Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Оплакивание Христа. Микеланджело. Божественный Микеланджело. Сцены оплакивания Христа Что такое пьета в библии


Находящаяся в ватиканском Соборе Святого Петра скульптурная композиция «Пьета» является одним из известнейших творений великого итальянца Микеланджело Буонарроти. Скульптура «Оплакивание Христа» – первая работа двадцатичетырехлетнего Микеланджело, которую он высек из мрамора для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола.

В 1496 году, когда молодому начинающему скульптору исполнился 21 год, он приезжает в Рим, где очень быстро обзаводится влиятельным покровителем в лице богатого банкира и коллекционера древностей Якопо Галли. Именно он помог Микеланджело заключить контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты (итал. pieta - милосердие). Согласно с договором скульптура должна была быть готова в течении года со дня его подписания. Однако, работа заняла больше времени, чем ожидалось – над «Пьетой» Микеланджело трудился около двух лет.

Скульптурная группа «Пьета» является одним из наиболее законченных и гармоничных творений великого итальянского мастера. Обычно в подобных скульптурах изображается сразу несколько персонажей. В работе Микеланджело представлены только двое – Дева Мария, оплакивающая мертвого Христа, тело которого лежит на ее коленях. Соединение в единую композиции двух, выполненных в полный рост скульптур представляло для скульптора особую сложность – нужно было не нарушить естественных пропорций и равновесия.

Не смотря на все трудности, Микеланджело прекрасно справился со своей работой и создание «Пьеты» прославило его на всю Италию. Столь превосходное исполнение скульптурной группы сделало абсолютно понятным тот факт, что молодой мастер превосходит талантом всех своих современников и даже соперничает с великими скульпторами древности.

Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. После того, как скульптура была установлена в находящейся в Соборе Святого Петра капелле девы Марии, он часто приходил полюбоваться своим творением. Однажды, став невольным свидетелем разговора двух зевак об авторстве скульптуры, которое они приписывали миланскому мастеру Гоббо, Микеланджело решил подписать свою работу. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».

В истории гениального творения Микеланджело не обошлось без инцидентов. В 1972 году австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) после посвященной Дню Святой Троицы праздничной литургии совершил нападение на скульптуру «Пьеты» и нанес ей 15 ударов скальным молотком. Сумасшедший возомнил себя восставшим из мертвых Христом. Как только присутствующие в соборе прихожане осознали происходящее, безумец был схвачен и передан властям.

К сожалению, скульптуре был причинен серьезный ущерб – у Девы Марии была до локтя отбита рука, нос и левый глаз, нанесен ряд других мелких повреждений. После этого прискорбного случая отреставрированная «Пьета» была помещена под пуленепробиваемое стекло.

В этой скульптуре очень много "самого" - самое известное и узнаваемое в мире изваяние Марии с Христом, самая гармоничная скульптура Микеланджело, самый необычный для своего времени подход к изображению этот библейской сцены...
А теперь вдумайтесь в тот факт, что скульптору, на момент, когда он завершил "Пьету" (а работал он над ней около двух лет) исполнилось всего 25 лет.

Договор на скульпутуру был заключен 26 августа 1498 г., заказчиком выступал француский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. Согласно контракту мастер обязывался выполнить работу за год, и получал за нее 450 дукатов. Закончена работа была около 1500 г., уже после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Возможно, эта мраморная группа изначально предназначалась для будущей усыпальницы заказчика. Однако по завершении Пьета была помещена в Соборе Святого Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки.
В договоре сохранились слова поручителя, который утверждал, «что это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше».

Вот что писали современники Микеланджело о впечатлении, производимом на них "Пьетой":
"Пусть никогда и в голову не приходит любому скульптору, будь он художником редкостным, мысль о том, что и он смог бы что-нибудь добавить к такому рисунку и к такой грации и трудами своими мог когда-нибудь достичь такой тонкости и чистоты и подрезать мрамор с таким искусством, какое в этой вещи проявил Микеланджело, ибо в ней обнаруживается вся сила и все возможности, заложенные в искусстве. Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос; и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец. Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти.

В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре: "Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил".
Джо́рджо Ваза́ри (1511-1574) - итальянский живописец, архитектор и писатель.

Но и спустя пять сотен лет эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией, и человечностью созданных образов, и высоким мастерством. Одно из главных новшевств в осмыслении сюжета - очень юная Дева Мария, на что обратили внимание уже современники скульптора. Оправдываясь, Микеланджело говорил, что непорочные девы не стареют, а у Божьей матери молодость поддерживалась особой благодатью. На самом деле он просто стремился соединить античный идеал красоты с христианской идеей. Прекрасное лицо Марии выражает глубокую печаль и внутреннюю сосредоточенность. Ее чувство - живое человеческое переживание, воплощенное с такой глубиной и богатством оттенков, что здесь уместно говорить о внесении в образ психологического начала. 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя; скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошение, все складывается в образ просветленной скорби. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна. Фигуры воспринимаются как единое целое. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения.
Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери.
"Оплакивание Христа" - одна из наиболее гениальных работ в истории мирового искусства.

(в камне или на холсте), представляющее собой картинуе, на которой запечатлены Христос и оплакивающая его Богородица, называется пьета. Микеланджело было не больше 25 лет, когда он завершил свое творение, ставшее совершенным примером иконографии в скульптуре. Нельзя точно сказать, когда именно была задумана и когда закончена скульптура, но многие источники истории изобразительного искусства ссылаются на период с 1497 по 1501 год.

Пьета Микеланджело восхищает божественным смирением в скорби Марии перед самой тяжелой утратой. На лице Богоматери нет ни тени отчаянья, отразившаяся на прекрасном лице спокойная, тихая печаль ее всепрощяющей души озаряет образ ореолом святости. Христос выглядит так, будто он лишь заснул после тяжелого пешего путешествия, и его безмятежный сон вот-вот прервется от ласкового прикосновения ее рук.

Восхитительная пьета Микеланджело создана таким образом,

что любой из видящих ее чувствует в своем сердце близость осознания, происходящего в Марии. И происходит это, несмотря на сотни лет, восставшие между человеком, лицезреющим скульптуру, и ее зарождением в воображении мастера. Такого эффекта автор достиг при помощи своего терпения, таланта и решения о том, чтобы уединить Христа и Марию, тем самым избавив композицию от второстепенных, а потому лишних фигур. Этим приемом пьета Микеланджело отличается от пьет многих художников 15 века, изображавших на своих картинах Богоматерь и Христа в окружении прочих персонажей. Но среди известных художников есть те, которые при создании пьеты, как и Микеланджело Буонарроти, руководствовались идеей уединения, идеей двухфигурной композиции. Если взять во внимание тот факт, что Микеланджело первым среди других признанных гениев прославил такой тип пьеты, то можно утверждать, что великий скульптор стал родоначальником субтечения в изобразительном искусстве тех времен.

В современном мире существует много копий пьеты Микеланджело, а оригинал хранится на территории государства Ватикан в писал, что скульптор случайно услышал спор между людьми о том, кто же является подлинным автором этого творения.

Ситуация закончилась тем, что скульптура "Оплакивание Христа" стала единственной подписанной работой Микеланджело.

Пьета "Ронданини", начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. При всей грубости линий этого незавершенного произведения, рассматривая позу фигур, можно ощутить эмоциональный надрыв и отчаянье Богоматери. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Как символично эти две скульптуры олицетворяют молодость и увядание: вечно молодая и не ведающая горя Богородица в первой пьете и обезумевшая от немого отчаянья мать, пытающаяся поднять своего ребенка, во второй. Безусловно, Микеланджело - выдающийся скульптор всех времен, даже в его незавершенной скульптуре чувствуется мощь, одухотворяющая душу любого православного человека. Статуи Микеланджело Буонарроти - это великие образцы скульптурного творчества, возвышенные и проникновенные, они покоряют сердца тех, кто ценит прекрасное.

Находящаяся в ватиканском Соборе Святого Петра скульптурная композиция «Пьета» является одним из известнейших творений великого итальянца Микеланджело Буонарроти. Скульптура «Оплакивание Христа» – первая работа двадцатичетырехлетнего Микеланджело, которую он высек из мрамора для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола.

В 1496 году, когда молодому начинающему скульптору исполнился 21 год, он приезжает в Рим, где очень быстро обзаводится влиятельным покровителем в лице богатого банкира и коллекционера древностей Якопо Галли. Именно он помог Микеланджело заключить контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты (итал. pieta — милосердие). Согласно с договором скульптура должна была быть готова в течении года со дня его подписания. Однако, работа заняла больше времени, чем ожидалось – над «Пьетой» Микеланджело трудился около двух лет.

Скульптурная группа «Пьета» является одним из наиболее законченных и гармоничных творений великого итальянского мастера. Обычно в подобных скульптурах изображается сразу несколько персонажей. В работе Микеланджело представлены только двое – Дева Мария, оплакивающая мертвого Христа, тело которого лежит на ее коленях. Соединение в единую композиции двух, выполненных в полный рост скульптур представляло для скульптора особую сложность – нужно было не нарушить естественных пропорций и равновесия.

Не смотря на все трудности, Микеланджело прекрасно справился со своей работой и создание «Пьеты» прославило его на всю Италию. Столь превосходное исполнение скульптурной группы сделало абсолютно понятным тот факт, что молодой мастер превосходит талантом всех своих современников и даже соперничает с великими скульпторами древности.

Что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. После того, как скульптура была установлена в находящейся в Соборе Святого Петра капелле девы Марии, он часто приходил полюбоваться своим творением. Однажды, став невольным свидетелем разговора двух зевак об авторстве скульптуры, которое они приписывали миланскому мастеру Гоббо, Микеланджело решил подписать свою работу. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».

В истории гениального творения Микеланджело не обошлось без инцидентов. В 1972 году австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) после посвященной Дню Святой Троицы праздничной литургии совершил нападение на скульптуру «Пьеты» и нанес ей 15 ударов скальным молотком. Сумасшедший возомнил себя восставшим из мертвых Христом. Как только присутствующие в соборе прихожане осознали происходящее, безумец был схвачен и передан властям.

К сожалению, скульптуре был причинен серьезный ущерб – у Девы Марии была до локтя отбита рука, нос и левый глаз, нанесен ряд других мелких повреждений. После этого прискорбного случая отреставрированная «Пьета» была помещена под пуленепробиваемое стекло.

Великолепная работа великого итальянского мастера Микеланджело Буонарроти и по сей день украшает собой Собор Святого Петра, вызывая восторг и восхищение всех гостей Ватикана.

«Оплакивание Христа», или «Пьета» (ок. 1498-1500)

Прибыв в Рим в 1496 г., спустя два года Микеланджело получил заказ на статую Богородицы и Христа. Он изваял бесподобную скульптурную группу, включающую фигуру Богоматери, скорбящей над телом Спасителя, снятого с креста. Бесспорно, эта работа свидетельствует о начале творческой зрелости мастера. Группа «Оплакивание Христа», изначально предназначалась для капеллы девы Марии в соборе Св. Петра в Риме, и по сей день находится в соборе Св. Петра, в первой капелле справа.

Заказ на скульптурную группу был получен благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Договор был заключен 26 августа 1498 г., заказчиком выступал французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. Согласно контракту мастер обязывался выполнить работу за год, и получал за нее 450 дукатов. Закончена работа была около 1500 г., уже после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Возможно, эта мраморная группа изначально предназначалась для будущей усыпальницы заказчика. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет.

В договоре сохранились слова поручителя, "Я, Якопо Галли, обещаю вашему преосвященству, что выше упомянутый Микеланджело исполнит нужную вам работу в течение года и что это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше" . Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения.

Этот грандиозный заказ открывает новый этап в жизни молодого скульптора. Он открыл собственную мастерскую, нанял команду помощников. В этот период он неоднократно посещал Каррские каменоломни, где сам выбирал мраморные блоки для своих будущих изваяний. Для «Пьеты» потребовался невысокий, но достаточно широкий блок мрамора, так как по его замыслу на коленях у Богородицы размещалось тело ее взрослого Сына.

Эта композиция стала ключевым произведением раннеримского периода творчества Микеланджело, знаменующим начало Высокого Возрождения в итальянской пластике. Значение мраморной группы «Оплакивание Христа» некоторые исследователи сравнивают со значением знаменитой «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи, открывающей этот же этап в живописи.

«... Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Дионисия, именуемого французским кардиналом руанским, оставить через посредство художника столь редкостного достойную о себе память в городе, столь знаменитом, и он заказал ему мраморную, целиком круглую скульптуру с оплакиванием Христа, которая по ее завершении была помещена в соборе Св. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Пусть никогда и в голову не приходит любому скульптору, будь он художником редкостным, мысль о том, что и он смог бы что-нибудь добавить к такому рисунку и к такой грации и трудами своими мог когда-нибудь достичь такой тонкости и чистоты и подрезать мрамор с таким искусством, какое в этой вещи проявил Микеланджело, ибо в ней обнаруживается вся сила и все возможности, заложенные в искусстве. Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос; и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец. Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти.

В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре свое имя. И поистине она такова, как сказал о ней один прекраснейший поэт, как бы обращаясь к настоящей и живой фигуре:

Достоинство и красота
И скорбь: над мрамором сим полно вам стенать!
Он мертв, пожив, и снятого с креста
Остерегитесь песнями поднять,
Дабы до времени из мертвых не воззвать
Того, кто скорбь приял один
За всех, кто есть наш господин,
Тебе - отец, супруг и сын теперь,
О ты, ему жена, и мать, и дщерь» Вазари.

Это прекрасное мраморное изваяние остается до сих пор памятником полной зрелости таланта художника. Изваянная в мраморе, эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией, и человечностью созданных образов, и высоким мастерством. Это одна из наиболее известных работ в истории мирового искусства.

«И недаром приобрел он себе славу величайшую, и хотя некоторые, как-никак, но все же невежественные, люди говорят, что Богоматерь у него чересчур молода, но разве не замечали они или не знают того, что ничем не опороченные девственники долго удерживают и сохраняют выражение лица ничем не искаженным, у отягченных же скорбью, каким был Христос, наблюдается обратное? Почему такое произведение и принесло его таланту чести и славы больше, чем все прежние, взятые вместе» Вазари.

Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях - образ, заимствованный из североевропейского искусства. Самые ранние версии «Пьеты» включали также фигуры Св. Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Микеланджело, однако, ограничился двумя ключевыми фигурами - Богородицы и Христа. Некоторые исследователи предполагают, что Микеланджело в скульптурной группе изобразил себя и свою мать, которая умерла, когда ему было всего шесть лет. Искусствоведы отмечают, что его Дева Мария столь же молода, как и мать скульптора на момент ее кончины.

Тема оплакивания Христа была популярна и в готическом искусстве, и в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Готика знала два типа подобного оплакивания: либо с участием юной Марии, идеально прекрасного лика которой не способно омрачить постигшее ее горе, либо с пожилой богоматерью, охваченной страшным, душераздирающим отчаянием. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Он изобразил Марию молодой, но при этом она бесконечно далека от условной красоты и эмоциональной неподвижности готических мадонн этого типа. Ее чувство живое человеческое переживание, воплощенное с такой глубиной и богатством оттенков, что здесь впервые можно говорить о внесении в образ психологического начала. 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя; скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошание, все складывается в образ просветленной скорби.

Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. В образе Мадонны, юной и прекрасной, с поразительной силой передано огромное человеческое чувство - скорбь матери по утраченному сыну. По тонкому наблюдению В. Лазарева «ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества» .

Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы Св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына» . Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этого глубокой богословской мысли.

Тяжесть капюшона Богородицы, заставляющий ее склонять свою голову вниз, к руке Христа, лежащей близ ее сердца, останавливала внимание зрителей на мертвом теле, распростертом на коленях матери, Она держала сына, надежно подхватив его за плечи, потом уводит взгляд к христову телу, к его лицу, глазам, мирно закрывшимся в глубоком сне, к прямому, не столь уж тонкому носу, к чистой и гладкой коже на щеках, к вьющейся бородке, к искаженному муками рту. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Все те, кто увидит изваяния, почувствует, что мертвое тело сына лежит на ее коленях невыносимой тяжестью и что гораздо большая тяжесть легла на ее сердце. Фигуры сидящей Мадонны и распростертого у нее на коленях мертвого Христа соединяются в неразрывное целое. Движение мадонны полно естественности и строгости, ее склоненная голова, прекрасные черты скорбного лица даны в обрамлении мягких складок покрывала. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. В нем и отчаяние, и вопрос. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Точно передан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни Мадонной.

В этой скульптурной композиции еще нет той экспрессии, которая характерна для более поздних произведений Микеланджело, однако она производит сильное впечатление на зрителя, усиливающееся контрастом скорбящей живой фигуры и мертвого тела Христа. Соединить две фигуры, взятые в натуральную величину в одном изваянии, положить вполне взрослого мужчину на колени женщине - это было дерзостно новым, необычным шагом в скульптуре, который отринул все прежние представления об «Оплакивании».

На перевязи, идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил» .

На склоне лет мастер еще раз обратился к этому сюжету, создав композицию «Снятие с креста», или «Пьета с Никодимом» , и «Пьета Ронданини» .

Печать глубокого внутреннего переживания, отмечающая «Оплакивание Христа» Микеланджело, по-видимому, связана с теми чувствами, которые были вызваны у скульптора казнью Савонароллы (23 мая 1498 г.). Монах был сожжен на костре в той самой Флоренции, которая его боготворила, на той площади, где гремели его страстные речи и где народ, для которого он жил и умирал, втыкал теперь гвозди между досками на пути мученика, шедшего босыми ногами к костру.

Уже после установки в соборе Св. Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Имя доселе неизвестного молодого скульптора прогремело по всей Италии и большей части Европы. Гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии, так велико было совершенство в отделке мельчайших деталей.

После окончания работы над «Оплакивание Христа» Микеланджело получил несколько заказов, не столь грандиозных. Банкир Галли заключил контракт с Микеланджело на создание алтарного образа для усыпальницы кардинала в Санкт-Агостино, но работа так и не была закончена.

К 25 годам закончился период формирования его личности, и он вернулся во Флоренцию в расцвете всех возможностей, которыми может обладать скульптор.

Пасхальный (Великий) пост является самым длительным из всех, установленных церковью, и сама Пасха – это, пожалуй, одно из самых значимых событий в православии. Он был установлен как память о сорокадневном посте Иисуса Христа и посвящен его жертве во имя человечества. Начало Великого поста положено в первый понедельник после Прощеного воскресенья. Еще одно его название – Святая Четыредесятница (в память об отказе Иисуса от пищи в течение сорока дней, вскоре после крещения).

У каждого своя дорога к Храму, вера, любовь и надежда.
Время поста - это прежде всего время большой духовности, время покаяния, смирения своей гордыни, время благотворительности и добрых дел, чем человек от зверя отличается.
А где черпать силы, учиться мудрости, любить себя и ближнего своего, несмотря на все то зло, что творится в мире, да и в собственной жизни.
Где этот общий для всех источник?
Искусство, как раз и есть то единое, что без слов понятно каждому, когда человек душу cвою творчеством выражает.
И как же может быть прекрасна душа, вложенная в нас Творцом!

Произведение искусства (в камне или на холсте), представляющее собой картину, на которой запечатлены Христос и оплакивающая его Богородица, называется пьета.
В самом сердце Ватикана – Базилике Святого Петра – находится бесподобная скульптурная группа «Пьета» (итал. pieta – милосердие), одна из самых известных работ великого сына Италии Микеланджело Буонаротти. В возрасте двадцати четырех лет еще никому не известный итальянец создал композицию «Оплакивание Христа», изображающую фигуру Девы Марии, скорбящей над безжизненным телом Иисуса.
Великому Микеланджело было не больше 25 лет, когда он завершил свое творение, ставшее совершенным примером иконографии в скульптуре.

В мраморе резцом гениального скульптора божественно отразились и нежнейшее выражение лица Мадонны, и согласованность в привязке и сопряжении рук Богоматери и Христа, и такая обработка кровеносных человеческих сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти.

В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери.
Вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо".
Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому.
Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре свое имя.

Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Одухотворенность образа Девы Марии, ее светлая и сдержанная скорбь несут свет Возрождения.
Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте.
В начале молитвы Св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этой глубокой богословской мысли.

Уже после установки в соборе Св. Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Имя доселе неизвестного молодого скульптора прогремело по всей Италии и большей части Европы. Гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии, так велико было совершенство в отделке мельчайших деталей.
После окончания работы над «Оплакивание Христа» Микеланджело получает несколько заказов, правда уже, не столь грандиозных.

Шедевр Микеланджело Буонаротти сохранился до настоящего время. Скульптурная группа по-прежнему находится в Ватикане, в Базилике Святого Петра, но после трагических событий, произошедших в 1972 году, рассмотреть ее можно только через пуленепробиваемое стекло.
Установка защитной конструкции была произведена после совершенного по отношению к скульптуре акта вандализма. Ласло Тот, геолог из Австралии, возомнивший себя Христом, восставшим из мертвых, нанес пятнадцать ударов скальным молотком по знаменитым фигурам. Оцепеневшие от ужаса посетители не сразу поняли, что происходит, и слишком поздно схватили сумасшедшего человека. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело – рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. Имелись также и другие небольшие повреждения. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация, которая продолжалась пять лет.

Сегодня отреставрированная работа великого Микеланджело является украшением Базилики Святого Петра, вызывая, как и прежде, искреннее восхищение зрителей.

Сколько было тьмы непонимания,
чтоб ладонь прибитая Христа
протянула нам для умывания
пригоршни, полные стыда?

И опять на непроглядных водах
стоком оскверненного пруда
лилия хватается за воздух -
как ладонь прибитая Христа. Андрей Вознесенский Пиета Микельанджело

Источники, фото: ROME, FB.RU, mikelangelo.ru, Арт Планета SMALL BAY, Русская Поэзия все стихи

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса