Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сочинение по роману Астафьева «Печальный детектив» III вариант. Тема потери нравственных ориентиров в произведении В. П. Астафьева «Печальный детектив

Сорокадвухлетний Леонид Сошнин, бывший оперативник уголовного розыска, возвращается из местного издательства домой, в пустую квартиру, в самом дурном расположении духа. Рукопись его первой книги «Жизнь всего дороже» после пяти лет ожидания наконец-то принята к производству, но это известие не радует Сошнина. Разговор с редакторшей, Октябриной Перфильевной Сыроквасовой, которая пыталась высокомерными замечаниями унизить автора-милиционера, осмелившегося называться писателем, разбередил и без того мрачные мысли и переживания Сошнина. «Как на свете жить? Одинокому?» - думает он по дороге домой, и мысли его тяжелы.

В милиции он своё отслужил: после двух ранений Сошнин отправлен на пенсию по инвалидности. После очередной ссоры от него уходит жена Лерка, забрав с собой маленькую дочурку Светку.

Сошнин вспоминает всю свою жизнь. Он не может ответить на собственный вопрос: почему в жизни так много места горю и страданию, но всегда тесно любви и счастью? Сошнин понимает, что среди прочих непостижимых вещей и явлений ему предстоит постигать так называемую русскую душу, и начинать ему надо с самых близких людей, с эпизодов, свидетелем которых он был, с судеб людей, с которыми сталкивала его жизнь... Почему русские люди готовы пожалеть костолома и кровопускателя и не заметить, как рядом, в соседней квартире, умирает беспомощный инвалид войны?.. Почему так вольно и куражливо живётся преступнику средь такого добросердечного народа?..

Чтобы хоть на минуту отвлечься от мрачных дум, Леонид представляет, как придёт домой, сварит себе холостяцкий обед, почитает, поспит маленько, чтобы хватило сил на всю ночь - сидеть за столом, над чистым листом бумаги. Сошнин особенно любит это ночное время, когда он живёт в каком-то обособленном, своим воображением созданном мире.

Квартира Леонида Сошнина находится на окраине Вейска, в старом двухэтажном доме, где он и вырос. Из этого дома отец уходил на войну, с которой не вернулся, здесь умерла к исходу войны и мать от тяжёлой простуды. Леонид остался с сестрой матери, тёткой Липой, которую с детства привык звать Линой. Тётка Лина после смерти своей сестры перешла на работу в коммерческий отдел Вейской железной дороги. Этот отдел «пересудили и пересажали разом». Тётка пыталась отравиться, но её спасли и после суда отправили в колонию. К этому времени Леня уже учился в областной спецшколе УВД, откуда его чуть и не выгнали из-за осуждённой тётки. Но соседи, и главным образом однополчанин отца Лавря-казак, походатайствовали за Леонида перед областным милицейским начальством, и все обошлось.

Освободилась тётка Лина по амнистии. Сошнин уже поработал участковым в отдалённом Хайловском районе, откуда привёз и жену. Тётя Лина успела перед смертью понянчить дочку Леонида, Свету, которую считала внучкой. После смерти Лины перешли Сошнины под покровительство другой, не менее надёжной тётки по имени Граня, стрелочницы на маневровой горке. Тётя Граня всю жизнь занималась чужими детьми, и ещё маленький Леня Сошнин постигал в своеобразном детском саду первые навыки братства и трудолюбия.

Однажды, уже после возвращения из Хайловска, Сошнин дежурил с нарядом милиции на массовом гулянье по случаю Дня железнодорожника. Четверо упившихся до потери памяти парней изнасиловали тётю Граню, и если бы не напарник по патрулю, перестрелял бы Сошнин этих пьяных, спавших на лужайке молодцов. Их осудили, и после этого случая тётя Граня стала избегать людей. Однажды она высказала Сошнину страшную мысль о том, что, осудив преступников, тем самым погубили молодые жизни. Сошнин накричал на старуху за то, что она жалеет нелюдей, и стали они сторониться друг друга...

В грязном и заплёванном подъезде дома к Сошнину пристают трое выпивох, требуя поздороваться, а потом и извиниться за своё непочтительное поведение. Он соглашается, пытаясь охладить их пыл миролюбивыми репликами, но главный из них, молодой бугай, не успокаивается. Разгорячённые спиртным, парни набрасываются на Сошнина. Он, собравшись с силами - сказались раны, больничный «отдых», - побеждает хулиганов. Один из них при падении ударяется головой об отопительную батарею. Сошнин подбирает на полу нож, шатаясь, идёт в квартиру. И сразу звонит в милицию, сообщает о драке: «Одному герою башку об батарею расколол. Если че, не искали чтоб. Злодей - я».

Приходя в себя после случившегося, Сошнин опять вспоминает свою жизнь.

Они с напарником преследовали на мотоцикле пьяного, угнавшего грузовик. Смертельным тараном грузовик мчался по улицам городка, уже оборвав не одну жизнь. Сошнин, старший по патрулю, принял решение пристрелить преступника. Его напарник выстрелил, но перед смертью водитель грузовика успел столкнуть мотоцикл преследовавших милиционеров. На операционном столе Сошнину чудом спасли от ампутации ногу. Но он остался хромым, долго и тяжело учился ходить. Во время выздоровления следователь долго и упорно мучил его разбирательством: правомерно ли было применение оружия?

Вспоминает Леонид и о том, как повстречал свою будущую жену, спасая её от хулиганов, которые пытались прямо за киоском «Союзпечать» снять с девушки джинсы. Вначале жизнь у них с Леркой шла в покое и согласии, но постепенно начались взаимные упрёки. Особенно не нравились жене его занятия литературой. «Экий Лев Толстой с семизарядным пистолетом, со ржавыми наручниками за поясом...» - говорила она.

Вспоминает Сошнин о том, как один «взял» в гостинице городка залётного гастролёра, рецидивиста Демона.

И наконец, вспоминает, как спившийся, вернувшийся из мест заключения Венька Фомин поставил окончательный крест на его карьере оперативника... Сошнин привёз дочку к родителям жены в дальнюю деревеньку и уже собирался возвращаться в город, когда тесть сообщил ему, что в соседней деревушке пьяный мужик запер в сарае старух и грозит поджечь их, если те не выдадут ему десять рублей на опохмелье. Во время задержания, когда Сошнин поскользнулся на навозе и упал, испуганный Венька Фомин и всадил в него вилы... Сошнина едва довезли до больницы - и едва миновал он верной смерти. Но второй группы инвалидности и выхода на пенсию миновать не удалось.

Ночью Леонида будит ото сна страшный вопль соседской девчонки Юльки. Он спешит в квартиру на первом этаже, где Юлька живёт со своей бабкой Тутышихой. Выпив бутылку рижского бальзама из гостинцев, привезённых Юлькиным отцом и мачехой из прибалтийского санатория, бабка Тутышиха уже спит мёртвым сном.

На похоронах бабки Тутышихи Сошнин встречает свою жену с дочкой. На поминках они сидят рядом.

Лерка со Светой остаются у Сошнина, ночью он слышит, как за перегородкой сопит носом дочь, и чувствует, как рядом, несмело к нему прижавшись, спит жена. Он поднимается, подходит к дочери, поправляет у неё подушку, прижимается щекой к её голове и забывается в каком-то сладком горе, в воскрешающей, животворящей печали. Леонид идёт на кухню, читает «Пословицы русского народа», собранные Далем, - раздел «Муж и жена» - и удивляется мудрости, заключённой в простых словах.

«Рассвет сырым, снежным комом вкатывался уже в кухонное окно, когда насладившийся покоем среди тихо спящей семьи, с чувством давно ему неведомой уверенности в свои возможности и силы, без раздражения и тоски в сердце Сошнин прилепился к столу, поместил в пятно света чистый лист бумаги и надолго замер над ним».

Традицию открытого разговора о том, что мешает нам жить, продолжил в романе «Печальный детектив» В. Астафьев (1986). «Урок правды», более того, «ожог правдой»- так оха­рактеризовал воздействие этого произведения А. Адамович. Ав­тор не бережет душевной организации читателя, он не просто отображает, а заостряет многие обнажившиеся в наши дни проблемы. Жизненный опыт главного героя произведения, быв­шего работника уголовного розыска Леонида Сошнина, позволя­ет показать противоборство добра и зла, рассказать не только о совестливой тете Гране и вечном труженике — фронтовике Маркеле Тихоновиче, но и об окружающем нас эгоизме, агрес­сивности, насилии, презрении к нравственным законам. Отку­да это зло? Как появляются в нашем обществе звери в челове­ческом облике? Почему оказываются способными к диким, бессмысленным поступкам люди, не знавшие тягот войны, вы­росшие в трудовых семьях, учившиеся в одной школе с други­ми, распевавшие те же песни о дружбе и счастье? Почему мы так долго молчали обо всем этом? «Романом вопросов» назвала произведение В. Астафьева критика. Над этими непростыми проблемами, над печальными уроками своей прежней профес­сии и не очень складной собственной жизнью размышляет Ле­онид Сошнин, стремящийся подняться до понимания правды и смысла существования человека.

Развивая традицию гражданской проповеди, которая всегда была характерна для русской литературы, В. Астафьев, так же как Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Распутин и их единомышлен­ники, ведет разговор начистоту, отказывается писать полуправ­ду, укрупняет явления, чтобы заставить читателя задуматься, не позволить ему сохранить спокойствие. «Но как можете вы быть счастливы, если у вас благородное сердце?» — закономерно, что именно эти слова вспоминает в самые трудные минуты Со­шнин, всю жизнь активно борющийся со злом.

Намеренно заостряя проблемы, с болью вглядываясь в фак­ты, говорящие об искажении нравственных идеалов у многих людей, автор не боится вступить в полемику с теми, кто скло­нен лишь умиляться «пространственному русскому характеру». Настало время не умиления и даже не зашиты народа, а трез­вого и самокритичного разговора о всех проблемах жизни. Сре­ди них одна из важнейших — проблема семьи. Автор убежден: вместе с распадом семьи в обществе всегда «разваливалось со­гласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы поглотить сброд, уже безо всяких на то основа­ний именующий себя людьми». Обратим внимание, что в пуб­лицистическом размышлении о семье, предшествующем фина­лу романа, два слова написаны В. Астафьевым с заглавной бук­вы: Семья и Земля. Земля как наш общий дом и Семья как начало человеческого общежития, народа, государства, челове­чества.

В критике до сих пор нет единого мнения о роли публицис­тического начала в произведениях В. Распутина и других совре­менных авторов. Представляется справедливой точка зрения, высказанная критиком В. Васильевым: «Исследуя нравственную природу современной действительности, В. Распутин и В. Аста­фьев теряют порою созерцательно-художественное самооблада­ние и пытаются как бы «выйти» из литературы для непосред­ственного вмешательства в жизнь. Я не считаю эти симптомы «больной совести» или гражданственности… недостатком — бы­вают ситуации, когда не до эстетики и стилистики, когда, по выражению Л. Леонова, на площади в рельсу бьют». Критик подчеркивает, что это свойственная всей русской литературе гражданственность, об особенностях которой говорил еще М. Горький, подметив, что в России пишут не как европей­цы — «изящно, остро, со скептической усмешкой», а «по-рус­ски, с тоскою, с криком, с подавляющим преобладанием со­держания над формой». Несомненно, что стремление автора к прямому выражению мыслей, интонации страстной проповеди, открытого предостережения, вызванные остротой и сложностью стоящих перед обществом проблем, являются одной из ха­рактерных особенностей литературы последних десятилетий.

Тема потери нравственных ориентиров в произведении В. П. Астафьева. В. П. Астафьев - это поистине великий писатель второй половины XX века. В своих произведениях он ставит сложнейшие вопросы, выходящие за рамки обыденного существования. Особая заслуга Астафьева в том, что он в своих произведениях изображает реальную жизнь, такую, к которой мы все привыкли. Но именно на фоне этой будничности важнейшие философские вопросы, касающиеся смысла жизни, выглядят особенно актуальными.

Повесть «Печальный детектив» была написана в середине восьмидесятых. У каждой эпохи свой колорит. Если говорить о восьмидесятых годах, то жизнь людей была на первый взгляд простой и незамысловатой, с другой стороны, особенно остро вставала проблема потери нравственных ценностей.

Советское государство «воспитывало» своих граждан весьма своеобразно. В начале XX века, после гражданской войны и революции страна переживала тяжелое время. Все, чем жил человек, теряло свой смысл. Людям приходилось не жить, а в буквальном смысле выживать, сохранять свое существование и стараться беречь своих детей. Атмосфера голода, войн, разрухи делала свое дело. Люди поневоле ожесточались, такие общечеловеческие ценности, как доброта, благородство, внимание к ближнему, интерес к собственному внутреннему миру и к внутреннему миру своих детей уходили на второй план. На первый план вставала необходимость добыть кусок хлеба и хоть как-то прокормить себя и своих детей. Это все жестокая реальность эпохи. Один человек ничего не мог с этим сделать, поэтому Личность уходила на задний план, человек превращался в частицу толпы, незначимую и неважную.

В 30-е годы, в страшный период репрессий, общечеловеческие ценности также не были в чести в советском (Чзсударстве. Люди были лишены духовной опоры, дети росли в атмосфере жестокости и равнодушия. Безусловно, нельзя говорить о том, что доброта, любовь, нежность совсем исчезли. Они просто стали казаться чем-то ненужным, проявлений таких чувств стыдились, старались всячески их скрывать. К тому же идеология страны твердила, что главное - это работать на благо Родины; думать о себе возбранялось, это считалось почти что преступлением.

В 40-е годы стране пришлось пережить тяжкое испытание - Великую Отечественную войну, когда жизнь человека не стоила ровным счетом ничего. После войны долгое время страна поднималась из руин. Вопросы общечеловеческих ценностей, доброты, благородства, порядочности, безусловно, были. Но опять же они понимались весьма своеобразно. Считалось, что порядочный человек - это тот, кто всего себя отдает работе, производству. Именно так и жили практически все. Люди ютились в крошечных комнатах в коммуналках и общежитиях, считалось недопустимым думать о своем личном комфорте и уюте. Детей воспитывали аналогичным образом.

Однако человек устроен так, что рано или поздно он начинает анализировать все, что видит вокруг себя. Страна мало-помалу устранила последствия войны, материальное благополучие уже в 60-70-х годах стало восприниматься как норма, а не как патология. Наступление 80-х ознаменовало начало новой эпохи, когда советские люди уже практически не помнили страшные годы войны, голода, разрухи. Подросло новое поколение, детство и юность которого прошло в условиях спокойной, мирной жизни.

Казалось бы, людям остается только жить и радоваться. Однако не тут-то было. Астафьев показывает в повести «Печальный детектив» глубочайшую нравственную деградацию. Люди вызывают удивление и неприязнь. Может быть, кому-то покажется, что писатель сознательно сгущает краски, ведь не может жизнь быть такой беспросветной. Однако Астафьев ничего не приукрашивает. Он просто констатирует факт, рисует жизнь маленького провинциального городка, которых в Советском Союзе было более чем достаточно.

В 80-х годах уже стала теряться связь между городом и деревней. Деревенские жители мечтали о том, чтобы перебраться в город. Жизнь в городе, с точки зрения выходца из деревни, казалась простой, легкой. Ведь городскому жителю не нужно заботиться о хозяйстве, а это подчас нелегко. К тому же з те годы люди стали по-своему следовать моде. Уже появилось стремление украшать свои дома, приобретать новую мебель, покупать импортную одежду. Не случайно Астафьев неоднократно заостряет внимание то на дубленке того наглеца, который напал на Леонида Сошнина в подъезде, то на джинсах, которые воспринимались как символ особого благополучия. Если смотреть на это с позиции современного человека, живущего в начале XIX века, то стремление людей обустроить свой быт кажется вполне нормальным. Однако в повести Астафьева желание сделать жизнь более комфортной идет в ущерб духовному развитию. Люди теряют нравственные ориентиры, им трудно разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Например, жена главного героя Леонида Сошнина, Лера - это как раз пример современной женщины 80-х. Она модно одевается, считает себя культурной и образованной. Но она абсолютно ничего не может делать по хозяйству, самые простые, необходимые дела, в том числе и уход за собственным ребенком, для нее - непосильный труд. И это, несмотря на то, что она выросла в деревне, ее родители - простые деревенские люди. На первый взгляд равнодушие к хозяйству не может казаться большим недостатком. Но если внимательно присмотреться к Лере, то и выдающихся душевных качеств: доброты, нежности, заботы и внимания по отношению к близким, - мы не замечаем. Она из-за малейшего разногласия бросает мужа и уходите ребенком в общежитие, казенное, неуютное. Но она считает свое поведение совершенно нормальным, независимо от того, что оставляет свою родную дочь без отца. Что это, как не эгоизм и равнодушие?

Другие люди в повести Астафьева также предстают равнодушными и эгоистичными, это касается даже вполне нормальных обывателей. Рядом с ними совершаются преступления, а они придерживаются позиции наблюдателей. Главный герой повести Леонид Сошнин напоминает нам Дон Кихота, борющегося с ветряными мельницами. Писатель показывает нам все, что творится в маленьком городе:убийства, изнасилования, преступления, - сквозь призму восприятия Леонида. Что может сделать простой милиционер? Только честно выполнять свои обязанности. Именно это он и делает. Примечательно, что все преступления совершают обычные, «нормальные», с точки зрения обывателей, люди. Они родились и выросли в нормальной обстановке, их психика не подвергались каким-то чудовищным испытаниям. В чем же причина нравственной деградации? Этот вопрос со всей остротой ставит писатель. И мы с грустью констатируем, что сама атмосфера ханжества, лицемерия и равнодушия порождает опасных и жестоких монстров.

В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отражена жизнь людей XX века. Астафьев - человек, которому известны и близки все проблемы нашей подчас нелегкой жизни.

Виктор Петрович прошел войну рядовым, знает все тяготы послевоенной жизни. Я думаю, что он со своей мудростью и опытом относится к тем людям, к советам и наказам которых нужно не только прислушиваться, а стараться выполнять их. Но Астафьев не выступает в роли пророка, он просто пишет о том, что ему близко и что волнует его.Хотя произведения Виктора Петровича относятся к современной русской литературе, проблемам, которые в них часто поднимаются, уже не одна тысяча лет.

Вечные вопросы добра и зла, наказания и справедливости уже давно заставили человека искать на них ответы. Но это оказалось делом очень сложным, потому что ответы кроются в самом человеке, а в нас переплелись добро и зло, честность и бесчестье. Имея душу, мы часто бываем равнодушными. У всех есть сердце, но нередко нас называют бессердечными.В романе Астафьева "Печальный детектив" поднимаются проблемы преступления, наказания и торжества справедливости. Тема романа - нынешняя интеллигенция и нынешний народ. В произведении рассказывается о жизни двух небольших городков: Вейска и Хайловска, о людях, живущих в них, о современных нравах. Когда говорят о маленьких городах, в сознании возникает образ тихого, мирного места, где жизнь, наполненная радостями, течет медленно, без особых чрезвычайных происшествий. В душе появляется чувство умиротворения. Но ошибается тот, кто так думает. На самом деле жизнь в Вейске и Хайловске течет бурным потоком. Молодые люди, напившись до такой степени, когда человек превращается в животное, насилуют женщину, которая годится им в матери, а родители оставляют ребенка запертым в квартире на неделю. Все эти картины, описанные Астафьевым, приводят читателя в ужас. Становится страшно и жутко от мысли о том, что исчезают понятия честности, порядочности и любви. Описание этих случаев в виде сводок является, на мой взгляд, важной художественной особенностью.

Слыша каждый день о различных происшествиях, мы порой не обращаем внимания, а собранные в романе, они заставляют снять розовые очки и понять: если это произошло не с тобой, то не значит, что это тебя не касается. Роман заставляет задуматься над своими поступками, оглянуться назад и посмотреть, что ты сделал за прожитые годы. После прочтения задаешь себе вопрос: "А что я сделал доброго и хорошего? Замечал ли я, когда человеку рядом со мной было плохо?" Начинаешь задумываться над тем, что равнодушие является таким же злом, как и жестокость. Я думаю, что поиск ответов на эти вопросы является целью произведения.

В романе "Печальный детектив" Астафьев создал целую систему образов. Автор знакомит читателя с каждым героем произведения, рассказывая о его жизни. Главным героем является оперативный работник милиции Леонид Сошнин. Он - сорокалетний мужчина, получивший несколько ранений при исполнении служебных обязанностей, - должен уйти на пенсию. Уйдя на заслуженный отдых, он начинает писать, пытаясь разобраться, откуда в человеке так много злости и жестокости. Где она у него копится? Отчего вместе с этой жестокостью существует в русских людях жалость к арестантам и равнодушие к самим себе, к соседу - инвалиду войны и труда? Главному герою, честному и смелому оперативному работнику, Астафьев противопоставляет милиционера Федора Лебеду, который потихонечку служит, переходя с одной должности на другую. На особо опасных выездах он старается жизнью не рисковать и предоставляет право обезвреживать вооруженных преступников своим напарникам, и не очень важно, что у напарника нет табельного оружия, потому что он недавний выпускник милицейского училища, а у Федора есть табельное оружие. Ярким образом в романе является тетя Граня - женщина, которая, не имея своих детей, отдавала всю любовь детям, игравшим около ее дома на железнодорожной станции, а затем детям в Доме ребенка.Часто герои произведения, которые должны вызывать отвращение, вызывают жалость. Урна, превратившаяся из женщины, занимавшейся самодеятельностью, в пьяницу без дома и семьи, вызывает сочувствие. Она орет песни и пристает к прохожим, но становится стыдно не за нее, а за общество, отвернувшееся от Урны. Сошнин говорит о том, что ей пытались помочь, но ничего не получилось, а теперь на нее просто не обращают внимания.Есть в городе Вейске свои Добчинский и Бобчинский. Астафьев даже не изменяет фамилии этим людям и дает характеристику им цитатой из "Ревизора" Гоголя, опровергая тем самым известное изречение о том, что ничто не вечно под луной. Все течет, все изменяется, а такие люди остаются, меняя одежду XIX века на модный костюм и рубашку с золотыми запонками XX века. Есть в городе Вейске и свое литературное светило, которое, сидя в своем кабине-те, "окутавшись сигаретным дымом, дергалось, елозило на стуле и сорило пеплом".Это Сыроквасова Октябрина Перфильевна. Именно этот человек, описание которого вызывает улыбку, двигает вперед и дальше местную литературу. Эта женщина решает, какие произведения печатать. Но не все так плохо, ведь если есть зло, то существует и добро.Леонид Сошнин мирится с женой, и она снова к нему возвращается вместе с дочерью. Немного грустно оттого, что помириться их заставляет смерть соседки Сошнина, бабушки Тутышихи. Именно горе сближает Леонида с Лерой. Чистый лист бумаги перед Сошниным, который пишет обычно ночью, является символом начала нового этапа жизни семьи главного героя. И хочется верить, что дальнейшая их жизнь будет счастливой и радостной, а с горем они справятся, потому что будут вместе.

Роман "Печальный детектив" - захватывающее произведение. Хотя читать его трудно, потому что слишком страшные картины описывает Астафьев. Но такие произведения нужно читать, потому что они заставляют задуматься над смыслом жизни, чтобы не прошла она бесцветно и пусто.Мне понравилось произведение. Я много важного вынесла для себя, многое поняла. Я познакомилась с новым писателем и точно знаю, что это не последнее произведение Астафьева, которое я прочитаю.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/

Повесть эта (автор назвал её романом) – из самых общественно насыщенных произведений Астафьева . Она выпукло рисует нам нравственное состояние целой эпохи в жизни русской провинции, какой она была к концу эпохи советской (нашлось место и для замученного колхоза) – и на переходе к «перестроечной», с её обновлёнными признаками искажения. Эпитет «печальный» в заголовке – слаб для главного персонажа Сошнина и слишком слаб для всей удручающей окружающей обстановки – в густой массе расстроенной, расхлебавшейся, искорченной жизни, во множестве примеров того, живописных случаев и характеров.

Уже в то время «блатной» лагерный дух – победоносно вторгся в бытие советской «воли». Удачно для наблюдений над тем выбран герой – милиционер по угрозыску. Тянется, тянется цепь преступлений, уголовной резни. Городские парадные, внутренние лестницы – беззащитны от воровского присутствия, пьянок и грабежа. Целые бои на этих лестницах, типы хулиганов и свинячество. Юный сопляк заколол троих невинных – и тут же, рядом, с аппетитом ест мороженое. Соответственно весь город (немалый, с институтами) содержится в распустейшестве и грязи, и вся городская жизнь в распущенности. Веселящиеся «отряды» молодёжи насилуют женщин, даже и глубоко пожилых, кто подвернётся пьяному. Пьяные угонщики машин, а то и самосвалов сшибают и давят народ десятками. А «продвинутая» в нравах и модах молодёжь щеголяет в перехваченном стиле по мусорным улицам. – Но с особенной болью, часто, и с наибольшим вниманием пишет Астафьев о загублении малых детей, уродливом воспитании их, и особенно в расстроенных семьях.

Порой (как и в других своих текстах) Астафьев обращается с прямым нравственным обращением к читателю, с вопрошением о природе человеческого зла, то – с трёхстраничным монологом о значении семьи, заканчивающем эту повесть.

К сожалению, и в этой повести автор разрешает себе беспечную вольность в порядке выбора изображаемых эпизодов: в общем строении повести не воспринимаешь цельности, даже и во временном порядке следования её, возникают как бы произвольные перепрыги и перекосы эпизодов и персонажей, мелькают мимоходные, неотчётливые, сюжеты дробно разрываются. Этот недостаток усугубляется ещё и частыми побочными отступлениями, анекдотическими (тут и рыболовные анекдоты, конечно) отвлечениями (и уж просто несмешными анекдотами) или ироническими фразами, в разнотон с текстом. Это дробит и ощущение жестокой угрюмости всей обстановки и нарушает цельность языкового потока. (Наряду с ядрёным блатным жаргоном, народными присказками – вдруг обильные цитирования из литературы – и безнадобные, засорительные выражения из письменной речи – вроде: «ни на что не реагирует», «изъять из трудового коллектива», «приводить к конфликтам», «большую драму пережили», «тонкости педагогического характера», «ждёт милости от природы».) Не создаётся авторского стиля, подхватывается язык какой придётся.

Сам Сошнин – боевой оперативник, едва не потерянная нога в одной схватке, едва не умерший от ржавых вил бандита в другой и, один против двоих, безоружно одолевший двух крупных бандитов, – это при мягком характере и добрых чувствах, – он очень хорошо виден и нов в нашей литературе. Но совсем неприкладно добавил ему Астафьев – начинательное писательство да и чтение Ницше по-немецки. Не то чтоб это было невозможно, но – не органично родилось: в пере, мол, Сошнин разогнался из-за многочисленных объяснительных записок, а там, смотришь, поступил на заочное отделение филфака пединститута. Да, душа его стремится к свету, но слишком перегружена мерзостями текущей жизни.

Но, уже воистину анекдотически, эта причастность Сошнина к филфаку – дорого обошлась автору. В мимоходной фразе упомянуто о Сошнине, что он на филфаке «маялся вместе с десятком местных еврейчат, сравнивая переводы Лермонтова с первоисточниками» – добродушнейшее сказано! – но благополучный столичный исследователь пушкинской эпохи Натан Эйдельман – изобретательно вывинтил из этой строчки и огласил на весь Советский Союз (а дальше это загремело и на Западе), что Астафьев сказался тут как гнусный националист и антисемит! Но повёл профессор умело: сперва, конечно, с боли за оскорблённых грузин , а следующим переступом – на эту ужасающую строчку.

Отрывок очерка о Викторе Астафьева из «Литературной коллекции», написанной

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса