Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Open-call для участия в Стратегическом проекте VI Московской международной биеннале молодого искусства «Ведутся революционные работы» и публичной программе проекта

6-ая Московская международная биеннале молодого искусства
Стратегический проект в ММОМА

Ведутся революционные работы

Дорота Гаведа и Эгле Кульбокайте, «Группа молодых читательниц», инсталляция, перформанс, 2017 г.

Бенжамин Форестер, HyperReadings, инсталляция, воркшоп.

Джоана Мол и Седрик Парисот, "Виртуальные наблюдатели", видео онлайн-проект

Табита Разар, "Искренне жаль", видео

Бесплатные медиаторские туры проходят в: четверг и среду - в 14:00 и в 18:00; субботу - в 13:00; воскресенье - 13:00 и 18:00. До 22 июля.

Куратор стратегического проекта: Барбара Куэто

Московский музей современного искусства в шестой раз стал площадкой для проведения стратегического проекта Московской международной биеннале молодого искусства. В 2018 году куратором Основного проекта под названием «Абракадабра» стала Лукреция Калабро Висконти, а стратегического «Ведутся революционные работы» — Барбара Куэто.
Художникам своего проекта Куэто предложила подумать о том, что может быть формой протеста в эпоху цифровых олигархий, как можно противостоять предвзятым институтам и несправедливым механизмам контроля и что может считаться насилием в цифровом пространстве? Проект в рамках биеннале символично пройдет в особняке ММОМА на Гоголевском бульваре, где когда-то собирался круг декабристов, и будет продолжаться в цифровом пространстве — на платформе CosmosCarl.co.uk.

В виртуальном мире наши голоса будто лишены эха — они растворяются в бесконечном потоке изображений и данных. Мы становимся лишь наблюдателями нашего собственного опыта и поставщиками данных для корпораций. Несмотря на очевидность агрессивных действий в цифровом поле, они продолжают маскироваться рассуждениями о защите и свободе доступа к информации. Для борьбы с репрессивными, но одновременно подвижными и нематериальными системами, как например, Google и Facebook, выставка «Ведутся революционные работы» исследует механизмы их обхода и подрыва, а также способы пробуждения гражданского самосознания. Включая работы, выполненные в различных видах искусства — от текста и перформанса до звуковой инсталляции и части экспозиции в цифровом пространстве, выставка демонстрирует, как художники с помощью минимальных средств критикуют и противостоят общепринятым давно сложившимся нормам, которые, по их мнению, не представляют права разных групп общества. Цифровую форму художественного языка они выбирают как оптимальную стратегию борьбы с новыми способами виртуального подавления и манипулирования, появившимися в XXI веке, и фокусируются на социальном, культурном, историческом, гендерном аспектах идентичности в контексте постцифрового общества.

Стратегический проект биеннале под кураторством Барбары Куэто — это способ личной и групповой борьбы участников биеннале с системой. Определяя ее как институционально предвзятую к индивиду, авторы предлагают каждому посмотреть на нее с позиции неравенства, индивидуального влияния и действия, то есть проявления гражданской активности. Так, например, появился проект Бенджамина Форстера HyperReadings — открытое программное обеспечение, на платформе которого пользователи могут составлять список книг для самообразования и делиться им с другими пользователями.

Выставка превращает музей в инструмент влияния, а экспозицию в живое действие, благодаря обширной образовательной программе, включающей семинары, дискуссии и перформансы — как в цифровом, так и в физическом пространстве.

Участники проекта в ММОМА:

Бенджамин Форстер (Австралия) и Юлия Бабыка (Австралия/Германия), Джоана Мой (Испания) и Седрик Парисот (Испания), Дорота Гаведа (Польша) и Эгле Кюльбокайте (Литва), Игнас Крунглевичус (Литва), Морехшин Аллахьяри (Иран), Пюк Фонг (Нидерланды), Саемундур Тор Хельгасон (Исландия) и Фредерик Писсуйз (Нидерланды), Стефани Сайджуко (США), Табита Розер (Франция), Хо Руи Ан (Сингапур), Art & Feminism (США), ShareLab (Сербия), UnmakeLab (Корея).

Художники виртуальной части проекта CosmosCarl.co.uk:

Hackblossom (США), Бенжамин Гроссер (США), Рэмси Нассер (Ливан), Жасмин Виссер (Нидерланды), FemArtNet (Испания), Марина Пински (Россия), Базель Аббас (Кипр), Руанне Абу-Раме (США).

О биеннале:

Московская международная биеннале молодого искусства — один из самых масштабных и амбициозных проектов в области молодого искусства, который будет реализован этим летом уже в шестой раз. Миссия Биеннале, организованной РОСИЗО-ГЦСИ и ММОМА, состоит в том, чтобы открывать новые имена, создавать условия для представления молодых авторов публике и развивать современное искусство в городской среде. Стратегический проект традиционно разместится на двух площадках — Московского музея современного искусства и РОСИЗО-ГЦСИ — и представит лучшие кураторские проекты, отобранные экспертным советом Биеннале на конкурсной основе. Куратором Основного проекта биеннале в 2018 году стала Лукреция Калабро Висконти — независимый куратор, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG. Именно она дала проекта название «Абракадабра». «Абракадабра» отдает предпочтение практикам, основанным на времени, динамическим изображениям и междисциплинарным исследованиям, проводимым коллективно или индивидуально, которые ставят целью активировать пространства и пейзажи посредством понятий перформативности, драматургии и agency (свободы воли).

Партнер стратегических проектов

Партнеры проекта

Лукреция Калабро Висконти, куратор основного проекта 6-й Московской международной биеннале молодого искусства

Комиссар 6-й Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская 12 мая в Университете Ка"Фоскари в Венеции представила куратора основного проекта грядущей выставки, которая пройдет в Москве в июне. Им стала Лукреция Калабро Висконти — молодой независимый куратор из Италии, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG, магистр философии Университета Ка"Фоскари. Выпускница факультета перформативных искусств Института архитектуры Венеции, Лукреция Висконти была ассистентом Маурицио Каттелана для проекта Shit and Die в Турине, также сделала выставки «Почему все такие милые?» и «Удачи, увидимся после революции» в Амстердаме. Висконти является автором множества статей об искусстве в международных изданиях и основателем таких онлайн-проектов, как Curatorshit, shitndie и Ketchup Drool.

Куратор основного проекта был выбран на заседании экспертного совета 6-й Московской международной биеннале молодого искусства. В обсуждении и голосовании приняли участие члены экспертного совета, в том числе заместитель директора ММОМА Алексей Новоселов, куратор международных выставок Музея современного искусства «Гараж» Екатерина Иноземцева, выпускник магистратуры Института Курто, соорганизатор выставки «Геометрия настоящего», ГЭС-2 Виктория Михельсон, заведующий научным отделом ММОМА Андрей Егоров, арт-критик и куратор Мария Кравцова, комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова и заместитель генерального директора по творческой и образовательной деятельности РОСИЗО-ГЦСИ Дарья Пыркина.

Куратор Лукреция Калабро Висконти и комиссар Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская

Лукреция Калабро Висконти посвятит биеннале молодого искусства в Москве абракадабре. «Я бы описала проект метафорой танцпола, где участники одновременно и развлекаются, и следуют определенным правилам, взаимодействуя самым неожиданным образом. Именно поэтому при выборе художников я собираюсь отдать предпочтение тем, кто работает с перформативными практиками, видео и звуком», — уточняет Висконти, описывая свое видение основного проекта. По ее замыслу, название темы — это не только отсылка к магическому заклинанию, но и реверанс диско-хиту Стива Миллера Abracadabra, популярному в 1980-е годы.

Отбор художников 6-й биеннале начнется осенью этого года на сайте www.youngart.ru . В этом году, по словам комиссара биеннале Екатерины Кибовской, большое внимание будет уделено авторам из регионов. Кураторы могут подать заявку на участие в стратегическом проекте, но, как и художники, они должны быть не старше 35 лет.

Напомним, что Московская международная биеннале молодого искусства проходит с 2008 года. Начало проекту положил ежегодный фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?», который проводился Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) ежегодно с 2002 по 2006 год в сотрудничестве со школой современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства (MMOMA). Проект приобрел новый статус в связи с нарастающим к нему интересом молодых художников, кураторов и критиков. Совместными усилиями ГЦСИ и МMOMA была разработана концепция биеннале молодого искусства. Если раньше кураторами биеннале выступали выбранные организаторами проекта известные международные специалисты (Дарья Пыркина, Дарья Камышникова, Катрин Беккер, Дэвид Эллиотт) вне зависимости от их возраста, то с 2015 года куратор биеннале, как и ее участники, — представитель новой генерации. В прошлом году куратором стал 32-летний британец Надим Самман. Партнеры биеннале — культурные институции, заинтересованные в развитии молодого искусства.

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 7 июля – 6-я Московская международная биеннале молодого искусства.

Гость передачи – комиссар биеннале, глава дирекции РОСИЗО по специальным проектам Екатерина Кибовская.

Итак, в Москве в очередной раз проходит Московская биеннале молодого искусства (что означает участие художников не старше 35 лет). Она моложе биеннале «взрослой», но тоже имеет за плечами достаточную историю. Тем более, что у «молодежки» был и предшественник – фестиваль молодого искусства «Стой, кто идет?», проводившийся Госцентром современного искусства совместно со школой «Свободные мастерские». Молодежная биеннале по сравнению с ним выросла в статусе – получила поддержку министерств и департаментов. А также обрела разветвленную и достаточно сложную структуру.

«Абакадабра» – это никоим образом не «оценочное суждение», а название основного проекта биеннале. Кроме него имеются два проекта «стратегических», изрядное количество «специальных» и, наконец, «параллельная программа».

Под стратегическими проектами организаторы понимают поиск основных направлений развития молодого искусства.

Без текстов на молодежных выставках действительно не обходится, куда в большей степени, чем на выставках «взрослых». Действительно, как-то даже неприлично не написать что-нибудь об апроприации и подрыве институциональных правил и не процитировать Бодрийяра. :)

Специальные проекты многочисленны и разнообразны. Часть из них представляет работы учащихся нескольких школ современного искусства.

Проекты молодежной биеннале размещены везде – и в индустриальных пространствах, и в отдельных выставочных залах, и в музеях. Причем в последнем случае – не только в залах для временных выставок. Есть и проекты, существующие по принципу «интродукции» – произведения молодых авторов внедрены непосредственно в постоянную музейную экспозицию. Как, например, в музее-квартире Аполлинария Васнецова, где задействована даже новомодная «дополненная реальность».

Параллельная программа – наиболее вольная часть общего проекта. Собственно, это даже не часть проекта, а собственные программы галерей и прочих институций, лишь причисленные оргкомитетом, при совпадении формальных критериев, к собственному расписанию. Эти выставки также разбросаны везде – от музейных залов и солидных галерей до симпатичных крошечных подвальчиков.

Идет молодежная биеннале практически все лето. Какие-то выставки уже закрылись, другие надо поспешить посмотреть. Немало проектов еще впереди – так что следите за новостями (в том числе на сайте самой молодежной биеннале).

Текст: Татьяна Пелипейко

Александр Баженов. «Буся и Мявчик». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Московская международная биеннале молодого искусства проводится уже в шестой раз, став привычным и ожидаемым событием в художественной жизни столицы. В этом году более 50 художников со всего света, не достигших 35 лет, покажут свои работы в основном проекте. Главная тема биеннале интригует своей неопределенностью — выставка «Абракадабра» станет рассуждением о современности, где стираются границы между частной, профессиональной и общественной сферами жизни. Помимо основной выставки, у биеннале будут еще два важных сопутствующих проекта, а также масса интересных событий в параллельной программе.

Андрес Барон. «Печатный закат». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

У VI Молодежной биеннале женское лицо: и основной, и стратегические проекты курируют женщины, — и, судя по анонсам, эта биеннале будет отличаться повышенной эмоциональностью. Главным проектом будет дирижировать молодой куратор Лукреция Калабро Висконти. Ей нет и 30, она не так давно окончила факультет визуального и перформативного искусства Института архитектуры Венеции и магистратуру венецианского Университета Ка’Фоскари. Своим главным достижением она считает организацию некоммерческого выставочно-исследовательского пространства CLOG в Турине. Работала ассистентом у таких мэтров, как Франческо Бонами и Маурицио Каттелан. Самостоятельно курировала несколько проектов в Амстердаме: «Почему все такие милые? в арт-институте De Appel, где училась по кураторской программе, и в Университете Амстердама — «Удачи, увидимся после революции!». Висконти хорошо знает и любит русский авангард, а среди современных российских художников особенно выделяет группу «Что делать?» и Дмитрия Венкова, уже переросших возрастной ценз Молодежной биеннале.

Морешин Аллахиари. «Та, которая видит неизведанное». Видеоинсталляция. Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Нынешняя биеннале станет первым крупным международным проектом Висконти, уже никак не связанным с образованием. Для основного проекта она выбрала тему, вмещающую бездны смыслов. «Абракадабра» получила свое название по хиту 1980-х группы The Steve Miller Band, где речь идет о том, что «все крутится и вертится снова и снова, и когда это кончится — никому не известно». Висконти считает, что эта, в общем-то, бессмыслица, абракадабра, точно описывает нашу современность, где стерты любые границы. Что особенно актуально для территории искусства, на которой порой сложно понять, где кончается работа и начинается развлечение. Самая точная метафора современной жизни здесь — это танцпол, где «создается энергия». «В проекте я хочу рассказать о феномене ночной жизни. Здесь, в Венеции, это особенно очевидно: нет уже никакой разницы между походом на выставку в павильон на биеннале и походом на вечеринку после ее открытия», — объяснила в интервью The Art Newspaper Russia Лукреция Калабро Висконти. Все, кто хоть раз побывал в Венеции, могут засвидетельствовать, что дела обстоят именно так. И если куратору удастся создать в Москве еще и неповторимую карнавальную атмо-сферу Венецианской биеннале, скучно точно не будет.

Дорога Гаведа, Эгле Кулбокайте. «YGRG 14X: читать одной рукой». Перформанс. Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Среди участников основного проекта немало художников из России, некоторые из них уже успели довольно громко заявить о себе. Выпускник школы фонда «Про Арте» Илья Гришаев выдвигался на Премию Кандинского; выпускница Школы Родченко, скульптор и видеоартист Елена Артеменко недавно прозвучала с выставкой «Отчужденное тело»; медиа-художник Александра Аникина успела поучаствовать в нескольких международных биеннале; Светлана Воронцова-Вельяминова, известная как обозреватель моды, пробует себя в качестве художника, окончив Институт проблем современного искусства.
Первый стратегический проект биеннале — «Спасибо, пожалуйста, извини» — посвящен более прозаичным словам и отношениям, чем «Абракадабра». «Волшебные слова приходят из мира детства как способ преодолеть тотальный человеческий эгоизм и как приемлемый шаг к примирению», — считает его куратор Женя Чайка, занимающая должность заместителя директора Уральского филиала Государственного центра современного искусства.

Марк Джонсон. «Ультрафиолетовое». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Если в основном проекте будет воссоздана атмосфера танцпола, то в стратегическом экспозиция выстроится в форме дома, где можно будет заглянуть в спальню, гостиную, коридор и на чердак. Зрителю предстоит передвигаться как в квесте, обнаруживая в закоулках художественные скелеты в шкафу. В этом проекте есть очень известные российские художники, которые к Молодежной биеннале относятся разве что по возрасту и явно выбраны в качестве локомотивов. Татьяна Ахметгалиева была открытием еще I Молодежной биеннале, с тех пор поучаствовав не в одном статусном международном проекте. На выставке будет показано ее видео «Чешуя», снятое на графитовом заводе для IV Уральской индустриальной биеннале. А Тимофей Радя, которого называют русским Бэнкси, стал уже легендой стрит-арта. По большей части работы, выбранные для стратегического проекта, уже были показаны на выставках в российских регионах, но еще неизвестны в Москве. Серия фотографий Politefish Елены Аносовой впервые была представлена в Центре современного искусства «Заря» во Владивостоке. Анимационный фильм «Праздник» Нины Бисяриной участвовал в фестивалях анимации, и теперь впервые его можно будет посмотреть на выставке современного искусства. «Сервиз» Владимира Марина, созданный совместно с Сысертским фарфоровым заводом, также пока не видели в столице. А «Карта» самарского видеоартиста Андрея Сяйлева ждала своего часа целых пять лет.

Владимир Марин. «Сервиз». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Второй стратегический проект — This Site is Under Revolution («Ведутся революционные работы») — курирует испанка Барбара Куэто. Так же как Лукреция Калабро Висконти, она окончила кураторскую программу в институте De Appel в Амстердаме. В ее багаже — сокураторство фестиваля в Утрехте, выставки в мадридском социально-культурном центре La Casa Encendida, в Музее современного искусства в Сеуле. Московский проект Куэто посвящен сопротивлению ограничениям свободы в виртуальном мире. На виртуальные баррикады поднимутся художники из Европы, а саму выставку будут сопровождать круглые столы и мастер-классы — как офлайн, так и онлайн.

Московский музей современного искусства,
Государственный центр современного искусства
VI Московская международная биеннале молодого искусства. Абракадабра
8 июня - 31 июля

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса