Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Александр Беляев: краткая биография и фото фантаста. Фантаст александр беляев умер в фашистском тылу

В ранней юности я просто зачитывалась произведениями Александра Беляева. Всё было перечитано не раз, и не два. По его произведениям сняты замечательные фильмы, особенно выделяется, на мой взгляд, "Человек-амфибия" с Кореневым и Вертинской. Но все равно, ни один фильм не произвел на меня такого впечатления, как книги! А что же знала я о жизни писателя, чьи произведения подарили мне много прекрасных минут, пока я ими наслаждалась? Оказалось - ничего!

Известного советского фантаста Александра Беляева называют "российским Жюль Верном". Кто из нас в подростковом возрасте не зачитывался "Человеком-амфибией" и "Головой профессора Доуэля"? Между тем, в жизни самого писателя было много странного и непонятного. Несмотря на его славу, до сих пор точно не известно, как он умер и где именно похоронен...

Беляев появился на свет в 1884 году в семье священника. Отец отдал сына в духовную семинарию, однако, окончив ее, тот не стал продолжать религиозного образования, а поступил в Демидовский лицей в Ярославле. Он собирался стать юристом. Вскоре отец Саши скончался, семья оказалась стеснена в средствах, и чтобы продолжить обучение, юноша был вынужден подрабатывать — давать уроки, рисовать декорации для театра, играть на скрипке в цирковом оркестре.

Александр был человеком разносторонним: он играл на разных музыкальных инструментах, выступал в домашнем театре, летал на аэроплане. Еще одним увлечением были съемки так называемых "ужасов" (разумеется, инсценированных). Один из снимков в этом "жанре" назывался: "Человеческая голова на блюде в синих тонах".

Значительная часть жизни молодого человека оказалась связанной с театром, который он любил с детства. Сам он мог выступать и драмотургом, и режисером, и актером. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А.Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких спектаклях. Успех был полным, К.Станиславский даже предложил А.Беляеву остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался.

Еще в детстве Саша потерял сестру: Нина умерла от саркомы. А с братом Василием, студентом Ветеринарного института, приключилась загадочная и жуткая история. Как-то Александр и Василий гостили у дяди. Компания молодых родственников решила покататься на лодке. Вася почему-то отказался ехать с ними. Зачем-то Саша захватил с собой кусок глины и прямо в лодке слепил из него человеческую голову. Взглянув на нее, присутствующие ужаснулись: у головы было лицо Василия, только черты его оказались какими-то застывшими, неживыми. Александр с досадой бросил поделку в воду и тут почувствовал тревогу. Заявив, что с братом что-то случилось, он потребовал развернуть лодку к берегу. Их встретила заплаканная тетя и сообщила, что Василий утонул во время купания. Произошло это, как выяснилось, именно в тот момент, когда Саша бросил глиняный слепок в воду.

По окончанию Демидовского лицея А.Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

Беляев с головой уходит в журналистскую деятельность. Сотрудничает с газетой «Смоленский вестник», в которой через год становится редактором. Он также играет на фортепьяно и скрипке, работает в Смоленском народном доме, является членом Глинкинского музыкального кружка, Смоленского симфонического общества, Общества любителей изящных искусств. Он побывал в Москве, где пробовался у Станиславского.

Ему тридцать лет, он женат и надо как-то определяться в жизни. Беляев всерьез подумывает о переезде в столицу, где ему нетрудно будет устроиться. Но в конце 1915 года на него внезапно обрушивается болезнь. Для молодого и сильного человека рушиться мир. Врачи долго не могли определить его недуг, а когда выяснили, оказалось что это туберкулез позвоночника. Еще во время давней болезни плевритом в Ярцеве врач, делая пункцию, задел иглой восьмой позвоночник. Теперь же это дало такой тяжелый рецидив. К тому же от него уходит жена Верочка, к тому же к его коллеге. Врачи, друзья, все близкие сочли его обреченным.

Его мать Надежда Васильевна оставляет дом и увозит неподвижного сына в Ялту. Шесть лет, с 1916 по 1922 год, Беляев был прикован к постели, из которых три долгих года (с 1917 по 1921) он был скован в гипсе. Об этих годах, когда в Крыму одна власть сменяла другую, Беляев, спустя десять лет напишет в рассказе «Среди одичавших коней».

Сила воли Беляева выдержала и он во время болезни изучает иностранные языки (французский, немецкий и английский), интересуется медициной, историей, биологией, техникой. Двигаться он не мог, но некоторые идеи его будущих романов пришли ему в голову именно тогда, во время недвижимости.

Весной 1919 года от голода умирает его мать - Надежда Васильевна, а сын - больной, в гипсе, с высокой температурой - даже не может проводить ее на кладбище. И только в 1921 году он смог сделать свои первые шаги благодаря не только своей силе воли, но и в результате любви к Маргарите Константиновне Магнушевской, работавшей в городской библиотеке. Чуть позже он, подобно Артуру Доуэлю, предложит ей в зеркале увидеть его невесту, на которой он женится, если получит согласие. А летом 1922 года Беляеву удается попасть в Гаспру в дом отдыха для ученых и писателей. Там ему сделали целлулоидный корсет и он смог наконец-то встать с постели. Этот ортопедический корсет стал его постоянным спутником до конца его жизни, т.к. болезнь до самой его кончины то отступала, то опять приковывала его на несколько месяцев к постели.

Как бы то ни было, а Беляев начал работать в уголовном розыске, а затем в Наркомпросе, инспектором по делам несовершеннолетних в детском доме в семи километрах от Ялты. Страна, посредством НЭПа, начала понемногу поднимать свою экономику, а значит и благосостояние страны. В том же 1922 году перед рождественским постом Александр Беляев обвенчался в церкви с Маргаритой, а 22 мая 1923 года они узаконили свой брак актом гражданского состояния в ЗАГСе.

Затем он вернулся в Москву, где устроился по специальности — юрисконсультом. В свободное время Беляев писал стихи, а в 1925 году в газете "Гудок" стала с продолжением публиковаться его первая повесть "Голова профессора Доуэля". За три года были созданы "Остров погибших кораблей", "Последний человек из Атлантиды", "Человек-амфибия", сборник рассказов.15 марта 1925 года у них родилась дочь Людмила.


АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ С ЖЕНОЙ МАРГАРИТОЙ И ПЕРВОЙ ДОЧКОЙ: смерть маленькой Людочки стала первым большим горем в семье фантаста

В июле 1929 года у Беляева родилась вторая дочь - Светлана, а в сентябре Беляевы уезжают в Киев, к теплу и более сухому климату.

Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Условия жизни в Киеве оказались лучше, а вот для творчества возникли препятствия - рукописи там принимали только на украинском языке, поэтому приходилось их пересылать в Москву или Ленинград.

1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от мененгита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 г. семья вернулась в Ленинград: незнание украинского языка сделало жизнь в Киеве невыносимой. Постоянные бытовые неурядицы мешали писать, и все же А.Беляев создает в эти годы пьесу "Алхимики...", роман "Прыжок в ничто".

1937 год коснулся и судьбы Беляева. Его, в отличие от многих его друзей и знакомых, не посадили. Но перестали печатать. Жить стало не на что. Он отправляется в Мурманск и устраивается бухгалтером на рыболовном траулере. Депрессия и невыносимая боль от корсета на удивление многих дают совершенно обратный результат — он пишет роман «Ариэль». Главный герой ставит опыты с левитацией: юноша становится способным летать. Беляев пишет о себе, точнее, о несбывшихся мечтах своей жизни.

Война застала семью в Пушкине. От эвакуации Беляев, который незадолго до этого перенес операцию на позвоночнике, отказался, а вскоре город оккупировали немцы.

АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ: любил дурачиться назло всем болезням

По официальной версии, фантаст умер от голода в январе 1942 года. Тело перенесли в склеп на Казанском кладбище — ждать очереди на захоронение. Очередь должна была подойти только в марте, а в феврале жену и дочь писателя угнали в плен в Польшу.

СВЕТА БЕЛЯЕВА: такой дочь писателя встретила войну

Здесь они и дождались освобождения советскими войсками. А потом их отправили в ссылку на Алтай, на долгие 11 лет.

Когда же они наконец смогли вернуться в Пушкин, бывший сосед передал чудом уцелевшие очки Александра Романовича. На дужке Маргарита обнаружила плотно навернутую бумажку. Она осторожно развернула ее. «Не ищи моих следов на этой земле, - писал ее муж. - Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль».

МАРГАРИТА БЕЛЯЕВА С ДОЧЕРЬЮ СВЕТОЙ: вместе прошли фашистские лагеря и советскую ссылку

Существует легенда, что тело Беляева из склепа вынесли и захоронили фашистский генерал с солдатами. Якобы генерал в детстве зачитывался произведениями Беляева и потому решил с честью предать его тело земле. По другой версии, труп просто закопали в общей могиле. Так или иначе, точное место захоронения писателя неизвестно.


Светлана Беляева

Впоследствии на Казанском кладбище в Пушкине была установлена памятная стела. Но могилы Беляева под ней нет.

Одна из версий смерти писателя связана с легендарной Янтарной комнатой. По словам публициста Федора Морозова, последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме. Никто не знает, что он собирался написать о знаменитой мозаике. Известно только, что Беляев еще до войны многим рассказывал о своем новом романе и даже цитировал знакомым некоторые отрывки. С приходом в Пушкин немцев активно заинтересовались Янтарной комнатой и спецы гестапо. Они, кстати, так и не смогли до конца поверить, что им в руки попала подлинная мозаика. А потому активно искали людей, которые располагали бы информацией по этому поводу. Не случайно два офицера гестапо ходили и к Александру Романовичу, пытаясь выведать, что ему известно об этой истории. Рассказал ли писатель им что-нибудь, или нет, не известно. Во всяком случае, никаких документов в архивах гестапо пока обнаружить не удалось. А вот ответ на вопрос, могли ли Беляева убить из-за его интереса к Янтарной комнате, кажется не таким уж сложным. Достаточно вспомнить, какая участь постигла многих исследователей, которые пытались отыскать чудесную мозаику.Может, он поплатился за то, что знал слишком много? Или погиб от пыток? Говорят также, что труп фантаста оказался обугленным. Смерть его также загадочна, как и его произведения.

Обстоятельства смерти «советского Жюля Верна» - Александра Беляева до сих пор остаются загадкой. Скончался писатель в оккупированном городе Пушкине в 1942 году, не очень понятно только, как и почему это произошло. Одни утверждают, что Александр Романович умер от голода, другие считают, что он не вынес ужасов оккупации, третьи полагают, что причину гибели писателя следует искать в его последнем романе.


Умирать - так вместе

Разговор с дочерью «советского Жюля Верна» мы начали с «дооккупационного» периода.

- Светлана Александровна, а почему вашу семью не эвакуировали из Пушкина до того, как в город вошли немцы?

У отца много лет был туберкулез позвоночника. Самостоятельно передвигаться он мог только в специальном корсете. Он был настолько слаб, что об отъезде не могло быть и речи. В городе была специальная комиссия, которая в то время занималась эвакуацией детей. Предлагал вывезти и меня, но и от этого предложения родители отказались. В 1940 году у меня начался туберкулез коленного сустава, и войну я встретила в гипсе. Мама часто повторяла тогда: «Умирать - так вместе!».

- По поводу смерти вашего отца до сих существует довольно много версий:

Папа умер от голода. В нашей семье не было принято делать какие-то запасы на зиму. Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты. А когда и эти припасы кончились, бабушке пришлось идти работать к немцам. Каждый день ей давали котелок супа и немного картофельной шелухи, из которой мы пекли лепешки. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу этого оказалось недостаточно.

- Некоторые исследователи полагают, что Александр Романович просто не вынес ужасов фашистской оккупации…

Не знаю, как все это переживал отец, но мне было очень страшно. Казнить без суда и следствия в то время могли любого. Просто за нарушение комендантского часа или по обвинению в краже. Больше всего мы волновались за маму. Она часто ходила на нашу старую квартиру, чтобы забрать оттуда какие-нибудь вещи. Ее могли бы запросто повесить, как квартирную воровку. Виселица стояла прямо под нашими окнами.

А правда, что немцы не дали вам с матерью даже похоронить Александра Романовича?

Папа умер 6 января 1942 года. Мама пошла в городскую управу, и там выяснилось, что в городе осталась всего одна лошадь, и нужно ждать очереди. Гроб с телом отца поставили в пустой квартире по соседству. Многих людей в то время просто засыпали землей в общих рвах, за отдельную же могилу нужно было платить. Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Гроб с телом положили в склеп на Казанском кладбище и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас.

Смерть рядом с «Янтарной комнатой»

Памятник фантасту на Казанском кладбище Царского Села стоит вовсе не на могиле писателя, а в месте предполагаемого его захоронения. Подробности этой истории раскопал бывший председатель краеведческой секции города Пушкина Евгений Головчинер. Ему в свое время удалось отыскать свидетельницу, присутствовавшую на похоронах Беляева. Татьяна Иванова с детства была инвалидом и всю жизнь прожила при Казанском кладбище.

Она-то и рассказала, что в начале марта 1942 года, когда земля уже стала понемногу оттаивать, на кладбище начали хоронить людей, лежавших в местном склепе еще с зимы. Именно в это время вместе с другими был предан земле и писатель Беляев. Почему она это запомнила? Да потому что Александра Романовича хоронили в гробу, которых в Пушкине к тому моменту осталось только два. В другом был погребен профессор Чернов. Татьяна Иванова указала и место, в котором были закопаны оба этих гроба. Правда, с ее слов выходило, что могильщик все-таки не сдержал своего обещания похоронить Беляева по-людски, он закопал гроб писателя в общий ров вместо отдельной могилы.

Куда более интересным кажется вопрос, отчего же все-таки умер Александр Беляев . Публицист Федор Морозов считает, что смерть писателя вполне могла быть связана с тайной Янтарной комнаты. Дело в том, что последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме. Никто не знает, что он собирался написать о знаменитой мозаике. Известно только, что Беляев еще до войны многим рассказывал о своем новом романе и даже цитировал знакомым некоторые отрывки. С приходом в Пушкин немцев активно заинтересовались Янтарной комнатой и спецы гестапо. Они, кстати, так и не смогли до конца поверить, что им в руки попала подлинная мозаика. А потому активно искали людей, которые располагали бы информацией по этому поводу. Не случайно два офицера гестапо ходили и к Александру Романовичу, пытаясь выведать, что ему известно об этой истории. Рассказал ли писатель им что-нибудь, или нет, не известно. Во всяком случае, никаких документов в архивах гестапо пока обнаружить не удалось. А вот ответ на вопрос, могли ли Беляева убить из-за его интереса к Янтарной комнате, кажется не таким уж сложным. Достаточно вспомнить, какая участь постигла многих исследователей, которые пытались отыскать чудесную мозаику.

P.S. Александр Беляев родился 4 (16) марта 1884 года в Смоленске, в семье православного священника. В детстве увлекался романами Жюля Верна и Герберта Уэллса, играл в путешествия по неведомым странам. Окончив в 1906 году Демидовский юридический лицей в Ярославле, занялся адвокатской деятельностью. В 1914 году оставляет юриспруденцию ради литературы и театра. Трижды был женат, в последний раз сочетался браком в 1923 году с Маргаритой Магнушевской, с которой и прожил до конца своих дней. Автор более 70 научно-фантастических и приключенческих произведений. Самые известные из них: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Властелин мира», «Продавец воздуха», «Звезда КЭЦ».

Беляев, Александр Романович

(4 марта 1884 - 6 января 1942) - Рус. сов. писатель, один из основоположников и ведущих авторов сов. НФ, мн. произв. к-рого вошли в золотой фонд детской НФ . Род. в Смоленске, в семье священника, был определен в Смоленскую духовную семинарию, из стен к-рой вышел стойким атеистом. Для продолжения обучения подписал контракт с театром смоленского Нар. дома, окончил Демидовский юридический лицей в Ярославле, одновременно получив муз. образование. Во время учебы в 1905 г. принимал участие в революционных выступлениях, позже выступал адвокатом по политич. делам, подвергался обыскам. По окончании лицея работал помощником присяжного поверенного в Смоленске, занимался журналистикой, печатал в "Смоленском вестнике" театр. рец., отчеты о концертах; путешествовал по Европе, посетив Италию, Швейцарию, Германию, Австрию, Францию. В 1914 дебютировал режиссером в театре. Первая худож. публикация - дет. пьеса-сказка "Бабушка Мойра" (1914). Серьезно заболев в молодости (костный туберкулез позвонков), Б. на всю жизнь остался полуинвалидом, годы провел в неподвижности, в гипсовом корсете. В 1922 г. он смог вернуться к активной жизни, работал инспектором по делам несовершеннолетних в Ялтинском уголовном розыске, воспитателем в дет. доме; в 1923 г. переехал в Москву, работал в Нар. комиссариате почт и телеграфа, затем юрисконсультом в Нар. комиссариате просвещения. Тяжелобольной, Б. умер от голода в осажденном фашистами г. Пушкине Ленинградской обл.

НФ тв-во Б., нервное и неровное (какой была жизнь самого автора), оставило яркий след в отечественной НФ лит-ре, лучшие его образцы на долгие годы превратились в классику сов. НФ. В них удачно сочетаются оригинальные НФ гипотезы и идеи, увлекательный приключенческий или детективный сюжет, романтический пафос. Дебютом писателя в НФ стал р-з "Голова профессора Доуэля" (1925), позднее переработанный в роман - "Голова профессора Доуэля" (1937; 1938 ); герой - гениальный ученый -хирург - открывает способ продолжить жизнь мозга после смерти тела и сам становится первым мучеником-"подопытным" собственной методики; экранизирован. Ценность романа не в конкретных хирургических рецептах (к-рых попросту нет), а в смелом задании науке : мозг должен продолжать мыслить независимо от тела. Идею бессмертия человеческого духа Б. еще раз высказал в р-зе "Хойти-Тойти" (1930) из цикла "Изобретения профессора Вагнера"; научные достижения героя цикла - эксцентричного ученого - всегда находятся на грани возможного, а иногда откровенно сказочны: полная реконструкция собственного тела, позволяющая вообще забыть про усталость - в р-зе "Человек, который не спит" (1926), пересадка мозга погибшего коллеги в череп слона - в "Хойти-Тойти", овладение тайной проницаемости веществ - в "Госте из книжного шкафа" (1926); р-з "Ни жизнь, ни смерть" (1926) посвящен проблеме анабиоза и неизбежным соц. последствиям его повсеместного применения.

Во мн. лучших книгах Б. проводится мысль о преодолении человеком границ, положенных ему биол. эволюцией , о раскрытии в нем сверхчеловека (мысль, неудивительная для автора-инвалида, особенно остро ощущавшего собственную беспомощность). Герой первого романа писателя Б., "Властелин мира" (1929 ), изобретает "машину внушения", рассчитывая завоевать весь мир, но, внушив самому себе "неагрессивную индивидуальность", забывает о прошлом и о своих грандиозных планах. В одном из самых поп. романов Б., "Человек-амфибия" (1928; 1928 ), описана романтическая и трагическая история юноши, получившего (в результате операции, проведенной еще одним гениальным хирургом) способность жить в океане , но оказавшегося совершенно неспособным к "земной" жизни; экранизирован (см. "Человек-амфибия" ). Популярность (и неизбежные нападки критиков) принес роману не только увлекательный сюжет: одним из первых в НФ Б. задумался о грядущей биол. революции с ее легко предсказыемым моральным вызовом человечеству (роль подходящей случаю генной инженерии в романе с успехом выполнила более знакомая широкому читателю хирургия). Не принес счастья фантаст. мед. эксперимент (на сей раз трансформация великого кинокомика-карлика в записного красавца) и герою романа "Человек, потерявший лицо" (1929; 1958 ); существенно переработанный, роман переиздан как "Человек, нашедший свое лицо" (1940 ) - фактически, самостоятельное произв., в к-ром изменение сюжета потребовало усложнения психол. плана, с чем автор успешно справился. В последнем (и, по мнению мн. критиков, лучшем) романе Б. - "Ариэль" (1941 ) - юный герой получает и вовсе сказочную возможность: летать одним усилием мысли; даже и не пытаясь как-то научно обосновать чудесную сверхспособность, Б. своим романом-завещанием создал гимн свободному человеку, не связанному физ. ограничениями.

Др. НФ книги Б. конца 1920-х гг. представляются менее удачными. Фантаст. "кинор-з" "Остров погибших кораблей" (1926) - типичное для массовой лит-ры той поры сочетание мелодрамы, авантюрного боевика с погонями и стрельбой, а также богатого познавательного материала о жизни океана ; неудачно экранизирован в жанре мюзикла в 1987 г. В повести "Последний человек из Атлантиды" (1926) писатель попытался реконструировать жизнь гипотетической цивилизации (в осн., используя поп. книгу Р.Девиня "Атлантида, исчезнувший материк" ), наполнив обычные для лит-ры такого рода экзотические описания "соц. содержанием", избрав центром сюжета восстание рабов; вместе с "Островом погибших кораблей" объединена в один том - сб. "Остров Погибших Кораблей. Последний человек из Атлантиды" (1927 ). В сб. "Борьба в эфире" (1928 ) включены одноим. авантюрно-пародийный роман и повесть "Вечный хлеб", посвященная поиску выхода из продовольственного кризиса, причем высказана мысль об опасности неконтролируемого использования искусственных микроорганизмов. "Борьба в эфире" представляет собой своеобразный каталог фантаст. изобретений и открытий , мн. из к-рых до сих пор остаются нерешенными науч. проблемами; по нек-рым свидетельствам, в годы "холодной войны " ЦРУ проявляло повышенный интерес к книге (одной из немн. переведенных на англ. яз. и ставшей библиограф. редкостью), как к единственному в сов. НФ описанию войны между СССР и США. Две малоудачные повести - "Золотая гора" (1929 ) и "Продавец воздуха" (1929) также посвящены изобретениям и открытиям : герой первой обещает освободить и использовать ядерную энергию , а герой второй создает "метеорологическую бомбу" (сосуд, начиненный "сверхплотным" воздухом) и пытается торговать земным воздухом с жителями Марса , грозя вызвать глобальную катастрофу ; экранизирована для телевидения в 1967 г. В последнем произв. уже явственно звучит мотив "всемирного заговора капиталистов против человечества", диктовавшийся известной политич. ситуацией в стране.

Поздние НФ произв. Б., за исключением "Ариэля" , не идут ни в какое сравнение с его ранними книгами. Свою роль сыграло как постоянно ухудшавшееся здоровье, так и все более агрессивная критика, ополчившаяся на "беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства"; последнее обстоятельство приводило ко все большей изоляции "классика сов. НФ" от его читателя (следы внешней и внутренней цензуры особенно заметны на переизд. ранних романов). В "Подводных земледельцах" (1930; 1958 ) продолжена мысль о необходимости использования богатств океана , впервые высказанная в "Человеке-амфибии" : герои строят подводный дом, в котором можно длительное время жить и работать, собирая обильный урожай с подводных плантаций. О тучах, сгущавшихся над Б. и всей сов. НФ, свидетельствуют самые неудачные книги писателя - "Лаборатория Дубльвэ" (1938; 1964 ), "Под небом Арктики" (1936-37 - "Пленники огня", "Подземный город"; 1938-39), "Чудесное око" (укр. 1936 ; рус. 1956 ); все изд. последнего романа на рус. яз. фактически были переводом с укр. (рукописи погибли во время войны). Утопические картины социалистического близкого будущего в этих произв. откровенно скучны, над всем доминирует техника, а людям остается лишь нажимать кнопки умных аппаратов и выступать в роли экскурсоводов. Повести "Земля горит" (1931) и "Замок ведьм" (1939) представляют собой политически "актуальный" отклик на "великие преобразования в сов. деревне".

Относительной удачей (да и то не лит., а скорее популяризаторской) следует считать романы Б., посвященные освоению. космоса . Этому способствовала личная дружба писателя с К.Циолковским , к-рому Б. посвятил очерк "Гражданин эфирного острова" (1930). Роман "Прыжок в ничто" (фрагм. 1933 - "Стормер-сити"; 1933 ) повествует о полете на Венеру и встрече с местной внеземной жизнью ; резко раскритикованный известным популяризатором космонавтики Я.И.Перельманом, роман, тем не менее, получил одобрительный отзыв самого К.Циолковского . Основоположник космонавтики также высоко оценил др. романы Б., слабые в худож. отношении, но научно обоснованные, - "Воздушный корабль" (1934-35; 1964 ), "Звезда КЭЦ" (1936; 1940 ); в основе обоих лежат идеи К.Циолковского - цельнометаллический дирижабль и орбитальная космич. станция, соответственно. В романе "Небесный гость" (1937-38) дано одно из первых в сов. НФ описание межзвездного путешествия, ставшего возможным благодаря сближению Солнечной системы с др. звездой .

НФ р-зы и повести Б. включены в прижизненные сб. - "Голова профессора Доуэля" (1926 ), "Борьба в эфире" (1928 ); в дальнейшем неоднократно переизд.; практически все гл. произв. писателя включены в Собр. соч. в 8 тт. (1963 -64 под ред. Б. Ляпунова ) и в Собр. соч. в 5 тт. (1983 -85 - под ред. С. А. Беляевой и А. Бритикова ). Среди р-зов выделяются: навеянный циклом Э. Берроуза о Тарзане "Белый дикарь" (1926), в к-ром мир естеств. природы противопоставляется "джунглям" небоскребов; "Сезам, откройся!" (1928 - под псевд. А. Ром) - практически первое в рус. НФ произв. о машинах-роботах ; "Мистер Смех" (1937), в к-ром обсуждаются возможности точных наук в деле исследования таких тонких материй, как эмоции человека.

Б. известен также как страстный публицист, защитник молодой сов. НФ, чьи статьи - "Создадим советскую научную фантастику" (1934), "Золушка" (1938), "Иллюстрация в научной фантастике" (1939) - и спустя десятилетия не потеряли своей актуальности. Отклик Б. на известную книгу Г.Уэллса - публицистический очерк "Огни социализма, или Господин Уэллс во мгле" (1933) - предварил личную встречу двух фантастов (во время второго визита Г.Уэллса в Ленинград в 1934 г.).

Вл. Б.

Соч. Б. выдержали в СССР мн. десятки переизд. Ниже приведены сб., выходившие до выхода Собр. соч. в 8 тт.:

"Избранные научно-фантастические произведения" в 2-х тт. (1957 ),

"Избранные научно-фантастические произведения" в 3-х тт. (1958 ),

"Властелин мира" (1958 ; др. состав - 1959 ),

"Остров Погибших Кораблей" (1958 ; др. состав - 1959 ),

"Звезда КЭЦ" (1959 ; др. составы - 1959 , 1960 ),

"Последний человек из Атлантиды" (1959 ),

"Человек-амфибия" (1959 ; др. состав - 1961 ).

Б.Ляпунов "Александр Беляев" (1967).

Дополнительные материалы

Вл. Гаков. Подвиг

Беляев, Александр Романович

(1884-1942) - видный писатель, один из основоположников и классиков советской фантастической литературы; автор произведений, составивших золотой фонд отечественной фантастики и детской литературы - "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Ариэль" и мн. др.

Жизни и творчеству Б. множество статей, в т. ч. - кн. Б. В. Ляпунова "Александр Беляев" (Более подробно см. библиогр. указ. "Александр Беляев". Библиогр. 1997. 2. С. 64-71), его романы и повести регулярно переиздаются.

Важную роль в период становления советской НФ литературы сыграли и критические статьи Б.; в ряде публикаций (в частности в ст. "Создадим советскую научную фантастику") писатель попытался сформулировать значение и художественные функции НФ в новом обществе; отстаивая тщательно искореняемую соцреалистической идеологией "литературу мечты", Б. с грустью писал в знаменитой статье "Золушка": "Судьба советской научной фантастики похожа на судьбу сказочной Золушки - у обеих двойная жизнь: блестящий выезд на бал и унылое существование нелюбимой падчерицы, сидящей в затрапезном платье, в темном углу кухни" (1938); одним из первых поднимал вопросы и иллюстрирования НФ произведений (ст. "Иллюстрация в научной фантастике"); в то же время зачастую рассматривал НФ с точки зрения популяризации научных знаний, что, однако, не умаляет значения критических выступлений Б. в непростой период истории советской литературы.

Библиография:

1. Аргонавты Вселенной // Дет. лит. - 1939. - № 5. - С. 55.

2. "Арктания": [Рец. на роман Г. Гребнева] // Там же. - 1938. - № 18-19.

3. "Золушка". О научной фантастике в нашей литературе // Лит. газ. - 1938. - № 27, 15 мая; То же // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - № 5. - С. 2.

4. Застрельщики новых открытий // Чырвоная Змена. - Минск, 1937. - № 94.

5. Иллюстрация в научной фантастике // Дет. лит. - 1939. - № 1. - С. 61-67.

6. О моих работах // Там же. - 1939. - № 5. - С. 23-25.

7. О научно-фантастическом романе и книге Г. Адамова "Победители недр" // Там же. - 1938. - № 11. - С. 18-22.

8. Послесловие к роману "Человек-амфибия" // Вокруг света. - М., 1928. - № 13. - С. 200-202.

10. Создадим советскую научную фантастику // Дет. лит. - 1938. - № 15-16. - С. 1-8.

11. Фантастика и наука: Очерк // Беляев А. Борьба в эфире: Сб. - М.-Л.: Мол. гвардия, 1928. - С. 309-323.

Лит.: Беляева С. А. "Звезда мерцает за окном..." // Фантастика-84. - М.: Мол. гвардия, 1984. - С. 312-347; Ляпунов Б. Александр Беляев: Крит.-биогр. очерк. - М.: Сов. писатель, 1967. - 159 с.

Беля ев, Александр Романович


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Беляев, Александр Романович" в других словарях:

    Русский советский писатель. Один из основоположников советской научно фантастической литературы. Его книги посвящены проблемам науки и техники будущего: «Голова профессора… … Большая советская энциклопедия

    - (1884 1942) русский писатель. Научно фантастические произведения: Голова профессора Доуэля (1925), Человек амфибия (1928), Звезда КЭЦ (1936) и др … Большой Энциклопедический словарь

    Беляев, Александр Романович - БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884 1942), русский писатель. Научно фантастические романы: Голова профессора Доуэля (1925), Человек амфибия (1928), Звезда КЭЦ (1936) и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Беляев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Беляев, Александр. Александр Романович Беляев … Википедия

    - (1884 1942), русский писатель. Научно фантастические произведения: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Человек амфибия» (1928), «Звезда КЭЦ» (1936) и др. * * * БЕЛЯЕВ Александр Романович БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884 1942), русский писатель.… … Энциклопедический словарь

    БЕЛЯЕВ Александр Романович - (1884—1942), русский советский писатель. Научно фантастич. и приключенч. ром. «Голова профессора Доуэля» (1925, нов. ред. 1937), «Человек амфибия», «Борьба в эфире» (оба — 1928), «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо»,… … Литературный энциклопедический словарь

Александр Романович Беляев (1884-1942) - русский писатель, один из основоположников отечественного научно-фантастического романа; с 1942 по 1965 Александр Беляев не издавался.

Известные произведения Беляева: романы "Голова профессора Доуэля" (1925), "Человек-амфибия" (1928), "Властелин мира" (1929), "Борьба в эфире" (1928), "Прыжок в ничто" (1933), "Звезда КЭЦ" (1936), "Чудесное око" (1935), "Лаборатория Дубльвэ" (1938), "Под небом Арктики" (1938) и др.

Сын священника, учился в духовной семинарии, затем на юридическом факультете университета и одновременно в консерватории. Некоторое время работал в театре под руководством К.С.Станиславского, был присяжным поверенным, милиционером, скрипачом в цирковом оркестре, заведующим библиотекой, театральным декоратором, редактором городской газеты, воспитателем детского дома и юрисконсультом.

Печатался с 1910. С середины 1920-х годов, заболев туберкулезом позвоночника, занимался исключительно литературной деятельностью, став одним из основоположников жанра научной фантастики в отечественной литературе. В 1925 были опубликованы первый рассказ Беляева Голова профессора Доуэля (1925; переработан в роман в 1937) и его первая повесть Последний человек из Атлантиды. Эти и последующие произведения Беляева неизменно выходили за пределы специфически-научных прозрений к острым проблемам социального бытия, ответственности ученого и судеб гуманистических ценностей в технологизированном мире, населенных яркими и необычными людьми, увлекающих динамичным развертыванием авантюрно-приключенческого сюжета, впечатляющими картинами прошлого и будущего, проникнутых теплым юмором. Таковы, в частности, романы Остров погибших кораблей (1926; окончательная редакция 1937), Над бездной (1927), Вечный хлеб, в котором несправедливо устроенное общество делает изобретение ученого причиной всемирной катастрофы; Человек-амфибия, Борьба в эфире (все 1928), Продавец воздуха, Властелин мира (оба 1929), в которых ученые пытаются сделать свои изобретения орудиями власти или наживы; Прыжок в ничто (1933), живописующий бегство супербогачей в космическое пространство от торжествующего на планете Земля коммунизма; Ариэль (1941) – о человеке, способном летать, как птица.

АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ С ЖЕНОЙ МАРГАРИТОЙ И ПЕРВОЙ ДОЧКОЙ

Черты памфлета, утопии и антиутопии сочетаются в произведениях Беляева с плодотворными научно-техническими предвидениями (многие из которых уже сбылись), в частности, в романах: Подводные земледельцы (1930), Чудесное око (1935), Звезда «КЭЦ» (1936; посвящена К.Э.Циолковскому), Лаборатория Дубльвэ и Под небом Арктики (оба 1928). Светлую тональность творчеству Беляева придает не только технократический оптимизм, но и свойственный определенному пласту отечественной литературы 1920–1930-х годов (А.С.Грин, П.Д.Коган) романтический настрой, планетарная масштабность мировосприятия, просветительская идеализация человека и мощи его фантазии, разума и воли.

Беляев оставил также сценарий фильма Когда погаснет свет, цикл очерков о деятелях русской науки, статьи по теории научно-фантастического жанра. Долголетней популярностью пользуется созданный по одноименному роману Беляева художественный фильм Человек-амфибия (1962; реж. Г.С.Казанский, В.А.Чеботарев).

Он родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в смоленскую духовную семинарию. В 1901 году Александр окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

По окончании (в 1906 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 году он возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев с помощью знакомых перебрался с семьёй в Москву (1923), где он устроился на работу юрисконсультом. Там он начал серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание - сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 году публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесное око», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они, в основном, в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 года А. Беляев передаёт рукопись своего романа «Земля горит» в редакцию ленинградского журнала «Вокруг света».

В 1932 году он живет в Мурманске (источник газета «Вечерний Мурманск» от 10.10.2014). В 1934 году он встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала «Вокруг света». В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света». В 1938 году опубликовал статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода. Был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. Из книги Осиповой «Дневники и письма»: «Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде „Человек-Амфибия“, замерз от голода у себя в комнате. „Замерз от голода“ - абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают от голода, что не в состоянии подняться и принести дров. Его нашли уже совершенно закоченевшим…»

Оставшиеся в живых жена писателя и дочь Светлана были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года. После окончания войны жена и дочь Александра Романовича, как и многие другие граждане СССР, оказавшиеся в немецком плену, были сосланы в ссылку в Западную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет. Дочь замуж не выходила.

Место захоронения Александра Беляева достоверно неизвестно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса