Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Где родился рафаэль санти страна. Это как бы его последний поклон учителю. Рафаэль уходит в большую жизнь. В период обучения десятилетний Рафаэль впервые отошел от канонов классического итальянского портрета эпохи Возрождения и освоил ту неповторимую иг

Глава I. Детство

Празднество в Урбино и маленький Рафаэль. – Отец. – Имя Санти. – Урбино. – «Хроника». – Мать. – Влияние отца. – Мадонна Джованни Санти. – Талант отрока .

В средней части восточной полосы Италии, недалеко от берегов Адриатического моря, на скалистой горе высится замок небольшого, но древнего города Урбино, окруженного старинными крепостными стенами.

Остальные две сцены, написанные по бокам окна, представляют с одной стороны гражданское право, а с другой - церковный закон, из этих двух сцен Рафаэль писал только тот, что был справа. В этой комнате есть четыре эпизода Библии и история церкви, связанная с пятью видами исторической живописи.

Этот новый Папа не позволил Рафаэлю отдохнуть, заказы в Ватикане увеличились, и поэтому Рафаэлю пришлось установить приоритеты и начать уносить исполнение своих рисунков ученикам. Его студия росла, в которой художники всех типов и фона работали бок о бок.

Ровно четыреста лет тому назад для жителей города, а также окрестных сел и деревень выдался особенно торжественный день. Молодой герцог Урбинский Гвидобальдо, семнадцатилетний юноша, уже успевший покрыть себя воинской славой в рядах папского войска, на этот раз возвращался в родной город мирным победителем; Елизавета Гонзаго, прекрасная и высокообразованная дочь герцога Мантуанского, была трофеем этой победы и стала отныне украшением и славой герцогского двора. В XV веке итальянцы без труда находили предлоги для празднеств, публичных церемоний, маскарадов и процессий. Город Урбино не мог равняться с Флоренцией и Римом в их баснословном великолепии, но жители города, подданные герцога, не уступали никому в усердной службе и преданности своему повелителю. Не только молодость и щедрость герцога вместе с красотою герцогини возбуждали общую радость. Ей способствовала и память об отце Гвидобальдо, знаменитом герцоге Федериго да Монтефельтро, отличавшемся любовью к наукам и искусству, любезностью и покровительством ученым и художникам, что покрыло его имя даже большей славой, чем воинская честь и рыцарская доблесть.

В одной из фресок Зала Подписи среди философов и просветителей, как бы участником этого высокого диспута, присутствует и сам Рафаэль Санти. На нас смотрит задумчивый молодой человек. Большие, красивые глаза, глубокий взгляд. Он видел все: и радость и горе - и лучше других чувствовал Красоту, которую оставил людям

Также реализует работу Санта-Чечилия. 1 апреля он был назначен архитектором архитектурных проектов Святого Петра, построил ватиканские лоджии, построил блок конюшен в деревне Тибр, погребальный склеп в Старой Марии дель Пополо для Агонтино Чиги среди других граждан.

Весь город, как и замок, украшен был пестрыми коврами и гирляндами цветов. Поперек улицы, ведущей к замку, возвышались триумфальные арки, украшенные живописью лучших художников того времени. Не было недостатка ни в музыке, ни в пении, ни в процессиях аллегорических и шутовских, в роскошных нарядах.

Молодой герцог платил гражданам гостеприимством в своем роскошном замке. В стенах последнего находился обширный двор, окруженный, наподобие древнего цирка, амфитеатром, возведенным, по замыслу покойного герцога, для того, чтобы наблюдать за общественными играми. Здесь городские юноши участвовали в игре, называвшейся «Аита». Она заключалась в том, что вся молодежь делилась на две партии, нападавшие одна на другую, причем каждый старался, поборов соперника, перетащить его на свою сторону. На какой стороне оказывалось потом больше таких «пленных», та и считалась победительницей. Отличавшиеся особенной ловкостью и смелостью получали богатые подарки от щедрого герцога, одобрение толпы и своих избранниц.

Масло на экране передается панель. Работа Санта Сесилии была заказана частным донором с некоторым статутом, этот алтарь иллюстрирует важное событие в жизни Сесилии, поскольку Сесилия была вынуждена выйти замуж, и в день брака она услышала небесные голоса, в то время как музыка, в которую играют, кажется, исходит из партии инструментов. Мы представлены святыми, Павлом и Иоанном слева, Августином и Марией Магдалиной, справа от Сесилии, которая смотрит на ангелов на вершине произведения, ангелов, которые поют и только видят.

Леди Покров считается самым красивым портретом женщины Рафаэля. В настоящее время они говорят, что представленная здесь женщина была, вероятно, любимой и Рафаэлем, и из-за их физиономических рас, они также говорят, что это может быть та самая женщина, представленная в других произведениях Рафаэля, как Сикстинская Мадонна и Мадонна Сидя. Преобладающими цветами на этом снимке являются белый, серебристый и золотой. Несмотря на существование большого рукава, который привлекает наше внимание, его лицо очень променяризада и полна жизни.

В присутствовавшей публике обращал на себя внимание прелестный ребенок. Это был шестилетний мальчик с правильными чертами лица, необыкновенно ясным взором и светлыми локонами. Большими глазами смотрел ребенок на быстрые движения красивых, ловких юношей, на окружавшие его великолепие и роскошь. Устремившись вперед, он держался за руку женщины; это была его мать, жена известного художника Джованни Санти, игравшего значительную роль в устройстве праздника и в украшении двора живописью.

Портрет Бальдассара Кастильоне был скопирован Рубеном и также считается самым изысканным мужским портретом. В гобеленах сосредоточены события библии, которые узаконили папскую церковь и служили целью ее пропаганды. В гобеленах Рафаэля апостолы появляются либо в массивных произведениях архитектуры, либо посреди послушных пейзажей со второстепенными прогулками. В реализации этих гобеленов Рафаэль беспокоится о взаимодействии персонажей. До сих пор воздействие Иисуса на дискурсы не было достигнуто столь убедительно.

Гоблины измеряли около 3, 5 на 5 метров, а подавляющее большинство было написано Рафаэлем. В этой картине используются четыре разных типа красных, с различными типами светимости, предметы, размещенные на столе, и рисунки в облачениях Папы, сделаны с большой точностью, а также бархат его мантий, который очень хорошо представлен. Папе изображена жесткая поза, передаваемая руками, помещенными на стол, его глаза далеки от наблюдателя, и его лицо проявляет определенную грубость и, возможно, даже жестокость.

Мальчика звали Раффаэлло. Природа наделила его с самого рождения кротостью и красотой тела и духа. Весь мир знает его и теперь под именем Рафаэля Санти, или просто Рафаэля.

Отец Рафаэля, Джованни Санти, – известный в свое время художник, о достоинствах которого, а также о влиянии на Рафаэля до сих пор спорят, – написал поэму, которую принято обыкновенно называть хроникой, так как она, несмотря на рифмованную форму, заключает в себе очень мало поэзии и не имеет художественного значения. Тем более, быть может, выигрывает она в смысле хроники современных автору событий, описания двора герцога Федериго, личности его и окружавших его художников, поэтов и ученых. В посвящении этой поэмы или хроники, как и мы будем ее называть, герцогу Гвидобальдо Джованни жалуется на свою участь: «Судьба послала тяжелые испытания дому отца моего. Пламя уничтожило наше родное жилище и все наше имение, так что немало нужно времени, чтобы рассказать все бедствия, сопровождавшие мою жизнь».

Ощущение чуда и благодати фаворского света в картине нет. Зато есть ощущение эмоциональной перенасыщенности людей, которое перекрывает само чудесное явление

Кардиналы, представленные на заднем плане, были добавлены позже. Петр, исполнил Святые Семьи, портреты и начал работу Преображение, которое заканчивается в Рафаэле, умирает от лихорадки 6 апреля того же года, а на следующий день похоронено в Пантеоне.

Эта работа была последней из Рафаэля. В этой работе представлено преображение Христа как Бога-Отца и объединено с эпизодом Энвагельхоса, в котором дисциплины тщетно пытаются спасти мальчика, которого обладает дьявол, но только Христос, приходящий с горы, совершает это чудо.

В самом деле, прадед Рафаэля, по имени Перуццоло, скромный обитатель маленького городка Колбордоло, стал жертвой одной из диких вспышек междоусобной вражды, так сильно терзавшей несчастную Италию в Средние века. В 1446 году граф Сигизмундо Малатеста с папскими солдатами огнем и мечом опустошал землю Федериго, тогда еще графа Урбино, и Перуццоло в числе других потерял дом и должен был бросить опустошенную землю. Он перебрался с семьей в город Урбино, где надеялся найти надежное убежище и пропитание. Долгое время, однако, семья должна была бороться, чтобы выбиться из крайней бедности. Существует до сих пор дом, где жила вся семья, платя за наем 13 дукатов в год. Дом этот принадлежит, так же, как и в то время, духовному братству св. Марии Милосердной. Перуццоло умер тогда, когда Джованни – внук его и будущий отец Рафаэля – был еще малолетним. Отец Джованни носил имя Санте, данное ему при крещении. В Италии не было в обычае носить фамилию, и только впоследствии стали называть Джованни по отцу Санте или Санти, а от латинского перевода – Sanctius – это имя перешло в имя Санцио, которое стали, хотя и неправильно, прилагать к имени Рафаэля.

Станцы являются шедеврами не только по пластическому решению фигур, характеристик образов, колорита. В этих фресках зрителя поражает величием архитектурных ансамблей, созданных кистью живописца, созданных его мечтой о прекрасном

Рафаэль был прирожденным художником картины, мы не знаем, каковы были его цели, но мы можем сказать, что все его работы передают что-то новаторское, что только Рафаэль знал, как это сделать. Его картины, казалось, ожили, и персонажи были представлены так естественно, как будто Рафаэль сделал их без усилий.

Ошибка плагина. Этот плагин недоступен. Книга великого французского писателя впервые появляется на болгарском языке. Издательство «Персей» опубликовал документальный шедевр Александра Дюма-отца «Борджианс», часть серии «Знаменитая преступность». Выдающимися качествами этой работы являются тот факт, что все последующие романы, исследования, пьесы, оперы и фильмы основаны на ней, напомнил Персей.

Итак, Джованни Санти имел основание жаловаться на судьбу. Но, проследив дальнейшую жизнь отца и самого Рафаэля, мы будем поражены целесообразным течением событий, той цепью счастливых случайностей, которую ковала судьба для своего гениального избранника.

Санте, дед Рафаэля, счастливой, хотя мелкой торговлей произведениями старины скоро составил себе благосостояние. Он приобрел сперва участок земли за 240 дукатов у Пальтрони, секретаря графа, потом еще прикупил землю и хорошо орошаемый луг, наконец, опять за 240 дукатов, купил два дома, расположенных один возле другого на улице Контрада дель Монте, ведущей от торговой площади к замку. Соединенные вместе, они образовали один из самых значительных домов на этой улице. Здесь, в этом именно доме, увидел свет Рафаэль, по словам Вазари, в Великую пятницу, 28 марта 1483 года.

Ренессанс в расцвете сил, и Папа является могущественным государственным деятелем, арбитром и судьей королей и императоров. Его незаконный сын Чезаре стал могущественным военачальником и его дочерью Лукрецией, настоящей принцессой Ватикана. Эти трое образуют дьявольское трио, оставшееся одиннадцать лет на папском троне как жестокая пародия на Святую Троицу.

В период обучения десятилетний Рафаэль впервые отошел от канонов классического итальянского портрета эпохи Возрождения и освоил ту неповторимую игру цветов и красок, которая в наши дня является загадкой для художников и искусствоведов всего мира

«Борджиес» - документальная биография знаменитого жанра, оставленная кровавая тропа в мировой истории, а не роман автора приключенческих шедевров «Три мушкетера» и «Графа Монте Кристо», самого продаваемого французского автора в мире и самого скринированного.

До 11 лет рос Рафаэль в доме отца, до смерти последнего в 1494 году. Не только этот период детства, но и следующие за ним годы юности Рафаэля остаются до сих пор неясными для его биографов. Существует даже свидетельство, что еще при жизни отец сам отдал его в учение к Перуджино. Вернее, однако, что до одиннадцатилетнего возраста Рафаэль не покидал отца, но уже учился и даже помогал ему в работе. Раннее развитие Рафаэля несомненно, если примем во внимание, как скоро проявил он у Перуджино не только мастерство в живописи, но известную оригинальность и самостоятельность своего еще не окрепшего тогда таланта. Именно поэтому следует признать несомненным влияние на него отца и впечатлений детства, даже в сравнительно ранний период последнего.

Александр Дюма является одним из первых исследователей, изучающих документальные источники и пишущие исторические работы на Борге. Но в этом случае знаменитое правило писателя не применяется к тому, что «история - это всего лишь гвоздь, на который он врезался в свою работу».

Время Возрождения породило не только таких художников, как Леонардо да Винчи, Рафаэлло и Микеланджело, но и войн, беззакония и разврата. Италия разделена на республики и герцогства, которые сражаются друг с другом, становясь легкой добычей для иностранных агрессоров, таких как французские короли. Но один - прежде всего - Папа. Вот почему Святейший Престол соблазняет многих.

Хотя город Урбино не был родиной Джованни Санти, но он дышал с детства его чистым горным воздухом. Подобно застывшим волнам морским подымаются горные кряжи от берегов Адриатики, и там, где достигают они наибольшей высоты, на скалистом скате лежит этот город, обнесенный крепкими стенами. Обширный горизонт открывается глазам обитателя города, царящего над всей окружающей местностью. Природа и искусство соединились вместе, чтоб действовать на дух жителей, укрепляя их мужество и возвышая стремления.

Это была цель семьи Борджайя, приехавшей из Испании во Францию. Этих 15 лет достаточно, чтобы Борджианцы сделали все, что сделало бы их зловещей легендой - всевозможные преступления, разврат и кровосмешение среди них. Сэмми, с ядом или отправлением наемников, убивают не только их неудобных кардиналов и аристократов, но и самых богатых, чтобы забрать их богатства. Чезаре - храбрый воин и дипломат, но, чтобы удовлетворить свои страсти, он похищает девочек и мальчиков, чтобы его охранники позже бросили в реку Тибр.

Прекрасная незнакомка, изображенная Рафаэлем, кажется «божеством», «святыней». Она пребывает в безграничной гармонии с миром, который ее окружает

Например, один из их «рулей» - это отравленный ключ, который всегда лежит на полке камина в кабинете Папы. Когда Его Святейшество хочет убежать от кого-то рядом с ним, он просит его разблокировать шкаф, и, когда ключ входит в замок, человек сильнее нажимает и слегка болит пальцем с крошечным зубчатым пятном на голове ключа, как рана он всегда оказывается смертельным. Не менее опасным является кольцо с двумя головами льва, которое несет Чезаре.

Властитель местности во второй половине XV века, граф Федериго из рода Монтефельтро с гордостью знатного рыцаря и славного воина соединял любезность и скромность высокообразованного человека. В свободное от военных занятий время он неутомимо занимался постройками и украшением замка и города. Знаменитый архитектор Лучано да Лаурана построил для герцога новый дворец, причем соединил старый с двумя древними башнями, стоявшими на отдельных скалах. Это предприятие, стоившее огромной суммы и энергии, длилось много лет под постоянным наблюдением герцога, который щедростью, лаской и любезной беседой неизменно ободрял работавших художников.

Благодаря этой позиции ее сила и ее положение в обществе растут настолько, что она больше не появляется людям без корнета из двухсот лошадей, состоящих из самых выдающихся дам и самых благородных кавалеров Рима. Более того, поскольку двойная любовь отца к Лукреции ни для кого не секрет, ее самые покорные слуги становятся первыми прелатами церкви, постоянными посетителями Ватикана и самыми близкими друзьями Его Святейшества.

Его часто можно увидеть, как кардинал протянул ей руку, помог ей сойти с мусора или лошади или как архиепископы спорят о праве служить мясу в ее доме. Конфета, которую Лукреция исполняет волю отца, чтобы жениться, не стоит подарка, как город Кермонетта и ее прилегающие территории, принадлежащие семье Кайетани. Действительно, этот дар изначально является тайной, потому что борджианцы должны быть доставлены от двух владельцев этого владения - Его Высокопреосвященство Джакомо Каэтани, апостольский протонотарист и молодой, надежный кавалер Просперо Катаи.

Много известных в то время имен собрал вокруг себя герцог для украшения дворца живописью и скульптурой. Искусство вносило в атмосферу двора красоту и гармонию, которые отсюда распространялись далеко вокруг.

Под влиянием этой атмосферы Джованни Санти бросил унаследованные им от отца занятия и обратился к живописи. Он говорит сам в своей хронике, что это решение увеличило его домашние заботы, тем более что последние особенно тяжелы тому, кто поднялся выше их душою и взял на свои плечи ношу тяжелее ноши Атласа – служение искусству; он не стыдился, однако, хотя бы и в бедности, и в лишениях, носить имя художника.

Мы видим отсюда уже, что мысль и чувство Джованни вполне отвечали настроению и взглядам той светлой полосы времени – зари Возрождения. Это возвышенное настроение, эту веру в чистоту и святость искусства он передал и сыну. Вместе с тем он передал ему и часть своих знаний и опыта, позволяя ему помогать себе в работе и с увлечением рассказывая о славных художниках, их жизни и деятельности, о той любви и поклонении, которыми их окружал народ, о покровительстве знатных владетелей и прекрасных дам. И не только рассказывал он все это сыну, но и оставил после смерти как завещание, запечатлев свои рассказы в обстоятельном описании – в своей знаменитой хронике, не лишенной, кроме прочего, и поэтических красот, как это видно из того, что некоторые, хотя и преувеличенно, называли его «вторым Данте» (!).

Кто был учителем Джованни Санти, неизвестно, но следует из той же хроники, что он учился везде и у всякого, где только можно было что-нибудь взять. С удивлением и благодарностью вспоминает он о знаменитых художниках своей молодости и особенно хвалит достоинства и знания в искусстве Андреа Мантеньи, которому, по его словам, «само небо открыло врата живописи».

«Особенно дорог моему сердцу, – замечает он в другом месте, – Мелоццо да Форли, сделавший огромные шаги в изучении перспективы». Последнее замечание, вероятно, дало повод искать истоки образования Санти во влиянии названного художника. Основательно это или нет, одно лишь ясно из замечания, а именно, что Джованни уже сознавал несовершенство родной умбрийской школы – недостаточность знаний и понимания природы.

Отсюда остается только один шаг в направлении к флорентийской школе, и мы увидим, как быстро пойдет Рафаэль по этому пути. Недаром Джованни удивляется гению Леонардо да Винчи и в своих художественных странствиях изучает произведения Тосканы, Венеции и Ломбардии, восхищаясь прекрасной Мадонной Фра Анджелико да Фьезоле и картинами знаменитого Пьеро делла Франчески.

Последний в 1469 году посетил Урбино и жил в доме Джованни. В это время написал он портреты герцога Федериго и супруги его Баттисты Сфорца, которые хранятся теперь в галерее Флоренции.

Не мог также избегнуть Санти влияния Верроккьо, ученика Донателло, одного из первых и наиболее сильных пророков Возрождения, одного из основателей флорентийской школы.

Немногие из картин Джованни сохранились на месте, в Италии, и меньше всего их осталось в Урбино. Некоторые были испорчены или исчезли во время революционной борьбы, другие были присвоены иноземными завоевателями Италии, что указывает на ценность, которую им придавали.

В последние годы жизни отца Рафаэль уже сопровождал его в ближайшие города и монастыри, где Джованни имел заказы. Это дало Рафаэлю счастливую возможность не только увидеть много значительного в столь раннем возрасте, но и узнать богатые фантазией предания того времени, то на месте пребывания, то во время пути. Эти рассказы, как и вообще воображение итальянца той эпохи, были пронизаны образами чудного неба, природного изобилия, энергией свободы и душевной непосредственностью.

Религиозное чувство, доходившее до мистицизма и суеверия, придавало картинам, в особенности изображениям Святой Девы, особую прелесть кротости, мира, душевной ясности и чистоты. Картины эти, принадлежавшие кисти лучших мастеров, и были украшением монастырей и церквей, где работал Джованни. Еще совсем почти дитя, Рафаэль в родном своем городе уже был возле отца во время работ его в церквах Урбино и здесь учился и дышал атмосферой жизни неземной, исполненной часто особой мирной радости и тихого веселья.

В родном городе Джованни Санти имел свои мастерские на улице дель Монте, где исполнял постоянные заказы на картины и золочение рам для урбинских церквей. Последняя специальность соединялась тогда у мастеров с живописью, потому что долгое время было в обычае украшать картину золоченым фоном. Впрочем, известно, что в Средние века художники были обыкновенно люди очень разносторонние. Мы увидим впоследствии, какие разнообразные работы: художественные, архитектурные и декоративные – лежали на Рафаэле при папском дворе. Знаменитого Челлини, создавшего «Персея», звали «золотых дел мастером», и в самом деле он славился ювелирным искусством: бриллианты в его оправе не теряли, а еще выигрывали в блеске. Гениальный скульптор гордился этим искусством.

Мастерские и наследство отца, то есть дом и земля, давали возможность Джованни жить безбедно. Он был женат на дочери одного урбинского торговца; звали ее Маджиа, она была матерью Рафаэля.

От отца наследовал Рафаэль страсть к искусству, обожание красоты, стремление к совершенству и восприимчивость; от матери – душевную ясность и кротость мирного настроения, которыми дышат все его картины. Она приближалась характером и внешностью к тому типу Мадонны, которому служила кисть Джованни, и последний поэтому увековечил ее образ. На одной из стен во дворе дома Санти найдена была фреска, изображающая Святую Деву с младенцем на руках. Она сидит на скамье, устремив взор к развернутой перед ней книге и нежно прижав к груди спящего младенца. В этой группе столько жизни, что картину долгое время приписывали сыну вместо отца. Естественность в положении фигур и особенно удачный нежный профиль и тонкое выражение грусти – все говорит за то, что картина писалась с особенной любовью и что моделью Джованни служили молодая жена и ее первый сын.

Через некоторое время Маджиа покинула свет, оставив Рафаэля восьмилетним сиротой. Правда, вскоре Санти женился снова, но эта вторая жена не стала второй матерью для мальчика и вообще не отличалась таким же прекрасным, женственным характером, как Маджиа.

О первых пробах кисти Рафаэля при жизни отца не сохранилось достоверных известий. Многое приписывается ему устным и письменным преданием как раз в тех картинах Санти, которые разрушены, часто вместе с заключавшими их алтарями и стенами церквей.

Что касается учения Рафаэля, то предание говорит, между прочим, что он изучал в Урбино латинский язык под руководством известного Франческо Вентурини, первого составителя полной латинской грамматики и учителя великого Микеланджело. Если это так, то уже тогда Рафаэль должен был кое-что слышать об этом знаменитом титане искусства (хотя еще юноше), и рассказы учителя, конечно, возбуждали рвение впечатлительного мальчика.

Все слышанное и виденное в детстве оставляет неизгладимую печать. Тем сильнее это влияние отзывается в душе гениального ребенка. Двор герцога и замок, игры и празднества, роскошь красок неба и зелени, обширные виды окрестностей высоко стоящего города, мощный дух его властителя, бодрость и ясное настроение посещавших дом Санти гостей и художников – вот общая картина обстановки, влиявшей на Рафаэля. Хроника, оставленная Джованни, выдает его образование, знания, наблюдательность, душевные порывы и любовь к искусству. Но и мать, кроме характера, вносила свою долю в образование ребенка. В это время, когда формировалась индивидуальность человека Возрождения, женщина не была рабой, она вносила в дом свой личный вкус, взгляды и влияние. Она получала сама в доме родителей образование, часто такое же, как мужчина, а иногда даже более широкое. Сумма всех этих влияний составляет достояние, приобретенное Рафаэлем в отроческом возрасте.

Рафаэль Санти. Мадонна в зелени. 1505 г. Вена, Художественно-исторический музей.

Чтобы судить о том, что вынес Рафаэль из Урбино в смысле чисто художественном, посмотрим, что делал его отец.

Несмотря на то, что Санти довольно поздно начал заниматься живописью, число его произведений очень значительно, и среди них особенно часто повторяется изображение Мадонны. Индивидуальный характер красоты Мадонны, украсившей стену его дома, не был случайным, но более или менее отличает все ее изображения кисти Джованни. На одной из картин его в церкви Санта-Кроче (в Фано) детские головки своею прелестью, как говорит Пассаван, уже предвещают ангелов Рафаэля, а колорит тел ангелов так мало различается на некоторых картинах отца и сына, что часто трудно решить достоверно, чьей кисти они принадлежат.

Замечено также, что у Рафаэля лица маленьких ангелов по большей части весьма напоминают эти же лица, написанные его отцом. Последний, впрочем, часто наносил на полотно образ своего прекрасного сына, так что на картинах Рафаэля мы видим иногда его же лицо в разные периоды детства. Он был, в самом деле, так красив, что ребенком отчасти напоминал ангелов Боттичелли.

Одну из особенностей творческой манеры Джованни составляет также изображение пейзажа на картине. Правда, это был только «зародыш» пейзажа, и Рафаэль пошел в этом смысле гораздо дальше. Мы увидим еще, почему в это время пейзаж стал играть значительную роль и как воспользовался этим гений Рафаэля; но нельзя не отметить здесь, что живописная природа родины Рафаэля и его отца всего более содействовала зарождению у них именно этой особенности.

Если Джованни занимал не последнее место в ряду своих современников, то он их также и не опередил. Он не отступал далеко от принятых форм композиции, но уже предчувствовал грядущие реформы и с восторгом шел им навстречу. Вот почему он так восхищался успехами образцовых художников в знании перспективы, в изучении природы. Стремления его души шли дальше той формы, которою он владел. Не ему, однако, суждено было дать сыну необходимое орудие успеха. Это выпало на долю тех, кто заложил фундамент будущего искусства, сделав необходимым для художника изучение анатомии, античной красоты и красок.

В картинах Джованни нет еще движения. Его фигуры застыли в немом покое. Приподнятая рука остается как бы окаменелой. В нашем Эрмитаже нет картин Санти, но то же самое можно заметить на многих картинах его современников и предшественников. Его произведения часто обнаруживают, однако, характеры лиц, и в манере изображения уже более или менее сказывается своеобразность мастера, желание быть верным природе, живой действительности. Он запечатлевает с известной строгостью то серьезный характер, то привлекательную прелесть детского лица. Он не достиг еще совершенства, но стремился к нему, всегда оставаясь восприимчивым; эти качества – стремление и восприимчивость – он передал, как уже было замечено, сыну.

Божественный гений Рафаэля оторвал последнего от земли и унес его воображение в другую, высшую область, в те сферы, куда не может заглянуть взор простого смертного; он увидел саму красоту, сипящую на троне, – она дала ему кисть и краски, «открыла глаза», как некогда Иегова своим пророкам. Нельзя поэтому назвать Рафаэля учеником отца, как нельзя его назвать ни учеником Перуджино, ни даже Микеланджело. С первых же шагов своих он поражал учителей своеобразностью гения, они удивлялись ему, почти становились его учениками. Но и гений не избегнет влияния времени и пространства, а также влияния людей, и значительная доля в этом общем влиянии принадлежит отцу Рафаэля, Джованни Санти.

Из книги Борис Пастернак автора Быков Дмитрий Львович

Глава II Детство

Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев Эркебек

Глава 4. Детство Я родился 31 января 1952 года с селе Бейшеке Кировского района Таласской области Киргизской ССР. Семья наша насчитывала 14 ртов, включая двух бабушек и трех племянников при двух работающих родителях. Отец в ту пору был директором средней школы. Мама в этой же

Из книги Пришвин автора

Глава I ДЕТСТВО Писателями не становятся – рождаются. Сам Пришвин, правда, при этом оговаривал: «Родятся поэтами почти все, но делаются очень немногие. Не хватает усилия прыгнуть поэту на своего дикого коня».В середине двадцатых годов он напишет одну из лучших своих книг

Из книги Пришвин, или Гений жизни: Биографическое повествование [Журнальный вариант] автора Варламов Алексей Николаевич

Глава 1 ДЕТСТВО Писателями не становятся - ими рождаются. Сам Пришвин, правда, делал оговорку: «Родятся поэтами почти все, но делаются очень немногие. Не хватает усилия прыгнуть поэту на своего дикого коня.» В середине двадцатых годов он напишет одну из лучших своих книг -

Из книги Приключения Конан Дойла автора Миллер Рассел

Глава 2 Детство АРТУР ИГНАТИУС КОНАН ДОЙЛ родился в Эдинбурге, в доме номер и по улице Пикарди-Плейс 22 мая 1859 года. Через два дня его крестили в католическом соборе Святой Марии, тут же по соседству. Крестной матерью была его двоюродная бабушка Кэтрин Дойл, монахиня из

Из книги Мой ледокол, или наука выживать автора Токарский Леонид

Глава 2 Детство Я родился 2 июля 1945 года. И был четвёртым сыном моих родителей. Насколько я знаю, были братья старше меня на 12 лет, на 8 лет (Боря) и на 4 года. Что стало с двумя старшими моими братьями, я не знаю. Предполагаю, что они погибли в блокаду. Мама категорически

Из книги Бехтерев автора Никифоров Анатолий Сергеевич

Глава 1 ДЕТСТВО Зима в тот год удалась снежной, морозы стояли суровые: птицы на лету замерзали. А в избе натоплено, душно… Раннее утро. Свет чуть брезжит через занавешенные, подслеповатые окна… Новорожденный покричал и успокоился. Мать его, Мария Михайловна, пребывает в

Из книги Куприн - мой отец автора Куприна Ксения Александровна

Глава VI ДЕТСТВО Воспоминания раннего детства иногда бывают очень яркими, и не столько окружающая обстановка, люди, сколько чувства - любовь, ненависть - у детей принимают огромные размеры и остаются в памяти на всю жизнь.И, как ни странно, теперь, когда прожита сложная и

Из книги Людвиг ван Бетховен. Его жизнь и музыкальная деятельность автора Давыдов И А

Глава I. Детство Семья. – “Старый капельмейстер”. – Отец. – Первые занятия музыкой. – Пфейфер. – Эден. – Нефе. – Вступление в жизньЛюдвиг ван Бетховен – нидерландец по происхождению – родился в г. Бонне (на Рейне) и был крещен 17 декабря 1770 года; день рождения его

Из книги Фредди Меркьюри. Украденная Жизнь автора Ахундова Мариам

ГЛАВА I. ДЕТСТВО Первая мысль, которая возникает при знакомстве с материалами о Фредди Меркьюри: поразительно, что у такого великого человека такие убогие биографии. В них нет даже намека на профессиональную работу с информацией. Вернее, в них вообще нет информации, как

Из книги Меня зовут Вит Мано… автора Мано Вит

Из книги Андрей Тарковский. Жизнь на кресте автора Бояджиева Людмила Григорьевна

Глава 1 Детство Чем ярче детские воспоминания, тем мощнее творческая потенция. А. Тарковский 1Андрею Тарковскому повезло с наследственностью. Повезло, если принять как итог те семь с половиной фильмов, которые он успел внести в сокровищницу мирового кино, и не вспоминать

Из книги Лодыгин автора Жукова Людмила Николаевна

Глава 3. Детство Дороги в Стеньшино и сегодня проселочные. Зимой - по хрустящему насту, а летом, в сушь, прокатиться по ним одно наслаждение: кругом, на много верст, ровная как стол степь, только крохотными островками кое-где виднеются рощицы и побеленные хатки сел. А весной,

Из книги Книга жизни. Воспоминания. 1855-1918 гг. автора Гнедич Петр Петрович

Из книги Дейвид Гаррик. Его жизнь и сценическая деятельность автора Полнер Тихон Иванович

Глава I. Детство В один из весенних вечеров 1727 года домик мистера Гаррика был сильно освещен. Маленький городок уже спал, и тем страннее было видеть движение и суету в скромном жилище небогатого капитан-лейтенанта. В «большой» комнате, обыкновенно закрытой и темной,

Из книги Бах. Моцарт. Бетховен автора Базунов Сергей Александрович

Глава I. Детство Семья. – «Старый капельмейстер». – Отец. – Первые занятия музыкой. – Пфейфер. – Эден. – Нефе. – Вступление в жизньЛюдвиг ван Бетховен – нидерландец по происхождению – родился в городе Бонне (на Рейне) и был крещен 17 декабря 1770 года; день рождения его

«Прекрасна, как Мадонна Рафаэля» – эти слова вот уже больше четырех веков звучат высшей похвалой духовной и физической красоте женщины, гимном ясному и горькому материнскому счастью. Исследователей творчества гения Возрождения удивлял тот факт, что все образы Мадонн римского периода творчества художника объединяют общие черты. Кто же была та женщина, которую он рисовал с таким упоением? Долгое время легенда о прекрасной возлюбленной Рафаэля Форнарине считалась мифом.

Любовь и коварство. Гениальность и злодейство. Как часто возвышенное и низменное идут рядом. Наш мир несовершенен, но творчество Рафаэля стало в искусстве синонимом чувства меры, красоты и грации. Среди огромного количества живописных работ священной и неисчерпаемой темой для художника стали образы Ма­донн. По словам Дж. Вазари, они кажутся «скорее вы­лепленными из плоти и крови, нежели красками и ри­сунком».

С именем Рафаэля связано много романтических ле­генд, его жизнь окутана домыслами. Внешне общитель­ный и открытый, художник редко с кем бывал открове­нен, имел много знакомых, но мало друзей. К друзьям относились ученики и наследники, его состояния Д. Ро­мане, Ф. Пенни, а также знаменитые люди того времени: А. Киджи, Б. Кастальоне, Б. Биббиена, П. Бембо. Из пи­сем последних двух в основном и почерпнуты отдельные сведения о личной жизни Рафаэля, его увлечениях и развлечениях. Скорее всего, из их воспоминаний и по­явилось имя любовницы художника – Маргариты Луги, а затем возникли почему-то сразу две ее биографии. В основе одной лежала возвышенная светлая любовь девушки к Рафаэлю. Из другой она предстает величай­шей злодейкой, которая очаровала гения и свела его в могилу.

Рафаэль был тем счастливым избранником, для кото­рого творчество не было мучительным поиском недося­гаемой цели. Его врожденное чувство меры, исключи­тельное чутье пространства, равновесия и гармонии породили искусство «вечной красоты» – спокойное, воз­вышенное, идеальное. Художник не стремился к углуб­ленному постижению внутреннего мира человека, как Леонардо да Винчи, краски на его картинах не жгли огнем, как у Тициана, его не тревожил дух трагического бунтарства Микеланджело. Он «счастливо не замечал разлада между идеалом и действительностью». Классиче­ское искусство Рафаэля синтетично, музыкально и уди­вительно соразмерно.

Блистательное развитие его таланта живописца связа­но с той духовной и художественной средой, в которой он родился и воспитывался. Рафаэлло появился на свет в маленьком горном городке Урбино (Умбрия) 6 апреля 1483 года в семье живописца и поэта-гуманиста Джованни Санти (Санцио). Его отец женился поздно, взяв в супруги дочь урбинского купца Мадже Чиарле. Из их троих детей в живых остался только старший – Рафаэл­ло. Весьма образованный Джованни преподал сыну пер­вые уроки живописи в своей мастерской и сумел вну­шить мальчику любовь и преклонение перед искусством. При дворе урбинского герцога Монтефельтро, где Санти работал, царила утонченная, интеллектуальная атмосфе­ра. А наследие таких великих мастеров, как Пьеро делла Франческа и Донато Броманте, творивших в Урбино, стало той идеальной средой, в которой расцвел живопис­ный дар его сына.

Рафаэлло рано остался сиротой. Ему было всего во­семь лёт, когда умерла мать, а три года спустя он поте­рял и отца. Заботу о мальчике взял на себя дядя Симоне Чиарла. Не забывали о нем и при дворе. Он продолжил обучение в мастерской своего отца, которой руководили помощники, а затем, в 1500–1505 годах, – у Пьетро Перуджино – главы умбрийской школы живописи, до­верчиво следуя за его манерой. Ученик перенял у настав­ника мягкость и плавность линий и идеальное чувство композиции.

Молодой художник имел множество заказов в Сиене. Но увлеченный рассказами очевидцев о «битве гигантов» – живописном состязании Микеланджело и Леонардо да Вин­чи, «забыв о своих выгодах и удобствах», он переезжает во Флоренцию. Всегда готовый получить новые знания и опыт, Рафаэль самостоятельно занялся изучением разносторон­них достижений флорентийского искусства, не прерывая творческой деятельности. Громадную известность худож­ник приобрел многочисленными (не менее 15) флорентий­скими Мадоннами, привлекающими своим разнообразием и классическим совершенством художественного решения одной темы. Образы Богоматери работы Рафаэля, утратив былую хрупкость и созерцательность, наполнились зем­ным материнским чувством, которое так близко и понят­но каждому человеку. Их внешняя красота неотделима от духовного совершенства и благородства («Мадонна в зеле­ни» и «Мадонна с безбородым Иосифом», обе в 1505 г.; «Мадонна со щегленком», ок. 1506 г.; «Прекрасная садов­ница», 1507 г.).

«Прекрасна, как Мадонна Рафаэля» – эти слова зву­чат высшей похвалой духовной и физической красоте женщины, гимном ясному счастью материнства. Эта тема была для художника неисчерпаема, и вряд ли ему хвати­ло бы и ста лет жизни, чтобы реализовать сотни эскизов и набросков, постепенно заполнивших многочисленные папки. Флорентийцы быстро оценили «мастера Мадонн». Слава художника и образрванного галантного человека летела впереди него. Рафаэль привлекал к себе людей редкими душевными качествами, с которыми, по словам Вазари, «соединилось столько грации, трудолюбия, красо­ты, скромности и доброй нравственности», что его мож­но было считать не человеком, «но смертным Богом». Автопортрет, написанный в 1506 году, представляет че­ловека, общение с которым гасило все «неудовольствия» и «всякие низкие и дурные замыслы. В течение всей жизни он не переставал являть наилучший пример того, как нам следует обращаться как с равными, так и с выше и ниже стоящими нас людьми». Он никогда ни с кем не соперничал, никому не завидовал и не критиковал дру­гих. Вместо этого Рафаэль радовался жизни, миру, лю­дям и возможности творить. Художник никогда не ис­кал друзей и покровителей. Он был окружен ими, как князь – свитой. И поэтому неудивительно, что благода­ря множеству рекомендаций, исходивших в том числе от урбинского герцога делла Ровере (племянника папы Юлия И) и папского архитектора Браманте, работавшего над украшением Ватикана, Рафаэль на 25-м году жизни был приглашен к папскому двору.

Приехав в Вечный город, он обнаружил, что большая часть дворцовых залов уже полностью или частично оформ­лена другими живописцами. Но Юлий II, покоренный «ге­нием доброй натуры» Рафаэля и первыми эскизами худож­ника, поручил ему заново расписать предназначенные для папы три Ватиканские станцы (комнаты), отстранив более именитых мастеров – Перуджино, Содому, Брамантино, Перуцци. Живописец кротких, задумчивых Мадонн с уди­вительной быстротой стал несравненным мастером огром­ных фресковых росписей.

В идеально-уравновешенных сценах «Диспутов», «Афинской школы» и «Парнаса», впи­санных в сложную архитектонику покоев, нельзя ни при­бавить, ни убавить малейшего штриха, чтобы не нарушить «строго выверенную гармонию совершенного целого». Яс­ное композиционное чутье, безупречное владение простран­ством позволили Рафаэлю живописно рассказать о красо­те разумного совершенного человека – идеала итальянских гуманистов.

Работа в станцах захватила Рафаэля, но она была столь огромна, что постепенно художник «оброс» многочислен­ными помощниками и учениками, «которым он помогал и которыми руководил с чисто отеческой любовью. Поэто­му, отправляясь ко двору, он был всегда окружен полусот­ней художников... В сущности, он прожил не как художник, а как князь», – писал Вазари. Рафаэль доверил роспись третьей «Станцы дель Инчендио» (1515–1517 гг.) по сво­им картинам любимому ученику Джулио Романо и другим молодым художникам. Ни один мастер не смог похвалить­ся таким взаимопониманием и дружбой, которые царили в школе Рафаэля.

Но как бы ни был загружен художник в Ватикане, он создал много произведений для своего друга и покровите­ля, одного из богатейших и влиятельных лиц Рима, банки­ра и купца Агостино Киджи. Не прекращал Рафаэль и ра­боту над алтарными образами («Мадонна делла Тенде», ок. 1508 г.; «Мадонна Альба», 1509 г.; «Мадонна с рыбой», «Мадонна дель Импанната», обе в 1514 г.). Но если флорентийские Мадонны – это трогательные юные мате­ри, поглощенные заботой о ребенке, то римские Богома­тери – светлые богини, несущие миру одухотворенную гар­монию жертвенности, независимо от того, царят ли они над другими фигурами («Мадонна ди Фолиньи», 1511 – 1512 гг.) или решены в интимно-жанровом плане («Ма­донна в кресле», 1514–1515 гг.).

Высшим достижением художественного гения Рафаэля явилась «Сикстинская Мадонна» (1513–1514 гг.). Худож­ник перепоручал все ватиканские работы своим учени­кам, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой маленькой Пьяченце большой запрестольный образ – свою самую знамени­тую картину. Он работал радостно и быстро и создал неповторимый образ Богоматери, соединив в нем боже­ственную красоту женщины-матери и высшего религиоз­ного идеала. «Занавес раздвинулся, и тайна небес откры­лась глазам человека... В Богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого движения; но чем больше смот­ришь на нее, тем больше кажется, что она приближает­ся», – так писал о картине поэт В. Жуковский. Все в ней необыкновенно просто, но чем дольше вглядываешь­ся в тревожные глаза Марии, тем сильнее осознаешь трагическую жертвенность, на которую добровольно об­рекла себя мать будущего Бога. Ее невидящий взгляд необычайно больших глаз затуманен тревогой о сыне. «Мадонна» Рафаэля на века стала художественным оли­цетворением материнства, духовной красоты, горького счастья и мученичества. И нет в мире более совершен­ной Мадонны, чем Сикстинская.

Типичность некоторых женских образов римского пе­риода связывают с тем, что моделью для них послужила возлюбленная Рафаэля, прозванная Форнариной. Эта жен­щина с благородными чертами лица, которую он любил до самой смерти, изображена и на портрете «Донна Велата» (или «Дама под покрывалом», 1514 г.), принад­лежащем к числу величайших шедевров Высокого Воз­рождения. Это ее называют то Музой, то злым гением Рафаэля. Их любовная история спустя годы получила два «сценария», хотя жизненная канва в обеих версиях оди­накова.

Преуспевающий сиенский пекарь Лути был изгнан из одного города тираном Петруччи. Он бежал в Рим с дочерью и сестрой и здесь обратился за помощью к своему земляку, Агостини Киджи, чье богатство и власть про­стирались до самого папского престола. Так он обзавелся щедрым покровителем, который подарил ему маленький домик и предоставил кредит. Пекарь нанял учеников и помощников. Эти шустрые юноши не сводили глаз с его красавицы-дочери Маргариты, прозванной Форнариной – Булочницей. Ей было всего 17–18 лет, но по обычаям ого времени она уже была девушкой на выданье и имела жениха – Томазо Чинелли, пастуха в одном из имений щи. Стены его загородной виллы Фарнезина в то время расписывал Рафаэль. Однажды он заметил гуляющую в парке девушку и понял, что ее красота достойна быть навечно запечатленной. Маргарита прикинулась скромницей и отправила художника к отцу и жениху – просить разрешения.

Говорят, за 50 золотых монет пекарь позволил Рафаэлю рисовать дочь, сколько его душе угодно, а переговоры с будущим зятем взял на себя. Томазо, с нетерпе­нием ожидающий свадьбы, стал упрекать Маргариту в намерении изменить своему слову: ведь Рафаэль, как и большинство богатых мужчин того времени, вел распутную жизнь, пользуясь услугами куртизанок разного уровня. Чтобы отделаться от навязчивого жениха, ставшего преградой к невиданным богатствам, девушка торжественно поклялась в церкви Санта-Мария дель Пополо выйти него замуж. У Томазо не осталось сомнений, ведь она явно принадлежала ему телом, а теперь, как он полагал, духом.

Сама же Маргарита даже не подозревала, кого она поймала в свои сети. Избалованный любовью и преклонением женщин, Рафаэль впервые влюбился. Он засыпал этого ангела» подарками, принимал ее как именитую гостью и рисовал, рисовал, рисовал. Первое время Форнарина скром­но оставалась моделью. Единственная ночь, проведенная Рафаэлем с «абсолютно невинной», но опытной женщи­ной, заставила художника потерять голову. За три тысячи золотых монет не страдающий предрассудками отец по­зволил ему забрать дочь на любой срок.

Рафаэль поселил Маргариту на роскошной вилле, одел, как принцессу, осыпал драгоценностями и даже забросил работу. Целый год он пренебрегал заказами папы Юлия II, полагая, что станцы в Ватикане менее важны, чем пре­красная ненасытная любовница. А раздраженный приоста­новкой работ Агостино Киджи предложил Рафаэлю посе­литься на своей вилле Фарнезина – конечно, вместе с Маргаритой. Ловкая интриганка и здесь не оплошала. Оправдываясь, что любимый из-за нее теряет заказы, а следовательно – деньги и славу, она согласилась поки­нуть «их гнездышко». Сама же Форнарина преследовала сразу две цели: оградить себя от разгневанного изменой жениха и приблизиться к более богатому и могуществен­ному покровителю – Киджи.

Стареющий банкир попался на «юные прелести» Мар­гариты, которые она ему беззастенчиво предложила. Он спас ее от «домогательств» Томазо. Пастуха связали и дос­тавили в монастырь Санто-Козимо, настоятель которого, двоюродный брат Киджи, обязался продержать того в тем­нице сколько понадобится.

Маргарите мало было двух влиятельных любовников, она без зазрения совести кокетничала с учениками и по­мощниками Рафаэля, хотя те избегали любого контакта с ней. Художник же оставался в неведении о вероломстве своей возлюбленной. Он не слушал увещеваний друзей и учеников. Говорят, в одном из разговоров между талант­ливыми учениками художника Перино-дель-Вага и Джулио Романо последний откровенно признался: «Если бы я нашел ее в своей постели, то скорее бы перевернул матрац на другую сторону, чем лег рядом с ней». В 1518 году на Форнарину позарился юный болонец Карло Тирабоччи. Он даже гордился, что спит с любовницей своего учителя, а то, что остальные ученики порвали с ним все отноше­ния, считал завистью. Молодые люди повздорили. Дело окончилось дуэлью. Перино-дель-Вага убил Тирабоччи. Правду от Рафаэля скрыли. А Форнарина вскоре нашла болонцу замену.

Только Рафаэлю ни одна женщина не могла заменить Маргариту. В течение шести лет днем он работал, а ночи превращал в изнурительный любовный костер, на кото­ром сгорало его здоровье. Художник слабел на глазах. Вра­чи, не догадываясь о причинах недомогания, раз за разом пускали ему кровь. Но только Рафаэлю становилось луч­ше, он вновь попадал в вампирские объятия Форнарины. физические силы художника иссякли. Кардинал, принес­ший последнее благословение от папы Льва X, потребовал изгнать из комнаты умирающего продажную женщину. Маргарита цеплялась за ножки кровати и превосходно ра­зыгрывала отчаяние. Лишь в последние часы своей жизни Рафаэль осознал: женщина, которую он изображал свет­лой Мадонной, имела черную душу.

Маргарита не тосковала о покойном. По завещанию она получила приличную сумму и могла в дальнейшем вести роскошную жизнь. Особым покровительством она пользо­валась у Агостино Киджи. Не пропускали шикарную кур­тизанку и другие состоятельные мужчины. Она даже пред­ложила свои объятия бывшему жениху, бежавшему из монастыря, но Томазо с презрением бросил ей в лицо горсть земли. Маргарита Луги окончила свою жизнь в монасты­ре, но как она туда попала и когда умерла – неизвестно. Такова первая версия любовной связи прекрасной Булоч­ницы и великого Рафаэля.

Но возможно ли, чтобы художник, читающий человече­ские души по глазам, не сумел заметить низменных мыслей, царивших в этой прелестной головке? Ведь не ради «красно­го словца», не ради желания очистить образ Рафаэля от скверны появилась вторая легенда – чистая, возвышенная, идеальная, как произведения самого художника.

В дом пекаря Франческо Луги привел Рафаэля по­кровительствующий семейству Агостино Киджи. Одного взгляда было достаточно художнику, чтобы понять – та­кой красивой женщины, как Маргарита, он еще не видел. Она походила на прекрасную скульптуру: точеный стан, мягкая линия шеи, налитая юным соком грудь, губы по классическим меркам маленькие, а нос – чуть длиннее, чем нужно. Но глаза... Темные, пылающие угли. В них столько жизни, добра, ласки. Маргарита тоже присматри­валась к знаменитому художнику: выглядит, как юный князь, хотя ему минул 31 год, манеры изысканны, но без надменности, и обращается к ней, дочери простого пека­ря, как к знатной патрицианке. А когда он улыбнулся, де­вушка почувствовала, что прекраснее мужчины она встречала. Ведь недаром говорили, что Рафаэль порождал вокруг себя гармонию и привлекал к себе людей редкими душевными качествами.

Рафаэль испросил разрешение отца Маргариты рисо­вать ее, а один из набросков обещал подарить девушке. Агостино Киджи тут же прикинул в уме, сколько увесис­тых дукатов может стоить такой эскиз, ведь кардиналы и герцоги соперничали друг с другом за честь иметь картину Рафаэля. Первые сеансы проходили под неусыпным над­зором тетки. Художник ловил себя на мысли, что мечтает остаться с девушкой наедине, а иногда спохватывался и вспоминал, что он обещал жениться на племяннице влия­тельного кардинала Биббиена – Марии Довици, и тут же гнал от себя эти мысли. Рафаэль, как мог, затягивал сеан­сы, и когда тетка оставляла их на минутку, они просто смотрели друг на друга. Под его взглядом Маргарита рас­цветала, как дивный цветок.

«Я покорился, стал жертвой зноя любовного», – про­читала как-то Форнарина на одном из набросков. Она сразу же поверила, что эти строки посвящены ей, и согласилась на свидание в сумерках у храма Санта Ма­рия ин Трасте вере, находившегося в квартале бедноты, где нравы были попроще, куда честная девушка могла отправиться вечером без сопровождения. Они разговари­вали и целовались. Рафаэль признался в любви, но сразу же предупредил, не раскрывая причин, что жениться не сможет: у него был долг перед невестой, и еще, полагают биографы, папа Юлий II обещал художнику кардиналь­ский сан (что, естественно, исключало брак). Это вполне можно было допустить, ведь еще в 25 лет он получил «место секретаря апостолических бреве» – сан весьма значительный даже для молодых прелатов.

Рафаэль предоставил девушке право сделать выбор са­мостоятельно. Форнарина ответила согласием: между по­зором и монастырем она выбрала любовь. Художник по­святил в свои планы Агостино Киджи и купил у него за 4000 дукатов дом в новом районе Рима, где Маргариту никто не знал. Чтобы не возникло лишних разговоров о ней как о содержанке, он нотариально оформил половину дома на ее имя. Для переезда влюбленные выбрали время, когда Франческо Луги уехал из города по делам банкира. В доме было приведено в порядок всего несколько комнат, да и мебели не хватало. Все средства художника ушли на по­купку жилья, но на платья, туфельки и украшения для любимой он не поскупился. Красота Маргариты получила достойную оправу.

Девушка боялась даже выйти из дома. Среди ее новых знакомых были только ученики и помощники художника, а также «прекрасная Империя» – в прошлом знаменитая куртизанка, а теперь верная возлюбленная Агостино Киджи, родившая ему дочь. Две красивые женщины нашли общий язык: им нечего было делить, каждая любила свое­го мужчину, каждая знала, что никогда не станет законной женой возлюбленного. Империя давно смирилась с этим, а Маргарита только начала привыкать. По совету образо­ванной, разбирающейся в искусстве и литературе курти­занки она занялась изучением греческого языка, много читала, чтобы быть достойной своего гениального люби­мого. Но вся ее неуверенность в себе исчезала, лишь толь­ко Рафаэль после долгого трудового дня возвращался до­мой. Форнарина никогда не задавала ему тревожащих душу вопросов, не выдвигала требований и даже не подозрева­ла, какую волну интересов и слухов вызвала своим появ­лением в доме Рафаэля. Их жизнь оставалась для всего Рима тайной. А они любили друг друга самозабвенно, и так же самозабвенно он писал ее портреты: одетую в бога­тое платье патрицианки, обнаженную, прикрытую лишь легкой, прозрачной вуалью, и, конечно, Мадонной. Мар­гарите казалось, что именно в эти часы они были особо близки. Она могла целый день терпеливо простоять у окна ради светлых мгновений счастья.

Маргарита видела, с какой любовью Рафаэль наклады­вает каждый штрих. Может быть, поэтому линии на порт­ретах так и струятся, навеки запечатлевая редчайший эта­лон незамутненной женской красоты. Форнарина ощущала каждой клеточкой тела эти нежнейшие прикосновения кисти. А Рафаэль до последних дней жизни был покорен ее совершенством, теплом и нежностью. «Я побежден, при­кован к великому пламени, которое меня мучает и обесси­ливает. О, как я горю! Ни море, ни реки не могут поту­шить этот огонь, и все-таки я не могу обходиться без него, так как в своей страсти я до того счастлив, что, пламенея, хочу еще больше пламенеть».

Из-за этой страсти он из года в год откладывал необходи­мость жениться на племяннице кардинала, оправдываясь большим количеством заказов. И это тоже было правдой. Последние годы жизни Рафаэль работал на износ. К долж­ности придворного живописца при папском дворе с 1514 года добавилась обязанность главного архитектора Ватикана, а через год – и «комиссара древности», «префекта всех кам­ней». Эта работа, в особенности охрана памятников рим­ской античности, отнимала много сил и времени. А еще ему так хотелось переносить на картины новые воплощения Маргариты, лицо которой излучало море доброты.

Именно тогда художник создал неповторимый образ «Сикстинской Мадонны», с трепетом перенеся на холст черты своей единственной возлюбленной – Маргариты Луги. Написать столь светлый образ женщины Рафаэль мог, только глядя в ясные глаза, в которых светилась кри­стально чистая душа.

Шесть лет тихого домашнего счастья и напряженной ра­боты. Маргарита видела, как изо дня в день наваливается на любимого усталость: темные тени под глазами, отсутствие аппетита, бессонные ночи. Он не уставал от ее присутствия и никогда не скучал рядом с ней. С тех пор, как умерла Империя, у Маргариты не осталось друзей, а с переездом в новый дом, который находился в аристократическом рай­оне, она даже перестала выходить на прогулки. В любой день Форнарина могла вернуться под отчий кров, ведь отец звал ее и обещал, что дочь не услышит ни одного упрека. Франческо Луги уже давно рассчитался с долгами и теперь процве­тал. При соответствующем приданом Маргарита могла стать женой какого-нибудь подмастерья или ремесленника. Рафа­эль записал в банке на ее имя две тысячи дукатов, «развязав ей руки», да и банкир поглядывал на женщину своего друга призывным взглядом. Но Маргарита знала, что если Рафа­эль когда-нибудь покинет ее, то ей уже ничего не будет нуж­но. Даже перебравшись с художником на виллу Агостино, где Рафаэль расписывал стены, она не поддалась соблазну заменить хозяину Империю. Форнарина позировала для со­здания образов мифологических красавиц Психеи и Вене­ры. Фрески на вилле Фарнезина стали еще одним памятни­ком любви художника к Маргарите.

Рафаэль шатался от усталости. После очередного похо­да в каменоломни, где нашли античную статую, он слег с лихорадкой. Физические силы, в отличие от творческих, оказались не безграничны. Художник успел завещать свое состояние единственной любимой женщине, друзьям и ученикам. Полдома, шесть тысяч золотых дукатов и неза­конченную картину «Мадонна с птичкой» получила по за­вещанию Маргарита.

«В заключение я рассматриваю девицу Марию Биббиена, которую я из-за множества дел и хлопот не смог повести к алтарю, как мою супругу. Она может имено­вать себя – если ей это благоугодно – супругой нашего чистого союза». Слышала ли эти слова завещания Фор­нарина? Ведь она не отходила от постели Рафаэля ни на минуту, меняла компрессы, кормила его фруктами. Ког­да пришел кардинал Биббиена, чтобы дать отпущение грехов, и попросил женщину удалиться из дома, ее вол­новало только одно: кто подаст лекарства, сменит белье, сварит суп. Она словно приросла к земле. Никто не слышал, что тихо произнесла Рафаэлю перед уходом Маргарита, до кардинала донесся лишь сдавленный го­лос художника: «Очень... тебя... люблю...» Он понял, почему его племянница так и осталась в невестах. «Я про­вожу вас к карете, Мадонна Маргарита», – сказал пре­лат, увидев, как без единого звука, чтобы не потревожить любимого, она рыдает в соседней комнате.

Маргарита ждала своего приговора на вилле Киджи. Рафаэль умер, оплакиваемый всем Римом, в день свое­го рождения, в Страстную пятницу, 6 апреля 1520 года. Ему исполнилось 37 лет. Он был похоронен в Пантеоне. Рядом с гробницей художника на правах его невесты была погре­бена Мария Довици, племянница кардинала Баббиены...

Один из современников, сообщая о смерти Рафаэля, писал: «Окончилась его первая жизнь; его вторая жизнь, в его посмертной славе, будет продолжаться вечно в его произведениях». Великий художник угас вместе со своей эпохой: со смертью Рафаэля «Высокое Возрождение в живописи сказало свое последнее слово». И мало кто заметил, что жизнь в миру закончилась и для Форнарины. Она не воспользовалась огромным богатством. Ред­чайший эталон тихой, ничем не замутненной женской красоты, вдохновительница Рафаэля, она похоронила себя в монастыре, оплакивая смерть единственного любимого ею мужчины...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса