Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Бетховен. Один против судьбы. В каком городе родился Бетховен? Людвиг ван бетховен биография и произведения

Здравствуйте, дорогие посетители сайта, посвященного Людвигу ван Бетховену. Сегодня мы расскажем о матери великого композитора.

Где и когда родилась мать Бетховена

Мария-Магдалина Кеверих — именно так до замужества звали мать великого композитора, которому посвящен наш сайт.

Наша сегодняшняя героиня родилась 19 декабря 1746 , в доме на улице Вамбахштрассе в районе Эренбрайтштайн города Кобленц . Этот город в то время был стратегически важным центром Трирского курфюршества, а теперь является одним из красивейших городов современной Германии.

Матерью Марии Магдалины была Анна Клара Весторф (1704-1768) . К сожалению, мы о ней почти ничего не знаем.

Ее отец, Генрих Кеверих (1701—1759) , был главным шеф-поваром в резиденции самого Трирского курфюрста, Иоганна Филиппа фон Вальдердорфа; сама резиденция располагалась в замке Филиппсбург , построенном у подножья крепости Эренбрайтштайн , гордо возвышающейся над Кобленцом.

Из этой, одной из крупнейших крепостей в мире, включающей более четырех километров подземных туннелей, открывается просто потрясающий вид на все достопримечательности Кобленца. Также оттуда можно увидеть фантастический пейзаж слияния рек Мозель и Рейн.

Более того, крепость Эренбрайтштайн на протяжении долгого времени была одним из исторически важнейших стратегических центров Германии. И это вполне объясняет то, почему крепость, разгромленная французами в конце 18 века и перестроенная заново с некоторыми изменениями, вошла в список достопримечательностей Юнеско.


Семья матери Бетховена была достаточно обеспечена, а в число родственников входили достаточно серьезные люди: богатые купцы, придворные советники и даже сенаторы.

Первый брак Марии Магдалины

Еще шестнадцатилетней девочкой (30 января 1763 года) Мария Магдалина вышла замуж за некого Иоганна Лейма — камердинера Трирского курфюрста.

Однако этот брак не принес девушке счастья — сначала она родила сына, который умер еще в младенчестве. Ну а 28 ноября 1765 года умер и сам Иоганн Лейм, первый ее супруг. Таким образом, в возрасте младше 18 лет, Мария Магдалина уже стала вдовой.

Второй брак Марии Магдалины

Одна из кузин Марии Магдалины вышла замуж за скрипача Иоганна Конрада Ровантини и переехала с ним в Бонн. Там в августе 1765 года он устроился в придворную капеллу, однако уже в ноябре 1766 года он умрет. Кстати, сын Иоганна Ровантини, Франц Георг , впоследствии будет учить играть на скрипке маленького Людвига.

Возможно, что именно, благодаря знакомству с Ровантини, Мария Магдалина познакомилась с его другом и коллегой по капелле — .

Мария Магдалина с Иоганном поженились 12 ноября 1767 года в Бонне . Девушке тогда было всего 19 лет, а Иоганну — двадцать восемь.

Известно, что — отец Иоганна и по совместительству дед будущего великого композитора, возражал против этого брака (мы не знаем, почему именно). Однако, несмотря на это, старый капельмейстер смирился с выбором своего сына, а впоследствии, судя по всему, очень хорошо относился к своей невестке.

Затем местный булочник Готфрид Фишер — хозяин дома, который Бетховены будут арендовать в 1775 году, рассказал, что семья Кеверих тоже была против этого брака (Генрих Кеверих тогда уже умер, поэтому, вероятно, имеются ввиду другие члены семьи). Но в итоге они тоже смирились с этим событием, правда с некоторыми разногласиями.

В частности, родственники Марии Магдалины имели намерения устроить пышное свадебное торжество в Эренбрайтштайне. Но капельмейстер Людвиг Старший отказался ехать туда, настаивая на проведении церемонии бракосочетания именно в Бонне.

Несчастья, преследовавшие мать Бетховена

Марию Магдалину ван Бетховен совсем нельзя было назвать счастливой женщиной, ибо смерть ее первого мужа и ребенка, родившегося от него, была далеко не последним ее несчастьем.

Через год после бракосочетания с Иоганном ван Бетховеном умерла мать Марии Магдалины — Анна Клара Весторф. Так уж получилось, что последняя перед смертью оставила дочери внушительное состояние.

Однако от этого наследства Мария Магдалина не видит ни гроша, так как все формально переданное ей имущество мошенническими способами растрачивается ее же родственниками. Однако это было лишь началом черной полосы для нашей героини.

Если в первое время после свадьбы Иоганн Бетховен был чуть ли ни идеальным мужем, то чуть позже его вредная привычка возвращается, и демон алкоголя овладевает им снова. Вполне возможно, что катализатором сего безумия послужила смерть их первого сына. Да и, вообще, мало кто из детей Марии Магдалины и Иоганна ван Бетховена успел прожить нормальную, полноценную жизнь. Посмотрите сами:


Желтым цветом были выделены трое сыновей Марии Магдалины, которые смогли пережить младенческий период и, как говорится, «прожить жизнь». В этот короткий список входит Людвиг Младший (тот самый великий композитор) и двое его младших братьев. Все остальные дети умерли еще в младенчестве. Сама Мария Магдалина называла свой второй брак "цепью горестей " .

Пожалуй, лишь один раз в году, в День Святой Магдалины , отец Людвига с помощью соседей и друзей оказывал несчастной супруге должное внимание.

В дом булочника Фишера, где тогда жили Бетховены, Иоганн приглашал целый оркестр, размещая его в двух комнатах. До этого Иоганн отправлял супругу спать. А вечером, после всех приготовлений и настройки инструментов, Марию Магдалину будили, просили красиво одеться, сажали на красиво украшенное сидение, накрытое балдахином, и целый оркестр играл для нее красивую музыку, слышную на всю улицу.

Хотя все это происходило поздно вечером, соседи были не против такого шумного празднества. А после окончания концерта, как правило, следовало пиршество. Подобное мероприятие проводили из года в год, превратив его в ритуал.

Когда умерла мать Бетховена

Мария Магдалина умерла 17 июля 1787 года . За два месяца до этого ее сын Людвиг уехал в Вену, в надежде учиться у Моцарта и реализоваться, как музыкант. Но, узнав о том, что мать больна (судя по всему, туберкулезом), Людвиг сразу же вернулся в Бонн, застав свою мать за несколько недель до смерти.

Людвиг ван Бетховен говорил о своей матери только хорошее. Он считал ее не только доброй и любящей матерью, но также относился к ней, как к близкому другу. И это было действительно так — хоть Мария Магдалина и не замечала в своем сыне задатки гения, но она давала ему столько любви, сколько могла.

Тот самый булочник Фишер описал Марию Магдалину ван Бетховен, как «красивую, стройную девушку, довольно высокую, с удлиненным лицом, немного согнутым носом и серьёзными глазами» . Его супруга добавила, что никогда не видела госпожу ван Бетховен смеющейся: «Она всегда была серьезной» .

Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет... не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности...
Л. Бетховен

Музыкальная Европа еще была полна слухами о гениальном чудо-ребенке - В. А. Моцарте , когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы, родился Людвиг ван Бетховен. Крестили его 17 декабря 1770 г., назвав в честь деда, почтенного капельмейстера, выходца из Фландрии. Первые музыкальные знания Бетховен получил от отца и его сослуживцев. Отец хотел, чтобы он стал «вторым Моцартом», и заставлял сына упражняться даже по ночам. Вундеркиндом Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал К. Нефе, обучавший его композиции и игре на органе, - человек передовых эстетических и политических убеждений. Из-за бедности семьи Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу: в 13 лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста; позднее работал концертмейстером в боннском Национальном театре. В 1787 г. он посетил Вену и познакомился со своим кумиром, Моцартом, который, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: тяжкая болезнь и смерть матери вынудили его спешно вернуться в Бонн. Там Бетховен обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов и сблизился с университетской средой, разделявшей самые прогрессивные взгляды. Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

В Бонне Бетховен написал целый ряд крупных и мелких сочинений: 2 кантаты для солистов, хора и оркестра, 3 фортепианных квартета, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами). Следует отметить, что известные всем начинающим пианистам сонатины соль и фа мажор Бетховену, по мнению исследователей, не принадлежат, а только приписываются, зато другая, подлинно бетховенская Сонатина фа мажор, обнаруженная и опубликованная в 1909 г., остается как бы в тени и никем не играется. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни , предназначенные для любительского музицирования. Среди них - всем знакомая песня «Сурок», трогательная «Элегия на смерть пуделя», бунтарски-плакатная «Свободный человек», мечтательная «Вздох нелюбимого и счастливая любовь», содержащая прообраз будущей темы радости из Девятой симфонии, «Жертвенная песня», которую Бетховен настолько любил, что возвращался к ней 5 раз (последняя редакция - 1824 г.). Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться.

В ноябре 1792 г. он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену - крупнейший музыкальный центр Европы. Здесь он занимался контрапунктом и композицией у Й. Гайдна , И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери . Хотя ученик отличался строптивостью, учился он ревностно и впоследствии с благодарностью отзывался о всех своих учителях. Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. В первой и последней своей длительной гастрольной поездке (1796) он покорил публику Праги, Берлина, Дрездена, Братиславы. Покровительство молодому виртуозу оказывали многие знатные любители музыки - К. Лихновский, Ф. Лобковиц, Ф. Кинский, русский посол А. Разумовский и др., в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты , а впоследствии даже симфонии . Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Однако манера Бетховена держаться со своими покровителями была почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить свое достоинство. Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один». Из многочисленных аристократок - учениц Бетховена - его постоянными друзьями и пропагандистами его музыки стали Эртман, сестры Т. и Ж. Брунс, М. Эрдеди. Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку. В 1792-1802 гг. были созданы 3 фортепианных концерта и 2 десятка сонат . Из них только Соната № 8 («Патетическая ») имеет авторское название. Сонату № 14 , носящую подзаголовок соната-фантазия, назвал «Лунной» поэт-романтик Л. Рельштаб. Устойчивые наименования укрепились также за сонатами № 12 («С Траурным маршем»), № 17 («С речитативами») и более поздними: № 21 («Аврора ») и № 23 («Аппассионата »). К первому венскому периоду относятся, помимо фортепианных, 9 (из 10) скрипичных сонат (в т. ч. № 5 - «Весенняя», № 9 - «Крейцерова »; оба названия также неавторские); 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов , ряд ансамблей для различных инструментов (в т. ч. жизнерадостно-галантный Септет).

С началом XIX в. начался и Бетховен как симфонист : в 1800 г. он закончил свою Первую симфонию , а в 1802 - Вторую . В это же время была написана его единственная оратория «Христос на Масличной горе». Появившиеся в 1797 г. первые признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 г., который отразился в знаменитом документе - «Гейлигенштадтском завещании». Выходом из кризиса стало творчество: «...Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», - писал композитор. - «Только оно, искусство, оно меня удержало».

1802-12 гг. - время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными основным идеям Французской революции и освободительных движений начала XIX в. Эти идеи воплотились в Третьей («Героической») и Пятой симфониях , в тираноборческой опере «Фиделио », в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт », в Сонате № 23 («Аппассионате»). Композитора вдохновляли также философские и этические идеи эпохи Просвещения, воспринятые им в юности. Мир природы предстает полным динамичной гармонии в Шестой («Пасторальной») симфонии, в Скрипичном концерте , в фортепианной (№ 21) и скрипичной (№ 10) сонатах. Народные или близкие к народным мелодии звучат в Седьмой симфонии и в квартетах №№ 7-9 (т. н. «русских» - они посвящены А. Разумовскому; Квартет № 8 содержит 2 мелодии русских народных песен: использованную много позднее также и Н. Римским-Корсаковым «Славу» и «Ах, талан ли мой, талан»). Мощным оптимизмом полна Четвертая симфония , юмором и слегка иронической ностальгией по временам Гайдна и Моцарта пронизана Восьмая . Эпически и монументально трактуется виртуозный жанр в Четвертом и Пятом фортепианных концертах, а также в Тройном концерте для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Во всех этих произведениях нашел самое полное и окончательное воплощение стиль венского классицизма с его жизнеутверждающей верой в разум, добро и справедливость, выраженной на концепционном уровне как движение «через страдание - к радости» (из письма Бетховена к М. Эрдеди), а на композиционном - как равновесие между единством и многообразием и соблюдение строгих пропорций при самых крупных масштабах сочинения.

1812-15 гг. - переломные в политической и духовной жизни Европы. За периодом наполеоновских войн и подъемом освободительного движения последовал Венский конгресс (1814-15), после которого во внутренней и внешней политике европейских стран усилились реакционно-монархические тенденции. Стиль героического классицизма, выражавший дух революционного обновления конца XVIII в. и патриотические настроения начала XIX в., должен был неминуемо или превратиться в помпезно-официозное искусство, или уступить место романтизму , который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке (Ф. Шуберт). Эти сложные духовные проблемы пришлось решать и Бетховену. Он отдал дань победному ликованию, создав эффектную симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену неслыханный успех. Однако в других сочинениях 1813-17 гг. отразились настойчивые и порой мучительные поиски новых путей. В это время были написаны виолончельные (№№ 4, 5) и фортепианные (№№ 27, 28) сонаты, несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815). Стиль этих сочинений - как бы экспериментальный, со множеством гениальных находок, однако не всегда столь же цельный, как в период «революционного классицизма».

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей политической и духовной атмосферой в меттерниховской Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями. Глухота композитора стала полной; с 1818 г. он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя «бессмертной возлюбленной», к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие - А. Брентано), Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял Бетховену много огорчений. Контраст между печальными, а порою и трагическими жизненными обстоятельствами и идеальной красотой создаваемых произведений - проявление того духовного подвига, который сделал Бетховена одним из героев европейской культуры Нового времени.

Творчество 1817-26 гг. ознаменовало новый взлет гения Бетховена и одновременно стало эпилогом эпохи музыкального классицизма. До последних дней сохранив верность классическим идеалам, композитор нашел новые формы и средства их воплощения, граничащие с романтическими, но не переходящие в них. Поздний стиль Бетховена - уникальный эстетический феномен. Центральная для Бетховена идея диалектической взаимосвязи контрастов, борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание. Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли. Великий мастер сонатной формы, в которой прежде развивались драматические конфликты, Бетховен в поздних сочинениях нередко обращается к форме фуги, наиболее подходящей для воплощения постепенного становления обобщенной философской идеи. 5 последних фортепианных сонат (№№ 28-32) и 5 последних квартетов (№№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности, а от слушателей - проникновенного восприятия. 33 вариации на вальс Диабелли и Багатели ор. 126 также являются подлинными шедеврами, несмотря на различие в масштабах. Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал H. Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты №№ , и . Ему же посвящена увертюра «Освящение дома» (1822).

В 1823 г. Бетховен закончил «Торжественную мессу », которую сам считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции (Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, И. Гайдн). Первая месса (1807) не уступала мессам Гайдна и Моцарта, однако не стала новым словом в истории жанра, как «Торжественная», в которой претворилось все мастерство Бетховена-симфониста и драматурга. Обратившись к каноническому латинскому тексту, Бетховен выделил в нем идею самопожертвования во имя счастья людей и внес в финальную мольбу о мире страстный пафос отрицания войны как величайшего зла. При содействии Голицына «Торжественная месса» впервые была исполнена 7 апреля 1824 г. в Петербурге. Месяцем позже в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера. Идея преодоления страдания и торжества света последовательно проведена через всю симфонию и с предельной ясностью выражена в конце благодаря введению поэтического текста, который Бетховен еще в Бонне мечтал положить на музыку. Девятая симфония с ее финальным призывом - «Обнимитесь, миллионы!» - стала идейным завещанием Бетховена человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX вв.

Традиции Бетховена восприняли и так или иначе продолжили Г. Берлиоз, Ф. Лист, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Прокофьев, Д. Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы - «отец додекафонии» А. Шёнберг, страстный гуманист А. Берг, новатор и лирик А. Веберн. В декабре 1911 г. Веберн писал Бергу: «Мало вещей столь чудесных, как праздник Рождества. ... Не так ли надо праздновать и день рождения Бетховена?». Немало музыкантов и любителей музыки согласились бы с этим предложением, потому что для тысяч (а может, и миллионов) людей Бетховен остается не только одним из величайших гениев всех времен и народов, но и олицетворением немеркнущего этического идеала, вдохновителем угнетенных, утешителем страждущих, верным другом в скорби и радости.

Л. Кириллина

Бетховен - одно из величайших явлений мировой культуры. Его творчество занимает место в одном ряду с искусством таких титанов художественной мысли, как Толстой, Рембрандт, Шекспир. По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.

В творчестве Бетховена запечатлелось великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. Обращенная ко всему передовому человечеству, его музыка была смелым вызовом эстетике феодальной аристократии.

Мировоззрение Бетховена формировалось под воздействием революционного движения, распространившегося в передовых кругах общества на рубеже XVIII и XIX столетий. Как его своеобразное отражение на немецкой почве, сложилось буржуазно-демократическое Просвещение в Германии. Протест против социального угнетения и деспотизма определил ведущие направления немецкой философии, литературы, поэзии, театра и музыки.

Лессинг поднял знамя борьбы за идеалы гуманизма, разума и свободы. Гражданским чувством были проникнуты произведения Шиллера и молодого Гёте. Против мелочной морали феодально-буржуазного общества восстали драматурги движения «бури и натиска». Вызов реакционному дворянству звучит в «Натане Мудром» Лессинга, в «Гёце фон Берлихингене» Гёте, в «Разбойниках» и «Коварстве и любви» Шиллера. Идеи борьбы за гражданские свободы пронизывают «Дона Карлоса» и «Вильгельма Телля» Шиллера. Напряженность социальных противоречий отразилась и в образе гётевского Вертера, «мученика мятежного», по выражению Пушкина. Духом вызова отмечено каждое выдающееся художественное произведение той эпохи, созданное на немецкой почве. Творчество Бетховена явилось наиболее обобщающим и художественно совершенным выражением в искусстве народных движений Германии на рубеже XVIII и XIX столетий.

Великий общественный переворот во Франции оказал непосредственное и мощное воздействие на Бетховена. Этот гениальный музыкант, современник революции, родился в эпоху, как нельзя лучше соответствовавшую складу его дарования, его титанической натуре. С редкой творческой силой и эмоциональной остротой Бетховен воспел величественность и напряженность своего времени, его бурный драматизм, радости и скорби гигантских народных масс. До наших дней искусство Бетховена остается непревзойденным как художественное выражение чувств гражданского героизма.

Революционная тема ни в какой мере не исчерпывает собой наследия Бетховена. Несомненно, самые выдающиеся бетховенские произведения относятся к искусству героико-драматического плана. Основные черты его эстетики наиболее рельефно воплощены в произведениях, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих общечеловеческое демократическое начало жизни, стремление к свободе. «Героическая», Пятая и Девятая симфонии, увертюры «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора», «Патетическая соната» и «Аппассионата» - именно этот круг произведений почти сразу завоевал Бетховену широчайшее мировое признание. И в самом деле, от строя мысли и манеры выражения предшественников музыка Бетховена отличается прежде всего своей действенностью, трагедийной силой, грандиозными масштабами. Нет ничего удивительного в том, что его новаторство в героико-трагической сфере раньше, чем в других, привлекло общее внимание; главным образом на основе драматических произведений Бетховена выносили суждение о его творчестве в целом как современники, так и непосредственно следующие за ними поколения.

Однако мир музыки Бетховена ошеломляюще разнообразен. В его искусстве есть и другие фундаментально важные стороны, вне которых восприятие его неизбежно будет односторонним, узким и потому искаженным. И прежде всего эта глубина и сложность заложенного в нем интеллектуального начала.

Психология нового человека, освобожденного от феодальных пут, раскрыта у Бетховена не только в конфликтно-трагедийном плане, но и через сферу высокой вдохновенной мысли. Его герой, обладая неукротимой смелостью и страстностью, наделен вместе с тем и богатым, тонко развитым интеллектом. Он не только борец, но и мыслитель; наряду с действием ему свойственна склонность к сосредоточенному размышлению. Ни один светский композитор до Бетховена не достиг подобной философской глубины и масштабности мысли. У Бетховена прославление реальной жизни в ее многогранных аспектах переплеталось с идеей космического величия мироздания. Моменты вдохновенного созерцания соседствуют в его музыке с геройко-трагическими образами, своеобразно освещая их. Через призму возвышенного и глубокого интеллекта преломляется в музыке Бетховена жизнь во всем ее разнообразии - бурные страсти и отрешенная мечтательность, театральная драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и сцены быта...

Наконец, на фоне творчества своих предшественников музыка Бетховена выделяется той индивидуализацией образа, которая связывается с психологическим началом в искусстве.

Не как представителя сословия, а как личность, обладающую своим собственным богатым внутренним миром, осознавал себя человек нового, послереволюционного общества. Именно в таком духе трактовал Бетховен своего героя. Он всегда значителен и единствен, каждая страница его жизни - самостоятельная духовная ценность. Даже мотивы, родственные друг другу по типу, приобретают в бетховенской музыке такое богатство оттенков в передаче настроения, что каждый из них воспринимается как уникальный. При безусловной общности идей, пронизывающих все его творчество, при глубоком отпечатке могучей творческой индивидуальности, лежащем на всех бетховенских произведениях, каждый его опус - художественная неожиданность.

Быть может, именно это неугасающее стремление раскрыть неповторимую сущность каждого образа и делает столь сложной проблему бетховенского стиля.

О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицистскую (В отечественном театроведении и зарубежной музыковедческой литературе утвердился термин «классицистский» по отношению к искусству классицизма. Тем самым, наконец, преодолена путаница, неизбежно возникающая, когда единым словом «классический» пользуются и для характеристики вершинных, «вечных» явлений любого искусства, и для определения одной стилистической категории. Мы же по инерции продолжаем употреблять термин «классический» по отношению и к музыкальному стилю XVIII столетия, и к классическим образцам в музыке иных стилей (например, романтизма, барокко, импрессионизма и т. п.).) эпоху в музыке, с другой - открывает дорогу «романтическому веку». В широком историческом плане такая формулировка не вызывает возражений. Однако она мало что дает для понимания сущности самого бетховенского стиля. Ибо, соприкасаясь некоторыми сторонами на отдельных этапах эволюции с творчеством классицистов XVIII века и романтиков следующего поколения, музыка Бетховена на самом деле не совпадает по некоторым важным, решающим признакам с требованиями ни того, ни другого стиля. Более того, ее вообще трудно характеризовать при помощи стилистических понятий, сложившихся на основе изучения творчества других художников. Бетховен неподражаемо индивидуален. При этом он столь многолик и многогранен, что никакие знакомые стилистические категории не охватывают все многообразие его облика.

С большей или меньшей степенью определенности мы можем говорить лишь об известной последовательности стадий в исканиях композитора. На протяжении всего творческого пути Бетховен непрерывно расширял выразительные границы своего искусства, постоянно оставляя позади не только своих предшественников и современников, но и собственные достижения более раннего периода. В наши дни принято изумляться многостильности Стравинского или Пикассо, усматривая в этом признак особой интенсивности эволюции художественной мысли, свойственной XX веку. Но Бетховен в этом смысле нисколько не уступает вышеназванным корифеям. Достаточно сопоставить почти любые, произвольно выбранные произведения Бетховена, чтобы убедиться в невероятной многогранности его стиля. Легко ли поверить, что изящный септет в стиле венского дивертисмента, монументальная драматическая «Героическая симфония» и углубленно философские квартеты ор. 59 принадлежат одному и тому же перу? Более того, все они были созданы в пределах одного, шестилетнего, периода.

Ни одну из бетховенских сонат нельзя выделить как наиболее характерную для стиля композитора в области фортепианной музыки. Ни одно произведение не типизирует его искания в симфонической сфере. Иногда в один и тот же год Бетховен выпускает в свет произведения, столь контрастные между собой, что на первый взгляд трудно распознать черты общности между ними. Вспомним хотя бы всем известные Пятую и Шестую симфонии. Каждая деталь тематизма, каждый прием формообразования в них столь же резко противостоят друг другу, сколь несовместимы общие художественные концепции этих симфоний - остро трагедийной Пятой и идиллически пасторальной Шестой. Если же сопоставить произведения, созданные на разных, относительно отдаленных друг от друга стадиях творческого пути - например, Первую симфонию и «Торжественную мессу», квартеты ор. 18 и последние квартеты, Шестую и Двадцать девятую фортепианные сонаты и т. д. и т. п., - то перед нами предстанут творения, столь разительно отличающиеся друг от друга, что при первом впечатлении они безоговорочно воспринимаются как порождение не только разных интеллектов, но и разных художественных эпох. При этом каждый нз упомянутых опусов в высшей степени характерен для Бетховена, каждый являет собой чудо стилистической законченности.

О едином художественном принципе, характеризующем произведения Бетховена, можно говорить лишь в самом общем плане: на протяжении всего творческого пути стиль композитора складывался как результат поисков правдивого воплощения жизни. Могучий охват действительности, богатство и динамика в передаче мыслей и чувств, наконец новое, по сравнению с предшественниками, понимание красоты привели к таким многосторонним оригинальным и художественно неувядающим формам выражения, которые можно обобщить только понятием неповторимого «бетховенского стиля».

По определению Серова, Бетховен понимал красоту как выражение высокой идейности. Гедонистическая, изящно-дивертисментная сторона музыкальной выразительности была сознательно преодолена в зрелом творчестве Бетховена.

Подобно тому как Лессинг выступал за точную и скупую речь против искусственного, украшательского стиля салонной поэзии, насыщенной изящными аллегориями и мифологическими атрибутами, так и Бетховен отверг все декоративное и условно-идиллическое.

В его музыке исчезла не только изысканная орнаментика, неотделимая от стиля выражения XVIII века. Уравновешенность и симметрия музыкального языка, плавность ритмики, камерная прозрачность звучания - эти стилистические черты, свойственные всем без исключения венским предшественникам Бетховена, также постепенно вытеснялись из его музыкальной речи. Бетховенское представление о прекрасном требовало подчеркнутой обнаженности чувств. Он искал иные интонации - динамичные и беспокойные, резкие и упорные. Звучание его музыки стало насыщенным, плотным, драматически контрастным; его темы приобрели небывалую дотоле лаконичность, суровую простоту. Людям, воспитанным на музыкальном классицизме XVIII века, бетховенская манера выражения казалась столь непривычной, «неприглаженной», подчас даже уродливой, что композитора неоднократно упрекали в стремлении оригинальничать, усматривали в его новых выразительных приемах поиски странных, режущих слух нарочито диссонантных звучаний.

И, однако, при всей оригинальности, смелости и новизне музыка Бетховена неразрывно связана с предшествующей культурой и с классицистским строем мысли.

Передовые школы XVIII столетия, охватывающие несколько художественных поколений, подготовили бетховенское творчество. Некоторые из них получили в нем обобщение и завершающую форму; влияния других обнаруживаются в новом самобытном преломлении.

Наиболее тесно творчество Бетховена связано с искусством Германии и Австрии.

Прежде всего в нем ощутима преемственность с венским классицизмом XVIII века. Не случайно Бетховен вошел в историю Культуры как последний представитель этой школы. Он начал с пути, проложенного его непосредственными предшественниками Гайдном и Моцартом. Глубоко был воспринят Бетховеном и строй героико-трагических образов глюковской музыкальной драмы отчасти через произведения Моцарта, по-своему преломившие это образное начало, отчасти непосредственно из лирических трагедий Глюка. Столь же ясно воспринимается Бетховен и как духовный наследник Генделя. Торжествующие, светло-героические образы генделевских ораторий начали новую жизнь на инструментальной основе в сонатах и симфониях Бетховена. Наконец, ясные преемственные нити связывают Бетховена с той философски-созерцательной линией в музыкальном искусстве, которая издавна получила развитие в хоровых и органных школах Германии, став ее типичным национальным началом и достигнув вершинного выражения в искусстве Баха. Влияние философской лирики Баха на весь строй бетховенской музыки глубоко и бесспорно и прослеживается от Первой фортепианной сонаты до Девятой симфонии и последних квартетов, созданных незадолго до смерти.

Протестантский хорал и традиционная бытовая немецкая песня, демократический зингшпиль и уличные венские серенады - эти и многие другие виды национального искусства также своеобразно воплощены в бетховенском творчестве. В нем узнаются и исторически сложившиеся формы крестьянской песенности, и интонации современного городского фольклора. По существу все органически национальное в культуре Германии и Австрии нашло отражение в сонатно-симфоническом творчестве Бетховена.

В формирование его многогранного гения внесло свой вклад и искусство других стран, в особенности Франции. В музыке Бетховена слышны отзвуки руссоистских мотивов, нашедших в XVIII веке воплощение во французской комической опере, начиная с «Деревенского колдуна» самого Руссо и кончая классическими произведениями в этом жанре Гретри. Плакатный, сурово-торжественный характер массовых революционных жанров Франции оставил в ней неизгладимый след, ознаменовав разрыв с камерным искусством XVIII века. Оперы Керубини привнесли острую патетику, непосредственность и динамику страстей, близкие эмоциональному строю бетховенского стиля.

Подобно тому как творчество Баха впитало в себя и обобщило на высочайшем художественном уровне все сколько-нибудь значительные школы предыдущей эпохи, так кругозор гениального симфониста XIX века охватил все жизнеспособные музыкальные течения предшествующего столетия. Но новое понимание Бетховеном музыкально прекрасного переработало эти истоки в столь оригинальную форму, что в контексте его произведений они далеко не всегда легко распознаваемы.

Совершенно так же классицистский строй мысли преломляется в творчестве Бетховена в новом виде, далеком от стиля выражения Глюка, Гайдна, Моцарта. Это - особенная, чисто бетховенская разновидность классицизма, не имеющая прототипов ни у одного художника. Композиторы XVIII века и не помышляли о самой возможности столь грандиозных конструкций, какие стали типичными для Бетховена, подобной свободе развития в рамках сонатного формообразования, о столь многообразных видах музыкального тематизма, а усложненность и насыщенность самой фактуры бетховенской музыки должны были бы быть восприняты ими как безусловный шаг назад, к отвергнутой манере баховского поколения. И тем не менее принадлежность Бетховена к классицистскому строю мысли явственно проступает на фоне тех новых эстетических принципов, которые стали безоговорочно господствовать в музыке послебетховенской эпохи.

От первых до последних произведений музыке Бетховена неизменно присущи ясность и рациональность мышления, монументальность и стройность формы, великолепное равновесие между частями целого, которые являются характерными признаками классицизма в искусстве вообще, в музыке - в частности. В этом смысле Бетховена можно назвать прямым преемником не только Глюка, Гайдна и Моцарта, но и самого основоположника классицистского стиля в музыке - француза Люлли, творившего за сто лет до рождения Бетховена. Бетховен проявил себя полнее всего в рамках тех сонатно-симфонических жанров, которые были разработаны композиторами века Просвещения и достигли классического уровня в творчестве Гайдна и Моцарта. Он - последний композитор XIX века, для которого классицистская сонатность была наиболее естественной, органичной формой мышления, последний, у которого внутренняя логика музыкальной мысли господствует над внешним, чувственно-красочным началом. Воспринимаемая как непосредственное эмоциональное излияние, музыка Бетховена на самом деле покоится на виртуозно воздвигнутом, крепко спаянном логическом фундаменте.

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН И БЕССМЕРТНАЯ ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ВЕЛИКОГО ГЛУХОГО

Людвига ван Бетховена считают ключевой фигурой западной музыки в период между классицизмом и романтизмом. Даже сейчас он – один из самых исполняемых композиторов в мире. Непревзойденный мастер сонат, хотя писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Она – его первая настоящая любовь, которой он посвятил гениальную сонату. И хотя в жизни великого немецкого композитора были и другие женщины, именно эту юную прелестницу называют его бессмертной возлюбленной.

Первый учитель Людвига ван Бетховена

Один из трех «венских классиков» появился на свет 1770 года в немецком городе Бонне. Годы детства можно назвать самыми тяжелыми в жизни будущего композитора. Гордому и независимому мальчику было трудно пережить то, что его отец, грубый и деспотичный человек, заметив музыкальный талант сына, решил использовать его в корыстных целях. Заставляя маленького Людвига с утра до ночи сидеть за клавесином, он и не думал, что сыну так необходимо детство. В восемь лет Бетховен заработал свои первые деньги – он дал публичный концерт, а к двенадцати годам мальчик свободно играл на скрипке и органе. Но вместе с успехом к молодому музыканту пришли замкнутость, потребность в одиночестве и необщительность.

В это же время в жизни Людвига появился Кристиан Готлиб Нефе, его мудрый и добрый наставник. Именно он привил мальчику чувство прекрасного, научил понимать природу, искусство, разбираться в человеческой жизни. Нефе обучил Людвига древним языкам, философии, литературе, истории, этике. Впоследствии, будучи глубоко и широко мыслящим человеком, Бетховен стал приверженцем принципов свободы, гуманизма, равенства всех людей.

В 1787 году Людвиг приезжает в Вену. Город театров и соборов, уличных оркестров и любовных серенад под окнами покорил сердце юного гения. Но именно там молодого музыканта поразила глухота: сначала звуки казались ему приглушенными, потом он по несколько раз переспрашивал не расслышанные фразы, затем понял, что окончательно теряет слух. «Я влачу горькое существование, – писал Бетховен своему другу. – Я глух. При моем ремесле ничего не может быть ужаснее… О, если бы я избавился от этой болезни, я обнял бы весь мир».

«И солнце в нем – Джульетта»

Она появилась в его жизни внезапно. Юная провинциальная графиня, приехавшая в австрийскую столицу из Италии вместе с семьей в 1800 году, была прелестна.

Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, с первого взгляда поразила композитора. Вскоре она пожелала брать уроки у кумира венской аристократии, тем более что Бетховен был близок с ее кузинами и кузеном, молодыми венгерскими графами Брунсвик. И, конечно, не устоял – он стал давать девушке уроки игры на фортепиано, причем совершенно бесплатно. Джульетта обладала неплохими музыкальными данными и схватывала на лету все его советы. Она была хороша собой, юна, общительна и неустанно кокетничала со своим 30-летним учителем.

Он импонировал Джульетте своей популярностью и даже странностями. При всей строгости взглядов, Бетховен был неравнодушен к женской красоте и никогда не отказывался давать уроки молодым красивым девушкам. Не сказал «нет» он и на этот раз. Он не брал с нее денег, а она дарила ему рубашки – под тем предлогом, что собственноручно их для него вышивала. Во время занятий композитор нередко раздражался и даже швырял ноты на пол, но, тем не менее, быстро поддался очарованию своей ученицы.

И вот представьте: сидят они перед инструментом совсем близко, так, что чувствуют дыхание друг друга… Музыка наполняет пространство романтикой, эмоциями и тайной… Подкрадывается вечер. Свеча, освещающая нотные листки, теплым огоньком озаряет лица учителя и ученицы… Бетховен нежно берет руку девушки, чтобы правильно поставить на клавиатуру, и его сердце трепещет от волнения…

Угрюмый и нелюдимый композитор понимает, что полюбил. Полюбил страстно, безрассудно. Полюбил так сильно, всем сердцем, что готов был без малейшего промедления отдать жизнь за любимую. Милая, по-весеннему прекрасная, с ангельским личиком и божественной улыбкой, глазами, в которых хотелось утонуть, – все мысли Бетховена были о Джульетте Гвиччарди. Она стала для него той соломинкой, за которую он всеми силами старался удержаться. Она, казалось, готова была ответить взаимностью. Людвиг снова почувствовал прилив сил, надежду на выздоровление. Счастье было так близко.

Бетховен пишет своему другу юности Францу Вегелеру: «Теперь я чаще бываю в обществе. Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит и которую люблю я».

«Ты едва поверишь, как одиноко и печально провел я последние два года: глухота, точно призрак какой-то, являлась мне повсюду, я избегал людей, казался мизантропом, на которого так мало похож. Раньше я постоянно хворал, а сейчас – телесные мои силы, а вместе с тем и духовные с некоторого времени все больше крепнут. Вы должны видеть меня счастливым. Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня не удастся. О, как прекрасно жить тысячекратной жизнью!» Это письмо тоже написано Вегелеру, но несколько месяцев спустя.

Бетховен влюбился впервые, и душа его была полна чистой радостью и светлой надеждой. Он не молод! Но она, как ему казалось, совершенство и может стать для него утешением в болезни, радостью в буднях и музой в творчестве. Бетховен всерьез думает жениться на Джульетте, ведь она мила с ним и поощряет его чувства. Но все чаще композитор ощущает свою беспомощность из-за прогрессирующей потери слуха, его материальное положение неустойчиво, он не обладает титулом или «голубой кровью», а ведь Джульетта аристократка!

Время сонаты

Буквально раздавленный в октябре 1802 года Бетховен уехал в Гейлигенштадт, где написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание».

Страх, крушение надежд порождают в композиторе мысли о самоубийстве. Но Бетховен собрался с силами, решил начать новую жизнь и практически абсолютно глухим создал великие шедевры.

Прошло несколько лет, Джульетта вернулась в Австрию и приехала на квартиру к Бетховену . Плача, она вспоминала о прекрасном времени, когда композитор был ее учителем, рассказывала о нищете и трудностях ее семьи, молила о прощении и просила помочь деньгами. Будучи человеком добрым и благородным, маэстро дал ей значительную сумму, но просил уйти и никогда не появляться в его доме. Бетховен казался равнодушным и безразличным. Но кто знает, что творилось в его сердце. В конце жизни композитор напишет: «Я был очень любим ею и более, чем когда-либо, был ее мужем…»

Открытый, прямой и честный, Бетховен презрительно относился к лицемерию и угодничеству, поэтому часто казался грубым и невоспитанным. Нередко он выражался непристойно, отчего многие считали его плебеем и невежественным хамом, хотя композитор просто говорил правду.

Последнее «прости» Людвига ван Бетховена

Осенью 1826 года Бетховен заболел. Изнурительное лечение, три сложнейшие операции не смогли поставить композитора на ноги. Всю зиму он, не вставая с постели, абсолютно глухой, мучился оттого, что… не мог продолжать работать. 1827 года гениальный скончался.

После его смерти в ящике стола нашли письмо «К бессмертной возлюбленной». Бетховен сам озаглавил так послание. Там были строки: «Мой ангел, мое все, мое я…».

Потом будут споры о том, кому именно адресовано письмо. Но маленький факт указывает именно на Джульетту Гвиччарди: рядом с письмом хранился крохотный ее портрет, выполненный неизвестным мастером.

ФАКТЫ

Когда Джульетта Гвиччарди, будучи еще ученицей маэстро и заметив, что у Бетховена не так повязан шелковый бант, перевязала его, поцеловав при этом в лоб, композитор не снимал этот бант и не переодевался несколько недель, пока друзья не намекнули на не совсем свежий вид его костюма.

По преданию, «Лунная соната» была написана в Венгрии в имении Брунсвиков Коромпа. Там сохранилась беседка, в которой великий композитор и создал свое гениальное произведение. То лето, проведенное с Джульеттой, было счастливейшим для композитора Людвига ван Бетховена .

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Бетховен — это величайший творец всех времён, непревзойденный Мастер. Произведения Бетховена трудно описать с помощью обычных музыкальных терминов – любые слова кажутся здесь недостаточно яркими, слишком банальными. Бетховен – гениальная личность, неординарное явление в мире музыки.

Среди множества имён великих композиторов мира, имя Людвига ван Бетховена(Ludwig van Beethoven) всегда выделяют особо. Бетховен — это величайший творец всех времён, непревзойденный Мастер. Люди, считающие себя далёкими от мира классической музыки, замолкают, зачарованные, при первых же звуках «Лунной сонаты». Произведения Бетховена трудно описать с помощью обычных музыкальных терминов – любые слова кажутся здесь недостаточно яркими, слишком банальными. Бетховен – гениальная личность, неординарное явление в мире музыки.

Точную дату рождения Людвига ван Бетховена никто не знает. Известно, что родился он в Бонне, в декабре 1770 года . Современники, лично знавшие композитора в разные годы, замечали, что характер свой он унаследовал от деда — Луи Бетховена. Гордость, независимость, невероятное трудолюбие – эти качества были присущи деду — достались они и внуку.

Дед Бетховена был музыкантом, служил капельмейстером. В капелле работал и отец Людвига – Иоганн ван Бетховен. Отец был талантливым музыкантом, но много пил. Его жена служила кухаркой. Семья жила бедно, но Иоганн всё же заметил ранние музыкальные способности сына. Маленького Людвига мало учили музыке (на учителей не было денег), но часто принуждали к занятиям окриками и побоями.

К 12 годам юный Бетховен мог играть на клавесине, скрипке, органе. 1782 год стал переломным в жизни Людвига. Директором Боннской придворной капеллы был назначен Христиан Готлоба Нефе . Этот человек проявил интерес к талантливому подростку, стал его наставником, обучил современному фортепианному стилю. В том году были опубликованы первые музыкальные сочинения Бетховена, а в городской газете вышла статья о «юном гении».

Под руководством Нефе юный музыкант продолжал совершенствовать мастерство, получил и общее образование. При этом он много работал в капелле, чтобы содержать семью.

У юного Бетховена была цель – познакомиться с Моцартом . Для исполнения этой цели он уехал в Вену. Он добился встречи с великим маэстро и попросил экзаменовать его. Моцарт был поражён талантом молодого музыканта. Перед Людвигом могли бы открыться новые горизонты, но случилось несчастье – в Бонне тяжело заболела его мать. Бетховену пришлось вернуться. Мать умерла, вскоре скончался отец.

Людвиг остался в Бонне. Он тяжело переболел тифом и оспой, всё время много работал. Он давно уже был музыкантом-виртуозом, но не считал себя композитором. В этой профессии ему мастерства пока не хватало.

В 1792 году в жизни Людвига произошла счастливая перемена. Он был представлен Гайдну. Знаменитый композитор пообещал поддержку Бетховену и рекомендовал ему ехать в Вену. Снова Бетховен попал в «обитель музыки». В его активе было около полусотни произведений – в чём-то они были необычными, даже революционными для того времени. Бетховена считали вольнодумцем, но он не отступал от своих принципов. Он учился у Гайдна, Альбрехтсбергера, Сальери – и учителя не всегда понимали его произведения, находя их «тёмными и странными».

Творчество Бетховена привлекало внимание меценатов, и дела его шли неплохо. Он выработал собственный стиль, сформировался, как неординарный композитор-новатор. Его приглашали в высшие круги венской аристократии, но Бетховен не хотел играть и творить на потребу богатой публике. Он сохранял независимость, считая, что талант есть преимущество перед богатством и высоким происхождением.

Когда маэстро было 26 лет, в его жизни произошла новая беда – он начал терять слух. Это стало личной трагедией композитора, ужасной для его профессии. Он стал избегать общества.

В 1801 году композитор полюбил юную аристократку Джульетту Гвиччарди . Джульетте было 16 лет. Встреча с ней изменила Бетховена – он начал вновь бывать в свете, радоваться жизни. К сожалению, семья девушки считала музыканта из низших кругов недостойной партией для дочери. Джульетта отвергла ухаживания и вскоре вышла замуж за человека своего круга – графа Галленберга.

Бетховен был уничтожен. Он не хотел жить. Вскоре он удалился в маленький городок Гейлигенштадт, и там даже написал завещание. Но талант Людвига не был сломлен, и даже в это время он продолжал творить. В этот период он написал гениальные произведения: «Лунную сонату» (посвящение Джульетте Гвиччарди), Третий фортепианный концерт, «Крейцерову сонату» и ещё ряд шедевров, вошедших в мировую музыкальную сокровищницу.

Умирать было некогда. Мастер продолжал творить и бороться. «Героическая симфония», Пятая симфония, «Аппассионата», «Фиделио» — работоспособность Бетховена граничила с одержимостью.

Композитор снова перебрался в Вену. Он был знаменит, популярен, но далеко не богат. Новая неудавшаяся любовь к одной из сестёр Брунсвик и материальные проблемы побуждали его уехать из Австрии. В 1809 году группа меценатов назначила композитору пенсию, в обмен на обещание не покидать страну. Пенсия привязывала его к Австрии, ограничивала свободу.

Бетховен по-прежнему много творил, но слух его фактически был утрачен. В обществе он пользовался специальными «разговорными тетрадями». Периоды депрессии сменялись периодами фантастической работоспособности.

Апофеозом его творчества стала Девятая симфония , которую Бетховен закончил в 1824 году. Она была исполнена 7 мая 1824 г. Произведение вызвало восторг публики и самих исполнителей. Только композитор не слышал ни своей музыки, ни грома аплодисментов. Молодой певице из хора пришлось взять маэстро за руку и повернуть лицом к публике, чтобы он мог поклониться.

После этого дня композитора одолевали болезни, но он смог написать ещё четыре больших и сложных квартета. Однажды ему пришлось поехать к брату Иоганну, чтобы уговорить того написать завещание в пользу единоличного права на опеку любимого племянника Людвига – Карла. Брат отказал в просьбе. Расстроенный Бетховен поехал домой — в дороге он простудился.

26 марта 1827 года композитор умер. Венцы, которые уже стали забывать своего кумира, вспомнили о нём после смерти. За гробом шла многотысячная толпа.

Гениальный композитор и великий человек Людвиг ван Бетховен был всегда независимым и непреклонным в своих убеждениях. Он гордо прошёл жизненный путь и оставил человечеству множество бессмертных творений.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

В этом выпуске мы поговорим о последних годах жизни великого Бетховена.

В предыдущем выпуске мы говорили о жизни композитора, омраченном скудным материальным положением и последовательными неудачами в отношениях с прекрасным полом. Но эти детали, также, как и характер, далеко не самый прекрасный характер композитора, не мешали Людвигу писать его прекрасную музыку.

Сегодня же мы, заканчивая наш краткий экскурс по биографии Бетховена, поговорим о последних двенадцати (1815—1827) годах его жизни.

Семейные проблемы Бетховена

Нельзя сказать, чтобы Бетховен когда-то нормально ладил со своими братьями, особенно с , который к тому времени уже был обеспеченным аптекарем, поставлявшим лекарства в армию.

В 1812 году после встречи с Гете композитор отправился в город Линц, чтобы навестить Иоганна. Правда, судя по всему, Людвига на эту поездку всподвигла корыстная идея, а именно — расстроить помолвку между Иоганном и одной из его сотрудниц, Терезой Обермайер, которую композитор просто терпеть не мог. Правда результат был не в пользу Людвига, ибо младший брат его не послушал.

За несколько лет до этого, еще в 1806-м, Людвиг препятствовал женитьбе другого своего брата, а по совместительству и секретаря — Каспара, и попытка оказалась такой же безуспешной. Но все эти попытки композитора вмешиваться в личную жизнь своих братьев были неспроста.

Ведь фамилия БЕТХОВЕН к тому времени гремела на всю Европу, и композитор не мог себе позволить, чтобы младшие братья опозорили этот род. Ведь и Тереза, и Иоганна, потенциальные невестки великого композитора, мягко говоря, не были достойны носить эту фамилию. Но все равно это было бесполезно, ибо братья его не послушали.

В прочем, Каспар и сам поймет, что совершил глупую ошибку — в 1811 году он разочаруется в супруге настолько, что даже попытается с ней развестись, хотя до окончательного развода все равно не дойдет. Его супруга, Иоганна, оказалась далеко не самой порядочной женщиной, как это и предсказывал старший брат, Людвиг, несколько лет назад, всячески препятствуя их женитьбе.

Ну а в 1815 году Каспар покинул этот мир. Покойный Каспар Карл в предсмертном завещании попросил именно Людвига, своего старшего брата, стать опекуном для своего сына — девятилетнего мальчика, которого также звали Карлом.

Этот мальчик по мере своего взросления доставил своему дяде, великому Бетховену, огромное количество неприятностей. Более того, Людвигу сразу после смерти брата пришлось «воевать» с матерью ребенка, вдовой Каспара — Иоганной, которую он терпеть не мог. В течение пяти лет Бетховен пытался всеми силами лишить Иоганну родительских прав, и в 1820 году, наконец, добивается своего.

Финансовые проблемы до сих пор не давали покоя композитору, который изо всех сил пытался зарабатывать деньги, чтобы прокормить любимого племянника и продолжать заниматься творчеством.

Был даже случай, когда британский пианист Чарлз Нит вместе с Фердинандом Рисом посоветовали Бетховену провести концерт в Англии. В этой стране очень ценили музыку Бетховена. Композитор имел прекрасную репутацию в Англии, а значит, его выступление на сольном концерте гарантировало бы ему прекрасный доход.

Бетховен прекрасно это понимал, да и, вообще, давно мечтал отправиться на гастроли в Лондон, как в свое время поступил один из его учителей, Йозеф Гайдн. Более того, британская филармония прислала Людвигу официальное письмо с условиями, которые были просто изумительны для композитора, купающегося в бытовых проблемах, отчасти связанных с плохим финансовым состоянием.

Но в последнюю минуту Бетховен передумал, а точнее, был вынужден отказаться ехать в Англию из-за болезни. Более того, композитор чувствовал, что не мог покинуть своего племянника на такое долгое время, поэтому он отказался от столь щедрого подарка судьбы.

Не будем останавливаться на племяннике Бетховена, ибо ему будет посвящена . А пока что просто отметим, что парень доставил композитору много бытовых проблем и эмоциональных переживаний, которые отразились в худшую сторону на и без того «подорванном» здоровье Бетховена.

Но все равно композитор безумно любил своего племянника и всячески помогал ему, несмотря на все плохие стороны его характера. Ведь композитор понимал, что других наследников у него больше не будет. Даже в письмах композитор обращался к племяннику, как к «Дорогому сыну».

Последняя «Академия» глухого композитора

Бетховен продолжает писать его прекрасную музыку, радикально отличающуюся от произведений, написанных в молодости. Композитор дописывает последние фортепианные сонаты, параллельно сочиняя простые фортепианные пьесы и камерную музыку по заказу издателей, дабы обеспечить себе и племяннику доход для существования.

Одним из важнейших событий этого периода жизни Бетховена является его последняя «Академия» состоявшаяся 7 мая 1824 года в знаменитом театре Кертнертор.


Там была исполнена его знаменитая «Торжественная месса», а также впервые представлена публике знаменитая «Девятая симфония» — уникальнейшее произведение, ломающее все представления о традиционной классической симфонии.

Венские старожилы свидетельствовали о том, что на данном мероприятии раздавались овации, ранее неслыханные ни на одном концерте любого другого музыканта. Даже сейчас об успехе «Девятой симфонии» ничего придумывать не нужно, ведь фрагмент именно этого произведения использован в гимне Евросоюза.

Ну а в тот вечер, когда абсолютно глухой композитор впервые представил этот шедевр венской публике, восторг слушателей был неописуем. Головные уборы вместе с платками летали по воздуху. Аплодисменты стояли настолько громкие, что просто резало слух. Но только абсолютно глухой композитор, к сожалению, ничего этого не видел (ибо стоял спиной к залу) и не слышал, пока Каролина Унгер, одна из вокалисток, не повернула Людвига в сторону аплодирующих зрителей.

Овации настолько эмоционально задели Бетховена, что композитор, увидевший летающие платки и слезы на глазах у аплодирующих слушателей, в прямом смысле упал в обморок.

В этот момент зал просто взорвался от оваций, схлынувших с новой силой. Эмоции были настолько мощные, что через некоторое время сотрудники полиции были вынуждены вмешаться. Это был грандиозный успех. Ну а менее, чем через 2 недели выступление повторится уже в Редутном зале той же Вены.

Правда художественный успех произведения все равно не принес Бетховену серьезной материальной выгоды. Материальная сторона опять подвела композитора — оба концерта получились абсолютно не прибыльными и даже убыточными для самого Бетховена.

Конечно, уже в скором времени одно авторитетное издательство заплатило композитору как за «Девятую симфонию», так и за «Торжественную мессу» и несколько других произведений, но все равно художественный успех произведений был значительно выше материальной прибыли.

Вот таким уникальным композитором был Бетховен: имя его знали все герцоги, бароны, лорды, короли и императоры Европы. Но до конца дней своих он так и остался бедным.

Прогрессирующая болезнь. Последние месяцы жизни.

В 1826 году состояние здоровья Бетховена ухудшилось еще сильнее после того, как двадцатилетний Карл, его любимый племянник, предпринял попытку самоубийства, возможно, из-за наличия крупных игорных долгов (однако это не подтверждено).

После этого безрассудного поступка племянника здоровье Бетховена испортится настолько, что больше он никогда не поправится, в отличие от Карла, который пережил этот момент и в скором времени поступил на службу в армию.

Пневмония, воспаление кишечника, цирроз печени и последующая водянка, из-за которой композитору несколько раз прокалывали живот — даже в наш век шансы вылечиться от такого набора заболеваний кажутся чем-то сверхъестественным.

В последние дни жизни больного Бетховена навещали самые разные люди: Крамолини со своей невестой, Гуммель, Йенгер, Шуберт (правда считается, что он не смог зайти в комнату композитора. Да и, вообще, факт визита Шуберта к Бетховену не доказан) и другие люди, ценившие творчество композитора.

Но больше всего времени с Бетховеном проводили ухаживавшие за ним друзья - Шиндлер и еще один старый друг - тот самый Стефан Брёйнинг из Бонна, но теперь уже проживавший рядом вместе со своей семьей.


Говоря о семье Брейнинга, стоит отметить, что особенно много радости в эти омраченные болезнью дни Бетховену доставил сынишка Стефана, Герхард, по прозвищу «Ариэль». Бетховен просто обожал этого ничего не понимающего и постоянно «сияющего» мальчика, и любовь эта была взаимной.

Даже скупой брат Иоганн стал проводить много времени с умирающим композитором. И это, несмотря на то, что буквально за несколько месяцев до смерти Людвиг с племянником (после его попытки самоубийства) приехал к Иоганну с некоторыми просьбами, а последний обходился с братом, как с чужим человеком — брал с него и с племянника деньги за ночлег, а также отправил их домой в открытой повозке (после чего, как считается, Людвиг заболел пневмонией).

Материальную бедность композитора в последние недели его проживания разбавила неплохая сумма, полученная от Лондонского филармонического общества, и собранная, благодаря Мошелесу — одному из учеников Бетховена.

Еще одной радостью для Людвига стал другой, по-настоящему ценный и для того времени чрезвычайно редкий подарок, присланный из английской столицы Иоганном Штумпфом (мастером по изготовлению арф) — это было полное собрание сочинений Генделя, которого Бетховен считал чуть ли ни величайшим композитором.

Скромные, но, при этом, весьма приятные для композитора подарки в виде банок с компотом, прислал барон Паскалати, в чьем доме некоторое время жил Бетховен. Также отличился и издатель Шот, приславший умирающему Бетховену знаменитые рейнские вина. Только сам Бетховен с сожалением отметил, что данный подарок немного опоздал, хотя в душе был рад этой посылке.

Ну и, конечно же, за две недели перед смертью Людвига, наконец, удостоили звания почетного члена Венского общества любителей музыки Австрийской империи. Только это звание осталось лишь символическим, так как не подкреплялось никакой материальной выгодой.

Стоит также отметить, что до самой смерти Людвиг, несмотря на неизлечимую болезнь, мыслил более, чем адекватно. Даже подозревая о том, что может умереть в любой момент, Бетховен все равно продолжал читать сложнейшую философскую и иную литературу на разных языках, тем самым, продолжая интеллектуально обогащаться.

Уже 24 марта 1827 года композитор подписывает завещание, согласно содержанию которого, все его имущество наследует племянник, Карл. В этот же день Бетховена навещает священник.

Смерть великого Бетховена наступила после трех дней адских мучений — 26 марта 1827 года. Это произошло в Вене, в том самом доме, где Бетховен прожил последние месяцы жизни. Этот дом имел интересное название «Шварцпаниерхаус», что переводится, как «Дом черного испанца».

В момент смерти друзья композитора, Брёйнинг и Шиндлер, не были рядом. Они в этот момент, предвидя неминуемую кончину Людвига, пошли договариваться о месте захоронения (возможно, с братом Людвига, Иоганном), оставив рядом с композитором общего знакомого — Ансельма Гютенбреннера.

Именно последний, возможно, вместе с Терезой (супругой Иоганна, брата Людвига), стал свидетелем смерти великого Бетховена. Именно он потом расскажет, как великий Людвиг ван Бетховен встретил свою смерть, грозно глядя ей в глаза и грозя кулаком (в прямом смысле) под раскат грома. Именно Гютенбреннер закрыл глаза великому композитору, чья душа с этого момента покинула этот мир.

Людвига ван Бетховена хоронили 29 марта. Поражают масштабы церемонии: в процессии участвовало около 20 тысяч человек — это почти десятая часть всего населения Вены в то время. И это удивительно, учитывая тот факт, что по сравнению с похоронами Бетховена, масштабы похорон старших классиков, Моцарта и Гайдна, были гораздо менее существенными.

Одним из факелоносцев траурной церемонии был другой великий композитор, Франц Шуберт, который, кстати говоря, умрет буквально в следующем году.

Самые разные люди, начиная от обычных венских граждан, и, оканчивая представителями императорского дворца, пришли отправить великого Бетховена в последний путь.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса