Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

7 глаголов 2 спряжения. Спряжение глагола. Правильно: почему он плачет

На вопрос Глаголы исключения 2 спряжения заданный автором Невролог лучший ответ это



Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на "-ить",

А ещё: "смотреть", "обидеть",


И "зависеть" и "вертеть".

Ответ от Наталья Рахимова [новичек]
А так брить стелить дышать и видеть


Ответ от Лена худякова [новичек]
Чтобы легче запомнить, можно выучить стишок.
Гнать, дышать, держать, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть.
И зависеть, и терпеть.
А еще смотреть, вертеть.
Вот тебе и глаголы - исключения


Ответ от Досоветский [новичек]
ко второму спряжению относятся Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.
Семь глаголов на -еть, и четыре на -ать (см. стихотворение) .
Некоторые другие глаголы -ать (-ять) , у которых ударение падает на окончания, например лежать - он лежит, стоять - мы стоим.
Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения: Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на "-ить",
Кроме слов "стелить" и "брить".
А ещё: "смотреть", "обидеть",
"Слышать", "видеть", "ненавидеть",
"Гнать", "дышать", "держать", "терпеть"
И "зависеть" и "вертеть".


Ответ от Впросак [новичек]
ко второму спряжению относятся Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.
Семь глаголов на -еть, и четыре на -ать (см. стихотворение) .
Некоторые другие глаголы -ать (-ять) , у которых ударение падает на окончания, например лежать - он лежит, стоять - мы стоим.
Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения: Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на "-ить",
Кроме слов "стелить" и "брить".
А ещё: "смотреть", "обидеть",
"Слышать", "видеть", "ненавидеть",
"Гнать", "дышать", "держать", "терпеть"
И "зависеть" и "вертеть".
выучи

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
    • проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
  • Развивающие:
    • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
  • Воспитательные:
    • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений) , стихотворные способы запоминания (зрительные опоры) , карточки с заданиями.

Доска:

Смотр. т вид. т:

дело лихо,

Бьётся лебедь средь зыбей…

К морю лишь подхoд . т он.

Вот и слыш . т , будто стон…

Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.

подходить
слышать
смотреть
видеть

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)

3. Словарная работа

– Кто о себе так заявляет?

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

– Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.

* Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.

отв . рить – вaрка
отт . чить – тoчит
отб. жать – бег
отн. сти – нёс

– Где находится безударные гласные? (В корне).

– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).

– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал ”, “что делает ”, “что будет делать ”).

– Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования) . Перечисли их общие черты.

– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив ).

– Что это за форма глагола? Какова её роль?

1) инфинитив + “буду ” = будущее время;

2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь) ;

3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать и : -ить (II) , -еть (I) .

4. Постановка проблемы

– Прочитаем стихотворение-шутку:

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить ,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить .

– В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.

(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).

– Закончили? Проведём самопроверку по правилам.

5. Открытие детьми темы урока

– Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил .

– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.

6. Знакомство с правилом

– Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.

К морю лишь подхoд . т он,

Вот и слыш . т , будто стон…

Смотр. т вид. т : дело лихо,

Бьётся лебедь средь зыбей…

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

подходить

подхoдишь

подходят

смотреть

смотрешь

смотрят

-ишь

-ют

слышать

слышет

слышут

видеть

Видешь

видят

-ит

-ат

-ишь

-ют

– Проведём самопроверку по правилам.

– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений) .

– Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:

7. Физкультурная пауза

– Закрываем глаза, заучиваем.

(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).

Помощь в стихах

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “ ” – спрягать нельзя.

– В этих глаголах мы пишем лишь: “ (ты видишь , он видит и видят они)

Весёлые рифмы

Как начнёшь меня ты гнать ,
Перестану я дышать ,
Перестанут уши слышать ,
Ну а руки – всё держать .
На меня начнёшь смотреть ,
Будешь ты меня вертеть
Буду всё равно терпеть ,
Буду от тебя зависеть ,
Раз ты смог меня обидеть .
Буду я тебя не видеть ,
А открыто ненавидеть .

8. Первичное закрепление

Жизнь полна обязательств: и на работе, и дома нам часто приходится говорить о том, что кто-то должен или должен был что-то сделать. Но как сказать об этом по-английски? Сегодня мы рассмотрим несколько разных слов со значением долженствования, обсудим их грамматические "подводные камни", а также выясним, чем они друг от друга отличаются и в каком случае их лучше применить.

Ну что ж, начнем!


1. Must

Транскрипция и перевод: / [маст] - должен

Значение слова: Означает крайнюю степень долженствования: обычно потому что существуют определенные законы или правила.

Употребление:

Например: Ты должен (must ) иметь пропуск, если хочешь пройти в здание. Мы должны (must ) ехать по этой стороне дороги.

Обратите внимание, после must никогда не бывает to !

Примеры :

Отрицание must создает строгий запрет:

You mustn"t talk to your mother like that.
Ты не должен так разговаривать со своей матерью.

We mustn"t discuss this.
Нам нельзя это обсуждать.

Must - неправильный глагол. Его прошедшее время будет тоже must. Но так как его просто перепутать с настоящим, то для обозначения долженствования в прошлом используются другие слова: например, have to.

Подробнее о глаголе must читайте в нашей статье .

2. Have to

Транскрипция и перевод: / [хэв ту:] - должен, вынужден, пришлось

Значение слова: have to означает "вынужденное" долженствование под давлением обстоятельств и часто против нашего желания.

Употребление:

Например: К сожалению, я вынужден (have to ) сообщить плохую новость. Мне пришлось (had to ) отменить поездку из-за болезни.

После have всегда должно быть to !

Примеры :

I have to go now, I promised to be on time.
Я должен идти, я обещал быть вовремя.

I have to read all these reports until tomorrow... oh, God, I"m so tired.
Мне придется прочесть все эти отчеты до завтра... о, Боже, как я устал.

Отрицание have to имеет значение "не обязан", когда обстоятельства не принуждают к совершению действия.

He"s your boss, not your nanny; he doesn "t have to help you.
Он твой босс, а не нянька, он не обязан тебе помогать.

Самое главное преимущество have to состоит в том, что это слово изменяется по всем временам. Как и в случае с обычным have в значении "иметь", have to имеет прошедшую форму had to .

Tom was in trouble, I had to help him.
Том был в беде, я должен был ему помочь!

My car is being repaired. I will have to take a taxi.
Мою машину чинят. Мне придется взять такси.

Наконец, вопросы с have to задаются как с обычным "have ": то есть, с помощью do/did /will и так далее:

Do you have to do it today? Can"t it wait until tomorrow?
Тебе обязательно делать это сейчас? Оно не может подождать до завтра?

Did you have to re-write the whole paper?!
Тебе пришлось переписать всю работу?!

Will I have to notify you in advance?
Надо ли мне будет вас уведомить заранее?

Подробнее о глаголе have to читайте в нашей статье .

3. Should

Транскрипция и перевод: [ʃʊd ] / [шуд] - следует, нужно (бы), надо, стоит, стоило бы.

Значение слова: Используется, когда мы критикуем или даем совет: т.е. когда мы подсказываем кому-то наилучший курс действий. Это гораздо более мягкое долженствование, чем must. Цель should - дать рекомендацию, сказать, как лучше.

Например: Джону стоило бы (should ) походить в спортзал, раз у него сидячая работа. Тебе не стоит (shouldn "t ) так отзываться о Джейн: она хорошая.

Обратите внимание: после should никогда не бывает to !

Примеры :

We should wrap up this business now: we may not have time tomorrow.
Нам следует закончить с этим делом сейчас: завтра у нас может не быть времени.

I think you should forget about this idea.
Я думаю, тебе следует забыть об этой идее.

Отрицание от should поможет нам сказать, чего делать не следует или не стоит:

I shouldn"t tell him anything until the situation is resolved.
Мне не стоит ничего ему говорить, пока ситуация не разрешится.

Вопрос задается необычным образом: без do.

Should I tell him now or should I wait?
Стоит мне сказать му сейчас или надо бы подождать?

Should you eat so much right after the operation?
Следует ли тебе столько есть сразу после операции?

От should можно образовать прошедшее время. Но и здесь он ведет себя странно: прошедшее время от should - это should have . Он имеет значение "следовало сделать (но сделано не было)" и отлично подходит для того, чтобы давать советы задним числом и анализировать ошибки прошлого:).

Внимание! После should have используется третья форма глагола!

The bus has just left! We should have come out sooner.
Автобус только что уехал! Нам следовало выйти раньше.

You should have asked me for advice!
Тебе надо было спросить у меня совета!

Кроме того, сама формула "should have " никогда никак не меняется! Никаких "shoulds have" или "should has"!

He should have been more careful.
Ему надо было быть аккуратнее.

She shouldn "t have thrown away the warranty.
Не стоило ей выкидывать гарантийный талон.

Подробнее о глаголе should читайте в нашей статье .

4. Ought to

Транскрипция и перевод: [ɔːt tuː ] / [о:т ту:] - следует, нужно (бы)

Значение слова: Как и should, ought to используется, чтобы указать на наилучший план действий в той или иной ситуации. Отличие заключается в том, что ought to - более официальное слово, характерное для формальной речи и письменного английского.

Употребление:

Например: Нам следует (ought to ) поторопиться, а то мы можем не успеть. Тебе бы следовало (ought to ) обновить гардероб: этому свитеру семь лет.

to !

Примеры :

We ought to write a complaint about it.
Нам нужно бы написать про это жалобу.

He ought to apologize.
Ему следует извиниться.

Если мы хотим сказать отрицание ("не следует"), то это ought not to .

He ought not to be late.
Ему не следует опаздывать.

They ought not to allow such a thing.
Им не следует допускать таких вещей.

Подробнее о глаголе ought to читайте в нашей статье .

5. Be to

Транскрипция и перевод: [biː tuː ] / [би: ту:] - должен

Значение слова: Обозначает долженствование по правилам поведения или в виду той или иной договоренности, обещания и т.д. В отличие от must, be to ясно указывает на предварительный уговор - то, что было заранее устроено и согласовано.

Употребление:

"Be" в этом слове - это обычный "be " в значении "быть" и меняется он соответствующим образом! Например: Я позвонил Бобу - он должен (he is to ) встретить нас. Мы же договорились, что ты должен (you are to ) помочь мне с проектом!

Обратите внимание: у этого слова есть "встроенный" to , который нельзя забывать!

Примеры :

I am to be at work at 9 AM.
Я должен быть на работе в 9 утра.

We are to find a solution as soon as possible. It"s our job.
Мы должны найти решение как можно скорее. Это наша работа.

Прошедшее время будет was to :

John was to send me the documents but he didn"t! The boss will be so angry at him...
Джон должен был прислать мне документ, но не сделал этого! Ох, как босс будет зол на него...

We were to meet at 6 PM but he didn"t come.
Мы должны были

Подробнее о глаголе be to читайте в нашей статье .

6. Be supposed to

Транскрипция и перевод: [biː səˈpəʊzd tuː ] / [би: сэп`оузд ту:] - быть должным

Значение слова: Как и be to , supposed to означает долженствование по правилам поведения или по предварительному уговору. Отличается он только тем, что звучит менее официально и больше характерен для разговорной речи.

Употребление:

Например: По работе я должен (I am supposed to ) вести переговоры с клиентами. Фрэнк должен был (Frank was supposed to ) стать руководителем отдела, но его перевели в другой филиал.

Обратите внимание: у этого слова есть "встроенный" to !

Примеры :

I am supposed to be at work at 9 AM. I promised.
Я должен быть на работе в 9 утра. Я обещал.

We"re not supposed to be at the office at night.
Мы не должны быть в офисе ночью.

Прошедшее время будет was supposed to :

We were supposed to meet at 6 PM but he didn"t show up.
Мы должны были встретиться в 6 вечера, но он не пришел.

Harry was supposed to supervise the project but he got sick, so I do it instead.
Гарри должен был руководить проектом, но он заболел, так что вместо него это делаю я.

7. Have got to

Транскрипция и перевод: / [хэв гот ту] - должен, вынужден

Значение слова: Означает "вынужденное" долженствование под давлением обстоятельств - прямо как have to . Отличие состоит в том, что это слово менее формально.

Употребление:

Например: Извини, но я вынужден (have got to ) уже пойти, до скорого! Это трудно, но ты должен (have got to ) привыкнуть.

Обратите внимание: у этого слова есть "встроенный" to , который нельзя забывать!

Примеры :

I have got to make a decision now.
Я должен принять решение сейчас.

The last train has just left. We have got to go on foot.
Последний поезд только что ушел. Нам придется идти пешком.

Часто have got to сокращается до "ve gotta (/[в г`отэ]):

I"ve gotta make a decision now.
Я должен принять решение сейчас.

Sorry, I"ve gotta go, bye!
Извини, я должен идти, пока!

О gotta и других подобных сокращениях читайте в этой статье .

Ну вот, теперь вы не только сможете рассказать обо всех оттенках долга, но и дать кому-то совет или запретить что-то делать! :) Надеюсь, статья была полезной и интересной!

Задание на закрепление

Переведите следующие предложения на английский язык. Свои ответы оставляйте в комментариях под статьей.

1. Ты не должен спать на рабочем месте!
2. Придется оставить машину здесь - на парковке нет свободных мест.
3. Ох, не надо было мне есть столько острой пищи!
4. Нам бы следовало заказать такси: не хочу идти в такую погоду.
5. Мы обо всем договорились: Бен подвезет нас к аэропорту.
6. Бэн должен был подвезти нас к аэропорту! Ну и где он?!
7. Нам не следует приходить без приглашения.
8. Я не хочу есть брокколи, но должен.
9. Тебе придется завтра позвонить боссу и объяснить все.

Все глагольные формы делятся на две группы: личные (verbum finitum) и неличные, или именные (verbum infinitum). Личные формы соотносят действие с лицом,его производящим,это формы спрягаемые. Неличные формы не имеют лица.

К ним относятся причастия (participia, gerundivum), отглагольные имена (supinum,gerundium), инфинитивы (infinitivi).

Латинский глагол имеет категории:

    Лица (persona): 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо.

    Числа: единственное (singularis – sg.) и множественное (pluralis – pl.).

    Времени (6) (praesens (настоящее)

    Наклонение (modus):

Личные формы глагола имеют три наклонения:

    изъявительное (indicativus),

    сослагательное (conjunctivus),

    повелительное (imperativus).

    Залог (genus):действительный (genus activum) и страдательный (genus passivum)

Спряжение (conjugatio)

Спряжения: все глаголы делятся на четыре спряжения. Принадлежность к спряжению определяется по окончанию основы инфекта.

Спряжения

Окончание основы инфекта (наст. вр.)

Инфинитив =

основа инфекта +

-āre (signare, dare)

-ēre (docere, miscere)

    согласный, -ŭ

-ĕ-re (solvere, diluere, recipere)

-īre (audire, finire)

Словарная форма глаголов в учебнике

В отличие от обычных полных словарей латинского языка в учебных словарях для студентов-медиков глагол дается в сокращенной словарной форме: полная форма 1-го лица ед. ч. настоящего времени изъявительного накло­нения действительного залога (окончание -о), затем ука­зывается окончание инфинитива - re вместе с предшест­вующей гласной, т. е. три последние буквы инфинитива. В конце словарной формы цифрой отмечается спряжение, напр.:

solvo, ere III растворять

diluo, ёге III разводить, разбавлять

finio, ire IV заканчивать

Инфинитив

Инфинитив - неопределенная форма. Чтобы правиль­но выделить основу и определить по ее конечному звуку, к какому из четырех спряжений относится тот или иной глагол, надо знать (помнить) инфинитив этого глагола. Инфинитив - исходная форма глагола; она не изменяет­ся по лицам, числам и наклонениям. Признак инфини­тива во всех спряжениях - окончание -re. В I, II и IV спр. оно присоединяется непосредственно к ос­нове, а в III спр. - посредством соединительного гласно­го - ĕ -.

Образцы инфинитива глаголов I- IV спряжений

I спряжение sterilisa-re стерилизовать

II спряжение misce-re смешивать

IV спряжение fini-re заканчивать

III спряжение solv-e-re растворять

dilu-e-re разбавлять, разводить

Личные окончания

8. Изъявительное наклонение глагола

(indicativus)

В отличие от императива и конъюнктива оно обозначает действие без выражения какого бы то ни было отношения к сообщаемому.

Настоящее время

Praesens Indicativi

Индикатив образуется путем присоедине­ния к основе глагола настоящего времени личных оконча­ний действительного или страдательного залога. Эти окончания в I, II и IV спр. (в ед. ч.) присоединяются непо­средственно к основе глагола. В III спр. в ед. ч. окончание добавляется к основе глагола с помощью соединительно­го гласного -i-, а во мн. ч. III и IV спр. - с помощью со­единительного гласного -u-.

основа инфекта + + ЛО

Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи. В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
  • тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить) ;
  • всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть) .

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть) ;
  • четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать) .

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные) , которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные) .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Яблочный джем: рецепт на зиму в домашних условиях
Варенье из персиков: рецепт
Свиной карбонад в духовке