Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: А. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся

Выбери самое главное на твой взгляд)))

Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил в 1406–1419 гг. его ученик Епифаний Премудрый, а во второй четверти ХV века переработал Пахомий Логофет. "Житие Сергия Радонежского" является одним из лучших древнерусских памятников агиографической литературы.
Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского это его жизнь.
Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, так как он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.
В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к “жизни во Христе”, ввел идею и практику “высокого жития”, как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам “иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную”, “смирением украшать себя”, “единомыслие друг с другом хранить”, “ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения”. По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи “высокого жития”.
Проповедуя “высокое житие”, Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. “А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим”, говорил Сергий.
Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.
В Троицкой обители аскетический подвиг рассматривали, как, во-первых, страдание во имя Христа, и, во-вторых, как средство “осветления души”, ибо страдание должно именно осветлять душу, а не “истязать” тело. Таким образом, выступая духовным наследником Антония и Феодосия Печерских, Сергий Радонежский сместил акценты в направление духовного и нравственного самосовершенствования, отказавшись от физического “истязания плоти”. И недаром в самом Житие неоднократно подчеркивается, что именно из-за “чистоты жизни” преподобный Сергий был удостоен Божией благодати.

Творчество А. И. Куприна

А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».


Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».


Творчество ровесника И. А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870-1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца пятидесятых годов ХХ века.


Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность

реализму в

изображении жизни,

отношение к

творчеству

Л. Н. Толстого

как к образцу,

уроки мастерства


Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное - созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.


Биография А. И. Куприна

Куприн тринадцать лет детства и юности провёл в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортёром, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом...


«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий... Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» - писал о Куприне К. И. Чуковский.

Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества.


«Ты - репортер жизни... Суйся решительно всюду... влезь в самую гущу жизни», - так определил Куприн свое признание. Куприн - темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).


Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.


Беседа по повести «Олеся».

- Какое значение имеет место действия рассказа?


Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.


- Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчёркивает отрешённость от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий.


Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех... Снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой».


Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом. Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».


Описания пейзажа часто проникнуты лирическим тёплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня». Наконец, природа, её сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа - пробуждаются чувства.


В последней главе - внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град - природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается - «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.



- Как рисует Куприн образ главной героини?

Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама - «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть... но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, тёмных глаз». Лицо её легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III).


Олеся сравнивается с молодыми ёлочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV).

Героя привлекает и «ореол окружавшей её таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности - эта гордая уверенность в свои силы».



- В чём особенность изображения героя-рассказчика?

Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый... доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».


- Как построен сюжет повести?

Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей - картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича.





- Какой цвет сопровождает образ Олеси?

Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешёвых красных бус, кораллов - единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об её нежной, великодушной любви (последний эпизод).


- Почему счастье героев оказалось таким коротким?

Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно её самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, - темой недостижимости счастья.


- В чём, по-вашему, идея рассказа?

Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.


Домашнее задание:

2. Ответить на вопросы:

- В чём смысл названия повести?

- Какие темы затрагивает писатель?

/ / / Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся»

Основная тематика произведений Куприна – это чистая, прекрасная сила любви, которая в каждом из героев проявляется по-разному.

Великолепное чувство живет в такой прекрасной, умной и смышленей девушке – Олесе. Она отдается ему на все 100%, окунаясь в эмоции с головой.

Другой персонаж – Иван Тимофеевич – человек порядочный добрый, но слишком слабый духом. В нем также зарождаются высокие чувства, но их сила не сравниться с настоящей, чистой любовью.

Эти два абсолютно разные персонажа, несмотря на различные социальные положения, черты характера и воспитание, влюбляются друг в друга. В их отношениях мы также прослеживает совершенно разные эмоции. Иван Тимофеевич влюбляется в женственность, чистоту и красоту Олеси, а девушка, не глядя на все предостережения, любит мужчину горячим и пылающим сердцем.

Ради такой любви Олеся готова на любые поступки. Она готова отправиться в церковь ради любимого. И этот поход очень плохо закончился для девушки.

Поступки и действия главного героя совершенно противоположны действиям возлюбленной. Он прекрасно понимает, что Олесе не стоит появляться в церкви из-за своего колдовского родства. Окружающие люди агрессивно реагируют на таких женщин. Но, слабость духа и характера не позволяет ему отговорить и убедить девушку.

С другой стороны, он так и не решается настоять на женитьбе. Иван Тимофеевич не мог себе представить Олесю в нарядных платьях, в общении с женами офицеров. Она ведь естественная, природная девушка и для нее это все чуждо. Все эти преграды делают отношения Олеси и Ивана Тимофеевича трагическими.

После встречи с незнакомым гостем, жизнь Олеси совершенно перевернулась. Она знала про нехорошие последствия, которые с ней приключились, но, несмотря ни на что, последовала за велением своего чистого сердца.

В автор воплощает идеал настоящей женщины, которая не испорчена влиянием цивилизации, которая не гонится за низменными человеческими слабостями – богатством или славой. Таким природным девам нет места среди очерствевших и огрубевших людей, который ожесточились на все неизведанное и неизвестное для их ума. Поэтому, отношения таких разные героев не могут продолжаться и иметь счастливый конец. Они обрываются, и девушка пропадает, дабы не срамить и не калечить жизнь возлюбленного.

Именно Олеся стала тем идеалом, который демонстрирует читателю настоящую, подлинную любовь. И эта любовь абсолютно бескорыстна.

Разработка урока по литературе

Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Учитель: Санникова Н.Н.

Цель: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Оборудование: портрет А.И.Куприна.

Методические приемы: рассказ учителя, доклад ученика, аналитическая беседа.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Творчество И.А.Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870-1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца 50-х годов 20 века.

Этих писателей много объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л.Н.Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное- созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.

2. Сообщение ученика о биографии А.И.Куприна.

3. Слово учителя.

Куприн 13 лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях:

Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, И управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом.

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий…Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!»- писал о Куприне К.И.Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества. «Ты –репортер жизни… Суйся решительно всюду…влезь в самую гущу жизни»,- так определил Куприн свое призвание. Куприн- темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы(лирики он не писал).

Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

4. Беседа по повести «Олеся».

- Какое значение имеет место действия рассказа?

(Действие происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств «со странными обычаями, своеобразным языком», с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и при пояснении авторской идеи).

- Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех… Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом.

Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня». Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа- пробуждаются чувства. В последней главе- внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град- природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается- «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.

Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному», корыстному миру).

- Как рисует Куприн образ главной героини?

(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит «свежий, звонкий и сильный» голос Олеси, и наконец появляется она сама- «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть,..но трудно было его описать»: «лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости.(гл.3) Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (гл.4) Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности- эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)

- В чем особенность изображения героя-рассказчика?

(Героя описывает сама Олеся: « человек вы хоть и добрый, но только слабый…Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин…Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете.)

- Как построен сюжет повести?

(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей- картина бурной весны, объяснение любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима,

что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (гл.11) Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных…и живут прекрасно… Не буду же я несчастнее других, в самом деле?». А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы в ее природности.)

-Какой цвет сопровождает образ Олеся?

(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги»красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега(первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, «кораллов»,- единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе6 и об ее нежной, великодушной любви» (последний эпизод).

- Почему счастье героев оказалось таким коротким?

(Олеся владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна,- темой недостижимости счастья.)

-В чем, по-вашему, идея повести?

(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)

5. Подводятся итоги.

6. Домашнее задание: перечитать повесть Куприна «Поединок».

Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметил для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Любви разных людей: Олеся — «цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины», а Иван Тимофеевич — «человек хотя добрый, но только слабый». Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а Олеся — «ведьма», необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически, А вот любовь главного героя я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…». Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня:" я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса». Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича — трагедия, как и судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Олеся — полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов». Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того — Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Именно это породило ненависть к ней черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому героиня вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса. Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса