Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Типы темперамента по шелдону. Теория У. Шелдона

Концепция темперамента, выдвинутая У. Шелдоном весьма популярна. В основе представлений Шелдона, чья конституциональная типология близка к концепции Кречмера, лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, выступающий его функцией. Но эта зависимость замаскирована благодаря сложности нашего организма и психики, и потому раскрыть связь между физическим и психическим возможно при выделении таких физических и психических свойств, которые в наибольшей степени демонстрируют подобную зависимость.

У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, которые он описал, пользуясь специально разработанной фотографической техникой и сложными антропометрическими измерениями. Оценивая каждое из 17 выделенных им измерений по 7-балльной шкале, автор пришел к понятию соматотипа (типа телосложения), который можно описать с помощью трех основных параметров. Заимствуя термины из эмбриологии, он назвал данные параметры следующим образом: эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия. В зависимости от преобладания какого-либо из них (оценка в 1 балл соответствует минимальной интенсивности, 7 баллов - максимальной).

У. Шелдон выделил следующие типы телосложения.

1. Эидоморфный (7-1-1). Название связано с тем, что из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, а у людей такого типа как раз наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое,с избытком жировой ткани.
2. Мезоморфный (1-7-1). У представителей данного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стройное крепкое по функциям определенных органов тело: противоположное мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Мезоморфный тип обладает большой психической устойчивостью и силой.
3. Эктоморфный (1 -1 -7). Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены.

Если отдельные параметры выражены одинаково, автор относил данного индивида к смешанному (среднему) типу, оценивая его как 1-4-4.

В результате многолетних исследований здоровых, нормально питающихся людей различного возраста У. Шелдон пришел к выводу, что этим типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента.

Он изучил 60 психологических свойств, причем его основное внимание было обращено на такие свойства, которые связаны с характеристиками экстраверсии - интроверсии. Они оценивались, как и в случае соматотипа, по 7-балльной шкале. С помощью корреляции были выделены три группы свойств, названные по функциям определенных органов тела:
- висцеротония (лат. viscera - «внутренности»),
- соматотония (греч. soma - «тело»),
- церебротония (лат. сечевчит - «мозг»).

По мнению У. Шелдона, у каждого человека имеются все три названные группы физических и психических свойств. Преобладанием же тех или иных и определяются различия между людьми. Как и Э. Кречмер, У. Шелдон утверждает, что между типом телосложения и темпераментом имеется большое соответствие. Так, у лиц с доминирующими качествами эндоморфного телосложения выражены свойства темперамента, относящиеся к висцеротонии. Мезоморфный тип коррелирует с соматотоническим типом, а эктоморфный - с церебротоническим.

В то же время корреляционный анализ связей психомоторных, познавательных и личностных свойств с конституциональными особенностями, проведенный Т. П. Зинченко и Е. И. Кишко на выборке детей (1999), не позволил им однозначно признать или отвергнуть представления о психологических характеристиках соматотипов, к которым пришли Э. Кречмер, У. Шелдон и другие авторы. Наиболее тесно с морфологическим типом телосложения оказались связаны некоторые личностные свойства, исследованные по опроснику Кеттелла.

С одной стороны, во всех возрастных группах (диапазон от 6 до 17 лет) эндоморфы характеризуются низким самоконтролем и высокой эмоциональной неустойчивостью, а эктоморфы - обратными качествами, и это подтверждает данные Э. Кречмера, полученные на взрослых. С другой стороны, авторам не удалось выявить связей соматической конституции с познавательными и психомоторными качествами, за исключением когнитивного стиля - интерференции, характеризующегося низкой автоматизацией действий и высоким самоконтролем. Этот стиль больше выражен у эктоморфов. Следовательно, эктоморфы добросовестнее, старательнее и аккуратнее при выполнении заданий, а эндоморфы, наоборот, отличаются более низким самоконтролем, менее склонны к порядку, не способны к напряженной работе и подчиняют свою жизнь получению удовольствий. Это также соответствует характеристике данных конституциональных типов, данной Э. Кречмером.

Однако типологии Э. Кречмера и У. Шелдона были подвергнуты критике даже со стороны приверженцев конституциональных концепций темперамента. Критики указывали на их чрезмерную статичность и игнорирование изменений во взамосвязях между психикой и строением тела; подчеркивали непоследовательность в делении на типы и, наконец, обращали внимание на то, что указанные теории не давали удовлетворительного объяснения зависимости между телосложением и темпераментом.

» Теория соматотипов

Типология У. Шелдона (1898-1977)

Американский врач и психолог Уильям Шелдон (William Sheldon) наиболее известен своей теорией, связывающей телосложение, личность и делинквентность. Он стал одним из основателей конституциональной психологии.

В 1940 году Шелдон провел анализ строения человеческого тела и установил три компонента, каждый из которых можно было измерить объективно. Он использовал такие измерения по шкале семи разделов. В зависимости от преобладания того или иного компонента это были следующие типы телосложения: эктоморф (худой и высокий), мезоморф (с преобладанием костей и мышц) и эндоморф (округленный, с избытком жира). Сочетание этих элементов в одном теле дает его соматотип , который может быть выражен тремя однозначными кодами.

Эти соматические компоненты были им скоррелированы с тремя параметрами темперамента: церебротония (эмоциональный резерв и когнитивный контроль), соматотония (агрессивная активность) и висцеротония (склонность к общению, физической релаксации).

В дальнейших исследованиях, однако, ученые не находили таких высоких корреляций, а эндоморфия вообще казалась довольно сомнительным компонентом. Рос и Айзенк утверждали, что два фактора - линеарность и размер, - достаточны, чтобы охватить все многообразие данных эмпирических наблюдений. Вместе с тем Парнелл подтверждает наличие связи между эктоморфностью и шизоидно-интеллектуальным темпераментом. Теория личности Айзенка (1967) устанавливает два измерения:

  1. Интроверсия-экстраверсия.
  2. Невротизм - стабильность относительно конституции нервной системы.

Дж. Тэннер, соавтор книги «Биология человека » , впервые вышедшей в Нью-Йорке в 1964, относит к конституциональным признакам морфологические, физиологические и психологические, которые между собой тесно связаны. Отмечается четко сбалансированный половой полиморфизм. Человеческое тело даже по внешнему виду имеет бесконечное количество вариаций, в то время как та или иная классификация типов телосложения базируется на ограниченном количестве признаков, не принимая во внимание другие. Тэннер считает классификацию Шелдона как такую, что несколько напоминает кречмеровскую, однако указывает на то, что существуют не дискретные «типы», а только непрерывно распределенные «компоненты» телосложения.

«Ныне система Кречмера вышла из моды, так как она несла в себе роковую ошибку, - пишет Тэннер. - Кречмер полагал, что людей действительно можно классифицировать на четко разграниченные, дискретные категории и лишь небольшое число индивидуумов остается за рамками этих категорий. Эта предпосылка, широко распространенная вплоть до 1930 г., приводила в замешательство многих последователей системы, так как каждый честный исследователь должен был попросту признать, что большая часть людей не попадает в уже установленные и, очевидно, крайние варианты. Система Шелдона, хотя и напоминала типологию Кречмера , будучи тройной, а не двойной классификацией, с самого начала исходила из ставшего теперь общепринятым предположения, что существуют не дискретные типы, а непрерывно распределенные компоненты телосложения».


Соматотипы по Шелдону: эндоморф, мезоморф, эктоморф

Сам Шелдон в связи с этой проблемой дискретности типов писал в 1940 г.: «Концепция типов сыграла свою положительную роль в изучении личности, но сами типы при этом, пожалуй, больше всего напоминали шесты, поддерживающие бельевую веревку, иными словами, что-то такое, к чему можно было «подвесить» всю классификацию. По мере того как «веревка» заполнялась, представление о типах отходило на задний план и, наконец, исчезло совсем, уступив место представлению о непрерывном распределении. Развитие шло от представлений о дихотомии до концепции изменчивости по различным пространственным осям».

Соматотипирование

В выборе трех компонентов для определения соматотипа Шелдон исходил из практики наблюдения. Он начал с того, что получил около 4000 стандартных фотографий студентов колледжа в обнаженном виде спереди, сбоку и сзади (см. фото ниже). Не обращая внимания на общую величину размеров тела, которую его классификация игнорирует, он пытался найти крайние варианты телосложения и выделил три таких крайних варианта, соответствующие концу кривой распределения для каждого компонента.Затем индивидуум получал оценку по каждому компоненту. Это делалось антропоскопическим способом, с использованием оценочной шкалы от 1 до 7 баллов, с равными интервалами между цифрами (это означает, что индивидуум, получивший балл 3, так же отличается от индивидуума, получившего балл 2, как последний - от индивидуума с баллом 1).Таким образом, первый из выделенных крайних вариантов оценивался как 7-1-1, второй - как 1-7-1 и третий - как 1-1-7. Компоненты получили название эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного, отразив тем самым не слишком популярную тогда теорию происхождения их от зародышевых листков.Набор трех цифр - это и есть соматотип человека.Вся система получила название соматотипирование . Следует подчеркнуть, что этот термин уместно употреблять лишь в связи с системой Шелдона. Он не может служить синонимом любых конституционных классификаций.

Строение тела эндоморфа, мезоморфа и эктоморфа

Чтобы дать описание компонентов, обратимся к их крайним проявлениям. Крайний эндоморфный вариант (7-1-1) характеризуется шарообразными формами, насколько это вообще возможно для человека.У ярко выраженных эндоморфов круглая голова, большой живот, слабые, вялые руки и ноги, с большим количеством жира на плечах и бедрах, но топкие запястья и лодыжки. У него относительно крупные печень, селезенка и, по-видимому, кишечник; крупные легкие и сердце несколько отличаются по форме от легких и сердца у лиц, принадлежащих к другим крайним вариантам телосложения.Подобного человека с большим количеством подкожного жира можно было бы назвать просто толстым, если бы все переднезадние размеры его тела (включая грудную клетку и таз) не превалировали над поперечными. При длительном голодании он становится, согласно Шелдону, просто изголодавшимся эндоморфом, но не приближается но баллам ни к эктоморфу, ни к мезоморфу.


Крайние варианты трех компонентов соматотипов Шелдона:
А. Крайняя эндоморфия, 6-3-2.
Б. Крайняя мезоморфия, 1 1/2-7-2,

По-видимому, тучность в большей или меньшей степени сопутствует этой конституции, и накопление жира в процессе старения, как полагают, прямо связано с оценочным баллом эндоморфного компонента. Хотя соблюдение диеты и физические упражнения позволяют приостановить эту тенденцию, угроза ожирения навсегда сохраняется, тогда как у людей с высоким эктоморфным компонентом совершенно отсутствуют всякие признаки подобной тенденции.Возможно, что в организме индивидуумов с высокой степенью эндоморфии содержится больше жировых клеток, чем у тех, у кого эндоморфный компонент выражен слабо, точно так же, как у людей с высокой степенью мезоморфии, по-видимому, больше мышечных клеток. Однако это не более чем гипотеза, так как у нас нет количественных гистологических данных о числе мышечных и жировых клеток у человека.Крайний вариант мезоморфного компонента - это классический Геркулес с преобладанием костей и мышц. У него кубическая массивная голова, широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги с преобладанием дистальных сегментов над проксимальными. Сердечная мышца относительно велика. Количество подкожного жира у мезоморфов минимально, переднезадние размеры невелики.


В. Крайняя эктоморфия, 1 1/2-2-6 1/2.
Г. Средний тип телосложения, 3-4-4.

Крайний пример эктоморфии - это долговязый человек. У него худое, вытянутое лицо, убегающий назад подбородок, высокий лоб, худая узкая грудная клетка и живот, узкое сердце, тонкие, длинные руки и ноги.Подкожный жировой слой у эктоморфа почти отсутствует, мускулатура неразвита, но зато по отношению к общим размерам велика поверхность кожи и хорошо развита нервная система.Вполне естественно, что большинство людей не относится к отмеченным крайним вариантам, в их телосложении в умеренной степени выражены все три компонента. Таким образом, наиболее обычными соматотипами будут 3-4-4, 4-3-3 или 3-5-2. Последние три Шелдон считал наиболее распространенными.

Критика соматотипирования

Против системы определения соматотипов приводились многочисленные возражения. Первое из них заключается в том, что компоненты не являются независимыми. Выражаясь языком многомерного анализа, они облические, а не ортогональные. Между ними существует отрицательная корреляция, так что высокий оценочный балл по одному компоненту до некоторой степени исключает высокие баллы по другим компонентам. Таким образом, существуют соматотипы 2-3-5, 3-3-5 и 4-3-5 и не существуют 1-3-5, 5-3-5, 6-3-5 или 7-3-5. Точно так же известны соматотипы 6-4-1 и 4-4-4, но не известны 7-7-1, 5-5-5, 3-3-3 или 1-1-1.С отсутствием независимости связаны затруднения биометрического характера при трактовке корреляций соматотипа с другими переменными. Более серьезным является затруднение теоретического характера: казалось бы, естественнее думать о компонентах Шелдона как о независимых, или ортогональных. Ортогональные компоненты, конечно, более удобны. Однако если в основе соматотипических компонентов действительно лежат какие-то физиологические и генетические механизмы, то выбор между облическими или ортогональными компонентами должен основываться на биологических, а не на статистических закономерностях. Вполне возможно, что в ходе эмбрионального развития действительно формируются подобные варианты, связанные между собой отрицательной корреляцией. Однако, судя по последним приводимым ниже данным о количестве жировой, мышечной и костной тканей в разных областях тела, по крайней мере эти ткани развиваются по совершенно независимым направлениям. Независимость таких показателей, как толщина кости и толщина мышцы, служит серьезным возражением в адрес концепции мезоморфности в современном ее понимании, так как последняя предусматривает как широкие кости, так и развитые мышцы. Тем не менее при оценке этого компонента используется в основном размер мышц, так что толщину кости можно практически безболезненно опустить из описания. Субъективность определения соматотипов также служит объектом критики, хотя в каком-то отношении она является достоинством, а не недостатком системы. Шелдон писал, что исследователь может лучше всего судить о «морфогенотипе» субъекта по соматотипу. По определению соматотип остается постоянным в течение всей жизни; меняются внешний вид и размеры тела, но не соматотип. Следовательно, измерительные критерии, используемые при определении соматотипа, должны были бы с возрастом меняться. Различные болезни или гипертрофия мышц, связанная с усиленной физической нагрузкой, изменяют очертания тела, по опять-таки не соматотип. Таким образом, человек, занимающийся определением соматотипа, должен по возможности учитывать возраст, наличие или отсутствие патологических процессов и степепь физической нагрузки. Это не так трудно, как кажется. Для опытного глаза не составит труда выявить гипертрофию, связанную с физической нагрузкой, а потеря в весе более 4-5 кг обязательно выявится появлением морщин и складок кожи, отчетливо заметных на фотографиях. Глаз часто говорит больше, чем измерительный инструмент. Хотя теоретически определение соматотипа лучше всего производить после повторных наблюдений в течение нескольких лет, на практике за основу для окончательной оценки принимается тип телосложения, характерный для 20-25-летнего возраста при нормальном питании. Определение соматотипа у детей не отличается большой точностью. Можно лишь предсказывать соматотип, исследуя 5-летнего, а может, быть и 3-летнего ребенка, сославшись, на некоторую степень неточности в связи с относительной независимостью изменений, характерных для подросткового периода.Определение соматотипа женщин также представляет трудности. Обычно применяются те же критерии, что и при определении соматотипов мужчин, а это приводит к избытку эндоморфных типов среди женщин по сравнению с мужчинами и полному отсутствию у них баллов 6 или 7 по мезоморфному компоненту.Исходя из указанных недостатков, позднее был предложен целый ряд модификаций методики Шелдона. Парнелл предложил систему, основанную только на антропометрических измерениях, с помощью которой можно приближенно оценить соматотип. Однако этот метод оказался менее эффективным чем система стандартных уравнений множественной регрессии между соматотипом и размерами тела, разработанная Деймоном и его коллегами. Хит и Картер предложили вариант, при котором допускаются оценочные баллы выше 7, для того чтобы более прямолинейно соотнести компоненты с такими признаками, как длина тела, вес, толщина жировых складок и ширина кости. Преимущества этих методов не вполне очевидны.

Типология Шелдона хоть и была подвергнута серьезной критике, однако оказалась удобной для практического использования. Анализ типов конституции не противопоставлял уже описанным ранее, а только дополнял их. Выдвинутая в 1940 г. и проиллюстрированная вышедшим в 1954 г. атласом, она очень последовательна. Независимо от ее теоретического обоснования она чрезвычайно удобна и информативна, поэтому популярна и поныне.

Связь соматотипа с темпераментом

Все теории строения тела так или иначе определяют соответствующее поведение определенного типа. Для этого Шелдон выделил 50 признаков для определения постоянных черт поведения, проведя исследования 30 человек. Все признаки он разбил на три категории и выделил три компонента темперамента, каждый из которых характеризовался 20-ю признаками. Каждый признак оценивался по семибалльной шкале, а средний балл по 20-ти признакам определял весь компонент. Компоненты темперамента получили названия «висцеротония», «соматотония», и «церебротония» (см. таблицу).

Определив число баллов по компонентам темперамента у 200 испытуемых, сопоставив эти цифры с данными их соматотипа, Шелдон установил коэффициент корреляции 0,8 между висцеротонией и эндоморфией, соматотонией и мезоморфией, церебротонией и эктоморфией.

Многочисленные данные показывают, что люди с различным строением тела, как правило, выбирают разные пути деятельности и оказывают предпочтение тому или иному образу жизни. Вряд ли кто выберет профессию преподавателя физкультуры или кадрового военного, если у него не хватает силы и ловкости. Люди, предпочитающие исследовательскую работу, чаще высокие и худые (эктоморфы), чем отличаются от тех, кто работает на производстве (мезоморфы).

Позднее было установлено, что на самом деле корреляция между строением тела и характером значительно ниже, чем это виделось Шелдону. Однако многие исследователи сегодня указывают на обоснованность теорий Кречмера и Шелдона. Ведь эти теории так или иначе выходят из большой исторической практики человеческого общения.

Шкала темпераментов по классификации Шелдона

Висцеротония Соматотония Церебротония
Расслабленность в осанке и движениях Уверенность в осанке и движениях Заторможенность в движениях, скованность в осанке
Любовь к комфорту Любовь к приключениям Нелюдимость, социальная заторможенность
Жажда похвалы и одобрения Эмоциональная черствость Скрытность, эмоциональная сдержанность
Непринужденность в общении и выражении чувств; висцеротоническая экстраверсия Экстраверсия в поступках, но скрытность в чувствах; соматотоническая экстраверсия Церебротоническая интроверсия
Общительность и мягкость в состоянии опьянения Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов
Влечение к людям в трудную минуту Жажда действия в тяжелую минуту Тяга к самостоятельности в трудную минуту
Ориентация на детство и семейные отношения Ориентация на юношескую деятельность Ориентация на поздние периоды жизни

Литература:

  1. Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003
  2. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс В. Биология человека - М.: Мир, 1979

В телосложении У.Г.Шелдон различает эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип, а компоненты темперамента - висцеро - сомато - и церебротония.

Психологос psychologos

Психологос​​​​​​​ - образовательный проект, энциклопедия практической психологии , которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь: внятные определения основных психологических понятий, современные взгляды специалистов, видео-иллюстрации и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем.

Здесь всё, что нужно знать о психологии, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Всё коротко и по делу.

Над Психологосом работают преподаватели Университета практической психологии , возглавляемым доктором психологических наук, профессором Николаем Ивановичем Козловым . На портале представлен синтон-подход - психология здравого смысла для здоровых людей. Синтон-подход интегрирует лучшее из всех современных психологических подходов на базе самостоятельных, отечественных разработок. Психологос сотрудничает с крупнейшими вузами России: РГГУ , СПбГИПСР , КИПУ и др.

Психологос делает свои рассылки: популярную, "по жизни", для обычных пользователей, кому нужны простые и практичные заметки и подсказки по практической психологии, - и профессиональную, для коллег-психологов, где обсуждаются вопросы теории и методики, рассматривается "кухня" работы практического психолога. Подписаться на ту или иную рассылку вы можете, заполнив форму "Подписка" вверху слева. Просто введите свой e-mail и нажмите ОК.

Более современной является система конституциональной типологии, разработанная Шелдоном и его сотрудниками (48, 49, 50, 51). Отличительной особенностью этой системы является то, что каждый индивид оценивается по 7-балльной шкале в отношении каждого из трех типов телосложения и трех соответствующих типов темперамента.

Три компонента телосложения были найдены и определены посредством подробного исследования фотографий 4000 юношей, являющихся студентами колледжей. Как показано на рисунке 33, каждый индивид был сфотографирован в обнаженном виде в одной и той же позе спереди, сбоку и со спины. Затем к трем компонентам телосложения, зафиксированным таким образом, методом проб и ошибок были подобраны соответствующие антропометрические параметры. Измерения проде-лывались непосредственно на фотографиях с точечной разметкой.

Одновременно производился поиск и определение основных черт темперамента. Прежде всего ученые составили список из 650 предполагаемых, из описанных в литературе черт темперамента, большая часть которых находилась в пределах контекста, связанного с интроверсией-экстраверсией. После того как исследователи добавили к этому списку несколько черт, известных им по собственному опыту, преобразовали их и выделили главное, список удалось сократить до 50 черт, которые, как представлялось, вбирали в себя все существенные свойства темперамента. Затем члены группы, состоявшей из 33 молодых людей, большинство которых являлось студентами-выпускниками и преподавателями, получили оценки по 7-балльной шкале в соответствии со степенью развития каждой из этих 50 черт. Соответствующие оценки основывались на сериях, состоявших из 20 интенсивных интервью, проведенных экспериментатором в течение года и дополненных ежедневными наблюдениями. Все 1225 межрейтинговых взаимозависимостей были математически обработаны. Ана-


220 Дифференциальная психология

лиз получившейся корреляционной таблицы показал, что все черты темперамента присущи трем основным группам, при этом результаты тестов внутри каждой такой группы положительно коррелируют между собой, а с результатами тестов, относящихся к другим группам, коррелируют отрицательно. На этом этапе решили оставить только те черты, или пункты, которые имели положительную корреляцию 0,60 или более с другими свойствами внутри своих групп и отрицательную корреляцию 0,30 или более с чертами, относящимися к другим группам. В результате из первоначальных 50 черт остались лишь 22. В ходе дальнейших исследований с привлечением новых испытуемых исследователи сделали ряд уточнений и добавили к оставленным 22 чертам темперамента другие, которые так же удовлетворяли приведенному выше корреляционному критерию. В своем конечном виде шкала стала состоять из 60 черт, по 20 в каждой группе.

Типы темперамента по Шелдону

Телосложение

Темперамент

Эндоморфия

Преобладание шарообразных форм

Вялые руки и ноги

Большое количество жира

на плечах и бедрах

Тонкие запястья и лодыжки

Висцеротония (viscera – внутренности )

Расслабленность в осанке и движениях

Преобладание дружелюбия

Приветливость со всеми

Легкость в выражении чувств

Жажда похвалы

Любовь к комфорту

Тяга к людям в тяжелую минуту

Мягкость при опьянении

Мезоморфия

Хорошо развита мускульная система

Широкие плечи и грудная клетка

Кубическая, массивная голова

Соматотония (soma – тело)

Уверенность в осанке и движениях

Любовь к приключениям

Скрытность в чувствах и эмоциях

Тяга к действиям в тяжелую минуту

Агрессивность и настойчивость при опьянении

Эктоморфия

Слабое развитие

внутренних органов и телосложения

Высокий рост

Худое вытянутое лицо

Узкая грудная клетка и живот

Тонкие длинные руки и ноги

Церебротония (cerebrum - мозг)

Скованность в осанке

Необщительность

Социальная заторможенность

Скрытность

Устойчивость к действию алкоголя

Тяга к одиночеству в тяжелую минуту

Исследование У. Шелдона строилось следующим образом.

1. Проанализировав 400 фотографий студентов колледжа, Шелдон выделил 3 крайних варианта (компонента) телосложения, которым были даны соответствующие описания.

2. С помощью методов наблюдения и экспертной оценки каждому компоненту телосложения был поставлен в соответствие набор из 20-ти поведенческих признаков.

3. Каждый признак оценивался по 7-бальной шкале, а средний балл по 20 признакам служил для определения одного из трех компонентов соматотипа. Таким образом, соматотип описывался с помощью трех показателей.

4. Дальнейшее сопоставление каждого набора поведенческих признаков и типа телосложения показало, что существует значимая статистическая связь между этими характеристиками (коэффициент корреляции равен 0,80).

Поскольку поведенческие признаки, выделенные в исследовании, изначально были отнесены к темпераменту, можно утверждать, что У. Шелдон доказал, что люди выбирают разные способы поведения в зависимости от соматотипа.

Кроме того, У. Шелдон предложил модель исследования, с помощью которой можно определить не только тип темперамента по ведущей черте, но и степень выраженности этой черты, что позволяет рассматривать более широкий спектр различий между людьми.

Стоит также обратить внимание на то, что основным критерием выделения групп людей у Шелдона являются конституциональные различия, а психологические особенности (поведение) служат дополнительным критерием и используются для описания типа темперамента. Психологические модели темперамента «в чистом виде» представлены в работах других исследователей .

4.2.2 Факторные (психологические) теории

Психологические теории темперамента называют факторными по очень простой причине – в этих теориях для выявления черт используется метод факторного анализа, который дает возможность описать структуру изучаемого явления.

Первые попытки проанализировать структуру черт темперамента предпринимались еще в самом начале XX века. В 1906 году голландские исследователи Г. Хейманс и Е. Вирсме провели исследования, абстрагирующиеся от строения и функций организма. Они разработали специальный вопросник, с помощью которого обследовали 2.500 человек (взрослых и детей) и выделили 3 основные, биполярные характеристики темперамента:

    эмоциональность – отсутствие эмоциональности (частота и сила возникновения эмоциональных реакций на ситуацию);

    активность – пассивность в разных социальных ситуациях;

    преобладание первичных – преобладание вторичных функции (преобладание первичных функций свидетельствует о сильной реакции на возникающие во внешней среде стимулы; преобладание вторичных функций – о слабой непосредственной реакции, сочетающейся с длительным ее сохранением).

В конце 40-х годов начинают проводиться факторно-аналитические исследования, выполненные по той же логике: достаточно произвольно отбираются разные поведенческие характеристики, составляется вопросник для их диагностики, результаты опроса больших групп испытуемых подвергаются факторному анализу.

Характеристики темперамента, выделенные таким образом, в значительной степени различаются у разных авторов, – как по количеству, и по содержанию. Так, например, С. Берт (1937) наиболее существенными для темперамента считал три фактора эмоциональности:

    общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость);

    стенические – астенические (экспрессивные – заторможенные) эмоции;

    положительные – отрицательные эмоции.

Дж. Гилфорд создал 13-факторную структуру свойств темперамента, которые впоследствии были обобщены в четыре независимых суперфактора:

    вспыльчивость – сдержанность,

  • высокая – низкая эмоциональность,

    высокая – низкая способность к социальной адаптации.

4.2.3 Поиск критериев выделения черт темперамента

Если ранние исследования темперамента основываются скорее на индуктивном принципе (отобрать чисто эмпирически разные характеристики и затем с помощью математических методов свести их к небольшому количеству переменных), то, начиная с конца 50-х годов XX века, выбор характеристик, которые могут относиться к сфере темперамента, осуществляется на основе четко сформулированных теоретических положений.

Теоретические положения или критерии выбора свойств темперамента различаются у разных авторов. Иногда эти различия оказываются довольно существенными, но, как правило, они касаются не столько содержания критериев, сколько их количества. Иначе говоря, в современной психологии существует достаточно широкая зона согласия относительно того, что такое темперамент. В результате этого, список черт темперамента, называемых в настоящее время разными авторами, содержит близкие по смыслу характеристики. Что представляют собой эти критерии, и к выделению каких характеристик они приводят, будет показано на примере наиболее распространенных в отечественной и зарубежной психологии концепций темперамента.

К известным концепциям американских ученых можно отнести исследования А.Томаса и С. Чесс, а также А. Басса и Р. Пломина.

А. Томас и С. Чесс , руководители Нью-Йоркского лонгитюдного исследования, которое по общему признанию, считается одним из крупнейших вкладов в возрастное исследование темперамента, подразумевают под темпераментом стиль поведения (1977). По мнению этих авторов, изучая темперамент, можно ответить на вопрос, КАК человек действует в различных ситуациях. Поведенческий стиль (или темперамент) не позволяет оценить, почему человек поступил тем или иным образом, что ему нравится или каких успехов он может достичь в разных видах деятельности. Иначе говоря, особенности темперамента не относятся ни к содержанию, ни к мотивации, ни к успешности деятельности.

Как выяснили Томас и Чесс, психологические характеристики, которые удовлетворяют этим критериям, несколько варьируют в разном возрасте. Для детей первых лет жизни они сводятся к девяти переменным, взаимная независимость которых подтвердилась при факторном анализе:

    уровень активности (моторные характеристики, соотношение пассивного и активного поведения в течение дня и т.д.);

    ритмичность (степень предсказуемости времени появления поведенческих реакций, например, проявлений голода, и продолжительность функций во времени, например, длительность сна);

    приближение или удаление (особенности эмоциональных и моторных реакций на новые стимулы);

    адаптивность реакции на новую или меняющуюся ситуацию;

    интенсивность (энергетический уровень) реакции независимо от ее качества и направленности;

    порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности);

    настроение (соотношение состояний неудовлетворенности и радости, а также реакции, квалифицируемые как расположение к окружающим);

    отвлекаемость (эффективность действия новых стимулов для изменения поведения);

    длительность внимания и настойчивость (продолжительность некоторой деятельности в сочетании со способностью продолжать эту деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).

Таким образом, критерии выделения свойств темперамента, предложенные А. Томасом и С. Чесс, сводятся к минимуму ограничений: темперамент – это стилевые характеристики, не связанные с мотивацией деятельности и с успешностью ее выполнения.

Басс и Р. Пломин , разработавшие наиболее популярную в современной американской психологии концепцию темперамента (1976), также считают, что в характеристиках темперамента должны отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты. Однако отнесенность поведенческой черты к числу стилевых особенностей не является, по их мнению, достаточным условием, чтобы говорить об этой черте как о проявлении темперамента.

    наследственная обусловленность (основной критерий);

    относительная стабильность в разных ситуациях;

    сохранность на протяжении всей жизни;

    адаптивное значение в эволюционном смысле (черта темперамента должна способствовать биологическому приспособлению);

    наличие аналогичной черты у животных.

В соответствии с этими критериями, Басс и Пломин выделяют три черты темперамента – 1) эмоциональность, 2) активность и 3) социабельность. Самостоятельность и взаимная независимость соответствующих параметров подтвердилась при факторизации опросников, составленных авторами, а также при факторизации данных наблюдений, в которых оценивались различные стилевые особенности поведения людей разного возраста.

Эмоциональность выражается в легкости возникновения аффективной реакции и оценивается по ее интенсивности. Для определения этой черты у детей их родителям предлагаются утверждения типа: «Ребенок легко расстраивается», «Ребенок легко пугается» и т.д.

Активность является проявлением общего энергетического уровня. Активный ребенок всегда занят, часто торопится, любит двигаться, у него энергичные движения и быстрая речь. Активность оценивается по утверждениям типа: «Ребенок не может спокойно сидеть на месте».

Социабельность подразумевает, в первую очередь, потребность в аффилиации (желании быть с другими) и оценивается по таким утверждениям, как: «Любит быть с другими», «Легко находит друзей».

Польский психолог Я. Стреляу предлагает несколько иную концепцию темперамента. Он согласен с тем, что критериями для выделения свойств темперамента должны быть, во-первых, формальный характер этих свойств (не связанность темперамента с содержанием деятельности) и, во-вторых, их устойчивость, сохранность на протяжении длительных периодов времени. Кроме этого, в качестве самостоятельных критериев Я. Стреляу выделяет связь свойств темперамента с энергетикой организма и с временными параметрами деятельности.

Соответственно этим критериям Я. Стреляу называет:

1) две характеристики темперамента, связанные с энергетическим уровнем обеспечения жизнедеятельности:

    активность,

    реактивность;

2) пять характеристик, связанных с протеканием реакций во времени:

    скорость реакции (время от момента появления стимула до начала ответной реакции и скорость выполнения сложных последовательностей действий),

    подвижность (способность переключаться с одного вида деятельности на другой),

    последействие реакции (время продолжения реакции после того, как действие стимула прекратилось),

    темп реакций (количество реакций в единицу времени),

    ритмичность (регулярность) реакций.

На первый взгляд, этот список характеристик кажется совершенно не похожим на те, которые были представлены ранее. Однако эти различия не следует преувеличивать. Например, выделенная Я. Стреляу реактивность может проявляться в разных сферах, в частности, в силе и интенсивности эмоциональных реакций. Активность, связанная с поддержанием определенного уровня возбуждения, может проявляться в сфере межличностных отношений.

Таким образом, в модели Я. Стреляю так же, как и в модели Басса–Пломина, потенциально заложены свойства, характеризующие эмоциональность и социабельность. Отсутствие в модели соответствующих терминов связано с тем, что при выделении свойств темперамента больше внимания уделяется особенностям функционирования этого механизма, чем тем сферам, в которых это функционирование проявляется. Конкретные исследования автора посвящены изучению свойств темперамента и в эмоциональности, и в общении, и в особенностях интеллектуальной деятельности, что крайне редко встречается в работах американских и западноевропейских психологов.

В отечественных исследованиях темперамента основным критерием для отнесения той или иной поведенческой особенности к свойствам темперамента служит ее формально-динамический характер. Свойства темперамента «формальны», поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями, ни с мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются «динамическими», поскольку они определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.

Перечни других признаков или критериев, позволяющих выделить свойства темперамента среди других психологических особенностей, в значительной степени совпадают у разных авторов. Так, И.М. Палей и В.К. Гербачевский (1972) считают, что свойства темперамента:

    зависят от генетически обусловленных свойств организма;

    проявляются в раннем детстве («онтогенетическая первичность»);

    сохраняются на протяжении длительных периодов времени;

    проявляются в широком классе ситуаций;

    наиболее отчетливо проявляются в максимально трудных для человека условиях, например, в стрессовой ситуации;

    не влияют на продуктивность деятельности.

Критерии, которые предлагает В.М. Русалов (1986), предполагают, что свойства темперамента:

    имеют связь с энергетическим потенциалом человека;

    проявляются во всех сферах жизнедеятельности;

    обнаруживаются в раннем детстве;

    отличаются устойчивостью на протяжении длительного периода времени;

    связаны с биологическими подструктурами, в частности, со свойствами нервной системы;

    являются наследственно обусловленными.

Соответственно этим критериям выделяются различные свойства темперамента. Так,Владимир Дмитриевич Небылицын (1976), один из создателей дифференциальной психофизиологии, выделил в структуре темперамента два основных компонента: 1) активность, которая проявляется в и моторике, и в познавательной сфере, и в сфере межличностных отношений; 2) эмоциональность.

Под активностью автор понимает проявление энергетического потенциала человека, который определяет динамику его деятельности в самых разных ситуациях. В исследованиях, проведенных для выяснения структуры свойств активности, было выявлены три элемента этой структуры (1970): 1) индивидуальный темп деятельности (скорость двигательной реакции); 2) степень разнообразия реакций; 3) наличие склонности к действиям в ситуации, когда по условиям эксперимента действие не является обязательным (сверхнормативная активность).

Эмоциональность связана с динамикой эмоциональной жизни человека и включает особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Однако у одного и того же человека эта динамика может быть различной для разных эмоциональных состояний, поэтому невозможно понять индивидуальное своеобразие эмоциональности, если не учитывать, качественных различий в эмоциях. В связи с этим, исследователи сочли необходимым анализировать не только динамику, но вид (модальность) эмоциональных переживаний. Было обнаружено, что наиболее важными видами эмоций являются три – удовольствие (радость), гнев и страх. Эти эмоции непосредственно связаны с физиологическими характеристиками, а их соотношение друг с другом образует, по выражению А.Е. Ольшанниковой, значительную часть палитры эмоциональных переживаний человека (1977, 1978).

В другом отечественном направлении исследования темперамента, возглавлявшимся Вольфом Соломоновичем Мерлиным , на основании тех же критериев рассматривались более частные, по сравнению с активностью и эмоциональностью, свойства темперамента. В их число входит как минимум восемь характеристик (1971, 1976):

    сенситивность (чувствительность), которая определяется по силе внешнего раздражителя, вызывающего реакцию, а также по продолжительности этой реакции;

    реактивность (величина непроизвольной реакции на раздражитель);

    активность (энергия, которая проявляется при решении проблем);

    соотношение реактивности и активности;

    темп реакций;

    пластичность-ригидность (способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям);

    экстраверсия-интроверсия;

    эмоциональная возбудимость.

Кроме этих основных особенностей темперамента, В.С. Мерлин выделял и некоторые другие, например:

    сила эмоций (обеспечивает энергетический уровень деятельности в зависимости от степени мотивации),

    активность волевой целенаправленной деятельности (способность повысить активность для того, чтобы сделать поставленную цель достижимой),

    резистентность (сопротивление стимулам, которые мешают начатой деятельности) и т.д.

Приведенный перечень свойств темперамента В.С. Мерлин рассматривал, исходя из позиций системного подхода. Согласно его точке зрения, темперамент, как характеристика индивидуальности, которая обеспечивает общую динамику психической деятельности и приспособление к требованиям окружающей действительности, определяется не каждым свойством в отдельности, а сочетанием соответствующих свойств. Более того, именно такое сочетание, а не отдельно взятые свойства, оказывает существенное влияние проявления на индивидуальные и типологические различия в темпераменте.

4.2.4 Психологическая природа темперамента: общие позиции

Сопоставляя критерии выделения свойств темперамента и содержание характеристик, которые рассматриваются как особенности темперамента в отечественных и зарубежных исследованиях, можно заметить несколько принципиальных совпадений.

1. Все без исключения исследователи, изучающие темперамент, признают формально-динамический или, в другой терминологии, стилевой характер его свойств. Свойства темперамента считаются устойчивыми, обнаруживаются с самого раннего детства, не зависят от мотивации и особенностей деятельности и представляют собой типичные для человека стилевые особенности поведения.

2. Большинство авторов считает свойства темперамента биологически обусловленными (связанными со свойствами нервной системы, с генетически обусловленными свойствами или со свойствами, обусловленными наследственностью в ее современном понимании).

3. Наборы свойств, которые анализируются разными авторами, до некоторой степени различаются, но, в целом, они свидетельствуют о том, что свойства темперамента обнаруживают себя в скорости и интенсивности реакций, проявляющихся в самых разных сферах – психомоторике, динамике эмоциональных реакций, а также в общении и в познавательной деятельности .

4.2.5 Статус темперамента в структуре индивидуальных свойств

При рассмотрении статуса темперамента, исследователи в первую очередь, обращают внимание на его связи с особенностями характера.

Под характером в современной психологии понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характера одни выступают как ведущие, другие – как второстепенные, при этом они могут, либо гармонировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере).

Вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами, которые придерживались следующих позиций: 1) отождествление темперамента и характера; 2) противопоставление темперамента и характера; 3) темперамент рассматривается как врожденная основа характера.

В ряде зарубежных исследований темперамент отождествляют не только с характером, но и с личностью и стилем. В связи с данной тенденцией А.В. Либин выделяет недифференцированный подход к определению статуса темперамента в структуре индивидуальных свойств, а также подчеркивает наличие предпосылок для реализации системного подхода в этой области исследований.

Рассмотрим примеры каждого из перечисленных подходов.

Отождествление темперамента и характера. А.Ф.Лазурский (1874–1917) – российский психолог, профессор Психоневрологического института в С.-Петербурге, сотрудник В.М. Бехтерева, создал науку о характерах, которую называл областью психологии, изучающей индивидуальные различия.

По замыслу автора, характерология (которую он называл также индивидуальной психологией) должна была выделить основные свойства человека («наклонности»), выяснить соотношения между ними и создать классификацию характеров. На основании «естественного эксперимента» А.Ф. Лазурский собрал большой материал о самых разных психологических проявлениях и предложил программу исследования, которую не успел полностью выполнить сам, и которая так и не была реализована другими.

А.Ф. Лазурский практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике. Согласно его концепции эндопсихика определяет «врожденный запас физических и духовных сил» и характеризует «внутренние» субъективные соотношения между психофизиологическими элементами личности, которые всегда связаны с индивидуальными особенностями нервной системы.

При изучении индивидуальных различий, Лазурский как особо важные выделил четыре психологические сферы: внимание, моторику (и психомоторику), эмоции и волю (включавшую в себя также мотивационные особенности). Список конкретных свойств, определяющих эти психологические сферы, составил около ста характеристик.

Противопоставление темперамента и характера. Сторонники этой точки зрения отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер – это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П. Викторов , 1887). Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм: вторая тормозит первую.

Этой же точки зрения придерживается Н.Д. Левитов (1969), который считает, что темперамент не входит в характер, при этом развитие личности совершается по пути преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера. Личность раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может входить в конфликт с темпераментом.

Темперамент рассматривается как врожденная основа характера. Ученые, придерживающиеся данной позиции, рассматривают темперамент как ядро характера, как его неизменную и врожденную основу, в отличие от самого характера, меняющегося в течение жизни. Например, Л. С. Выготский (1926) считал темперамент наличной предпосылкой, а характер – конечным результатом воспитательного процесса. Аналогичный взгляд высказывал еще С. Фуллье (1896), который определял темперамент как «характерное различие в прирожденной телесной конституции людей, выражающееся в различной степени их восприимчивости, быстроты мыслительного процесса и силы активности. На основе темперамента вырабатывается характер, причем темперамент придает характеру определенную окраску, подобно тому, как тембр придает окраску голосу».

Как пишет Е.П. Ильин, сложность окончательного решения вопроса о соотношении темперамента и характера состоит в отсутствии понимания того, что представляют собой темперамент и характер, какие свойства относятся к тому, а какие – к другому. Например, В.В. Белоус (1981) с помощью специальной математической модели выделил только два типа темперамента – А и Б. При этом оказалось, что характеристиками темперамента являются как свойства нервной системы, так и свойства, которые традиционно относят к характеру (например, беззаботность).

Согласно В.М. Русалову , развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием; 2) как результат сменяющих друг друга социально организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т.д.), т.е. в процессе воспитания и тренировки. Однако четкого различения темперамента и характера нет и у этого ученого.

Попытку развести темперамент и характер предпринял Карл Леонгард . Согласно его точке зрения, темперамент влияет на темп и глубину эмоциональных реакций, а характер – на форму этих реакций и направленность интересов человека. Исходя из этого разделения, в модели К. Леонгарда выделены как черты темперамента, так и черты характера, которые автор включил в общую структуру личности. При этом, однако, есть черты, не попавшие ни в одну из этих категорий (такие, например, как экстраверсия и тревожность). Вклад темперамента и характера в формирование этих черт не поддается однозначному определению .

Согласно Е.П. Ильину , характер – это фенотипическая характеристика, в которой сплавлены как врожденные, так и приобретенные особенности. Какие из них проявляются у данного человека в большей степени, сказать трудно. Например, вспыльчивым можно быть и от холерического темперамента, и от невоспитанности; спокойным, сдержанным – и от флегматического темперамента, и от сформированной в процессе воспитания выдержки. Конечно, существуют черты характера, которые можно обнаружить при любом типе темперамента. Например, честность, доброта, вежливость, или, наоборот – лживость, жадность, грубость. Однако, в зависимости от типологических особенностей, эти черты будут проявляться по-разному .

Отождествление темперамента и личности. Примером может служить модель английского исследователя Ганса Айзенка (1982), в которой типы личности и типы темперамента совпадают. Причиной отождествления в данном случае является представление автора о природной обусловленности двух основных черт личности, которое он подтвердил в исследованиях по изучению связей между этими чертами и рядом свойств нервной системы. Исследования показали, что такая черта как интроверсия–экстра­версия имеет тесные связи с уровнем корковой активации, а стабильность–нейротизм отражает силу реакции автономной нервной системы на внешние и внутренние стимулы.

Обнаруженные связи Г. Айзенк интерпретировал следующим образом. Благодаря высокому уровню активации интроверты чрезвычайно возбудимы и, следо­вательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наобо­рот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступаю­щей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить. Сильная реакция автономной нервной системы, характерная для людей с высоким уровнем нейротизма приводит к тому, что они реагируют на болезненные, непривычные и вызывающие беспо­койство стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У них обнаруживаются также более длительные реакции (продолжающиеся даже после исчезновения стимулов), чем у лиц с высоким уровнем стабильности .

Отождествление темперамента и стиля . Эта позиция представлена в модели А. Томаса и С. Чесс, которая уже была рассмотрена выше (см. стр.48–49 данного пособия). Ограничение модели состоит в том, что вся стилевая сфера индивидуальности может сузиться до отдельных проявлений темперамента, таких, например, тревожности или психотизма.

Системный подход. По мнению А.В. Либина, все перечисленные подходы к определению статуса темперамента в структуре индивидуальности имеют существенное ограничение, которое состоит в следующем. В большинстве работ сопоставление темперамента с другими индивидуальными свойствами проводится так, что ближайшим его «партнером» становится либо характер, либо стиль, либо личность, но почти никогда не встречается сочетание «темперамент – стиль – характер – личность». Несмотря на это в дифференциальной психологии уже сделаны первые шаги в сторону системного подхода к изучению этих феноменов.

Так, И.П. Павлов (1951), определял характер как сплав нервной системы и жизненных влияний (обучения и воспитания), закрепившихся в структуре индивидуальности в виде тех или иных способов реагирования. К.К. Платонов (1984) понимал темперамент как «качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного типа нервной системы, и в значительной мере определяющее стиль его деятельности». Подход с позиции этих исследователей можно охарактеризовать как системный, поскольку в нем учтена не только иерархическая структура индивидуальности, но также элементы этой структуры и связи между ними.

Недифференцированный подход. В рамках этого подхода исследователи предпочитают говорить о мета-параметрах личности, подразумевая под ними глобальные измерения, недифференцированные качества, объединяющие особенности и темперамента, и характера, и личности. Примером мета-параметра является глобальная личностная установка «интроверсия-экстраверсия», выделенная К.Г. Юнгом .

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ

Активность –группа качеств, обусловливающих внутрен­нюю потребность, тенденцию индивида к эффектив­ному освоению внешней действительности. Реализует­ся либо в умственном, либо в двигательном (в том чис­ле речедвигательном) плане, а также в общении .

Вариативность – базовая черта поведения, определяющая многообразие его форм .

Валидность – (от англ. «valid » – действительный, пригодный, имеющий силу) – комплексная характеристика методики (теста). Включает сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним .

Генотип – паттерн характеристик, задающих пос­ледовательность развития индивидуального признака и зафиксированных в генах конкретного уникального субъекта .

Диапазон реакции, широта – степень вариативности в про­явлении данного индивидуального признака, ограни­ченная в силу действия устойчивых внутренних факторов (наследственность, жестко зафиксирован­ные структуры приобретенного жизненного опыта и т.п.) .

Дифференциальная психология – область человекознания, предметом которой является анализ структуры индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа .

Дифференциальная психофизиология – область человекознания, которая изучает физиологические механизмы индивидуальных различий в психологических особенностях человека .

Идеографический подход – метод изучения индивидуальности, акцентирую­щий внимание на анализе ее внутренней структуры с целью подчеркнуть неповторимость и уникальность субъектной организации .

Иерархическая теория индивидуальности – система тео­ретических представлений, а также экспериментальных и жизненных фактов, согласно которым организация и функционирование мира психической (субъектив­ной) реальности человека описывается с помощью четырех измерений – телесного или организмического, индивидного или общепсихического, личност­ного и интегрального. Описание взаимодействия всех четырех со­ставляющих человеческой индивидуальности осуще­ствляется с учетом принципов системного подхода .

Когнитивный стиль способы приема и переработки информации .

Коэффициент корреляции – статистическое измерение степени соответствия между двумя переменными; обо­значается как «r» .

Мета-параметр – глобальное измерение, недифференцированное качество, объединяющие особенности разных уровней индивидуальности .

Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов .

Наследственность – характеристика степени выраженно­сти генетической детерминации в отношении опреде­ленных свойств .

Номотетический подход – выявление в индивидуальности универсальных черт и паттернов, присущих всем людям .

Онтогенез – трансформация в процессе жизненного пути индивидных, природно обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, проявляющиеся в интегральных характеристиках взаимодействия индивидуальности с миром .

Параметр – любая характеристика индивидуальности, которую можно измерить с помощью конкретной методики или прибора .

Переменная – процесс, условие или событие, которое изменяется (переменяется) или варьирует .

Психогенетика – область человекознания, объединяю­щая генетические и психологические методы опреде­ления влияния генотипа на формирование поведен­ческих черт и функционирование индивидуальных образований, таких как темперамент, интеллект и т.п. .

Симптомокомплекс, индивидуальных свойств – устой­чивый набор взаимосвязанных характеристик, отно­сящихся к одной или разным подструктурам индиви­дуальности .

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство .

Среда, окружающая – совокупность стимулов, на которые реагирует организм: от внутриклеточной и межклеточной среды внутри самого организма до масштабных внешних влияний, с которыми он сталкивается от своего зачатия до самой смерти .

Статистические методы приемы прикладной математики, которые используются для повышения объективности и достоверности получаемых данных, для обработки экспериментальных результатов .

Стиль – комплекс устойчивых способов активности, характеризующих не то, что и в какой последовательности делает человек, а то, КАК он это делает .

Стиль, индивидуальный – система психологических средств, к которой сознательно или стихийно прибегает человек, чтобы реализовать свою целостную индивидуальность в соответствии с требованиями выполняемой деятельности, культуры и эпохи .

Стратегия – направление активности, последовательность совершаемых действий .

Темперамент – обобщенная индивидуально-устойчивая система инвариантных психобиологических (формаль­ных) свойств индивидуального поведения человека .

Тест – (от англ. « test » – проба, испытание, проверка) – в психологической диагностике – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий .

Тип – группа, разряд, категория предметов, явлений, имеющих общие существенные признаки, а также каждый отдельный предмет (объект), входящий в состав данной группы и пр. А также: модель, образец чего-либо; высшая систематическая категория (в биологии); образ, отражающий социально существенные черты целой группы людей, класса, общества (в искусстве и литературе) .

Типизация – группировка объектов по определенным характерным признакам (в технике для усиления взаимозаменяемости деталей) .

Тип, психологический – группа людей, которые объединяются по психологическому (в ряде случаев – психофизиологическому) признаку или признакам. При этом признаки должны соответствовать ряду следующих критериев: своеобразие (уникальность для данной группы), «заостренность» (яркость, существенное отклонение от нормы), устойчивость (во времени и в разных ситуациях), конкретность, измеряемость (возможность определить степень выраженности), необходимость и достаточность .

Фенотип – проявление в конкретных средовых условиях трансформированных в процес­се жизненного опыта наборов генетической ин­формации. Рассмат­ривается как результат совместного влияния генети­ческих и средовых факторов .

Филогенез – движение психики как саморазвивающегося феномена от эволюционно-генетических (биологических) законов к социо-культурным (общественным) закономерностям .

Формальный подход , в изучении индивидуальности (от лат. «forma » – структура чего-л., а также «formans » – обра­зующий) – совокупность методов анализа структуры устойчивых, универсальных свойств человека .

Функциональная асимметрия мозга - отнесение связан­ных с деятельностью мозга поведенческих функций к двум симметрично расположенным половинам цереб­рального кортекса (большим полушариям головного мозга) .

Характер (от греч. «character » – черта, признак, печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения .

Черта устойчивая психологическая характеристика, имеющая широкие индивидуальные различия . Черты объединяют группы тесно связанных признаков (а не конкретных людей) и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков .

Черта, личности – склонность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752с.

2. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности/ Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 168с.

3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика СПб: Изд-во «Речь», 2000. – 440с.

4. Выбойщик И.В. Оценочный стиль и его психологическое содержание: Дисс… канд. психол. наук, – Екатеринбург, 2004.

5. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии: общий психологический практикум. – М.: Смысл, 1997. – 287с.

6. Дифференциальная психология: Учебное пособие/ С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280с.

7. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997. – 328с.

8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.– СПб: Питер, 2001.– 464с.

9. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 527с.

10. Либин А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл; Per Se, 2000. – 549с.

11. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985. – 319с.

12. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека: Дисс…докт. психол. наук. – М., 1995.

13. Певзнер А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения: Дисс…канд. психол. наук. – СПб., 1996.

14. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1997. – 640с.

15. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб: Питер, 2001. – 224с.

16. Словарь практического психолога/ С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.

17. Словарь-справочник по психологической диагностике/Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. – Киев: Наук. Думка, 1989. – 200с.

18. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985.

19. Холодная М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2002а. – 304 с.

20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер Пресс, 1997. – 806 с.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса