Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Создание тестов в различных программах. Опрос с пристрастием: программы для создания тестов

Тестирование программного обеспечения - это оценка разрабатываемого программного обеспечения/продукта, чтобы проверить его возможности, способности и соответствие ожидаемым результатам. Существуют различные типы методов, используемые в области тестирования и обеспечения качества о них и пойдет речь в данной статье.

Тестирование программного обеспечения является неотъемлемой частью цикла разработки программного обеспечения.

Что такое тестирование программного обеспечения?

Тестирование программного обеспечения - это не что иное, как испытание куска кода к контролируемым и неконтролируемым условиям эксплуатации, наблюдение за выходом, а затем изучение, соответствует ли он предварительно определенным условиям.

Различные наборы тест-кейсов и стратегий тестирования направлены на достижение одной общей цели - устранение багов и ошибок в коде, и обеспечения точной и оптимальной производительности программного обеспечения.

Методика тестирования

Широко используемыми методами тестирования являются модульное тестирование, интеграционное тестирование, приемочное тестирование, и тестирование системы. Программное обеспечение подвергается этим испытаниям в определенном порядке.

3) Системное тестирование

4) Приемочные испытания

В первую очередь проводится модульный тест. Как подсказывает название, это метод испытания на объектном уровне. Отдельные программные компоненты тестируются на наличие ошибок. Для этого теста требуется точное знание программы и каждого установленного модуля. Таким образом, эта проверка осуществляется программистами, а не тестерами. Для этого создаются тест-коды, которые проверяют, ведет ли программное обеспечение себя так, как задумывалось.


Отдельные модули, которые уже были подвергнуты модульному тестированию, интегрируются друг с другом, и проверяются на наличие неисправностей. Такой тип тестирования в первую очередь выявляет ошибки интерфейса. Интеграционное тестирование можно осуществлять с помощью подхода "сверху вниз", следуя архитектурному сооружению системы. Другим подходом является подход «снизу вверх», который осуществляется из нижней части потока управления.

Системное тестирование

В этом тестировании, вся система проверяется на наличие ошибок и багов. Этот тест осуществляется путем сопряжения аппаратных и программных компонентов всей системы, и затем выполняется ее проверка. Это тестирование числится под методом тестирования "черного ящика", где проверяются ожидаемые для пользователя условия работы программного обеспечения.

Приемочные испытания

Это последний тест, который проводится перед передачей программного обеспечения клиенту. Он проводится, чтобы гарантировать, что программное обеспечение, которое было разработано отвечает всем требованиям заказчика. Существует два типа приемо-сдаточных испытаний - то, которое осуществляется членами команды разработчиков, известно, как внутреннее приемочное тестирования (Альфа-тестирование), а другое, которое проводится заказчиком, известно, как внешнее приемочное тестирования.

Если тестирование проводится с помощью предполагаемых клиентов, оно называется приемочными испытаниями клиента. В случае если тестирование проводится конечным пользователем программного обеспечения, оно известно, как приемочное тестирование (бета-тестирование).

Есть несколько основных методов тестирования, которые формируют часть режима тестирования программного обеспечения. Эти тесты обычно считаются самодостаточными в поиске ошибок и багов во всей системе.

Тестирование методом черного ящика

Тестирование методом черного ящика осуществляется без каких-либо знаний внутренней работы системы. Тестер будет стимулировать программное обеспечение для пользовательской среды, предоставляя различные входы и тестируя сгенерированные выходы. Этот тест также известен как Black-box, closed-box тестирование или функциональное тестирование.

Тестирование методом белого ящика

Тестирование методом "Белого ящика", в отличие от "черного ящика", учитывает внутреннее функционирование и логику работы кода. Для выполнения этого теста, тестер должен иметь знания кода, чтобы узнать точную часть кода, имеющую ошибки. Этот тест также известен как White-box, Open-Box или Glass box тестирование.

Тестирование методом серого ящика

Тестирование методом серого ящика или Gray box тестирование, это что-то среднее между White Box и Black Box тестированием, где тестер обладает лишь общими знаниями данного продукта, необходимыми для выполнения теста. Эта проверка осуществляется посредством документации и схемы информационных потоков. Тестирование проводится конечным пользователем, или пользователям, которые представляются как конечные.

Нефункциональные тесты

Безопасность приложения является одной из главных задач разработчика. Тестирование безопасности проверяет программное обеспечение на обеспечение конфиденциальности, целостности, аутентификации, доступности и безотказности. Индивидуальные испытания проводятся в целях предотвращения несанкционированного доступа в программный код.

Стресс-тестирование является методом, при котором программное обеспечение подвергается воздействию условий, которые выходят за рамки нормальных условий работы программного обеспечения. После достижения критической точки, полученные результаты записываются. Этот тест определяет устойчивость всей системы.


Программное обеспечение проверяется на совместимость с внешними интерфейсами, такими как операционные системы, аппаратные платформы, веб-браузеры и т.д. Тест на совместимость проверяет, совместим ли продукт с любой программной платформой.


Как подсказывает название, эта методика тестирования проверяет объем кода или ресурсов, которые используются программой при выполнении одной операции.

Это тестирование проверяет аспект удобства и практичности программного обеспечения для пользователей. Легкость, с которой пользователь может получить доступ к устройству формирует основную точку тестирования. Юзабилити-тестирование охватывает пять аспектов тестирования, - обучаемость, эффективность, удовлетворенность, запоминаемость, и ошибки.

Тесты в процессе разработки программного обеспечения

Каскадная модель использует подход "сверху-вниз", независимо от того, используется ли она для разработки программного обеспечения или для тестирования.

Основными шагами, участвующими в данной методике тестирования программного обеспечения, являются:

  • Анализ потребностей
  • Тест дизайна
  • Тест реализации
  • Тестирование, отладка и проверка кода или продукта
  • Внедрение и обслуживание

В этой методике, вы переходите к следующему шагу только после того, как вы завершили предыдущий. В модели используется не-итерационный подход. Основным преимуществом данной методики является ее упрощенный, систематический и ортодоксальный подход. Тем не менее, она имеет много недостатков, так как баги и ошибки в коде не будут обнаружены до этапа тестирования. Зачастую это может привести к потере времени, денег, и других ценных ресурсов.

Agile Model

Эта методика основана на избирательном сочетании последовательного и итеративного подхода, в дополнение к довольно большому разнообразию новых методов развития. Быстрое и поступательное развитие является одним из ключевых принципов этой методологии. Акцент делается на получение быстрых, практичных, и видимых выходов. Непрерывное взаимодействие с клиентами и участие является неотъемлемой частью всего процесса разработки.

Rapid Application Development (RAD). Методология быстрой разработки приложений

Название говорит само за себя. В этом случае методология принимает стремительный эволюционный подход, используя принцип компонентной конструкции. После понимания различных требований данного проекта, готовится быстрый прототип, а затем сравнивается с ожидаемым набором выходных условий и стандартов. Необходимые изменения и модификации вносятся после совместного обсуждения с заказчиком или группой разработчиков (в контексте тестирования программного обеспечения).

Хотя этот подход имеет свою долю преимуществ, он может быть неподходящим, если проект большой, сложный, или имеет чрезвычайно динамический характер, в котором требования постоянно меняются.

Спиральная модель

Как видно из названия, спиральная модель основана на подходе, в котором есть целый ряд циклов (или спиралей) из всех последовательных шагов в каскадной модели. После того, как начальный цикл будет завершена, выполняется тщательный анализ и обзор достигнутого продукта или выхода. Если выход не соответствует указанным требованиям или ожидаемым стандартам, производится второй цикл, и так далее.

Rational Unified Process (RUP). Рациональный унифицированный процесс

Методика RUP также похожа на спиральную модель, в том смысле, что вся процедура тестирования разбивается на несколько циклов. Каждый цикл состоит из четырех этапов - создание, разработка, строительство, и переход. В конце каждого цикла продукт/выход пересматривается, и далее цикл (состоящий из тех же четырех фаз) следует при необходимости.

Применение информационных технологий растет с каждым днем, также и важность правильного тестирования программного обеспечения выросло в разы. Многие фирмы содержат для этого штат специальных команд, возможности которых находятся на уровне разработчиков.

Без тестов сегодня не обходится ни один преподаватель, будь то школьный учитель или профессор многотысячного онлайн-курса. Выбор варианта из нескольких - не единственная возможность: в опросы можно вставлять картинки и видео, менять форматы задания почти до бесконечности. Edutainme выбрали семь сервисов, которые облегчат подготовку и проведение тестирования.

Google Формы

Google Формы — часть офисного инструментария Google Drive. Пожалуй, это один из самых быстрых и простых способов создать свой опрос или тест: пишем задание, выбираем тип ответа (выбор из нескольких вариантов, написание собственного) - готово! Получившийся тест можно отправить студентам по электронной почте или встроить на свой сайт с помощью специального кода. Для ускорения работы рекомендуем добавить плагин Flubaroo - он автоматически проверяет ответы учеников и ставит оценки по заданным критериям. Формы совершенно бесплатны - для использования ресурса нужно только иметь аккаунт Google.

При помощи Quizlet можно создавать тесты, где ученики будут выбирать верные ответы из предложенных, сопоставлять изображения и информацию или вписывать собственные варианты. Пользоваться очень легко - в интерфейсе можно разобраться буквально за пару минут, вдобавок, Quizlet поддерживает русский язык и работает на Android и iOS. Quizlet бесплатен, но бывает и подписка Plus за $10 - она позволит загружать собственные картинки и создавать неограниченное количество учебных групп.

Proprofs

Proprofs готовит тесты на любой вкус - можно предложить на выбор один или несколько вариантов, попросить заполнить пропущенное слово или написать развернутый ответ. Сервис позволяет вставлять в задания текстовые документы и презентации, файлы PDF, а также изображения, аудио- и видеофайлы. Завершив работу над тестом, можно оставить его в общем доступе на сайте Proprofs или встроить на свою страницу.

Хотя сервис бесплатный, возможности Proprofs расширяются в платных тарифах. Преподавателям стоит обратить внимание на тарифы Basic и Professional. Первый открывает все основные возможности сервиса и позволяет создавать неограниченное количество тестов за $20 в месяц; второй разрешает объединять студентов в закрытые группы и обойдется в $40. Новые пользователи могут бесплатно пользоваться всеми возможностями Proprofs в течение 15 дней после регистрации.

Kahoot! позволяет подавать в формате опросов и тестов чуть ли не весь учебный материал. Чтобы наладить обратную связь с учениками, можно обыграть новые темы в форме простых вопросов и ответов, а закрепить знания с помощью более подробного тестирования. Kahoot! рассчитан на применение в классе - преподаватель показывает материал на главном экране, а в это время школьники отвечают на вопросы и обсуждают информацию, используя специальный клиент для компьютеров или браузер на смартфонах (Android, iOS, Windows Phone). Для того чтобы войти в виртуальную классную комнату, ученики должны ввести специальный код, который пришлет преподаватель. Сервис позволяет узнать, как отвечал на вопросы каждый студент, или строить диаграммы успеваемости всего класса. Сами же ученики могут следить за своими результатами в специальных таблицах. Kahoot! бесплатен и полностью доступен после регистрации.

ClassMarker

В ClassMarker можно делать опросы с разными форматами ответов - помимо привычных вариантов, есть даже эссе. Для начала работы преподавателю нужно создать виртуальный класс и разослать пригласительные коды ученикам. ClassMarker хранит результаты всех проведенных тестов, ведя статистику успеваемости. Если у преподавателя есть собственная веб-страница, он может встраивать тестовые задания на нее.

В бесплатном варианте ClassMarker позволяет создать не более 100 тестов. 400 тестов в месяц обойдутся в $16.50, а 1000 тестов - уже $33. У сервиса есть ежегодные пакеты для тех, кто редко проводит онлайн-тестирования. Минимальное количество тестов (50 в год) будет стоить $25 в год, а максимум (5000 в год) обойдется в $1000.

Мобильное приложение для преподавателей, помогающее устраивать опросы прямо в классе. Студентам выдаются специальные бланки с вариантами ответов (A, B, C и D) - услышав вопрос, они поднимают нужные карточки, которые учитель сканирует камерой смартфона. Plickers позволяет анализировать результаты отдельного студента или изучать статистику по всему классу. Приложение работает на Android и iOS, а загружается бесплатно.

Easy Test Maker

Самое интересное в Easy Test Maker – возможность создавать задания, где нужно выбирать верные и ложные утверждения. Тексты можно отформатировать для удобства чтения на планшете или скачать в форматах.pdf или.doc, чтобы провести тестирование в более традиционном формате. Сервис умеет перемешивать вопросы и варианты ответов, чтобы ученикам было сложнее списывать.

Бесплатная версия Easy Test Maker позволяет создать 25 тестов без возможности экспорта в «бумажные» форматы. В тарифе Plus ($44.95 в год) доступна проверка англоязычного правописания, создание неограниченного количества тестов и экспорт в офлайн-форматы. С подпиской Premium ($74.95 в год) сервис будет автоматически проверять результаты, а также разрешит выставлять временной лимит на прохождение заданий и прикреплять к опросам графические файлы.

Егор Антоненков

Тестирование – процесс анализа программы или контролируемого выполнения программы на конечном множестве входных данных с целью обнаружения ошибок

Статическое – анализ текста программы

Динамическое – анализ контролируемого выполнения

Методы тестирования – совокупность правил, регламентирующих последовательность шагов по тестированию

Критерии тестирования – оценки, позволяющие судить о достаточности выполненного тестирования

Результативным считается тест, который приводит к обнаружению ошибки. Тестирование – деструктивный процесс.

Тест – набор входных данных, набор ожидаемых результатов, набор условий, разработанных для проверки определенного пути выполнения программы.

Особенности

1) Частое отсутствие полностью определенного эталона, которому должны соответствовать результаты

2) Высокая сложность программ исключает исчерпывающее тестирование (проверка всех возможных маршрутов выполнения)

3) Невысокая формализация критериев завершения тестирования

Основные принципы тестирования

1) Нельзя планировать тестирование в предположении, что ошибки отсутствуют

2) Следует избегать тестирования программы ее автором

3) Описание предполагаемых значений результатов должно быть неотъемлемой частью теста

4) Тесты для неправильных входных данных следует разрабатывать также тщательно, как и для правильных

5) Следует понимать, сто вероятность наличия необнаруженных ошибок пропорциональна числу уже обнаруженных

6) Не следует выбрасывать тесты, даже если программа уже не используется

Объекты тестирования. Категории тестов

1) Спецификации программных модулей, групп программ и программных комплексов

Полнота и согласованность функций программных компонент

Согласованность интерфейсов программных компонент (для групп программ и комплексов)

2) Программные модули

Структура

Преобразование данных, выполняемое модулем

Полнота функций, выполняемых модулем

3) Группы программ, объединенные для решения законченной функциональной задачи

То же, что и для модулей

Интерфейс между программами

4) Программный комплекс, используемый для решения нескольких функциональных задач

Полнота решения функциональных задач

Функционирование программ в критических ситуациях

Тестирование потребления ресурсов

Оценка надежности работы комплекса

Эффективность защиты от искажения общих данных

5) Программное средство, сдаваемое в опытную эксплуатацию

То же, что и для 4)

Удобство инсталляции рабочей версии программы

Проверка работы при изменении конфигурации оборудования

Проверка наличия и корректности документации

Испытание на соответствие техническому заданию

6) Программное средство на стадии сопровождения

Удобство модификации, типа расширения функциональности и повышения эффективности

1 – Спецификации

2 – Модули

3 – Группы программ

4 – Программные комплексы на стадии отладки

5 – Программные комплексы как продукты

Виды и методы тестирования

Особенности нисходящего тестирования:

Достоинства:

С самого начала выполняется проверка главных функций – концептуальная проверка

Недостатки:

Необходимость разработки заглушек, часто достаточно интеллектуальных

Параллельная разработка модулей различных уровней не всегда обеспечивает возможность нужной последовательности тестирования модулей разных уровней

Особенности восходящего тестирования

Достоинства:

Для тестирования используются готовые модули нижних уровней

Недостатки:

Необходимость разработки тест-драйверов для управления работой нижних уровней с верхних

Отложенная проверка основной концепции функционирования комплекса

1) Модульное тестирование. Включает проверку:

Корректности структуры модуля

Корректности основных конструктивных компонент

Полноты и качества реализации функций обработки данных

Структурная корректность проверяется структурными методами по принципу «белого ящика»

2) Интеграционное тестирование. Проверка:

Корректности объединения модулей в группу или комплекс программ

Проводится на основе 2-х подходов:

Монолитное тестирование, при котором модули сразу объединяются в единый комплекс и после этого вместе тестируются

Инкрементальное (пошаговое), модули подключаются друг к другу последовательно (снизу вверх или сверху вниз)

Использует структурную проверку подключаемых модулей и функциональную проверку полноты и качества реализации функций. Функциональные проверки осуществляются по принципу «черного ящика»

3) Системное тестирование. Обеспечивает проверку соответствия программного средства специфицированным требованиям в заданной среде и режимах функционирования. Предусматривает следующие виды тестирования:

Тестирование функциональности

Стрессовое тестирование (тестирование на повышенных нагрузках по использованным ресурсам)

Тестирование безопасности (защита от несанкционированного доступа)

Тестирование восстановления при сбоях

В последнее время стало широко применяться альфа и бета тестирование – это виды тестирования, выполняемые с участием заказчика. Альфа тестирование выполняется на территории разработчика в условиях ограниченного времени (не более недели). Бета тестирование выполняется после введения программы в опытную эксплуатацию на территории заказчика, проводится достаточно долго (норма 1 год).

Статистика ошибок в программных продуктах по типам.

Методы тестирования

Все методы делятся на две неравнозначных группы:

Статическое (ручное)

Динамическое (машинное)

Основные методы ручного:

Инспекция кода

Сквозной просмотр

Методы динамического:

Структурные

Функциональные

Методы статического тестирования

Общая черта – они используют визуальный контроль программы по ее тексту группой из 3-4 человек, один из которых автор программы. Целью проверки является обнаружение ошибок, но не их устранение. Основная концепция – наличие ошибок не есть вина автора программы, а несовершенство средств разработки программы и сложность программы как некоторой системы. При нормальном проведении статические методы тестирования позволяют обнаруживать 30-70% первоначальных ошибок в программе. Они, в отличие от машинных, позволяют обнаруживать типовые группы ошибок автора.

Инспекция кода. В группу входит 4 человека: руководитель проведения инспекции, автор программы, проектировщик и тестировщик. За неделю до инспекции руководитель раздает всем участникам листинг программ, которые будут инспектироваться.

2) программа анализируется по типовому списку часто встречающихся ошибок:

Ошибки обращения к данным (неинициализирование данных, выход индексов за границы массивов, ссылки на пустую память)

Ошибки описания данных, соответствие заданных типов и значений

Ошибки вычислений

Ошибки передач управления (зацикливание, корректность завершения программы)

Ошибки интерфейса (ошибки, связанные с взаимодействием частей друг с другом)

Ошибки ввода/вывода

Результат инспекции кода:

Сквозной просмотр. Начинается так же как и инспекции кода, но в процессе заседания группы ознакомление с программой выполняется путем небольшого числа сеансов ручного тестирования программы на простых данных.

Динамическое тестирование

Структурное тестирование программных модулей

При структурном тестировании проверяется

Прохождение тестов по логике программы, в качестве элементов которой выступают вершины, дуги, маршруты, условия и комбинации условий управляющего графа программы

В последнее время проверяется прохождение потока данных по информационному графу программы, которое выявляет аномалии в обработке данных

Тестирование на основе потока управления

Вводят критерии отбора элементов для тестирования:

1) покрытие операторов (покрытие вершин УГП, покрытие строк кода). Необходимо проверить выполнение каждого оператора хотя бы один раз. Нужно реализовать путь a-c-e (например при тестовом наборе a=2, b=0, x=3, результат x=2.5). Не проверяется прохождение пути a-b-d. Не проверяются отдельные условия, например OR вместо &. Является самым слабым критерием и используется только при первоначальной проверке.

2) Покрытие ветвей (решений). Необходимо проверить каждую дугу выполнения программы. Этот критерий включает в себя предыдущий.

1) Покрытьдугиa-c-e, a-b-d

2) Покрытьдугиa-c-d, a-b-e. A=3, B=0, X=3иA=2, B=1, X=1

Не выполняет обнаружения всех ошибок, например, если вместо x>1 будет x<1. Критерий не является исчерпывающим

3) Критерий покрытия условий. Каждое условие, используемое в программе должно выполняться хотя бы один раз. Используются следующие условия: A>1, B=0, A=2, x>1. Нужно реализовать проверки: A>1, A<=1, B=0, B!=0, A=2, A!=2, x>1, x<=1. Для проверки этого достаточно следующей пары тестов: (A=1, B=0, X=3) идет по пути a-b-e и (A=2, B=1, x=1) идет по пути a-b-e. Оба теста проверяют один и тот же путь.

4) Комбинированный критерий «условий/решений», который должен проверять все условия в программе и хотя бы один раз пройти по каждой дуге.

Следующие тестовые наборы: (A=2, B=0, x=4) a-c-e, (A=1, B=1, x=1) a-b-d.

5) Комбинаторное покрытие условий. Должны быть покрыты следующие комбинации условий:

(2) A>1, B!=0

(3) A<=1, B=0

(4) A<=1, B!=0

(6) A=2, x<=1

(7) A!=2, x>1

(8) A!=2, x<=1

Тестовые наборы:

(A=2, B=0, x=4) (1,5)

(A=2, B=1, x=1) (2, 6)

(A=1, B=0, x=2) (3, 7)

(A=1, B=1, x=1) (4, 8)

6) Критерий покрытия вызовов. Обеспечивает проверку корректности вызова каждой процедуры или функции в программе.

7) Критерий покрытия путей. Применяется в ограниченном варианте, когда при использовании циклов рассматриваются только отдельные варианты проверки цикла: тело цикла не выполняется ни разу, тело цикла выполняется один раз, тело цикла выполняется k раз (k<=n – максимально возможное число повторений), тело цикла выполняется n раз, тело цикла выполняется n+1 раз. Является очень сложным и громоздким, применяется только при очень тщательном тестировании.

Структурное тестирование на основе потока данных

Работа любой программы представляется как обработка потока данных, передаваемых от ее входа на выход. Если имеется управляющий граф программы вида

Информационный граф программы представляется пунктирными линиями.

Для каждой вершины i УГП можно определить множество def(i) – данных, определенных в этой вершине и множество use(i) – данных, используемых в этой вершине.

Для тестирования надо выделить DU цепочки, которые имеют следующий вид DU=(Data, i, j), Data – данное, i – вершина, в которой создается данное, j – вершина, в которой используется данное.

Для нашего примера множество DU цепочек:

DU={(a, 1, 4), (b, 1, 3), (b, 1, 6), (c, 4, 6)}.

После формирования набора DU цепочек выполняется отображение DU цепочек во фрагменты УГП, соответствующие путям определения и использования данной цепочки.

Для цепочки (a, 1, 4) путь 1-2-3-4. По информационному графу программы порождается путь в управляющем графе программы, который тестируется. Этот способ называется «стратегия требуемых пар»

Недостаток: трудность выбора минимального количества тестов, обеспечивающих эффективную проверку всех DU цепочек.

Функциональное тестирование (ФТ)

Структурное тестирование не позволяет проверить все функции, возлагаемые на программу, потому что некоторые функции могут просто отсутствовать в предложенной реализации.

Функциональное тестирование – это тестирование, необходимое для проверки соответствия программного продукта функциональным требованиям, заданным в спецификации. При выполнении ФТ логика работы программы игнорируется и все внимание фокусируется на выходных значениях, полученных в результате обработки заданных входных наборов. Обычно ФТ обнаруживаются следующие виды ошибок:

1) некорректные или отсутствующие функции

2) ошибки интерфейса

3) ошибки потребления ресурсов (превышение занимаемых памяти или времени выполнения)

4) ошибки инициализации или завершения программы

Для проведения ФТ необходимо иметь: наборы входных данных, приводящих к аномалиям выполнения программы, наборы выходных данных, позволяющих обнаруживать дефекты в работе программы.

Методы ФТ должны обеспечивать:

1) сокращение необходимого числа тестовых вариантов (проверки выполняются динамически)

2) выявлять классы ошибок, а не отдельные ошибки

Методы ФТ как правило применяются на более поздних стадиях тестирования, чем структурные.

Метод разбиения на классы эквивалентности.

Область входных данных разбивается на классы эквивалентности (КлЭ), представляющие собой набор данных с общими свойствами, обработка которых программой производится совершенно одинаково. При обработке используются одни и те же операторы и одни и те же связи. КлЭ делятся на правильные (допустимые) и неправильные. КлЭ определяются по спецификации на программу, например следующим образом: 20000<=x<=80000, правильный КлЭ - 20000<=x<=80000, 2 неправильных КлЭ – x<20000, x>80000. Разработка тестов состоит из 2 этапов:

1) разбиение на КлЭ

2) построение тестов

Выделение КлЭ по спецификации – процесс эвристический

1) если проверяемое входное данное представлено в виде диапазона значений, то строится один правильный класс (внутри диапазона) и два неправильных

2) если конкретное значение, то строится один правильный и два неправильных КлЭ

3) если входное условие описывает множество значений m={a,b,c}, то строится по одному правильному классу для каждого из значений и один неправильный класс для значений, не принадлежащих множеству (m!=a)&(m!=b)&(m!=c)

Построение тестов.

1) Каждому КлЭ присваивается уникальный номер

2) Строятся тесты для правильных КлЭ, чтобы каждый тест покрывал как можно больше этих классов

3) Строятся тесты для неправильных классов, которые должны быть индивидуальны, поскольку проверки с ошибочными входами могут скрывать друг друга.

Анализ граничных условий.

Метод является развитием предыдущего в том смысле, что под граничными условиями понимаются ситуации, возникающие на границах входных и выходных КлЭ.

Отличается от предыдущего

1) при выборе элементов КлЭ используются значения на и вблизи границ классов -1.0<=x<=1.0 x={-1.0, 1.0, -1.01, 1.01}

2) метод должен рассматривать не только входные, но КлЭ для выходных значений.

Общее правило использования метода:

1) построить тесты для значений, лежащих на границе области, и тесты с неправильными данными, немного выходящих за пределы границ

2) если обрабатывается определенное количество файлов в заданном диапазоне, то построить тесты для граничных значений файлов, на 1 больше и меньше верхней и нижней границы соответственно

3) применить подходы 1, 2 для каждого из выходных значений

4) если проверяется упорядоченное множество значений, то необходимо выполнить проверки первого и последнего элементов.

Недостатками рассмотренных методов является то, что они не позволяют проверять комбинации условий.

Метод функциональных диаграмм (метод диаграмм причинно-следственных связей ДПС)

Метод позволяет формально генерировать результативные тесты, позволяющие обнаруживать неоднозначность требований спецификаций при комбинировании входных условий

Функциональная диаграмма – это формальный графо-аналитический язык, позволяющий описывать спецификации, написанные на естественном языке.

Методика построения функциональных диаграмм

1) спецификация разбивается на «рабочие участки», т.е. такие участки, для которых диаграмма не будет слишком громоздкой

2) спецификации выделяются причины и следствия. Причина – отдельное входное условие или КлЭ входных условий, следствие – выходное условие, результат выполнения программы. Каждой причине и следствию присваивается уникальный номер

3) анализируется семантика информации, заданной в спецификации, и строится булевский граф, связывающий причины и следствия, который является функциональной диаграммой. Каждый узел графа может принимать 2 значения: 1 – присутствует (выполняется)

Для представления диаграмм используются следующие базовые символы:

Задана спецификация. Файл обновляется, если символ, считываемый в позиции 1 равен а А или Б, а символ в позиции 2 стоит цифра. Если первый символ ошибочный, то сообщение Х1, если второй не цифра, то сообщение Х2.

1) символ в позиции 1 равен А

2) символ в позиции 1 равен Б

3) символ в позиции 2 цифра

Следствия

1) файл обновляется

2) выдается сообщение Х1

3) выдается сообщение Х2

В приведенной диаграмме есть проблема: никак не ограничено применение причин 1 и 2.

Для учета невозможных комбинаций причин или следствий предусмотрены дополнительные базовые элементы.

Е – не могут быть одновременно

I – не могут быть одновременно 0

R – требует (a=1, то и b=1)

M – запрещает (a=1, то b=0)

С учетом этого:

Генерация таблицы решений

Использование столбцов таблицы решений в качестве тестов

Генерация таблицы решений:

1) Формируются строки, соответствующие причинам и следствиям

2) Выбирается некоторое следствие, которое имеет значение 1

3) Находятся комбинации причин, которые обеспечивают такое значение следствия

Незаполненные элементы строк причин могут принимать любые значения

Используемые тесты будут иметь следующий вид

Метод, основанный на предположении об ошибке (метод отрицательного тестирования)

Сущность основана на опыте тестировщика и идея заключается в перечислении некоторого набора возможных ошибок, для обеспечения которого пишутся тесты. Метод определяет способы как заставить программу сделать ошибку или прекратить выполнение. У проектировщиков выявляются требования для успешного выполнения программы и далее разрабатываются тесты, каждый из которых нарушает одно из требований. Проверяется устойчивость программы к исключительным ситуациям.

1) запуск на другой платформе

2) перестановка значений в файле

3) отсутствие данных в БД

4) неверные или отсутствующие значения параметров конфигурации

Общая стратегия разработки тестов

1) проверить логику программу с помощью методов структурного тестирования по критериям покрытия операторов, покрытия ветвей (условий), покрытие решений условий, комбинаторное покрытие условий

2) проверка функциональности программы с помощью методов ФТ. Если есть комбинации входных условий, то надо начинать с метода функциональных диаграмм, затем разбиение на КлЭ, анализ граничных условий, метод отрицательного тестирования.

Критерии завершения тестирования

Обычно применяется 3 группы

1) критерии, основанные на определенной методологии тестирования, определяющей процент покрытия тестами логики и функциональности программы.

2) критерии, основанные на экспертных оценках возможного числа ошибок, имеющихся в программе данного класса и целевого назначения.

3) критерий, основанный на временной диаграмме тестирования для каждой фазы разработки программы

MyTest X- система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены недостатков. При проведении устного опроса – это относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок, при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку.
Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Тестирование - более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
Следует отметить, что именно тестирование постепенно становится и основной формой сдачи экзаменов. С 2009 года для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен. И реалии таковы, что требуется обязательно вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью в течение года следует оценить уровень усвоения материала учениками и формировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Такие тренировки позволят учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в российской школе.
Тестовые задания могут составляться с использованием разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей сети Интернет. И, наверное, любой учитель информатики и ИКТ создавал для своей работы свою тестовую среду. Но разработка качественного тестового инструментария - длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.
Программа MyTest разрабатывается Башлаковым Александром Сергеевичем с 2003 года. За это время вышло немало совершенно разных версий. Каждая новая версия включала в себя лучшее предыдущей версии и предлагала новые возможности. Первые версии были простыми, но удобными тестовыми оболочками, текущая же версия MyTest X - это уже не одна программа, а мощный комплекс программ для подготовки и проведения компьютерного тестирования.
С помощью программы MyTest X возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. Предприятия и организации могут осуществлять аттестацию и сертификацию своих сотрудников.
MyTest X это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.



Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее. Вот слова одного из пользователей программы: «На мой взгляд, MyTest достигла совершенного состояния: имеет все мыслимые функции, очень компактная, ее возможности и простота использования находятся в золотом балансе».
Программа MyTest X работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв . В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.
Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).
Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.
В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Вы можете определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы... Для большего удобства в программе имеется собственный текстовый редактор.
К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры…
В MyTest X можно использовать любую систему оценивания. Система оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.
При наличии компьютерной сети можно, используя модуль журнала MyTest, можно легко:

  • Организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.
  • Организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов.
  • Непосредственно следить за процессом тестирования. Вы можете видеть кто и какой тест выполняет, сколько заданий уже выполнено и какова их результативность.

С помощью программ MyTest X вы можете организовать как локальное так и сетевое тестирование. Делайте так как удобнее вам.
Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за не верные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.
При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Таким образом, позволяя испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.
Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).
Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям для каждого отдельного теста - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов - один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.
MyTest X имеет хорошую степень защиты, как тестовых заданий, так и результатов. Благодаря тому, что для теста можно задать несколько различных паролей (для открытия, редактирования, тестирования), испортить (отредактировать) тест лицам не имеющим на это право становится практически не возможно, плюс ко всему, не возможно украсть ключи (правильные ответы) к тестовым заданиям. Так как результаты тестирования могут сохранятся в защищенный файл, который не возможно отредактировать, то оценки учащихся всегда объективны и не зависят от лояльности тестолога. Ввиду того, что результаты тестирования могут сохранятся как на локальном ПК, так и параллельно на ПК тестолога, вероятность потери результатов сводится к 0% . Программа продемонстрировала высокую надежность работы как в школах так и в ВУЗах России и стран ближнего зарубежья. В программе предусмотрены различные варианты защиты тестов от несанкционированного получения ответов.
Программа постоянно развивается, грамотно учитывая нужды многих пользователей и при этом никого не ущемляя, то есть новые функции добавляют интересные возможности для тестирования и при этом не являются лишними для тех, кому нужны тесты попроще.
Ко многим полезным функциям, которые имеются в программе для проведения компьютерного тестирования, можно ещё присоединить то, что если ученик по каким-либо причинам не может выполнять тест за ПК (например по состоянию здоровья), то буквально за 1-2 минуты можно сформировать "бумажный” вариант теста.
Программа MyTest X распространяется бесплатно. Не коммерческое использование программы не требует денежных выплат. Любое образовательное учреждение, учитель и ученик могут бесплатно использовать программу на основе лицензионного соглашения без каких либо денежных отчислений. Программа работает под ОС Windows 2000, XP, Vista, 7. Для работы под Linux можно использовать Wine.
Сложно сразу перечислить все возможности MyTest X, указать на все те мелочи, которые делают работу с программой легкой и удобной. Но стоит только попробовать ее в работе, создать и провести несколько тестов и она займет достойное место в списке ваших любимых программ.

Скачать программу.

В этом уроке мы узнаем, как и где скачать последнюю версию программы MyTestX . Установим её на компьютер учителя и на компьютер ученика. Рассмотрим особенности каждого из трех модулей, из которых состоит программа.



Самый важный урок данного курса. В нем вы поймете и научитесь использовать основные возможности и достоинства программы. Мы на конкретном примере разберем, как создавать и редактировать тесты. Рассмотрим все девять видов возможных вопросов. Разберем системы оценивания и основныенастройки текущего теста. Научимся делать ограничение теста по времени, задавать случайный порядок вопросов и ответов на них.



В этом уроке мы поговорим о настройке модулей Server и Student . Это очень важно, т.к. именно здесь вы поймете, в чем основное преимущество этой программы для учителя. Вы увидите как учитель двумя нажатиями мыши может раздать учащимся тест по сети со своего компьютера, а потом получить в удобном виде результаты тестирования. Но предварительно мы рассмотрим, какие настройки нужно сделать в программе, что бы модули правильно взаимодействовали между собой.



Специальный видеоурок для учащихся. Что бы во время теста не возникало вопросов, как отвечать на тот или иной вид вопроса, вы можете просто показать этот видеоурок на первом занятии. Как показывает практика, после этого уучащихся не возникает вопросов по выполнению теста.


Дополнительный урок, в котором мы рассмотрим ситуацию, когда у вас нет в классе локальной сети, и вы не можете получать результаты на свой сервер. Настроим программу так, что бы результаты сохранялись в специальный файл и информация по выполнению тестов вместе с отметками не терялась. А так же возможно многих мучает вопрос, можно ли это все использовать в LINUX . Ответ да, а как посмотрите в этом же видеоуроке . Кроме этого мы посмотрим, где можно найти дополнительную информацию по этой программе, что бы использовать все её возможности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса