Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лебединое озеро. Лебединое озеро в первой редакции петра чайковского Танец маленьких лебедей история создания

Давайте сначала разберёмся в том, какую роль играют лебеди и кто они такие в произведении "Лебединое озеро.

Сюжет

Жила на свете принцесса, очень красивая девушка, и однажды злой волшебник её заколдовал. Но колдовство было не стабильным, поэтому в течении дня девушка находилась в теле лебедя, а ночью, при свете Луны, колдовство рассеивалось и она превращалась снова в человека, в прекрасную девушку.
Когда её мать узнала о судьбе дочери, то заплакала и плакала так долго и много, что наплакала целое озеро. Именно на нём и поселилась принцесса.
К озеру прилетела стая лебедей, и оно так понравилось им, что решили остаться. А принцесса-лебедь была не только хороша собой в образе лебедя, но и имела прекрасную добрую душу. Настоящим лебедям так понравилась принцесса, что они стали называть её Лебединой Королевой.

Сколько белых лебедей в лебедином озере

Если брать за основу именно количество лебедей на озере, то в реальной жизни в среднем это примерно 15-20 особей, хотя бывали фиксированные моменты, когда стая состояла из 50 и более единиц.
Сколько лебедей в балете лебединое озеро?
Если говорить о балете, то количество лебедей в нём ограниченно лишь размером сцены. На площадке в Большом театре, в городе Москва, балерин, исполняющих сцены массовки во время спектакля, насчитывается примерно от 25 до 30 человек. Вполне достаточное количество, чтобы сопоставить с реальной стаей. На других площадках их количество меньше, от 9 до 20 человек.

В жизни, несмотря на то, что лебеди несут более одного яйца, в стае маленьких лебедей не много, примерно треть от общего количества особей.
А вот в балете их всего четыре на любой площадке. Почему именно 4 маленьких лебедя? Да так было задумано по сценарию, в котором есть сцена танца, так и называется "Танец маленьких лебедей". В классической постановке 1877 года, под грустную музыку выступило именно четыре балерины, от этого и отталкивались все остальные постановки. Хотя есть примеры, когда на сцене были три или более четырёх балерин.

Почему именно 4 маленьких лебедя

Несмотря на весь профессионализм артистов и их умение танцевать, считается, что танец маленьких лебедей один из сложных элементов в балете. Обусловлено это тем, что все балерины должны взявшись за руки исполнять одни и те же движения, и при ошибке одного из участников происходит сбой. Намного легче исполнить этот танец только трём балеринам, когда в центре становится ведомая и крайние танцовщицы исполняют то, что им позволяет ведомая. А вот с более четырьмя персонами этот танец исполнить гораздо сложнее, поэтому выбор сколько лебедей в лебедином озере и во избежания ошибок было решено остановится на четырёх исполнительницах.

Балет Чайковского «Лебединое озеро» - один из символов великого русского искусства, шедевр, ставший жемчужиной сокровищницы мировой музыки и «визитной карточкой» Большого театра. Страданием пропитана каждая нота произведения. Накал трагизма и прекрасная мелодика, характерная для творений Петра Ильича, стали достоянием всех меломанов и любителей хореографии в мире. Обстоятельства создания этого великолепного балета не менее драматичны, чем аккорды «Сцены на озере».

Заказ на балет

Последняя четверть девятнадцатого века была странным для балета временем. Сегодня, когда он стал составной частью классики, трудно представить, что еще несколько десятилетий назад к этому виду искусства относились как к чему-то второстепенному, недостойному внимания серьезных музыкантов. П. И. Чайковский, будучи не только прославленным композитором, но и знатоком музыки, тем не менее балет любил и часто посещал спектакли, хотя сам писать в этом жанре желания не испытывал. Но случилось нечто непредвиденное, на фоне определенных материальных затруднений появился заказ от дирекции, за который сулили немалую сумму. Гонорар был обещан щедрый, восемьсот рублей. Петр Ильич служил в консерватории, а в те времена работники просвещения тоже не жили в роскоши, хотя, конечно же, понятия о достатке были иными. Композитор приступил к работе. Балет «Лебединое озеро» (сначала задумывалось название «Остров лебедей») по замыслу строился на основе германских легенд.

Вагнер и Чайковский

Так как действие происходило в Германии, то П. И. Чайковский, чтобы проникнуться таинственной атмосферой тевтонских саг и замков, в которой рыцари и прекрасные дамы были вполне обычными персонажами, поехал в эту страну (это, к слову, о скудости содержания тогдашней профессуры). В городе Байройте во время представления (давали «Кольцо нибелунгов») состоялось славное знакомство двух гениев - Петра Ильича и Рихарда Вагнера. Чайковский был в восторге от «Лоэнгрина» и других опер своего знаменитого коллеги, о чем не преминул сообщить немецкому собрату по нотному строю. Своего главного героя русский гений решил назвать Зигфридом, против чего великий немец не возражал.

Еще один загадочный немец, Людвиг II

Был еще один загадочный персонаж, серьезно повлиявший на будущий балет «Лебединое озеро». Вагнеру покровительствовал баварский монарх, Людвиг II, но очень талантливый в своем роде. Строя загадочные, фантастические и необычные замки, он создавал атмосферу средневековья, весьма созвучную душе великого русского композитора. Даже смерть короля, произошедшая при крайне загадочных обстоятельствах, вполне укладывалась в канву жизнеописания этой неординарной и обаятельной личности. Гибель необыкновенного монарха произвела на сознание П.И. Чайковского удручающее действие, его угнетал вопрос, не навлек ли он, пусть и неумышленно, беду на его голову мрачной историей, которую хотел поведать людям.

Творческий процесс

В балете как действе всегда главнейшей стороной считалась хореография. По воспоминаниям современников, эту традицию нарушил балет «Лебединое озеро». Содержание, впрочем, тоже имело немаловажное значение, оно подчеркивало смысловую нагрузку прекрасной музыки. Оно трагично и вписывается в определение несчастной любви. Так как театральная дирекция выступала в роли заказчика балета «Лебединое озеро», либретто поручили Владимиру Бегичеву, руководителю Большого. Ему помогал В. Гельцер, танцовщик, а позже и сам автор подключился к творческому процессу. Партитура была готова к 1876 году, и при всей тщательности, проявленной при создании балета, П. И. Чайковский, скорее всего, не предполагал, что это произведение войдет в ряд шедевров, обессмертивших его имя.

Действующие лица, время и место

Место и время действия обозначены как сказочные. Главных действующих лиц немного, всего тринадцать. Среди них властная принцесса с сыном Зигфридом, друг последнего, фон Зоммерштерн, его наставник Вольфганг, фон Штайн с супругой, фон Шварцфельс, тоже с женой, скороход, герольд, церемониймейстер, лебединая королева, она же заколдованная прекрасная Одетта, как капля воды похожая на нее Одиллия и ее отец Ротбарт, злой колдун. И, конечно же, второстепенные персонажи, включая маленьких лебедят. В общем-то, на сцене в течение четырех актов появляется не так уж и мало артистов.

Сюжетная линия

Молодой, веселый и богатый Зигфрид приятно проводит время в кругу друзей. У него торжество, день совершеннолетия. Но появляется лебединая стая, и что-то влечет юного принца за нею в лес. Одетта, приняв человеческий облик, пленяет его своей красотой и рассказывает о коварстве Ротбарта, заколдовавшего ее. Принц дает обет вечной любви, но у матери-королевы есть свой план матримониального устройства сыновьей судьбы. На балу ему представляют Одиллию, очень похожую на лебединую королеву девушку. Но сходство ограничивается внешностью, и вскоре Зигфрид осознает свою ошибку. Он вступает в поединок со злодеем Ротбартом, но силы неравны. В финале влюбленные гибнут, злодей (в перевоплощении филин) тоже. Таков сюжет. «Лебединое озеро» стал выдающимся балетом не по причине его необычности, а благодаря волшебной музыке Чайковского.

Провальная премьера

В 1877 году в Большом состоялась премьера. Даты 20 февраля Петр Ильич ожидал с тревогой и нетерпением. Для волнения основания были, за постановку взялся Венцель Рейзингер, благополучно проваливший все предыдущие премьерные Надежды на то, что в этот раз у него все получится, было мало. Так и вышло. Не все современники оценили великолепную музыку, психологически воспринимая действие в совокупности. Усилия балерины Полины Карпаковой в создании образа Одетты успехом не увенчались. Кордебалет заслужил немало едких замечаний критики за неуместное размахивание руками. Костюмы и декорации были недоработаны. Только с пятой попытки, после смены солистки (ее станцевала Анна Собещанская, прима-балерина из труппы Большого театра), удалось как-то увлечь публику. П. И. Чайковский был удручен неудачей.

Мариинская постановка

Так случилось, что балет «Лебединое озеро» оказался по достоинству оценен лишь после смерти автора, которому не суждено было насладиться своим триумфом. Восемь лет постановка без особого успеха шла на сцене Большого, пока ее, наконец, не сняли с репертуара. Работу над новой сценической версией балетмейстер Мариус Петипа начал вместе с автором, помогал им Лев Иванов, обладавший поистине необыкновенными способностями и прекрасной музыкальной памятью.

Сценарий был переписан заново, все хореографические номера переосмыслены. Смерть великого композитора потрясла Петипа, он заболел (тому способствовали и другие но, выздоровев, задал себе целью создать такой балет «Лебединое озеро», который стал бы нерукотворным памятником П. И. Чайковскому. Это ему удалось.

Уже 17 февраля 1894 года, вскоре после кончины композитора, на вечере его памяти, ученик Петипа Л. Иванов предложил вниманию публики новый вариант трактовки второго акта, охарактеризованный критикой как гениальный прорыв. Затем, в январе 1895 года, балет был поставлен в Мариинском театре Санкт-Петербурга. На этот раз триумф был необыкновенным. Несколько диссонировала с общим духом произведения новая концовка, счастливая. Ее предложил брат покойного композитора, Модест Чайковский. В дальнейшем труппа вернулась к исходной версии, которая ставится и по сей день с неизменным успехом театрами всего мира.

Судьба балета

Неудача с «Лебединым озером», по всей видимости, стала той причиной, по которой композитор целых тринадцать лет не брался за балеты. Чайковского, возможно, смущало и то, что этот жанр по-прежнему считался легковесным, в отличие от опер, симфоний, сюит, кантат и концертов, которые он предпочитал создавать. Всего балетов композитор написал три, остальные два это «Спящая красавица», премьера которой состоялась в 1890 году, и через пару лет представленный публике «Щелкунчик».

Что же до «Лебединого озера», то жизнь его стала долгой, и, скорее всего, вечной. Весь двадцатый век балет не сходит с подмостков ведущих театров мира. Свои идеи реализовали при его постановке выдающиеся хореографы современности А. Горский, А. Ваганова, К. Сергеев и многие другие. Революционность подхода к музыкальной части произведения побудила искать новые творческие пути в танце, подтверждая мировое лидерство русского балета. Знатоки искусства из разных стран, бывая в Москве, считают непременным пунктом посещения Большой театр. «Лебединое озеро» - спектакль, не оставляющий равнодушным никого, посмотреть его - мечта всех балетоманов. Сотни выдающихся балерин считают пиком своей творческой карьеры партию Одетты.

Знал бы Петр Ильич…

В четырех актах. Либретто В. Бегичева и В. Гельцера.

Действующие лица:

  • Одетта, королева лебедей (добрая фея)
  • Одиллия, дочь злого гения, похожая на Одетту
  • Владетельная принцесса
  • Принц Зигфрид, ее сын
  • Бенно фон Зоммерштерн, друг принца
  • Вольфганг, наставник принца
  • Рыцарь Ротбарт, злой гений под видом гостя
  • Барон фон Штейн
  • Баронесса, его жена
  • Барон фон Шварцфельс
  • Баронесса, его жена
  • Церемониймейстер
  • Герольд
  • Скороход
  • Друзья принца, придворные кавалеры, дамы и пажи в свите принцессы, лакеи, поселяне, поселянки, слуги, лебеди и лебедята

Действие происходит в сказочной стране в сказочные времена.

История создания

В 1875 году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом. Ему предлагалось написать балет «Озеро лебедей». Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Исключение составляли лишь произведения в этом жанре Адана и Делиба. Против ожидания многих, Чайковский заказ принял. Предложенный ему сценарий В. Бегичева (1838-1891) и В. Гельцера (1840-1908) был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей. Любопытно, что за четыре года до этого, в 1871 году, композитор написал для детей одноактный балет под названием «Озеро лебедей», так что, возможно, ему принадлежала идея использования именно этого сюжета в большом балете. Тема всепобеждающей любви, торжествующей даже над смертью, была ему близка: в его творческом портфеле к тому времени появилась уже симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта », а в следующем году, после обращения к «Лебединому озеру» (так стал называться балет в окончательном варианте), но еще до его окончания, была создана «Франческа да Римини ».

Композитор подошел к заказу очень ответственно. По воспоминаниям современников, он «перед написанием балета долго добивался, к кому можно обратиться, чтобы получить точные данные о необходимой для танцев музыке. Он даже спрашивал... что ему делать с танцами, какова должна быть их длина, счет и т. д.». Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять «этот род композиции в деталях». Только после этого он приступил к сочинению. В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы - два последних. Весной следующего года композитор оркестровал написанное и закончил работу над партитурой. Осенью в театре уже шла работа над постановкой балета. Ее начал осуществлять приглашенный в Москву в 1873 году на должность балетмейстера московского Большого театра В. Рейзингер (1827-1892). К сожалению, он оказался неважным постановщиком. Его балеты на протяжении 1873-1875 годов неизменно проваливались, и когда в 1877 году на сцене Большого театра появился еще один его спектакль - премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля (4 марта по новому стилю), - это событие осталось незамеченным. Собственно, с точки зрения балетоманов это и не было событием: спектакль оказался неудачным и через восемь лет сошел со сцены.

Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя, уже после смерти композитора. Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне 1893-1894 годов. В распоряжении дирекции были два прекрасных балетмейстера - маститый Мариус Петипа (1818-1910), работавший в Петербурге с 1847 года (он дебютировал одновременно как танцовщик и балетмейстер и создал целую эпоху в русском балете), и Лев Иванов (1834-1901), помощник Петипа, ставивший, в основном, небольшие балеты и дивертисменты на сценах Мариинского, Каменноостровского и Красносельского театров. Иванов отличался удивительной музыкальностью и блестящей памятью. Он был настоящим самородком, некоторые исследователи называют его «душой русского балета». Ученик Петипа, Иванов придал творчеству своего учителя еще большую глубину и чисто русский характер. Однако создавать свои хореографические композиции он мог только на прекрасную музыку. К его лучшим достижениям относятся, кроме сцен «Лебединого озера», «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» и «Венгерская рапсодия» на музыку Листа.

Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. Потрясенный как смертью Чайковского, так и своими личными потерями, Петипа заболел. На вечере, посвященном памяти Чайковского и состоявшемся 17 февраля 1894 года, в числе других номеров была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Иванова.

Этой постановкой Иванов открыл новую страницу в истории русской хореографии и приобрел славу великого художника. До сих пор некоторые труппы ставят ее как отдельное самостоятельное произведение. «...Открытия Льва Иванова в «Лебедином озере» являются гениальным «прорывом» в XX век», - пишет В. Красовская. Высоко оценив хореографические находки Иванова, Петипа поручил ему лебединые сцены. Кроме того, Иванов поставил Чардаш и Венецианский танец на музыку Неаполитанского (впоследствии выпускаемый). После выздоровления Петипа со свойственным ему мастерством закончил постановку. К сожалению, новый поворот сюжета, - счастливый конец вместо первоначально задуманного трагического, - предложенный Модестом Чайковским, братом и либреттистом некоторых опер композитора, обусловил относительную неудачу финала.

15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру». Балет на протяжении XX века шел на многих сценах в различных вариантах. Хореография его впитала идеи А. Горского (1871-1924), А. Вагановой (1879-1951), К. Сергеева (1910-1992), Ф. Лопухова (1886-1973).

Сюжет

(первоначальная версия)

В парке замка Владетельной принцессы друзья ожидают принца Зигфрида. Начинается праздник его совершеннолетия. Под звуки фанфар появляется принцесса и напоминает Зигфриду, что завтра на балу он должен будет выбрать невесту. Зигфрид опечален: он не хочет себя связывать, пока его сердце свободно. В сумерках видна пролетающая стая лебедей. Принц и его друзья решают закончить день охотой.

По озеру плывут лебеди. На берег к развалинам часовни приходят охотники с Зигфридом и Бенно. Они видят лебедей, у одного из которых на голове золотая корона. Охотники стреляют, но лебеди уплывают невредимыми и в волшебном свете обращаются в прекрасных девушек. Зигфрид, плененный красотой королевы лебедей Одетты, слушает ее печальный рассказ о том, как злой гений заколдовал их. Лишь ночью они принимают свой настоящий облик, а с восходом солнца снова становятся птицами. Колдовство потеряет силу, если ее полюбит юноша, никому еще не клявшийся в любви, и сохранит ей верность. При первых лучах зари девушки исчезают в развалинах, и вот уже по озеру плывут лебеди, а за ними летит огромный филин - их злой гений.

В замке бал. Принц и принцесса приветствуют гостей. Зигфрид полон мыслями о королеве лебедей, никто из присутствующих девушек не трогает его сердца. Дважды звучат трубы, возвещающие прибытие новых гостей. Но вот трубы прозвучали в третий раз; это приехал рыцарь Ротбарт с дочерью Одиллией, удивительно похожей на Одетту. Принц, уверенный, что Одиллия и есть таинственная королева лебедей, радостно устремляется к ней. Принцесса, видя увлечение принца прекрасной гостьей, объявляет ее невестой Зигфрида и соединяет их руки. В одном из окон бальной залы появляется лебедь-Одетта. Увидев ее, принц понимает страшный обман, но непоправимое свершилось. Охваченный ужасом принц бежит к озеру.

Берег озера. Девушки-лебеди ожидают королеву. Одетта вбегает в отчаянии от измены принца. Она пытается броситься в воды озера, подруги стараются ее утешить. Появляется принц. Он клянется, что в Одиллии видел Одетту и только поэтому произнес роковые слова. Он готов умереть вместе с ней. Это слышит злой гений в облике филина. Смерть юноши во имя любви к Одетте принесет ему гибель! Одетта бежит к озеру. Злой гений пытается превратить ее в лебедя, чтобы не дать утонуть, но Зигфрид борется с ним, а затем бросается вслед за любимой в воду. Филин падает мертвым.

Музыка

В «Лебедином озере» Чайковский еще остается в рамках жанров и форм балетной музыки, сложившейся к тому времени по определенным законам, хотя наполняет их новым содержанием. Его музыка трансформирует балет «изнутри»: традиционные вальсы становятся поэтическими поэмами огромного художественного значения; адажио являются моментом наибольшей концентрации чувства, насыщаются прекрасными мелодиями; вся музыкальная ткань «Лебединого озера» живет и развивается симфонически, а не становится, как в большинстве современных ему балетов, просто аккомпанементом тем или иным танцам. В центре - образ Одетты, охарактеризованной трепетной, взволнованной темой. Связанная с ней проникновенная лирика распространяется на все произведение, пронизывая его прекрасными мелодиями. Характерные танцы, как и картинно-изобразительные эпизоды, занимают в балете сравнительно небольшое место.

Л. Михеева

На фото: «Лебединое озеро» в Мариинском театре

«Лебединое озеро» сочинялось молодым Чайковским в один из его активнейших творческих периодов. Уже были созданы три симфонии и знаменитый ныне концерт для фортепиано с оркестром (1875), чуть позднее - четвертая симфония (1878) и опера «Евгений Онегин» (1881). Обращение композитора такого уровня к сочинению балетной музыки не было обычным для того времени. В императорских театрах для подобного вида творчества существовали штатные композиторы - Цезарь Пуни, Людвиг Минкус, позже Риккардо Дриго. Чайковский не ставил перед собой задачу «революции» в балете. Со свойственной ему скромностью он скрупулезно изучал балетные партитуры, стремясь, не порывая с установившимися формами и традициями балетных спектаклей, изнутри насытить их музыкальную основу высокой содержательностью.

Теперь общепризнанно, что именно «Лебединое озеро» открыло отечественному балету невиданные музыкальные горизонты, развитые впоследствии и самим Чайковским и его последователями в этой сфере. Однако прав и Борис Асафьев: «В сравнении с роскошным барокко „Спящей красавицы" и мастерским симфоническим действием „Щелкунчика", „Лебединое озеро" - альбом задушевных „песен без слов". Оно напевнее и простодушнее других балетов». Вряд ли можно требовать от «первенца» совершенства музыкальной драматургии. В постановках «Лебединого озера» и по сей день не найдено идеального соответствия между музыкальными замыслами композитора и сценическим действием.

Музыка сочинялась с мая 1875 по апрель 1876 года по заказу московского Большого театра. В основе балета - сказочный сюжет «из рыцарских времен». Существует немало мнений о его литературных источниках: называют Гейне, немецкого сказочника Музеуса, русские сказки о девушке-лебеди и даже Пушкина, но сама история вполне самостоятельна. Идея, вероятно, принадлежит композитору, но авторами либретто считаются инспектор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер. Премьера спектакля состоялась 20 февраля 1877 года. Его, увы, крайне неудачным хореографом был Вацлав Рейзингер. К сожалению, неуспех этой постановки надолго бросил тень на сам балет. Когда же, почти сразу после смерти Чайковского, в 1893 году встал вопрос о постановке «Лебединого озера» в Мариинском театре, то ответственнейшую доводку до полноценной сценической реализации пришлось делать уже без автора.

В видоизменениях сюжетной основы приняли участие брат композитора Модест Чайковский (либреттист «Пиковой дамы» и «Иоланты»), директор Императорских театров Иван Всеволожский и Мариус Петипа. По указаниям последнего, дирижер Дриго, благоговевший перед музыкой Чайковского, внес в партитуру балета значительные коррективы. Так первые два акта стали двумя картинами начального акта. Дуэт Принца и поселянки из первой картины стал ныне знаменитым па-де-де Одиллии и Принца, заменив на балу секстет с участием главных героев. Из финального акта изъята сцена бури, которая по замыслу композитора завершала балет. Мало того, Дриго оркестровал и вставил в балет три фортепианные пьесы Чайковского: «Шалунья» стала вариацией Одиллии в па-де-де, «Искорка» и «Немножко Шопена» вошли в третий акт.

Именно на эту видоизмененную партитуру и была создана знаменитая постановка 1895 года, давшая бессмертие балету. Петипа, помимо общего руководства постановкой, сочинил хореографию первой картины и ряд танцев на балу. Льву Иванову принадлежит честь сочинения лебединых картин и некоторых танцев на балу. Главную партию Одетты-Одиллии танцевала итальянская балерина Пьерина Леньяни , а роль Зигфрида исполнил Павел Гердт . Знаменитому артисту шел 51-й год, и балетмейстерам пришлось пойти на компромисс: в лиричном белом адажио Одетта танцевала не с Принцем, а с его другом Бенно, а Зигфрид лишь мимировал неподалеку. В па-де-де мужская вариация была купирована.

Тогдашние балетоманы не сразу оценили достоинства премьеры. Однако зритель, ранее полюбивший «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и «Щелкунчика», горячо принял новый балет Чайковского, в котором искренний лиризм музыки удачно сочетался с проникновенной хореографией лебединых сцен Льва Иванова, а праздничные картины включали такие шедевры Мариуса Петипа, как па-де-труа и па-де-де. Именно эта постановка постепенно (и с неизбежными изменениями) завоевала весь мир.

В России первые изменения начались уже через 6 лет. Первым «редактором» стал Александр Горский - один из исполнителей роли Бенно в Петербурге. В первой картине появился Шут, зато во второй исчез Бенно. Сочиненный Горским испанский танец на балу ныне исполняется повсеместно. В Мариинском театре «Лебединое озеро» Иванова-Петипа с незначительными коррективами шло до 1933 года.

В балете в разные годы блистали Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева. В 1927 году юная Марина Семенова поразила всех своей гордой Одеттой и демонически властной Одиллией.

Замысел решительного переосмысления классического балета принадлежал Агриппине Вагановой и ее соавторам: музыковеду Борису Асафьеву, режиссеру Сергею Радлову и художнику Владимиру Дмитриеву. Вместо «фантастического балета» перед зрителями возникла романтическая новелла. Действие перенесли в начало XIX века, Принц стал Графом, увлеченным старинными легендами, Ротбардт - его соседом-герцогом, желающим выдать замуж свою дочь. Лебедь лишь в мечтах графа представала в образе девушки. Подстреленная герцогом птица умирала на руках Графа, который в тоске закалывался кинжалом. В обновленном «Лебедином озере» двух героинь танцевала не одна, как ранее, а две балерины: Лебедя - Галина Уланова, Одиллию - Ольга Иордан. Любопытная перелицовка балета просуществовала менее десяти лет, но от нее осталась трепетная хореографическая сцена «Птица и охотник», заменившая в начале второй картины малопонятный рассказ Одетты о своей судьбе.

В 1937 году в московском Большом театре Асаф Мессеpep также обновил «Лебединое озеро». Именно тогда трагическая гибель героев, столь важная для замысла Чайковского, была заменена прямолинейным «хэппи-эндом». Думается, что не случайна и дата этой коррекции, ставшей обязательной для постановок советского периода. С 1945 года и в Ленинграде Принц стал в рукопашной схватке одолевать злодея Ротбардта. Справедливость требует отметить, что балетмейстеру Федору Лопухову принадлежит не только это новшество. Вся картина бала у него трактовалась как развернутое колдовство - танцующие и гости появлялись по приказам Ротбардта.

Более полувека на сцене Мариинского театра сохраняется «сценическая и хореографическая редакция» «Лебединого озера» Констатина Сергеева (1950). И хотя от хореографии 1895 года в ней осталось немного (вторая картина, дополненная танцем больших лебедей, мазурка, венгерский, а также частично па-де-де- в сцене бала), она сама за более чем полвека стала «классической», благодаря гастролям театра ею любовались зрители всех континентов. В ней аккумулировалось танцевальное и артистическое мастерство десятков превосходных исполнителей главных партий: от Натальи Дудинской до Ульяны Лопаткиной , от Константина Сергеева до Фаруха Рузиматова.

Две постановки, обогатившие сценическую историю «Лебединого озера», были реализованы в Москве во второй половине XX века. В почти диаметральных по стилю и замыслу спектаклях общим было одно - декларативный возврат к оригинальной партитуре Чайковского (правда, не в полном объеме) и соответственный отказ от постановки 1895 года: сохранялась лишь вторая картина Иванова, да и то с поправками Горского.

Владимир Бурмейстер осуществил свою версию на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (1953). На интродукцию к балету была сочинена сцена, объясняющая зрителям, как и почему Ротбардт превратил Одетту и ее подруг в лебедей. Во втором акте, развивая идею Лопухова, хореограф трактовал сюиту характерных танцев как ряд соблазнов Принца, в каждом из которых демонстрировался еще один лик коварной Одиллии и ее мира. В последнем акте впечатляла танцевально решенная сцена разбушевавшейся стихии, созвучная апогею чувств героев. В финале торжествовала любовь, и лебеди, почти на глазах зрителя, трансформировались в девушек.

Сейчас, когда балеты Чайковского составляют основу музыкальных театров мира, трудно даже представить себе, что его «Лебединое озеро» было принято в то время довольно сдержанно.

Знаменитый Петипа признавался, что ему было трудно работать над балетами Чайковского. Почему?

Чтобы понять это, надо немного углубиться в историю русского балета.

Н. Кузнецов «Портрет Чайковского»

Из истории русского балета

Первые балетные представления в России ещё не были балетом в полном смысле этого слова. 17 февраля 1672 г. , на масленицу, такое представление состоялось при дворе царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы. После исполнения куплетов, восхваляющих свойства души царя-батюшки, выступила танцевальная группа. Вот с этого выступления и начался в России балет.

В дальнейшем развитию танцевального искусства способствовал Петр I , который даже издал указ, согласно которому танцы стали обязательной частью придворного этикета, а дворянская молодежь обязана была обучаться танцам. Сухопутный шляхетный корпус, открытый в Петербурге в 1731 г., стал колыбелью русского балета: его выпускники должны были занимать высокие государственные должности, поэтому светское обхождение, в том числе и бальные танцы, входили в программу их обучения.

Танцмейстером корпуса с 1734 г. был Жан Батист Ланде , который и считается основоположником русского балетного искусства.

В 1738 г. он открыл первую в России школу балетного танца «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучать танцам 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании.

В царствование Елизаветы Петровны русский балет продолжал развиваться, но особую популярность он приобрёл во время правления Екатерины II . По случаю её коронации в московском дворце был дан балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны », в котором участвовали и вельможи. Известно, что в придворном театре часто танцевал наследник престола Павел Петрович (Павел I ). В эпоху Екатерины II в России появился крепостной балет, состоящий из крепостных крестьян помещиков. Но и в это время балет ещё не был в таком виде, как мы понимаем его сейчас. Это были отдельные постановочные номера или танцы, которые показывались в антрактах оперы.

В. Баранов "Портрет Дидло"

Новых высот русский балет достиг в царствование Александра I , этим балет обязан Карлу Дидло , приехавшему в Россию в 1801 г.

Балет в это время был очень популярен в России. Об этом мы узнаем и из романа Пушкина «Евгений Онегин», роман этот не зря назван Белинским «энциклопедией русской жизни». Самыми известными балеринами того времени были ученицы Дидло Истомина и Телешова .

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», гл.I

Очень любили балет и Николай I , и Александр II . Балетмейстер Мариус Петипа поставил несколько балетов на сюжеты русских сказок: «Конёк-горбунок», «Золотая рыбка». И вот в балет «приходит» П.И. Чайковский. Он сказал новое слово в каждом из жанров, в которых творил. И это новаторство часто было скрытым, поэтому и не сразу оцененным. Однако именно в балете реформаторская роль Чайковского является безусловной. Композитор обратился к балету в середине 70-х годов. К тому времени он был уже автором четырех опер, трех симфоний, двух квартетов и других сочинений. В письме к Римскому-Корсакову он признавался, что «давно хотел попробовать себя в этого рода музыке», несмотря на то, что серьёзные композиторы смотрели на балет свысока, оценивая балетную музыку как «низший род музыки».

Мариус Петипа

Балеты П.И. Чайковского

И действительно, ни один крупный русский композитор до Чайковского не обращался к сочинению балетов. Балеты, которые шли в Императорских театрах, не имели самостоятельной художественной ценности, так как не выходили за рамки иллюстрирования танцевальных номеров. Хотя именно эта тенденция создания партитур, учитывающих связь танцевальных номеров с развивающимся музыкальным сюжетом, уже намечалась во французском балете: «Жизели» Адана и «Коппелии» и «Сильвии» Делиба . От балета «Сильвия» был в восторге и Чайковский.Именно по этому пути и пошёл композитор, но ушёл далеко вперёд от французских композиторов: его балетные партитуры отличаются симфоническим развитием музыкальных образов, возможностью выражать сложные психологические состояния персонажей. Он даже сказал однажды: «... балет - та же симфония». Но балеты все-таки были в его понимании и в его музыкальном наследии совершенно особым явлением. Если сказать кратко – это воплощенная мечта о победе любви и добра. Все три его балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» ) основаны на сказочных сюжетах. Но в театральной практике его времени они были непривычны и новы.

История создания балета «Лебединое озеро» (1877)

«Лебединое озеро» - первый балет Чайковского. Его премьера прошла 4 марта 1877 г . на сцене Большого театра в Москве.

Это балет в IV актах. Либретто создано Владимиром Бегичевым и, предположительно, Василием Гельцером.

Сюжет балета построен на фольклорных мотивах, в основе - старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна, рыцаря Ротбарта.

Прообразом для лебединого озера стал Воткинский заводской пруд, который находился напротив дома Чайковского, хотя в Германии распространено мнение, что прообразом является озеро, находящееся в предгорьях Альп в окрестностях города Фюссена. Существует также версия об озере в Лебедевой экономии Давыдовых (Черкасская область в Украине). Композитор часто бывал в имении Давыдовых (его сестры Александры), наблюдая за белоснежными птицами.

История постановок

Как мы уже отмечали, музыка балета первоначально не вызвала особого интереса, показалась сложной, а первая постановка балета вообще оказалась неудачной. Оригинальную хореографию создал Ю. Резингер , и она не имела успеха. Спектакль редактировался, и в 1894 г. был показан в постановке Л. Иванова . К 1895 г. для постановки в Мариинском театре было заново пересмотрено либретто (над ним работали М. Петипа и М.И. Чайковский, брат композитора). Эта версия в дальнейшем и стала классической. Но каждая постановка этого балета всегда имеет свои нюансы, поэтому из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.

Сюжет балета



В старинной немецкой легенде рассказывается о прекрасной девушке, превращённой в белого лебедя.

Принц Зигфрид празднует своё совершеннолетие и в дворцовом парке замечает стаю лебедей, которая манит его за собой. На берегу озера среди девушек-лебедей он находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Принц покорен её красотой, а её рассказ о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом вызывает в нём возмущение и желание помочь ей. Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. Но на балу, по велению матери, он должен выбрать себе невесту. Принц безучастен к претенденткам, но вдруг появляется Одиллия, и в ней Зигфрид видит Одетту – её он и выбирает. Но тут же Зигфрид понимает, что совершил роковую ошибку. Он бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но та его не прощает. Тогда Зигфрид срывает с её головы корону, бросая вызов Ротбарту, олицетворяющему образ хозяина озера. Корона спасала Одетту от преследования, но принц надеется, что девушка-лебедь уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшегося озера поглощают Одетту и Зигфрида.

Жизнь балета



На премьере балета в 1877 г. партии Одетты и Одиллии танцевала П. Карпакова , Зигфрида – А.Г. Гиллерт , Ротбарта – С.П.Соколов . А затем за длинную историю жизни балета его партии исполняли лучшие танцовщики мира, постановщиками были лучшие балетмейстеры мира, а дирижировали лучшие дирижёры. По мотивам балета сняты мультфильм, полнометражное аниме, кино- и телевизионные версии полного балета.

«Лебединое озеро» стало уникальным явлением мировой художественной культуры. Балет воплотил в себе все богатство романтического балета XIX в. и во многом определил развитие балетного театра в дальнейшем. И сейчас он является одним из самых востребованных спектаклей во всём мире.

П.И. Чайковский (1840 - 1893 )

«Лебединое озеро», фантастический балет в 4-х действиях

Балет «Лебединое озеро» был заказан Чайковскому весной 1875 года дирекцией Московского большого театра. Инициатива, по-видимому, принадлежала тогдашнему инспектору репертуара, а в последствии управляющему императорскими театрами в Москве – В.П. Бегичеву, который был весьма известен в Москве как литератор, драматург и активный общественный деятель. Он же, совместно с балетным артистом В.Ф. Гельцером , явился и автором либретто «Лебединого озера».

Первые два действия были написаны композитором в конце лета 1875 года, весной 1876 балет был дописан и полностью инструментован, а осенью того же года в театре уже шла работа над спектаклем.

Премьера спектакля состоялась 20 февраля 1877 года на сцене Московского Большого театра. По мнению современников, постановка оказалась весьма посредственной, причиной чему была прежде всего творческая беспомощность хореографа-постановщика Юлиуса Рейзингера . В одном из отзывов на премьеру читаем: «…Рейзингер … проявил если не искусство, соответствующее его специальности, то замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения. Кордебалет топчется на одном и том же месте, махая руками, как ветряные мельницы крыльями, а солистки скачут гимнастическими шагами вокруг сцены».

Весьма слабым был и состав исполнителей главных ролей на первых спектаклях: в роли Одетты вместо талантливой прима-балерины А. Собещанской выступала ее дублерша П.Карпакова , оркестр, руководимый малоопытным тогда дирижером Рябовым, к тому же неподготовленный к исполнению партитур, подобных «Лебединому озеру», выполнил свою задачу крайне небрежно. По свидетельству одного из рецензентов, до премьеры состоялось всего лишь две оркестровые репетиции.

Первым сценическим воплощением «Лебединого озера», достойным музыки Чайковского, явлась петербургская премьера балета, осуществленная в 1895 году М.Петипа и Л.Ивановым. Здесь хореография впервые открыла для себя и перевела на свой язык чудесную лирику произведения Чайковского. Постановка 1895 года послужила основой для всех последующих интерпретаций балета. Образ девушки-лебедя стал одной из классических ролей балетного репертуара, привлекательной и трудной, требующей от артиста блестящей виртуозности и тонкой лирической отзывчивости. Русская хореографическая школа выдвинула немало замечательных исполнительниц этой роли, и среди них непревзойденную по одухотворенности Галину Уланову.

Действующие лица:

Владетельная принцесса

Принц Зигфрид - ее сын

Бенно - друг Зигфрида

Вольфганг - наставник принца

Одетта - королева лебедей

ФонРотбард - злойгений

Одиллия - его дочь

Церемониймейстер

Друзья принца, придворные кавалеры, лакеи, придворные дамы и пажи в свите принцессы, поселяне, поселянки, лебеди,лебедята.

Музыка интродукции - первый эскиз красивой и печальной повести о зачарованной девушке-птице. Нить повествования ведет нежная мелодия гобоя, родственная главному музыкальному образу балета - теме лебедя. В среднем разделе интродукции колорит постепенно меняется: набе­гают мрачные и тревожные тени, музыка драматизируется. Грозно и зловеще звучат возгласы тромбонов. Нарастание приводит к повторению начальной темы (реприза-кода), которую исполняют трубы (дублированные деревян­ными духовными), а потом виолончели на фоне тревожного гула литавр. Теперь эта тема приобретает трагический характер.

Действиепервое

Парк перед замком.

2. . Веселая пирушка по случаю совершеннолетия принца Зигфрида . Являются поселяне, которые хотят поздравить юного принца. Мужчин угощают вином, женщинам поселянкам дарят ленты и цветы.

Музыка этой сцены ярко мажорна и полна задорной энергии. По словам Лароша , в этой музыке проявляется «светлый, бодрый и могучий Чайков­ский». Средняя часть сцены - изящный пасторальный эпизод, иллюстри­рующий появление поселян. Выразителен контраст блестящего и густого из­ложения музыки в крайних частях сцены и прозрачного звучания - глав­ным образом деревянных инструментов - в среднем эпизоде.

3. . Танцуют поселяне, желающие развлечь принца. Красота этого вальса более всего в его яркой и неистощимо разнообразной мелодике. Вальс начинается небольшой вступительной частью («Интрада »), за которой следует главная тема первого раздела. Развитие этой мелодии оживляется «реющими» вокруг главного мело­дического голоса (первые скрипки) пассажами флейт и кларнетов и осо­бенно промежуточными эпизодами, на время вводящими новые ритмы и краски. Средняя часть вальса содержит еще более выразительные мелодии. Особенно запоминается певучая, лирически задушевная тема центрального эпизода:

Эмоциональность этой темы получает яркое развитие в большом симфо­ническом нарастании, приводящем к заключительной части всей пьесы (ре­приза-кода). Здесь начальные темы вальса преображаются, звучат бравур­но и празднично.

4. . Вбегают слуги и сообщают о приходе матери-принцессы. Известие это на момент прерывает общее веселье. Зигфрид идет навстречу матери, почтительно приветствуя ее. Принцесса ласково беседует с сыном, напоминая ему, что дням его холостой жизни приходит конец, завтра он должен сделаться женихом. На вопрос, кто его невеста, принцесса отвечает, что это решит завтрашний бал, на который она пригласила всех девушек, достойных стать женой принца. Он сам выберет лучшую из них. Разрешив продолжать веселье, принцесса уходит. Пир и танцы возобновляются.

В начале сцены - музыка, иллюстрирующая беспокойство и суету за­стигнутой врасплох молодежи. Появление принцессы возвещают звуки фан­фар. Новая ласково-спокойная музыкальная тема сопровождает речь матери Зигфрида :

В конце сцены возвращаетсяэнергичнаяи задорнаямузыканачала действия.

5. . Дивертисментная сюита, состоя­щая из отдельных танцев-вариаций: Интрада (вступление). А11еgго moderato . Светлая, плавно скользя­щая мелодия на фоне звонкого аккомпанемента арфы. В среднем разделе выразительность мелодии усиливается, благодаря острым гармониям и томным хроматизмам в сопровождающих голосах.

6. . В основе этой пьесы - задушевный, немного гру­стный напев русского лирического склада. Мелодия изложена в форме дуэта-канона (второй голос, вступая с небольшим запозданием, точно вос­производит мелодию первого голоса); партии поручены гобою и фаготу, звучаниекоторыхнапоминаетконтрастженскогоимужскогоголосов.

7. . Легкий и блестящий танец в ритме польки. Соли­руют деревянные инструменты (кларнет, флейта, потом фагот) под про­зрачный аккомпанементструнных .

8. . Типично муж­ской танец энергичных и массивных движений, яркий контраст к предшествующему . Изложен тяжелыми, звон­кими аккордами всего оркестра.

9. . Быстрая и виртуозно-легкая пьеса с ме­лодией у флейт и скрипок.

10. (Allegro vivace ) замыкает сюиту более обширным и разви­тым танцем оживленно праздничного характера.

11. . Новая дивертисментная сюита, состоящая из четырех номеров. Tempo di valse - вальс, очень свет­лый по колориту, грациозный по ритмике. Несмотря на краткость, танец развивается с обычной для Чайковского ак­тивностью. После прозрачного начала очень свежо звучит более густая и ритмически усложненная тема среднего эпизода. Возвращение исходной мысли обогащено мелодическим узорому флейты.

12. – Allegro. Танец-песня, один из самых обаятельных лирических эпизодов «Лебединого озера», исполнен мягкой, чисто русской меланхо­личности. Песенность этого танца подчеркнута его инструментовкой: ме­лодию почти все время ведет солирующая скрипка. В конце ей вторит столь же певучий голос гобоя. Песня непосредственно переходит в быстрый галопирующий танец. Здесь снова главную роль играет солирующая скрипка, партия которой становится блестяще виртуозной.

13. .Вальс. В главной теме очень выразителен диалог бравурного «мужского» пения корнета (дублированного первыми скрипками)иигривоотвечающихемудвухкларнетов. В репризе к теме корнета прибавляется новый мелодический голос скрипок - обычный у Чайковскогоприемлирическогообогащенияобраза.

14. (А11еgго molto vivace ). Быстрый, блестяще инструментован­ный танецзаключительного характера.

15. . Танец-действие. Охмелевший от вина Вольф­ганг пытается танцевать и смешит всех своей неловкостью. Он беспомощ­но вертится и наконец падает. Музыка наглядно иллюстрирует эту сценку, а затем переходит в быстрый веселый танец.

16. . Пантомима. Начинает смеркаться. Один из гостей предлага­ет протанцевать последний танец с кубками в руках. Музыка этой сцены - краткий связующий эпизод между двумя номерами.

17. . Эффектный праздничный танец в ритме полонеза. Оживляющий контраст вносит прозрачная музыка средней ча­сти с ее изящной перекличкой струнных и деревянных инструментов и звуками колокольчиков, подражающих звону бокалов.

18. . В вечернем небе появляется стая лебедей. Вид летя­щих птиц наводит молодежь на мысль об охоте. Оставив опьяневшего Вольфганга, Зигфрид и его друзья уходят. В музыке этого эпизода впервые проходит тема лебедя, которая является главным музыкальным образом балета, - мелодия, исполненная нежной красоты и печали. Ее первое проведение поручено гобою, который звучит на фонеарпеджиоарфыитрепетновзволнованныхаккордов тремоло струнных.

Действиевторое

Скалистая дикая местность. В глубине сцены озеро, на берегу которогоразвалинычасовни.Луннаяночь.

1. . По озеру плывет стая белых лебедей. Впереди - ле­бедь, увенчанный короной. В музыке этой сцены развивается главная ли­рическая тема балета (тема девушки-лебедя). Ее первое проведение у со­лирующего гобоя звучит, как трогательная песня, но постепенно музыка становится более драматичной. Нарастание приводит к новому изложению главной части темы в мощном звучании всего оркестра.

2. . На берегу озера появляются друзья Зигфрида , а вскоре и сам принц. Они видят стаю лебедей и уже готовы начать охоту, но птицы быстро скрываются. В это время из развалины часовни, которая освещается волшебным светом, выходит Одетта. Она умоляет принца не стрелять в лебедей и рассказывает ему печальную повесть своей жизни. Волей злого гения она (принцесса Одетта) и ее подруги превращены в птиц. Лишь по ночам близ этих развалин они могут принимать человече­ский облик. Повелитель девушек - мрачный филин - неотступно следит за ними. Чары злого гения победит лишь тот, кто полюбит Одетту безза­ветной и вечной любовью, любовью, не знающей колебаний и готовой на жертвы. Зигфрид очарован красотой Одетты. Он с ужасом думает о том, что мог убить принцессу, когда она была в образе лебедя. Над часовней зловещей тенью пролетает филин. Скрываясь в развалинах, он подслуши­вает разговор Одетты и Зигфрида .

Музыка этой сцены состоит из нескольких эпизодов, тесно связанных с действием. В первом (Allegro moderato ) - беспечно-игривое настроение лишь ненадолго прерывается вспышкой тревоги: принцвидитлебедей и

хочетвыстрелить.Мотивжалобы,звучащийвэтотмомент(деревянные духовые под аккомпанемент тремоло струнных), близок к теме лебедя. Следующий эпизод-мольбы Одетты, обращенные к принцу, - на­чинается нежной мелодией гобоя на фоне легких аккордов у струнных pizzicato .

Лирическое соло превращается в дуэт, где гобою отвечают ласково уте­шающие фразы виолончели. Развитие дуэта приводит к эпизоду рассказа Одетты. Взволнованная музыка рассказа родственна мело­дии вальса(№ 2)из первого действия. Музыкурассказапрерываютаккордытрубитромбонов,иллюстри­рующие появление филина.

Последний эпизод - драматизированная реприза рассказа Одетты. Согласно ремаркам композитора, сюда относятся слова девушки-лебедя о том, что только замужество избавит ее от власти злых чар, и пылкие вос­клицания принца: «О прости , прости меня!»

3. . Является вереница лебедей, подруг Одетты. Музыка, рисующая их (Allegro), трепетно-беспокойна . Как ответ, звучит новая ли­рически-нежная мелодия Одетты (композитор сопровождает эту тему ре­маркой: «Одетта: Довольно, перестаньте, он добрый...»); снова, как и в ариозо мольбы, солирует гобой на фоне pizzicato струнных:

Затем следует исполненная пылкой признательности фраза Зигфрида (ремарка композитора: «Принц бросает ружье») и новое проведение темы Одетты (Moderato assai quasi andante ); изложенная прозрачно и светло в высоком регистре у деревянных духовых инструментов, она как нельзя лучше соответствует ав­торской ремарке: «Одетта: Успокойся, рыцарь...»

4. . Дивертисмент, состоящий из ряда сольных и групповых танцев. Музыкальная форма сочетает в себе черты сюиты и рондо.Рефреном служит вальс, открывающийсерию танцев.

5. - игривый, ритмически задорный та­нец, мелодия которого исполняется скрипками, затем флейтами (ремарка автора: «Одетта solo »).

6. - повторение вальса.

7. - один из самых популярных номеров «Лебединого озера». Музыка его трогательно проста, поэтична, исполнена наивной грации. Инструментовка прозрачна, с преобладанием тембра деревянных духовых (характерная для Чайковского контрастная подго­товка следующего, важного номера, лирического адажио, где господствует звучание струнных инструментов). Главную тему исполняют два гобоя, поддержанные легкимаккомпанементомфагота.

8. . Любовный дуэт Одетты и принца. Это один из значительнейших номеров балета. По воспоминаниям Н. Д. Кашкина Чайковский заимствовал музыку Адажио из своей уничтоженной оперы «Ундина». Музыка передает первые признания влюбленных, их нежную робость и одушевление. Дуэт открывается волшебно звучащей каденцией арфы. Главную мелодию поет солирующая скрипка, сопровождаемая прозрачными аккордами арфы.

Начало средней части А дажио с ее отрывистыми, словно трепещущими аккордами гобоев и кларнетов, ощущается как едва приметная зыбь на зеркальной поверхности воды. Такова музыка вступления и заключения этой части, а основу ее составляет новая мелодия солирующей скрипки, полная радостного оживления и блеска.

В репризе А дажио мы вновь слышим прекрасную лирическую мелодию первой части. Но теперь сольное пение превращается в дуэт: главную тему ведет виолончель, а в высоком регистре ей вторят певучие фразы скрипки.«Песня любви»расцветает все богаче и ярче.

9. -маленькая быстрая вариация (Аll еgго ) - служит переходом к седьмому, новому проведению вальса, на этот раз усиленному всвоейзвучности.

10. . Дивертисмент завершаетсяоживленнойкодой(Аll еgго vivace ).

11. . Финал. Любовь к Одетте все более и более овладевает серд­цем принца. Он клянется, что будет верен ей, и вызывается быть ее спа­сителем. Одетта напоминает Зигфриду о том, что завтра в его замке бал, где принц по желанию матери должен будет выбрать невесту. Злой гений сделает все, чтобы заставить принца нарушить клятву, и тогда Одетта и ее подруги навеки останутся во власти филина. Но Зигфрид уверен в силе своего чувства: никакие чары не отнимут у него Одетту. Занимается заря, и наступает час прощанья. Девушки, обернувшись лебедями, плывут по озеру, а над ними простирает крылья огромный черный филин. Музыка этой сцены, основанная на теме лебедя, полностью воспроиз­водит начальныйэпизодвторого действия.

Действиетретье

Залв замкевладетельнойпринцессы.

1. . А11еgго qiusto . Начинается бал, на котором принцу Зиг­фриду предстоит выбрать невесту. Церемониймейстер отдает нужные рас­поряжения. Следует выход гостей, принцессы и Зигфрида с их свитой. Сце­ну сопровождает праздничная музыка в характере быстрого марша.

2. . По знаку церемоний­мейстера начинаются танцы. Музыка этого номера содержит ярко конт­растное сопоставление: с одной стороны - полнозвучие и блеск общего танца, с другой - прозрачность, остроумная игра тем­бров, театральная характерность«танца карликов»(среднийэпизод).

3. . Трубные звуки возвещают о при­бытии новых гостей. Церемониймейстер встречает их, а герольд объявляет принцу их имена. Девушки танцуют с кавалерами. За небольшим фанфарным вступлением следует ярко мелодичный та­нец,известный под названием«Вальса невест». Музыку танца дважды прерывают трубные сигналы - знаки прибы­тия новых приглашенных. После первого перерыва вальс возобновляется в мелодическом варианте.

Последнее, третье проведение вальса - расширенное; согласно ремарке композитора, здесь танцует «кордебалет во всем составе». В этой большой репризе вальса дается новый средний эпизод с темой у медных духовых инструментов, который вносит элемент сумрачности и тревоги.

4. .Принцесса спрашивает у сына, какая из девушек понравилась ему. Но Зигфрид не скрывает своего равнодушия к происходя­щему: его душа полна воспоминаний об Одетте. В зале появляется злой гений в образе мрачного графа Ротбарда . С ним его дочь Одиллия. Зиг­фрид поражен сходством новой гостьи с его любимой Одеттой, он решает, что это - девушка-лебедь, неожиданно явившаяся на бал, и восторженно приветствует ее. В этот момент Одетта в виде лебедя появляется в окне, пытаясь предостеречь принца от коварства злого гения. Но увлеченный Зигфрид никого не видит и не слышит, кроме Одиллии.

Начало сцены - ласковые вопросы матери к сыну и его беспокойные ответные реплики-передано мелодией «Вальса невест», принявшей теперь новый облик. Звуки труб предшествуют появлению Ротбарда и Одиллии. Следует небольшой оркестровый речитатив с характерным для Чайковского мотивомрокового«удара судьбы». И далее, на фоне тремоло струнных, остро драматично звучит тема ле­бедя,выражая отчаяние обманутой Одетты.

5. . Танец шести. Сюжетный и драматургический замысел этого дивертисмента остался неизвестным. Можно предположить, что он связан со следующей фразой из первоначального варианта либрет­то: «Танцы продолжаются, во время них принц оказывает явное предпоч­тение Одиллии, которая кокетливо рисуется перед ним».

6. . В венгерском «Чардаше» типичен контраст первой ми­норно-патетической части и бойко-жизнерадостной, с острыми ритмами, второй части (подобие «запева» и «припева»).

7. состоит из всту­пительнойкаденцииибольшого виртуозногосолоскрипки.

8. выдержан в характерном ритме «болеро», подчеркнутом звонким щелканьем кастань­ет.

9. . В итальянском - первая часть построена на мелодии подлинной неа­политанской песенки (соло корнета), а «припев» написан в энергичном праздничном движении тарантеллы.

10. . Польский танец - мазурка, в крайних частях горделивая, с воинственными притоптываниями , в средней части лирически-грациозная, инструментованная тонко и прозрачно (два клар­нета на фоне р izzicato струнных).

11. . Принцесса рада тому, что Зигфрид увлечен дочерью Ротбарда , и сообщает об этом наставнику. Принц приглашает Одиллию на тур вальса. Он все еще уверен, что прекрасная гостья - Одетта. Увле­каясь все больше и больше, он целует ей руку. Принцесса, видя это, объ­являет, что Одиллия должна стать невестой Зигфрида ; Ротбард торжест­венно соединяет руки своей дочери и Зигфрида . В этот момент становится темно, и Зигфрид видит в окне Одетту (по первоначальному варианту либретто, «окно с шумом распахивается и на окне показывается белая ле­бедь с короной на голове»). Он с ужасом убеждается, что стал жертвой обмана, но уже поздно: клятва нарушена, девушка-лебедь навеки останется во власти филина. Ротбард и Одиллия исчезают. Зигфрид в отчаянии спе­шит к озеру лебедей.

Действиечетвертое

Пустынныйбереглебединогоозера.Вдалиразвалиныискалы.Ночь...

1. . Музыка рисует подруг Одетты, добрых и ласко­вых. Красивые, мягко напевные фразы, звучащие попеременно у разных групп оркестра, чередуются с воздушными арпеджио арфы.

2. . Девушки ждут возвращения своей любимой подруги Одетты, недоумевая, куда она могла исчезнуть. В музыке этой сцены раз­вивается главная тема Антракта, которая становится все более беспокой­ной. Развитие приводит к новой, трогательно-нежной мелодии заключи­тельного раздела. Музыку этого номера Чайковский заимствовал из своей оперы «Воевода», напи­санной в 1868 г. и впоследствии уничтоженной композитором (в настоящее время восстановлена по сохранившимся материалам и включена в Полное собр. соч. П. И. Чай­ковского, т. I)

3. . Томясь беспокойным ожида­нием Одетты, девушки пробуют развлечь себя танцем. Ремарка композитора, поясняющая данный номер: «Девушки-лебеди учат танцевать лебе­дят». Музыка проникнута широкой песенностью . Главная тема - русская задушевная лирическая мелодия в характере, типичном для раннего Чай­ковского.

4. . Вбегает Одетта. Она с глубоким волнением рассказыва­ет об измене Зигфрида . Подруги утешают ее, уговаривают не думать больше о принце.

«Но я люблю его, - печально говорит Одетта».« Бедная! Улетим скорее, вот он идет!». «Он?»-О детта испуганно бежит к развалинам, потом останавли­вается.

«Я хочу видеть его в последний раз!». Темнеет. Сильные порывы ветра возвещают появление злого гения.

5. . Появляется Зигфрид . В смятении и горе ищет он Одетту, чтобы вымолить у нее прощение. Ра­дость свидания влюбленных длится недолго - появление злого гения на­поминает о непоправимости происшедшего. Одетта прощается с Зигфри­дом ; она должна умереть прежде, чем наступающее утро превратит ее снова в лебедя. Но и принц предпочитает смерть разлуке с любимой. Это повергает злого гения в страх: готовность Зигфрида пожертвовать жизнью во имя любви означает для филина неминуемую смерть. Не спо­собный победить великое чувство любви, он пытается разлучить влюблен­ных яростной бурей: вихри ветра усиливаются, озеро выходит из берегов. Одетта и вслед за ней Зигфрид кидаются с вершины скалы в пучину бур­ного озера. Злой гений падает мертвый. Апофеоз изображает светлое под­водное царство. Нимфы и наяды радостно встречают Одетту и ее воз­любленного и уносят их в «храм вечного счастья».

Музыкафиналаначинаетсяширокойпатетическоймелодией,рисующей появление Зигфрида . Его мольба о прощении, скорбь и отчаяние воплощены в теме лебедя, которая проходит теперь в страстно возбуж­денном движении.

Смятение чувств в д уше Зигфрида сливается с яростным бушеванием природы. Снова - на этот раз с предельной силой и патетичностью - звучит тема лебедя. В последнем эпизоде финала главная музыкальная тема ба­лета преображается: она вырастает в светлый, торжественный гимн побе­дившей любви.

© Инна Астахова

По материалам кн.: Житомирский Д., «Балеты Чайковского», Москва, 1957

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса