Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Николай полисский. Полисский, николай владимирович

Имя художника Николая Полисского неразрывно связано с феноменом Никола-Ленивца, калужской деревни на реке Угре, ставшей центром современного искусства благодаря ежегодно проходящему там с 2006 года фестивалю «Архстояние». Собственно, именно Николай Полисский и был первооткрывателем этой земли: он же «открыл» русскому зрителю и значение загадочного словосочетания «лэнд-арт».

Родился художник в 1957 году в Москве. Три года безуспешно поступал в Строгановку, в результате поступил в «Муху». В 1985 году присоединился к «митькам», став первым и единственным московским участником группировки, от которой, впрочем, вскоре отошел. В Никола-Ленивце Полисский стал бывать в конце 80-х, поначалу используя его потенциал в качестве натуры для пейзажной живописи. В конце 1990-х годов художник под воздействием все тех же николо-ленивецких впечатлений перестал заниматься живописью и перешел к созданию ландшафтных объектов. Работы Полисского - всегда масштабные, поистине монументальные, подавляющие размерами объекты - содержат в себе некую загадочную, невербализируемую «русскость». Национальная их принадлежность вне зависимости от использованных в данной конкретной работе приемов и материалов неоспорима и не подвергается сомнению. Возможно, объясняется этот феномен тесным взаимодействием Полисского и коренного населения Никола-Ленивца: все объекты создаются руками местных жителей. Безусловно, концепция тщательно разрабатывается художником, но не стоит недооценивать результаты предпринятого Полисским скрещивания народных ремесленных практик с практиками актуального искусства.

Представленный в экспозиции музея Эрарта проект Николая Полисского «Границы империи» впервые был показан на фестивале «Архстояние» в 2005 году. Прежде экспонируемые на бескрайних берегах Угры, а ныне удачно вписанные в пространство музейного зала объекты напоминают столбы-колонны, которые устанавливались по пути следования цезарей-триумфаторов, присоединивших к Империи новые территории. Расширение границ Империи - чаще всего и есть цель ее существования, в которой заключается в то же время и причина неминуемой гибели. Пограничные столбы отмеряют границы Империи, отделяя присвоенную территорию от чужой, той, которую еще только предстоит завоевать.

Огромные деревянные изваяния вызывают в памяти и древних языческих идолов. На вершинах изваяний, некоторые из которых пугают сходством очертаний с виселицами, возвышаются наспех сколоченные, грубоватые двуглавые птички, напоминающие зрителю о гордом символе российской государственности. Снова проглядывает сквозь актуальную форму воинствующая «русскость». Приходит на ум воспоминание об ушедшей в небытие империи Российской и другой, той, которая пришла ей на смену несколько лет спустя. Эти некогда существовавшие, но уже давно ушедшие в историю образования оставили после себя только обломки: утратившие значения загадочные артефакты. Потеряв и смысл, и назначение, они, тем не менее, не исчезают с лица земли, играя, возможно, куда более значительную роль, чем мы можем предполагать. Несмотря на очевидную утрату актуальности имперской идеи и ее полную несовместимость с пропагандируемой европейской культурой открытостью границ, тема пограничных стен продолжает активно обсуждаться: США обещает принудить к строительству такой стены Мексику, а Литва планирует «оградиться» от Калининградской области.

Image caption Проект "Вселенский разум" - самое масштабное произведение художника

Художник и скульптор, гуру лэнд-арта Николай Полисский после 12 лет "культурной реанимации" русской деревни признает, что задачу не решить без помощи меценатов, и сетует на отсутствие спроса на культуру в стране, которая встречает современное искусство безразличием, а порой и тюрьмой, как в случае с девушками из панк-группы Pussy Riot. Их Полисский называет своими любимыми современными художниками.

Полисский почти 20 лет живет в деревне Никола-Ленивец в 200 километрах от Москвы под Калугой. Бывший "митек" перебрался сначала из Питера в Москву, но в итоге сбежал и оттуда, поскольку "всегда любил деревню". Его вечно недостроенный дом при шумной мастерской для крестьянской артели обставлен скромно, зато из окон открывается вид на луг, заброшенную церковь и леса до горизонта за изящным изгибом реки Угры.

Первые десять лет в деревне Полисский посвятил живописи, а на рубеже веков затеял то, что прославило его на весь мир. Он взял в соавторы крестьян, обратился к природным материалам и занялся современным искусством, которое привело его на Венецианское биеннале и сделало Никола-Ленивец культурной столицей российской глубинки - во многом благодаря фестивалю "Архстояние".

"Я - художник 21-го века. У меня все началось с февраля 2000 года", - рассказывает Полисский о своем первом опыте работы с деревенскими – тогда они вывели на берега Угры армию из 200 снеговиков.

О первом поколении "профессиональных алкоголиков" Полисский вспоминает тепло, и говорит, что сейчас пьют уже "не так самозабвенно".

Николай Полисский

Оказавшись в заброшенной деревушке на берегу Угры, сначала писал картины, потом ощутил необходимость поработать с пространством и с окружающим материалом. Первая его работа – "Снеговики" – появилась в Никола-Ленивце в 2000 году, и представляла собой войско из 220 снеговиков, стоящих на берегу реки Угры. Лепили снеговиков – по 10 рублей за штуку - местные деревенские мужики. За этим последовали другие крупные объекты из природных материалов (сена, дерева, лозы) – "Сенная башня", "Дровник", "Медиа башня", "Маяк" и другие. Почти все проекты, как и принято в лэнд-арте, сами со временем растворялись в природе - снег растаял, сено ушло на корм скоту, а дровами отапливали жилище.

Создал в калужской деревне Никола-Ленивец "Никола-Ленивецкие промыслы", в которых сейчас заняты около 20 человек из соседних деревень.

В 2006 году придумал и организовал фестиваль "Архстояние", где участники создавали произведения из природных материалов на открытом воздухе.

В 2008 году вместе с артелью участвовал в Венеции в архитектурной биеннале. Принимал участие в выставках в Мадриде и Барселоне.

Сделал несколько лэнд-арт проектов во Франции, участвовал на вернисаже в музее современного искусства в Люксембурге с проектом "Большой адронный коллайдер".

"Старые - были феноменальные! Не субъекты, а объекты искусства. Это были советские крестьяне. Какие судьбы!" - говорит Полисский.

Проект из чисто художественного превратился в социальный. Спустя 12 лет в артели постоянно работают около 20 человек. Вместе со своими "соавторами" Полисский ездит на выставки в Италию, Испанию и Люксембург, строит объекты во Франции. Оглядываясь назад, художник признает, что создал скорее культурную резервацию, и без денежных вливаний в корне изменить жизнь крестьян не получится.

"Эта история может развиться. Но – с участием бизнеса только. Если тут будет колхоз-миллионер. Как в Советском союзе, колхозы такие, которые субсидировались, пока остальные - лежали. Пока – только так".

"Реанимация места – мне это важно как пример. Я не заставляю всех крестьян заниматься искусством. Но одна деревня на весь мир может существовать при протекционизме определенном. Нормальном, человеческом", - не сдается Полисский.

Полисский признает, что самостоятельно его соавторы из крестьян вряд ли смогут существовать как творцы, а тем более – обеспечивать себя, ведь даже у него пока не получается превратить свое имя в доходный бренд.

"Художник - это, прежде всего, мотивация, и понимание - зачем. У них без меня, конечно, нет этой мотивации. Я для них – художественная институция такая".

Бросить все и оставить затею Полисский не может, чувствует ответственность за своих:

"А я без них уже не могу. Да и они привыкли, не могут жить уже без поездок в Барселону, Венецию. Я здесь буду из последних сил для них что-то вырывать. Потому что, в целом, на просторах благословенной родины, это – история, вырванная из контекста".

Продержаться лет 200

Искусство - оно существует вопреки всему, как опухоль. Искусство будет теплиться Николай Полисский

Полисскому, как он сам признает, повезло: когда он приехал в Никола-Ленивец, земля никому не принадлежала, сейчас же образовался собственник, с которым приходится считаться и договариваться. Момент переломный, говорит художник, и надеется все же убедить нового хозяина раскрученного им места поддерживать тех, кто это сделал – его и крестьян – и развивать культурный проект.

"Мой Лопахин – лучший из всех лопахиных в мире. Ну, в России – точно. Зависит, кто его убедит лучше, - признает Полисский. - Мне каким-то образом предстоит повысить престиж профессии крестьянского художника. Как это сделать – я пока не совсем знаю. А люди бизнеса, которые имеют деньги, они таких вещей не понимают".

Непонимание Полисский списывает на тектонический сдвиг шкалы ценностей российской элиты.

"Искусство существует только в среде, в бульоне. Бульона – нет. Нет на искусство спроса в России", - сетует он.

"Был класс – буржуазный, до него – аристократический. Они оставляли после себя великие памятники. А этим ничего не надо. Потому что они – временщики. В России все эти Морозовы, Щукины, Третьяковы нуждались в художниках, потому что они давали им вечную славу. А что этим надо? А им нужен корпоратив. "Ты нам оформи, мы тут выпьем, а ты нам спляши". Ну что я могу ответить? "Ну, и до свидания".

В отсутствие спроса на искусство у людей с деньгами художнику остается уповать на государство, но тут Полисский, с ностальгией вспоминающий тепличные условия МОСХа времен СССР, иллюзий не питает.

Лэнд-арт

То, чем занимается Полисский в лесах под Никола-Ленивцем, называется Land Art - ландшафтное искусство, ландшафтная архитектура. Сам Полисский считает себя скорее скульптором, нежели архитектором: "Я скульптор. Я не архитектор. Архитектор – это функция".

Направление возникло в США в конце 1960-х годов. В Англии с 1977 года в Гриздайльском лесу поработало около 30 британских художников. В разное время они показали более 60 произведений. Все лэнд-арт объекты должны проживать свою жизнь и умирать естественной смертью на природе, как говорит Полисский, сами собой "руинироваться".

"Человек всегда будет рисовать на бумаге, и так же человек всегда будет что-то ставить в природе. Для России лэнд-арт актуален – огромная территория", – говорит Полисский.

"Художников они просто не принимают. Они еще понимают, там, футбол, кино. У них же только Большой театр, и больше ничего нету. Они - абсолютные циники. Они все знают, они с тобой разговаривают – им не нужно ничего объяснять, они все понимают, им нужны только деньги", - закипает Полисский.

"Не нужно им ничего! Не нужно! Они только-только вылезли, с деревьев спрыгнули, сознание у них соответствующее, в том, что касается искусства. Вот такой у нас уровень цивилизации. Нужно пару веков еще протянуть".

Результат – скудный художественный ландшафт, обрамляющий редкие, но яркие акты современного искусства. И предсказуемая реакция общества на них.

"Понятно, что мои любимые художники на данный момент – это Pussy Riot. А общество их не принимает. Они такое цепанули!" – вдохновлено рассказывает Полисский о трех девушках, которых хотят судить за антипутинский молебен в Храме Христа Спасителя.

"Я очень уважаю "пусиков". Я считаю, что это – героическая молодежь. Они хотят совершать подвиг, духовный подвиг –так надо об этом говорить! Что это – духовный подвиг, что они – художники. А не бубнить, что они хулиганки и что нужно их выпустить, потому что они свое отсидели. Вот подлость-то в чем!"

Для Полисского аспект современности искусства определяется результатом, и Pussy Riot попали в точку.

"Они всю эту общественную ситуацию вытащили наружу. И все – обгадились. Всё общество – в дерьме. И это искусство будет существовать, искусство, которое невероятно закрючит это общество, вытащит эту болезнь. Больные-то все!"

Себя Полисский называет "дедушкой" и как художник предпочитает все же говорить со зрителем эзоповым языком: "Это интереснее, чо я буду на митингах орать? Навальный пусть орёт".

Фестиваль "Архстояние"

За 20 лет в деревне Полисский так и не мутировал из столичного художника в деревенского затворника. Звуки электропилы и шипение сварки под распахнутым окном его деревенского дома периодически разрывают звонки двух телефонов, на дворе окончания интервью для Би-би-си ждет съемочная группа американских документалистов, стол завален приглашениями на светские мероприятия.

"Приходится и по европам ошиваться, и в Москве тусить", - вырывает себя из идиллического пейзажа Полисский, переодеваясь в ярко красную футболку для фотосессии.

С 2006 года в Никола-Ленивце проходит фестиваль "Архстояние", задуманный как творческая лаборатория на природе для художников, скульпторов, архитекторов. Фестиваль, прочно занявший место в столичной афише главных культурных мероприятий лета, оживил вотчину Полисского, но и разрушил его монополию на идею, что заметно беспокоит художника.

"Архстояние существует, но я его хочу перепрофилировать, преобразовать. Чтобы не было много всяких глупостей, а были солидные вещи. Без мусора, который появляется, потому что кто-то просто что-то хочет сделать. Делают большую вещь – мы ее показываем. Не надо ей еще 15 других вещей. Места-то мало".

Image caption Деревянные животные из "скульптурного" проекта Полисского, авторы - художники "Никола-Ленивецких промыслов"

"Здесь задача – ходишь, гуляешь, и вдруг среди природы натыкаешься на что-то не менее важное. Я так думал, что здесь будут такие резиденции. Идешь через лес – и вдруг на поляне стоит какое-то произведение с глубинной философией художника или архитектора. Его внутреннее пространство: всё, что человек накопил, он сдал здесь в свой маленький музей. А не просто какой-нибудь статуй! Не надо статуй! Сделай что-то важное, одно", - описывает Полисский принцип лэнд-арта и показывает, что имеет в виду.

На соседнем поле он создал и на ближайших выходных покажет публике самый масштабный свой проект - "Вселенский разум", которым хотел продемонстрировать "всякую степень качества".

Неведомое святилище, в центре которого клубок деревянных извилин гигантского мозга ощетинивается в поле четырьмя рядами чешуйчатых колонн, а обращенный к лесу тыл укреплен группировкой загадочных механизмов, отсылающих к эстетике Леонардо да Винчи.

Полисский застолбил место для своего искусства, окопался и сдаваться не собирается.

"Я – оптимист. И умру таким".

"Искусство - оно существует вопреки всему, как опухоль. Искусство будет теплиться. Сумасшедших будет человек двести на всю страну, - говорит он. - В конце концов, если они меня достанут, я попрошу здесь резервацию. Для себя и моих "индейцев".

Николай Полисский - единственный в современном российском искусстве художник-лэндартист. С начала 2000-х годов он создает большинство своих произведений в деревне Никола-Ленивец в Калужской области - в четырех часах езды от Москвы, из подручных материалов и в соавторстве с исконными обитателями деревни. Его искусство можно с полным основанием назвать утопией - как в социальном, так и, собственно, в художественном плане.


Причем утопией осуществленной. В социальном измерении Полисскому удалось при помощи искусства возродить полузаброшенную деревню, превратив ее в настоящий культурный центр (с 2003 года здесь проходит международный фестиваль ландшафтной архитектуры «АрхСтояние») и сделав ее жителей полноправными участниками творческого процесса. Что же касается самого художественного проекта Николая Полисского, то он представляет собой своего рода выращивание на русской почве знаковых форм мировой архитектуры - от древности до модернизма: римский акведук из снега, вавилонский зиккурат из вязанок сена, сложенные из сучьев подобия конструктивисткой радиобашни Владимира Шухова или небоскреба-арки Дефанс. Воспроизведенные из местных материалов при помощи техник, отсылающих к традиционным деревенским ремеслам или забавам, они обретают универсальность и естественность даже не только архетипических, свойственных всем культурам постройкам, но неких природных явлений вроде птичьих гнезд или бобровых плотин.


«Большой адронный коллайдер» - произведение, относящееся к новому, придуманному Николаем Полисским проекту. Теперь незамутненное зеркало народного сознания должно отобразить уже не классическое наследие мировой архитектуры, но новейшие достижения науки. Собственно говоря, одно произведение подобного рода у Полисского уже было - это созданный в 2005 году «Байконур»: огромная инсталляция, состоящая из условных подобий ракет и стартовых комплексов, сплетенных, наподобие корзин, из лозы. Впервые показанная во дворе Третьяковской галереи во время Первой московской биеннале современного искусства, эта инсталляция потом была перевезена в Никола-Ленивец, где была сожжена во время ставшего традиционным масленичного фестиваля. Уже тогда наука прочитывалась через призму ритуала и магии. Связующим звеном между космическими ракетами и их плетеными подобиями стало пламя. А выход во внеземное пространство превратился в сожжение, напоминающее погребальные костры, обеспечивающие покойнику переход в другой мир.

Вселенский Разум

Сенная Башня

Границы Империи

Дровник

Лихоборские ворота

Жар-Птица

Бобур

Полисский Николай Владимирович(«Дядя Коля») - отец-основатель российского ленд-арта, который, по его словам, «вышел из снеговиков на склоне». Родился в 1957 году, закончил Мухинское училище, стал единственным москвичом в составе ленинградской арт-группы «Митьки» и до 2000 года преспокойно занимался традиционной пейзажной живописью. Но в начале нового тысячелетия и произошло то самое событие - зарождение русского ленд-арта на склоне холма у деревни Никола-Ленивец Калужской области.

Снеговики

А началось всё со снеговиков. Первый крупный проект Полисского с привлечением целой армии местных крестьян раскрыл потенциал простого русского ландшафта. Заброшенное никому не нужное пространство преобразилось - теперь множество снеговиков поднималось по прежде пустующему склону, знаменуя открытие новой эпохи российского монументального искусства. Деревенские жители радовались, с удовольствием катали снежки, а столичные снобы заявляли: снеговики - лебединая песня Полисского. Но вышло ровно наоборот.

Сено-солома

Вскоре созрела авторская концепция - переосмысление исторических архитектурных форм и изготовление их в собственной деревне из подручных материалов.
А сена в деревне достаточно. Но сделать из него по определению можно лишь стог. Но какой стог! Настоящая Технология укладки сена подсказала строителям, что оформить его можно в форме пандуса-зиккурата. В строительстве башни была занята вся деревня - первыми подтянулись местные алкаши с косами, затем все остальные. Это положило начало новой авторской тенденции -- строительству архаичных форм из не менее архаичных материалов. Над башней смеялись в России - но её заметили за рубежом, и понеслось - Полисский и его помощники из деревни стали активными участниками международных выставок современного искусства. Крестьяне российской глубинки впервые побывали за границей.

Признание

Начиная с 2002 года, арт-объекты Полисского начали расползаться по Земле. В каждом городе или стране художник прежде всего стремился узнать, какие материалы типичны для данной местности. Так что его объекты становились чем-то новым, и в то же время привычным в любой точке мира, органично вписываясь в городской или природный пейзаж. Так, в винодельческом регионе Франции им была поставлена массивная колонна из виноградной лозы, ворота из сплавного леса - в Перми, некое подобие кубического вороньего гнезда из веток ивняка - в промзоне Москвы.

Двуглавые

В программу, включающую в себя использование архаических форм, как нельзя лучше вписались тотемные столбы объекта «Границы империи», инсталлированного всё там же, в деревне Никола-Ленивец. Довольно иронично выглядят двуглавые птицы, рассевшиеся по обветшалым брёвнам - скорее стервятники, чем орлы. Часть этого объекта вошла в постоянную экспозицию музея Эрарта в Санкт-Петербурге.

К гербовому символу художник обратился ещё раз - проект «Жар-птица» был показан там же на масленицу в 2008 году.

Архстояние

В 2006 году Николай Полисский стал основателем фестиваля «Архстояние», проводящегося дважды в год на берегу Учредители фестиваля утверждают, что место проведения фестиваля совпадает с местом исторического Стояния на реке Угре, отсюда и название. А элемент «арх» можно интерпретировать по-разному: как «архитектура», «архетип», «архаика». Всем этим толкованиям найдётся место на фестивале. Большинство объектов фестиваля интерактивны - в них можно забраться, покататься, даже попрыгать. Среди местных достопримечательностей есть самый большой в Европе батут длиной в 50 метров. С недавних пор открыта ещё одна часть проекта - детское Архстояние, где работают образовательные и игровые станции. Ленд-арт стал набирать популярность в России именно благодаря этому фестивалю. Ежегодно наряду с другими авторами в Архстоянии принимает участие сам Николай Полисский. Работы художника привлекают всеобщее внимание участников и посетителей фестиваля.

Парк Никола-Ленивец

Там же, в парке, возникшем в результате проведения фестивалей вокруг Николы-Ленивца, стоит ещё несколько сооружений Полисского. «Вселенский разум», сборище гигантских колонн из дерева и металла, ведущее к деревянному мегамозгу, стилизован под древнюю храмовую архитектуру. «Сельпо», возникшее на руинах заброшенного магазина, также выглядит как храм неизвестной религии. При застройке Полисский, художник, старается мыслить как архитектор и градостроитель. Здесь есть свои маленькие подобия не то Эйфелевой, не то Останкинской телебашни («Медиабашня»), центра Жоржа Помпиду («Бобур»), маяка на берегу реки, на месте первых снеговиков и башни из сена. Художник превращает развалины и пустыри в масштабные произведения искусства. Его объекты не живут долго - эстетика разрушения так же важна для автора, как и энергия созидания. А некоторые произведения и вовсе созданы для того, чтобы сгореть в праздничном огне.

Новое искусство

Ленд-арт как направление в искусстве возник сравнительно недавно, но многие эксперты предсказывают ему большое будущее. Это не просто форма скульптуры или архитектуры, это искусство среды обитания, цель которого - изменить мировоззрение современного городского человека. Николай Полисский с успехом справляется с этой задачей, и армия неравнодушных каждый год съезжается в его деревню. Художник зачастую работает сериями или создаёт интерпретации старых работ (особенно часто повторяются в его творчестве снеговики, башни, ворота) и разбрасывает их по миру, благодаря чему всё больше людей узнаёт о нём и проникается духом его творчества. Полисский - не просто один из самых знаменитых художников России, но и один из известнейших мировых создателей ленд-арта.

– российский современный художник, живописец и скульптор. Сегодня считается самым известным представителем жанра лэнд-арт. Родился Николай Владимирович Полисский 5 января 1957 года в Москве. В 1982 году Полисский окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, отделение керамики. Художник долгое время, вплоть до 1989 года работал в творческой группе «Митьки», с которой выставлялся в различных странах мира. В 1989 году находит свой рай на земле на берегах реки Угра. Здесь на холмистых склонах и речных изгибах Никола-Ленивца, впитывая величие и божественность русской природы, он вдохновляется на создание рукотворного сюрреалистического мира.

Этот дивный новый мир зарождается в гениальном сознании художника. Он гармонично вплетается в ветви вековых деревьев и прорастает в живую русскую землю. Арт-объекты Полисского, наглядный пример того, как неразрывно человеческое вдохновенное творение от творения божественного. Преломляясь в человеческом сознании божественные посылы приобретают более понятный живой образ, неразрывно связанный живой жизнью. И если верно определение, что руками скульптора творит Господь, то Николай Владимирович ярчайшее тому подтверждение. Исполинские арт-объекты вырастают из живой земной плоти и в нее уходят.

Первые арт-объекты Полисского – сонм снеговиков и снежный акведук, воплощение архитектурного зиккурата из сена, а пирамиды – из дров – остались запечатленными только в памяти и на фото. Своим пребыванием на земле эти творения замкнули жизненный круговорот природы. Акведук и армия снеговиков – растаяли и ушли в землю. Из земли по весну выросла трава и стала сеном для следующего творения, которое в нужное время пошло на корм домашним животным.

Работы Полисского внешне можно сопоставить с произведениями зодчих разных времен и разных стран. Работа «Снеговики» отдаленно напоминает китайское терракотовое войско, «Сенная башня» – башню Вавилонскую, «Дровник» – пирамиды Хеопса, «Колонна из виноградного дерева» – Пизанскую башню, «Лихоборские ворота» – триумфальную арку, работа «Вселенский разум» – Тадж-Махал, а работа «Бобур» – визуально отсылает нас к оформлению здания искусств Жоржа Помпиду. И это не просто совпадение или попытка художника воспроизвести творения мировой архитектуры. На подсознательном уровне – это та неразрывная ментальная, божественная, если хотите, связь, которая повторениями откликается парафразами на уже знакомые темы.

Николай Полисский не вступает в конфликт ни с природой, ни с материалом, ни, даже, с укладом быта и жизни самой деревни. Социум для Полисского является составляющим элементом работы. Творчество, как попытка вдохнуть новую жизнь в умирающую деревню привел к тому, что жизнь людей обогатилась новым смыслом и уже сама жизнь стала актом искусства.

http://vimeo.com/75541338

Николай Полисский. Лэнд-арт











Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса