерцания. Таковым является стихотворение “Святая ночь на небосклон взошла...”, в котором звучит тема ночи - одна из основных тем лирики природы у Тютчева.
Как во многих других, так и в этом стихотворении, картина, нарисованная поэтом, носит характер внебытовой; она лишена точных признаков времени и места действия. Это примета романтико-философской поэзии. Такой род изображения выводит поднятую проблему за пределы частного и помогает решить ее в философском, обобщенном ключе.
Основу стихотворения составляет антитеза “дня любезного” и “святой ночи”, которая помогает человеку проникнуть в “тайное тайных”. Вместе с тем ночь является носителем загадок и тайн всего мироздания. Может быть, поэтому ночь в изображении поэта предстает столь величественной и столь трагической. В ночи человек как сирота, он чувствует себя безмерно одиноким. Тема одиночества, в начале стихотворения только намеченная, данная слегка и приглушенно, при описании ночи и чувств человека звучит сильно и полнозвучно. Но в этом роковом космическом одиночестве и дано человеку познать мир и самого себя. Ночь раскрывает перед ним глубочайшие бездны и сокровеннейшие тайны - и это знание для человека самое высокое. Тютчева-поэта и его героя пугает и одновременно влечет к себе непостижимость, и все непостижимое воплощается для него в конечном счете в понятии “пропасть”. “Пропасть” есть и величайшая тайна, и скрытая “роковая” основа всего сущего. В ней и подсознание, и само сознание, и человеческая душа, таинственная в своих противоречиях. “Пропасть” - это те бездны, которые постоянно держат человека в своей власти и которые открываются перед ним в ночном безмолвии, а ночь, при всей своей призрачности и трагичности колорита, для Тютчева прежде всего “святая”, поэтому мрачное и святое в сознании поэта и в строках стихотворения слились воедино, а понятие “пропасть” в равной мере космическое и обобщенно-психологическое.
Самые трагические вопросы человеческого бытия поэтически и духовно решаются у Тютчева в пантеистическом духе. В стихотворении “Святая ночь на небосклон взошла...” автор выступает одновременно и поэтом-философом, и поэтом-психологом. Психологизм Тютчева тем более сродни философии, что он стремится к обобщению, отталкиваясь от частного. В стихотворении поэт говорит, как правило, не о психологии конкретного человека и конкретном случае, а о возможной психологии всякой человеческой души, о великом чуде природы, о ночном, о всемирном молчании. И говорит он это отрешенными от всего земного и прозаического словами. Отрешенность усиливает и архаический язык. Четырехстопный ямб у поэта выглядит величественным и торжественным, и слова ямбического стиха кажутся возвышенными, хотя среди них нет прямых архаизмов. Во многом эта торжественность звучания обусловлена тем, что стих строится в основном не на коротких односложных, а на длинных многосложных словах (небосклон, отрадный, покинутый и др.). Настроение и интонацию создают и периодическое сочетание звонких звуков д-н-р-дн-д-н-... при описании “дня отрадного” и глухих и шипящих ст-ск-ч-ш-шн-шл при описании “святой ночи”. А в создании романтико-философского пафоса помогает употребление многочисленных сравнений, олицетворений, метафор и эпитетов.
Итак, стихотворение “Святая ночь на небосклон взошла...”, несомненно, является одним из ярких примеров философско-пантеистической лирики поэта. Творчество Тютчева, богатое такими шедеврами, относится к непреходящим ценностям русской классической литературы, которая и в наши дни своей целостностью, гармоничностью и лиризмом обогащает духовную культуру человека.
Задания:
1. Отметьте основной тезис в истолковании стихотворения и проследите его развитие.
2. Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные автором стихотворения. Отметьте их смыслообразующую роль.
Ф.И. Тютчев “Фонтан”
Поэт говорит о первом ландыше, вырвавшемся из-под снега. О пробуждении природы после зимней спячки.
Стихотворение состоит из трех строф.
В первой строфе создается образ самого первого цветка – ландыша. Фет говорит о его девственности, нетронутости. О его чистоте, которую еще не испортили ни непогода, ни человек. Употребляя слово «девственная» поэт, возможно, сравнивает цветок с девушкой. Как она прекрасна! И никто еще не касался ее. Румянец на щеках, отражение лучиков солнца в блестящих глазах. Это скрытое сравнение – метафора. Стихотворение начинается с риторического обращения: « О первый ландыш!».
Поэт сам радуется этому цветку и хочет обратить внимание читателя на это проявление весны. ведь как прекрасно начало весны, когда природа просыпается, птицы радостно щебечут, сидя на деревьях! В первой строфе используется олицетворение: «ты просишь», эпитет «душистая чистота», чтобы показать красоту цветка. Поэт использует аллитерацию – повторение звуков [ш] и [н]. Эти звуки употреблены и в слове «ландыш». Автор еще раз обозначает тему стихотворения.
Строки во второй строфе начинаются с риторического восклицания. Смысл этих восклицаний заключается в том, что Афанасий Фет восторгается этим ландышем, этим временем года. Употребляет метафору ландыш – «подарок воспламеняющей весны». Весну поэт изображает с помощью эпитетов «луч весенний ярок», «воспламеняющей весны». Весна воспламеняет чувства людей, да и животных. Коты мяукают, их называют «мартовскими котами», им тоже, как и людям хочется любви.
В третьей строфе появляется образ девы, которая хочет вернуть мужа. И от бессилия, от невозможности это сделать ей печально. Во всех трех строфах и в названии стихотворения встречается слово «первый».
Таким образом, Фет хотел подчеркнуть начало: начало весны, первый луч, первый раз.