Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Биография вивальди краткое содержание самое главное. Биографии, истории, факты, фотографии. Смотреть что такое "Вивальди" в других словарях

28 июля 1741 года скончался композитор Антонио Вивальди. В истории музыки он — признанный гений, и, разумеется, вряд ли найдутся те, кто ни разу не слышал его произведений. Однако о самом Вивальди и его жизни известно не так много. Восстанавливаем справедливость — вспоминаем биографию великого композитора.

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венецианской республике, в семье цирюльника Джованни Баттиста и Камиллы Каликкью. Ребенок родился раньше срока на два месяца и был очень слабым, в следствие чего был крещен сразу же после появления на свет. Позже врачи диагностировали у него «тесноту в груди», то есть астму. Это закрыло для Вивальди возможность играть в дальнейшем на духовых инструментах.

Вивальди мог написать полноценную оперу за 5 дней


Отец будущего музыканта в юности увлекался музыкой и научился играть на скрипке, позже ему было предложено место главного скрипача в капелле собора Святого Марка. Первые уроки игры на инструменте маленькому Антонио дал сам отец. Мальчик был настолько способным учеником, что уже с 1689 года замещал отца в капелле. Там юный гений находился в окружении духовных лиц, что и определило выбор будущей профессии: Вивальди решил стать священнослужителем. Впрочем, это на мешало ему продолжать занятия музыкой и совмещать два дела.

Дом Вивальди в Венеции

Впрочем, церковная карьера складывалась не гладко из-за слабого здоровья Вивальди. Он провел всего лишь несколько месс как священник, а после этого перестал исполнять свои обязанности, оставшись, впрочем, при этом священнослужителем. Антонио, зарекомендовавший себя превосходным музыкантом, получает предложение стать преподавателем в венецианской консерватории. Он обучал своих воспитанников как духовной, так и светской музыки. В эти годы Вивальди написал множество произведений для учеников — концертов, кантат, сонат, ораторий. В 1704 году помимо должности учителя скрипки, он получил обязанности преподавателя альта. В 1716 году он становится руководителем консерватории, ответственным за всю музыкальную деятельность.

Вивальди был одним из вдохновителей композитора Баха


В 1710-е Вивальди начинает приобретать известность как композитор. Его имя попало в «Путеводитель по Венеции», где он назывался виртуозным скрипачем. Путешественники, пребывающие в знаменитый итальянский город, разносят славу о Вивальди и за пределы Италии. Так, Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому посвятил впоследствии 12 скрипичных сонат. С 1713-го Вивальди пробует себя в качестве оперного композитора. Им были написаны «Оттон на вилле» и «Роланд, притворяющийся безумцем» — эти произведения обеспечили Вивальди славу, а в следующие 5 лет было поставлено еще 8 опер композитора. Несмотря на бешеную нагрузку, Вивальди не уклонялся от своих обязанностей руководителя консерватории, успевая совмещать их с композиторской деятельностью.


Ванесса Мэй исполняет Вивальди

Не все, впрочем, с энтузиазмом воспринимали оперы Вивальди — так, композитор Бендетто Марчелло опубликовал памфлет, где высмеял творчество Вивальди. Это заставило Антонио приостановить работу над операми на несколько лет.

Именем Вивальди назван кратер на планете Меркурий


В 1717 году Вивальди принимает предложение занять место капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора Мантуи. Именно под впечателнием окрестностей этого городка и родился знаменитый цикл скрипичных концертов, известный в России как «Времена года» (правильное название «Четыре времени года»). Кроме того, в Мантуе Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро, которую впоследствии представляет всем как свою ученицу. Сестра Жиро, Паолина, всюду сопровождала композитора, взяв на себя заботу о его здоровье — приступы астмы донимали Вивальди. Обе девушки жили с Вивальди в его доме в Венеции, что вызывало негодование со стороны церковников, так как тот был все же духовным лицом. В 1738 году ему было запрещено служить мессу на основании «грехопадения» композитора. Впрочем, сам Вивальди опровергал всяческие сплетни и домыслы относительно своих отношений с сестрами Жиро, которые были лишь его воспитанницами.

Мантуя

Одним из ценителей музыки Вивальди был философ и писатель Жан-Жак Руссо, некоторые произведения композитора он исполнял на флейте. Среди почитателей его таланта был и император Карл VI, и в 1730-х Вивальди задумал переехать в Вену и занять место композитора при императорском дворе. Для того, чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене. Слава Вивальди померкла, он уже не был столь популярен в Венеции. Неудачи стали преследовать музыканта: вскоре после прибытия в Вену, умирает Карл VI, начинается война за австрийское наследство. Вивальди отбывает в Дрезден в поисках новой работы, но заболевает. В Вену он вернулся уже глубоко больным, нищим и всеми забытый. Умер Вивальди 28 июля 1741 года, его похоронили на кладбище для бедняков в простой могиле.

Почти на 200 лет творчество Вивальди было забыто

Музыкальное наследие Вивальди было забыто почти на 200 лет: только в 20-х гг. 20 века итальянский музыковед Джентили обнаружил уникальные манускрипты композитора: девятнадцать опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокальных сочинений. Считается, что за всю жизнь Вивальди написал более 90 опер, однако только 40 имеют полостью доказанное авторство.

КРАТКИЙ КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНТОНИО ВИВАЛЬДИ

Антонио Вивальди в течение почти сорокалетней творческой жизни написал около 800 сочинений в разных жанрах, став создателем нового жанра - сольного инструментального концерта. Интерес к творчеству венецианского мастера обозначился уже в XX веке, приблизительно с 20-х годов. С этого же времени началась работа по каталогизации его сочинений, без которой практически невозможны исследовательская работа и исполнительская деятельность.

В 1922 году появился тематический каталог туринских находок А. Джентили, в 1939-м - О. Рудге, в 1945-м - М. Ринальди, в 1948-м - М. Пиншерле, во втором томе его фундаментального исследования «Антонио Вивальди и инструментальная музыка», в 1954 году - В. Колнедера и др. Наконец, в 1973 году в Копенгагене датский исследователь Петер Райом издал наиболее полный каталог сочинений композитора, в который вошли как изданные, так и рукописные инструментальные, вокальные и музыкально-сценические сочинения итальянского мастера.

Почти одновременно Итальянский институт Антонио Вивальди положил начало публикации Полного собрания сочинений композитора. Но создать такой труд сегодня еще не представляется возможным. Находки продолжаются.

В 1978 году в Венеции прошла международная конференция, посвящённая Вивальди, на которой было заявлено о новых находках в Манчестере и Дрездене. Выступивший итальянский музыковед Марио Ринальди доложил о двух неизвестных кантатах «Победа в морском сражении» и «Йефте», представляющих собой «pasticcio» из музыки самого Вивальди, Скарлатти и Гаспарини.

Второй пример. На 1973 год было найдено 465 инструментальных концертов А. Вивальди, из которых 49 - concerti grossi, 331 для одного инструмента с basso continue (в том числе 228 для скрипки, 27 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины), 38 для двух инструментов с basso continue (в том числе 25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин), 32 для трёх и более инструментов с basso continue. На начало XXI века уже стало известно о 734 инструментальных концертах, большинство из которых пока остаются в рукописи.

Предлагаем читателям краткий каталог сочинений А. Вивальди, который даст общее представление о творчески разнообразных интересах великого итальянца.

Оперы

«Оттон в деревне», либретто, Д. Лалли. Виченца, 1713

«Роланд, мнимый безумец», Д. Браччоли, Венеция, 1714

«Нерон, ставший цезарем» (утрач.) «паштет», Венеция, 1715

«Арсильда, царица Понта», Д. Лалли, Венеция, 1716

«Коронация Дария», А. Морселли, Венеция, 1717

«Триумф постоянства любви и ненависти» (утрач.), А Марко, Венеция. 1716

«Тиетеберга» (утрач.), А. Луккини, Венеция, 1717

«Армида в Египте» (II акт утрач.), Д. Палацци, Венеция, 1718

«Артабан», А. Марки, Венеция, 1718

«Скандербег» (утрач.), А. Сальви, Флоренция, 1718

«Теузоне», А. Дзено, Мантуя, 1719

«Тит Манлий», М. Норис, Мантуя, 1719

«Истина в творчестве», Д. Палацци - Д. Лалли, Венеция, 1720

«Кандаче» (утрач.), Ф. Сильвани, Мантуя, 1720

«Месть за обман» (утрач.), Д. Палацци, Венеция. 1720

«Сильвия» (утрач.), П. Биссарри, Милан, 1721

«Филипп, царь Македонии» (утрач.), Д. Лалли, Венеция, 1721

«Геракл на Термодонте» (утрач.), Д. Бассани, Рим, 1723

«Джустино», Н. Береган - П. Париати, Рим, 1724

«Тигран, или Триумф добродетели», Ф. Сильвани, Рим, 1724

«Обман, торжествующий в любви» (утрач.), М. Норис - Д. Руджери, Венеция, 1725

«Гризельда», А. Дзено - К. Гольдони, Венеция, 1725

«Дорилла», А. Луккини, Венеция, 1726

«Кунегонда» (утрач.), А. Пьовене, Венеция, 1726

«Преданная верность» (утрач.), Ф. Сильвани, Венеция, 1726

«Гиперместра» (утрач.), А. Сальви, Флоренция, 1727

«Роланд (неистовый)», Д. Браччоли, Венеция, 1727

«Сирое, царь Персии» (утрач.), П. Метастазио, Реджо-Эмилия, 1727

«Фарначе», А. Луккини, Венеция, 1727

«Розилена и Оронта» (утрач.), Д. Палацци, Венеция, 1728

«Атенаида», А. Дзено, Флоренция, 1730

«Агриппо» (утрач.), Д. Лалли, Прага, 1730

«Альвида, готская царица» (утрач.), А. Дзено, Прага, 1731

«Верность нимфы», Ш. Маффей, Верона, 1732

«Дориклеа», А. Марки, Прага, 1732

«Семирамида» (утрач.), Ф. Сильвани, Мантуя, 1732

«Мотезума» (утрач.), Д. Джусти, Венеция, 1733

«Аристид» (утрач.), К. Гольдони, Венеция, 1733

«Олимпиада», П. Метастазио, Венеция, 1734

«Аделаида» (утрач.), либретто А. Сальви, Верона, 1735

«Баязет (Тамерлан)» «pasticcio», Верона, 1735

«Джиневра, королева Шотландии» (утрач.), А. Сальви, Флоренция, 1736 «Катон Утический» (I акт утрач.), П. Метастазио, Верона, 1737 «Оракул в Мессении» (утрач.), А. Дзено, Венеция, 1738 «Розмира» («pasticcio»), С. Стампилья, Венеция, 1738 «Фераспе» (утрач.), Ф. Сильвани, Венеция, 1739

Хоровая и вокальная музыка

Sacrum (полная месса)

части мессы:

Kyrie (два хора)

Laudate Dominum omnes gentes

Sanctorum mentis

Те Deum (утрач.)

Псалмы, в том числе

Beatus vir (псалом 111)

Confitebor tibi Domine (псалом 110)

Credidi (псалом 115)

Dixit Dominus (псалом 109)

Domine ad adiuvandum In exitu Israel (псалом 113)

Laetatus sum (псалом 121)

Lauda Jerusalem (псалом 147)

Laudate Dominum (псалом 116)

Laudate pueri (псалом 112)

Nisi Dominus (псалом 126)

Гимны, антифоны, мотеты, в том числе:

Deus tuorum militum

Оратории

Моисей, бог фараонов (утрач.), 1715

Торжествующая Юдифь, 1716

Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу, 1722

Большая кантата «Глория и Гименей», 1721

Под сенью прекрасного бука

Мой взгляд к нему направлен

Амур, ты победил

Исчезли вы, дни золотые

Его врожденная суровость

Эльвира, Эльвира, душа моя

Стояла ночь

Так плачьте, источники слёз

Волна со стоном уходит прочь

Бедное сердце моё

Напрасно горлица воркует

Порхает бабочка, не зная

Расставаясь с тобой, дорогой мой

Я, кажется, опоздала

Листва шуршит шутливо

Живут бездушными они

Если в мыслях возвысишься

О да, любезные лучи

Розовеет небо

Тебя я понимаю, сердце

Ветерок шелестит по траве

Рука молочной белизны

На охоту, на охоту!

Дорогие леса, родные луга

Проблески радости

Неблагодарная Лидия, ты победила

Коварнейшее сердце

Не в силах я унять рыданья

Рыданья и вздохи

Кто он, незнакомец

В тени подозренья

К чему вздыхать

Вдали от любимого

Отчего не уступаешь

Я к вам стремлюсь

Амур, ты победил

Да перестаньте же

О, пурпур моих сутан

(посв. Ди Баньи, епископу Мантуи)

И хлынул дождик золотой (посв. принцу Филиппу Дармштадтскому)

Серенады

Хвала Гименею Состязание долга

Состязание справедливости и мира Бедное сердце моё Рыбачья эклога (Мопс)

Любезная Эвриллия Празднующая Сена Союз Мира и Марса

Инструментальные концерты и сонаты

Как ранее уже было сказано, к настоящему времени известно о 734 инструментальных концертах А. Вивальди, найдены 73 сонаты. В исполнительской же практике нашей страны в основном присутствуют сочинения из четырнадцати опусов, которые были опубликованы ещё при жизни композитора. Их мы и приводим в нашем кратком каталоге:

op. I 12 трио-сонат (Венеция, 1705, Амстердам, 1712–1713)

op. II 12 сонат для солирующей скрипки и basso continuo (Венеция, 1709, Амстердам, 1712–1713)

op. Ill 12 концертов для скрипки соло, двух и четырёх скрипок с basso continuo L’Estro Armonico (Амстердам, 1712), в том числе концерт NNII - фуга

op. IV 12 концертов для скрипки и basso continuo L’Stravagenza (Амстердам, 1712–1713)

op. V 6 сонат, 4 для скрипки и basso и 2 для двух скрипок и basso continuo (Амстердам, 1716)

op. VI 6 концертов для разных инструментов (Амстердам, 1716–1717)

op. VII 12 концертов для разных инструментов с basso continuo (Амстердам, 1716–1717)

op. VIII 12 концертов «II Cimento dell’Armonia е dell’Invencione» (Амстердам, 1725), в том числе № 1–4 для солирующей скрипки, струнного квинтета, органа и чембало «Quattro Staggione» («Времена года»)

№ 5 - «Буря на море»

№ 6 - «Удовольствие»

№ 7 - посвящён И. Пизенделю, немецкому скрипачу № 8 и № 10 - «Охота»

op. IX 12 концертов «La Cetra» (Амстердам, 1728)

op. X 6 концертов для разных инструментов (Амстердам, 1729–1730), в том числе:

№ 1 - «Буря на море»

№ 2 - «Ночь»

№ 3 - «Щеглёнок»

op. XI 6 концертов для разных инструментов (Амстердам, 1729–1730), в том числе № 2 «Фаворит»

op. XII 6 концертов для разных инструментов (Амстердам, 1729–1730)

op. XIII 6 сонат для разных инструментов «II pastor fido» (Париж, 1737). Принадлежность этого опуса перу А. Вивальди оспаривается некоторыми исследователями

op. XIV 6 сонат для виолончели с basso continuo (Париж, 1740)

Из книги Бах автора Морозов Сергей Александрович

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. С. БАХА Вокально-инструментальные произведения: около 300 духовных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»); мотеты, хоралы; Рождественская оратория; «Страсти но Иоанну», «Страсти по

Из книги Наследники Авиценны автора Смирнов Алексей Константинович

Корневой каталог Человек вообще замечательное существо, если убрать шелуху. Прекрасное.Вот случился у одного субъекта инсульт. Довольно серьезный - рука не работает, нога, язык. Голова немного работает.И он отказался есть.Привозят обед, ужин - не кушает, капризничает или

Из книги Каталог «ЖЗЛ». 1890-2010 автора Горелик Е.

Корневой каталог (продолжение) Человека, который показывал паралитику порнографический журнал, чтобы тот кушал, выгнали из палаты по требованию дочери больного.- Папа же болен! - возмущалась она. - А он машет журналом изо всех сил, а папа ведь не может прочитать, что там

Из книги Мелья автора Погосов Юрий Вениаминович

Корневой каталог (окончание) Полковник нашелся.Полковником оказался сосед по палате.Больного зовут - ну, скажем, Иван Семенович Начосов.Полковника тоже зовут Иван Семенович

Из книги Путешествие без карты автора Грин Грэм

Каталог «ЖЗЛ». 1890-2010

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

За кормой мыс Сан-Антонио Он не заметил, как ночь накрыла море черной шапкой. Воспоминания заставили его на время оторваться от действительности. Когда он вновь посмотрел на горизонт, земли не было. Мелькнуло в голове: «Прошли Kубу Как он не заметил, черт побери?» Так

Из книги Вивальди автора Боккарди Вирджилио

Сан - Антонио В дневное время Сан - Антонио гораздо больше мексиканский, чем американский город, но все же это Мексика не настоящая (тут слишком чисто), а с глянцевитой видовой открытки. В местном соборе под непрерывный стрекот вентиляторов, висевших над фигурами святых,

Из книги Леонид Иванович Соломаткин – жизнь и творчество автора Нестерова Елена Владимировна

18 августа. Родился Антонио Сальери (1750) Антонио заели 18 августа 1750 года в Венеции родился Антонио Сальери, композитор с самой злосчастной репутацией за всю историю мировой симфонической музыки, если не считать Александра Локшина, которого сам Шостакович называл гением и

Из книги Лютер Бербанк автора Молодчиков А. И.

Вирджилио Боккарди. Вивальди СЛАВА, ЗАБВЕНИЕ И ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ГЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ Антонио Вивальди (1678–1741) - один из самых исполняемых композиторов в наше время, а само его имя звучит как синоним музыки. Его произведения прочно вошли в повседневную жизнь

Из книги Письма. Дневники. Архив автора Сабаников Михаил Васильевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АНТОНИО ВИВАЛЬДИ 1678, 4 марта - в Венеции в семье цирюльника и скрипача Джован Баттисты Вивальди родился семимесячный мальчик, получивший при крещении имя Антонио Лучо.1679, 18 июля - рождение сестры Маргариты.1683, 12 января - рождение сестры

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

Из книги Воспоминания о Штейнере автора Белый Андрей

3. Необыкновенный каталог Развитие коммерческого садоводства шло настолько хорошо, что Бербанк все больше чувствовал непримиримость двух сторон его деятельности: доходы промышленного питомника, правда, увеличивали средства и позволяли вести более обширные опыты, но

Из книги автора

Глава тринадцатая Каталог борделя для «джи ай» Сентябрь 1980 года. СайгонВ лабиринте проулков между проспектом Чан Хынг Дао и улицей Нгуен Конг Чу обнаруживаю «сайгонский книжный парадиз». Уже в мой следующий приезд в Сайгон летом 1983 года эти проулки стали пустынны и

Итальянский композитор Antonio Vivaldi (Антонио Вивальди) известен нам как автор скрипичных концертов «Времена года» и один из главных представителей скрипичного искусства Италии 18-го века. Вивальди экспериментировал с музыкальными тембрами и придал скрипке новое звучание, сделав ее более удобным и по-настоящему концертным инструментом. Его гармоничную музыку слушают и сегодня для того, чтобы поднять настроение, улучшить работоспособность или расслабиться.

Антонио Вивальди родился в Венеции в 1678 году. Он появился на свет 7-месячным, с родовой травмой – сдавленной грудью, из-за этого музыкант всю жизнь страдал астмой. Припадки удушья практически не позволяли ходить по лестницам и совершать пешие прогулки. Из-за слабого здоровья родители решили определить мальчика в священники: они предполагали, что наличие сана, независимо от его здоровья и успехов, всегда обеспечит положение в обществе.

Служить в церкви Вивальди начал в 15 лет, однако музыка интересовала его куда больше, чем богослужения. Он мог прямо в ходе мессы сослаться на приступ астмы и уйти от алтаря в ризницу, чтобы сделать наброски новой фуги. В итоге начинающий композитор добился своего: молодому Вивальди запретили проводить службы.

Главным учителем музыки в жизни Антонио Вивальди стал его отец Джованни Батиста, который был известным скрипачом-виртуозом. Была у композитора также спутница и муза – певица Анна Жиро. Она жила в доме Вивальди, заботилась о его здоровье и сопровождала в путешествиях.

В 1713 году Антонио Вивальди и его отец упоминаются в путеводителе по Венеции как лучшие скрипачи этого города. К тому времени Вивальди стал оперным композитором. Всего он закончил более 400 крупных инструментальных произведений. Одновременно с этим Вивальди был совладельцем театра «Сант-Анджело», вел его бухгалтерию. Не бросил он и работу в венецианской консерватории «Пиета», для которой писал музыку. В свободное время композитор ставил свои оперы в других городах. Удивительно, что все это делал человек, который без посторонней помощи не мог дойти от двери до поданной кареты. Кстати, театр «Сант-Анджело» был выбран Вивальди именно потому, что он находился ближе всего к его дому.

В 1718 году Антонио Вивальди уехал работать в другой итальянский город – Мантую. Здесь он занял должность капельмейстера при дворе князя и губернатора. Через несколько лет Вивальди вернулся в Венецию, и уже оттуда впервые привез свою оперу «Геркулес на Термодонте» в Рим. Римлянам постановки понравились настолько сильно, что композитор удостоился аудиенции у самого папы.

Многие композиторы того времени испытывали финансовые трудности, коснулось это и Вивальди. Переменчивые музыкальные вкусы аудитории сделали его музыку устаревшей, а у публики появились новые кумиры. Одним из них был немецкий композитор Иоганн Адольф Хассе, работавший в то время в Венеции.

В 1740 году Вивальди отправился в Вену с надеждой поправить свое материальное положение при дворе императора Карла VI. Однако вскоре после приезда композитора его могущественный почитатель умер. В Вене началась война за австрийское наследство, и о Вивальди все забыли. Он умер в нищете в 1741 году и был похоронен на кладбище для бедняков. Место его погребения в Вене не сохранилось.

Антонио Вивальди краткая биография изложена в этой статье.

Антонио Вивальди биография кратко

Антонио Лучо Вивальди - итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник.

Родился 4 марта 1678 года в Венеции. Играть на скрипке его научил отец, и уже с 11 лет он мог заменять отца в капелле собора Св.Марка.

Но кроме занятий музыки Вивальдихотел стать священнослужителем. Он был рукоположен в 1704 г. Но из-за слабого здоровья, спустя некоторое время, он оставил свои обязанности священника, но сан с себя не снял.

В 1709 г. Вивальди представили монарху Дании, Фредерику IV. Композитор посвятил ему 12 сонат, написанных для скрипки.

Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.

Вивальди стал популярен в Венеции, у него появились ученики. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.

С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандерберг”. Вскоре он переехал в Мантии и стал капельмейстером при дворе князя Ф. Гессен-Дармштадта. Здесь он познакомился с А. Жиро (оперная певица), которая стала ученицей композитора.

В 1725 г. был издан цикл его произведений “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”.

"Рыжий священник" Антонио Вивальди

Во все времена люди искусства стремились наполнить мир красотой и гармонией, искали в них утешение и смысл бытия. Эпоха принимала все, но, обладая переменчивым нравом, то возвеличивала творца, то ниспровергала.

Не сделала она исключение и для Антонио Вивальди. В 1770 году, спустя всего 30 лет после его смерти, имя Вивальди даже не упоминается в списке итальянских композиторов. В XIX веке о нем говорили лишь как о композиторе, чьи ноты переписывал великий Бах. А в начале XX века произошло чудо: с 1912 по 1926 годы была найдена большая часть его произведений, и за короткое время его музыка облетела весь мир, тронула души многих и многих. Она словно ждала подходящего момента, чтобы зазвучать вновь. Может, наше время чем-то сродни той непростой эпохе?

После почти 200-летнего забвения Антонио Вивальди вернулся в мир! Сейчас редкий оркестр не имеет в своем репертуаре знаменитых «Времен года». Любой музыковед скажет вам, что это картины природы, понятные каждому: пение весенних птиц, летняя гроза… Но в руках гения все приобретает иной смысл: знакомые образы вызывают ассоциации с чем-то более тонким и глубоким — не просто с картинами природы, но с ее законами. Владимир Спиваков как-то назвал это произведение «фреской человеческой жизни», ведь человек проходит тот же путь, что и природа — от рождения до смерти.

Какая же она — фреска жизни самого Антонио Вивальди?

Ф. М. Ла Каве. Портрет венецианского музыканта (предположительно Вивальди). 1723

Начало пути

4 марта в 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио.

«Мы создаем наши города, а они создают нас», — говорил Аристотель. Венеция — бесчисленные острова, соединенные каналами, пышные дворцы и соборы, четкий ритм колоннад, гармоничность пропорций... Венеция — свободная республика, устоявшая и перед завоевателями, и перед Ватиканом. На отвоеванном у моря пространстве жизнь била ключом. «Вместо улиц там каналы, Вместо будней — карнавалы», — пелось в народной песенке. Если во Флоренции карнавал проходил раз в год, то в Венеции прерывался лишь на время Великого поста, в театрах почти не играли трагедий, город был наполнен музыкой — песни гондольеров, оперные арии…

Именно здесь в 1637 году был открыт первый в Италии общедоступный оперный театр. Опера была всенародной любимицей: театры ломились от жаждущих новых зрелищ. Конечно, за пышными фасадами скрывалось и другое: огромные долги, дворцы соседствовали с грязными лачугами, не собиралась сдаваться инквизиция, наводнив город шпионами… Но жизнь не переставала бурлить, рождая новые таланты.


Джованни Антонио Канале (Каналетто). Вид на герцогский дворец в Венеции. 1755 г.

Бурный характер города передался юному Антонио, вот только проявлять его не получалось: от рождения у него был серьезный недуг — сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, и он задыхался при ходьбе. Но зато от отца вместе с огненным цветом волос и столь же огненным темпераментом мальчик унаследовал музыкальные способности. В доме Вивальди часто звучала музыка: отец играл на скрипке, дети учились играть на музыкальных инструментах (в то время это было обычным делом), а еще они затевали веселые игры, порой драки.

Антонио с удовольствием разделил бы с братьями их жизнь, полную приключений, но не мог, и всю свою энергию, все свои мечты он передал музыке. Скрипка сделала его свободным. Физический недостаток не мог повлиять на внутренний мир мальчика: его воображение поистине не знало преград, его жизнь была ничуть не менее яркой и красочной, чем у других, просто жил он в музыке.

Новая жизнь для Антонио началась, когда его отца пригласили в капеллу собора Сан-Марко, крупнейший оркестр тогдашней Италии. Четыре органа, большой хор, оркестр — величественное звучание музыки поражало воображение. Семилетний Антонио не пропускал ни одной репетиции, жадно впитывал музыку мастеров, в том числе Монтеверди, «отца итальянской оперы».

Вскоре Джованни Легренци — знаменитый скрипач, композитор и педагог — заинтересовался талантливым мальчиком. Кроме музыкальных знаний Легренци привил ему желание экспериментировать, искать новые формы, чтобы ярче и точнее выражать свои замыслы. Антонио начал писать музыку (сохранились произведения, которые он написал в 13 лет)… Но жизнь сделала резкий поворот.

Священник-виртуоз

Джованни Батиста Вивальди, возможно, из-за слабого здоровья сына решил сделать его священником, ведь сан всегда обеспечит положение в обществе. И вот Антонио начал подниматься по церковной лестнице: уже в 15 лет Вивальди получил тонзуру и звание "вратаря" - низшей степени священства, предоставлявшей право отворять врата храма. В последующие годы он принял еще три низших и две высших степени посвящений, необходимых для получения звания священника и права служить мессы. Все эти годы молодой человек исправно постигал церковные науки, но его сердце тянулось к творчеству, и вот наконец он мог сам решать, что ему делать. Служить мессы он вскоре перестал, ссылаясь на сильные приступы астмы. Правда, поговаривали, что в разгар службы «рыжий священник» часто удалялся за алтарь, чтобы записать пришедшую на ум мелодию… Но, как бы то ни было, Вивальди в конце концов освободили от этой обязанности.

François Morellon de la Cave. Antonio Vivaldi

Музыка вновь стала главным его занятием! 25-летний Антонио Вивальди был довольно привлекателен: с большими выразительными глазами, длинными рыжими волосами, остроумный, доброжелательный и потому всегда желанный собеседник, он виртуозно играл на скрипке и других инструментах. А духовный сан открыл ему путь в одну из женских консерваторий Венеции, где он стал преподавателем. Будущее представлялось весьма радужным. Не беспокоили Антонио даже нелады с духовенством, ведь они никак не влияли на его творчество. Так будет не всегда. Впрочем, пока либеральная Венеция все прощала своему любимцу, и Антонио с головой погрузился в мир музыки — с энергией и восторгом человека, вышедшего наконец из темной узкой улочки на карнавальную площадь.

Он с увлечением работал в консерватории «Ospedale della Pietà». Консерватории — приюты при монастырях — давали хорошее образование, в том числе и музыкальное. Вивальди сначала официально числился Maestro de Coro, руководителем хора, потом стал еще и Maestro de Concerti, руководителем оркестра — дирижером. Кроме того, преподавал игру на разных инструментах и вокал и, конечно, писал музыку. «Пиета» уже была у венецианских меломанов на хорошем счету, но под руководством Вивальди стала лучшей в Венеции, так что даже богатые горожане стали отдавать туда своих дочерей.

С небольшими перерывами Вивальди проработал там всю жизнь и все свои духовные произведения: кантаты, оратории, мессы, гимны, мотеты — написал для «Пиеты». Духовная музыка Вивальди обычно остается в тени его же концертов, а очень жаль. Вспомним хотя бы знаменитую кантату «Глория»: когда ее слушаешь, душу охватывает восторг — это поистине хвала небесам за неизменное торжество Жизни, а пронзительная музыка второй части «Et in terra pax hominibus bonae voluntatis» («И на земле мир людям доброй воли») — настоящая молитва о нашем земном пути, идущая из самой глубины сердца. Духовная музыка Вивальди — свидетельство искренней любви к Богу, независимо от отношений с церковью.

В консерватории Антонио прекрасно сочетал занятия духовной и светской музыкой. У него был превосходный оркестр, и он мог сразу же слышать исполнение своих новых произведений, а все новое в «Пиете» всегда приветствовалось. Вивальди написал для ее оркестра больше 450 концертов и часто сам солировал на скрипке. Мало кто в это время мог соперничать с ним в виртуозности: в путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник упоминаются как лучшие скрипачи города. А немного раньше, в 1706 году, вышел первый сборник концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение»). В нем Вивальди развил новую форму концерта — трехчастную, предложенную его предшественником Арканджелло Корелли из Болоньи. Для огненного темперамента Вивальди обычные в то время четыре части длились, вероятно, слишком долго — его переживания и яркие образы требовали немедленного воплощения в музыке. Такой скрипки — поющей человеческим голосом, человеческим сердцем — не было ни у кого, лишь о другом великом итальянце Никколо Паганини говорили так же.

Всего этого уже вполне хватало, чтобы считаться выдающимся музыкантом и композитором. Но наш герой не хотел останавливаться — его влекло к феерическому и непредсказуемому миру оперы.

В 1723-1724 годах Вивальди в течение трех карнавальных сезонов имел большой успех в Риме, выступление в котором считалось серьезным испытанием для любого композитора.

Театрализованный концерт в Риме в XVIII веке.

Оперная одиссея Вивальди

«Чтобы понять историю оперы, используя современные понятия, мы должны приравнять итальянскую оперу восемнадцатого столетия к сегодняшней опере и прибавить к ней кино, телевидение и… футбол», — писал Р. Штром. Публика требовала все время новых впечатлений, поэтому новые оперы писались чрезвычайно быстро и после двух-трех репетиций игрались на сцене, а после нескольких представлений благополучно забывались. Сюжеты — чем захватывающе, тем лучше, о художественном уровне либретто никто не задумывался. Эффектные номера приводили публику в экстаз, а слава модных оперных композиторов была огромной, правда, непостоянной. Композиторы работали не покладая рук. Так, с 1700 по 1740 годы Франческо Гаспарини и Вивальди написали по 50 опер, а Алессандро Скарлатти — 115!


Представление в итальянском оперном театре

Все в опере существовало ради удовольствия публики. Карло Гольдони писал, что опера подчинена «особым правилам и обычаям, которые, правда, лишены здравого смысла, но которым приходится следовать беспрекословно». Например, сначала на сцену выводились второстепенные персонажи, чтобы публика успела рассесться…

А вот впечатления, записанные очевидцем Иоахимом Немейцем в 1721 году: «Есть множество оперных театров в Венеции… Оперы идут каждый день, начинаются в семь вечера и продолжаются до одиннадцати ночи, после чего большинство людей идет на маскарад, одеваясь в причудливые одежды. Иностранцы не должны стыдиться брать места возле оркестра в опере... Но не сделайте чего-либо не так, потому что люди в ложах, особенно верхние, иногда бывают настолько дерзкими, что могут сделать что-нибудь — даже плюнуть, — особенно когда они видят, что кто-то использует маленькую свечу, чтобы читать либретто. Наиболее наглые из всех — barcaruoli (гондольеры), кого пускают бесплатно, и другой простой люд, кто стоит ниже лож… Они хлопают, свистят и вопят настолько громко, что заглушают певцов. Они не обращают никакого внимания ни на кого, и они называют это венецианской свободой».

В этот водоворот — как истинный венецианец — бросился Антонио Вивальди. В свои 35 лет он работал в театре «за троих»: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам — он стал совладельцем театра «Сант-Анджело». Кроме того, он продолжал преподавать и писать музыку для «Пиеты», беря там отпуска для постановок своих опер в других городах. Немногим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь Вивальди с трудом преодолевал даже расстояние от двери до кареты без посторонней помощи, настолько его мучила отдышка. Но он как будто не замечал этого, ведь его замыслы не могли ждать, он делал себе единственную поблажку: театр «Сант-Анджело» — ближайший к его дому.

Вообще говоря, участие в подобных увеселениях — странное занятие для святого отца, но он считал оперу своим призванием, главным делом жизни, отдавал ей максимум сил. Из-за этой своей страсти он испортил отношения и с руководством «Пиеты», и с церковным начальством. И главное — стал уделять меньше внимания инструментальной музыке. Можно вспомнить про «двух зайцев», но в праве ли мы судить гения? Возможно, театр давал ему то ощущение полноты и красочности жизни, которого он был лишен в юности из-за болезни и долгого пребывания в семинарии. Но время расставило все по местам: именно концерты обессмертили имя композитора, может быть потому, что в них он был настоящим, искренним, не скованным никакими условностями, опера же принесла ему кратковременную славу и большие проблемы.

Неприятности начались в 1720 году. В самый разгар сезона появился анонимный памфлет, высмеивавший тогдашнюю оперу вообще и оперы Вивальди в частности. Памфлет был едкий, остроумный, автор очень метко подметил все театральные штампы, коих было множество. Много позже выяснилось, что его автором был Бенедетто Марчелло — успешный композитор и публицист, потерпевший неудачу в оперном жанре.

Для Вивальди это был сильный удар — и моральный, и финансовый (публика открыто смеялась на представлениях, узнавая очередной штамп). Но вышел он из этой ситуации с достоинством: не стал устраивать склоки, почти четыре года не ставил новых опер, многое пересмотрел в своем оперном творчестве (например, уровень либретто). Новые оперы имели большой успех, самая известная из них — написанная в 1734 году «Олимпиада» на либретто выдающегося драматурга Пьетро Метастазио — ставится и в наше время.

Радости и печали

Опера принесла Вивальди и неожиданный подарок. На главную роль в его новой опере была приглашена воспитанница «Пиеты» Анна Жиро. Вивальди проводил с ней непозволительно много для святого отца времени, и, конечно, сразу поползли слухи. Антонио всячески отстаивал честь Анны, утверждая, что ему нужна помощь и Анна со своей сестрой лишь ухаживают за ним, но мало кто ему верил, а отношения с духовенством испортились вконец.

Эти перипетии сейчас имеют мало значения, гораздо важнее другое: это непростое, но красивое время, когда его жизнь осветилась любовью, подарило нам прекраснейшую музыку. Именно тогда родились цикл «Времена года», концерт «Ночь», множество замечательных концертов и духовных произведений («Глория», «Магнификат»).

Последний период жизни Антонио Вивальди похож на его концерты: радость и грусть сменяют друг друга. На пороге своего 50-летия наш герой был полон энергии и замыслов. Оперы сыпались как из рога изобилия (для карнавального сезона 1727 года он сочинил аж восемь опер), многие роли в них были написаны специально для Анны Жиро. В 1728 году австрийский король Карл VI, большой ценитель музыки, пригласил Вивальди в Вену. Два года он путешествовал и приобрел европейскую известность (благодаря европейским почитателям сохранилась большая часть его наследия).

Беда пришла неожиданно. В 1737 году Вивальди собрался ставить новые оперы в Ферраре, все складывалось удачно, как вдруг епископ Феррары, принадлежавшей в отличие от Венеции к папской области, запретил композитору въезд в город. Через много лет церковь припомнила Вивальди все: отказ вести мессу, его личную жизнь, успехи на музыкальном поприще. Когда постановку опер все же разрешили, они провалились: город был настроен против неудавшегося священника. Вивальди был в отчаянии, он винил в провале только себя и свои оперы. Венеция тоже не испытывала уже к ним прежнего восторга — то ли мода на него прошла, то ли его нововведения оказались сложны для публики. Лишь в инструментальной музыке Вивальди по-прежнему не было равных. 21 марта 1740 года в «Пиете» он дал свой прощальный концерт, на котором игрались его только что созданные произведения, последние… Среди них концерт «Эхо» — музыка, наполненная светом, жизнью, рассказывающая об идеальной гармонии природы и человека.

В конце 1740 года Вивальди навсегда расстался с "Пиетой", на протяжении стольких лет обязанной ему своей музыкальной славой. Последнее упоминание его имени в документах "консерватории" связано с распродажей им 29 августа 1740 года множества концертов по одному дукату за штуку. Такая низкая стоимость, несомненно, объясняется материальными затруднениями Вивальди, вынужденного готовиться к длительному путешествию. На 62 году он принял мужественное решение навсегда покинуть неблагодарную родину и искать признания на чужбине.

Он уехал в Вену к Карлу VI, но и здесь его ждала неудача: король умер, началась война, музыка стала никому не нужна. Вскоре оборвалась и жизнь самого Вивальди.

Всеми забытый и покинутый, Антонио Вивальди скончался в Вене 28 июля 1741 года "от внутреннего воспарения", как было записано в погребальном протоколе.

Концерты для скрипки и флейты

Концерты для мандолины

Концерты для флейты

Концерты для гобоя

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса