Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

"Мыслитель" Родена: фото и описание. «Мыслитель»: малоизвестные факты создания знаменитой скульптуры Огюста Родена

Вся жизнь Огюста Родена это борьба за право жить и творить в своем стиле, разрушая каноны. Долгие годы он был непризнанным гением, вынужденным зарабатывать кусок хлеба, делая безвкусные декоративные статуэтки для богатых особняков. Его первая серьезная работа «Человек со сломанным носом» с треском провалилась, зато сейчас его скульптуры хранятся в лучших музеях мира.

«Мыслитель»

Это самая известная скульптура мастера. Здесь, как и в многих работах Родена, сказались его увлечение Данте и «Божественной комедией», а также традициями Микеланджело. Над «Мыслителем» Роден трудился два года – с 1880 по 1882-й. Оригинал скульптуры экспонируется в музее Родена в Париже . По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада».

Со временем замысел Родена усложнился, образ Данте сменился универсальным образом творца. Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов. Позировал Родену один из его любимых натурщиков, француз Жан Бо, с которого он делал многие свои скульптуры. Молодой человек занимался боксом, участвовал в боях в квартале красных фонарей в Париже. У него было идеальное тело и сильная мускулатура. Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене . В 1902 году была отлита в бронзе увеличенная до 181 см скульптура, которую в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне. В 1906 году бронзовый «Мыслитель» был установлен в Пантеоне. При этом Роден, выступавший на открытии, заявил, что «Мыслитель» является памятником французским рабочим. В 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон . Кстати, существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне, пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены у ворот филадельфийского музея Родена и у ворот Колумбийского университета.

«Бронзовый век»

В 1876 году Роден предпринимает путешествие в Италию , где посетил Геную , Флоренцию , Рим , Неаполь и Венецию . Он хотел познакомиться с искусством Возрождения, с великими скульпторами прошлого - Микеланджело и Донателло. Это путешествие заронило любовь к готической архитектуре, сохранявшуюся у Родена всю жизнь. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Для неё он использовал непрофессионального натурщика - бельгийского солдата, который произвёл впечатление на скульптора своей развитой мускулатурой.


Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело. Сначала это была гипсовая скульптура «Побеждённый» с копьём в левой руке, как памятник мужеству французских солдат. Но потом Роден изменил «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Однако мастерство Родена в изображении обнажённой натуры вызвало обвинения в том, что он выдал за скульптуру слепок с тела натурщика. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз.

«Граждане Кале»

Эту свою работу Роден посвятил известному эпизоду Столетней войны. В 1346 году Эдуард III подступил к ключевой французской крепости Кале , осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. Но королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего не рождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.


Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале давно. За работу взялся Роден. Над группой из шести фигур он трудился с 1884 по 1888 годы. Заказчики посчитали работу спорной, они ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. До Родена памятники с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста). Однако в 1889 году его встретили всеобщим восхищением. Причем городские власти все же установили постамент, волю скульптора, чтобы фигуры были примерно одного роста с людьми, исполнили только после его смерти.

«Поцелуй»

Эта мраморная скульптура, созданная и представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Так же как и «Мыслитель» изображённая обнимающаяся пара должна была стать частью рельефной группы, украшающей «Врата Ада». Позднее ее оттуда убрали и заменили другой парой любовников. Роден называл ее «Франческа да Римини », в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века. Она полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло.

За чтением истории Ланселота и Гвиневры их обнаружил и убил супруг. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Переименование скульптуры в более отвлечённое – Поцелуй, сделали критики, увидевшие её в 1887 году. При этом в своих женских персонажах Роден отдаёт дань уважения женщинам, они у него не просто находятся во власти мужчин, но и равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго . Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант «Поцелуя» для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 году на Парижском салоне. Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 году статуя переехала в Музей в Люксембургском саду, а в 1918 году была размещена в Музее Родена, где пребывает и поныне.

Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь в этом обзоре.


Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена . По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.

«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора.

«Врата Ада» - величайшее произведение Родена, воплотившееся в материале уже после смерти своего создателя. Роден работал над ним полжизни (целых 37 лет), и многие известные скульптуры мастера изначально являлись частью грандиозной композиции «Врат».

Огюст Роден. "Врата Ада", 1880-1917

Мы видим здесь знаменитого «Мыслителя», но мало кто знает, что это портрет Данте, чуть позже трансформировавшийся в собирательный образ поэта, философа и творца, существующего вне времени и над временем.

Или «Поцелуй» - изображение персонажей «Божественной комедии», в которой Роден черпал вдохновение, работая над «Вратами».



Врата Ада. Фрагмент. Мыслитель

Влияние Данте во «Вратах» несомненно, как и несомненно влияние «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Бодлера, а также готической архитектуры.

А началось все с того, что в 1880 году Роден получил заказ (причем от государства) на создание скульптурного портала (двери) для украшения здания нового музея в Париже. Музея декоративного искусства планировали открыть в 1885 году, но Роден не уложился в сроки. Впрочем, музей так и не создали, но мастер продолжал работать над «Вратами». Их отлили в бронзе уже после смерти скульптора в 1921 году.

Семиметровые «Врата» вмещают 186 фигур, изначально их должны были обрамлять статуи первых грешников - Адама и Евы, но чуть позже Роден отказался от этой идеи. Впрочем, фигура Адама стала основой для композиции, которая венчает портал - «Трех теней». А под ней - бездонная пропасть, поглощающая души грешников…












Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.

Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.

Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.

«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.


После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.
Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему.

«Уголино» (1882), Роден


"Уголино и его сыновья» мраморная скульптура Жана-Батиста Карпо , в Метрополитен-музее .

Граф Уголино делла Герардеска, граф Доноратико (итал. Ugolino della Gherardesca; ок. 1220 — март 1289) — свергнутый правитель Пизы, глава гвельфской партии города. Выведен в «Божественной комедии» Данте («Ад» 32:124-33:90), где рассказывается о его смерти вместе с сыновьями от голода.

Хрупкая и беззащитная фигура «Евы» предназначалась для ансамбля «Врата Ада». По замыслу автора она должна была вместе с фигурой «Адама» фланкировать двери врат. Родену удалось с поразительным мастерством предать стыдливое смятение и отчаяние охватившее его героиню.

Скульптура "Ева". Бронза, Франция, 1998 год.

Автор - французский скульптор Огюст Роден (1840-1917).

Высота 68,7 см.

На скульптуре имеются клейма: уникальный порядковый номер с указанием общего количества выпущенных экземпляров, подпись автора, клеймо фабрики, дата отливки, знак "Reproduction".

Представленная скульптура была отлита по гипсовому слепку в 1998 году

При жизни Огюст Роден не отливал скульптуры из бронзы, все они были отлиты после его смерти. Скульптор реализовывал только слепки.

На сегодняшний день слепки принадлежат известнейшему исследователю творчества Огюста Родена господину Гольденбергу.

Издание данного тиража работ мастера уникально и охраняется Европейским законодательством.

Статуя Родена


Имя великого французского скульптора Огюста Родена (1840-1917) впервые получило известность в 1877 году, когда он послал на выставку статую «Бронзовый век». Произведение Родена вызвало негодование членов жюри; мастер был обвинен в подлоге - он якобы представил муляж, слепок, а не собственное, творчески созданное произведение. С помощью друзей, наблюдавших его работу, Родену удалось доказать свою правоту.

Особенности творчества О. Родена

Почему же творчество молодого скульптора Родена вызвало такое недоброжелательное отношение? Все дело в том, что образ, созданный им, и сами приемы обработки скульптуры резко отличались от всех привычных, традиционных норм и правил.

Современники Родена, как правило, обращались к аллегорическим и мифологическим образам. Античное представление о гармонии и красоте давно уже утратило для них свою жизненную выразительность, превратившись лишь в определенные каноны.

Скульптура, которую одобряла Академия, не обладала выразительностью и богатством пластики, разнообразием форм. Ей были свойственны черты отвлеченности, сухости и холодности, внутренней неподвижности. Преобладал тип парадного портрета, внешне эффектного, но лишенного истинной глубины в раскрытии характера человека.

Полная внутреннего трепета, мучительных переживаний, решенная в необычной пластической манере - с глубокими тенями и световыми пятнами, создающими впечатление движения, - статуя Родена была вызовом всему академическому искусству.

Название «Бронзовый век» достаточно условно (и пришло к статуе позднее); оно говорит не столько об образе (Роден, бесспорно, изобразил современника, а не человека первобытной эпохи), сколько о теме - художник хотел показать пробуждающееся человечество.

Скульптура Родена «Мыслитель»

В течение своей долгой творческой деятельности Роден создал огромное количество произведений в самых разных жанрах - от монументальных памятников до портрета, но некоторые темы сопровождали художника всю жизнь. К их числу относится грандиозный замысел «Врат ада», навеянный «Божественной комедией» Данте. С 1880 года до конца дней работал над ними мастер, но так и не смог завершить этот сложнейший комплекс, включавший статуи и рельефы.

Одна из скульптур, входивших в этот ансамбль, получила право на самостоятельное существование и стала одной из самых важных в творчестве Родена - это «Мыслитель».

Гигант с руками рабочего, как бы вобравший в себя всю сложность и тягость раздумий современного человечества, напоминает образы, созданные великим скульптором эпохи Возрождения Микеланджело. (Позднее, в своем обращении к молодым ваятелям Роден писал: «Преклонитесь перед Фидием и Микеланджело».)

Продолжая и разрабатывая пластические приемы, найденные в «Бронзовом веке», Роден и в «Мыслителе» подчеркивает резкие провалы глаз, напряженные мускулы ног и спины, нервно сведенные пальцы. Сейчас эта статуя находится в Музее Родена, а раньше она стояла на площади перед Пантеоном в Париже.

Портрет Виктора Гюго

Родена всегда интересовал характер, настроение и переживания человека, в каком бы виде и жанре скульптуры он ни работал. Поэтому таких поразительных результатов он достиг в портретах. Среди них наиболее известны портреты скульптора Далу, критика Рошфора, художника П. Пювие де Шаванка, писателя Виктора Гюго.

Вглядитесь в лицо французского писателя - и перед вами в мраморе будто оживает напряженная работа мысли. Роден не боится резко углубить складки на лбу и щеках, сдвинуть брови, передать неровную поверхность лица. Именно эти приемы и заставляют «оживать» лица портретируемых Роденом. Но не всегда изображенные им люди были в состоянии оценить созданное скульптором, их смущала смелая лепка формы, контрасты светотени, углубления и неровности на лице. Так, одна из самых блестящих работ - портрет Рошфора - очень долго лежала у его владельца на чердаке. Только несколько лет спустя, когда Роден стал широко известным мастером, этот портрет получил заслуженную оценку.

Но работа над портретами не стала основной для Родена. Его влекли значительные драматические темы и большое монументальное искусство.

Огюст Роден: скульптура «Граждане города Кале»

В 1885 году была создана группа «Граждане города Кале» - величайшее творческое достижение не только Родена, но и всего французского искусства той эпохи. Никто из современников Родена ни в живописи, ни в скульптуре не смог выразить героизм и мужество человека с такой силой.

Тема «Граждан города Кале» навеяна прошлым Франции. В период Столетней войны англичане осадили Кале. Английский король обещал пощадить город, если шесть его самых знатных граждан согласятся добровольно принять смерть. Нашлись шестеро, которые приняли условия короля, но иногда их привели в лагерь англичан, королева Англии умолила сохранить им жизнь.

Так гласит древняя хроника, с которой познакомился Роден. Скульптору была заказана лишь одна статуя, а он создал группу из шести фигур. Одетые в рубище, босые, с веревками на шее, эти люди, преодолевая внутренние сомнения и колебания, движутся к месту казни. У каждого из них свой характер и свое особое состояние в последние минуты жизни. И выражено это не только мимикой лица, но и позой и жестом. Кажется, что тяжелые одежды мешают движению, затрудняют путь, усиливая драматизм и напряженность.

Центральный образ - человек с ключом (ключи - символ свободы города), Жан д’Эр - выражает особенно глубокие и горестные переживания. На фоне резких вертикальных складок выделяются огромные кисти рук, а лицо подчеркнуто завернутым вокруг шеи краем одежды. На лице с глубоко ушедшими провалами глаз и плотно сжатыми губами - одновременно и страдание, и стойкость, и необычайная сила духа. Роден хотел, чтобы его монумент стоял прямо на земле, будто шестеро героев только что вышли из ратуши. Проходящий мимо человек как бы сам соприкасался с шествием, приобщался к героизму себе подобных: ведь герои Родена - простые, обыкновенные люди, а не отвлеченные идеальные персонажи.

Памятник Бальзаку

Спустя десятилетие после создания «Граждан города Кале» Роден закончил свой последний большой монумент - памятник Бальзаку. Получивший к тому времени известность мастер Роден пережил подлинную трагедию: заказчики отвергли статую, в печати появились оскорбительные отзывы.

Среди выступавших против Родена был и его друг критик Рошфор. Такое отношение к статуе было тем более тяжелым для Родена, что он считал ее итогом всех своих творческих поисков. Замысел Родена был сложен и необычен - создать не просто портрет Бальзака, а выразить в облике всю мощь его творческого гения. Не все удалось скульптору, но его статуя заслуживала глубокого и всестороннего анализа. И хотя у Родена нашлись защитники и приверженцы, горечь пережитого осталась у него на всю жизнь.

Теперь «Бальзак» Родена установлен в Париже на бульваре Распай. Скульптура одновременно служит памятником и великому писателю и великому скульптору Франции.

Роден сумел в своем творчестве передать глубину и значительность человеческих переживаний, сложность чувств. Он писал в своем завещании молодым творцам: «Самое главное для художника - быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком и только потом - художником».

Из старого советского журнала

Часто говорят о том, что импрессионизм не только в живопись вдохнул новую жизнь, но и в скульптуру. Огюст Роден (годы жизни - 1840-1917) - первый со времен Бернини гениальный скульптор, который преображал этот вид искусства тогда, когда Моне и Мане преобразовывали живопись. В своем творчестве, однако, он не шел по стопам этих художников. Да и конечно, нельзя было без помощи красок, в объемном изображении добиться такого же впечатления, которое производят "Река" и "Флейтист". Фото Огюста Родена представлено ниже.

"Мыслитель" в истории скульптуры

Ни на одну из ранее созданных пластических форм не похожа статуя "Мыслитель" Родена. В истории скульптуры часто изображался человек, который находится в мыслительном процессе. Например, в эпоху Возрождения практически каждая скульптурная группа несет печать духовного терзания, а следовательно, и мыслей персонажа в мгновение, остановленное автором. Однако чем-то совершенно новым является фигура "Мыслитель". Роден смог передать лишь с помощью позы состояние своего героя.

Загадочность образа "Мыслителя"

Любопытно, что моделью для него послужил (как и для многих других работ этого скульптора) Жан Бо - француз, мускулистый боксер, который выступал в основном в Париже. Именно он и в этот раз Родену позировал.

"Мыслитель" - весьма неоднозначный образ. Многие годы не утихают споры о том, что заставило роденовского героя так глубоко задуматься. Своей загадочностью "Мыслитель" похож на созданную да Винчи Мону Лизу. Как ее улыбка таит что-то сокровенное в себе, так и поза фигуры не дает нам понять, о чем думает этот человек. Отнюдь не прямолинеен в этом Роден. "Мыслитель", фото которого представлено ниже, - произведение, не только изображающее размышление, но и вот уже более века заставляющее задуматься о смысле этой работы многих ценителей искусства.

Трудно представить сегодня более полное воплощение мучительной и пытливой человеческой мысли, чем интересующий нас образ. Можно дать следующее его описание.

Роден, "Мыслитель": описание скульптуры

Подперев рукой подбородок, сидит обнаженный титан. Невеселы его раздумья, они сделали его лицо печальным, а мощную спину согнули. Из-под нависшей на лицо шапки волос падают глубокие тени. Резкие морщины залегли на переносице, а рот, слегка смещенный из-за движения руки, придает лицу асимметричность. Если справа посмотреть на эту статую, кажется, что, задумавшись, человек закусил руку зубами. Однако не только лишь голова - все тело этого титана как будто мыслит, пытается найти выход из клубка противоречий. Движение ноги и согнутых рук справа, резкая линия носа и лба, наклон спины делают эту фигуру предельно напряженной, пружинистой. Впечатление с другой стороны меняется. Безвольно на колено опустилась левая рука. Его не обхватывают пальцы, а лишь повисают в воздухе.

Максимум внимания уделяло рукам подавляющее большинство различных мастеров пластики. Руки и - основы, передававшие характер изображенных персонажей. Такова была традиция. Если предшественники Огюста находили рукам, как правило, какое-то занятие (они что-либо держали, сжимали или выражали движение, например указывая на что-то), то Роден не следует опыту других скульпторов. И именно в подобном бездействии кроется переданная автором.

О чем думает "Мыслитель", по мнению Андрея Суздальцева

О чем же думает "Мыслитель"? Роден, как утверждает Андрей Суздальцев в опубликованной в журнале "Решение" статье, хотел передать следующее. Согнутый, как пружина, голый человек организован пластически вокруг головы - основного центра. Все важнейшее, что с ним происходит, происходит именно в ней. Возникает ощущение течения мысли, напряжения, переданного в мозг всей пружиной этого согнутого тела. Здесь мы имеем дело с системой, замкнутой на себя. Не нуждается ни в ком этот мыслящий человек. Он самодостаточен принципиально. Мыслитель взведен, как курок, заведен, как часы. Это герой мысли, герой-одиночка. Он едва ли думает о том, как помочь прачке с Монмартра или нищему с Мыслитель размышляет о судьбах мира. Думает он о себе, о вечности, о жизни и смерти.

Одни могут согласиться с Андреем Суздальцевым, другие же выдвинут собственные версии, в которых ответы будут принципиально отличаться от вышеизложенного мнения. Вот уже более ста лет не оставляет человечество равнодушным творение Родена. Ниже представлено еще одно фото этого знаменитого скульптора.

"Мыслитель" и зародыш в утробе

Андрей Суздальцев заметил одну интересную вещь. Поза мыслящего человека, несмотря на его величие, на героизм мыслительного акта, на массивность мышц, нечетким намеком, предательски, неуловимо смещается и дрейфует к позе зародыша в утробе. Как великий художник и мыслитель Роден не смог не проговориться насчет пути познания, центром и средством которого служит интеллект. Перед нами предстает не герой духа, а лишь формирующийся маленький человечек на пути к истинному становлению. Это младенец, зародыш. Здесь же можно отметить, что сама идея скульптуры говорит о том, что в стадии зародыша находится мысль этой фигуры.

Замечания С.А. Мусского

Об интересующем нас произведении немало сказано также в научной работе под названием "100 великих скульпторов" (автор - С.А. Мусский). Искусствовед пишет, что Роден не старался уловить в статуе обманчивые оптические эффекты. Он только стремился передать процесс "вырастания" - чудо оживления под руками художника мертвого материала. Настаивая на незавершенности, любимой Роденом, он спасал от механического копирования действительности свою скульптуру.

Образ этот был создан для "Врат ада". Поэтому расскажем немного об этой работе Огюста Родена.

История создания "Врат ада"

Во Франции в 1880 году решено было построить музей декоративных искусств. Огюсту Родену заказали монументальные бронзовые двери для него. Темой изображенных на дверях барельефов должна была стать "Божественная комедия", созданная Данте.

Роден, создавая "Врата ада", лишь в 1925 году отлитые из бронзы, не только переосмыслил в своей работе образы Данте, но и несколько видоизменил библейские, мифологические сюжеты, а также и произведения Шарля Бодлера, своего любимого поэта. Этот скульптор сделал в 1888 году чернилами и пером иллюстрации к сборнику, в которых передал с особой силой борьбу между духовным и чувственным началом. изображенные на "Вратах ада", ближе Бодлеру, а не Данте. Они выплывали из рамы, изгибались, стеная от боли и страсти, накладывались одна на другую. В 1887 году сам Огюст Роден говорил о том, что не следует искать здесь методичного или упорядоченного сюжета, моральных оснований или связанности изображения. Он следовал воображению, чувству композиции и движения.

Композиция "Врат ада"

"Врата ада" - это, пожалуй, величайшее произведение этого скульптора, уже после смерти создателя воплотившееся в материале. Целых 37 лет работал над ним Огюст Роден. "Мыслитель", как мы уже упоминали, является частью этой композиции.

Изначально многие известные скульптуры создавались как часть этого масштабного творения. 186 фигур вмещают семиметровые "Врата". Их должны были изначально обрамлять статуи Адама и Евы, первых грешников, однако Роден чуть позже от этой идеи отказался. Фигура Адама, впрочем, стала венчающей портал "Трех теней". Под ней находится бездонная пропасть, которая поглощает души многочисленных грешников.

Многие выполненные для "Врат ада" фигуры стали впоследствии самостоятельными произведениями. Статуя "Мыслитель" Родена была одной из них. В этой скульптуре запечатлен образ Данте, хотя внешнего сходства между статуей и создателем "Божественной комедии" нет.

Другие мнения о том, кто такой "Мыслитель"

Кто же все-таки "Мыслитель"? Отчасти это Прометей. Но в нем также можно найти пленника плотских страстей, обуревающих этого человека. Мудро воздержался Роден от того, чтобы чьим-то именем назвать скульптуру. Все равно статуя не могла бы соответствовать сходству, намеченному заранее. Форма и содержание в этом новаторском изображении слиты воедино. Подобно обнаженным фигурам Микеланджело, "Мыслитель" далек от того, чтобы быть подделкой под раздетых натурщиков. Как и эти фигуры, он олицетворяет собой запечатленное в покое действие.

Однако Огюст Роден являлся по природе своей лепщиком и работал он, в отличие от Микеланджело, не с камнем. Для отливки в бронзе создавалась каждая из его лучших работ. Всю мощь их можно оценить, рассматривая сделанные с глиняных оригиналов Родена гипсовые слепки.

В городке Медоне, расположенном во Франции, находится могила Огюста Родена. Похоронен интересующий нас скульптор в саду, и над прахом его печально и торжественно возвышается увековечившая его память фигура. Это, конечно же, одно из самых известных произведений, которое создал Роден, - "Мыслитель". Фото могилы с этой статуей представлено ниже.

Особенности творческого процесса у Родена

Роден создавал все свои произведения на основе внимательного изучения натуры. Опасаясь преднамеренности, искусственности, фальши, он ограничился лишь словесным определением для натурщика позы. Это касается и статуи "Мыслитель" Родена. Позировал Жан Бо свободно, естественно. Огюст, как это всегда бывало в его работе, специально не поправлял положение тела. Он любил наблюдать человеческие фигуры в естественном движении, смотря на натурщиков, которые были в мастерской, но не имели задания позировать. Сегодня сложно представить более полное воплощение мучительной и пытливой человеческой мысли, чем скульптура "Мыслитель". Образ этот весьма популярен. Часто используется как карикатура "Мыслитель" Родена. Это говорит о том, что фигура эта настолько известна, что узнаваема всеми.

Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь в этом обзоре.


Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада».

Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.

«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора.

Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.

Огюст Роден - великий французский скульптор.

Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.

«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг).

Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.

«Три тени» Огюста Родена.

«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.

«Мыслитель» - статуя, установленная в музее Родена в Париже.

После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему. Так итальянский мастер создает оригинальные фигуры из металлической сетки. Обычную проволоку он превращает в динамичные трехмерные скульптуры.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса