Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Где живут чукчи дом. Где живут чукчи и эскимосы

Чукчи, луораветланы, или чукоты, являются коренным народом крайнего северо-востока Азии. Род чукчи относится к агнатному, который объединен общностью огня, общим знаком тотема, единокровностью по мужской линии, религиозными обрядами и родовой местью. Чукчи делятся на оленных (чаучу)- тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых (анкалын) - оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. Есть и чукчи собаководы, которые разводили собак.

Название

Якуты, эвены и русские с 17 века начали называть чукчей чукотским словом чаучу , или чавчу , которое в переводе означает «богатый оленями».

Где живут

Народ чукчи занимает огромную территорию от Северного Ледовитого океана до реки Анюй и Анадырь и от Берингова моря до реки Индигирки. Основная часть населения проживает на Чукотке и в Чукотском автономном округе.

Язык

Чукотский язык по своему происхождению относится к чукотско-камчатской языковой семье и входит в состав палеоазиатских языков. Близкие родственники чукотского языка - корякский, керекский, который к концу 20 века исчез, и алюторский. Типологически чукотский относится к инкорпорирующим языкам.

Чукотским пастухом по имени Теневиль в 1930-х годах была создана оригинальная идеографическая письменность (хотя на сегодняшний день точно не доказано, было ли письмо идеографическим или словесно-слоговым. Эта письменность, к сожалению, не получила широкого употребления. Чукчи с 1930-х годов пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Чукотская литература в основном создается на русском языке.

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика - женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Численность

В 2002 году была проведена очередная Всероссийская перепись населения, по итогам которой количество чукчей составляло 15767 человек. После проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году число составило 15908 человек.

Продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни чукчей мала. Те, кто живет в естественных условиях, доживают до 42-45 лет. Основными причинами высокой смертности является злоупотребление алкоголем, курение и плохое питание. На сегодняшний день к этим проблемам присоединились наркотики. На Чукотке очень мало долгожителей, около 200 человек в возрасте 75 лет. Падает рождаемость, и все это в совокупности, к сожалению, может привести к вымиранию народа чукчей.


Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  1. двойная меховая рубаха
  2. двойные меховые штаны
  3. короткие меховые чулки
  4. меховые невысокие сапоги
  5. двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны - длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.


Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.


Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа - мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Характер

Чукчи являются эмоциональными и психологически очень легковозбудимыми людьми, что часто приводит к исступлению, склонности к самоубийствам и убийствам, даже при малейшем поводе. Этот народ очень любит независимость и настойчив в борьбе. Но вместе с тем чукчи очень гостеприимные и добродушные, всегда готовы прийти на помощь соседям. Во времена голодовок они помогали даже русским, приносили им еду.


Религия

Чукчи по своему верованию являются анимистами. Они обоготворяют и персонифицируют явления природы и ее области, воду, огонь, лес, животных: оленя, медведя и ворону, небесные тела: луну, солнце и звезды. Верят чукчи и в злых духов, считают, что они насылают на Землю бедствия, смерть и болезни. Чукчи носят амулеты и верят в их силу. Создателем мира они считали Ворона по имени Куркыль, который сотворил все на Земле и научил всему людей. Все, что есть в космосе сотворили северные животные.

У каждой семьи есть свои семейные святыни:

  • наследственный снаряд для добычи священного огня методом трения и используемый по праздникам. У каждого члена семьи свой снаряд, и на нижней дощечке каждого была высечена фигура с головой хозяина огня;
  • семейный бубен;
  • связки деревянных сучков «отстранителей несчастий»;
  • деревяшки с изображениями предков.

К началу 20 века многие чукчи были крещены в Русской православной церкви, но среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями.


Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью - день убоя оленей;
  • весной - день рогов;
  • зимой - жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират - обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.


Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.


Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.


Еда

Традиционные блюда чукчей готовят из мяса оленя и рыбы. Основа питания этого народа - отварное мясо кита, тюленя или оленя. Мясо употребляется в пищу и в сыро-замороженном виде, едят чукчи внутренности животных и кровь.

Чукчи едят моллюсков и растительную пищу:

  • кора и листья ивы
  • щавель
  • морская капуста
  • ягоды

Из напитков представители народа предпочитают алкоголь и отвары из трав, похожие на чай. Неравнодушны чукчи к табаку.

В традиционной кухне народа есть своеобразное блюдо под названием моняло. Это полупереварившийся мох, который извлекается из желудка оленя после убийства животного. Моняло используют при приготовлении свежих блюд и консервов. Самым распространенным до 20 века горячим блюдом у чукчей была жидкая похлебка из моняла с кровью, жиром и измельченным мясом.


Жизнь

Чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом - китов и моржей. Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, мох и ягоды.

Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.

Орудия труда были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используются в основном европейские. Но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры: это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.

Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак. Чукчи, жившие у моря, для охоты и передвижения по воде издавна использовали байдарки.

Приход советской власти затронул и жизнь поселений. Со временем в них появились школы, культурные учреждения и больницы. Сегодня уровень грамотности чукчей в стране находится на среднем уровне.


Жилище

Чукчи живут в жилищах, называемых ярангами. Это шатер больших размеров, неправильной многоугольной формы. Покрывают ярангу полотнищами из шкур оленей таким образом, чтобы мех был снаружи. Свод жилища опирается на 3 шеста, которые расположены в центре. К покрову и столбам шалаша привязывают камни, что обеспечивает устойчивость напору ветра. С пола ярангу наглухо заделывают. Внутри шалаша посередине расположено огнище, которое окружено санями, загруженными различными принадлежностями для хозяйства. В яранге чукчи живут, едят и пьют, спят. Такое жилище хорошо прогревается, поэтому обитатели ходят в нем раздетыми. Отапливают чукчи свое жилье жировой лампой из глины, дерева или камня, где и готовят пищу. У приморских чукчей яранга отличается от жилья оленеводов тем, что в ней нет дымового отверстия.


Известные люди

Несмотря на то, что чукчи - народ далекий от цивилизации, среди них есть и те, кто стал известен навесь мир, благодаря своим достижениям и талантам. Первый чукотский исследователь Николай Дауркин является чукчей. Свое имя он получил при крещении. Дауркин был одним из первых русских подданных, которые высадились на Аляске, сделал несколько важных географических открытий 18 века, первым составил подробную карту Чукотки и получил дворянский титул за вклад в науку. Именем этого выдающегося человека был назван полуостров на Чукотке.

Кандидат филологических наук Петр Иненликей тоже родился на Чукотке. Он изучал народности севера и их культуру, является автором книг по исследованию в области лингвистки языков северных народов России, Аляски и Канады.

Мы все привыкли считать представителей этого народа наивными и миролюбивыми жителями Крайнего Севера. Дескать, всю свою историю чукчи пасли стада оленей в условиях вечной мерзлоты, охотились на моржей, а в качестве развлечения дружно били в бубны. Анекдотичный образ простака, который все время произносит слово «однако», настолько далек от реальности, что это действительно шокирует. Между тем, в истории чукчей немало неожиданных поворотов, а их быт и нравы до сих пор вызывают споры у этнографов. Чем же представители этого народа так отличаются от других обитателей тундры?

Называют себя настоящими людьми
Чукчи – единственный народ, мифология которого откровенно оправдывает национализм. Дело в том, что их этноним произошел от слова «чаучу», которое на языке аборигенов севера обозначает владельца большого числа оленей (богача). Данное слово услышали от них русские колонизаторы. Но это не самоназвание народа.

«Луораветланы» – так чукчи именуют себя, что переводится как «настоящие люди». Они всегда высокомерно относились к соседним народам, а себя считали особенными избранниками богов. Эвенков, якутов, коряков, эскимосов в своих мифах луораветланы называли теми, кого боги создали для рабского труда.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность чукчей составляет всего 15 тысяч 908 человек. И хотя этот народ никогда не был многочисленным, умелые и грозные воины в непростых условиях сумели завоевать огромные территории от реки Индигирки на западе до Берингова моря на востоке. Их земли по площади сопоставимы с территорией Казахстана.

Раскрашивают лица кровью
Чукчи делятся на две группы. Одни занимаются оленеводством (кочевники-скотоводы), другие охотятся на морского зверя, по большей части, добывают моржей, поскольку живут на берегу Северного Ледовитого океана. Но это основные занятия. Оленеводы тоже занимаются промыслом, они добывают песцов и других пушных животных тундры.

После удачной охоты чукчи раскрашивают свои лица кровью убитого зверя, при этом изображая знак своего родового тотема. Затем эти люди совершают ритуальное жертвоприношение духам.

Воевали с эскимосами
Чукчи всегда были умелыми воинами. Представьте себе, сколько храбрости необходимо, чтобы выходить в океан на лодке и нападать на моржей? Впрочем, не только животные становились жертвами представителей этого народа. Они часто совершали грабительские походы на эскимосов, перебираясь в соседнюю Северную Америку через Берингов пролив на своих лодках, сделанных из древесины и моржовых шкур.

Из военных походов умелые воины привозили не только награбленное добро, но и рабов, отдавая предпочтение молодым женщинам.

Интересно, что в 1947 году чукчи в очередной раз решили пойти войной на эскимосов, тогда лишь чудом удалось избежать международного конфликта между СССР и США, ведь представители обоих народов официально являлись гражданами двух супердержав.

Грабили коряков
Чукчи за свою историю успели изрядно насолить не только эскимосам. Так, они часто нападали на коряков, отбирая их оленей. Известно, что с 1725 по 1773 годы захватчики присвоили около 240 тысяч (!) голов чужого скота. Собственно, чукчи занялись оленеводством после того как ограбили соседей, многим из которых пришлось добывать себе пропитание охотой.

Подкравшись к поселению коряков в ночи, захватчики протыкали копьями их яранги, стремясь сразу же убить всех хозяев стада, пока они не проснулись.

Татуировки в честь убитых врагов
Чукчи покрывали свои тела татуировками, посвященными убитым врагам. После победы воин наносил на тыльную сторону запястья правой руки столько точек, сколько противников он отправил на тот свет. На счету некоторых опытных бойцов было столько поверженных врагов, что точки сливались в линию, идущую от запястья к локтю.

Предпочитали смерть плену
Чукотские женщины всегда носили при себе ножи. Острые лезвия были нужны им не только в быту, но и на случай самоубийства. Поскольку пленные люди автоматически становились рабами, чукчи предпочитали смерть такой жизни. Узнав о победе врага (например, явившихся отомстить коряков), матери сначала убивали своих детей, а потом и самих себя. Как правило, они бросались грудью на ножи или копья.

Проигравшие воины, лежащие на поле брани, просили своих противников о смерти. Причем, делали это равнодушным тоном. Единственным пожеланием было – не мешкать.

Выиграли войну с Россией
Чукчи – единственный народ Крайнего Севера, воевавший с Российской империей и одержавший победу. Первыми колонизаторами тех мест стали казаки, руководил которыми атаман Семен Дежнев. В 1652 году они построили Анадырский острог. За ними на земли Заполярья отправились другие искатели приключений. Воинственные северяне не захотели мирно соседствовать с русскими, а уж тем более – выплачивать налоги в имперскую казну.

Война началась в 1727 году и длилась более 30 лет. Тяжелые бои в непростых условиях, партизанские диверсии, хитроумные засады, а также массовые самоубийства чукотских женщин и детей – все это заставило русские войска дрогнуть. В 1763 году армейские части империи были вынуждены покинуть Анадырский острог.

Вскоре у берегов Чукотки появились корабли англичан и французов. Возникла реальная опасность, что эти земли захватят давние противники, сумев договориться с местным населением без борьбы. Императрица Екатерина II решила действовать дипломатичнее. Она предоставила чукчам налоговые льготы, а их правителей буквально осыпала золотом. Русским жителям Колымского края было приказано, «… чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному».

Такой мирный подход оказался гораздо более эффективным, чем войсковая операция. В 1778 году чукчи, задобренные властями империи, приняли российское подданство.

Смазывали стрелы ядом
Чукчи прекрасно владели своими луками. Они смазывали наконечники стрел ядом, даже легкое ранение обрекало жертву на медленную мучительную и неминуемую смерть.

Бубны обтягивали человеческой кожей
Чукчи сражались под звуки бубнов, обтянутых не оленьей (как положено по обычаю), а человеческой кожей. Такая музыка нагоняла ужас на врагов. Об этом говорили русские солдаты и офицеры, воевавшие с аборигенами севера. Колонизаторы объясняли свое поражение в войне особой жестокостью представителей этого народа.

Воины умели летать
Чукчи во время рукопашных схваток перелетали через поле битвы, приземляясь в тылу врага. Как они совершали прыжки на 20-40 метров и после этого могли сражаться? Ученые до сих пор не знают ответа на этот вопрос. Вероятно, умелые воины использовали особые приспособления вроде батутов. Данный прием часто позволял одерживать победы, ведь противники так и не поняли, как ему противостоять.

Владели рабами
Чукчи владели рабами вплоть до 40-х годов ХХ века. Женщин и мужчин из бедных семей часто продавали за долги. Они выполняли грязную и тяжелую работу, как и захваченные в плен эскимосы, коряки, эвенки, якуты.

Обменивались женами
Чукчи вступали в так называемые групповые браки. В них входили несколько обычных моногамных семей. Мужчины могли обмениваться женами. Такая форма социальных отношений была дополнительной гарантией выживания в тяжелых условиях вечной мерзлоты. Если кто-то из участников подобного союза погибал на охоте, то о его вдове и детях было, кому позаботиться.

Народ юмористов
Чукчи могли прожить, найти кров и еду, если обладали способностью смешить людей. Народные юмористы переезжали из стойбища в стойбище, веселя всех своими шутками. Их уважали и высоко ценили за талант.

Изобрели памперсы
Чукчи первыми изобрели прообраз современных подгузников. Они использовали слой мха с оленьей шерстью как впитывающий материал. Новорожденного одевали в подобие комбинезона, меняя импровизированный подгузник несколько раз в день. Жизнь в условиях сурового севера заставляла людей быть изобретательными.

Меняли пол по приказу духов
Чукотские шаманы могли сменить пол по указанию духов. Мужчина начинал носить женскую одежду и вести себя соответственно, иногда он буквально выходил замуж. А вот шаманка, напротив, перенимала стиль поведения сильного пола. Такого перевоплощения, по верованиям чукчей, от своих служителей иногда требовали духи.

Старики умирали добровольно
Чукотские старики, не желая быть обузой для своих детей, часто соглашались на добровольную смерть. Известный писатель-этнограф Владимир Богораз (1865-1936 гг.) в своей книге «Чукчи» отметил, что причиной возникновения такого обычая стало вовсе не плохое отношение к пожилым людям, а тяжелые условия жизни и недостаток пищи.

Часто добровольную смерть выбирали тяжелобольные чукчи. Как правило, таких людей убивали через удушение ближайшие родственники.

Вы, конечно же, слышали анекдоты про чукчей. Это не вопрос – это утверждение. А еще вы наверняка рассказывали такие анекдоты другим. Сами чукчи, послушав вас, могли бы и посмеяться: они обожали подшучивать над собой. Но, скорее всего, вас бы убили. При этом большая часть современного оружия вряд ли бы помогла, окажись вы против столь опасного врага.

На самом деле трудно отыскать более воинственный и при этом неискоренимый народ, чем чукчи. Большая несправедливость, что мы сегодня не знаем об этом, хотяспартанское воспитание или индейские традиции во многом куда мягче и «гуманнее» подходов воспитания будущих чукотских воинов.

«Настоящие люди»

Луораветланы – «настоящие люди», так чукчи именуют себя сами. Да, они – шовинисты, которые считают остальных второсортными. Они шутят над собой, называя себя «потным народцем» и в подобном роде (но только между собой). При этом нюх чукчей не особо уступает нюху собак, а генетически они от нас ой как отличаются.

Чукчи – это искаженное «чаучи» – оленеводы. Именно чаучей встретили казаки в тундре, не дойдя до их прямых и признанных родственников – анкальынов, приморских луовертланов.

Детство

Как и у индейцев, у чукчей суровое воспитание мальчиков начиналось с 5-6 лет. Спать с этого времени кроме редких исключений позволялось лишь стоя, опершись на полог яранги. При этом юный чукотский воин спал чутко: для этого взрослые подкрадывались к нему и обжигали то раскаленным металлом, то тлеющим концом палки. Маленькие воины (мальчиками как-то язык не поворачивается их назвать), в итоге, начинали молниеносно реагировать на любой шорох…

Бегать приходилось за оленьими упряжками, а не ездить на санях, прыгать – с привязанными к ногам камнями. Лук был неизменным атрибутом: у чукчей вообще зрение – не в пример нашему, дальномер практически безупречен. Именно поэтому чукчей со Второй мировой войны так охотно брали в снайперы. Была у чукчей и своя игра с мячом (из оленьей шерсти), сильно напоминавшая современный футбол (только играли луораветланы в эту игру задолго до «основания» футбола англичанами). А еще любили здесь бороться. Борьба была специфической: на скользкой моржовой шкуре, дополнительно смазанной жиром, надо было не просто одолеть соперника, а кинуть его на острые кости, расставленные по краям. Это, мягко говоря, было опасно. Однако именно таким противостоянием уже взрослые юноши будут выяснять отношения со своими врагами, когда почти в каждом случае проигравшему грозит смерть от куда более длинных костей.

Путь во взрослую жизнь лежал для будущего воина через испытания. Т.к. ловкость ценилась этим народом особо, то и на «экзамене» делали ставку на нее, да на внимательность. Отец посылал сына на какое-то задание, но не оно было главным. Отец незаметно выслеживал сына, и как только тот садился, терял бдительность или попросту превращался в «удобную мишень», то в него тут же выпускалась стрела. Стреляли чукчи, как уже упоминалось выше, феноменально. Так что среагировать и уйти от «гостинца» было делом не простым. Пройти экзамен можно было лишь одним способом - выжить после него.

Смерть? А что ее бояться?

Существуют записи очевидцев, которые описывают шокирующие прецедентны из жизни чукчей даже начала прошлого века. Например, у одного из них стал сильно болеть живот. К утру боль только усилилась, и воин попросил товарищей убить его. Те незамедлительно выполнили просьбу, даже не придав особого значения случившемуся.

Чукчи верили, что у каждого из них есть 5-6 душ. И для каждой души может быть свое место в раю - «Вселенной предков». Но для этого следовало выполнить некоторые условия: достойно погибнуть в бою, быть убитым от руки друга или родственника, или умереть своей смертью. Последнее – слишком большая роскошь для суровой жизни, где на заботу других уповать не стоит. Добровольная смерть для чукчей – обычное дело, достаточно лишь попросить о таком «убийстве себя» родственников. Так же поступали при ряде тяжелых болезней.

Проигравшие бой чукчи могли перебить друг друга, а про плен особо не думали: «Если я стал тебе оленем, то чего медлишь?» - говорили они победившему врагу, ожидая добивания и даже не думая просить пощады.

Война – это честь

Чукчи – прирожденные диверсанты. Малочисленные и свирепые, они были настоящим ужасом для всех, кто жил в зоне досягаемости. Известным фактом является то, что отряд коряков – соседей чукчей, присоединившихся к Российской империи, насчитывавший полсотни человек, бросался врассыпную, если чукчей было хотя бы два десятка. И не смейте обвинять в трусости коряков: их женщины всегда имели с собой нож, чтобы при нападении чукчей убить детей и себя, лишь бы избежать рабства.

С коряками «настоящие люди» воевали одинаково: сначала были торги, где каждый неверный и просто неосторожный жест мог быть понят как сигнал к резне. Если погибали чукчи, то их товарищи объявляли обидчикам войну: вызывали тех на встречу в назначенном месте, стелили шкуру моржа, смазывали ее жиром… И, конечно же, вбивали по краям множество острых костей. Все как в детстве.

Если же чукчи шли в грабительские рейды, то они просто резали мужчин и брали в плен женщин. С пленными обращались достойно, но гордость не позволяла корякам сдаваться живыми. Мужчины живыми в руки чукчей попадать тоже не хотели: в плен мужчин те брали только тогда, когда надо было выпытать информацию.

Пытки

Было два вида пыток: если требовалась именно информация, то врагу связывали руки за спиной и зажимали ладонью нос и рот, пока человек не терял сознания. После этого пленника приводили в чувства и повторяли процедуру. Деморализация была полной, даже «матерые волки» раскалывались.

Но чаще чукчи просто через пытки реализовывали свою ненависть к жертве. В таких случаях враг привязывался к вертелу, и методично прожаривался над костром.

Чукчи и Российская империя

Русских казаков в 1729 году искренне просили «не чинить насилия над немиролюбивыми народами севера». То, что чукчей лучше не злить, их соседи, присоединившиеся к русским, знали на своей шкуре. Однако у казаков, видимо, взыграли гордыня и зависть к такой славе «некрещенных дикарей», поэтому якутский казачий голова Афанасий Шестаков и капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий пошли на земли «настоящих людей», уничтожая все, что встречали на своем пути.

Несколько раз чукотских вождей и старейшин приглашали на встречу, где их попросту подло убивали. Для казаков все казалось просто… Пока чукчи не поняли, что играют не по тем правилам чести, к которым привыкли сами. Через год Шестаков и Павлуцкий дали чукчам открытый бой, где у последних шансов было не так много: стрелы и копья против порохового оружия – не лучшее оружие. Правда, Шестаков и сам погиб. Луораветланы начали настоящую партизанскую войну, в ответ на которую сенат в 1742 году распорядился уничтожить чукчей начисто. Последних было менее 10 000 человек с детьми, женщинами и стариками, задача казалась такой простой.

До середины XVIII века война была жесткой, но вот уже и Павлуцкого убили, и отряды его разбили. Когда российские чиновники разобрались, какие потери они несут, то ужаснулись. Кроме того, прыти у казаков поубавилось: стоило победить чукчей неожиданным набегом, как оставшиеся в живых дети и женщины убивали друг друга, избегая плена. Сами чукчи смерти не боялись, пощады не давали и могли истязать крайне жестоко. Испугать их было нечем.

В срочном порядке издается указ, запрещающий вообще злить чукчей и лезть к ним «со злым умыслом»: за это решено было ввести ответственность. Чукчи вскоре тоже стали успокаиваться: захватить Российскую империю нескольким тысячам воинам было бы слишком обременительной задачей, смысла в которой сами луораветланы не видели. Это был единственный народ, который военным способом запугал Россию, невзирая на свою ничтожную численность.

Спустя пару десятилетий империя вновь вернулась на земли воинственных оленеводов, боясь, что с теми «заведут опасный мир» французы и англичане. Чукчей брали подкупом, уговорами и ублажениями. Дань чукчи платили «в том размере, который сами выберут», т. е. не платили вовсе, а «помощь государеву» им возили так активно, что легко было понять, кто кому на самом деле платит дань. С началом сотрудничества в лексиконе чукчей появился новый термин - «чуванская болезнь», т.е. «русская болезнь»: с цивилизацией к «настоящим людям» пришел и сифилис.

Французов и британцев боялись зря…

Веяния Европы чукчам были – как зайцу стоп-сигнал. Они торговали со многими, однако наибольшее обоюдное уважение в торговле проявляли… с японцами. Именно у японцев чукчи закупали свои металлические латы, которые были точь-в-точь как у самураев. А самураи были восхищены мужеством и ловкостью чукчей: последние являются единственными воинами, которые, согласно многочисленным свидетельствам современников и очевидцев, способны были не просто уклоняться от стрел, но и ловить их руками налету, умудряясь кидать (руками!) обратно во врагов.

Американцев чукчи уважали за честную торговлю, но немного погонять последних тоже любили в своих пиратских набегах. Перепадало и канадцам: известна история, когда чукчи захватили на канадском побережье чернокожих рабынь. Распробовав, что это все же женщины, а не злые духи, чукчи забрали их себе в качестве наложниц. Чукотские женщины не знают, что такое ревность и потому восприняли подобный трофей мужей нормально. Ну а негритянкам запретили рожать, т.к. они были «неполноценными людьми», до старости продержав их в наложницах. По словам очевидцев, рабыни своей новой судьбой были довольны, и лишь жалели, что их не выкрали раньше.

Анекдоты

Советская власть, решив нести огонь коммунистической идеологии и цивилизации в далекие чукотские яранги, радушного приема не получила. Попытка надавить на чукчей силой оказалась непростой задачей: сначала все «красные» с близлежащих территорий наотрез отказывались воевать с чукчами, а потом смельчаки, прибывшие сюда издалека, стали пропадать отрядами, группами, лагерями. В основном пропавших не находили. В редких случаях удавалось разыскать останки перебитых колонистов-неудачников. В итоге «красные» решили пойти проторенным при царе путем подкупа. А чтобы чукчи не стали символом независимости, их просто-напросто превратили в фольклор. Так поступили с Чапаевым, сделав ставку на анекдоты про «Василия Ивановича и Петьку», переделывая образ образованного и достойного, в смешного и потешного. Страх и восхищение перед чукчами сменили на образ эдакого дикаря-недоумка.

Они и сегодня такие же…

А что изменилось сегодня? По большому счету – ничего. Христианство серьезно подорвало чукотские устои, но не настолько, чтобы этот народ стал другим. Чукчи – это Воины.

И пусть одни смеются над очередным анекдотом про чукчу, а другие восхищаются их удалью – настоящий Воин всегда бесконечно выше и тех, и других. Воин идет сквозь время, игнорируя смерть и не сворачивая со своего пути. Сквозь века и трудности, они идут дальше - Великие Воины севера, о которых мы так мало знаем.

Общая информация

Чукчи — коренной народ Российской Федерации, один из малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Самоназвание - лыгъоравэтлъан («настоящие люди»). Распространены самоназвания по месту жительства или кочевок: увелельыт - «уэленцы», чаальыт - «кочующие по реке Чаун» и т. п. По образу жизни чукчи делятся на две большие группы: тундровых кочевых оленеводов (самоназвание - чаучу, «оленный человек») и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание - анкалын, «береговой»). Среди западных чукчей распространено самоназвание чугчит (вероятно, от чаучу). Русское название «чукчи» также происходит от чаучу.

Говорят на чукотском языке, имеющем несколько очень близких диалектов, достаточно хорошо сохранившихся и в наши дни. Письменность создана в 1931 г. на латинской графической основе, замененной позднее русским алфавитом.

Согласно современным исследованиям, предки чукчей обитали во внутренних районах Чукотки, по меньшей мере, 6 тыс. лет назад. В начале I тысячелетия н. э. в связи с появлением в чукотской тундре избыточного населения и изменениями климатических и природных условий, некоторые чукотские племена продвинулись на морское побережье, в область обитания эскимосов, частично ассимилировав их, частично восприняв многие черты их культуры. В результате взаимодействия сухопутной и морской охотничьей культур произошло экономическое разделение труда. В этногенезе чукчей приняли также участие юкагиры.

Территория расселения и численность

В Российской Федерации в 2002 г. проживало 15767 чукчей, из них 12 622 человек (около 70%) живет в Чукотском автономном округе.

В начале XVII века чукчи жили в основном на территории Чукотского, Провиденского и Иультинского районов. Интенсивное развитие оленеводства в XVIII веке, потребность в новых пастбищных угодьях вызвали продвижение чукчей на запад и юг. К началу XX века они занимали всю современную территорию Чукотского автономного округа, часть чукчей оказалась на Камчатке, еще одна небольшая группа - за Колымой в Якутии. Здесь они проживают и в настоящее время: на Камчатке - в Олюторском районе (с. Ачай-Ваям и др.) Корякского автономного округа (1530 человек), в Якутии - в Нижне-Колымском районе (1300).

Распределение чукчей по районам округа в последние десятилетия свидетельствует об их слабой миграции. Изменения в численности обусловлены в основном естественным приростом и изменением границ районов (Шмидтовский, Анадырский). Чукчи живут во всех населенных пунктах округа совместно с русскими, эскимосами, эвенами, чуванцами и другими народами. Чисто чукотских поселений нет, но в большинстве сел чукчи преобладают.

Образ жизни и система обеспечения

Основное традиционное занятие тундровых (оленных) чукчей - кочевое оленеводство. Большую часть года оленеводы проводили в движении. Каждая группа чукчей имела постоянные маршруты кочевок, свою территорию выпаса. В лесной зоне перекочевки совершали через 5-6 дней, в тундре - 3-4 раза за зиму. Повсеместно практиковался полувольный выпас оленей. В летнее время стада находились на побережье океана, где меньше было комаров и оводов. Около четверти оленных чукчей лето проводили в континентальной части Чукотки на северных склонах гор, где сохранялся снег. С наступлением осени все оленеводы продвигались вглубь материка к границе леса. Чукчи не знали пастушеской собаки, и пастухи находись при стаде круглые сутки. Оленеводство давало все необходимое для жизни: пищу, одежду, жилище, средства передвижения.

Основу хозяйственной деятельности приморских чукчей составлял морской зверобойный промысел, продукты которого (мясо, жир для еды и отопления, одежда) также обеспечивали все жизненные потребности, а также служили предметом обмена с оленеводами. Морским зверобойным промыслом занималась и часть оленных чукчей во время пребывания стад на побережье. Рыбу ловили в случае крайней нужды в свободное от выпаса время. Несколько большее значение рыболовство имело в бассейнах крупных рек - Анадыря, Чауна, Колымы. Развитие торговых отношений стимулировало развитие пушного промысла, который до этого также не имел большого значения. В советское время оленеводство на Чукотке развивалось успешно. Улучшение породности животных, более рациональная структура стада, успехи в борьбе с некробактериозом (копытка) и другими болезнями, противооводовая обработка животных способствовали значительному росту поголовья и продуктивности отрасли в целом. К началу 90-х гг. на Чукотке имелось одно из самых крупных в мире стад домашних оленей - около 500 тыс. Оленеводство составляло основу экономики совхозов, покрывая убытки других отраслей, было главной сферой приложения труда значительной части чукчей, обеспечивало их экономический достаток.

В условиях рыночных реформ наблюдается интенсивное разрушение отрасли. Поголовье оленей в округе сократилось более чем на половину. Реформирование совхозов, переход на новые формы организации отрасли на основе частной и коллективно-долевой собственности, не подкрепленный материально-техническими ресурсами, привело к свертыванию производства продукции. Ликвидированы практически все животноводческие, ряд звероводческих ферм, на которых работали женщины-чукчанки.

Этно-социальная обстановка

Этно-социальная обстановка во многих районах Чукотки чрезвычайно сложная. Ее основные составляющие - массовая безработица коренного населения, проблемы с обеспечением поселков топливом, продовольствием, электроснабжением, рост заболеваемости и смертности аборигенов. По этим и ряду других параметров Чукотка в силу особенностей своего географического положения и климатических условий находится в наиболее бедственном положении среди других регионов Севера. Заболеваемость туберкулезом чукчей и других коренных народов Чукотского автономного округа в 10 раз превышает соответствующие показатели для некоренного населения. В 1996 г. на 100 тыс. населения больных активным туберкулезом среди коренных жителей было 737,1, в том числе детей - 233. Социально-экономическая ситуация на Чукотке в отдельные годы настолько обострялась, что требовала вмешательства федерального правительства и гуманитарной помощи со стороны международного сообщества. В сентябре 1996 г., было принято постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономического положения в Чукотском автономном округе». В последние годы, с приходом нового губернатора, ситуация поменялась в лучшую строну, но еще предстоит сделать многое для преодоления кризиса.

Этно-культурная ситуация

По переписи 2002 г. чукотский язык считали родным 27,6 % чукчей. Чукотский язык преподается во многих поселках. С 1992 г. его изучают в рамках программы средней школы. На чукотском языке систематически издается учебная, художественная и общественно-политическая литература, ведет передачи окружное радио и телевидение. С 1953 г. издается газета «Советкэн Чукотка» (в настоящее время - «Мургин нутэнеут», приложение к окружной газете «Крайний Север»). Преподавателей чукотского языка готовят Анадырское педучилище, РГПУ им. Герцена в С-Петербурге, Магаданский пединститут. На родном языке говорит часть чукотской молодежи, что непременно является положительным и стабилизирующим фактором. Сохраняются основные элементы традиционной материальной и духовной культуры: средства передвижения, жилище (в тундре у оленеводов), праздники, обряды и обычаи, религиозные представления.

Широко известно в стране и за рубежом творчество артистов профессионального чукотско-эскимосского хореографического ансамбля «Эргырон», чукотской поэтессы А. Кымытваль. Сохранилось и развивается традиционное искусство гравировки и резьбы по кости. В Анадыре создан Чукотский филиал Северо-Восточного комплексного института ДВО РАН, в составе которого работает около 10 научных сотрудников из числа чукчей и других народов Севера. Изучаются различные аспекты традиционной культуры чукчей, их языка, народные методы лечения, проблемы преобразования экономических отношений и форм собственности и другие актуальные для округа проблемы. Однако, тяжелая социально-экономическая ситуация в целом по округу не дает возможности полноценного развития всех традиционных форм культуры и искусства. Люди, особенно в отдаленных поселках и в тундре, заняты выживанием в этих тяжелейших условиях. Сегодня важно хотя бы бережно сохранить уцелевшие очаги культуры.

Органы управления и самоуправления

Чукчи - один из немногих коренных малочисленных народов Севера РФ, имеющих формально свое автономное образование. Чукотский автономный округ в настоящее время является субъектом Российской Федерации. Создание округа сыграло важную роль в развитии экономики и культуры местного коренного населения. Однако, по мере развития на Чукотке горнорудной промышленности, роста численности приезжего населения округ все более утрачивал черты национально-государственного образования, превращаясь в обычную административно-территориальную единицу. Единственным напоминанием его былого предназначения оставалась должность Председателя окружного исполкома, которую по сложившейся традиции занимал представитель чукотского народа. В других органах государственной власти чукчи были представлены чисто символически. Достаточно сказать, что в конце 80-х гг. в сфере государственного и хозяйственного управления работало всего 96 чукчей, в большинстве своем на малозначащих должностях. К сожалению, эта тенденция сохраняется и сегодня. Функции органа самоуправления выполняет Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Чукотского автономного округа, созданная в 1989 г. В каждом районе округа работают ее территориальные отделения.

Правовые документы и законы

Законодательная база Чукотского автономного округа в -отношении малочисленных народов представлена рядом документов. В Уставе Чукотского автономного округа (принят Думой в 1997 г.) имеются статьи, в которых определяется политика органов государственной власти по защите и обеспечению прав коренных малочисленных народов, развитию образования, культуры, охране окружающей среды, организации местного самоуправления и других важных для коренного населения вопросах. Разработано Временное положение «О порядке передачи земельных участков под фермерские оленеводческие хозяйства». Утверждено временное положение «О порядке согласования отводов земельных участков для пользования недрами Чукотского автономного округа», в котором учтены интересы малочисленных народов. Приняты Законы «О льготном налогообложении предприятий, участвующих в развитии социальной инфраструктуры национальных сел», «О референдуме Чукотского автономного округа», «О порядке и принципах предоставления налоговых льгот». Ряд жизненно важных для чукчей и других коренных народов округа положений нашли отражение в Постановлениях исполнительной власти: «О мерах по реализации программы обустройства национальных сел (1996), «О мерах по упорядочению производства и реализации биологически активного сырья северного оленя» (1996), «О чукотском окружном научно-консультационном совете по китобойному промыслу» (1997) и др.

Современные проблемы окружающей среды

Состояние природной среды в округе стало вызывать серьезное беспокойство уже в конце 80-х гг. К этому времени в результате промышленного освоения, бесхозяйственного использования земель площадь оленьих пастбищ по сравнению с 1970 г. сократилась на 5 млн. гектаров. Повсеместное ухудшение пастбищной территории, уменьшение запаса кормов наблюдается и в настоящее время. Здесь создано 8 особо охраняемых территорий площадью 3 млн. га (4 % всей территории округа). Предпринимаются попытки реализации международных проектов на территории округа (парк Берингия, проект ЭКОРА).

Перспективы сохранения чукчей как этноса

Чукчи - один из немногих северных народов России, которому пока не грозит исчезновение с национальной карты России в перспективном будущем. Степень сохранности традиционной культуры чукчей, уровень их этнического самосознания, этнической солидарности позволяет делать положительные прогнозы и смотреть в будущее. Однако если в ближайшее время государство и региональные власти не окажут существенную поддержку коренному этносу Чукотки и не поднимут социально-экономический статус округа, то чукчи, как самая уязвимая часть населения, будут отброшены далеко назад в своем развитии и выживании. Необходимо также подчеркнуть, что огромную роль в сохранении и консолидации народа должны сыграть сами организации чукчей и их лидеры.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса