Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Известные картины импрессионистов с людьми. Современный импрессионизм в живописи

Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в XIX-XX веках, являющее собой художественную попытку запечатлеть какой-нибудь момент жизни во всей его изменчивости и подвижности. Картины импрессионистов словно качественно смытая фотография, возрождающая в фантазии продолжение увиденной истории. В этой статье мы рассмотрим 10 самых известных импрессионистов мира. К счастью, талантливых художников гораздо больше десяти, двадцати или даже ста, поэтому давайте остановимся на тех именах, которые нужно знать обязательно.

Чтобы не обидеть ни художников, ни их почитателей, список приведен в русском алфавитном порядке.

1. Альфред Сислей

Этот французский живописец английского происхождения считается самым известным пейзажистом второй половины XIX века. В его коллекции насчитывается более 900 картин, из которых самые известные это «Сельская аллея», «Мороз в Лувесьене», «Мост в Аржантее», «Ранний снег в Лувесьенне», «Лужайки весной», и многие другие.


2. Ван Гог

Известный всему миру печальной историей о своем ухе (кстати, отрезал он не все ухо, а только мочку), Ван Гон стал популярным лишь после своей кончины. А за жизнь смог продать одну-единственную картину, за 4 месяца до смерти. Говорят, он был и предпринимателем, и священником, но нередко попадал в психиатрические больницы из-за депрессии, поэтому вся мятежность его существования вылилась в легендарные произведения.

3. Камиль Писсарро

Писсарро родился на острове Сент-Томас, в семье буржуазных евреев, и был одним из немногих импрессионистов, родители которого поощряли его увлечение и вскоре отправили в Париж на обучение. Больше всего художнику пришлась по вкусу природа, ее-то он и изображал во всех красках, а если сказать точнее, то у Писсарро был особый талант подбирать мягкость цветов, сочетаемость, после чего на картинах словно появлялся воздух.

4. Клод Моне

С детства парнишка решил, что станет художником, несмотря на запреты семьи. Самостоятельно переехав в Париж, Клод Моне окунулся в серые будни тяжелой жизни: два года на службе в вооруженных войсках в Алжире, тяжба с кредиторами из-за бедности, болезни. Однако, создается ощущение, что трудности не угнетали, а наоборот, воодушевляли художника создавать такие яркие картины, как «Впечатление, восход солнца», «Здание парламента в Лондоне», «Мост в Европу», «Осень в Аржантее», «На берегу Трувилля», и множество других.

5. Константин Коровин

Приятно знать, что среди французов, родителей импрессионизма, можно с гордостью поставить нашего соотечественника - Константина Коровина. Страстная любовь к природе помогла ему интуитивно придавать невообразимую живость статической картинке, благодаря соединению подходящих красок, ширины мазков, выбора темы. Невозможно пройти мимо его картин «Пристань в Гурзуфе», «Рыба, вино и фрукты», «Осенний пейзаж», «Лунная ночь. Зима» и серии его работ, посвященных Парижу.

6. Поль Гоген

До 26-ти лет Поль Гоген и не задумывался о живописи. Он был предпринимателем и имел большую семью. Однако когда впервые увидел картины Камиля Писсарро, решил, что непременно станет рисовать. С течением времени стиль художника менялся, но самые известные импрессионистические картины это - «Сад в снегу», «У обрыва», «На пляже в Дьеппе», «Обнаженная», «Пальмы на Мартинике» и другие.

7. Поль Сезанн

Сезанн, в отличие от большинства своих коллег, стал известен еще при жизни. Ему удалось организовать собственную выставку и выручать с нее немалые доходы. Люди знали толк в его картинах - он, как никто другой научился совмещать игру света и тени, делал громкий акцент на правильных и неправильных геометрических формах, строгость тематики его картин гармонировала с романтикой.

8. Пьер Огюст Ренуар

До 20-ли лет Ренуар работал декоратором вееров у старшего брата, и только потом перебрался в Париж, где познакомился с Моне, Базилем и Сислеем. Это знакомство помогло ему в будущем стать на дорогу импрессионизма и прославиться на ней. Ренуар известен как автор сентиментального портрета, среди его самых выдающихся работ - «На террасе», «Прогулка», «Портрет актрисы Жанны Самари», «Ложа», «Альфред Сислей и его жена», «На качелях», «Лягушатник» и многие другие.

9. Эдгар Дега

Если вы еще ничего не слышали о «Голубых танцовщицах», «Репетиции балета», «Балетной школе» и «Абсенте» - поспешите скорее узнать о творчестве Эдгара Дега. Подбор оригинальных цветов, уникальных тем для картин, ощущение движения картинки - все это и многое другое сделало Дега одним из самых известных художников мира.

10. Эдуард Мане

Не путайте Мане с Моне - это два разных человека, работавших в одно время и в одном художественном направлении. Мане всегда привлекали сцены бытового характера, необычные внешности и типажи, как будто случайно «пойманные» моменты, впоследствии запечатленные на века. Среди известных картин Мане: «Олимпия», «Завтрак на траве», «Бар в «Фоли-Бержер», «Флейтист», «Нана» и другие.

Если у вас появится хоть малейшая возможность повидать картины этих мастеров вживую - вы навсегда влюбитесь в импрессионизм!

Александра Скрипкина,

Сегодня импрессионизм воспринимается как классика, но в эпоху своего становления он был настоящим революционным прорывом в искусстве. Новаторство и идеи этого направления полностью изменили художественное восприятие искусства 19 и 20 века. А современный импрессионизм в живописи наследует уже ставшие каноническими принципы и продолжает эстетические поиски в передаче ощущений, эмоций и света.

Предпосылки

Причин появления импрессионизма несколько, это целый комплекс предпосылок, который привел к настоящей революции в искусстве. В 19 веке во французской живописи назревал кризис, он был связан с тем, что «официальная» критика не желала замечать и пускать в галереи различные зарождающиеся новые формы. Поэтому живопись в импрессионизме стала своеобразным протестом против косности и консерватизма общепринятых норм. Также истоки этого течения стоит искать в тенденциях, присущих еще эпохе Возрождения и связанных с попытками передать живую реальность. Художники Венецианской школы считаются первыми прародителями импрессионизма, далее на этот путь стали испанцы: Эль Греко, Гойя, Веласкес, которые напрямую повлияли на Мане и Ренуара. Свою роль в становлении этой школы сыграл и технический прогресс. Так, появление фотографии породило новую идею в искусстве о запечатлении сиюминутной эмоции и ощущения. Именно это мгновенное впечатление и стремятся «схватить» художники рассматриваемого нами направления. Также свое влияние на это течение оказало и развитие школы пленера, которую заложили представители Барбизонской школы.

История импрессионизма

Во второй половине 19 века во французском искусстве складывается критическая ситуация. Представители классической школы не приемлют новаторства молодых художников и не допускают их на Салон - единственную выставку, открывающую путь к заказчикам. Скандал разразился, когда молодой Эдуард Мане представил свою работу «Завтрак на траве». Картина вызвала негодование критики и публики, и художнику запретили ее выставлять. Поэтому Мане участвует в так называемом «Салоне отверженных» вместе с другими живописцами, которых не допустили к участию в выставке. Работа получила огромный резонанс, а вокруг Мане начал формироваться круг молодых художников. Они собирались в кафе, обсуждали проблемы современного искусства, спорили о новых формах. Появляется общество живописцев, которых назовут импрессионистами по имени одной из работ Клода Моне. В это сообщество входили Писсарро, Ренуар, Сезанн, Моне, Базиль, Дега. Первая выставка художников этого направления состоялась в 1874 году в Париже и закончилась, как и все последующие, провалом. Собственно импрессионизм в музыке и живописи охватывает период всего в 12 лет, с первой выставки до последней, состоявшейся в 1886 году. Позже направление начинает распадаться на новые течения, часть художников умирает. Но этот период совершил настоящий переворот в умах творцов и публики.

Идеологические принципы

В отличие от многих других направлений, живопись в импрессионизме не была связана с глубокими философскими воззрениями. Идеологией этой школы было сиюминутное переживание, впечатление. Художники не ставили перед собой социальных задач, они стремились передать полноту и радость бытия в повседневности. Поэтому жанровая система импрессионизма была в целом очень традиционной: пейзажи, портреты, натюрморты. Это направление - не объединение людей на основе философских воззрений, а содружество единомышленников, каждый из которых ведет собственные искания в изучении формы бытия. Импрессионизм заключается именно в уникальности взгляда на обычные предметы, он сосредоточен на индивидуальном переживании.

Техника

Узнать живопись в импрессионизме довольно легко по некоторым характерным чертам. В первую очередь стоит помнить, что художники этого направления были яростными любителями цвета. Они почти полностью отказываются от черного и коричневого в пользу насыщенной, яркой палитры, часто сильно высветленной. Техника импрессионистов отличается короткими мазками. Они стремятся к общему впечатлению, а не к тщательной прорисовке деталей. Полотна получаются динамичными, прерывистыми, что соответствует человеческому восприятию. Живописцы стремятся располагать цвета на полотне таким образом, чтобы получать колористическую интенсивность или сближенность на картине, они не смешивают краски на палитре. Художники часто работали на пленэре, и это отразилось на технике, в которой не было времени на подсушивание предыдущих слоев. Краски наносились рядом или одна на другую, при этом использовался укрывистый материал, который давал возможность создавать эффект «внутреннего свечения».

Основные представители во французской живописи

Родиной данного направления является Франция, именно здесь впервые появился импрессионизм в живописи. Художники этой школы жили в Париже во второй половине 19 века. Они представили свои работы на 8 выставках импрессионистов, и эти полотна стали классикой направления. Именно французы Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро, Моризо и другие являются прародителями рассматриваемого нами течения. Самым известным импрессионистом, конечно, является Клод Моне, работы которого в полной мере воплотили все черты этого направления. Также течение справедливо ассоциируется с именем Огюста Ренуара, который своей главной художественной задачей считал передачу игры солнца; кроме того, он был мастером сентиментального портрета. К импрессионизму также относят таких выдающихся художников, как Ван Гог, Эдгар Дега, Поль Гоген.

Импрессионизм в других странах

Постепенно направление распространяется во многих странах, французский опыт успешно подхвачен в других национальных культурах, хотя в них больше приходится говорить об отдельных работах и приемах, чем о последовательном воплощении идей. Немецкая живопись в импрессионизме представлена в первую очередь именами Лессера Ури, Макса Либермана, Ловиса Коринта. В США идеи реализовывал Дж. Уистлер, в Испании - Х. Соролья, в Англии - Дж. Сарджент, в Швеции - А. Цорн.

Импрессионизм в России

Русское искусство в 19 веке испытывало значительное влияние французской культуры, поэтому отечественным художникам также не удалось избежать увлечения новым течением. Русский импрессионизм в живописи наиболее последовательно и плодотворно представлен в творчестве Константина Коровина, а также в работах Игоря Грабаря, Исаака Левитана, Валентина Серова. Особенности русской школы заключались в этюдности работ.

Что собой представлял импрессионизм в живописи? Художники-основатели стремились запечатлеть сиюминутные впечатления от контакта с природой, а русские творцы старались еще и передать более глубокий, философский смысл произведения.

Импрессионизм сегодня

Несмотря на то что со времени возникновения направления прошло почти 150 лет, современный импрессионизм в живописи не утратил актуальности и сегодня. Благодаря эмоциональности и легкости восприятия картины в этом стиле пользуются большой популярностью и даже коммерческим успехом. Поэтому многие художники во всем мире работают в этом направлении. Так, русский импрессионизм в живописи представлен в новом московском одноименном музее. Там регулярно проходят выставки современных авторов, например В. Кошлякова, Н. Бондаренко, Б. Гладченко и других.

Шедевры

Современные любители изобразительного искусства часто называют самым любимым своим направлением именно импрессионизм в живописи. Картины художников этой школы продаются на аукционах по баснословным ценам, а коллекции в музеях пользуются большим вниманием публики. Главными шедеврами импрессионизма принято считать картины К. Моне «Кувшинки» и «Восходящее солнце», О. Ренуара «Бал в Мулен де ла Галет», К. Писсарро «Бульвар Монмартр ночью» и «Мост Буальдье в Руане в дождливый день», Э. Дега «Абсент», хотя этот список можно продолжать почти бесконечно.

Это сейчас за их работы предлагают заоблачные суммы, ныне они - канон и догма, но когда XIX век только преодолел половину своего пути, всё поначалу складывалось плачевно. Импрессионизм, картины молодых художников служили поводом для скандалов и всеобщих насмешек.

Канон, живопись и Парижский салон

В те времена для живописцев Франции существовали жёсткие правила. Профессиональное жюри тщательно отбирало работы на выставки знаменитого Салона. Поощрялось следование академическому искусству, классическим сюжетам, устоям и нормам. Буржуазный Салон открывал радужную дорогу в будущее, что означало благосклонность старшего поколения художников, внимание прессы, популярность среди заказчиков. Награда Салона - путь к известности, отвергнутая работа - хула, скандал, пища для нападок журналистов и нищета. А если ты молод и дерзок, но портреты вельмож и избитые сюжеты писать опостылело? Если есть призвание рисовать иначе, потому что видишь по-другому, как быть?

Отверженные

В 1863 году жюри отклонило так много картин, что император Наполеон III заподозрил неладное и предложил альтернативу. Открылся «Салон отверженных». Зритель толпой шел посмотреть диковинную экспозицию и продолжал потешаться. Стереотипы не исчезают сами по себе, их ломают, а для этого нужно время...

Небольшая группа художников восстала против мёртвых догм и консерватизма. Молодое творческое поколение озадачилось поиском новых площадок для выставок, часами дискутировало в знаменитом кафе Guerbois о задачах и целях живописи. Позже каждый из живописцев пойдёт своим путём, но пока их объединяли общие цели и задачи: пробиться, снискать признание, выработать общую теоретическую платформу.

И вот первый серьёзный самостоятельный шаг - весна 1873-го года, выставка в мастерской фотографа Надара. 30 художников представили 165 работ на суд утонченной публики... И снова недоумение! Зрителей удивляет манера письма: отрывистость мазка, размытость контуров, необычная цветовая гамма, как будто художник спешит. В работах видится небрежность, недописанность, недосказанность. Поражает пристальное внимание к пленэру, где царят воздух, тень и полутень, и уличному эпизоду. Взгляд творцов сосредочен на моменте бытия. Всё это вызывает резкую критику и непонимание. Бунтарей обвиняют в аморальности, беспринципности. Мало того, они смеют переосмыслить незыблемые ценности искусства: изображают жизнь улицы, площади, быт простого люда! Всё это, по мнению обывателей из буржуа и аристократов, неправильно, мелко и буднично.

Картины маслом. Импрессионизм Моне

Свой новый холст Моне называет «Впечатление. Восход солнца». Какой-то журналист выхватывает его из контекста: импрессионизм, картины, впечатление. Общий тон высказываний, как обычно, пренебрежителен и ироничен. Художники принимают вызов и нарекают новое течение этим якобы глумливым словом.

Расцвет импрессионизма приходится на 70-ые - 80-ые годы. Самые яркие его представители - Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и многие другие.

Эдуард Мане в стане врага

Картины в стиле импрессионизма Эдуарда Мане перманентно вызывали недоумение публики. Он, как никто другой, умел провоцировать громкие скандалы, хотя сам был порождением той же среды, которая яростно на него нападала. Мане был хорошо воспитан, образован, унаследовал состояние, дававшее ему возможность не заботиться о хлебе насущном. Картина «Происшествие на корриде» так нещадно подвергалась нападкам прессы, что у живописца сдали нервы, и он разорвал работу. Острое неприятие публики вызвали его полотна «Олимпия» и «Завтрак на траве».

Персональная экспозиция, организованная в павильоне Всемирной парижской выставки 1867 года на собственные средства, была вовсе освистана. Молодой Эмиль Золя - чуть ли не единственный, выступивший в защиту. Именно он впервые высказал мысли вслух о новаторстве художника, прозорливо заявив, что место его картинам в самом Лувре. С коллегами-импрессионистами Эдуард Мане никогда не выставлялся, считал, что его поле боя - пресловутый Салон. Видимо, потому, что он не боялся в чужом монастыре диктовать свои законы, ему так сильно доставалось от критиков.

Камиль Писсарро: воздух, пленэр и импрессионизм

Камиль Писсарро считал, что главное в живописи - воздух. Тонкий, прозрачный, дышащий светом, туманами, дождями и их предчувствием. Воздух на его полотнах практически осязаемый. В историю искусства Писсарро вошёл как певец Парижа и Руана, сельского и городского пейзажа. Художник считается одним из идеологов импрессионизма. Его друзья - великие мастера Сезанн, Дега, Гоген. Его жизнь не была простой: он нуждался, был счастливо женат, многодетен и фанатично предан искусству. От нищеты спасал небольшой огород, в котором его домочадцы выращивали овощи и продавала в Париже. Только за 5 лет до смерти художника семья поселилась в черте города на улице Риволи, в доме с видом на Лувр.

Писсарро был очарован живописными видами Руанского собора кисти Клода Моне. Он отправляется в город и пишет свой Руан, его улочки и набережные. Так появляется одна из его картин «Улица Эписери, Руан (эффект солнечного света)» (1898 г). Принято считать самой удачной именно эту работу, где на холсте воплощено оживлённое движение рынка на фоне стремительных церковных шпилей, уходящих в ясное, словно умытое, небо. Праздничное движение толпы, яркие цветовые пятна крыш, их нагромождение создают сочное многоголосье, ритм и звучание красок.

Удивительный тюбик с краской

Почему эта группа художников так настойчиво обращается к пленэру? Неужели другие талантливые мастера не додумались? Оказывается, новая идеология искусства обусловлена техническим прогрессом. Пленэр стал возможен благодаря изобретению тюбика для красок. Теперь краску в свинцовой тубе можно закрыть крышкой и отложить. Она не высохнет и будет пригодна к использованию в дальнейшем. Художник может не ограничиваться только работой в помещении, а рисовать на свежем воздухе! Это и есть прорыв! Теперь предметом искусства может стать практически всё. Огюст Ренуар писал, что благодаря этому изобретению заиграл новыми гранями импрессионизм. Картины новаторов-художников без прогресса не воплотились бы в жизнь.

Клод Моне и Руанский собор: импрессионизм, картины, фото

Если мы упомянули французский город Руан в творчестве двух великих художников, то нельзя не сказать о серии «Руанский собор» Клода Моне, ставшей грандиозной художественной эпопеей конца столетия. Моне загорелся идеей написать величественное готическое сооружение (на тот момент самый высокий собор в мире) в разные времена года, в различные моменты светового дня.

Над шедевром он трудился более 2 лет с 1892 года. За зданием и происходящими вокруг него изменениями Моне наблюдал почти круглосуточно в съёмной квартире, выходящей окнами на собор. Одновременно мастер работал над несколькими полотнами: он был растерян, недоволен, постоянно уничтожал написанное, снова брался за холст, уезжал, возвращался, менял жильё, писал до изнеможения и приступов бессонницы. Замысел пожирал его... Искусствоведы считают, что художник ввёл в живопись, обычно имеющую дело с тремя измерениями, четвёртое - время. Если вдруг понадобится назвать известные картины импрессионизма как течения, то эта серия самая монументальная. Художник планировал продать всю серию в одни руки, но так как цена была на тот период непомерно высока, то полотна стали собственностью разных коллекционеров.

Российские импрессионисты

Новое течение нашло отклик в России. Современники вспоминают, что юного Константина Коровина простой вопрос учителя - художника Поленова - ввёл в замешательство. Слово «импрессионизм», картины французских живописцев того времени (именно об этом спрашивал Поленов) были ему неизвестны. Впервые Коровин окажется в Париже в 27-летнем возрасте, увидит близкую ему манеру письма и окончательно успокоится - он прав и не одинок! Работа «Испанки Леонора и Ампара» хранится в Третьяковской галерее. В своё время за полотно с художником расплатились пальто стоимостью в 25 рублей. Подобный случай в истории живописи далеко не единичный. Константин Коровин, его друг Валентин Серов и художник Игорь Грабар - яркие представители импрессионизма в России конца XIX столетия.

Для нашей непростой эпохи, сочетающей разнообразные стили и течения в искусстве, понятие «современный импрессионизм», картины художников в этом жанре - больше славное прошлое, чем настоящее. Прославленных на весь мир имён людей, работающих в этом стиле, сейчас, увы, нет. Импрессионизм - это путь, по которому уже прошла живопись, а по проторенным дорогам идти легко.

Impressionism

is the newspaper of the soul.

Henri Matisse.

Импрессионизм – напрафвление в живописи, возникшее и получившее развитие во Франции во второй половине XIX века – первой четверти XX века. Это была художественная школа, ставившая на первой план «передать впечатления, но так, чтобы оно воспринималось как нечто материальное». Задачей художника-импрессиониста было изобразить собственные ощущения от предметов.

Хорошо известно, что само слово «импрессионизм» применительно к художникам впервые было употреблено журналистом Луи Леруа, которого натолкнуло на это название картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца », где изображен в голубоватой предрассветной дымке порт Гавра.

Картина находится в Музее Мармоттан – Моне в Париже. Здесь находится более трехсот полотен импрессионистов и неоимпресионистов, а значит, посетив музей, вы уже выйдете с некоторым пониманием идей импрессионизма. А продолжить можно в Музее д’ Орсе, коллекции которого могут позавидовать многие.

Художники-импрессионисты переносили на холсты только свое восприятие реальности и ее различные проявления, а не то, что они знали: например, земля на их картинах может быть фиолетовой, сиреневой, голубой, розовой или оранжевой, но никогда – черной или темно-коричневой.

Импрессионизм, столь критикуемый современниками, был оценен по достоинству спустя пятьдесят лет, и сегодня импрессионистов рассматриваются и ценятся как шедевры мировой живописи. Вашему вниманию представляем наиболее запомнившихся нам представителей импрессионизма.

Ренуар, Пьер Огюст(1841 – 1919гг.).

Искусствоведы говорят о том, что важным достижением Ренуара является использование теории импрессионистов и их технику не только когда писал пейзажи и натюрморты или людей на пленэре, но и при написании обнаженных моделей и портретов.

Ренуар часто обращался к изображению обнажённого женского тела. Он передавал игру света и солнца на коже, казавшейся живой на его картинах. Он писал обнаженное женское тело, с застывшими каплями воды, перламутровую сверкающую кожу, розовую, загорелую, а в конце жизни – оранжевую, переливающуюся в огне солнечных лучей.

Ренуар отвергал все теории, говоря: «Теории не помогают написать хорошую картину, чаще всего ими пытаются прикрыть недостаток выразительных средств ».

Интересно, что первые работы Ренуара выполнены в реалистичной манере. Например, «Диана-охотница» и «Харчевня матушки Антони».

Ренуар дружил с Моне, художником-импрессионистом, о котором речь пойдет ниже. Эта дружба, собственно, и привела к тому, что Ренуар будет использовать технику импрессионистов.

Тем не менее, искусствоведы и историки живописи обращают внимание на то, что если по примеру импрессионистов Ренуар и отказывается от темных тонов, но время от времени все же делает небольшие вкрапления на своих картинах. Среди работ этого периода в первую очередь можно назвать «Пон-Нёф», «Большие бульвары», «Дорожка среди высокой травы».

Последние годы жизни художник, страдающий от приступов ревматизма провел на юге Франции в Кань-сюр-Мер в усадьбе «Колетт». Работы этого периода, с 1903 по 1919г. пронизаны чувственностью, на полотнах Ренуара преобладают теплые тона - розовый красный, оранжевый.

Очень заметно влияние мастеров прошлого – Рубенса Буше и др. Например, «Суд Париса », «Купальщица вытирающая ногу ». Лучшей и последней работой считается картина «Купальщицы», написанная в 1918г. Сегодня его усадьба, в тени оливково-апельсиновой рощи, открыта для посетителей. Вы можете заглянуть в гостиную и столовую, подняться наверх в спальню художника, хранящую атмосферу его последних дней: инвалидное кресло, мольберт и кисти. На одной из стен в комнате его супруги висит фотография сына Ренуара Пьера, а из окна открывается изумительный вид Антиб и Верхние Канны.

Благодаря французскому кинематографу, вы можете сами погрузиться в последний период жизни Огюста Ренуара, познакомиться с его сыном и увидеть борьбу искусства с суровой действительностью. В марте на широкий экран выход фильм французского режиссера Жиля Бурдо «Ренуар: Последняя любовь». Художник как раз заканчивает «Купальщиц».

Лазурный берег, великий художник, его муза… французы – мастера своего дела, а возможность фактически воочию лицезреть великого мастера за работой, а потом видеть результат его труда, дорогого стоит. Именно эта картина закрывала последний Каннский фестиваль.

Моне Клод (1840 – 1926гг.).

Клода Моне называют отцом импрессионизма. Будущий художник родился в Париже, но его детство и юность прошли на севере Франции, в городе Гавр. Большое влияние на Моне оказал Эжен Буден, французский художник, считающийся предшественником импрессионизма. Именно он научил работать его на пленэре (в пер., на открытом воздухе).

Сезанн говорил: «Моне – это только глаз, но какой глаз! » Сложно поспорить и не влюбиться в парижские улицы, побережья и пейзажи Нормандии, на полотнах Моне.

Его знаменитая картина «Завтрак на траве» была написана в 1863г. в деревне Шайи-ан-Бьер, располагавшуюся на окраине леса Фонтенбло; ее центральная часть, пострадавшая от сырости и вырезанная автором, хранится в Музее д’ Орсе в Париже, а повторение картины в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Осень 1908г. и 1909гг. художник провел в Венеции, покоренный очарованием города, его постоянно меняющимся отражением на водной глади канала. Здесь Моне написал картины «Венеция: Дворец дожей» и «Венеция: Большой канал». Гению Моне невероятным образом удалось изобразить город, будто затянутый легкой предрассветной дымкой.

На закате своего творческого пути Моне создавал утонченные картины, на которые художника вдохновляли кувшинки в пруду его дома в Живерни.

Когда художник переехал в 1883 году в поисках тихого и спокойного места в Живерни, вряд ли он подозревал о том, насколько изменит жизнь сонной деревушки в Нормандии. Вскоре после его прибытия, город, в восьмидесяти километрах от Парижа, в поисках Мастера наводнили молодые художники из разных частей Европы.

В наши дни художники и любители искусства в поисках вдохновения приезжают погулять в садах Живерни, побывать в отреставрированном доме. Поэтому, если вы влюбились в прекрасные полотна Моне в музеях д"Орсе, Мармоттан и Оранжери, то Живерни в вашем списке must se е будет на первом месте.

Сислей Альфред (1839 – 1899гг.).

Будучи импрессионистом Сислей особенно много внимания уделял передаче нюансов и ощущений. Он очень любил писать водную поверхность, небо, туман, снег. «Нужно, чтобы картина вызывала у зрителя те же чувства, которые переполняли художника, когда он смотрел на этот пейзаж», - говорил Сислей.

Обратите внимание насколько легкими, почти невесомыми кажутся дома, водная гладь с легкой рябью, пастельное небо и листва деревьев. Его картины, написанные тонкими, воздушными мазками настраивают на поэтический, романтический лад.

Значительное собрание картин художника находится в Музее д’ Орсе в Париже. Не оставьте его без внимания, когда будете в столице Франции. Вы получите удовольствие от работ не только Сислея, но и картин других художников-импрессионистов, выставленных в этом музее на берегу Сены.

Писсаро Камиль (1830 – 1903гг.).

Искусствоведы пишут о том, что, если Клод Моне и Сислей больше всего любили воображать на своих картинах воду и меняющееся отражения на ее поверхности, то Писсаро отдавал предпочтение земле. Его искусство свободно от мимолетных впечатлений – все в нем более основательно. Обратите внимание, как часты в его картинах сюжеты из сельской жизни. Художник так использовал цветовую гамму, что при изучении его полотен, кажется, будто они наполнены светом изнутри. Писсаро любил писать фруктовые сады, поля, удивительно передавая изменения природы.

Писсаро был знаком с Моне, с которым они любили вместе писать в окрестностях Парижа. Здесь были написаны «Вокзал Сен-Лазар», «Павильон Флоры и Пон-Руаяль», «Площадь Комеди-Франсез», «Вид на Лувр, Сену и Пон-Нёф».

Сезанн называл его «скромным и великим», вполне заслужено, как вы считаете?

Сёра Жорж (1859 – 1891гг).

Одной из характерных черт Сёра было желание внести свежую струю в импрессионизм.

Его творчество – и рисунки, и живописные работы – опираются на теорию контрастов. Наиболее известная картина, безусловно, вам знакома, это шедевр «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», хранящаяся в Чикагском художественном институте. Эта картина стала выражением новых тенденций в искусстве, выражением идей неоимпрессионизма. Ощущение полного покоя было достигнуто путем сочетания холодных и теплых тонов, света и тени.

«Канкан», не менее известная картина художника, наоборот передает ощущение радости, движения, при помощи тёплых оттенков и ярких красок.

Хочется закончить словами Клода Моне «People discuss my art and pretend to understand as if it were necessary to understand, when it"s simply necessary to love ». (Люди обсуждают мои картины, пытаясь понять. Зачем обязательно понимать, если можно просто любить ?)

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 04.01.2015 14:11 Просмотров: 10587

Импрессионизм – направление в искусстве, возникшее во второй половине XIX в. Его главной целью была передача мимолетных, изменчивых впечатлений.

Появление импрессионизма связывают с наукой: с последними открытиями оптики и теории цвета.

Это направление затронуло почти все виды искусства, но наиболее ярко оно проявилось в живописи, где передача цвета и света являлась основой творчества художников-импрессионистов.

Значение термина

Импрессиони́зм (фр. Impressionnisme) от impression – впечатление). Этот стиль живописи появился во Франции в конце 1860-х гг. Его представляли Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Берта Моризо, Альфред Сислей, Жан Фредерик Базиль. Но сам термин появился в 1874 г., когда на выставке была показана картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872). В названии картины Моне подразумевал, что он передаёт только своё мимолётное впечатление от пейзажа.

К. Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872). Музей Мармоттан-Моне, Париж
Позже термин «импрессионизм» в живописи стал пониматься шире: внимательное изучение натуры с точки зрения цвета и освещения. Целью импрессионистов было изображение мгновенных, как бы «случайных» ситуаций и движений. Для этого ими были использованы различные приёмы: сложные ракурсы, асимметричность, фрагментарность композиций. Картина у художников-импрессионистов становится как бы застывшим мгновением постоянно изменяющегося мира.

Художественный метод импрессионистов

Самые популярные жанры импрессионистов – пейзажи и сцены из городской жизни. Они всегда писались «на пленэре», т.е. непосредственно с натуры, на природе, без эскизов и предварительных набросков. Импрессионисты замечали и умели передавать на холсте цвета и оттенки, обычно невидимые простым глазом и невнимательным зрителем. Например, передача синего цвета в тенях или розового – на закате. Они разлагали сложные тона на составляющие их чистые цвета спектра. От этого их живопись получалась светлой и трепетной. Художники-импрессионисты краски накладывали отдельными мазками, в свободной и даже небрежной манере, поэтому их картины лучше смотреть на расстоянии – именно при таком взгляде создаётся эффект живого мерцания красок.
Импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками.
К. Писсарро, А. Сислей и К. Моне предпочитали пейзажи и городские сцены. О. Ренуар любил изображать людей на лоне природы или в интерьере. Французский импрессионизм не поднимал философские и социальные проблемы. Они не обращались к библейским, литературным, мифологическим, историческим сюжетам, которые были присущи официальному академизму . Вместо этого на живописных полотнах появилось изображение будничности и современности; изображение людей в движении, во время отдыха или развлечения. Их основные сюжеты – флирт, танцы, люди в кафе и театре, прогулки на лодках, пляжи и сады.
Импрессионисты старались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток. В этом плане наивысшим достижением можно считать циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона».

К. Моне «Собор в Руане в солнце» (1894). Музей Орсе, Париж, Франция
«Руанский собор» – цикл из 30 картин Клода Моне, которые представляют собой виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения. Этот цикл был написан художником в 1890-х гг. Собор позволил ему показать отношение между постоянной, твёрдой, структурой здания и изменяющимся, легко играющим светом, меняющим наше восприятие. Моне концентрируется на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне.

К. Моне «Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода» (1892). Музей Орсе, Париж

К. Моне «Руанский собор, портал и башня, эффект утра; белая гармония» (1892-1893). Музей Орсе, Париж

К. Моне «Руанский собор, портал и башня в солнце, гармония голубого и золота» (1892-1893). Музей Орсе, Париж
Вслед за Францией художники-импрессионисты появились в Англии и США (Джеймс Уистлер), в Германии (Макс Либерман, Ловис Коринт), в Испании (Хоакин Соролья), в России (Константин Коровин, Валентин Серов, Игорь Грабарь).

О творчестве некоторых художников-импрессионистов

Клод Моне (1840-1926)

Клод Моне, фотография 1899 г.
Французский живописец, один из основателей импрессионизма. Родился в Париже. Рисованием увлекался с детства, в 15 лет проявил себя талантливым карикатуристом. К пейзажной живописи его приобщил Эжен Буден – французский художник, предшественник импрессионизма. Позже Моне поступил в университет на факультет искусств, но разочаровался и покинул его, поступив в студию живописи Шарля Глейра. В студии он познакомился с художниками Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.
Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла в 1870 г. года стала женой художника.

К. Моне «Камилла» («Дама в зеленом») (1866). Кунстхалле, Бремен

К. Моне «Прогулка: Камилла Моне с сыном Жаном (Женщина с зонтиком)» (1875). Национальная галерея искусства, Вашингтон
В 1912 г. врачи поставили К. Моне диагноз двойной катаракты, ему пришлось перенести две операции. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрел зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета. Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, для других людей они были просто белыми.

К. Моне «Водяные лилии»
Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище.

Камиль Писсарро (1830-1903)

К. Писсарро «Автопортрет» (1873)

Французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.
Родился на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда и уроженки Доминиканской республики. До 12 лет жил в Вест-Индии, в возрасте 25 лет вместе со всей семьёй переехал в Париж. Здесь учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Начинал с сельских пейзажей и видов Парижа. Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля живописи. Он дружил с художниками Дега, Сезанном и Гогеном. Писарро был единственным участником всех 8 выставок импрессионистов.
Скончался в 1903 г. в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Уже в ранних работах художник особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро.

К. Писсарро «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» (1897)
в 1890 г. Писарро увлёкся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков). Но через некоторое время вернулся к своей обычной манере.
В последние годы жизни у Камиля Писсарpо заметно испортилось зрение. Но он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных художественными эмоциями.

К. Писсарро «Улица в Руане»
Необычный ракурс некоторых его полотен объясняется тем, что художник писал их из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов.
Писсарро писал также акварелью и создал серию офортов и литографий.
Вот несколько его интересных высказываний об искусстве импрессионизма: «Импрессионисты на верном пути, их искусство здоровое, оно основано на ощущениях и оно честное».
«Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят!»

К. Писсарро «Первый мороз» (1873)

Русский импрессионизм

Русский импрессионизм развивался с конца XIX-начала XX в. В нём сказалось воздействие творчества французских импрессионистов. Но русский импрессионизм имеет ярко выраженную национальную специфику и во многом не совпадает с хрестоматийными представлениями о классическом французском импрессионизме. В живописи русских импрессионистов преобладают предметность, материальность. В нём большая нагруженность смыслом и меньшая динамизация. Русский импрессионизм ближе, чем французский, к реализму . Французские импрессионисты делали упор на впечатлении от увиденного, а русские добавили и отображение внутреннего состояния художника. Работа должна была быть завершена за один сеанс.
Некоторая незавершенность русского импрессионизма создаёт «трепет жизни», который был характерен для них.
К импрессионизму относят творчество русских художников: А. Архипова, И. Грабаря, К. Коровина, Ф. Малявина, Н. Мещерина, А. Мурашко, В. Серова, А. Рылова и др.

В. Серов «Девочка с персиками» (1887)

Эту картину считают эталоном русского импрессионизма в портрете.

Валентин Серов «Девочка с персиками» (1887). Холст, масло. 91×85 см. Государственная Третьяковская галерея
Картина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова в Абрамцево, которую тот приобрел у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 г. На портрете изображена 12-летняя Вера Мамонтова. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, персики и листья.
«Всё, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, – вот как у старых мастеров» (В. Серов).

Импрессионизм в других видах искусства

В литературе

В литературе импрессионизм как отдельное направление не сложился, но его черты нашли отражение в натурализме и символизме .

Эдмон и Жюль Гонкуры. Фотография
Принципы натурализма прослеживаются в романах братьев Гонкуров и Джордж Элиот. Но первым термин «натурализм» использовал для обозначения собственного творчества Эмиль Золя. Вокруг Золя группировались писатели Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Гюисманс и Поль Алексис. После выхода сборника «Меданские вечера» (1880) с откровенными рассказами о бедствиях франко-прусской войны (включая мопассановскую повесть «Пышка») за ними закрепилось название «меданской группы».

Эмиль Золя
Натуралистическое начало в литературе часто подвергалось критике за недостаток художественности. Например, И. С. Тургенев писал по поводу одного из романов Золя, что «там много копаются в ночных горшках». Критически относился к натурализму и Гюстав Флобер.
Золя поддерживал дружеские отношения со многими художниками-импрессионистами.
Символисты использовали символы, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
Таким образом, импрессионизм в литературе выражался частным впечатлением автора, отказом от объективной картины реальности, изображением каждого мгновения. Фактически это приводило к отсутствию сюжета и истории, заменой мысли восприятием, а рассудок – инстинктом.

Г. Курбе «Портрет П. Верлена» (около 1866 г.)
Яркий пример поэтического импрессионизма – сборник Поля Верлена «Романсы без слов» (1874). В России влияние импрессионизма испытали Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.

В. Серов «Портрет К. Бальмонта» (1905)

Иннокентий Анненский. Фотография
Эти настроения коснулись и драматургии. В пьесах присутствует пассивное восприятие мира, анализ настроений, душевных состояний. В диалогах концентрируются мимолётные разрозненные впечатления. Эти признаки характерны для творчества Артура Шницлера.

В музыке

Музыкальный импрессионизм сложился во Франции в последнюю четверть XIX в. – начале XX в. Ярче всего он выразился в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Эрик Сати
Музыкальный импрессионизм близок импрессионизму во французской живописи. У них не только общие корни, но и причинно-следственные отношения. Композиторы-импрессионисты искали и находили не только аналогии, но и выразительные средства в творчестве Клода Моне, Поля Сезанна, Пюви де Шаванна и Анри де Тулуз-Лотрека. Конечно, средства живописи и средства музыкального искусства могут быть связаны друг с другом только при помощи особенных, тонких ассоциативных параллелей, существующих только в сознании. Если смотреть на расплывчатое изображение Парижа «в осеннем дожде» и такие же звуки, «приглушённые шумом падающих капель», то здесь можно говорить только о свойстве художественного образа, но не реального изображения.

Клод Дебюсси
Дебюсси пишет «Облака», «Эстампы» (наиболее образный из которых, акварельная звуковая зарисовка – «Сады под дождём»), «Образы», «Отблески на воде», которые вызывают прямые ассоциации со знаменитым полотном Клода Моне «Импрессия: восход солнца». По выражению Малларме, композиторы-импрессионисты учились «слышать свет», передавать в звуках движение воды, колебание листвы, дуновение ветра и преломление солнечных лучей в вечернем воздухе.

Морис Равель
Прямые связи живописи и музыки существуют у М. Равеля в его звукоизобразительной «Игре воды», цикле пьес «Отражения», фортепианном сборнике «Шорохи ночи».
Импрессионисты создавали произведения утончённые искусства и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие по стилю.

В скульптуре

О. Роден «Поцелуй»

Импрессионизм в скульптуре выражался в свободной пластике мягких форм, которая создает сложную игру света на поверхности материала и ощущение незавершенности. В позах скульптурных персонажей схвачен момент движения, развития.

О. Роден. Фотография 1891 г.
К этому направлению относят скульптурные работы О. Родена (Франция), Медардо Россо (Италия), П.П. Трубецкого (Россия).

В. Серов «Портрет Паоло Трубецкого»

Па́вел (Паоло) Трубецко́й (1866-1938) – скульптор и художник, работал в Италии, США, Англии, России и Франции. Родился в Италии. Внебрачный сын русского эмигранта, князя Петра Петровича Трубецкого.
С детства самостоятельно заниматься скульптурой и живописью. Никакого образования не имел. В начальный период своего творчества создавал портретные бюсты, произведения мелкой пластики, участвовал в конкурсах на создание крупных скульптур.

П. Трубецкой «Памятник Александру III», Санкт-Петербург
Первая выставка произведений Паоло Трубецкого состоялась в США в 1886 г. В 1899 г. скульптор приехал в Россию. Принимает участие в конкурсе по созданию памятника Александру III и неожиданно для всех получает первую премию. Этот памятник вызывал и продолжает вызывать разноречивые оценки. Более статичного и тяжеловесного памятника трудно себе представить. И только положительная оценка императорской семьи позволила занять памятнику соответствующее место - в скульптурном изображении нашли сходство с оригиналом.
Критики считали, что Трубецкой работал в духе «устаревшего импрессионизма».

Образ гениального русского писателя получился у Трубецкого более «импрессионистическим»: здесь явно присутствует движение - в складках рубахи, развевающейся бороде, повороте головы, присутствует даже ощущение того, что скульптору удалось уловить напряжение мысли Л. Толстого.

П. Трубецкой «Бюст Льва Толстого» (бронза). Государственная Третьяковская галерея

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса