Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Биография эдгара по, военная карьера, творчество. Краткая биография эдгара по

Американский писатель, поэт и критик Эдгар Аллан По (Edgar Allan Рое) родился 19 января 1809 года в Бостоне (США) в семье актеров бродячей труппы. В возрасте двух лет остался сиротой, после чего был усыновлен купцом из Виргинии — Джоном Алланом. Воспитывался в закрытом пансионе в Англии; в 1826 году поступил в аристократический Университет Виргинии в Шарлоттенсвилле. В студенческие годы увлекался азартными играми, участвовал в кутежах, что провоцировало конфликты с отчимом. После одной из таких ссор будущий писатель покинул дом приемных родителей.

В 1828 году при финансовой поддержке приемных родителей вернулся в Бостон, где опубликовал сборники "Аль Аарааф, Тамерлан и мелкие стихи" (Al Aaraaf, Tamerlane and Minor Poems, 1829) и "Стихи" (Poems, 1831), однако эти начинания успеха не имели.

В 1830 году поступил в Военную академию США (United States Military Academy) в Вест-Пойнте, однако вскоре оставил учебу, что спровоцировало окончательный разрыв с Джоном Алланом. Оставшись без финансовой поддержки, Эдгар По вновь оказался на грани нищеты.

В 1833 году он впервые выступил как прозаик с рассказом "Манускрипт, найденный в бутылке" (A manuscript found in a bottle), за который получил премию журнала "Балтимор Сатердей Визитер".

В течение 1830-х годов продолжал писать новеллы, регулярно публиковался в литературном журнале "Южный литературный вестник" (Southern Literary Messenger) в Ричмонде, где завоевал репутацию оригинального и остроумного критика. Эти публикации позднее составили знаменитый двухтомник "Гротески и арабески" (Tales of the Grotesque and Arabesque, 1840).

В 1836 году Эдгар По женился на своей кузине Виргинии Элизе Клемм (Virginia Eliza Clemm Poe).

В 1837 году в поисках более оплачиваемой работы переехал в Нью-Йорк , однако из-за финансового кризиса не смог найти там работы.

В 1838-1843 годах жил с женой и ее матерью в Филадельфии, работал в журналах Burton’s Gentleman’s Magazine и Graham’s Magazine, пробовал издавать собственный журнал The Stylus. Опубликовал около тридцати рассказов и множество литературно-критических статей.

В октябре 2009 года, спустя 160 лет после своей смерти, Эдгар Аллан По был удостоен повторного отпевания. Костюмированная церемония проходила в музее писателя в Бостоне, где был выставлен гроб с манекеном Эдгара По.

Оригинальность стиля По не нашла себе последователей в Америке. В европейской литературной традиции влияние По испытывали на себе Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Морис Метерлинк, Оскар Уайльд, Данте Габриэль Россетти, Роберт Льюис Стивенсон. Увлекались творчеством По и русские символисты — Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(1809- 1849)

Биография Эдгара По, известного американского писателя, напоминает собою бурливую реку, делающую резкие повороты, а порою совсем пропадающую из вида.

Родился Эдгар 19 января 1809 года в США, в городе Бостоне, в семье актеров бродячего балагана – Дэвида По и Элизабет Арнольд По. В два года малыш остался совершенно один, но вскоре его усыновил богатый торговец Джон Аллан из Виргинии.

Детство По прошло в богатстве и роскоши. Его приемный отец несколько раз оказывался на грани разорения, но на благосостоянии мальчика это никак не отражалось. Для того, что бы ребенок получил хорошее образование, семья на 5 лет переезжает в Англию, а Эдгара помещают в дорогостоящий пансион. По возвращению в Америку он продолжает обучение в колледже в Ричмонде. Закончив его, Эдгар поступает в университет того же города

К сожалению, подросший Эдгар не оказался благодарным сыном и не оценил заботы его приемных родителей. Он начинает участвовать во всех студенческих кутежах, проигрывает в карты значительные суммы денег, увлекается спиртным. Подобное поведение юноши вызывает закономерное недовольство усыновившего его Джона Аллана. Приемный отец отказался оплачивать очередной карточный долг Эдгара, и тот, будучи в нетрезвом состоянии, грязно обругал его и даже пытался ударить. После данного инцидента, обидевшись на приемных родителей, молодой человек осенью 1826 года покидает дом, где жил в тепле и заботе и начинает вести жизнь скитальца.

Эдгар По, начиная с юных лет писал стихи и уехав в Бостон, решил их напечатать, взяв псевдоним «Бостонец». Книга, получившая название «Тамерлан и другие стихотворения» была напечатана, но на ее издание денег не было.

Не зная как жить дальше, юноша решает стать солдатом американской армии. Выдержав лишь один год армейской жизни, Эдгар Аллан По обращается с просьбой о поддержке к своему приемному отцу. Тот не отказывает в помощи, и получивший свободу Эдгар По снова погружается в мир поэзии. В 1829 году выходит в свет тот же сборник стихотворений, но с измененным названием – «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения», но его появление не вызывает интереса читателей.

Приемный отец настаивает на получении молодым человеком образования и в 1830 году определяет Эдгара в Военную академию (Вест-Пойнт). Однако у юноши иные представления о своем будущем, и он безобразным поведением добивается исключения из учебного заведения, не проучившись в нем и год. На деньги собранные товарищами по академии он издает в Нью-Йорке книгу поэм, но и новое творение поэта не стало популярным..

Биография Эдгара По, соответствующая периоду времени с 31 по 33 годы, полна белых пятен. Известно лишь одно, что в это время великий американский писатель дошел до последней степени нищеты, но, тем не менее, он продолжал много работать. И когда в 1833 году в Балтиморе был объявлен конкурс на лучшее произведение, Эдгар По представил на суд жюри 6 рассказов и стихотворный отрывок из «Колизея». Он оказался победителем в обоих жанрах.

Годы с 1833 по 1840 стали очень плодотворными для творчества писателя, выходит большое количество его поэзии и прозы. Он сотрудничает с рядом американских журналов. Эдгар По становится основателем нового направления в литературе, получившего название детективно-фантастического.

Несколько последних лет жизни писателя отмечены длительными запоями, нервозностью, граничащей с психическими расстройствами.

Страница завершающая биографии Эдгара По покрыта тайной. В сентябре 1849 года писатель выехал из Ричмонда, имея при себе крупную сумму денег. Неизвестно, что произошло в дороге, но когда писателя нашли, он был без сознания, а его деньги были украдены.

«Черный аромат» безумия и печали, который способны ощутить лишь избранные, а точнее говоря, обреченные. Жестокие убийства, совершенные нечеловеческими существами (будь то неведомая сущность или орангутанг). Таинственные красавицы — в большей степени пугающие, чем привлекательные, которые возвращаются из мира мертвых лишь для того, чтобы окликнуть, а то и увести с собой тех, кто по прихоти судьбы задержался на этом свете. Все это — образы из макабрических текстов Эдгара Аллана По.

Посмертная слава Эдгара По огромна: его персонажи заполонили коллективное бессознательное, сюжеты стали бродячими, его произведения вдохновляют не просто множество последователей, но породили целые направления в литературе и кинематографе. Ворон из самого известного стихотворения По расправил крылья в Голливуде, вдохновив режиссеров на мрачные одноименные фильмы. История про черного кота, мстящего за собственную гибель и убийство хозяйки, прочно вошла в... советский детский фольклор: октябрята и пионеры, пугавшие друг друга этой страшилкой (обретшей в среде ребятни вполне современный колорит), вряд ли знали, что пересказывают сюжет, созданный в XIX веке последовательным сторонником рабства чернокожих. И это лишь пара из множества примеров. Романтический поэт, который, как и подобает романтическому поэту, носил элегантные черные наряды и многих женщин сразил своим «поэтическим безумием». Родоначальник детективного жанра, приведший в литературу — частного сыщика Дюпена достойного предшественника Шерлока Холмса (хотя, разумеется, если придираться, то элементы детектива и непривычные нам формы этого жанра — китайский детектив, например — появились до Эдгара По). И кроме всего прочего. Эдгар По — один из основоположников фантастики, черной фэнтези, романа ужасов, триллера и саспенса.

Казалось бы, жизнь такого человека должна быть окутана коконом мистического. Это предположение настолько напрашивается, что целый ряд сценаристов и литераторов «пригласили- покойного писателя на страницы своих произведений, где призрак По жаждет распутать ужасные тайны прошлого или же сам Эдгар, живой и здоровый, помогает инспектору найти маньяка, совершающего кровавые преступления под влиянием его жутких произведений.

Сочинителям вторили биографы, ожидавшие от жизни По мистики и тайны. Многие из них охотно перенесли на страницы биографий писателя его собственные воспоминания об увлекательных и невероятных вещах... которых никогда не случалось с ним в действительности. Среди таких доверчивых и восхищенных был Шарль Бодлер, высоко чтивший Эдгара По, переводивший его произведения и вдохновлявшийся ими для создания собственных декадентских и психоделических текстов. А также романтичный Константин Бальмонт, украсивший очерк о жизни По немыслимым количеством поэтических образов.

На самом деле в жизни Эдгара По было мало таинственного (хотя необычные вещи все же порой случались), по большей части то была трагедия человека, который, несмотря на талант и упорство, не умел считаться ни с людьми, ни с обстоятельствами, ни даже с самим собой.

Пути отцов, перекрестки детей

Любимец Европы Эдгар По родился в Америке, в Бостоне, 19 января 1809 года. Относительно скоро произошло одно из немногих таинственных событий, связанных с его судьбой: отец Эдгара бесследно исчез, когда мальчику было два года. Позже ходили слухи, что Дэвид По умер (называли даже вероятную причину смерти: скоротечная чахотка), перебивавшиеся сплетней, что он попросту покинул жену, узнав, что их младшая дочь Розали — не его ребенок. Что случилось с Дэвидом По на самом деле, выяснить не удалось.

27 сентября 1849 года, через 38 лет после исчезновения Дэвида По, сорокалетний писатель Эдгар По отправился в небольшое (оно должно было длиться сутки) деловое путешествие из Ричмонда в Нью-Йорк. 28 сентября он неожиданно исчез. 3 октября в Балтиморе (!) добросердечный прохожий нашел человека в беспамятстве и отправил его в больницу, не зная, что перед ним потерянный невестой и родственниками литератор. Через несколько дней Эдгар Аллан По умер в больничной палате. Что происходило с ним в те «вычеркнутые» из жизни и его памяти дни (придя в себя, он утверждал, что не помнит, что с ним было), неизвестно до сих пор.

Короткая трагедия Элизабет Арнольд

Константин Бальмонт писал о матери Эдгара По, что она была «девушкой без какой- либо страны»: «… она родилась посреди океана, когда ее мать, пересекая Атлантику, уезжала из Англии в Америку. Мать, родив ее, умерла, отца у девочки не было, и кто-то чужой, сжалившись над ребенком, приютил ее, воспитал и приготовил к сцене ». Действительность не так поэтична: матерью Элизабет Арнольд была овдовевшая английская актриса, отправившаяся попытать счастья в Америке. Следуя семейной традиции, Элизабет рано вышла на сцену (свою первую роль она сыграла в десять лет) и весьма успешно служила в театре. Ее короткая жизнь была трудной и полной утрат: умерла мать девушки, позже, всего через несколько лет после свадьбы, умер от лихорадки первый муж Элизабет актер Чарльз Хопкинс. Юная вдова вышла замуж второй раз за Дэвида По. Этот молодой человек из хорошей, хотя и небогатой семьи оставил юриспруденцию ради сцены. По одной версии, он поступил так, потому что влюбился в Элизабет, по другой — мечтал о театральной славе, по третьей — в юридическом деле ему не везло и он понадеялся, что станет успешным актером. К сожалению, на сцене он не блистал, и, наверное, будь у него возможность вернуться к юриспруденции, он так бы и сделал — если не ради себя, то ради жены, отличавшейся слабым здоровьем, и троих маленьких детей. Не исключено, так однажды и случилось бы, но... Дэвид По исчез, а Элизабет оказалась в совершенно бедственном положении. Заботы о ее старшем сыне Уильяме Генри взяли на себя родители Дэвида, но двое младших — Эдгар и Розали — оставались с матерью, здоровье которой неуклонно ухудшалось: она болела чахоткой. Сколько могла, Элизабет По выходила на сцену, а когда она совсем слегла, зрители и коллеги старались помочь ей материально. Талантливая актриса умерла в 23 года, терзаясь кроме собственных страданий страхом за будущее своих детей. Непридуманная трагедия.

Семья Аллан

Две добросердечные женщины — сестры Фрэнсис и Анна — навещали Элизабет во время болезни. Анна была незамужней и жила в семье сестры, а Фрэнсис была женой Джона Аллана. Ей было жалко Элизабет, и она всей душой привязалась к маленькому Эдгару. Своих детей у Фрэнсис не было, поэтому после смерти молодой женщины миссис Аллан взяла осиротевшего мальчика на воспитание.

Детство Эдгара в доме Алланов было счастливым. Он был прекрасно обеспечен: как бы ни шли дела в торговой компании «Эллис и Аллан» (а за годы взросления По в коммерческом деле партнеров случались и взлеты, и падения на грани банкротства), на жизни мальчика это не сказывалось, у Эдгара были лучшие одежда, безделушки и книги, прекрасные преподаватели, собственный пони, возможность приглашать компании друзей. Мальчик с приемными родителями и тетей дважды пересек океан, пять лет провел в Англии и Шотландии, на родине Джона Аллана.

Но дело было не только в материальных благах. Приемные родители внушали Эдгару, что он талантлив, способен на великие свершения, а в привычке снисходительно относиться к его шалостям и капризам женщины этой семьи, пожалуй, переборщили: По всю жизнь считал, что, чтобы он ни сделал, его непременно простят, причем, скорее всего, даже без извинений с его стороны.

«Злой гений» Эдгара По

Почти все биографии Эдгара По не жалеют темных красок, рисуя негоцианта Джона Аллана черствым и жестоким человеком, чуть ли не злым гением будущего писателя. На самом деле сложно сказать, кто для кого был злым гением. Джон Аллан был сиротой из Шотландии. Свою карьеру в коммерции он начал с самых низов, работая на богатого дядюшку, но завидное трудолюбие и несомненный талант позволили ему открыть собственное дело на паях с бывшим сослуживцем Эллисом.

Жалость к осиротевшему ребенку, общественное мнение, а больше всего огромное желание жены и ее сестры оставить малыша у себя заставили его согласиться с тем, что Эдгар поселился в их доме. Он глубоко привязался к мальчику, но... Джон Аллан, прошедший трудную школу жизни (сиротство, упорный труд, эмиграцию, заставившую его покинуть родину и родственников), привык быть благодарным за то относительно немногое, что делали для него родные, и не ждать большего. Мальчик, живший в его доме, все, что получал, воспринимал как само собой разумеющееся и ни за что не испытывал особой признательности.

Мистер Аллан знал цену деньгам, а Эдгар тратил их без оглядки. С возрастом его запросы росли, а между тем он — довольно взрослый парень — продолжал относиться к долларам как избалованный ребенок.

Джон Аллан был трудолюбив — Эдгар, казалось, не стремился ни к какому труду, не особенно скрывая, что рассчитывает в жизни на то наследство, которое однажды получит от приемного отца (со временем эта сумма стала значительной: богатый дядя Аллана неожиданно оставил племяннику внушительную часть своего состояния). При этом у Джона было двое внебрачных детей, которым он всю жизнь щедро помогал материально и которым собирался завещать (и завещал) существенную часть своих денег.

Джон Аллан умел, если надо, справляться со своими чувствами, тогда как его приемный сын с легкостью впадал в истерику и мог кого угодно осыпать оскорблениями. Мистер Аллан считал (и это было в то время естественным положением дел), что несовершеннолетний юноша, за которого он несет ответственность, должен жить по его правилам, а Эдгар По и не думал усмирять свой капризный нрав и подстраиваться под требования главы семьи. Заметим, что это был не относительно демократичный и психологичный XX век, а махровый XIX — время, когда послушание старшим считалось абсолютно необходимым качеством молодого человека. К тому же дело происходило на рабовладельческом юге Америки, с его довольно патриархальными и жестокими нравами. Даже добрейшая тетя Полли в романе Марка Твена приговаривает о своем любимце — маленьком Томе Сойере: «Кто обходится без розги, тот губит ребенка», от души виня себя за то, что слишком редко сечет племянника и тем портит его. По таким стандартам Джон Аллан являл чудеса кротости по отношению к приемному сыну.

Добавим к этому еще вот что: на протяжении всей своей жизни Эдгар По подводил людей, с которыми состоял в деловых или личных отношениях, отличался крайним высокомерием, любил манипулировать ближними, страдал перепадами настроения, из большинства деловых предприятий выходил со скандалом, виня во всем партнеров, работодателей и таинственных «врагов» (словом, кого угодно, только не себя), и мог оболгать любого, не имея, кажется, ничего святого. Например, вскоре после смерти горячо любимой жены Вирджинии он писал потенциальной возлюбленной, что никогда жену не любил и женился на ней только ради ее счастья, пренебрегая своим. Так он предал любимую женщину одним росчерком пера. А ведь сохранились письма, где он писал, что если не женится на Вирджинии, то ему и жить незачем. Словом, Эдгар По был, мягко говоря, не подарок. Разумеется, есть вероятность, что все эти малопривлекательные качества По приобрел во взрослом возрасте. Но похоже, они развивались у него уже в ранней юности, и Джон Аллан с тревогой смотрел, как вчерашний нервный и сложный мальчик превращается в довольно неприятного и инфантильного молодого мужчину, глядя на которого приемный отец, возможно, все чаще ловил себя на облегчении от того, что этот юноша — не родной его сын.

После того как Эдгар закончил школьное образование в Ричмонде, он продолжил учебу в университете в Шарлотсвилле. К этому моменту Эдгар был красивым и спортивным молодым человеком, отличным пловцом, хорошо знал академические дисциплины и даже сочинял стихи.

В университете Эдгар учился блестяще, что не помешало ему наделать огромных долгов в магазинах (где у него был неограниченный кредит под ответственность приемного отца), не меньших карточных долгов и предаваться пьяным кутежам. Когда взбешенный Аллан к концу учебного года выговорил Эдгару за его поведение, то вместо извинений получил... упреки. Сам, оказывается, и виноват: ведь Эдгар, по его словам, играл только потому, что ему не хватало денег. Учитывая тот факт, что мать и тетя обычно щедро наделяли юношу наличными (крупным суммам его карманных денег всегда удивлялись и друзья, и учителя в школе), а также беря в расчет все тот же неограниченный кредит в окрестных магазинах и то, что существенная часть взятого в долг у лавочников тратилась на пирушки с приятелями, самообеляющая версия юноши не выдерживает никакой критики. В довершение всего выяснилось, что По пытался подделать на векселе подпись приемного отца. Джон Аллан погасил займы юноши в магазинах, но наотрез отказался платить «долги чести», посчитав, что юный картежник должен выпутываться сам.

Неудивительно, что по окончании учебного года Джон Аллан сказал, что не хочет, чтобы Эдгар продолжал учебу в университете, — молодой повеса и так получил достаточно хорошее образование, куда лучшее, чем было у самого Аллана. С такими знаниями вполне можно и зарабатывать, и сделать карьеру. А если есть желание продолжить обучение, что же,прекрасно: самообразование в помощь! Да, не всепрощающий, но и не пугающе жестокий подход.

Следующие полгода По жил дома на деньги приемного отца, предпринимая лишь довольно вялые попытки найти работу, чтобы расплатиться со своими огромными карточными долгами, и не выказывая ни тени раскаяния, а только обвиняя Аллана, что тот разрушил его жизнь «под влиянием минутного каприза».

Выходки Эдгара, неприятности, в которые он попадал, напряженная домашняя обстановка, обострившаяся из-за постоянных ссор между двумя мужчинами, ухудшали и без того слабое здоровье Фрэнсис Аллан: у нее прогрессировала чахотка (болезнь, при которой, как известно, губительны любые стрессы). Наверное, Джон тысячу раз думал, что если бы он 15 лет назад проявил стойкость и отказался принять маленького Эдгара в семью, его жена попереживала бы какое-то время и успокоилась, а из-за того, что он, поддавшись слабости, впустил в их жизнь этого мальчика, любимая женщина обречена на постоянные переживания, приближающие, вероятно, ее смерть.

Эльмира Ройстер — любовь утраченная

Кроме потери возможности учиться, Эдгар переживал утрату любимой девушки. Еще до отъезда в университет он полюбил юную соседку — пятнадцатилетнюю Эльмиру Ройстер. Чувство было взаимным, и молодые люди тайно от родителей обручились. Но отец девушки не считал Эдгара подходящей партией для своей дочери, поэтому перехватывал любовные письма, которые юноша писал своей невесте из университета, заставляя Эльмиру поверить, что Эдгар забыл о ней. В то же время он планомерно готовил почву для брака дочери с другим молодым человеком, Александром Шелтоном — состоятельным, самостоятельным и уравновешенным. План Ройстера сработал: он разлучил юную пару. Эльмира вышла замуж за другого.

Эдгар, узнав, что любимая девушка покинула его, был безутешен. Тем более что для него это была уже вторая потеря возлюбленной: совсем юным, почти подростком, он был влюблен в мать своего однокашника — Джейн Стэнард. В этом чувстве было много сыновнего с толикой романтического, однако нередко такие отношения, оставаясь платоническими, вырастают в дружбу с оттенком флирта. Но у этой истории был по-настоящему печальный конец: несчастная женщина, которую Эдгар поэтически называл в стихах и записках «Еленой» (по аналогии с прекрасной царицей Трои), потеряла рассудок и умерла от неизвестной болезни через год после их знакомства. А теперь он потерял и Эльмиру, считая к тому же, что она покинула его по доброй воле. ...Как ни странно, некоторые биографы (например, Герви Аллен) и в этом трагическом событии умудряются обвинить Джона Аллана. Дескать, вот если бы тот сказал Ройстеру, что оставит приемному сыну хорошее наследство, отец девушки согласился бы на супружество Эдгара и Эльмиры. Во-первых, не факт. Кроме денег существовал также фактор характера: Ройстер, возможно, был достаточно наблюдательным человеком, чтобы сделать собственные выводы о молодом Эдгаре. Во-вторых, Эдгар никогда не просил Джона Аллана помочь его браку с Эльмирой, он даже не поставил приемного отца в известность, что сделал девушке предложение.

И наконец, Герви Аллен не берет в расчет, что способствование этому браку могло противоречить искренним убеждениям Джона Аллана: тот прекрасно видел, что его приемный сын — ненадежный юноша с зарождающимися дурными привычками и тяжелым характером, не склонный раскаиваться в совершенных ошибках или учиться на них. Возможно, этот ответственный и проживший жизнь человек просто не желал такого мужа очень молоденькой и неопытной девушке, дочери своего хорошего знакомого. Так почему Джон Аллан должен был идти в таком деле против своей совести? Кстати, если Аллан руководствовался именно этими соображениями, то он был абсолютно прав: будущая жена Эдгара По сполна вкусила в браке и его безответственности, и его пьянства, и его скверных выходок. К тому же история с Эльмирой Ройстер не была ситуацией, когда родители просто позволяют молодым людям совершить собственные ошибки, — изначально это супружество могло состояться, только если Джон Аллан фактически расписывался, что за ошибки Эдгара По будет платить он. Ведь сам Эдгар денег не зарабатывал (как показала практика, и в будущем он не мог сколько-нибудь длительное время достойно содержать семью, а то, что все-таки добывал, нередко пропивал), следовательно, отстоять возможность его женитьбы на Эльмире можно было, только обеспечив (и продолжая обеспечивать, раз уж взялся) будущую семью По материально.

«Один бостонец»

После очередной ссоры с приемным отцом Эдгар По ушел из дома. Джон поставил наконец вопрос ребром: или живешь по моим правилам, находишь работу, платишь долги — или уходишь.

В письме, присланном на следующий день, юноша объявил, что действует не под влиянием порыва, а по давнем и зрелом размышлении и не хочет иметь с Алланом ничего общего. А также попросил... прислать денег и сундук с его одеждой. Джон оставил письмо без ответа. Через два дня Эдгар вновь просил денег, говорил, что бедствует и голодает. Джон Аллан напомнил ему, что недели не прошло с тех пор, как По порвал с ним «навсегда», отказавшись жить по законам его дома.

Некоторое время Эдгар жил на деньги, которые передавали ему мать и тетя, а затем отправился попытать счастья подальше от родного города. Сначала он поехал в Бостон, где издал книгу стихов под псевдонимом «Один бостонец», — это был сборник его ранних, еще не слишком зрелых произведений, отдельные места из которых, впрочем, были достаточно образны и интересны по форме.

Некоторое время он жил в семье родственников Дэвида По, а затем, не добившись успеха на других поприщах (найти работу не удалось, книга популярностью не пользовалась: как оказалось, напечатать мало, нужно было еще и разрекламировать, а для этого не было ни связей, ни материальных возможностей), поступил в армию.

Эдгар По служил под чужим именем и был успешен: его перевели в штаб, он получил унтер-офицерские нашивки. Его контракт был подписан на 5 лет, но спустя 2 года он написал Джону Аллану с просьбой помочь ему покинуть гарнизон. Эдгар мог это сделать, только доведя до начальства, что примирился с родственниками, а также заплатив человеку, который должен был его заменить на службе. После долгих колебаний (Джону казалось, что армия может «сделать человека» из балованного мальчишки, — распространенная точка зрения, которая изредка даже оправдывает себя), приемный отец согласился вмешаться в ситуацию. Правда, вышла заминка: оплата заменяющему сослуживцу обычно составляла 12 долларов, а По заплатил своему... 75. В противном случае надо было ждать, а он торопился покинуть службу. Эта неожиданность не была, разумеется, разорительной для разбогатевшего Аллана, но вызывала не слишком приятные воспоминания о неоправданных тратах и махинациях Эдгара, имевших место в прошлом. К слову, подозрения Аллана оправдались: По и в армии наделал карточных долгов, и его кредиторы обращались к Аллану в следующие годы. Двусмысленность ситуации не улучшила отношений между отцом и сыном. Эдгар утверждал, что хочет поступить в военную академию, и приемный отец с помощью рекомендательных писем и очередных трат помог ему это сделать.

Во время обучения Эдгар второй раз пережил страшную потерю: его вторая мать, Фрэнсис Аллан, женщина, подарившая ему всю полноту материнской любви, умерла от чахотки, как и первая. Страшно представить, как это повлияло на юношу: недаром в текстах По так часто встречается образ умирающей или умершей женщины, разрушающей своей гибелью жизнь и/или рассудок лирического героя; недаром вообще в его текстах так сильна тема пугающей и всесильной смерти, побеждающей и жизнь, и любовь, и надежду. Жизнь для По всегда проигрывает тлену, и, учитывая его жизненный и моральный опыт, это совершенно не удивительно.

По опоздал в Ричмонд всего на день, не успев увидеть Фрэнсис перед смертью. Общее горе ненадолго смягчило двух мужчин: Джон тепло принимал Эдгара дома, полностью обновил его светский гардероб, обдумывал, как может помочь юноше в жизни, и даже Эдгар стал называть Джона в письмах «па», чего давно уже не было.

Вест-Пойнтская военная академия была качественным учебным заведением: кадетов 4 года обучали естественным наукам, химии, высшей математике, инженерному делу, баллистике, черчению, законодательству, иностранным языкам и философии. Эдгар рассчитывал, что благодаря блестящим способностям сможет закончить обучение в короткий срок (в любом другом месте ему это, скорее всего, удалось бы). Но выяснилось, что это просто невозможно: кроме теории существовала еще и военная практика, рассчитанная на все время обучения. К этому По оказался не готов и спустя год стал требовать, чтобы Аллан забрал его из академии.

Сказать, что Джон был разочарован, ничего не сказать. Он-то надеялся, что Эдгар наконец взялся за ум, заинтересовался чем-то. Не будем забывать, что устроить По в академию было весьма сложно: конкурс превышал 10 человек на место, ждать пришлось больше года. К тому же в это время Джон Аллан получил несколько требований оплатить очередные «долги чести» Эдгара, сделанные еще в армии, а также ему передали письмо Эдгара, в котором тот описывал Аллана как человека, который «редко бывает трезвым», — эта ложь была настолько же нелепой, насколько и бессмысленной. Оскорбленный до глубины души Джон Аллан перестал отвечать на письма Эдгара.

Тот, не получив поддержки приемного отца, нарочно забросил учебу, чтобы быть отчисленным из академии. И преуспел. Если бы Эдгар По так преуспевал в созидании, как в разрушении, он был бы вторым Марком Твеном по богатству и успешности.

Миссис Клемм

Короткое пребывание в Нью-Йорке (ни друзей, ни определенности, но большие проблемы со здоровьем: простуда и тяжелый отит) завершилось выходом в свет второй книги автора, называвшейся просто «Стихотворения Эдгара А. По» и вызвавшей даже несколько хороших рецензий, но не принесшей денег.

В поисках пристанища Эдгар перебрался в Балтимор, в дом своей тети — младшей сестры Дэвида По, миссис Клемм. Мария Клемм была вдовой с двумя детьми, в одиночку тянувшей большое несчастное семейство: бабушка По доживала последние годы, лежа в параличе, старший племянник Марии, брат Эдгара Генри Уильям, умирал от туберкулеза и алкоголизма, сын миссис Клемм Генри пил горькую, а младшая дочь Вирджиния была еще маленькой девочкой девяти лет.

Следующие несколько лет Эдгар провел фактически на иждивении этой мужественной женщины с сильно развитым материнским инстинктом. На матерей Эдгару везло исключительно: приняв его в семью, Мария стала его добрым гением до конца его дней. Миссис Клемм идеально вела хозяйство, умела сэкономить каждый пенни, прекрасно готовила «из ничего», была очень опрятна, любила своих родных и никогда не падала духом. К сожалению, все эти чудесные качества не давали средств к существованию. При малейшей возможности она зарабатывала шитьем, а когда не помогало и это, миссис Клемм приходилось просить еду у родственников и знакомых. Она делала это, не теряя достоинства, и ей помогали. На эти подаяния едой и редкие заработки Генри семья и жила.

Горестные события — смерти — избавляли от лишних ртов: отмучилась старая бабушка По, семейная чахотка унесла жизнь брата Эдгара. Сын миссис Клемм нанялся моряком на судно, покинул отчий кров и, с немалой вероятностью, умер в чужих краях.

Между тем для Эдгара По блеснула удача: он послал свой рассказ «Метценгерштейн» на литературный конкурс, первого места не получил, но его заметили. Он стал журналистом в нескольких изданиях, его рассказы начали печатать. Чуть позже его произведение «Рукопись, найденная в бутылке» получила-таки первое место на другом литературном конкурсе, и По выиграл сто долларов, которые фактически спасли семью от голодной смерти.

Посеешь характер, пожнешь судьбу...

После смерти Фрэнсис Джон Аллан решил жениться на сестре своей покойной жены. Он был пожилым человеком, на сумасшедшие страсти не рассчитывал, и спокойный, полный родственной привязанности брак с женщиной, которую он давно знал (они хорошо ладили, изучили, живя под одной крышей, привычки друг друга), казался ему желанной тихой гаванью.

Это предполагаемое супружество разрушил... Эдгар По. Любимец тетки, он пламенно убеждал ее не соглашаться на союз с Алланом, вспоминал все прегрешения приемного отца, настаивал, что жениться лишь через год после смерти Фрэнсис — преступление. Анна отказала Джону Аллану.

Через пару лет выяснилось, что Эдгар По переиграл сам себя: гостя у друзей, Джон Аллан встретил тридцатилетнюю Луизу Паттерсон, влюбился в нее и сделал предложение. Чувство оказалось взаимным, мисс Паттерсон сказала «да», вышла за Аллана и родила ему двоих детей.

Тетушка Анна защищала бы интересы Эдгара до последней капли крови, а у Луизы Аллан не было перед незнакомцем По никаких обязательств.

За эти годы По несколько раз получал от Джона Аллана деньги, хотя тот соглашался помочь только в самых критических ситуациях — например, когда Эдгару угрожал тюремный срок за долги.

Решив помириться с приемным отцом и попросить постоянного пособия, Эдгар вернулся в Ричмонд, но... поскандалил со второй женой Джона. Вышла безобразная сцена, в которой Эдгар По разыграл, кажется, все необходимые для проигрыша карты: он заявил, что Луиза Аллан не имела права превращать его комнату в гостевую (то есть распоряжаться в собственном доме), обвинил ее в том, что она вышла за Джона только из меркантильных соображений (от «бессребреника» По, грезившего о деньгах приемного отца, слышать это было особенно мерзко), наговорил ей гадостей о ней и ее детях, не пожалев даже младенца в люльке. И даже не нашел в себе смелости дождаться Джона Аллана, которого домашние запиской вызвали из конторы, просто трусливо сбежал, оскорбив женщину. Примирение не задалось.

Последний раз Эдгар приехал к уже тяжело больному Джону Аллану, распорядившемуся не пускать своего бывшего воспитанника: старику хотелось сберечь нервы. Но Эдгар прорвался в дом ради... очередной безобразной сцены, окончившейся тем, что Джон Аллан выгнал его палкой. После этого тяжелого эпизода состояние больного резко ухудшилось, и через короткое время Джон Аллан умер, обеспечив жену, законных и внебрачных детей и ничего не оставив Эдгару По.

Одну книгу Эдгар По не сумел бы написать никогда: «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Если, конечно, мы говорим о положительном влиянии.

Поэт, писатель, журналист

Не прекращая поэтического творчества, По стал развиваться как журналист и прозаик. В газетах появляются его новеллы и рассказы, он публикует рецензии на книги и статьи. В 1835 году он получает от журнала «Сазерн литерери мессенджер» — небольшого издания, у которого было всего 700 подписчиков, — предложение о постоянном сотрудничестве и переезжает в Ричмонд. Главный редактор мистер Уайт бесконечно доволен новым сотрудником: По неоценим. Он талантлив, трудолюбив, и его творчество привлекает все новых и новых читателей и подписчиков. Он развивается как критик (только в первый год работы в журнале вышло в свет 37 его рецензий) и как плодовитый литератор. За те несколько лет, что он проработал в «Сазерн литерери мессенджер», число подписчиков взлетело до 3500 человек!

Но все это верно только для тех периодов, когда По трезв. Его загулы перечеркивают все. К сожалению, это был постоянный стиль работы Эдгара По. Критика По была интересной, оригинальной, прекрасно написанной и... неизменно злой. За свою долгую работу на этом поприще он мало о ком сказал хорошо, а крайняя желчность, с которой он обычно писал о текстах своих жертв, выдавала совершенно неприкрытую зависть к чужому успеху.

Его способности писателя расширяются: он выпускает и классический учебник «Первая книга конхиолога» — иллюстрированный справочник по раковинам моллюсков (кстати, выдержавший 4 переиздания), и массу неординарных рассказов — от «Шахматного автомата Мельцеля», где По научно достоверно описывал механического шахматиста, ездившего по Америке со своим создателем и всегда побеждающего шахматистов-людей, до мистикоромантических «Лигейи», «Падения дома Ашеров».

Вирджиния — леди Лигейя

Эдгар По и Вирджиния Клемм сочетались тайным браком, когда двоюродной сестре писателя исполнилось 13 лет. Эдгар По был влюблен в Вирджинию, юная девушка отвечала ему взаимностью и восхищением. Мария Клемм любила «дорогого Эдди» как сына.

Сначала решено было отложить свадьбу на несколько лет, но брат Марии Нельсон По неожиданно захотел забрать племянницу в свою семью, чтобы помочь сестре, живущей в бедности.

Эдгар, испугавшись очередной утраты возлюбленной, а также потери семьи, которая давала ему не меньше любви и всепрощения, чем Фрэнсис и Анна, настоял на немедленном бракосочетании как некоей гарантии своего положения. Скорее всего, отношения Эдгара и Вирджинии не были сексуальными до тех пор, пока Вирджинии не исполнилось 15. Тогда они еще раз провели бракосочетание — это было проще, чем объяснять родственникам и друзьям дома, что их обманывали предыдущие два года. Тем более что брат миссис Клемм помогал сестре материально, но одно дело помогать двум одиноким женщинам, другое — содержать жену и тещу Эдгара По. Пятнадцатилетняя невеста, по нашим меркам, слишком молода, но и матери Эдгара По было столько же, когда она вышла замуж первый раз. Это был достаточно ранний, однако вполне приемлемый возраст для брака в то время.

Вирджиния По была доброй, кроткой, трудолюбивой девушкой: она помогала матери вести дом и спасать семью шитьем, когда наступали трудные времена. Она любила музицировать, играя на арфе и клавесине, радовалась, когда Эдгар читал ей вслух, и обожала разводить цветы.

Между тем жизнь бросала По из города в город. Он получал работу в журналах Ричмонда, Филадельфии, Балтимора, ездил с лекциями в северные штаты. Его творчество крепло, на фоне постоянных литературных удач появлялись настоящие шедевры. Проблема была только в том, что с деньгами почти все время было так же плохо.

Писательский труд как таковой в Америке в то время не мог быть источником существования. Как правило, писатели имели какой-либо другой источник дохода — приданое жены, должность на государственной или журналистской службе. По не был исключением. У него вышло несколько сборников, стихотворение «Ворон» пользовалось бешеной, исключительной популярностью, но денег все эти успехи практически не приносили. Журналистика открыла По свои объятия, но история с первым его журналом повторялась с некоторыми вариациями всю его жизнь: он был прекрасным сотрудником, которого либо увольняли во время запоя (или после ряда истощивших терпение запоев), либо он уходил сам, полный желания издавать собственный журнал (эти попытки ни разу не увенчались существенным успехом).

Семья По-Клемм, впрочем, держалась на плаву — до тех пор, пока в 1842 году у игравшей на арфе и певшей Вирджинии не пошла неожиданно кровь горлом. Девушку поспешно уложили в постель, вызвали доктора (который не знал, кому первому оказывать помощь — кашляющей кровью девушке или мужчине, почти обезумевшему от ужаса). Кошмар Эдгара По повторялся... в который раз. В 1848 году По напишет другу: «Вы спрашиваете, могу ли я «хотя бы намеком дать Вам понять», в чем состояло «ужасное несчастье», ставшее причиной тех «странностей в поведении», о которых я столь глубоко сожалею. Да, я могу Вам ответить, и не только намеком. «Несчастье» это было самым страшным из тех, что могут постичь человека. Шесть лет назад моя жена, которую я любил так, как не любил ни один смертный, повредила внутренний кровеносный сосуд, когда пела. Состояние ее сочли безнадежным. Уже навеки простившись с нею, я пережил все муки, которые несла мне ее кончина. Однако ей сделалось лучше, и ко мне вернулась надежда. Через год у нее снова лопнул сосуд. Все повторилось для меня сначала. Потом снова, снова, снова и снова — через разные промежутки времени. И всякий раз, когда к ней подступала смерть, меня терзали все те же муки. С каждым новым обострением болезни я любил жену все нежнее и все отчаяннее держался за ее жизнь. Но, будучи от природы человеком чувствительным и необычайно нервным, я временами впадал в безумие, сменявшееся долгими периодами ужасного просветления. В этих состояниях совершенной бессознательности я пил — один Господь знает, сколько и как часто. Разумеется, мои враги приписывали безумие злоупотреблению вином, но отнюдь не наоборот. И, право, я уже оставил всякую надежду на исцеление, когда обрел его в смерти моей жены. Кончину ее я смог встретить, как подобает мужчине. Ужасных и бесконечных колебаний между надеждой и отчаянием — вот чего я не в силах был выдержать, полностью не утратив рассудка. С гибелью того, что было моей жизнью, я возродился к новому, но — Боже милостивый! — какому же печальному бытию ».

Это горькое письмо — краткий синопсис долгой и страшной трагедии. По безумно любил Вирджинию и держался за нее как за единственное спасение. К сожалению, вместо поддержки в собственных страданиях она получила лишь всю бездну его отчаяния. По и раньше пил, и раньше разрушал свое благополучие и их общую жизнь. Но теперь периоды пьянства и едва ли не безумия стали учащаться: По надолго исчезал из дома, приходил через несколько дней, не всегда трезвый. Его видели шатающимся по улицам с отрешенным видом. Порой он появлялся у знакомых или людей, давно о нем забывших (например, у бывшей невесты Мэри Деверо), и устраивал внезапные дебоши и разбирательства (так, он уверял давно замужнюю Мэри, что она не любит мужа, а любит лишь его одного). За эти годы у него появилось несколько платонических возлюбленных — обычно литературных дам и поэтесс, отношения с которыми порой тоже приводили к скандалам.

Все это плачевно сказывалось на заработках По, отношении к нему людей, его работе. Но главное, все это убивало Вирджинию. Даже терпение миссис Клемм порой не выдерживало, и она — всегда предельно лояльная к «дорогому Эдди», всегда оправдывавшая и превозносившая его — несколько раз говорила друзьям семьи, что Эдгар убивает ее дочь.

Однако при этом По старался отказать себе во всем, чтобы у жены были еда и лекарства. Подруга семьи, писательница Гоув Никольс, оставила трогательное и печальное воспоминание о больной Вирджинии: «На соломенном матраце не было чехла — только белоснежное покрывало и простыни. Погода стояла холодная, и больную сотрясал страшный озноб, которым обычно сопровождается чахоточная лихорадка. Она лежала, укутавшись в пальто мужа и прижав к груди большую пеструю кошку. Чудное животное, казалось, понимало, какую приносит пользу. Пальто и кошка только и давали тепло бедняжке, если не считать того, что муж согревал в ладонях ее руки, а мать — ноги ».

В 1847 году Вирджинии не стало. Эдгар По пережил ее на два года. Незадолго до смерти, пометавшись от одной женщины к другой, побезумствовав и почти совсем опустившись, он встретил свою юношескую любовь Эльмиру Ройстер (теперь Шелтон). Она, как и он, овдовела. Теперь ничто не мешало им обручиться. Эльмира была богата, забытые чувства быстро ожили в обоих, казалось, к ним вернулась юность. Миссис Клемм радовалась за своего Эдди, а он не скрывал от невесты, что мать покойной жены всегда будет рядом с ним, и миссис Шелтон с этим согласилась. Официальная помолвка должна была последовать после возвращения Эдгара из небольшой поездки. Осенним днем пароход увозил известного писателя...

Предшественник декаданса и модернизма, чьи творения были отмечены печатью безграничной меланхолии, писатель Эдгар Аллан По знаком многим как создатель культовых темных историй с мистическим подтекстом. Литератор, пытающийся вывести читателей за рамки тривиального мышления, в своих новеллах, философской фантастике и рационализациях занимался художественным исследованием деятельности человеческого интеллекта. Образование жанров детектива и психологического триллера является прямой заслугой прозаика.

Лучшие умы ХIХ столетия, среди которых писатели-символисты и , восхищались реалистичностью описываемых в работах «проклятого поэта» душевных страданий и профессионализмом, с которым По балансировал между ужасом жизни и радостью смерти. Не лишенные образности мысли люди еще при жизни Эдгара заявляли, что имя окутанного ореолом романтического страдальца творца войдет в историю мировой литературы.

Детство и юность

Будущий духовный наставник родился 19 января 1809 года на северо-востоке США в столице штата Массачусетс – городе Бостон. Родители поэта Элизабет Арнольд Хопкинс и Дэвид По были творчески одаренными людьми. Мать – эмигрировавшая в Америку английская актриса, а отец – студент юридического факультета из Балтимора, который хорошо оплачиваемой профессии юриста предпочел стезю лицедейства. Из биографии гения литературного арабеска известно, что, помимо него, в семье воспитывались еще двое детей: старший брат Уильям Генри Леонард (1807–1831) и младшая сестра Розали (1810–1874).


Глава семейства ушел от жены, когда Эдгару едва исполнился год. О дальнейшей судьбе мужчины доподлинно ничего не известно. В 1811 году от чахотки умерла мать поэта. Все трое детей официально обрели приемных родителей. Эдгар попал в семью совладельца торговой компании, занимающейся сбытом хлопка и табака, – Джона Аллана и его жены Френсис. Супруги, будучи личностями многоуважаемыми, имели большое влияние в элитарных кругах Ричмонда, где проживали до отъезда в Англию.


В доме Алланов не знающий ни теплоты, ни ласки мальчишка нашел заботу, которой ему так не хватало. Френсис души не чаяла в Эдгаре и ни в чем не отказывала ребенку, которого считала родным. Джон не разделял восторга жены. Мужчина не понимал, почему его возлюбленная предпочла усыновление естественному процессу деторождения. Несмотря на некоторое недопонимание, коммерсант также баловал приемного сына. Будучи ребенком, Эдгар получал в свое распоряжение все, что ему заблагорассудится. Ценового ограничения на прихоти и нужды родители в то время не ставили.


Эдгар рано проявил способности к учебе, и в 5 лет его отдали в школу. В 1815 году семейство Алланов уехало в Великобританию на заработки. Там воспитателями По стали суровый климат и не менее суровые обычаи английских учебных заведений. В Америку он вернулся окрепшим, не по годам развитым подростком. Знания, полученные будущим поэтом в Старом Свете, позволили без особого труда поступить в 1820 году в местный колледж. Однако финансовые затруднения, с которыми столкнулось семейство по возвращении на родину, и периодически возникающие между Френсис и Джоном конфликты негативно сказались на По.


Некогда жизнерадостный парень все чаще уединялся в своей комнате, предпочитая общество книг шумным компаниям сверстников. В период добровольного затворничества и проявился интерес Эдгара к поэзии. Аллан не понимал нового увлечения юноши. По мнению лишенного творческого мышления мужчины, лучшим занятием для Эдгара был бы усердный труд в семейном магазине, где в дальнейшем По смог бы добиться права на долю в деле. Во время ссор, причиной которых были разные жизненные приоритеты, Джон постоянно напоминал приемному сыну, что его жизнь всецело зависит от опекуна.

Будучи студентом колледжа, По без памяти влюбился в мать своего друга Джейн Стенард. Общение солидного возраста дамы и пылкого юноши сводилось к кулуарным встречам и беседам ночами напролет. Впоследствии Эдгар посвятил возлюбленной стихотворение «Елена» (так прозаик называл избранницу). Первый раз в жизни По был счастлив. Правда, прелестями взаимной любви прозаик наслаждался недолго.

В 1824 году Джейн заразилась менингитом, потеряла рассудок и умерла. Убитого горем Эдгара стали мучить ночные кошмары. Больше всего молодой человек пугался, когда в кромешной ночной темноте ему казалось, что на лицо ложится чья-то ледяная рука. Хорошо работающее воображение неоднократно рисовало надвигающийся на него из предрассветного полумрака страшный лик неведомого доселе существа.


Молодой Эдгар По и Джейн Стенард

По мнению биографов, именно в это время начали проявляться первые симптомы психического расстройства литератора, которые впоследствии трансформировались в часто возникающее апатичное состояние, манию преследования и мысли о самоубийстве. Весной 1825-го отчим литератора получил от почившего дяди в наследство $750 тыс. и превратился в одного из самых богатых людей Ричмонда. По решил воспользоваться случаем и уговорил Аллана оплатить обучение в Виргинском университете. Правда, ставший под старость лет жадным до денег Джон решил сэкономить. Вместо необходимых для оплаты $350 он дал юноше только $110.


По прибытии в учебное заведение, основанное , Эдгар оказался в чуждой ему буржуазной среде. В обществе состоятельных юношей и девушек, По тщетно пытался им соответствовать, но подачек, которые высылал опекун, хватало только на оплату жилья. Эдгар решил заработать деньги игрой в карты, усугубив и без того шаткое положение дел. В декабре 1826 года Джон Аллан получил от кредиторов Эдгара многочисленные счета. В страшном гневе торговец приехал в Шарлотсвилл и сообщил приемному сыну, что на этом его не успевшая толком начаться университетская эпопея закончена.


Портрет Эдгара По, 1843 год

Несмотря на очевидные успехи По в учебе и благополучно сданные экзамены, юноша не мог больше оставаться в университете и после окончания учебного года 21 декабря 1826 года покинул его. Начинающий поэт остро переживал свой позор. Отчим же подливал масла в огонь и каждый день обвинял бывшего студента в безответственности, а после очередной ссоры выгнал По из дома. Эдгар поселился в таверне «Court-House», откуда писал Аллану письма, продолжая выяснение отношений в эпистолярной форме. Пробыв в номере злачного заведения пару дней, По отправился в Норфолк, а затем в Бостон.

Литература

В родном городе писатель волей случая познакомился с молодым типографом Кэлвином Томасом, и тот согласился напечатать его первый сборник стихов «Тамерлан». Работа увидела свет в 1827 году. В предисловии По извинялся перед читателями за сырость опубликованных в книге произведений и пояснял, что данные шедевры он написал в возрасте 12–14 лет.


В 1829 году вышел второй поэтический сборник «Аль Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения», в апреле 1831 года была выпущена третья книга поэта – «Стихотворения», в которую вошли ранее не публиковавшиеся работы («Израфель», «Пэан», «Осужденный город», «К Елене», «Спящая»). Успех «Ворона» в начале 1845 года дал возможность Эдгару собрать свои новые поэмы в отдельном издании «Рассказы», который оказался на прилавках в этом же году.

Стоит отметить, что в творчестве Аллана главное место всегда занимал именно новеллистический жанр. Новеллы По условно можно разделить на несколько тематических групп: психологические («Черный кот», «Лигейя», «Бочонок амонтильядо», «Овальный портрет»), логические («Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо»), юмористические («Очки», «Без дыхания», «Тысяча вторая сказка Шехерезады») и научно-фантастические («Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля», «Сфинкс», «История с воздушным шаром»).


С четырех логических произведений писателя, в которых главным персонажем стал сыщик Огюст Дюпен, началась эпоха детективной литературы. Рожденный фантазией Эдгара детектив стал прообразом известных ищеек: Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Хотя именно рассказы сделали По популярным, только в поэзии литератор являл миру подлинного себя. С помощью стихотворений Эдгар установил более тесный контакт с читателями.

Личная жизнь

С первой и единственной супругой литератор познакомился в год, когда отчим выставил его из дома. Прознав о том, что племяннику негде жить, тетушка Клемм с радостью приняла По в своем имении в Балтиморе. Именно тогда между меланхоличным Эдгаром и добродушной Вирджинией вспыхнула любовь. Свадьба состоялась 12 сентября 1835 года. Венчание было тайным. Эдгару на момент женитьбы было 26 лет, а его избраннице шел только 13-й год. Родственники миссис Клемм выступали против этого брака.


По их мнению, лишать Вирджинию детства, выдавая ее замуж за бездельника (в то время поэтический труд не считался занятием для достойного мужчины), было крайне неразумно. Пожилая женщина считала иначе: она с самого начала узрела в Эдгаре гения и знала, что лучшей партии для дочери ей не сыскать.


Вирджиния стала путеводной звездой жизни По, вдохновившей его на создание выдающихся творений. Барышня так сильно любила своего Эдди, что мирилась и с нищетой, которая упорно не отпускала их семейство, и с тяжелым характером литератора. Стоит отметить, что и Эдгар странным образом зависел от самочувствия и настроения жены. Когда возлюбленная По в январе 1847 года умерла от туберкулеза, писатель впал в затяжную депрессию. Работе и объятиям других женщин вдовец предпочел горячительные напитки. Только алкоголь позволял творцу забыть тот ужас, который ему довелось пережить.

Смерть

Эдгар Аллан По умер 7 октября 1849 года в госпитале Балтимора. По свидетельству доктора, наблюдавшего за состоянием писателя в последние дни его жизни, автора рассказа «Лягушонок» доставили в больницу 3 октября 1849 года. Дезориентированный в пространстве и времени литератор был облачен в одежду с чужого плеча и не помнил ни своей фамилии, ни имени. Потерявшего рассудок мужчину поместили в комнату с зарешеченными окнами. За пару дней в госпитале По так и не пришел в себя. Его мучили галлюцинации и судороги, он упоминал о своей давно умершей жене, а также неоднократно произносил имя некого Рейнолдса, личность которого идентифицировать так и не удалось.


Через четыре дня пребывания в медицинском заведении поэт скончался. Последними его словами были: «Господи, прими мою бедную душу». Все медицинские записи, включая свидетельство о смерти Эдгара По, исчезли. Газеты того времени объясняли гибель литератора болезнью мозга и воспалением центральной нервной системы. В 19 веке эти диагнозы часто ставили людям, скончавшимся от алкоголизма. Что на самом деле явилось причиной смерти легенды мировой литературы – до сих пор неизвестно. Траурная процессия, на которой присутствовала только пара человек, состоялась 8 октября этого же года. По был похоронен на Вестминстерском кладбище Балтимора в дешевом гробу без ручек, именной таблички, покрывала и подушки под головой.


1 октября 1875 прах писателя был перенесен в расположенную ближе ко входу могилу. Также на средства поклонников творчества писателя был изготовлен и возведен памятник. Литературное наследие мистификатора сохранилось в сборниках стихов, поэм и рассказов. Помимо прочего, произведения «Колодец и маятник», «Падение дома Ашеров», «Маска красной Смерти», «Береника», «Убийство на улице Морг» и «Метценгерштейн» легли в основу сюжета современных фильмов и телесериалов.

Библиография

  • «Духи смерти» (1827 год);
  • «Мечты» (1827 год);
  • «Романс» (1829 год);
  • «Метценгерштейн» (1832 год);
  • «Рукопись, найденная в бутылке» (1833 год);
  • «Падение дома Ашеров» (1839 год);
  • «Молчание» (1840 год);
  • «Колодец и маятник» (1842 год);
  • «Линор» (1843 год);
  • «Маска красной смерти» (1843 год);
  • «Преждевременное погребение» (1844 год);
  • «Ворон» (1845 год);
  • «Энигма» (1849 год);
  • «Аннабель Ли» (1849 год);
  • «Прыг-Скок» («Лягушонок») (1849 год).

ГОУ СПО "Кемеровский горнотехнический техникум"


Биография Эдгара Аллана По


Выполнила работу

студентка группы АСУ-08-9

Спудис Александра


Эдгар Аллан По, (1809 - 1849)


Жизнь Эдгара Аллана По коротка и окутана тайной - в точности как у героев его рассказов. И также, как его вымышленных героев, По страстно увлекали болезненные, странные, мрачные проявления человеческой души. Противоречивый и непостоянный, подверженный сумасбродным капризам и запоям, он словно бы решил соответствовать романтическому стереотипу страдающего героя, попавшего в плен саморазрушения.

Без сомнения, он был гением. За сорок мятежных лет своей жизни он создал ряд сочинений, которые с годами ценят все больше. Его стихи входят в число лучших, написанных на английском языке; он стал родоначальником современного детективного жанра; его рассказы, обращенные к потустороннему и сверхъестественному, подняли готическую прозу до уровня высокого искусства.

Сын бродячих актеров Дэвида и Элизабет По, он родился 19 января 1809 года. Ему не было и трех лет, когда его родители умерли, а старший брат и маленькая сестра оказались на попечении родственников. Эдгара отдали крестному, состоятельному торговцу Джону Аллону из Ричмонда, штат Виргиния. Аллан руководствовался скорее чувством долга, чем любовью к воспитаннику, которого так никогда законно и не усыновил. Но жена Аллана Френсис полюбила мальчика - именно благодаря ей он узнал, что такое материнская любовь, о которой тосковал все свое детство.

Алланы принадлежали к высшему ричмондскому обществу и дали Эдгару воспитание, на которое без них он вряд ли мог рассчитывать. Он вращался в кругу лучших семей города и получил великолепное образование - сначала в Ричмонде, а потом в Англии, где семья жила с 1815 по 1820 год. В 1826 году Эдгар, который к этому времени тайно обручился с Сарой Ройстер, дочерью их соседа, поступил в Виргинский университет. Он показал себя как даровитый студент с ярко выраженными способностями к литературе. К сожалению, он был не столь даровитым игроком в карты: к концу первого года обучения у него было более двух тысяч долларов долга и репутация пьяницы. Когда Джон Аллан отказался оплатить его долги, По вынужден был отказаться от учебы и вернуться домой, где обнаружил, что мисс Ройстер обручена с другим.

В начале 1827 года трения между Алланом и его воспитанником превратились в открытый конфликт, и Эдгар ушел из дома, чтобы заняться литературой - такова теперь была его главная цель. Он уехал в Бостон, но постоянную работу найти было трудно, а деньги у него скоро кончились. С отчаяния он вступил в армию под именем Эдгар А. Перри и в ноябре 1828 года был направлен на Сэлливанов остров, штат Южная Каролина. Там он оставался больше года, его состояние делалось все более тревожным и беспокойным, и он возобновил переписку с Джоном Аллоном в надежде, что опекун согласится выкупить ему освобождение от армии. Через некоторое время Аллан согласился, частью потому, что По выразил желание поступить в Вест-Пойнт, частью - во исполнение последней воли Френсис Аллан, умершей в феврале 1828 года: та хотела, чтобы они помирились.

Назначение По было надлежащим образом устроено: в июле 1830 он должен был поступить в Военную академию. После нескольких месяцев утомительных формальностей в Ричмонде Эдгар поехал в Балтимор навестить родственников и надолго застрял у своей тетушки миссис Марии Клемм, в которой нашел теплоту и щедрость, облегчившие скорбь по Френсис Аллан. Больше того, он полюбил восьмилетнюю дочь миссис Клемм Вирджинию, которая шестью годами позже стала его невестой. В это же время несколько журналов приняли его стихи, искушая продолжать сочинительство. Но По собирался поступить в Вест-Пойнт, видя в этом единственный путь сохранить финансовую поддержку Джона Аллана, и потому в июле 1830 года явился в академию. Однако надежда на будущее наследство скоро рухнула. В октябре Джон Аллан женился и дал понять, что не считает Эдгара членом своей новой семьи. Вскоре после этого в пылу яростной ссоры он отказался от своего воспитанника раз и навсегда.

Не имея больше причин оставаться в Вест-Пойнте, По добился исключения из академии и в начале 1831 года уехал. Он поселился у миссис Клемм в Балтиморе и следующие четыре года жил преимущественно там, пробуя себя в сочинении рассказов, при этом он отчаянно нуждался в деньгах. Один из первых его опытов - "Метценгерштейн" появился в январе 1832 года в одном из филадельфийских журналов, за ним последовали и другие. Гонорары были невелики, но рассказы обратили на себя внимание публики, и автор постепенно стал известен в литературных кругах.

В 1835 году ему предложили должность редактора журнала "саутерн литерари мессенджер" в Ричмонде, которую он принял, хотя это означало временную разлуку с миссис Клемм и, главное, с тринадцатилетней Вирджинией, для которой их взаимное влечение превратилось во всепоглощающую, почти болезненную любовь.

По стал блестящим редактором; его обзоры, стихи, эссе и рассказы увеличили читательскую аудиторию журнала и упрочили его известность. Его личная жизнь также изменилась. Миссис Клемм и Виржиния переехали из Балтимора к нему в Ричмонд, и в мае 1836 года Эдгар и его юная кузина поженились. Однако он по-прежнему был стеснен в средствах, к тому же он впадал то в депрессии, то в запои, которые не только отнимали у него здоровье, но и причиняли неизмеримые страдания двум женщинам, глубоко любившим его. Внутренние неполадки перешли в сильнейшее душевное расстройство, которое По решил лечить переменой места жительства.

Мир куда больше Ричмонда и аудитория куда шире читателей "саутерн литерари мессенджер" ждали его, и в январе 1837 года он вместе с Виржинией и миссис Клемм перебрался в Нью-Йорк. Они поселились в Нижнем Манхэттене, и По пустился на поиски постоянной работы, однако не преуспел. Время от времени он писал для журналов, но денег не хватало, и в 1838 году семья снова переезжает, на сей раз в Филадельфию. Еще через год внештатной работы По нашел место соредактора журнала "Бертон джентельменз мэгэзин", для которого написал рассказы " падение дома Эшеров" и "Вильям Вильсон". Затем в январе 1841 года он стал главным редактором журнала "Грэзм", который сего помощью стал самым популярным в Америке, увеличив свой тираж с восьми тысяч экземпляров до сорока тысяч к весне 1842 года.

Успех журнала принес По славу в литературном мире. Финансовые затруднения и пьянство продолжались - и усугубились, когда оказалось, что его жена, чье здоровье всегда было хрупким, больна туберкулезом. В мае 1842 года По ушел из "Грэзм", решив издавать собственный журнал. Однако ему не удалось найти инвестора, и скоро начался новый мучительный период депрессии и алкогольных срывов. Но даже и тогда у него случались вспышки творческой активности, которые принесли несколько блистательных новаторских рассказов - среди них "Убийства на улице Морг" и "Золотой жук", которые в будущем послужат образцом для бессчетного множества писателей от Артура Конан Дойла до Агаты Кристи.

В апреле 1844 года По возвращается в Нью-Йорк. Снова, несмотря на хроническое безденежье и душевные неурядицы, он очень много пишет - статьи, художественную прозу, поэзию. Его самое знаменитое стихотворение "Ворон", вышедшее в 1845 году, произвело сенсацию - на утро он проснулся знаменитым. Несколько головокружительных месяцев он был любимцем города - издавал журнал, печатал новые сборники рассказов и стихов и вращался в самых высоких кругах Нью-Йорка.

Затем вдруг эйфория сменилась депрессией, и он погрузился в пучину несчастий и отчаяния, глубже которой не знал. Несмотря на всю свою славу, он увяз в долгах. "Ворон" принес ему ровно двадцать долларов; болезнь его жены прогрессировала; его собственное здоровье было расшатано. Явно движимый скоростью и саморазрушению, в 1846 году он написал серию статей с нападками на едва ли не каждого нью-йоркского литератора, нажив себе бесчисленное количество врагов и спровоцировал по меньшей мере один судебный процесс. После этого он отошел от литературной жизни и оказался в изоляции - обнищавший, неспособный писать, он жил со своей супругой и миссис Клемм в нетопленом домике в Бронксе.

Вирджиния стала жертвой зимних холодов и полуголодного существования: она умерла в январе 1847 года, двадцати четырех лет от роду.

Совершенно опустошенный, По впал в душевное и физическое расстройство, от которого так окончательно и не оправился. Но к концу 1847 года он вновь стал писать стихи и на протяжении следующего года вступал в связи с женщинами. Оказавшись в Ричмонде в ходе лекционного турне в 1849 году, он встретился со своей мальчишеской любовью Сарой Ройстер, которая теперь стала вдовой. Их роман вспыхнул вновь, несколько месяцев По удавалось вести трезвый образ жизни, и к концу лета они решили пожениться. Двадцать седьмого сентября он отправился в Нью-Йорк забрать миссис Клемм.эдгар по стихотворение новаторский рассказ

По не доехал до Нью-Йорка. Он вышел из поезда в Балтиморе, и до сих пор неизвестно, где он блуждал до третьего октября, когда его, в лихорадке и бреду, нашли рядом с каким-то кабаком. Отвезенный в ближайшую больницу, он так и не пришел в сознание и через четыре дня умер - несчастная жертва собственной измученной души.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса