Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дневник среднестатистической женщины. Алла осипенко - биография, фотографии А с ленью не приходилось бороться

Беседу ведет Владимир Желтов

Алла Осипенко… Казалось бы, сколько воды утекло с тех пор, когда поклонники задыхались от одного счастья видеть ее в танце — на спектаклях Кировского театра, труппы Бориса Эйфмана?! Легенда отечественного балета!.. Впрочем, в начале января, как в былые времена, восторженная публика Большого драматического театра имени Г. Товстоногова то и дело срывалась на аплодисменты — потому что на сцене Алла Осипенко! В представлении, устроенном для «любимой Терпсихоры» Романом Виктюком и солистами балета театров Санкт-Петербурга.

А за полгода до того, во время приезда в родной город по семейным делам, Алла Евгеньевна неожиданно получила приглашение от художественного руководителя Театра музыкальной комедии Александра Белинского сыграть роль балерины (самою себя?) в спектакле Кирилла Ласкари «Жизнь артиста».

Выдающаяся балерина и… оперетта? Было интересно узнать, что она сама думает по этому поводу?

— Мне моя учительница, великая Агриппина Яковлевна Ваганова, говорила: «Осипенко, с твоим характером закончишь в мюзик-холле!» Что в общем-то и случилось. Так что ничего удивительного нет.

Удивительное, как оказалось, другое: непростая человеческая судьба — женщины, матери, не так давно потерявшей единственного сына, бабушки. Да, уже бабушки…

«Сменить фамилию мне казалось предательством…»

— Алла Евгеньевна, вы — Осипенко…

— … По отцу, по матери — Боровиковская. Да, мой предок — художник Владимир Лукич Боровиковский. А прадед Александр Львович Боровиковский, сенатор и тайный советник, был поэтом. Печатался в «Отечественных записках» и в популярности среди студенчества соперничал с Некрасовым. Дед, тоже Боровиковский, Александр Александрович, — очень известный в Петербурге фотограф.

Папу в тридцать седьмом году посадили. Мама с ним развелась. Когда я должна была получить паспорт, мама просила, чтобы я сменила фамилию Осипенко на другую. Мне казалось это предательством по отношению к отцу, и я сказала: нет! Может быть, взрослые хотели таким образом оградить меня от серьезных неприятностей, не знаю. Мы с мамой больше никогда не касались этой темы.

«В балет я попала исключительно благодаря своему характеру…»

— Алла Евгеньевна, каким образом балет стал вашей судьбой?

— В детстве я была далека от всего этого и в балет попала исключительно благодаря своему характеру. Балериной хотела стать моя мама. Но до революции нужны были рекомендации известных балерин, и ей одного голоса не хватило.

Что я стану балериной, никто не думал. И я не думала!

От рождения я была жутко кривоногая… Когда в доме собирались родственники и друзья, мама садилась за рояль, а я танцевала. Гости перешептывались: «Ах, какая очаровательная Ляляша, жаль, конечно, но балериной ей не быть!» К трем годам ноги у меня выпрямились. Но это еще ничего не значило.

В первом классе я увидела объявление: в школе организуется хореографический кружок. Это слово мне ничего не говорило. Но я прочитала и более важное для себя: занятия два раза в неделю после уроков! Вот это меня очень даже устраивало. «Ага, значит, я два раза в неделю смогу приходить домой поздно! (Для меня пять часов — уже было поздно!) А до того времени смогу быть свободной!»

В конце учебного года учитель хореографии, с которым я дружна была всю жизнь, до его кончины, сказал бабушке: «У вашей внучки ужасный характер! Девица своенравная, но… Мой вам совет: отдайте ее в хореографическое училище».

«Что такое балет, я поняла в эвакуации…»

— Вы в училище поступили до войны?

Мама хотела меня в эвакуацию отправить со школой, где я уже год отучилась и где меня знали, но, слава Богу, кто-то ей посоветовал: школ много, а балетное училище — одно, лучше отправьте с ним…

Уехали мы сначала в Кострому. Начались бомбежки, и нас перевезли под Пермь, тогда — Молотов. В Палазне на Каме (сейчас ее затопили — там сейчас водохранилище) пережили первую военную зиму.

Балету учились… в церкви. Голод, холод… Маленькими, мы начали понимать, что такое искусство. Потом мы перебрались в Курью и там уже занимались в бараках, где тоже было очень холодно: мы на ручку, которой держались за палку, надевали варежку, и нас учили, как держать вторую. В сильные морозы приходилось заниматься в пальто.

В эвакуации младшие и старшие классы объединили: те учащиеся, что поступили в 41 году, и те, которые уже заканчивали училище, занимались вместе. И мы так там сдружились! На долгие годы нас объединила эвакуация!

Теперь, когда объясняешь детям, что балет — это на всю жизнь, что его надо любить, доходит далеко не до всех.

Нам же, эвакуированным, любовь к балету прививать не приходилось, и потому она такая искренняя.

«Вне сцены у меня характер не борцовский…»

— Алла Евгеньевна, цитирую Энциклопедический словарь: «Осипенко — выдающаяся классическая балерина…» И идет перечень партий: Хозяйка Медной горы, Панночка, Дездемона, Одетта-Одилия, Раймонда, Клеопатра…

— Моя карьера в Кировском театре сложилась не так, как бы мне хотелось. Да, была точка отсчета — «Каменный цветок». Да, наутро мы проснулись знаменитыми! Но в дальнейшем я ведь из классического репертуара ничего станцевать не смогла, не смогла дотянуться до того уровня, который был в «Каменном…» А там, честно говоря, не было какого-то особого исполнения. Там фигура хорошо легла на образ. И потом. Я была, вероятно, первая балерина в Советском Союзе, которую выпустили на сцену обтянутой в трико. Без пачек. Еще и поэтому роль как-то особенно прозвучала.

Моя жизнь в Кировском сложилась по принципу: я тебя породил — я тебя и убью! «Ну какая из нее Жизель! — говорили про меня. — Не то амплуа! Ну какая из нее Раймонда! Два тура не может вертеть!..» То есть своим исполнением в «Каменном…» я как бы сама себе перешла дорогу. Вне сцены у меня характер не борцовский. Если мне говорили, что это не мое амплуа, я верила. Говорили, что я не могу вертеть два тура, я верила, потому что, действительно, у меня бывали случаи, когда я падала от этих двух туров.

Я проработала в Кировском театре двадцать один год. А когда ушла из театра, там танцевали уже без оглядки на амплуа. Особо не задумываясь, подходит — не подходит «Лебединое озеро», подходит — не подходит «Жизель»…

«Кагэбэшники в Лондоне меня закрывали в номере…»

— Я полагаю, что в самооценке своего таланта вы чересчур беспощадны. В таком случае, едва ли бы нашлось объяснение тому, что вы имели большой успех в Европе…

— Недавно я передала в Музей театрального искусства диплом, которого удостоилась еще в 1956 году. Первой из советских балерин я получила премию имени Анны Павловой, за четверть века до того утвержденную. После меня ее получили Уланова, Плисецкая… Мне просто повезло, что первая. Я о премии даже и не говорила никому, потому что никто у нас в стране не знал, что это за премия. Ну подумаешь, диплом! Подумаешь, подписанный Кшесинской, Преображенской, Вырубовой, Лифарем! А с другой стороны, за одно это в тюрьму могли бы засадить! Диплом я в сундук положила и сказала маме: «И не вспоминай, и не показывай!»

Меня и сейчас в Европе пожилые люди помнят, узнают, вздыхают: «Боже мой! 61 год, Париж!..» Я уже, кажется, забыла. А они помнят! Но после того, как в том же 61-м на Западе остался Нуреев, меня тоже перестали выпускать из страны. Я была «невыездная»…

— С чем это связано?

— Вероятно, боялись, что и я останусь.

— Но для этого еще нужно было вернуться в Союз. После Франции, без «заезда» домой, театр гастролировал в Англии.

— Да, Рудик остался в Париже. А в Лондоне меня кагэбэшники открывали и закрывали в номере. Мне было приказано при выходе из театра после «Каменного цветка» говорить, что я не Осипенко. Разуверить поклонников труда не составляло: я, блондинка, танцевала в черном парике. Выхожу — «Вы Осипенко?» — «Нет, Осипенко сзади!» И поклонники бросались к какой-нибудь красавице, идущей следом. Скажем, к Лиле Петровой, девушке неземной красоты. От фантазии кагэбэшников я пришла в восторг: какая прелесть, я всегда буду говорить, что Осипенко сзади!

Меня, «невыездную», в Ленинграде чуть позже разыскивали (потому что помнили) гастролирующие звезды мирового балета, находили и первым делом спрашивали: «Алла, сколько у вас детей?» — «У меня один сын — недоумевала я. — А почему вас это интересует?» — «Да потому что на вопрос: „Где Осипенко, почему с вами не приехала Осипенко?“ — западные журналисты постоянно получали один и тот же ответ: „Осипенко рожает!“»

Сказать, что я была наглухо закрыта, нельзя. Мне разрешали выезжать в соцстраны, в Монголию и даже на Ближний Восток, в Дамаск, откуда никуда не убежишь!

И все же Нуреев советовал — передавал со всякими оказиями, — чтобы я где-нибудь осталась.

«В защиту Нуреева на суде выступили даже рабочие сцены…»

Нуреева обвинили в измене Родине, Роза, сестра его, добилась, чтобы его судили — заочно! Статья, которая ему грозила, имела «вилку» — от 7 до 15 лет лишения свободы. На суде в защиту Рудика выступали даже рабочие сцены. Из балерин я одна пришла и выступила. И удалось доказать, что Нуреев остался на Западе не преднамеренно, что его вынудили остаться, в том числе и наш доблестный КГБ. И ему дали семь лет — за непреднамеренную измену Родине.

Я была тесно связана с сестрой Рудика. Общались, правда, мы с ней на конспиративном уровне. Роза очень боялась — и не безосновательно! — преследований и подслушиваний. Она звонила: «Алла, тебе нужны сосиски?» Если я говорила: «Нужны» — это значило, что ко мне можно прийти. А если: «Нет, у меня есть сосиски» — она понимала: приходить нельзя.

«Я могла остаться на Западе. И не раз…»

Первое предложение остаться я получила еще в 56-м, когда ездила с Театром Станиславского в Париж. В 58 году мне в Югославии предлагали остаться: «Вы не исключительно классическая танцовщица, вы должны и модерн танцевать. Мы вам дадим немножко денег, немножко апартаментов…»

Впрочем, году в 76-м мы с мужем (и партнером) Джоном Марковским чуть было не ухали. Я поддалась на его уговоры. Может быть, он был прав, когда говорил: «Это и для Вани будет лучше. Сына надо увезти от этой жизни!» Пришло приглашение, но нам его не отдали, сказали: не приходило! Но то, что приглашение было, я знаю точно. Брат эмигрировавшего актера Лёскина говорил мне: «У меня в письме написано, что приглашения вам и мне посланы одновременно. Я его получил, а вы?..»

Мы так и не уехали. Слава Богу!

«По заграницам я мотаюсь от нужды…»

— И все же теперь вы в Питере — редкая гостья.

— По заграницам я мотаюсь почти десять лет, но это от нужды. На что жить? Когда я уезжала в первый раз, у меня пенсия была сто двадцать рублей! А мне еще надо было сыну помогать…

— Алла Евгеньевна, сейчас вы в Соединенных Штатах Америки…

— Да. А начала с Италии, куда меня пригласили в гости. Потом перестройка, и я получила сразу четыре приглашения — выехать. Пока я решала, куда мне ехать, позвонила Наташа Макарова: «Алка, поезжай в Италию… через Лондон. Я ставлю „Баядерку“ и хочу, чтобы ты мне помогла». Наташа мне купила билет, потому что денег у меня не было. Я прилетела в Лондон с авоськой и дамской сумочкой. Там я пробыла две недели, после чего продолжила путь. В Италии я встретилась с Рудиком Нуреевым. Через 28 лет!

Когда он узнал, что я прибыла по гостевой визе (я до сих пор по гостевой езжу), сказал: «Алла, обратно вы не поедете! Будете преподавать здесь». — «Да я не умею!» — «Ничего, научитесь!» И он меня пригласил преподавать в Гранд-Опера, где тогда был директором.

Но в Гранд-Опера на постоянную работу не берут. Я там работала «наездами»: контракт на месяц, еще раз на месяц… Стала давать частные уроки. Более унизительного периода в моей жизни я не знала. Я практически была в услужении некой богатой семьи — французских эмигрантов русского происхождения, которые, что называется, из грязи да в князи. Не хочется даже вспоминать! Но я была вынуждена на это пойти, потому что надо было уже помогать семье сына — он к тому времени женился.

— А из Италии в Нью-Йорк как?..

— Потом я ушла из этой семьи. Меня в Италии уже знали как педагога и стали приглашать в разные приватные труппы, студии. Владельцами одной студии были двое — один американец, другой — итальянец. Американец решил возвращаться обратно в Америку, в Хартфорд. И меня пригласил на два месяца: давать уроки в Хартфорд-скул, это довольно большая школа, до 500 учеников. После я получила приглашение туда на постоянную работу.

Когда я заявила, что все, хватит, надоело — уезжаю в Россию, домой, мне пообещали подарить грин-карту — вид на жительство, за которую «новые русские» платят бешеные деньги. Я сказала: «Не надо мне вашей грин-карты! Вот где мне ваша заграница!» Но умные люди надоумили: «Алла, не отвергайте! У вас растет внук, и, может быть, надо будет как-то иначе переигрывать свою жизнь — ради внука». И я заключила новый контракт. Честно говоря, это грошовые контракты. Если бы я попала туда танцующей, то, конечно бы, была при деньгах. А педагоги получают небольшие деньги. Когда произносишь: полторы тысячи долларов в месяц, здесь кажется, что это сумасшедшие деньги. Но, извините меня, 800 стоит квартира.

— Вы сами оплачиваете проживание?

— Конечно, сама. А мне ведь нужно еще и питаться. И в Нью-Йорк съездить — это два часа езды! — и спектакли посмотреть, и какие-то дела сделать. Остаются копейки!

Не могу сказать, что за это время я особо помогла в финансовом отношении семье сына, но, по крайней мере, я их одела! Это уже очень много! Деньги, те гроши, которые здесь зарабатывают, которые им пришлось бы потратить на одежду, они могут пустить на продукты и другие необходимые для жизни вещи.

Да, после моего «ухожу» мне прибавили денег. Может, я теперь не один раз в году смогу приезжать в Петербург, а хотя бы дважды — зимой и летом. Тогда мне будет легче переносить разлуку с близкими.

С внуком, с Данилой, у нас прекрасные отношения, удивительная духовная связь! Он каждый раз просит: «Бабушка, ну не уезжай!»

«Ностальгия, как и любовь к России, родилась вместе со мной…»

— Алла Евгеньевна, чем вы объясните ностальгию — кроме любви и привязанности к близким?

— Да тем, что я росла в семье, где превыше всего была Россия. Мои бабушки не говорили: Родина, они говорили: Россия. Они говорили: «Мы пережили пять царей: Александра Второго, Александра Третьего, Николая Второго, Ленина и Сталина!» Понятие «вождь-учитель» для них было как закрытая книга. Они пережили пять царей! Так что я воспитана в любви к России, и воспитана очень серьезно. Ностальгия, как и любовь к России, родилась вместе со мной. Поэтому там меня ничто не радует.

Вот восхищаются: Флоренция! Да, красиво! Но там, как говорит Макарова, куда ни плюнь — везде музей! Хорошо, когда приезжаешь посмотреть Флоренцию, но когда ты работаешь и зарабатываешь на жизнь копейки, тебе не до красот. Ты расталкиваешь туристов локтями, чтобы не опоздать в студию.

Я ходила по берегам Арно и видела Неву! Даже дома Флоренции воспринимаешь по-своему: «Ой, похож! В Ленинграде на Петроградской, вот там такой же…» В Италии я все время жила каким-то вторым планом. Это страшно! Этой двойственностью жить почти невозможно! Доходит до того, что, как теперь говорят, «крыша едет»!

При всей моей любви к музеям, к красоте, потому что родиться в Ленинграде — это значит родиться в красоте, жизнь вне России не для меня.

В ее артистической судьбе было много драматических поворотов. Будучи примой балетной труппы Мариинского театра, ушла из него на пике карьеры и популярности, не согласившись с унизительным преследованием за свободу мышления и творчества.

Оставаясь верна дружбе, не прерывала связи с "эмигрантом Нуреевым", зная, что в любой момент может быть привлечена за это в СССР к ответственности. Несколько лет терпела адскую боль в ногах, пока Макарова не убедила ее принять помощь и сделать операцию. И уже через две недели, после того, как в ее суставы вживили специальные пластины, удрала из клиники, вскочила на трап самолета, летящего в Питер, вернулась домой танцевать премьеру!

Балерина Алла Осипенко танцевала на лучших сценах мира. А, закончив танцевать, стала прекрасным педагогом-репетитором. Могла бы спокойно работать с молодыми артистами и дальше. Но она осталась верна принципам своей молодости, главный из которых: творческая честность. Потому написала очередное заявление. О чем?

"Об увольнении из Михайловского театра, - говорит Алла Евгеньевна, с которой мы беседуем на ее даче в поселке Тарховка близ Петербурга. - Мне не нравится воцарившийся там с некоторых пор дух непрофессионализма".

В поисках искусства на площади Искусств

Российская газета: Когда несколько лет назад Михайловский театр возглавил бизнесмен Владимир Кехман, прежде с искусством никак не связанный, многие удивились назначению...

Осипенко: Он много денег вложил в реконструкцию здания театра. Я, памятуя русских меценатов Морозова, Мамонтова, Третьякова, не жалевших личных средств на искусство, порадовалась было за труппу. Но Кехман, как мне кажется, что-то недопонял, начал вмешиваться в чисто профессиональные дела. Я терпела, пока могла. Шла на компромиссы. Ведь там мои ученики!.. Они, по счастью, востребованные артисты. Много выступают за рубежом. Недавно одна моя девочка звонила после премьеры на одной из европейских сцен: "Алла Евгеньевна, я сделала все, что вы просили!" Вот это для меня самая большая радость. А то, что ушла в никуда... Я это уже проходила. Меня подобным не напугать.

Подарок судьбы - Сокуров

РГ: Вы об уходе из Кировского театра в 1971 году? Очевидцы тех лет свидетельствуют, что балетоманы города были в шоке от столь решительного вашего шага.

Осипенко: Я спасалась от НЕтворчества. В какой-то момент оно стало преобладать в балете Кировского театра. Поэтому я ушла из труппы. Лучше так, решила, чем терпеть унижения. Но вскоре позвал к себе Леонид Якобсон. А в 1982 году совершенно неожиданно для себя получила сценарий от Сокурова с предложением сниматься.

РГ: Александр Николаевич был известен в то время в основном по документальным фильмам, а вы - прима!

Осипенко: Да, в большом кино он только начинал. Но я была наслышана о нем. Когда Саша прислал мне сценарий будущего фильма "Скорбное бесчувствие", читала его и думала: на какую роль он хочет меня пригласить, он же меня совсем не знает? Там была одна такая мизансцена: приоткрывается дверь и в проеме появляется балетная нога. Вот, решила я, это - мое! Он звонит мне:

"Прочли? Понравилось? Приходите, обсудим". Мы жили тогда рядом на Петроградской стороне. Пришла к нему. Комнатка - 8 метров в коммунальной квартире, шагнуть некуда. Стали разговаривать, увлеклись, столько у нас общего обнаружилось. Не заметили, как день прошел. Выяснилось, он видел балет Якобсона "Идиот" с моим участием и хотел, чтобы я играла у него в фильме главную роль - Ариадну. "Вы нужны мне такая, как есть", - говорил, понимая мое состояние неопытной в кинематографе девочки. Мне Сашу судьба послала.

РГ: Слышала, этот фильм сильно искромсала советская цензура...

Осипенко: Мы снимали в Павловске глубокой осенью. Я ныряла в пруд, по утрам покрывавшийся паутинкой льда, и плыла. Была создана какая-то нереальная атмосфера, из другой жизни. Сокуров увлекался тогда красивым кадром, умел его создать. Однако все это вырезали, ничего не вошло в фильм. Потому что, объяснили в руководстве "Ленфильма", артистка голая.

РГ: Не стеснялись выходить обнаженной к камере?

Осипенко: Ну, не совсем я была голая, в белом прозрачном пеньюаре... Когда сейчас смотрю глянцевые журналы, в иных от нагих женских тел в глазах рябит. Ловлю себя на мысли: зачем? Только ради заработка? Не понимаю. Другое дело, если это связано с чем-то прекрасным. Сокуров, перед тем как мне идти в кадр, помню, извинялся: "Бог, меня, наверное, накажет, но я прошу вас, Алла Евгеньевна..."

РГ: Сокуров сильно изменился за прошедшее с вашей первой встречи время?

Осипенко: Вы знаете, нет. Он необыкновенно интересный, творческий человек. И очень честный. Перед собой - прежде всего.

Среди муз

РГ: Переход из балета, искусства сценического, в кинематограф, к тому же в зрелом возрасте, легко вам дался? А как киноактриса вы, мне кажется, вполне состоялись, снявшись в фильмах Сокурова, Авербаха, Масленникова.

Осипенко: Это разные профессии. Очень несхожие. Я вот до сих пор не понимаю, как стала танцовщицей. У меня характера для этого не было. Всегда дико боялась сцены. До самого последнего момента оттягивала свой выход. Говорила себе: всё, это в последний раз, больше никогда не выйду. Только у Бориса Эйфмана, когда он стал специально на меня ставить, используя мои возможности, это постепенно прошло. Я ведь не была техничной балериной.

РГ: Ученица самой Агриппины Вагановой - и не техничная?..

Осипенко: Представьте, у меня от природы не было хороших данных. Я, например, не могла вертеться. Всю свою балетную жизнь избегала исполнять 32 фуэте. Ноги оказались не приспособлены к этому от природы. О балете мечтала еще моя мама, ей не хватило одного голоса для зачисления в училище, и она, став взрослой, надеялась на меня... Было бы, наверное, странным, если бы я не связала свою жизнь с искусством, продолжив тем самым семейные традиции.

Наш род идет от художника Боровиковского. Есть в нем и музыканты: мамин брат, мой дядя Володя Софроницкий. Но, между прочим, к искусству кино я прикипела сердцем гораздо раньше, чем к танцу. Спасибо моей няне Лиде. Вместо того чтобы гулять со мной, трехлетней, на свежем воздухе в соседнем садике, она тащила меня в кинотеатр, строго наставляя: кому-нибудь скажешь, убью! Я пересмотрела с ней все фильмы тех лет, знала по именам и в лицо всех знаменитых артистов. Бабушка каждый раз удивлялась: гуляли целых три часа, а девочка такая бледненькая? Я молчала как партизан... Сцены всегда дико боялась. В кино же никакого волнения перед камерой. Настраиваясь на съемку, ухожу в себя, иногда только спрашиваю у режиссера, что я должна делать.

РГ: Вам греет душу, что вы - потомок великого русского художника Боровиковского, племянница знаменитого музыканта Владимира Софроницкого?

Осипенко: В последние годы начала это ценить. Мои предки по материнской линии были очень известными в России людьми. Среди них, помимо художника Боровиковского, - его внучатый племянник, сенатор и поэт Александр Львович Боровиковский, сын последнего, и мой дед - знаменитый столичный фотограф (наряду с Карлом Буллой) Александр Александрович Боровиковский, не признавший советскую власть... В нашей семье, когда я была маленькой, внимание на этом не акцентировалось. Может, время к тому не располагало, все-таки 1930-1940-е годы. Но при этом тщательно соблюдался старинный семейный уклад. Мы регулярно ходили к родным на чай, они - к нам. Я слушала разговоры взрослых. Знаю много семейных преданий. И, к слову, когда читаю сейчас о русском художнике Боровиковском, вспоминаю эти домашние истории, сопоставляю, то нахожу в своем характере многое от него. А ведь я - какое это уже поколение? Почти два столетия прошло... В 5 лет мама привела меня в Русский музей. Подвела к "Хаджи Мурату", стала около него рассказывать о прапрадедушке. Помню, меня поразило, как он красиво стоит - этот не известный мне Мурат, какой он мужественный, гордый. Не сбить ничем этого человека. Видимо, и у самого портретиста твердость была заложена в характере, иначе бы так не прописал.

Дуэт века

РГ: Уйдя из Кировского театра, снявшись успешно у Сокурова, почему не остались в кинематографе?

Осипенко: Когда я решительно, обрывая все концы, ушла из Кировского театра, где меня оскорбили, не только тем, что не давали новых ролей, но заставив на гастролях в Лондоне выступать в мимансе, то думала, что закончу танцевать. В одночасье потерять сцену, публику, которая тебя знает и любит... никому такого не пожелаю. Успокаивала себя тем, что сделала в балете все, что могла, на что была способна. Хотя танцевать еще очень хотелось! И через какое-то время я приняла предложение Леонида Якобсона.

РГ: Ваша близкая подруга и коллега балерина Наталья Макарова, эмигрировав, сделала блестящую карьеру на Западе.

Осипенко: Наташа совсем другая. Мы с ней очень дружили. И до ее эмиграции, и после. И сейчас дружим. Мы ведь вместе росли. Когда встречаемся, начинаем вспоминать прошлое, перестаем понимать, сколько нам теперь лет. Если я завожу разговор о мужчинах, она смеется: "Тебе это не надоело?" Но на мое 70-летие подарила мне, угадайте что, нижнее белье красного цвета! И после этого она будет говорить, что мы очень изменились!.. У нас с ней много общего. Но в отличие от меня Макарова всегда любила модно одеваться и чтобы денег было вдоволь и состоятельные поклонники. Она правильно сделала, что осталась на Западе. А для меня там другие люди, понимаете? Не мои. Я выехала туда по надобности, по нищете в 1990-х годах. Маленькая пенсия, и как раз сын Ванечка женился. Деньги были нужны. А за границей предложили работу. Десять лет преподавала в Италии, потом в США.

РГ: Там, в Италии, у вас была какая-то замечательная романтическая история. Говорят, вы чуть было за миллионера замуж не вышли...

Осипенко: Он был моим учеником. Когда пришел ко мне заниматься, ему едва исполнилось 15 лет. В 18 объяснился мне в любви. На руках носил. Красавец необыкновенный - Якопо Нанничини. Балерина Нинель Кургапкина, приехав во Флоренцию и услышав о моем даже не романе - у нас же колоссальная разница в возрасте, - а увлечении, симпатии, сразу спросила: "Юноша высокий и черноволосый?" На ответный вопрос: "А вы что, его знаете?", ответила со свойственным ей юмором: "Я знаю Осипенко!"... Бедный мальчик, он так и не женился, а ему сейчас уже за тридцать. Якопо регулярно звонит мне. Уговаривает продать дачу, квартиру и переезжать к нему. Это невозможно. Здесь мой дом, здесь жили мои родители, бабушки, дедушки. Все вокруг мое: вот эта осень золотая за окном, и эта развалюха под названием "дача", где я собираюсь теперь жить постоянно. Куда уезжать, зачем?

РГ: Ваш дуэт с танцовщиком Джоном Марковским называли в свое время "Дуэтом века". Как и ваш многолетний роман.

Осипенко: Наш непростительный роман длился 15 лет. Непростительный потому, что я старше его на 12 лет. С Марковским мы совпадали пропорционально. И идеально сходились нервом - два немножко ненормальных артиста. Когда расстались, я попробовала танцевать с Марисом Лиепой. Очень знаменитый, очень талантливый и... слишком для меня нормальный. Ничего не получилось. За Марковского я вышла замуж. Мы вместе ушли с ним из Кировского театра, танцевали у Якобсона, Макарова, Эйфмана, Долгушина. В Самаре Чернышев предложил мне поставить "Жизель". "Алла, давайте сделаем по-другому, по-нашему", - говорил он мне. Но Джон тогда ничего уже не хотел. А с другим партнером я не хотела. И работа не состоялась.

Скажите, Даная!

РГ: Есть партии в балете из тех, о которых мечтали, но так и не исполнили?

Осипенко: Есть. Но я стараюсь об этом не думать. Стараюсь ни о чем не жалеть. Мне повезло в жизни, я работала с величайшими постановщиками: Григоровичем, Бельским, Алексидзе, Чернышевым, Якобсоном. Чрезвычайно было интересно! Помню, Григорович ставил "Каменный цветок". Я была первой исполнительницей. Юрий Николаевич выламывал мое тело до невозможности, хотел, чтобы я изгибалась, как ящерица. Пришлось в какой-то момент обратиться к врачу. Сделали снимок позвоночника, что-то там сместилось...

РГ: Отказались бы от "Цветка"!

Осипенко: Ну что вы, невозможно! Потому что истинным счастьем было репетировать, потом - выступать. Настоящее творчество. Разве в такие моменты думаешь о каком-то здоровье?.. Сейчас подобного, к сожалению, уже не наблюдаю. Нет радости создания спектакля. Убедилась в этом, работая в Михайловском театре. Все два с половиной года там уговаривала себя не быть слишком строгой к постановщикам, не требовать от них невозможного. Ну, нет сегодня талантливых балетмейстеров, что тут поделаешь.

РГ: Куда ж они делись?

Осипенко: Не знаю.

РГ: Тогда - откуда брались?

Осипенко: Объяснить появление Хореографа (с большой буквы!) невозможно. Это, наверное, от Бога. Балерину можно научить разным па, любую. Другое дело, станет ли она знаменитой, это уже вопрос дарования. А на балетмейстера выучиться нельзя. Не знаю ни одного выдающего мастера сцены, который стал бы таковым исключительно благодаря добросовестной учебе. В Михайловский театр в начале нынешнего сезона пришел новый главный балетмейстер Михаил Мессерер, племянник известного хореографа Асафа Мессерера. Начал с того, что взялся переделывать "Лебединое озеро". Спектакль, который, безусловно, понравится любому зрителю, воспитанному и не воспитанному с точки зрения культуры балета. Но для нас, профессионалов, "Лебединое" - это Лев Иванов и Петипа, и трогать его нельзя. Горский в свое время тронул, Асаф Мессерер тронул, но он восстанавливал Горского. А теперь еще и Михаил Мессерер... Я сразу вспомнила фильм Сокурова "Русский ковчег", снятый одним кадром в Эрмитаже. У меня был там эпизод в зале Рембрандта перед его картиной "Даная". Я вела с ней диалог о том, что у каждой из нас, женщин, есть своя тайна. Очень долго с ней разговаривала. Молча. Пыталась, в частности, понять, в чем ее прелесть. Ведь у нее - живот! Хотелось взять кисть и замазать его. Но почему сам Рембрандт, с его безупречным вкусом, не сделал этого? Наверное, он видел в Данае что-то иное, куда более важное. Почему же каждый новый балетный постановщик так и норовит наследить в классике, "закрасить живот"? Да поставь ты что-то свое!

РГ: Я иногда думаю: во времена СССР зверствовала цензура, а сколько было блестящих режиссеров, исполнителей. Сейчас цензуры нет и великих практически тоже...

Осипенко: Могу объяснить это только одним. Мы тогда внутренне были свободны. У нас был свободный дух. А сейчас при полной свободе дух куда-то делся. История с "Лебединым озером" стала для меня последней каплей. Мое заявление об уходе пока, правда, не подписано. Наверное, думают, попрошусь обратно. Конечно, в финансовом плане мне будет, видимо, нелегко. Ничего страшного. Вместо индейки буду есть яичницу и пить чай не с шоколадом, а с хлебом. Не это главное, а то, что в жизни я чего-то все-таки добилась. Уходя, сказала директору Михайловского театра: "Я два с половиной года была у вас милой Аллой Евгеньевной, которую можно было поцеловать в щечку, которая не вступает ни в какие драки. А между тем я - Алла Осипенко, известная балерина, актриса кино, педагог-репетитор, ученики которой с успехом выступают по всему миру. У меня скромное звание - народная артистка РСФСР, полученное в 1960 году. Но есть - имя. И мне совершенно не важно, что вы выдумаете обо мне и моей работе".

РГ: Что он ответил?

Осипенко: Ничего не ответил. В первый раз, кажется, задумался.

В Книжной лавке писателей за так называемом «писательским столом» невысокая женщина элегантного возраста предлагала покупателям книгу «Алла Осипенко». Это была Ольга Розанова, театральный критик, написавшая вступительную статью к альбому о незабываемой поклонниками балерине Кировского театра, трупп Якобсона и Эйфмана. Готовился «театральный» выпуск журнала «Аврора», и я пообщалась с писательницей. Увы! Она, сославшись на большую занятость, отказалась дать в журнал какой-нибудь материал. «Да она сама вам напишет воспоминания. Позвоните Алле Евгеньевне», - и она протянула мне листок с номером её телефона. Алла Осипенко! Народная артистка РСФСР! Последняя ученица Агриппины Яковлевны Вагановой! «Предпоследняя, – исправила меня балерина при встрече, – последней была Ирина Колпакова».
Небольшая двухкомнатная квартирка на Петроградской стороне в старинном доме с высокими потолками и окнами на лестничных пролётах в готическом стиле, большой холл, стены которого увешаны фотографиями, сувенирами и призами, круглый стол с угловым диваном, на котором нежится любимица хозяйки – красавица кошка бежево-коричневого окраса, с длинной пушистой шерстью как у сибирской кошки, но с восточным колоритом сиамской кошки. Алла Евгеньевна, изящная стройная женщина чуть прихрамывает, травмы не дают забыть о себе. Да и горькая обида нет-нет да и проскакивает в разговоре. Когда она танцевала у Леонида Якобсона, в гремевшем в конце прошлого века ансамбле «Хореографические миниатюры», пришлось лечить суставы, и не все задумки балетмейстера она могла выполнить; попросила отложить репетиции на полгода. «Тогда уходи, мне калеки не нужны», – резко ответил он ей. И она ушла.
– В пятом классе я прочитала у Бальзака, что жизнь – это борьба. Да, жизнь в полной мере показала мне, что это борьба, но бороться я не умела, не умела угрожать... Когда же становилось совсем невыносимо, я просто уходила, часто, как говорится «в никуда».
Алла Евгеньевна рассказывает, как она ушла из Кировского театра. Правда, попыток было две. Первый раз это случилось на гастролях театра в Румынии.
– На гастроли меня брали не часто. А тут...меня режиссёр балета Журавко поставил в миманс! Конечно, со словами, что все солистки балета по очереди будут выходить в роли дамы. И вдруг меня ставят три раза! Это не просто унижение, это катастрофа! Я там же написала заявление об уходе. Но это скандал, чуть ли не демонстрация. Приходит ко мне утром наш партийный деятель, уговаривает... А Джон (Джон Марковский, партнёр и муж балерины – Т.Л.) его не пустил к нам в номер. Говорит: «А вы видели, как она плачет по ночам?». Тогда меня защитил Барышников. А всё равно пришлось уйти, где-то через полгода. Она вспоминает, как однажды была с приятельницей в ресторане ВТО, и кто-то из знакомых сообщил, что на следующий день в театре «Лебединое озеро» заменили на «Медный всадник». А в этот день был праздник работников водоканала. Остроязычная балерина откомментировала это событие, сострив, что в «Медном всаднике» воды больше. Остроумная шутка закончилась вызовом на следующий день «на ковёр» к директору театра Рачинскому, который впав в административный раж сообщил, что репертуаром занимается он, директор! «А для меня вы не директор», – прервала его монолог народная артистка Российской Федерации – это звание Алле Евгеньевне Осипенко было присвоено в 1960 году – и вышла из кабинета.
Она прослужила, как это принято говорить у актёров, в Кировском театре 21 год, будучи исполнительницей ведущих балетных партий. (И больше никогда не возвращалась на эту сцену. Правда, позже, когда главным балетмейстером театра стал Игорь Дмитриевич Бельский, он приглашал её вернуться на эту сцену, но одну, без Джона Марковского. Условия были неприемлемыми: пара Осипенко- Марковский была столь же неразъединимой, как Уланова и Сергеев, Дудинская и Чабукиани (позже Дудинская и Сергеев). Но от финала службы в Кировском театре вернёмся к истокам.
Алла Осипенко по матери принадлежит к роду известного русского художника, конца XVIII – начала XIX века Владимира Лукича Боровиковского, брат которого великий украинский поэт Левко Боровиковский. Отец Евгений Осипенко происходил из украинских дворян, но стал чекистом, служил в Ташкенте начальником лагеря, где сидели офицеры и генералы царской армии. Однажды, по-видимому, в состоянии алкогольного опьянения он вскочил на коня и с саблей наголо на рынке призывал жителей идти освобождать генералов из лагеря, в котором в итоге оказался и сам в 1937 году. Его выпустили, когда началась война в 1941 году, и он откликнулся на призыв искупить свою вину добровольцем штрафбата. Судьба благоволила её отцу, он прошёл всю войну, даже не будучи раненым. Балерина показывает мне фотографию своих родителей в юности и соглашается со мной, что она похожа на отца. Улыбаясь, достаёт фотографию «красавицы тёти Нади» и с улыбкой рассказывает, что её мать во время беременности постоянно держала эту фотографию перед собой, чтобы, согласно поверьям, родившийся ребёнок был бы похож на желаемый прообраз. Генетика в то время была ещё наукой, малознакомой широкому кругу женщин. Но, думаю, что природа не прогадала, наградив будущую балерину чертами отца, у неё был неплохой выбор.
Мать Аллы, Нина Алексеевна Боровиковская, училась в гимназии Оболенского и также чудом не стала балериной, не хватило одной (из требующихся двадцати!) рекомендаций от артистов балета. А вот её дочь в июне 1941 года была зачислена в первый класс Ленинградского хореографического училища (известное как Вагановское училище, а ныне Академия русского балета им. А.Я. Вагановой). Алла Евгеньевна вспоминает, что обычно летом её отправляли к прабабушке в Вышний Волочок. Но в этот год опоздали, и они с мамой поехали в июне снимать дачу в Вырице – комнатка на втором этаже, в окно которой наклонялись ветки сирени. Когда возвращались в Ленинград, поезд остановился перед самым городом и долго стоял – мужчина попал под поезд – плохая примета! Примета действительно оказалась плохой. У репродукторов в городе толпились люди, а встретившийся им на Невском проспекте, около дома 63, где они жили, её дядя – актёр Пушкинского театра Жорж Осипенко – сказал, что началась война.
Война. Уже 3-ьего июля в небе Ленинграда появились заграждения и дирижабли. Вагановское училище срочно эвакуировалось. И первоклассницу Аллу мать и бабушка по совету жены певца Шашкова отправили вместе с училищем в эвакуацию в Кострому, справедливо полагая, что школ много, а балетное училище уникально. В это время уже появились первые сомнения, что война кончится через две – три недели. В августе Нине Алексеевне удалось эвакуироваться из Ленинграда, и она также приехала в Кострому, где работала в училище – шила балетные тапочки. Бабушка и крёстная Аллы остались в городе «хранить квартиру и наследие Боровиковских». В Костроме остались младшие классы, а старшеклассников отправили на Каму, в г. Молотов (ныне Пермь). Уже в 1942 году(!) там открыли набор детей в первый класс балетной школы, и младшие классы из Костромы перевезли туда же. Алла Евгеньевна говорит о том, что они сдружились там на всю жизнь. - А бабушка, – спрашиваю я, – как сложилась её судьба?
– Бабушка прожила в блокированном городе до 43-ьего года, едва выжила. Когда блокаду прорвали, её с трудом вывезли. Маме в училище передали телеграмму от бабушки, чтобы мы встречали пароход. Стоим мы на пристани, выходят люди, нашей бабушки нет. Потом помогают выйти какой-то старой-престарой старухе необъятных размеров, люди помогают ей спуститься, выносят несколько громадных баулов. Эта старуха безучастно смотрит куда-то, её никто не встречает. Мы с мамой решили идти доимой, ждать другой пароход. Отошли... И вдруг у меня вспышка в памяти, и я говорю маме, что у нашей бабушки был платок такой же расцветки, как у этой старухи. Мама остановилась, говорит, пойдём вернёмся. Мы вернулись, смотрим... Старуха сидит на том же месте и также безучастно. Мама тихо произнесла: «Мама!». Она обернулась... Это была бабушка, неузнаваемая, распухшая от голода. А знаете, ведь таких больных нужно кормить совсем понемножку. Она лежала у нас на кровати, вставать почти не могла. Яс утра в школе, мама на работе. А наша сердобольная хозяйка напекла шанежек, это такие пироги с картошкой, да по душевной доброте и накормила её. Мама чудом выходила мою бабушку. Но выходила. В 44 году вместе с училищем втроем вернулись в Ленинград, в туже квартиру на Невском 63, которую для нас сохранила крёстная. Даже вот этот сундук сохранила. – Алла Евгеньевна показывает на старинный кованный сундук. – Семейная реликвия Боровиковских. Во время блокады им этот сундук отдал один из художников. Я даже представить не могу, как они, бабушка с крёстной, втащили его на пятый этаж.
На сундуке стоит бронзовая скульптура, это уже реликвия хозяйки – слепок с её ноги. «И тоже неподъёмная, – улыбается балерина. – Только внук может её снять». В 1950 году ученица Агриппины Яковлевны Вагановой дебютирует на сцене Кировского театра в роли феи Сирени в постановке ещё Фёдора Васильевича Лопухова и с этого момента начинается её путь к славе, она становится первой исполнительницей ведущих балетных партий.
Но и начало было многообещающим – второй состав партий, исполнявшихся Аллой Шелест, Инной Зубковской, Натальей Дудинской. В двадцать лет
Должна была состояться её первая танцевальная премьера в балете «Каменный цветок». Она имела такой успех на генеральной репетиции, что квартира балерины на Невском проспекте была просто завалена цветами.
Но... радость сменилась огромным горем. Алла Евгеньевна рассказывает, что она очень любила мороженое, и отметить премьеру решили в мороженице на ул. Желябова. Возвращаясь домой, проехала остановку на троллейбусе, неудачно спрыгнула с него. Нога попала между троллейбусом и парапетом. Военно-медицинская академия. Профессор Крупко двадцатилетней балерине рекомендует забыть о балете: «в войну люди жизнь теряли, не то, что ногу». Долгих полтора года она не расстается с лечащими военными врачами Ткаченко и Петровым, разрабатывает травмированную ногу и возвращается на сцену, поддерживая с ними отношения и сохраняя благодарную память о них на всю оставшуюся жизнь. А премьера «Каменного цветка» состоялась, но без неё.
В театре её партнерами были Анатолий Нисневич (первый муж), Брегвадзе, Кузнецов и даже... она танцевала с Вахтангом Чабукиани в спектакле «Отелло», а один спектакль «Тропою грома» – с Константином Михайловичем Сергеевым. Алла Евгеньевна говорит, что она была похожа на Наталью Михайловну Дудинскую, в начале артистической карьеры пыталась подражать ей, но достигнуть столь же высокого технического мастерства, как у Дудинской ей было не под силу. На одной из репетиций, когда в класс зашёл К.М. Сергеев, он услышал, как Дудинская делала постоянные замечания Осипенко: делай бедро так и т.п. Сергеев сказал: «Наталия Михайловна, оставьте Аллу в покое, пусть она делает все так, как сама это чувствует». Это заставило балерину начать искать свой путь, подчеркивающий её индивидуальность. Однако, отметила Алла Евгеньевна, Константин Михайлович был артистом традиционных взглядов на искусство. Когда он стал главным балетмейстером, он ответил ей однажды: «Ну, что же ты просишь Раймонду, когда делаешь всего два тура...». И это было, конечно, унизительно, так как работать по принципу: «выйти на сцену отскакать свою партию» она не могла; постоянно ей приходилось «преодолеавать своё техническое несовершенство».
Балерина полагает, что эта неуверенность в себе, раздвоенность связана с тем, что она родилась 16 июня, под знаком близнецов. Звёзды ли здесь виноваты? Или, скорее, высокая требовательность по отношению к своему таланту и создаваемому им искусству. Думаю, что последнее.
Из балетмейстеров, с которыми она работала в Кировском театре, Алла Евгеньевна выделяет талантливейшего балетмейстера Бориса Александровича Фенстера. Она в то время начала немного полнеть, и балетмейстеры махнули на неё рукой. А вот Борис Александрович предложил ей «попробоваться» в 1955 году в роли «Панночки» в балете «Тарас Бульба» на музыку Соловьёва- Седова. Актриса считает, что: это была «... во-первых, моя первая большая удача, а во-вторых, первая настоящая драматическая, сложная роль. Мы репетировали с ним по ночам, я очень старалась, и что-то его тогда увлекло в моей индивидуальности. Вот это и была самая важная роль, заставившая меня глубоко задуматься о своем характере. Я очень благодарна Борису Александровичу за то, что он полностью поменял мое амплуа».
Да, поиск своего пути не оказался напрасным. Когда Алла Евгеньевна ушла из театра, и в унисон с ней Джон Марковский одновременно отдал в отдел кадров заявление об увольнении (о контрактах и неустойках в то время речи не было), индивидуальность дуэта проявилась особенно ярко и в полной мере. Леонид Вениаминович Якобсон, хореограф новатор, организовал в Ленинграде в 1969 году ансамбль «Хореографические миниатюры». Вот там и заблистали с новой силой Алла Осипенко и Джон Марковский.
Оживший «Роден»! «Минотавр и нимфа»! Алле снова пришлось вспомнить слова Бальзака, что жизнь – это борьба. Комиссия при горкоме в составе трёх женщин, одной из которых была Валентина Матвиенко, не пропустила нимфу с минотавром, показалось им, что это... порнография!. Да, смутные в то время были представления о порнографии у феминисток комсомольско-партийного разлива. Якобсон, по словам Аллы Евгеньевны, вышел из себя и кричал на них: «Да кто вы такие, чтобы запрещать! Что вы понимаете!». Ошарашенные «культурологи» того времен возмутились, как он разговаривает с женщинами. «Вы для меня не женщины», – ответил им балетмейстер. И пришлось артистам идти в Смольный на приём к председателю горисполкома Александру Александровичу Сизову, строителю по профессии. Он был на каком-то совещании. Делегация долго ждала в приёмной. Когда же, наконец, он появился с папкой в руках, Алла Евгеньевн бросилась к нему со словами: «Я Осипенко, из Кировского театра». Он сумрачно взглянул на неё: «Что? Квартиру? Машину?». «Нет, нет, нам запретили минотавра». Сизов ничего не понимал: «какого минотавра, какую нимфу». И пригласил пройти в кабинет. Алле Евгеньевне пришлось и здесь быть примой, она говорила, что это не порнография, минотавр, это бык и т.п.. Выслушав её, Сизов спросил: «А какая-нибудь бумага у вас есть?». «Есть, есть», – Якобсон протянул ему заявление, на котором Сизов начертал: «Разрешить». Судьба шедевра была решена. Когда просители направились к выходу, Сизов окликнул её: «Осипенко! Так квартиру? Машину?». Она снова повторила: «Нет, нет, только минотавра!». Травма в 1973 году, резкое «калека», брошенное Якобсоном. Алла и Джон снова стоят перед выбором, что делать. Ленконцерт. Они создают свой театр из четырёх актеров: одноактный балет «Антоний и Клеопатра» в первом отделении, миниатюры во втором. И за три года объездили весь Союз. В 1977 году дуэт получает приглашение от Бориса Эйфмана, который создал при Ленконцерте свой театр «Новый балет». Алла Евгеньевна рассказывает, что приглашение пришло за месяц до премьеры. Эйфман предложил ей с Джоном выступить с одноактным спектаклем «Антоний и Клеопатра». В новый театр с репертуаром, обкатанным по всей стране?! Категорическое «нет»! На помощь приходит её постоянный репетитор и друг Мария Николаевна Шамшева. Её Алла Евгеньевна несколько раз сердечно вспоминала во время нашего разговора.. Мария Николаевна предложила ей позвонить в Таллин балетмейстеру Май-Эстер Мурдмаа, с ней Алла Евгеньевна была знакома: для бенефиса Барышникова она поставила «Блудного сына» Прокофьева, где Осипенко исполнила роль Красавицы. Май-Эстер соглашается, приезжает в Ленинград, гостиницы нет, живёт в квартире у балерины на Невском. И через месяц при открытии театра Алла Осипенко и Джон Марковский появляются в премьере по Б. Бартоку «Под покровом ночи» («Чудесный мандарин»).
В театре Эйфмана она танцевала Жар-птицу на музыку Стравинского, Клеопатру, Настасью Филипповну в блистательном «Идиоте» и многое другое. На её страничке в Википедии я насчитала 68 исполненных ею партий более чем за полвека её танцевальной деятельности. Да полный ли это список?! Но и в этом ансамбле не обошлось без борьбы. Не так просто было войти в молодёжный коллектив, где одна из балерин, впоследствии ставшая её близкой подругой, сказала, что в ансамбль взяли «старуху». Но вошли. «Двухголосие» Эйфмана, исполнявшееся дуэтом Осипенко-Марковский было воспринято и зрителями, и критикой как потрясение! Но... и снова это но. Когда ансамбль готовился к первым гастролям в Москве, Алла Евгеньевна узнает, что этот балет не включён в программу гастролей – опять-таки та же самая пресловутая «порнография». Она ринулась в бой! Или в Москву, или я ухожу. Администрация находит иезуитское решение: после гастролей театр закроют! Согласны? «Согласны!», – её поддержали все «ребята». Ошеломительный успех у у московского зрителя! Критика в первую очередь отмечала «Двухголосие». Победа! Очередная победа на сцене. А жизнь продолжалась, сопровождаясь, то взлётами, то падениями. Разрыв с Марковским, его уход со сцены, отсутствие партнера. Она говорит, что какие бы ни были личные разногласия у неё с Марковским, в семейной жизни чего только не бывает, они никогда не выплёскивались на сцену. Улыбается, рассказывая о том, что в его поведении были какие-то странности. Однажды он два дня пролежал на диване, вставая только для того, чтобы перекусить: « Я отделяю душу от тела». На третий день встал со словами: «Удалось. Отделил». И жизнь снова вошла в обычное русло.
Новая любовь... Кто же из семидесятников не помнит Геннадия Воропаева, артиста театра Комедии? Первая случайная встреча в автобусе... Любовь, измена, разрыв и...благодарность: «Я благодарна ему за сына».
Сын Иван Воропаев выбирает путь драматического актёра, женится на актрисе Басилевич, внук Данила идёт по стезе, проложенной родителями...
Но это сейчас, а тогда... И безмерное горе – безвременная смерть единственного сына.
– Когда Джон перестал танцевать, – рассказывает Алла Евгеньевна, – для меня Якобсон поставил «Автографы», это как будто автобиография, весь мой творческий путь. Потом, в 90-е годы, крошечная пенсия, на которую нельзя жить, двухкомнатная квартира на четверых и... И снова борьба. Она уезжает работать заграницу, начинает преподавать искусство танца балеринам. Опыта ей не занимать, она ещё раньше работала с девочками в Вагановском училище. Помогает семье сына, посылает ему посылки с лакомствами, а он просит... колбасы. Роковые девяностые. Алла Евгеньевна узнаёт, что пропал Марковский, продал квартиру и исчез. Находит его, возвращает в город, его устраивают в Дом ветеранов сцены. Однажды в Италии, где она преподавала, к ней подошла переводчица со словами, что её спрашивает Нуриев. «Какой Нуриев?». Это был Рудольф Нуриев, ещё одна драматическая страница в её жизни. Далёкий 1961 год. Гастроли в Париже, «Лебединое озеро» она танцевала с Нуриевым. «Рудик», она всегда обращалась к нему «на ты», а он называл её Алла, но «на Вы». После спектакля актёров пригласили в ресторан. Им советовали отказаться, но Алла Евгеньевна убеждала администратора труппы, что это неудобно, вечером там будут и журналисты. Убедила: «Под твою ответственность». Вечер закончился в 5 часов утра, жили они с Нуриевым в разных гостиницах, расставаясь, она попросила его не опоздать на самолёт – утром они летели в Лондон. Он не опоздал. Объявили посадку, она вошла в самолёт. Но что-то настораживало балерину в поведении Нуриева, хотя ничто не предвещало такого развития событий. В Париже Рудольф истратил все деньги – заказывал себе костюмы для «Легенды о любви»; в этом балете он должен был по возвращении танцевать вместе с Аллой Евгеньевной,. Когда Нуриев вступил на трап самолёта, трап оттолкнули, он отъехал. Уже в Лондоне пришло сообщение, что Рудольф Нуриев попросил политического убежища. А его багаж с костюмами так и полетел в Москву. А вот зрителям не повезло: не удалось увидеть в «Легенде» этот дуэт. Мы ещё долго разговариваем о жизни, о судьбе, о встречах. Балерина рассказывает о фильмах, в которых она снималась: «Фуэте» вместе с Валентином Гафтом, у Игоря Фёдоровича Масленникова в мелодраме «Зимняя вишня» она блестяще сыграла эпизодическую роль свекрови. Актриса говорит, что постоянной спутницей её жизни была неуверенность в себе, раздвоение, недаром по гороскопу она близнец, почти перед каждым выходом на сцену говорила Марковскому: «Джон, я не могу...», выходила и блестяще танцевала. А вот камера её не стесняла, она держалась естественно, не замечая её. С теплотой говорит об Александре Сокурове. «Это особенная личность, у него всё с открытой душой и безоглядно». Он пригласил её сняться в роли Ариадны в фильме «Скорбное бесчувствие» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Алла Евгеньевна вспоминает, что когда она пришла к Сокурову, он жил в восьмиметровой комнатке на Кировском проспекте; все стены были увешаны портретами молодых красивых актрис. Когда начались пробы, она ещё не знала, что вместе с ней на эту роль претендовала и Маргарита Терехова(!). «Я сразу хотела уйти, купила торт девочкам, зашла попрощаться и вдруг узнаю, что выбрали меня!». Критик П.М. Карп, узнав об этом, сказал: «Победа над Тереховой – это твоё Ватерлоо». Алла Евгеньевна рассказывает, что во время съёмок, когда она месяц жила в Ораниенбауме, часто общалась с Рамазом Чхиквадзе. Как-то спросила его, каково это ему сниматься с непрофессионалами. «Очень интересно, – ответил он ей, – очень!».
За плечами Аллы Евгеньевны насыщенная творческая жизнь, признание, слава... Это одна из ярких звёзд, легенда советского балета. Алла Евгеньевна не любит этого высокого звания «легенда». «Какая я легенда? Я всю жизнь была неуверенна в себе, сомневалась, всю жизнь приходилось бороться». На мой вопрос, было ли в её жизни то, что она задумала, но не свершила, она с неожиданной горячность ответила: «Да я ничего не сделала из того, что хотела бы во мне видеть Агриппина Яковлевна Ваганова. Она хотела, чтобы у меня высочайшая техника сочеталась с духовностью ». Думаю, что это не так. Ольга Розанова, театральный критик, в сборнике статей, выпущенных фондом «Терпсихора» к юбилею балерины написала: «После Анны Павловой, Галины Улановой, Аллы Шелест ни одной петербургской балерине не удалось так тонко ощутить и выразить в пластике человеческий дух в его противоречивой сложности и высоте. Такое дано лишь исключительным талантам, для ясности именуемым гениями». Вот эту духовность и образность Алла Евгеньевна старается передать своим ученицам. А в театроведческой литературе появился новый термин – «осипенковский стиль».
– Вам пришлось в жизни испытать всё: признание, славу, любовь, измены, горе потерь. А как Вы себя ощущаете, Вы – счастливый человек?
На какую-то долю минуты она задумалась, на глазах блеснули слёзы.
– Да, я счастливый человек.
Прощаясь, я задаю Алле Евгеньевне вопрос, не пишет ли она мемуары о своей жизни. Столько событий, столько встреч, такие люди! Она говорит о встречах с Ниной Вырубовой, которую ставит на первое место в балетном мире, о Серже Лифаре, о том, что вела дневник, для сына, но после его смерти перестала. Но в юбилейный сборник она написала воспоминания «Париж в моей жизни» .

Алла Осипенко. (Коллективный сборник) Спб, 2007, Международный фонд «Терпсихора».

Журнал «Собака.ru» продолжает проект – серию интервью, в которых с выдающимися актрисами беседуют известные журналисты, режиссеры и артисты, – и публикует диалог балерины и актрисы Аллы Евгеньевны Осипенко с танцовщиком и художественным руководителем балета Михайловского театра Фарухом Рузиматовым.

Ученица Агриппины Вагановой, она была примой балета Театра имени С. М. Кирова, солисткой труппы «Хореографические миниатюры» под руководством Леонида Якобсона, ведущей танцовщицей Ленинградского ансамбля балета Бориса Эйфмана. А кинорежиссер Александр Сокуров разглядел в ней талант драматической актрисы и снял ее в четырех своих фильмах.

Вы считаете себя великой?

Если говорить о величии, то посмотрите: вот кольцо, которое я ношу всегда. Мне его подарил индийский танцовщик Рам Гопал. А ему его подарила Анна Павлова, с которой он когда-то танцевал. И для меня это, вероятно, главный подарок и признание. Это гораздо важнее всяких званий и наград.

Когда меня спрашивают, как я попал в балет, я всегда отвечаю: «Меня поймали в горах». А как вы стали балериной? Кто вас подвигнул поступать в балетное училище?

Род моей мамы идет от известного русского художника, мастера портрета и религиозной живописи конца XVIII – начала XIX века Владимира Лукича Боровиковского, о котором сейчас, к сожалению, не много вспоминают. Он был человек очень сложный, многогранный, талантливый, прошедший невероятно трудный жизненный путь. У него был брат – великий украинский поэт Левко Боровиковский, тоже человек не самого благополучного характера. И моя родословная по материнской линии ведется от них. Мама носила эту фамилию, а у меня уже фамилия отца – Осипенко. Сегодня я прихожу к мнению, что дело все-таки в генах. Мне по наследству досталась склонность к бунтарству, к постоянному творческому поиску. Я росла бунтаркой. Близкие говорили: «Ну и урод ты у нас в семье растешь!» Моя мама в свое время пыталась поступить в Императорское театральное училище. Тогда надо было ездить по всем балеринам и собирать у них рекомендации. Маме не хватило одной, и ее не взяли. Конечно, вся семья это запомнила. Но меня это абсолютно не волновало. До двух лет я была страшно кривоногой девочкой. И все вокруг говорили: «Бедная Ляляшенька! Такая славная девочка, но балериной ей точно не быть!» Воспитывали меня строго. Мои бабушки всегда говорили, что пережили пять царей: Александра II, Александра III, Николая II, Ленина и Сталина. Наша семья не приняла революции и не меняла уклада своей жизни. И я росла в ее замкнутом кругу. Во двор гулять меня не пускали. А я была девочка строптивая и искала повод, чтобы как-то вырваться из-под этой опеки. Учась в первом классе, я где-то увидела объявление о наборе в кружок, в котором было написано какое-то странное слово, значения которого я не поняла. Но поняла, что два раза в неделю смогу приходить домой на три часа позже. Это меня очень устроило. Я пришла к бабушке и сказала, что хочу ходить в этот кружок. Кружок оказался хореографическим, именно этого слова я не знала. И бабушка меня туда отправила, решив, что, раз не получилось у дочки, может получиться у внучки. После первого года занятий мой педагог вызвал ее и сказал: «У вашей внучки отвратительный характер. Она все время спорит, ее вечно что-нибудь не устраивает, но попробуйте-ка отведите ее в балетное училище». 21 июня 1941 года нам сообщили, что меня приняли в училище. А на следующий день сообщили другую новость: началась война.

Известно, что каждая роль накладывает отпечаток на характер артиста. Была ли на вашем творческом пути такая роль, которая поменяла вас кардинально?

Да. Первым человеком, который поставил меня на другие рельсы, увидел во мне что-то новое, был талантливейший балетмейстер советского периода Борис Александрович Фенстер. Я же была пухленькой для балерины, и меня называли девушкой с веслом. Он сказал мне: «Алла, ты знаешь, я хочу попробовать тебя на роль Панночки». А Панночка в балете «Тарас Бульба» – это очень серьезный, противоречивый, сложный образ. И я жутко боялась не справиться. Сегодня же считаю, что это была, во-первых, моя первая большая удача, а во-вторых, первая настоящая драматическая, сложная роль. Мы репетировали с ним по ночам, я очень старалась, и что-то его тогда увлекло в моей индивидуальности. Вот это и была самая важная роль, заставившая меня глубоко задуматься о своем характере. Я очень благодарна Борису Александровичу за то, что он полностью поменял мое амплуа. Он заставлял меня худеть, не давал мне есть и из девушки с веслом сделал приличную Панночку.

Вопрос, который всегда раздражает артистов: вы подражали кому-нибудь из балерин?
К сожалению, подражала. К сожалению потому, что меня от этого потом очень долго избавляли. Я была поклонницей великой балерины Натальи Михайловны Дудинской, которая была примой Театра оперы и балета имени Кирова. Я до такой степени поклонялась ее таланту, что подражала ей во всем. В технике я, конечно, подражать не могла, потому что не справлялась с ее техникой, но, во всяком случае, переняла все ее манеры. И когда это стало раздражать моих педагогов, когда они увидели во мне что-то свое, это было просто подарком судьбы. Репетиторам пришлось очень долго вышибать из меня Дудинскую. Я помню, что, когда Константин Михайлович Сергеев, главный балетмейстер театра и муж Натальи Михайловны, ввел меня в постановку «Тропою грома», где я должна была танцевать с ней вместе, она заставляла меня в точности повторять все ее движения. На одной из репетиций Сергеев попросил ее: «Наталья Михайловна, оставьте ее в покое, пусть она делает все так, как сама это чувствует».

Что вам сложнее всего было преодолеть на своем пути?

Мне приходилось преодолевать свое техническое несовершенство до самых последних выходов на сцену. Я, к сожалению, никогда не владела техникой в нужной степени. Но прежде всего мне приходилось преодолевать свой характер. Я была страшно неуверенным в себе человеком.

А с ленью не приходилось бороться?

Лень присутствовала до первой травмы. После того как в двадцать лет у меня случилась первая травма, мне сказали, что я больше не выйду на сцену. Я не смирилась с этим. И вернулась другим человеком, осознав, что без балета не могу жить.

Ощущение уверенности на сцене возникало? Обретало ли оно с годами какую-то форму именно на сцене?
Вы знаете, мне, конечно, повезло больше, чем другим балеринам, в том плане, что балетмейстеры ставили роли на меня, рассчитывая мои технические возможности. Эта уверенность стала приходить, наверное, после того, как я ушла из Театра оперы и балета имени Кирова, когда попала к Леониду Вениаминовичу Якобсону, когда начала работать с Борисом Яковлевичем Эйфманом, когда мы взялись за «Идиота» Достоевского. Только тогда я начала чувствовать себя на сцене уверенно, а надо было уже уходить. Вот ведь в чем вся беда.

А страх перед сценой испытывали?

Да. Страх присутствовал постоянно. Я не могу передать, как мне становилась страшно, когда я слышала аккорды музыки, под которые должна была выходить на сцену. Я говорила: «Все, я ухожу! Я ни за что не выйду на сцену!» Меня охватывала жуткая паника. А сейчас я смотрю на молодых балерин и удивляюсь тому, как смело они выходят на сцену, как уверенно держатся! Мне перешагнуть барьер страха перед сценой всегда было крайне тяжело. Потом на сцене я как-то успокаивалась, конечно. Но вот момент, когда ты слышишь свою музыку и должен выйти, не зная, что тебя ждет на этот раз, я переживала очень тяжело. Ведь весь ужас актерской профессии в том, что мы не знаем, что нас ждет через пять минут. Может быть, носом упадешь, а может, станцуешь прекрасно. Мы никогда не знаем этого заранее. Нет абсолютно никакой возможности предугадать события. Можно быть очень хорошо подготовленным и тем не менее споткнуться. Правда, спектаклей в Ленинградском театре современного балета, которые ставились на меня и в которых я танцевала со своим партнером и мужем Джоном Марковским, я ждала уже с нетерпением. Научилась смело выходить на сцену и получать от танца с Джоном настоящее удовольствие. Какие бы отношения ни складывались между нами, как между мужем и женой в жизни, на сцене все было по-другому. Можно было не смотреть друг другу в глаза, но наши тела и нервы действительно сливались в единое целое. Так и получается настоящий дуэт.

В балете, на ваш взгляд, существует понятие безусловного гения, когда о танцовщике или о танцовщице можно сказать: вот он – гений чистой красоты?
Ну, Фарух, если быть честными и откровенными, кого мы можем назвать безусловными гениями?

Мое восприятие субъективно, как восприятие любого человека, но на меня еще в юные годы самое сильное впечатление произвел Антонио Гадес, когда я увидел его в «Кармен» Карлоса Сауры. Для меня это было безусловным искусством, высшей точкой понимания и принятия его творческой личности. И я, наверное, могу назвать безусловными гениями балета его и Рудольфа Нуреева.

Да, они обладали ошеломляющей магией воздействия на зрителя. Но у меня был другой такой человек, которому удалось действительно поразить мое воображение. Когда я была в 1956 году в Париже, то попала на сольный концерт – а для нас это было тогда понятием совершенно незнакомым – французского танцовщика Жана Бабиле. И я была ошеломлена выразительностью его тела, выразительностью мысли, которую он доносил до зрителя. Много лет спустя мы с ним встретились, и я призналась, что являюсь очень большой его поклонницей. Признание таланта, кстати, получилось взаимным. И я никогда не забуду то счастье, которое испытала в далеком 1956 году.

В спектаклях вы играли саму себя или все-таки персонажей?

По молодости, в начале своего творческого пути, конечно, играла персонажей. Когда на исходе карьеры судьба подарила мне «Идиота», я отмела все костюмы, прически, шляпки и юбки. Я считала, что Настасья Филипповна – это образ на все времена и на все возрасты, не нуждающийся в каком-либо обрамлении. И, выходя на сцену играть этот спектакль, я выходила играть себя.

Артистам со временем становится скучно танцевать классику. Их тянет на модерн, на неоклассику, а потом и в драму, и в кино. Такие этапы в жизни были и у вас. Какие ощущения от работы в кино вы получили? Работа перед камерой сильно отличается от работы на сцене?

Это две совершенно разные вещи. Но с кино мне тоже повезло. Мне повезло потому, что я начала работать с таким режиссером, как Александр Сокуров. Он меня увидел в «Идиоте» и пригласил сняться в «Скорбном бесчувствии». Я ужасно волновалась, в первую очередь потому, что для балерины, у которой развита зрительная память, запоминать такие огромные тексты – большая проблема. В пробах вместе со мной участвовала сама Маргарита Терехова. Я нервничала на съемках и все время спрашивала у Сокурова: «Саша, ну что мне сделать? Что я должна сделать?» А он мне отвечал: «Алла Евгеньевна, не нервничайте, не дергайтесь. Вы мне нужны такая, какая вы есть». Он научил меня быть естественной перед камерой. И я не боялась. Могла перед ней делать все, что угодно. Сокуров попросил раздеться догола – разделась догола. Сокуров попросил прыгнуть в ледяную воду и плыть – прыгнула и поплыла. Во-первых, ради Сокурова, а во-вторых, потому, что не было абсолютно никакой боязни.

Ваша любимая актриса?

Грета Гарбо.

А балерина?

Солистка Театра балета Бориса Эйфмана – Вера Арбузова.

Что для вас значит такое веское слово «профессионал»?

Для меня профессионал – это служащий. Человек, служащий тому делу, которому он посвятил свою жизнь.

Какие качества должны быть у хорошего, профессионального педагога?

Вспоминая своих педагогов, я все-таки думаю, что учителя не должны нарушать индивидуальности своих учеников. Работая с балеринами, я стараюсь придерживаться этого принципа. Только так можно воспитать в артисте личность. А это главная задача любого педагога.

Вы живете прошлым, будущим или настоящим?

Сложный вопрос. Не могу не думать о будущем. По ночам просыпаюсь, когда вспоминаю, сколько мне лет. Но, пожалуй, сейчас я стала больше жить прошлым. А вообще, стараюсь жить сегодняшним днем, с радостью работаю в театре со своими девочками.

Что бы еще вы хотели реализовать в настоящем?

Однажды такой же вопрос мне задал Эйфман, а мне тогда было уже сорок пять лет. И я призналась ему, что хотела бы сыграть Настасью Филипповну. И я ее сыграла. Сейчас я ни о чем не мечтаю. Все мои мечты уже либо сбылись, либо ушли в прошлое, так и не реализовавшись. Единственное, чего мне хочется, чтобы появилась такая балерина, с которой я бы работала, отдавая ей максимум, и чтобы она этот максимум от меня взяла. Пока такого не получается.

Насколько я вижу, те балерины, с которыми вы работаете, пока не звезды мировой величины, но делают заметные успехи.
Мне интересно работать с моими ученицами. Во-первых, я стараюсь увести их от той мишуры, которая мне самой мешала в их годы. Во-вторых, я никогда не настаиваю, никогда не говорю: «Делай только вот так!» Я говорю: «Давай попробуем?» Они соглашаются, и когда совместными усилиями у нас все получается, им это тоже доставляет огромную радость. Увидеть эту радость – самый приятный момент в работе педагога.

Вас тянет на сцену? Вам хочется выступать перед публикой?

Если я скажу, что не тянет, я совру. Вот собираюсь участвовать в новом проекте Михайловского театра «Спартак». Я пока еще не понимаю до конца, какой это будет спектакль, но с удовольствием хожу на репетиции. Ведь если ты можешь выйти на сцену, то почему бы не выйти? Пускай скажут, что я сумасшедшая, ненормальная, наглая. Пускай говорят что угодно за моей спиной, мне это совершенно неинтересно. Мое желание – выйти еще раз на сцену. Я хочу, чтобы этот спектакль был не просто зрелищным, но и содержательным, осмысленным, чтобы он дал возможность увидеть в классике что-то новое.

Вы считаете, что искусство балета сейчас в упадке?

Я не могу так сказать. Просто наступил тот момент, когда надо остановиться, оглянуться назад и понять, как нам идти дальше.

Вы бы хотели заняться чем-то кардинально другим?

Нет. Балет – это вся моя жизнь. Это то, что дает мне сегодня возможность выжить. Выжить, не спиться и не сойти с ума. Вставать каждое утро и идти в театр, потому что меня в нем все еще ждут.

Алла ОСИПЕНКО была не просто блистательной балериной, она осталась легендой в истории Кировского театра, трупп Хореографические миниатюры и Бориса Эйфмана.


15 лет существовал ее уникальный дуэт с Джоном Марковским. Осипенко преподавала в Италии и США, сейчас она - педагог-репетитор в Театре Константина Тачкина, так что служению профессии отдано уже более полувека. Как и полагается балерине, Алла Евгеньевна подтянута, стройна, элегантна. Без всяких скидок на возраст.

Деньги не идут к тому, кто не умеет ими распоряжаться

- Вы успешно работали за границей, почему вернулись?

Когда мне предложили работу в Италии, я поехала ненадолго, а пробыла пять лет. Уехала в силу обстоятельств: невозможно было существовать на пенсию в две тысячи рублей, сын женился, и как жить в одной квартире? Но чувствовала там такое одиночество, что все деньги уходили на телефонные переговоры. Я не выучила ни итальянского, ни английского, потому что думала - все, завтра уезжаю, больше не могу. Ну, а то, что педагогом можно заработать - это все сказки. Другое дело, если ты танцуешь и получаешь десять тысяч долларов за спектакль. А мне платили полторы тысячи долларов зарплату, но только квартира стоила семьсот. К тому же в Америке я попала в самый дорогущий штат - Коннектикут, что я могла скопить! Мне вообще с деньгами не очень везет (смеется). Мало того что я не умею ими распоряжаться - они ко мне и не идут.

- Общались ли вы за границей с друзьями - Нуреевым, Барышниковым, Макаровой?

Рудик очень хотел, чтобы я к нему сбежала, когда Марго Фонтейн перестала танцевать. Мы держали связь через его сестру - она была воспитательницей в детском саду, в который ходил мой сын. Но общались тайно, когда она хотела прийти, звонила: Алла, тебе нужны сосиски? Если я отвечала: Нужны, значит, можно прийти. Один раз звонит, я от сосисок отказываюсь, а она настаивает: Я правда купила килограмм. Рудику я тайно доставала ноты для Баядерки, он пригласил меня в Гранд-опера, ну а лично мы встретились во Флоренции через 28 лет после его побега, и я тогда видела замечательный спектакль Шинель. Дуэт Рудика с новой Шинелью до сих пор не могу забыть.

С Мишей Барышниковым в Америке созванивались, как-то он спрашивает: Алла, вам, наверное, скучно? - Скучно. - Ну, я вас познакомлю с Юзом Алешковским. А я прочла его произведения, где был мат на мате, и решила не знакомиться (смеется). Я не из той породы людей. С Мишей тоже увиделись во Флоренции, где он был на гастролях: я пришла к нему в гримерку, и у него был шок.

С Наташей Макаровой мы ведь вместе росли, и когда встречаемся, не понимаем, сколько нам лет, вспоминая всякие байки из прошлого. Единственное, если я начинаю разговор о мужчинах, она вздыхает: Боже, и тебе это не надоело! Но когда она приехала ко мне на 70-летие, подарила нижнее белье красного цвета! И после этого она хочет сказать, что мы очень изменились!

Я не могла бросить человека, с которым прожила 15 лет

- Ваш дуэт с Джоном Марковским называли дуэтом века, впрочем, как и ваш роман:

Я увидела Джона впервые в 1965 году - влетела домой после репетиции, мама смотрит телевизор, вижу, там кто-то танцует, мама говорит: Посмотри, какой хороший мальчик, в этот момент мальчик падает, я говорю: Хороший, особенно в падении. А Джон приехал из Риги в класс усовершенствования. У нас все обратили внимание на хорошего мальчика и гадали, кому он достанется. Как-то я поехала на гастроли в Пермь, должна была танцевать с Викуловым, но почему-то его заменили на Марковского. И вот начался наш непростительный роман, потому что я была старше на 12 лет. Ну а потом мы вместе ушли из Кировского театра, танцевали в Хореографических миниатюрах, у Эйфмана. Джон был одним из тех, кто составлял славу этих коллективов, но ему не дали даже звания Заслуженного. Когда я пришла просить Эйфмана похлопотать о звании для Джона, он ответил, что если тебе нужно, ты и хлопочи. Уйдя на крошечную пенсию, Джон где-то в клубах преподавал, но в принципе остался не у дел, никому не нужным. Хотя мы и расстались, но знали друг о друге, а потом я уехала. Два с половиной года назад Джон объявился, попросил в долг и позвал поехать к ним. Я увидела, что его жена - тяжелейший инвалид, Джон сказал, что они продают квартиру и уезжают на родину жены в Николаев. И опять исчез. А я стала вдруг слышать по телевизору эти ужасные рассказы, как продают квартиры, а людей убивают. Я попросила своих друзей в соответствующих органах поискать Джона. Выяснилось, что он прописан в деревне под Лугой. Я написала письмо: Джон, где ты? - в ответ: Письмо получили, и какая-то закорючка, вместо его подписи. Джона там не оказалось. Тогда обыскали весь Николаев и округу - нигде не прописан. В тревоге уехала с Театром Тачкина на гастроли в Англию, а в день моего возвращения - ну просто мистика - является Джон, настоящий бомж, я его не узнала. Оказывается, жена умерла, он действительно бомж, обморозил ноги. Устроила его в платную больницу, а после - внеся огромные деньги - в Дом ветеранов сцены. Потом половину суммы мне вернули - у Джона все-таки оказались деньги на счету. Я рада, что мне удалось ему помочь, но у Джона психика надорвана, он неадекватен.

Женщины оказываются сильнее мужчин

- Получается, женщины - сильнее мужчин. Вы до сих пор не можете расслабиться, работаете. Как оказались в Театре Тачкина?

Вернувшись из заграницы, какое-то время преподавала в клубе Планета, а потом меня вызывают в бывший Петроградский райком, и некая дама говорит: Это клуб военно-патриотического воспитания, ваша хореография не нужна. - Но дети должны расти культурными. - Вы не можете диктовать свои условия, это раньше вы были знаменитость, а сейчас вы никто, и меня выгнали. Я осталась без работы, давала частные уроки, и как-то Тачкин пригласил на спектакль. Я увидела роскошные декорации, а потом Иру Колесникову, которая увлекла меня своим дарованием.

Насчет того, что не могу расслабиться, так у меня пенсия 2219 рублей, одна квартира 950, да 14-летний внук, который, если придет поужинать, не будет же есть одну картошку. Он от балета далек - увлекается футболом. Мне тоже пришлось увлечься, даже выучила одно имя - Бекхэм, и болею за Зенит.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса