Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Биография Толстой А. и роман “Петр Первый” – художественный анализ. Толстой Алексей Николаевич. Cочинение «Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н

Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.

Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.

Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.

Жанр, направление

“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.

Суть

В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.

  1. Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
  2. Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов. Петр заботится о воем народе, стараясь не допускать произвола со стороны бояр. Так, страница за страницей, у нас на глазах происходит становление царя, из маленького напуганного мальчишки в зрелого мудрого правителя.
  3. В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений. Третий том является финалом и показателем положительных последствий реформ, происходит культурный подъем жизни людей, растет и военная мощь государства.

Главные герои

  • Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
  • Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
  • Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.

Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.

Темы и проблемы

  1. Основная тема — патриотизм . Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
  2. Главная проблема – власть и ее влияние на личность . Петру пришлось столкнуться с родственными интригами, родные люди готовы были избавиться от него, лишь бы занять престол. Тяга к власти выбивает из человека все самое хорошее, оставляя на месте души выжженное поле.
  3. Проблема социальной несправедливости . Петр поставил себя на место обычного работника и понял, как тяжела жизнь народа под гнетом боярского произвола. Поэтому он так ополчился против знати, которая своей алчностью тянула страну назад, изнуряя крестьянина и живя за его счет.
  4. Социальная проблематика также включает в себя и вопрос о готовности народа к переменам. Новаторам очень трудно менять мир, они постоянно сталкиваются с непониманием и агрессией тех, кто привык жить по старинке.
  5. Главная мысль

    Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.

    С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.

    Чему учит?

    Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.

    Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.

    Критика

    Современники высоко оценили произведение «Петр Первый» и сожалели, что автор не закончил его до конца. Например, Корней Чуковский писал, что перед смертью воображение автора стало граничить с ясновидением. Судя по его воспоминаниям, Толстой планировал написать историческую литературную эпопею, посвященную эпохе дворцовых переворотов и правлению Ивана Грозного. Все это было бы продолжением истории, уже написанной им.

    И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.

    В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.

    Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.

    В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность. Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.

    Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.

    Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

По русскому языку и литературе.

1. Изображение петровской эпохи в романе.
2. Петр I как исторический деятель нового типа.
3. Жанровое своеобразие романа.


Одним из важнейших дел своей жизни А.Н. Толстой считал написание романа «Петр Первый», над которым работало 1929 по 1945 гг. Но интерес к эпохе Петра Первого возник значительно раньше, о чем свидетельствует повесть «День Петра», написанная в 1917 году. Петр Первый, по словам А.Н. Толстого, был для него «философия,.. религия,.. откровение во всем, что касается России».
Задуман был роман, состоящий из 5 частей, рассказывающий о судьбе Петра и петровских реформах, начиная с его юности и первых лет царствования, до основания и строительства Петербурга, но написано только три части. Роман обрывается на эпизоде взятия Нарвы. Многие судьбоносные вехи пути Петра и его деяний остались за пределами романа. Но и написанные главы складываются в многоплановое повествование. Действие романа разворачивается в столице и за ее пределами, в России и в Европе. Многочисленные массовые сцены: на улицах Москвы, в военных походах, в царских палатах и при дворах европейских монархов – ярко передают неповторимый колорит эпохи. Автор пользуется малоизученными историческими документами типа «пыточных записей» начала XVIII века, старинных судебных актов, что позволило усилить достоверность и воссоздать яркий и выразительный русский язык, соответствующий описываемой эпохе и в то же время не переусложненный архаизмами и излишней стилизацией.
Широта панорамы усиливается обилием персонажей, как главных, так и второстепенных (их в романе около пятисот). Но даже персонаж, появившийся в одном эпизоде, описан настолько сочно и красочно, что не забывается. Особенно это касается народных характеров, в которых воплощаются неисчерпаемые силы и творческий дух нации. Это и кузнец Кондратий Воробьев, не позарившийся на царские посулы быстрого обогащения и оставшийся у себя на Валдае, продолжая удивлять всех чудным звоном отлитых им колокольчиков, гибкостью шпаг и прочностью тележных осей. Это и двухметровый красавец Мишка Блудов, солдат, награжденный за взятие Мариебурга: «Коней он любит, и кони его любят, таких веселых коней, как в шестом эскадроне, во всей армии нет». Это и бунтарь Федька Умойся Грязью, и оружейник Иван Демидов, и многие другие. Эта многонаселенность романа не мешает четкому оформлению его сложной сюжетной системы. В нем выделяются три сюжетно-тематические линии: тема Петра, обновляющего и укрепляющего Государство Российское, тема колоссальных сословных, нравственных сдвигов в русском обществе, тема России народной. А.Н. Толстой следует за канвой истории, воссоздавая основные события как русской, так и европейской жизни на рубеже XVII – XVIII веков (стрелецкие бунты, покорение Азова, строительство русского флота, война со шведами, взятие Нарвы). Но «Петр Первый» – не только историко-художественный, но и социальнопсихологический роман, в котором повествование легко переходит от частного плана к общему и от бытовых сцен к батальным.
В центре внимания А.Н. Толстого – образ Петра 1 который, по словам самого писателя, долгое время оставался для него «загадкой в историческом тумане». Показывается становление характера одной из самых ярких и противоречивых личностей русской истории, причем главное внимание направлено на суть противоречий его характера. В начале романа Петр – еще подросток, увлекающийся военными играми; «шапка Мономаха», образно говоря, ему еще велика. Постепенно из долговязого и угловатого юноши вырастает государственный деятель, дипломат, полководец, строитель, мастеровой, владевший четырнадцатью ремеслами. Показана и психологическая неустойчивость его характера, проявляющаяся в крайностях: от безудержного веселья к безудержному гневу. По мере развития сюжета и взросления царя к нему приходят опыт, зрелость, уверенность. Характер Петра проявляется не только в его общественной и государственной деятельности, но и в личной жизни, где его поведение также отличалось неуравновешенностью и неординарностью (отношения с первой женой, царицей Натальей, любовная связь с Анной Моне, возвышение экономки его соратника Александра Меньшикова, Марты Скавронской – будущей императрицы Екатерины I). Роман обрывается сценой взятия Нарвы, и в этой сцене Петр – величественный монарх, вдохновленный высокой государственной целью, суровый, но справедливый, останавливающий мародерство в поверженном городе.
Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» оказал огромное влияние на развитие исторической прозы в русской литературе как в 30-е годы XX века, так и в последующие периоды.

«Чтобы понять тайну русского народа, - писал Л.Н.Толстой, - нужно хорошо и глубоко узнать его про­шлое: нашу историю, коренные узлы ее...»

Отсюда становится понятным, почему именно эпоха Петра Первого, время бурных и решительных преобразо­ваний и перемен в России, могла так надолго приковать к себе творческое внимание А.Н.Толстого. Над историческим романом «Петр Первый», над подготовкой отдельных его томов Алексей Толстой, как известно, работал на протяжении примерно двух десятилетий.

В первой книге романа (1930) Петр как преобразова­тель показан тесно связанным со своим временем и средой. Писатель раскрывает в нем яркую одаренность большого государственного человека, видит в его смелой мысли, стойкости и упорстве отражение лучших черт русского национального характера. Одновременно автор правдиво показывает, какой непосильной тяжестью ложились из­держки реформ на плечи простого народа. Царь-реформа­тор выступает перед читателем не готовой, сложившейся уже личностью. Писатель изображает своего героя в дина­мике, в развитии, в процессе сложного его формирования.

Первый том захватывает самое раннее детство царя. Впервые читатель видит Петра испуганным ребенком в съехавшей набок Мономаховой шапке, когда по требова­нию бунтующих стрельцов царица показывает его с крыль­ца народу. Вот он - двенадцатилетний подросток, «маль­чик с глуховатым голосом и немигающими совиными глазами», которого Алексашка Меньшиков, будущий его фаворит, учит «хитрости» - продевать сквозь щеку иглу... Затем это Петр, уже расправляющий крылья, дающий первый отпор притязаниям своей старшей сестры Софьи: во время торжественного крестного хода в соборе он всту­пает с нею в пререкания, в резкий спор за право нести икону.

Далее это нескладный долговязый юноша, с еле про­бивающимися усиками на загорелом лице, который нелов­ко и застенчиво пытается танцевать заморский танец с Анхен Монс на веселой вечеринке у Лефорта в Немецкой слободе. Затем это молодой царь, вернувшийся из поездки в Европу. С неукротимой яростью расправляется он с непокорными стрельцами в октябре 1698 года, участвуя сам в жестоких казнях.

В сюжете романа особо оттеняется, что юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. Петр по­степенно набирает силы, накапливает опыт, переживает неизбежную стадию первых неудач и поражений и тогда лишь подходит вплотную к осуществлению намеченных им преобразований.

Во втором томе (1934) читатель видит Петра в горячке его государственных начинаний - в подготовке новых законов и установлений, в мероприятиях по перевооруже­нию русского войска, в строительстве флота. Толстой по­казывает его в обстановке азартной работы на Воронеж­ской верфи, в кузнице, где Петр сам участвует в ковке якоря для нового сорокапушечного корабля «Крепость»:

Под Нарвой мы видим Петра, со спокойной делови­тостью заряжающего пушку; он метко стреляет, удачно попадая в стену крепостной башни шведов.

Показывая все это, А.Толстой полностью избежал идеализации «царя-плотника». Уже одна встреча Петра под Азовом с боярином Стрешневым, которого царь жестоко «учит» за допущенную тем халатность в снабжении войск продовольствием, - одна такая сцена исключает возмож­ность упрека в идеализирующей гримировке Петра.

Из главы в главу, от одной части к другой в образе Петра выявляются все новые и новые штрихи. Он как бы на наших глазах превращается в зрелого государственного мужа, со спокойной рассудительностью осуществляющего свою трудную политическую программу.

В третьей книге (1945), когда А.Толстой рисует приезд Петра в только что отстроенный Петербург или когда Петр показан в обстановке победного штурма Нарвы, в сцене официальной капитуляции шведов, - он как будто вырас­тает на голову; в нем подчеркивается величавая осанка, властное спокойствие, уверенность в себе повелителя одно­го из сильнейших европейских государств... Особую ре­льефность, объемность фигуре Петра придает то, что рядом с ним или, вернее, вокруг него писатель дает целую серию портретов его современников - правителей соседних го­сударств, политических врагов Петра или его ближайших сподвижников.

Роман А.Толстого густо населен людьми, у каждого из которых не только свой облик, но и своя судьба. Но всех их объединяет поступательное и неуклонное движение вперед и вверх по жизненной лестнице. Толстой любуется тем, как выходец из незнатной среды Александр Меньши­ков становится первым сановником, правой рукой государя; как деревенская девчонка Санька Бровкина превраща­ется в знатную боярыню Волкову, а кабальный холоп Ивашка Бровкин вырастает в крупного негоцианта; как скромный иконописец из Палеха Андрюшка Голиков едет учиться своему ремеслу в саму Италию.

Роман А.Толстого «Петр Первый» остался незавер­шенным. Усилившаяся болезнь и смерть писателя (1945) оборвали работу. Последнее, что он успел написать, была шестая глава третьего тома.

В романе писатель изображает широкий поток исто­рической жизни, целую панораму страны, судьбы не только отдельных героев, узкого круга лиц, но и всего народа в его большом движении. Этим определяется и ряд таких суще­ственных моментов художественной структуры всего про­изведения, как широкая масштабность рисунка; выдвижение на первый план исторических, а не вымышленных героев; наличие хроникальных элементов в развитии сю­жета; многоплановость композиции и т.п.

Содержание третьей книги - это успехи преобразова­ний, первые ощутимые плоды петровских реформ. Пока­зана сила петровской армии, крепнущая военная мощь России начала XVIII века, и вместе с тем рисуется культур­ный подъем в русском обществе, властное проникновение нового, светского начала в аскетический средневековый уклад старой Руси. Создававшаяся в годы Великой Отече­ственной войны третья книга «Петра Первого» особенно ярко развертывает тему славы русского оружия, тему геро­изма и подвигов русских солдат.

За всем этим стоит одно - заветная мечта царя сделать Россию богатой державой, а русского человека счастливым. В утверждении этой гуманистической идеи и нашел Тол­стой разрешение своих сомнений относительно правдивос­ти как прошлого, так и настоящего своей Родины. Любые, самые тяжкие, кровоточащие проблемы, считал он, обяза­ны отступить перед высшей истиной: «Цель всех усилий - человек, высшая творимая и творческая форма природы».

Характеризуя начинания Петра, Толстой отмечает в нем дальновидность, государственную мудрость, настойчивость, простоту в обращении с людьми. Петр умеет правильно оценить создавшуюся обстановку. После поражения под Нарвой он трезво оценил ело- пившуюся ситуацию и, оставив армию, поехал укреплять Новгород и Псков. Настойчиво и упорно преодолевает Петр последствия нарвекого поражения. Петр воплощает в себе лучшие черты русского национального характера.

Однако Толстой нигде не абсолютизирует Петра, не затушевывает классовый характер его деятельности. Реформы Петра ложились тяжелым бременем на плечи трудового народа.

Об этом прямо говорит царю большебородый мужик. Как характеризует Петра и его деятельность разговор мужиков в кабаке на Варварке? Анализируя художественные приемы, которыми пользуется Толстой, создавая облик Петра, следует прежде всего остановиться на принципе контрастного изображения.

Преобразовательская деятельность Петра противопоставлена деятельности князя Голицина. Важно выяснить, что сближает и что разделяет этих реформаторов. Голицын - умный, европейски образованный человек, прекрасно понимающий необходимость перемен. То, что он задумывается о будущем России, роднит его с Петром.

Однако на путь преобразований Голицын встать не смог, так как ему не хватает твердости, решимости, упорства - всего того, что необходимо реформатору. Толстой сознательно сравнивает поведение князя во время Крымского похода с поведением, Петра под Азовом и Нарвой. Зная о тяжелом положении войска, Голицын и не пытается что-либо предпринять, он просто не думает о реальном положении. Поведение Петра - это поведение настоящего политика, дальновидного, находчивого, упорного в достижении своей цели. Поскольку Толстой дает образ Петра в развитии, в романе отсутствуют развернутые портретные описания. Портретные характеристики разбросаны по всему произведению и вводятся автором лишь в тех случаях, когда ситуация или обстановка позволяют отметить в герое новые качества. Как правило, Толстой не дает нейтральных описаний, они всегда пропущены через восприятие других персонажей.

Важная роль в характеристике Петра отводится обрисовке его поступков и жестов. Узнав о воровстве подрядчиков и об отсутствии продовольствия в армии, Петр прискакал в Паншино.

    «Петр рванул дверь, загудели потревоженные мухи. На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Петр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина, не мог говорить от ярости, - плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом в старческий мягкий бок... Часто дыша, присел к столу, велел открыть ставни. Глаза выпучены. Под загаром гневные пятна на похудевшем лице. - Докладывай... Встань! - крикнул он Стрешнему. - Сядь. Подрядчиков повесил? Нет! Почему?»

Рисуя гнев и горячность, Толстой прибегает к указанию на действия и шесты. Первые отрывистые фразы также передают внутреннее состояние царя. Речь служит не менее важным средством характеристики Петра. Речь царя отличается эмоциональностью, отражающей горячность и необузданность его натуры. В то же время она не лишёна образности. «Петр Первый» - роман исторический, поэтому очень важно уяснить своеобразие принципов историзма у Толстого. Первое, на что здесь следует обратить внимание, - это то, что Толстой сумел раскрыть подлинный смысл исторических событий в динамике, в борьбе нового со старым, показать сложные классовые противоречия эпохи. Преобразовательная деятельностьг Петра показана как историческая необходимость и закономерность, а сама историческая личность тесно связана с эпохой, с борьбой определенных социальных сил. Важной особенностью «Петра Первого» является и то, что роман обращен к современности, в нем четко выражена авторская концепция историзма, сказавшаяся в проблематике, трактовке образов и принципах освещения исторических событий, Щ Необходимо обратить внимание и на особенности языка Толстого. Писатель далек от стилизации языка под Петровскую эпоху, не перегружает речь своих героев архаизмами. Очень умело вводит он в речь действующих лиц наиболее характерные для Петровской эпохи слова и выражения.

Характеризуя начинания Петра, Толстой отмечает в нем дальновидность, государственную мудрость, настойчивость, простоту в обращении с людьми. Петр умеет правильно оценить создавшуюся обстановку. После поражения под Нарвой он трезво оценил ело- пившуюся ситуацию и, оставив армию, поехал укреплять Новгород и Псков. Настойчиво и упорно преодолевает Петр последствия нарвекого поражения.

Петр воплощает в себе лучшие черты русского национального характера. Однако Толстой нигде не абсолютизирует Петра, не затушевывает классовый характер его деятельности. Реформы Петра ложились тяжелым бременем на плечи трудового народа. Об этом прямо говорит царю большебородый мужик. Как характеризует Петра и его деятельность разговор мужиков в кабаке на Варварке?

Анализируя художественные приемы, которыми пользуется Толстой, создавая облик Петра, следует прежде всего остановиться на принципе контрастного изображения. Преобразовательская деятельность Петра противопоставлена деятельности князя Голицина. Важно выяснить, что сближает и что разделяет этих реформаторов. Голицын - умный, европейски образованный человек, прекрасно понимающий необходимость перемен. То, что он задумывается о будущем России, роднит его с Петром. Однако на путь преобразований Голицын встать не смог, так как ему не хватает твердости, решимости, упорства - всего того, что необходимо реформатору. Толстой сознательно сравнивает поведение князя во время Крымского похода с поведением, Петра под Азовом и Нарвой. Зная о тяжелом положении войска, Голицын и не пытается что-либо предпринять, он просто не думает о реальном положении. Поведение Петра - это поведение настоящего политика, дальновидного, находчивого, упорного в достижении своей цели.

Поскольку Толстой дает образ Петра в развитии, в романе отсутствуют развернутые портретные описания. Портретные характеристики разбросаны по всему произведению и вводятся автором лишь в тех случаях, когда ситуация или обстановка позволяют отметить в герое новые качества. Как правило, Толстой не дает нейтральных описаний, они всегда пропущены через восприятие других персонажей.

Важная роль в характеристике Петра отводится обрисовке его поступков и жестов. Узнав о воровстве подрядчиков и об отсутствии продовольствия в армии, Петр прискакал в Паншино.

    «Петр рванул дверь, загудели потревоженные мухи. На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Петр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина, не мог говорить от ярости, - плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом в старческий мягкий бок... Часто дыша, присел к столу, велел открыть ставни. Глаза выпучены. Под загаром гневные пятна на похудевшем лице. - Докладывай... Встань! - крикнул он Стрешнему. - Сядь. Подрядчиков повесил? Нет! Почему?»

Рисуя гнев и горячность, Толстой прибегает к указанию на действия и шесты. Первые отрывистые фразы также передают внутреннее состояние царя.

Речь служит не менее важным средством характеристики Петра. Речь царя отличается эмоциональностью, отражающей горячность и необузданность его натуры. В то же время она не лишёна образности.

«Петр Первый» - роман исторический, поэтому очень важно уяснить своеобразие принципов историзма у Толстого. Первое, на что здесь следует обратить внимание, - это то, что Толстой сумел раскрыть подлинный смысл исторических событий в динамике, в борьбе нового со старым, показать сложные классовые противоречия эпохи. Преобразовательная деятельностьг Петра показана как историческая необходимость и закономерность, а сама историческая личность тесно связана с эпохой, с борьбой определенных социальных сил.

Важной особенностью «Петра Первого» является и то, что роман обращен к современности, в нем четко выражена авторская концепция историзма, сказавшаяся в проблематике, трактовке образов и принципах освещения исторических событий, Щ

Необходимо обратить внимание и на особенности языка Толстого. Писатель далек от стилизации языка под Петровскую эпоху, не перегружает речь своих героев архаизмами. Очень умело вводит он в речь действующих лиц наиболее характерные для Петровской эпохи слова и выражения.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Анализ художественного своеобразия романа «Петр Первый» . И в закладках появилось готовое сочинение.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса