Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец (†1392). Преподобный Сергий Радонежский. Биография

В любом православном храме всегда найдешь икону с образом преподобного старца Сергия Радонежского. Серьезный и задумчивый взгляд передает нам его большая знаменитая икона. Сергий Радонежский - это был поистине великий чудотворец земли русской, которому мы и наши потомки должны быть благодарны до скончания веков. Однако не многие знают о его заслугах и подвигах.

В 2014 году 3 мая (16) весь христианский православный мир отметил 700-летие со дня рождения прозорливого старца, который уже при жизни прославился святостью своей. По всей Руси его почитали разные правители, бояре, князья и простой крестьянский народ.

Икона Сергия Радонежского. Фото

Все знают, что иконы святых богослужителей помогают людям в решении их проблем. Поэтому непременно хочется узнать, а чем помогает икона Сергия Радонежского. В первую очередь надо знать, что только по искренней молитве и вере к этому святому человеку и к Богу люди могут получить защиту от любых неприятных жизненных обстоятельств. Родители просят у него помощи в воспитании детей, защиты их от дурного влияния, обретения ими смирения и укрощения их молодой гордыни, так как это самое большое зло, от которого происходит потом много неприятностей. При всем при этом к нему обращаются с разными просьбами.

Ничем не приметна икона Сергия Радонежского. Фото ее, однако, заставляет нас задуматься о том, все ли мы правильно делаем, готовы ли на подвиги и жизнь свою положить за Отчизну, как делали это наши героические предки с подсказки великого провидца.

Икона "Сергий Радонежский". Значение в православии

Бог даровал ему знамения благодати, он мог исцелять больных. Однажды он даже воскресил умирающего сына по отчаянным молитвам его отца. Преподобный Сергий на расстоянии умел видеть и слышать. Но самым замечательным и чудесным было явление старцу во время Рождественского поста Богородицы с апостолом Петром в 1384 году.

Преподобный Сергий Радонежский мирно почил 25 сентября (8 октября) 1392 года. Ровно через 30 лет его мощи были обретены, и сегодня они хранятся в Троице-Сергиевой лавре под Москвой.

Этого святого старца всегда просят о заступничестве в судьбе православной Руси. Икона "Сергий Радонежский" стала настоящим оберегом для России от ее врагов.

Детство

Богоносный отец наш Сергий родился в Ростове у благочестивых родителей Кирилла и Марии, которые потом тоже были причислены к лику святых. Будущего святого выбрал на служение сам Господь. Его мать, будучи беременной, стояла на службе, и в это время трижды во чреве был слышан крик младенца. Стоящие вокруг люди тоже это слышали, и тогда священник понял, что скоро в этом мире появится верный служитель Святой Троицы. Младенец, которого потом нарекут Варфоломей, так же радостно взыграл перед Господом и Его Церковью, как Иоанн Предтеча во чреве своей матери радостно взыграл перед Пресвятою Богородицею.

Родившийся младенец Варфоломей уже тогда не брал материнскую грудь по средам и пятницам. Это было началом его великого воздержания и пощения.

Отрочество

Отроком его отправили в школу, однако хорошо учиться ему мешала плохая память. В этом ему помог старец-инок, а если быть точнее, Богом посланный ангел, с которым он встретился, прогуливаясь по дубраве. Старец пообещал, что отныне мальчик будет и сам хорошо учиться, а потом и других учить будет. Так совсем юный Варфоломей принял благословение, и отныне с учебой у него проблем не было. Но вместо обычных детских игр он посвящал все свое свободное время чтению Святого Писания.

Икона преподобного святого Сергия Радонежского очень нужна родителям, так как она может помогать им в воспитании детей. И просто необходима для учеников, которым тяжело дается учеба, у которых слабая память и внимание. Вообще икона "Сергий Радонежский" должна быть в каждом православном доме и в каждой верующей семье.

Радонеж

Потом родители Варфоломея переехали из Ростова в Радонеж. Там же они с миром и почили. После этого в 1337 году будущий святой раздал бедным людям свое наследство и поселился на холме Маковец вместе с братом Стефаном - хотьковским иноком Покровского монастыря. Они срубили на этом месте избушку. Так и подвизался Варфоломей на иноческий подвиг вдали от людей, и стал непрестанно молиться. Вскоре его брат покинул эту дикую безлюдную обитель, не выдержав суровой жизни.

Через некоторое время пришел к нему иеромонах Митрофан и благословил молодого Варфоломея на монашество. Было ему тогда 23 года, и нарекли его Сергием. Узнав о таком благочестивом иноке, в его обитель стали приходить и селиться другие монахи. Он любезно принимал всех. Вместе с братией они построили сначала небольшую часовенку, которую архиерей Феогност освятил во имя Святой Троицы. Затем с благодати Христовой был построен и монастырь. Однажды пришел к ним из Смоленска архимандрит Симон, он принес драгоценные дары и отдал их в руки отца Сергия. Эти средства пошли на сооружение большой церкви и расширение монастырской обители.

Вот и по сей день стоит эта церковь обновленная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой, где находятся и святые мощи, и сама икона преподобного Сергия Радонежского. Эта обитель всегда переполнена паломниками со всей России, которые едут туда, чтобы почтить память святого старца и попросить у него защиты и покровительства.

Троицкий монастырь. 1355 год

Со временем с благословения Константинопольского патриарха Филофея в 1355 году в монастыре святого Сергия Радонежского был введен общежитийный устав. Территорию обители раздели на три части - общественную, жилую и оборонительную. По центру монастыря стояла новая деревянная церковь святой Троицы. Игуменом монастыря сначала стал упоминаемый ранее игумен Митрофан, а после его кончины - преподобный Сергий Радонежский.

В скором времени Троицкий монастырь, поддерживаемый великими князьями, стал считаться центром московских земель. Именно здесь и благословил на победу преподобный Сергий Радонежский войско Дмитрия Донского в бой с ордой Мамая.

Произошла Куликовская битва в день рождения Богородицы 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1380 года. Дата была выбрана не случайно, ведь сама Богородица покровительствовала Руси. На поле битвы вышли получившие благословение у святого Сергия монахи Троицкого монастыря Пересвет и Ослябя, когда-то они были славными воинами в дружине Дмитрия. Это был священный долг каждого православного христианина. Победа была одержана, много братии полегло в те дни. После сражения Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь, чтобы лично оповестить отца Сергия о победе.

Есть такая необыкновенная чудотворная икона св. Сергия Радонежского, где он благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эта икона может исцелять от болезней и защищать настоящих воинов от ранений и гибели.

Куликовская битва. 1380 год

Остановимся на Куликовской битве подробнее, ведь это было великое сражение русских войск во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и военачальником Золотой орды ханом Мамаем.

Западные, как сегодня говорят, кураторы-оккультисты и психологи уговаривали Мамая идти на Москву и говорили, что эта война укрепит силу и влияние Золотой орды, и что Мамай как полководец сможет легко соперничать с самим Тамерланом. Запад помогал своему наставнику оружием, деньгами и специалистами по взятию крепостей. Был даже представлен воинский контингент с генуэзской пехотой. Все, что требовалось от Мамая, - это как можно скорее уничтожить Московию, разрушить и сжечь дотла города и села, сделать рабами все славянское население. А после этой победы уже всей силой можно будет навалиться и на Новгородскую землю, чтобы уничтожить и разграбить ее, тем более что на помощь всегда готовы прийти отряды литовского католика Ягайло и ливонские рыцари. Весной 1380 года многотысячная степная рать хана двинулась от Волги к Дону.

Решающая роль преподобного Сергия

Большинство историков сходятся во мнении, что очень важную и главную роль в объединении Руси перед наступающим грозным врагом на тот момент сыграл преподобный Сергий Радонежский. В ту тяжелую минуту в единый кулак объединились многие русские княжества, которые до этого вели бесконечные междоусобные войны. Святому Сергию удалось сделать буквально невозможное - примирить две враждующие на то время религии. Он показал ведическим русам, что истинное учение Иисуса Христа не имеет ничего общего с западным христианством, что Христос никогда не учил организовывать крестовые походы, сжигать ведические храмы и еретиков на костре. Он показал русским христианам, что истинное христианство - такое же глубокое учение, как и их древняя вера, поэтому нет причин для религиозной вражды, так как сейчас с Запада наступает извращенное христианство, где под именем Христа совершаются самые страшные и гнусные преступления.

Именно эти волнения за Русь православную и скрывает в себе икона «Сергий Радонежский». Все же не зря его называли «Печальником земли русской», так как он никогда не переставал радеть о ней и своими непрестанными молитвами содействовал ее духовному подъему и освобождению от татарского ига.

Осада Троицкой лавры

Итак, победа на Куликовом поле стала переломной в борьбе за освобождение Руси от монголо-татарского ига. Однако окончательное высвобождение от него произошло уже много позже - в 1480 году. Набеги кочевников продолжались еще долгое время, в 1408 году был полностью сожжен и Троицкий монастырь. Но он в буквальном смысле опять восставал из пепла, и люди его отстраивали заново. В 1422 году был перезахоронен и преподобный Сергий Радонежский.

Через монастырь проходила дорога из Москвы в Ростов, а потом и в Архангельск. В Троицком монастыре крестили наследников престола Василия III и Ивана Грозного. Со временем обитель превратилась в серьезную оборонительную крепость. Она была обнесена крепкими каменными стенами, которые соединяли 12 башен. Иван Грозный лично контролировал это строительство.

В скором времени все это пригодилось при защите монастыря от многочисленных войск Лжедмитрия II.

Отпор интервентам. 1608-1609 гг

В 1608-1609 годах Сергиево-Посадская земля дала отпор интервентам. В течение 16 месяцев шли страшные бои. Поляки хотели ограбить монастырь и перебить защитников, которые во времена великой смуты оставались верными своему Отечеству. Тогда воеводами были окольничий князь Г. Б. Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов. Эти защитники были сильны духом, а обитель их была полна верой и находилась под защитой великого чудотворца Сергия. У его гроба все целовали крест и клялись в том, что никогда не сдадут врагу свою обитель. После тяжелых атак и начавшейся из-за плохого питания цинги, унесшей сотни жизней за многие месяцы, в монастыре оставалось всего около 300 воинов, хотя изначально их насчитывалось 2400 человек. Противостояло этим незначительным силам монастыря от 15 до 30 тысяч лучших вооруженных сил польских воевод Сапеги и Лисовского, имевших еще и 60 орудий.

В ночь, в одно из самых решительных сражений, когда многотысячные польские войска ринулись на крепость, произошло невозможное. Их отряды по какой-то роковой ошибке, сильному туману или нелепым приказам начальников перестреляли сами себя, принимая союзнические отряды за врагов. Да и осажденные тоже очень мужественно встретили врага огнем. Наутро радости не было предела, так как вражеские осадные орудия были брошены, и враг бежал. С именем Божьим, поддержкой Богородицы и Святого отца Сергия держались героические русские воины. Они были уверены, что победа будет за ними.

Много было свидетельств тому, как святой Сергий Радонежский помогал и подсказывал своим воинам. Он даже явился в тонком сне одному монаху и подсказал, что под монастырь ведется вражеский подкоп, и тогда двое крестьян взорвали себя и этот подкоп, совершив тем самым великий подвиг во имя Бога и Отечества.

Очень хочется надеяться, что икона Сергия Радонежского, молитва этому святому и его почитание даже сегодня не оставят Россию без его поддержки.

Минин и Пожарский. 1610 год

Нельзя пройти мимо истории, связанной с Мининым и Пожарским. Ведь из истории известно, что соратником воеводы князя Пожарского в благочестивом деле изгнания католических интервентов был помещик и мясник по ремеслу Козьма Минин. Он отличался целомудрием и прочими добродетелями, любя безмолвие, он всегда имел в своем сердце Бога. Однажды к нему во сне явился Чудотворец Сергий Радонежский и повелевал собирать деньги и воинов и идти на Москву, где русский престол желал занять польский король, подготавливавший Русь к принятию унии.

Сначала Минин не придал значения своему сну. Помещик думал: «Ну кто я такой, чтобы заниматься такими важными делами, да и кто меня послушает?» Но потом сон повторился еще дважды, и Минин, в итоге каясь в своем непослушании, решился на Богоугодное дело. Минин и Пожарский стали собирать народ по всей Руси.

19 марта 1611 года в Москве началось стихийное восстание против интервентов, поляки не в силах были противостоять этому и заперлись в Китай-городе и в Кремле и сожгли Москву. Положение было очень сложным. В столице засели поляки, на северо-западе шведы захватывают русские земли, на южных окраинах бесчинствуют орды крымских татар...

Однако 22-24 августа у интервентов осталось меньше половины войска. Поляки понесли большие потери. Надежда владеть Московским государством безвозвратно рушилась. Значит, услышал молитвы защитников Руси святой Сергий Радонежский, икона и крест которого всегда была им в помощь.

Анализируя все эти события, начинаешь понимать, что совсем не зря и не случайно в самый тяжелый для русской земли момент каждый раз люди сталкиваются с образом святого Сергия.

Хочется непременно отметить и то, что в православном христианстве воинское служение является Богоугодной деятельностью. Церковь всегда учит нас патриотизму и любви к Родине. В описание иконы Сергия Радонежского вложен именно этот смысл.

Заключение

Жизнь отрока Варфоломея стала примером для современных детей и молодежи, который убеждает нас, что неприятные внешние обстоятельства или такие объективные, как нездоровье, неспособность к обучению, могут или разрушить жизнь, или дать основу для формирования сильной личности и ее особых черт характера, что и произошло с преподобным отцом нашим Сергием Радонежским.

Икона прп. Сергия Радонежского всегда слышит наши молитвы о наших семьях, детях, родителях, а значит, и о будущем Отечества.

Святой Сергий — один из покровителей города Москвы и поэтому его просят защитить столицу от различных неурядиц, а также о процветании всей нашей страны.

Перед иконой этого святого молятся о защите детей от злого влияния, о помощи в учебе, а также о покровительстве вдов и детей, которые остались без попечения.

Преподобный Сергий может помочь в праведных судебных делах, он защищает Вас от судебных ошибок или несправедливостей.

Сергий Радонежский сам был смиренным, поэтому молитвы перед его образом помогают в укрощении гордыни или своей, или другого человека.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Сергий Радонежский был рожден недалеко от Ростова в селе Варницы в зажиточной боярской семье. По рождению он получил имя Варфоломей. Русская Церковь считает днём рождения 3 мая 1314 года, но точный день появления на свет Варфоломея неизвестен.

С самых первых дней младенец по средам и пятницам не принимал молока от своей матери, когда его мать употребляла в пищу мясо, он также отказывался от молока.

Когда мальчик вырос, его вместе с братьями Стефаном и Петром, отдали на обучение в церковно-приходскую школу, но учеба очень трудно давалась Варфоломею. И вот однажды, когда ему исполнилось 13 лет, с ним произошло удивительное событие.

Однажды, Варфоломей пошел разыскивать лошадей. Во время этих поисков, мальчик вышел на поляну, на которой молился старец-схимник. Он был видом

«подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился».

Смиренно поклонившись старцу, Варфоломей подошел и стал рядом с ним, ожидая, когда он закончит молиться. Когда старец помолившись, увидел Варфоломея, то спросил его: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо? ».

И тогда мальчик рассказал страннику о своих неудачах в учебе, а потом попросил его помолиться за него, чтобы Господь помог ему освоить грамоту. Затем старец достал из своей котомки частичку просфоры, потом благословил и повелел скушать ее. При этом он промолвил:

«…отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

После этого Варфоломей попросил путника посетить дом его родителей, и уже уходя из их гостеприимного дома, старец сказал:

«Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

Варфоломей уже в отрочестве стал строго относиться к принятию пищи и молил по ночам. Мама пыталась отговорить своего сына от излишней строгости и воздержания, но Варфоломей был непреклонен в своем выборе. Вместо игр со сверстниками, мальчик ходил в церковь, читал святые и духовные книги.

Примерно в 1328 году родители будущего святого разорились из-за бесчинств тогдашних чиновников, и тогда его семья переехала в Радонеж из Ростова. Варфоломей уже тогда хотел жить монашеской жизнью и попросил у родителей благословения. Отец и мать попросили его, чтобы он позаботился о них до смерти, а потом уже становился монахом. Но через какое-то время оба родителя святого сами приняли монашеский постриг, затем каждый ушёл в свой монастырь. Они пожили в монашестве несколько лет, после чего оставили земную жизнь.

Монашеская жизнь

После того, как Варфоломей похоронил своих родителей, он направился в Хотьково-Покровский монастырь, к своему старшему брату Стефану, который к тому времени был иноком. Но святому необходимо было более «строжайшее монашество», поэтому в монастыре он пробыл совсем недолго. Около 1335 года он, вместе со Стефаном, оставил монастырь и основал пустынь в глухом Радонежском бору на берегу речки Кончуры. На этом месте они построили маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Сейчас на этом месте стоит соборный храм также во имя Святой Троицы.

Жизнь «пустынников» была очень тяжела и аскетична. Стефан не выдержал суровых испытаний и уехал в Москву в Богоявленский монастырь. Позже он стал его игуменом.

Когда Варфоломей остался один, он пригласил к себе старца Митрофана, который и постриг его в монахи. Случилось это в возрасте около двадцати лет. Новый монах при постриге был наречен именем Сергий.

Образование Троице-Сергиевого монастыря

Преподобный Сергий остался жить в пустыньке. В жизнеописании святого написано, что он кормил диких зверей, которые приходили к его избушке, к нему даже целый год наведывался медведь, которому Сергий каждый день оставлял кусок хлеба.

Жизнь была нелегкая, но, невзирая на трудности, нашлись монахи, которые хотели жить рядом с Сергием, они даже поблизости построили себе кельи.
Со временем, примкнувшим к Сергию монахов, оказалось двенадцать человек. В пустыньке служили полунощницу, заутреню, часы, а для служения обедни приглашали священника, так как Сергий к тому времени не был ни священником, ни игуменом, сан он не хотел принимать по своему смирению. Невзирая на главенствующую роль в создании этого поселения, Сергий все равно оставался образцом смирения для монахов – он, наравне со всеми, выполнял любую работу. Носил воду, рубил дрова, варил еду, а ночью усердно молился. Своим примером он подтверждал установленное правило – жить по своим трудам, а не с помощью подаяний.

Прошло совсем немного времени, и эта обитель стала известной в округе, много людей решило пожертвовать ей свое имущество и переселялось поближе к Сергию. Таким образом, этот монастырь перестал терпеть нужду, и постепенно превращался в богатую обитель.
О ней узнали даже в Константинополе, и Вселенский Патриарх Филофей торжественно передал Сергию крест, параман, схиму и грамоту, в которой он славил его за такое добродетельное житие.

По совету патриарха и с благословения митрополита Алексея, преподобный Сергий ввёл в обители общинножительный устав, который потом был взят за основу практически во всех монастырях на Руси.

Начав жить по такому строгому уставу, монахи стали роптать на тяжелую жизнь, ведь они уже было привыкли к достатку и славе и, видя это недовольство, преподобный Сергий решил оставить монастырь. Он отправился к реке Киржач, где основал новую обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Без преподобного Сергия прежний монастырь стал приходить в упадок, монахи стали разбегаться, а те, кто остался, попросили митрополита Алексия помочь им возвратить святого.
Преподобный Сергий выполнил просьбу святителя и возвратился обратно, оставив Киржачский монастырь на попечение преподобного Романа, своего любимого ученика.

Еще при своей жизни Преподобный Сергий получил от Бога дар чудотворения, слава о его чудесах стала известна не только в ближайшей округе, но и далеко за пределами обители. Все получали от него помощь, исцеление или спасительные советы. Известен случай, когда святой смог, по Божией воле, воскресить ребенка, умершего у отца на руках.

Люди любили Преподобного Сергия и почитали его наравне со святыми отцами, но он все равно оставался образцом смирения, людская слава не была для святого жизненной необходимостью.

Известен интересный случай, произошедший с Пермским епископом святителем Стефаном (память 27 апреля), который очень любил и почитал Преподобного Сергия.
Святитель Стефан однажды проезжал мимо Сергиева монастыря в Москву, но навестить Сергия у него не было возможности. Стефан решил, что посетит монастырь на обратном пути, остановился на дороге, помолился, поклонился и сказал слова, которые были обращены Преподобному Сергию:

«Мир тебе, духовный брат»

В это время святой находился в трапезной, он вдруг встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Братия, которая находилась рядом с Сергием, была очень удивлена необычному поступку, а некоторые ученики отправились к указанному месту, догнали святителя и убедились том, что видение было истинным.

Не единожды иноки были свидетелями других чудес, происходивших со святым Сергием. Как-то раз, во время божественной литургии, Преподобному сослужил Ангел Господень, но Сергий, по своему смирению, никогда не рассказывал об этом и даже запрещал кому-либо говорить об этом чуде до конца своей земной жизни.

Преподобный Сергий был духовно очень близок с митрополитом святителем Алексием, который очень хотел, после своей смерти, оставить Русскую митрополию на попечение святого. Сергий так и не стал первосвятителем, смиренно отказавшись от такой чести.

В своей жизни Сергий часто оказывался орудием примирения между враждующими людьми. Во время монголо-татарского ига, для победы над врагом, он смог «тихими и кроткими словами» убедить князей подчиниться великому московскому князю. Ростовский, нижегородский, рязанский князь Олег и многие другие, по убеждению Преподобного Сергия, смирили свою гордыню, стали в Куликовской битве под знамена князя Дмитрия Иоанновича.

Перед этим решающим сражением, князь Дмитрий вместе со многими боярами и воеводами, приехали к Сергию, чтобы получить от него благословение. Святой благословил князя и предсказал ему победу в этой схватке. Из монастыря в поход, вместе с Дмитрием, отправились два богатыря-инока, Пересвет и Ослабя, которые вместе с воинами сражались с неприятелем.
Инокам по церковным канонам нельзя брать в руки оружие, но Преподобный Сергий отступил от этого закона. Когда люди увидели рядом с князем Дмитрием двух монахов, все поняли, что эта война священна и это вселило огромную уверенность в победе.

За свою ангельскую жизнь Преподобный Сергий был награжден небесным видением. Как-то раз ночью, святому Сергию, который молился вместе со своим учеником преподобным Михеем (память 6 мая) явилась сама Богоматерь вместе со святыми апостолами Петром и Иоанном Богословом. От неземного яркого света Преподобный Сергий упал на землю, а Пресвятая Божия Матерь прикоснулась до него руками и благословила, пообещав всегда быть покровительницей его святой обители.

Дожив до преклонных лет, Сергий, за полгода до своей кончины, благословил быть игуменом своего ученика преподобного Никона, опытного в духовной жизни и послушании.
Накануне дня ухода из земной жизни, преподобный Сергий в последний раз обратился к братии со своим завещанием, в котором говорил:

«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей, таких, как Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во всех этих обителях настоятелями он ставил своих учеников.
Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

ВЕЛИЧАНИЕ

Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

ВИДЕОФИЛЬМ

Значение личности преподобного Сергия Радонежского трудно переоценить. Это был великий подвижник церкви, заступник и воспитатель русского народа, заложивший фундамент русской культуры, основой которой является прилежное учение и стремление к познанию. Сергий Радонежский всегда слышит вашу искреннюю молитву, где бы вы ни находились и какие бы трудности ни испытывали! Обращение к этому святому помогает в судебных делах, и если вы честны и дело ваше праведное, то смело просите чудотворца, и он защитит от обидчиков и судебных ошибок. Будучи при жизни образцом смирения, помогает этот божий угодник в обретении смирения и укрощении гордыни. Просят его об исцелении от самых тяжких недугов, о благополучном замужестве, о вразумлении заблудших и даже об открытии водных источников… Обращайтесь к преподобному и увидите: помощь придет обязательно! Перед его иконой просят защитить детей от неудач в учебе и дурного влияния, молят о помощи в любых жизненных проблемах, в частности, о защите вдов и детей, оставшихся без попечения. Сергий Радонежский – один из могущественных покровителей столицы России, его просят защитить Первопрестольную от всяческих неурядиц и о благословении Москвы, а значит, и всего нашего великого государства.

* * *

компанией ЛитРес .

Личность и деяния преподобного Сергия Радонежского

В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева лавра. Основатель ее, преподобный Сергий (в миру Варфоломей), был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи. После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончуры. Братья рубили лес своими руками и построили келию и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и диавольские напасти. Мимо келии преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келии медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но, видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Это было в 1354 году, когда святитель Алексий вступил на кафедру московского митрополита.

Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общинножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.

Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келии одного брата. Но в час крайней нужды по молитвам братии неожиданно подавалась обители щедрая помощь. Через несколько лет после основания обители около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников.

Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общиножития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Алексей любил преподобного Сергия как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания.

Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете» – и решительно отклонил от себя эту почесть.

Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия как отца и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», – сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 года) открылись его святые мощи.

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, – спросил келейник, – что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, – наконец промолвил он ученику, – пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. В 1446 году великий князь Василий Васильевич (1425–1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной». Троицкий инок Амвросий (середина ХV века) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход в 1552 году. Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой лавры Евстафием Головкиным на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку. Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 году. В 1703 году икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом XII, а в 1812 году митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время Первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 года в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 года храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом, который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места». В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Мощи преподобного Сергия были обретены 5 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне. В 1408 году, когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу Воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, надобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.

Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.

Духовный вклад преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Преподобный глубоко прозирал сокровенные тайны богословия «умными очами» подвижника – в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении.

«Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы, – изъяснял святой Григорий Богослов, – будут те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом». Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг возможной на земле меры обожения, став «причастником Божеского естества». «Кто любит Меня, – сказал Господь, – тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица; он сам сделался «обителью Святой Троицы», и всех, с кем общался преподобный, он возводил и приобщал к Ней.

Радонежский подвижник, его ученики и собеседники обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад.

Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый преподобным Сергием, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. В учении преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое кафолическое, вселенское призвание, и, постигнув всемирное значение праздника, народ украсил его всем многообразием и богатством древнего национального обычая и народной поэзии. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей Ее имени.

Претворением богословского ведения преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева, инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.

«Ненавистная рознь», раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь «своего» и «себя», иноки-общежительни-ки, по учению святого Василия Великого, восстанавливают первозданное единство и святость человеческой природы. Обитель преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному.

Школа преподобного Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия и просвещения, основана аввой Сергием и его учениками. «Игуменом Русской земли» назвал народ основателя Дома Живоначальной Троицы. Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломский, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский – все они были ученики и собеседники «чудного старца» Сергия. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении. Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Чрез преподобных Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к преподобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, чрез Кирилла Белозерского – к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.

Церковь чтит и тех из учеников и сподвижников преподобного Сергия, память которых не отмечена в месяцеслове специально, под отдельным днем. Мы помним, что первым пришел к преподобному на Маковец старец Василий Сухой, названный так за его несравненное постничество. Вторым был инок Якута, т. е. Иаков, из простых крестьян, он безропотно долгие годы нес в обители хлопотное и трудное послушание рассыльного. Пришли, среди прочих учеников, к преподобному его земляки из Радонежа диакон Онисим с сыном Елисеем. Когда собралось 12 иноков и построенные келии обнесены были высокой оградой, диакона Онисима авва назначил привратником, потому что келия его была крайняя от входа в обитель. Под сенью святой Троицкой обители провел свои последние годы игумен Митрофан, тот самый, кто постриг когда-то преподобного Сергия в ангельский образ и наставил в иноческих подвигах. Могила умершего вскоре блаженного старца Митрофана стала первой на монастырском кладбище. В 1357 году пришел в обитель из Смоленска архимандрит Симон, оставив почетную должность настоятеля в одном из смоленских монастырей ради того, чтобы стать простым послушником у богоносного Радонежского игумена. В награду за великое смирение Господь сподобил его быть участником дивного видения преподобного Сергий о будущем умножении его иноческого стада. По благословению святого аввы принял на себя подвиг молитвенного безмолвия блаженный старец Исаакий Молчальник, чье молчание для иноков и внешних было поучительнее всяких слов. Лишь один раз за годы безмолвия отверз уста преподобный Исаакий – чтобы свидетельствовать, как виденный им ангел Божий сослужил в алтаре преподобному Сергию, совершившему Божественную литургию. Очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей преподобному, был также екклисиарх Симон, который видел однажды, как Небесный огонь сошел на Святые Тайны и угодник Божий «причастился огня неопально». Старца Епифания, бывшего позже, при игумене Никоне, духовником Сергиева стада, Церковь называет Премудрым за высокую ученость и великие духовные дарования. Он известен как составитель житий преподобного Сергия и его собеседника святителя Стефана Пермского, похвальных слов им, а также «Слова о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского». Житие преподобного Сергия, составленное Епифанием через 26 лет по кончине преподобного, т. е. в 1418 году, было затем переработано прибывшим с Афона иноком агиографом Пахомием Сербом, прозванным Логофетом.

К преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение – для назидания и молитвы, за помощью и исцелением – тысячи народа. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к своей светоносной духовности.

Но не только духовные дары и благодатные исцеления подаются всем, приходящим с верою к мощам преподобного, но ему дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле; он благословил на ратный подвиг своих пострижеников – иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козьме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 году ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, «яко от гроба самого чудотворца Сергия».

К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое «Троицкое сидение», когда многие иноки по благословению преподобного игумена Дионисия повторили священный ратный подвиг Сергиевых учеников Пересвета и Осляби. Полтора года – с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 года – осаждали поляки обитель Живоначальной Троицы, желая разграбить и разрушить этот священный оплот православия. Но заступлением Пречистой Богородицы и молитвами преподобного Сергия, «со многим стыдом» бежали наконец от стен монастыря, гонимые Божиим гневом, а вскоре и сам предводитель их, Лисовский, погиб лютой смертью как раз в день памяти преподобного, 25 сентября 1617 года. В 1618 году приходил к стенам Святой Троицы сам польский королевич Владислав, но, бессильный против охраняющей обитель благодати Господней, вынужден был подписать перемирие с Россией в принадлежавшем монастырю селе Деулине. Позже здесь был воздвигнут храм во имя преподобного Сергия.

В 1619 году посетил лавру приехавший в Россию Иерусалимский патриарх Феофан. Он в особенности пожелал видеть тех иноков, которые в годину военной опасности дерзнули возложить на себя поверх иноческих одеяний боевые кольчуги и с оружием в руках встали на стенах святой обители, отражая неприятеля. Преподобный Дионисий, игумен, возглавлявший оборону, представил патриарху более двадцати иноков.

Первым из них был Афанасий (Ощерин), самых преклонных лет, до желтизны седой старец. Патриарх спросил его: «Ты ли ходил на войну и начальствовал над воинами?» Старец ответил: «Да, Владыко святый, понужден был кровавыми слезами». – «Что же свойственнее иноку – молитвенное уединение или воинские подвиги пред людьми?» Блаженный Афанасий, поклонясь, отвечал: «Всякая вещь и всякое дело познается в свое время. Вот подпись латинян на голове моей, от оружия. Еще шесть памятей свинцовых в моем теле. В келии сидя, в молитвах, разве смог бы я обрести таких побудителей к воздыханию и стенанию? А было все это не нашим изволением, но по благословению пославших нас на Божию службу». Тронутый мудрым ответом смиренного инока, патриарх благословил и поцеловал его. Он благословил и остальных монахов-воинов и выразил одобрение всему братству лавры преподобного Сергия.

Подвиг обители в тяжелое для всего народа Смутное время описан келарем Авраамием (Палицыным) в «Сказании о событиях Смутного времени» и келарем Симоном Азарьиным в двух агиографических сочинениях: «Книге о чудесах преподобного Сергия» и «Житии преподобного Дионисия Радонежского». В 1650 году Симеоном Шаховским был составлен акафист преподобному Сергию, как «взбранному воеводе» Русской земли, в память об избавлении Троицкой обители от вражеского обстояния. Другой существующий акафист преподобному был составлен в XVIII веке, автором его считают митрополита Московского Платона.

В последующее время обитель продолжала быть неоскудевающим светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться лаврой. В 1742 году в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.

И ныне Дом Живоначальной Троицы служит одним из главных благодатных центров Русской Православной Церкви. Здесь изволением Святого Духа совершаются деяния Поместных Соборов Русской Церкви. Пятое июля, день обретения мощей святого аввы Сергия, игумена Русской земли – самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святой преподобный Сергий Радонежский. Великий чудотворец земли Русской. Защита от любых жизненных проблем, исцеление больных, помощь в учебе (А. Ю. Мудрова, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром -

Икона Сергия Радонежского является одной из самых почитаемых православных святынь. Житие святого - пример истинного и верного пути, который в конечном итоге ведет к Богу. Образ праведника помогает каждому, кто желает попросить помощи у Господа.

Сергий Радонежский — одна из самых значимых фигур в православии. Его имя известно каждому верующему человеку. Ему молятся всем миром, уповая на его поддержку и покровительство для избавления всех проблем на пути духовного роста. Нет ни одного православного человека, который, предавшись искренним молитвам подле иконы мученика, не получил бы благодатную помощь.

История иконы

Русская православная церковь относит Сергия Радонежского к числу самых уважаемых и чтимых святых. Преподобный Сергий жил в 14 веке, посвятил всего себя служению Господу. Он жил в благочестии, соблюдая все Библейские заповеди. Святой строго придерживался поста и не нарушал законы Божии, наставляя своим примером праведных людей. Сергий не признавал леность, всегда усердно работал. Он был добр ко всем людям, помогал неимущим и бедным.

Будучи юношей, Сергий Радонежский отправился в лес в одиночестве. Вдали от города и людей он построил жилище, где долгое время жил и ежедневно молился Господу. Его молитвы были посланы Богу с просьбами о защите земель Русских и поддержке русского народа. Святой многократно отказывался от предложенной ему работы в митрополии российского государства, так как с презрением относился к политике. Он жил уединенной жизнью и служил лишь Богу.

При жизни монах помог многим нуждающимся людям, возродил в них веру во Христа, стал поддержкой и опорой в трудные минуты. Благодаря своей преданности Господу и непоколебимой вере, он заслужил любовь православного народа и уважение церкви. После смерти Сергий Радонежский вошел в число святейших.

Где находятся мощи и икона Сергия Радонежского

Огромное количество храмов по всей России названо в честь святого мученика Сергия Радонежского. Святыни с образом благочестивого Сергия можно обнаружить в каждой церкви нашей Родины. Чаще всего христиане со всех уголков мира съезжаются в Сергиев Посад в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где хранится самая ранняя икона Сергия Радонежского и мощи святителя, обладающие чудотворной силой.

Описание иконы Сергия Радонежского

Традиционно на святыне иконописцы изображают самого Сергия Радонежского, святого старца, в полный рост или по пояс. Его плечи покрывает одеяние монаха. Ряса послушника обычно изображена в черном или красном цвете. В левой руке инок держит развернутый свиток, символизирующий тягу к познанию, а другой рукой монах жестом благословляет верующих людей. Всем своим видом мученик призывает к стойкости духа, преданности вере, к кротости и усердию. Даже при взгляде на святыню можно побороть гордыню и стать лучше , встав на путь духовного роста.

В чем помогает святой образ

Перед ликом святого люди молятся об избавлении от тщеславия, самолюбия и эгоизма. Мученик помогает побороть один самых тяжких смертных грехов — гордыню. Христиане просят в молитвах у Сергия помощи в каких-либо земных потребностях и нуждах. Часто святой помогает разрешить жизненные трудности, дает благодетельные советы и наставляет на путь истинный. Также православные люди молят мученика об исцелении недугов, о выздоровлении от различных болезней и о помощи в учебе .

Дни празднования

Официально для почитания святого отведено 4 дня в году, согласно календарю праздников русской православной церкви.

  • Первым днем считается 8 октября (по старому стилю 25 сентября). В этот день святой завершил жизнь земную.
  • Вторым днем принято считать 18 июля (5 июля по старому стилю). Эта дата считается особенной для православных верующих, так как в этот день были обретены мощи Сергия .
  • 5 июня (23 мая) — третий день, когда христиане почитают мученика. Ежегодно 5 июня люди отдают дань уважения всем святым, кто прошел свой путь праведный на Ростово-Ярославских землях, в том числе и Сергию Радонежскому.
  • Четвертое празднование в честь святого проводится 19 июля (по старому стилю 6 июля). Этот день известен как «День на честь Радонежского собора». Он празднуется на следующий день после обретения мощей Сергия.

Молитва перед иконой

«О, преподобный Сергий! Услышь молитвы наши искренние, помолись за души наши перед Господом и попроси об опущении грехов наших. Избавь нас от горя и страданий, наставь на путь праведный и не позволь сойти с дороги, ведущей к лучшей жизни. Стань для нас щитом и мечом. Не дай страху и сомнениям поглотить нас. Отгони прочь от нас гордыню и тщеславие. Исцели тела наши от болезней, а души наши освободи от злобы и печали. Каемся и просим поддержки твоей. Да прославим мы имя твое. Да будет на все воля Божья. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И во веки веков. Аминь».

Сергий Радонежский — заступник всего православного народа. Даже после своей кончины он остался в памяти людей как человек, совершивший подвиг веры, достигнувший единства с Господом. Молитвы, обращенные к нему и другим святым , станут своего рода проводниками ваших слов к Богу. Встретившись с трудностями лицом к лицу, вы можете положиться на помощь Высших сил. Мы желаем вам крепкой веры, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Начало беспримерному в истории размаху православного подвижничества, случившегося в XIV-XV вв. было положено под Москвой, в Троицком монастыре .

Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322 – 1392) не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского – это его жизнь.

Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.

В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к “жизни во Христе”, ввел идею и практику “высокого жития”, как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам “иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную”, “смирением украшать себя”, “единомыслие друг с другом хранить”, “ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения”. По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи “высокого жития”.

Проповедуя “высокое житие”, Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов – богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. “А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим”, – говорил Сергий.

Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.

Отказ от всего мирского должен был способствовать тому, чтобы иноки хранили “чистоту души”, как необходимое условие “высокого жития”. В этом смысле, Сергий Радонежский следовал древней монашеско-аскетической традиции. В тексте Жития говорится, что в своем сердце (“на сердци имеа”) преподобный Сергий носил примеры знаменитых древних подвижников, основателей монастырской вообще и, в частности, общежительской традиции -Антония Великого, Евфимия Великого, Савву Освященного, Пахомия, Феодосия и прочих.

Однако по его мнению, достижение душевной чистоты не было связано с практикой “истязания плоти” в том виде, как ее понимали, например, в Киево-Печерском монастыре. Житие сообщает, что еще в то время, когда иноки жили “особно”, Сергий вел строгую постническую жизнь, а добродетели его были таковы: “голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный”. При этом Житие подчеркивает особое значение идеи страха Божия, которым преподобный оградился от грехов. Однако сам страх Божий – это лишь начало подвига, начало всякой добродетели.

И уже чуть ниже, Житие сообщает, что “бесовских искушений” Сергий избегал не практикой “истязания плоти”, но лишь строгим постом: “Преподобный же, почувствовав нападение вражеское (т.е. дьявольские искушения. – С.П.), подчинил себе тело и поработил его, обуздав постом; и так благодатью Божией был он избавлен от искушений”. Самое же главное средство в борьбе с искушениями – нравственный подвиг, та самая “чистота души”, когда, не прибегая к физическим истязаниям, человек лишь одними “стрелами чистоты” способен преодолеть все соблазны: “Научился он против бесовских нападений обороняться: как только бесы стрелами греха поразить его хотели, преподобный стрелы чистоты пускал в них, стреляющих во мраке в праведных сердцем”.

Следовательно, в Троицкой обители аскетический подвиг рассматривали, как, во-первых, страдание во имя Христа, и, во-вторых, как средство “осветления души”, ибо страдание должно именно осветлять душу, а не “истязать” тело. Таким образом, выступая духовным наследником Антония и Феодосия Печерских, Сергий Радонежский сместил акценты в направление духовного и нравственного самосовершенствования, отказавшись от физического “истязания плоти”. И недаром в самом Житие неоднократно подчеркивается, что именно из-за “чистоты жизни” преподобный Сергий был удостоен Божией благодати.

Немаловажным условием “высокого жития” были идеи смирения и любви. И Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим – жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Недаром Г.П. Федотов, говоря о Сергии Радонежском, вполне справедливо заметил: “Смиренная кротость – основная духовная ткань его личности”.

Необходимой составляющей “высокого жития” являлась идея “внутренней” духовной свободы, как высшей степени свободы вообще. В основе этой идеи лежат слова Иисуса Христа: “И познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин., 8:32). Развитая впоследствии в трудах Отцов Церкви, идея “внутренней свободы” получила свое яркое воплощение в жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского.

Суть этой идеи в следующем. Человек, под действием благодати Святого Духа, способен познать Божию истину и вступить на путь спасения. Познание истины убеждает человека в бессмысленной суетности мирских забот, но, одновременно, многократно укрепляет его духовные силы. Следовательно, овладевший истиной человек оказывается свободным по отношению к окружающему миру и ко злу, которое этот мир наполняет. Более того, он начинает противостоять злу.

“Внутренняя свобода” – это высшая степень свободы потому, что человек в своих помыслах и поступках максимально приближается к Божественному образу. Никакая другая разновидность свободы, а особенно та свобода, которая установлена в человеческих законах, не могут сравниться со свободой “внутренней”. Ведь если в сердце человека живет Божия Благодать, то ничто не может помешать ему быть свободным, ибо под воздействием этой Благодати человек совершает именно те поступки, которые внушены ему Самим Господом.

Примерами “внутренней свободы” преподобного Сергия могут служить многочисленные случаи, когда он совершенно свободно обращается с князьями, епископами и многими сильными мира сего, которые приводятся в его Житие. Озабоченный только служением Господу, он оказывается выше и свободнее многих, наделенных реальной мирской властью.

Надо сказать, что идея “внутренней свободы” со временем стала очень влиятельной в отечественной религиозно-философской мысли и в литературно-художественном творчестве. Эта идея нашла свое отражение и выражение практически во всех учениях русских любомудров и во многих произведениях русских писателей. Более того, в идее “внутренней свободы” Сергий Радонежский выразил одно из важнейших качеств русского национального самосознания.

Еще одно из условий “высокого жития” – и для отдельного человека, и для монастырской обители, и для общества в целом, – преподобный Сергий видел в единомыслии.

Единомыслие для отдельного человека – это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители – это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову Любовь на земле и подают пример остальным людям. Для общества – это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.

И совсем неслучайно то, что обитель, основанная преподобным Сергием, была посвящена Святой Троице. Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви, ибо ипостаси Святой Троице единосущны, не разделены отношениями старшинства и младшинства, не знают ненависти, но исполнены Любви.

Следует напомнить, что именно догмат о Святой Троице, в силу трудности его разумного понимания, породил в истории христианской Церкви множество различных ересей. Догмат о Святой Троице (или – тринитарный догмат) – один из важнейших в христианском вероучении. И, в то же время, один из сложнейших для его религиозно-философского и богословского толкования. Еще святые Отцы Церкви, предвидя трудности в постижение догмата Святой Троицы, старались разъяснить тайну “неслиянности и нераздельности” Божественного Триединства. При этом они активно использовали образы и символы. Одни проводили сравнение с солнечным сиянием, где одновременно едины и различимы солнце, луч и свет. Другие размышляли о тайне и гармонии любви, где лица-ипостаси взаимоотносятся как Любящий, Любимый и Любовь. Третьи говорили о воле, разуме и действии. Но все сходились в одном: Святая Троица – это не количественная характеристика, а качество Господа, непостижимое для человека, но данное ему в Откровении. Св. Василий Великий писал: “Господь, передавая нам об Отце и Сыне и Святом Духе, не счетом переименовал их; ибо не сказал: в первое, второе и третье, или – в одно, два и три; но в святых Именах даровал нам познание веры, приводящее ко спасению…”

Интересно, что до Сергия Радонежского догмат Святой Троицы принимался на Руси как таковой. Даже будучи объектом умозрительных религиозно-философских рассуждений, Святая Троица не рассматривалась как необходимая часть реальной жизни. К примеру, храмы предпочитали посвящать более реальным образам: Спасу, Божией Матери, “скорому помощнику” Николе Чудотворцу, святым воинам и Отцам Церкви. И лишь в Киево-Печерском монастыре Троице уделяли гораздо большее внимание – там, над главными воротами в начале XII в. была поставлена Троицкая церковь. Следовательно, обращаясь к образу Святой Троицы, Сергий Радонежский выступал и наследником традиции, установленной киево-печерскими иноками.

Но впервые в русской религиозно-философской мысли преподобный Сергий придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства, того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Таким образом, Святая Троица это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество, в частности.

Образ Святой Троицы, проповедуемый им и как символ единства небесного и земного, и как символ единства земной жизни, и как символ единства Церкви и как символ единства Ветхого и Нового заветов, закрепленный в русском национальном сознании творением Андрея Рублева иконой “Святая Троица”, в скором уже времени стал путеводной звездой для многих русских книжников.

По сути дела, образ Святой Троицы показал всей Руси возможную и реальную дорогу спасения государства. В религиозно-философском смысле, этот образ, как идеал земного бытия, открывал путь для снятия самой дилеммы – национальное или вселенское. Путь этот был связан с освоением опыта Вселенской Церкви через укрепление и развитие собственных национальных начал в Русской Церкви. Ведь в иноческом подвиге Сергия Радонежского нашли свое единство давние русские традиции радостного, оптимистического восприятия православной веры, и принципы более мистического восточного христианства. Более того, объединенные воедино, они стали основой всего дальнейшего духовного развития Руси. Идея особого пути Руси и особого замысла Божиего в отношении Руси постепенно стала завоевывать все большее место в сердцах и сознании русских книжников. И недаром именно грядущие XV-XVI века стали самыми яркими временами русской святости. Осознавая и признавая святость своих молельников, и вся Русь приобретала постепенно святость.

Следовательно, Святая Троица, в честь которой и была основана обитель на горе Маковец, становилась и символом единства Руси. Как показала дальнейшая история, именно из Троицкой обители русские люди и в XIV в., и позднее, ждали импульсов к возрождению единства в Русском государстве, ибо эти импульсы исходили, как бы от Самого Господа. А икона “Троица”, написанная Андреем Рублевым, духовным учеником преподобного Сергия, почиталась не как произведение искусства, а опять же, как воплощенный символ Божественного единения.

Вполне естественно, что стремление к “высокому житию” предполагало и некие определенные способы познания Божиего Промысла. И в этом смысле Сергий Радонежский большое значение придавал мистическому познанию.

Символическая основа видений лежит в Библии, которая вся проникнута идеей божественных видений и знамений (так, фундаментальный образ Троицы, ставший основой тринитарного догмата, свое начало берет, как уже говорилось, в библейском рассказе о явлении трех муже Аврааму). Большое значение мистическому языку познания Божиих тайн придается в трудах Отцов Церкви, особенно в сочинениях Дионисия Ареопагита. Позднее эта традиция получает особое развитие в Византийской Церкви.

На Руси также сохранялось общеправославное убеждение в том, что познание Господних тайн происходит с помощью мистических видений и богоявлений. С XI в. известно большое число памятников переводной восточной литературы, повествующих о видениях, особенно в этом смысле яркими были апокрифические сочинения. Но обоснование форм мистической связи с божественным миром, в русской книжной традиции встречается довольно редко. Более того, атмосфера монашеской мистики видений возникает на Руси только с конца XIV – начала XV вв. И у истоков подобного явления стоит Сергий Радонежский. Как писал еще Г.П. Федотов: “Мы имеем полное право видеть в преподобном Сергии первого русского мистика, то есть носителя особой, таинственной духовной жизни, не исчерпываемой подвигом любви, аскезой и неотступностью молитвы. Тайны его духовной жизни остались скрытыми для нас”.

По сути дела, в этом внимание к мистическому познанию Божиих тайн, столь ярко представленному Житием Сергия Радонежского, можно видеть новый и плодотворный опыт освоения русской религиозно-философской мыслью традиций Византийской Церкви. Однако дело не только в освоении восточных традиций, но и в том, что эти традиции наполнялись и дополнялись собственным, русским, прочтением самих чудесных явлений. И отечественная религиозно-философская мысль шла по пути впитывания в себя восточного религиозного мистического опыта.

Сами по себе причины видений и богоявлений могли быть разными. В первую очередь, богоявления совершались чудесным образом, без какого-либо волеизъявления со стороны человека, но по воле Самого Бога. В то же время, в монашеских общинах разрабатывались специальные методики достижения мистического транса. Начало этому было положено еще древними египетскими и сирийскими отшельниками III-VII вв.

Как свидетельствует Житие Сергия Радонежского, богоявления троицкому игумену совершались неоднократно. Чаще всего – во время молитвы. Наиболее яркое и значимое из них – явление Божией Матери, Которая в ответ на молитву преподобного Сергия, обещала Свое покровительство устроенной им обители. Причем, важно, что Сергий, после молитвы, предупредил находящегося рядом инока Михея о грядущем явлении Пречистой Богородицы: “Чадо! Будь бдительным и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам в сей час”, – сказал преподобный Сергий. Важно в данном случае и то, что явление Богородицы было уникальным в монашеской практике той поры.

Важно в данном случае и то, что явление Богородицы было уникальным в монашеской практике той поры. Сам факт видения преподобному Сергию Божией Матери – это первое свидетельство явления Богородицы русскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господь стал уделять Руси, и именно Московской Руси, свое особое покровительство.

По свидетельству другого инока, Симона, во время богослужения являлся Сергию Радонежскому и “божественный огонь”, “ходящий по жертвеннику, осеняющий алтарь и со всех сторон святую трапезу окружающий”. А затем, когда Сергий хотел причаститься, “божественный огонь свернулся, как некая плащаница и вошел в святой потир (сосуд для причащения. – С.П.); так святой и причастился”. О том, что преподобному Сергию было дано чудесное мистическое знание, говорят и многие другие факты, приведенные в его Житие, – исцеления больных, изгнания бесов, и даже воскресение из мертвых.

В целом же, мистический опыт преподобного Сергия, поведанный его Житием, свидетельствует, что на рубеже XIV-XV веков перед русской религиозно-философской мыслью уже в полном объеме вставала задача освоения опыта христианской Церкви во всем его многообразном объеме. Стремясь найти себя на путях Божиего Промысла, Русь стремилась к символическому единению с Богом. И роль именно Сергия Радонежского в этом более чем велика.

Немаловажное значение имеет и то, что преподобный Сергий стал одним из тех, кто придал византийскому христианству уже национальное звучание, преобразив его в поистине народную религию. Во многом благодаря именно Сергию Радонежскому, русское православие приобрело те духовно-нравственные и практические составляющие, которые и сегодня сохраняют свою живительную силу.

Необходимо также сказать о том, что подвижническая деятельность преподобного Сергия Радонежского положила начало такому своеобразному явлению в русском православии как старчество. Старцы – это монахи, которые своей праведной жизнью доказывали способность человека к нравственному, духовному очищению. Значение института “старчества” в русском монашестве на протяжении веков существенно изменялось. Однако сохранялась и несомненная духовная преемственность. В целом же, своим духовным авторитетом старцы оказывали огромное влияние на все русское общество.

Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным “светильником” для современников и потомков – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь “великого старца”, как его называли, выглядит и парадоксальным – всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII-XIV столетиях.

Вскоре после смерти, в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей.

А столь великое внимание, уделяемое преподобным Сергием Радонежским идее Святой Троицы, нашло свое выражение в иконописных трудах Андрея Рублева (1370? – 1430?). Андрей Рублев написал икону “Троица” около 1411 г. по заказу Троицкой обители, возможно, для первой деревянной часовни, построенной над могилой Сергия Радонежского.

В соответствии с многовековой вероучительной традицией образ Святой Троицы присутствует в Ветхом Завете в 18 главе книги Бытие, где рассказывается о явлении праотцу Аврааму и его жене Сарре трех мужей-ангелов: “И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него…” (Быт., 18: 1,2). Господь, принявший образ трех ангелов и явившийся Аврааму носит еще одно именование – “Троица Ветхозаветная”.

Сложность словесного толкования таинства Святой Троицы уже первых христиан побуждала искать иные способы постижения этой тайны, используя, в том числе, и изобразительный язык. Сюжет “Явление трех ангелов Аврааму” (или иначе “Гостеприимство Авраама”) довольно рано появляется в иконографии – например, в живописи катакомб на Виа Латина (IV в.), а также в ранних мозаиках в церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.) и церкве Сан-Витале в Равенне (VI в.). Широкое распространение имел этот сюжет и в византийском искусстве.

В Древнюю Русь иконография “Гостеприимство Авраама” пришла очень рано – в XI веке (фреска в Софийском соборе в Киеве). Присутствует этот сюжет на южных вратах собора Рождества Богородицы в Суздале (XIII в.), на фреске Феофана Грека в храме Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (XIV в.), на многочисленных иконах.

Но поворотным пунктом религиозно-философского и богословского осмысления этой иконографии становится икона “Троица” Андрея Рублева. По мнению современных исследователей, только рублевская икона может называться “Троица” в отличие от “Гостеприимства Авраама”. И икона, выполненная Рублевым, стала, своего рода, художественным воплощением богословских и религиозно-философских воззрений преподобного Сергия Радонежского.

Вообще, эту мысль впервые высказал Е.Н. Трубецкой: “В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного… Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России”. В том направлении размышлял над рублевским образом Святой Троицы и П.А. Флоренский: “В иконе Троицы Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных преподобным Сергием”.

В самом деле, изображая Троичное Божество, единство Ветхого и Нового Заветов, таинство евхаристии и торжество христианского смирения, икона Святой Троицы является символом погружения в таинство божественного бытия, в его неслиянность и нераздельность. И это лишний раз подчеркивает значение символа Святой Троицы, которую всю свою жизнь созерцал Сергий Радонежский, “дабы, – как сказано в его житие, – воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего”. Следовательно, образ Святой Троицы дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения. Вслед за Андреем Рублевым подобной схемы изображения Троицы стали придерживаться многие иконописцы, вплоть до XVII века (“Троица” Симона Ушакова).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса