Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Фурсенко министр образования биография личная жизнь. Фурсенко-отец и Фурсенко-сын. Мерзкая история

Биография Фурсенко Андрея Александровича – Молодые годы.
Андрей Александрович родился 17 июля в 1949 в Ленинграде. Отец его, Александр Александрвич был академиком историком, занимался историей Америки XVIII – XIX (стоит сказать, что это было в те времена одним из элитных направлений в истории) имел жену Наталью.
Уже в 1966 году Андрей Александрович поступил на механико - математический факультет ЛГУ имени Жданова. После окончания его в 1971 году. Фурсенко пощёл в аспирантуру на специализацию по кафедре физической механики. Хоть он и защитил в 1978 году кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук, всё же срок в семь лет для защиты кандидатской слишком большой. Уже в последующем, в 1990 году Андрей Александрович получил звание доктора физико-математических наук.
Биография Фурсенко отмечена тем, что ещё учась в ЛГУ, он был активистом и был увлечён общественной работой. Ей он был занят и в комсомоле, и в добровольной дружине, и в многочисленных студенческих стройотрядах. Позже Андрей Александрович вступил в компартию, в которой состоял до прекращения её существования в 1991 году.
Биография Фурсенко Андрея Александровича – Зрелые годы.
Закончив университет, Фурсенко вплоть до 1991 года занимал самые различные должности начиная от стажёра-исследователя, и заканчивая ведущим научным сотрудником Ордена Ленина Физико-технического института имени Иоффе АН СССР в Ленинграде.
Биография Фурсенко и в институте была разнообразной, где он занимался математическим моделированием, физикой плазмы, ударно-волновыми процессами. Что касается общественно полезных занятий, то он состоял в совете молодых ученых.
Примечательно, что в начале девяностых годов Фурсенко вместе с Юрием Ковальчуком (другой заместитель директора Физико-технологического института) и Владимиром Якуниным (который являлся руководителем иностранного отдела Института) проявили инициативу в создании при ФТИ целого комплекса компаний, через которые бы внедрялись всевозможные научные изобретения в в экономику, причём чистый доход этих компаний должен был идти на спонсирование науки. После того как директор отказался от воплощения планов троицы в жизнь, те покинули свои посты.
С 1992 года по ноябрь 2001 года Андрей Александрович являлся генеральным директором Ассоциации "Региональный фонд научно-технического развития" , которая располагается в Санкт-Петербурге и состоит при предприятии "Светлана".
В 1993 году познакомился с... Владимиром Путиным. Владимир Владимирович тогда был председателем городского Комитета по внешним связям и пользуясь своим положением, всячески помогал экономическим структурам Ю. Ковальчука и В. Якунина.
Ещё через два года Фурсенко вступил в движение "Наш дом – Россия", где председателем в Санкт-Петербурге тогда был уже знакомый ему Путин. Помимо внутриполитической деятельности, биография Фурсенко может похвастаться и внешнеполитическими успехами, так в 2000 году он стал почетным консулом Филиппин в Санкт-Петербурге.
С декабря 2001 биография Фурсенко переживает очередной подъём. Андрея Александровича назначили заместителем министра промышленности, науки и технологий. Спустя год его сделали первым заместителем министра промышленности, науки и технологий России. А в 2003 году Андрей Александрович стал уже исполняющим обязанности министра промышленности, науки и технологий. Через год в соответствии указа Путина занял пост министра образования и науки в правительстве, которое возглавлял Михаил Фрадков.
В мае 2004 года Андрей Александрович оказался в составе комиссии правительства по повышению результативности бюджетных расходов. В июле того же года Фурсенко возглавил отечественную часть Смешанной Российско-Греческой комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, а также аналогичные комиссии, которые действовали вместе с такими странами как Австрия и Мексика (в отношении последней правда ещё затрагивался вопрос о судоходстве).
Но всё же биография Фурсенко известна нам благодаря его преобразованиям и заявлениям в сфере образования. Так на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Андрей Александрович сказал о том, что намерен продолжить внедрение православно-религиозных предметов в школах. Отношение к такому решению в народе далеко не однозначно. Эту меру многие считают сомнительной.
Как ни странно, но Фурсенко в 2004 году много раз критиковал то, как был введён единый государственный экзамен (само внедрение, напомним, было начато ещё предыдущим министром образования В. Филипповым). Андрей Александрович дал обещание, что ЕГЭ не будет монопольным экзаменом для российских выпускников. Также Фурсенко отмечал, что огромное количество учебников не может пойти на пользу, и выдвинул предложение, в соответствии с которым по каждой дисциплине должно быть не больше двух учебников и дополнительный список литературы.
Также сразу после занятия поста министра образования Андрей Александрович подтвердил разработанный ранее учебник 10-го класса "Основы безопасности жизнедеятельности". Этот опрометчивый шаг вызвал множество упрёков в распространении идей этнической ксенофобии. Так, например цыгане в этом учебникепредставлялись как носители и распространители инфекционных заболеваний.
В 2009 году Фурсенко провёл для некоторых возмутительную реформу русского языка, в соответствии с которой ряд слов можно было произносить в разных родах и с различными ударениями. По сути это являлось не столько упрощением языка, сколько его абсурдизацией, которое не могло вести ни к чему иному, кроме как к поощрению безграмотности.
Помимо заслуг в политической сфере, Фурсенко является автором более чем ста работ в научной сфере.
Касательно семейного положения Андрея Александровича, он женат (жена Татьяна), имеет от с ней сына Александра. Существует мнение, что его семья живут в США.

Помощник президента Российской Федерации

Помощник президента Российской Федерации с мая 2012 года. Бывший министр образования и науки РФ, занимал этот пост в кабинетах Владимира Путина (2008-2012), Виктора Зубкова (2007-2008) и Михаила Фрадкова (2004-2007). Ранее - исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий (2003-2004), первый заместитель министра промышленности, науки и технологий, заместитель министра (2001-2003). В 1992-2001 годах возглавлял "Региональный фонд научно-технического развития" (РФНТР). Член совета при президенте РФ по реализации национальных проектов, глава межведомственной рабочей группы по национальному проекту "Образование". Председатель научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". Доктор физико-математических наук. Непосредственный исполнитель реформы образования и науки.

Андрей Александрович Фурсенко родился 17 июля 1949 года в Ленинграде. В 1966 году он поступил на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета. В 1971 году Фурсенко начал работать в Физико-техническом институте имени Иоффе (ФТИ), был стажером-исследователем, научным сотрудником, заведующим лабораторией, заместителя директора по научной работе. В 1978 году Фурсенко стал кандидатом физико-математических наук, в 1990 году - получил докторскую степень.

В 1991 году Фурсенко покинул ФТИ и занялся коммерцией. Он принимал участие в создании банка "Россия ". В 1991-1992 годах Фурсенко был вице-президентом АО "Центр перспективных технологий и разработок" (ЦПТР). В 1992-2001 годах он возглавлял ОАО "Региональный фонд научно-технического развития" (РФНТР). В ноябре 2000 года Фурсенко стал председателем научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад".

В декабре 2001 года Фурсенко был назначен заместителем министра промышленности, науки и технологий (министерство возглавлял Илья Клебанов), в июне 2002 года - первым заместителем министра. В декабре 2003 года он стал исполняющим обязанности министра промышленности, науки и технологий в правительстве Михаила Касьянова . В марте 2004 указом президента РФ Фурсенко был назначен министром образования и науки во вновь сформированном кабинете Михаила Фрадкова .

На посту министра Фурсенко заявлял о необходимости ввести в школе изучение истории религий и выступал против обязательного изучения "Основ православной культуры" (ОПК). Он добился принятия в январе 2007 года закона о повсеместном введении с 2009 года "Единого государственного экзамена" (ЕГЭ), а также одобрения правительством РФ законопроекта о частичном переходе на двухуровневую систему подготовки студентов, включающую бакалавриат и магистратуру, что стало очередным шагом на пути присоединения России к Болонской декларации. Фурсенко выступал за сокращение количества бюджетных мест в вузах. При нем была завершена реформа Российской академии наук (РАН) и отраслевых академий - они были окончательно подчинены государству.

После отставки правительства Фрадкова в сентябре 2007 года Фурсенко сохранил свой пост в новом кабинете, который возглавил Виктор Зубков .

В мае 2008 года в должность президента России вступил Дмитрий Медведев , новым премьер-министром был утвержден Владимир Путин . В новом правительстве Фурсенко вновь стал главой Министерства образования и науки. После того как в 2012 году Путин вернулся на пост президента России, а премьер-министром стал Медведев, Фурсенко на посту министра образования и науки сменил ректор Московского института стали и сплавов (МИСиС) Дмитрий Ливанов . 22 мая 2012 года был обнародован указ о назначении Фурсенко помощником президента Путина. 26 июня того же года Фурсенко возглавил управление президента по научно-образовательной политике.

Фурсенко является членом совета при президенте РФ по реализации национальных проектов и главой межведомственной рабочей группы по национальному проекту "Образование". Фурсенко женат, у него есть сын.


В начале восьмидесятых на военных сборах довелось мне познакомиться с сыном министра здравоохранения. Неожиданно в разговоре выяснилось, что лечить зубы он летает в Вену. То есть папа студента, советский министр ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, советскому здравоохранению не очень доверял. Вскоре умер Л.И.Брежнев, а через пару лет я познакомился с Андрюшей Брежневым, его внуком. Андрюша мне рассказывал, что смерть дедушки застала его в Лондоне, где он, студент, учился. "Вызвали, говорит, 10 ноября в посольство, не объяснив зачем, посадили в самолет и отправили в Москву. Посреди учебного года, сволочи. Не дали доучиться", - с возмущением рассказывал он. Ну доучился в МГИМО, бывает.

Так что все эти железняки, астаховы и прочие оборотни, с экранов телевизоров убеждающие нас: "Где родился, там и пригодился", а сами отправляющие своих жен рожать во Францию, а детей учиться в Англию, они не на пустом месте появились. Это та уродливая раковая опухоль на теле общества, которая зародилась в советское время и называлась "Номенклатура".

Вот есть у президента Путина в администрации такой помощник, курирующий российское образование. Все его знают. Зовут его Андрей Александрович Фурсенко. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса. Папа Андрея Александровича преподавал у Владимира Владимировича, а сынок его стал непосредственным соседом дачника Путина в кооперативе "Озеро". Выбрали в начале 2000-го года Владимира Владимировича президентом, и вскоре он перетащил соседа в Москву. Стал Андрей Александрович сначала замом министра промышленности, науки и технологий, потом первым замом министра промышленности, науки и технологий, а затем и. о. министра промышленности, науки и технологий. После чего Владимир Владимирович поручил ему ответственный пост министра образования и науки, на коем Андрей Александрович находился долгих восемь с лишним лет. Как мы знаем, за этот период российское образование и наука пришли в полную негодность, а Андрей Александрович Фурсенко оставил о себе самую недобрую память.

Так вот. У Андрея Александровича есть сын. Назвали в честь дедушки Александром. После средней школы отправился учиться в США. Степень бакалавра получил в 2001 году в New York University - одном из лучших частных университетов США (СКАН). Известно, что учился он там четыре года. Стоимость обучения между 1997 и 2001 годами - в среднем $22000 в год без учета стоимости проживания в Нью Йорке.

На Родину Саша Фурсенко возвращаться не спешил. Он решил получить второе высшее образование на юридическом факультете в Stanford University. Снэнфорд Саша окончил в 2005 году. В списке выпускников юрфака Стэнфорда 2005 года находим его на пятой странице (внизу слева). Это в то время стоило $30000 в год (без стоимости проживания).

После окончания Stanford University Александр Фурсенко получил лицензии на адвокатскую практику:

Лицензированный адвокат в США обязан предоставлять достоверную информацию о месте своей работы и адресе в лицензирующей организации каждого штата, в котором он допущен к осуществлению адвокатской деятельности. При изменении адреса или места работы он обязан сообщать об этом в 30-дневный срок. Если предположить, что адвокат Александр Фурсенко не нарушает указанные правила, то сведения в трех лицензиях о том, что он работает адвокатом в крупной американской юридической фирме в США, приходится считать достоверными.

В каждом штате процедура принятия в коллегию адвокатов штата предусматривает принесение присяги. Например, становясь адвокатом в штате Нью Йорк, Саша Фурсенко должен был торжественно заявить: "Я торжественно клянусь поддерживать конституцию Соединенных Штатов и конституцию штата Нью Йорк, и добросовестно выполнять обязанности адвоката наилучшим образом в меру моих возможностей".

Это, конечно, просто замечательно, что сын, пока папа трудился на ниве российского образования, в это время получил два дорогостоящих высших образования в США и стал американским адвокатом. Более того, получил американское гражданство, завел семью и, согласно американской базе адресов, проживал в трех местах:

Два года назад на вопрос, почему Россия занимает позорно низкую позицию в рейтинге университетов The Times Higher Education, Фурсенко-старший сообщил, что этим рейтингам верить нельзя, надо создавать свой. И действительно в феврале 2011 года В. Путин поручил министру Фурсенко разработать собственный российский рейтинг зарубежных университетов. Забавно, что сообщение об этом появилось, в том числе, на сайте того самого университета, который окончил сын Фурсенко ().

Ну это понятно: для населения у нас будет один рейтинг вузов. А вот для детей номенклатуры - другой. Это же особый сорт людей. Им нельзя вместе со всеми. (

Андрей Александрович Фурсенко родился 17 июля 1949 года в Ленинграде. Его отец – академик РАН, секретарь отделения истории академии, американист (специалист по американской истории XVIII-XIX веков). Возглавлял Объединенный совет по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию, в соавторстве с американским ученым написал книгу о Карибском кризисе, которая впоследствии стала бестселлером в США.

Однако когда у него и его супруги Натальи родился сын Андрей, он был еще выпускником Ленинградского университета.

У Андрея Фурсенко также есть брат Сергей. Он энергетик. Сейчас, по данным СМИ, возглавляет «Лентрансгаз».

В детстве будущий чиновник сменил много школ, так как его родители часто переезжали. Однако он сумел сохранить хорошую успеваемость – в его дневнике были только «четверки» и «пятерки». Больше всего из школьных дисциплин он любил математику. Также обожал читать, причем любую литературу: как классику, так и научно-популярные издания. Кроме того, с одноклассниками увлекался любительской киносъемкой.

После окончания школы поступил в Ленинградский госуниверситет на математико-механический факультет. Учился успешно, был активистом ВЛКСМ и регулярно занимался общественной работой.

В 1971 году Андрей Фурсенко устроился в Физико-технический институт имени Иоффе. Он проработал там до 1991 года : стажером-исследователем, младшим научным сотрудником, научным сотрудником, заведующим лабораторией, заместителем директора по научной работе, ведущим научным сотрудником. Кроме того, в 1978 году окончил аспирантуру, получив степень кандидата наук, а в 1990 году он стал доктором наук.

Также в институте он уделял много времени партийной и общественной работе, возглавлял совет молодых ученых. Написал более ста научных работ. Специализировался на математическом моделировании, точнее, на его аспектах, связанных с газодинамикой, физикой плазмы и ударно-волновыми процессами.

В начале 70-х годов он познакомился со своей будущей женой Татьяной.

В 1991 году он, вместе с коллегами, выступил инициатором создания при физико-математическом факультете ряда фирм, которые бы помогали внедрять научные открытия в реальный сектор экономики. Однако это предложение не нашло поддержки у руководства вуза, и Андрей Фурсенко ушел из университета, выбрав коммерцию.

До 1992 года он был вице-президентом АО «Центр перспективных технологий и разработок». После возглавил ОАО «Региональный фонд научно-технического развития». На посту гендиректора этого фонда он проработал до 2001 года .

В 1993 году он познакомился с возглавлявшим в то время комитет по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга Владимиром Путиным. Несколькими годами позже чиновник расскажет, что Путин поддерживал его коммерческие структуры.

С 2000 года он занимал пост председателя научного совета Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

В 2001 году он начал карьеру госслужащего, став заместителем Министра промышленности, науки и технологий. По словам самого Андрея Фурсенко, чиновником он быть не собирался, поэтому занимавший пост Министра Илья Клебанов уговаривал его перейти в свое Министерство целый месяц.

Год спустя он был уже Первым заместителем этого Министра.

В 2003 году его назначили временно исполняющим обязанности Министра промышленности науки и технологий, а в 2004 году в составе нового правительства под руководством Михаила Фрадкова он стал Министром образования и науки. Как признавался чиновник в СМИ, вопросы промышленности были для него ближе, чем вопросы образования, и это назначение стало полной неожиданностью.

Вступив в новую должность, он продолжил начинания своего предшественника. Так, Андрей Александрович Фурсенко курировал внедрение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), призванного объединить выпускные школьные и вступительные экзамены в вуз. Интересно, что сначала он критически отзывался о ЕГЭ, однако накануне нового учебного года в 2004 году характер его высказываний о новой форме экзамена резко поменялся. Он заявил, что его ведомство продолжит введение Единого госэкзамена.

В итоге закон о введении ЕГЭ был подписан Президентом в 2007 году. При этом некоторые вузы сохранили право принимать абитуриентов на основе результатов олимпиад или дополнительных испытаний.

Также он продолжил начатое в 2002 году присоединение России к Болонской декларации, согласно которой стандарты высшего образования в РФ приводились в соответствие с европейскими. В частности, в вузах вводилась двухуровневая система образования, включающая в себя бакалавриат и магистратуру. Законопроект о переходе на новую систему высшего образования был одобрен Правительством в 2007 году. Ряд факультетов сохранил прежнюю систему.

В 2004 году Андрей Фурсенко выразил уверенность в необходимости создания новой школьной дисциплины, посвященной религиозной культуре.

При активном участии Министра образования и науки была завершена реформа Российской академии наук (РАН) и отраслевых академий.

Все перечисленные преобразования и инициативы подконтрольного ему ведомства общество встречало критикой и сильнейшим недовольством. На некоторых публичных выступлениях Министра даже пытались атаковать: однажды его закидали яйцами, в другой раз чиновник получил пощечину от одной активистки.

К слову, любопытный инцидент с его участием произошел еще во время его работы на посту замминистра промышленности, науки и технологий. В ноябре 2003 года на заседании Государственного совета он получил резкое замечание от Президента Путина за разговор с министром здравоохранения Юрием Шевченко и министром энергетики Игорем Юсуфовым. Путин, заметив оживленную беседу, постучал по микрофону и громко сказал: «Сюда нужно смотреть! И слушать, что я говорю! Не интересно, значит – пожалуйста…», - указал он на дверь. На этом инцидент был исчерпан.

В 2008 году , после того как Президентом России стал Дмитрий Медведев, а Правительство возглавил Путин, Андрей Фурсенко продолжил работать на посту Министра образования и науки РФ.

Под его контролем разрабатывались новые стандарты образования, предполагающие введение обязательных и вариативных школьных дисциплин. В итоге проект этих стандартов был отправлен на доработку, так как группа учителей и деятелей культуры направила письмо к руководству страны с просьбой пересмотреть проект. Их недовольство было вызвано тем, что из обязательных предметов исчезли математика, история, русский язык и литература. Глава Правительства Путин также заявил, что авторы проекта перестарались. Новые стандарты были утверждены только в 2012 году (история, математика, русский и литература вернулись в список обязательных дисциплин).

С марта по июль 2011 года он был председателем совета директоров «Роснано». Ушел с этого поста в связи с требованием Медведева. Президент заявил, что все члены правительства должны покинуть советы директоров госкомпаний, работающих в конкурентной среде.

В мае 2012 года был сформирован новый состав Правительства под руководством Медведева (Президентом России вновь стал Путин). В новый Кабинет министров Андрей Фурсенко не вошел, однако его назначили помощником Президента РФ. Как сообщил вскоре после формирования нового состава Администрации Президента пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, экс-министру образования был поручен контроль над вопросами научных фондов и грантов для ученых.

С июня 2012 года чиновник стал курировать созданное в этом же месяце Управление Президента по научно-образовательной политике.

В официальной биографии сведений о его семье нет. Как сообщалось ранее, его супругу зовут Татьяна. В 1979 году у них родился сын. Однако во второй половине 2000-х годов в прессе появились сообщения, что чиновник находится в разводе, и его бывшая супруга и сын живут в США. А в декларации о доходах с некоторых пор фигурирует его вторая жена Надежда.

К слову, за 2008 год Андрей Александрович Фурсенко заработал 4,5 миллиона рублей, жена – полмиллиона рублей.

Он увлекается гольфом, считая его хорошей «зарядкой» для ума. Кроме того, он любит плавать.

Чиновник входит в совет при Президенте РФ по реализации национальных проектов, руководит межведомственной рабочей группой по национальному проекту «Образование».

Награжден Почетной грамотой Правительства РФ.

Публикации с упоминанием на сайте fedpress.ru

МОСКВА, 15 июля, РИА ФедералПресс. Премьер-министр России Дмитрий Медведев сегодня проведет совещание о развитии системы высшего образования. Об этом сообщает пресс-служба...

ЯКУТСК, 1 сентября, РИА ФедералПресс. Президент России Владимир Путин прилетел в Якутск. Он планирует посетить университет, провести совещание на тему привлечения...

МОСКВА, 15 сентября, РИА ФедералПресс. Илья Клебанов переизбран на пост председателя совета директоров ОАО «Совкомфлот».Председателем совета директоров крупнейшей...

МОСКВА, 1 декабря, РИА ФедералПресс. Сегодня начинается трехдневный семинар для региональных чиновников. Вице-губернаторам на семинаре-совещании «Актуальные вопросы...

В 1971 году окончил Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова. Доктор физико-математических наук.

С 1971-1991год работал младшим научным сотрудником, заведующим лабораторией, заместителем директора по научной работе, ведущим научным сотрудником Физико-технического института имени Иоффе АН СССР в Ленинграде.

С 1991-1993 год - вице-президент АО "Центр перспективных технологий и разработок", Санкт-Петербург.

С 1994-2001 год - генеральный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга.

С 2000 года - председатель научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад".

С 2001-2002 год - заместитель Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

С июня 2002 года - первый заместитель Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

С декабря 2003 года – врио Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

9 марта 2004 года назначен Министром образования и науки Российской Федерации.

Награжден Почётной грамотой Правительства Российской Федерации.

(Официальный сайт Правительства РФ)

* * *

Фурсенко, Андрей
Министр образования и науки РФ
[справка]

Lenta.ru

В конце марта 2004 года Фурсенко во время встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II заявил о намерении ввести в школе изучение религиозных предметов. При этом он особо отмечал, что речь идет о преподавании основ религиозной культуры, причем не только православной , . Впоследствии Фурсенко неоднократно настаивал на том, что предметы, связанные с изучением религии, должны преподаваться в общеобразовательных школах в рамках историко-культурологических дисциплин . Осенью 2006 года Фурсенко критиковал введение в ряде регионов в составе регионального компонента образовательного стандарта, который не требовал согласования с федеральным центром, предмета "Основы православной культуры" (ОПК) - выступал против обязательного изучения в школах ОПК и за введение истории основных религий , .

На посту министра Фурсенко продолжил внедрение в практику общеобразовательной школы "Единого государственного экзамена" (ЕГЭ - проводимый в виде теста единый экзамен во всех российских школах, по результатам которого школьники могли бы поступать в вуз), начатое его предшественником Владимиром Филипповым. И хотя первоначально (в апреле 2004 года ) Фурсенко критически отзывался о ЕГЭ, заявляя в частности, что прием в вузы по результатам массового единого экзамена не совместим с понятием профессионального высшего образования, уже в августе, накануне нового учебного года, он сообщил СМИ, что единый экзамен вскоре станет основной формой проверки знаний российских школьников и что ни сворачивать введение ЕГЭ, ни принижать его значение для высшей школы подконтрольное ему министерство не будет , , . С осени 2004 года ЕГЭ проводился как эксперимент в ряде регионов РФ. В августе 2006 года правительство РФ одобрило законопроект, согласно которому с 2009 года ЕГЭ будет введен повсеместно. Однако под давлением части ректорского корпуса, недовольной этим нововведением, и в частности ректора МГУ Виктора Садовничего, в документе были предусмотрены исключения, позволяющие крупнейшим российским университетам принимать абитуриентов помимо процедуры ЕГЭ, например по итогам специализированных всероссийских олимпиад , , , . В январе 2007 года закон о введении ЕГЭ был принят Госдумой, в феврале - Советом Федерации и подписан президентом РФ Путиным , .

Кроме введения ЕГЭ Фурсенко также продолжил начатое в 2002 году присоединение России к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны были быть приведены в соответствии с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение вместо готовившего специалистов одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру, а также замену аспирантуры докторантурой , . Реформа высшего образования встретила значительное сопротивление со стороны ректоров, профессоров и преподавателей. По данным СМИ, лишь 20 процентов вузов поддерживало преобразования, предлагаемые правительством , . В частности, ректор МГУ Садовничий призвал подойти к вопросу о вступлении России в Болонский процесс более обдуманно. Он отмечал, что введение новых стандартов разрушит сложившиеся школы российского технического и естественнонаучного образования , . В итоге в марте 2007 года правительство РФ одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему подготовки студентов, в котором, наряду с утверждением двухуровневой подготовки по ряду специальностей, предусматривалось, что выпускники профильных технических и медицинских вузов и факультетов по-прежнему будут получать диплом специалиста , , .

В ходе реформы образования Фурсенко неоднократно делал непопулярные, но важные, по его мнению, заявления. В январе 2005 года он сообщил, что, по его мнению, стипендию должны получать только отличники и социально незащищенные студенты , а в январе 2006 года отметил, что в российских школах в полтора раза больше учителей, чем необходимо. По его словам, нехватка учителей в школах является мифом. Таким образом, заключил министр "это и есть резерв для увеличения финансирования школ и повышения зарплаты" . В мае того же года Фурсенко заявил, что число бюджетных мест в вузах будет сокращаться. Необходимость сокращения, по его мнению, была продиктована общим уменьшением населения и перепроизводством специалистов, невостребованных на рынке труда , .

Во время публичных выступлений Фурсенко по вопросам образования с ним не раз происходили разнообразные неприятные инциденты. Так, в марте 2005 года его закидали яйцами на встрече со студентами в красноярском Доме учителя , в сентябре после совместной пресс-конференции с министром образования ФРГ он получил пощечину от активистки Национал-большевистской партии , в ноябре был освистан на свердловском форуме "Молодежь меняет мир" . Комментируя случившееся, Фурсенко заявлял, что "яйца, свист, пощечины - это попытка слабых людей добиться того, чтобы диалог разорвался". Однако, настаивал министр, "никакие попытки к этому не приведут", так как он "будет вести диалог до тех пор, пока будут собеседники" , .

При активном участии Фурсенко была завершена реформа Российской академии наук (РАН) и отраслевых академий - Российской академии медицинских наук (РАМН), Российской академия образования (РАО), Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии художеств (РАХ). В ноябре 2006 года Госдума приняла поправки в закон "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которым президент РАН утверждался президентом РФ, а президенты отраслевых академий - правительством. Кроме того, правительством утверждались уставы академий , . Фактически, по мнению СМИ, это означало утрату академиями своего традиционно независимого статуса . В декабре 2006 года эти изменения одобрил Путин . Необходимость реформы Фурсенко и правительство объясняли тем, что академии недостаточно эффективно управляли своим имуществом и финансовыми средствами , . В свою очередь представители научного сообщества, в том числе президент РАН Юрий Осипов, еще в 2005 году заявляли, что конечной целью преобразований является отъем имущественных комплексов, которыми обладали научные учреждения ... (полностью)

* * *

Апрельские тезисы Андрея Фурсенко

... Фурсенко | За последние пять лет количество учеников в России уменьшилось на 25 процентов - с 20 до 15 миллионов. А количество учителей сократилось меньше, чем на 10 процентов. При этом у нас сегодня на одного учителя приходится меньше 10 учеников. Средняя цифра по Европе - 15. Проблему необходимо решать, при этом абсолютно ясно, что мы не можем принимать жестких мер. У нас есть школы, в которых всего по десять учеников. И таких школ чуть ли не 10 процентов от общего количества, в основном в селах и деревнях.

Обеспечить качественное образование для ребят в такой школе крайне сложно. Интересный опыт был реализован в Тюмени. Область перешла на отраслевую систему оплаты труда, когда зарплата зависит не от количества часов, а от числа учеников, которых учит учитель. Учителей стало меньше! Появилась возможность разумно распорядиться деньгами и добиваться того, чтобы меньшее количество учителей обеспечивало высокое качество образования за достойную зарплату.
...

РГ | Бизнесмен Олег Дерипаска заявил о своем желании купить Российскую экономическую академию им. Плеханова, и ее ректор вроде бы не против. Это что, начало приватизации вузов?

Фурсенко | Нет, никто не говорит о покупке. Речь шла исключительно о создании некоммерческой организации, в которой никому из участников этого партнерства не будет принадлежать собственность. Мы говорим не о передаче собственности, а о передаче вуза. Олег Дерипаска готов участвовать в существенном финансировании образовательного учреждения при условии, что он вместе с представителями государства сможет контролировать прохождение денежных средств и организацию образовательного процесса.

РГ | То есть бизнесмен становится меценатом вуза, занимается благотворительностью?

Фурсенко | Он спонсирует деятельность вуза и хочет точно знать, что деньги, которые он вкладывает, идут на те цели, которые были заявлены при организации некоммерческой организации.

РГ | Министерство поддерживает такую инициативу?

Фурсенко | Мы считаем, что идея правильная, а вот как это прописать в законе - сложный вопрос. Нам предстоит поработать над этим. ... (полностью)

* * *

Андрей Фурсенко: судьбу ребенка должны определять его суммарные достижения

... – Помимо среднего образования существует образование высшее. Вот статистика, которая немножко так с толку сбивает. Количество вузов в России вместе с филиалами – 3200, а динамика роста снижения населения такова, что, по большому счету, любой желающий сегодня, вне зависимости от единого госэкзамена, портфолио, олимпиад, любой желающий может поступить в вуз. Вот правильно ли это? Зачем это нужно?

– Мы должны ужесточать лицензионные требования.

– Вот я, собственно, к этому и подводил.

– И по поводу этих лицензионных требований сегодня выстраивается новая система, новые требования. Эти требования должны быть предъявлены не только к помещениям вуза, не только к количеству преподавателей, к количеству методических пособий, но и к тому, как эти преподаватели учат своих студентов.

– А как это можно проверить?

– А проверить это можно за счет того, что время от времени проводить, что называется, федеральные проверки, например. Вот у нас были в школах, помните, городская контрольная? Или, может быть, даже в советские времена всесоюзная контрольная была.

– Ну, городская точно…

– Городская контрольная. Наверно, это правильно, и мы это будем делать, когда обследование вузов будет касаться не только санитарных условий, в которых учатся студенты, или наличия преподавателей со степенями, соответствующими методическими пособиями, но проверка будет касаться знания выпускников вузов или студентов, чтобы определить качество подготовки. ...

(Приоритетные национальные проекты)

* * *

Дозубрим до понедельника

Новые Известия, 26.01.09

На днях министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил, что вузам уже дано указание переводить успешно обучающихся «платников» на бесплатные места, которые освобождаются при отчислении неуспевающих. Закон «О высшем и послевузовском образовании» позволяет это сделать в порядке, предусмотренном уставом вуза. ...(полностью)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса