Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Эль Греко: аскет эпохи Возрождения. Эль Греко – биография и картины художника в жанре Маньеризм – Art Challenge

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

Эль Греко краткая биография средиземноморского художника изложены в этой статье.

Эль Греко краткая биография

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году около городка Кандии, средиземноморской столицы острова Крит. Точных записей о месте и дне рождения будущего художника, к сожалению, не сохранилось.

Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Его отец — сборщик податей, поэтому Доменико должен был получить прекрасное образование. Существуют факты, что он дружил с учеными людьми, а личная библиотека живописца, которую описали после его смерти, состояла из 131 книги по литературе, истории, живописи, философии и архитектуре на латинском, греческом, испанском и итальянском языках. Данный факт свидетельствует о том, что Эль Греко был образованным, начитанным человеком, владеющий многими языками.

Имя Эль Греко в официальных документах впервые упоминается в 1566 году, где он вспоминается как «мастер Доменико Теотокопули, художник». Несколько работ, которые сохранились за этот период, показывают, что художник писал в стиле византийской традиционной иконописи.

В 1568 году Греко появляется в Венеции и живет там предположительно до 1570 года. В ноябре этого года он переезжает в Рим и обитает в городе 5-6 лет. Здесь живописец подружился с Джулио Кловио, местным художником, который отослал запрос кардиналу Алессандро Фарнезе с просьбой разрешить чужестранцу пожить в Риме. Кардинал предложил ему пожить во дворе, а его картины впечатлили местных ценителей искусства.

В 1572 году Эль Греко приняли в члены Академии святого Луки. Он заводит дружбу с римскими теологами и учеными.

Не получив ни одного большого заказа в Риме, художник отъезжает в Испанию. В хрониках Толедо упоминается 2 июля 1577 года. В этом же году он завершает свой большой проект — алтарный образ под названием «Успение Богородицы».

Несмотря на то, что личная жизнь живописца находится под занавесом тайн, его имя часто появляется в финансовых сделках. История не сохранила и его личных писем.

С 1585 года он стал жить, как говориться, на широкую ногу – арендует дворцы у маркизов, требует высокой оплаты за свои картины и портреты, ведет себя очень вызывающе. Король Испании Филипп II заказал ему оформление монастыря-дворца Эскориала. Оно началось в 1563 году. Но его полотно под названием «Мученичество святого Маврикия» не пришлось по вкусу королю, и свой заказ он передал другому художнику — Ромуло Чинчиннато.

(настоящее имя - Доменико Теотокопули)

(1541-1614) испанский художник

В течение почти трех столетий творчество Эль Греко совершенно не признавалось даже художниками и теоретиками искусства. Оно оставалось чуждым художественным идеалам этих эпох. Среди романтиков XIX века лишь единицы, подобные Делакруа, видели в Эль Греко блестящего мастера.

Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Но только в XX веке оно заняло подобающее место в истории художественной культуры прошлого. Искусство Эль Греко становится все более популярным среди художников, специалистов и любителей. Его яркая индивидуальность, изумительная смелость палитры, построенная на сочетании лучистых, сверкающих красок ультрамарина с ярко-желтыми и холодно-зелеными тонами, с кармином и ярко-розовым цветом, получили достойную оценку тогда, когда в европейской живописи тоже начались поиски цветового разнообразия и стала цениться индивидуальность в изображении предметов и человеческой фигуры.

Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился на острове Крит, который во всех легендах считается Землей изобилия. Течение веков стерло здесь следы минувших культур, но местные жители сохранили старинные обычаи и костюмы. Следуя древнему обычаю и природным наклонностям, с раннего детства критяне учат детей стрельбе из лука, а плачущего в колыбели ребенка успокаивают, показывая ему лук и давая в руки стрелу. Не удивительно поэтому, что в описи имущества, составленной после смерти Эль Греко, среди немногочисленных личных вещей художника упоминаются шпага и кинжал с ножнами.

Эль Греко сам совершенно точно указал место своего рождения. Подобно каждому, пусть даже добровольному изгнаннику, он и на чужбине оставался верен родине. Картины художник всегда подписывал греческими буквами, часто добавляя к подписи слово «критянин». В конце жизни в одной из своих картин Эль Греко изобразил св. Павла, крепко зажавшего в руке письмо, адресованное Титу, первому епископу Крита.

Эль Греко, как и всякий ребенок, непосредственно воспринимавший те образы, которым молился, сохранил в памяти неподвижные фигуры святых, возвышающихся над алтарем, их удлиненные глаза, точно избегающие человеческого взгляда, графичность застывших складок их одежд. Именно от критских художников Эль Греко узнал тайны их живописи. Критская школа оказала влияние и на технику его творчества.

В церковной школе он научился писать по-гречески с подчеркнутым изяществом. Написанные им буквы кажутся выгравированными на меди. Он был обязан Криту и своей культурой скорее ученого, нежели человека с художественным призванием, для которого прежде всего существует зримый мир, культурой юноши с разносторонними интересами, из зажиточной семьи, который на досуге занимается чтением и имеет возможность покупать себе любимые книги.

Крит уже с 1211 года находился под властью Венецианской республики. В XVI столетии Кандийское королевство (так называли Крит венецианцы) приходило во все большее запустение и упадок. Искусство, развивавшееся в монастырях и обращенное в прошлое, приобрело консервативный, застойный характер. Многие критские художники покидали родину и уезжали в Венецию. Поэтому Эль Греко тоже отправился в Венецию, где прожил несколько лет.

Он начинает свой творческий путь во второй половине XVI столетия и заканчивает его в самом начале XVII века. Ему было двадцать лет, когда умер Микеланджело, но отсвет его искусства лежит и на произведениях Эль Греко. Он - младший современник Тициана, Тинторетто, Веронезе. Эль Греко несколько старше Шекспира и почти ровесник Сервантеса. Вместе с тем ему было суждено пережить Караваджо и еще работать в то время, когда создают свои первые произведения молодой Рубенс и молодой Франс Хальс.

Здесь, в Венеции, он создает известные картины - «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин», и «Исцеление слепого». Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Он овладел техникой масляной живописи, которая открыла ему такие возможности, о которых он и не подозревал. Она познакомила его с совершенно новым ритмом творческой работы. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. Однако только в Риме он смог обогатить свое представление о художественной эпохе в целом, почувствовать ее масштабность.

Находясь в Вечном городе, изучая его бесценные сокровища, молодой живописец необычайно расширил свой кругозор. Но, может быть, ничто не оставило такой глубокий след в его памяти, как встреча с искусством Микеланджело. Эль Греко непрестанно совершенствовал свое мастерство, стремясь достигнуть разнообразия живописных средств, встать наравне с виртуозами искусства Запада. Он не хотел ждать, когда жизнь утвердит его собственные творческие открытия.

Сознание ценности собственного таланта несомненно пробудилось в нем в тот момент, когда он впервые взялся за кисть. Он гордился своим призванием. Ничто и никогда не могло поколебать творческие убеждения Эль Греко, даже если они превосходили его реальные возможности.

Трудно сказать, почему он уехал из Рима, так как жизнь его в этом городе складывалась вполне благополучно. Эль Греко пользовался покровительством кардинала Алессандро Фарнезе, был хорошо известен как живописец и получал так много заказов, что должен был взять себе в помощники ученика.

Римский период завершает ранний этап его творчества, но ни одно из созданных им в Италии произведений еще не раскрыло его подлинного художественного своеобразия. Почву для развития своего искусства он нашел в Испании.

Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Исследователи его творчества обычно исходят из того, что, прожив некоторое время в Мадриде и не получив признания при королевском дворе, он осенью 1577 года уже начал работать в Толедо. Первый крупный заказ Эль Греко получил здесь от декана Толедского собора дона Диего де Кастильо. Ему поручили сооружение главного алтаря, включавшего живописные произведения, скульптуру и архитектурное оформление. Художник написал в 1577-1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Эту работу очень высоко оценили и специалисты, и зрители, но она вызвала протест церковников Толедо, так как была им просто непонятна. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника.

Эволюция искусства мастера представляет собой единый путь, в котором каждое значительное произведение являлось определенным этапом в развитии, усложнении и обогащении его творческого метода. Вместе с тем этот путь не был однолинейным.

В 1578 году от связи с доньей Иеронимой у художника родился сын Хорхе Мануэль. Эль Греко страстно любил сына и писал его при всякой возможности. Он признал его своим ребенком с момента его рождения, и Хорхе Мануэль носил его фамилию. В городе, где церковь была всесильна, художник осмелился иметь незаконную жену и ребенка, родившегося вне брака! Но известность Эль Греко спасла его от преследований.

В год рождения сына художник получил заказ на картину для собора. Творчество Эль Греко развивалось стремительно. В 1586-1588 годы он создал произведение, которое ознаменовало высший расцвет его искусства. Это была огромная (4,80 х 3,60) картина «Погребение графа Оргаса», заказанная толедской церковью Санто-Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса.

В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой выразил желание быть погребенным, большие сокровища. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Августин и св. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Иностранцы специально приезжали в Толедо, чтобы полюбоваться, и приходили от нее в восхищение.

Эль Греко работал очень активно, создавая грандиозные алтарные образы, огромное количество изображений святых и замечательные портреты. Он был знаменитым художником в Толедо, и у него не было отбоя от заказчиков. Художник и сам полюбил этот город. Толедо служил фоном для многих картин Эль Греко, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения. Художник изображает не просто фантастический город, не символ языческого Вавилона, а конкретный образ Толедо, особенности облика которого запечатлены им с удивительной точностью.

На склоне лет Эль Греко не покидала мысль о близкой смерти, и отпечаток этих личных переживаний лежит на его позднейших произведениях. Но звучание их значительно шире. Художник как бы подводит здесь итог своим творческим исканиям, раздумьям о жизни, своему восприятию мира.

Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха. Силы оставили его неожиданно, и удар, сразивший художника, оказался последним. Смерть наступила 7 апреля 1614 года. Он умер так, как умирал каждый набожный толедец, и был похоронен как всякий зажиточный испанец. Смерть Эль Греко произвела глубокое впечатление на его современников. Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать».

Эль Греко , Теотокопули Доменико
(El Greco, (Kyriakos Theotokopoulos))

Эль Греко (дословно «Грек», Теотокопули Доменико) (Greco, El (Kyriakos Theotokopoulos)) (1541-1614 гг.), испанский живописец, скульптор и архитектор. Родился на Крите (часть Венецианской республики), отсюда прозвище - Грек. Обучался на Крите традиционной иконописи, после 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана, а в 1570 г. - в Рим.

Творческий почерк его живописи сформировался главным образом под воздействием Тинторетто и Микеланджело . В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей. Для его произведений характерны невероятная эмоциональность, неожиданные ракурсы и неестественно вытянутые пропорции, создающие эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов ("Мученичество св. Маврикия", 1580-1582 гг.). Мастерски написанные Эль Греко картины на религиозные сюжеты с большим числом персонажей своей ирреальностью родственны поэзии испанских мистиков. Такова, например, торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса" (1586-1588 гг.).

Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма , Эль Греко стал провозвестником искусства барокко . Стремление выйти за пределы обыденного человеческого опыта роднит его с испанскими мистиками – поэтом Хуаном де ла Крусом, св. Терезой и св. Игнатием Лойолой. Именно поэтому Испания стала благодатной почвой для творчества Эль Греко, которое, в свою очередь, было с готовностью усвоено испанским искусством. Со временем научные знания и занятия математикой стали приобретать все большее значение в его творчестве.

Эмоциональность свойственна и портретам Эль Греко, отмеченным порой психологической и социальной проницательностью. Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера ("Снятие пятой печати", "Лаокоон", 1610-1614 гг.). Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян "Вид Толедо " (1610-1614 гг.). Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново открыто лишь в начале 20 века, с появлением экспрессионизма.

Картины Эль Греко:

Цитата сообщения

Эль Греко

Великий грек из Испании
Итальянцы и испанцы называли художника Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства. Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего. Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего искусства.


Вид Толедо 1597-99

После краткого пребывания в Мадриде, не получив ни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко уехал в Толедо — центр старой аристократии, сохранивший средневековый бытовой уклад, где его ждала интересная работа.
Толедо — город инквизиции и бесчисленных монастырей, высокомерных аристократов и фанатичных монахов. Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана».Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Толедо служил фоном для многих картин, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.



«Святая Вероника с Нерукотворным Образом» Ок. 1580 Музей Санта Крус, Толедо


«Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) "Дующий" ("Soplуn")

Одна из "ночных" картин Эль Греко.
Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши". Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в.




Lady with a Flower in Her Hair. c. 1590-1600. Private collection.


St. Louis King of France Louis IX


Портрет художника Джулио Кловио, хорвата по национальности (Неаполь, Национальный музей Каподимонте)


«Портрет кавалера с рукой на груди» (ок. 1577—1579)


«Дама в мехах» (1577-1580)

Сезан полагал эту картину лучшим женским портретом во всей мировой живописи, и неоднократно копировал.
Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и вермя создания произведения, и свободная, даже интмная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.



Portrait of a Lady, approx. 1594-1601, Philadelphia


The Virgin Mary 1590s Musée des Beaux-Arts, Strasbourg.


"Аллегория испанской пословицы"


"Тайная вечеря" Болонская национальная картинная галерея.
Это одна из первых работ Эль Греко маслом, до этого он писал темперой на деревянных досках. Так и не была завершена художником. Период его ученичества в Венеции.



«Погребение графа Оргаса» (1586—1588)

Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко)
В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой он выразил желание быть погребенным, большие сокровища. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Августин и св. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками.
Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города. Один из современников художника, толедский священник Алонсо де Вильегас, писал в 1588 году, что иностранцы приезжали, чтобы посмотреть картину, и приходили от нее в восхищение, а сами толедцы не уставали ею любоваться, всегда находя в ней новое и с особенным любопытством изучая представленные здесь портреты «знаменитых людей нашего времени».



«Святой Апостол Иоанн Богослов» (1610-1614) Из серии апостолов «Апостоладос»

Греческое слово apostolos означает вестник, посланник. Господь избрал двенадцать учеников, дабы они пребывали рядом с Ним во время Своего служения на земле, были свидетелями Его смерти, воскресения и вознесения. Господь молился о них: "Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир" Иоан.17:18.
Эль Греко было написано двенадцать изображений «Апостоладос»



Stigmatization of St. Francis (1585-1590) (102 x 97) (Baltimore, Walters Art Museum)


Portrait of Pius V


Св Идельфонс (ок 1607) (Вашингтон, Нац галерея)


Saint Martin and the Beggar, c. 1597-1600


Монах-доминиканец


Christ with a square halo, by El Greco, (1595 Ntl Gallery, Prague)


Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо.(1577—1579)

Это его первые заказы в Толедо. Они исходили от декана толедского собора дона Диего де Кастильо; с его братом Луисом де Кастильо Эль Греко был знаком еще в Риме. Дон Диего де Кастильо был исполнителем завещания умершей незадолго до приезда Эль Греко одной знатной португальской дамы, согласно которому все ее состояние передавалось монастырю Санто Доминго эль Антигуо для восстановления разрушавшейся монастырской церкви. Перестройка церкви была осуществлена в 1576 году по плану Хуана де Эрреры архитектором Николасом де Вергарой. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко.
На боковых алтарях изображены сцены «Поклонение пастухов» (сейчас в частной коллекции) и «Воскресение Христа» (сохранились на месте до наших дней). Центральный же алтарь представляет собой гигантский многоуровневый запрестольный образ с шестью картинами, написанными маслом на холсте.
В центре алтаря размещалась самая большая картина алтаря - сцена «Вознесение Марии», подписанная автором и датированная 1577 годом. Над ней - еще одно грандиозное произведение Эль Греко - «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Бенедикта и Св. Бернарда, были впоследствии заменены на копии, благодаря чему запрестольный образ сохранил свой первоначальный облик.


«Воскресение Христа» (1577-1579)

Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря (правого) церкви Санто Доминго эль Антигуо (Толедо), вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение на полотне Св. Идельфонса, покровителя Толедо, было упомянуто в договоре.
Вероятно в образе Св. Идельфонса художник представил портрет заказчика - дона Диего де Кастилья, декана Кафедрального собора в Толедо.



«Пьета», или «Оплакивание Христа»

Картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом», или «Пьета Бандини» (1547-1555), ныне хранится в Флорентийском соборе. Вторая подобная картина «Пьета» - в коллекции Испанской общины Америки (Нью-Йорк). Отличие состоит в том, что она большего размера, написана маслом на холсте, а филадельфийская версия на эту же тему, темперой на деревеартине



«Крещение Христа» Моденский триптих (часть передней стороны)


«Гора Синай» с монастырем Св. Екатерины Моденский триптих (часть задней стороны)


Моденский триптих (ок. 1567-68) (передняя сторона)


Моденский триптих (ок. 1567-68) (задняя сторона)

Триптих называется Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай». Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Боковые створки триптиха открываются по очереди; он проводит зрителя от грехопадения человека до оправдания через Христа.
В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Среди них оказался и Эль Греко, но по-своему:
В промежутке между группой на переднем плане и крепостными стенами можно видеть живого коня, неспешно скачущего в сторону города. Почему на картине Эль Греко деревянный конь оказался живым и способным без посторонней помощи попасть в город, и где толпы торжествующих троянцев? Такова была интерпретация великого мастера. Для него злой рок всегда живой.



Возвращение из Египта, 1567


«Святое семейство» Госпиталь Сан Хуан де Афуэра. Толедо.


«Успение Богородицы» (ок. 1560-1567)

Одна из немногих сохранившихся работ этого периода - икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). По всей вероятности, ее перевезли из монастыря Святой горы Успения Богородицы о. Псара во время Греческой революции в 1824 г.
Икона написана в соответствии с строгими канонами православной церкви.
Эту икону идентифицировали как раннее произведение Эль Греко после того, как в 1983 г. была обнаружена подпись автора на подставке канделябра в центре картины.
Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев.



«Портрет старика» Предположительно автопортрет Эль Греко


Фотография с аукциона Sothebys


Толедо

Текст Максим Петров lhttp://www.elgreco.ru/txt/p_tradic_3gl.shtml

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса