Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Фет первый ландыш метафоры. Анализ стихотворения А.А. Фета «Первый ландыш

/ / / Анализ стихотворения Фета «Первый ландыш»

Стихотворные работы Афанасия Фета имеют одну особенность. Они насквозь пронизаны нежностью, изяществом, романтизмом. Поэт необычайно любил природу. Он боготворил все то, что его окружает. И простые природные явления, и мельчайшие изменения, которые происходят вокруг, приносили ему удовольствие.

Дело обстоит ранней весной, когда Фет пребывает в загородной поездке и наблюдает за великолепными пейзажами леса, который только начал просыпаться от зимней спячки. В рифмованных строках ландыш становится символом приходящей весны. Поэт наблюдает и восхищается тем, как в природе все продуманно и безупречно. Он ощущает то тепло, которое исходит от первых солнечных лучей, ведь теперь они действительно способны прогреть землю.

В своих лирических стихотворениях, Афанасий Фет нередко использует метафору. Только появившийся ландыш, хрупкий и тонкий, поэт сравнивает с девой, совершенно юной и неопытной. Однако сила жизни кипит внутри и рвется вперед, на волю.

В этих строках читатель видит одушевление цветка и превращение его в девушку. Думаю, Фет еще раз хотел подчеркнуть взаимосвязь человека и природы, их гармонию.

В последних строках, автор решил сделать слегка печальный, однако, жизненный вывод. Жизнь для всех нас одинакова. Не стоит тратить ее на пустяки, на тягостные раздумья. Следует наслаждаться каждый днем и всем, что он нам приносит.

4 919 0

Афанасий Фет является одним из наиболее утонченных лириков в русской поэзии. Его стихи, посвященные родной природе, обладают не только удивительным изяществом и образностью, но и точностью метафор. Стоит также отметить, что Фет – один из немногих поэтов, который в своем творчестве нередко приписывает неодушевленным предметам качества живых существ. Этот прием автор использует и в стихотворении , которое было написано Фетом весной 1854 года после загородной прогулки, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление. Он был поражен, насколько мудра и щедра природа, а также восхищен красотой весеннего леса, который только начинает пробуждаться от зимней спячки.

Символом весны для поэта является первый ландыш, которым Фет искренне восхищается, отмечая: «Какая девственная нега в душистой чистоте твоей!». При этом поэт замечает мельчайшие подобности удивительно теплого весеннего дня, радуясь первым лучам солнца, которое только-только начинает по-настоящему припекать, даря окружающему миру свои ласковые лучи. Ландыш же, увиденный на поляне, автор воспринимает, как «подарок воспламеняющей весны», ее предвестника и верную спутницу. И если первые подснежники на проталинах для поэта лишь символ уходящей зимы, то ландыши он воспринимает как верный знак того, что весна уже окончательно и бесповоротно вступила в свои права.

Этот хрупкий, нежный и очень изящный цветок сравнивает с юной девой, которая пока еще не может разобраться в собственных чувствах и «в первый раз вздыхает – о чем – неясно ей самой». И этот вздох наполнен «избытком жизни молодой», предчувствием и ожиданием счастья. Подобная метафора раскрывает романтическую натуру поэта, который проводит очень удачную параллель между девушкой и цветком, подчеркивая тем самым, что все одушевленные и неодушевленные существа изначально живут в гармонии с природой. Но момент цветения ландыша так же мимолетен и скоротечен, как и молодость. Поэтому в финальных строчках этого стихотворения сквозит легкое сожаление о том, что время одинаково беспощадно для всех, кто живет на этой земле. Поэтому не стоит его тратить на никчемные поступки и мысли. Гораздо лучше наслаждаться каждым прожитым мгновением и получать радость от общения с природой и от совершенства окружающего мира, который настолько благосклонен к человеку, что позволяет ему увидеть маленькое чудо, именуемое весенним ландышем.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Стихотворение «Первый ландыш» было написано Фетом в 1854 г., когда он уже был известным и признанным поэтом. Результатом весенней прогулки автора стало это произведение - еще один богатый вклад в копилку творчества великого певца природы.

Жанр произведения - пейзажная лирика с элементами философского размышления.

Основная тема стихотворения

Основная тема стихотворения - весеннее пробуждение природы. Главный символ наступающей весны для поэта - первый ландыш. Он олицетворяет собой очередную перемену, наступление счастливой безмятежной поры. Природа раскрывается навстречу весеннему солнцу. Глашатаем весны выступает первый ландыш, который уже из-под снега рвется ввысь. Первый обжигающий луч солнца встречается с цветком. Происходит торжественное слияние природы в чудесной гармонии.

В стихотворении не указан лирический герой, но о его восторженном состоянии можно догадаться. Фет упоминает о пробуждении новых надежд, приходящих в удивительно ярких и красочных весенних снах. «Воспламеняющая весна» способна зажечь жизненный огонь не только в природе, но и в людях.

В последней строфе автор сравнивает первый ландыш с юной девой. Поэтическое сравнение молодой женщины с благоухающим цветком свойственно многим поэтам. Фет обращает внимание читателя на «робкий вздох» девы, подобный появлению трепетного ростка из земли. Параллели проводятся посредством прилагательных: «первый», «девственная», «робкий», «молодой».

Стоит отметить, что Фет был непревзойденным мастером в наблюдении за природой. Он тонко чувствовал и подмечал мельчайшие детали, которые затем описывал в стихотворениях. Каждый видел первые весенние солнечные лучи, но никому и в голову не приходило наделять один такой луч какими-то особыми качествами, расценивать его как подарок.

Знаменитому «певцу природы» было свойственно придавать растениям и животным человеческие черты. Фет всегда рассматривал окружающий мир в единстве с человеком. От времени года напрямую зависит настроение людей. Весна - время торжества молодости, но даже взрослому человеку она может дать непередаваемое ощущение легкости и радости.


Композиция

Стихотворение состоит из трех строф. В первых двух раскрывается картина наступающей весны с ее неизменным символом - ландышем. Финальная строфа - сравнение ландыша с юной девушкой.

Размер произведения - наиболее любимый Фетом четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.


Выразительные средства

Выразительные средства очень широко представлены в стихотворении. Весна и ее приметы описаны яркими эпитетами: «солнечных», «душистой», «пленителен», «воспламеняющей» и т. д. Помимо упоминаемого сопоставления нежного цветка с юной девушкой, автор вводит образную метафору: «первый луч» - «подарок… весны».

Большинство строк оканчивается восклицательными знаками. Благодаря этому все стихотворение читается с большим эмоциональным подъемом. Тем самым читатель как бы разделяет вместе с автором радость по поводу наступления весны.

Основная мысль стихотворения

Основная мысль стихотворения - единство человека и природы. Оно раскрывается через сравнение образов ландыша и девушки. Отсюда можно заключить, что на самом деле для счастья человека требуется немного. Нужно лишь уметь подмечать все, даже самые незначительные проблески радости, как в природе, так и в себе самом. Их сочетание и приведет к неизменному счастью.

План анализ стихотворения Ландыши


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает –

О чем, неясно ей самой, -

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Важное место в поэзии Фета занимают образы природы. Мир природы в его стихотворениях наполнен красками и звуками: «…распевая, вползает пчела», «кузнечиков неугомонный рой», ласточки, журавли, деревья и цветы. Цветов у Фета особенно много: это и «гвоздики душистой сирени», и «душистые опахала» цветов липы, и, конечно, розы, которым у Фета посвящено много замечательных строк. Однако не менее прекрасен в лирике поэта куда не слишком заметный лесной цветок ландыш, которому посвящено небольшое, очень изящное стихотворение.

В стихотворении «Первый ландыш» три строфы-катрена с перекрестной рифмовкой, которая участвует в движении поэтической мысли, не замыкая четверостиший.

Первые две строфы связаны с образом первого ландыша и представляют собой развернутое поэтическое сравнение цветка весны с юной девой.

Первая строфа начинается риторическим обращением: «О первый ландыш»! Этот весенний цветок Фетом олицетворен и опоэтизирован:

….из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

В создании поэтической картины участвуют эпитеты «девственная нега», «душистая чистота». Важна также и ненавязчивая сквозная аллитерация: звуки слова «ландыш» как бы повторяются в других словах:

Л – «ландыш», «солнечных», «лучей»

Н – «ландыш», «нега», «девственная», «солнечных»

Ш – «ландыш», «просишь», «душистый»

Первая строфа связана со второй риторическими восклицаниями: «Какая!.. Как!.. Какие!.. Как!..», повторяющимися в начале стихов в виде анафоры для передачи чувства восхищения, охватившего поэта при виде «первого ландыша» – вестника весны.

Во второй строфе ведущим становится мотив весны, подготовленный в первой строфе. В первом стихе 2-ой строфы появляется «луч весенний» (вспомним: в 1-ой строфе звучало: «…ты просишь солнечных лучей»). В последнем стихе второй строфы – образ «воспламеняющей весны», образующий смысловое кольцо с первым стихом.

«Первый луч» весны перекликается с началом стихотворения («первый ландыш»). Так готовится мотив первой любви, который прозвучит в последней, заключительной строфе стихотворения.

Первый весенний луч поэт называет «пленительным подарком» «воспламеняющей весны». Характер этой метафоры у Фета передает то особое состояние ожидания любви, счастья, которые в поэзии традиционно связаны с образом весны. Этот мотив пробуждения природы и человеческих чувств звучит и во многих других стихотворениях Фета. «Возрожденья весть живая» видится поэту в возвращающихся на родину журавлях, с весною связано ощущение, «что, как мир, бесконечна любовь».

В третьей строфе появляется образ девы, слышится ее первый «робкий вздох» – предчувствие любви. Слово «первый» встречалось и во 2-ой, и в 1-ой строфах и является в стихотворении ключевым, и это отражено в названии. Метафора «робкий вздох благоухает» связывает образ первого робкого чувства с образом весны и ландыша.

В основе ритмической структуры стихотворения – четырехстопный ямб, особенно четко повторяемый во 2-ых и 4-ых стопах всех двенадцати стихов. Ямб – широко распространенный в русском стихосложении метр, употребляемый в произведениях как на гражданскую, так и интимную тематику.

Спондеи, регулярно употребляемые в начале всех стихов, привносят эффект дополнительного усиления. Пиррихии, симметрично расположенные во всех строфах и связанные с использованием многосложных слов (девственная, воспламеняющей, благоухает), усиливают лиризм, придают стиху возвышенный, эмоционально-приподнятый характер.

Лирическое «я» в стихотворении непосредственно не присутствует. Однако лирическое «я» как бы растворено в образе весенней природы, созданном поэтом. Автор тонко подмечает оттенки человеческих переживаний и связывает их с состоянием природы. Как в этом, так и в других стихотворениях Фет - тонкий знаток и большой мастер изображения психологических нюансов, незаметных на первый взгляд, но очень важных событий в жизни человека и природы.

Задание:

1. Отметьте, как, анализируя стихотворение, автор сочинения подчеркивает единство формы (рифма, размер, звукопись) и содержания произведения.

2. Убедитесь, что мелодическая основа стихотворения – ямб, найдите спондеи и пиррихии.

3. Напишите о вашем восприятии и оценке стихотворения.

А. А. Фет «Одинокий дуб»

Смотри, - синея друг за другом,

Каким широким полукругом

Уходят правнуки твои!

Зачем же тенью благотворной

Все кружишь ты, старик упорный,

По рубежам родной земли?

Когда ж неведомым страданьям,

Когда жестоким испытаньям

Придет медлительный конец?

Иль вечно понапрасну годы

Рукой суровой непогоды

Упрямый щиплют твой венец?


И под изрытою корою

Ты полон силой молодою.

Так старый витязь, сверстник твой,

Не остывал душой с годами

Под иззубренною мечами,

Вокруг тебя незримым ходом

Ползет простор твоих корней,

И, в их кривые промежутки

Гнездясь, с пригорка незабудки

Глядят смелее в даль степей.

Когда же, вод взломов оковы,

Весенний ветр несет в дубровы

Твои поблеклые листы,

С ним вести на простор широкий,

Что жив их пращур одинокий,

Ко внукам посылаешь ты.

Название стихотворения «Одинокий дуб» содержит художественное определение – эпитет «одинокий». Прием олицетворения с самого начала придает образу дуба глубокий смысл: дуб предстает перед нами не только как часть пейзажа, но и как аллегорическое изображение одинокого человека, лишенного близких, друзей, взаимопонимания.

Своеобразие лирического произведения в том, что в нем нет сюжета и персонажей, как, например, в эпическом. Однако чувства, переживания автора передаются в лирике в ярких художественных образах – в картинах, отражающих реальный мир, содержащих конкретность и обобщение. Таков центральный образ стихотворения – «одинокий дуб».

Образ дуба как дерева лишен конкретности, лишь некоторые художественные детали позволяют представить «изрытую кору», «простор… корней», «поблеклые листы». Изобразительно-выразительные средства указывают на старость дуба, его силу. Более важную роль в стихотворении играет та сторона образа дуба, которая связана с обобщением: дуб символизирует человека.

В первой строфе стихотворения важен образ круга, обладающего охранительной силой: «правнуки» уходят «широким полукругом», «старик, упорный» «кружит» по «рубежам родной земли», как бы защищая их.

Во второй строфе развивается тема старости и смерти («мучительный конец»). Заданный в первой строфе риторический вопрос: «Зачем же… кружишь ты?..» – продолжается другими вопросами:


Иль вечно понапрасну годы

Рукой суровой непогоды

Упрямый щиплют твой венец?

Это риторические вопросы, имеющие важный философский смысл, поднимающие тему жизни и смерти, бренного и вечного. Возникает представление о жизни, полной «неведомых страданий», жестоких испытаний.

Композиция стихотворения стройная, логичная, красивая. Первая и пятая, последняя, строфы являются обрамляющими, а центральная, третья, строфа – кульминацией в движении поэтической мысли.

В центральной строфе стихотворения наиболее ярко видна связь между образами дуба и старого витязя. Она подчеркнута как прямым сравнением, так и звукописью. «Под изрытою корою» перекликается с «под иззубренною мечами». Мысль о конце побеждается мыслью о жизненной силе. Старый дуб «полон силы молодою». Авторский голос звучит как поддержка старому дубу-витязю.

Дальше в стихотворении развивается мысль о том, что «старик упорный» – защитник всего молодого, нежного. «Простор… корней» – очень важная метафора, усиливающая ощущение мощи «старого витязя». Незабудки – образ, олицетворяющий юность, незащищенность, чистоту, с одной стороны, и память – с другой стороны. Незабудки уютно гнездятся в кривых промежутках корней старого дуба. Это очень зримая и яркая картина. Как будто видишь корявые, выпирающие из-под земли корни дерева и между ними – веселые, нежно-голубые цветочки. В тени дуба, под его защитой они чувствуют себя уверенней, «глядят смелее в даль степей».

Финал стихотворения оптимистичен. Звучит тема весны, которая несет миру обновление. Тема одиночества звучит уже не так трагично. Связь «пращура» с потомками не разорвана:

… вести на простор широкий…

Ко внукам посылаешь ты.

Природа в стихах А.А. Фета очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Задание:

1. Найдите в литературоведческом словаре истолкование понятий «образ», «символ», «аллегория». Дайте оценку умения автора сочинения использовать эти термины.

2. Напишите вступление и заключение, соответствующие теме «Стихотворение… Восприятие, истолкование, оценка».


Ф.И. Тютчев “Святая ночь на небосклон взошла…”

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушел…

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной.

На самого себя покинут он –

Упразднен ум, и мысль осиротела –

В душе своей, как в бездне, погружен,

И нет извне опоры, ни предела…

И чудится давно минувшим сном

Ему теперь все светлое, живое…

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнает наследье родовое.

Творчество Тютчева как единое целое представляет собой романтическое толкование человеком девятнадцатого века проблем своего поколения. В лирике поэта в глубоко своеобразной поэтической форме отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. Главный пафос творчества Тютчева - в проблеме истоков, корней бытия: что такое Вселенная и Земля, каковы тайны первородных стихий, какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба. Как бы возвращаясь к исходным темам познания людьми мира, поэт создает поэтические философские созерцания. Таковым является стихотворение “Святая ночь на небосклон взошла...”, в котором звучит тема ночи - одна из основных тем лирики природы у Тютчева.

Как во многих других, так и в этом стихотворении, картина, нарисованная поэтом, носит характер внебытовой; она лишена точных признаков времени и места действия. Это примета романтико-философской поэзии. Такой род изображения выводит поднятую проблему за пределы частного и помогает решить ее в философском, обобщенном ключе.

Основу стихотворения составляет антитеза “дня любезного” и “святой ночи”, которая помогает человеку проникнуть в “тайное тайных”. Вместе с тем ночь является носителем загадок и тайн всего мироздания. Может быть, поэтому ночь в изображении поэта предстает столь величественной и столь трагической. В ночи человек как сирота, он чувствует себя безмерно одиноким. Тема одиночества, в начале стихотворения только намеченная, данная слегка и приглушенно, при описании ночи и чувств человека звучит сильно и полнозвучно. Но в этом роковом космическом одиночестве и дано человеку познать мир и самого себя. Ночь раскрывает перед ним глубочайшие бездны и сокровеннейшие тайны - и это знание для человека самое высокое. Тютчева-поэта и его героя пугает и одновременно влечет к себе непостижимость, и все непостижимое воплощается для него в конечном счете в понятии “пропасть”. “Пропасть” есть и величайшая тайна, и скрытая “роковая” основа всего сущего. В ней и подсознание, и само сознание, и человеческая душа, таинственная в своих противоречиях. “Пропасть” - это те бездны, которые постоянно держат человека в своей власти и которые открываются перед ним в ночном безмолвии, а ночь, при всей своей призрачности и трагичности колорита, для Тютчева прежде всего “святая”, поэтому мрачное и святое в сознании поэта и в строках стихотворения слились воедино, а понятие “пропасть” в равной мере космическое и обобщенно-психологическое.

Самые трагические вопросы человеческого бытия поэтически и духовно решаются у Тютчева в пантеистическом духе. В стихотворении “Святая ночь на небосклон взошла...” автор выступает одновременно и поэтом-философом, и поэтом-психологом. Психологизм Тютчева тем более сродни философии, что он стремится к обобщению, отталкиваясь от частного. В стихотворении поэт говорит, как правило, не о психологии конкретного человека и конкретном случае, а о возможной психологии всякой человеческой души, о великом чуде природы, о ночном, о всемирном молчании. И говорит он это отрешенными от всего земного и прозаического словами. Отрешенность усиливает и архаический язык. Четырехстопный ямб у поэта выглядит величественным и торжественным, и слова ямбического стиха кажутся возвышенными, хотя среди них нет прямых архаизмов. Во многом эта торжественность звучания обусловлена тем, что стих строится в основном не на коротких односложных, а на длинных многосложных словах (небосклон, отрадный, покинутый и др.). Настроение и интонацию создают и периодическое сочетание звонких звуков д-н-р-дн-д-н-... при описании “дня отрадного” и глухих и шипящих ст-ск-ч-ш-шн-шл при описании “святой ночи”. А в создании романтико-философского пафоса помогает употребление многочисленных сравнений, олицетворений, метафор и эпитетов.

Итак, стихотворение “Святая ночь на небосклон взошла...”, несомненно, является одним из ярких примеров философско-пантеистической лирики поэта. Творчество Тютчева, богатое такими шедеврами, относится к непреходящим ценностям русской классической литературы, которая и в наши дни своей целостностью, гармоничностью и лиризмом обогащает духовную культуру человека.


Задания:

1. Отметьте основной тезис в истолковании стихотворения и проследите его развитие.

2. Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные автором стихотворения. Отметьте их смыслообразующую роль.

Ф.И. Тютчев “Фонтан”

Поэт говорит о первом ландыше, вырвавшемся из-под снега. О пробуждении природы после зимней спячки.

Стихотворение состоит из трех строф.

В первой строфе создается образ самого первого цветка – ландыша. Фет говорит о его девственности, нетронутости. О его чистоте, которую еще не испортили ни непогода, ни человек. Употребляя слово «девственная» поэт, возможно, сравнивает цветок с девушкой. Как она прекрасна! И никто еще не касался ее. Румянец на щеках, отражение лучиков солнца в блестящих глазах. Это скрытое сравнение – метафора. Стихотворение начинается с риторического обращения: « О первый ландыш!».

Поэт сам радуется этому цветку и хочет обратить внимание читателя на это проявление весны. ведь как прекрасно начало весны, когда природа просыпается, птицы радостно щебечут, сидя на деревьях! В первой строфе используется олицетворение: «ты просишь», эпитет «душистая чистота», чтобы показать красоту цветка. Поэт использует аллитерацию – повторение звуков [ш] и [н]. Эти звуки употреблены и в слове «ландыш». Автор еще раз обозначает тему стихотворения.

Строки во второй строфе начинаются с риторического восклицания. Смысл этих восклицаний заключается в том, что Афанасий Фет восторгается этим ландышем, этим временем года. Употребляет метафору ландыш – «подарок воспламеняющей весны». Весну поэт изображает с помощью эпитетов «луч весенний ярок», «воспламеняющей весны». Весна воспламеняет чувства людей, да и животных. Коты мяукают, их называют «мартовскими котами», им тоже, как и людям хочется любви.

В третьей строфе появляется образ девы, которая хочет вернуть мужа. И от бессилия, от невозможности это сделать ей печально. Во всех трех строфах и в названии стихотворения встречается слово «первый».

Таким образом, Фет хотел подчеркнуть начало: начало весны, первый луч, первый раз.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса