Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Муслим Магомаев – биография, фото, песни, личная жизнь певца. Муслим Магомаев. История о первом браке и любимой дочери Муслим магомаев личная жизнь семья дети

Муслим Магометович (Магомет оглы) Магомаев (азерб. Müslüm Məhəmməd oğlu Maqomayev). Родился 17 августа 1942 года в Баку - умер 25 октября 2008 года в Москве. Советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор. Народный артист СССР (1973).

Отец - Магомет Магомаев, художник, сыном знаменитого азербайджанского композитора, основоположника азербайджанской классической музыки Муслима Магомаева (его имя теперь носит музыкальная филармония в Баку). Мать отца (Багдагуль-Джамал) была татаркой.

Мать - Айшет Ахмедовна (сценический псевдоним - Кинжалова), драматическая актриса. Ее отец был турком, а мать имела адыгейские и русские корни.

Муслим Магомаев считал себя азербайджанцем. Он говорил: «Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать».

Своего отца Муслим Магомаев почти не помнил - тот погиб на фронте под Берлином, за три дня до окончания войны.

Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру и уехала в Вышний Волочёк, затем - в Мурманск, где работала в мурманском областном драмтеатре и снова вышла замуж. По матери у Муслима брат Юрий и сестра Татьяна.

Муслим рос в семье дяди Джамала Муслимовича Магомаева.

О своем детстве певец рассказывал: "Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу ее ни в чем винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре.

Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями. Это были люди умные и поразительно много читавшие. Порядки у нас в семье соблюдались строгие. Дядя был убежденным коммунистом, честным и неподкупным. В то время, когда мой воспитатель занимал высокие государственные должности, недостойного племянника в школе время от времени просили не носить пионерский галстук. Меня это не расстраивало: галстук казался мне вещью прежде всего неудобной, душил меня и все время норовил влезть концами в чернильницу.

Несмотря на то, что дядя был человеком высокопоставленным, меня не баловали. У меня были игрушки, нормальные условия для учебы и занятий музыкой, но - никаких излишеств. Помню, когда начинал клянчить у тети деньги, она отказывала: "Вот вырастешь, будешь сам зарабатывать, тогда поймешь, как деньги достаются".

Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории (ныне средняя специальная музыкальная школа им. Бюльбюля) по классу фортепиано и композиции.

Талантливого ученика приметил профессор консерватории виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике».

Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Кретинген, которое закончил в 1959 году.

Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против ранних выступлений Муслима из-за риска потерять голос. Однако сам Муслим решил, что его голос уже сформировался и потеря голоса ему не грозит.

В 1961 году Магомаев дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат».

Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.

Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. Чайковского.

В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.

В 1964-1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия).

В 1960-е годы выступает в крупнейших городах Советского Союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник» (среди партнёров - Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.

В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.

В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности, и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек. Планировалось, что Магомаев выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Это выступление стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.

Когда об этом сообщили выступавшему в парижской «Олимпии» Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако Магомаев предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников в СССР.

Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, который расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило Магомаеву выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, Магомаев сдал все экзамены и закончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году. Опала Магомаева закончилась после того, как председатель КГБ СССР лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить выступление Магомаева на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.

Муслим Магомаев - Свадьба

В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) - «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок.

В 1973 году, в возрасте 31 года, Магомаев получает звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР, которое он получил в 1971-м.

С 1975 по 1989 год Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В 1960-е и 1970-е годы популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.

Много гастролировал за рубежом: Франция, Болгария, Восточная Германия, Польша, Финляндия, Канада, Иран и др.

В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Муслим Магомаев - автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Он также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе - американского певца Марио Ланца, написал книгу об этом певце.

Снялся в нескольких кинофильмах.

Муслим Магомаев в фильме "Низами"

В 1997 году в честь Магомаева именем 4980 Magomaev была названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.

В 1998 году Муслим Магомаев принял решение остановить творческую деятельность. Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку со своими поклонниками через свой персональный веб-сайт.

По поводу прекращения выступлений Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда. Много лет тесно дружил с Гейдаром Алиевым, смерть которого в 2003 году тяжело переживал, сильно замкнулся и стал ещё реже петь. Последние годы жизни страдал от болезни сердца, ещё с юности его беспокоили лёгкие, несмотря на это, по свидетельству Тамары Синявской, певец иногда выкуривал по три пачки сигарет в день.

При жизни Гейдара Алиева Магомаев говорил, что благодаря ему (Алиеву) искусство в Азербайджане расцветает. Однако после кончины бывшего президента отношения Магомаева с тогдашним министром культуры Азербайджана Поладом Бюльбюль-оглы (был на этом посту до 2006 года), с которым Магомаев некогда дружил, окончательно испортились. Магомаев стал резко критиковать проводимую министром политику в культурной сфере страны, а в 2005 году в связи с этим отказался от гражданства Азербайджана, получив гражданство России, но несмотря на это по-прежнему считал себя азербайджанцем. В 2007 году Магомаев, напомнив, что Гейдар Алиев назначил ему и его супруге Тамаре Синявской пенсию, большую чем у солистов Большого театра, заявил, что Гейдар Алиев позаботился об особо талантливых людях Азербайджана, и его сын Ильхам Алиев, президент страны, продолжает эту традицию.

Муслим Магомаев входил в руководство Всероссийского Азербайджанского Конгресса.

Одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.

Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца , на руках у своей супруги Тамары Синявской. Прощание с певцом состоялось 28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского.

В тот же день гроб с телом певца был доставлен спецавиарейсом на его родину, в Азербайджан, и 29 октября 2008 года в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку прошли церемонии прощания с певцом. Магомаев был похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и дочь Марина, прилетевшая из США.

22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника - народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала.

25 октября 2009 года был открыт концертный зал «Crocus City Hall» имени Муслима Магомаева на территории Крокус Сити в Красногорске. В октябре 2010 года в Москве прошёл первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева.

6 июля 2011 года в Баку на доме, где проживал певец, установлена мемориальная доска, а одна из школ Баку названа именем Муслима Магомаева.

18 декабря 2014 года в Баку состоялась церемония сдачи в эксплуатацию корабля, носящего имя Муслима Магомаева. В церемонии приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, его супруга Мехрибан Алиева и супруга Муслима Магомаева, Тамара Синявская.

В августе 2017-го к 75-летию певца Первый канал показал .

Муслим Магомаев (документальный фильм)

Рост Муслима Магомаева: 186 сантиметров.

Личная жизнь Муслима Магомаева:

Первая жена - Офелия, армянка, его однокурсница. Поженились в 1960 году. В браке родилась дочь Марина. Но семейная жизнь продолжалась всего год.

"Что тут сказать? Мальчик 18 лет впервые воспылал к женщине... Первая реакция моя - надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Я благодарен тем временам - что наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина - за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу", - говорил впоследствии Магомаев.

Дочь Марина живёт в США, замужем за Александром Козловским, имеет сына Аллена.

У певца было множество романов.

Большой любовью Магомаева в 1960-1970-е годы была музыкальный редактор Всесоюзного радио Людмила Карева (Фиготина). Их совместная жизнь продолжалась 15 лет. По сути они жили в гражданском браке.

Мила Карева (Фиготина)

"Мы жили в Баку в двух комнатах коммуналки, а в Москве в основном по гостиницам, иногда снимали квартиру. Муслим был человеком прекрасным во всех отношениях: фантастический певец, талантливый артист, добрый друг, роскошный любовник, каких больше не было, и гениальный мужчина", - вспоминала Карева.

О регистрации брака они даже не думали. Карева рассказывала: "На гастролях нас отказывались селить в одном номере. Как-то Магомаев на банкете рассказал о своей проблеме министру внутренних дел Щелокову. Тот выдал справку следующего содержания: "Брак между гражданином Магомаевым Муслимом Магомедовичем и Каревой Людмилой Борисовной прошу считать фактическим и разрешить им совместное проживание в гостинице. Министр внутренних дел Щелоков".

Муслим Магомаев и Людмила Карева (Фиготина)

Еще одна любовь певца - юная (в то время) певица Тата Шейхова (впоследствии народная артистка Азербайджана Натаван Шейхова).

Тата Шейхова - любовница Муслима Магомаева

Магомаеву приписывали романы с актрисами Натальей Кустинской и . Также, по слухам, он сватался к , причем, когда она была замужем за Александром Броневицким. Рассказывали, что муж Пьехи из ревности якобы приезжал к ней на гастроли в Париж и искал Магомаева под кроватью. "В принципе, можно было бы "заБРАКоваться" с Эдитой. Но я очень уважал Сашу Броню и знал, что Пьеха - его создание", - говорил сам Магомаев.

Был у него роман с популярной в 1970-е годы певицей Светланой Резановой (исполнительница хита «Я пригласить хочу на танец Вас, и только Вас!»). "Как в него не влюбиться? Как можно устоять перед таким человеком? Красивый, талантливый, щедрый", – . По ее словам, их роману не помешал и тот факт, что она была знакома с гражданской женой артиста Людмилой Каревой (Фиготиной).

Кроме того, Светлана Резанова высказала уверенность, что ребёнок, которого родила Людмила Карева (Фиготина), - это сын Муслима Магомаева. "После того как Мила забеременела, Муслим расстался с ней и отказался признавать сына. Я не хотела вмешиваться в их отношения, но постоянно слышала какие-то истории. Знаю, что ребенок, которого родила Людмила, действительно похож на Муслима. Но тогда этот малыш был ему просто не нужен, он счастливо жил с Тамарой Синявской и не хотел лишних проблем, а Мила очень часто звонила ему домой", - рассказывала Резанова.

Фильмография Муслима Магомаева:

1962 - «Осенний концерт» (фильм-концерт)
1963 - «Голубой огонёк-1963» (фильм-концерт) (исполняет «Песню о любви»)
1963 - «До новых встреч, Муслим!» (музыкальный фильм)
1963 - «Любит - не любит?» (исполняет песню «Гюльнара»)
1964 - «Голубой огонёк-1964» (музыкальный фильм)
1964 - «Когда песня не кончается» - певец (исполняет песню «Наша песня не кончается»)
1965 - «В первый час» (исполняет песни «Будь со мной» и «Солнцем опьяненный»)
1966 - «Сказки русского леса» (исполняет песни «Stasera pago io», а также «Песня птиц» с Л. Мондрус)
1967 - «Я люблю тебя, жизнь!..» (короткометражный) - певец
1968 - «Белый рояль» (исполняет песню «Пусть она светит всем, как волшебная лампа в ночи...»)
1968 - «Улыбнись соседу» (исполняет песни «Лариса», «Любовный треугольник»)
1969 - «Москва в нотах» (исполняет песни «Вдоль по Питерской», «Чёртово колесо»)
1969 - «Похищение» - артист Муслим Магомаев, камео
1970 - «Бушует "Маргарита"» (исполняет песню)
1970 - «Ритмы Апшерона» (фильм-концерт)
1971 - «Концертная программа» (фильм-концерт)
1971 - «Поет Муслим Магомаев» (фильм-концерт)
1971 - «По следам бременских музыкантов» (Трубадур, Атаманша, Сыщик)
1972 - «Руслан и Людмила» (вокал)
1973 - «Невероятные приключения итальянцев в России» (вокал)
1976 - «Мелодия. Песни Александры Пахмутовой» (короткометражный) (исполняет песню «Мелодия»)
1977 - «Композитор Муслим Магомаев» (документальный)
1979 - «Прерванная серенада» - артист
1979 - «Баллада о спорте» (документальный)
1981 - «О спорт, ты - мир!» (вокал)
1981 - «Поющая земля» (документальный)
1982 - «Низами» - Низами
1984 - «Страницы жизни Александры Пахмутовой» (документальный)
1985 - «Битва за Москву» (песня «Передний край», композитор Александра Пахмутова, стихи Николая Добронравова)
1988 - «Игла» (в фильме использована песня «Улыбнись»)
1989 - «Песня сердца» (документальный)
1996 - «Рашид Бейбутов, 20 лет назад» (документальный)
1999 - «Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов» («Королева красоты», 7-я серия)
2000 - «Два товарища» (вокал)
2002 - «Муслим Магомаев»

Музыка Муслима Магомаева к фильмам:

1979 - «Прерванная серенада»
1984 - «Легенда Серебряного озера»
1986 - «Водоворот» («Загородная прогулка»)
1989 - «Диверсия»
1999 - «Как прекрасен этот мир»
2010 - «Стамбульский рейс»

Дискография Муслима Магомаева:

1995 - Благодарю тебя
1996 - Арии из опер, мюзиклов (Неаполитанские песни)
2001 - Любовь - моя песня (Страна грёз)
2002 - Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском
2002 - Муслим Магомаев (Избранное)
2002 - Арии из опер
2002 - Песни Италии
2002 - Концерт в зале Чайковского, 1963 г
2002 - Великие исполнители России XX века (Муслим Магомаев)
2003 - С любовью к женщине
2003 - Спектакли, Мюзиклы, Кинофильмы
2004 - Рапсодия любви
2004 - Муслим Магомаев. Импровизации
2005 - Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты
2006 - Муслим Магомаев. Арии П. И. Чайковского и С. Рахманинова

Песни Муслима Магомаева:

«Азербайджан» (М. Магомаев - Н. Хазри)
«Атомный век» (А. Островский - И. Кашежева)
«Бэлла Чао» (итальянская народная песня - русский текст А. Горохова)
«Берегите друзей» (А. Экимян - Р. Гамзатов)
«Благодарю тебя» ((А. Бабаджанян - Р. Рождественский))
«Будь со мной» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Бухенвальдский набат» (В. Мурадели - А. Соболев)
«Вечер на рейде» (В. Соловьёв-Седой - А. Чуркин)
«Вечерний эскиз» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Верни мне музыку» (А. Бабаджанян - А. Вознесенский)
«Возвращение романса» (О. Фельцман - И. Кохановский)
«Восковая кукла» (С. Генсбур - русский текст Л. Дербенёва)
«В путь» («Э-ге-гей-хали-гали»)
«Время» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Герои спорта» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Голос Земли» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Голубая тайга» (А. Бабаджанян - Г. Регистан)
«Давным-давно» (Т. Хренников - А. Гладков)
«Далеко-далеко» (Г. Носов - А. Чуркин)
«Двенадцать месяцев надежды» (С. Алиев - И. Резник)
«Девушку чайкой зовут» (А. Долуханян - М. Лисянский)
«Долалай» (П. Бюль-Бюль оглы - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Донбасский вальс» (А. Холминов - И. Кобзев) (в дуэте с Э. Андреевой)
«Есть глаза у цветов» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Н. Гребнева)
«Загадай желание» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Звезда искусственного льда» (А. Ойт - Н. Добронравов)
«Звезда рыбака» (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов)
«Зимняя любовь» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Кони-звери» (М. Блантер - И. Сельвинский)
«Королева красоты» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Королева» (Г. Подэльский - С. Есенин)
«Кто отзовётся» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Лунная серенада» (А. Зацепин - О. Гаджикасимов)
«Лучший город земли» (А. Бабаджанян - Л. Дербенёв)
«Любви негромкие слова» (В. Шаинский - Б. Дубровин)
«Любимая женщина» (И. Крутой - Л. Фадеев)
«Любимый город» (Н. Богословский - Е. Долматовский)
«Малая земля» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Маритана» (Г. Свиридов - Е. Аскинази)
«Марш нефтяников Каспия» (К. Караев - М. Светлов)
«Маскарад» (М. Магомаев - И. Шаферан)
«Мелодия» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Мир дому твоему» (О. Фельцман - И. Кохановский)
«Мне тебя не понять» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Мой дом» (Ю. Якушев - А. Ольгин)
«Мы для песни рождены» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Нам не жить друг без друга» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Надежда» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Начало начал» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Наша судьба» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Не спеши» (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко)
«Нет, так не бывает» (А. Островский - И. Кашежева)
«Нет худа без добра» (Ю. Якушев - А. Домоховский)
«Новый день» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Ноктюрн» (А.Бабаджанян - Р.Рождественский)
«Огонь» (О. Фельцман - Н. Олев)
«Огромное небо» (О. Фельцман - Р. Рождественский)
«Однозвучно гремит колокольчик» (А. Гурилёв - И. Макаров) - дуэт с Тамарой Синявской
«От села до села» (А. Быканов - А. Горохов)
«Падает снег» (С. Адамо - Л. Дербенёв)
«Передний край» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Песенка Гениального сыщика» (Г. Гладков - Ю. Энтин)
«Песенка Лепелетье» (Т. Хренников - А. Гладков)
«Песенка Паганеля» (И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
«Песне моей поверь» (П. Бюль-Бюль оглы - М. Щербаченко)
«Песня о дружбе» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«Песня прощения» (А. Попп - Р. Рождественский)
«Подмосковные вечера» (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский)
«Позднее счастье» (Ю. Якушев - А. Домоховский)
«Позови меня» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Пой, гитара» («От зари до зари, от темна до темна» из к/ф «Песни моря»)
«Пойми меня» (Н. Богословский - И. Кохановский)
«Пока я помню, я живу» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Потому, что ты любишь меня» (П. Бюль-Бюль оглы - Н. Добронравов)
«Прекрасная, как молодость, страна» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) - дуэт с Тамарой Синявской
«Приснившаяся песенка» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Прощай, Баку!» (М. Магомаев - С. Есенин)
«Прощай любовь» (А. Мажуков - О. Шахмалов)
«Разве тот мужчина» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Раздумье» (П. Бюль-Бюль оглы - Н. Хазри)
«Романс Лапина» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«С любовью к женщине» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Свадьба» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Сердце на снегу» (А. Бабаджанян - А. Дмоховский)
«Серенада Дон Кихота» (Д. Кабалевский - С. Богомазов)
«Серенада Трубадура» ("Луч солнца золотого...") (Г. Гладков - Ю. Энтин)
«Синяя вечность» (М. Магомаев - Г. Козловский)
«Скажи глазам твоим» (П. Бюль-Бюль оглы - Р. Рза, пер. М. Павловой)
«Слушай, сердце» (А. Островский - И. Шаферан)
«Солнцем опьянёный» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Стадион моей мечты» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Сумерки зелёные» (А. Мажуков - Е. Митасов)
«Сыновья Революции» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Торжественная песня» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Ты ко мне не вернёшься» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Улыбнись» (А. Бабаджанян - А. Вердян)
«Цветные сны» (В. Шаинский - М. Танич)
«Чёртово колесо» (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко)
«Что взгрустнулось тебе» (М. Блантер - И. Сельвинский)
«Что так сердце растревожено» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«Шаланды, полные кефали» (Н. Богословский - Н. Агатов)
«Широка страна моя родная» (И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
«Шло письмо» (В. Шаинский - С. Островой)
«Элегия» (М. Магомаев - Н. Добронравов)
«Я о Родине пою» (С. Туликов - Н. Доризо)
«Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» (А. Островский)

Роли Муслима Магомаева в оперных театрах СССР:

«Свадьба Фигаро» В. Моцарта
«Волшебная флейта» В. Моцарта
«Риголетто» Дж. Верди
«Севильский цирюльник» Дж. Россини
«Отелло» Дж. Верди
«Тоска» Дж. Пуччини
«Паяцы» Р. Леонкавалло
«Фауст» Ш. Гуно
«Евгений Онегин» П. И. Чайковского
«Князь Игорь» А. П. Бородина
«Алеко» С. В. Рахманинова
«Кёроглы» У. Гаджибекова
«Шах Исмаил» А. М. М. Магомаева
«Вэтэн» К. Караева и Д. Гаджиева

Песни на музыку Муслима Магомаева:

«Баллада о маленьком человеке» (Р. Рождественский)
«Вечный огонь» (А. Дмоховский)
«Грусть» (В. Авдеев)
«Далёкая-близкая» (А. Горохов)
«Дорога разлуки» (А.Дмоховский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский) с В. Толкуновой
«Жизнь моя - моя Отчизна» (Р. Рождественский)
«Жила-была» (Э.Пашнев)
«Земля - родина любви» (Н. Добронравов)
«Колокола рассвета» (Р. Рождественский)
«Колыбельная падающих звёзд» (А. Дмоховский)
«Маскарад» (И. Шаферан)
«Мы для песни рождены» (Р. Рождественский)
«Песня джигита» (А. Дмоховский)
«Последний аккорд» (Г. Козловский)
«Приснившаяся песенка» (Р. Рождественский)
«Приходят рассветы» (Р. Рождественский)
«Принцесса снежная» (Г. Козловский)
«Прощай, Баку» (С. Есенин)
«Рапсодия любви» (А. Горохов)
«Ревнивый Кавказ» (А. Горохов)
«Синяя вечность» (Г. Козловский)
«Соловьиный час» (А. Горохов)
«Старый мотив» (А. Дмоховский)
«Торжественная песня» (Р. Рождественский)
«Тревога рыбачки» (А. Горохов)
«У того окна» (Р. Гамзатов)
«Хиросима» (Р. Рождественский)
«Шахерезада» (А. Горохов)
«Элегия» (Н. Добронравов)


На эстраде Магомаеву не было равных по популярности. Сама идея, что оперный певец с роскошным баритоном, отшлифованным в Ла Скала, снизошел до эстрады, была смелой и неожиданной для советского искусства.

Тем более непонятно, почему Магомаев так рано - в пятьдесят с лишним лет и будучи еще востребованным - ушел со сцены, хотя его голос все еще великолепно звучал. Об этом мы расспросили его близкого друга - народного артиста России Владислава Верестникова.

Он был слишком критичен к себе, - считает Владислав Аркадьевич. - Если не мог взять хоть одну ноту, он отказывался петь всю партию. Не работал в штате ни одного оперного театра, несмотря на то, что пел не только эстрадные песни, но и классический репертуар.

При всей своей популярности в жизни Муслим был очень доступным, чистым и даже наивным человеком. В Чечне его считали чеченцем, поскольку его предки переехали в Баку из Чечни. Соответственно в Азербайджане его называли азербайджанцем. А он, несмотря на то, что родился в мусульманской семье, всерьез интересовался православием. У него дома была огромная фильмотека на религиозные темы, особенно его увлекали сюжеты о жизни Иисуса Христа. В этом смысле Магомаев был человеком мира.

В молодости Муслима Магометовича сравнивали с агентом 007 актером Шоном Коннери - было в их внешности что-то общее. И Магомаеву нравилось сниматься в кино, хотя о своих работах он говорил в шутку. Ему предлагали роль Вронского в «Анне Карениной» Александра Зархи. Он отказался в пользу Василия Ланового. Но согласился сыграть персидского поэта Низами.

В последние годы у Магомаева были серьезные проблемы с сосудами, болели ноги, мучила тахикардия, постоянно скакало давление, так что невозможно было проснуться без чашки кофе.

Вечерами мы прогуливались по Тверскому бульвару, - вспоминает Владислав Верестников. - Муслиму нужно было ходить, и я уговаривал его купить тренажер с беговой дорожкой. Но эта идея не вызвала у него восторга. Врачи ему говорили, что курением (Магомаев выкуривал три пачки в день. - Ред.) он украл у себя пятнадцать лет жизни. Но ни бросить курить, ни изменить образ жизни он не соглашался. Говорил: «Курить я не брошу даже под страхом смерти». А жить другой, правильной жизнью ему было неинтересно. По-моему, его что-то тяготило. Он не раз говорил: «Пусть запомнят меня молодым». Это касалось не только раннего ухода со сцены, но и жизни вообще. Он считал, что уже все сделал, всесоюзная слава и любовь публики к нему пришли еще в 19 лет. Единственное, чего он просил у Бога, так это быстрой смерти.

Магомаев скоропостижно скончался в 66 лет...

Лучшие дня

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Тамара СИНЯВСКАЯ: «Мне больше не с кем вести диалог...»

Тамара Синявская весь год после смерти Магомаева хранит обет молчания. Правительство Азербайджана предоставило вдове право бесплатно летать в Баку на могилу мужа (Магомаев похоронен на Аллее почетного захоронения) в любое время, когда она только захочет.

(В решении перевезти прах Магомаева на его историческую родину были свои резоны. В Азербайджане певец - национальный герой, к могиле которого в прямом смысле не зарастет народная тропа. На Ваганьковское же кладбище, которое в первую очередь предложило правительство Москвы для захоронения Магомаева, зачастую приходит поклониться своим авторитетам криминальная братва. Такое соседство родственникам певца показалось по крайней мере странным...)

Тамара Синявская сказала мне, что их давний союз с Магомаевым держался не только благодаря любви:

Общих интересов у нас было много. Особенно когда речь шла о музыке, пении. Стоило Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывало у него взрыв эмоций, он тут же ко мне: «Ты слышала это?!» И начинается вечер «вопросов и ответов», восторгов или негодования. Муслим был очень эмоциональным человеком, хотя вкусы и оценки у нас почти всегда совпадали. Теперь этот увлекательный диалог вести мне не с кем...

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Дочка вышла замуж за сына близкого друга

Марина, дочка Муслима Магомаева от первого брака с Офелией (она была его однокурсницей по музучилищу), давно переехала в Америку. Пока она жила в Баку со своей мамой, с Муслимом нечасто виделись, но поддерживали отношения. Певец очень любил Марину. И когда встал вопрос о замужестве, познакомил ее с сыном своего старинного друга и импресарио Геннадия Козловского Аликом. Марина вышла за Алика замуж и переехала с ним в Америку.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Дачу на Николиной Горе так и не удалось построить

Близкие друзья Магомаева рассказывали мне, что Муслим строил дачу на Николиной Горе для своей жены Тамары Синявской. Трехэтажный особняк. Но так и не достроил. Почему? По одной из версий, ему помешал это сделать конфликтный и беспокойный сосед - сын бывшего министра внутренних дел СССР Николая Щелокова. По другой версии, не хватило средств. По меркам советского времени Муслим Магомаев неплохо зарабатывал (конечно, не сравнить с гонорарами нынешних звезд), но деньги у него не задерживались. Если у певца просили в долг, он давал, не задумываясь. Делился всем - вплоть до стройматериала. В результате на собственную дачу этого стройматериала и не хватило. Под Звенигородом он построил более скромный одноэтажный дом. Дачная жизнь ему и Тамаре Синявской доставляла огромное удовольствие. Но подолгу застревать за городом он не мог - не хватало общения с друзьями и Интернета (у Магомаева был свой сайт, свое интернет-сообщество).

В годы, когда слава великого баритона Муслима Магомаева гремела на весь мир, многих интересовала его национальность. Сам он упрямо называл себя азербайджанцем,

но те, кто знал, как все обстоит на самом деле, упорно доказывали его чеченское происхождение. И этому были серьезные подтверждения.

Род Магомаевых берет свое начало из старинного чеченского села Старые Атаги. В Чечне Муслима Магомаева всегда считали своим. А как же иначе - здесь, в горах, находится родовое гнездо Магомаевых, а имя его знаменитого деда, выдающегося чеченского и азербайджанского композитора Абдул-Муслима Магомаева и сейчас имеет широчайшую известность.

Родился Абдул-Муслим Магомаев 6 сентября 1885 года в Грозном в семье кузнеца-оружейника Магомета Магомаева из чеченского тейпа (рода) вашендорой. Родители его происходили из селения Старые Атаги. В семье Магомета Магомаева было три дочери и трое сыновей. Абдул-Муслим неслучайно увлёкся музыкой: он вырос среди людей, которые любили её. Старший брат мальчика Малик был прекрасным музыкантом, играл на флейте, гармони. Кстати, его «Лезгинка Шамиля» до сих пор популярна в Чеченской Республике. Он и стал для Абдул-Муслима первым учителем музыки.

Еще ребёнком Абдул-Муслим научился играть на гармони, пытался подбирать на ней народные мелодии. Много позже, когда он стал знаменитым композитором, в его творчестве стали явно прослеживаться чеченские фольклорные мотивы. Именно поэтому, хотя Абдул-Муслим жил и творил в Азербайджане, в Чечне считают его своим. Ведь в его музыке живёт душа народа…

В обстоятельствах кончины деда Муслима Магомаева много неясного. Он умер в 37-м, через два года после того, как написал и поставил оперу о становлении советской власти в Азербайджане, за что получил массу благодарностей и отличий. Есть основания полагать, что Магомаев был репрессирован и расстрелян. Кстати, и местом его кончины был не Баку, а Нальчик, где в конце 30-х было организовано несколько пересыльных тюрем для политически неблагонадёжных.

Любовь к музыке в семье Магомаевых передавалась от поколения к поколению. Сын композитора Магомет Магомаев был театральным художником, любил петь, сам себе аккомпанировал на рояле. Его жена Сайшет Ахмедовна Кинжалова была драматической актрисой. Вот в такой семье в 1942 году родился Муслим Магомаев. Он никогда не видел деда, а отец маленького Муслима погиб за три дня до взятия Берлина.

В 1962 году, еще в самом начале своей музыкальной карьеры, молодой певец приехал в Грозный. Но, помыкавшись в гостинице около года, Муслим вернулся в Баку.

Считал ли сам себя Муслим Магомаев чеченцем? Вот что ответил сам певец на этот вопрос в одном из последних своих интервью:

Чтобы не было кривотолков по этому поводу, я специально отвел этой теме главу в моей книге «Любовь моя - мелодия».

«…А потом в моей жизни зазвучали чеченские мотивы - своеобразное попурри из концертных успехов, гастрольных набегов на аулы под скрежет старого автобуса, двухнедельного молчания из-за того, что пропал голос… - пишет Муслим Магомаев. - Началось всё с приезда в Баку журналиста из Грозного Башира Чахкиева и его коллег. Они собирали материалы о моём деде для музея, который хотели открыть в своем городе.

Естественно, они познакомились и со мной, потом стали предлагать мне поехать поработать в Грозненской филармонии, посмотреть родину моего прадеда Магомета.

Здесь надо рассказать об одной легенде, которая сохранилась в нашей семье. В прошлом веке знаменитый горец, герой Шамиль, шёл со своим войском по Северному Кавказу с прекрасной миссией - объединить все кавказские народы. Он брал малых детей из одного селения и перевозил в другое - делал межплеменной, межнациональный замес, в который совсем ещё несмышлёным мальчишкой попал и мой прадед. Откуда Шамиль привез его, никто не знает. Для меня это не столь важно. С таким количеством кровей, что перемешаны во мне, я по самой природе своей интернационалист.

Потом мой предок оказался в Грозном, где был кузнецом-оружейником, жил в маленьком домике на улице Субботников (так она называлась в то время, когда я работал там, а Грозный был столицей тогдашней Чечено-Ингушетии).

Кем был мой прадед по национальности — неизвестно. Давно умерла родная сестра деда Маликат. Когда я расспрашивал её о происхождении нашего рода, она только хитро улыбалась и отговаривалась легендой о Шамиле… Как-то я участвовал в очередном концерте в Кремле, посвящённом то ли государственному празднику, то ли какой-то годовщине. Обычный концерт высокого уровня, куда приглашали артистов со званиями «народных». Я был уже человек известный, и многих интересовала моя родословная. После выступления вышел в фойе, вижу группу, в центре которой Махмуд Эсамбаев о чём-то увлечённо рассказывает. Увидел меня:

Мы о тебе, Муслим, говорим. Скажи им сам, кто ты по национальности.

Азербайджанец.

Как азербайджанец?! - Махмуд от удивления аж свою знаменитую папаху заломил.

Так. Если ты хочешь сказать, что я чеченец, то я не могу это утверждать с полной уверенностью, потому что сам не знаю. Зато я точно знаю, что родина моя - Азербайджан, я там родился. Эта земля меня вскормила. В Баку я получил образование и стал тем, кто я сейчас есть…

Сам Махмуд Эсамбаев вспоминал об инциденте с присущим ему юмором: «Я его спрашиваю: «Как ты, горец, мужчина, можешь отрекаться от своих предков, от отца, деда? Зачем ты всем говоришь, что азербайджанец?» Муслим возразил: «Но я же родился и всю жизнь прожил в Баку!» А я ему говорю: «Ну и что?! Если я родился в гараже, я что теперь - машина, что ли?!»

«В Грозном я сначала выступал с филармоническим оркестром, - вспоминал Муслим. - Помню битком набитый зал, слушатели оживлены - как же, приехал, как они считали, их земляк (памятуя историю моего прадеда.) Был настоящий фурор, выступил с сольным концертом раз, другой, третий… Фурор сменился устойчивым успехом. Потом филармоническая публика, которой в основном и была интересна моя программа, стала вежливо-сдержанной — сколько уже можно было ходить на мои концерты? Да и сколько уже можно было петь в одной и той же филармонии?

…Моё нищенское существование в Грозном мне порядком надоело, я понял, что ни работать, ни учиться здесь мне не суждено. И через несколько месяцев пребывания там вернулся в Баку».

Друживший с Муслимом актер театра имени Х.Нурадилова, позже ставший народным артистом РСФСР Муса Дудаев, вспоминая те годы, рассказывает, как ему вместе с Магомаевым приходилось прохладными летними ночами ночевать на скамейках на набережной Сунжи, поскольку грозненская филармония вдруг перестала оплачивать проживание певца в гостинице.

Я же чеченец, Муса, и хочу быть полезным своей Родине, ну почему, скажи, они со мной вот так обходятся? - Горестно восклицал Магомаев, не находя для себя ответа на происходящее вокруг него. -Я тоже все это видел, - рассказывает сегодня Дудаев, - но ничего не мог поделать, поскольку и сам был в таком же положении. Одно знаю, тогдашним властям республики действительно не хотелось, чтобы такой гениальный певец оставался в Грозном. Они и не скрывали это.

Думаю, Махмуд Эсамбаев, находившийся тогда на пике славы, мог бы помочь Муслиму, но мне всегда казалось, что тот сам ревновал возрастающему авторитету Магомаева в стране и мире и поэтому не стал вмешиваться в события.

Потом Муслим решил махнуть на все рукой и уехать снова в Баку. Я провожал его, и деньги на билет платил из своего кармана. Ему даже не заплатили за последние гастрольные выступления.

Но Муслим Магомаев и после этого приезжал в Грозный. Сразу после того, как стал победителем фестиваля в Хельсинки, а потом и - после парижских гастролей. Но уже в качестве почетного гостя. Гостей-то мы любим и умеем встречать и провожать…

А вот фрагмент из воспоминаний о Муслиме известного чеченского писателя Хож-Ахмеда Берсанова:

Я работал в Министерстве культуры ЧИАССР, когда впервые познакомился с Муслимом Магомаевым. Это было в начале 60-х годов. Один журналист, по-моему, это был Башир Чахкиев, привел в мой кабинет молодого человека и представил его. «Он - чеченец, и очень хорошо поет». Парень был молод, от силы лет двадцати, он немного смущался. Но когда мы прошли в зал заседаний, где стоял рояль, и обычно проходило прослушивание молодых певцов, юноша громко и уверенно запел. Как сейчас помню, это была ария Фигаро из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро». На голос молодого дарования сбежались сотрудники министерства. Даже под окнами прохожие останавливались и слушали «золотой» голос, льющийся из окон министерства. Явился и сам министр культуры Ваха Татаев. Когда Вахе Ахмедовичу сказали, что певец - внук композитора Абдул-Муслима Магомаева, он спросил:

Ты сын Магомета?

Услышав утвердительный ответ, он крепко обнял парня.

Как выяснилось, Ваха был знаком с отцом Муслима - Магометом Магомаевым, который работал театральным художником в Грозном. Бросив работу в театре, он ушел на фронт и погиб за несколько дней до Победы. Кстати, своего отца Муслим никогда не видел. Но он посвятил ему очень трогательную песню…

Ваха Татаев очень хорошо относился к Муслиму. Однажды он подарил ему настоящую чеченскую папаху. Татаев обивал пороги разных ведомств для того, чтобы «выбить» квартиру для Муслима. Но, видимо, был негласный указ обкома партии, и в горисполкоме не посмели выделить квартиру молодому певцу.

Мне кажется, некоторые шовинисты из числа партийных руководителей республики не могли простить молодому певцу его возрастающую популярность.

Был еще один момент. Вчерашние «бандиты» (не зря все-таки «сестра деда Маликат только хитро улыбалась»- Р.К.), только что вернувшиеся из ссылки, слишком быстро восстанавливали свою культуру и искусство. «Два гения в искусстве - Эсамбаев и Магомаев - на один маленький народ, это уж слишком!» - наверняка, решили партократы и сделали все возможное, чтобы Муслим покинул республику».

Говорят, сама Екатерина Фурцева, тогдашний министр культуры СССР, заявляла, что «хватит на Грозный одного Махмуда Эсамбаева» и всячески способствовала тому, чтобы Муслим Магомаев покинул Грозный и вновь оказался в Азербайджане…

Между тем впервые о том, что Муслим - чеченец, мне лично рассказали в азербайджанском селе Пирсагат в 1967 году его простые жители. Потом, уже в 1972-м - это же со всей экстравагантностью большого артиста подтвердил его друг Али Гамидов, тоже оперный певец, исполнявший сольные партии на одной сцене вместе с Магомаевым. Кстати, Али сам утверждал, что тоже является сыном чеченца, бывшего министра просвещения Дагестана, репрессированного в 1937 году и тоже вынужденного уехать в Баку.

«Я готов плюнуть в лицо любому, кто говорит, что Муслим не чеченец, - говорил он мне своим густым басом в редакции газеты «Комсомолец Дагестана», - в нем все - и характер, и повадки, и лицо, и глаза, и голос - все чеченское. В Грозном его власти когда-то так плохо приняли, что теперь он и выдает себя за азербайджанца»…

Действительно, великих людей рождает не каждый народ, но заполучить их славу не прочь любой из них. Мы многих не знаем еще великих чеченцев, хотя бы потому, что десятки и сотни семей в разные времена по разным причинам, в том числе - в годы депортации родного народа оказались вдали от Родины и не попали под сталинско-бериевское выселение. Сменили надпись в графе «национальность», чтоб не оказаться самим в Казахстане и Киргизии и своих родственников не подставить. Да так и остались с чужой «вывеской»…

Так что, перефразируя великого Галилео Галилея, который произнёс знаменитое «И все-таки она вертится!», вынужденный отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, можно смело утверждать:

«И все-таки Муслим Магомаев - чеченец!».
Руслан Караев ("Вести Республики")

Семейные тайны Синявская раскрыла во время записи документального фильма "Муслим Магомаев. Нет солнца без тебя". По ее словам, в жизни прославленного исполнителя было три любви: музыка, жена и единственная дочь Мария. Певец надеялся, что наследница пойдет по его стопам, но она решила поступить иначе.

ПО ТЕМЕ

Синявкая заявила, что как музыкант Магомаев сожалел о том, что его дочь не начала эстрадную карьеру. "Он никогда ни на кого не давил. И на выбор Марины не влиял, но досадовал. Потому что она – талантливая девочка, и у нее были музыкальные способности. И Муслим часто досадовал: как же так, из музыкальной семьи, а путь предков не продолжила", – уточнила она.

Вдова Магомаева отметила, что Марина прекрасно играла на рояле. Чем именно занимается наследница известного певца остается загадкой: она живет в США и редко общается с журналистами.

Напомним, ранее Марина делилась с репортерами воспоминаниями об отце. По ее словам, он любил балагурить. "В Баку снег редкое явление, а когда я родилась выпал снег, и папа назвал меня Снегурочкой. Это имя прикрепилось ко мне. Я была маленькой, а папа казался мне высоким и очень веселым", – рассказала она.

Муслим Магомаев умер в 2008 году. Выход документальный ленты "Муслим Магомаев. Нет солнца без тебя" приурочен ко дню рождения певца – 17 августа 2017-го ему могло бы исполниться 75 лет.

Муслиму Магомаеву было 18 лет, и уже в эти годы юноша пользовался бешеным успехом у девушек. Он учился в Бакинском музыкальном училище, где познакомился с однокурсницей, красавицей с романтическим именем Офелия, и решил на ней жениться. Бабушку Байдигуль Муслима это так напугало, что она спрятала паспорт любимого внука, чтобы тот «сдуру не женился».

Спрятанный паспорт и тайный брак

«Беззаботная юность кончилась — я влюбился, — вспоминал Муслим Магомаев. — Все как в песне: я встретил девушку, полумесяцем бровь… Мы стали встречаться. Дядя и тетя, зная о моем увлечении и зная мой характер, почувствовали неладное. Но по своей природной деликатности дядя Джамал не решался затевать со мной мужской разговор, а я еще не считал нужным открываться дяде. И вот в один прекрасный день у меня исчез паспорт. Похоже, это была рука бабушки: она вовремя уловила опасное мгновение — мы с Офелией как раз решили пожениться. В нашем дворе жила некая Ольга Каспаровна Чарская, в прошлом известная исполнительница старинных романсов. Она была весьма общительная женщина и, если что-то рассказывала, то кричала на весь двор. И вот бабушка спрятала мой паспорт именно у нее, так как понимала, что дома я все равно разыщу его. Соседка, в силу своей общительности, не могла долго хранить доверенную ей тайну, и все кончилось тем, что я каким-то хитрым способом вернул паспорт».

19-летний Муслим все равно женился, причем тайно…

«Мы с Офелией расписались, ничего и никому не сказав. Я поставил перед фактом свою семью. Реакция сдержанная, думал, будет хуже. Бабушка была расстроена, а погрустневший дядя ворчал:

— Хочешь быть самостоятельным? Хорошо, давай попробуй, ты уже взрослый. Но имей в виду, будешь плакаться — не поймем.

Магомаев в детстве с мамой

Я стал жить в семье Офелии. Ее отец, человек интеллигентный, ученый-химик, работал в Академии наук. Был он деликатный, скромный, а теща… Теща есть теща. Все получалось по закону семейных качелей. Очень скоро началось выяснение отношений. Мне надо было кормить нашу маленькую семью, пришлось срочно устраиваться на работу».

«Из тебя не выйдет хорошего мужа

В юношеском браке Муслиму приходилось, прямо скажем, несладко. Родня жены считала, что он не щадя себя должен зарабатывать деньги. Юноша же мечтал тогда петь в оперном театре, пусть и в маленьком. Но родственники супруги встречали эти желания Муслима в штыки. Самым невыносимым для певца были всегдашние упреки: «Из тебя не выйдет хорошего мужа!». Муслим был принят в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО. Но после этого, Офелия стала тяготиться сумасшедшим гастрольным графиком восходящей звезды. Молодая женщина хотела, чтобы муж всегда был с ней.

«С ансамблем мы ездили по разным городам, в том числе и по курортным. Везде был успех. В ансамбле мне платили по тем временам прилично. Гастрольная круговерть отвлекала меня от домашних неурядиц. Из поездки возвращаться домой не хотелось, разыгрывать роль благопристойного семьянина не позволял характер».

Затем в жизни певца зазвучали чеченские мотивы. По приглашению друзей вместе с Офелией он переехал работать в Грозный, на родину прадеда Магомета. Солиста Грозненской филармонии ждал успех… Но из-за жадности директора Муслим впервые в жизни оценил вкус обычного черного хлеба с килькой.

Магомаев и Офелия. первая жена

«В продуваемых всеми ветрами гостиницах мы кормили клопов… Я напростужался в разъездах по аулам, наорался в горах так, что у меня пропал голос. Нашли для меня в Грозном хорошую врачиху — специалистку по иглоукалыванию. Через две недели от ее иголок или от молчания голос вернулся. Я запел. Но Офелия не выдержала такой нашей жизни и уехала домой, в Баку».

Нищенское существование в Грозном надоело певцу, и через несколько месяцев он вернулся в Баку, но не в семью Офелии, а поселился у Рамазана Халилова (директор Бакинского оперного театра), племянника Узеира Гаджибекова, сына одной из сестер бабушки Байдигюль.

«После отъезда Офелии из Грозного в Баку я решил, что наша совместная жизнь закончилась, но, узнав, что жена ждет ребенка, вернулся в ее дом. У нас родилась дочка (1961 год), мы назвали ее Мариной… Но наша семейная жизнь не получалась… Впоследствии мы расстались…»

Это имя было выбрано отцом неслучайно. Еще в 13-летнем возрасте Муслим был влюблен в школьницу Марину и даже написал в ее честь песню, которую исполнял на школьных праздниках и вечеринках. В 70-х годах эта композиция стала хитом.

«Что тут сказать? — со вздохом вспоминал Муслим Магомаев об этой странице жизни. — Мальчик в 18 лет впервые воспылал к женщине… Первая реакция моя — надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Но я благодарен тем временам — наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина — за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу, чтобы не травмировать Марину… Жить мне стало совсем невмоготу. Меня стали заставлять где-то зарабатывать деньги. А я знал одно: мне надо петь в оперном театре, пусть в маленьком. А от меня ждали, что я уйду в какой-то коллектив, где больше платят. Но самое невыносимое — вечные причитания: «Из тебя не выйдет хорошего мужа».

«Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего…»

По свидетельству многих, за единственную дочку Муслим всегда платил «бешеные алименты». Сейчас Марина вместе с супругом Александром Козловским и матерью Офелией живут в США, в Огайо. У них растет семилетний сын — Ален, внук Муслима. Кстати, отец зятя Геннадий Козловский был другом Муслима, вместе они даже написали две песни.

«Потом друг уехал в Америку с семьей. К сожалению, он уже умер. Алик — очень хороший парень. Сначала они с Мариной долго общались по телефону, каждый день он звонил ей в Баку, а закончилось все свадьбой. Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего…»

Марина Магомаева с мужем и сыном.

Марина была очень близка с отцом, а Муслим бесконечно ценил дружеские отношения с дочерью. Хотя Марина окончила школу как пианистка, и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Отец с нежностью говорил: «У меня прекрасная дочь Марина, уже взрослый человек. В свое время дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии: видно из-за меня в семье жены появилась аллергия на музыку. Марина с отличием закончила школу как пианистка, ей прочили прекрасное будущее музыканта, она потрясающе играет с листа… Но профессиональным музыкантом дочь не стала. Решила найти себя в другом. Я не имел права что-то навязывать ей, давать советы, а тем более вмешиваться в ее судьбу. У нас с ней дружеские отношения, и я бесконечно ценю это…»

Муслим мечтал выступать с дочерью на одной сцене.

Тамара Синявская в жизни Муслима Магомаева

В Муслима Магомаева были влюблены все женщины СССР. Его популярность была похожа на массовую истерию. А певец, по его собственному признанию, даже предстЀвить себе не мог, что женится не на Тамаре Синявской, а на ком-то другом.

В Муслима Магомаева были влюблены все женщины СССР. Без него не обходился ни один правительственный концерт, ни один новогодний «Голубой огонек». Его популярность была похожа на массовую истерию — в одном из городов импульсивные поклонницы пронесли на руках автомобиль, в котором сидел их кумир. А певец, по его собственному признанию, даже представить себе не мог, что женится не на Тамаре Синявской, а на ком-то другом.

Настоящая любов ь

Муслим Магомаев и народная артистка СССР, оперная певица Тамара Синявская прожили вместе 34 года. До этого в жизни певца было много разных встреч. «Я никогда не говорил, что я монах. На моем пути было достаточно прекрасных женщин… Но все это только до Тамары Ильиничны!» — говорил певец в одном из интервью.

Тамара Синявская стала самой большой любовью в жизни Магомаева. Правда, не единственной женой: когда в юности артист поступил в музыкальное училище, он женился на своей однокурснице Офелии. У молодой пары родилась дочь Марина. Но впоследствии семья распалась.

«О времени моей свободной жизни появилось множество сплетен и слухов», — вспоминал позже Муслим Магомаев. Поклонники и журналисты даже приписывали ему роман с Эдитой Пьехой. Говорили, что Муслим Магометович послал к певице послов с предложением руки и сердца. По другой «легенде», когда Пьеха была в Париже, к ней неожиданно в номер влетел ее муж, Броневицкий, и стал искать Магомаева под кроватью.

После встречи Магомаева с Тамарой Синявской — молодой артисткой Большого театра — любимец публики перестал обращать внимание на других женщин. Позже он признавался, что не смог бы жениться на другой женщине — у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело…

«Ты моя мелодия»

Они познакомились в Бакинской филармонии, которая носит имя деда Муслима Магомаева, в 1972 году. О том времени Тамара Синявская вспоминает: «Когда мне было 29 лет, начался мой роман с Муслимом. Я тогда стажировалась в Италии. Муслим ежедневно звонил мне, давал послушать новые записи. Мы много и подолгу общались. В какую копеечку влетели ему эти звонки, можно лишь себе представить».

Именно тогда Александра Пахмутова и Николай Добронравов для Муслима Магомаева написали песню «Ты моя мелодия». Она сразу понравилась певцу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Синявская услышала песню одной из первых — по телефону в далекой Италии.

Через два года после знакомства Тамара Синявская и Муслим Магомаев поженились. Известно, что сама певица не торопилась оформлять эти отношения. Так продолжалось до тех пор, пока их общий знакомый не выдержал, взял их паспорта и отнес в загс.

23 ноября 1974 года они расписались. В тот же день в одном из столичных ресторанов состоялась свадьба на сто персон. Еще человек триста, узнав об этом событии, собрались возле ресторана и дружно скандировали, чтобы Магомаев исполнил их любимые песни. В такой день певец не смог отказать своим поклонникам и в течение получаса пел на бис у раскрытого окна ресторана.

После шумного гуляния в Москве молодые отправились в свадебное путешествие на родину жениха — в Баку. Синявскую приняли там как «гялин» — невестку всего Азербайджана. Сам первый секретарь ЦК КП республики Гейдар Алиев устроил молодоженам по этому случаю торжественный прием на своей даче.

«Царская невеста»

Поначалу столичная богема с удовольствием сплетничала о размолвках между знаменитостями — первые годы совместной жизни дались супругам довольно тяжело.

Оба сильные творческие личности, оба яркие незаурядные певцы, оба известны и любимы публикой — они никак не могли поделить между собой пьедестал. Во время ссор Муслим Магомаев в сердцах уходил из дома и сбегал в родной Баку. А потом, по-восточному пышно и торжественно, делал первый шаг к примирению — дарил любимой огромные букеты цветов, устраивал в ее честь представления.

«Был случай, когда Муслим Магомаев, возвращаясь из какой-то поездки, завернул ко мне на гастроли в Казань, — вспоминает Тамара Синявская. — Я пела Любашу в «Царской невесте», и в антракте, когда я вышла на поклон, мне поднесли от него огромный букет — меня за ним не было видно. Там было сто пятьдесят четыре гвоздики! Весь зал ахнул. И, конечно, когда он появился в ложе, зрителям было не до оперы».

В итоге их союз оказался одним из самых крепких звездных дуэтов. Когда у Тамары Синявской спросили, благодаря чему их союз такой прочный, она ответила: «Может быть, самое главное — любовь?.. Да и интересов общих много. Особенно когда речь идет о музыке, о пении. Стоит Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывает эмоции, он тут же ко мне: «Ты слышала «это»?!» И начинается вечер «вопросов и ответов», восторгов или негодования. Муслим — ну очень эмоциональный человек. Но должна сказать, что вкусы и оценки у нас почти всегда совпадают».

«Помимо любви, привязанности есть еще одно чувство. Глубокое уважение. Вот хоть мы там и цепляемся друг к другу — это все бывает очень эмоционально, громко, — но на три минуты. <…> Мы разбегаемся в разные комнаты… и потом выходим: о чем речь то была, дождь что ли прошел? И все», — поделилась рецептом счастья Тамара Синявская в одном из совместных интервью. — «Я очень уважаю Муслима за мужское начало. Он мудрый».

Тамара Синявская была рядом с мужем до последней минуты. Лишь ей одной известно, что стоит за сухой формулировкой «продолжительная болезнь». В шесть утра 25 октября Тамара Синявская вызвала мужу скорую помощь. Врачи примчались буквально через пять минут. Муслим Магомаев был без сознания. Но все усилия врачей были тщетны. В 6:49 утра сердце певца остановилось.

Марина попрощалась с отцом в Баку

29 октября… В зале Азербайджанской Государственной филармонии, в центре сцены, на постаменте, убранном белыми розами, установили закрытый гроб. Вдова — Тамара Синявская — с трудом сдерживает слезы. Ее успокаивает президент Азербайджана Ильхам Алиев. Рядом навзрыд плачет Марина. Она из-за проблем с визой не смогла приехать на прощание с отцом в Москву, а прилетела сразу в Баку. Ее поддерживает муж — Алекс. Офелия очень хотела поехать на похороны, чтобы еще раз увидеть человека, которого так любила в молодости. Но осталась в США с внуком, говорят, здоровье не позволяет совершать дальние перелеты.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса