Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Большая энциклопедия по психиатрии - магическое мышление. Александр невеев - магическое мышление

Научное объяснение страха материализации мысли с точки зрения психоанализа.

МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
МАТЕРИАЛИЗУЮТСЯ ЛИ МЫСЛИИ НАДО ЛИ ВСЕГДА ПОЗИТИВНО МЫСЛИТЬ?

Ежек Наталия – психолог, психоаналитический психотерапевт, гештальт -терапевт. www.gesterap.ru

Частый повод обращения за психотерапевтической помощью связан с наличием повышенной тревожности, страхов. Пациенты беспокоятся из-за возможного неблагоприятного развития событий в своей жизни или переживают за своих близких. Эти переживания сами по себе уже доставляют дискомфорт и страдания. Но в своей практике я порой сталкиваюсь с тем, что эти состояния усиливаются из-за еще одного переживания – многие люди боятся, что их НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ МАТЕРИАЛИЗУЮТСЯ. Т.е., чем сильнее люди тревожатся, боятся чего-то или испытывают негативные эмоции , тем больше они опасаются, что ЭТО СБУДЕТСЯ. Очевидно, что такое опасение еще больше усугубляет страдания людей и усиливает тревогу. В своей практике я сталкиваюсь с тем, что многих пациентов беспокоит вопрос – материализуются ли мысли? Было бы интересно поразмышлять на эту тему с разных позиций – и психоаналитических и социокультурных.

То, что мысли материализуются часто можно почерпнуть из высказываний эзотериков, парапсихологов и прочих представителей оккультных наук. Например, представители данных направлений говорят: «В любой ситуации говори себе: «Я – здоров!»» или «При любых обстоятельствах не переставай утверждать: Я – богат!»» Иногда доводится читать следующие утверждения: «Нельзя ругаться и злиться даже на предметы, они запомнят этот негативный заряд!» «Старайся меньше думать о плохом, ведь оно, как и хорошее, может сбыться силой вашей мысли».

Если предполагать, что наши мысли материализуются, то получается, что человек оказывается таким ВСЕМОГУЩИМ – подумал о несчастье – оно сбылось; настроился на позитив - и вот уже пожинает плоды своего позитивного мышления. Т.е. люди полагают, что СИЛОЙ СВОЕЙ МЫСЛИ ОНИ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Давайте разберемся, откуда же пошло такое убеждение?

Людям, которые серьезно относятся к тому, что мысли материализуются присуще МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Термин «МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» обозначает убеждение в том, что посредством физических действий или мыслительных процессов можно оказывать влияние на внешние события. Магическое мышление означает веру в то, что, изменив свое настроение или ход мыслей, можно изменить внешнюю ситуацию (избавиться от болезни, выйти замуж, осуществить мечту). Это вера во ВСЕМОГУЩЕСТВО МЫСЛЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ МЕНЯТЬ ФИЗИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ.

Давайте остановимся на том, ОТКУДА БЕРЕТ НАЧАЛО МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

… Магическое мышление является фундаментальным аспектом мышления ребенка. – Zusne and Jones

По словам антрополога д-ра Phillips Stevens Jr, магическое мышление включает в себя несколько элементов, включая веру в взаимосвязанность всего сущего через сверхъестественные силы, выход за пределы физических и духовных возможностей. Магическое мышление видит особые силы во многих вещах, которые рассматриваются как символы. По словам Стивенса, “подавляющее большинство народов мира … верит, что есть реальные связи между символом и референтом и что существуют реальные и потенциально измеримые потоки энергии между ними”. Он считает, что есть нейробиологические основы для этого, хотя конкретное содержание любого символа зависит от культуры. (Некоторые символы являются универсальными, например, яйцо, огонь, вода. Правда, яйцо, огонь или вода не вседа символизируют одно и то же во всех культурах.)

Одним из движущих принципов магического мышления является представление, что вещи, которые похожи друг на друга, причинно связанны каким-то образом, причем связь не поддается научному испытанию (закон подобия). Еще одним движущим принципом является убеждение, что “вещи, которые были в физическом контакте или в пространственных или временных связях с другими вещами, сохраняют связь даже после того, как они разделены” (закон подражания) (Фрейзер; Стивенс). Как пример – мощи святых, которые передают духовную энергию. Или сыщики – экстрасенсы, которые утверждают, что могут получить информацию о пропавших без вести людях, касаясь вещи, которая принадлежит человеку (психометрия). Или экстрасены, который утверждают, что могут читать мысли вашей собаки, глядя на ее фотографию. Еще один яркий пример – морфический резонанс Руперта Шелдрейка. По совпадению, Шелдрейк тоже читает собачьи мысли.

По мнению психолога Джеймса Элкока,магическое мышление является интерпретацией двух близко происходящих событий так, как будто одно вызвано другим, не заботясь о причинно-следственной связи. Например, если вы считаете, что скрещивание пальцев принесет вам счастье, вы связывают акт скрещивания с последующими событиями и вменяете причинно-следственную связь между ними. В этом смысле магическое мышление является источником многих суеверий. Элкок отмечает, что мы в принципе склонны к магическому мышлению и что, следовательно, критическое мышление часто оказывается не при делах. Полезно ознакомиться с post hoc заблуждением и ошибкой игрока, а также законом больших чисел.

Zusne and Jones (1989: 13) определяют магическое мышление, как убеждение, что

(а) передача энергии или информации между физическими системами может иметь место только в силу их сходства или смежности во времени и пространстве, либо (б), что одна мысль, слово или действие может достичь конкретных физических эффектов в порядке, не подчиняющимся принципам обычной передачи энергии или информации.

Очевидными примерами магического мышления являются понятие Юнга о синхронности, гомеопатия, прикладная кинезиология, графология, хиромантия, психокинез.

Большинство наук уводят нас от суеверия и магического мышления, парапсихология и другие псевдонауки пытается привести к нему. Дин Радин (1997), один из главных апологетов парапсихологии, отмечает, что “концепция, что ум является первичным над материей, имеет глубокие корни в восточной философии и древних верованиях о магии”. Тем не менее, вместо того чтобы сказать, что настало время двигаться вперед и отказаться от магического мышления, он отвергает “западную науку”.

Характерная для примитивных ступеней развития человека и общества вера во всемогущество мыслей. Суть магического мышления состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность:

У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет.

В религии

В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу » (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма , религии и народных суеверий , а также, возможно, искусства . Отправление определённого ритуала (жертвоприношения , молитвы) или соблюдение табу , по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия - на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:

так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с ее мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк , какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой... было, разумеется, ее противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что ее муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

- З. Фрейд . «Тотем и табу»

В эстетике

О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики . Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand meme… )

Литература

  • Mannoni, Octave. Clefs pour l’imaginaire ou L’autre scène . Èditions du Seuil, 1969.

Жизнь человека, реализующего себя в пространстве современной культуры и цивилизации, отличается всё возрастающей интенсификацией жизни. Возрастающий поток информации требует все более продуктивной деятельности познавательных процессов, прежде всего мышления. При этом используя всё больше психической энергии в ущерб остальным сторонам деятельности психики. Описанная ситуация вводит человека в ситуацию стресса, причем весьма многоуровневого.

Требования социумной среды по интенсификации мыслительной деятельности подразумевают соответствующую социализацию с её стороны. Однако ни опыт родителей, ни система образования не даёт способов, методов или навыков соответствующего уровня. Максимальная эмоциональная напряженность, связанная, опять же, сvинтенсификацией социумной активности, и напряженность интеллектуальная буквально разрывают источник психической энергии в человеке. Противоречие между присущим человеку комплексом неполноценности и требованием быть максимально полноценным создает постоянную основу экзистенциального беспокойства.

У человека есть три пути выхода из стресса. Первый - чисто техногенный: с одной стороны, сращивание нервной системы и мозга с информационными устройствами значительного усиления переработки информации, и регулировки своих психофизических состояний путем химио - и электрокоррекции (стимуляции) - с другой. Работы в этом направлении уже ведутся и есть первые положительные результаты. Но до глобальной, массовой «матрицилизации» ещё далеко.

Не менее фантастической представляется и утопическая идея глобального изменения системы образования (за короткий срок) в ключе совершенно иной парадигмы формирования познавательных процессов.

Психика человека сама находит выход. При стрессовых ситуациях на первый план психической деятельности выходят так называемые реликтовые механизмы психики, т.е. уровни психики, сформированные на ранних стадиях развития. В равной мере это относится и к процессу мышления.

В целом, задача мышления - понять событие, определить причину его возникновения и предвидеть события вvбудущем.

Введённая мною модель мышления была названа «эволюционная модель структуры мышления» .

Ее общая структура такова:


  1. Мистическое мышление,

  2. Магическое мышление,

  3. Мифологическое мышление,

  4. Логическое мышление.

Три до-логических уровня в психологии называют архаическим мышлением.

Мистическое и магическое мышление имеет три главных отличительных черты:


  1. Постоянный поиск и определение вvокружающей среде (причем на трех уровнях - материальном, социальном и информационном) Силы-Демиурга и определение своего места под эгидой Силы.

  2. Экзистенциональное осознание базового гомеостаза - гештальта «человек-среда» и стремление самой среды восстанавливать возникающие нарушения гомеостаза (что активно используется магическим мышлением).

  3. Отсутствие привычных для логического мышления причинно-следственных связей (что отличает логическое мышление от иерархического).

Мифологическое мышление получает развитие, когда человек овладевает речью и «Я» - концепцией (в возрасте 2,5-3 лет). В мифологическом мышлении человек связывает воедино мистическое и магическое мышление с реальным, конкретным опытом жизни в единую, непротиворечивую схему. Схему, в которой «Я» занимает определенное положение-роль относительно Силы и определяет путь Развития «Я» - по определенному архетипу. Мифологическое мышление обладает всеми чертами мистического и магического, но развивается только в процессе социализации в определенной культурной среде. Здесь определяются нравственно-моральные категории, предвидение будущего, его прогнозирование.

При развитии определенных структур головного мозга развивается логическое мышление. Его главное отличие - появление осознания причинно-следственных связей, систематизация реального опыта, обеспечения конкретных операций, осмысление бытия в контексте законов причин и следствий. Современные авторы отмечают, что логическое и магическое мышление мало чем отличаются друг от друга в плане эффективности познания мира.

Логика хорошо работает в познанном и сориентированном жизненном пространстве. По сути, логическое мышление - магический ритуал, с помощью которого мы вычленяем часть Вселенной из глобальной синхронности и вводим под воздействие логических закономерностей (все, что не соответствует закономерностям - не учитывается). Причем логическое мышление обеспечивает нам функционирование вне стрессовых ситуаций - вне «новизны», которая нарушает привычный ход вещей. При появлении «новизны» включится мифологическое мышление (которое может маскироваться и под логическое).

Логическое мышление проходит две стадии развития. Первая: бытовое - обыденное (с него и начинается развитие). Здесь логическое мышление обеспечивает конкретные операции в конкретном знакомом пространстве, на основе индивидуального житейского опыта. Но главным качеством мышления - обобщением оно не овладевает.

Научное мышление, благодаря свойству глобального обобщения, сходно с мистическим, т.к. тоже может распространить свое действие на зоны, недостижимые непосредственному восприятию. Развитое научное мышление занимает ведущую роль в сознании зрелой личности и организует соподчиненную работу мышления в целом, включая и себя, и архаические уровни мышления, давая им осознанное содержание и целостное функционирование, как единой системе. Причем, выводя их за жестко детерминированные биологическим опытом границы, когда мистическое и магическое мышление включаются только во время стресса и генерируют абсолютно противоположные состояния и потребности (пассивность - активность, подчинение - доминирование, и т.д.).

В нормальном развитии мышления логическое мышление старается «организовать» мифологическое описание мира, магические действия в мире и мистический опыт переживания мира в единую, непротиворечивую систему. При этом, стремясь при отсутствии нужных логических законов такие законы создать. В норме (с точки зрения самоактуализирующейся, гармонично и целостно развивающейся личности) логическое мышление должно находить объяснения фактам мистического и магического опыта, тем самым осознанно познавая мир.

Развитое (научное) логическое мышление берет на себя функции магического, первоначально базируясь на первичном мифе (сформировавшемся в процессе культурализации), а затем создавая свой собственный миф - описание мира, базирующийся на осознаваемых и проживаемых личностью логических законах. С их помощью человек максимально гармонично структурирует - ритуализирует среду и свои представления о времени - пространстве. С помощью логического мышления он определяет (познает) законы, по которым борьба за территорию, за доминирование, за ресурс становится бессмысленной и неактуальной. С помощью логического мышления он рационализирует работу мистического мышления, переводя ее в творческое, неагрессивное русло, то есть придает магическому мышлению черты мышления как такового - нахождение творческих способов самореализации в преобразовании и созидании жизненной среды, не имеющихся ни вvокружающей среде, ни в доступном ему осознанно опыте.

Мистическое мышление

Мистическое мышление связано с работой лимбической системы . Его задача - за счет влияния на силу, которая сама влияет на жизненное пространство, добиться от силы её добровольного решения: изменить пространство так, чтобы человеку в нем было хорошо. При этом мистическое мышление стремиться сделать человека зависимым от силы - но через некоторое время сила без человека теряет свою целостность и суть…

Р-комплекс «дает добро» на работу органов чувств. Лимбическая система улавливает «ароматы» - излучения, производимые источником изменений. То есть лимбическая система расширяет анализ свойств изменений - и не только тех, которые напрямую воздействующих на стабильность энергоинформационной картины, но и сопутствующих, никак не воздействующих на жизненные процессы (вернее влияние этих воздействий не нарушает ход существующих процессов).

Именно на уровне лимбической системы мы понимаем, что «Это» не только телесно приятно, но еще и хорошо пахнет и классное на вкус. Что «Это» можно не только безопасно поглощать, но и реагировать на его запах… Что «Это» не просто липкое, но и вонючее… Или наоборот, приятное на запах и сладкое.

На основе анализа «ароматов» лимбическая система делает вывод - соединяться с объектом или отторгаться от него.

На этом уровне могут быть исправлены «ошибки» неразвитого Р-комплекса

Положим, он «пропустил» некачественную колбасу и вы её таки взяли в руки, но лимбическая система на основе запаха (крайний случай - уже и вкуса) сделает определенные выводы и пошлет в тело активацию нужных реакций.

Лимбическая система создает более целостную картину свойств изменений пространства.

Для лимбической системы по-прежнему нет «автономного объекта». Для неё «объект» - это его аура, его «свечение». Его аура запаха, его аура тонких проявлений, его аура света - то есть электромагнитного излучения, которое наша психика репрезентует в понятии «свет» и «цвет». «Объекта» тут по-прежнему нет - есть «аура». Она - реальность для лимбической системы.

Нужно отметить, что лимбическая система может работать и самостоятельно - тогда, когда Р-комплекс «молчит», отслеживая стабильно-неизменную (с его точки зрения) энергополевую картину. При этом работа Лимбической системы может включит работу Р-комплекса, создавая ему иллюзию внешних изменений. Именно на уровне лимбической системы мы можем сами издавать «ароматы», которые заставляют переживать нас другими людьми и силами как «своего», «любимого», «желанного», «защищаемого» и так далее. Ароматами могут быть как банальные ферромоны или подобранные парфюмы, так и сложные

Магическое мышление

Магическое мышление обеспечивается работой рептильного комплекса (спинной мозг и средний мозг). Его задача - контроль жизненного пространства за счет распределения мест тех сил, которые могут влиять на пространство, удержания их на этих местах, определение формата их функционирования и взаимодействия с человеком. При этом одной из главных задач - сохранение собственной независимости в этих отношениях и поддержка стабильности.

Р-комплекс отслеживает картину стабильности взаимоотношения электромагнитной структуры «человек» и электромагнитной структуры «пространство жизнедеятельности человека» (можно говорить об энергоинформационной или энергополевой структуре, суть это не изменит).

Р-комплекс является первичным звеном обработки информации, принятой рецепторами органа чувств. Речь идет о первичном уровне восприятия - телесноэнергетическом уровне, так называемом «шестом чувстве». Шестое чувство является «таможенником» для остальных чувств. Если на уровне Р-комплекса некий сигнал будет не пропущен в психику, отторгнут, то и остальные органы чувств не будут реагировать на него.

И обратное: если Р-комплекс у человека активирован на восприятие широкой сферы, то у человека будет развито «экстрасенсорное» восприятие - он будет воспринимать то, что другие люди замечать-диагностировать с помощью привычных органов чувств не могут.

Для Р-комплекса не существует «объектов». Р-комплекс, а, следовательно, и вся психика человека, не способен воспринимать некие автономно-самоценные «объекты», «предметы» и т.д.

Он воспринимает Изменения Структуры, а не «объект», который, возможно, вызвал эти изменения. Р-комплекс реагирует не на объект, и не на свойства объекта, который появился в жизненном пространстве, а реагирует на те изменения, который объект производит.

Он воспринимает целостную картину электромагнитных (энергоинформационных) процессов в их активном взаимодействии. И реагирует на изменения в этой картине. Пока картина стабильная, устоявшаяся, пока колебания структуры или отдельных её частей не выходят за некие предельные пороговые значения - комплекс «спокоен», он не «тревожит» психику и человека своими сигналами.

В его «диагностирующей части» содержится некий «эталонный образец» структуры, с которым он постоянно сравнивает воспринятую картину реальности.

Каждый эталонный отрезок времени (чем он короче, тем быстрее реакция человека на изменения) Р-комплекс фиксирует целостную картину структуры (как «мгновенное фото»). Затем он сравнивает его с «эталонным образцом». Если разницы с «эталоном» нет - хорошо. Если разница есть, но изменения не превышают пороговых значений - все нормально. Как только изменения структуры превышают пороговое значение - активируется внимание и начинается диагностика воспринятого воздействия. Определяется то, чем изменение грозит целостной картине взаимодействия структуры «человек» и структуры «среда», а также как оно влияет на эти структуры?

При этом если изменение приобретает стабильный характер, а «человек» продолжает стабильно функционирование в измененной среде, то Р-комплекс адаптируется к изменениям.

Так же Р-комплекс не воспримет крайне мощных воздействий, сильно превышающих порог восприятия. Он вообще отключится, перестает играть роль «таможенника», никак не реагируя и не стимулируя организм на адекватную реакцию.

В этом случае могут включиться остальные органы чувств, взаимодействуя с воспринимаемой информацией вне контроля Р-комплекса и «стараясь» компенсировать его. При этом человек будет видеть крайне многообразную, сложную и захватывающую картину, обычно скрытую от его восприятия.

То же самое можно сделать, «отключив» Р-комплекс химическим путем или в результате сильного физиологического или психического стресса. А также целенаправленным методом разрушений «картины мира» - практики Чань и Дзен, подход Дона Хуана…

Этим объясняются феномены открытия паранормальных способностей, прежде всего, восприятия у людей переживших аварии, сопровождаемых психологическими и физическими травмами, переживших клиническую смерть, удар молнией или электротоком и так далее.

Итак: Р-комплекс воспринимает изменения энергополевой структуры пространства, вызванные, прежде всего, появлением в нем новых объектов. А не сам «объект», как автономную единицу.

При этом все не так просто - на самом деле речь идет не о самих изменениях, а о процессах происходящих в Р-комплексе, которые вызываются восприятием этих внешних изменений.

Р-комплекс, по большому счету, реагирует на те изменения, которые произошли в его «диагностирующей части» под воздействием анализа «картин мира». При этом изменения могут происходить из-за нескольких причин.


    Внешних изменений структуры пространства «среда».


    Внутренних изменений структуры пространства «человек».


    Изменений в самой диагностирующей части.


И каков бы ни был характер причин изменений, Р-комплекс примет только воспринятые изменения, никак не разбираясь в их причинах (у него просто нет для этого функциональных возможностей).

Когда Р-комплекс засек запороговые изменения, он «решает» - оставлять источник изменений в его жизненном пространстве или нет. А если оставлять, то решает, куда его сместить или сместиться самому, чтобы воздействие объекта было «нулевым» (не влияло на устоявшуюся картину) или «положительным» (поддерживало процессы «эталонных структур»).

На нейтральные объекты (не изменяющие структуру энерголиний) Р-комплекс не реагирует. То есть для него их просто нет.

Зачем вообще Р-комплекс это делает? Задача Р-комплекса - получить ориентацию в окружающем его пространстве, своеобразную карту энергополей, ориентируясь на которую, можно планировать дальнейшие действия. Когда «карта структуры» кардинально меняется (выходя за границы пороговых значений), комплекс реагирует - ведь «карта» должна быть или стабильной или ритмично меняющейся, то есть - предсказуемой. Отсюда мы любим ритм в музыке, в узорах, в общении, в повествовании - везде.

Мифологическое мышление

Мифологическое мышление работает на основе кортекса и, скорее всего, на основе церебральной коры правого полушария. Его задача: обеспечит психику рабочими поведенческими сценариями.

Психика на основе «показаний» Р-комплекса и лимбической системы на уровне мифологического мышления подбирает некий сценарий. Он может быть архетипический (врожденный), полученный в результате импринтинга от родителей, может подбираться из ранее прожитых сценариев (их основа все равно архетипическая) или может выстроиться как новый сценарий из базовых сценарных элементов.

Это сценарий нашего поведения в пространстве, где есть заранее заданные «вот такие» изменения и «вот такие» ауры. И по этому сценарию психике понятно - как реагировать на «такие» изменения и на «такие» ауры, какие действия совершать.

При этом на мифологическом уровне будут отвергаться сценарии, ведущие к резким изменениям и приветствоваться сценарии, дающие стабильность. Ведь выбор сценария начинает менять структуру «человек» и его влияние на структуру «среда». После чего происходит вторичное включение Р-комплекса. Он на уровне телесных реакций руководит процессом активации сценария и старается блокировать «развивающие» сценарии.

Круг замкнулся.

Где тут ум? Где рацио? Где «Я»? А нигде.

О чем прямо и говорят восточные философы, особенно Даосы, от которых вся восточная философия и произошла: «отключите ум. Отдайтесь дикой, первичной природе. Избавьтесь от «Я». Войдите в Дао и в Недеяние. Избавьтесь от себя…»

Но куда ж девать развитые структуры неокортекса и опыт хотя бы среднего образования, журнала «Хочу все знать» и передачи «Поле чудес»?

Да никуда. Нужно просто создать абсолютно нереальную реальность, иллюзорную действительность логического мышления и занять эти 3-5% психики. А то оно скучать начинает…

Включается рационально-логическое мышление.

Только после этого рациональное мышление пытается что-то понять о сути самого объекта. Вернее, на основе информации, принятой от рептильного и лимбического комплексов, а также определенностей мифологического сценария, делает выводы о том, что: а) объект воздействия существует и б) обладает соответствующей свойствам изменения сутью.

В соответствии с этими выводами интерпретируются свойства объекта и свое осознанное отношение к нему.

Заметьте, работу Р-комплекса обычный ум не учитывает - он подменяет «изменения пространства» на «наличие объекта» и приписывает ему свойства, отслеженные лимбической системой. Только при определенных практиках человек учитывает «поля», «воздействие», «ощущение»… Обычный ум тщательно избегает этих тревожно-непонятных сигналов, безупречно закрывая всякую возможность контакта с объективной реальностью, меняя её на манипуляции с собственной реальностью «представлений» и ментальных конструктов.

По-прежнему, объект непознаваем. Есть только наши предположения о его существовании, сути и характере свойств, которые рациональное мышление отождествляет с объектом. То есть свои иллюзии выдает за реальность. Есть ли объект, нет ли его, таковы его свойства или на самом деле другие - рациональному мышлению все равно. Главное есть то, что принимается за объект - свои Представления об объекте.

Рассмотрим три основных вида рационально логического мышления (тут есть мои ньюансы классификации):

Бытовое: ленинское, «реальность, данная нам в непосредственном ощущении». Опыт обретается и принимается только за счет непосредственных манипуляций с реальными материальными «объектами». Если «потрогать» нельзя (взаимодействовать на уровне Р-комплекса) - значит, этого не существует.

Научно-мифологическое: манипулирует чистыми идеями и концепциями, абсолютно не нуждается в неком их воплощении как доказательстве истинности концепций. По большому счету, оно всегда сведется к религиозно-мифологическому мышлению - верой в некую невоплощаемую идею, управляющую всеми жизненными процессами во вселенной. Прекрасные образцы научно-мифологического мышления: научные школы, всячески игнорирующие факты, которые идут в разрез с их концепциями. Либо уверенность многих людей в «свою картину мира», которая начисто отвергает любые воззрения, концепции и факты, которые с ней не совпадают.

Научно-магическое: способное как оперировать идеями и концепциями на уровне Вселенной и Бога, так и находить или создавать реальность, которая в непосредственном ощущении будет приносить нам необходимые результаты. Результаты, которые предварительно сформулированы и сформированы в виде объектов - идей. При этом, за счет волевого усилия, человек и себя выстраивает под картину мира, и через Р-комплекс влияет на окружающее пространство.

На уровне осознанной работы ума (а это единственное, что реально «осознанно») мы можем управлять всем пластом архаического мышления через создание ментальных конструктов, осознанно практикуемых сценарием и осознанно вызываемых эмоциональных состояний.

Даже на самом простом уровне Ум способен активно влиять на работу всего организма. Создать такие ментальные конструкты, которые будут восприняты архаическим мышлением как реальные объекты.

Мы осознанно задаем:


    что должно быть (как должна измениться внешняя реальность)


    что с этим делать (как должна измениться наша деятельность)


    как это переживать (как должна измениться внутренняя реальность)


Итог: Р-комплекс создает объективные изменения реальности.

У научно-магического мышления есть два подхода: управления собой или управление реальностью.

«Управление собой» - создать некую умозрительную конструкцию, которая подменит реальность, при этом поверить, что реальность именно такова и начать себя вести на основе этих представлений. В идеале, набирается опыт, система корректируется и в итоге не важно - соответствует она некой «истине» или нет. Важно то, что действия, опирающиеся на эту систему, дают положительный результат. По большому счету, это проявление развитого и контролируемого умом мифологического мышления.

Это «путь шута» - внешне такой человек может жить в очень странных представлениях о себе и мире, вести себя более чем неадекватно общепринятым стандартам, может быть вообще непонят и непонятен - но по жизни он всегда получает то, что нужно и находится там, где надо.

«Управление реальностью» - создать ментальные аналоги объектов, максимально приближенные к реальности, отслеживаемой Р-комплексом и стимулировать свою психику на определенные действия. То есть, создать реальность, совпадающую с внешней, но структурированную таким образом, что все её элементы гармонично-положительны для человека. Это «путь мага», использующего развитый Р-комплекс и соответствующее ему магическое мышление.

Есть у Р-комплекса важная для нас функция: он может сам воздействовать на энергополевую структуру пространства. Та, изменяясь под этим воздействием, начинает воздействовать на источники энергополевых структур и изменений, их создающих.

Изменяет когда? Когда структура «человек» изменилась и стала «сильнее» - целостней и стабильней структуры «пространство». Гомеостаз «человек-пространство» должен быть достигнут и Р-комплекс изменяет пространство так, чтобы оно было гомеостатично с «человеком». В этом, собственно, и заключается вся «магия». Отсюда «маг» - человек внутренне цельный и целостный, имеющий весьма целостную и индивидуально значимую картину Реальности и обладающий значительным «энергопотенциалом».

И тогда вы окунётесь в бездну собственной вечности, собственной бесконечности.

Вы вдруг осознаете вполне физически, что ваш век исчисляется не годами, а вечностью, что вы сами представляете собой вечность и бесконечность одновременно”.

Хотелось бы сразу отметить, что на эту тему существует достаточно много публикаций и статей. Достаточно много точек зрения. Ряд точек зрения в данной статье по поводу магического мышления, магического видения мира - не просто рассуждения, предположения или гипотезы. Это точки зрения, подтверждённые не только теорией, но и реальной практикой. Дело ведь как раз в том и состоит, что все кто мыслит "не совсем стандартно", как это ни парадоксально, как раз и обладают в той или иной степени "магическим” мышлением.

Не стандартность мышления имеет, несомненно, органичное сочетание "рационального” стиля мышления и "иррационального” стиля мышления. Причём последнее (иррациональное) не просто там присутствует, а является базовой основой магического мышления. Естественно, наиболее осведомлённая часть общества вполне осознанно не просто догадывались об этом. Они несомненно использовали эти механизмы для достижения определённых целей, либо социальных, либо религиозных.

Естественно это всегда предполагало использование этих способностей в развитии науки, искусства, медицины, психологии и т. д. И это было всегда. Но всегда присутствовало вполне определённое отношение к подобному стилю мышления, стилю существования. И вообще к подобным людям. Магическое мышление характерно для глубоко осознанных, всегда имеющих свою точку зрения, а значит свободных, трезво мыслящих творческих людей.

Кому это понравится? Ответ предельно ясен. Правда времена постепенно меняются. Таких людей обычно боялось по своему невежеству их окружение, хотя интуитивно понимали, что без них сложно обойтись. Сейчас большая часть человечества начало понимать, что неграмотным, не талантливым быть, в наше время, по крайней мере, хлопотно, да и стыдно. Хотя бывают этим даже и гордятся. Но это несколько иная тема.

Магический стиль мышления – как нестандартность мышления, это естественно одна из точек зрения и она верна в своей основе. В основе любого мышления, как известно, лежит СОЗНАНИЕ. Либо, иначе говоря, мышление - это проявление деятельности сознания, его непосредственное подтверждение. Иначе просто не бывает. Но, тем не менее, с другой стороны само по себе мышление, не просто проявление деятельности сознания, это одна из граней состояния сознания.

Его форма существования. Одно без другого просто не существует. Возникает парадоксальная, чисто обывательская ситуация – кто главней? Какая реальность первична, а какая вторична. Либо говоря более научно, какая реальность из них реальность "порождающая” а какая из них реальность - "порождённая”? Заметьте, практически в любых ситуациях, в любых рассуждениях доминирует одна и та же позиция, причинно – следственная.

Причина порождает следствие, а значит она главнее. А вот следствие оно естественно вторично. Но вот в чём незадача. Ведь следствие неизбежно превращается в причину сразу же, мгновенно в причину порождающую следующее следствие, причём это происходит одновременно. Но кто сказал, что этот процесс развивается исключительно в одном направлении? Кто это определил? Да никто. Это как это ни странно не является истиной.

Вполне закономерно, что следствие, непрерывно порождая причину (всё наоборот) развивает точно так же любой процесс в противоположном направлении. Наше сознание по большёму счёту (то есть наша суть), развивается и существует одновременно в двух временных потоках направленных в противоположных направлениях друг относительно друга и направленных в противоположных направлениях друг к другу.

Примером являются два поезда идущих в противоположных направлениях. И кто может утверждать движутся ли они на встречу, друг к другу, или уходят друг от друга? Исходя из принципа относительности, эти два процесса происходят одновременно. Для человека обыденного мышления это в лучшем случае просто гипотеза, либо полный не заслуживающий внимания бред, не имеющий никакого практического применения.

Для магического мышления, магического видения мира, это вполне нормальная позиция, имеющая вполне нормальное практическое применение в реальной жизни. Парадокс? Отнюдь. Парадокс существует в данной ситуации исключительно для людей с однонаправленным, линейным мышлением.

Почему мы сейчас об этом немного порассуждали? Дело в том, что несложно догадаться, что всегда существовал спор в среде человеческой, что первично – материя или сознание? Является ли сознание продуктом деятельности мозга (типичная позиция проктолога), либо наоборот? И много чего ещё. Проще говоря, магическое мышление – это многоплановое, одновременно разнонаправленное, многомерное мышление.

Это порой сложно понять c позиции "рациональной” грани сознания, но это факт. И вот здесь – то, как раз и выходит на сцену "иррациональная” грань сознания. "Иррациональное” имеет все характеристики квантовой жидкости*. "Иррациональная” грань сознания непрерывно, каждое мгновение обрабатывает поистине вселенский объём информации.

Это и есть непрерывный поток сознания, оперирующий поистине бесконечным объёмом эмоциональных значений, львиная доля которых просто никогда не выходят в осознаваемое пространство "Рациональной ” грани сознания – или дискретного потока сознания.

Хотелось бы отметить, что чрезмерное доминирование того, либо иного компонента (либо рационального, либо иррационального) в нашей деятельности всегда приводит к достаточно ярко выраженному перекосу.

И такое состояние как «магическое мышление» проявляется очень слабо, и весьма спонтанно. Мало того, оно осознанно не подконтрольно – случайно повезло, случайное озарение и т. д. Человек либо чрезмерно эмоционален и следовательно, просто реагирует на ситуацию (реактивный стиль поведения), и мышление при отсутствии ярко выраженных внешних стимулов переходит в вяло текущую стадию полусонного дремотного существования (пока не пнут и не подумаю шевелиться).

Яркий пример – позиция крокодила, позиция ленивого кота.

Мало того, здесь как обычно очень мало логики, трезвости мышления – ‘слов нет, одни слюни’. И естественно бесконечные и очень жёсткие, чаще всего безосновательные претензии и требования к внешнему окружению, внешнему миру.

Либо наоборот, человек чрезмерно рационален, чрезмерно логичен. И здесь будет наблюдаться иная крайность. Но и в том и в другом варианте результат один и тот же – практически полное отсутствие творческого состояния – (идеи рождаются случайно, а если и случаются, то в муках), и как обычно и у тех и у других всё те же претензии и бесконечные требования.

Это не по тому, что они «плохие», просто чаще они такие и есть. Человеку с магическим мышлением естественно это понятно, и он обычно знает, как действовать в таких случаях, при взаимодействии с людьми подобного стиля существования.

Естественно, если человек действительно желает выйти из этого непродуктивного состояния, из этого порочного круга, то он всегда найдёт пути в достижении своей цели.

Какие признаки соответствуют гармоничному, равновесному состоянию?

Человек с магическим стилем мышления и рационален и осознанно иррационален одновременно. Он не столько реактивен в своём поведении, сколько активен. Не столько ситуации формируют его, сколько он формирует ситуации. Он создаёт свою реальность, творчески соотнося себя с миром (смирение – быть в продуктивном диалоге с миром, а не быть рабом кем – то создающим в отношении вас обстоятельств), либо в агрессивной позиции относительно мира.

Настоящий маг понимает такое понятие как "смирение” именно в этом ключе, и здесь рабская психология – психология халявщика, либо агрессивная психология – обратная позиция той же самой рабской психологии просто не проходят. Ибо это просто не продуктивно. Или, проще говоря, маг не подчиняется чьей – то воле (психология раба), маг учитывает возникшие обстоятельства и в любом варианте активно разрешает ситуацию наиболее рационально.

Он не подчиняется закону – он использует закон как инструмент. Мало того и это чрезвычайно важно, он не станет обслуживать какие – либо чужие комплексы, также как и свои. Эта позиция, как вы понимаете, кардинально отличает человека магического мышления от человека обычного, социально обусловленного, а значит человека с социально обусловленным мышлением.

И эти признаки были весьма характерны всегда. Ещё в древние времена был сформулирован универсальный тезис, и он всегда гласил что: "Создающие правила живут по исключениям”. В данном варианте это не позиция махрового эгоизма, а как это ни странно, это позиция творческого поиска. Ведь всегда подчиняясь каким – то правилам, никогда не создашь исключений, чего-то не стандартного и не обычного.

Гений, с точки зрения обычного человека, всегда слегка сумасшедший, потому что нестандартен в своих решениях.

Гибкость мышления один из важнейших критериев магического мышления. А потому, любая нормальная система, любая школа, прежде всего главное внимание уделяет развитию нестандартности, гибкости, осознанной иррациональности мышления. Эффективность технологий в реальной жизни – вот важнейший показатель эффективности реальной магической школы. Здесь не только учат, как эффективно использовать магические алгоритмы для решения самых разных задач, здесь учат, как эффективно создавать алгоритмы для решения самых разных, порой и чаще нестандартных задач.

А это активная позиция сознания. Что это предполагает? Магическое мышление всегда предполагает активное взаимодействие с прошлым (прошлое у мага не ушедшая реальность, не область отжившего и невозвратного воспоминания, а вполне активная, живая реальность), с настоящим, и естественно с будущим. Для магического мышления будущее с одной стороны вероятностно (набор вероятностей), а с другой стороны, каждая вероятность это вполне реальная, живая, физически воплощённая и реализованная грань его существования.

В этой реальности, я всегда из набора вероятностных решений выбираю и реализую какую – то одну, но не все не реализованные в этой реальности вероятности это пустые мечты, и абстракции, а вполне физически воплощённые варианты в иных параллельных мирах. Именно потому магически мыслящий человек, всегда понимая это обстоятельство весьма аккуратен со своими мыслями, идеями.

Его мысль наполнена ясностью, конкретна, и очень точно направлена в цель – адресное мышление. Что это такое, адресное мышление, и как этого состояния достичь хотя бы в общем приближении? Он понимает, что каждая его мысль непременно физически подтверждается, но подтверждается только в этой реальности и ни где более. Другое дело, что всегда кроме понимания и осознания, нужна постоянная практика и дисциплина ума.

Дисциплина ума - непременный признак магического стиля мышления, магического восприятия мира. И в этом мире, и во всех иных вариантах его одновременного присутствия в иных мирах, в иных пространствах. Мы непрерывно порождаем и воплощаем свою реальность во всех реальностях, во всех пространствах одновременно. Есть такая простая древняя истина: "Надо всегда соответствовать своей мечте, своему будущему, ибо будущее не где – то там впереди, оно всегда присутствует и наступает прямо сейчас вместе с нашими мыслями”, "Переосмысливая и меняя сценарий всегда существующего прошлого, мы тут же меняем реальность в своём сейчас и естественно в своём завтра”.

Да это действительно так, мы можем мечтать о своём будущем здесь и сейчас, и создавать его. Но точно также мы можем мечтать о будущем своего прошлого здесь и сейчас и тоже создавать его. Всё взаимосвязано, всё порождает друг друга непрерывно и одновременно. И в то же время каждая вероятность как совершенно неповторимая и уникальная реализуется только один раз в своё время и в своей системе координат.

Для магического мышления также характерна позиция равнозначности в мире. Что это означает? О чём гласит этот принцип? "Всё в мире равнозначно в силу своей абсолютной неповторимости и своей абсолютной уникальности”. Каждый человек, каждое существо, каждая форма сознания представляет собой одну единственную и неповторимую "Вероятность” проявления мирового пространства сознания.

Заметьте, все формы в мировом пространстве сознания всего лишь вероятности и только в этом мы все равнозначны. Или как говорят древние – он это другой я и наоборот – я это другой он. Возможно это странно, но это факт. Из этого можно легко догадаться, что смерти действительно нет. Мы не только продляем себя в детях на генетическом уровне, мы в процессе своего существования порождаем в себе прогрессивно новую реальность, новую личность.

И когда заканчивается физическое подтверждение одной из нашей вероятностей, в тот же момент наше сознание на трасфизическом уровне начинает порождать самоё себя в новом физическом подтверждении. В форме новой совершенно уникальной и никогда неповторимой вероятности. Как говорится, там впереди, всё всецело зависит от самого себя. Надо лишь отметить, что прогрессивно развивается любое состояние, любая идея.

Любая программа может прогрессивно свёртываться, а может прогрессивно развёртываться, Всё в наших руках. Мысль постоянно, непрерывно порождает мир. Остановить этот процесс нереально даже на мгновение. Видимо, это не предусмотрено по сценарию. Даже если мы останавливаем внутренний диалог и создаём состояние абсолютного безмолвия, мы постоянно находясь в нём на самом деле – постоянно порождаем – создаём это безмолвие.

Мы постоянно порождаем в себе желание – быть в этом состоянии, быть в этом безмолвии. И заметьте, наше пространство сознания всегда относительно, относительно нашего нами порождаемого безмолвия. С одной стороны мы и есть это безмолвие, а с другой стороны, раз мы это осознаём и это порождаем, то мы непрерывно наблюдаем своё безмолвие, а значит мы одновременно и вне этого безмолвия.

"Я думаю свою мысль” – сказал удав из мультфильма про удава и его друзей. В данном варианте можно сказать – находясь в состоянии безмолвия, я непрерывно думаю своё безмолвие. Я везде и нигде одновременно. Я и наблюдатель и наблюдаемое одновременно и непрерывно. Возможно, многие скажут, а не много ли уделяется внимания в данном варианте принципу относительности? Естественно нет.

Это один из фундаментальных принципов на базе, которого, существует и прогрессивно развёртывается программа дискретного потока сознания.

Дискретный поток и воплощает собой принцип относительности. Каждое мгновение человек меняется и естественно, он, перейдя в другое функциональное состояние, не соответствует той системе координат, в которой находился мгновение назад. Он с ней уже никак не совпадает и естественно оказывается в другой системе координат. И это происходит непрерывно, постоянно. Заметьте, он не перемещается в другую систему координат, он там оказывается.

И вот он уже относителен по отношению сам к себе, к своей прежней системе координат, он стал другим. И он вспоминает и воспринимает сам себя со стороны, как уже не просто другого человека, а как себя другого. Он имеет возможность сравнения себя сейчас, с собой предыдущим (понятие памяти). Всё познаётся в сравнении. Но, тем не менее, всегда параллельно и одновременно существуют два варианта.

Это когда я вспоминаю себя тогда со стороны. Я помню те события со стороны и это один вариант – внешний. И второй тип воспоминаний, это когда на пример снится сон, где я непосредственно переживаю те воспоминания, те события до мельчайших подробностей. Примером является состояние человека в глубоком трансовом состоянии, где он реально проживает какой – то период своей жизни. И если сейчас он видит плохо (возрастные дефекты зрения), а тогда видел прекрасно, то он видит, так как видел тогда.

Но обратите внимание, реально проживая то состояние, он уже не относителен относительно того события, он уже не знает про это сейчас, он находится там в своём воспоминании, в своей реальности. И он относителен того себя, что был до того. Он просто там живёт и этим всё сказано. Это как бесконечный фильм, состоящий из череды бесконечной последовательности образов – файлов. Как кинолента.

Каждый кадр относителен относительно другого кадра и между ними непреодолимая пропасть, пусть бесконечно малая, но пропасть**. И каждый кадр может знать о другом, только со стороны (внешний наблюдатель). Но как только он станет им, он уже не в состоянии знать о себе со стороны того будущего, он просто стал тем, кем был раньше. Вот так и каждый из нас. Мы одновременно существуем в каждом воспоминании – состояние целостности и в тоже время тотально относительны.

Какой интересный вывод возникает из этой ситуации. Каждый человек, каждое существо при тотальной целостности, непрерывности, одновременно состоит из бесчисленного числа (вариантов) бы мы сказали – проявляется в новой вселенной из ничего с точки зрения внешнего наблюдателя. А с другой стороны, он, переходя в другое функциональное состояние - порождает новую систему координат, он сам, меняясь, творит свою вселенную и сам ей соответствует.

Или как всегда говаривали на Руси, – какие сами, такие и сани. Можно естественно задать себе вопрос, а при чём здесь магическое видение мира, магическое мышление? Какое отношение имеет данное расам ей соответствует. Или как всегда говаривали на Руси, – какие сами, такие и сани. Можно естественно задать себе вопрос, а при чём здесь магическое видение мира, магическое мышление?

Какое отношение имеет данное рассуждение к реальной магической практике? Да самое непосредственное. Любой нормальный человек извлекает опыт, из каких – то вариантов своего прошлого существования, но заметьте, чаще всего это как банк данных здесь и сейчас. И очень редко кто задумывается, что можно не просто задействовать память, а можно реально задействовать те реальности, что существуют в нас в форме наших бесчисленных «Я» как мыслительных эволюционирующих центров.

Ведь каждое наше инвариантное «Я» это не просто некий динамический стереотип, замороженный в виде энергетического контура то, что обычно называют – «память». Это одна из наших вероятностных, по – своему неповторимых, постоянно развивающихся граней нашей же личности. И пусть эта наша вероятностная грань нашей личности поработает с вашей идеей именно как личность, а не как простой источник информации.

Представьте себе, к вам из вашего для вас гипотетического будущего, появляется не просто некто, а вы сами. И в диалоге с вами вручает вам свою идею из его (вашего) будущего. И вы вдруг осознаёте, что вы обогащённый собственной идеей из вашего же будущего придёте туда совсем иным – реальная связь времён. Вы реально налаживаете диалог с самим собой с прошлым, прошлое же начнёт налаживать реальный диалог с вами будущим.

Возникнет так называемый гиперпространственный, гипердинамический сверхвременной контур. К созданию своей трансперсональной, трансфизической реальности эти технологии имеют самое непосредственное отношение. Это совершенно уникальный динамический стереотип пространства сознания. Вы тем самым задействуете разные реальности своего пространства сознания по временной шкале и создаёте качественно иное пространство мышления.

Это и есть магическое видение мира, магическое мышление. По созданию подобной конфигурации сознания существуют вполне реальные технологии. И именно в процессе освоения данных технологий возникают интересные многомерные варианты восприятия мира. Хотелось бы отметить, что для создания подобной конфигурации используются двадцать два базовых функциональных состояния пространства сознания.

Это не совсем из области современной психологии, хотя имеет к этому отношение. Но о создании философских принципов подобных конфигураций речь пойдёт чуть позже в следующих статьях.

*Жидкий гелий – квантовая жидкость, обладает сверхтекучестью, металлический контур помещённый в жидкий гелий приобретает такое качество как сверхпроводимость, и однажды пропущенное по нему электричество движется не испытывая ни какого сопротивления. Жидкий гелий обладает одной интересной особенностью, он течёт одновременно из одной точки в противоположные стороны одновременно.

**Дискретное состояние либо пространства, либо времени всегда предполагает наличие между элементами - промежутков. Пусть эти элементы представляют собой бесконечно малые величины но, тем не менее, между ними всегда будут в наличии пусть бесконечно малые, но промежутки. И их наличие будет всегда иметь физическое подтверждение. Именно в этом их непреодолимость. В этом и состоит принцип дискретности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса